Средства выразительности в сочинении описании

Стихотворения есенина о природе всегда насыщены уникальными художественными образами и народным колоритом. автор выражает свою любовь к родине, ее неброской,

Стихотворения Есенина о природе всегда насыщены уникальными художественными образами и народным колоритом. Автор выражает свою любовь к Родине, ее неброской, но такой родной красоте. Анализ стихотворения «Пороша» по плану поможет и нам проникнуться мастерством поэта и лучше понять каждую строчку.

История создания

Стихотворение С. Есенина «Пороша» написано в 1914 году. В этот год поэт переехал из села Константиново в Москву, его жизнь кардинально изменилась, ведь тогда его творчество начали публиковать, и он становился известным. Однако поэт скучал по родному селу – его покою, тишине, близости к природе. Эти чувства отражаются в стихотворении «Пороша».

Городская суета и «кислая» зима со слякотью вместо снега не могли удовлетворить жажду автора в деревенском просторе и царственной зимней красоте. Она называл себя «последним поэтом деревни», поэтому визитной карточкой его творчества стали поистине народные пейзажи из глубинки, где человек близок к природе и живет в гармонии с нею. Городской публике эта ностальгия по уюту небольших селений очень нравилась, что и определило успех поэта.

Жанр, композиция, размер

Произведение «Пороша» можно определить как лирическое стихотворение, это один из лучших образцов пейзажной лирики поэта. 

Стихотворение разделено на четверостишия, в каждом раскрывается своя микротема. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой. 

  1. Первое четверостишие раскрывает зимний лес через восприятие героя. Короткие назывные предложения помогают передать не столько информацию, сколько ощущения. 
  2. Второе четверостишие – общее описание «спящего» леса. 
  3. Третье четверостишье посвящено образу сосны, это дерево отражает в себе облик всех деревьев в лесу. 
  4. В четвертом четверостишье автор будто бы вновь возвращается к лирическому герою, оставляя его в этом прекрасном и спокойном месте.

Образы и символы

Лирический герой – это образ самого автора, он созерцает природу, восхищается ее красотой. Герой наблюдателен, замечает маленькие детали, передает их и для читателя, который, возможно, и не обратил бы внимание на всю эту красоту. Можно сказать, что лирический герой – человек из народа, из деревни – таким и считал себя сам поэт. По этой причине употребляются просторечные выражения («понагнулась», «подвязалася»). 

Образы зимнего леса подчеркивают его особенную прелесть. Сосна сравнивается со старушкой, ведь зима всегда уподобляется смерти: все живое застывает в неподвижности, жизнь прекращается. Дорога тоже лишена живых черт: она бесконечна, ведь все засыпано снегом, все находится в сонном небытие.

Темы

Основная тема стихотворения «Пороша» – это любовь к природе, восхищение ее красотой. Лирический герой, едущий через зимний лес, замечает, как прекрасен мир вокруг, какой красотой и гармонией наполнена природа. В этом и состоит главная идея: природа вызывает радость, завораживает и успокаивает. 

Тема зимы раскрывается через образы сосны, заснеженной дороги и через передачу звуков: звона саней, стука дятла, гомон ворон. На фоне слепящего снега они не черные, а серые.

Тема леса выражается в описании его живых обитателей и их зимнего быта. Несмотря на белую неподвижность зимы, птицы проявляют активность, борются с холодом и голодом. Жизнь не замирает, а продолжается, как бесконечная дорога.

Основная идея

Смысл стихотворения «Пороша» заключается в восхищении зимой, ее звуками и пейзажами, ее завораживающей атмосферой. Автор не зря упоминает колдовство, ведь зима производит поистине мистическое впечатление на наблюдателя.

Главная мысль стихотворения «Пороша» и всей пейзажной лирики поэта состоит в том, что человек должен уметь наслаждаться каждым мгновением своей жизни и каждым даром природы, ведь даже холодная и невзрачная зимняя дорога может подарить незабываемые впечатления тому, кто умеет видеть и слышать.

Средства выразительности

Просторечие – одно из средств выразительности, придающее своеобразие и самобытность. Никто не сомневается во владении С. Есениным русским литературным языком, вот почему точечное употребление просторечий только украшает речь. Также в стихотворении «Пороша» есть…

  • эпитеты («белою косынкой», «бесконечная дорога»)
  • метафоры («звоны под копытом», сказку сна», «стелет шаль»)
  • олицетворения («дремлет лес», «повязалася сосна», «дорога убегает лентой вдаль»)
  • сравнения («понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой»)

Образный язык стихотворений С. Есенина поражает воображение читателя, позволяет живо представить картину зимнего леса.

Мне нравится это стихотворение, потому что оно описывает красоту простых, обыденных вещей. Мы видим все эти деревья в снегу с детства, но именно С. Есенин смог придать образности, найти необычное. Красота в простых вещах – вот что я люблю в творчестве поэта. Да и сам он ценил русскую природу, скучал по ней в Москве. Туда он переехал ради возможностей, но сердцем остался в родных краях. Для него это стихотворение – выражение любви к Родине.  

Автор: Мария Копусова

Делая анализ стихотворения «Листья», которое написал Федор Иванович Тютчев, мы имеем возможность насладиться прекраснейшими описаниями природы, на которые не поскупился автор произведения. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ произведения, который дает возможность узнать историю создания, а так же основные особенности данного стихотворения.

История создания

Анализируемое стихотворение появилось на свет в 1830 году, но вышло в печать лишь в 1879 году, спустя шесть лет после смерти поэта.

Федор Иванович был приглашен в Мюнхен для того, чтобы занять место чиновника в 1821 году. Спустя год, поэт дает свое согласие и отправляется за границу. Там он провел более двадцати лет, что отложило определенный отпечаток на его творчестве.

Всю творческую жизнь поэта можно разделить на три периода.

Первый период творчества относится к раннему, достаточно молодому. Он включает в себя время, которое автор провел на родине до отъезда в Мюнхен.

Второй период творческой жизни приходится как раз на время его жизни за границей. Автор за время службы издает несколько сборников, которые носят философский отпечаток. Это и не удивительно, потому что во время жизни в Мюнхене, поэт очень увлекается философскими трактатами.

Ну и третий период творчества Федора Ивановича считается достаточно зрелым. А так же он известен «Денисьевским циклом».

Даже находясь вдали от родины, поэт не перестает выпускать свои произведения. Огромную роль в этом играет Александр Сергеевич Пушкин.

Жанр, размер

По жанру данное стихотворение относится к философской лирике. Автор прибегает к помощи аллегорий. Здесь, как и во многих других произведениях, Федор Иванович оживляет природу, тем самым передавая через нее основной смысл произведения.

Что же касается направления произведения, то это романтизм. Лирический герой представлен открытым, но в то же время таинственным.

В стихотворении отчетливо видно то, как автор тянется к прекрасному, умея замечать красоту в окружающем мире. Ему не интересны политические и социальные темы, которые так были популярны у авторов того времени. Он не перестает восхищаться и воспевать то, что подарила нам матушка-природа.

Стихотворение «Листья» Федор Иванович пишет двустопным амфибрахием, используя перекрестную рифмовку. Рифмы чередуются от женской к мужской.

Композиция

Стихотворение «Листья» состоит из четырех строф, каждая из которых содержит восемь строк. Само произведение представляет собой некий монолог лирического героя.

По сюжету стихотворение так же делится на четыре части, при этом имеет последовательную композицию.

В первой части стихотворения автор описывает хвойный лес, а в частности деревья. Тютчев подчеркивает их уникальность. Он рассказывает о том, что данный вид растений имеет вечно зеленый покров, но при этом выглядят достаточно банально. В них нет ничего особенного, что способно надолго задержать на себе внимание.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Во второй части произведения автор знакомит нас уже с лиственными деревьями. Да, их листья не отличаются долговечностью, но они намного интереснее хвойных иголок.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

В третьей части произведения поэт рассказывает о том, что с приходом осени листья обязательно опадают. Но в его описании не прослеживается грусть по этому поводу. Наоборот, он показывает, что улететь – это прекрасный выбор.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

И в заключительной части произведения мы видим решительность и смелость выбора. Листья просят ветер поскорее их унести.

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Темы и проблемы

Одной из главных проблем данного произведения можно выделить то, что человеческая жизнь проходит очень быстро. Данную проблему поднимали очень многие авторы, но чем хороша философская лирика – взгляды всех людей различны. Благодаря этому, мы имеем возможность лучше узнать каждого из них.

В стихотворении «Листья» Федор Иванович заставляет задуматься о том, как именно мы проживаем свою жизнь. Будем ли мы сидеть на одном месте, как это делают хвойные иголки, или же будем стремиться к новому и неизведанному, беря пример с листьев?

Каждый человек сам кузнец своего счастья. Кому-то ближе жизнь консерватора, который весь отмеренный век будет сидеть на одном месте, так и не решившись на что-то. Другие же всю жизнь горят, пытаясь успеть узнать и попробовать все. Не стоит судить людей за их выбор. Каждый из нас это индивидуальность, именно благодаря этому и интересно жить. Ведь если бы все люди жили и мыслили одинаково – это бы было очень скучно и не интересно.

Федор Иванович на примере описания разного вида деревьев умудрился поднять очень острый и важный вопрос быстротечности жизни. Это и является основной темой и проблемой произведения, а вот как кто к этому отнесется – это уже второй вопрос.

Образы и символы

В данном стихотворении Федор Иванович выбрал достаточно интересную передачу образов. Здесь он представляет людей в роли листьев. Изначально он описывает людей, имеющих консервативные взгляды на жизнь. Он представляет их в роли иголок хвойных деревьев. Они постоянно находятся на одном месте, имеют один цвет, и ничего в их жизни не происходит. Они не хотят никаких перемен. Да, их жизнь размеренна и постоянна, но в то же время до безумия скучна и обыденна. Они не готовы на решительные действия, поскольку не хотят ничего менять в своей жизни.

Другую же категорию людей он показывает в виде листьев. Это люди смелые и решительные, которые выбирают перемены и не боятся риска. Их жизнь очень быстротечна, но очень насыщена. Их не страшат перемены. Они стараются взять от жизни все самое лучше, понимая, что, не рискнув, можно остаться на одном месте на всю жизнь. Ждать чего-то бесполезно – необходимо действовать, тогда и перемены к лучшему поспешат прийти к вам.

Лирического героя, взгляды которого разделяет автор, он относит именно к листьям, которые полны смелости и решительности.

Средства выразительности

Тютчев использует большое количество различных средств выразительности, тем самым придавая своим произведениям красок и яркости. В стихотворении «Листья» мы видим использование эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий и олицетворений. Их совокупность очень положительно сказывается на тексте произведения. Читатель будто переносится и сам занимает место одного из листьев, настолько ярко поэт передает настроение и чувства.

Так же автор использует инверсию и риторическое восклицание.

Основная мысль произведения

Основной мыслью стихотворения «Листья» можно назвать выбор каждого человека, относительно своего жизненного пути.

Ведь именно мы сами, а не кто-то другой, решаем, как именно нам жить. Гореть, летать и узнавать новое. Ставить все на карту и рисковать. Или же сидеть на одном месте, боясь перемен и новшеств. Никто за нас не сможет прожить жизнь и сделать выбор, поэтому здесь решать нужно самому. И уже от нашего выбора будет зависеть то, какую жизнь мы проживем.

  • Средства выразительности в рассказе косцы
  • Средняя полоса россии страна необыкновенная сочинение
  • Средства выразительности в сказке сивка бурка
  • Средства выразительности в сказке лиса и журавль
  • Средства выразительности в рассказе хирургия