Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95
А. Пушкин «Няне»
Размышляем о прочитанном
1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.
Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.
2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?
Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.
3. Как вы понимаете слова и выражения:
Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.
Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.
Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.
Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.
Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.
4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?
Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.
Сравнения: будто на часах.
Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.
Творческое задание
Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».
Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса
— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.
— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.
— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.
— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.
— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.
— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.
А. Пушкин «У лукоморья»
Размышляем о прочитанном
1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.
Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.
В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.
2. Каково общее настроение этого отрывка?
Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.
3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.
Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.
4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?
Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».
Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».
Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.
Фонохрестоматия.
1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».
2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.
Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.
Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.
Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.
А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.
3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.
Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.
На этой странице учащимся 5-11 классов предлагается выбрать темы проектов или исследовательских работ по русскому языку, которые можно изменить и дополнить на своё усмотрение.
Темы проектов по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 классов на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.
Темы проектов по русскому языку 5 класс
- Алгоритм создания лингвистической сказки
- Антонимы в пословицах
- В мире вежливых слов
- В мире синонимов
- Весёлая орфоэпия
- Всегда ли глагол – сказуемое?
- Диалектизмы нашего села
- Диалектные слова
- Для чего нужны правила орфографии?
- Достойные внимания знаки препинания
- Знаки препинания – ноты при чтении
- История письма
- История фамилий учащихся моего класса
- Исчезнувшие буквы русского алфавита
- Какая морфема главная?
- Категория одушевлённости и неодушевлённости существительных
- Корень и его значение
- Лексика современного подростка
- Какая морфема главная?
- Омонимы: происхождение и особенности
- Орфоэпия: зачем говорить правильно?
- Особенности происхождения фразеологизмов
- Падежи и падежные окончания имён существительных
- По правилам орфоэпии
- Портрет имени прилагательного
- Пословицы и поговорки в речи современного ученика
- Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
- ПРЕмудрости ПРИставки
- Прямое и переносное значение слов
- Род имён существительных
- Роль знаков препинания в тексте
- Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса
- Себялюбивое местоимение
- Синонимы и антонимы в просторечной лексике
- Синтаксическая роль имён существительных в предложении
- Слова-синонимы
- Создай свой словарик!
- Суффикс – значимая часть слова
- Фонетическая транскрипция
- Эта удивительная морфемика!
- Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные
- Этимология волшебных слов и их лексическая характеристика
Тематика проектов 6 класс
- В мире словообразования
- Влияние социальных сетей на речь школьников
- Глаголю о глаголе
- Занимательная орфоэпия
- Из истории буквы Ё
- Из истории фразеологизмов
- Изучение грамотности моих одноклассников
- Имена прилагательные в названиях литературных произведений
- Имя существительное и его роль в предложении
- Использование имён прилагательных
- Имя числительное в нашей жизни
- История знаков препинания
- Имя числительное и работа с ним
- Какими бывают прилагательные?
- Красная книга русского языка
- Краткий электронный словарь неологизмов
- Лексикон учащихся моей школы
- Местоимения: виды, правила, примеры
- Морфемный и словообразовательный разбор слова
- Неологизмы
- Новые значения старых слов
- О чём говорят устаревшие слова?
- Особенности овладения орфоэпическими нормами современными школьниками
- Отличия исконно русских слов от заимствованных
- Правильно ли мы говорим?
- Путешествие в мир лексики и фразеологии
- Речевые способы приветствия в школьной жизни
- Связь этимологии и топонимии
- Словообразовательные инновации в речи подростков
- Указательные местоимения
- Устаревшие слова конца ХХ века
- Фразеологизмы с числовыми категориями
- Фразеологический зоосад
- Этимологический “сюрприз”
- Этимология имён и фамилий моих друзей
- Энциклопедия одного слова
- Этимология на службе у орфографии
- Эти занимательные числительные
- Этимология родственных слов
Темы исследовательских работ 7 класс
- Бессмысленные слова в речи учащихся
- Виды предлогов и их правописание
- Деловые бумаги школьника
- История наречия
- Как пишутся приставки в наречиях?
- Какова роль причастия?
- Культура электронного общения
- Математика в русском языке
- Междометие как особый разряд слов
- Молодёжный жаргон в речи современных школьников
- НЕ с деепричастиями: слитно или раздельно?
- О словах разнообразных, одинаковых и разных
- Орфоэпия – это актуально!
- Правила ведения диалога
- Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
- Зачем нужны предлоги?
- Причастие и деепричастие как особые формы глагола
- Причастный и деепричастный обороты
- Происхождение имён и фамилий в разных языках мира
- Публицистический стиль – ведущий стиль в современной печати
- Секреты газетных заголовков
- Сила слова или яд сквернословия?
- Сленг нашей школы
- Словари – наши друзья и помощники
- Словарь диалектных слов моего района
- Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте
- Поговорим о союзах
- Союзные и бессоюзные сложные предложения
- Союзы в русском и английском языках
- Текст, его признаки и типы
- Устаревшие слова: историзмы и архаизмы
- Учебно-научная речь
- Фразеологизмы в нашей жизни
- Хочу научиться говорить красиво
- Что в имени моём?
- Экскурсия по фразеологии
- Эти удивительные наречия
- Язык рекламы
Учебные проекты по русскому языку 8 класс
- Аббревиатуры в названиях торговых брендов
- Большая роль маленькой запятой
- Влияет ли память на грамотность?
- Влияние современной музыки на речевую культуру подростков
- Деловое письмо в школе
- Для чего нужны правила?
- Зачем нужны псевдонимы?
- Имена собственные в пословицах и поговорках
- Использование фразеологических единиц в газетных заголовках
- Исследование односоставных предложений
- Лексикон учащихся 8-11 классов
- Лингвистические сказки “В стране Синтаксис”
- Логотипы в нашей жизни
- Междометия в предложении
- Назывные или номинативные предложения
- Невербальные средства общения современных школьников
- Нужны ли нам фразеологизмы?
- Об орфографических ошибках
- Однородные члены предложения
- Односоставные и двусоставные предложения
- Определённо-личные предложения
- Откуда родом наши имена?
- Поздравление как жанр в письменной речи современников
- Пословицы и поговорки малых народов Сибири
- Предложения с вводными и вставными конструкциями
- Проблемы речи современного подростка
- Есть ли польза от междометий?
- Русская военная лексика в годы ВОВ
- Сказуемое и его типы
- Слово о слове ________
- Старославянизмы в лирических произведениях А.С. Пушкина
- Стилистическое использование синтаксических конструкций
- Тире между подлежащим и сказуемым
- Топонимы родного края
- Употребление обращений в художественных текстах
- Что такое обращение?
- Этимология – наука о происхождении слов
- Язык и культура моего края
Темы индивидуальных проектов по русскому языку 9 класс
- Авторские знаки препинания
- Антитеза как стилистическая фигура
- Бессоюзное сложное предложение
- Грамматическая природа бессоюзного сложного предложения и его роль в художественных произведениях (на примере произведений А.С. Пушкина и А.А. Блока)
- Древнерусские слова и выражения в современном русском языке
- Запятая, двоеточие или тире?
- Из истории числительных
- Изучение влияния СМИ на речь современного школьника
- Имена и ники в компьютерном общении
- История знаков препинания
- Как говорит современный подросток?
- Компьютерные слова – неологизмы
- Красноречие пословиц
- Лексикографический портрет слова
- Морфема и её признаки
- О словах-паразитах в нашей речи
- О сложном предложении
- Односоставные предложения в поэзии ______
- Особенности употребления многозначных слов и слов с переносным значением в речи
- Письмо: прошлое, настоящее, будущее…
- Публичная речь в современном мире
- Речевой этикет в деловом стиле общения
- Речевой этикет как показатель культуры человека
- Сборник тезисов для подготовки к ОГЭ по русскому языку
- Синонимия сложных предложений
- Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений
- Сложноподчинённые предложения
- Сложноподчинённые предложения и их основные группы
- Сложносочинённые предложения
- Сложные предложения с различными видами связи
- Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
- Способы выражения подлежащих в русских пословицах
- Старославянизмы
- Тезисы и конспект как способы сжатого изложения содержания текста
- Тире в сложноподчинённом предложении
- Топонимия и микротопонимия моего села
- Употребление антонимов в речи школьников
- Языковые средства выразительности
Темы исследовательских проектов по русскому языку 10 класс
- Буквы – знаки, передающие фонемы
- Влияние интерактивного общения на письменную речь
- Все способы словообразования
- Диалектическая фразеология, её особенности и отличия от общенародной
- ЕГЭ и его роль в жизни выпускников
- Естественные и искусственные языки в повседневной и научной деятельности человека
- Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании
- Из истории русской графики
- Иноязычные заимствования в лексике современных СМИ
- Информационная переработка текстов разных стилей и жанров
- История возникновения письменности на Руси
- Комплексный анализ текста
- Комплементы вчера и сегодня
- Культура ведения спора
- Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления
- Мода на имена
- Моё имя в мире имён
- Научный стиль, его разновидности и особенности
- Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростка
- Нужна ли нам буква Ё?
- Об истории публицистического стиля
- Омонимы и паронимы
- Особенности паронимии
- Особенности согласования подлежащего и сказуемого
- Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи
- Речевой этикет как показатель культуры общения
- Роль фразеологизмов в современной рекламе
- Синтаксический анализ словосочетания
- Сказуемое и его типы
- Слово в лексической системе
- Согласование главных и второстепенных членов предложения
- Текст как продукт речевой деятельности
- Текст как речевое произведение
- Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов
- Учим новые слова на продуктах питания
- Фразеологизм и его отличия от слова
- Экзотизмы и варваризмы в современных текстах СМИ
- Языковой портрет ученика нашей школы
Темы научно-исследовательских работ по русскому языку 11 класс
- Актуальность естественных и искусственных языков в современном мире
- Архаизмы и историзмы
- Великие русские лингвисты в области фонетики
- Всё о причастии
- Всё об имени существительном
- Диалектная фразеология, её особенности и отличия от общенародной
- Диалекты и говоры моей деревни
- Жаргонизация лексикона и общая культура человека
- Из истории русских имён
- Интервью как особый жанр журналистского произведения
- Искусство публичного выступления
- Использование глаголов и особых глагольных форм в речи
- Использование устаревших слов в современной жизни
- Лексико-грамматические разряды прилагательных на страницах газет
- Лингвистические ошибки вокруг нас
- Мёртвые языки: миф или реальность?
- Метафора в публицистическом тексте
- Мы в зеркале пословиц
- Никнеймы в виртуальной жизни школьников
- Образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии Ф.И. Тютчева
- Обращение и знаки препинания при нём
- Орфография – страна правописания
- Основные функции эргонимов
- Ошибки при использовании имён числительных в речи школьников
- Популярность жанра интервью в местных печатных СМИ
- Пословицы и поговорки в речи школьников и их аналог на современном языке
- Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?
- Речевой портрет моего класса
- Речевые средства выразительности в политических текстах
- Связь юмора с языком
- Секреты невербального общения
- Сказуемое и его типы в рассказах В. Бианки
- Словарь языка А.С. Пушкина
- Современная языковая ситуация в России
- Стилистические фигуры как одно из средств выразительности
- Тропы и их использование мастерами художественного слова
- Феминитивы в современном мире
- Этимология фразеологизмов и крылатых выражений
ПОЛНЫЙ СПИСОК ТЕМ В ФАЙЛЕ:
СКАЧАТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Примерный план анализа лирического произведения
1. Кем и когда написано стихотворение?
2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики ( пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4.Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5.Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8. Средства поэтического языка ( изобразительные средства языка, особенности лексики ). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя.Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения. Личное восприятия стихотворения.
ИЛИ
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
I. «Выходные данные».
Автор, название (истолковать), время написания, история создания,
место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение
(отзывы о нем).
II. Структура образов и развития конфликта.
-
Тема и идея стихотворения
-
Эмоциональная окраска чувств.
-
Композиция, сюжет (если есть).
-
Образный ряд стихотворения.
-
Черты лирического героя.
III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).
IV. Основные особенности поэтического языка.
-
Тропы и фигуры.
-
Языковой поуровневый анализ:
а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);
б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);
в) использование явлений морфологии и синтаксиса.
-
Ритм, стихотворный размер, рифма.
VI. Личное восприятия стихотворения.
Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.
Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.
Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.
Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения…) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.
Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.
И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.
КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.
I. «Выходные данные».
Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.
II. Структура образов и развитие конфликта.
1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный…», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).
Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил…» — благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» — призыв к изменению существующего положения.
2. Эмоциональная окраска чувств.
Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.
Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)
3. Композиция, сюжет (если есть).
Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.
Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.
Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии» :
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.
С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа :
События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;
М.Ю.Лермонтов
«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)
Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.
(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).
Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //
Саваном покрыта
наша сторона //
И березы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь?
Умер? Уж не я ли сам?
(С.Есенин)
В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается
(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»
Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).
4. Образный ряд стихотворения.
Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.
Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.
Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).
5. Основные черты лирического героя.
Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).
III. Жанровое своеобразие стихотворения.
К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.
Ода– торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.
Элегия– стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.
Эпиграмма– короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.
Послание– стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.
Гимн– хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.
Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.
Мадригал– стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.
С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение — признание, стихотворение – зарисовкаи пр.
IV. Основные особенности поэтического языка.
-
Тропы и фигуры.
Тропы– это образные обороты речи, в которых слова и выражения
употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.
Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.
1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты жадноглядишь», «самолёты несутсясверкая». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.
Сравнение– это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).
Анчар, как грозный часовой, стоит
один во всей вселенной (А.С.Пушкин)
Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словноили может просто указывать на сходство (похож на…) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Возможны и бессоюзные сравнения:
Заутра казнь, привычный пир народу…
Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.
Метафора– это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.
Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.
Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.
В каждый гвоздикдушистойсирени,
Распевая, вползает пчела.
_______
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков…
___________
Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…
__________
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег…
Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры :
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
В литературеXXвека распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.
Аллегория– иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.
Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.
Аллегория надежды – якорь.
Аллегория мира во всём мире – белый голубь.
Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.
Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч :
Сито свито,
Золотом покрыто,
Кто взглянет,
Всяк заплачет.
(Солнце).
В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.
Перифраз– замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).
Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:
От в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Стихотворения–загадки — распространённое явление и в поэзии футуристов :
И лишь светящаяся груша
О тень сломала копья драки,
На ветке лож с цветами плюша
Повисли тягостные фраки.
На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.
Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(С.Есенин.)
В этой жизни помереть не трудно –
Сделать жизнь значительно трудней.
(В.Маяковский).
Олицетворение — приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами : даром речи, чувствами и мыслями.
Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.
Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
_______
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость…
Оксюморон– сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:
«Светила нам только зловещая тьма» (А.Ахматова);
«Кому сказать мне, с кем мне поделиться //
Той грустной радостью, что я остался жив».(С.Есенин).
На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».
Примеры оксюморона :
-
Люблю я пышноеприроды увяданье.
-
О, как мучительно тобой я счастлив.
-
Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.
-
Смотри, ей веселогрустить,
Такой нарядно обнажённой.
-
Мы любим всё – и жархолодныхчисл,
И дар божественных видений.
Ирония– скрытая насмешка.
Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.
«Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?»– обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.
Или в басне «Стрекоза и Муравей» :
«Ты всё пела? Это – дело» —
иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.
Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.
Гипербола– образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал!» (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н.В.Гоголь).
«Любовь мою, как апостол во время оно,
По тысяче тысяч дорог разнесу»
(В.Маяковский).
Литота– преуменьшение.
Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.
Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке» :
Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить…
Метонимия– замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:
Зато читал Адама Смита…
(А.С.Пушкин)
Не то на серебре, на золоте едал…
(А.С.Грибоедов)
Потому, что здесь порой
Ходитмаленькаяножка,
Вьётсялоконзолотой…
(А.С.Пушкин)
Все флаги в гости будут к нам –
Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами.
«Я три тарелки съел!» (три тарелки ухи)
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки…
Метонимияотличается от метафоры тем, чтометафораперефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; сметонимиейэтого сделать нельзя.
Синекдоха– один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).
Отсель грозить мы будем шведу.
__________
Мы все глядим в Наполеоны.
_________
Чтобы у ног вы увидали
Мундир, и шпоры, и усы!
Символ– многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.
Символический образпроясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.
(Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).
Фигуры речи
(синтаксис, построение)
Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова.
Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами :
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог
________ (Г.Р.Державин)
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой…
__________ (А.С.Пушкин)
Ты богат, я очень беден:
Ты прозаик, я поэт.
(А.С.Пушкин)
Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезыстроятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.
Градация– расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.
И где ж Мазепа? Где злодей?
Куда бежал Иудав страхе?
(А.С.пушкин. «Полтава»)
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду. Загоню. Доконаю. Замучу!
(В.Маяковский)
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка.
(М.Лермонтов)
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(А.С.Пушкин)
Параллелизм– сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.
Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.
Ах, кабы на цветы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали;
Ох, как бы на меня не кручина,
Ни о чём-то бы я не тужила.
В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
_________
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
_________
У ночи много звёзд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Анафора– повторение начального слова, словосочетания или двух самостоятельных отрезков речи.
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам…
(Н.А.Некрасов)
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В.Хлебников)
Задача анафоры выделить слово, задержать на нём внимание читателей. Своеобразный вид «разливной» анафоры применил К.Симонов в стихотворении военных лет «Жди меня». Ассиметрично расположенные эти анафорические повторы «жди…» производят сильнейшее действие. На 36 строк слово «жди» повторяется 11 раз.
Что такое устаревшие слова в русском языке
Устаревшие слова — это языковые единицы, перешедшие в пассивный словарь, однако большей частью понятные носителям языка.
Архаизация — процесс длительный и неоднородный. Устаревшая лексика различается степенью архаизации. В ней выделяют:
- Преимущественно неизвестные современным рядовым носителям языка слова, вышедшие из оборота, например: говядо — домашний скот, тать — преступник
- Забытые лексемы, восстанавливаемые по следам, оставленным в современном языке: мыто — пошлина, отсюда мытарь, Мытная улица, Мытищи
- Слова из пассивного словаря с понятным значением и редким употреблением: трактирщик, боярыня, пуд, аршин
- Лексемы, встречающиеся во фразеологизмах, с затемненным значением: не видно ни зги, камень преткновения, узнать подноготную, подлинная правда
Устаревшие слова русского языка по их значению делятся на архаизмы и историзмы.
Почему эти слова больше не употребляются
Потому что произошел технический прогресс, все поменялось и слова перестали быть нужными человеку. В результате этого, они просто вышли из употребления и стали устаревшими. Их можно услышать разве что на костюмированных балах, когда воссоздается эпоха прошлого. Поэтому они полностью не исчезают из языка. Ведь очень много слов, которые просто утеряны.
Роль историзмов и архаизмов в литературных произведениях
Специальная лексика помогает воссоздать исторический колорит в произведениях, чтобы читатель мог полностью погрузиться в атмосферу описываемого времени. Также поэты не брезгуют специальной лексикой. Она помогает создать торжественную атмосферу в стихотворении. Обычно поэты используют архаизмы для придания речи более высокого поэтического звучания. Еще одна важная деталь, которую помогает подчеркивать специальная лексика — это отображение комических и сатирических моментов. Особо часто этим свойством пользовался Салтыков-Щедрин для создания иронических ситуаций и высмеивания человеческих пороков.
Какую культурную роль играет устаревшая лексика?
Употребление такой лексики писателями расширяет у читателя представление об историческом периоде и русской культуре. Благодаря этому человек получает дополнительные знания. Эти знания помогут сформировать полноценную личность, которая умеет знакомиться с миром при помощи языков. Человек учится широко мыслить, быть духовно и нравственно крепким, эстетически воспитанным, любить и уважать историю нашей страны.
Архаизмы
Архаизмы все изучали в школьное время, но многие подзабыли, что именно они собой представляют.
Что такое архаизмы
Старые слова в русском языке не всегда забирают с собой в прошлое то, что они обозначали. Бывает, что остающиеся в обиходе предметы и понятия по разным причинам получают другое наименование, более употребительное в современных реалиях. А прежнее слово переходит в разряд архаизмов.
Узнаем, что такое ланиты в устаревших словах — это щеки, персты — пальцы, чело — лоб, длань — ладонь. Все эти лексемы — архаизмы.
В лингвистике выделяются несколько типов архаизмов:
- Собственно лексические, вытесненные полностью новыми словами: вотще, лоно, сиречь, ветрило и т. д.
- Лексико-словообразовательные, замененные однокоренными лексемами: рыбарь — рыбак, покорствуя — покорно, балтический — балтийский
- Лексико-фонетические, изменившие звучание: воксал — вокзал, зерцало — зеркало
- Семантические, получившие другие значения: язык в значении «народ», позор — «зрелище», живот — «жизнь»
Историзмы и архаизмы — факты сложного лексического явления в языковой системе.
Виды архаизмов
Мы уже узнали, что такое архаизмы. Но все ли они абсолютно одинаковы? Зная, насколько широкие возможности дарит русский язык и представляя о его постоянной изменчивости напрашивается ответ о различии разных архаизмов. Это верное замечание.
Оказывается, в русском языке существует целых две большие группы архаизмов. Читателю будет легче понять, если посмотреть на таблицу ниже.
Группа | Примеры | Описание | |
Лексические архаизмы. Вышедшие из употребления слова. Полностью изменилась структура, но присутствуют синонимы в современном языке | Семантические арахаизмы | Живот. Архаизм «живот» означает «жизнь». Современное понимание слова — часть человеческого организма. Позор. Архаизм «позор» означает «зрелище». Современное понимание слова — поступок или состояние, которое приводит к моральному осуждению. | Слова, которые встречаются в современной разговорной или письменной речи в точно такой же форме, но иным смысловым содержанием. |
Лексико-фонетические арахизмы | Пиит. Сегодня это «поэт». Зерцало. Сегодня это «зеркало». | Слова, которые сохранили значение, но иначе произносятся. | |
Лексико-словообразовательные архаизмы | Действо — действие. Ответствовать — отвечать. | Слова, которые сохранили значение, но поменялось строение слова. Легче всего узнаются неспециалистами среди других архаизмов. | |
Грамматические архаизмы | Притча во языцех. Современные правила склонения однозначно трактовали бы слово «во языцех» склоненным неправильно. В действительности, это не ошибка, а застывшая форма слова «язык». Если бы слова, подобно костям, могли окаменеть, «во языцех» было бы именно таким ценным живым ископаемым. | Слова, полностью вышедшие из употребления и существующие исключительно в виде устойчивых выражений. |
Теперь читатель не только узнал, что такое архаизмы, но и научился отличать одни слова архаизмы от других.
Особенности
Когда в речи или тексте присутствуют архаизмы, от нас требуется особое интеллектуальное напряжение, вследствие чего сама информация воспринимается на более высоком эмоциональном и интеллектуальном уровне. Например, в качестве комплимента может употребляться слово «очи». Те же «Очи черные» Владимира Высоцкого. Таким образом осуществляется контакт с непривычным или с привычным, как бы увиденным иными глазами.
Примеры архаизмов
Всем известна поговорка «ОКО ЗА ОКО» или песня «ОЧИ ЧЕРНЫЕ». И все мы понимает, что ОКО (ОЧИ) – это глаз (глаза). Но в обычной жизни мы так не говорим, ну или говорим крайне редко.
Так вот ОЧИ – это и есть архаизм, а ГЛАЗА – современный синоним.
Кстати, именно в обозначении частей тел человека встречается много архаизмов. Практически все, из чего мы состоим, раньше называлось по-другому. Некоторые слова нам по-прежнему хорошо знакомы, а другие и на страницах книг встретишь не часто.
- ГЛАЗА – ОЧИ.
- ЗРАЧОК – ЗЕНИЦА. Помните поговорку «Беречь как зеницу ока»;
- РОТ — УСТА. Известные выражения «У всех на устах» или «Из первых уст»;
- ЛОБ – ЧЕЛО. «Царь и Великий Князь Всея Руси челом бьет…» (х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»;
- ПАЛЕЦ – ПЕРСТ. Еще одно известное выражение «Перст указующий»;
- ЛАДОНЬ – ДЛАНЬ. «Ты молоток возьмёшь во длань // И воззовёшь: свобода!» (Пушкин);
- ПРАВАЯ РУКА – ДЕСНИЦА. Выражение «Карающая десница», означающее «возмездие». Также «десницей» принято называть доверенное лицо;
- ЛЕВАЯ РУКА – ШУЙЦА. «Простите простака, но этот луч на смуглой шуйце вашей — не камень ли волшебный?» (Набоков);
- ЩЕКИ – ЛАНИТЫ. «Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь» (Достоевский);
- ШЕЯ – ВЫЯ. «Прусский барон, опоясавши выю // Белым жабо в три вершка ширины» (Некрасов);
- ПЛЕЧО – РАМЕНА. «Копьё рамена прободает, // И хлещет кровь из них рекой» (Лермонтов);
- ВОЛОСЫ – ВЛАСЫ. «И на челе тогда моём // Власы седые не блистали» (Лермонтов);
- ГЛАВА – ГОЛОВА. «Склонитесь первые главой // Под сень надёжную закона» (Пушкин), плюс «главой» сегодня часто называют какого-нибудь руководителя (глава компании, глава региона);
- ГРУДЬ – ПЕРСИ.» К ней на перси тихо сел голубок, обнял их крылами» (Жуковский);
- ПЯТКА – ПЯТА. Выражение «до пят» применяют, объясняя длину платья или юбки. Или выражение «ходить по пятам», то есть «преследовать»;
- БЕДРА, ПОЯСНИЦА – ЧРЕСЛА. «И целомудренно и смело, // До чресл сияя наготой, // Цветёт божественное тело // Неувядающей красой» (Фет).
Стоит добавить, что архаизмами могут быть любые части речи. Мы привели примеры существительных.
А есть архаизмы:
- глаголы (ГЛАГОЛИТЬ – ГОВОРИТЬ)
- прилагательные (ЧЕРВОННЫЙ -КРАСНЫЙ)
- местоимения (АЗ – Я)
- числительное (ОСЬМНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ
- наречие (ДОСЕЛЕ – ДО ТЕХ ПОР).
Историзмы
Меняется время — меняется речь. Какие-то понятия уходят из современной жизни.
Что такое историзм
Историзмами называют слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что предметы или явления, которые они обозначали, стали неактуальны для настоящего времени.
Чтобы лучше понять это определение, давайте в качестве примера вспомним известный советский фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Когда царь Иван Грозный попал в XX век, он разговаривал на таком непонятном языке, что окружающие его не всегда понимали. Ну, например:
Чей холоп спрашиваю?
Ты пошто боярыню обидел, смерд?
Здесь наибольшее непонимание могут вызвать слова «ХОЛОП» и «СМЕРД». Так в XVI веке называли соответственно «крепостных, которые полностью зависят от хозяев» и «крестьян-землепашцев, которых впоследствии также закрепостили».
Во времена того же Ивана Грозного эти слова ни у кого не вызывали вопросов и были привычной частью русского языка. Но с отменой крепостного права они потеряли свою актуальность и постепенно ушли из лексикона. В современном понимании это и есть историзмы.
Особенности
Говоря об особенностях устаревших слов, надо ответить на вопрос: «Для чего нужны историзмы?»
Они обозначают те предметы, которые ушли из современного мира либо не находят применение, так как не отвечают реалиям жизни. Помогают изучить историю, воссоздают в воображении прошлое. Ушли в разряд историзмов, но остались в памяти старшего поколения советские понятия «комсомолец», «совхоз».
Тематические группы слов и примеры
Историзмы представляют собой очень разные группы слов:
- Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, жупан, шушун и др.
- Названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна и др.
- Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог и др.
- Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник и др.
- Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка) и др.
- Административные названия: волость, уезд, околоток и др.
Можно еще разделить историзмы и на другие тематические группы.
Примеры историзмов
Как мы уже говорили, историзмы – это названия предметов или явлений, которые существовали в прошлом.
Общественный уклад жизни:
- ХОЛОП
- СМЕРД
- БАРИН
- БОЯРЕ
- ЦАРЬ
- КНЯЗЬ
Названия учреждений:
- ПРИКАЗ – орган управления в Русском царстве
- ПОВЕТ – орган местного управления в губернии или уезде
Название должностей:
- ГОРОДНИЧИЙ – начальник уездного города
- БУРЛАК – наемный рабочий, который тянул судно против течения
- КУРСИСТКА – слушательница высших женских курсов
- РАБФАКОВЕЦ – учащийся рабочих факультетов в СССР
Название воинских чинов:
- МУШКЕТЕР – французский солдат
- КАНОНИР – младший чин рядового в артиллерии
- ПОРУЧИК/ПОДПОРУЧИК – воинские звания младшего офицерского состава в Царской России
- АДЪЮТАНТ
Название вооружения и экипировки воинов:
- ЗАБРАЛО – подвижная часть рыцарского шлема, которая защищала глаза
- КАТАПУЛЬТА – осадное орудие
- ПАЛИЦА – дубина с металлическими шипами
- БУЛАВА – еще одна дубина с большим набалдашником на конце
- МОРТИРА – пушка с очень коротким стволом
- КОЛЬЧУГА – доспехи из сплетенных металлических колец
Денежные единицы:
- АЛТЫН – монета, равная трем копейкам
- ГРИВЕННИК – монета в 10 копеек
- ПОЛУШКА – полкопейки
Старинные меры измерения:
- ВЕРСТА — 1066,8 метра
- САЖЕНЬ — 2,16 метра
- АРШИН – треть сажени
- ВЕРШОК — 4,445 сантиметра
- ЗОЛОТНИК — 4,266 грамма
- ПУД — 16,3804964 килограмма
Предметы быта:
- ЛУЧИНА – тонка щепка для растопки печи и освещения помещения
- КОКОШНИК – головной убор
- КАФТАН – верхняя мужская одежда
- АРМЯК – длинная верхняя одежда из грубой ткани
- СЕРМЯГА – верхняя одежда, похожая на длинную рубашку
Интересно, что некоторые историзмы через какое-то время могут вернуться в активную лексику. И тогда они перестают считаться устаревшими.
Где можно услышать историзмы
Их можно слышать, например, в исторических фильмах. Или прочитать в историческом романе.
Например, в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» употребляются историзмы «холоп», «смерд», «боярыня». Сейчас таких понятий в жизни нет, а слова существуют сами по себе.
Можно кратко охарактеризовать историзмы так — это устаревшие слова, которые существуют сами по себе и имеют привязку только к понятиям прошлого.
Какие между ними сходства и различия?
Устаревшая лексика — вот характеристика, которая объединяет архаизмы и историзмы.
Кроме этого, историзмы и архаизмы — примеры слов, которые используются в художественной литературе и публицистике для создания атмосферы эпохи и речевой характеристики героев.
Основные различия между этими понятиями были рассмотрены выше. Назовем еще несколько отличий.
Историзмы | Архаизмы |
Не могут иметь синонима, так как являются единственным наименованием | Обязательно есть современное слово с тем же значением: чаю — надеюсь, нега — отдых, сей — этот, извет, навет — донос, отрок — подросток |
Как правило, стилистически нейтральны | Используются для создания высокого стиля, обладают экспрессией. Прекрасные очи незнакомки обожгли меня страстью. О дщерь Петра! Кто может величие твое воспеть! |
Устаревшая лексика и ее судьба
Устаревшие слова и их значение могут вновь оказаться востребованными в новую эпоху, как, например, вернулись в активную коммуникацию в конце XX века дума, губернатор, гимназия и т. д.
Существует и иной процесс: возвращаются старые слова, и их значение изменяется. Например, дружина русского князя — и пионерская дружина, приказ в XIX в. как учреждение — приказ как повеление, ожерелье в древности как стоячий воротник — ожерелье как шейное украшение.
Старые или устаревшие слова в русском языке генеалогически могут быть исконно русскими, например: оный, тревога; или заимствованными из старославянского. Например, слова с неполногласием — вран, град, глад, глава. Им в современной речи соответствуют полногласные: ворон, город, голод, голова. Старославянизмы часто используются для придания тексту торжественного звучания.
Приведем примеры устаревших слов, которые в разные эпохи заимствовались из других языков: вояж (франц.), политес (франц.) абшид (нем.), канонир (нем.), аршин (тюрк.), кафтан (тюрк.).
Значение устаревших слов необходимо знать, чтобы избегать неверного их употребления. Так, дворяне —класс землевладельцев в Российской империи, а дворовые — крепостные, прислуживавшие в поместье.
Краткие выводы
В статье рассмотрено, что такое архаизмы и историзмы. Проанализировано, чем они отличаются и что их объединяет. Если подытожить кратко:
- архаизмами называют устаревшие названия существующих понятий. У этих слов есть синонимы в современной лексике (например, почивать — спать);
- историзмы — это понятия, которые исчезли из современного мира (например, оброк — принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян во времена крепостного права);
- разница с архаизмами в том, что у историзмов нет синонимов в современном русском языке;
- устаревшие слова ушли из активного словарного запаса;
- пассивная лексика хорошо передает колорит определенной эпохи.
Надеемся, что наша статья освежила у вас некоторые школьные знания по русскому языку, литературе и истории.
Источники
- https://bingoschool.ru/manual/kakie-sushhestvuyut-ustarevshie-slova-russkogo-yazyika-i-ix-znachenie/
- https://russkiy-pravilno.ru/istorizmy/
- https://www.syl.ru/article/399579/istorizmyi-primeryi-ispolzovaniya-i-znachenie
- https://raznoved.com/nauka-i-obrazovanie/arkhaizmy-i-istorizmy-v-chem-raznica.html
- https://russkiy-pravilno.ru/arhaizmy/
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/arhaizm-chto-ehto-takoe-primery.html
- https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/istorizmy-chto-ehto-takoe-primery-principy.html
Наталья Васильевна
Учитель русского языка
Задать вопрос
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )