Что такое рецензия и зачем она нужна? Поясню на примере. Одна компания поставляет другой серию бракованных товаров. Покупатель обращается с иском в суд, где требует с виновника компенсацию ущерба. Чтобы подсчитать убытки, суд назначает судебную экспертизу.
Выводы эксперта не устраивают ответчика, поэтому он решает привлечь со своей стороны независимого специалиста, чтобы тот подготовил рецензию. В рецензии должны быть приведены контраргументы, которые поставят под сомнение заключение судебного эксперта.
Далее решение за судом. Он может посчитать выводы судебного эксперта надлежащим доказательством либо прислушаться к рецензии и назначить повторную экспертизу. Это решение во многом зависит от качества подготовки рецензии и квалификации самого рецензента.
Рецензия — это письменное заключение специалиста, который оценивает достоверность и правильность заключения другого эксперта. Ее составляет профильный специалист в определенной области, например инженер, логист или аудитор.
Основные цели подготовки рецензии:
- убедить суд в необходимости проведения повторной экспертизы;
- показать наличие нарушений в проведенной экспертизе;
- доказать, что выводы эксперта не соответствуют действительности.
Более подробно о том, как подготовить убедительную рецензию, можно узнать из книги экспертной группы Veta «Наука побеждать». В ней мы также рассказали о тактике ведения судебных споров и об особенностях опроса в различных судах.
На что ссылаются рецензенты в попытке оспорить выводы эксперта
Недочеты в любой экспертизе можно условно разделить на два вида:
- Формальные. Это нарушения, которые никак не влияют на итоговый вывод эксперта. Например, опечатки или пропуски слов.
- Существенные. К ним относятся грубые ошибки в расчетах, несоответствие действующим нормативам или невозможность установить методику исследования. Например, неправильный выбор аналогов товаров для расчета убытков или неучет важных ценообразующих факторов.
Если в рецензии раскрыты существенные нарушения, суд может назначить повторную экспертизу, а саму рецензию приобщить к делу.
Ошибки, которые допускают рецензенты
В практике я часто сталкиваюсь с ляпами и противоречиями в рецензиях. Их можно разделить на несколько групп. Покажу на примерах.
- Избыточная эмоциональность
Рецензия составляется в произвольной форме, так как закон не устанавливает к ней каких-либо требований. Этим пользуются рецензенты, которые в стремлении доказать свою правоту иногда переходят границы даже морально-этических норм.
Рецензент безосновательно заявляет о низкой квалификации эксперта, эмоционально высказывается и даже переходит на личности в отдельных моментах.
Но каждое заявление должно подкрепляться аргументами, а резкий тон показывает, скорее, плохое воспитание. Можно сколько угодно заявлять о низкой квалификации эксперта, но без конкретных аргументов в суде это не сработает. К тому же кодекс профессиональной этики никто не отменял.
Рецензент сравнивает работу эксперта со сбросом водородной бомбы на вредное насекомое, которое к этому моменту уже умерло своей смертью.
Выдержка из рецензии, в которой рецензент, словно тонкий психолог, выявил внутренние (видимо, душевные) противоречия эксперта.
- Выводы на основании формальных нарушений
Экспертное заключение готовят люди, которые могут допустить чисто технические ошибки: опечатки, пропуски слов, неточности в написании и прочие. Такие нарушения никак не влияют на итоговый вывод, поэтому ставить под сомнение всю экспертизу на основании пары опечаток недопустимо.
В одном из наших заключений мы ошиблись с пунктом в законе ФСО. Причем это был единственный недочет во всем документе. На основании этого рецензент попытался оспорить итоговые выводы и квалификацию эксперта. У судьи такие доводы ничего, кроме улыбки, не вызвали.
Выдержка из рецензии. Рецензенту одной опечатки было достаточно, чтобы сделать глобальные выводы о квалификации эксперта
- Путаница в терминологии
Иногда рецензенты сами не понимают, о чем пишут. Например, путаются в похожих терминах. Это скорее говорит о низкой квалификации самого рецензента, чем его оппонента. Грамотный эксперт всегда сможет повернуть такие моменты в свою пользу.
В практике я сталкивался с ситуациями, когда рецензент не различал термины «методы», «методика» и «методология». Возможно, он надеялся, что судья этого не заметит. Но я поймал его на слове и задал встречный вопрос: как рецензент может оперировать такими понятиями, если сам не знает, чем они отличаются?
Рецензент по ходу всей рецензии оперирует терминами «методика» и «методология», при этом не понимает разницы между ними
А вот еще пример, когда рецензент не смог разобраться с процентами.
В заключении эксперта это выглядит примерно так: корректировка к стоимости аналогов составит +20% (корректировочный коэффициент 1,2). Рецензент не смог перевести 20% в 1,2
Но найти саму ошибку в экспертном заключении недостаточно. Рецензент должен ее описать и изложить понятным языком, чтобы у всех участников процесса не осталось сомнений в ошибке.
Дети в начальных классах лучше разбираются в основах экономики. Да и сама подача мысли рецензента слегка запутанна
- Непоследовательное изложение
Некоторые рецензенты излагают ошибки, начиная с незначительных, или выбирают неподходящий формат. В результате судья не может понять, есть ли вообще существенные нарушения, которые повлияли на вывод экспертизы.
Один рецензент изложил замечания в неверном формате. Он говорил про рыночную (еще и подчеркнул это слово) стоимость долга. Но рыночная стоимость — это всегда история про «один согласен продать, другой купить». Я еще не видел, чтобы кто-то взял на себя долг другого, да и еще за это заплатил.
Опытный эксперт легко отразит замечания, поданные в подобном формате.
- Непрофессионализм
Иногда сталкиваюсь с непрофессионализмом, когда рецензент, будучи юристом, путается в трактовках закона или инженер не знает строительных норм. Для опытного эксперта отстоять свою правоту не составит большого труда.
С учетом того, что рецензент работает юристом, такое замечание — это практически показатель его некомпетентности. Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации»: «Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске».
Как вести себя в суде против таких рецензентов?
Одно дело подготовить письменные пояснения, а другое — лично отстоять заключение эксперта в суде. В ходе устного опроса сторона оппонента попытается всеми силами показать судье несостоятельность экспертизы и необходимость проведения повторной. В ход идут любые нестыковки, противоречия, технические недочеты — все, к чему можно придраться.
В отличие от письменной рецензии, которую судья должен прочитать и осмыслить, устный опрос сразу может наглядно показать ошибки экспертизы. Опрос эксперта может вести как юрист оппонента, так и профильный специалист, который готовил рецензию. Второе встречается крайне редко.
Вот главные советы, как вести диалог с рецензентом в суде:
- Отвечать суду, а не оппоненту. Итоговое решение принимает только судья.
- Не вступать в личную перепалку. Спор без аргументов — сотрясание воздуха.
- «Прощупать» оппонента, чтобы определить его слабые места: задать встречные вопросы, переспросить, уточнить, что он имеет в виду. Обычно на этом этапе проявляется квалификация рецензента и уровень его подготовки. Например, рецензент в своих доводах ссылается на законодательство. В таком случае эксперту стоит задать встречный вопрос: а что именно требует конкретный пункт в законе? Неподготовленный рецензент сразу «потеряется», и перевес в глазах судьи будет на стороне эксперта.
- Задавать краткие и понятные вопросы в логической последовательности. Длинные предложения могут запутать судью, в результате чего важные факты не будут иметь той силы, которую должны.
- Обращать внимание на реакцию судьи. При выстраивании диалога с рецензентом нужно ориентироваться в первую очередь на судью.
Тактика ведения опроса зависит, в частности, от типа судьи и его реакции на ответы. Одни дают время для ведения качественного опроса, другие действуют жестко и не разрешают задавать эксперту повторные или уточняющие вопросы. Третьи позволяют оппоненту вмешиваться в ход опроса и устраивать из него представление. Поэтому нужно заранее знать особенности личности судьи, рассматривающего дело.
Кроме профессиональных знаний, важное значение имеют личные качества эксперта: стрессоустойчивость, внимательность, настойчивость, тактичность и другие.
Типы судей, которые рассматривают дело
Выбор тактики зависит не только от рецензента, но и от конкретного судьи, рассматривающего дело. Мы в экспертной группе Veta выделяем всего девять типов судей, которые отличаются по манере ведения опроса. Вот некоторые из них.
- «Спящий» судья
Такой судья визуально не реагирует на происходящее на заседании и редко задает вопросы. Отсюда и название. Проблема «спящих» судей в том, что по их реакции нельзя понять, понравился ли наш довод или нет, услышали они сказанное или нет. Привлечь их внимание можно нестандартными приемами: паузами в разговоре, громкой интонацией, риторическими вопросами или графическими материалами.
- Активный неврастеник
Такие судьи любят перебивать, поторапливать, задавать непонятные вопросы, а иногда даже оскорблять участников процесса. Главное в таком случае — не прогибаться под судью. Например, если судья просит не вдаваться в подробности, тактично указать, что они необходимы для разъяснения сути.
Иногда судья задает вопросы с целью унизить одного из участников. Например, он может с негодованием спросить, где такой специалист мог получить юридическое образование. На подобные вопросы нужно отвечать спокойно и односложно, не замечая иронию. Кроме того, судебные заседание записывается на диктофон, и при необходимости можно подать жалобу на судью.
- Выходец из правоохранительных органов
Такие судьи отличаются строгостью. Вопросы они задают кратко и по существу, не любят пауз. С такими судьями лучше не углубляться в пространные рассуждения, а отвечать на вопросы четко.
- Новичок
Стороны часто пользуются тактическими приемами, которые опытный судья сразу же пресекает: вступают в устные перепалки, перебивают друг друга и всячески стараются подавить оппонента агрессивным поведением. Реакцию неопытного судьи в таком случае предсказать сложно, поэтому готовиться нужно к каждому возможному сценарию.
Главное — не ставить под сомнение авторитет судьи. Например, не нужно лишний раз спрашивать его, понятен ли ему определенный тезис.
Еще важное значение имеет реакция судьи на те или иные события в процессе. Например, если судья сидел ровно, а затем недоверчиво откинулся назад и сложил руки на груди, то, скорее всего, ему что-то не понравилось. Если судья отвлекся от монитора и обратил внимание на выступающего, то в этот момент важно удержать внимание и донести ключевые аргументы.
Огневич проведет в 12 выпуске последние романтические свидания на проекте.
Кто победит в шоу «Холостячка» со Златой Огневич? / фото СТБ
В пятницу, 3 декабря, в 19:00 на канале СТБ стартовал финальный выпуск «Холостячки» со Златой Огневич.
В финале проекта зрители узнают, кто победил в шоу «Холостячка» — Дмитрий Шевченко или Андрей Задворный.
Кто победил в шоу «Холостячка» со Златой Огневич
Дима Шевченко сказал, что благодаря Злате он начал открываться. «Мне нравится, что с тобою я могу быть настоящим, быть самым собой», — отметил Дмитрий.
«Я понимаю, что теперь можно любить и не боятся ничего», — добавил Шевченко. «Я тебя люблю, выходи за меня», — сказал он дрожащим голосом.
«Я поняла, что очень сильно влюблена. Это прекрасное чувство. Прости, я не смогу принять твое предложение», — ответила Огневич Диме Шевченко.
Дмитрий не смог сдержать слез, он расплакался. «Я благодарен ей… Некрасиво, конечно, было, что не попрощался. Было за что поблагодарить», — рассказал он после того, как ушел.
«Ты нужна мне, ты важна, ты — причина моего счастья. Рядом с тобой я думаю о детях, о доме, о семье», — поделился Андрей Задворный. Он назвал «холостячку» желанной и отметил, что чувствует ее огонь. «Я хочу, чтобы ты стала моей… Я люблю тебя. Выходи за меня», — сказал Андрей.
Девушка спросила, действительно ли он хочет создать с ней семью. Андрей ответил утвердительно. «Наши отношения с тобой, как горки. Я долго думала, смогу ли стать счастливой рядом с тобой, и сомнений было много… Я люблю тебя… Я готова создать с тобой семью», — поделилась Злата с Задворным.
Финал шоу «Холостячка» от 03.12.2021
Первое свидание с Романом Свечкоренко
Первым на свидание со Златой отправился психолог Роман Свечкоренко. По словам «холостячки», этот день будет решающим, ведь мужчины долго не было на проекте.
Рома и Злата провели романтическое свидание, они катались на велосипедах, а затем полакомились десертами. Мужчина кормил «холостячку», но все равно чувствовалась некая напряженность, были неловкие паузы.
Огневич рассказала, что огорчена тем, что Рома после ухода с проекта из-за развода так и не написал ей. «Мой выбор был действовать, а не писать», — объяснил мужчина свое молчание в сети.
«Я почувствовала романтику», — сказала Огневич. Также они загадали желания у дерева: Рома — быть примером для дочери, Злата — чтобы родители были здоровыми.
Затем они пошли в ресторан, где обсудили серьезный вопрос — развод с женой. Он показал документ, в котором говорится, что дело о разводе еще не закрыто, следующее заседание состоится через неделю.
«Я свое мнение об отношениях с женатыми мужчинами не меняю. Я благодарна тебе за чесность о том, на каком этапе находится бракоразводный процесс… Лучше начинать отношения с искренности, и женщина сама принимает решение, нужны ли ей такие отношения… Я чувствовала, что между нами есть что-то большее, чем симпатия либо притяжение. К тебе у меня были особенные чувства… Я сегодня попыталась проанализировать свои чувства: ниточка между нами стала тоньше, поэтому я отпускаю тебя», — сказала Злата Роману.
«Я надеялась, что сегодняшнее романтическое свидание поможет мне разобраться со своими чувствами… Но время утрачено, нет этих чувств», — добавила Огневич.
Злата и Рома / фото instagram.com/holostyakstb
Второе свидание в финале «Холостячки»
На второе свидание «холостячка» отправилась со своим фаворитом Дмитрием Шевченко. Они сначала провели время в пустыне, где не обошлось без страстных поцелуев. А затем отправились в «оазис любви», где уже не смогли сдерживать свои порывы, кажется, между ними происходит настоящая химия.
«Сегодня Диму подменили, он осыпает меня своим вниманием, лаской», — сказала Злата.
«Это оазис любви для влюбленного», — сказал Дима. «Давай для влюбленных», — ответила Огневич. То есть их чувства взаимны.
Далее они обсудили совместное будущее: когда и какую свадьбу они хотят, как будут воспитывать детей и где будут жить после окончания проекта. Дима готов переехать из Львова в Киев.
Свидание Златы с Димой / фото instagram.com/holostyakstb
Третье свидание в финале шоу «Холостячка»
И последним на свидание отправился Андрей Задворный. Они занимались дайвингом, правда, сначала Злата боялась. «Я этот день буду помнить всю свою жизнь до мельчайших подробностей», — сказала Огневич.
Далее мужчина заинтриговал «холостячку» и пообещал ей еще один экстрим. Их свидание прошло на высоте, девушка была в восхищении.
Затем ведущий Григорий Решетник предложил пройти Злате и Андрею тест на совместимость. Задворный в этот момент начал шутить, это девушке не очень понравилось. Огневич назвала его мужчиной-загадкой, а ей нужно перед началом отношений понимать, с каким человеком она будет.
Свидание Златы с Андреем / фото instagram.com/holostyakstb
Финал шоу «Холостячка» выпуск 12 от 03.12.2021
Вас также могут заинтересовать новости:
- Экс-участник выдал всю правду о шоу «Холостячка»
- «Холостячка»: кто неожиданно покинул шоу, а кто шокировал возвращением за шаг до финала (видео)
- Участник «Холостячки» разразился откровенным постом после ухода из шоу (фото)
5 июля 2021
3032 просмотра
-
- Ольга Чумичёва
- Книжный коуч, книжный пиарщик и маркетолог. 15 лет опыта работы в книгоиздании. На данный момент PR-директор и руководитель пресс-службы Московской международной книжной ярмарки. Организатор шести сезонов литературной премии «Национальный бестселлер». Работала заместителем директора по маркетингу издательского холдинга Азбука-Аттикус, PR-директором издательств «Азбука», «Амфора», «Лимбус Пресс».
Сегодня мы начинаем марафон, который даст хороший старт тем, кто давно думал о создании книги, но откладывал или боялся приступить, или просто не знал, с какого конца взяться за дело.
Марафон «Начинаем писать книгу» адресован тем, кто хочет написать нехудожественную книгу, то есть книгу в жанре нон-фикшн, которая позволит обобщить жизненный или профессиональный опыт, станет концентратом знаний или повестью успеха, или просто даст возможность высказаться на важную тему.
Чтобы написать книгу, вовсе не обязательно иметь писательский опыт или образование, но нужно хорошо знать свое дело и точно понимать, что вы хотите сказать читателю.
В течение ближайшего месяца участники марафона под моим руководством смогут подготовить план и написать первую главу своей книги.
Первую неделю мы посвятим интенсивной подготовке к работе. Определимся с целеполаганием, маркетинговыми вопросами, составим расписание, найдем время для писательства и сделаем его частью рутины дня. Поверьте, это едва ли не определяющие условия для того, чтобы книга увидела свет.
Итогом первой недели станет готовый план книги или содержание. У вас на руках должно оказаться рабочее оглавление, вам станет понятно, сколько в книге будет глав, о чем они, и как они называются, какой объем текста вам предстоит написать и какова минимальная норма слов в день. Только после этого можно приступать к работе над текстом.
Советую отвечать на вопросы марафона письменно. Ведите подготовительную работу в одном файле, чтобы видеть эволюцию своих идей.
1. Определяем цель книги
Зачем вам нужно написать книгу?
Кто-то с детства мечтал написать книгу, кто-то хотел сохранить для будущих поколений историю своей семьи. Кто-то считает очень важным рассказать о своем уникальном опыте, который может быть полезен другим людям, а кто-то совершил открытие и делится им.
Если вы обладаете уникальным знаниями или уникальной экспертизой в своей области деятельности, книга поможет вам стать заметной фигурой и закрепит статус профессионала. Вас будут знать не только первые круги профессионального нетворкинга, вас будут знать все.
Когда книга уже написана, размещена, продается, а личный бренд (хотя бы на начальном этапе) построен и работает на вас, книга становится одним из инструментов «зеро-маркетинга», приводя новых и новых клиентов, партнеров, возможных инвесторов. Это позволит профессионалу повышать свою стоимость на основании всех перечисленных факторов – ведь вы перешли на несколько ступеней выше и зафиксировали уровень своей экспертизы на этом уровне.
Зачем читателю нужна ваша книга?
Когда вы решаете, о чем будете писать — в первую очередь подумайте о других. Читатели должны будут выбрать вашу книгу в море других книг. Подумайте, какие действительно важные вещи они узнают, как ваша книга поможет им жить дальше и улучшит качество их жизни.
2. Формулируем тему и рабочее название
Чтобы определиться с темой, подумайте, что вы знаете лучше всего, в какой теме вы как рыба в воде, что вам дается легко и свободно? Какие ваши знания смогут принести максимальную пользу читателю? От чего вас самих «прёт» бесконечно? Попробуйте выписать несколько тем, посмотрите, какая откликается больше всего. Начните играть с названием, в нем должна быть зашита главная идея книги.
3. Изучаем конкурентов (российские и международные книги)
Все слова о любви уже сказаны, и в вашей теме тоже. Посмотрите, кто и как уже раскрыл вашу идею. Как другие авторы запаковали вашу тему или направление — какой способ изложения они используют. Если конкурентов слишком много — сужайте тему. Если мало — возможно ваша тема не так уж и востребована. Продолжайте думать не только о себе, но и о ваших будущих читателях.
Как и где смотреть — в книжных магазинах и на сайтах Оzon.ru и ЛитРес. На Озоне мощный поисковик и архив, вы найдете все, что когда-либо публиковалось в принципе, на ЛитРесе хороший набор хэштегов и много самиздата. Также на ЛитРесе можно бесплатно скачать отрывок, обычно в него попадает оглавление.
4. Аудитория
Знаете ли вы своего читателя? Самые успешные книги написаны для нишевой аудитории, когда вы знаете, кому их продавать и чем привлечь этих людей.
В деталях пропишите все, что вы знаете о вашей аудитории — интересы, проблемы, слова, которыми они привыкли описывать свои жизненные состояния.
Люди формулируют свои запросы максимально просто и четко. «Мне нужно выяснить, как укрепить мои отношения. Я хочу быть счастливее. Я хочу больше денег. Я хочу преодолеть застой. Я хочу сохранить свой брак». Дайте понять, что ваша книга поможет решить их задачу, и ваша аудитория купит книгу.
5. Организация времени и пространства
Цель – включить написание книги в рутину дня. Работа над книгой должна прочно поселиться в плане дня. Скорее всего у вас не получится сделать писательство главным делом дня. Это не страшно — можно и нужно писать часто и малыми дозами. Почистил зубы, написал 30 слов. Пообедал, написал еще 30 слов. Перед сном написал еще 50.
6. График работ
За годы, что я помогаю людям писать книги, убедилась много раз: результата достигают не самые умные, знающие и вдохновленные, а самые дисциплинированные.
Результатом выполнения задания станут ваши письменные ответы на эти вопросы.
Вы можете опубликовать их в комментариях к этой статье на сайте «ЖИ!» или в Фейсбуке, в группе «Что можно успеть за 100 дней». Там же вы сможете прочитать ответы других участников марафона, что очень мотивирует к продолжению работы. Если пока стесняетесь выходить в публичное пространство, сделайте эти записи «для себя».
В пятницу, в 15:00 по московскому времени в прямом эфире в группе «Что можно успеть за 100 дней» я разберу несколько выполненных домашних заданий. Если вы хотите, чтобы ваша работа попала на разбор, успейте разместить ответы до 22 часов четверга.
В среду начнём составлять план и подробно прописывать содержание книги. Ждите дальнейших инструкций!
Саморазвитие #Писательство