Как правильно пишется слово делаешь?
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).
- Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
- Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Морфологический разбор слова делаешь
1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: делать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Что делаешь, Руслан несчастный, Один в пустынной тишине? Людмилу, свадьбы день ужасный, Всё, мнится, видел ты во сне. На брови медный шлем надвинув, Из мощных рук узду покинув, Ты шагом едешь меж полей, И медленно в…
«Руслан и Людмила» — Пушкин Александр
Разбесил начальник отделения. Когда я пришел в департамент, он подозвал меня к себе и начал мне говорить так: «Ну, скажи, пожалуйста, что ты делаешь?» — «Как что? Я ничего не делаю», — отвечал я. «Ну, размысли хорошенько! ведь…
«Что делать» — Чернышевский Николай
Ну на что это похоже, что не могу я видеть женщины равнодушно: как только подойду, так теряю и рассудок и всякое соображение, говоришь и делаешь такие вещи, что после как будто тебе все это во сне снилось. Ну с чего я так…
Как пишется: «делаешь» или «делаеш»?
Как правильно пишется слово: «делаешь» или «делаеш»?
Как правильно писать слово: «делаешь» или «делаеш»?
Хочется проиллюстрировать правило, о котором дальше пойдёт речь, примерами.
Если пишешь красиво, правильно, тогда прослывёшь человеком аккуратным и грамотным.
Рисуешь и поёшь — ты творческий и талантливый человек.
Думаешь перед тем, как сказать, чтобы не обидеть собеседника, — ты вежливый, культурный, взрослый и ответственный.
Делаешь всё вовремя — ты человек пунктуальный и воспитанный.
Итак, разберёмся в том, почему на конце всех выделенных глаголов стоит мягкий знак.
Причина этого в том, что, согласно правилу, все глаголы, заканчивающиеся буквой, обозначающей шипящий звук, должны писаться с мягким знаком на конце.
Слово «делаешь» — это точно глагол, ведь оно обозначает действие, отвечая на вопрос «Что делаешь?». Оно относится ко второму лицу, употреблено в единственном числе. К тому же, в конце его — шипящий.
Вывод: слово «делаешь» нужно писать с мягким знаком.
Добрый день. Давайте разберемся, нужно ли писать мягкий знак после шипящей в слове
«делаеш*». Узнать это можно при помощи правил русского языка и начать надо с определения
части речи этого слова. Для этого подбираем вопрос, на который может ответить заданное слово,
подходит: «Что делаешь?» и мы определяем часть речи глагол. По правилам РСЯ, в глаголах после
шипящей буквы пишут мягкий знак всегда. Значит, его нужно писать в данном слове.
Правильный ответ: «делаешь».
Ты все правильно делаешь для своего бизнеса и скоро у тебя все получиться.
Ты делаешь каждый день упражнения для мышц спины?
Слово «делаешь» — это глагол настоящего времени, второго лица, единственного числа. По правилам русского языка, с мягким знаком после шипящих пишутся следующие глаголы:
- глаголы неопределенной формы;
- глаголы изъявительного наклонения, которые имеют второе лицо, единственное число;
- глаголы повелительного наклонения;
- перед суффиксом -ся- или -те- в глаголах;
В данном случае подойдет второй вариант. Поэтому глагол «делаешь» изъявительного наклонения, 2 л., ед.ч., пишется с мягким знаком после шипящей.
Правильно будет: делаешь.
Пример предложения со словом «делаешь»: ты делаешь это задание абсолютно правильно.
Как пишется делаешь или делаеш, с мягким знаком или без него, нельзя определить на слух. В конце этого слова, как и в задаваемом вопросе «что делаешь?», звучит всегда твердый шипящий звук [ш].И его не сделает мягким никакой графический знак в виде мягкого знака.
И все-таки в слове «делаешь» пишется мягкий знак после шипящего, который является индикатором, определителем ФОРМЫ 2 лица единственного числа глагола настоящего или будущего времени, например:
ты (что делаешь?) пишешь, рисуешь, говоришь;
ты (что сделаешь?)скажешь, ответишь, убежишь.
Слово «делаешь» правильно пишется с мягким знаком как форма 2 лица глагола в соответствии с орфографическим правилом русского языка.
Ты делаешь эту картину из кофейных зерен?
А как ты делаешь это упражнение?
Чтобы ответить на поставленный автором вопрос, разберемся, что за слово делаеш*.
Это необходимо сделать, так как правила русского языка, касающиеся правописания мягкого знака после шипящих согласных букв ш, щ, ж и ч на конце слов касаются разных частей речи ( имен существительных, наречий и так далее ).
Итак, слово делаеш* ( что делаешь? ) — глагол, стоящий в форме изъяснительного наклонения, настоящего времени, второго лица, единственного числа.
Правило гласит, что у глаголов в форме второго лица единственного числа после шипящих согласных на конце следует ставить мягкий знак: пишешь, танцуешь, моешь, найдешь, пропустишь, зайдешь и так далее.
Делаем вывод: глагол делаешь нужно писать с мягким знаком на конце после шипящей ш.
Для начала определим часть речи слова «делаешь»- отвечает на вопрос что делаешь?, стало быть это глагол.
Делаешь — изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо. В русском языке есть правило — в окончании глаголов 2-ого лица, единственного числа после шипящих пишется мягкий знак. Следовательно, правильно писать — делаешЬ.
Ты всегда делаешь все наоборот или просто хочешь позлить меня?
Когда делаешь с настроением, то и работа не в тягость.
Ты медленно делаешь домашнее задание, таким образом, мы опоздаем на концерт.
Слово «делаешь» является глаголом настоящего времени и чтобы выяснить, как же пишется «делаеш» или «делаешь», с мягким знаком «ь» или же без мягкого знака», необходимо вспомнить одно правило русского языка. Оно гласит, что глаголы во втором лице, заканчивающие на шипящую — пишутся с мягким знаком «ь» после шипящей.
К примеру: спишь, ешь, разговариваешь, вздыхаешь, думаешь, пишешь, бродишь, накрываешь, смотришь.
Следовательно пишем правильно — делаешЬ.
Когда делаешь домашнее задание в спокойной обстановке, то все получается без ошибок и помарок.
Слово «делаеш#» отвечает на вопрос «что делаешь?», поэтому перед нами — глагол. Написать глагол без ошибок нам поможет правило, которым определена постановка мягкого знака после шипящих.
Правило гласит, что если имеется глагол в единственном числе 2-го лица в настоящем или будущем времени, то после шипящих проставляется мягкий знак. А наш глагол соответствует всем условиям правила, поэтому будем ставить после «ш» мягкий знак: «делаешЬ».
Аналогично пишутся и такие глаголы, как смотришь, пишешь, рассматриваешь, обижаешь, ползешь, отрицаешь, созерцаешь.
Когда делаешь каждое утро зарядку, то наполняешься бодростью на весь день.
Чтобы ответить на данный вопрос, нужно будет вспомнить, когда пишется мягкий знак после шипящих букв. На самом деле правописание зависит от того, к какой части речи относиться слово.
Слово «делаешь» является глаголом. Если слово является глаголом, то после него пишется мягкий знак.
Ниже приведу пример:
«Ты все делаешь неправильно».
Прежде всего давайте разберемся, какая переда нами часть речи.
Слово отвечает на вопрос «что делаешь ?», следовательно, перед нами глагол.
Далее посмотрим, в кокой форме он стоит:
глагол стоит в форме второго лица единственного числа.
Все глаголы, стоящие в этой форме пишутся с мягким знаком на конце.
Например:
Итак, правильно писать так: делаешь.
Примеры предложений с данным словом:
Какие красивые вещи ты делаешь своими руками!
Все, что ты делаешь, очень важно для нашего общего дела.
Ты делаешь так, как тебе велят, подумай и сделай по-своему.
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Занимаешься или занимаешся, как пишется правильно?
Слово «занимаешься» правильно пишется с мягким знаком после шипящего как форма глагола 2 лица единственного числа настоящего времени согласно правилу орфографии.
Чтобы выбрать, как правильно пишется «занимаешься» или «занимаешся», с мягким знаком или без него, определим часть речи, грамматическую форму и морфемный состав слова.
Часть речи слова «занимаешься»
Чтобы понять, к какой части речи принадлежит эта лексема, воспользуемся предложением:
Чем ты занима́ешься сегодня с утра?
Интересующее нас слово обозначает действие и отвечает на вопрос: что делаешь? Выявленные грамматические признаки помогут установить, что это слово является формой 2 лица единственного числа возвратного глагола «заниматься», на что указывает постфикс -ся:
заним а ешь ся — корень/суффикс/окончание/постфикс
Правописание слова «занимаешься»
Орфографическая проблема состоит в написании личного окончания глагола, в котором согласный [ш], как и в заданном вопросе (что делаешь?), звучит всегда твердо. В написании рассматриваемой возвратной формы глагола воспользуемся правилом орфографии:
Мягкий знак служит не для смягчения согласных, а для обозначения грамматических форм глаголов, например,
- увлечь,
- стеречь,
- отсечь
2. форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени
- ты пишешь,
- ты рисуешь,
- ты сбережешь,
- ты отправишь
3. форм 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения
- уничтожить — уничтожь, уничтожьте;
- обеспечить — обеспечь, обеспечьте;
- подытожить — подытожь, подытожьте.
Наличие постфикса -ся (-сь) в возвратных формах глаголов не влияет на написание морфологического мягкого знака. Понаблюдаем за написание форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени возвратных глаголов:
- учиться — ты учишься;
- осмелеть — ты осмелишься;
- улыбаться — ты улыбаешься;
- волноваться — ты волнуешься.
В этой студии ты занима́ешься игрой на гитаре?
Целый день занима́ешься решением этого вопроса, а все никак не получается.
Примеры предложений из художественной литературы
Так ты занимаешься все тем же? (Лев Толстой. Анна Каренина).
Раз уж занимаешься работорговлей на африканском побережье, не рассчитывай на мирную и безболезненную кончину (Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан).
Твой отец говорит, что ты всю жизнь занимаешься нищенством (Марк Твен. Принц и нищий).
Значение слова «делать»
ДЕ́ЛАТЬ, —аю, —аешь; прич. страд. прош. де́ланный, —лан, -а, -о; несов., перех. (сов. сделать).
1. Создавать обычно с помощью инструментов, специальных приспособлений, машин и т. п. различного рода предметы, вещи, изделия; изготовлять, производить. Делать станки. Делать мебель. Делать ткани. Делать фарфор. □ Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. Маяковский, Кем быть? Люди спешно принялись строить сушила, рыть огромные колодцы, делать для них крыши. В. Попов, Сталь и шлак. Мы срываем большие листья лопуха и делаем из них себе зеленые колпаки. Кузьмин, Круг царя Соломона. || Создавать (произведения литературы, живописи, музыки и т. п. Я начал делать эскизы итальянской фантазии на народные темы. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 16-17 янв. 1880. Я сижу теперь дома, обложившись грудами фотографий, блокнотов и путевых карт, — делаю эту книжку. Песков, Путешествие с молодым месяцем.
2. Заниматься чем-л., работать, проявлять какую-л. деятельность. Я хотел приняться за работу — не мог; хотел ничего не делать и не думать… и это не удалось. Тургенев, Ася. [Треплев:] Мама, перемени мне повязку. Ты это хорошо делаешь. Чехов, Чайка. Нине всё приходилось делать самой: ходить на базар, готовить обед, стирать белье. Б. Емельянов, Мечта. || В сочетании с некоторыми категориями существительных употребляется в значении: совершать, выполнять, производить: а) С существительными, обозначающими какой-л. процесс, вид занятия, работы. Делать уроки. Делать опыты. □ [Саня] побежал в ванну, выскочил в одних трусиках и стал делать зарядку. Каверин, Два капитана. б) С отглагольными существительными со значением действия. Делать выбор. Делать выговор. Делать попытку. □ В ее комнате делали обыск. Чехов, Переполох. Доктор непроизвольно вздрагивал, хотя он делал усилия, чтобы сдержаться. Первенцев, Огненная земля. Танк заметался, делая крутые развороты. Бубеннов, Белая береза. в) С существительными, обозначающими отдельные движения (живого существа, предмета). Машина делает крутой поворот. □ Он нерешительно делает два шага вперед. Чехов, Серьезный шаг. Флаг-капитан делает ладонью жест сверху вниз. Лавренев, Стратегическая ошибка. || В сочетании со словами, указывающими меру, количество, обозначает: совершать работу, движение в этом объеме, в этом количестве. Делать сто оборотов в минуту. □ Загремели имена водителей Кондрина, Гонтарева, делавших регулярно четыре рейса в смену. Фадеев, Ленинград в дни блокады. Если делать в сутки десять-двенадцать километров, он дойдет до своих за три, самое большее за четыре дня. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
3. также без доп. Поступать, действовать каким-л. образом. Делать все по-своему. □ Увидев Павлика целым и невредимым, тетя бросилась к нему, не зная, что делать — плакать или смеяться. Катаев, Белеет парус одинокий. — Я скажу тебе, что делать, отец. Домой иди! Горбатов, Непокоренные. || Оказывать, причинять. Делать добро. Делать одолжение. □ — Только о том и думает [Карл Иваныч] всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Л. Толстой, Детство. Чем больше делаешь для человека, тем сильнее любишь. Крымов, Инженер.
4. из кого-чего. Обращать, превращать в кого-, что-л. Делать из кого-л. посмешище. □ Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел. Пушкин, Рославлев. || кем-чем. Приводить в какое-л. состояние или положение. Делать кого-л. своим помощником. Делать кого-л. несчастным. Делать искусство достоянием масс. □ Останавливаясь лишь ночью во время сильных дождей, делавших проселочные дороги непроезжими, шли машины с командным составом завода. В. Попов, Сталь и шлак. || Придавать какой-л. вид. Очки делали его [Саши] детское лицо смешным. М. Горький, В людях. Кораблев явился — в свободной вышитой белой рубашке, которая очень шла к нему и делала похожим на какого-то великого русского художника. Каверин, Два капитана.
Как правильно пишется слово ключом?
Это слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.
Буква о после шипящих ж, ч, ш, щ пишется:
1) под ударением в корнях русских слов. где нет чередования с е;
Примеры: изжога, шов, шорох
2) В безударном положении в корнях некоторых слов иностранного происхождения и имен собственных;
Примеры: шоколад, жокей, Шопен, Шотландия
3) Под ударением в суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных, в суффиксах наречий.
Примеры: девчонка, большого, свежо.
Буква ё пишется под ударением:
1) в корнях русских слов, если возможно чередование с е;
Примеры: печёночный (печень), чёрный (чернеть), шёпот (шептать), жёлтый (желтизна), щёлочь (щелочной)
2) в суффиксе -ёв (ыва)- и окончаниях глаголов;
Примеры: выкорчёвывать, поджёг (поджёг бумагу)
3) в суффиксе -ёр в именах существительных иностранного происхождения;
Примеры: дирижёр, ретушёр, массажёр, ухажёр (русского происхождения, но пишется по подобию с иноязычными словами).
4) в формах местоимений и образованных от них словах;
Примеры: о чём, почём, никчёмный.
5) суффиксах причастий, отглагольных имен прилагательных и имен существительных.
Примеры: тушённый, разглашённый, сожжённый, ночёвка, бечёвка, тушёнка.
Морфологический разбор слова ключом
1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: ключ (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.
Примеры использования и цитаты
Ключ. Источник шумный и прозрачный, Текущий с горной высоты, Луга поящий, долы злачны, Кропящий перлами цветы, О, коль ты мне приятен зришься!
«Ключ» — Державин Гавриил
Дверь откроешь своим ключом. Я буду уже спать…
Птицы летели ключом…
Как правильно пишется слово “ключом” или “ключем”?
В повседневной речи часто используют слова, написание которых на слух определить довольно сложно. Если у вас возник вопрос, как пишется ключом или ключем, постараемся помочь разобраться. В этой статье мы подробно его изучим: сделаем разбор слова ключ, определим особенности правописания, познакомимся с примерами и его значениями.
Как правильно писать
Если сделать разбор слова, то «ключ» будет корнем, а «ом» окончанием. Нас интересует гласная, стоящая в окончании. Применяя вышеописанное правило, когда в конце существительного ударные гласные после шипящих (в данном случае это «ч») следует писать с «о», несложно определить, как пишется слово правильно.
Правило
Чтобы определить, как правильно пишется ключом или ключем, следует обратиться к одному из правил русского языка, по которому в существительных творительного падежа после звуков шипящих (Ж, Ш, Щ, Ч) следует писать «о», когда она под ударением. К примеру, кирпичом, калачом, борщом, ножом. Если в конце находится безударная гласная, то слово должно писаться с «е»: кручей, Ивановичем, тушей, ношей, кожей.
Примеры предложений
В качестве наглядного примера можно привести такие предложения:
- Чтобы секретная дверь открылась, необходимо знать, как правильно пользоваться ключом; выстроились ключом, улетая на юг;
- В этих местах из-под земли горячие источники часто бьют ключом;
- Для успешного решения задачи необходимо воспользоваться ключом;
- Моя жизнь в последнее время бьет ключом и мне это нравится.
Неправильно пишется
Неправильно будет, если в окончании слова вы вместо «о» напишете «е». Будьте внимательны и не делайте ошибок. Если забыли правило, то можно воспользоваться орфографическим словарем.
Значение
У данного слова есть несколько значений. Поэтому оно достаточно часто используется в нашем языке.
- Как правило, железное приспособление, которым открывают и закрывают замок в квартиру, дом, амбар и прочее. «Татьяна проворно удалилась и заперла за собой дверь на ключ», – писал Тургенев в романе «Дым».
- Инструмент, предназначенный для прикручивания или откручивания каких-либо деталей механизма, чтобы привести его в действие. Также можно использовать во время сборки различных конструкций. Существует ключ зажигания, гаечный, чтобы завести игрушку, приспособление для натягивания гитарных или фортепианных струн и прочее.
- Средство, позволяющее разгадать или понять что-либо, чем-то овладеть. «Много стоило мне усилий, чтобы найти ключ к сердцам этих людей» – пишет Салтыков-Щедрин в книге «Благонамеренные речи».
- В военном деле стратегически важное место, открывающее доступ куда-либо.
- В радиоэлектронике это переключатель, позволяющий быстро замкнуть или разорвать электрическую цепь радиотелеграфного передатчика.
- Нотный знак, который ставится в начале строки. Он указывает на ноту, по высоте которой должны ориентироваться другие ноты.
- В архитектуре это камень, замыкающий арку или свод.
- Бьющий из земли источник или родник.
- Способ построения перелетных птиц.
Мы привели самые распространенные значения слова. Возможно, есть и другие.
Синонимы
В зависимости от значения, синонимы могут быть следующие: ключик, пароль, шифр, подсказка, переключатель, родничок, колодец, источник и прочие.
Вывод
В этой статье мы познакомились с достаточно распространенным словом ключом, как оно пишется и какие имеет значения в русском языке. Выяснили, что согласно правилам орфографии необходимо писать его с буквой «о» в окончании, поскольку на нее падает ударение и она стоит после шипящей «ч».
«КлючОм» или «ключЕм» — как правильно пишется?
Сомнительные гласные называют самым слабым звеном в русской орфографии. Однако и под ударением они способны вызывать затруднения у многих людей. Если не знаете, ключом как пишется, ищите ответ ниже.
- Значение и разбор слова
- Как правильно пишется слово «ключом»?
- Примеры предложений
Значение и разбор слова
Озвученную орфограмму следует начать с анализа предмета как части речи. Его основные данные:
- Неодушевленное нарицательное имя существительное.
- Мужской род, ед. число, тв. падеж (чем?), 2-е склонение.
- Дополнение в простом или сложном предложении.
Слово «ключ» относят к многозначным языковым единицам, которые означают:
- Приспособление для открытия/закрытия замков разных типов (навесных, врезных, электронных).
- Инструмент для откручивания/закручивания гаек, болтов, крышек для банок при консервировании.
- Аппарат для работы с электрической цепью путем ее замыкания и размыкания.
- Носитель (подсказка) информации с тайным смыслом, с которого начинается любая разгадка.
Слово используют в качестве фразеологизма. Самые распространенные варианты — «жизнь бьет ключом» при описании активной жизнедеятельности людей.
Как правильно пишется слово «ключом»?
При разборе слова по составу необходимо выделить корень ключ- и окончание –ом. Именно на гласную в нем и падает ударение. Проблемы с ней по нормам русского языка возникнуть не должно. Удобное месторасположение все же не делает «О» буквой в однозначно сильной позиции. Спорные вопросы не заставят себя ждать при возможности написания буквы «Ё» и «Е» вместо правильного варианта «О».
Фонетика в этом случае делает разбивку звуков: мягкий [ч] с ударной [о]. Пользуемся редким исключением, когда «как слышится, так и пишется». Однако в большинстве правил эта рекомендация не срабатывает.
После шипящих ж, ч, ш, щ в окончании имен существительных при сильной ударной позиции пишут букву «О». Орфограмма находится в окончании, так что при выборе ключем или ключом останавливаются на втором варианте.
Примеры предложений
Практическая помощь для запоминания написания «о» после шипящего согласного в конце слова:
Как пишется: «ключом» или «ключём»?
Данное слово является формой творительного падежа единственного числа мужского рода существительного «ключ», которое является многозначным:
- предмет для запирания и отпирания дверей, замков;
- металлическое строительное приспособление для каких-либо манипуляций с механизмами различного рода;
- в переносном значении: средство для разгадывание загадок, тайн и т.п.;
- знак в нотной грамоте, который ставится в начале строки.
Варианты написания
При написании слова «ключом» часто возникает вопрос «В окончании слова пишется гласная буква «о» или «ё»?». Выбор написания слова – «ключом» или «ключём» – определяется правилом орфографии, которое мы в статье рассмотрим.
Существует два основных варианта написания слова:
- «ключом», где в слове пишется гласная «о»;
- «ключём», где в слове пишется гласная «ё».
Как правильно пишется: «ключом» или «ключём»?
С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:
« КЛЮЧОМ »
Какое правило применяется?
Для того, чтобы разобраться в правописании данного слова, сделаем его морфемный разбор:
- «ключ» — корень;
- «ом» — окончание.
В русском языке есть правило: «В окончаниях существительных после шипящих букв под ударением пишется гласная –о-». В слове «ключом» окончание является ударным, поэтому после шипящей буквы «ч» следует писать гласную «о».
Примеры использования слова в речи
Воспользовавшись собственным ключом, мужчина открыл дверь в квартиру.
Мы вышли из дома, но мама попросила меня вернуться за ключом от машины.
Мы не смогли открыть дверь ключом, так что пришлось звонить родителям по телефону.
Жизнь бьёт ключом, как в самые лучшие годы.
Открыть ключом давно заржавевший замок получилось не сразу, а с пятой попытки.
Подводим итоги:
- Верное написание: « ключом »
- Неверное написание: « ключём »
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как правильно?
Ей на встречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. … Им на встречу, грозно воя, Пес бежит и ко двору Путь им кажет. «Не к добру! — Братья молвили: — печали Не минуем».
БудЕте или будИте? Как правильно писать?
БудЕте или будИте? Как правильно писать?
В вашем случае правильно написать Вы *будете оригинальны*.
БудИте пишется в форме повелительного или изъявительного наклонений (от глаг. будить)
БудЕте пишется только в форме вопросительного наклонения (от глаг. быть).
БУДИТЕ — это когда вам говорят, что надо кого-то разбудить.
Например: Идите, будите уже своего друга, а то на работу опоздаем.
А БУДЕТЕ — это когда вам говорят: — quot;Ещ раз, будете нарушать правила дорожного движения — накажемquot;.
В вашем случае нужно писать будете, так как у вас предложение:
Вы будете оригинальны?
Значит у вас слово будешь, а не слово будить. А его нужно писать через е.
Вот если бы у вас было предложение: Вы будите оригинально. То есть в слове оригинально на конце будет о, а не ы и вопросительного знака не будет, то вполне можно подумать, что этим предложением как бы говорят, что человек может разбудить оригинальным способом. Тогда бы писалась буква и.
Но в вашем случае нужно писать букву е.
Правильно будет такое словосочетание — quot;Вы будете это покупать?quot; или quot;Вы будете мне звонить?quot;.
А слово БудИте имеет другое значение. Например фраза — quot;Скорее его будите, а то он проспит свою остановку!quot;
Вообще, можно и так и так написать, только важно учитывать,что слово будИте(ударение на и) от слова будить(спящего человека), а будЕте(ударение на у) от слова будет.
Предложение с глаголом будите: Не будите спящего.
Предложение со словом будете: А вы будете спать?
В данной фразе правильно будет применить букву quot;еquot;
Оба слова правильны и будЕте и будИте,
вопрос только в том, чтобы их использовать по назначению в предложении.
С ними все просто. Надо просто знать, что слово будИте — это глагол будить.
В остальных случаях надо использовать глагол быть, то есть будЕте.
Слова quot;БудЕтеquot; и quot;будИтеquot; могут писаться и в том, и в другом случае, зависит от смысла в предложении.
Слово quot;будетеquot; образовано от вопросительного наклонения глагола quot;бытьquot;.
Например: Вы будете сегодня играть в футбол?
Слово quot;будитеquot; образовано от повелительного наклонения глагола quot;будитьquot;.
Например: Завтра будите меня в 8.00 часов.
Будете и будите — это разные глаголы, поэтому и пишутся по-разному.
Глагол будите — это повелительное наклонение от глагола будить. В единственном числе повелительного наклонения будет буди, а в множественном числе еще добавляется суффикс (некоторые филологи говорят, что окончание) — те. Вот и получается буди +те = будите.
Что же касается будете, то это множественное число от глагольной связки быть. Например: Вы будете готовиться к пересдаче? Завтра вы будете работать с новыми клиентами.
БудИте — бУдете. Здесь вариант написания зависит от контекста.
Такая ошибка встречается довольно часто, по крайней мере, видела е нередко.
- будИте — это глагол будить, который пишется в повелительном наклонении
- бУдете — это вопросительное наклонение, производное от слова быть.
То есть, употреблять первый глагол вместо второго — нарушение правил правописания. Чтобы было более понятно, можно привести такой пример:
quot;Вот и солнышко встало — будИте Иванаquot; (к стати, под ударением всегда пишется буква И, это правило можно использовать в качестве проверочного при произнесении фразы вслух)
quot;Вы будЕте кушать суп?quot;
Ну и пример неправильного употребления:
quot;Когда вы будИте подъезжать, позвонитеquot;
Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/budete-ili-budite-kak-pravilno-pisat/
Как правильно будете или будите, будешь или будишь?
Будете или будите? Будет или будит?
Правильно
Будете, будет — глагол «быть» в форме будущего времени (вопросительное наклонение), пишется через букву «е» в середине слова. Ударение приходится на первый слог на букву «у».
Вы будете сегодня вечером ужинать?
Если будете нарушать правила, мы вас накажем
Будете кушать наш салат?
Он будет делать домашнюю работу
Иван будет пить компот
БудИте— повелительное наклонение глагола «будить» во втором лице множественного числа, пишется через букву «и» в середине слова. Ударение приходится на второй слог на букву «и».
Будите меня активнее, я крепко сплю
Не будите меня очень рано
Будите Олега, ему пора вставать
Будите, будит — глагол «будить» во втором лице множественного числа (бУдите) и в третьем лице единственного числа (бУдет)
Вы будите его уже пятнадцать минут
Зачем вы будите его в три часа ночи?
Олег будит своего друга, который спит
Сергей будит спящего кота
Будешь или будишь?
Правильно
Будешь — глагол «быть» во втором лице будущего времени, пишется через букву «е» в середине слова. Ударение ставится на первый слог.
Будешь кушать салат?
Ты будешь делать уроки или нет?
Завтра будешь собирать ягоды
Будишь — глагол «будить» во втором лице настоящего времени, пишется через букву «и» в середине слова. Ударение ставится на второй слог.
Ты слабо будишь Егора, он крепко спит
Ты будишь спящее зло
Ты будишь меня слишком рано
Источник: http://morevokne.ru/?p=8178
«Пол часа» или «полчаса», как правильно?
Чтобы верно написать слово, нужно определить, к какой части речи оно относится. «Полчаса» — неизменяемое числительное («сколько?»), обозначающее промежуток времени. Если часть слова, следующая за приставками «полу» и «пол» начинается с согласной буквы (кроме «л»), то «пол» с самим словом будет писаться слитно.
«Пол» не будет являться приставкой, писать её следует раздельно:
- если есть разделяющее слово (пол моего лица, пол земного шара);
- если без этой приставки не употребляется («половица» — нет словообразования «овица»).
«Пол» будет отделяться дефисом от слова, если:
- в корне словообразования первая буква гласная (пол-оврага, пол-устрицы, пол-яблока, пол-ёлки, пол-арки, пол-утюга, пол-юбки).
- после нее следом идёт имя собственное (пол-Енисея, пол-Марины, пол-Севастополя, пол-Казани).
- за ней идёт согласная «л» (пол-люстры, пол-лица, пол-ложки, пол-литра).
Следовательно, писать правильно «полчаса». «Пол часа» — это неверное написание.
Примеры предложений
Мы пришли к назначенному времени полчаса назад.
У меня ушло полчаса, чтобы добраться до переправы.
Я уже полчаса как должен был быть в театре.
Пример из литературы
Звонить каждый полчаса, спрашивать как у тебя дела, будет только по-настоящему любящий человек.
(К.Гундарева, «Вопрос времени»)
Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/185_pol-chasa-ili-polchasa-kak-pravilyno/
«Полчаса» или «пол часа»: как пишется?
- Правило
- Когда используется дефис
- Примеры предложений
- Заключение
Правописание слов, обозначающих половину от предмета, вызывают трудности не только у детей, но и у взрослых. Хотя правило написания предельно ясное. Чтобы не допустить ошибок, важно выяснить, как правильно пишется: полчаса или пол часа.
Правило
В русском языке выделяют отдельное слово «пол». Оно обозначает покрытие в помещении или половой признак.
Но если данное слово входит в состав другого, то оно обозначает вторую часть чего-либо. В данном случае оно будет являться приставкой в слове, которая обязательно пишется слитно с корнем.
Но иногда бывают случаи, в которых «пол» в этом же значении пишется отдельно от подчиненного слова. Это предусматривается, если между ними стоит определяющее признак слово: пол текущего часа.
Сложности в отражении на письме слова «полчаса» возникают часто. Ошибки допускаются за счет того, что многие не знают, как правильно пишется: слитно или раздельно, а может через дефис.
Выделяют правило, которое звучит так:
«Приставка пол- пишется слитно со всеми словами, которые начинаются на согласный звук. Исключение составляют слова, корень которых начинается на согласный «л».
При отсутствии вспомогательного слова и при начале корня на согласный звук приставка будет отражаться на письме слитно.
Чтобы проверить правописание слова, нужно убедиться, что в слове «час» корень начинается на согласный звук. И при этом согласный не должен быть «л». Так как все требования соблюдены, оно должно быть написано слитно.
Аналогичное правило действует в отношении приставки «полу-». Она используется при употреблении слова в родительном падеже. Требования к написанию не меняются. Поэтому слово получаса будет писаться слитно и без дефиса.
Когда используется дефис
В некоторых случаях приставка «пол-» отделяется от подчиненного слова дефисом. Такое правило действует, когда слитное употребление на письме приводит к неоднозначному прочтению слова или неудобству. Выделяют 4 основных случая.
- Если слово начинается на согласный «л», то предусматривается написание через дефис:
- пол-лимона;
- пол-лайма.
- Если подчиненное слово начинается на гласный звук, то оно употребляется в такой же форме:
- пол-автобуса;
- пол-озера;
- пол-яблока.
- Если подчиненное слово – имя собственное:
- пол-Воронежа;
- пол-Москвы.
- Если подчиненное слово – сложное существительное, которое и так пишется через дефис:
- пол-царь-колокола;
- пол-царь-пушки.
Примеры предложений
Написание слова запоминается легче, если рассматривать примеры предложений с ним.
- Ирина Николаевна вызвала такси и ждала его полчаса, поэтому успела замерзнуть на улице.
- На улице было тихо и спокойно. Никто даже подумать не мог бы, что полчаса назад бушевала непогода, ветер ломал деревья, а дождь лил, не переставая.
- Мы очень спешили попасть на праздник. Но когда прибыли к месту, опоздали на полчаса.
- Аня очень любит поговорить по телефону. Полчаса разговора для нее – сущий пустяк.
- Было полчаса до отправления самолета. Но он, почему-то, так и не пришел.
- Первоклассники радовались: школьные уроки у них шли по полчаса.
- Ирина полчаса стояла под дождем. Но ее муж так и не явился на назначенную встречу.
Заключение
Сложностей в написании этого слова не отмечается. Если проверять его согласно правилу, верный вариант со слитным написанием будет сразу понятен. Важно запомнить слова, которые являются исключением и пишутся через дефис.
Источник: http://znanieinfo.ru/orfografiya/polchasa-ili-pol-chasa.html
Полчаса или пол часа?
Сегодня рассмотрим распространённое слово полчаса. Изучим, как писать его правильно. Если вам эта тема интересна и вы не знаете слитно или раздельно пишется это слово, давайте начнём изучать наш материал.
Правописание слова полчаса
Как пишется полчаса? Многие люди пишут слово полчаса раздельно. Редко встречается написание через дефис. Но есть и те, которые пишут его слитно. А как правильно?
Слово полчаса необходимо писать слитно. Почему так?
Прежде всего скажем, что в русском языке есть отдельное слово пол. Чаще всего оно означает настил в помещении (например: «ходить по полу») или гендерный признак (например: «мужской пол и женский пол»). Но встречаются словосочетания, в которых отдельное слово пол означает половину чего-нибудь.
В слове полчаса «пол» — это не отдельное слово, а приставка, означающая именно половину часа, а не что-либо иное. Следовательно, со словом час эта приставка пишется вместе.
Тем не менее, как сказано выше, бывают ситуации, когда «пол» в значении «половина» пишется отдельно от подчинённого, относящегося к нему слова. Такое может иметь место, если между подчинённым словом и словом «пол» стоит ещё какое-то определяющее слово. Сказанное легко увидеть на примере. В то время как слово полчаса пишется слитно, словосочетание «пол текущего часа» будет писаться раздельно, потому что между словом «пол» и относящимся к нему словом «час» стоит вспомогательное слово «текущий».
Если вспомогательного слова нет, то со словом час в родительном падеже слитно будет писаться также приставка «полу», образованная от приставки «пол» для родительного падежа слова час. То есть слово получаса тоже пишется слитно. И это тоже надо запомнить.
Существуют ли ситуации в правописании, когда приставка «пол» отделяется от подчинённого слова дефисом? Да. К таким ситуациям относятся те, в которых слитное написание будет выглядеть нелепо или приведёт к неоднозначному прочтению слова. По правилам русского языка таких ситуаций четыре. Перечислим их.
- Если подчинённое слово начинается на гласную букву. Например, пол-автобуса пишется через дефис, потому что слитное написание в виде «полавтобуса» может привести к некорректному чтению с неправильной интонацией.
- Если подчинённое слово является именем собственным. Например, пол-Москвы пишется через дефис, потому что слитное написание в виде «полМосквы» выглядит нелепо.
- Если подчинённое слово является сложным существительным и само по себе пишется через дефис. Например, пол-царь-пушки пишется через дефис, фактически с двумя дефисами.
- Если подчинённое слово начинается на букву «л», за исключением слова «поллитровка», которое пишется слитно. Например, пол-лимона пишется через дефис. Пол-литра тоже пишется через дефис.
Указанные ситуации рекомендуется запомнить.
Примеры предложений
- Мария Фёдоровна ждала извозчика в течение получаса.
- Около получаса прошло с момента окончания грозы.
- Праздничный концерт в центральном парке начался полчаса назад.
- Разговаривать полчаса и не прийти ни к какому решению!
Спешит, дав ночи полчаса.
Ошибочное написание слова
Поскольку слово полчаса правильно пишется слитно, то ошибочными вариантами написания слова будут слова через дефис и раздельно: «пол-часа» и «пол часа».
Заключение
В этой статье мы рассмотрели, как правильно писать слово полчаса, а также изучили правила русского языка, показывающие, когда приставка «пол» в словах пишется слитно, а когда через дефис. Надеемся, что наша статья была для вас полезна.
Источник: http://correctno.ru/orfografiya/polchasa_ili_pol_chasa
Теперь вы знаете о: «вы будете или будите как правильно».
Читайте также:
- Как склонять шприц; Российская газета — шприцем или шприцом как правильно пишется
- Мандарин или мандаринов — как правильно? | Образование | Общество | Аргументы и Факты — как правильно много мандарин или мандаринов
- Как правильно: в аэропорту или в аэропорте — в аэропорте или аэропорту как правильно
- Математика для блондинок: Как правильно пишется, ноль или нуль? Нуль или ноль? — как правильно писать ноль или нуль
- Как правильно пишется; рассчитать; или; расчитать? | Полезная информация для всех — рассчитывается или расчитывается как правильно писать
- Как пишется; смерч; или; смерчь? — как правильно смерчем или смерчом
- Как правильно: завкафедры или завкафедрой, заведующая детсада или заведующая детсадом? Образование — Официальный портал Екатеринбурга — заведующий кафедры или кафедрой как правильно
- Что значит «троллить»? — тролить или троллить как правильно
- БудЕшь; или; будИшь, как правильно пишется? — как правильно будишь или будешь
- Где правильно ставить ударение в слове Бали — бАли или балИ? | 4 info — Вопросы, ответы, статьи — как правильно ударение бали или бали
Как правильно пишется слово тростник?
Проверочное слово к слову «ТРОСТНИК» Написание слова «тростник» проверим этимологически родственными словами «трость», «тросточка», «тростинка».
Как пишется слово Участвуйте?
Примеры предложений, как пишется участвуйте В слове «участвуйте» ударение следует ставить на слог с буквой А — уча́ствуйте.
Как правильно пишется чувство или чувство?
Следует запомнить, что словарное слово «чувство» пишется с буквами «у» и «в». В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «чувство», находится под ударением.
Как правильно пишется слово подражать?
Следует запомнить, что словарное слово «подражать» пишется с буквами «о» и «а». В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «подражать», находится под ударением.
Как правильно пишется слово серьёзно?
Следует запомнить, что словарное слово «серьёзный» пишется с буквами «е» и «ь». В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове «серьёзный», находится под ударением.
Как правильно пишется слово опасности?
Опасность, -и, женский род 1. смотрите опасный. 2.
Как правильно пишется слово ужасно?
Следует запомнить, что словарное слово «ужасный» пишется с буквами «сн». Словосочетания и предложения с другими словами: Была ужасная погода, но она не испортила чудесный день.
Как правильно пишется слово вкусно?
Проверить слово можно словом «вкус». Мы ведь не говорим «вкуст», когда имеем ввиду приятные тактильные ощущения нашего языка. Именно поэтому, в слове «вкусный» нет буквы т. Правильное написание — «вкусный».
Как пишется слово опасность и почему?
Выходит, что правильно пишется слово «опасность» без -т-. Выделяется корень -опас-, тогда как однокоренные слова — опасаться, опасно.
Как правильно опасность или опасность?
Неправильное написание Опастность, опаснасть, опастнасть.
Как правильно написать слово ужасный?
Пишется правильно: УЖАСНЫЙ. Почему? Потому что проверочное слово: ужасы или ужасен.
Как пишется слово по лестнице?
Правильное написание слова «лестница» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «лестница» обязательно к запоминанию в 3 классе(ах). УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «лестница» падает на первый слог.
Как пишется слово здравствуйте правильно?
В корне слова «здравствуйте» пишется буква «в», которой обозначается непроизносимый согласный. Написание буквы «в» докажем, установив этимологическую связь со словами «здравие», «здоровье». Чтобы разобраться, как пишется слово «здравствуйте» или «здраствуйте», с буквой «в» или без неё, определим сначала часть речи.
Как проверить слово по лестнице?
Лестница непроизносимая согласная «т» в корне не проверяется проверочным словом. Это словарное слово, его стоит просто запомнить. Лестница разбор слова по составу: корень «лест», суффикс «ниц», окончание «а». Однокоренные (не проверочные слова): лестничный, лесенкаx, лестницы.
Как пишется слово заливается?
В слове «заливается» ударение должно быть поставлено на слог со второй буквой А — залива́ется. Надеемся, что теперь у вас не возникнет вопросов, как пишется слово заливается, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове заливается, чтобы верно его произносить.
Как проверить слово колесница?
Колесница проверочное слово колёса По произношению проверочного слова становится понятно, что в корне слова «колесница» пишется такая же буква, как и в слове «колёса». Колесница однокоренные и проверочные слова: исколесить, колбасить, колесничный, колесовать, коляска.
Как проверить в слове чувство?
Поэтому в глаголе «чувствовать», как и в однокоренных словах «чувство», «чувственный», «сочувствие», «сочувственный», «чувствоваться», пишется буква «в», которая обозначает непроизносимый согласный.
Как проверить букву Т в слове неизвестный?
Неизвестный однокоренное проверочное слово с проверочной согласной в корне: известие. По произношению проверочного слова становится понятно, что в слове «неизвестный» пишется непроизносимая буква «т». В приставке после согласной «н» пишется буква «е», так как слово «неизвестный» имеет отрицательное значение.
Как проверить слово Отдельные?
Отдельные разбор слова по составу по правилам русского языка школьной программы: приставка от, корень дель, суффикс н, окончание ые.
Как проверить букву Д в слове праздник?
Вывод В проверочном слове «празден» гласный звук, появившийся после согласного, требующего проверки, доказал, что в словах «праздник», «праздновать», «праздничный», «празднично», «праздничность» пишется буква «д», невзирая на их произношение.
Как проверить орфограмму в слове?
Орфограмма- это буква в слове, написание которого можно проверять, подбирая проверочные слова или буква, написание которого нужно запомнить. То есть орфограмма — написание букв(ы) в которых(ой) мы сомневаемся. То есть нужно подобрать проверочное слово, если слово словарное, его нужно запомнить.
Как можно проверить букву Д в слове поздний?
Проверочное слово к слову «ПОЗДНИЙ» Проверочные слова к слову «поздний» — «опоздать», «опоздание», «запоздалый». В слове «поздний» в стечении согласных «здн» имеется непроизносимый согласный.
Почему в слове поздно пишется буква Д?
Орфографический случай в слове «поздно» находится в корне слова. Это непроизносимая согласная «д». Чтобы проверить ее написание, необходимо изменить слово так, чтобы она зазвучала отчетливо. Согласная «д» хорошо слышится в однокоренном глаголе «опоздать» или в существительном «опоздание».
Как проверить непроизносимую согласную в слове поздно?
В написании слова «поздно» потребуется проверочное слово, так как в нем существует орфограмма — непроизносимый согласный в корне….Подобным образом проверим непроизносимый согласный в стечении согласных «здн» в словах:
- звездный — звезда, звездочка;
- наездник — езда, ездить;
- подъездный — подъезд, у подъезда.
Гостем очередного эфира ПАИ-live стала Зинаида Митченко, доцент кафедры филологии, коммуникации и русского языка как иностранного, кандидат филологических наук Псковского государственного университета. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин, пользуясь случаем, задал интересующие многих вопросы о грядущих изменениях в своде орфографических и пунктуационных правил русского языка, о вывесках как части внешнего вида города и об особенностях обучения иностранных студентов в русском вузе.
Новые старые правила
– Поговорим о теме, которая последние две недели активно обсуждается: это проект новых правил русского языка, которые якобы не менялись 60 лет. Все этот проект горячо обсуждали, но, как я обратил внимание, по факту глобальных изменений нет. Вы как филолог и ваши коллеги на что в этом проекте свода правил обратили внимание?
– Действительно, в последние две недели это мощный информационный повод – введение новых правил орфографии и пунктуации: это не совсем правила русского языка, речь идет именно об орфографии и пунктуации. Что всех настораживает? Слово «новые».
История формирования правил орфографии и пунктуации связана с периодом 1956 года, когда вышел первый свод правил орфографии и пунктуации. Затем был длительный период, когда эти правила не пересматривались. Но надо сказать, что это был период относительной социальной стабильности в государстве, исследования регулировались, мне кажется, более последовательно. В 2003, 2006 и 2009 годах вышел полный справочник правил орфографии и пунктуации под редакцией Лопатина, и это авторитетный источник на сегодняшний день. Получается, более 65 лет действительно эти правила не уточнялись: даже основу лопатинского издания составляет первый свод правил 1956 года.
Язык – это развивающееся явление, и мы сами активные участники всех процессов в лексике. Появились новые реалии, новые наименования, мы ими активно пользуемся в своей речи. Но когда дело доходит до письменной коммуникации, то встает вопрос, как правильно написать это слово. И когда у тебя, носителя языка, существует выбор, когда этих написаний несколько, эта множественность ставит в затруднение обывателя, да и специалиста. Для нас важно, как правильно написать. Для чего это нужно? Для того чтобы обеспечить эффективную письменную коммуникацию.
Мы знаем, какая была мощная подготовительная работа. В 1991 году была создана орфографическая комиссия, куда вошли учителя, методисты, преподаватели вузов и филологи. Эта орфографическая комиссия путем наблюдения за тенденциями в разговорно-речевой стихии изучает нормы орфографии и пунктуации и их формирует.
Владимир Владимирович Путин в 2019 году поставил задачу пересмотреть правила, и он уточнял, что не должно быть вульгарного упрощения этих правил. То есть изменения не в сторону упрощения правил, а в сторону отражения объективной реальности – вот то, с чем мы сегодня сталкиваемся. Поэтому никого не должно пугать слово «новые»: это назревшая необходимость.
На YouTube очень много сюжетов в связи с этим, и некоторые агентства говорят, что это реформа языка. Специалисты, которые занимаются языком, понимают, что это не мощное революционное преобразование – вовсе нет: это совершенно естественный процесс, когда мы лишь уточняем какие-то формулировки, выявляем болевые точки в нашей языковой ситуации сегодня.
Болевые точки языка
– Что становится источниками болевых точек, что является материалом для изучения? Например, всем хорошо известный портал «Грамота.ру» (мы активно им пользуемся, прибегаем к нему в случаях затруднения) становится мощным архивом для специалистов, и можно сделать по запросам пользователей выборку не только социологическую (кто обращается), но и научную, когда мы понимаем, с какими вопросами туда обращаются, и по частотности этих вопросов мы можем сформировать те болевые точки в языковой повестке дня, чтобы на них отреагировать специалистам.
– А можете привести пример таких болевых точек? Какие запросы встречаются чаще всего? Из Псковской области о чем спрашивают?
– Региональных данных сейчас у меня нет. Но мы понимаем, что в этом новом проекте свода орфографии и пунктуации, который должен быть утвержден к концу 2021 года, оказалось доработанным. Во-первых, это дефисные или раздельные написания.
– Пол-апельсина, полмандарина, которые пишутся по-разному.
– Да, это хрестоматийные случаи. Но есть, например, такое наименование, как зиц-председатель – это управляющий, который не имеет права решающего голоса в компании.
– Еще проще – подставная фигура.
– Да, можно, наверно, и так сказать. Вопрос орфографический: как писать это «зиц» – либо через дефис, либо раздельно, либо вообще слитно? Либо удвоенные согласные в заимствованных словах – мы их пишем или нет? Также это наименования религиозных праздников.
– Жареная картошка – жаренная с грибами картошка.
– Да. Вы приводите примеры, очень распространенные. Я бы еще раз сказала, что это хрестоматийные примеры. А есть действительно затруднительные случаи. Вот мы говорим «кэш» или «хэштэг», а пишем через «е». 29 ноября – день рождения буквы «ё». Но и буква «э» в этом смысле тоже оказывается уязвимой, потому что мы произносим «э», а пишем «е».
– Как теперь правильно: рэпер или репер, флэш или флеш?
– Тенденция написания буквы «е», потому что «э» – это признак заимствованного слова. Когда заимствованное слово входит в систему заимствующего языка, оно проходит освоение как по пути произношения, по пути вхождения в грамматику языка, так и по пути написания (орфографическое освоение). И конечно, есть избегание признака заимствования: написание с «е» – это знак освоенности.
– То есть рэпер теперь репер? Звучит немножко по-бабушкиному: «Это репер!»
– А вас никто и не просит произносить мягко, вы можете произносить твердые согласные, но на письме мы отражаем это с помощью буквы «е».
Кстати, окончательный вариант свода орфографии и пунктуации должен быть принят только в 2023 году, сейчас речь идет только о правилах орфографии, и до конца 2021 года они должны быть утверждены. И они широко обсуждаются. Здесь каждый может высказать свое мнение вплоть до самого критического, когда люди против того, чтобы вводить слово «киллер» в своды правил. Но ведь мы понимаем, что реалия от того, что мы будем избегать этого написания, никуда не девается.
– Можно я еще спрошу про слова?
– Да, пожалуйста.
– Они заимствованные, но с ними журналистам приходится часто сталкиваться последнее время. Одно слово – коллаборация, которая пишется через две «л», хотя звучит с одной «л». И второе слово – аффилированный, у которого то ли две «л», то ли две «ф». Почему эти слова, будучи заимствованными в русском языке, не упрощаются в написании?
– Может быть, они упростятся. Есть совершенно естественные процессы, когда заимствованные слова вообще получают новую жизнь. Мы пишем научные статьи – мы как авторы должны обязательно быть аффилированными с нашим высшим учебным заведением, иначе публикация не будет засчитываться.
Да, есть такие слова, и никто не говорит о том, что орфография должна быть проще. Мы как носители языка должны овладеть этими нормами.
Удвоенные согласные – это, конечно, трудность для носителя языка. Здесь у нас только один путь – обращаться к авторитетным источникам, запоминать, как пишется это слово, и следовать нормам.
Хранители норм
– Филологов почему-то принято считать консерваторами, охранителями языка, которые против изменений: корова значит корова, коллаборация с двумя «л» и так далее. На самом деле вы и ваши коллеги из Псковского государственного университета кем себя ощущаете? Вы все-таки консерваторы или, страшно сказать, либералы?
– Ни для кого не секрет: конечно, мы консерваторы. Мы изучаем норму. У студентов спрашиваешь: мы исследуем норму – а кто ее устанавливает? Как узнать, что это норма, а это не норма? Кто вообще это определяет? Получается, что определяют специалисты? А на основе чего? На основе наблюдения за разговорно-речевой стихией. Потом эти наблюдения отражают в авторитетных источниках.
Другое дело, что мы все столкнулись с трудностью, когда источники не поспевают за изменениями, которые происходят в языке. Слово уже жизнь прожило в языке и ушло в пассивный словарный запас, а мы еще только устанавливаем его написание. Мы стремимся показать студентам язык как живой, развивающийся процесс и отражаем тенденции, которые есть сегодня.
Вариативность, которая наблюдается в языке, – это признак освоения слова. Но тем не менее мы стремимся следовать нормам. Есть мнение Светланы Друговейко-Должанской: это крупный филолог, и она, кстати, входит в орфографическую комиссию, которая занималась разработкой нового свода правил орфографии. Она говорит, что пока существует образованная часть сообщества, которая стремится поддерживать традицию, пока у нас кофе мужского рода, то можно говорить о том, что никаких существенных изменений не произойдет.
Существует такое понятие, как шибболеты: это вообще библейское понятие, это речь, которая выделяет тебя среди сообщества таких же говорящих. Когда мы как преподаватели в среде, доступной для нас, воздействуя на нашу молодежь, все-таки следуем нормам – это, конечно, тоже признак консерватизма. Хотя наши преподаватели очень современные, они тоже и употребляют, и осваивают новые слова. Мы тоже вместе с носителями языка осваиваем новую лексику. Я у своих студентов часто консультируюсь, как правильно. Сегодня столкнулись со случаем выбора между формами «подкаст» или «подкастов»: спрашивала у ребят, и они уже как молодое поколение в этом смысле меня направляют.
– Каким еще словам вас научили студенты?
– Конечно, это связано со средой интернет-коммуникации в основном. И вообще, для меня, например, была трудностью фраза «в «Инстаграм»: это что, профиль в «Инстаграм» или сама соцсеть? В общем, я в этом смысле отставший от молодого поколения товарищ, консерватор.
О чистоте речи и города
– Вопрос грамотности речи тоже стоит остро, но грамотность не снизилась никаким образом.
– Не снизилась?
– Нет. Конечно, отмечаю это не только я, но и специалисты-филологи. Почему не снизилась? Все зависит от того, о каком социальном сообществе мы говорим. Студент-филолог может отличаться от студента, например, технических специальностей.
Что происходит с грамотностью сегодня? Доступ к письменной коммуникации, к письменному самовыражению получили все, очень широкий круг носителей языка, а не только специально обученные люди. В связи с этим появляются сложности, и поэтому мы видим так много ошибочных написаний, сопровождающих внешние атрибуты города.
– Насколько, на ваш взгляд, увеличился разрыв между устным и письменным русским языком? Раньше был (да и сейчас существует) письменный язык чиновников. Есть язык тех же мессенджеров с уже хрестоматийными «превед креведко» и так далее. И в то же время вы говорите, что устная речь осталась грамотной.
– Да. Но здесь каждый работает над собой. Мы в университете активно этим занимаемся. На каждом направлении подготовки, на первом курсе есть такие дисциплины, как русский язык и межкультурная коммуникация (раньше это была дисциплина «русский язык и культура речи»), когда мы всех студентов должны направить и не просто повторить эти нормы, а показать их реальное практическое применение. И здесь мы действуем в рамках артологии. Ты пришел в больницу или в поликлинику и тот дискурс, который обслуживает эту сферу, тоже должен освоить: ты понимаешь, какие вопросы задаешь в регистратуре, как должен отвечать.
А вот что касается разрыва письменной и устной речи, здесь всегда наблюдалось очень интересное взаимное влияние. Часто письменная речь влияет на устную, и в этом смысле нужно быть осторожными с письменным словом, да и вообще с любым словом, которое слетает с языка. Тем более написанное слово имеет очень мощное воздействие. Я сейчас говорю не о чем-то мистическом, а вообще о том, как слово воздействует на носителя языка.
Здесь хотелось бы рассказать о том, что мы в университете с 2016 года проводим акцию «Чистый город – хорошая речь!»: обращаем внимание на внешние атрибуты города: на лайтбоксы, вывески, баннеры, объявления – и замечаем с тревогой для себя, как много там реальных ошибок, орфографических и пунктуационных.
– Например?
– Я хотела бы вас здесь заинтриговать и пригласить вступить в открытую группу в соцсети «ВКонтакте» «ЛингвоКонсультантПсков», где мы выставляем все фотоматериалы, зафиксированные в городе на протяжении долгого времени. И не затем, чтобы сказать, как все плохо, как мы невнимательны к внешним атрибутам города, – вовсе нет. Наша задача – устранить ошибку. Но когда нас спрашивают: «А сколько реально вы баннеров исправили?» – мы понимаем, что не можем пойти и зачеркнуть эту ошибку – это будет деструктивное действие. Мы даем лингвистический комментарий. Мы – это студенты-филологи, преподаватели, которые активно приглашают студентов поучаствовать в этой акции.
В прошлом году мы получили поддержку администрации области в связи с этим, и это был даже проект, была финансовая поддержка, мы запускали рекламу в городе, то есть пытались обратить внимание носителей языка на проблему орфографической и пунктуационной безграмотности. Это тем более важно, потому что сейчас введен дизайн-код города. В связи с этим столько проблем у владельцев заведений, но почему-то никто не несет ответственности за то, что написано, за содержание. Смотрят, на каком расстоянии вывеска расположена от окна и так далее, как это должно быть технически исполнено, но тревожно, что есть разрыв между содержательной частью и внешним проявлением.
Мы как энтузиасты предлагали свою консультационную помощь абсолютно безвозмездно, чтобы, например, заказчик рекламной продукции обращался в сообщество «ЛингвоКонсультантПсков» (мы даже его так специально назвали) и получал бесплатную консультацию на этапе создания рекламной продукции. Любой студент-филолог может дать квалификационную лингвистическую справку.
Есть пример из Великих Лук, где слово «Россия» написано с одной буквой «с». Мы понимаем, что это не ошибка неграмотности – это просто недосмотр. Но когда это баннер, растянутый в центре города, – это очень снижает впечатление от города. А у нас особый город, и, к сожалению, в его исторической части есть такие ошибочки.
Играть, но не заигрываться
– Зинаида, как вы относитесь к тому, что в Пскове появляется все больше различных мест, связанных с именами в литературе? Например, с Кавериным.
– Конечно, это хорошо, ничего в этом плохого нет. И тем более и имена неслучайные: например, Каверин с Псковом связан напрямую. Это тоже популяризация и имени, и уважения к творчеству и воспитание молодежи. Среда, в которой мы все пребываем, очень важна, она на нас очень влияет. Ты на остановке стоишь – что твой взор привлекает? Может быть, ошибочное написание. Этого надо избегать.
– Кафе с каким названием не хватает в Пскове?
– Это больной вопрос. Я не хотела бы сейчас озвучивать те названия, которые мы критикуем в группе «ЛингвоКонсультантПсков»: боюсь, что это может сослужить плохую службу владельцам кафе, потому что это же часть имиджа заведения. Когда специфически называют учреждения, это пиар-ход, такая игра, но специфические наименования иногда вызывают неприятие носителей языка и даже критику, избегание этого заведения, хотя там могут изготовлять прекрасную продукцию.
– Так все-таки чьим именем еще надо назвать кафе в Пскове?
– Затрудняюсь ответить. Я бы вряд ли могла выделить особые имена. Их много на самом деле. С этим вопросом я бы вам рекомендовала обратиться в научно-образовательный центр русского языка и культуры имени Маймина: им руководит Аида Геннадьевна Разумовская, которая проводит огромную работу в части и краеведения, и популяризации русского языка в России и за рубежом.
Мы проводим очень мощные мероприятия. В частности, 21 февраля проводим международный конкурс эссе, посвященный родному языку, в котором участвуют из Белоруссии ребята, из Латвии, из Эстонии, наши ребята-школьники из области.
Очень важно, когда есть повод поговорить и подумать о родном языке, о его значимости для тебя лично. Мы обсуждаем грядущие изменения в орфографии, и их не надо воспринимать критически. Все-таки есть соотношение между носителем и языком как данностью, которая лежит вне носителя языка: реформировать язык вообще невозможно в принципе. А есть еще разговорно-речевая стихия, есть речь – и вот она связана с носителем языка. И это двуединство: язык без речи существовать не может. Мы как носители языка приходим в этот мир, овладеваем языком, что-то привносим в него, переживаем эти изменения, но когда нас не станет, язык с нашим исчезновением никуда не денется. Поэтому к этому надо относиться спокойно и даже с интересом, какие рекомендации, какие теоретические обоснования будут у тех или иных написаний. И конечно, если это уже будет нормой с узаконенной кодификацией, то мы ей должны следовать: это правила, которых избегать нельзя.
Корова останется коровой
– В университете много иностранных студентов, которые носителями русского языка не являются. И получается, что у университета миссия их адаптировать к русской культуре. Как вы с ними работаете, как они адаптируются?
– Действительно, у нас много иностранных студентов, и уровень владения языком разный.
– Вплоть до невладения.
– Есть и такое. У нас есть подготовительный факультет, подфак, руководит деятельностью этого факультета Наталья Сергеевна Молчанова, и там развернута мощная работа по адаптации ребят. И конечно, в методическом плане мы строим свою работу с ребятами на языковом материале, который одновременно обогащает самих ребят знаниями о нашем регионе. У нас есть студенты старших курсов, они пишут курсовые работы, выпускные квалификационные работы – даже пишут!
Это особый труд, и тут есть определенные сложности. Например, мы посвящаем курсовую работу национальным или даже региональным праздникам: вот День скобаря – как он отмечается в Пскове, что это за праздник? И разработка студента может быть связана вообще с участием в этом празднике. И это тоже приобщение к культуре региона, в котором оказались эти ребята.
К счастью, наш регион славится своей историей, и у нас есть что посмотреть. Конечно, здесь очень плотное взаимодействие преподавателя и студента, иногда это индивидуальная работа, очень кропотливая, и уже есть хорошие наработки методического плана, как это сделать максимально эффективно, как ребятам войти в среду – в университетскую и иной культуры, иного языка – и чувствовать себя уверенно.
– У меня последний вопрос. Вы в гостях в Псковском агентстве информации, и у нас есть аббревиатура. И у нас иногда возникают дискуссии, как правильно: ПА́И или ПАИ́? Что скажете?
– Мне бы, наверно, спросить вас и ваших коллег, что чаще используют, какова частотность. Но для меня привычнее ПАИ́. А у вас?
– Не скажу, а то запишут в сторонники одного из ударений. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях Зинаида Митченко, преподаватель Псковского государственного университета. Сразу скажу, что наш разговор получится многосерийным, и в следующий раз мы обязательно поговорим об исследовательской составляющей работы ПсковГУ, например об исследовании псковских сказок.
– Да, хорошо. Единственное, я добавлю уточнение, что в связи с введением нового свода орфографии слово «корова» мы писать через «а» не будем, как это отмечает Светлана Друговейко-Должанская. Так что ничего катастрофического не произойдет.
– Корова остается коровой, и это хорошо. Друзья, оставайтесь вместе с нами на сайте Псковского агентства информации. Всего доброго!