«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая приготовил подросткам необычный новогодний подарок
Молодёжный театр Алтая приготовил подросткам необычный новогодний подарок. В страшой сказке «Василисса», они, похоже, с удовольствием узнают себя.
Московскому режиссеру Виктории Печерниковой в одноименной пьесе Марии Малухиной, по ее собственным словам, оказалась близка идея взросления через нарушение родительских запретов, чтобы в какой-то момент подросток впервые взял ответственность за последствия на себя. Но вообще-то, и в тексте, и в получившемся спектакле еще много ценных мыслей, которые пригодятся и детям, и родителям.
Семья с секретами
Юная Василисса (ее играет Анастасия Данилова) живет с родителями на опушке леса. Вокруг на триста верст больше ни души – во всяком случае, так говорят маменька (актриса Наталья Сляднева) и тятенька (Алексей Бурдыко). При этом ходить в лес девочке строжайше запрещено: там опасные звери. Эти рисованные двухголовые птицы, пятнистые ящеры и прочие химеры ползают, высунув язычки, по огромному экрану позади избушки.
С девочкой что-то не так: ночью в свете луны она во сне вылезает на крышу домика и шепчет странные заклинания, а проснувшись, сама не может понять, что с ней было. Впрочем, и родители ведут себя странно: похожие пластикой на деревянные крестьянские игрушки или плоскостные лубочные картинки, они все время что-то недоговаривают. А маменька так и вовсе чуть не каждую свою фразу обрывает, закрывая себе рот ладошкой.
Заглянув однажды в лес (экран поднимается, и за ним оказывается «чащоба» из канатов, обрамленная блестящим занавесом), Василисса выясняет, что никакого зверья там нет, зато полно разной нечисти из славянских сказок. И первое же встреченное магическое существо – противного старичка Болибошку (Андрей Одинцов), который без долгих предисловий взялся ее душить, – она своим криком обратила в камень! А тут еще к родителям свалился с неба Летавец (Александр Пальшин), гонец от некоего Берендея, хозяина леса, который почему-то требует дань.
И тогда Василисса решает разобраться наконец во всем самостоятельно: пойти в лес, защитить семью и, если получится, обратить Берендея тоже в камень. На этом пути она обретает волшебного компаньона – застенчивого юного оборотня-волколака по имени Белояр (Андрей Потереба), а также встречает оголодавшее без человечины Лихо Одноглазое (Валерий Лагутин), спятившую от одиночества Полуденницу (Виктория Проскурина) и троицу опасных русалок…
Девочка, ты кто?
Если маменька и тятенька наряжены как условные крестьяне, то Василисса – совершенно обычный современный подросток с синеватыми косичками, в клетчатой рубашке, джинсах и сером акриловом кардигане, какой можно найти в любом магазине молодежной одежды. Образы сказочных существ тоже решены художником-постановщиком Ксенией Кочубей без особых магических затей, но символично: Полуденница носит огромный золотистый кокошник, намекающий на опасное солнце, Лихо – сложную маску и черную косуху, Берендей (Александр Чумаков) вообще ходит в приличном костюме с галстуком. А у Белояра из волчьих примет один только меховой «хвостик» на голове.
Роскошь и спецэффекты этой современной сказке и не нужны. Будучи метафорой взросления, она играет буквально на поле архетипов. Нарушив табу, девочка одна идет в темный лес, что же будет? Впрочем, заглавная героиня в исполнении Анастасии Даниловой особой кротостью не отличается. Это убедительно сыгранный дерзкий и колючий подросток, решительный в силу неведения, напуганный пробуждением и происхождением собственных странных способностей.
За все полтора часа действа мы не видели в зале ребенка, который бы отвлекся на болтовню или уткнулся в телефон, а после с облегчением рванул в гардероб, – наоборот, именно юные зрители и устроили артистам овацию. И этот успех спектакля отчасти можно объяснить тем, что его сюжет движется тропой, проторенной подростковой литературой и кинофантастикой последних десятилетий, чем-то напоминая и «Гарри Поттера», и «Сумерки», и «Звёздные войны» (скажем, у Василиссы явно был шанс повторить путь Энакина Скайуокера – обратите внимание на сцену с отгрызенной рукой!).
Полезные идеи для взрослых зрителей тут тоже припасены: например, что честность в отношениях с чадом – лучшая политика. Или что подростки, даже если временами кажутся чудовищами, детьми от этого быть не перестают. Удерживая баланс увлекательного, страшного и смешного, «Василисса» говорит со зрителями всерьез, чтобы в конце логично объяснить все: и родительские страхи, и мистику, и двойственную природу главной героини, и двойную «с» в ее имени.
Любовь Карпова
Источник: «Алтайская правда»
Премьеры, всероссийский фестиваль, лаборатория, юбилеи и награды – в Молодёжном театре Алтая подвели итоги года
Конец декабря – идеальное время для того, чтобы оценить свою работу за год, отметить достижения и лишний раз порадоваться успехам. Это и сделали в Молодёжном театре Алтая. Вспоминаем все значимые события 2021-го.
Премьеры
Год в МТА открыли 3 января премьерным показом ирландской комедии Андрея Воробьёва «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина МакДонаха. В центре сюжета – братья Вэлин и Коулмэн, только что похоронившие отца. Они ссорятся, делят наследство, постоянно друг друга подкалывают. Оба испытывают симпатию к местной девушке Гэлин, что тоже не добавляет теплоты в отношения героев. Частый гость в доме – Отец Уэлш. Сам испытывающий кризис веры, он делает всё возможное, чтобы помирить родственников. Ради этого он идёт даже на крайние меры.
5 марта в репертуар театра вошла опера «Мария Стюарт». В её основе – документальная история середины XVI века о противостоянии королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы Тюдор, закончившемся казнью Марии. Нестандартное прочтение трагедии Фридриха Шиллера представил молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Максим Соколов.
20 мая прошёл первый показ спектакля «Пой, Вовка…», в основу которого легло литературное наследие Валерия Золотухина. Режиссёр Анатолий Кошкарёв использовал рассказ «Старики», отрывки из повестей «Дребезги» и «На Исток-речушку, к детству моему», в которых много автобиографичного, прозу из дневников артиста, фрагменты писем. Спектакль «Пой, Вовка…» приурочен к 80-летию большого артиста, педагога, художественного руководителя МТА с 2003 по 2013 годы.
8 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера уравнения с двумя неизвестными «Загадочное ночное убийство собаки» Саймона Стивенса. Режиссёр спектакля – Андрей Воробьёв. Это история о 15-летнем подростке с аутизмом. Однажды он обнаруживает во дворе у соседки мёртвое животное и решает во что бы то ни стало узнать, кто совершил преступление. При этом главным подозреваемым считают самого мальчика. Чем ближе герой подбирается к истине, тем больше тайн ему предстоит открыть. И тем сильнее ему придётся противостоять своей особенности.
12 ноября состоялась ещё одна премьера – спектакль «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» поставил режиссёр из Польши Бениамин Коц. Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. Спектакль Молодёжного театра Алтая стал уникальным. При работе над ним выяснилось, что при переводе оригинального текста повести с польского языка на русский некоторые фрагменты упустили. Утраченные части Бениамин Коц перевёл сам, чтобы точно передать зрителям МТА рассуждения педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака.
«Крахмальная, 92» – интерактивный спектакль, созданный при поддержке проекта партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». По этой же программе под конец года в Молодёжном театре Алтая режиссёр Виктория Печерникова поставила страшную сказку для подростков «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Но современная «Василисса» – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.
Лаборатория детских сказок
В июне в Молодёжном театре Алтая прошла актёрско-режиссёрская творческая лаборатория по созданию эскизов спектаклей-сказок «РусскаяZABAVA». Принять в ней участие мог любой артист труппы. Выдвигали только одно условие – спектакль для малышей от трёх лет должен быть интерактивным.
В итоге из четырёх эскизов два руководство театра оценило как наиболее интересные и перспективные. Один из них – сказка «Серая Шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка. С ней работал Руслан Гарибов, уже поставивший в театре детский спектакль «Цветик-семицветик» Валентина Катаева и пьесу Олега Богаева для взрослой аудитории «Русская народная почта». Отметили эскиз спектакля артиста Андрея Одинцова по мотивам русских народных сказок.
Главный режиссёр
12 мая директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец представила коллективу нового главного режиссёра. Им стал Алексей Серов из Санкт-Петербурга. Зрителям Барнаула он уже известен – в 2019 году режиссёр поставил в МТА трагикомедию «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера.
За плечами режиссёра более ста спектаклей. Он сотрудничал с театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Новгорода, Хабаровска, Мурманска, Воронежа, Волгограда, Краснодара, Томска и многих других городов. Алексей Серов – лауреат государственной премии Волгоградской области (2008) в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительской деятельности в номинации «Театральное искусство» за спектакль «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич в Волгоградском молодёжном театре.
Опыт руководства большим творческим коллективом у Алексея Эдуардовича есть. С 1992 по 1997 год он был главным режиссёром новосибирского театра «Красный факел», с 2001 по 2004 год руководил Театром юного зрителя в Волгограде. В 2004 году основал и до 2012 года руководил Молодёжным театром в Волгограде. В этом же городе в 2012 году основал и в 2013 году руководил Первым драматическим театром. В 2016-2017 годы Алексей Серов был главным режиссёром Хабаровского краевого музыкального театра.
Сейчас Алексей Эдуардович работает над новым спектаклем. Со 2 по 7 января в МТА пройдут премьерные показы комедии итальянского драматурга Дарио Фо «Свободная пара» о семейной жизни без обязательств. Комический эффект от всего происходящего усилен в спектакле приёмом «театр в театре», когда зрители становятся непосредственными свидетелями на процессе по «делу о супружеской неверности».
Дни памяти
2 февраля в Молодёжном театре Алтая состоялся вечер памяти артиста Юрия Виноградова. На нём собрались друзья, коллеги и студенты Юрия Александровича. Вечер памяти назвали «Любимые сказки Юрочки». Артисты театра прочитали малоизвестные произведения Ганса Христиана Андерсена «Бузинная матушка», «Ёлка» и «Немая книга» под музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств России, органиста Сергея Будкеева. Коллеги по сцене рассказали, каким удивительно чутким и внимательным был Юрий Виноградов, а студенты вспоминали, что его лекции были лучшими.
Юрий Александрович родился 17 апреля 1951 года в семье заслуженных артистов России Лидии Римшевич и Александра Виноградова, работавших в ТЮЗе. Детские годы мальчика прошли в театре, что повлияло на его выбор профессии. Юрий Виноградов окончил Барнаульское музыкальное училище по классу фортепиано, Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драматического театра». Много лет служил в театре. Последней ролью в Молодёжном театре Алтая для Юрия Александровича стала роль Хлопова в комедии «Ревизор».
2 февраля 2017 года после тяжёлой продолжительной болезни артист, педагог и верный друг скончался. С тех пор эта дата для коллектива МТА особенная.
Премьера спектакля Молодёжного театра Алтая «Пой, Вовка…» по рассказам, письмам и дневникам Валерия Золотухина продолжила череду памятных мероприятий, посвящённых 80-летию народного артиста России. В Барнаул прилетели жена Ирина Линдт, сын Иван Золотухин, друзья и коллеги Вениамин Смехов, Алика Смехова, Валерий Черняев и Любовь Чиркова. Во время выступлений гости говорил, что артист был человеком с большой и светлой душой, на которого можно было положиться, который всегда поддерживал. Ирина Линдт и Иван Золотухин отметили, что поездка на Алтай – словно приезд к родственникам, настолько Валерия Сергеевича любят жители края, рады видеть его семью.
Мероприятия, посвящённые юбилею артиста, завершались в сентябре масштабным культурным форумом – IV Всероссийским молодёжным театральным фестивалем им. В.С. Золотухина.
Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина
Фестиваль проходил с 18 по 24 сентября 2021 года. В конкурсной программе свои спектакли представили 11 театров из Барнаула, Уфы, Кемерова, Екатеринбурга, Альметьевска, Вологды, Новосибирска, Глазова, Нягани и Челябинска. Московский театр на Таганке выступил в качестве гостя. В образовательную часть фестиваля вошли семинары об организации театрального дела, новых проектах Союза театральных деятелей России и о том, как писать о современном театре. В этом году членами жюри стали театроведы Кристина Матвиенко, Юлия Клейман, Антон Алексеев и режиссёр Роман Феодори, возглавляла группу экспертов директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская.
Решением жюри Гран-при фестиваля вручили Молодёжному театру Алтая за спектакль Бениамина Коца «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски. За исполнение роли Учительницы в этом спектакле отметили Юлию Юрьеву, она стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова
Большим событием стали гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, приуроченные к 100-летию творческого коллектива. На сцене МТА состоялись показы двух спектаклей одного из самых популярных театров в России.
Барнаульцам представили спектакль «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке Натальи Ковалёвой. Это история об учениках одного простого школьного класса, которые годами жили по соседству и сидели за одними партами в школе. Никому в голову не приходило выяснять национальную принадлежность друг друга. А когда фашисты поделили людей на «высшую» и «низшие» расы, вчерашние одноклассники вмиг обернулись кто палачом, кто жертвой.
Затем состоялись показы спектакля «Крик лангусты» по пьесе Джона Маррелла «Смех лангусты». Сару Бернар называли божественной актрисой, золотым голосом, императрицей театра. Эпатажная и несгибаемая, первая в истории мировая звезда. Ей предрекали раннюю гибель от туберкулёза – но ошиблись. Ей ампутировали ногу – но Сара Бернар продолжила играть, и публика рукоплескала ей. В постановке Михаила Цитриняка заняты известные артисты Юлия Рутберг и Андрей Ильин.
Победы на фестивалях
В марте заслуженная артистка России Галина Чумакова и Любовь Хотиёва приняли участие в III фестивале искусств «Здесь край моих отцов», который проходил на родине Валерия Золотухина. В Быстроистокском культурно-досуговом центре ведущие мастера сцены Молодёжного театра Алтая показали две программы: художественное чтение произведений советских писателей «То, что мы любили в детстве» и «неСлучайные встречи» с рассказами Надежды Тэффи.
В мае в Барнауле состоялся V фестиваль самостоятельных работ «Рождение замысла», инициатором которого выступает региональное отделение Союза театральных деятелей России. Свои спектакли представляли как профессионалы, так и любители театрального искусства. В итоге в номинации «Лучший спектакль фестиваля» победу одержала артистка МТА Ольга Жучкова с моноспектаклем «Святая Ю». Видеооператора театра Александра Секачёва отметили в номинации «Лучшее оформление визуального видеоряда» за работу в этом спектакле.
В этом году директор театра Ирина Лысковец по приглашению организаторов побывала на образовательном семинаре Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (Москва). Она и артист Владимир Кулигин стали гостями Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» 2021 года (Санкт-Петербург).
В ноябре Ирина Лысковец была участником Всероссийского фестиваля-лаборатории «Колесо», который Российский академический Молодёжный театр проводит совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Это профессиональные смотры детского и молодёжного репертуара разных театров страны. На фестивале проходит ежегодный Всероссийский семинар по работе со зрителями, на котором руководителям театров представляют лучший отечественный опыт по организации и проведению зрительских проектов. Центральным событием «Колеса» стал круглый стол по актуальным проблемам театров для детей и молодёжи – попытка объединиться в формулировании и решении проблем современных ТЮЗов России.
Юбилеи на сцене родного театра
Трое артистов Молодёжного театра Алтая отмечали юбилей творческой жизни. В феврале 40-летие на сцене отмечал заслуженный артист России Валерий Лагутин. Он с детства занимался в цирковой студии при Доме культуры котельщиков. Позже получил профильное образование в Алтайском государственном институте культуры – выпустился в 1981 году и тогда же пришёл в театр. С тех пор артист востребован у режиссёров. Причём Валерий Лагутин – единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке.
В трудовой книжке за 4 мая 1984 года есть запись: «Уволен в связи с уходом в ряды Советской армии». После Афганистана артист вернулся в театр. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Валерию Лагутину вручили Грамоту. Также у него есть медали, среди которых – «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».
В сентябре памятная дата – 25 лет – была у Юлии Юрьевой. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила около 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.
В ноябре прошёл творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной «50 лет на сцене». Нина Васильевна читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съёмок в кино.
Путь на сцену для артистки, увлечённой театром с самого детства, был долгим. После школы она поступила на педагогический факультет, позже – на юридический. Эти направления не приносили никакого удовольствия – творческая натура девушки требовала другого. Всё свободное время Нина Таякина пропадала в кружках и народных театрах. И однажды приняла решение ехать учиться в Горький. С отличием окончив театральное училище, Нина Васильевна вернулась в Барнаул и устроилась в Алтайский театр юного зрителя. Несмотря на занятость в репертуаре, артистка окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра. Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. А последние 15 лет Нина Таякина преподаёт актёрское мастерство в институте культуры.
Благодарности и премии
Ко Дню работника культуры России в Барнауле прошла церемония вручения благодарственных писем и грамот от администрации города, на которой отметили несколько сотрудников Молодёжного театра Алтая. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие профессионального театрального искусства в городе Благодарственные письма вручили артистам Наталье Слядневой и Александру Пальшину, заведующему монтировочным цехом Максиму Павлову. Почётные грамоты администрации Барнаула – артистке Светлане Лепихиной и заведующему столярным цехом театра Роману Скворцову.
По итогам творческого сезона 2020-2021 годов Министерство культуры Алтайского края за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почётной грамотой отметило помощника режиссёра МТА Елену Рудь.
В октябре стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в список лучших попал Александр Коцубенко. Он окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.
В ноябре за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почётную грамоту Министерства культуры Алтайского края вручили заместителю директора по развитию Молодёжного театра Алтая Марине Стригуновой.
Под конец года в театре состоялась ещё одна церемония вручения. Администрация Октябрьского района Барнаула отметила инженера-механика МТА Евгения Кобылина. Благодарность министра культуры Алтайского края за многолетний добросовестный труд и личный вклад в организацию деятельности театра директор МТА Ирина Лысковец передала Елене Тишиной. Почётную грамоту администрации города вручили руководителю литературно-драматургической части Станиславу Хазиеву, главного бухгалтера Елену Анисимову отметили знаком «За вклад в развитие города Барнаула», почётный знак «С благодарностью, Барнаул» вручили заведующему художественно-постановочной частью МТА Павлу Мануйлову.
Эксперт «Золотой Маски» на показах МТА
С 7 по 10 апреля на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая была театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музея им. А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» Ирина Алпатова. Театр пригласил её в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности.
Эсперт посмотрела и дала свою оценку пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, опере «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, семейной истории «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер и трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Впечатления Ирины Алпатовой опубликовали в журнале «Сцена», единственном в стране театральным изданием, в фокусе внимания которого находятся вопросы сценографии, новые технологии и материалы, технические достижения в области светового и звукового оборудования.
Новые артисты
В августе труппу Молодёжного театра Алтая пополнили новые артисты, недавние выпускники театральных вузов. Дарья Чиж, Дмитрий Волков и Антон Нечаев в этом году окончили Алтайский государственный институт культуры по специальности «Артист драматического театра и кино». Куратором курса была ведущий мастер сцены МТА, заслуженная артистка России Нина Таякина. Вместе с ней бесценный опыт студентам передавал артист и режиссёр Виктор Захаров.
В новом сезоне зрители Молодёжного театра Алтая познакомились с Анастасией Милютиной. В 2021 году она получила диплом Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск), специальность девушки – «Актёрское искусство». С шести лет Анастасия Милютина занимается вокалом, с 10 лет ходила в детскую студию при музыкальном театре.
Летняя театральная школа СТД
С 1 по 29 июня в Москве проходила XIV Летняя театральная школа Союза театральных деятелей России. В этом году в ней участвовало более 80 молодых артистов из 55 городов России. Из Барнаула на обучение пригласили Андрея Потеребу.
Программа Летней театральной школы СТД РФ представляет собой интенсивный образовательный четырёхнедельный курс и включает в себя мастер-классы, тренинги и лекции по основным профессиональным дисциплинам: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, ритмика, современный танец и сценический бой. Педагогический состав Школы – ведущие специалисты из лучших вузов страны.
Важные проекты
Творческие встречи – одно из важных и любимых направлений МТА. В феврале, пока шла работа над спектаклем «Мария Стюарт», в Молодёжном театре Алтая состоялись две встречи с Максимом Соколовым, поставившим в МТА Wonder boy и «Бойцовский клуб». После показов зрители высказывали своё мнение о том, что увидели на сцене, спрашивали режиссёра, как шла работа над этими спектаклями, задавали вопросы о декорациях, реквизите и костюмах. Много вопросов задавали и артистам.
Молодёжный театр Алтая одним из первых в крае подключился к проекту Министерства культуры России «Пушкинская карта». С 1 сентября его участники – школьники и студенты в возрасте от 14 до 22 лет – могут оплатить билет на любой спектакль МТА за счёт средств федерального бюджета. В первый год на баланс карты зачислили 3000 рублей, в 2022-м сумму увеличат до 5000 рублей.
Молодёжный театр Алтая присоединился ко Всероссийскому экскурсионному флешмобу. Акция всегда проходит в последнюю субботу августа, она направлена на то, чтобы участники как можно больше узнали об истории, культуре и людях своих городов.
В МТА группу встречал артист и режиссёр Виктор Захаров. Он – настоящий хранитель истории. В 1968 году окончил Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драмы», работал в Алтайском краевом театре юного зрителя. В 1982 году защитил с отличием режиссёрский диплом в Театральном училище им. Б. Щукина в Москве, в 1987 году окончил Высшие театральные курсы при ГИТИС по направлению «Режиссёр драматического театра». С 1983 года Виктор Степанович был режиссёром нашего театра, с 1990 по 1997 годы – главным режиссёром. Параллельно вёл большую деятельность на благо культурной жизни края в качестве председателя Алтайского отделения Союза театральных деятелей России.
Именно поэтому Виктор Захаров знает о МТА всё. На экскурсии он провёл гостей театра по фойе, показал музей, бутафорский, декорационный, пошивочный и другие цеха. У каждого участника акции была возможность выйти на сцену и почувствовать себя артистом. Прогулку по театру Виктор Степанович дополнил рассказами о спектаклях, над которыми работал в разные годы, поведал интересные случаи из истории МТА и своей профессиональной деятельности.
В этом году в МТА прошли благотворительные показы спектаклей. Все вырученные от продажи билетов средства направили родителям Марии Яценко, у которой диагностировали спинальную мышечную атрофию. Это генетическое заболевание, поражающее клетки спинного мозга. Без своевременного лечения мышцы постепенно ослабевают – сначала руки, потом ноги, спина, заканчивается всё остановкой дыхания.
Весь город собирает средства на препарат «Золгенсма» для девочки, стоимость которого составляет около 180 миллионов рублей. Сотрудники МТА не могли остаться в стороне.
Уже не первый год Молодёжный театр Алтая много внимания уделяет особенным зрителям. 2021-й исключением не стал – сотрудничество с Алтайской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Алтайским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток — хорошо!» и городским общественным клубом ветеранов «Оптимисты» при Дворце культуры Барнаула продолжилось. Подопечные этих организаций по-прежнему могут приобрести билеты на показы спектаклей по льготным ценам.
По многолетней традиции МТА принял участие в месячнике пожилого человека, который проходит в октябре. Цена билета для зрителей почтенного возраста на спектакли «Обыкновенное чудо», «Гроза», «Вишнёвый сад» и Wonder boy продавали всего по 100 рублей. Это дало возможность многим пенсионерам не только побывать на постановках по известнейшим произведениям Евгения Шварца, Александра Островского и Антона Чехова, но и познакомиться с современной подростковой драматургией.
Молодёжный театр Алтая возобновил проведение мастер-классов для детей перед показами сказок. Раз в месяц в фойе в течение часа педагоги из Центра детского творчества Центрального района Барнаула обучают желающих творить цветы, открытки и фигурки из бумаги.
15 декабря артисты Молодёжного театра Алтая приняли участие в форуме «Классика в диалоге с современностью» об Антоне Чехове. Он проходил в новоалтайской Центральной городской библиотеке им. Л.С. Мерзликина. Дмитрий Борисов, Александр Коцубенко, Анастасия Милютина и Роман Чистяков выступили перед учениками восьмого и одиннадцатого классов с программой «Читаем Чехова» образовательного проекта «Разборки с автором». Они представили рассказы «Толстый и тонкий», «Загадочная натура», «Стража под стражей» и «Бумажник».
Ирина Лысковец,
директор Молодёжного театра Алтая:
«Год для Молодёжного театра Алтая выдался насыщенным. Репертуар пополнили шесть спектаклей, часть из которых стали явлением в культурной жизни региона. Мы на высшем уровне провели Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина, приняли на своей сцене гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Наконец-то приобрели главного режиссёра, а ещё нашли интересные решения создания спектаклей по детским сказкам на творческой лаборатории. Подводя итоги, можно уверенно сказать, что все сотрудники театра выложились, не подвели, сработали слаженно, очередной раз доказали свой профессионализм в театральном деле.
2022-й год у театра станет не менее ярким. Мы продолжим ставить качественные спектакли по лучшим произведениям классиков и пьесам молодых современных драматургов. Есть договорённость о сотрудничестве с талантливыми и известными в стране режиссёрами. В наших планах реализация нескольких любопытных творческих проектов, прежде всего ориентированных на подростков. Молодёжный театр Алтая намерен и дальше уделять внимание развитию безбарьерной среды, поддерживать существующие и реализовывать новые социально значимые проекты. Предстоит большая работа по обновлению светового и звукового оборудования».
Формировать способность пересказывть текст эмоционально, последовательно, используя опорные схемы; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, грамматически правильно строить фразы, закреплять знакомые слова на казахском, английском языках; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать толерантность.
Шамшуменова Ганижамал Болатовна
Ұымдастырылған оку іс – әрекетінің технологиялық картасы
ересектер тобы үшін
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Білім беру аймағы / Образовательные области: Коммуникация
Бөлемдер / Разделы: Художественная литература, развитие речи
Тақырыбы / Тема: Пересказ сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик»
Мақсаты/Цель: Формировать способность пересказывть текст эмоционально, последовательно, используя опорные схемы; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, грамматически правильно строить фразы, закреплять знакомые слова на казахском, английском языках; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать толерантность.
Көрнекілік/ Наглядность: портрет В. Катаева, ключевые слова- картинки, сюжетные картинки по содержанию сказки, онлайн- вопросы.
Сөздік жұмысы / Словарная работа: сострадание, забота, любовь, помощь, дружба.
Билингвальді компонент / Билингвальный компонент: желтый-сары-yellow, красный-қызыл-red, синий-көк-blue, зеленый-жасыл-green, оранжевый-сарғылт-orange, фиолетовый-кулгін-purple, голубой-көгілдір-white blue.
Іс-әрекет кезеңдері Этапы деятельности | Тәрбиешінің іс-әрекеті Действия воспитателя | Балалардың іс-әрекеті Действия детей |
Мотивациялық – танымдық Мотивационно – побудительный | — Сегодня мы будем лучшими? 1. Работа с ключевыми словами — Внимание! Выкладываю ключевые слова-картинки в следующем порядке: сострадание, любовь, помощь, забота, дружба. Задание: нужно запомнить ключевые слова по порядку (слова убираются, включается таймер, время на запоминание 1 минута) -Выкладываем ключевые слова -Проверяем (появляются снова ключевые слова), у кого, как у меня, поднимают ладошки. Оценивание (Отмечаю на матрице ЗУН правильность выполнения задания каждым ребенком) 2. Онлайн – вопросы Ваня со своей мамой приготовили для вас онлайн-вопросы. Внимание на экран. – А теперь правильный ответ (включаем онлайн-ответы). 3. Работа по коммуникации (трехязычие). Ребята, у меня тоже есть цветок, посмотрите. Чем же он отличается от тех, которые вы сейчас увидели. -Да действительно, это волшебный цветок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик» Какого цвета лепестки у этого цветка. Надо назвать лепестки на трех языках. | — Да, все у нас получится. Смотрят Запоминают Поднимают ладошки Смотрят. Отвечают. -Неживой, сделанный своими руками, волшебный, у цветка разные лепестки, цветик-семицветик. -Разные |
Ұйымдастырушылық – ізденушілік Организационно – поисковый | Это какой лепесток? А этот? Этот какой? А этот? Этот какой? А этот? Этот лепесток? 4.Работа с текстом Этот цветок не простой, а волшебный. И на прошлом занятии мы читали о нем сказку. Сказка так и называется «Цветик- семицветик», а написал ее Валентин Катаев. Давайте вспомним ее. (На экране появляются последовательно сюжетные картинки по содержанию сказки.). Вот какие чудеса происходили в этой сказке.(Указываю на картинки) Задание: Расскажите сказку друг другу(учитель-ученик). Оценивание: 1.Поднимите ладошки те ученики, которым учителя хорошо рассказывали. 2.Поднимите ладошки те учителя, которых внимательно слушали ученики. (Отмечаю на матрице ЗУН) 5.Физминутка. 6.Дидактическая игра «Слова наоборот» Сильный–слабый умный-глупый здоровый–больной смелый–трусливый высокий–низкий толстый-худой веселый- грустный Мы разные, но мы вместе, потому что мы дружные. 7.Работа по Матрице ЗУН (Задаю вопрос по тексту и показываю на символ, закрепленный за ребенком. Сколько детей, столько и вопросов.) Кто автор сказки? Как называется сказка? 1 желание Жени? 2 желание Жени? 3 желание Жени? 4 желание Жени? 5 желание Жени? 6 желание Жени? | Желтый лепесток, сары күлте, yellow pettle. Красный, қызыл,red. Синий, көк, blue. Зеленый, жасыл, green. Оранжевый, сарғылт, orange. Фиолетовый, күлгін, purple. Голубой, көгілдір, white blue Смотрят. Учителя одевают шляпу и рассказывают. Ученики внимательно слушают. Поочередно поднимают ладошки. Выполняют Называют слова наоборот Отвечают на вопросы: 1.Валентин Катаев 2.»Цветик- семицветик» 3. 1 желание- чтобы я была дома с баранками 4. 2 желание-чтобы мамина ваза стала целой 5. 3 желание- чтобы я сейчас же была на Северном полюсе 6. 4 желание- чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе 7. 5 желание- чтобы все игрушки на свете были мои 8. 6 желание- чтобы игрушки поскорее вернулись в магазины |
7 желание Жени? Какие слова нужно было сказать, чтобы желание исполнилось? Какое желание Жени самое лучшее? Почему? Какое желание ты бы загадал, если б у тебя был волшебный цветок? А после прочтения этой сказки какое желание хочешь загадать? Оценивание (Отмечаю на Матрице ЗУН только правильные ответы) 8.Задание: Выложите сюжетные картинки в той последовательности, как происходили события в сказке.(На экране сюжетные картинки. Минута на запоминание. Картинки убираются). Оценивание (Отмечаю на Матрице тех, у кого верно). | 9. 7 желание- чтобы Витя был здоров 10.Лети,лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг,возвращайся, сделав круг,лишь коснешься ты земли,,быть по-моему вели Чтобы Витя был здоров. | |
Рефлестік – үйлесімділік Рефлексивно – коррегирующий | Чему научила вас сказка? При ответе на вопрос надо использовать ключевые слова: сострадание, забота, любовь, помощь, дружба. (Звучит музыка Шопена «Осенний вальс») — Да, ребята, сострадание забота, любовь, помощь, дружба всегда были главными ценностями на Земле. Я думаю, вы вырастите умными, добрыми, толерантными. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Каждый труд должен оцениваться. Прошу забрать свои заработанные монетки и положить их в свои ячейки в Банке. | Меня сказка научила проявлять сострадание к больным людям. Меня сказка научила заботиться друг о друге. Меня сказка научила любить. Меня сказка научила, что надо помогать друг другу. Меня сказка научила дружить. Слушают Дети кладут монетки в Банк |
Күтілетін нәтеже / Ожидаемый результат:
Воспроизводят: содержание сказки В. Катаева «Цветик- семицветик»
Понимают: смысл произведения
Применяют: пересказывают текст эмоционально ,последовательно, используя опорные схемы; грамматически правильно строят фразы; отвечают на вопросы по содержанию текста; называют цвета лепестков на русском, казахском, английском языках.
-75%
Сохранить у себя:
Технологическая карта «Пересказ сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик»» (22.07 KB)
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Вид урока: интегрированный урок. Возраст детей: 8-9 лет.
Время проведения: 45 минут.
Форма организации обучения: практическое занятие.
Цели:
- Научить изготавливать «цветик-семицветик» методом петельной техники.
- Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик-семицветик».
Задачи:
Образовательные
- Подвести к пониманию нравственного смысла сказки «Цветик-семицветик», мотивированной оценке поступков и характера главной героини.
- Формировать интерес к чтению художественной литературы.
Развивающие:
- Пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства, устойчивый интерес к рукоделию.
- Освоить петельную технику плетения бисером.
- Развивать речь, память, логическое и творческое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, аккуратность.
- Способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик-семицветик».
Демонстрационный материал и оборудование: интерактивная доска, презентация к сказке, наглядный образец «волшебного» цветка, выполненный в петельной технике, инструкционно-технологическая карта «Плетение цветика-семицветика из бисера», бисер для работы, проволока, тарелочки для бисера, ножницы, салфетки-подложки на парту.
Методические приемы: беседа, опрос, разбор схемы, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, физминутка, подведение итогов.
Презентация
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа (объявление темы, объяснение задания).
3. Основная часть занятия:
3.1. Практическая работа (объяснение нового материала)
3.2. Физминутка.
4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)
Педагогические технологии:
- Личностно-ориентированная.
- Проблемно-поисковая.
- Групповая.
- Технология сотрудничества.
1. Организационный момент (проблемно-поисковая технология)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем занятии.
Но я хочу вас предупредить, что сегодня наше занятие будет не совсем обычным.
2. Вводная беседа (объявление темы, объяснение задания)
Совсем скоро наступит волшебная пора. Время новогодних праздников и рождества. В эту пору все люди, сколько бы им не было лет, мечтают и загадывают желания. И у вас, наверняка, тоже есть желания, да не одно. И я очень хочу, чтобы все ваши желания исполнились.
И мне кажется, я знаю, как вам помочь! Посмотрите, как называется наше занятие? Слайд 1
— Волшебный цветок.
А помните ли вы, какой волшебный цветок может исполнить наши желания?
— Цветик-семицветик.
Да, цветик-семицветик из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Слайд2
А почему этот цветок так называется? (ответы — потому, что у него семь цветов). Какие это цвета?
Давайте вспомним, эту историю о самой обыкновенной маленькой девочке Жене, которая шла в магазин и вдруг встретила волшебницу, которая подарила ей волшебный цветок с семью разноцветным лепестками. Он мог исполнить любые желания девочки.
На что потратила Женя первые шесть лепестков?
— На пустые и глупые желания. Каждое ее желание завершалось неудачей, она не получала никакого удовольствия.
Но последний лепесток был потрачен на что?
— Чтобы возвратить хромому мальчику возможность бегать и прыгать.
Ребята, как вы считаете, какое желание было самым важным?
Рассуждения детей.
Именно после последнего исполнения желания к Жене пришла настоящая радость. Она была счастлива потому, что смогла помочь Вите.
А Чему учит нас эта сказка? Слайд 3
Сказка учит заботиться о других людях. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя.
Добрые дела, сделанные для других, обязательно вернутся сторицей.
Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы!
Я хотела бы подарить вам всем цветики-семицветики! И приготовила для вас такой волшебный букет. Но что-то с ним не так? Посмотрите, у наших цветов не хватает лепестков. К сожалению, по дороге сюда подул сильный ветер и некоторые лепестки разлетелись.
Мы не будем расстраиваться. Я предлагаю вам самим изготовить недостающие лепестки, чтобы концу занятия у каждого в руках оказался волшебный цветок.
Давайте посмотрим, лепестки какого цвета лепестки у нас есть, а какие нам нужно изготовить? Для этого мы должны вспомнить запоминалку о цветах радуги.
Слайд 4
Нужно изготовить Оранжевый, Зеленый, Голубой.
3. Основная часть
3.1 Практическое выполнение задания (личностно-ориентированная, технология проблемно- поисковая, технология сотрудничества).
Сейчас я покажу вам, как сплести лепесток цветка.
Для начала берем отрезок проволоки и делаем на нем петельку, для того, чтобы бисер не рассыпался.
Во время работы не забываем ТБ. Проволока — это колющий предмет, поэтому работать с ней надо крайне осторожно, не делайте резких движений во время работы и старайтесь, чтобы она была всегда ниже вашего лица. Итак, начинаем плести наш лепесток.
3.2. Физминутка (игровая технология).
— Вы немного устали! Давайте немного отдохнем!
Я предлагаю вам небольшую физкультминутку!
Давайте отложим наши принадлежности.
Представьте, что ваш нос — это карандаш, и вы умеете им писать! Давайте напишем вашими носами-карандашами пять цифр от одного до пяти!
Считаем все вместе: один, два, три, четыре, пять. Теперь мышцы шеи у вас отдохнули.
А теперь необходимо, что бы отдохнули ваши глаза!
Представьте, что сильно дует ветер. Поморгаем быстро-быстро.
А теперь потрите ладошки друг о друга, и приложите ладошки к закрытым глазам. Посчитаем до 3. Теперь и мышцы глаз отдохнули! Молодцы!
4. Итог занятия (анализ работы, уборка рабочего места)
Обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Достаточно иметь доброе сердце, приходить на помощь другим в трудную минуту, не ждать, когда вас попросят об этом.
Посмотрите, какой яркий цветок!
Ребята, я очень хочу, чтобы ваши желания были искренними, светлыми добрыми!
Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми можно гордиться!
Вам остается только прикоснуться к цветку и загадать заветные желания.
— Спасибо вам за работу, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали мне и друг другу, всем спасибо.
Инструкционно-технологическая карта «Плетение лепестка цветика-семицветика из бисера».
Наберите на первый отрезок проволоки 18 бисерин. Соедините в кольцо два кончика проволоки, скрутите проволоку несколько раз. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок. Это внешняя часть лепестка.
Наберите на второй отрезок проволоки 8 бисерин. Скрутите проволоку с бисером так, чтобы образовалась петелька из бисеринок. Это внутренний лепесток.
Скрутите между собой внутренний и внешний лепестки. Получился один лепесток цветика-семицветика!
Сплетите по этой схеме еще 2 лепестка цветика-семицветика бисером разных цветов, скрутите лепестки между собой и волшебный цветик-семицветик готов!
Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.
16.12.2021
Программное содержание:
Закреплять представление о числе 7;
Навык порядкового счёта до 10;
Навык прямого и обратного счета в пределах 10;
Закреплять знания о геометрических фигурах,
Умение составлять из них изображение предметов по схеме;
Закреплять умение располагать предметы в возрастающем порядке по величине;
Совершенствовать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании геометрических фигур и дорисовки изображения;
Развивать связную речь, познавательную активность, устойчивое внимание;
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к учебной деятельности.
Оценить
59
Содержимое разработки
Конспект внеклассного занятия с детьми ТМНР Путешествие в сказку «Цветик — Семицветик»
Программное содержание:
Закреплять представление о числе 7;
Навык порядкового счёта до 10;
Навык прямого и обратного счета в пределах 10;
Закреплять знания о геометрических фигурах,
Умение составлять из них изображение предметов по схеме;
Закреплять умение располагать предметы в возрастающем порядке по величине;
Совершенствовать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании геометрических фигур и дорисовки изображения;
Развивать связную речь, познавательную активность, устойчивое внимание;
Воспитывать самостоятельность, усидчивость, интерес к учебной деятельности.
Материал и оборудование: 7 баранок (из картона); изображение вазы, разрезанное на части в форме геометр. фигур, схема вазы; цветок «Цветик-семицветик» из картона; изображение: дерева, ворон; цифры,
На каждого ребёнка: тарелочка с геометрическими фигурами «Собери вазу», тарелочка с 7 кругами жёлтого цвета разного размера, карточка с двумя свободными полями, тарелочка с треугольниками (7 шт.); лист бумаги с нарисованным геометрическим узором; лист бумаги с изображением игрушек; простой карандаш; цветок из бумаги в качестве поощрения.
Предварительная работа:
— чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», беседа по сказке;
— рассматривание иллюстраций;
— просмотр мультфильма «Цветик–семицветик»
Ход занятия:
Организационный этап:
Дети становятся в круг
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнём.
— Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю отправиться в путешествие по сказке?
Вы согласны отправится в сказку? (Да).
Но сядет на свое место тот, кто правильно покажет мне цифру.
Даня, покажи цифру 3
Ваня. Покажи цифру 2
Алина, покажи цифру 2
Илья, покажи цифру 5. 7. 6
Молодцы, пройдите на свои места, сядьте прямо, и мы начнём наше увлекательное путешествие.
Основной этап:
Давайте вспомним, кто главный герой в сказке? «Цветик-семицветик»? (Девочка )
Как звали девочку? Женя. Верно.
— Жила — была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки (на магнитной доске вывешивается баранки).
Илья. Поосчитай, сколько баранок купила Женя?
Сколько баранок купила Женя (7).найди цифру 7.
Но пока она шла домой и смотрела по сторонам, все баранки съела собака. Когда Женя спохватилась, у нее не осталось ни одной баранки.
Побежала девочка за собакой, но не догнала её, а встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок.
Посмотрите, у вас лепестки разлетелись
Задание: «Найди свое место лепестку»
Илья, сосчитай. Сколько лепестков?(7)
А лепестки одинакового цвета?(Нет)
Значит цветок называется «Цветик — семицветик». Вот такой.
(Выставить на доске цветок, сделанный из картона.)
Задание: Посмотрите, у вашего цветка лепестки разлетелись. Давайте их соберем.
Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков? (7).
Какого цвета лепестки? (красного, жёлтого, оранжевого….). Как сказать одним словом? (разноцветные). Правильно.
Жене, нужно попасть домой. Давайте оторвём первый лепесток. Какого цвета? (жёлтого). Какая цифра на нём? (единица). Вспомним волшебные слова, которые старушка сказала девочке, и загадаем желание:
(Дети все вместе говорят слова)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-нашему, вели.
Вели, чтобы Женя оказалась дома с баранками.
— Но что бы это желание исполнилось надо выполнить задание.
Задание 1. «Выложи в порядке возрастания»
— Нужно выложить баранки (жёлтые кружки) от самой маленькой, до самой большой от1 до 7
— Отлично! С первым заданием справились.
Задание 2: Собери баранки на веревку
— Дома, Женя отдала баранки маме. Потом решила цветок поставить в вазу, но посмотрела в окно и увидела ворон. Стала их считать. (на доске прикреплено дерево и в небе 7 ворон.
Ваня, Даня, Алина: посадите всех ворон на дерево.
Илья: Посади 7 ворон на дерево.
— Правильно! Считать вы тоже умеете.
— Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у неё из рук и разбилась. Чтобы мама не ругала Женю, давайте поможем девочке.
— Отрываем следующий, какой по счёту (второй), какого цвета (красный) лепесток. И говорим волшебные слова:
Лети, лети лепесток.
. Вели, чтобы ваза, как и прежде, стала целой.
— А чтобы это желание исполнилось надо выполнить вот такое задание.
Задание 3. Собрать осколки и «склеить» вазу. (Илья работа на доске)
Перед вами на тарелочках лежат «осколки» вазы, их нужно собрать. А правильно собрать вазу вам поможет схема (на доску вывешивается схема вазы).
Дети составляют вазу.
— Молодцы, ребята! Помогли Жене — ваза, как и прежде, стала целой!
— Ребята, что сделала Женя дальше?
Правильно! Ей вдруг очень захотелось побывать на Северном Полюсе. Оторвала Женя следующий лепесток. Какой по счёту? (третий). Какого цвета? (синий). И сказала волшебные слова:
Лети, лети.
. Вели, что бы я оказалась на Северном полюсе!
— А вы, ребята хотите отправиться на Северный полюс? (Да). Давайте, полетим на ракете!
Задание 4. Прямой и обратный счёт до 10.
Присели, вытянули руки вперед, считаем до 10 и постепенно выпрямляемся. (дети считают от 1 до 10 и постепенно выпрямляются).
— Теперь считаем в обратном порядке и постепенно приседаем. Один-пуск – летим! (дети ведут счет от 10 до 1, постепенно приседая. На счет «Один-пуск!» подпрыгивают)
— Вот мы и оказались вместе с Женей на Северном полюсе на большой льдине среди белых медведей. (Показ иллюстрации с изображением медведей).
-Илья, сосчитай всех медведей. (7).
— Здесь очень холодно! Давайте разомнёмся, чтобы согреться.
Физ.минутка.
На разминку дружно встали
Упражненье выполняем.
Два хлопка над головой
Два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем
Раз, два, три, четыре, пять
Остановимся сейчас.
Вправо, влево покрутились
И теперь остановились
Упражненья продолжаем-
Приседанья начинаем.
Раз – присели, два – привстали,
На носочки дружно встали.
Руки кверху все подняли,
Вправо-влево покачали
1,2,3 – опустили руки вниз.
Мы разминку завершаем
Ходьбу на месте выполняем
Левой, правой, стой, раз-два!
— Вот мы и размялись немного. Молодцы!
— Девочка Женя очень замерзла и хочет поскорее домой. Давайте ей поможем.
Отрываем следующий лепесток. Какой? (четвёртый, зелёный). И, произносим: Лети, лети.
. Вели, чтобы Женя оказалась снова дома.
— Чтобы это желание исполнилось, надо выполнить следующее задание – проложить дорогу от льдины до дома из геометрических фигур.
Задание 5. «Дорисуй фигуры»
— Перед вами на листках нарисованы фигуры. Какие геометрические фигуры нарисованы? (треугольник, круг, квадрат).
— Какая фигура первая? Вторая? Третья? (Ответы детей).
— Продолжите рисовать эти фигуры последовательно.
(Дети выполняют задание)
— И с этим заданием тоже справились. Молодцы!
— Какое было пятое Женино желание? (Чтобы у неё были все игрушки мира.)
— (Имя ребёнка) оторви следующий лепесток. Какого цвета?
(оранжевый). Какой по счёту? (пятый). Скажи волшебные слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
— Вот и это желание Жени исполнилось. У Жени стало бесчисленное множество игрушек.
Задание 6. «Разложи игрушки?» (ориентировка на плоскости)
— Молодцы, всё верно.
— Игрушки прибавлялись с каждой минутой. Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. Женя очень испугалась, выскочила на крышу дома, быстро оторвала ещё один лепесток. Какого цвета, какой по счёту? (Шестой — фиолетовый.) и сказала: (Дети все вместе проговаривают слова)
Лети, лети, лепесток.
. Вели, чтоб все игрушки ушли назад.
— Чтобы это желание исполнилось, вам надо выполнить ещё одно задание – дорисовать силуэт игрушки по пунктирным линиям.
Задание 7. «Дорисуй игрушку»
— Молодцы, справились и с этим заданием, и все игрушки вернулись обратно.
— У нас остался последний, голубой, лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей).
— Да, она оторвала лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоровым.
— Как вы думаете, правильно поступила Женя? (Ответы детей). Ребята, сколько лепестков она потратила на пустяки? (Ответы детей). Сколько Женя могла бы сделать добрых дел? (Ответы детей).
— А вы делаете добрые дела? (Ответы детей)
— Давайте и мы оторвем последний лепесток и выскажем свои пожелания.
(Встать в круг)
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть, по-моему, вели.
— Вели, чтобы дети были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!
Дети передают друг другу последний лепесток и высказывают свои пожелания.
— Молодцы!
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня,
Доброго вечера, доброй ночи,
Потому что мы добрые очень.
Заключительный этап.
— Вот и закончилось наше удивительное путешествие в сказку.
— Молодцы, вы все добрые, трудолюбивые, успешно выполнили все задания, дружно помогали Жене
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/475626-konspekt-vneklassnogo-zanjatija-s-detmi-tmnr-
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки