Чтобы не утомлять нетерпеливых излишними комментариями привожу сначала оригинальный текст, размышления будут дальше.
Оригинальный текст «Стоит, лежит или сидит»
Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. Т.е. стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?
Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде как горизонтальные, но на столе стоят. Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка-то готова была, когда лежала.
Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Если в плане стояния и лежания она как-то лезет в логику «вертикальный-горизонтальный», то сидение – это новое свойство. Сидит она на попе.
Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе. Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять.
Может показаться, что сидение – атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы.
Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит. А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским.
Вступление
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Еще в 2012 году я попытался проанализировать популярный шуточный текст «Стоит, лежит или сидит». Моя статья была воспринята недружелюбно, меня не поддержали даже знакомые. Та статья была написана плохо – спорить не буду – но прошло уже 8 лет, а я не изменил своей позиции и считаю, что русский язык – это важно, к нему нужно относиться с уважением, его нужно понимать, а не подшучивать над ним.
Возможно, я не был бы столь категоричен, если бы с русским языком не обходились в наши дни настолько варварски и повсеместно, начиная от бытового общения и заканчивая образовательной системой.
Напомню, что этот шуточный текст очень популярен в Интернете и растиражирован колоссальным количеством для массовой потехи, но давайте – «прижмем старуху кодексом» – обратимся к логике и толковому словарю.
Есть ли логика?
Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит.
Всё верно – стакан стоит, потому что его поставили, а вилка лежит, потому что ее положили.
Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. Т.е. стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?
Всё верно – если предмет можно установить в вертикальном положении, то считается, что он стоит, а если в горизонтальное – то он лежит.
Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде как горизонтальные, но на столе стоят.
Слово «стоять» во многом определено словом «ставить», а это слово имеет более 10 значений, в том числе: приводить в состояние пригодное для работы – подойдет для тарелки и сковороды.
Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка-то готова была, когда лежала.
Тарелка лежит в сковороде, потому что ее туда положили, тарелка перестала быть готова к работе (использованию). Вилка же будет готова к использованию, когда ее возьмут в руку. Последнее – конечно, спорное утверждение, но подтверждается оно тем, что в руке вилка будет уже сидеть, как и нож, который должен хорошо сидеть в руке, к этому мы вернемся ниже.
Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Если в плане стояния и лежания она как-то лезет в логику «вертикальный-горизонтальный», то сидение – это новое свойство. Сидит она на попе.
Стоит кошка на ногах, лежит она на животе или на боку, сидит она на попе – всё как полагается.
Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе.
Птичка сидит, потому что приземлилась. Птицы либо летают в небе, либо сидят на земле. Однако если мы воспользуемся воображением, то скоро представим, как птицы могут ходить, прыгать, сидеть в гнезде, а, например, цапля может стоять в воде.
Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять.
Так и есть – чучело не умеет летать, поэтому не может приземлиться, а, следовательно, будет стоять, как и все установленные на нужном месте предметы (подробности в словаре).
Может показаться, что сидение – атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы.
В русском языке слово «сидеть» имеет множество значений, одно из которых относится к одежде, обуви, инструментам, и означает: быть впору, по размеру, удобно размещаться, прилегать к телу.
Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит. А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским.
Заключение
В каждом языке есть сложности и в русском, и в китайском, и в венгерском, в котором 34 падежа, но я не об этом. Мне хотелось бы напомнить, что развлекаться нужно с умом, а конкретно в этом случае обратиться к толковому словарю за разъяснением слов: стоять, лежать и сидеть. После такого знакомства со словами этот текст становится скорее примитивным, чем шуточным, а вы становитесь умнее – и значительней становятся ваши интересы.
Дизайн и маркетинг – сложная штука, существуют многочисленные примеры, подтверждающие это. Иногда удается создать и правильно преподнести решения, которые остаются узнаваемыми десятилетиями.
Для бизнеса – это однозначный выигрыш, так как позволяет быстро привлечь обширную целевую аудиторию, обозначить бренд на рынке, наладить общение между клиентами. Рассмотрим хороший пример такого образа.
Содержание:
Историческая справка
История создателя
Секрет успеха
Принципы
Общество
Акции
Инстинкты и эмоции
О цвете
Сложно найти более знаковый пример одноразового стакана, как Anthora, в свое время ставшая символом Нью-Йорка.
Отличить от аналогов ее не сложно:
- это темно-синяя палитра;
- характерный греческий узор вокруг горлышка и дна;
- на уровне центра стенки красуется небольшой узор с надписью «WE ARE HAPPY TO SERVE YOU»;
- парой колонн в аналогичном стиле.
Появился этот дизайн в 1963 году в качестве фирменной посуды, нацеленной на греческих иммигрантов. Подавать напитки в них начали в Нью-Йорке, а впоследствии это удачное решение стало одной из фирменных «фишек» города.
Цветовая палитра соответствует преобладающей гамме греческого флага.
Встретить такой бумажный стакан можно в известных фильмах и сериалах:
- «Law and Order»;
- «Mad Men»;
- «The Sopranos».
Историческая справка
Отчасти появление культовой чашки связано с тем, что в Америке привычка брать напитки на вынос появилась в конце 19 века. Это было продиктовано промышленной революцией, которая стала движителем для изменения привычного уклада жизни потребителями.
Хоть связь и не очевидна, но она есть:
- Промышленность развивалась;
- Развивалось судоходство и росли поставки кофейных зерен;
- Бобы стало возможным обжаривать и молоть в больших объемах;
- В результате некогда продукт для состоятельных людей стал доступен для простых работяг;
- Массовость привела к росту распространения кофе в лавках и продуктовых магазинах, назрела возможность создания кофеен.
Неудобства и гигиенические требования привели к тому, что к началу 20 века появились бумажные стаканчики
В 1908 профессор Элвин Дэйвисон написал статью, в которой были подробно рассмотрены доводы против общей посуды. В это время в общественных местах с установленными источниками воды находились общие чашки. Естественно это приводило к тому, что микробы легко могли передаться от одного человека к другому, для большего резонанса рассматривался подобный сценарий в школах. Статья стала сенсационной и многократно перепечатывалась, пока в отдельных штатах не начались запреты на использование одной кружки для всех в общественных местах.
Носить собственную кружку в кармане – очень неудобно, потому предприимчивые американцы увидели перспективы в одноразовой бумажной посуде
Можно назвать несколько основных дат, связанных с этим событием:
- Все началось с изобретения автомата с газировкой в 1907, который предложил Лоуренс Льюллен в надежде заработать на патенте;
- Он же «создал» стакан в 1908, но он был дополнением к его автомату. Главной идеей было избавиться от необходимости ждать, пока освободится общая кружка;
- Через год его патент начал активно работать, стаканы были заказаны железнодорожной компанией, чьи поезда курсировали от Нью-Джерси до Нью-Йорка;
- К 1917 году в большей части компаний общепита использовалась посуда Лоуренса;
- А в 1918-1919 годах по Соединенным Штатам прокатилась пандемия гриппа, из-за которой погибло более 675 тысяч людей. Именно бумажный стакан многие аналитики считают фактором, позволившим многократно снизить смертность.
В результате перспективным бизнесом стало производство одноразовых изделий и к моменту появления «Анторы» многие предприниматели наладили их выпуск в частном порядке. Однако, Ласло Баку удалось придумать новинку.
История создателя
Ласло родился в Чехословацкой Республике в 1922 (изначально имел фамилию Бух) и его жизнь сложно назвать легкой. Во время Второй мировой он оказался в концлагерях, где стал свидетелем убийства собственных родителей. Однако, ему самому удалось выжить в Освенциме и Бухенвальде.
После освобождения он переехал в Соединенные Штаты, где нашел своего брата, который также прошел лагеря во время войны
Считается, что сбережений братья не имели, но стартовый капитал на бизнес нашелся и они начали заниматься экспортом бытовых товаров для восстанавливающихся стран Европы. Полученная прибыль позволила к концу 50-х запустить производство одноразовых стаканов в Нью-Йорке. Герой нашей истории быстро понял, что хочет развиваться дальше, потому семейное дело оставил брату, а сам стал членом стартапа SherriCupCompany, который выпускал аналогичные изделия.
Одноразовая посуда того времени выпускалась из нескольких вариантов материалов:
- Бумага;
- Пластик;
- Пенопласт, который позиционировался, как лучший для горячих напитков.
Сама компания приняла решение выпускать только бумажные изделия из вощеного материала. Эта идея была в числе грамотных решений Лесли, который стал менеджером по продажам и был единственным представителем фирмы, занимавшей эту должность. Предприятие быстро развивалось, потому спустя три десятилетия главный герой покинул его уже директором целого маркетингового отдела.
Считается, что именно идея Бака стала главным движителем корпорации на рынке и секретом ее успеха
Нью-Йорк отлично подходил для продвижения изделий:
- Мегаполис с бешеным ритмом жизни, жители которого перекусывали на лету по несколько раз в день;
- «Антора» не зря имеет греческий дизайн, ведь на тот момент общепит практически полностью принадлежал эмигрантам этой страны. Даже в 1919 каждое третье заведение управлялось греками, а к моменту создания легенды конкурентов у них практически не осталось.
Причиной этому стало несколько волн эмиграции и тесная связь между представителями общины, которые буквально захватили рынок.
Греки продавали любую еду:
- С собственных кухонь, как стартапы, ориентированные на соотечественников, разрастаясь они выбирали специализацию;
- Дешевые киоски;
- Кафе, в том числе на вынос.
Лесли решил сыграть на ностальгических настроениях представителей общины, создав дизайн самостоятельно. Рисовать он умел, хоть и не имел соответствующего образования.
Бренд был назван Anthora, хотя правильно пишется Аmphora
Ошибка прижилась, хотя в свое время вызывала вопросы. Так знакомые Бака говорили, что ее причина в восточно-европейском акценте, сам создатель объяснил ее тем, что видел такое написание в одной из прочитанных археологических статей.
Изначально дизайн включал несколько вариантов, все они содержали изображения греческих артефактов:
- Изображения амфор;
- Дискоболов;
- Парфенона.
Неизменной осталась только надпись, которая прекрасно отражала идею бизнеса из сферы обслуживания. Это позволило не только грекам с охотой принять новинку, но и сочеталось со взглядом любых других этнических групп города.
Интересно, что основным местом сбыта был Нью-Йорк, так как за его пределами популярнее были пенопластовые изделия, которые лучше держали горячие напитки.
Интерес проявлял Голливуд, используя посуду, как реквизит для съемок, действие которых проходило в «Большом яблоке»
Создатель умер в 2010 в возрасте 87 лет. Его решение оказалось на столько удачным, что в одном только 1994 году было продано более 500 миллионов экземпляров. В 2003 даже появилась керамическая версия, которая в буквальном смысле продавала сама себя (такой была ее популярность). В 2005 после слияния компаний на рынке, продажи упали до 200 миллионов. В 2010 году выпуск приостановился.
Возрождение легенды произошло только в 2015, когда «Anthora» снова начали выпускать
Появилось сразу несколько вариантов изображений на стенках, что особенно тепло восприняли фанаты и коллекционеры предметов посуды. К примеру, одна из версий демонстрирует «Статую свободы».
Секрет успеха
Можно выделить несколько аспектов, которые позволяют стать дизайну успешным:
- Удачный выбор стиля, с учетом популярных тенденций и трендов. Это всегда эффективно воздействует на молодеж, которая быстро распространяют «вирусные» решения;
- Время и место. Часто тенденции задаются событиями, чем больше вовлечено людей в процесс, тем интенсивнее идет передача информации. Тот же «греческий» образ был приурочен к передаче посыла определенной категории граждан;
- Маркетинг. Продвижение зачастую решает судьбу бренда, чем больше вложено усилий, тем лучше обычно отдача;
- Анализ психологических моментов, тщательный выбор составляющих образа. Важно представлять себе потенциальных клиентов, это позволит понять, как вовлечь в продвижение и создать таргетированные решения.
Дизайн не всегда сложен, но грамотный дизайн всегда начинается с анализа. Это может быть статистика, полезно наладить обратную связь, например, через социальные сети. Сам стакан можно использовать для этой цели, например, наносить на стенки адреса и номера телефонов для написания отзыва.
Однако, переменных на столько много, что не всегда успех становится следствием расчетов. Удача – это один из факторов, позволяющий интересному решению появиться своевременно и заработать
Принципы
Задачу продвижения индивидуального дизайна стакана кофе можно сформулировать так: «Подтолкнуть клиента к совершению необходимых действий».
То есть требуется создать посыл в уникальной форме и исполнении. Для этих задач используются различные решения, каждый штрих и оттенки цветов имеют значение. Имеет смысл обыграть один из популярных психологических ходов на стенках посуды.
В зависимости от метода воздействия они условно разделяются на:
- Связанные с социальной структурой, в которой существует человек;
- Со страхами или инстинктами, побуждающими к определенному прогнозируемому решению.
Общество
Социальная составляющая жизни – одна изважнейших составляющих повседневной деятельности
Подавляющее большинство людей так или иначе зависимо от мнения окружающих. Даже если мнение малознакомых людей будет беспокоить мало, друзья, родные и знакомые практически на всех имеют влияние.
С развитием социальных сетей появились новые способы продемонстрировать свой бизнес. Часто перед покупкой или посещением интересующего места происходит знакомство с отзывами в сети.
Наличие на стакане адреса сайта, где можно оставить отзыв, позволит сформировать обратную связь, запустить живое сообщество, продемонстрировать целевой аудитории свои достоинства.
В будущем можно провести акцию, сделать скидку за отзыв на сайте. Это будет крайне полезно, так как до 90% граждан проверяют их, а значит с первых шагов начнут доверять
Демонстрация хорошего отзыва на поверхности стакана в виде принта также может сработать. Задача в этом случае сводится к формированию доверительных отношений. Если эффект сработал, то клиент будет чувствовать, что совершает правильное действие, посещая проверенное кафе.
Еще эффективнее данный вариант делает авторитетное мнение, то есть высказанное тем, кому доверяет целевая аудитория. Чаше всего в кофейни ходят молодые люди, студенты, офисные работники. Познакомившись с популярным трендом среди указанных групп, можно запустить соответствующую кампанию по продвижению.
Это может быть:
- Ссылка на вирусное видео с участием вашего бизнеса;
- Изображение популярного блогера, рекомендующего ваш напиток;
- Экспертное мнение, рассказывающее, к примеру, о пользе кофе или отсылка к экологическим проблемам современности.
Акции
Положительно влияет принцип: отдавая, получаешь больше. Вызвать благодарность, сделав бескорыстный поступок, всегда эффективно.
Важно соблюдать несколько аспектов:
- Предложенное должно иметь ценность. Клиент должен как минимум иметь возможность и желание воспользоваться предложенным. Лишняя чашка кофе в подарок – отличное решение, а такая акция может быть оформлена в виде эффектного дизайнерского концепта;
- Бескорыстность. Такой подход не сработает, если подразумевается какая-то взаимовыгода. Нужно получить именно чувство благодарности, тогда человек однозначно появится снова у вашего кафе или вендингового автомата.
Наряду с этим методом, работает обратный, который рассчитан спровоцировать чувство, что человек теряет выгодное предложение
Реализовать его не сложно, к примеру, это может быть таймер, отсчитывающий время до завершения акции. Этот ход можно отобразить даже на бумажном стакане, хоть и в менее эффектном статичном обличии.
Бок о бок с этим, используется принцип дефицита, когда отмечается, что предлагаемого по выгодной цене осталось слишком мало и на всех уже не хватит. Обыграть его можно, если предложить, к примеру, редкий сорт или способ приготовления кофе, который будет подаваться в стакане с определенным дизайном. В такой форме можно выгодно объединить сразу несколько способов обращения к целевой аудитории.
Стоит отметить, что это работает ровно до тех пор, пока ваш кофе будет решать проблемы:
- Позволит отдохнуть летом на затененной веранде;
- Взбодриться утром перед трудовыми подвигами;
- Расслабиться в окружении притягательного аромата напитка.
Этот принцип универсален, в формате вендинга или кофейни он работает сам собой, достаточно грамотно расположить автомат, к примеру
Инстинкты и эмоции
Возвращаясь к теме доверия между людьми, следует указать на стадный инстинкт. Это одна из важных особенностей, которую демонстрируют люди: то, чтобы выбирает большинство, априори кажется качественным.
Учитывая специфику, здесь много общего с социальным доказательством, но различия кроются в самом влиянии:
- Социальное доказательство – это пассивный метод. Он не побуждает человека сделать быструю и часто необдуманную покупку. Скорее подходит для взвешенного и осознанного поступка;
- Стадный инстинкт напротив, провоцирует на совершение не до конца взвешенного поступка. В этот момент клиентом движет любопытство и желание узнать, что же такое необычное предлагается, да еще и в ограниченном количестве.
Простейший пример такого подхода – указание на большое количество людей, которые уже попробовали ваш изысканный напиток в необычной дизайнерской чашке. Фактически, достаточно числа на стенке и расшифровки его обозначения.
Еще один важный принцип – это строго определенное количество элементов изображения и количество передаваемой информации
Большинство может запомнить одновременно не более 7 блоков данных (например, слов). Именно по этой причине перенасыщенность может побудить отказаться от предлагаемых сведений в принципе. Так работает, у примеру, маркетинг, в ассортименте не должно быть слишком большого выбора позиций, иначе они могут отпугнуть потенциальных клиентов.
В формате кофейни или вендинга этот принцип можно использовать несколькими способами:
- Эффективнее всего работают прайсы с 5-6 предложениями. Это позволит человеку избавиться от необходимости сопоставлять и сравнивать, но не ограничит в выборе;
- Избегайте слишком сложного, эксклюзивного, дорогого. Дорогие сорта кофе часто не становятся востребованными, но многое зависит от расположения и целевой аудитории. Например, руководящий аппарат компании скорее всего не откажется попробовать необычный вкус, который не купишь в другой кофейне. Если же аппарат стоит на вахте в ВУЗе, то студенты едва ли заинтересуются дорогим напитком.
При продвижении, если нет возможности сократить ассортимент до 1-3 позиций, можно объединять их в группы. Например, несколько сортов капучино или американо рекламировать проще и эффективнее.
В формате питания можно использовать принцип привычки. Не сложно заметить, что до 90% повседневной деятельности человека составляют заученные привычные действия.
Расположение кофейни или вендингового автомата на пути следования офисных работников поможет занять место в их повседневности
Эмоции целевой аудитории – ключ к успеху на рынке, именно они приводят к покупкам, тому, что клиент возвращается в большинстве случаев. Воздействуя на этом уровне можно запустить интересующую вас последовательность, которая приведет клиента в кафе снова.
О цвете
Особую роль здесь играет цвет, который задает настроение, работает с ассоциациями. Правильно оформить и преподнести свой бизнес позволит индивидуальный дизайн. Однако, он должен быть грамотно разработан, даже с учетом интерьера, в котором человек будет приобретать или употреблять напиток.
В данном ключе есть несколько сложных моментов:
- Сложность интерпретации влияния цвета. Разные оттенки могут иметь позитивное и негативное влияние, которые в сочетании с другими тонами дают еще большее количество вариантов влияния. Например, желтый символизирует тепло и свет, но в более холодном исполнении ассоциируется с безумием. Зеленый – это свежесть и чистота, но также яд;
- Культурный и национальный аспект. Если вы ориентируетесь на определенную группу людей, национальность или культуру, то важно выяснить именно их ассоциации с цветами. В разных культурах один и тот же цвет может символизировать диаметрально противоположные вещи, как жизнь и смерть;
- Статус, стиль, дизайн. Часто кофейни оформляются творчески, это привлекает аудиторию. Однако, спорные решения – это рискованная ставка. То, что понравится творческой личности, заставит сидеть и разгадывать образ, минимум не заинтересует простого работягу, которому нужно взбодриться перед работой.
Интерес целевой аудитории можно подогреть множеством способов, предлагаем один из них – индивидуальный дизайн стакана, в том числе с разработкой.
Слово «стеклянный» правильно пишется с двумя «н», на «-нн-», поскольку входит в число исключений из общего правила. Прилагательное того же значения в родственных славянских языках, пользующихся кириллическим алфавитом, пишется иначе («скляний»). Поэтому писать его по-русски неправильно, на «-ый», но опуская одну «н» («стекляный») – грубая орфографическая ошибка.
Правописание
6 общеупотребительных русских прилагательных, пишущихся на «-янн-» в порядке исключения, следует просто запомнить:
- стеклянный, от «стекло»;
- оловянный, от «олово»;
- деревянный, от «дерево»;
- неприкаянный, от «неприкаянность» – душевная пустота, незнание и непонимание, куда себя деть;
- нераскаянный, от «раскаяние». Не путать с причастием «нераскаявшийся» от «раскаиваться». Нераскаявшийся так и не раскаивается, а нераскаянный сам, может быть, и встал на путь праведный, но на церковной исповеди не был и формального отпущения грехов не получил;
- окаянный, от архаичных (старинных), давным-давно ставших простонародными «окаяние» или «окаянность» – отказ от покаяния, упорство в грехе, осознанное нежелание каяться, признавать свою вину.
Остальные прилагательные на «-ый», образованные при помощи суффикса «-ян-», пишутся на одну «-н-»: «валяный», «глиняный», «конопляный», «медвяный», «полотняный», «серебряный», и т.д.
То есть, классических «школьных» неправильных прилагательных на самом деле вдвое больше: к «стеклянный», «оловянный», «деревянный» добавляются «неприкаянный», «нераскаянный» и «окаянный». В советских школьных учебниках они не упоминались. Понятно, почему, несмотря на то, что «неприкаянный» и «окаянный» уже много веков употребляются как слова народные безо всякого сакрального смысла. Но «неприкаянная троица», похоже, пошла вразрез современным лингвистам: исходные для всех них существительные принадлежат к различным склонениям, не все они среднего рода («неприкаянность» – женского), половина из них не оканчивается на «о», и потому «неприкаянный», «нераскаянный» и «окаянный» выбиваются из негласного академического «правила для исключений из нормативно утверждённых правил».
Примечание: в современном русском языкознании порой признаются допустимыми «неприкаянный» и «нераскаянный» на одну «-н-» в частичном, смягчённом по скрытому смыслу значении – «неприкаяный» потерялся сам в себе, но какой-то просвет для него в принципе существует; «нераскаяный» не кается, но кого-то, кроме самого себя, ещё слушает, с кем-то да считается, так что возможность подвести его к покаянию покамест есть.
Кроме того, на «-янн-» пишутся многие причастия от приставочных глаголов 1-го спряжения:
- измаянный (замаянный, умаянный), от «маяться» с приставками, то есть от глаголов совершенного вида;
- обвалянный (свалянный), от «обвалять», «свалять»;
- облаянный, от «облаять»;
- обуянный, от «обуять»;
- осмеянный, от «осмеять»;
- охаянный, от «охаять»;
- спаянный (запаянный, напаянный, <не>пропаянный), от «паять» с приставками (но «паяный» – с одной «н», оно от глагола бесприставочного, несовершенного!);
- и другие.
Во всех этих словах после суффикса «-ян-» вставляется дополнительный суффикс «-н-». Обоснование данных правил фонетическое: так сложилось ради лучшей внятности (чёткости) произношения.
Примечание: современная академическая традиция в русской лингвистике не признаёт суффикса «-н-» в этих словах, считая в них «-янн-» единым суффиксом наряду с «-енн-» и «-онн-» в других прилагательных и «-анн-» в причастиях («сделанный» и т.п.). Но ведь так для прилагательных тоже нужны два суффикса, причем такие, которые легко спутать между собой, «-янн-» и «-ян-», хотя бы в вышеупомянутых «валяный», «глиняный», «конопляный», «медвяный», «полотняный», «серебряный». А суффикс «-н-» всё равно ведь никуда не денется, например, из прилагательных «кучный», «морозный», «печной» и др. Некоторые корифеи из-за этого идут на то, что «приплюсовывают» «лишнюю н» к корню, что ни в какие ворота не лезет с точки зрения простого здравого смысла – а где же она в исходных существительных «куча», «мороз», «печь»? Изменение корня – крайний способ образования новых слов, когда префиксами, суффиксами и флексиями никак не обойдёшься. Потому как корень несёт в себе прототипическое, изначальное значение слова, без которого и смысл производных от него как минимум расплывается. Кроме того, «одноэнные» суффиксы «-ен-/-ён-» тоже нередки в прилагательных («вареный/варёный», «жареный», «рубленый/рублёный», «пареный», «печёный», «толчёный»).
Значение
Прилагательное «стеклянный» употребляется в русском языке в нескольких прямых и переносных (косвенных) значениях:
- Изготовленный из силикатного (минерального) стекла: «стеклянный стакан»; «полностью стеклянный объектив» (без акриловых линз); «стеклянный страз», «стеклянная посуда»; «стеклянная столешница»; «стеклянное зеркало», и т.п. Частичные синонимы «хрустальный» (к изделиям из стекла, огранённого алмазной гранью: «хрустальная люстра»; «хрустальный фужер»), «гутный» (к художественный изделиям из гутного стекла, то есть тянутого в разогретом до пластичности состоянии: «гутная фигурка собачки»; «вазочка тянутого стекла»), «кронгласовый», «флинтгласовый», «свинцовый» и др. (к деталям оптических приборов, изготовленным из специальных сортов стекла: «линза из флинтгласовой собирающей и кронгласовой рассеивающей компонент»; «спектроскоп со свинцовой призмой (из свинцового стекла, частично прозрачного к невидимым лучам)»), «натриевый», «калиевый», «карбонатный», и т.п. (к сортам технического стекла, приготовляемого на основе соответствующих солей кремниевой кислоты и/или с использованием соответствующих добавок).
- То же, в просторечии, применительно к монолитным (толстым, массивным) синтетическим полимерным материалам, похожим на стекло, то есть к органическим стёклам: «стеклянный навес»; «стеклянный колпак»; «стеклянная перегородка», и т.д. Синонимы «из оргстекла», «оргстеклянный»; частичный «поликарбонатный» (имея в виду наиболее распространённую разновидность полимерных стёкол).
- В современном домостроении, обустройстве и ремонте помещений – говорит о том, что остекление <будет, должно быть> произведено минеральным стеклом или же стеклопакетами из него: «Стеклить только настоящим стеклом! – Не беспокойтесь, мы по умолчанию ставим пакеты стеклянные тройные, и в смету забиты именно такие». Частичные синонимы «минеральный», «натуральный», «силикатный».
- Называет определённое, присущее силикатному стеклу, качество, признак, свойство: «стеклянный блеск», «стеклянный звон», «стеклянный излом», «стеклянный скол», «стеклянная колкость», «стеклянная ломкость», «стеклянная прозрачность», «стеклянная твёрдость», «стеклянная хрупкость». Частичный синоним «стеклистый».
- В оптоэлектронике, оптоволоконной и светотехнике – указывает на то, что светопроводящее либо формирующее световой поток устройство и/или система выполнено из стекла или аналогичных ему по оптико-механическим свойствам материалов: «стеклянный световод»; «стеклянный отражатель»; «стеклянный концентратор»; «стеклянный кабель». Частичные синонимы «оптический» (работающий в области видимого света или если нужно подчеркнуть, что не электрический, не из металлических проводов: «Не гните сильно, кабель оптический»), «инфракрасный» (работающий в области не видимого глазом теплового излучения: «Куда в торец пялишься? Световод инфракрасный! Вдруг задействован, может глаз выжечь!»), «волоконный», «оптоволоконный», «световолоконный» (к гибким световодам на основе светопроводящих волокон), «акриловый» (если нужно указать на повышенную гибкость, но меньшую прочность и стойкость оптоволокна сравнительно со стеклянным).
- В биологии используется как эпитет (прозвание) эпитет (прозвание) обиходных названий живых организмов с прозрачным или просвечивающим телом: «стеклянный окунь», «стеклянный сомик», «стеклянная губка» (морское животное, справа на рис.). Частичный синоним «стеклистый».
- В переносном значении, применительно к внешнему облику, манере поведения, свойствам личности – частичный синоним к «деревянный» и «оловянный»: «стеклянный взгляд»; «Не человек, а стеклянный фужер: как личность никакой, аж всё видно сквозь него, всё время до краю налит спиртным, и чуть толкнёшь – ломается в ногах и валится, где пришлось»; «Он мужик не крепкий, а стеклянный: на вид твёрже железа, но надавить посильнее – со звоном лопается и распадается на осколки»; «Что с тобой? Ты совсем стеклянная!. – Да, поздравь, у меня нашли онкологию!». Синонимы «застывший», «остекленевший», «скованный»; частичные «бесстрастный», «бесчувственный», «колкий», «ломкий», «напряжённый», «невыразительный», «неестественный», «неотзывчивый», «принуждённый», «оцепеневший», «тонкий, звонкий и прозрачный» (неразделимое словосочетание, употребляемое как одно слово), «хрупкий».
- В просторечии – синоним к застеклённый, остеклённый (преимущественно на значительной площади): «стеклянный шкаф»; «стеклянный балкон»; «стеклянная дверь».
- Как образное – взамен прозябший, промёрзший, промороженный, отмёрзший, отмороженный: «Идём уж домой, морозище такой, что у меня уши уже стеклянные, и самая я вся как стеклянная». Синонимы «остекленевший», «тонкий, звонкий и прозрачный».
- В безграмотном просторечии употребляется синонимом к стекольный, производящий стекло, изделия из него или связанный с данным производством: «Ты где сейчас работаешь? – На стеклянном заводе».
- То же – как синоним к стеклопластиковый, изготовленный из формованной стеклоткани, пропитанной твердеющими синтетическими смолами: «Эта удочка стеклянная? – Нет, карбоновая, углепластиковая».
Грамматика
Слово «стеклянный» – имя прилагательное, относительное. Состоит из корня «стекл-», суффиксов «-ян-», «-н-» и окончания «-ый». Сравнительной и превосходной степеней не имеет. Постановка ударения и разделение переносами сте-кля́н-ный; в рукописях при нехватке места в строке допустимы переносы стек-ля́н-ный, стекл-я́нн-ый. Склоняется по 1-му (твёрдому) типу:
Именительный:
- стекля́нный (муж. ед. ч.); стекля́нная (жен. ед. ч.); стекля́нное (средн. ед. ч.); стекля́нные (мн. ч.).
Родительный:
- стекля́нного (муж. ед. ч.); стекля́нной (жен. ед. ч.); стекля́нного (средн. ед. ч.); деревя́нных (мн. ч.).
Дательный:
- стекля́нному (муж. ед. ч.); стекля́нной (жен. ед. ч.); стекля́нному (средн. ед. ч.); стекля́нным (мн. ч.).
Винительный (одушевленных предметов):
- стекля́нного (муж. ед. ч.); стекля́нную (жен. ед. ч.); стекля́нное (средн. ед. ч.); стекля́нных (мн. ч.).
Винительный (неодушевленных предметов):
- стекля́нный (муж. ед. ч.); стекля́нную (жен. ед. ч.); стекля́нное (средн. ед. ч.); деревя́нные (мн. ч.).
Творительный:
- стекля́нным (муж. ед. ч.); стекля́нной или стекля́нною (жен. ед. ч.); стекля́нным (средн. ед. ч.); стекля́нными (мн. ч.).
Предложный <в, на, о, при, или др.>:
- стекля́нном (муж. ед. ч.); стекля́нной (жен. ед. ч.); стекля́нном (средн. ед. ч.); стекля́нных (мн. ч.).
Краткие формы*:
- стекля́нен (муж. ед. ч.); стекля́нна (жен. ед. ч.); стекля́нно (средн. ед. ч.); стекля́нны (мн. ч.).
*) – краткая форма мужского рода практически неупотребительна, существует номинально.
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Всего найдено: 52
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «Как правильно употребить выражение «Рюмка коньяку или рюмка коньяка, стакан чаю или стакан чая» и по возможности дайте ссылку на правило.
Ответ справочной службы русского языка
Все названные Вами варианты корректны.
стакан чая или чаю?чашка чаю или чая?какими правилами регулируется подобное написание?
Ответ справочной службы русского языка
Обе формы родительного падежа имеют право на существование в подобных конструкциях.
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста.
Можно ли сказать: «История про стаканы и гамадрилы».
Или правильно: гамадрилов.
Это же винительный падеж, множ. число. Должно быть окончание: — ы
И такой пример: «Лицо не разглядеть» или «Лица не разглядеть»
Или я что-то не то говорю? Подскажите и объясните, пожалуйста.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: история про стаканы и гамадрилов (у одушевленных существительных форма винительного падежа мн. ч. совпадает с формой родительного падежа). Возможны варианты: лицо не разглядеть и лица не разглядеть.
Здравствуйте. У меня 2 вопроса:
1) Как правильнее: «стакан полон воды» или «стакан полон водой»?
2) А всё-таки, на какой слог в современном русском языке необходимо ставить ударение в слове «маркетинг»?
С уважением.
Ответ справочной службы русского языка
1. Правильно: полон чего? воды. 2. См. ответ № 243507.
в вопросах ЕГЭ (размещенных в интернете) утверждается, что суффикс «чик» принадлежит слову «шкафчик» (варианты ответов на вопрос «какому слову принадлежит суффикс -чик?»: пончик, мячик, огурчик, шкафчик). Однако во всех учебниках по русскому языку я нашла только то, что «…в суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д — т, з — с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ», «суффикс -чик- пишется после д, т, з, с, ж «… исходя из этого правила, получается, что суффикса «чик» в слове «шкафчик» никак не может быть. В связи с этим вопрос: какой все-таки суффикс в слове «шкафчик» и если это суффикс «чик», то как это соотносится с правилом?
заранее большое спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Правило, о котором Вы говорите, касается существительных со значением лица по роду занятий. Такие существительные, называющие лицо или предмет, производящий действие, образованы с помощью суффикса -чик/-щик и мотивированы они, как правило, глаголами: перевозить – перевозчик, переплетать – переплетчик, обходить – обходчик, обмануть – обманщик. В таких словах, действительно, суффикс -чик пишется только после согласных Д, Т, З, С, Ж; после других согласных пишется суффикс -щик.
Теперь о слове шкафчик. В нем выделяется суффикс -чик, имеющий совершенно другое значение (т. е. здесь перед нами суффиксы-омонимы). Существительные, образованные с помощью данного суффикса -чик, имеют уменьшительное значение и мотивированы они именами существительными: шкаф – шкафчик, сарай – сарайчик, рукав – рукавчик, тулуп – тулупчик, костюм – костюмчик, стакан – стаканчик, самовар – самоварчик, стул – стульчик. Суффикса -щик здесь быть вообще не может.
Что касается других слов из данного задания ЕГЭ, то ни в одном из них нет суффикса -чик. В словах огурчик и мячик выделяется суффикс -ик, а в слове пончик -чик является частью корня.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста. как будет правильно: «выпить стакан чая» или «стакан чаю»?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 201811.
Подскажите, пожалуйста, как правильнее сказать «выпить чаю» или «выпить чая», «стакан чая или чаю». Какие правила работают в этом случае. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Допустимо: выпить чая, выпить чаю, выпить (весь) чай. Вариант выпить чаю более употребим в разговорной речи.
…наливал пепси из баночки в стаканчик… Пепси кавычить? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно без кавычек.
Как правильно: стакан чая или стакан чаю? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Оба варианта верны, второй более характерен для устной речи.
1. Я знаю, что при слове «половина» подлежащее обычно стоит в единственном числе. Но вот как быть с фразой «Половина всех злаков, которые вы едите, должна быть цельной» (то есть цельных злаков должно быть не меньше половины от общего количества)? Она мне режет слух, а почему – не могу понять. Нужна ваша помощь!
2. Возьмите 1 / 4 стакана сладкого пекинского соуса (сладкого соуса «Пекинский»; сладкого «Пекинского» соуса) — как правильно?
3. Правильно ли расставлены знаки препинания: «Смешайте 1 стакан йогурта, 1 стакан замороженных фруктов, например манго, персиков или любых ягод(,) и диетический заменитель сахара…»? Или лучше оформить так: «Смешайте 1 стакан йогурта, 1 стакан замороженных фруктов (например, манго, персиков или любых ягод) и диетический заменитель сахара…»?
Ответ справочной службы русского языка
1. Корректно: _Половина всех злаков, которые вы едите, должны быть цельными_. 2. Если это не торговая марка, верно: _сладкого пекинского соуса_. Если это название торговой марки, верно: _сладкого соуса «Пекинский»_. 3. Указанная запятая нужна, возможны оба варианта оформления предложений — с запятыми и со скобками.
Добрый день!
Недавно услышал мнение о том, что в выражениях типа: «налей мне молока», «хочу молока», «купи молока», «отрежь мне хлеба», «купи хлеба» —
нужно употреблять либо окончание «о» (или нулевое), либо менять само выражение (например, «налей мне СТАКАН молока», «отрежь мне КУСОК хлеба»).
Насколько такое мнение явяется правильным?
Корректно ли отвечать на вопрос «Что тебе налить?» — Молока.Заранее спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Возможны обе формы: _Налей мне молока (из кувшина)_ и _Налей мне молоко (которое оставлено)_. Различие между родительным и винительным падежами нейтрализуется, причем родительный падеж в количественно-выделительном значении (первый вариант) вытесняется винительным. Особенно активно происходит этот процесс в разговорной речи.
Как будет корректнее:
«Расстворить таблетку аспирина в стакане воды» или «расстворить таблетку аспирина в стакане с водой» ?
Ответ справочной службы русского языка
Предпочтительно: _Растворить таблетку аспирина в стакане воды_.
Как правильно: «в 5,5 стакана» или «в 5,5 стаканах»?
Ответ справочной службы русского языка
Верен первый вариант.
Здравствуйте! Как правильно писать:
Первый экземпляр бутылки — «стаканА» выставлен в музее как один из символов национального напитка.или
Первый экземпляр бутылки — «стакан» выставлен в музее…
Есть буква «А» на конце слова стакан или нет?
Ответ справочной службы русского языка
Если название емкости — _бутылка-«стакан»_, то верно: _Первый экземпляр бутылки-«стакана» выставлен…_
Скажите, пожалйста, правильно ли расставлены знаки препинания в предложении: «Тот прошел между ними к столу, нечаянно оттолкнув Федора Ивановича и, что-то пробормотав, налил себе постакана какого-то вина». Нужна ли запятая перед союзом И? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна.