Урок 34-36
Тема Особенности языка произведений А.С.
Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели:
познакомить учащихся со сказками А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать
умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение;
работать со «Сказкой о рыбаке и рыбке»; учить делить текст на части, выделять
главную мысль; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту, милосердие;
учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по
вопросам; научить отличать сказку от других произведений; познакомить учащихся
с биографией А.С. Пушкина.
Планируемые результаты: учащиеся
должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про
себя; прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в
сказках.
Оборудование: портрет
А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки; карточки (текст
для речевой разминки, задания).
Ход урока
I.Организационный
момент
II.Проверка
домашнего задания
¾ Чтение
стихотворений наизусть.
III.Постановка
целей урока
¾
Сегодня
на уроке мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина.
¾
На
с. 90 прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто из вас
знаком с этой сказкой?
¾
Александр
Сергеевич не писал специально для детей. Создавая свои сказки, он собирал и
обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках
А.С. Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и
злом.
¾
Какие
сказки написал А. С. Пушкин?
¾
Всего
сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».
IV.Работа по
теме урока
Знакомство со сказкой
¾
(Учитель
включает аудио- или видеозапись сказки, а если нет такой возможности, то сказку
читает сам.)
¾
Каковы
ваши впечатления от сказки?
V.Физкультминутка
В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Там Баба-яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки, горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
VI.Продолжение
работы по теме урока
¾
(Чтение
сказки по частям. Одновременно ведутся словарная работа и обсуждение
прочитанного.)
Часть 1
Ветхая землянка — старый
дом, вырытый в земле.
Невод — большая
рыболовная сеть.
Откуп — плата.
¾
Где
жили старик со старухой?
¾
Сколько
лет они жили вместе?
¾
Что
случилось со стариком?
¾
Почему
старик отпустил золотую рыбку?
Части 2-3
Кликать — звать.
Пуще — больше.
Бранится —
ругается.
¾Как старуха
отреагировала на рассказ старика?
¾
Как
вы думаете, почему у нее было совсем другое отношение к произошедшему чуду?
¾
Как
вела себя рыбка по отношению к старику? Почему?
Части 4-5
Корысть — выгода,
польза.
Тесовые
вороты
— ворота, сделанные из тонких досок.
¾
Чего
захотелось старухе после того, как она получила корыто?
¾
Как
вы понимаете слова «На чем свет стоит мужа ругает»? (Очень сильно ругает.)
Части 6-8
Столбовая дворянка
—
дворянка старинного рода.
Душегрейка — женская
теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии.
Кичка —
старинный праздничный головной убор замужней женщины.
Чупрун — чуб,
хохол.
¾
Какое
новое желание появилось у старухи?
¾
Что
увидел старик, вернувшись домой?
¾Как старуха
отнеслась к старику? Почему?
VII.Рефлексия
¾
С
каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
¾
Что
у вас получилось? Чему научились на этом уроке?
VIII.Подведение
итогов урока
¾
С
какой сказкой вы познакомились на уроке?
¾
Как
бы вы поступили на месте старика?
¾
Какое
ваше самое заветное желание?
IX.Домашнее
задание
¾ Дочитать сказку.
Ход урока
I.Организационный
момент
II.Речевая
разминка
Сказка от начала
начинается,
до конца читается,
в середке не перебивается.
— Научитесь читать
пословицу скороговоркой.
— Прочитайте пословицу
выразительно. Объясните, как вы ее понимаете.
III.Постановка
целей урока
Сегодня мы
продолжим работу по сказке А.С. Пушкина. Будем учиться составлять план
произведения.
IV.Работа по
теме урока
Части 9—11
Белены объелась — сошла с
ума, обезумела.
Пряник
печатный — пряник с отпечатанными рисунками, буквами.
— Кем теперь
захотела быть старуха? (Вольною царицей.)
— Из каких слов мы
видим отношение автора к старухе? (Еще пуще старуха вздурилась.)
— Почему желание
старухи испугало старика?
— Что значит «Ни
ступить, ни молвить не умеешь!»?
— Выполнила ли рыбка
это желание?
— Как изменилась
старуха? (Она на старика даже не взглянула и прогнать его велела.)
— Кто такой невежа?
(Грубый, невоспитанный человек.)
— Как вы понимаете
выражение «Не садися не в свои сани!»? (Человек должен соответствовать
месту, которое занимает.)
Части 12—14
Быть на посылках —
находиться в полном подчинении у кого- нибудь.
— Какое новое
желание появилось у старухи?
— Пытался ли старик
вразумить, остановить старуху?
— Чем закончилась
сказка?
-Как вы понимаете выражение «остаться у
разбитого корыта»? (Остаться ни с чем.)
-Понравился ли вам конец сказки?
V.Физкультминутка
Пильщики
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим,пилим,пилим,пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова. (Дети имитируют
движения пильщиков.)
VI.
Продолжение
работы по теме урока
(Составление плана
сказки. Дети читают сказку по частям, озаглавливают их, учатся находить главное
в отрывке.)
VII.
Рефлексия
¾
С
каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
¾
Что
у вас получилось?
¾
Чему
вы научились на этом уроке?
VIII.Подведение
итогов урока
Чему учит эта сказка? (Примерный ответ.
В сказке А.С. Пушкин обличает людские пороки. Старик вынужден покоряться воле
жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она ни
вознеслась. Но, как и во всех сказках, зло бывает наказано, так и здесь сказка
завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в
крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.)
IX.Домашнее
задание
Перечитать сказку.
Ход урока
I.Организационный
момент
II.Речевая
разминка
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяН И.
В подарок белочке овЦА
Несет четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
¾
Прочитайте
медленно хором.
¾Ответьте на вопрос
стихотворения. (Здесь две синицы.) (Чтение с разной интонацией,
скороговоркой.)
III.
Постановка
целей урока
Сегодня на уроке
мы будем учиться характеризовать героев, читать выразительно отрывки, которые
будете находить, отвечая на вопросы. Также вы узнаете об авторе сказки.
IV.Работа по
теме урока
1. Характеристика героев
¾
В
сказке есть положительные и отрицательные герои, герои- помощники и нейтральные
герои.
¾
На
доске (или на карточках) дан план, по которому вы будете давать
характеристику.
План
• Где живет
герой?
• Чем
занимается?
• Какие
поступки совершает?
• Какой
характер у героя?
• Что думает
о нем автор?
• Что вам
понравилось или не понравилось в герое?
¾Сколько главных
героев в сказке? Кого отнесли к положительным, а кого — к отрицательным? (Дети
дают характеристику старухи и рыбки.)
¾Ребята, а к каким
героям относится старик? (Высказывания детей.)
Информация для учителя
Необходимо помочь
детям прийти к выводу о том, что старик не является положительным героем. Он,
конечно, простоват и добр, но имеет нетвердый характер. Он выполняет все
приказы старухи, и она требует для себя все больше и больше.
2. Анализ «сказочных примет»
¾
Вспомните
признаки сказки и докажите, что это произведение относится к жанру сказки.
{Ответ. Есть зачин, троекратный повтор, сказочные герои, своеобразный язык
сказки, поучительный характер сказки, волшебство.)
V.Физкультминутка
Поезд
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны повез,
Точно настоящий.
Кто едет в поезде?
Плюшевые мишки,
Кошки пушистые,
Зайцы и мартышки.
Кто едет в поезде?
Куклы и матрешки.
Стрелочник, стрелочник
Вышел из сторожки.
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога
Вдоль нашей комнаты
Прямо до порога.
VIII. Закрепление
изученного
1.Рассказ учителя об А.С. Пушкине
2.Выборочное чтение
по вопросам
— Найдите в произведении
отрывок, в котором говорится, как старик поймал рыбку.
— Что старик сказал
рыбке перед тем, как отпустить?
— Как отнеслась
старуха к рассказу старика?
— Как отнеслась
рыбка к первой просьбе старика?
— Прочитайте, как
менялись желания старухи.
— К герою-помощнику
можно отнести море. Прочитайте отрывки о том, как оно менялось.
3.Работа с
пословицами
(Учащиеся в парах
читают и обсуждают пословицы на с. 100.)
VII.Рефлексия
¾Выберите и
продолжите любое предложение.
¾
На
сегодняшнем уроке я узнал…
¾
На
этом уроке я похвалил бы себя за…
¾
После
урока мне захотелось…
¾
Сегодня
я сумел…
VIII.Подведение
итогов урока
¾
Что
вы изучали на уроке?
¾
Что
было для вас особенно интересно?
Проходят годы. Но
время не властно над памятью о Пушкине. Каждый год в день рождения поэта (6
июня) мы вспоминаем его. А с 2011 г. этот день стал во всем мире отмечаться как
День русского языка (по решению ООН). В Москве, на Пушкинской площади, стоит
бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан скульптором Опекушиным
на средства, собранные народом. Люди приходят к памятнику, читают стихи.
IX.Домашнее
задание
Нарисовать рисунок
к понравившемуся отрывку (можно придумать обложку для этой книги-сказки).
19 ноября
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки
Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть.
А теперь поработаем с текстом. Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня).
1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)
2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)
3 часть — с.97 — 100.
В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.
В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов.
Значение слов, которых нет в словаре:
Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.
Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.
Царские палаты — это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.
В понедельник в классе будем работать по тексту выборочным чтением.
17 ноября
Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их произведениями.
А.С. Пушкин.
Посмотрите краткую биографию поэта.
Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок?
А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы.
Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).
Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).
И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1.
А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть.
Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.
16 ноября
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».
Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень».
На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и
№ 2.
Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.
15 ноября
Тема: В. Брюсов «Листья сухие…», В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)
Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.
Выразительно прочитайте в учебнике новые стихотворения на с. 74 — 76. Ответьте на вопросы.
Познакомьтесь с текстом на с. 77.
Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия?
Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.
Нарисуйте на листе бумаги «жителей» особого царства живой природы.
Кто не рассказал стихотворение — жду.
12 ноября
Тема урока: А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений
Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.
1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75
2.Ответьте на вопросы
Физминутка
3. Послушайте ещё одно стихотворение
4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.
5 Выучите наизусть.
Жду видео ваших выступлений.
10 ноября
Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…». Внеклассное чтение 2. Стихи об осени.
Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.
1. Работа по учебнику
Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения.
Озимь – это:
1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.
Потренируйтесь читать с выражением. Какие стихотворения об осени вы знаете?
Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)
9 ноября
Тема урока: Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева.
Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».
1. Работа с учебником
Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.
На с. 66 прочитайте обращение к учащимся.
— — А вам нравится осень? Если да, то чем? На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки).
Физминутка
2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже. Д/З выразительно читать стихотворение
8 ноября
Тема урока: Внеклассное чтение. Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ.
Цель: познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.
1. Повторение
Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора. Эти сказки можно разделить на две группы:
— бытовые сказки
— сказки о животных
Задание 1: разделите пройденные сказки на эти две группы.
2. Работа над новым материалом
Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.
В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства.
2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди
2.2 Работа по учебнику
Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).
Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка
Прочитайте сказку.
3. Закрепление
3.1 Проверка понимания текста.
— Понравилась вам
сказка?
— Что в сказке
волшебного?
— Назовите героев
сказки.
— Куда ушли мать и
отец?
— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?
— Кто унёс братца?
— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?
— Помогли ли они в
поиске? Почему?
— Где она нашла
братца?
— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?
— Кто помог им
вернуться домой?
— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?
Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:
1. Потеря брата.
2. Поиск.
3. В избушке у Бабы Яги.
4. Возвращение домой.