Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

Итоговая контрольная работа по родной литературе 6 класс демоверсия часть а а1. соотнесите автора и произведения: 1 а.блок а самый

Итоговая контрольная работа по родной
литературе
6 класс    (ДЕМОВЕРСИЯ)

Часть А    А1.  Соотнесите автора и
произведения:

1)
А.Блок                                        а) «Самый счастливый день»

2) Л.А.Чарская                             
б) «Москва, Москва, люблю тебя, как сын…»

3)
Н.Г.Гарин-Михайловский        в) «Детство Тёмы»

4)  М.Ю.Лермонтов                      
г) «Тайна»

5) 
А.Алексин                                 д) «Там неба осветлённый край…»

6) Ф.М. Достоевский                    
е) «Человек на часах»

7) Н.Лесков                                     ж)
«Золотая рыбка»

8) А.И.Приставкин                       
 и) «Мальчики»

9) Ю.А.
Яковлев                             к) «Рыцарь Вася»     

А2. Соотнесите определение образно-выразительного
средства и понятие:

1) сказка

а)  способ красиво и органично рассказать
миру о том, что  на душе 
 

2) рассказ

б) момент
наивысшего напряжения в художественном произведении

3) стихотворение

в) один из жанров фольклора: эпическоепреимущественно

 прозаическое произведение о животных или волшебногоавантюрного или бытового характера.

4) композиция

г)  небольшое по объёму произведениесодержащее малое количество 

действующих лица такжечаще всегоимеющее  одну сюжетную

 линию

5) кульминация

д) основное
событие, которое и влечёт за собой все последующие действия

6) завязка
произведения

е) расположение,
построение художественного произведения

7) развязка
произведения

ж) заключительная часть произведенияв которой кратко сообщается о

жизни героев спустя некоторое время после событийпоказанных 

в сюжете 

8)эпилог

и) часть произведения в
литературе, в которой судьба героя переворачивается

Часть В           Прочитайте
приведённые ниже отрывки:

Укажите фамилию  автора
и название произведения.

В1. Они впервые видели Люсеньку такую, без
одежды. Молча   они  разглядывали худенькое, без кровинки,
тельце. Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми
жилками. 

В2. Приятели
называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость.
Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он
раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его
блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно
задевал за край стола или сбивал стул.

В3. Он любил эти
страшные рассказы, неистощимым источником которых являлся Иванов. Бывало,
скажет Иванов во время рекреации: «Не ходи сегодня во двор, буду рассказывать».
И Тёма, как прикованный, оставался на месте. Начнет и сразу захватит Тёму.
Подопрется, бывало, коленом о скамью и говорит, говорит – так и льется у него.

В4. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Близко ли, далеко,
долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается —
приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано:
«Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево
поедет, тот убит будет».   

C.Напишите сочинение – миниатюру «Мое любимое
художественное произведение»

При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме
5-8 предложений.

Итоговая контрольная работа

по  родной  (русской) литературе, 6 класс

Общая  характеристика структуры контрольной
работы

Работа состоит из трех частей, которые
последовательно выполняются обучающимися.  Выполнение трёх частей обязательно
для всех обучающихся. 

Часть  1.(А1,2,3) задания на установление
соответствия. Проверяют знание теории литературы и включают в себя  задания,
выявляющих знание   средств художественной выразительности и умение правильно
определять их на практике.

Часть 2 (В) содержит задание открытого типа с
ответом на  поставленный вопрос.

Часть 3 (С)- сочинение- рассуждение

Распределение заданий контрольной работы по
частям.

№п/п

Части работ

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть 1

2

16

Задания с выбором ответов,  установление
соответствия

2.

Часть 2

5

10

Ответ на поставленный вопрос

3.

Часть 3

1

13

Сочинение

Ключ правильных ответов:

1 вариант

Ключ А1    1- г  
2-е     3- в    4- а   5- б   6- д

Ключ А2   IБ1, IIА3,  IIIВ2

Ключ А3  1б,2в,3д,4а,5г,6ж,7е

Ключ

 В1. А. Алексин «Золотая рыбка»»

     В2    Н.Г.Гарин- Михайловский  «Детство
Тёмы»

     В3.  Л.Чарская  « Тайна»

     В4   Сказка «Два Ивана –
солдатских сына».

     В5. Ф.М.Достоевский «Мальчики»

2  вариант

Ключ А1    1- в 
2-б     3- а    4- г   5- е   6- д

Ключ А2   IБ1, IIА2,  IIIВ3

Ключ А3  1в,2а,3г,4е,5б,6д,7ж

Ключ

 В1. А. Алексин «Самый счастливый день»

     В2    Н.Г.Гарин- Михайловский  «Детство
Тёмы»

     В3.  Сказка «Два Ивана –
солдатских сына»

     В4   А.Алексин «Золотая рыбка»

     В5. Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася»

Творческий уровень – 13 балов. Критерии оценивания
развернутого ответа:

Критерии оценивания

Баллы

                                    Содержание
ответа (сочинение)

Работа соответствует теме и заданию

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с
пониманием темы и задания

                                     Речевое
оформление ответа (сочинения)

Соблюдение смысловой цельности, речевая
связность и логика изложения

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

Точность и выразительность речи

2

Однообразие грамматического строя речи

1

Бедность словаря, однообразие
грамматического строя речи

                                               
Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

2

Допущено 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1
негрубая ошибка)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Соблюдены языковые нормы (грамматических
ошибок нет)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

 Соблюдены речевые нормы (не допущено
речевых ошибок)

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Максимальное количество баллов

13

Критерии выставления оценок:

От 0% до 49% (0-15 баллов)

«2»

От 50% до 74% (16-23 баллов)

«3»

От 75% до 84% (24-27 баллов)

«4»

От 85% до 100% (28-32 баллов)

«5»

Итоговая контрольная работа по родной литературе , 6  класс

1вариант.

Часть А  

 1.  Соотнесите автора и произведения:

1) А.Блок                                        
а) «Самый счастливый день»

2) Ю.А.
Яковлев                             б)  «Человек на часах»             

3)
Н.Г.Гарин-Михайловский         в) «Детство Тёмы»                           

4) 
А.Алексин                                  г) «Там неба осветлённый край…»

5) Н. С.
Лесков                                д) «Золотая рыбка»

6)
А.И.Приставкин                          е) «Рыцарь Вася»     

2. Соотнесите писателя, название его
произведения и героя этого произведения

I. Н.Г.
Гарин-Михайловский

А. «Золотая рыбка»

1. Артемий
Карташев, непоседливый мальчик

II. А.И. Приставкин

Б. «Детство Тёмы»

2.Мальчик Вася,
привыкший к судьбе неудачника

III. Ю.Я. Яковлев

В. «Рыцарь Вася»

3.Маленькая
Люсенька

3. Соотнесите определение образно-выразительного
средства и понятие:

1)сказка

а) момент
наивысшего напряжения в художественном произведении

2) рассказ

б) один из жанров фольклора: эпическоепреимущественно

 прозаическое произведение о животных или волшебногоавантюрного или бытового характера.

3) композиция

в)  небольшое по объёму произведениесодержащее малое количество 

действующих лица такжечаще всегоимеющее  одну сюжетную

 линию

4) кульминация

г) основное
событие, которое и влечёт за собой все последующие действия

5) завязка
произведения

д) расположение,
построение художественного произведения

6) развязка
произведения

е) заключительная часть произведенияв которой кратко сообщается о

жизни героев спустя некоторое время после событийпоказанных 

в сюжете 

7)эпилог

ж) часть произведения в
литературе, в которой судьба героя переворачивается

Часть В  

Прочитайте
приведённые ниже отрывки:

Укажите фамилию 
автора и название произведения.

В1.И девочки решили поймать вора. Они не спали
всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли
свет и бросились на шум Перед ними стояла маленькая Люсенька

В2.В день экзамена
Таня разбудила Тёму на заре, и он, забравшись в беседку, все три предмета еще
раз бегло просмотрел. От волнения он не мог ничего есть и, едва выпив стакан
чаю, поехал с неизменным Еремеем в гимназию. Директор присутствовал при всех
трех экзаменах. Тёма отвечал без запинки.

В3.
Как она, Неточка Ларионова, вошла в класс, каким многозначительным взглядом
окинула ближайших соседок по партам − они уже поняли, что с их подругой
Неточкой случилось нечто.

В4. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Близко ли, далеко,
долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается —
приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано:
«Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево
поедет, тот убит будет». 

В5. Когда же
Коля стал ходить в школу и потом в нашу прогимназию, то мать бросилась изучать
вместе с ним все науки, чтобы помогать ему и репетировать с ним уроки,
бросилась знакомиться с учителями … Довела до того, что мальчишки и в самом
деле стали было чрез нее над ним насмехаться и начали дразнить его тем, что он
маменькин сынок. Но мальчик сумел отстоять себя. Был он смелый мальчишка,
«ужасно сильный», как пронеслась и скоро утвердилась молва о нем в классе, был
ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился он хорошо, и
шла даже молва, что он и из арифметики, и из всемирной истории собьет самого
учителя Дарданелова.

C.Напишите сочинение – миниатюру «Мое любимое
художественное произведение». При
выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-8 предложений.

Итоговая контрольная работа по родной
литературе
6 класс   

 2 вариант.

Часть А  

 1.  Соотнесите автора и произведения:

1) Л. А.Чарская                             а)
«Москва, Москва, люблю тебя, как сын…»

2) Н
Г.Гарин-Михайловский       б) «Детство Тёмы»

3) М.
Ю.Лермонтов                      в) «Тайна»

4) Ю.
А.Яковлев                            г) «Рыцарь Вася»

5) Ф. М. Достоевский                   
д) «Человек на часах»

6) Н.С. Лесков                               е)
« Мальчики»      

2. Соотнесите писателя, название его произведения
и героя этого произведения

I.Ф.М.Достоевский

А. «Золотая рыбка»

1.мальчик Коля
Красоткин, которого уважали за ум и благородство

II. А.И. Приставкин

Б. «Мальчики»

2.Маленькая
Люсенька, укравшая рыбок

III.А.Алексин

В. «Ночной обыск»

3.Маленькая девочка
и кукла Лариса

3. Соотнесите определение
образно-выразительного средства и понятие:

1) эпилог

а)  способ красиво и органично рассказать
миру о том, что  на душе 
 

2)стихотворение

б) момент
наивысшего напряжения в художественном произведении

3) рассказ

в) заключительная часть произведенияв которой кратко сообщается о

жизни героев спустя некоторое время после событийпоказанных 

в и сюжете 

4) композиция

г)  небольшое по объёму произведениесодержащее малое количество 

действующих лица такжечаще всегоимеющее  одну сюжетную

 линию

5) кульминация

д) основное
событие, которое и влечёт за собой все последующие действия

6) завязка
произведения

е) расположение,
построение художественного произведения

7) развязка
произведения

ж) часть произведения в
литературе, в которой судьба героя переворачивается

Ответ:
_____________________________________________________________________

Часть В  

Прочитайте
приведённые ниже отрывки:

Укажите фамилию 
автора и название произведения.

В1. Учительница Валентина Георгиевна сказала:

– Завтра наступают зимние каникулы.
Я не сомневаюсь, что каждый ваш день будет очень счастливым.
Вас ждут выставки и музеи! Но будет и какой-нибудь самый счастливый
день. Я в этом не сомневаюсь! Вот о нем напишите
домашнее сочинение. Лучшую работу я прочту вслух, всему классу! Итак,
«Мой самый счастливый день»

В2.В
день экзамена Таня разбудила Тёму на заре, и он, забравшись в беседку, все три
предмета еще раз бегло просмотрел. От волнения он не мог ничего есть и, едва
выпив стакан чаю, поехал с неизменным Еремеем в гимназию. Директор
присутствовал при всех трех экзаменах. Тёма отвечал без запинки.

В3.» Сели
добрые молодцы на коней и поехали.

Близко ли, далеко,
долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается —
приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано:
«Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево
поедет, тот убит будет». 

В4. И девочки решили поймать вора. Они не спали
всю ночь и тихо лежали. Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли
свет и бросились на шум Перед ними стояла маленькая Люсенька.

В5.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя
закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом
коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал
множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем.

C.Напишите сочинение – миниатюру «Мое любимое
художественное произведение»

При выполнении задания дайте связный ответ на вопрос в объеме
5-8 предложений.

Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение 

«Средняя
общеобразовательная школа №12»                                  

Методическая разработка

«Эффективные
формы деятельности
обучающихся на уроках русского языка и литературы. 5 класс

Из опыта работы.

                                   
Работа учителя русского языка и литературы

                                   
высшей квалификационной категории

                                   
Нуриахметовой  Рузили Мунавировны.

 Березники — 2021 г.

         К
эффективным формам деятельности относятся такие формы, как литературные диктанты (проверка чтения
литературного произведения, выразительность речи, умение связно  говорить,
работать в паре, в группе,  выслушивать мнение  других, быть критичным по
отношению к себе), вопросы проблемного характера
(умение думать, соотносить разные точки зрения, обобщать, философски подходить
к теме, размышлять, анализировать, говорить), кластеры
(способ графической организации материала, отражение нелинейной
формы мышления, визуальное запоминание, умение самому думать, соотносить
понятия, определять самостоятельно тему, развитие речи).

      
   В моей педагогической деятельности такие виды работ являются постоянными,
благодаря которым обучающиеся познают предметы на максимальном для каждого
уровне успешности, идёт процесс их подготовки  как самостоятельного субъекта
образовательной деятельности, воспитания творческой, активной личности, стимулирования самостоятельной поисковой
творческой деятельности. Идёт процесс формирования нового стиля мышления, для
которого характерны гибкость, коммуникативность, креативность,
самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей
деятельности.

         Важно создать такую атмосферу учения, при которой
учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над
процессом обучения.

         Проблемные вопросы, кластеры, ключевые термины, групповая
дискуссия — это одни из приёмов технологии «Развития критического
мышления».

         Приведу высказывания выдающихся людей, к мнению которых
следует прислушаться.   

— Учитесь так,
словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно
боитесь растерять свои знания.                    Конфуций


Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого
плодотворного учения.                                                К.Д.
Ушинский                                                            

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.     Саади

— Подлинно
разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

                                                                                             Мишель де Монтень                                                                                               
Сейчас мы можем сказать, что учиться — это непрекращаемый процесс,

   когда ты
держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание — это

    научить людей
учиться.                                                           Питер
Друкер                                                             
— 
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда

    узнаем сам
ответ.                                                               Ллойд
Александр                                                                   

Я слышу — я забываю. Я вижу — я запоминаю. Я делаю — я понимаю.

                                                                            
                                 Конфуций                                                                                                           —
Предполагать хорошо, добраться до истины лучше.                   Марк Твен

5 класс.

Тема.  Народная драма. Озорник Петруша.

Литературный диктант.

1.
Назовите действующие лица.

Петрушка,
Султан, Капрал, Доктор.

2.Удалось
ли  Петрушке победить

    всех
героев?

Да.

3. Кто
себя называет «самым первым

    из
дураков»?

Петрушка.

4. Кто
из героев поёт, свищет,

   
кричит, шутит, играет?

Петрушка.

5. Чем
бьёт  других героев Петрушка?

Скалочкой.

6. Кто
приказал отправить Петрушку

    в
солдаты?

Султан.

7. Что
делала смерть на Бутырском

    
поле?

Копала
картошку.

8. Кто говорит
Петрушке: «Всё ты лжёшь, мне покою не даёшь»?

Доктор.

Тема. А.С.Пушкин. Биография.

1. Имя няни Пушкина.  Арина.

2. Кто первый поздравил Пушкина с днём
рождения?        Няня.

3. Кто ничего не подарил мальчику?   Отец
Сергей Львович.

4. Что обещал отец сыну? Подарить
карманные часы.

5. Что такое брегет?    Карманные часы с
боем.

6. Где учился Пушкин?       В Лицее.

7. Лучший друг Пушкина.          И. Пущин.

8. О чём попросил профессор написать в
стихах?  О розе.

9. Кто из поэтов высоко оценил стихотворение
Пушкина «Воспоминания

    в Царском селе»?  Державин.

10. Какая поэма была задумана Пушкиным в
Лицее?   «Руслан и Людмила».

Тема.  А.С.Пушкин.  Поэма «Руслан и
Людмила».

1. Как звали младшую дочь князя
Владимира?          Людмила.

2. Кто такой Баян?          Певец.

3. Кто такой Лель?    Бог любви в
славянской мифологии.

4. Сколько соперников было у Руслана?     
Трое.

5. Кто говорит Руслану: «Добро
пожаловать, мой сын!»   Старец.

6. Кто является оскорбителем
Руслана?                     Черномор.

7. Кем был старик в
юности?                    Пастухом.

 8. В кого он был влюблён в
молодости?      В Наину.

9. Ответила ли взаимностью девушка
молодому человеку?  Нет.

10. Чьи слова: «Но горе на земле не
вечно»?               Старик-мудрец.

Тема. Н.В.Гоголь. «Пропавшая
грамота».

1. Значение слова
«москаль»                    Русский.

2. Что такое люлька?                  
Трубка.

3. Значение слова «покой». 
Буква  «п».

4. Что какое свитка?   Род полукафтана.

5. Что такое синицы»  Пятирублёвые
ассигнации.

6. Знал дед «твёрдо — он».  
Умел читать и писать названия букв «т»,  «о» в старой
русской азбуке.

7. Апостол — часть Нового завета. О чём
идёт речь?    Богослужебная книга.

Тема. Сказка.   Её рождение.   Виды.  
Сказка «Два Ивана — солдатских сына».

1. Сколько
денег дал жене муж

     на
прощание?

50
рублей.

2. Кто
попросил братьев отдавать

   
поклон всякому встречному?

Мать.

3. Где
находились богатырские кони?

В горе.

4. С
какой целью братья поехали

     в
город во второй раз?

Купить
сабли.

5.
Сколько кг в пуде?

16,3 кг.

6. Кто
подарил братьям и коней, и

    
сабли?

Старичок.

7. Что
дали братья друг другу

    
при  прощании?

Платочки.

8. Как
звали дочь царя?

Настасья
Прекрасная.

9. Кого
царь пожаловал чином

   
генерала?

Водовоза.

10. В
кого превращалась прекрасная

     
девица?

В
львицу.

11. Кем
приходилась красная девица

     
трём змеям?

Сестрой.

12.
Простил ли Иван — солдатский

     
сын красную девицу?

Да.

                                                                                                                                     Вопросы
на выбор. Работа в парах.

1)
Каким должен быть положительный герой?

2)
Какие волшебные  существа, предметы встречаются в сказке  «Два Ивана —
солдатских сына»?

3)
Уместна ли пословица «Зло разрушает, а добро строит»? Чем интересна
эта

    
пословица по теме «Лексика»?

4)
Назовите волшебные цифры, о которых говорится в сказке? Какова их

    
роль?

5) 
Зачем нужно отдавать поклон каждому встречному?

6)
Определите роль материнского наказа. » Поезжайте с Богом,    себя        

    
покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым

     
ворогам не уступайте». Замените   слово с полногласием «вороги»

     
на слово с неполногласием.

Тема.
Русские народные сказки. «Царевна — лягушка».

Литературный
диктант.

1.
Сколько сыновей было у царя?

Трое
сыновей.

2. Куда
упала стрела Ивана-

   
царевича?

На
грязное  болото.

3.
Первое поручение царя невесткам.

Испечь
белый хлеб.

4. Чей
хлеб подали на царский стол?

Хлеб
царевны-лягушки.

5. Как
звали жену Ивана-царевича?

Василиса
Премудрая.

6.
Второе поручение царя.

Соткать
ковёр.

7. Кто
из героев говорит: «Утро вечера мудренее»?

Царевна-лягушка.

8. В
кого превратилась царевна-

   
лягушка и улетела в окно?

В белую
лебедь.

9. Что
дал Ивану-царевичу старик?

Клубок.

10. Кого
пустил Иван в море?

Щуку.

11.Куда
упало яйцо из утки?

В море.

12.Спас
ли Иван-царевич свою

    
Василису?

Да.

Тема. Средства выразительности речи. 
Эпитет. Сравнение. Метафора. Кластер.

Троп — слово, оборот речи, употребляется в
переносном значении.

image001Овал: средства выразительности речиimage003image004image005     
эпитет                                                                  сравнение

image006художеств.
определение                                      сопоставление двух предметов

image007                                                                                
как, точно,  словно …   печальная берёза                                                 

image005угрюмое море                                               
Пруд, словно зеркало,  блестит.

                                                                    
Поёт соловьём (сущ. в тв. падеже)

image008                                             
метафора                                                                                            «Слагать
хорошие метафоры — значит подмечать сходство». Аристотель.

                                        
скрытое сравнение

                                             
перенесение

image009                                      

                                             
Идёт дождь.

                                             
зеркало озера

                                      
Неохотно и несмело

                                      
Солнце смотрит на поля.  (Ф.Тютчев)

Кластер используется на уроках  в качестве
опорной таблицы.  По кластеру можно выполнять задания типа:

·       
на доске написаны словосочетания: 
холодный предмет, холодный взгляд, тёплая кофта, тёплый взгляд. Задания: 1)
выпишите словосочетания, в которых есть один из тропов, данных по кластеру;

·       
все ли имена прилагательные являются
эпитетами? Обосновать свой ответ;

·       
какой  оборот речи использован в
переносном значении в стихотворной строчке  «горит восток зарёю
новой» ? Почему?

·       
можно ли литературные обороты типа
«дубинноголовая»,  «крепколобая», «сахарная
улыбка», «мёртвое выражение лица»отнести к эпитетам? Почему?

·        
Какие обороты речи вы
можете определить в
VII стихотворной строфе  пушкинского стихотворения
» Осень «?

Унылая пора! очей
очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

·       
Назовите
метафору в есенинском стихотворении  «Берёза».

И стоит
берёза

          
В сонной тишине,

          
И горят снежинки

          
В золотом огне.

·       
Назовите
сравнение.  

            
Дика, печальна, молчалива,

           
Как лань лесная (сравнение) , боязлива,

           
Она в семье своей родной

           
Казалась девочкой чужой.           (А. С. Пушкин)

·       
В данном поэтическом тексте одно или два сравнения?

·       
Чем отличается сравнение от метафоры?

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация к уроку родной русской литературы по теме «Русская сказка «Два Ивана-солдатских сына»

Урок №3 родной русской литературы в 6 классеПодготовила: Шевчук А.П., учит...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок №3 родной русской литературы в 6 классеПодготовила: Шевчук А.П., учит

    Описание слайда:

    Урок №3
    родной русской
    литературы в 6 классе
    Подготовила: Шевчук А.П.,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.
    Русская сказка

  • 2 слайд

    Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • 3 слайд

    Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому

    Описание слайда:

    Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость.
    Н.С. Лесков

  • 4 слайд

    Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • 5 слайд

    Главные особенности волшебной сказки: Зачин Концовка Присловья и присказки

    Описание слайда:

    Главные особенности волшебной сказки:

    Зачин
    Концовка
    Присловья и присказки
    Сказочные герои, чудовища
    Сказочные превращения
    Троекратные повторы
    Заклинания
    Сказочные предметы, места, время

  • 6 слайд

    Вспомним персонажей волшебных сказок:Я красив, силён, могуч, Я грознее г

    Описание слайда:

    Вспомним персонажей волшебных сказок:
    Я красив, силён, могуч,
    Я грознее грозных туч,
    Я умнее всех, нет слов:
    Много у меня голов!

  • 7 слайд

    При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той

    Описание слайда:

    При честном при всём народе
    Едет печка по дороге.
    Кто на печке той сидит?
    Что нам сказка говорит?
    И в какой же это сказке
    Печка едет, как салазки?

  • 8 слайд

    Я богатый, всемогущий, Очень стройный, Страшно злющий, Смерти вовсе не бою

    Описание слайда:

    Я богатый, всемогущий,
    Очень стройный,
    Страшно злющий,
    Смерти вовсе не боюсь.
    Угадайте, как зовусь?

  • 9 слайд

    Через тридевять земель, Через тридевять морей, Через горы и леса В

    Описание слайда:

    Через тридевять земель,
    Через тридевять морей,
    Через горы и леса
    Вас домчат за полчаса.

  • 10 слайд

    Герои сказки «Два Ивана – солдатских сына»

    Описание слайда:

    Герои сказки «Два Ивана – солдатских сына»

  • 11 слайд

    Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • 12 слайд

    Слово Установите соответствие

    Описание слайда:

    Слово
    Установите соответствие

  • 13 слайд

    Дороженька Девица Море Молодец Ветер Тучи Конь Лес ПолеБуйный Борзый

    Описание слайда:

    Дороженька

    Девица

    Море

    Молодец

    Ветер

    Тучи

    Конь

    Лес

    Поле
    Буйный

    Борзый

    Чистое

    Дремучий

    Черные

    Столбовая

    Добрый

    Красная

    Синее
    Установите соответствие

  • 14 слайд

    - Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка

    Описание слайда:

    — Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка героического содержания?
    — Чем путь Ивана — крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?
    По жанру сказка волшебная, с подвигами главных героев, троекратными повторами, с чудесными превращениями, предметами и справедливой счастливой концовкой. В сказке выведен идеал народного героя.

  • 15 слайд

    Каков зачин сказки? Зачитайте.

    Описание слайда:

    Каков зачин сказки? Зачитайте.

  • 16 слайд

    Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сы

    Описание слайда:

    Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына» и определите их правильную последовательность
    А
    Б
    В
    Какие эпизоды иллюстрировал художник?

  • 17 слайд

    - Расскажите, как росли два Ивана - Почему и как братьям удалось добиться ува

    Описание слайда:

    — Расскажите, как росли два Ивана
    — Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

  • 18 слайд

    - Какие же качества характеризовали Иванов в детстве?  (дружба, умение постоя

    Описание слайда:

    — Какие же качества характеризовали Иванов в детстве?  
    (дружба, умение постоять за себя, ум).
    С детства два Ивана умели за себя постоять, с почтением относились к людям, были добрыми и отзывчивыми. Выросли братья богатырями.

  • 19 слайд

    О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель

    Описание слайда:

    О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?
    сильные (эпизод укрощения коней),
    добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком),
    обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).

  • 20 слайд

    - С чего начинают развиваться события сказки? (с момента, когда братья решили

    Описание слайда:

    — С чего начинают развиваться события сказки?
    (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).
    — Сколько раз ходили братья в город?
    А кого встречали каждый раз Иваны ?
    (седого старичка)
    Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись?
    (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).

  • 21 слайд

    - Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).- А почему помог? (потом

    Описание слайда:

    — Какова роль старичка в жизни Иванов?
    (помог он им).
    — А почему помог?
    (потому что они уважение к нему проявили)
    — Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.
    — Куда водил братьев старичок?

  • 22 слайд

    Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • 23 слайд

    - Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем м

    Описание слайда:

    — Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.
    Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу.

  • 24 слайд

    Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эп

    Описание слайда:

    Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника
    А. Куркина.

    Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?

  • 25 слайд

    В сказке «Два Ивана – солдатских сына» главная мысль раскрывается с помощью

    Описание слайда:

    В сказке «Два Ивана – солдатских сына» главная мысль раскрывается с помощью русской народной пословицы «Дружба и братство – большое богатство».
    Какова главная мысль сказки?

  • 26 слайд

    Чему учит сказка Два Ивана – солдатских сына ? стоять горой за близких людей,

    Описание слайда:

    Чему учит сказка Два Ивана – солдатских сына ?
    стоять горой за близких людей, почтительно относиться к старшим.
    Мораль сказки Два Ивана – солдатских сына:
    настоящая дружба,
    отзывчивое сердце,
    любовь и уважение к людям – вот
    истинные помощники на
    жизненном пути.
    Так можно определить мораль сказки.

  • 27 слайд

    О чём «намекает» сказка?Какой урок преподаёт?В образах Иванов – солдатских

    Описание слайда:

    О чём «намекает» сказка?
    Какой урок преподаёт?
    В образах Иванов – солдатских сыновей народ подчёркивает своё представление об идеальном русском герое. Каком именно?………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  • 28 слайд

    В каждой сказке есть намек о том, чтоб быль не путали со сказкой.

    Описание слайда:

    В каждой сказке есть намек о том, чтоб быль не путали со сказкой.
    В каждой сказке есть урок, что жизнь мы сами делаем прекрасной …

  • 29 слайд

    Пословицы, поговорки и выражения сказки: Дружба заботой да подмогой крепка.

    Описание слайда:

    Пословицы, поговорки и выражения сказки:
    Дружба заботой да подмогой крепка.
    Для друга и семь верст не околица.
    Без друга в жизни туго.

  • 30 слайд

    Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • 31 слайд

    Молодцы! Спасибо за урок!

    Описание слайда:

    Молодцы!
    Спасибо за урок!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • Сейчас обучается 890 человек из 81 региона

Средства выразительности в сказке два ивана солдатских сына

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Гамзат Цадаса » Бук!уйчила бурала»

  • Рашид Рашидов » Далайчила бебк!а»

  • Презентация на тему «Шамиль Алядин» (8- класс)

  • Презентация на «Чалгъы алетлери» (5-8 классы)

  • Поурочный план по чеченской литературе на Тему «Мукъаза зевне аз а, элп а Жж (ж)».

  • Презентация по чеченской литературе на тему «Ахматова Раиса «Лийрбоцурш» (5 класс)

  • ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине ОУД.09 Родная литература

  • Презентация на тему «Дан кәпәс түгел» по произведению Мустая Карима.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452811 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Персонажи произведения

  • Первый Иван — брат-близнец, которому нет равных по силе.
  • Второй Иван — брат-близнец, которому нет равных по отваге.
  • Мать братьев — любящая и заботливая женщина с большим сердцем.
  • Волшебник — юркий, быстрый старик, дарующий добро миру.
  • Прекрасная дева — хитрая злобная колдунья, владеющая могущественными силами и умеющая превращаться в статную и свирепую львицу.

Краткий пересказ сказки «Два Ивана — солдатских сына»

Однажды призвали бесстрашного и смелого мужчину — заботливого мужа и будущего отца — в армию, и отдал он перед уходом любимой супруге 50 рублей да дал наставление, чтобы подарила милая эти деньги ребенку, который вскоре родится. Спустя несколько месяцев супруга воина родила, вот только ни одного, а сразу двух мальчиков-близнецов, будущих защитников и отважных богатырей, и дала каждому имя «Иван». Когда подросли детки, они с благодарностью приняли отцовский подарок и разделили на двоих — по 25 рублей каждому.

Чтобы оправдать ожидания родителей, добрые молодцы отправились в город за покупками — могучими конями и длинными острыми мечами. Однако ни жеребцов, ни оружия за имеющиеся деньги отыскать они не смогли. Опечаленные отправились они домой, а по пути встретили отзывчивого и юркого старичка, который попросил братьев поведать их грустную историю. Рассказали Иваны о саблях-мечах и выносливых конях с присущей искренностью и страстью во взглядах и сердцах. Дед увидел в них бесстрашных богатырей, которые в будущем подарят миру множество славных подвигов, оттого решил помочь — сначала подарил двух богатырских жеребцов, а после выковал из чугунной двери острое и сверкающее на солнце оружие. Выразили братья-близнецы неизмеримую благодарность и отправились в отчий дом.

Утром Иваны расцеловали мать и сказали, что готовы пойти на поиски приключений, чтобы подвиги совершать. Так доехали они до двух столбов и двух дорог — одна к богатству вела, другая к смерти. И решили братья пойти разными путями, обменявшись платочками и наказав — если на нем кровь проявится, значит, кто-то из них пострадал или умер, помощь ему нужна.

Иван, который к богатствам пошел, быстро вышел к великому царству, правитель которого увидел в добром молодце отважного воителя и устроил ему венчание с красавицей-дочкой Настасьей Прекрасной. И жизнь превратилась в настоящую сказку, беззаботную, счастливую и радостную.

А Иван, который в логово самой Смерти направился, вскоре очутился в государстве темном и странном, где здания казались безжизненными, а люди сонными да рассеянными. Оказалось, что эти земли находятся под властью свирепого и безжалостного змея с двенадцатью головами, а в плену у него сидит принцесса. Не захотелось брату-молодцу оставаться в стороне, и отправился он спасать юную девицу. Вот только отрубив чудовищу каждую из голов, завалился богатырь спать ровно на три дня. А в это время властолюбивый водовоз забрал все почести и славу, пригрозив наследнице государства ножом, и стал полковником.

На следующий раз, когда прилетел еще один свирепый змей, Иван также спас среднюю царскую дочь, убил чудовище и уснул на три дня. Водовоз вновь пригрозил, присвоил заслуги и стал военачальником. На третий раз, возможно, гнусному мужчине опять удалось бы обмануть правителя и жителей государства, вот только Иван показал подарок, полученный от первой принцессы после спасения. Так водовоза казнили, а богатырю отдали в жены очаровательную царевну.

Первый братец, в свою очередь, решил привести тело в форму и пошел на охоту, что привела его к великому дворцу, в котором царствовала удивительной красоты женщина. Внезапно для богатыря превратилась она в свирепую львицу, которая напала на молодца и съела его. Второй Иван заметил, что платок, подаренный при разлуке, покрылся кровью и вмиг выдвинулся выручать бедолагу. Отыскав нужное место, он приказал монстру выплюнуть братца. А позже, напоив его целебным эликсиром, оживил. И вернулись солдатские сыновья в свои владения к очаровательным супругам. И стали они жить в мире и любви.В чем мораль?

Сказка «Два Ивана», прочесть краткое содержание которого вам удалось, раскрывает общепринятые и немаловажные моральные понятия того, как важно человеку оставаться добродушным, бесстрашным и справедливым вне зависимости от обстоятельств. Жизнерадостный, чуткий и миролюбивый «герой» никогда не оставит ближнего в одиночку справляться с бедой, а проявленное им милосердии впоследствии, безусловно, будет награждено великим духовным образом — искренней благодарностью.

Читайте также: 

  • «Три толстяка» Юрия Олеши — краткое содержание
  • «Калевала» — краткое содержание карело-финского эпоса
  • «Трилогия о Кроше» А. Рыбакова — краткое содержание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По родной литературе (русская)

Уровень образования основное общее образование 5-6 класс

Количество часов всего 14

Учителя:

Программа разработана в соответствии и на основе Примерной рабочей программы

по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования первый и второй годы обучения

(5, 6 классы). Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Рожная литература (русская)» в 5-м и 6-м классах.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У учащихся будут сформированы:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России).

  2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).

  3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

  5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями.

  7. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  8. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

  9. Социальные нормы и правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

  10. Нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

  11. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

  12. Основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  13. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Учащиеся приобретают опыт:

  • осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия, богатства, традиций российского народа;

  • осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;

  • усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • участия в социально значимом труде.

У учащихся может быть сформировано:

  • ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, опыта

  • целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса «Родная литература (русская)» — формирование универсальных учебных действий (УУД).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:  

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Обучающийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;  

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  •  овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  •  переработка в сотрудничестве с учителем и преобразование информации из одной формы в другую (перевод сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  

  • Изложение содержания прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  

  • Умение пользоваться словарями, справочниками;  

  • осуществление анализа и синтеза;  

  • умение устанавливать причинно-следственные связи;  

  • способность строить рассуждения.

Обучающийся научится:

  • учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • владение монологической и диалогической формами речи в устной и письменной формах; монологической контекстной речью;

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);

  • умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при (при методической поддержке учителя);

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  •  умение  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.  

Обучающийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература (русская)» в 5-6 классах является сформированность следующих умений:

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  2. устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  3. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  6. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  7. умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  8. умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  9. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

  10. потребность в самовыражении через слово.

Обучающийся научится:

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления

  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;

  • выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;

  • осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;

  • обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

      • выразительно читать произведения лирики.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • видеть черты русского национального характера в героях литературных произведений;

  • выбирать литературные произведения для самостоятельного чтения.

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады, рефераты;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

  • индивидуально, в паре или в группе вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 5-6 классы

5 класс (7 часов)

Устное народное творчество.

1.1. Русские народные сказки. Сказка как зеркало национальной культуры и хранилище материальной и духовной культуры народа.

1.2. Метафоричность русской загадки. Загадки о явлениях природы, предметах быта, животных и растениях.

1.3. Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, и т.д.).

1.4. Лексические средства выразительности в художественном тексте. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Лексический повтор. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; заяц – трусливый человек, осел – упрямство, змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.). Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Связь имен в малых жанрах русского фольклора с народным календарем.

1.5. Роль грамматических средств выразительности в художественных текстах. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Сравнительная степень имен прилагательных. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Глагол и формы глагола (вид, время, возвратность-невозвратность). Символическое значение числительных в жанрах фольклора.

1.6. Элементы анализа художественного текста. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Инверсия. Тавтология и плеоназм как средство выразительности в жанрах фольклора. Постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица и др.). Сравнение. Аллегория в загадках. Гипербола и литота в волшебной сказке. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

6 класс (7 часов)

Раздел 1. Устное народное творчество (1 час)

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливость, бескорыстного служения Отечеству (сказки).

Теория литературы: Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений

/Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие)1.

Теория литературы: Жанр народной песни. Повествовательное и лирическое начала в народной песне Повествовательное и лирическое начала в народной песне Выразительное чтение произведения. Выразительное чтение произведения.

/«Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря», «Добрыня и змей», «Садко», «Святогор- богатырь» и другие.. Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы: народная песня, былина, гипербола. Выразительное чтение произведения.

Раздел 2. Древнерусская литература (1 час)

Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека (повести, хождения, жития)

/Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Житие Сергея Радонежского.

/Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хожения»).

/«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие, воинская повесть).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы

Раздел 3. Литература XVIII века (1 час)

Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Раздел 4. Литература XIX века (1 час)

Поэтический образ Родины в лирике XIX века. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения. Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

/Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый!…», «Природа-сфинкс. И тем она верней…»

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение.

Раздел 5. Литература XXXXI веков (2 часа)

Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.

/В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки

/Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души.

Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.

/В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех» Краткий рассказ о писателе.

Единство человека и природы в рассказе.

Произведения современных поэтов и прозаиков Кубани о природе родного края.

Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план

Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (РУССКАЯ) в 5-6 классах

5 класс (7 часов)

п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

Устное народное творчество

1

Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и журавль», «Поди туда — не знаю куда,

принеси то — не знаю что», «Два Ивана — солдатских сына», «Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и сером волке», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

Метафоричность русской загадки.

Тематический подбор загадок:

1. Грамота и книжная мудрость.

2. Дикие и домашние животные.

3. Земледельческие работы. Ягоды, фрукты, овощи.

4. Деревья, кустарники, травы, грибы.

5. Явления природы. Времена года.

6. Транспорт. Техника.

7. Домашнее хозяйство

8. Спорт.

9. Жилище. Люди.

10. Тепло и свет,

11. Земля и небо.

1

Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества.

1

Лексические средства выразительности в художественном тексте.

«Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель», «Лиса и журавль», «Поди туда — не знаю куда,

принеси то — не знаю что», «Два Ивана — солдатских сына», «Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и сером волке», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

Роль грамматических средств выразительности в художественных текстах

1

Элементы анализа художественного текста

Итоговая аттестация

1

Защита проекта

Примерная тематика проектных и исследовательских работ:

1. Русские имена в малых жанрах фольклора

2. Народный календарь как энциклопедия жизни русского народа.

3. Метафора в русских загадках.

4. Словарик пословиц о характере человека, его качествах и др.

Итого

7

6 класс (7 часов)

п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

Рекомендуемые произведения

1.

Устное народное творчество

1

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливость, бескорыстного служения Отечеству (сказки).

Теория литературы: Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений

Волшебные сказки

«Семь Семионов»

«Морозко»

«Булат-молодец»,

«Волшебное кольцо»

«Дочь семилетка»

2.

Древнерусская литература

1

Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

Житие Сергея Радонежского.

«Житие Александра Невского»

3.

Литература XVIII века

1

История создания стихотворения. Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Г.Р. Державин «Лебедь».

4.

Литература XIX века

.

1

Поэтический образ Родины в лирике XIX в века.

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи: выразительное чтение.

Е.А. Баратынский. «Родина».

5.

Литература XXXXI веков

2

Н.М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.

В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»

Н.А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц»

Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Н.А. Заболоцкий.

6.

Защита проекта

1

Сборник песен,

междисциплинарный исследовательский проект,

сочинение-отзыв,

литературная гостиная

  1. Проект сборника «Русские народные песни»

  2. Русские богатыри в творчестве русских художников и в «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

  3. Литературная гостиная по творчеству писателя (по выбору)

  4. Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века

  5. Сочинение-отзыв об одном из произведений кубанского писателя

Итого

7

1 / — отмеченные произведения включаются в рабочую программу по выбору учителя

  • Средства художественной выразительности в сказке конек горбунок
  • Средства вложены в недвижимость как пишется
  • Средства создания комического в рассказе
  • Средства художественной выразительности 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане ответы
  • Средства изысканы как пишется