Старик и сова сказка читать

Бианки сова главная мысль. чему учит? полезное главная мысль сказки сова бианки: главная мысль все в природе взаимосвязано. в

Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?

polyarnaya sova belayaПолезное

Главная мысль сказки «Сова» Бианки:

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Чему учит рассказ «Сова» Бианки?

Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

«Сова» для читательского дневника

Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Бианки Виталий сказка «Сова»

Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки

Автор: Бианки, Виталий Валентинович

Название произведения: «Сова»

Число страниц: 3

Жанр: сказка о животных.

Главные герои: старик, сова.

Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.

Характеристика главных героев:

Сова — мудрая и умная птица.

Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.

Старик — глупый и наивный.

Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.

Из-за своей гордости и пострадал.

Характеристика второстепенных героев:

Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.

Краткое содержание сказки «Сова»

Любил один старик побелить чай молоком.

Но повздорил он как-то с соседкой Совой.

Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.

А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели с поля.

Не уродился без шмелей клевер.

Нечего стало есть корове.

Исчезло у неё молоко.

Пришлось старику просить прощения у совы.

Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.

Дала корова молоко, и стал старик чай белить.

План рассказа:

  1. Ссора старика и совы.
  2. Наглые мыши.
  3. Улетевшие шмели.
  4. Исчезновение клевера.
  5. Отсутствие молока.
  6. Прощение.
  7. Всё становится как прежде.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сова» Виталия Бианки

Основная мысль рассказа «Сова»

Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.

Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.

Чему учит рассказ

Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.

Учит уважать своих соседей.

Учит уметь прощать.

Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.

Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.

Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.

Автору удалось написать произведение на тему экологии.

Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.

Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.

Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.

Но вытерпела и дождалась извинений.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.

А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.

Пословицы к произведению:

  • Один за всех и все за одного.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
  • Из-за тебя и я не в почёте.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Белить чай — наливать в него молоко.
  • Хорониться — прятаться.
  • Утекай — убегай.
  • Цветень — пыльца.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

В одной далёкой галактике, среди несчётного количества космических тел, в невероятной осенней палитре утопала Яркая планета.
 

Всевозможные оттенки оранжевого и коричневого, вовсе не унылого, а такого приятного как чай с мёдом или грушевым вареньем. Как же это похоже на наши земные осенние красоты природы. Только всё более насыщенно.
 

Прохладный ветер кружил кленовые листья на дороге, словно специально расчищая путь для одинокой маленькой путницы. Дневное светило приятно грело спину, проникая даже сквозь плотную ткань курточки с капюшоном, словно прикосновение родного человека. Ей сильно не хватало таких прикосновений и хотелось узнать, как это, когда можно просто тихонько сидеть в маминых объятьях. Хоть одну единственную минуточку так замереть, прислушиваясь к сердцебиению, и она была бы самой счастливой девочкой на Яркой планете. Айза даже остановилась, так реально ей рисовало воображение тепло материнских рук. Но уже через мгновение она продолжила свой, однозначно сложный для десятилетней девочки, путь.
 

Это была та самая дорога, которую прошлой зимой преодолела команда храбрецов, в поисках первого снега. Но сейчас была золотая осень, прекрасная погода, да и волшебника Гротта уже никто не боялся. Наоборот, местный народ время от времени обращался к старому мудрецу за советом и помощью. В благодарность угощая домашними пирогами. Все знали, что Гротт их очень любит.
 

В горах воздух был значительно прохладнее и Айза даже накинула на белокурую кудрявую головку капюшон. На вершине самой большой горы лежали снежные шапки. Из рассказов взрослых девочка знала, что именно там живёт волшебник. Впрочем, найти дорогу не составляло большой сложности, туда вела тропа, вытоптанная посетителями и друзьями Гротта. Но она никак не ожидала, что разлом перед входом в пещеру такой глубокий и страшный, а верёвочный мост окажется таким длинным. Впервые за всё время своего путешествия Айза испугалась.
 

Над ущельем появились большие белые совы, верные помощники волшебника. Они кружили, тревожно вглядываясь в слишком маленькую посетительницу, но уже через пару минут исчезли в темном зеве пещеры.
 

Девочка, усмиряя природный страх высоты, уже ступила одной ножкой на опасную переправу, когда из входа в пещеру вылетели две прекрасные белые птицы и сразу за ними вышел сгорбленный старик.
 

– Нет- нет, девочка! Оставайся там, я сам к тебе приду, – кричал он сиплым старческим голосом изо всех сил. Но ветер поглотил почти всю фразу и до Айзы долетело лишь пару слов. Но она остановилась и послушно ждала, пока волшебник сам пройдет по мосту.
 

– Здравствуйте, уважаемый волшебник Гротт, – громко и очень пафосно обратилась Айза к старику, как только он, удивительно ловко для своего возраста, сошел с моста. – Вы даже не представляете, как я рада с вами встретиться, – продолжала она, очень стараясь понравиться волшебнику.
 

– Милая девочка, неужели ты не знаешь, как опасно здесь находится детям. Неужели родители отпустили тебя одну в такое сложное и далёкое путешествие? Или они тоже здесь, – оглядываясь по сторонам спрашивал Гротт.
 

– Нет, никто меня не отпускал. Но я оставила папе записку. Он вечером вернётся домой и прочитает, – Айза объясняла, виновато потупив взгляд. – И вечер уже давно настал.
 

– Ну как же так? Твоя мама, наверное, очень расстроена и напугана.
 

– У меня нет мамы! Понимаете?! У всех есть, а у меня нет! – на небесно-голубых глазах появились хрустальные слезинки, отчего сердце белобородого старика сжалось и наполнилось тоской.
 

– Милая девочка, не плачь, пожалуйста, – лепетал он, поглаживая её плечо.
 

– Вы мне поможете?
 

– Конечно. Я сделаю всё, что смогу. Я тебе обещаю, только не надо плакать. Но нужно обязательно отправить весточку твоему отцу, – и волшебник легонько и протяжно просвистел, призывая сов. – Я проведу тебя по мосту и мы напишем твоему отцу, а мои птицы доставят письмо. Идём, ветер крепчает и начинает темнеть.
 

Благополучно перебравшись через ущелье, девочка оказалась в длинном коридоре пещеры, освещённом чудесными голубовато-серебристыми шариками со снежинками внутри. Над головой пролетели совы, устремившись куда-то вглубь. Она шла за стариком, восхищённо осматриваясь по сторонам. Уже через несколько минут они вошли в большое помещение, созданное самой природой, с высоким потолком. На стенах также мерцали гирлянды со снежинками. Примерно треть всей пещеры была завалена книгами. Они просто лежали небрежными стопками на каменных выступах или деревянных столах и стульях, просто на полу, в конце концов. Девочке, привыкшей к порядку, такой вид совсем не понравился.
 

– Иди сюда, девочка, – махал рукой волшебник, подзывая её к единственному, незаваленному рукописями, столу. – Напишем весточку твоей семье, чтобы они не волновались, – вытащив откуда-то клочок бумаги, продолжал Гротт.
 

Айза послушно подошла и быстро вывела пером несколько аккуратных строк для отца. Она всегда была прилежной ученицей в школе. Волшебник и его птицы, занявшие один единственный в комнате стул, не отрываясь изучали свою гостью, пока она писала, словно пытаясь понять, в чём подвох. Что толкнуло маленькую и хрупкую девочку на такой безрассудный поступок.
 

– Ну вот и хорошо, сейчас подсохнет и совы отправятся в путь, – достав из сундука возле стола холщевый мешочек, довольно произнес Гротт. – А теперь скажи, как тебя зовут?
 

– Айза.
 

– Так чем я могу тебе помочь, Айза? – расправив полы своего одеяния, сильно похожего на халат, продолжал спрашивать старик.
 

– Я… Я ищу свою маму. Она особенная. Не такая как все, – усаживаясь на самый большой сундук рядом с волшебником, начала отрывисто объяснять Айза. – Моя мама фея.
 

– Фея!? – густые белые брови Гротта поползли вверх.
 

– Да, фея осени. В этом все и дело. Осень уже заканчивается, а мама опять не пришла ко мне. Вы должны мне помочь. Нужно задержать осень, чтобы я могла встретиться с мамой, – от волнения девочка говорила очень быстро и старик еле успевал за ходом её мыслей.
 

– Фея? Задержать осень?! Но… – он хотел было сказать, что всё это невозможно, что он никогда не видел никаких фей. Но в сапфировых глазах девочки было столько надежды и мольбы… – Давай ты мне расскажешь всё по порядку и без спешки. И ты, наверное, голодна. О, у меня есть чудесный травяной чай и немного грушевого варенья, – Гротт, стараясь не смотреть на Айзу, засуетился по хозяйству. На самом же деле просьба девочки всколыхнула в его душе, глубоко запрятанные, воспоминания.
 

– У меня есть несколько булочек в сумке. Я сама их испекла, чтобы угостить вас.
 

– О, прекрасно. У нас получится отличный ужин, – наигранно весело и громко ответил старик.
 

Спустя некоторое время, когда письмо было отправлено и скромный ужин съеден, и глиняные кружки для чая опустошены, в большом помещении воцарилась неловкая тишина.
 

– Так вы мне поможете? – почти шепотом обратилась Айза к волшебнику.
 

– Кто тебе рассказал про твою маму? Отец, не правда ли? – в голосе старика слышалась глубокая печаль и тоска, он как-то сжался и стал совсем низеньким и щуплым.
 

– Да, папа рассказал. Осенью, почти сразу после моего рождения, к маме пришли другие феи и забрали её с собой. Она не могла отказаться, понимаете? Это запрещено. Всё взрослые так говорят.
 

– Взрослые говорят… – словно эхо повторил Гротт. – Мне ли не знать, что говорят взрослые.
 

– Что, я не понимаю?
 

– Мой отец когда-то говорил мне тоже самое. Я тоже искал свою маму-фею весны. Очень долго скал. Стал учеником одного очень известного волшебника, чтобы найти свою маму.
 

– Ой, ваша мама тоже фея? Значит вы поможете?! – девочка вскочила с сундука, служившего стулом.
 

– Увы, я не нашел её. Но мне помогли книги и учение. Это отвлекает от грустных мыслей. Возможно, и тебе стоит начать читать книги. Посмотри сколько их у меня, – но Айза не слушала. На её глазах вновь появились крупные слезинки.
 

Сердце старика сжалось ещё больше, чем вся его фигура. Но разве мог он признаться, что её матери нет больше на этом белом свете. Если её отец не смог, то как он, посторонний старик, может это сделать.
 

– Не стоит плакать, милая девочка. Быть может совместными усилиями мы справимся. Хочешь стать моей ученицей? Я уже стар и не прочь поделиться с кем-то своими знаниями, – неожиданно предложил волшебник, хотя ещё минуту назад у него и мыслей таких не было.
 

– Я?! Я никогда не думала о таких вещах. Но, возможно, так я смогу найти свою маму.
 

– И вырасти. И всё понять, – продолжил старик.
 

– Я подумаю, – серьезно ответила Айза. – Но может вы могли бы немного задержать осень…
 

– Ах, милая Айза. Однажды я уже попытался нарушить естественный ход природы. Это имело нехорошие последствия. Не думала ли ты о том, что кто-то на другой стороне нашей прекрасной планеты очень ждёт эту самую осень?
 

– Нет, – растерянно ответила девочка.
 

– А ведь её очень ждут, поверь мне. Как вы ждали первый снег прошлой зимой. Помнишь?
 

– О, да, это было так грустно.
 

– Магия может принести большое зло, если использовать её так неразумно как это делал я. Пусть это станет твоим первым уроком. Я очень надеюсь, что у нас с тобой будет ещё множество уроков.
 

– Я буду приходить к вам. Дорога вовсе не страшная, только мост немного. Но если вы будете меня встречать…
 

– Конечно же буду. И мои птицы помогут. Я вообще буду очень рад. Но ты должна спросить разрешение у отца.
 

Несколько следующих ночей старика Гротта одолевала бессонница. Пожалуй, впервые он почувствовал себя именно стариком. Слабым и немощным. Воспоминания перемешались. То он видел себя маленьким мальчиком, которому объясняют, что его мама стала феей, то вдруг пред ним стояла белокурая Айза, которой он так и не смог признаться, что никакая магия не сможет вернуть её маму. Потом он вспомнил, как пришел отец Айзы. Как смотрел он в глаза ему, Гротту, пытаясь понять, рассказал ли тот правду его дочери. И какое облегчение читалось на лице мужчины, когда он понял, что Айза так и остаётся в заблуждении. Волшебно красивом и полном надежды, но всё-таки заблуждении.
 

Лишь спустя пару дней, когда очередное утро разгоралось золотым огнём высоко в горах и разливалось дальше по равнине огненной лавой, окрашивая алыми тенями даже далёкие облака, Гротту пришла в голову удивительная идея. Он может сделать для маленькой Айзы гораздо больше, чем ему казалось. Он может подарить ей настоящую надежду. Пусть не навсегда, но всё же… Но нужно было спешить, ведь с каждым днём холодное дыхание зимы ощущалось все ближе и ближе.
 

В то утро Айзе совсем не хотелось выбираться из теплой постели. В комнате царила прохлада. На первом этаже в кухне хозяйничал отец. Было слышно, как что-то шкворчит на сковороде. Блинчики, догадалась девочка. Папа в последнее время старался проводить больше времени с дочерью. И Айза была ему за это очень благодарна.
 

Набравшись храбрости, она резко откинула одеяло и сразу же встала. Надев тапочки, подошла к окну и раздвинула ночные шторы. Яркое утро ворвалось в комнату, не оставив даже и намёка на сумерки. Во дворе, на всё ещё зелёной траве, лежали уже совсем бурые листья, скованные белым кружевом первого заморозка. «Неужели осень закончилась? » – прошептала сама себе Айза и лбом прижалась к холодному стеклу. И только тогда она заметила на подоконнике маленькую деревянную шкатулочку. Она была почти такого же цвета, что и листья. На самой крышке был нарисован оранжевый кленовый лист.
 

– Папа! Папа! Это она! Мама! – от громкого крика Айзы на кухне раздался звон бьющейся посуды, но девочка этого даже не слышала. Она открыла окно и достала шкатулку.
 

– Айза? – отец уже поднялся в спальню и выглядел расстроенным. – Что это у тебя?
 

– Ах, папочка! Это от мамы. Я знаю. Вот, смотри! – и в подтверждение своих слов, она приподняла ладонь с находкой ближе к отцу.
 

Мужчина просто стоял и смотрел на удивительной красоты брошь внутри шкатулки. Он прекрасно понимал, почему Айза решила, что это подарок от мамы. И в самом деле, кто ещё, если не фея осени могла создать такое чудо. Маленький бронзовый кленовый листок выглядел будто сотканным из рыжих нитей-жилок. В самой сердцевине- ямочке, словно заколдованная капелька росы, излучал мягкий медовый свет цитрин.
 

– Айза! Откуда это у тебя?
 

– Ах, папочка! Это мама оставила на подоконнике моего окна. Теперь я точно знаю, что она никогда не забывала обо мне. Она меня любит!
 

Отец просто стоял и смотрел, как дочь кружится по комнате, неуклюже шаркая тапочками, с прекрасной брошью в руках. Пожалуй, никогда раньше он не видел её такой счастливой. На секунду ему показалось, что он заметил за окном два белых крылатых силуэта.
 

Далеко в горах в пещере, освещенной голубыми гирляндами, за прибранным столом сидел волшебник. Да и всё его убежище выглядело чистым и опрятным. Даже старенькое одеяние, так похожее на халат, казалось совсем другим, новым. Верные мудрые совы устроились на большом сундуке. Пожалуй, теперь и они знали, что немного волшебства во имя добра никому не помешает. Тем более, что Айза была абсолютно права. Где бы ни были мамы, они никогда не забывают о своих детях.
 

Тема: «В.
Бианки «Сова».

Тип: изучение
нового материала.

Цель: создание
условий для ознакомления учащихся с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».

Задачи:

1)    Образовательные:

— познакомить
учащихся с произведением «Сова» и особенностями познавательной сказки.

2)    Развивающие:

— развивать выразительное
чтение  и логическое мышление учащихся;

— развивать навыки
анализирования, обобщения и сопоставления;

3)    Воспитательные:

— воспитывать
интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей

Планируемые
результаты:

1.     Предметные:

·       
познакомить учащихся с творчеством и
страницами жизни В. Бианки;

·       
дать понятие о новом литературном жанре
«познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок;

·       
продолжить работу по совершенствованию
навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса,
расширению кругозора;

2.     Метапредметные:

·       
закрепить библиографические знания;

·       
развивать умения анализировать текст,
искать необходимую информацию в тексте, находить и формулировать основную
мысль;

·       
развивать мышление, память, логику;

·       
развивать
умение работать со схемой, пользоваться словарем.

3.     Личностные:

·       
развитие
интереса к чтению.         

Оборудование: учебник
Литературное чтение 2 класс 1 часть, УМК Школа России, авторы: Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий и т.д., презентация

Ход
работы

I.                 
Организационно-мотивационный
этап

— Здравствуйте
ребята

— Все друг к другу
повернитесь,

И друг другу
улыбнитесь

И удачи вам во
всём,

А теперь урок
начнем!

II.              
Актуализация
знаний. Проверка домашнего задания

— Какой раздел мы
изучаем? (Раздел «О братьях наших меньших»)

— Кого же мы так
называем? (птичек, насекомых, животных)

— С каким
произведением вы познакомились на прошлом уроке? (В. Бианки «Музыкант»)

— Что вы запомнили
о В.Бианки с прошлого урока?

Обобщающее
слово учителя. Виталий Валентинович Бианки – мастер литературной сказки. Почти
все его сказки – научные, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно
относиться к ней, любить её.

— Пересказ
рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике (с. 145, задание 6)

Вопросы:

·       
На
чём играл старый медвежатник?

·       
Что
ему сказал колхозник?

·       
Зачем
медвежатник пошёл в лес?

·       
Что
он услышал, когда отдыхал в лесу?

·       
Какую
картину увидел старик в лесу?

·       
Почему
старик не застрелил медведя?

— Молодцы.
— Продолжим с вами работу.

— Оцените,
пожалуйста, свою работу на листах самооценки, где «!» — отлично

 «?»- хорошо

III.          
Целеполагание
 и постановка учебных задач

— Скажите мне, пожалуйста,
что объединяет все произведения Виталия Бианки? (ответы учащихся)

Правильно, Бианки
пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в
его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном
увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать
это равновесие.

— Эту взаимосвязь
природы и человека показал в следующем своем произведении Виталий Бианки.

— Ребята,
предлагаю вам прочитать и отгадать загадку, чтобы узнать, о чем у нас пойдет
сегодня речь  на нашем уроке .

Не рада
солнечным лучам,

Охотиться
лишь по ночам.

У ней
большая голова,

Глаза-два
блюдца, кто она… (Сова)

— Правильно,
ребята, это Сова. (картинка на слайде и возможно звук совы)

— А что вы знаете
об этой птице? (учащиеся рассказывают заранее подготовленные сообщения)

Итак, какое
произведение вы будете сегодня читать? Кто автор? (Сова, Бианки)

— Правильно, сегодня
на уроке мы познакомимся со сказкой Виталия  Бианки «Сова»

Цель:
познакомиться с познавательной сказкой В. Бианки «Сова»

-Какую цель мы с
вами поставим? (Познакомиться со сказкой «Сова»)

— Чтобы достичь
нашей цели, нам нужно составить план действий, с помощью методики дополни
предложение

План:

1.     Прочитать…
сказку

2.     Охарактеризовать…
героев

3.     Научиться…
выразительно читать и пересказывать сказку

IV.           
Работа
по теме урока


Откройте учебник на странице 146 и найдите сказку «Сова»


Посмотрите внимательно на текст, кто мне скажет, что это за слова такие,
выделенные голубым цветом? (Сложные слова)


Давайте откроем словарик и постараемся разобраться в этих словах и понять их
значение.

-Какое
у нас первое слово?(утекает)

— Кто
нашел значение этого слова?

— А
второе какое слово?(пойло)

— Кто
уже нашел и может прочить?

Словарная
работа (до чтения):

1.     Утекай –
убегает

2.     Пойло –
питательное питьё для скота

3.     Кормовистый
— клевер, предназначенный для корма скоту.

4.     Цветень — пыльца,
мельчайшие жёлтые зёрнышки.

5.     Хорониться
— прятаться, таиться.

6.     Раздолье —
много места.

7.     Как бы
худа не вышло — как бы беды не было.

8.     Чай белить
— добавлять молоко в чай.

Первичное
целостное восприятие произведения.
Проверка
восприятия

— Давайте с вами начнем читать это произведение.
 — Читает учитель и учащиеся

 Какое
произведение В. В. Бианки мы прочитали ? («Сова»)

— Кто из героев
понравился? (Сова)

— Какие еще герои
встретились? (Старик, шмели, мыши, корова)

— К какому жанру
вы бы отнесли это произведение: рассказ, сказка, быль? (сказка)

(Учитель
прикрепляет на доску карточку «сказка».)

— Почему именно к
жанру сказки?

— Какие признаки
сказки можете назвать? ( зачин и концовка, троекратный или многократный
повтор, добро борется со злом и побеждает, волшебные герои и предметы)
 Докажите
примером из текста (выборочное чтение).

— К какому виду
сказок отнесете эту сказку? (сказка о животных)

— А что особенного
в этой сказке? Что можно узнать?

Вывод: со сказкой это
произведение связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери
разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. Но они содержат также
массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому
их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных,
явлениях природы.

Такой материал, из
которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется
познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной
сказки – познавательную сказку.

Вижу, вы
устали, давайте с вами немножко отдохнем

Физкультурная
минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Взмахи руками.)

Вторичное
чтение «цепочкой», анализ текста.

— Итак, вы
совершенно верно назвали это произведение сказкой. — Давайте перечитаем эту
познавательную сказку.

1 часть —
до слов «Ночь пришла….»

— Как можно
назвать эту часть? (встреча старика с совой )

— Как обратилась
Сова к Старику? (здорова, друг)

— Что ответил
Старик? (какой я тебе друг!)

— Почему Старик не
считал Сову своим другом? (Потому что  Сова от солнца хоронилась, людей
сторонилась)

— Как он ответил
на её предупреждение?(
—  Вишь, чем
пугать вздумала! Утекай, пока цела)

2 часть —
до слов «Стоит на лугу клевер ….»

Как же
можно назвать эту часть? (Проделки вредителей)

— Почему мыши так
расхрабрились? (потому что они не чувствовали какой-либо опасности, поскольку
Сова не собиралась вылетать на луг)

— Чем они занялись
на лугу? (Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят)

— Какими словами
предупреждает Сова Старика о возможной беде? (
А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо,
Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись)

— Прислушался ли
он к совету Совы? (нет)

— Подумайте, как
ответ Старика характеризует его?

3 часть —
до слов «Старик бранится….» – Наставление Совы

— О чём снова
предупреждает Сова Старика? (найдите ответ в тексте)

— Меняется ли его
поведение?

4 часть —
до слов «Простила Сова …»(до звёздочек)- Помощь Совы

— Давайте
попробуем прочитать эту часть по ролям. Для этого вам надо: самостоятельно
прочитать эту часть и карандашом отметить слова героев.

Чтение 4 части по
ролям: автор – Олеся _ Сова — Даша_ Старик – Аня ___

— Что изменилось в
Старике?

— Когда Старик
понял свою ошибку?

— Права ли
оказалась Сова?

— Найдите в тексте
пословицы и объясните их смысл.

(«Трава без
клеверу, что каша без масла».

«Мыши не волки, не
зарежут тёлки».

«Дружно не грузно,
а врозь, хоть брось».)

5 часть —
до конца сказки. Примирение Совы и Старика

Это
последняя  часть, как же она будет называться? (Примирение Совы и Старика )

— Как Старик
исправил свою ошибку?

— Что он понял?

— Хорошо молодцы

— Какой же план
этой сказки?

План:

1.     Встреча
Совы и Старика

2.     Проделки
вредителей

3.     Наставление
Совы

4.     Помощь
Совы

5.     Примирение
Совы и Старика

— Ребята,
кто-нибудь хочет пересказать сказку? (ВОПРОСЫ О МУДРОЙ СОВЫ)

— Давайте с вами
попробуем составить цепочку, по которой шла вся сказка

(Сова – Мыши –
Шмели – Клевер – Корова – Молоко)

-Предлагаю вам
выполнить такое задание: Охарактеризовать героев нашей сказки,для этого нам,
необходимо, с вами поделиться на пары.

1 пара –
СОВА

2 пара –
МЫШИ И ПЧЕЛЫ

3 пара –
КОРОВА И СТАРИК

Мудрая
Полезная
Ловит мышей
Оказывает помощь

Добрая

Защищает
луг от мышей

Мыши:
хитрые, землю роют, шмелей ловят

Пчелы:
гудят, с цветка на цветок летают, цветень переносят

Корова: мычит,
клевер просит, молоко дает

Старик:
обидел сову, понял свою ошибку

Что узнали
нового?

— Почему эту
сказку называют познавательной?

— Чтобы закрепить
наши знания, предлагаю вам пройти тест

ТЕСТ:

1.     Кто к
старику по ночам летал на луг?

ястреб       дятел       
Сова

2.     Зачем Сова
летала по ночам на луг?

мышей
ловить

 ужей давить

людей пугать

3.     Где жила
Сова?

в норе      в
дупле
       в кустах

4.     О чём Сова
предупреждала Старика?

не стану
мышей ловить

не стану ужей
давить

5.     Почему
Корова стала тощать, молоко сбавлять?

корова заболела

корова
клевера просит

корова вредничает

6.     Почему
клевер не родится на лугу?

скосили клевер
косари

случился пожар

не
попадает цветень с цветка на цветок

7.     Почему
шмели все разлетелись?

обиделись на
Старика

мыши
шмелиные гнезда ищут, шмелей ловят

не понравился луг

8.     Почему
старик пошёл к Сове кланяться?

стыдно стало за
поступок

нечем
стало чай белить

скучно одному на
широком лугу

9.     Подумай,
это рассказ или сказка?

рассказ                          
сказка

— Проверьте.  Оцените,
пожалуйста, свою работу на листах самооценки, где «5» нет ошибок 

 «4»- 1- 2 ошибки
, хорошо

V.  Подведение
итогов. Рефлексия


С каким произведением познакомились на уроке?


Кто автор этой познавательной сказки?


Как можно назвать Сову?

Прочитав
сказку, вы тоже стали мудрее.


В чем заключается основная мысль сказки?


природе всё взаимосвязано. Если нарушается одно звено цепи, это может привести
к большой беде.)


Как вы, дети, можете помочь природе?


Выберите верное утверждение:

«Человек
– царь природы.

Человек
– часть природы.)

Вывод:

Раз
человек – часть природы, нужно уважительно и бережно относиться ко всему
живому!

Животные
помогают человеку, а человек должен помогать природе!

Рефлексия:

Сегодня
я узнал….

Было
интересно ….

Эта
сказка научила
меня…

После
этого урока
мне захотелось…

Ребята,
спасибо вам за урок! Вы все потрудились на славу!

  • Старик годовик иллюстрации к сказке
  • Старик и два медвежонка русская народная сказка
  • Старик отец как пишется через дефис или нет
  • Старик из деревни альдермеш сочинение
  • Старая добрая сказка песня про маму