Станционный смотритель темы сочинений 7 класс план

Сочинения по литературе пушкин по произведению станционный смотритель станционный смотритель повесть о человеке, который служил на постоялом дворе, по-нашему это
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По произведению Станционный смотритель

«Станционный смотритель» повесть о человеке, который служил на постоялом дворе, по-нашему это вокзал. Тут путешественники меняли лошадей, так же могли перекусить отдохнуть и трогаться дальше. Помогала станционному смотрителю его дочь Дуня.

Работа у Самсона Вырина была сложная и неблагодарная. Дуня сглаживала отношения раздраженных и даже сердитых постояльцев. Ее любили все. Отец не мог нарадоваться, она ему напоминала его жену.

В один зимний роковой вечер к ним на постоялый двор приехал офицер. Свободного экипажа не оказалось, что сильно разозлило путешественника. Молодой человек повысил голос и хотел даже ударить смотрителя, но тут появилась Дуня. Она предложила чаю. Никто тогда и подумать не мог, что постоялец сыграет большую роль в жизни мирных жителей Самсона и его дочери.

Все девушки мечтают о сильном, красивом, умном, добром принце. И неважно принцесса ты или простая служанка. Дуня не исключение. И она, и молодой человек понимали, что отец не отпустит дочку от себя. Самсон любил дочь и желал ей счастья, и кто его знает, может и согласился бы на брак с Минским. Только дело в том, что офицер Минский не захотел унижаться перед простым служащим и просить его отдать Дуню в жены. Он просто решил увезти девушку. Дуне было страшно, но она решается и уезжает с любимым.

Вырин не может смириться с тем, что его дочь предала. Он переживает за ее судьбу и решает забрать девушку. Он находит молодых людей в месте, они счастливы. Минский по-прежнему против отношений Дуни с ее отцом. Скорее всего, ему не хочется заботиться о старом человеке. Девушка не смеет возражать Минскому. Она хочет быть женой блестящего офицера и добьется этого, даже если придет разорвать отношения с отцом.

Самсону ничего не остается, как уехать обратно. Ему обидно, что дочь поступила с ним так. Единственный свет погас. После этого дела пошли из рук вон плохо. Смотритель с горя начал пить и вскоре умер.

Прошло несколько лет. На то место, где была станция, приехала барыня с детьми и нянькою. Она очень расстроилась, узнав, что стало с ее отцом. Очень обидно, что раскаяние пришло слишком поздно. Ведь она могла дать о себе знать. Написать отцу что у нее все хорошо, чтобы он не волновался. Возможно, это бы согрело его душу, и он был бы жив. Однако девушка этого не сделала. И теперь убитая горем плакала на его могиле.

Зато она добилась своего. Теперь она богатая и счастливая мать семейства, жена красавца офицера.

2 вариант

У меня после прочтения этого произведения осталось много вопросов. И мне очень жаль старого смотрителя, которого и так жизнь тяжелая – все на него ругаются и не из-за того, что он виноват в чем-то (наоборот, он изо всех сил старается), а просто все уставшие, раздраженные, спешащие, а он под руку попадается. Теперь ему придется выполнять свою тяжелую работу без поддержки дочки, которая хоть самовар могла поставить. То хоть он мог зарабатывать на её приданое, просто на неё, а теперь у него совсем никого нет – цели нет. И единственный человек, которого он любил, пропал. Может быть, даже предал… Бедняга Самсон Вырин!

В принципе, молодого господина, который влюбился в Дуню Вырину с первого взгляда, даже разыграл болезнь, чтобы остаться в доме смотрителя дольше, можно понять. Понятно, что Самсон тоже испугался, что гость – ротмистр Минский силой увёз его дочку, но оказалось ведь, что она, наверное, сама хотела сбежать. Почему гость не попросил руки Дуни у её отца? Почему она ничего не сказала, хотя бы после? Можно ведь передать весточку отцу, чтобы не волновался. Даже если вдруг они там не умели читать и писать, то можно кого-то отправить, чтобы на словах передал. Ей могло быть стыдно за свой побег, что угодно… Но думать, что отцу всё равно, что он не заметил её пропажи… Странно очень! А зять, который попытался откупиться от тестя. Почему так? При чём тут деньги? Он его ими, скорей, обидел. Наверное, тут много эгоизма. Дуня думала только о себе, своем счастье, даже если и боялась, что отец разозлиться… Так понятно, что не похвалит! Как она могла заставить так волноваться отца единственного? Кроме того, он мог себя винить за то, что сам позволил дочке сесть к офицеру, чтобы доехать до «церкви».

Дуня слишком красивой была. Красота даже четырнадцатилетней девочки рассказчика поразила, а уж через несколько лет молодой офицер явно оказался под большим впечатлением. Сначала ведь он спешил, а тут обо всём забыл! Но в таком отношении к отцу она раскаялась, когда было слишком поздно – приехала с его внуками рыдать на его могилу. Понятно, что Дуня не могла бы вечно быть рядом с отцом, но так ей уходить тоже нельзя было. Её тоже жалко.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению Станционный смотритель

По произведению Станционный смотритель

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как я научился ездить на велосипеде

    Я был в возрасте 9 лет, когда я научился ездить на велосипеде. Учился я тогда в третьем классе и большинство из моих одноклассников уже умели кататься. Когда-то давно родители мне купили небольшой велосипед

  • Сочинение по поэме Медный всадник Пушкина

    Александр Сергеевич Пушкин написал поэму Медный всадник в 1833 году. Эта поэма стала завершение размышлений о Петре l, о проблемах России во времена правления Петра. В ней рассматривается проблема человека и

  • Почему важно быть толерантным сочинение (итоговое 11 класс)

    Потому что я хочу, чтобы мне никогда не пришлось стыдиться себя за то, что я не в силах изменить. Потому что не хочу, чтобы мои дети жили в злобе и хаосе. Потому что я считаю себя человеком, которому дали воспитание достойные люди

  • Сочинение Симеонов-Пищик в пьесе Чехова Вишневый сад

    В образе одного из второстепенных и явно комических персонажей, Бориса Борисовича Симеонова – Пищика, таким знаком является его неукротимая и вынужденная страсть к деньгам

  • Россия в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение

    Вишневый сад в одноименной пьесе Антона Чехова является аллегорией образа России. Эта пьеса посвящена деградации русской дворянской усадьбы, дворянского гнезда.

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» написано 14 сентября 1830 года и издано в 1831 году. Входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эта история повествует о Самсоне Вырине — самом обыкновенном станционном смотрителе. Сочинение в 7 классе по повести А. С. Пушкина является обязательным для выполнения школьной программы по литературе.

Краткое содержание

Основная обязанность стационарного смотрителя — принимать лошадей от приезжающих людей и выдавать их им потом. А еще его работа — записывать все необходимые данные.

Начинается рассказ с того, что однажды к станции Вырина подъезжает гусар Минский. Влюблённый в дочь смотрителя, он, притворившись больным, остаётся у них в течение нескольких дней. Когда Минскому пришло время покидать станцию, гусар под предлогом отвезти Дуню (дочь Вырина) в церковь забирает её с собой в Петербург.

Самсон не дожидается своей кровинушки и отправляется на её поиски. Не найдя дочь в церкви, он понимает, что девушка уехала с Минским. Совсем разочарованный отец идёт к гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга.

Автор доносит до читателя все страдания смотрителя. В течение нескольких лет главный герой убивается по дочери. Он стал хуже выглядеть, обзавелся морщинами по всему лицу, седыми волосами на голове, вид у него очень усталый. Герой вечно раскаивается и не может понять собственной оплошности. Самсона мучает вопрос: как он мог отпустить дочь? Как он так прогадал? Вырин боится, что гусар Минский вскоре наиграется Дуней и выгонит её на улицу. Отец не хочет для дочери такой судьбы.

Не выдерживая горя и страданий, герой спивается и скоропостижно умирает. В конце повести Пушкин описывает, как Дуня с тремя детьми возвращается навестить отца, но узнаёт о его смерти. Убитая горем дочь идёт на кладбище и долго плачет над могилой. Конечно же, она понимает, насколько грешна перед отцом. Вероятно, чувство вины будет преследовать ее всю жизнь.

Минский, как следует из рассказа, не бросил и не выгнал Дуню. Она осуществила свою мечту: стала женой гусара и родила ему детей. Семья была состоятельной и не бедствовала.

Если говорить кратко, то несмотря на счастливый конец, из текста произведения видно, как автор делает акцент на том, что необходимо любить своих близких и по возможности сразу решать все разногласия.

Главная мысль в повести «Станционный смотритель»

В повести «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин рассказывает о станционном смотрителе, имеющим чин самого последнего 14 класса. Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, который работает на почтовой станции. Многие проезжающие на каретах люди останавливаются на ней. Но если же на улице плохая погода, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, то всё своё недовольство проезжающий вымещает на станционного смотрителя. Самого станционного смотрителя зовут Самсон Вырин. У него есть молодая дочка, зовут её Дуня. Автор упоминает украшающие дом смотрителя картинки, роль которых в повести не случайна, как может показаться на первый взгляд. На них изображена одна из притч, некогда рассказанных Иисусом — история о блудном сыне. Это евангельская притча о юноше, который вёл разгульную жизнь, впал в нищету и, раскаявшись, вернулся домой. И вот однажды в мае 1816 года Белкин проезжает как раз через его почтовую станцию. Дуня подает семье и гостю чай и начинается общая беседа, как будто век были знакомы. В это время лошади были готовы, и Белкин начал прощаться со смотрителем и его дочкой. Она проводила его до телеги и разрешила себя поцеловать. Этот поцелуй оставил в нём долгое и приятное воспоминание. Затем, через несколько лет повествователь снова проезжает эту станцию. Происшедшая перемена сразу бросается в глаза Белкину, хотя он еще не знает, что произошло. Он вошел в комнату и тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, приезд Белкина разбудил его, он привстал. Это был тот самый Самсон Вырин, но как он постарел! Белкин удивился, что могло так быстро превратить бодрого мужчину в хилого старика. Смотритель рассказал всю историю своей беды, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер Минский. Смотритель пытался найти и увидеть свою дочь, но Минский не дал ему такой возможности, а дал ему лишь деньги. Дочь тоже не приезжала к нему. В дальнейшем, когда Белкин снова попадает на эту станцию, то узнаёт, что Самсон уже давно спился и умер. Он очень грустил по своей дочери. Повествователь просит показать его могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые. Как мне кажется, главная мысль повести в том, что смотритель очень любил свою дочь и заботился о ней. А его дочь и офицер Минский глубоко обидели его. И только в конце, когда уже смотритель умер, дочь, видимо раскаявшись, приехала к нему на могилу. В этом просматривается связь между поступком дочери и евангельской притчей о блудном сыне.

История создания

Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

  • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
  • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

Образ героев

Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается про полную унижений безрадостную жизнь Самсона Вырина. Его чин станционного смотрителя не дает ему никаких привилегий, напротив, чуть ли не каждый проезжий так и норовит его обидеть, сорваться на нём из-за неудач, плохих дорог, мрачного настроения. Старик же смиренно сносит свою участь и примерно выполняет свои обязанности. Всякий зашедший путешественник получает у него отдых, еду и кров. Единственная отрада в жизни Самсона – это его дочь Дуня. Только она радует его и помогает обслуживать посетителей. Жилище старика – типичная изба бедного русского человека. Она обставлено бедно, но везде чувствуется рука его дочери, везде опрятно и чисто. Символично то, что стены избы украшает сюжет из библейской притчи про блудного сына. Эта картина как бы пророчит грустную судьбу Вырину. Однажды ему пришлось жестоко поплатиться за своё радушие и гостеприимство. Офицер Минский, будучи проездом на этой станции, нанёс Самсону удар, отняв его утешение в жизни — Дуню. Дерзкий офицер настолько самоуверен, что ему ничего не стоило так оскорбить старика. Обманом он увёз девушку, которая ему понравилась. Несчастный старик уверен, что как только Минскому надоест Дуня, она окажется на улице без средств к существованию, как многие глупенькие и наивные девушки до неё. Ведь для офицера она всего лишь очередное увлечение, уверен отец Дуни, и нет на белом свете никого, кто защитил бы её, кроме старика. Дуня не сумела оценить все то, что дал ей отец, при этом сам терпя лишения. Она едва ли осознавала, что пришлось пережить ему из-за неё. Самсон Вырин увидел, наконец, издалека свою дочь. Та от волнения лишилась чувств. Бедный старик прошёл пешком весь путь до Петербурга, чтобы увидеть её. Даже пройдя такую дорогу, Вырин был безжалостно вышвырнут из богатого дома Минского ни с чем. Он был окончательно сломлен, пока не нашёл покой в смерти. Много позже очевидцы рассказывали, что видели на могиле Самсона Вырина молодую состоятельную барыню с детьми, которая была безутешна. Только после смерти отца поняла Дуня, как огорчила его своим поступкам, человека, который и так видел в жизни только горести. Но для раскаяния было уже поздно. Автор подводит читателя к мысли, что жизнь маленького человека в России, такого, как станционный смотритель, бесправна и невыносима, и никто не встаёт на защиту его от произвола и несправедливости богачей и власть имущих.

Значение повести

В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

Все школьные сочинения по литературе

Пушкин «Станционный смотритель» — сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса — Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь — он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием — решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

Еще сочинения автора:

  • Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции
  • Сочинение на тему «Пушкин метель»
  • Сочинение «Повесть Выстрел»
  • Пушкин «Повести Белкина» — сочинение
  • Сочинение на тему: «Актуальность лирики А. С. Пушкина в современном мире»

Характеристика произведения

В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Станционный смотритель

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем. Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.

Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.

Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.

Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.

Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.

Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.

Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.

В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.

А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.

Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.

Вариант 2

Повесть рассказывает о судьбе маленького человека — Самсона Вырина. Он служит станционным смотрителем на постоялом дворе. Вырину приходится в любое время суток и в непогоду встречать гостей. В этом ему помогает единственная дочка Дуня, которую Самсон воспитывает один. Он не может на неё нарадоваться. Девочка растёт умницей, красавицей и отличной хозяйкой в доме. Она способна своим очарованием и тактичностью смирить гнев самого капризного постояльца. Гости ей тоже отвечают добром, дарят дорогие подарки.

Однажды на постоялый двор приезжает офицер, который требует дать немедленно лошадей. Он устраивает скандал смотрителю, но увидев Дуню, сменяет гнев на милость. Позже гусар притворяется больным для того, чтобы задержаться на станции и принимать ухаживания от очаровательной дочери станционного смотрителя. В душе коварного офицера созревает план украсть понравившуюся девушку. В день своего отъезда он предлагает Дуне подвезти её до церкви. Ничего не подозревающий отец разрешает дочери прокатиться с гусаром. С этого времени Дуня бесследно исчезает из родного дома. Самсон не может простить себе такой оплошности. Отчаявшись ждать возвращения дочери, он предпринимает решительные действия и едет разыскивать Дуню в Петербург. Вырин находит свою дочь в северной столице. Она живёт на содержании ротмистра Минского в роскошном доме, прекрасно выглядит и производит впечатление, что довольна жизнью. Увидев отца, Дуня падает в обморок, а её возлюбленный совершенно не рад неожиданному гостю. Он вышвыривает несчастного смотрителя на улицу, откупившись от него крупной суммой денег, которую Вырин в сердцах выбрасывает. Ради несчастного отца Дуня не готова пожертвовать своей богатой и беспечной жизнью. Оскорблённый и униженный отец отказывается бороться за свои права и ни с чем уезжает домой. Он по-прежнему переживает за судьбу дочери, думая, что натешившись с красавицей, гусар прогонит её. От одиночества и душевных страданий Вырин спивается и умирает.

Впоследствии ротмистр Минский всё-таки женится на дочери станционного смотрителя. Став знатной дамой и мамой двоих детей, Дуня в полной мере осознает свою вину перед отцом. Она приезжает к нему, но слишком поздно раскаяние. Дочери остаётся только безутешно плакать на могиле отца.

Произведение Пушкина учит взрослых детей помнить о своих немолодых родителях, уделять им внимание и заботиться о них.

На примере Самсона Вырина автор показывает неравенство в обществе, пренебрежительное отношение высокопоставленных чиновников к людям ниже рангом. Он призывает быть справедливыми и ценить человека за его моральные качества.

6 класс, 7 класс

Тема «маленького человека» в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”

В эпоху реализма взгляды писателей обратились к жизни и проблемам «маленького человека». Этот герой, как собирательный образ человека «низкого класса», представлялся довольно жалким и незаметным для общества. Чем же примечателен такой персонаж?

В повести «Станционный смотритель» автор призывает нас обратить внимание на «маленьких» людей, «быть справедливыми и войти в их положение», и я разделяю его позицию.

Персонаж повести — Самсон Вырин – как раз из таких людей. Имея самый низкий чин и прозябая на неблагодарной работе, ведь «станционных смотрителей проклинает каждый», этот «сущий мученик четырнадцатого класса» остался беззлобным и добродушным человеком. Он живет в своем узком и обреченном мирке, где единственной отдушиной и радостью его становится красавица-дочь Дуня, «разумная, такая проворная, вся в покойницу-мать».

Так бы всё и шло своим чередом, но весь привычный смотрителю мир рушится как только очередной постоялец – «молодой, стройный гусар» Минский – обманным путем крадет и увозит его единственную дочь в Петербург.

Наш герой не может с этим смириться и отправляется за ней. Со слезами на глазах молит он гусара: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..», но его попытка вернуть «бедную» Дуню домой не увенчивается успехом. «Барин» Минский, будучи выше Самсона по чину, даже не считается с ним, как с отцом невесты, а попросту пытается откупиться деньгами, а затем и вовсе его прогоняет. Мне кажется, что эта сцена повести являет собой яркий показатель социального неравенства в обществе и безразличия к «маленьким людям».

Вместе с тем, Вырин думает лишь о своих чувствах и переживает о своей доле: он не может понять и принять тот факт, что дочь добровольно его покинула, как не верит и Минскому, “который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж”. С исчезновением дочери теряется смысл его и без того тяжелой жизни.

Безутешный отец не может найти себе места и всего за несколько лет душевных терзаний и горя, по словам безусловно сопереживающего ему автора, он превращается из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. Вырин умирает в одиночестве и нищете, так и не простив себя за то, что не уберег дочь.

Эта повесть дает нам понять, что жизнь «маленького человека» складывается нелегко, униженные и почти бесправные – эти люди заслуживают понимания и сострадания. Таким образом, автор предлагает нам задуматься над тем, что абсолютно каждый человек имеет право на жизнь и счастье.

Это интересно: Драма «Гроза» А. Н. Островского была написана в 1859 году. Вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по действиям, чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях. Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком.

Сочинение чем запоминается рассказ Станционный смотритель Пушкина, что интересно

В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.

Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь − Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.

Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.

Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.

Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.

Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом. Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.

Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.

Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Другие сочинения: ← Дружба в лирике Пушкина↑ ПушкинМой Пушкин →

Сочинение с планом «Станционный смотритель» 7 класс

План

  1. Вступление
  2. Где разворачивается действие повести
  3. Изменения в Дуне
  4. Что повлияло на решение Дуни остаться в Санкт-Петербурге?
  5. Возвращение Дуни в отчий дом
  6. Вывод

Отражение величавого и опасного Петербурга можно найти во многих произведениях писателей как 19, так и 20 веков. Александр Сергеевич Пушкин также рисует образ северной столицы нашей страны в повести «Станционный смотритель».

Действие разворачивается в двух противопоставленных друг другу местах: на станции, где живёт Дуня с отцом до приезда Минского, и в блестящем Санкт-Петербурге, куда хитрый офицер увозит девушку. Если в доме станционного смотрителя ничего не происходит, и жизнь идёт своим чередом, то в граде Петровом каждый день — событие: бал, ужин у какого-нибудь знатного лица, встречи или новые знакомства. Городская суета привлекает красивую Дуню, поэтому она и сбегает из отцовского дома, меняя скучную жизнь в провинции на городскую и суетливую.

Пожив некоторое время в городе, Дуня изменилась. Санкт-Петербург повлиял на её характер. Из «маленькой кокетки», как её описывает рассказчик при первой встрече, она превратилась в светскую даму, «одетую со всею роскошью моды». Теперь она уже не просто «девушка, видевшая свет», а часть светского общества. Город настолько повлиял на героиню, что Дуня даже переняла позу английской наездницы, которую не могла лично видеть, так как за пределами России не бывала.

Ставшая частью нового мира Дуня не захотела покидать прекрасный Санкт-Петербург. Если здесь она могла почувствовать себя свободной и насладиться светским обществом, то в отцовском доме ей пришлось бы вновь занять роль прислуживающей миленькой дочки старика — станционного смотрителя. В сверкающей северной столице ей никто не командовал: она могла жить с любимым человеком, иметь огромный гардероб роскошной одежды и наслаждаться каждым новым днём. Вернувшись на маленькую станцию, ей бы пришлось подчиняться приказам отца, и каждая новая неделя была бы похожа на предыдущую. Кроме того, рассчитывать на удачную партию девушка не могла, что также сказалось на выборе Дуни.

Несмотря на все прелести роскошной Санкт-петербургской жизни, Дуня, уже с детьми, навещает родной дом. Но там она находит лишь могилу отца, который так и не смог смириться с новой жизнью дочери. Притча о блудном сыне, которую рассказчик видит на картинах в доме станционного смотрителя, нашла отражение в жизни героев. Антитеза станции Петербургу в повести не случайна. Увидев все прелести городской жизни и став частью её, Дуня не захотела возвращаться в дом станционного смотрителя. Но ни любовь Минского, ни блеск северной столицы России не смогли заменить ей главного — любви отца.

Это интересно: Тютчев стих на 16 строк «Она сидела на полу» — анализ стихотворения.

Значение повести

В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

История создания

Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

  • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
  • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

Образ героев

Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

Полезные

Характеристика произведения

В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» написано 14 сентября 1830 года и издано в 1831 году. Входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эта история повествует о Самсоне Вырине — самом обыкновенном станционном смотрителе. Сочинение в 7 классе по повести А. С. Пушкина является обязательным для выполнения школьной программы по литературе.

Краткое содержание

Основная обязанность стационарного смотрителя — принимать лошадей от приезжающих людей и выдавать их им потом. А еще его работа — записывать все необходимые данные.

Начинается рассказ с того, что однажды к станции Вырина подъезжает гусар Минский. Влюблённый в дочь смотрителя, он, притворившись больным, остаётся у них в течение нескольких дней. Когда Минскому пришло время покидать станцию, гусар под предлогом отвезти Дуню (дочь Вырина) в церковь забирает её с собой в Петербург.

Самсон не дожидается своей кровинушки и отправляется на её поиски. Не найдя дочь в церкви, он понимает, что девушка уехала с Минским. Совсем разочарованный отец идёт к гусару, но тот отвечает, что Дуня останется с ним, так как они любят друг друга.

Автор доносит до читателя все страдания смотрителя. В течение нескольких лет главный герой убивается по дочери. Он стал хуже выглядеть, обзавелся морщинами по всему лицу, седыми волосами на голове, вид у него очень усталый. Герой вечно раскаивается и не может понять собственной оплошности. Самсона мучает вопрос: как он мог отпустить дочь? Как он так прогадал? Вырин боится, что гусар Минский вскоре наиграется Дуней и выгонит её на улицу. Отец не хочет для дочери такой судьбы.

Не выдерживая горя и страданий, герой спивается и скоропостижно умирает. В конце повести Пушкин описывает, как Дуня с тремя детьми возвращается навестить отца, но узнаёт о его смерти. Убитая горем дочь идёт на кладбище и долго плачет над могилой. Конечно же, она понимает, насколько грешна перед отцом. Вероятно, чувство вины будет преследовать ее всю жизнь.

Минский, как следует из рассказа, не бросил и не выгнал Дуню. Она осуществила свою мечту: стала женой гусара и родила ему детей. Семья была состоятельной и не бедствовала.

Если говорить кратко, то несмотря на счастливый конец, из текста произведения видно, как автор делает акцент на том, что необходимо любить своих близких и по возможности сразу решать все разногласия.

Анализ произведения

В результате тщательного анализа и обдумывания повести Пушкина, а также некоторых отзывов критиков, можно понять, что мотивом произведения выступает, главным образом, разобщенность мыслей и действий близких людей. Финал произведения очень драматичен.

И, несмотря на то, что Дуня завуалирована под молодую женщину с детьми в описании повести, читатель без труда узнает ее, горюющую на могиле отца.

Каждый персонаж сложен и небезупречен. В результате такого явления, как сословная иерархия, случилась основная трагедия повести, так как богатый мужчина смог заполучить желаемую женщину себе, не спросив разрешения ее отца и даже выгнав его на улицу.

История создания

Однажды в «болдинскую осень», в то время, когда в окрестностях разразилась эпидемия холеры, Пушкин явился в родовое имение Болдино, дабы скорее разрешить все свои финансовые трудности. Но быстро разобраться с проблемой не удалось, и писатель задержался на целый сезон. Ему казалось, что время будет проходить долго, и пребывание окажется скучным. Но вдохновение настигло автора внезапно, и истории писались одна за другой.

Таким образом, в течение этого времени Александр Сергеевич написал три произведения:

  • 9 сентября была закончена повесть «Гробовщик».
  • 14 числа того же месяца — «Станционный смотритель».
  • 20 сентября — «Барышня-крестьянка».

Повесть «Станционный смотритель» оказала огромное влияние на творчество отечественных авторов.

Проблематика повести

Главной проблемой, которую можно проследить в «Станционном смотрителе», можно считать проблему отцов и детей. Не всегда нравы и воспитание молодых людей позволяют совершить такой поступок, который совершил богатый молодой гусар.

Тем не менее Дуня не могла ему противиться, ведь здесь выступает еще одна проблема повести – это разница в деяниях мужчин и женщин. Некая бесправность вторых четко прослеживается в «Станционном смотрителе».

Третьей основной проблемой можно назвать иерархию и разницу в состоянии и происхождении людей. Тот, кто богаче и состоятельнее, позволяет вести себя более откровенно и агрессивно, считая, что ему доступно многое.

Образ героев

Так как Вырин является главным персонажем, его характеристика будет более обширной, чем у всех остальных персонажей. Основными чертами его характера являются:

  • терпение;
  • нерешительность, связанная со смирением;
  • трусость.

Мужчина работает не покладая рук, сносит любую непогоду. На него льются оскорбления, словесная грязь и унижения, но он терпит. Богатства не имеет, является типичным малоимущим человеком, признающим факт собственной бедности. Униженный всеми Самсон представляет в произведении образ «маленького человека».

Главному герою около 50 лет, он достаточно бодр и свеж для своих годов.

Герой смирился со всем, что происходит вокруг. Его жизнь протекает в крохотном уголке земли. Он знает своё место и не хочет никому перечить, боится нарваться на конфликт с приезжими, которые и без того относятся к нему как к собаке. Самсон абстрагирован от целого мира, живёт лишь своей тихой убогой жизнью. После того как дочь его покинула, он развесил на стенах картины, на которых была изображена история блудного сына. Они являются для героя неким символом того, что Дуня, оставившая отца, в скором времени вернется.

Единственной отдушиной в тяжёлой жизни человека была его дочь.

Дуня — девушка, обладающая необычайной красотой, умница, помощница, одним своим видом могла успокоить разъярённых приезжих, которые при виде её, будто по команде, становились смиреннее и начинали вежливо вести беседу.

Она является полной противоположностью отца. Не побоялась вырваться из того бренного мира, смело поехала за гусаром. Дуня более решительна, знает свою цель и следует за ней.

Ротмистр Минский представляет из себя складного молодого человека с «чёрными усиками», коварного и высокомерного. Временами он бывает заносчив и груб, ссылаясь на гусарскую честь.

Собственным недостойным отношением к «маленьким людям» он подчёркивает свой особый статус в обществе, ставит себя выше других, притворяется умнее, сильнее, богаче.

Полезные

Конспект урока. Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Урок литературы в 7 классе

Учитель: Рузанова Галина Валерьевна

Тема урока: Проблема «отцов» и «детей» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Цели и задачи урока: 1. В процессе анализа урока выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье? 2. Сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей. 3. Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов. 4. Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей. Эпиграф: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Ход урока Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Рада видеть вас на нашем уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. — Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока. — Как вы понимаете эти слова? — Что значит почитать родителей? (Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу). За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь). А теперь обратимся к карточкам. Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги, и традиционное японское стихотворение – хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё.

Вспоминаю умершего ребенка

Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон. Но как холодно в доме! — Скажите, о чём это стихотворение? -Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? — Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? (С ребёнком что-то случилось, его нет в доме по какой-то причине, дом опустел. Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда звучит детский лепет или смех. И наоборот, отсутствие в доме ребёнка вызывает ощущение пустоты). — Как слова эпиграфа и японского стихотворения связаны с повестью А.С.Пушкина? Главная героиня Дуня уехала из дома с Минским, оказала непочтение, и в доме её отца и в его душе стало холодно, её исчезновение привело к трагедии. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Проблема «отцов» и «детей в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»». — Запишите тему урока. — Что такое проблема? Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения. — Что такое нравственность? Духовные качества человека, нормы, определяющие поведение человека, его поступки. Есть поступки, которые с точки зрения закона ненаказуемые, но есть и другой закон, закон совести. — А теперь подумайте и скажите, что мы должны на сегодняшнем уроке выяснить? Какова цель нашего урока? Одну проблему мы уже с вами затронули, когда говорили о японском стихотворении. — Какую? Это проблема отношения детей и родителей Запишем её в тетрадь. Произведение называется «Станционный смотритель». — Как вы понимаете смысл названия? — Что такое станция во времена Пушкина? Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей. -Кого называли смотрителями? Смотритель – начальник почтовой станции, коллежский регистратор. — Зачитайте, что об этой должности говорит автор? «Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда». таблица с табелем о рангах. Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»? Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык. Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит. Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком. — В каком значении употреблено это слово? — Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении? Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека. (записать в тетрадь) А.С.Пушкин первым в русской литературе понял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Он первым в русской литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса сумел вызвать сочувствие читателя к нему. Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами. Вот так выглядел дом станционного смотрителя, стоящий у дороги, с покривившимся плетнём, убогими воротами, и вокруг – пустота, ни души, ни усадьбы. Только открытый со всех сторон горизонт и небо. Итак, именно на такой станции оказался рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование. — Каким он увидел Самсона Вырина? Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сертуке с тремя медалями на полинялых лентах. Его взгляд сразу падает на Дуню, дочку станционного смотрителя. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? — В каких словах выражается это отношение? Путешественника поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание. — Как смотритель относится к дочке? С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать» — Несомненно, рассказчик — человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди. — Что он увидел? Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне. — Посмотрите сноску в учебнике. Что это за история? На востоке в древности возник жанр притчи. -Что же такое притча? Притча — маленькая нра¬воучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каж¬дый должен извлечь из нее сам. Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ) — Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. — Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку. — Так почему притча получила такое название? В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках. — Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о бес¬покойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. — В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете? Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. — А сам смотритель остался прежним или изменился? Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик. — В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней? На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке. — Как смотритель начинает бороться за свою дочь? «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». -Что происходит в Петербурге? Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком — оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. -Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве? Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… — А третий и последний раз рассказчик приезжает на станцию осенью, «на закате». Понаблюдайте за деталями этого осеннего пейзажа. Прочитаем этот отрывок. Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика. — Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин? Старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар с женой. Белкин идёт на кладбище. — Какое впечатление производит на него кладбище? Голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым деревцом. Отроду не видал я такого печального кладбища. Всё это произвело на него удручающее впечатление. Хозяйский мальчик, провожающий его на кладбище, рассказал о «прекрасной богатой барыне», приехавшей однажды в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською… — Как вы думаете, кто эта барышня? — Почему вы так решили? А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». — Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу? К Дуне пришло позднее раскаяние. Но она застала только могилу отца. Да, она стала богатой, у неё трое маленьких детей, но отец потерял её любовь навсегда, а вместе с этой любовью утратил и надежду на саму жизнь. Давайте сопоставим историю блудного сына и историю Дуни, опираясь на примерные вопросы. Слайд 1)Как герой (героиня) покидает родительский дом? 2)Ищут ли его (её)? 3)Как живет он (она) вдали от дома? 4)Происходит ли возвращение домой? 5)Произошло ли раскаяние? Притча История Дуни 1.Блудный сын добровольно уходит из дома, чтобы жить самостоятельно. 1. С разрешения отца уезжает из дома, не предполагая, что расстаётся с отцом навсегда. 2. Никто не ищет его. 2. Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой. Дуня не желает, чтобы её нашли. 3. Ведёт разгульный образ жизни. 3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и богатстве. 4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой. 4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. 5. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном 5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. -Похожи ли эти истории? И да, и нет! Обратите внимание, жизнь Выриных – это зеркальное, перевёрнутое изображение евангельского сюжета. Эпизод фильма. Приезд Дуни. — Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая? — Почему? Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки. — Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин? Проблему ответственности за свои поступки. Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться. Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить? Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных. СЛАЙД. — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения. И тогда в будущем лица ваших родителей никогда не попадут в презентацию на урок об одиноких людях, об одиночестве. Итак, какие же проблемы поднимает автор в своём произведении? Рефлексия. Продолжите предложения. Урок заставил меня задуматься…. Я понял(а), что…… После этого урока мне захотелось…… Домашнее задание 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» или 2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?» или 3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

Значение повести

В своем произведении Александр Сергеевич описывает, какой нечестной, полной горечи и страданий бывает жизнь простых людей.

Их унижают, над ними насмехаются. Автор сочувствует главному герою, жалеет его. Обладая состраданием, Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что, несмотря на звание человека, его нужно уважать. Чин не должен влиять на отношение к людям, ведь главное, чтобы они обладали искренностью, добротой и честностью.

В пушкинские времена главной ценностью являлось положение в обществе. Чин превосходил любые положительные духовные качества человека.

Даже самая подлая личность, имеющая высокий статус, становилась авторитетом. Деньги закрывали глаза остальных людей на пороки богачей.

Характеристика произведения

В девятнадцатом веке профессия «станционный смотритель» была такой же незначительной и вызывавшей долю иронии со стороны людей, как, например, сейчас сторож или кондуктор. Повесть учит ценить всякий труд. Автор показывает, что любая работа бывает полезной и имеющей смысл для людей. Роль Самсона Вырина — показать людям, какая может быть тяжёлая судьба у сотрудника низшего чина, терпящего унижения со стороны посторонних людей.

Таким образом, смотритель — это символ всех простейших должностей, какие только бывают. Лицо Самсона Вырина — это образ всех небольших чинов в глазах властных и меркантильных богачей.

Главные герои и их характеристика

Каждый из героев имеет свое значение для повести в целом. Главным персонажем можно считать самого станционного смотрителя,
Самсона Вырина
. Однако и остальные персонажи также важны, как и он. Ведь без них не было бы подано основной идеи повествования.

Дочка Вырина – Дуня

. Покладистая и мирная, хозяйственная молодая девушка. Следит за станционным домом, ведет хозяйство, любит своего отца и старается не перечить ему.

Минский Ротмистр

– офицер, который увез Дуню в другой город, далеко от ее родного края, жилища. Несмотря на ее переживания и душевные терзания ее отца, посчитал правильным забрать ее с собой, полагая, что в Петербурге им будет хорошо вместе.

Все повести Пушкина в одной подборке

Александр Сергеевич Пушкин проявил себя во многих жанрах. Он известен как автор стихотворений, поэм, трагедий, сказок, романов и, конечно же, повестей. Исконно русский жанр у поэта и писателя наделен многообразием тематики и проблематики. Притом больше половины повестей были опубликованы от чужого имени, в сборнике под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Первые читатели не догадывались, что Иван Петрович – всего лишь вымышленный персонаж. Остальные работы литератор все же оставил за собой и подписал своим именем.

  1. «Выстрел». Таинственный отставной гусар Сильвио не один год живет с жаждой отомстить своему врагу за хамское поведение на дуэли. Он всеми силами старается сохранить свою жизнь до дня мести. Когда ему предоставляется возможность осуществить свой план, противник оказывается женатым графом, которому теперь уже есть, что терять. Сильвио устраивает в доме графа дуэль. Заканчивается встреча выстрелом отставного гусара в простреленное графом отверстие в картине на стене.
  2. «Метель». Это последняя по дате написания «Повесть Белкина». В духе сентиментализма автор повествует о непредсказуемости судьбы, которая может каждую секунду добавить в жизнь человека какой угодно поворот событий. От несостоявшейся свадьбы до случайной встречи с законным спутником жизни, которого ты даже не знаешь. Стихия – в данном случае метель – стремительно меняет направление сюжета, и читатель не сразу понимает, что именно случилось в описанную зимнюю ночь. И только в конце все становится на свои места, но чувство удивления не уходит, а только удваивается. Опытные читатели могут провести параллель со знаменитой балладой Жуковского «Светлана».
  3. «Гробовщик». Рядом с домом невесты Александра Сергеевича находилась лавка гробовщика Адриана, ставшего прототипом главного героя повести, с которой писатель и начал создание сборника. Здесь переплетены сон и реальность. Читатель наблюдает за типичными персонажами, следует за повествованием о привычных ситуациях и вдруг видит, как текст наполняется ожившими мертвецами, в шутку приглашенными героем на новоселье. Циничный гробовщик, каждый день наблюдавший вокруг себя умирающих людей, радуется, что смерть купчихи Трюхиной и недавние видения оказались вымыслом. Пушкин поднимает проблему отношения к смерти, а также рассуждает о том, что должно произойти с человеком, чтобы он начал вести честный образ жизни.
  4. «Станционный смотритель». Пушкин совместил в одном произведении образ «маленького человека» и притчу о блудном сыне. Из-за низкого социального статуса отцу сложно вернуть себе сбежавшую дочь. Вопреки сюжету притчи, на которую автор часто ссылается в тексте, героиня не возвращается домой, а приходит уже на могилу отца, станционного смотрителя Самсона Вырина. Самая печальная повесть цикла отражает разобщенность не только людей разных сословий, но и самых близких родственников.
  5. «Барышня-крестьянка». Одни считают это произведение пародией на сентиментальные романы, другие – романтической историей любви. Главный герой влюбляется в крестьянку. Не боясь лишиться наследства, он отказывает отцу, когда тот находит ему невесту, и решает бежать с любимой. Вот только он не знает, что милая дочь кузнеца Акулина и есть богатая барышня Лиза, на которой он должен жениться… Вражда двух семей, отчаянная любовь, авантюры и выдумки юной девушки, — все это добавляет повести отличительную легкость восприятия среди других произведений Пушкина.
  6. «Пиковая дама». Прославленный русский поэт и писатель был азартным человеком. Женитьба слегка умерила пыл Александра Сергеевича, но даже после своей смерти он оставил семье карточные долги. Герой повести «Пиковая дама» Германн всеми силами пытается узнать от старой графини секрет беспроигрышной комбинации карт: «тройка, семёрка, туз». Пушкин следует так называемому «фаустовскому сюжету». Призрак умершей старухи открывает герою тайну успеха, но, из страсти к деньгам и тщеславия, Германн проигрывает и сходит с ума, увидев на третьей карте, вместо туза, усмехающуюся даму – старуху-графиню.
  7. «Кирджали». Рассказчик повествует о болгарине Кирджали, молдавском разбойнике. Настоящего его имени мы не знаем: «кирджали» в переводе с турецкого означает «витязь, удалец». Отправившись на войну, он попадает в плен к русским, а потом и к туркам. Ему грозит смертная казнь, но благодаря словам о зарытом кладе, он вырывается на свободу, попросив развязать ему руки, чтобы копать самому. В бегах он продолжает разбойничать, как раньше. Для повести о хитром разбойнике Пушкин взял за основу реальную историю. Изначально Александр Сергеевич хотел написать стихотворение о Кирджали, но оно осталось незаконченным. Затем в его планах было создание поэмы, но остановился он на жанре повести.
  8. «История села Горюхина». Автор неоконченной истории собственного села – помещик Иван Петрович Белкин. Он описывает прошлое поселения, которым владели его предки, будто хронологию событий целой страны. Помещик пишет о «золотом веке» Горюхина, но с появлением приказчика из села уходит веселье, люди беднеют. В черновиках книги сохранился план произведения, в котором присутствуют пожары, тирания, болезни и бунты вплоть до упоминания об отце сочинителя истории. Пушкин критикует крепостное право, придавая повествованию довольно необычную форму исторической хроники.
  9. «Египетские ночи». В незавершенной повести представлены два типа поэтов. Один сочиняет лишь в минуты вдохновения, другой может после объявления темы сразу с легкостью воспроизводить поэтический текст. Импровизатор из Италии полностью погружается в настроение своих стихов, но остается при этом обычным человеком, думая о цене, которую необходимо назначить за посещение его выступления. Тема творчества переплетается с мотивом истории о любовниках Клеопатры, которые были готовы умереть ради того, чтобы провести ночь с царицей. Примечательно, что стихи о Клеопатре, озвученные импровизатором со сцены, Пушкин написал отдельно. Рукопись повести заканчивалась словами «Импровизация началась».

Автор: Даниил Шишкин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 20 А. С. ПУШКИН. ПОВЕСТЬ «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

02.02.2012 42150 3153

Урок 20 А. С. Пушкин. ПОВЕСТЬ «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

Цели:

учить анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»; проследить общечеловеческую тему «блудных» детей на примере образа Дуни; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена.

2. Инсценированное чтение отрывка из трагедии «Борис Годунов».

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. (Показ фотоиллюстраций из книги: Болдино. Осень. 1830. – Фотокнига. – М.: Планета, 1989.)

Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь.

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». «Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня.

«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…»1.

Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.

Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.

Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Апопуте.

Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает».

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно»2.

«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов…

А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение»3.

Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность»4.

Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев.

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

2. Работа по повести, прочитанной дома.

Вопрос: В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои

.)

– Прокомментировать фразу: «Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия…» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!)

– Какова внешность Вырина? (…человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».)

Задание: с. 100. Каков Вырин через 4 года?

– Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей отец… до церкви».)

Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось … овечку мою».)

Задание. Пересказать эпизоды, описывающие две встречи с Мин-ским.

– Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли … пожелаешь ей могилы…» 2-й абзац.)

– Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.)

Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне.

– Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.)

– Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас?

Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести.

IV. Подведение итогов урока.

– Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина?

– Кому из героев рассказчик симпатизирует?

– Каким настроением проникнута вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

Домашнее задание:

читать повесть «Метель».

Индивидуальное задание для учеников-ассистентов к уроку 21, о Лермонтове.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Станционный смотритель краткое содержание для сочинения
  • Станционный смотритель как вы думаете почему рассказ о судьбе дуни начатый самсоном выриным
  • Станционный смотритель сочинение рассуждение маленький человек с большим сердцем
  • Станционный смотритель сочинение с цитатами
  • Станционный смотритель распечатать рассказ
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии