Старик годовик это сказка

11111 рейтинг 4.40 подробности категория: владимир даль старик годовик сказка-загадка вышел старик годовик. стал он махать рукавом и пускать птиц.

11111 Рейтинг 4.40

Подробности Категория: Владимир Даль

Старик годовик (сказка-загадка)

синие птицы

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

красные птицы

зимний лес

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

цветы

желтые птицы

Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

крестьяне убирают урожай

Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Старик годовик

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие то четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

— КОНЕЦ —

Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например «Девочка-снегурочка», «Лиса и медведь» или «Война грибов» и «Журавль и цапля»).

Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.

Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля — это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст — противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.

Владимир Иванович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872)— русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Псевдоним — Казак Луганский.
Отец Даля был выходцем из Дании, получил образование в Германии, где учил богословие и древние и новые языки. Мать, немка, владела пятью языками. Даль получил домашнее образование, писал стихи. В 1815 поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учебу в корпусе, впоследствии описанную в повести Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся (1841), Даль считал «убитыми годами». Учебное плавание в Данию убедило его в том, что «отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». По окончании учебы (1819) был направлен служить мичманом на Черноморский флот. В это время Даль, по его словам, «бессознательно» начал записывать неизвестные ему слова, приступив таким образом к главному делу своей жизни – созданию Толкового словаря живого великорусского языка.
Во время службы Даль продолжал писать стихи, что принесло ему неприятности: за эпиграмму на главнокомандующего Черноморским флотом в 1823 он был взят под арест. Оправданный судом, Даль перевелся в Кронштадт, а в 1826 вышел в отставку и поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Материальное положение Даля было тяжелым, он зарабатывал на жизнь репетиторством, тем не менее годы учебы остались одним из самых светлых воспоминаний его жизни. Даль писал стихи и одноактные комедии, познакомился с поэтами Языковым и Жуковским, с хирургом Пироговым, а также с издателем журнала «Славянин» Воейковым, который в 1827 впервые опубликовал стихи Даля.
В 1829 Даль успешно защитил диссертацию и был направлен на русско-турецкую войну в действующую армию. Работая в полевом госпитале, стал блестящим хирургом. Даль продолжал собирать материал для будущего Словаря, записывая со слов солдат «областные речения» разных местностей. Тогда же подтвердились впечатления его детства – о том, что
«речь простолюдина с ее своеобразными оборотами всегда почти отличалась краткостью, сжатостью, ясностью, определительностью и в ней было гораздо больше жизни, чем в языке книжном и в языке, которым говорят образованные люди».
По окончании русско-турецкой войны 1828–1829 Даль продолжил службу в качестве военного врача и эпидемиолога. В 1831 работал на эпидемии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернувшись в 1832 в Петербург, работал в военном госпитале.
В 1830 была опубликована первая повесть Даля – Цыганка. В 1832 Даль издал сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый.» Цензура усмотрела в книге насмешку над правительством; от судебного преследования Даля спасли только его воинские заслуги.
В 1833 Даль был направлен на службу в Оренбург, где стал чиновником особых поручений при военном губернаторе. Исполнение служебных обязанностей было связано с частыми разъездами по губернии, что дало писателю возможность изучить быт и язык населявших ее людей. В годы службы Даль написал повести о казахах – «Бикей» и «Маулина» (1836) и о башкирах – «Башкирская русалка» (1843). Собирал коллекции флоры и фауны Оренбургской губернии, за что был избран член-корреспондентом Академии Наук (1838). Во время поездки Пушкина по пугачевским местам Даль в течение нескольких дней сопровождал его. В 1837, узнав о дуэли Пушкина, приехал в Петербург и дежурил у постели поэта до его последней минуты. В 1841, вскоре после хивинского похода русской армии (1839–1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарем и чиновником особых поручений при министре внутренних дел, по поручению которого написал «Исследование о скопческой ереси» (1844).
Все годы службы Даль продолжал работу над Словарем, собирая для него материал во время поездок по Оренбургской губернии, а по переезде в Петербург получая письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России. Живя в столице, Даль познакомился с Одоевским, Тургеневым, Погорельским и др. писателями. Опубликовал в петербургских журналах и в отдельных сборниках повести Бедовик (1839), Савелий Граб, или Двойник (1842), Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета (1844), Небывалое в былом, или Былое в небывалом (1846) и др. произведения, написанные в духе «натуральной школы» – с обилием точных бытовых деталей и этнографических подробностей, с описанием реальных случаев. Героем их был, как правило, простой человек, обладающий «привычками и обычаями родины своей». В язык Даля органично вплетались народные слова и выражения. Его излюбленным прозаическим жанром вскоре стал физиологический очерк («Уральский казак», 1843, «Денщик», 1845, «Чухонцы в Питере», 1846, и др.). Белинский, высоко оценивая мастерство Даля, назвал его «живой статистикой живого русского народонаселения». Писал Даль и маленькие рассказы, объединенные в циклы «Картины из русского быта» (1848), «Солдатские досуги» (1843), «Матросские досуги» (1853), «Два сорока бывальщинок для крестьян» (1862). Гоголь писал о нем: «Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительней всех повествователей-изобретателей».
В 1849 Даль был назначен на должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительным понижением по службе, на которое Даль пошел добровольно, чтобы находиться ближе к крестьянам. В его ведении находились дела почти 40 000 государственных крестьян. Помимо непосредственных служебных обязанностей (писание крестьянских жалоб и т.п.), Даль делал хирургические операции. В 1862 издал сборник Пословицы русского народа, в котором пословицы располагались не по алфавиту, а по темам (Бог, любовь, семья и т.д.). Несмотря на свою культуртрегерскую деятельность и глубокий демократизм, Даль выступал против обучения крестьян грамоте, т.к. она, по его мнению, «без всякого умственного и нравственного образования почти всегда доводит до худа». Этими высказываниями он навлек на себя гнев представителей демократического лагеря Чернышевского, Добролюбова и др.
В начале 1860-х годов Даль вышел в отставку и поселился в Москве. К этому времени было подготовлено первое издание его Толкового словаря живого великорусского языка, содержавшего 200 тыс. слов. Труд, которому Даль посвятил 50 лет своей подвижнической жизни, был опубликован в 1867. В 1868 Даль был избран почетным членом Академии Наук.
В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием Словаря, пополняя запасы слов, и писал детские рассказы. Сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья», написал учебники по зоологии и ботанике, передал фольклористам Киреевскому и Афанасьеву собранные им народные песни и сказки. Кроме того, Даль играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, увлекался спиритизмом и изучал гомеопатию. «За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить», – писал его друг, великий хирург Пирогов.
Незадолго до смерти Даль перешел из лютеранства в православие. Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Мархайчук Наталья Юрьевна,

Учитель начальных классов, высшая

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики «Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита

Вадима Яковлевича Ткаленко»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Литературное чтение

Класс 2

Тема урока: В. И. Даль Сказка — загадка «Старик – годовик» (внеклассное чтение)

Тип урока: Усвоение новых знаний

Цель: продолжить знакомство с творчеством В. И. Даля, формировать у обучающихся целостное представление о годичном круге, развивать умение анализировать текст, расширять словарный запас, учить сравнивать, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.

Образовательные результаты:

Предметные: формирование системы знаний о творчестве Владимира Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.

Метапредметные:ставить учебные цели,работать в группе по решению общих учебных задач.

Личностные:готовиться к самообразованию и саморазвитию.

Методы:наглядный, эвристический, поисковая работа.

УМК:(учебно-методический комплекс): книга «Сказки Даля».

Средства обучения:ТСО, наглядные средства, дидактический материал.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Дыхательная гимнастика (по методике В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)

— Я желаю вам, чтобы урок подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам необходимо настроиться на хорошую работу.

Представьте, что у каждого из вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос, поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки, мальчики

Эмоциональный настрой (Слайд1)

Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

И расколоть его поможет

Любимый наш девиз: «Хотим всё знать!».

Постановка цели и задач урока (Слайд 2)

— Девочки и мальчики, просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.

— Что вы увидели? Какой темой можем объединить эти иллюстрации?

— Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?

— Какое время года было первым? Последним?

— Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?

Актуализация знаний

«Угадай-ка»

— Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.

* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)

— Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой в нашем списке?»

— В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир Иванович Даль.

— Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году? (220)

— В каком году Даль начал свою литературную деятельность? (1832)

— Сколько лет он потратил для достижения своей великой цели?(53)(Слайд 4)

— Что же за цель была у Владимира Ивановича? (Слайд5)

Кем служил отец Даля? (Врачом)

— Специалистом, в какой области медицины был Даль? (хирург, мог делать операции как правой, так и левой рукой).

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка – загадка.

— Какие бывают сказки?

— Что такое загадка? Зачем детям необходимо разгадывать загадки?

— А читали ли вы сказки — загадки?

Первичное усвоение новых знаний

1. Чтение учителем. (Слайд6)

— Понравилась ли вам сказка. Что особенно было интересным?

— Можете ли определить главного героя?

— Кто же такой Старик – годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)

Чтение сказки детьми. (Цепочкой)

Работа над содержанием сказки. Анализ произведения.

— Докажите, что это произведение сказка. А почему же загадка?

Работа в группах

1группа – 1 абзац

Задание: 1. Прочитайте первый абзац.

2. Кто эти птицы, почему три?

3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?

4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

2 группа – 2 абзац

Задание: 1. Прочитайте второй абзац.

2. Кто эти птицы, почему три?

3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?

4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

3 группа — 3 абзац

Задание: 1. Прочитайте третий абзац.

2. Кто эти птицы, почему три?

3. Запишите названия этих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?

4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

4 группа – 4 абзац

Задание: 1. Прочитайте четвёртый абзац.

2. Кто эти птицы, почему три?

3. Запишите названияэтих птиц. Какое предложение из текста помогло вам дать ответ?

4. Выберите подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

  • Повторите правила работы в группах

  • Старшие в группе подойдите и выберите конверты с заданиями.

— Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)

Работа над 5 абзацем

1. Чтение абзаца по предложениям и ответы

— Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)

— Что же это за птицы с семью перьями на крыле? (7 дней в одной неделе)

— Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)

— Какое предложение помогло вам ответить?

Игра «Найди пару»

— Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык – английский язык)

(По принципу лото: у каждого ученика карточка с названием месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель), называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на английском языке).

Игра «Мы строители» (У каждого на столе лежит кирпичик, который необходимо «заложить» в дом)

1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.

ГОД

ЗИМА

Декабрь

Январь

Февраль

ВЕСНА

Март

Апрель

Май

ЛЕТО

Июнь

Июль

Август

ОСЕНЬ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  • Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила. ( Зима )

  • Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой взмахнет –
    В лесу подснежник расцветет. ( Весна )

  • В щедром поле колосится
    Золотистая пшеница.
    Ягоды в лесу поспели,
    Пчелы прячут мед по кельям.
    Много и тепла, и света,
    Так бывает только… (Летом)

  • Пришла без красок
    И без кисти
    И перекрасила
    Все листья. ( Осень )

2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.

* Январь. Рождество.

* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.

* Март. Праздник всех женщин.

* Апрель. На дворе звенит капель.

*Май. День Победы.

*Июнь. День защиты детей.

*Июль. Этот месяц макушка лета.

*Август. Последний месяц лета.

*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.

*Октябрь. День Учителя.

*Ноябрь. День Единства России.

*Декабрь. Новый год.

Составление СИНКВЕЙНА

ГОД

Учебный, школьный

Пришёл, прошёл, умчался

Годы не птица: улетят — не поймаешь.

Годовик

Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.

Рефлексия.

Дерево Успеха.

— Давайте украсим наше дерево. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики упали с дерева и усеяли землю.

— Спасибо за урок. Выставление оценок.

8

Мархайчук Наталья Юрьевна,

Учитель начальных классов, 
высшая

Государственное 
общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики
«Антрацитовская гимназия №1 имени Почётного гражданина города Антрацита

Вадима Яковлевича Ткаленко»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Литературное чтение

Класс  2

Тема урока: В. И. Даль Сказка- загадка  «Старик
– годовик» (внеклассное чтение)

Тип урока:Усвоение новых знаний

Цель:продолжитьзнакомство с творчеством В.
И. Даля,  формировать  у обучающихся целостное представление о годичном круге,
развивать   умение анализировать текст,  расширять словарный запас, учить
сравнивать, делать выводы.   Воспитывать интерес к творчеству В. И. Даля.

Образовательные результаты:

Предметные: формирование  системы знаний  о
творчестве Владимира  Даля, обучение выявлению особенностей сказки – загадки.

Метапредметные:ставить учебные цели,работать
в группе по решению общих учебных задач.

Личностные:готовиться к самообразованию и
саморазвитию.

Методы:наглядный, эвристический, поисковая
работа.

УМК:(учебно-методический комплекс): книга
«Сказки Даля».

Средства обучения:ТСО, наглядные средства,
дидактический материал.

ХОД УРОКА

 Организационный момент

Дыхательная гимнастика (по
методике  В. Ф. Базарного, упражнение «СВЕЧА»)

— Я желаю вам, чтобы урок
подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. А для этого нам
необходимо настроиться на хорошую работу.

Представьте, что у каждого из
вас в руках зажжённая свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос,
поверните головку вправо и тихо – тихо, тоненькой струйкой выдохните так, чтобы
огонёк вашей свечи не погас. Ещё раз вдохните и резко, одним выдохом погасите
свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и
сложности на своём пути. Молодцы. Откройте глазки и тихо займут места девочки,
мальчики

Эмоциональный настрой  
(Слайд1)

image001

Орешек знаний твёрд, но всё
же

Мы не привыкли отступать.

И  расколоть его поможет

Любимый наш  девиз: «Хотим  всё
знать!».

Постановка цели и задач
урока  (Слайд 2)

— Девочки и мальчики,
просмотрите слайды. Поразмышляйте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке.

Ответы Mail.ru: Вот моё любимое, и близкое душевно время года - это Зима!))) Зима самое красивое время года! А у вас?Клёвые, весёлые, позитивные картинки про весну! Весенние открытки и фотографии!

Детские загадки про лето | Цветы жизниТест з курсу «Я досліджую світ» за темою "Рослини восени" | . Я досліджую світ

— Что вы увидели?  Какой темой  можем объединить эти
иллюстрации?

— Какое у вас настроение? Чего вы ждёте от нашего урока?

— Какое время года было первым? Последним?

— Почему, осень оказалась четвёртой в этом списке?

Актуализация знаний

«Угадай-ка»

— Попробуйте узнать знаменитую личность по моим фразам.

* Русский учёный, писатель, моряк, офтальмолог, учился с
Нахимовым, был другом Пушкина, датчанин по происхождению, наш земляк…. (Слайд3)

image006

— Так, кто же ответит на вопрос: «Почему осень была четвёртой
в нашем списке?»

— В это время года, 22 ноября 1801 года родился Владимир
Иванович Даль.

— Кто знает, сколько бы лет ему исполнилось в этом году? 
(220)

— В каком году Даль начал свою литературную деятельность?
(1832)

— Сколько лет он потратил для достижения своей великой
цели?(53)(Слайд 4)

image007

— Что же за цель была у
Владимира Ивановича? (Слайд5)

image008

Кем служил отец Даля? (Врачом)

— Специалистом, в какой
области медицины был Даль? (хирург,  мог делать операции как правой,  так и
левой рукой).

— Сегодня на уроке мы
познакомимся со сказкой Владимира Даля, но это не просто сказка, а сказка –
загадка.

— Какие бывают сказки?

— Что  такое загадка? Зачем
детям необходимо разгадывать загадки?

— А читали ли вы  сказки — 
загадки?

Первичное усвоение новых
знаний

1. Чтение учителем.
(Слайд6)

Купить книгу Старик-годовик - Владимир Даль (978-5-00041-282-4) в Киеве, Украине - цена в интернет-магазине Аконит, доставка почтой

— Понравилась ли вам сказка.
Что особенно было интересным?

— Можете ли определить
главного героя?

— Кто же такой Старик –
годовик? Выберите картинку и объясните свой выбор. (Слайд7)

image010

Чтение сказки детьми.  (Цепочкой)

Работа над содержанием
сказки. Анализ произведения.

— Докажите, что это
произведение сказка.  А почему же загадка?

Работа в группах

1группа – 1 абзац

Задание:    1. Прочитайте первый абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названияэтих
птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

         4. Выберите подходящие
картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

2 группа – 2 абзац

Задание:    1. Прочитайте второй абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названия
этих птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

                    4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

3 группа — 3 абзац

Задание:    1. Прочитайте третий абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названия
этих птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

                    4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

4 группа – 4 абзац

Задание:    1. Прочитайте четвёртый абзац.

                    2. Кто эти птицы, почему три?

                    3. Запишите названияэтих
птиц. Какое предложение из текста    помогло вам дать ответ?

                    4. Выберите
подходящие картинки и составьте иллюстрацию к этому абзацу.

https://i.ytimg.com/vi/FPfgigG7LhQ/maxresdefault.jpg

https://documents.infourok.ru/9b480413-8343-4482-be81-d31c7a3220fe/0/slide_03.jpghttp://www.eduportal44.ru/Kostroma_EDU/ds16/SiteAssets/SitePages/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0/0kmn.png

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3c2542cc60c7ac156fe7a5f4122d74e5-5236988-images-thumbs&n=13https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a0e/00188795-df95118f/img2.jpg

·       
Повторите
правила работы в группах

·       
Старшие в
группе подойдите и выберите  конверты с заданиями.

— Готовы? Тогда вперёд! (Защита работ)

Работа над 5 абзацем

1. Чтение абзаца по предложениям и ответы

— Почему у каждой птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)

— Что же это за птицы с семью перьями на крыле?  (7 дней в
одной неделе)

— Какие названия у каждого из перьев? (День – ночь)

— Какое предложение помогло вам ответить?

Игра «Найди пару»

— Соедините одинаковые названия месяцев (русский язык –
английский язык)

(По принципу лото: у каждого  ученика карточка с названием
месяцев на английском языке и карточки на русском языке.Водящий (учитель), 
называет месяц на русском языке, дети выбирают карточку и накрывают месяц на
английском языке).

Названия месяцев на английском языке с транскрипцией. Месяцы на английском языке: название, произношение и переводПочему месяцы года имеют такие названия | Почему? Как? Зачем? | Яндекс Дзен

Игра «Мы строители»  (У каждого на столе лежит кирпичик,
который необходимо  «заложить» в дом)

1. Чтобы узнать время года – нужно отгадать загадку.

ГОД

ЗИМА

Декабрь

Январь

Февраль

ВЕСНА

Март

Апрель

Май

ЛЕТО

Июнь

Июль

Август

ОСЕНЬ

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

·       
Запорошила
дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.    ( Зима )

·       
 Она
приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.     ( Весна )

·       
В щедром
поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света,
Так бывает только…  (Летом)

·       
Пришла
без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.   ( Осень )

2. Месяц нужно узнать по празднику или описанию.

* Январь. Рождество.

* Февраль. Праздник мужественных защитников Родины.

* Март.  Праздник всех женщин.

* Апрель. На дворе звенит капель.

*Май. День Победы.

*Июнь. День защиты детей.

*Июль. Этот месяц макушка лета.

*Август. Последний месяц лета.

*Сентябрь. Дети идут в школу после летних каникул.

*Октябрь. День Учителя.

*Ноябрь. День Единства России.

*Декабрь. Новый год.

Составление СИНКВЕЙНА

ГОД

Учебный, школьный

Пришёл, прошёл, умчался

Годы не птица: улетят — не поймаешь.

Годовик

Домашнее задание: нарисовать рисунок к сказке; попробовать
себя в роли писателя и составить свою сказку – загадку.

Рефлексия.

Дерево Успеха.

Виды листьевДерево без вектора листьев иллюстрация вектора. иллюстрации насчитывающей - 80790246Кленовый лист на скотче А2-113-23 - купить в интернет-магазине Вуаль по цене 40 руб. | Листья, Ботанические рисунки, Осенние листья

— Давайте украсим наше
дерево.  Если вам было интересно на уроке, вы узнали что – то новое прикрепите
зелёные листики, если вы остались недовольны уроком, то жёлтые листики  упали с
дерева и усеяли землю.

— Спасибо за урок. 
Выставление оценок.

Конспект занятия по развитию речи

Чтение сказки — загадки В. Даль «Старик-годовик»

Цель: учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять и закреплять знания детей о временах года;

Задачи: развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать умение образовывать (по образцу)прилагательные в сравнительной степени; развивать внимание, мышление и память; воспитывать желание познавать новое.

Материал и оборудование: картина (времена года, виды календарей, портрет В. Даля, домик старика.

Словарная работа: Старик-годовик, календари: настенный, настольный, карманный, отрывной, «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь», светлее, темнее, холоднее, ярче, теплее, звонче, длиннее.

Ход НОД:

В. -Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?

Братцы в гости снарядились.

Друг за друга уцепились

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок.

Д. — Поезд.

В. — Верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места поехали. (Фонограмма – движущийся поезд.)

В. — Мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик-годовик. В домике он оставил задания.

В. — Кто же такой Старик-годовик?

В. — Кто это вы узнаете из сказки 0 загадки, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русские язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых Владимира Ивановича Даля (показываю портрет). Послушаем его одну сказку.

Старик-годовик. (прослушиваем)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Старик — годовик приготовил нам задания, которые мы должны выполнить. Вы готовы?
-Как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Д. Времена года. (картина «Времена года»)

Задание №1.

В. -Давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза.

В. — Слышите? Как вы думаете, какое это время года?

Д. — Зима

В. -Какие зимние месяцы вы знаете?

Д. — Декабрь, январь, февраль.

В. — Покажите на картине это время года. — Почему ты так думаешь?

Д. — Потому что снег идет, дети снеговика слепили.

В. -Следующий звук. Что мы слышим? Дождь идет, ветер сильный, холодно. Какое время года?

Д.:- Осень.

В. — Какие осенние месяцы вы знаете?

Д.: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. — Покажите на картине. — Почему выбрали эту картину?

Д.: — Дождь идет, листья пожелтели.

В. — Давайте послушаем дальше. Что вы слышите? Это капель, тает снег, ручьи текут. — И какое это время года?

Д.: — Весна

В. — Какие весенние месяцы вы знаете?

Д. — Март, апрель, май.

В. — Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. — Птицы прилетели, снег тает.

В. — Знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

Д. — Лето.

В. -Какие летние месяцы знаете?

Д. июнь, июль, август.

В. -Покажите на картине. Почему ты выбрал эту картину?

Д. — Бабочки летают, трава зеленая.

В. — Вы очень хорошо определили времена года.

В. -А что нам помогает узнать дни, месяцы?

Д. — Календарь.

В. — Правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года.

В. -Это настенный, этот настольный, это отрывной и карманный. (демонстрация видов календарей).

В. — Кто нам скажет, сколько месяцев в году?

Д. — В году 12 месяцев.

Задание №2.

В: Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Д: недели. 
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, а назовите дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная? 

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик?

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности

Физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

В. — Во время физ. минутки, что мы вспомнили?

Д. — Дни недели.

Задание №3.

Д/и с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

В. -Вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

В. — Утром светло, а днем еще …

Д. -Светлее.

В. — Вечером темно, а ночью еще …

Д. -Темнее.

В. — Осенью холодно, а зимой еще …

Д. -Холоднее.

В. — Весной солнце светит ярко, а летом еще …

Д. — Ярче.

В. — Весной птицы поют звонко, а летом еще …

Д. -Звонче.

В. — В пальто тепло, в шубе еще …

Д. -Теплее.

В. — Весной день длинный, а летом …

Д. -Длиннее.

Задание №4.

Д/и «Собери картинку правильно» Дети собирают картины по порядку.

В: А теперь давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего

Задание № 5Загадки о временах года.

 Сверкает морозный узор на окошках, И падает снег на деревья, дома, Пурга замела все тропинки, дорожки, На улице холодно — это ЗИМА.

— Снег растаял, трава зеленеет, На кустах и деревьях – листва, И на улице стало теплее, Светит солнышко — это ВЕСНА.

— Птицы, бабочки летают, Много солнечного света, Пчелки вьются над цветами, Лес зеленый – это ЛЕТО.

— Листва желтеет на деревьях, Дожди бывают часто очень, И птицы к югу улетели, Холодный ветер – это ОСЕНЬ.

В. — Дети, ну теперь вы можете сказать, кто такой Старик-годовик?

Д. — Год.

В. -Сколько времен года?

Д. – 4 времен года.

В. — Назовите месяцы каждого времени года.

Д. –Зимние: декабрь, январь, февраль; весенние: март, апрель, май; летние: июнь, июль, август; осенние: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В. — Какие календари бывают?

Д. — Настенный, настольный, отрывной, карманный.

В. –Дети вы все сегодня занимались хорошо, и выполнили все задания Старика годовика.

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?
  • С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
  • С какими новыми словами познакомились?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

В: До свидания!

Определение главной мысли сказки:

А почему это произведение названо сказкой? Что сказочного? Что выдумано автором? Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку – загадку? Чему хотел научить? Нужно знать названия месяцев, дней недели, времён года, уметь пользоваться календарём. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего.

Старик годовик

Владимир Даль

Старик годовик

Старик-годовик — сказка Владимира Даля, в которой любознательные ребята заметят немало интересного. В ней показано, как на простор выходит старик и размахивает рукавом и выпускает птиц. Что происходит в природе после таких действий старика, и почему все меняется, прочтите вместе с детьми в сказке-загадке. Она развивает память, наблюдательность и воображение юных читателей. Произведение также учит любить природу, относиться к ней с уважением и замечать красоту каждого дня.

Старик годовик

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц.

Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.
Махнул старик годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик годовик четвертый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые.

У каждой птицы по четыре крыла. 

В каждом крыле по семи перьев. 

Каждое перо тоже со своим именем. 

Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.
Вопросы.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (времена года)
Какие то четыре крыла у каждой птицы? (недели)
Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

  • Старик годовик иллюстрации к сказке
  • Старик и два медвежонка русская народная сказка
  • Старик отец как пишется через дефис или нет
  • Старик из деревни альдермеш сочинение
  • Старая добрая сказка песня про маму