Станционный смотритель мнение о рассказе

Задания к повести а. с. пушкина станционный смотритель 7 класс задание 1: определите по цитате из текста, о ком

Задания к повести А. С. Пушкина
«Станционный смотритель» (7 класс)

Задание № 1: определите
по цитате из текста, о ком из героев повести А. С. Пушкина «Станционный
смотритель» идет речь:

№ 1. Чьи это слова? «в течении двадцати лет
сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые
тракты мне известны».

— Рассказчик – титулярный советник А. Г. Н.

№ 2. О ком идет речь? «Сущий мученик
четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев…».

— Станционный смотритель.

№ 3. «…спал под тулупом; мой приезд разбудил
его; он привстал…».

— Станционный смотритель Самсон Вырин.

№ 4. «В дождь и слякоть принужден он
бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на
минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

— Станционный смотритель.

№ 5. «Находился (…) в мелком чине, ехал на
перекладных, и платил прогоны за две лошади».

— Рассказчик – титулярный советник А. Г. Н.

№ 6. «…вышла из-за перегородки девочка
лет четырнадцати, и побежала в сени».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 7. «Маленькая кокетка со
второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 8. «…проезжий в черкесской
шапке, в военной шинеле, окутанный шалью, вошел в комнату».

— Ротмистр Минский.


9.
«…оборванный мальчик, рыжий и кривой,
выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу».


Ванька, сын пивовара, поселившегося в доме станционного смотрителя Самсона
Вырина.

№ 10. «На втором стакане сделался он
разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил…».

— Станционный смотритель Самсон Вырин.

№ 11. «Ею дом держался: что
прибрать, что приготовить, за всем успевала».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 12. «…проезжий явился молодым,
стройным гусаром с черными усиками».

— Ротмистр Минский.

№ 13. «…с нежностью смотрела на Минского,
наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

№ 14. «…насвистывал песни, разговаривал с
проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу».

 — Ротмистр Минский.

№ 15. «Он уверил смотрителя, что
молодой человек был совсем здоров, и что тогда еще догадывался он о его злобном
намерении».

— Лекарь, приезжавший к Минскому и затем лечивший
Самсона Вырина.

№ 16. «…всякий раз, возвращая кружку, в знак
благодарности слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку».

— Ротмистр Минский.

№ 17. «Долго стоял он неподвижно,
наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул
несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций».

— Станционный смотритель Самсон Вырин.

№ 18. О ком идет речь? «…на вопросы мои отвечала,
что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар».

— Жена пивовара.


19.
«…ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя
маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською».

— Дуня, дочь станционного смотрителя.

Задание № 2: составьте
план повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», расположив события №№ 1 —
7 в верной последовательности:

(А) Поездка Самсона Вырина в Петербург в
поисках дочери. (Б) Смерть станционного смотрителя. (В) Приезд
Минского на станцию и его «болезнь». (Г) Минский выгоняет Вырина. (Д)
Бегство Дуни с Минским. (Е) Вырин возвращается домой. (Ж) Короткая
встреча с дочерью.

Ключ:

Буква-соответствие

Пункт плана

1

В

Приезд
Минского на станцию и его «болезнь».

2

Д

Бегство
Дуни с Минским.

3

А

Поездка
Самсона Вырина в Петербург в поисках дочери.

4

Г

Минский
выгоняет Вырина.

5

Ж

Короткая
встреча с дочерью.

6

Е

Вырин
возвращается домой.

7

Б

Смерть
станционного смотрителя.

Задания к повести А. С. Пушкина «Станционный
смотритель» (7 класс)

Задание
№ 1:
определите
по цитате из текста, о ком из героев повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
идет речь:


1.
Чьи это
слова? «в течении двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем
направлениям; почти все почтовые тракты мне известны». № 2. О ком идет
речь? «Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от
побоев…». № 3. «…спал под тулупом; мой приезд разбудил его; он привстал…».
№ 4. «В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в
бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от
крика и толчков раздраженного постояльца». № 5. «Находился (…) в мелком
чине, ехал на перекладных, и платил прогоны за две лошади». № 6. «…вышла
из-за перегородки девочка лет четырнадцати, и побежала в сени».
7.
«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила
впечатление, произведенное ею на меня». № 8. «…проезжий в
черкесской шапке, в военной шинеле, окутанный шалью, вошел в комнату». № 9.
«…оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас
повел меня за околицу». № 10. «На втором стакане сделался он
разговорчив; вспомнил или показал вид, будто бы вспомнил…». № 11. «Ею
дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». № 12. «…проезжий
явился молодым, стройным гусаром с черными усиками». № 13. «…с нежностью
смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
14.
«…насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в
почтовую книгу». № 15. «Он уверил смотрителя, что молодой
человек был совсем здоров, и что тогда еще догадывался он о его злобном
намерении». № 16. «…всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности
слабою своей рукою пожимал Дунюшкину руку». № 17. «Долго стоял он
неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их
и развернул несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций». № 18. О
ком идет речь? «…на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с
год как помер, что в доме его поселился пивовар». № 19. «…ехала она в
карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной
моською».

Задание
№ 2:
составьте
план повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», расположив события №№ 1 —
7 в верной последовательности:

(А)
Поездка
Самсона Вырина в Петербург в поисках дочери. (Б) Смерть станционного
смотрителя. (В) Приезд Минского на станцию и его «болезнь». (Г) Минский
выгоняет Вырина. (Д) Бегство Дуни с Минским. (Е) Вырин возвращается
домой. (Ж) Короткая встреча с дочерью.

image49270593 5a36396b3cc6d8cbfbeb2f90810e2a1c

Госдума одобрила законопроект о QR-кодах в общественных местах в первом чтении. Законопроект, который правительство внесло в Госдуму в ноябре, предполагает, что QR-коды потребуются для посещения массовых мероприятий, культурных учреждений, кафе и магазинов. Президент констатировал, что ситуация в сфере борьбы с ковидом в стране остается напряженной, власти должны подготовить все системы к введению QR-кодов.

Совет Думы на заседании в понедельник принял решение снять с рассмотрения законопроект, направленный на введение QR-кодов о вакцинации или наличии антител к коронавирусу на поездах дальнего следования и авиарейсах. Путин выступил против введения ограничений с QR-кодами под Новый год.

Россиянам с положительными ПЦР-тестами и антителами будут выдавать сертификаты по коронавирусу на год, а без тестов, но с антителами — на полгода. Нововведение касается в том числе людей, привитых иностранными вакцинами или «Спутником V» за рубежом.

В Москве срок действия QR-кодов, выдаваемых переболевшим, продлевается с 6 до 12 месяцев.

ЦБ повысил ставку до максимума с 2017 года

Регулятор продолжает ужесточать денежно-кредитную политику в условиях разгона инфляции и резкого роста инфляционных ожиданиях россиян.

Журнал Time назвал Илона Маска человеком года

Во время загрузки произошла ошибка.

Time отметил, что у Маска «нет дома и он распродает свое состояние», что он «запускает спутники на орбиту и укрощает Солнце», что он «водит машину, которую сам создал и которой не нужно топливо и едва ли нужен водитель», а также что он «движением пальца заставляет рынки взлетать или падать в обморок».

Вирусолог Чумаков счел «омикрон» искусственным штаммом коронавируса

По версии вирусолога, штамм целенаправленно был создан «супер ослабленным». В его цепочке ДНК Чумаков увидел набор мутаций, которые ранее фиксировались у других штаммов.

Директор НИЦ по профилактике и лечению вирусных инфекций, вирусолог Георгий Викулов рассказал, что Петр Чумаков, заявивший о возможности искусственного происхождении штамма «омикрон», не придерживается этой версии. По словам Викулова, СМИ неправильно донесли слова Чумакова до общественности.

Британские власти заявили, что вариант коронавируса «Омикрон» распространяется невероятно быстро, британский премьер подтвердил первую смерть от «Омикрона».

За минувшие сутки в России зарегистрировано 27 743 новых случая коронавирусной инфекции, это минимальное число заболевших с 8 октября. Число больных «омикроном» россиян увеличилось до 25.

Задержание владельца шахты «Листвяжной»

Следственный комитет задержал сооснователя «СДС-Угля» Михаила Федяева. На шахте «Листвяжная» в Кузбассе, принадлежащей компании, в ноябре погиб 51 человек. Ему предъявлено обвинение в нарушении требований промбезопасности.

Россиянин получил пожизненное в Германии за убийство Хангошвили

Пожизненного заключения для обвиняемого требовала прокуратура Германии. С ее точки зрения, происшедшее было «давно спланированным» заказным убийством, причем якобы обвиняемый действовал по поручению структур зарубежного государства.

Германия считает убийство гражданина Грузии чеченского происхождения Зелимхана Хангошвили в Берлине в 2019 году нарушением своего суверенитета, высылает двух сотрудников российского посольства.

Конкурс «Мисс Вселенная» выиграла представительница Индии

В 70-м конкурсе приняли участие девушки из 80 стран. Конкурсанткам предложили дать совет девушкам, которые вынуждены сталкиваться с давлением в современном мире. Харназ Сандху обратилась к молодым людям с энергичным призывом верить в себя, не сравнивать себя с другими и думать о важных событиях, которые происходят в мире.

Взрыв на территории женского монастыря в Серпухове

В понедельник 18-летний бывший ученик православной гимназии рядом с Введенским Владычным женским монастырем в Серпухове у порога учреждения подорвал взрывное устройство. По последним данным, пострадали 12 человек.

Сергея Тихановского приговорили к 18 годам колонии

В Белоруссии Гомельский суд приговорил Сергея Тихановского к 18 годам колонии усиленного режима. Оппозиционера признали виновным в призывах к насилию в отношении властей и подготовке массовых беспорядков в стране.

Паоло Ваноли возглавил московский «Спартак»

Соглашение итальянского специалиста с клубом рассчитано до конца сезона-2022/23 с опцией продления ещё на год.

«Последним тренером, выигравшим титул для “Спартака”, был Массимо Каррера, который до этого тоже не имел большого опыта. Пусть это будет хорошей приметой, — сказал Ваноли. — Конечно, я разговаривал с Массимо о “Спартаке”, чтобы понять ситуацию. Он сотворил историю в этом клубе, и я в какой-то степени хочу повторить его путь».

Умер режиссер Сергей Соловьев

В Москве в возрасте 77 лет умер режиссер Сергей Соловьев. На счету режиссера — около 30 фильмов. В их числе: «Станционный смотритель» (1972 год), «Асса» (1987), «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989), «Дом под звездным небом» (1991). Режиссера проводили аплодисментами в церкви Иоанна Богослова на Бронной в Москве.

6
 
класс                                             
Урок №——————————

Тема:   Тема:        А.
С. Пушкин «Станционный смотритель» Драматизм судьбы героини. Столкновение в ее
сознании любви и дочернего долга.

Цель:         работать
над анализом произведения; дать оценку поступкам героини; развивать творческие 
способности; воспитывать чувство сострадания, сопереживания..

Оборудование:
тексты повести; иллюстрации к ней.

Ход урока

Человек рожден для
счастья,

Как птица для полета.

В.
Короленко

I.
Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа.

1.     Почему
мы не остаемся равнодушными, читая о Самсоне Вырине?

2.     Что
трогает нас во всей этой истории?

(Взаимопроверка текста. Работа в
парах. Учащиеся поворачиваются друг к другу и, задавая вопросы по повести
«Станционный смотритель», отвечают на них)

II.
Мотивация учебной деятельности школьников.


вступительное слово учителя.


Ребята! Мне в руки случайно попало вот это письмо. (Звучит тихая музыка, а
учитель читает письмо)

Вот
это письмо:

Прости свою дочь неразумную,
батюшка. Вот я, твоя грешная Дуня. А в чем мой грех? Может быть в том, что
хотела быть счастлива? А может в том, что полюбила? Ты, батюшка, моя радость и
моя отрада.

 Ты самое лучшее, что было у
меня. Ты мне и матушка и няня и подруга, ты мой светлый луч. Но я грешна. Я
полюбила. Любовь слепа… И я ослепла. Я, которая была частичкой твоего сердца,
слепо вырвалась из него и тлеющей искоркой полетела в свет, полный интриг,
зависти и униженья. Но слепцы глупы. И в этом их грех…

Прости свою Дуню если сможешь,
батюшка.

— Как вы думаете, кто написал его?
Кому оно адресовано?

— Действительно! Оно адресовано
Самсону Вырину. Что толкнуло Дуню на этот шаг? Отчаянье? … Чувство вины?…

III.
Объявление темы и целей урока.

Об этом мы узнаем  на протяжении
нашего урока. (учащиеся определяют тему и цели урока. Записывают в тетрадь)

IV.
Восприятие учащимися учебного материала.

— Беседа (дополнительно)

1. Когда мы впервые видим Дуню?

2. Чем она нравиться проезжающим,
которые на некоторое время задерживаются в доме смотрителя?

3. Чем заканчивается повесть?

(подвести учащихся к тому, что Дуня
лежала на могиле своего отца и плакала, никого не стесняясь. Как это
называется? РАСКАЯНИЕ)

Сенкан

1.     раскаянье;

2.     заботливая,
трудолюбивая любознательная;

3.     любила.
Верила, мечтала;

4.     испытывала
чувство ответственности за судьбу отца;

5.     исповедь
у могилы, раскаянье.

(подведение итого. После учащиеся
определяются как будут работать дальше: по группам, индивидуально или в парах)

— А сейчас попробуем составить более
полную характеристику Дуни.

1 группа. (работа с учебником)

Составить цитатную характеристику.

2 группа. Какие вопросы вы задали бы
главной героине?

3 группа.

Какие вопросы задал бы Дуне Минский?

4 группа.

Какие вопросы задал бы Дуне ее отец?
(при условии что встреча состоялась)

РАБОТА В ПАРЕ ( придумать свой конец
повести со слов «Наконец к вечеру приехал ямщик один и хмелен, с убийственным
известием: «Дуня с той станции  отправилась далее с гусаром»)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. (2 учащихся
попытаются назвать плюсы и минусы главной героини)

Физ. минутка.

— Выступление учащихся.

1 группа. (цитатная характеристика
Дуни)

2 группа. (учитель вызывает учащуюся,
которая, «играя Дуню», будет отвечать на вопросы)

3 группа и 4 группа (аналогично)

Индивидуальная работа. Учащиеся
называют плюсы и минусы Дуни (чаша весов)

Перед вами весы. У каждого из вас на
парте лежит маленький шарик. На весах плюс и минус. Подумайте… Кто оправдывает
нашу героиню – кладет шарик на плюс. И наоборот. Делаем вывод.

— В чем драматизм судьбы Дуни?

Ее не бросили, не обманули. Она
богата, счастлива, имеет детей, живет барыней… Но нет!…

Конец повести печальный, нет в нем
радости.

Почему?… Почему все так!… Может
быть, она стеснялась своего отца. А может, зависела от мужа? Но то, что Дуня
думала об отце, страдала это точно, она ведь приехала. Была на кладбище.

А если бы на ее месте были вы? Какой
урок вынесли для себя? (Запись в тетрадь, озвучивание. Обратить внимание на
эпиграф)

А может можно было что-то изменить в
судьбе героев? Но как?

Работа в паре (учащиеся записывают
придуманный конец повести. Класс сравнивает. Анализирует, делает выводы)

V.
Подведение итогов урока.
(творческое задание)

На доске висит чистый лист бумаги. У
вас на парте кисточки и краски. Ваша задача заполнить этот лист бумаги.
Изобразить тот цвет, который соответствует вашему настроению после прочтения
повести.( обсуждение )

VI.
Домашнее задание.

1 группа. Раскрыть связь идеи повести
«Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне.

2 группа.  В  чем заключается 
гуманизм повести?

3 группа. (творческая) составить
стихотворение на тему: «Мой Пушкин»

Тема:         В.Т.
Короленко. Мир обездоленных в рассказе «В дурном обществе». Знакомство с
героем. Вася и Отец.

Цель:         познакомить
учащихся с личностью писателя; показать жизнь обездоленных в Княж-городке,
помочь осмыслить отношения, сложившиеся у Васи с отцом после смерти матери;
развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно анализировать
и делать выводы; воспитывать любознательность.

Оборудование:учебники;
наглядный материал, творческие задания.

Ход урока

Каждый
идет своей дорожкой, и кто знает … может быть, это и хорошо…

I.                  
Актуализация опорных знаний учащихся
(приветствие)

II.               
Постановка целей и задач урока.

Учащиеся открывают тетради и
записывают тему.

Вопрос

Какие цели на этом уроке мы можем
себе поставить? (отвечают и записывают в тетрадь)

Обратите внимание на эпиграф (читают
самостоятельно в слух) мы еще вернемся к нему позже. А сейчас… (стук в дверь)
Входит ученик в образе В. Короленко и рассказывает «свою биографию»

— Когда умер писатель? (1921г)

III. Работа над темой урока.

— Диктант викторина.

1. Год рождения Короленко (1853г)

2. Кем был его отец? (уездный судья)

3. В каком городе  Короленко поступил
в реальную гимназию? (г.Ровно)

4. В каком году В. Короленко поступил
в Технический институт? (в 1871г.)

5. Где прожил последние годы своей
жизни Короленко? (в Полтаве)

6. В каком году умер писатель? (в
1921г)

— Обмениваемся тетрадями и проверяем.
Ответы на доске. Выставляем оценки. Один ответ 2 балла.)

— Вступительное слово учителя.
Детские воспоминания писателя о тяжелой жизни бедняков легли в основу рассказа
«В дурном обществе».

Сл. Работа. А что же значит это слово
– общество?  (зачитывает ученик)

Общество – собрание людей,
товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями.

Посмотрите на доску. Вот  это слово.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в нашем
обществе? (Коллективная работа)

О – тветственность  (обходительность)

Б – лагоразумие  (бдительность)

Щ – едрость

Е – стественость

С – держанность

Т – ерпимость  (трудолюб, творческ)

В – заимовыручка (взаимопонимание)

О – ткровенность (открытым)

А вот почему наш рассказ называется
«В дурном обществе» это мы выясним в ходе его детального изучения.
(Физ.минутка)

— Беседа с учащимися.

Что можно сказать о жизни в
Княж-городке, если его «лучшим украшением» было здание тюрьмы? (работа с
книгой. Найти и выписать в тетрадь прилагательные, с помощью которых автор
описывает город. «Сонные заплесневевшие пруды»; «серые заборы»; «подслеповатые,
ушедшие в землю хатки»; мост «точно дряхлый старик»; ребята «ползающие в
уличной пыли»)

Какие чувства испытываете вы, читая
эти строки? А вам хотелось бы жить в таком городе? Первым жителем этого города,
с которым мы сегодня познакомимся, есть Вася. Кто это?

Почему Вася оказался одиноким в своей
семье?

— Работа по группам

1 группа, 2 группа. Перед вами цитаты
взятые из текста. Ваша задача распределить их в нужной последовательности и
заполнить таблицу на доске.

ОТЕЦ    ↔    СЫН

ВАСЯ    ↔    СОНЯ

3 группа. Обобщающая беседа. Ответить
на вопросы (учитель дает вопросы учащимся) и сделать вывод.

Вопросы:

1.     Почему
Вася чувствовал себя одиноким в семье?

2.     Как
относился отец к сыну? Почему?

3.     Страдал
ли Вася из-за такого отношения?

4.     Были
ли моменты, когда Вася пытался сделать шаг навстречу отцу? Чем заканчивались
эти попытки?

Какие чувства вызывает у вас Вася?
Жаль ли вам его? (подтвердить цитатами из текста.

4 группа. Творческая группа
(подумать. Можно ли изменить взаимоотношения между сыном и отцом? Как?)

IV.
Итог урока.

Давайте
вернемся к нашему эпиграфу. Прочитаем. Можно его применить к нашим героям?

Как
вы думаете, почему в рассказе нет портрета Васи?

Давайте
попробуем составить словесный портрет Васи?

Влияет
ли общество на формирование личности?

(Бедность
их делает изгоями жизни. Для богатых они никто.

Они
лишь существуют. Поэтому обречены на прозябание и нищен-

ское
существование, без всякой возможности на достойное развитие и образование.)

V.Домашнее
задание.

1.Сравнительная
характеристика девочек.

2.Выразительное чтение
понравившегося эпизода.

3.Сочинение-
рассуждение.( Мое отношение к прочитанному)

В перечне повестей «Смотритель» (так он был поначалу именован) значится на третьем месте, после «Гробовщика» и «Барышни-крестьянки». Но писался он вторым, до «Барышни-крестьянки». Это — социально-психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе. Судьба «маленького», простого человека впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения и моралистической направленности, показана как результат определенных исторических условий, несправедливости общественных отношений.

По своему жанру «Станционный смотритель» во многом отличается от остальных повестей. Стремление к максимальной жизненной правде и широта социального охвата продиктовали Пушкину иные жанровые принципы. Пушкин отходит здесь от сюжетной заостренности интриги, обращаясь к более подробной обрисовке быта, среды и в особенности внутреннего мира своего героя.

Во вступлении к «Станционному смотрителю» Пушкин стремится выдержать характер рассказчика. Титулярный советник А.Г.Н., рассказывающий болдинскую повесть о смотрителе, умудрен годами и жизненным опытом; о первом посещении станции, оживленной для него присутствием «маленькой кокетки», он вспоминает как о деле давнем; он новыми глазами, сквозь призму принесенных временем перемен видит и Дуню, и обласканного ею смотрителя, и себя самого, «бывшего в малых чинах», «с бою» берущего то, что, по его мнению, следовало ему по праву, но зато так взволнованного поцелуем смотрителевой дочки. Рассказчик сам характеризует себя, описывая свой нрав: «Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина…». Он сообщает некоторые факты своей биографии («в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны»). Это — человек достаточно образованный и гуманный, с горячим сочувствием относящийся к станционному смотрителю и его судьбе.

Кроме того, он обнаруживает и закрепляет свою позицию в языке и стиле. Языковая характеристика рассказчика дана очень сдержанными штрихами. Его язык тяготеет к старомодным книжным выражениям: «Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые…». Только в языке «Станционного смотрителя» канцелярская, архаически-приказная струя речи выступает как отдельный, широкий стилистический пласт; в языке других повестей канцеляризмы ощущаются как общее нормальное свойство книжного выражения той эпохи. («Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев…»).

Язык рассказчика подчинен «авторскому» языку. Это определяется иерархией образов рассказчика и автора. Образ автора стоит над образом рассказчика. И если в аспекте образа рассказчика рассуждение о станционных смотрителях вполне «серьезно», то в аспекте образа автора оно пародируют научное изложение, на которое покушается титулярный советник. Сопутствующая этому приему ирония способствует последующему переключению на «авторский» стиль изложения. Простодушные рассуждения А.Г.Н. переходят в сентенции, которые с позиций автора могут пониматься только в обратном смысле. Далее рассуждение сменяется повествованием, которое идет уже в «авторском» русле: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту ныне уничтоженному…».

В повести наиболее отлична от «авторского» языка речевая манера Самсона Вырина. Вырин — бывший солдат, человек из народа. В его речи часто встречаются просторечные обороты и интонации: «Так вы знали мою Дуню? — начал он. — Кто же не знал ее? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подоле поглядеть…».

Пушкин не воспроизводит рассказ полностью. Это привело бы к сказовой форме повествования, нарушило бы ту сжатость, которая, прежде всего, характеризует метод его прозы. Поэтому основная часть истории Вырина передается в изложении повествователя, чей стиль и слог близок к авторскому: «Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе. Три года тому назад, однажды в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей».

Дело здесь не только в более краткой передаче рассказа смотрителя, но и в том, что, повествуя о нем в третьем лице, рассказчик, «титулярный советник А.Г.Н.», одновременно передает и переживания самого Самсона Вырина, и свое отношение к его рассказу, к его печальной судьбе: «Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром…». Эта форма повествования позволяет не только сжать изложение истории Вырина, но и показать ее как бы со стороны, более глубоко осмысленной, чем это было в бессвязном рассказе смотрителя. Рассказчик придает литературное оформление его жалобам и бессвязным воспоминаниям: «Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался». Ясно, что это изящное описание («сидела… как наездница», «сверкающие пальцы») дано не глазами смотрителя. Эта сцена дана одновременно в восприятии отца и в восприятии рассказчика. Тем самым создается стилевое, языковое «многоголосье», сочетание в единстве художественного произведения множества языковых партий, выражающих эти аспекты восприятия действительности. Но заключительные слова рассказчика: «Долго думал я о бедной Дуне» — таят как бы ту же мысль, что и слова ее отца: «Много их в Петербурге, молоденьких дурр, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

Побег смотрителевой дочки — лишь завязка драмы, за которой следует цепь протяженных во времени и переносящихся с одной сценической площадки на другую. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя — на сирую могилу за околицей. Время и пространство в «Смотрителе» утрачивают непрерывность, становятся дискретными и одновременно раздвигаются. Сокращение дистанции между уровнем самосознания героя и сутью сюжетной коллизии открыло перед Самсоном Выриным возможность мыслить и действовать. Он не в силах повлиять на ход событий, но перед тем как склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню. Герой осмысляет происшедшее и сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды. В рассказе о таком герое и таких происшествиях всеведущий автор, находящийся за кадром, наблюдающий события с определенной отстраняющей дистанции, не давал тех возможностей, какие раскрыла избранная Пушкиным повествовательная система. Титулярный советник то сам оказывается непосредственным наблюдателем событий, то восстанавливает недостающие их звенья по рассказам очевидцев. Это служит обоснованием и дискретности рассказа, и непрерывного изменения дистанции между участниками драмы и ее наблюдателями, причем всякий раз точка зрения, с которой воспринимаются те или иные живые картины истории смотрителя, оказывается оптимальной для конечной цели, сообщает рассказу безыскусственность и простоту самой жизни, теплоту неподдельной гуманности.

Рассказчик симпатизирует старому смотрителю. Об этом говорят повторяющиеся эпитеты «бедный», «добрый». Эмоционально-сочувственную окраску придают речам рассказчика и другие словесные детали, подчеркивающие тяжесть горя смотрителя («В мучительном волнении ожидал он…»). Кроме того, в повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств, мыслей Вырина — любящего отца и Вырина — доверчивого, услужливого и бесправного человека. Пушкин показал в своем герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в объективном, реалистическом изображении судьбы простого человека. Трагическое в обыденном, в повседневном представлено как человеческая драма, каких много в жизни.

В ходе работы над повестью Пушкин использовал в ней уже существовавшее в тексте «Записок молодого человека» описание картинок с историей блудного сына. Новый замысел, усвоивший важнейшую художественную идею, которая определилась в экспозиции «Записок», был осуществлен в несколько дней. Зато «Записки» вместе с описанием картинок лишились основного нерва, на котором основывался замысел их сюжетного движения. Возможно, что Пушкин и пошел на это потому, что тема судьбы молодого человека, замешанного в восстании Черниговского полка и пришедшего к мысли о самоубийстве как единственном выходе из создавшегося положения, вряд ли была возможна в подцензурной печати 1830-х годов. На этой многозначительной художественной детали строится повествование: в библейской притче несчастный и всеми брошенный блудный сын возвращается к счастливому отцу; в повести же — счастливая дочь не возвращается к несчастному одинокому отцу.

«М. Гершензон в анализе пушкинского «Станционного смотрителя» первым обратил внимание на особое значение картинок на стене почтовой станции, иллюстрирующих библейскую историю блудного сына. Вслед за ним Н. Берковский, А. Жолковский, В. Тюпа и др. увидели в герое пушкинской новеллы настоящего блудного сына и возложили вину за его несчастливую судьбу на него самого. В Самсоне Вырине не было смирения и мудрости отца из евангельской притчи, когда он препятствовал уходу Дуни из дома, когда называл ее «заблудшей овечкой». Они опровергали мнение тех, кто объяснял трагедию героя социальным «общим укладом жизни», видел причины несчастной судьбы «маленького человека» в социальном неравенстве героя и его обидчика Минского.

Немецкий славист В. Шмид дал свою интерпретацию этого произведения. В выражении Вырина о Дуне — «заблудшая овечка» и гневном возгласе Минского «…что ты за мною всюду крадешься ,как разбойник?» он обнаружил связь с притчей о пастыре добром, об овцах и «расхищающем» их волке. Вырин выступает у Шмида в роли евангельского разбойника и вора, пробравшегося в дом Минского — двор «овечий», чтобы погубить, украсть счастье Дуни» (29).

Происходит дальнейшее опровержение «человечности» «маленького человека», погибшего от собственной эгоистичной любви, и реконструируется авторская идея: несчастье и горе коренятся в самом человеке, а не в устройстве мира. Так обнаружение библейских аллюзий в повести (благодаря картинкам из библейской притчи) помогает преодолеть стереотип прежнего ее восприятия. И дело не в том, что Пушкин спорит с библейской идеологией, ставит под сомнение непререкаемость притчи, а в том, что он иронизирует над слепым некритическим отношением героя к исповедуемым штампам, над отказом от живой правды жизни.

Но идейное «многоголосие» проявляется и в том, что автор подчеркивает и социальную сущность драмы героя. Главная черта личности Самсона Вырина — отцовство. Покинутый и брошенный, он не перестает думать о Дуне. Оттого так значимы детали повести (картинки о блудном сыне), приобретающие символический смысл. Оттого так значимы отдельные эпизоды, например, эпизод с деньгами, полученными от Минского. Почему он вернулся к этим деньгам? Почему «остановился, подумал… и воротился…»? Да потому, что он опять подумал о времени, когда нужно будет спасать брошенную Дуню.

Отцовство героя проявляется и в его отношениях с крестьянскими детьми. Уже спившийся, он по-прежнему занимается с детишками, и они тянутся к нему. А ведь где-то у него есть горячо любимая дочь, и внуки, которых он не знает. Для иного человека тут впору озлобиться, а он по-прежнему и любящий отец, и добрый «дедушка» для крестьянских ребятишек. Сами обстоятельства так и не смогли вытравить его человеческую сущность. Социальные предрассудки так изуродовали человеческую природу всех действующих лиц, что простые человеческие отношения им недоступны, хотя человеческие чувства не чужды ни Дуне, ни Минскому, не говоря уже об отце. Об этом уродстве сословных отношений Пушкин говорит уже в самом начале повести, иронизируя над чинопочитанием и безусловно вставая на сторону «униженных и оскорбленных».

В «Станционном смотрителе» отсутствует литературная стилизация. Неторопливое описание встреч рассказчика со смотрителем Выриным подчеркивает жизненную правдивость, безыскусственность рассказа. Действительность, типические ситуации выступают в своем естественном, неприкрашенном виде. Фигура такого рассказчика в повествовательной системе лишний раз подчеркивает демократический пафос повести — осознание несправедливости общественного устройства с точки зрения человека из народа. Да, Пушкин не идеализирует Вырина, так же как он не делает Минского злодеем. Его рассказчики (в том числе и Белкин) не пытаются объяснить несчастье станционного смотрителя случайной причиной, а констатируют обыденность, типичность подобного положения в данных социальных условиях.

В. Гиппиус подметил главное в повести Пушкина: «…на Вырине, а не на Дуне сосредоточено внимание автора» (30). В повести не проясняется, счастлива ли Дуня или нет, уйдя из отцовского дома, нашла она свою судьбу или не так уж удалась эта судьба. Мы не знаем об этом, так как повесть не о Дуне, а о том, как отъезд ее с Минским сказался на ее отце.

Вся повествовательная система свидетельствует о множественности, неоднозначности точек зрения. Но при этом ощущается позиция автора, он и есть «гарант целостности» повести и всего цикла. Эта сложность композиционно-идейной и повествовательной структуры «Повестей Белкина» знаменовало утверждение реалистических принципов, отказ от монологической субъективности сентиментализма и романтизма.

В этой повести А. С. Пушкин рассказывает историю из жизни обычного станционного смотрителя — Самсона Вырина. Автор описывает его нелегкую судьбу. В любую погоду, не зная отдыха, он вынужден работать и терпеть унижения путешественников, которые всю накопленную злость и досаду вымещают на нем.
Угрозы и ругательства сыплются ему на голову, а он будучи человеком мирным и скромным покорно сносит эти издевательства.
Отрадой смотрителя является его дочь Дуня — красавица и помощница. Даже самый гневный постоялец, видя ее, смягчается и начинает вести добрые, задушевные беседы.
Однажды к их станции подъезжает гусар Минский. Он очарован Дуней и притворившись больным проводит несколько дней у них. Собираясь в дорогу, он предлагает подвезти девочку до церкви, Самсон не находя в этом ничего дурного отпускает дочь.
Не дождавшись ее, он едет в церковь, однако не находит там девочки. Смотритель узнает, что Дуня уехала с гусаром в Петербург.
Убитый горем отец едет к гусару, однако тот отвечает, что Дуня любит его и останется с ним.
Автор передает читателю страдания смотрителя. Всего за пару тройку лет он из свежего и бодрого человека, превращается в седого, небритого, морщинистого, хилого старика. Ему не дает покоя его беспечность, он раскаивается и не понимает как он мог отпустить дочь с чужим человеком. Самсон боится, что гусар вдоволь насытившись Дуней, прогонит ее и она останется одна в чужом городе. И, как и многие другие, должна будет мести улицы, чтобы заработать себе на жизнь.
Через некоторое время несчастный Вырин, потерявший смысл жизни и надежду, не выдерживает горя, свалившегося на его отцовские плечи, спивается и умирает.
В конце повести автор упоминает, что барыня — Дуня с тремя маленькими детьми и кормилицей приезжает навестить отца и узнает о его кончине. Она идет на кладбище и долго лежит возле его могилы. Из этого читатель может сделать вывод, что гусар все таки не обманул и не бросил Дуню. Он по всей видимости женился на прекрасной Дуне, у них родились дети и они ни в чем не нуждаются.
А. С. Пушкин в своем произведении доносит до читателя какой бесправной и полной страданий и несправедливости является жизнь «маленьких» чинов.
Писатель защищает и сочувствует главному герою повести. Он учит читателя относиться по-человечески к людям, какую бы должность они не занимали. Ведь главное, чтобы человек обладал чистой, искренней и доброй душой.
6 класс, 7 класс

Сочинение чем запоминается рассказ Станционный смотритель Пушкина, что интересно

В рассказе «Станционный смотритель» Пушкина А.С. главными героями являются: служащий человек Самсон Вырин и его дочь Дуня. Это произведение очень поучительное. В нем рассматривается вечный конфликт между родителями и детьми. Дети хотят жить самостоятельно, родители же не желают отпускать их из семьи.
Самсон Вырин занимает должность станционного смотрителя. У него растет красавица дочь ? Дуня. Самсон воспитывает ее без матери. Работа у Вырина очень сложная. Ему надо угодить проезжающим гостям, которые часто бывают недовольны. Ведь лошадей не всегда хватает, а люди спешат по своим делам. Свое неудовольствие проезжающие высказывают смотрителю. Дуняша, разумная не по годам, помогает сглаживать отцу конфликты с приезжими. Ведь она наделена природной красотой и обаянием. А также она создает уют в доме, обслуживает клиентов. Гости часто дарят красивой девушке подарки. Мужчины делают комплименты.
Самсон Вырин очень сильно любит свою дочь. Она является главным его смыслом жизни. Юная девушка мечтает о любви. Конечно же она хочет, чтобы ее избранник был красивым и богатым.
Однажды в их семью заехал красавец гусар Минский. Молодые люди понравились друг другу. Минский решил увести Дуню с собой, тайно от отца. Судя по всему, Дуня была не против этого похищения.
Отъезд своей дочери из дома Самсон воспринял очень болезненно. Ему кажется, что его наивную Дуняшу гусар увез силой. Он считает, что молодой повеса натешится с его дочерью и бросит ее.
Он пускается на поиски беглянки. Ему удалось найти гусара в городе Санкт-Петербурге. Но тот не хочет отдавать ему дочку обратно. Он откупается от просьбы отца деньгами. Самсон видел и Дуню. Но она растерялась и не смогла разговаривать с отцом.
Самсон уезжает к себе домой в полной растерянности. Он не знает, что будет с его дочерью дальше. Забитый жизнью человек не верит, что бедная девушка будет счастлива с богатым гусаром. От горестных дум станционный смотритель начинает употреблять алкоголь.
Произведение запоминается своим трагическим концом. Постепенно, Вырин спивается и умирает. Повзрослевшая Дуня, видимо узнав о кончине отца, приезжает на могилу его. Конечно же она чувствует глубокую вину перед ним. Вероятно, она будет мучать ее всю жизнь. Дуня осуществила свою мечту. Судя по описанию конца произведения, она стала женой Минского.
Произведение учит нас любить своих близких и всегда находить общий язык с ними.

Станционный смотритель

Несколько интересных сочинений

Писателю Антону Павловичу Чехову всегда удавалось мелкими деталями передать сущность людей, их отрицательные качества. На его рассказах читатели учатся жизни, перед ними раскрываются ситуации различных героев
Поэма, в которой призывает князей к единству во имя любви к родной земле.
Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский. Каждое стихотворение требует при­стального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме
Закінчилася холодна зима. Поступово природа починає прокидатися. Першими прикметами початку весни – це горобці що плещуться в щойно калюжі, яка щойно розмерзлась. Вони весело цвірінькають та кумедно розмахують крилами
Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении очень ярко описал общение двух молодых товарищей. Но то, что происходило между этими двумя людьми, трудно назвать дружбой.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Станционный смотритель сочинение о прочитанном
  • Станционный смотритель как пишется
  • Станционный смотритель сочинение рассуждение кратко
  • Станционное здание как пишется
  • Становятся как пишется правильно
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии