Стану сказывать не сказки правду пропою

08:27, 04 января 2022 данное сообщение материал создано и или распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и

08:27, 04 января 2022

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

==

Лидеры Китая, России, Великобритании, США и Франции выступили с заявлением о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений, сообщила пресс-служба Кремля.

Соответсвующий документ опубликован на сайте Кремля. В заявлении стороны подтвердили, что ядерное оружие не нацелено друг на друга или на любое другое государство, страны намерены укреплять меры по предотвращению непреднамеренного применения ядерных вооружений и считают первоочередным недопущение войны между ядерными странами.

Отмечается, что пять ядерных стран «считают своей первоочередной ответственностью недопущение войны между государствами, обладающими ядерным оружием, и снижение стратегических рисков».

«Мы заявляем, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Поскольку применение ядерного оружия имело бы далеко идущие последствия, мы также подтверждаем, что ядерные вооружения – пока они продолжают существовать – должны служить оборонительным целям, сдерживанию агрессии и предотвращению войны», – говорится в сообщении.

view 1854506

Источник: https://autogear.ru/article/323/787/falsh—eto-chto-takoe-znachenie-pravilnoe-napisanie-i-tolkovanie/

==

П.С. С одной стороны, внешне, позитивное и доброе начинание. Это как тосты за хорошо накрытым столом, когда сладкоголосый павлин в роли тамады кукарекает пустые фразы, радующие слух присутствующих и делает чревоугодие гораздо приятнее для тех, кто это очень ценит и этим —  живёт. Более того, пропогандирует —  как новую религию.

Прочитав вчера сие «воззвание» — спросил себя, а как бы выглядело, если бы пятерка или любая другая сумма слагаемых, заявила обратное?

И было ли такое, чтобы лидеры,  уверенные в том, что в случае необходимости, они используют свой ядерный арсенал, кривлялись бы на публике с  лозунгами — непременно используем,  мы —  первыми это сделаем, да мы ни о чем, кроме войны и не думаем и прочее..

Меня терзают смутные сомнения.. что подобное — было популярно когда бы то ни было, даже во времена противостояния СССР и США. Вспомнил, конечно, песенку Кобзона из детства…

Пока планета ещё жива, пока о солнце мечтают вёсны,
На жизнь предъявим свои права пока не поздно, пока не поздно.
Земля, как сердце, у нас в груди.. Здесь наше небо и наши гнёзда..
Ещё не поздно её спасти, ещё не поздно, ещё не поздно.

Припев:
Рядом, рядом — радость и беда. Надо, надо твёрдый дать ответ:
Солнечному миру — Да! Да! Да!
Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!

Всё злее атом и всё страшней, всё ближе ужас разрывов грозных.
Ещё немного ночей и дней — и будет поздно, и будет поздно…
Планета крикнет: «Укрой меня от этой тучи от смертоносной,
Укрой от грозной волны огня, пока не поздно, пока не поздно!»

Припев.

Неужто завтра замрут моря, замолкнут птицы, застынут сосны,
Уже не сможет взойти заря, и спросит небо: «Неужто поздно?»
Так поклянёмся, что мы спасём и это небо в надеждах звёздных,
Спасем планету — наш добрый дом, пока не поздно, пока не поздно!

==

Не знаю, мне кажется, что с одной стороны это пошлость, с другой — наивность, с третьей —  что-то ещё… решайте сами. Не стану выносить вердикт —  и предоставлю это сделать каждому, для себя.

Никогда  демонстративно ни американец, ни русский, ни француз, ни китаец, не выскакивал на публичную сцену, имея реальную власть и не  выкрикивал, что обязательно используем, обязательно ударим и что ядерной войне —   непременно быть.

И потом, зачем эти сказки для «эллочек — людоедок» и бесполых болтушек про то, что в ядерной войне —  не может быть победителей?

Мне кажется, надо всегда говорить правду, даже тем, кто очень гордится и ожесточенно защищает свою глупость, не имея ничего больше за душой.

Сколько раз слышал, как на Украине, так и в Грузии, и не только, от эльфов местного разлива, которые с пеной у рта утверждали, что если бы у Киева было ядерное оружие.. это бы решило все вопросы.. Вот без комментариев.. но, что это по вашему —  просто  болезненная ограниченность или,  глупость, возведенная в культ?

==

Конечно,  США в считанные мгновения разнесут почти все ядерные страны, кроме России, в случае подобного противостояния, как и Россия всех, кроме США.  

Если уж вы не дилетант и потешная болтушка, то можете просто хотя бы посмотреть, что такое ядерный арсенал тех или иных стран… как эти ядерные удары наносятся и какая, реально, умопомрочительная разница в том, что есть в арсенале США и России, и всех остальных, вместе взятых.

В общем, хотя бы немного прощупывайте предмет, прежде, чем о нём говорить.  Кое-что можете почитать про то,  что иметь ядерное оружие и доставить его до цели —  это две большие разницы.. и что у США или России к примеру,  защита от этого в десятки и больше раз, более совершенная, чем у обычных ядерных стран. 

==

Разница в мощи ядерных стран не просто огромна, она — ненормально большая. То есть, для праздно вангующих с надуванием щёк —  это как если бы из 1000 условных ракет —  950 было бы у двух держав, а 50 —  у всех остальных.

==

А так, конечно, любой нормальный человек против войны, ужасных разрушений и трагедий, против того, чтобы споры и конфликты — решались массовыми жертвами, искалеченными судьбами и  унижением тысяч, сотен тысяч, миллионов  ни в чем не повинных людей..

Но, я пишу этот материал для того, чтобы сказать,  что слова и дела очень часто —  отдельно и не имеют никакой связи.

Посмотрите, что происходит сегодня.. Мой недавний материал от 31  декабря:Путин и Байден вновь пригрозили друг другу? Карнавала нет и не будет

Язык ненависти в формате: свой — чужой уже давно пробил дно. Кругом войны и разрушения, впрочем, как и всегда. При этом страны, часто, ядерные, унижают более слабых, как и  всегда, после чего, хихикают и  забалтывают ситуацию.

Многие это видят, понимают лицемерие и фальшь, но, продолжают юркать под одеяло к любому, кто в тот или иной момент, платит им больше. Это я о независимых и объективных СМИ и множестве борцов за прогресс и демократию на грантах.

Буду рад ошибиться, но, если у вас за фиговым листом, пардон, смердящая клоака… то лучше  вообще молчать, но, не проповедовать, словно догму, что там благоухающие розы и благовония.

Повторяю, мир будет лучше, если  в том числе,  политические лидеры будут говорить честнее и меньше кривляться.

Что касается словесных поллюций про то, что ядерная война —  это плохо — это как раз, возможно, намек на то, от чего Москва отказалась, выставив, изначально невыполнимый «ультиматум» Западу. Мой материал от 23 декабря:Столтенберг вновь призвал РФ вывести войска из Украины. О глаголе — заболтать

Никаких резюме я делать не буду — пусть каждый думаем и решает для себя сам.

Конечно, присоединяюсь к тому, что мир —  лучше войны, работа —  лучше безработицы, здоровье — болезни, воля и сила —  проституции и сифилиса  и так далее. Кто же с этим спорит, ну, кроме «креативных и особо одаренных» меньшинств:-) 

 Считаю, что иногда, даже внешне очень добрые и правильные слова, когда они совершенно не соответствуют реальности  и в них нет веры… не просто теряют смысл, а ещё более разочаровывают в том, что политики и лидеры сильных гос-тв, не говоря уж о вечно  униженных и оскорбленных, на самом деле занимаются подменой понятий и  лицемерием.

Очень уж часто те, кто больше всех говорит о мире, вдруг, в целях защиты, разумеется и победы добра над злом, развязывал войны.

==

П.С. «Декларация «ядерной пятерки» является базой для запланированных нескольких раундов переговоров Москвы с США и НАТО», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Андрей Кортунов. Ранее лидеры Китая, России, Великобритании, США и Франции выступили с заявлением о предотвращении ядерной войны.

«Важное, но довольно общее по содержанию коммюнике является призывом к началу диалога для изменения траектории развития мировой политики, находящейся в эскалационном пике. Главное, будет ли эта декларация иметь какие-то значимые последствия», – пояснил генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.

==

Пусть болтают, встречаются, чмокают губами, надувают щёки и рассказывают друг другу — о мирумире, при этом, ненавидя  и желая  погибели и крушения тем, кому улыбаются за столами..

Многие продолжают считать это искусством дипломатии…  а многие…. мерзостью, в которой нет и никогда не было ничего искреннего и позитивного. Если бы было —  мир сейчас выглядел бы по другому.

==

И напоследок, вопрос:

Если бы у России не было паритета в ядерном вооружении с США ( Западом),  как бы развивались по вашему события?

И ещё —  если бы Москва после  Второй мировой войны, «вовремя» не обзавелась атомным оружием, как бы поступили с ней —  союзники, которые, конечно, всегда были за мир, прогресс и демократию, в отличии от  диктаторских режимов и разного рода — «империй зла».

Слова колыбельных песен:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Спать пора! уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать:
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

В сказке можно покататься на луне
И по радуге промчаться на коне,
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар птицы
Глазки закрывай. Баю-бай!

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнне,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Баю-баюшки-баю!
Во лазоревом краю
Солнце село, cкрылось прочь,
День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах,
Звезды ходят в небесах,
И дудит им во рожок
Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,
Складно песню напевает,
Да негромкая она,
Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке
В синей сини над селом.
А для нашего сыночка
Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем
Под припевочку свою:
В ней начало: «Баю-баю!»
А конец: «Баю-баю!

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,

В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан.

Встречу брата и пойду,
Спрячусь в божием саду,

А под вечер брат уснет
И меня гулять пошлет.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу…

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра…»

«Казачья колыбельная песня»

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки.
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью.
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю.
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Колыбельная (для маленького брата)

Баю-бай! Васик — бай!
Ты, собачка, не лай!
Ты, бычок, не мычи!
Ты, медведь, не рычи!
Волк, миленький, не вой,
Петушок, дружок, не пой!
Все должны теперь молчать:
Васик хочет спать.
Баю-бай! Васик — бай!
Hожками не болтай,
Глазками не моргай,
Смеятся не надо,
Ладушко-ладо!
Спи, толстый мой голыш.
Мухи, кыш! Мухи, кыш!
Hе сметь его кусать —
Васик хочет спать.
Баю-бай! Васик — бай!
Жил в зверинце попугай,
Зеленый и гладкий,
Hа желтой подкладке.
Все кричал он и кричал,
Все не спал он и не спал.
Прибежал вдруг котик,
Прыгнул на животик,
Баю-баю-баю —
И съел попугая.
Раз-два-три-четыре-пять!
Пузырей не пускать!
Спать.
А не то нашлепаю!

Легкий ветер присмирел,
Вечер бледный догорел,
С неба звездные огни,
Говорят тебе: «Усни!»
Не страшись перед судьбой,
Я, как няня, здесь с тобой,
Я, как няня, здесь пою:
«Баю-баюшки-баю».
Тот, кто знает скорби гнет,
Темной ночью отдохнет.
Все, что дышит на земле,
Сладко спит в полночной мгле,
Дремлют птички и цветы;
Отдохни, усни и ты,
Я всю ночь здесь пропою:
«Баю-баюшки-баю».

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.

Действительно, преобладающим размером например русских Колыбельных песен является четырехстопный хорей, и это может быть сопоставлено с ритмом движений раскачивающейся колыбели, естественно распадающихся подобна качанию маятника на двучленные группы — вперед — назад. При рассмотрении ритмической стороны К. п. надо конечно иметь в виду, как и во всем песенном фольклоре, связь словесного ритма с вокальным исполнением, поддерживающим словесный ритм растягиванием или сокращением слогов. Качания колыбели сказываются и на строфическом построении колыбельных песен, обнаруживающем тенденцию к четкости и нередко дающем простейшую двустрочную строфу с парными соседними рифмами.

Главное назначение Колыбельной песни выполняется ритмом, и поэтому в очень многих из них сюжет дан лишь в минимальном развитии. Преобладающие темы — убаюкивание, приглашение помощников для убаюкивания, мысли о будущем убаюкиваемого ребенка, нередко явления и предметы окружающей действительности, могущие заинтересовать и позабавить ребенка, если бы только он понимал слова песни. Это как бы приспособление к интересам ребенка; эта стилизация под детскость, между прочим, очень отчетливо сказывается и в языке (уменьшительные, ласкательные слова, детские словообразования).

Зачастую в Колыбельных песнях наблюдается медленное, как бы дремотное нанизывание образов, подсказанных ленивым ходом ассоциаций. Иной раз в этих полусонных импровизациях однако нетрудно бывает вскрыть психологическую устремленность поющей женщины. В таком состоянии нередко находят себе выражение желания и мысли, обычно заглушаемые бодрствующим сознанием. Так, в великорусских, украинских и белорусских К. п. мы встречаем мотив смерти и похорон убаюкиваемого ребенка:

«Баю-баю, да люди,
Хоть сегодня умри,
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем».

Нередко в колыбельных крестьянских песнях мысли матери обращаются к теме бедности, и Колыбельная песня, успокаивающая по ритму, весьма печальна по своему социальному содержанию, передаваемому с оттенком горькой иронии:

«Баю-баюшки-баю,
Живет мужик на краю:
Он не беден, не богат, —
Много у него ребят.
Все по лавочкам сидят,
Все соломку едят».

Эта песня, как и вообще многие другие Колыбельные песни, имеет большое количество вариаций, сравнительное изучение к-рых может дать живую картину разнообразия бытового и психологического уклада в соответствии с социально-экономической дифференциацией создателей и потребителей песни. Ср. напр. вариант, явно созданный в более зажиточном слое, чем предыдущий:

«Баюшки-баю-баю,
Живет барин на краю.
Он не скуден, не богат;
Много у него ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят».

Целый ряд Колыбельных песен, подобно другим видам «народной» лирики, хотя и бытовал в некоторых зажиточных слоях деревни, но первоначально, надо полагать, возникал в среде господствующих классов старой Руси: в боярской, купеческой и т. д. Есть напр. К. п., в к-рых очень большое внимание уделено описанию богатой обстановки и счастливой жизни ребенка, окруженного мамушками, нянюшками, сенными девушками.

«Вот тут колыбель,
На высоком терему.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Крючки золотые,
Мамушки, нянюшки,
Качайте дитя.
Сенны красны девки,
Прилюлюкивайте!
Вырасту большая,
Буду в золоте ходить,
Буду в золоте ходить,
Парчеву шубу носить».

Любимыми образами в Колыбельных песнях восточных славян и многих других европейских народов являются образы животных и птиц: кота («У котика-кота / Была мачеха лиха»), козла или козы, причем последний образ повидимому навеян детскими сказками, а может быть, восходит, подобно аналогичному образу в песнях аграрно-обрядовых, к представлению о козле как символе богатства: в колыбельных песнях, как и в свадебных, упоминание о богатстве нередко имело магическое значение.

Идеализация быта и хозяйства — проявление магических пожеланий и заклинаний. Здесь те же магические основы, поэтическая символика, что и в других фольклорных жанрах (ср. «подблюдные» песни, «колядки», свадебные «величания» и т. д.).

Традиционные Колыбельные песни продолжали последовательно развиваться и в XIX—XX вв., отметая многие из старых бытовых мотивов и нанизывая новые, отражающие процесс все большего проникновения городской культуры в деревню. Вот напр. К. п., недавно записанная в Лодейнопольском округе, в районе развитых отхожих промыслов:

«Баю-баю-баюшки,
Нету дома татушки,
На чужой сторонушке.
Татушка домой придет
И гостинца принесет:
С Ладоги яблоки,
С Питера конфетики».

С закреплением коллективизации деревни традиционная колыбельная песня или вымрет начисто или сильно видоизменится и по содержанию и по форме, т. к. традиционная песня выросла на почве патриархального семейного уклада с его специфическим использованием труда и времени женщины-матери и хозяйки. Об усвоении форм К. п. письменной литературой.

Библиография: Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1—4; Шейн П. В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898; Карский Е. Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916: Капицын О. И., Детский фольклор, Л., 1928; Элиаш Н. М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічної комісї ВУАН», 1930, № 14; Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI—VII.

Источник: Литературная энциклопедия

Колыбельные песни. Тексты. Слова

Сарья заметена снегом. В этой крошечной деревне на границе с Латвией официально значатся полтысячи человек, но многие давно уехали. И все же в любом туристическом гайде по Беларуси вы обязательно найдете сарьянский старинный костел из красного кирпича — спасибо шляхтичу Игнатию Лопатинскому и прусскому архитектору Густаву Шахту. Денис Козлов, 27-летний учитель истории, почти каждый день заводит свой старенький дребезжащий Ford и проезжает 21 километр из Верхнедвинска в Сарью. Зачем он это делает? Неужели отправился сюда, на «край света» ради тридцати мальчишек и девчонок?.. В темное декабрьское время мы приехали в деревню в поисках хорошей истории, но нашли, кажется, нечто куда более ценное — тишину и покой.

«Никогда не стеснялся того, что я из „вёскі“»

Денис родился в поселке Лиозно («Пожалуйста, напишите Лёзно, у нас только так говорят»), на родине Марка Шагала, и называет себя сельским парнем. «От одной границы переехал к другой», — шутит он. В учительской квартире в Верхнедвинске топится камин, каменную часть которого Денис собрал своими руками, и мы говорим, говорим, говорим…

— Мой отец был бульдозеристом. И я хотел стать бульдозеристом, причем уже в четвертом поколении. Отец ездил в Москву, работал на импортной технике, строил дороги и зарабатывал больше тысячи евро — по тем временам безбедное существование. Но классу к седьмому папа сказал мне: «Денис, мне кажется, у тебя есть бóльшие способности». Историю я знал, ездил на всякие конкурсы, «Что? Где? Когда?». Но чтобы стать учителем — таких мыслей не было. Отец решил действовать от обратного — показать мне изнанку. Брал с собой на работу. Представьте, зимой нужно натаскать 80 литров горячей воды, прогреть паяльной лампой все трубки, а в конце дня почистить ходовую. Летом не легче: жара 30 градусов, кондера нет, двигатель нагревается до 120, из кустов, которые ты корчуешь, в кабину залетают здоровенные оводни… Тогда я окончательно понял: если мне дано больше, почему бы этим не воспользоваться?

Моя первая учительница истории была очень строгой, всегда требовала, чтобы даты и понятия мы знали досконально. Потому у меня было негативное отношение к предмету. Но на экзамене в девятом классе, когда я скромно протянул руку к стопке билетов на 6—7 баллов, она подняла бровь: «Денис, мне кажется, вы можете больше», — и недвусмысленно указала на стопку с билетами на 8—10 баллов.

Старшие классы Денис провел, зазубривая наизусть тома энциклопедий. Новая учительница, Алла Евгеньевна, смотрела на мир иначе: «История, вообще-то, простая. Она движется по спирали. Все повторяется, лишь сменяются декорации. Но не меняются люди». Почти интуитивно, лишь раз побывав там на экскурсии, Денис выбрал Полоцк — государственный университет, историко-филологический факультет.

— Когда я поступал, было только пять бюджетных мест, и мне не хватило ровно одного балла, чтобы пройти на бесплатное. Обидно. Но в итоге те, кто эти баллы «забрал» и поступил на бюджет, работают официанткой в пиццерии и продавцом-консультантом в магазине бытовой техники. Я стал «Учителем для Беларуси», а мой друг, который тоже учился на платном, сейчас директор школы в Полоцке. Такие дела.

Полоцкий университет очень сильный. У нас было много экспедиций, археологических раскопок. Что такое этнографическая экспедиция? Приезжаешь в деревню, условно, Бочейково Бешенковичского района и месяц ходишь пешком, по двадцать километров за день, раз за разом увеличивая кольцо опрошенных бабуль и дедуль. «Тук-тук-тук, есть ли здесь старые жители? Расскажите, как жили в старину, как свадьбы гуляли…» — «Да, зайдите к Митрофановне». И ты слушаешь — час, два, пять. Песни, сказки, рассказы…

Я никогда не стеснялся того, что я из «вёскі». Все курсовые и диплом писал про Лиозненщину. У меня был высокий средний балл, и поэтому универ сделал мне скидку на обучение— 60%. На последнем курсе подрабатывал экскурсоводом в туристической фирме, получал неплохие деньги и много где побывал. После университета я поступил в магистратуру и вернулся домой. Мне предлагали частную школу в Минске и зарплату в тысячу рублей. Но что делать в Минске без жилья? Я отказался. Еще были варианты в Москве и Латвии… В тот момент я познакомился с Женей. Видел ее всего четыре раза, прежде чем понять, что это мой человек, и спросить: «А что, если нам пожениться?» Представляете, она согласилась! (Смеется. — Прим. Onlíner.) 14 августа 2016-го была наша свадьба. Через год с лишним родилась Амелия, еще через два — Аверьян. Помню, дедушка всегда говорил: «Жена — это подруга жизни». И я тоже так хочу. Хочу рассказывать детям о нас с Женей.

«Какой еще дурак поедет историком в Сарью?»

— Незадолго до свадьбы мне позвонил знакомый и предложил пожить в пустующей квартире в Верхнедвинске. А я вообще такой человек — люблю экспериментировать со своей жизнью. Говорю: «Почему бы и нет?» Так мы с Женей оказались в Верхнедвинске. Квартира была в разбомбленном состоянии, мы целый год приводили ее в порядок.

Прихожу в райисполком, открываю дверь в отдел образования: «Есть ли у вас работа?» Мне говорят: «Конечно! Замечательная школа в Сарье — новая, чистая, светлая. Всего пару километров от Верхнедвинска. Автобусов куча идет, попуток». Приезжаю первый раз в Сарью — 21 километр в одну сторону… Зато какой вид — храм прямо под окнами школы!

Мы едем из Верхнедвинска в Сарью, наблюдая, как Дрисса впадает в Западную Двину. Уже через двадцать километров она станет латышской Даугавой… Этот путь — туда и обратно — Денис Козлов проделывает уже пять с лишним лет.

Нетронутость хвой, пухлый белый снег. Отличное место, чтобы подумать: для чего я вообще живу?

В XIX веке помещик Лопатинский отвечал на этот вопрос своеобразным способом: на том месте, где в 1971 году будет стоять сарьянская школа, он построил оранжереи. Еще одно его творение — величественный костел из красного кирпича (пламенная неоготика, жест любви к умершей жене) после революции пережил судьбу большинства святынь: здесь был склад. В 1990 году храм вернули верующим. Теперь это Свято-Успенская церковь.

— В Сарье мне сразу досталось 36 часов — это максимальная ставка. Веду всемирную историю, историю Беларуси, обществоведение, искусство, географию, кружок по краеведению. Плюс я педагог-организатор. Зарплата у меня 1100—1200 рублей. Работаю с 08:00 до 15:00. Для учителя это много: дети забирают тонны энергии. Но я не жалуюсь.

Дети искренние и не такие глупые, как думают взрослые. Почему я все-таки стал учителем? Да это просто эгоистическая задумка — остаться в памяти детей как можно дольше. (Улыбается. — Прим. Onlíner.)

Так Денис стал Денисом Ивановичем — не просто историком в деревенской школе, а человеком, который основал клуб «Вандроўкі аматараў гісторыі», что-то такое затронул в душах своих учеников, что те стали ходить с ним в походы — и в дождь, и в снег, и за двадцать, и за сорок километров…

— Я считаю, отметки — это вообще не главное. Как и ЦТ. Олимпиады ненавижу. «Назовите номер вагона, в котором Ленин приехал из ссылки» — бесполезно, бессмысленно. Я считаю, главная задача учителя сегодня — научить детей находить достоверную информацию в лавине соцсетей и мессенджеров. Я не надел на себя корону, которая говорит: «Нынешние дети тупые, потому что сидят в TikTok, мы были умнее!» Конечно, те, кто вырос под Кобзона и Магомаева, считают, что «Кар-мэн» — это отстой. Как мой дед считал, что The Beatles — это отстой. И как отец входил ко мне в комнату и морщился, услышав «Сплин»: «Что это за песни вообще?» Но правда заключается в том, что каждое поколение глубокое и думающее по-своему.

Я учу примерно 27 учеников, из них 15 всегда со мной в походах. Вот вы уедете, а мы через пару дней пойдем в экспедицию в деревню — на лыжах, 15 километров в одну сторону. Дети вряд ли будут вспоминать самый лучший, методически правильный урок, но точно на всю жизнь запомнят поход с палатками в конце четверти… Я не герой. Я живу для себя и работаю в удовольствие, кайфую от походов, дети это чувствуют — и тоже со мной кайфуют. Ну скажите, какой еще дурак поедет историком в Сарью? (Смеется. — Прим. Onlíner.)

«Никто не хочет оставаться здесь»

— Скажу как есть: деревня умирает. В 2015 году в нашей школе было 100 учеников, сейчас — 52. Интеллигенции становится все меньше. Из тридцати сотрудников школы только четыре молодых учителя. Все уезжают в город — в Питер, Витебск, Минск. «Если ты остался в Сарье или Верхнедвинске, тебе не повезло», — так здесь рассуждают. А вот я не согласен. Нашел в архивах письма сарьянцев восьмидесятых годов: «Когда я вырасту, мечтаю стать свинаркой-передовиком, как моя бабушка. Или трактористом, как мой дед. Космонавтом». А нынешнее поколение пишет: «Минск, заграница, Россия, Москва». Никто не хочет оставаться здесь!

Ютубер Антон Птушкин снимает замечательные видео. Вот я смотрел недавний выпуск про Норвегию. Да, все уехали из деревень в Осло и другие крупные города, но домик прабабушки у леса сохраняют и вылизывают, проводят там каждые выходные. А что мы?.. Здесь, на Сарьянщине, был геноцид. Все как в фильме «Иди и смотри». Каратели СС охотились на партизан, согнали и сожгли сотни человек в Росице, других угнали в лагерь в Саласпилс. Цинично назвали это операцией «Зимнее волшебство». Я сумел найти бабушку, которой повезло сбежать в лес, и дедушку, который пережил Саласпилс. Выложил интервью с ними на YouTube. Дедушку (тогда еще мальчишку) забрали к себе латышские фермеры, приняли как своего. Есть фото, где он стоит рядом с велосипедом — это все равно как Maybach по тем временам. Но он вернулся обратно в Беларусь, в Сарью, на спаленную землю! Это очень трепетная история.

Мы с детьми путешествуем, и в наших походах я рассказываю им такие истории. Вот эту рубашку, в которой сейчас даю вам интервью, я нашел в шкафу заброшенного дома с ценником «1986 год». Там во-о-от такие кипы фотографий! Если их смотреть, слезы наворачиваются. Живая история! Но никому это не нужно. По программе благоустройства села заброшенные дома просто сжигают.

Похоже, в одном Денис все-таки не прав. История Сарьи нужна — как минимум ему самому.

— Я не говорю, что всем нужно вернуться в деревню и там жить. Хотя что мешает провести оптоволокно и отлично устроиться, удаленно зарабатывая в IT?.. Но сохранить память о родном доме в любом случае нужно. Хотя бы забрать старые фотографии. Иначе как ответить себе на вопросы «Откуда я?», «Кто я есть?». В Сарье, увы, не рассуждают такими категориями. Мужики днями и ночами работают на комбайне, чтобы в посевную заработать свою тысячу или тысячи и купить… огромную плазму. Красивая картинка на экране — это способ сбежать от реальности. Многие уходят в алкоголь. Деревня живет небогато. Вот мы идем в поход с ребятами на 20—40 километров, а родители дают им обувь на два размера меньше, потому что другой нет. Натирают ноги до кровавых мозолей.

Я хочу сказать, что не все так плохо. Но проблем хватает.

Главное, нет развития. «Я хочу переехать в город!» — «Почему?» — «Смогу ходить на танцы. Ведь в деревне ни одного кружка, который мне подходит». Как-то приехали на экскурсию в Витебск, дети увидели прилизанный город, KFC, ролики и велосипеды на набережной — идут и озираются. В итоге у них остается ощущение, что город — это вечный праздник. Они же не понимают, что будут работать с восьми до восьми в «Евроопте», приходить домой и вытягивать уставшие ноги у телевизора, забыв о своих мечтах… Поехали однажды с учеником в Минск на конференцию. Едем в метро, а он такой: «Сегодня какой-то праздник? Чего они все так чисто и красиво одеты?» Заняли призовое место на конкурсе, я его на радостях решил сводить в кино — первый раз в его жизни, в 3D. Сидим в кинотеатре в специальных очках, смотрим «Мстителей», на экране в зрителей летит молот Тора — и я вижу, как у моего ученика течет слеза… Уверен, в письме в будущее он напишет, что хочет жить в Минске, «в вечном празднике».

«Физрук подсел на Armani»

Душевность деревни и метафизические вопросы прошлого, будущего и самоидентификации не отменяют реальности, в которой Денис Козлов хочет зарабатывать приличные деньги. Конфликт между внутренним историком и предпринимателем он решил по-своему.

— Когда родилась моя старшая дочь, Амелия, я понял, что учительской зарплаты не хватает. Тогда я взял деньги, которые государство дает за рождение первого ребенка, и вложил в парфюмерный магазин — продавал на разлив реплики известных брендов, сделанные в Болгарии. Оформил ИП, открыл точку, посадил продавца, узнал, как работает белорусская экономика, налогообложение, бюрократизм… До пандемии приезжало много латышей. Они выигрывали на разнице курсов валют. Дома могли купить в дьюти-фри одну баночку духов за €50, а у меня за эти деньги — чуть ли не пять ароматов. До трех я работал в школе, а потом мчался в магазин. Научился неплохо разбираться в запахах. Мой любимый аромат был Invictus от Paco Rabanne. Физрук подсел на Acqua di Gio от Armani. Учительницы всегда почему-то выбирали «Императрицу» Dolche & Gabbana. Я уже мог определять характер человека по тому, какой аромат ему нравится. (Улыбается. — Прим. Onlíner.) Это был поток денег, которые постоянно нужно куда-то вкладывать, как в «Монополии». Уже начали и маникюры делать, и педикюры при магазине… Я все изучил. В голове вместе с историческими датами вертелись виды лаков, базы, топы, стразы…

Но случилась пандемия, граница закрылась, латыши приезжать перестали. Я потерял клиентов. Этот эксперимент провалился, хотя и послужил важным опытом. Пришлось закрыть магазин. Кроме того, я делил свою жизнь надвое — и не мог стать настоящим профессионалом ни там, ни там. Передо мной встал выбор: бросить школу и быть предпринимателем, который откроет несколько точек в округе, или остаться учителем? Непростой момент.

Именно тогда, выступая на очень крутой площадке EdCamp, я узнал о проекте «Учитель для Беларуси». Решил: если пройду, останусь в школе, а нет — стану водителем фуры. Пусть это будет знаком. Да, мои дети могут есть сыр и мясо, но строить дом или обновить машину — об этом невозможно думать с учительской зарплатой… Каково же было мое удивление, когда я узнал, что прошел отбор!

В итоге мне доплачивают 250 рублей в месяц плюс 150 рублей компенсации за жилье. Мало того, для моего проекта о походах нашли трех спонсоров, которые дали 5150 рублей на снаряжение и мебель для музея, где мы храним все ценное, что находим в экспедициях. А ведь мы начинали со старых истрепанных палаток!

Проект дал мне колоссальную поддержку. Даже морально — чувствуешь, что за тобой есть некая учительская сила. Ребята подглядывают, как работают в западных школах и хороших российских частных школах, щедро делятся опытом. Прямо сейчас у них стартует четвертый набор — пусть придут хорошие люди. Для участия не обязательно быть педагогом по образованию, достаточно желания стать учителем в школе, вести тот предмет, который знаете и любите.

Мы стоим на веревочном мосту, переброшенном через Сарьянку. Здесь проходят боевое крещение байдарочники перед тем, как решиться на опасный сплав в Карелии. Мост, как и положено, шатается. Но Денис уверенно ведет нас на тот берег: единственная в Беларуси канадская сосна веймутова стоит того, чтобы быть увиденной.

Наверное, он знает, куда идет.

— Каждый раз, когда я собирался бросить учительство, что-то останавливало меня. Происходили чудеса. Сломался двигатель в машине, не могу добраться до школы — нашелся человек, который бесплатно его заменил. Понадобился музей для находок из экспедиций — пожалуйста, вот спонсоры. Пока мои ученики здесь, я остаюсь здесь. И кто знает, возможно, они вырастут и поедут в Минск, будут делать бизнес или учить ваших детей. Мне важно оставить что-то светлое.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Москва — На церемонии в Подмосковье на подиум вышли шестеро подростков в тяжелых ботинках и военной форме. Они получили награды за военно-патриотическое воспитание — эта дисциплина играет в России все более важную роль.

Несколько дней школьники со всей страны участвовали в конкурсах по чтению карт, стрельбе и викторинах по истории. Конкурс частично финансируется Кремлем, — правительство сделало «военно-патриотическое» воспитание своим приоритетом.

«Родители и дети понимают, что агрессивная скорлупа вокруг нас сжимается и твердеет, — сказал Святослав Омельченко, ветеран спецназа КГБ и основатель группы „Вымпел», которая и проводит мероприятие. — Мы делаем все возможное, чтобы дети об этом знали и были готовы пойти служить».

Последние восемь лет российское правительство всячески насаждает мысль, будто Родина окружена врагами. Эта теория просачивается в массы через национальные институты — школы, вооруженные силы, средства массовой информации и православную церковь. Утверждается даже, что стране, возможно, снова придется защищаться, как когда-то во Второй мировой от нацистов.

Сегодня, когда Россия стягивает войска к украинским границам и стращает Запад грядущим вторжением, неуклонная милитаризация российского общества при президенте Владимире Путине вырисовывается в совершенно ином свете. Похоже, власти уже приучили многих к мысли о грядущей бойне.

«Власть активно продает идею войны, — заявил редактор „Новой газеты» и нобелевский лауреат Дмитрий Муратов в благодарственной речи в Осло. — Под влиянием агрессивного маркетинга войны люди привыкают к мысли о ее допустимости».

Во вторник в своей речи перед российскими военными Путин заявил, что Россия не желает кровопролития, но готова ответить на, как он выразился, агрессивное поведение Запада «военно-техническими мерами».

Хотя свидетельств военной лихорадки не видно, есть немало признаков, что правительство воспитывает в народе готовность к вооруженному конфликту. В этом году Кремль запустил четырехлетнюю программу «патриотического воспитания» стоимостью 185 миллионов долларов. По плану, минимум 600 000 детей, начиная с восьми лет, вступят в ряды Юнармии, где принято носить форму. Взрослых же «прививает» государственное телевидение, где множество передач — вроде «Москва. Кремль. Путин» — вещают о фашистском перевороте на Украине и о том, как Запад пытается извести Россию.

И всех объединяет почти священная память о победе Советского Союза во Второй мировой, — так государство формирует у россиян менталитет победителя и готовность снова взяться за оружие.

Руководитель социокультурных исследований независимого московского социологического агентства «Левада-центр»* Алексей Левинсон называет эту тенденцию «милитаризацией сознания» россиян. По регулярным опросам центра, в 2018 году армия стала самым авторитетным учреждением страны, превзойдя самого президента. В этом году доля россиян, которых страшит мировая война, достигла высочайшего уровня за всю историю опросов с 1994 года — 62%.

Это не означает, оговорился Левинсон, что русские будут приветствовать кровавое завоевание Украины. Но при этом многие признают, что Россия находится в состоянии экзистенциального соперничества с другими державами, которое не исключает применения силы.

Празднование победы Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне, — в России она называется Великой Отечественной, — сыграло важнейшую роль в этой идеологической подготовке. Вместо того, чтобы чтить память о советском героизме и 27 миллионах погибших, Кремль применяет идеологемы Второй мировой к современности, утверждая, что против России снова плетут козни враги, которые хотят ее погубить.

В своей ежегодной речи в честь Дня Победы в этом году после монументального военного парада Путин прошелся по неназванным врагам России, которые вслед за нацистами снова насаждают «бредовую теорию собственной исключительности». А на прошлой неделе в новостной передаче по государственному телевидению высмеяли угрозу санкций против России, — «они думают напугать народ, потерявший в последней войне более 20 миллионов мужчин, женщин, стариков и детей».

«Происходит перенос победы во Второй мировой войне на современную конфронтацию с блоком НАТО», — заметил Левинсон.

В часе езды к западу от Москвы в прошлом году открылся величественный Главный храм Вооруженных Сил России. Снаружи он выкрашен в цвет хаки, а полы отлиты из трофейного оружия и танков, захваченных у немецкого Вермахта. Арочные витражи украшены знаками различия и медалями.

В прошлое воскресенье храм и прилегающие к нему музей и парк были полны посетителей. Одетые в форму пятиклассники Суворовского военного училища из Твери выстроилась в две шеренги и маршем отправилась в музей. Их инструктор объяснил, что тем, кто в училище первый год, очень важно знать о своих предшественниках.

«Мы тоже понемногу занимаемся пропагандой», — пошутил руководитель секции, отказавшись назвать свое имя.

Перед храмом среди заснеженных траншей — макета линии фронта — прогуливались посетители. Еще дальше, под высоким куполом, дети катались по трассе вроде картинга на миниатюрной копии боевого танка.

«Надо приводить сюда всех детей, чтобы прививать интерес к истории с самого раннего возраста», — сказала Алина Гренгольм, пока ее муж подсаживал двухлетнего сына на обледенелый танк.

Недавно в Москве более 600 человек со всей России собрались на правительственный форум о пропаганде патриотизма среди молодежи. Влиятельный Сергей Кириенко, заместитель главы администрации Путина, похвалил присутствующих за их «священный труд».

На конференции два «волонтера победы» сообщили, что расскажут старшеклассникам о русской победе во Второй мировой на региональном мероприятии на следующей неделе.

В опросе «Левада-центра»* на прошлой неделе 39% россиян заявили, что война между Россией и Украиной неизбежна или весьма вероятна. При этом половина считает, что в недавнем росте напряженности виноваты США и НАТО, и менее 4% во всех возрастных группах — что Россия.

Убежденность всего общества, что Россия не агрессор, отражает ключевую идеологему еще советских времен: страна ведет лишь оборонительные войны. Правительство даже выделяет средства на фильмы по этой теме: в апреле министерство культуры объявило «исторические победы России» и «миротворческую миссию России» приоритетными темами для государственного финансирования.

«Сейчас всячески продвигается идея, что Россия — мирная страна, которую вечно окружают враги, — говорит российский кинокритик Антон Долин. — Это противоречит некоторым фактам, но если показать это в кино о Великой Отечественной, у всех в голове зажигается схема, знакомая с детства».

На российском государственном телевидении обычным делом после прозападной революции в Киеве в 2014 году стала легенда, будто на Украине хозяйничают нацисты, а сама страна превратилась в плацдарм для западной агрессии. После украинской революции Россия аннексировала полуостров Крым, спровоцировала войну на востоке страны и стала еще сильнее пропагандировать свой образ «осажденной крепости».

Некоторые аналитики опасаются, что жесткая риторика закладывает основу якобы оборонительного вмешательства в защиту собственной безопасности и русскоязычных на Украине. Евгений Попов, недавно избранный депутат парламента и ведущий популярного политического шоу на государственном телевидении, сообщил, что его рейтинги в последние недели выросли: «Напряжение нарастает».

«Уверен, что большинство в России нас поддержит, если мы встанем на защиту русских на этих землях», — сказал Попов, имея в виду сепаратистские «республики» Украины, где сотни тысяч жителей уже получили российское гражданство.

Насколько успешен военизированный посыл российского государства — вопрос спорный. Опросы показывают, что молодежь относится к Западу лучше россиян старшего возраста, а прокремлевские настроения после аннексии Крыма, похоже, развеялись на фоне экономической стагнации.

Но Кремль не унимается. В попытке укрепить «патриотическое воспитание» он финансирует группы вроде «Вымпела». У этой «военно-патриотической» организации около сотни отделений по всей стране, и недавно она организовала соревнования по военно-патриотической подготовке во Владимире.

Лучшей среди девушек стала 17-летняя Вероника Осипова из Ростова-на-Дону, недалеко от границы с Украиной. Она много лет училась играть на арфе и с отличием окончила элитную музыкальную школу. Но в 2015 году начала учиться стрелять из пулемета и метать гранаты. Она решила пойти служить, чтобы защитить страну от врагов.

«Мой пример — девушки, которые под пулями и гранатами шли в бой во время Великой Отечественной, — сказала Осипова. — У них не было выбора, но у нас есть, и я выбираю армию».

________________________________

* Включен Минюстом РФ в список «иностранных агентов» — Прим. ИноСМИ

Комментарии читателей:

Ajax

Нынешнее поведение России, безусловно, настораживает, но насчет напугать страну, которая потеряла более 20 миллионов — это правда. Как и насчет иллюзии исключительности.

Примерно в 1992-1993 годах нам открылось окно возможностей, чтобы проявить скромность и великодушие и впустить Россию в сообщество демократических наций. Но США вместо этого повели себя как триумфаторы и заявили, что «выиграли» холодную войну и стали единственной сверхдержавой. Вот вам и результаты, расхлебывайте.

Todd H

Не хочу вас расстраивать, ребята, но средний американец о России практически не думает. Не то, что раньше, по крайней мере. У нас других проблем хватает. Теперь у нас есть целая партия из фанатов России. Так что давайте без агрессии.

EP

Я согласен: Путин действительно милитаризирует российское общество.

Но чем это все принципиально отличается от нашего бейсбольного матча? Над стадионом летают самолеты, на трибунах особые гости — ветераны, а на скамейке запасных ребята в камуфляжной форме. В чем разница между их «Можем повторить» и нашим «Они нас ненавидят за нашу свободу»?

Pete E

Разница огромная. Это как Гитлер-югенд — вот лучшее сравнение.

R Singh

А по-моему напрашивается сравнение с США. Мы сильно военизированы, у нас полно ура-патриотов и куча оружия на руках.

Jack

Авторы побоялись слова «Путин-югенд», а стоило бы. Очень смахивает на Германию 30-х годов, где молодежи промывали мозги, как и в России, и вгоняли в псевдопатриотический раж выдуманными внешними угрозами. Они пытаются выставить страну жертвой заговора, неуважения и ненависти. И воплотить в жизнь свои территориальные амбиции — подчинением и аннексией.

Acule

Вкратце о Путине: можно вывезти парня из КГБ, а вот вывести КГБ из парня — никогда.

Mike

А где фото мини-танка? Вышел бы отличный подарок младшему внучку. А будь еще модель побольше, мы бы с ним устроили танковое патрулирование. Попугали бы белочек и собачек поменьше!

Ах, да — статья же о том, как Россия милитаризует гражданских и промывает мозги молодежи. Молодежь учатся обращаться со стрелковым оружием. Слава Родине в борьбе с фашистами. Некоторые детали, разумеется, опустим.

А еще капиталистические страны, особенно Америка, эти жирные и ленивые угнетатели рабочего класса. Когда рабочие восстанут, Россия-матушка придет им на помощь.

Да-да, всё это я уже слышал. Но мини-танк все равно хочу.

Richard Ivey

Нынешнее бахвальство — обычное искажение истории. Эти русские герои Второй мировой войны благополучно бы сгинули без американского ленд-лиза. Но русским патриотам об этом не рассказывают.

Jonathan

Разница между Путиным и Гитлером — что никто не скажет, что Путин хранил свои цели и методы в секрете и пытался выставить себя добряком.

Ах да, есть и другое. Путин не говорил, что русские — высшая раса, просто им положена власть повсюду. И идеологии у Путина нет, лишь тяга к абсолютной власти.

Нет, народ, путинская Россия — это не нацистская Германия, а Северная Корея.

Victorious Yankee

Мне иной раз не хватает старого доброго СССР. Эти клоуны хотя бы были смешные. Помните Чернобыль, космический корабль «Буран» и комика Якова Смирноффа? Вот это была умора.

Теперь бывшим Союзом рулит коротышка, возомнивший себя Сталиным.

Вы, русские холопы, себя совсем, что ли, не уважаете? Избавьтесь от этого недомерка поскорее, пока он вас не укокошил.

Русские лучше всех? Да, а помните, ребята, как у вас рванул Чернобыль? Это мы, Запад, пришли вам тогда на помощь, потому что, давайте посмотрим правде в глаза, вы, ребята, — шутка стоячая. И все благодаря коротышке-президенту.

С Путиным никакого будущего вам не светит.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Сравните рассказы глобовой и спицына какую характеристику дубровскому дает каждый из них ответ
  • Сравните рассказы глобовой и спицына какую характеристику дубровскому дает каждый из них краткость
  • Сравнительная характеристика елисея и царевны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Сравнить ведьму из сказки сестрица аленушка и братец иванушка с хозяйкой из хаврошечки
  • Сравни героев рассказа заполни таблицу азим анеш 2 класс