Средства выразительности в рассказе хирургия

Иван алексеевич бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом нобелевской премии по литературе. в своих произведениях бунин

Иван Алексеевич Бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом Нобелевской премии по литературе. В своих произведениях Бунин мастерски создавал психологические портреты. Иван Алексеевич интересовался мировоззрением различных слоев общества. Особую значимость для известного писателя имел внутренний мир личности, ее эмоции и переживания. В своем знаменитом произведении «Кукушка» автор пытался понять внутренний мир крестьянина, который не смог реализоваться в жизни и найти свое место. Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть анализ рассказа «Кукушка» по плану. 

История создания 

Иван Алексеевич создал рассказ «Кукушка» в 1898 году. Это произведение автор написал в ранний период своего творчества. Бунину было очень интересно анализировать непростую судьбу русского человека, а также быт простого крестьянина. Известно, что произведение «Кукушка» стало частью сборника, посвященного творческой деятельности Бунина в период с 1887 по 1909 год. 

Не секрет, что Иван Алексеевич очень любил путешествовать по огромной стране и беседовать с разными людьми. Именно один душевный разговор и послужил поводом для создания рассказа. При этом, как подмечали современники Бунина, писателю гораздо интереснее было общаться с обычными людьми, чем с представителями своего окружения. 

Бунин и сам рос в деревне, где сословные различия не были так болезненно очевидны и гипертрофированны. В условиях патриархального быта и господа, и работники сближались, ведь имели одни и те же интересы и зависели от одних и тех же явлений природы. Именно поэтому писатель многие произведения посвятил описанию жизни простого русского человека, неразрывно связанного с Родиной и ее природой. Именно таким стал Кукушка. 

Жанр и направление 

Произведение «Кукушка» является рассказом. На это указывают такие признаки, как…

  1. Краткость.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Ограниченное количество героев.

В произведении можно заметить не только черты реализма. Творчество Ивана Сергеевича относили к направлению «неореализма». В «Большой российской энциклопедии» можно встретить такое описание этого явления в искусстве: 

Поэтика неореализма отмечена сочетанием описательной конкретности и предметной точности с экспрессивно-лирическим, нередко символизированным, словом; характерны ослабление фабульных связей за счёт усиления лирического начала и углублённый психологизм.

В рассказе выдающийся писатель старался объективно воссоздать действительность. Прозаические произведения Ивана Бунина очень схожи с текстами, созданными в период золотого века отечественной литературы. В них основным является классический язык, лишенный неологизмов и опирающийся на народный мотив. 

Смысл названия 

Как известно, Кукушка является символом свободы и вольности. Эта птица все время стремится к одиночеству. Кукушка не имеет постоянного жилья, она не строит гнезд. Эти птицы подбрасывают птенцов в жилище чужих птиц. Именно таким бесхозяйственным и легкомысленным является новый хозяин караулки. Даже биография подходит: Кукушка был подкидышем и с детства ходил по чужим углам.

Героя произведения с одноимённой птицей связывает абсолютное одиночество. Автор не раз подчеркивает, что Кукушка является совершенно одиноким. У героя нет дома, семьи, жены, детей. Кукушка имеет лишь Мурзика, кошку и петуха. Когда персонаж потерял Мурзика, он сильно не расстроился. Для Кукушки это не является огромной потерей. По таким же принципам живёт и сама птица, ведь она оставляет даже собственных детей. Смело можно сказать, что в названии своего произведения писатель отобразил не только прозвище своего персонажа, но также и его образ жизни и принципы. 

Суть: о чем рассказ?

Пожилой солдат в отставке находит новую работу с проживанием. Теперь он стал лесником и был обязан охранять деревья барина от вырубки. Герой всю жизнь скитался по чужим углам и был рад обрести это тихое пристанище.

История жизни Кукушки не из легких: он был подкидышем, рос в чужих семьях, с детства работал. Он привык к одиночеству и жизни в свое удовольствие, поэтому его брак не был удачным. Жена его бросила. Потом Кукушка скитался по разным местам: был солдатом, разнорабочим, пастухом, а теперь и лесником. Жилья не нажил, семьи не завел. Так и жил бобылем.

С новыми обязанностями герой не очень хорошо справлялся. Деревья у него крали, а он не мог поспевать всюду. Однажды он пообещал детям барина поймать для них волчат. Пока он был занят, а лесу украли деревья. И Кукушке вновь досталось от приказчика.

Барин искал нового человека на его место, но дети горячо вступились за старика. Он получил от барина старую одежду и право пожить в сторожке, пока не придет замена. Кукушка прожил так недолго: его нашли зимой замерзшим насмерть. Он так и не нашел угла. 

Подробнее о содержании рассказа «Кукушка» Вы можете прочитать в кратком пересказе по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Кукушка» перечислены в данном списке:

  1. В образе главного героя изображен отставной солдат, прозвище которого Кукушка. Перед читателем предстаёт достаточно уравновешенный человек, который уже давно смирился со своей участью. Персонаж не стремится к созданию собственной семьи. Герой является приемышем, именно поэтому его называли Кукушкой. Главный персонаж был лишён материнской ласки. Это во многом объясняет его равнодушие ко всему окружающему. В образе Кукушки Иван Бунин показал лишнего человека, который не предпринимает никаких попыток, чтобы найти собственное место. 
  2. Барин — человек хозяйственный и деловитый. Он не проникается сочувствием к бедняку, потому что ему нужен работник, а бродяга. Как только он понимает, что старик не справляется со своими обязанностями, барин тут же решает найти другую кандидатуру. Однако и ему свойственна человечность. Он не выгоняет Кукушку сразу же, а дозволяет пожить еще немного.
  3. Дети барина — легкомысленные и веселые мальчики. Они любят жестокие развлечения. Из-за их каприза гибнет волчонок, а о втором они вскоре забывают. Однако дети проникаются отзывчивостью, когда узнают историю Кукушки. Они настаивают на том, чтобы ему дали одежду и немного еды.
  4. Очень важное значение в произведении «Кукушка» имеет образ рассказчика. Благодаря ему читатель может увидеть персонажа с различных ракурсов. Рассказчик говорит о безрадостной и одинокой жизни главного героя. Даже ветхое жилище было способно согреть сердце Кукушки. Автор также не забывает упомянуть о фактах из жизни персонажа. Благодаря ему читатель осознает все переживания и эмоции Кукушки. 

Темы

Тематика рассказа «Кукушка» достойна нашего внимания:

  1. Тема лишнего человека. Мы привыкли к тому, что лишние люди — это умные и богатые дворяне, которым скучно жить. Однако в данном рассказе перед нами предстает бедняк, который не может найти своего места в жизни. За годы скитаний герой не смог нажить не только своего угла, но и любимого дела, семьи, цели в жизни. Он плывет по течению и ничего не может с собой поделать. Все валится у него из рук, и возраст не тот, но тяжелое материальное положение вынуждает его работать и искать теплое место для ночлега. И никому на свете нет до него дела.
  2. Тема семьи. Герой был подкидышем и не имел перед глазами положительного примера семьи. Поэтому он не смог построить свой брак, свою крепость. Больше всего он ценил свой комфорт, поэтому жена покинула его.
  3. Тема беспомощности. Кукушка сравнивает себя с маленьким волчонком, который умирает в неволе. Герой тоже чувствует беспомощность и тоску, но не знает, как выбраться из ямы, куда его загнали все обстоятельства нелегкой жизни.
  4. Тема отзывчивости. Автор показывает, что даже такой неприкаянный человек, как Кукушка, нуждается в сочувствии и понимании. Барину ничего не стоило отдать ему старую одежду. А для бедняка это была огромная радость.
  5. Тема доброты. Кукушка проявил доброту по отношению к детям барина и развлек их, принеся в подарок волчат. А дети в ответ одарили старика благодарностью и щедрыми дарами. Именно к такому круговороту добра нам нужно стремиться.

Проблемы

В центре повествования рассказа «Кукушка» находится социальная проблематика. Автор затронул тему непосильного труда, бедности и неравенства. Писатель проанализировал непростую судьбу обычного русского человека. На его долю выпадают очень тяжкие испытания, которые он должен пережить. 

  1. Проблема бедности. Старик работал всю жизнь, но так и не смог накопить на жилье и встретить старость достойно.
  2. Проблема неравенства. Приказчик ударил старика и не понес наказания, потому что статус дает ему распускать руки.
  3. Не менее важное значение в рассказе имеет проблема одиночества. Писатель подчеркивает, что нередко человек сам стремится к полному уединению. Бунин также объясняет причины подобного поведения. В данном случае это воспитание, горький опыт и особенность характера.
  4. В рассказе также поднята нравственная проблематика. Иван Алексеевич размышляет о жизни и смерти, а также о судьбе бедного человека в этом злом мире. Без семьи мы обречены на изгнание и одинокую старость, когда некому будет помочь и посочувствовать.

Если нужно что-нибудь добавить, расскажите, что именно? Многомудрый Литрекон доработает анализ по плану специально для Вас.

Основная идея 

Смысл рассказа «Кукушка» заключается в том, что человек с менталитетом кукушки обречен на жалкое мытарство по чужим углам. По мнению писателя, человек становится полноценным, когда у него есть семья, кров, призвание. Благодаря этим жизненным ценностям человек способен найти правильные ориентиры. Печальная участь старика — это трагедия одиночества, которое он избрал.

Иван Алексеевич акцентирует внимание на внутренних переживаниях главного персонажа. Автор наглядно показал, насколько заметно меняется состояние человека в зависимости от того, имеется у него семья и дом или нет. При этом, отношение писателя к своему герою меняется. Сначала Бунин выражает сочувствие и жалость к персонажу, а затем недоумение, так как Кукушка ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. 

Мы видим, что старика тянет к детям, тянет к дому и уюту, но он слишком слаб и эгоистичен, чтобы построить свое гнездо. Главная мысль рассказа «Кукушка» состоит в том, что необходимо вовремя взять на себя ответственность за свое будущее и строить полноценную жизнь, а не довольствоваться плаванием по течению.

Средства художественной выразительности 

В рассказе писатель использует большое количество эпитетов: «глухие луга», «бедная местность» и так далее. Кроме того, Иван Алексеевич, чтобы  как можно точнее продемонстрировать происходящее вокруг события, использует изображение цвета и звукопись. 

В начале повествования особенно заметным является олицетворение: 

«Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе». 

Чему учит? 

Рассказ «Кукушка» учит читателя тому, что нельзя оставаться одиноким, ведь человек не сможет прожить без семьи и крова. Каждому человеку необходимы забота, ласка, любовь и домашний очаг.

Рассказ «Кукушка» заставляет задуматься о том, как важно стараться изменить свою жизнь к лучшему. Персонаж получает от автора ещё один шанс на обретение относительно достойной жизни. У главного героя появляется возможность заработать, быть сытым и жить в тепле. Но читатель осознает, что природу человека невозможно изменить. Кукушка не смог обрести лучшую жизнь. Главный герой не выполняет свои обязанности и снова превращается в одинокого бродягу, каким он был в начале рассказа. 

Автор: Виктория Комарова

Стихотворения Есенина о природе всегда насыщены уникальными художественными образами и народным колоритом. Автор выражает свою любовь к Родине, ее неброской, но такой родной красоте. Анализ стихотворения «Пороша» по плану поможет и нам проникнуться мастерством поэта и лучше понять каждую строчку.

История создания

Стихотворение С. Есенина «Пороша» написано в 1914 году. В этот год поэт переехал из села Константиново в Москву, его жизнь кардинально изменилась, ведь тогда его творчество начали публиковать, и он становился известным. Однако поэт скучал по родному селу – его покою, тишине, близости к природе. Эти чувства отражаются в стихотворении «Пороша».

Городская суета и «кислая» зима со слякотью вместо снега не могли удовлетворить жажду автора в деревенском просторе и царственной зимней красоте. Она называл себя «последним поэтом деревни», поэтому визитной карточкой его творчества стали поистине народные пейзажи из глубинки, где человек близок к природе и живет в гармонии с нею. Городской публике эта ностальгия по уюту небольших селений очень нравилась, что и определило успех поэта.

Жанр, композиция, размер

Произведение «Пороша» можно определить как лирическое стихотворение, это один из лучших образцов пейзажной лирики поэта. 

Стихотворение разделено на четверостишия, в каждом раскрывается своя микротема. Оно написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой. 

  1. Первое четверостишие раскрывает зимний лес через восприятие героя. Короткие назывные предложения помогают передать не столько информацию, сколько ощущения. 
  2. Второе четверостишие – общее описание «спящего» леса. 
  3. Третье четверостишье посвящено образу сосны, это дерево отражает в себе облик всех деревьев в лесу. 
  4. В четвертом четверостишье автор будто бы вновь возвращается к лирическому герою, оставляя его в этом прекрасном и спокойном месте.

Образы и символы

Лирический герой – это образ самого автора, он созерцает природу, восхищается ее красотой. Герой наблюдателен, замечает маленькие детали, передает их и для читателя, который, возможно, и не обратил бы внимание на всю эту красоту. Можно сказать, что лирический герой – человек из народа, из деревни – таким и считал себя сам поэт. По этой причине употребляются просторечные выражения («понагнулась», «подвязалася»). 

Образы зимнего леса подчеркивают его особенную прелесть. Сосна сравнивается со старушкой, ведь зима всегда уподобляется смерти: все живое застывает в неподвижности, жизнь прекращается. Дорога тоже лишена живых черт: она бесконечна, ведь все засыпано снегом, все находится в сонном небытие.

Темы

Основная тема стихотворения «Пороша» – это любовь к природе, восхищение ее красотой. Лирический герой, едущий через зимний лес, замечает, как прекрасен мир вокруг, какой красотой и гармонией наполнена природа. В этом и состоит главная идея: природа вызывает радость, завораживает и успокаивает. 

Тема зимы раскрывается через образы сосны, заснеженной дороги и через передачу звуков: звона саней, стука дятла, гомон ворон. На фоне слепящего снега они не черные, а серые.

Тема леса выражается в описании его живых обитателей и их зимнего быта. Несмотря на белую неподвижность зимы, птицы проявляют активность, борются с холодом и голодом. Жизнь не замирает, а продолжается, как бесконечная дорога.

Основная идея

Смысл стихотворения «Пороша» заключается в восхищении зимой, ее звуками и пейзажами, ее завораживающей атмосферой. Автор не зря упоминает колдовство, ведь зима производит поистине мистическое впечатление на наблюдателя.

Главная мысль стихотворения «Пороша» и всей пейзажной лирики поэта состоит в том, что человек должен уметь наслаждаться каждым мгновением своей жизни и каждым даром природы, ведь даже холодная и невзрачная зимняя дорога может подарить незабываемые впечатления тому, кто умеет видеть и слышать.

Средства выразительности

Просторечие – одно из средств выразительности, придающее своеобразие и самобытность. Никто не сомневается во владении С. Есениным русским литературным языком, вот почему точечное употребление просторечий только украшает речь. Также в стихотворении «Пороша» есть…

  • эпитеты («белою косынкой», «бесконечная дорога»)
  • метафоры («звоны под копытом», сказку сна», «стелет шаль»)
  • олицетворения («дремлет лес», «повязалася сосна», «дорога убегает лентой вдаль»)
  • сравнения («понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой»)

Образный язык стихотворений С. Есенина поражает воображение читателя, позволяет живо представить картину зимнего леса.

Мне нравится это стихотворение, потому что оно описывает красоту простых, обыденных вещей. Мы видим все эти деревья в снегу с детства, но именно С. Есенин смог придать образности, найти необычное. Красота в простых вещах – вот что я люблю в творчестве поэта. Да и сам он ценил русскую природу, скучал по ней в Москве. Туда он переехал ради возможностей, но сердцем остался в родных краях. Для него это стихотворение – выражение любви к Родине.  

Автор: Мария Копусова

Классические сочинения А. П. Чехова остаются популярны и любимы по сей день. Исследуя человеческую душу, автор раскрывает все ее тайны, тревожит самые скрытые ее уголки. Его сюжеты хоть и кажутся обычными, все же имеют непредсказуемое развитие, а герои кажутся близкими, реальными. Многомудрый Литрекон предлагает Вам проанализировать рассказ «Скрипка Ротшильда» по предложенному ниже плану.

История создания

«Скрипка Ротшильда» входит в число 42 произведений, созданных Чеховым во время пребывания в поместье Мелихово. Относится к позднему периоду литературного творчества автора, так как написана в 1893-1894 годах. Печатается впервые в одном из выпусков журнала «Русские ведомости», но особой популярности ни среди читателей, ни среди критиков не находит. Тем не менее, впоследствии деятели искусства высоко оценили авторскую задумку и ее прекрасную реализацию. Так, Корней Чуковский в отдельной книге, посвященной писателю, утверждает следующее:

«В ней сконцентрированы – и притом в самом сильном своем воплощении – все основные черты мировоззрения Чехова и главные особенности его мастерства…» (1967 год)

А Многомудрый Литрекон продолжает анализ рассказа «Скрипка Ротшильда» по плану и переходит к жанровым особенностям произведения.

Жанр, направление

Произведение «Скрипка Ротшильда» относится к жанру рассказа. Об этом можно судить по небольшому размеру текста, наличию одного центрального героя и, соответственно, одной сюжетной линии. Второстепенные персонажи, в первую очередь, раскрывают характер основного действующего лица, а не развиваются самостоятельно.

Литературное направление, в котором работал автор – реализм. Ситуации вполне бытовые, повседневные; личности, попадающие в них – типичные. Особое место отведено психологизму, достоверности при описании. Кроме того, отображаются важные общественные проблемы.

Смысл названия

Поначалу читатель может не понять, почему именно такое название дано рассказу «Скрипка Ротшильда», так как главным героем является совершенно другой человек.

Ротшильд – флейтист из оркестра, в котором иногда выступает Яков. Между мужчинами существует некоторая неприязнь из-за беспричинных придирок Иванова, на которые еврей очень обижается. 

«Если бы я не уважал вас за талант, то вы бы давно полетели у меня в окошке» — произносит он. 

В связи с этим, заголовок вызывает недоумение, а истинная задумка раскрывается лишь к финалу. 

Подавленный произошедшими несчастиями, Яков отдает свой музыкальный инструмент именно этому персонажу, и тот вскоре становится известен печальной песней, которая вызывает у слушателей слезы. Мелодию же эту изначально играл Яков в момент эмоционального потрясения, а Ротшильд лишь находился рядом. И он решил таким образом сохранить память о трагической судьбе знакомого.

Суть: о чем рассказ?

В небольшом населенном пункте проживает гробовщик Яков Иванов со своей женой Марфой. Дом у них старый, чувства между ними давно угасли, но уж слишком привыкли они друг к другу, чтобы расставаться.

Помимо работы, Яков увлекается музыкой – иногда его зовут выступать в коллективе. Там же играет еврей Ротшильд, отношения с которым не ладятся.

Радуется Иванов редко – покоя не дают заботы о материальном благополучии, так как вместо прибыли у него одни убытки. Городок мал, люди умирали редко. А тут серьезно заболевает супруга, и шансов поправиться у нее почти нет, что подтверждается заключением местного доктора. Он даже не потратил времени на лечение, несмотря на уговоры Якова. Однако умирала Марфа со счастливым выражением на лице, что сильно смутило Якова.

Но даже в эти часы Яков думает не о том, как проститься, а о том, сколько денег придется потратить на похороны, и на чем можно получить выгоду. По-настоящему он осознает свою потерю только тогда, когда возвращается с кладбища, и впервые серьезно задумывается над тем, а правильно ли он распорядился своей жизнью? Сожалеет и о том, что не подарил Марфе достаточно любви.

Вдруг появляется Ротшильд с вестью о том, что Иванова зовут в гости, но тот его прогоняет. Весь вечер и всю ночь его не оставляют печальные воспоминания. Наутро решает сходить в больницу. Вернувшись затем домой, герой берется за скрипку, чтобы выплеснуть скопившуюся в душе боль. Тут снова появляется еврей, но на этот раз ему разрешают остаться.

Вскоре от тоски умирает и Яков, а музыкальный инструмент свой завещает Ротшильду. С тех пор Ротшильд исполняет мелодии только на нем, пытаясь повторить то, что сочинил его знакомый тем траурным утром. И жалобные песни эти очень нравятся публике.

Главные герои и их характеристика

Яков Иванов – семидесятилетний житель маленького городка, который изготавливает гробы на заказ. В своей профессии достиг определенных высот. Иногда играет на скрипке в составе оркестра. Очень бережлив, так как дело не приносит особого дохода: доходит до того, что ему приходится экономить на похоронах жены. Имеет прозвище Бронза, но его происхождение не раскрывается. Герой резко переосмысляет все свои поступки после смерти Марфы, и приходит к выводу, что жизнь его прошла напрасно.

Марфа — жена Иванова. Она всю жизнь была грустна и робка. Ее выражение лица стало счастливым только накануне смерти. Бедность, бесперспективность и скука сильно подорвали психологическое состояние женщины. Ее очень тяготило осознание, что Бог не дал им детей. Все пятьдесят лет брака Марфа заботились о муже, но в ответ получала лишь равнодушие.

Ротшильд — любезный и общительный человек, которого все окружающие дискредитируют из-за его еврейского происхождения. У него было бледное и «жалкое» лицо. Ему грубят, его дразнят, а он сильно обижается. Только Иванов перед смертью осознал, что без всякой пользы и надобности испугал и отогнал этого человека, который в сущности относился к нему по-доброму. Из-за вечной травли герой вечно боится нападения и грубого слова. Но он наделен даром сострадания, поэтому он смог посочувствовать Иванову в минуты скорби. После смерти Иванова к Ротшильд приходит успех: песня покойного пользуется спросом.

Темы

Темы, затрагиваемые автором в рассказе «Скрипка Ротшильда», напрямую связаны с личностью и ее самоощущением в мире. Это и переоценка мировоззрения, и межличностные отношения, и вина, которую испытывает человек за то, что не успел сделать или сказать до того, как стало слишком поздно; а также вопрос о смысле существования в целом.

  1. Тема поиска своего места в мире. Герой на склоне лет осознал, что так и не нашел своего места в мире. Его мучают мысли о том, что он мог многое сделать в жизни, но не сделал, потому что вел себя неправильно. Это раскаяние пришло слишком поздно: Иванов умирает в отчаянии, так и не реализовав свои мечты.
  2. Тема семьи. Яков понимает, что совершенно напрасно был равнодушен к семье. Жена всегда заботилась о нем, не упрекала, покорно терпела его пьяные выходки и поздние приходы домой. А он лишь обижал жену или не замечал ее вовсе. Поэтому Марфа умирала с выражением счастья на лице, не без сожалений покидая бедную избу и жадного мужа.
  3. Тема сострадания и милосердия. Ротшильда многие обижали и даже били за его происхождение, а ведь он был неплохим человеком. Но несмотря на такое обращение окружения, он научился сочувствовать людям и относиться к ним без ответной злобы. Поэтому ему удалось уловить и сыграть мелодию отчаяния Иванова, которая впоследствии принесла ему успех.
  4. Тема искусства. Только игра на скрипке давала Якову силы для того, чтобы терпеть невыносимые условия жизни. В горе его утешала музыка. Он даже клал скрипку с собой в постель, чтобы утешиться во время ночных бдений. Только творчество питало бедняка на протяжении всей жизни.
  5. Тема экологии. Авто вскользь упоминает о том, что вокруг города рубят лес, и совсем неясно, зачем. Он считает это бессмысленным и вредным явлением, которое только ухудшает атмосферу в городах и селах.

Чего-то недостает? Многомудрый Литрекон дополнит тематику рассказа «Скрипка Ротшильда», если Вы напишите в комментариях, чего не хватает.

Проблемы

Проблематика рассказа «Скрипка Ротшильда» представлена в списке:

  1. Одна из проблем, поднимаемых писателем, – это черствость души. Сперва главный герой предстает перед нами скупым и злобным – заботы о количестве денег затмевают для него все остальное, потому что для выживания приходится сильно экономить. Также Якова можно назвать озлобленным: практически ни за что он ненавидит Ротшильда и унижает свою жену. Чтобы измениться, ему потребовался сильный толчок в виде личной трагедии. 
  2. Также раскрывается проблема упущенных возможностей. За плечами у героя почти 70 лет, но большая их часть потрачена впустую. Вспоминая, он осознает, что так и не насладился ничем сполна, не занимался тем, чем действительно хотелось. Размышляет он и над тем, что люди настолько увлечены соперничеством, что совсем не замечают прекрасного. «Зачем вообще люди мешают жить друг другу?» – таким вопросом он задается.
  3. Проблема равнодушия. Увы, Яков был безразличен к жене, которая любила его. Он мог бы сделать ее счастливой, но все его время занимали заботы о деньгах. Поэтому герой встретил смерть с разочарованием и раскаянием, ведь был равнодушен к самой жизни и не смог достичь счастья из-за этого.
  4. Проблема жестокости. В городе царит мрачная атмосфера упадка и взаимной неприязни. Даже дети оскорбляют и гоняют еврея просто потому, что он еврей. Они же оскорбляют Якова за спиной. И сам Яков лишь злится и выражает агрессию. Даже местный врач безразличен к пациентам, говоря: «Пожила и будет!». Врач даже отказывается лечить больную, потому что, по его мнению, она старая, а значит, и так умрет.

Основная идея

Через образ главного героя передается главная мысль рассказа «Скрипка Ротшильда» о том, что, увлекшись повседневными заботами, человек может совершенно забыть об окружающем его мире. И в то мгновение, когда, наконец, очнется, он вдруг поймет, что совсем не помнит хорошего. Будто и не жил вовсе. 

«…но все-таки обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» — проносится в голове Якова.

Смысл рассказа «Скрипка Ротшильда» заключается в том, что человек не должен зацикливаться на деньгах и прибыли, на материальных ценностях и своих амбициях, иначе он может упустить нечто очень важное в жизни — саму жизнь с ее радостями и красотами. Яков, стремясь заработать больше, не видел ни красивой реки рядом с домом, ни лесов и полей, ни своей преданной жены. Все самое хорошее прошло мимо него. Человек должен сделать все возможное, чтобы не повторить ошибки Якова — вот основная идея рассказа «Скрипка Ротшильда».

Чему учит?

Только потеряв супругу, Яков понимает, что слишком привык к ее постоянному присутствию возле себя. Он жалеет, что недостаточно тепло относился к ней, не говорил ласковых слов. Увидев ошибку, герой раскаивается, но исправить ничего уже не может. Писатель в рассказе «Скрипка Ротшильда» заставляет задуматься о том, что иногда стоит уделять больше внимания тому, кто нас окружает, чтобы затем не горевать об утерянном времени и утраченном навек шансе. 

Чему учит рассказ «Скрипка Ротшильда»? Автор призывает он и к гуманизму, бережному отношению к тем, кто рядом. Ведь куда легче будет жить, если вместо вражды люди будут испытывать друг к другу симпатию. Мы должны помогать друг другу и жить так, чтобы не было стыдно и горько за бесцельно прожитые годы.

Художественные особенности

С помощью речи передается характер персонажей, их эмоции. В связи с этим употребляется множество восклицательных предложений с негативным посылом: «Поговори мне еще!», «Ироды!», «Отстань!», «Прочь с глаз долой!».

Встречается стилизация речи Ротшильда под еврейский акцент: «Господин Шаповалов выдают дочку жа хорошего целовека…». 

Несмотря на это, диалогов в тексте мало, а внимание сосредоточено на внутренних монологах центрального персонажа, в которых и видно его духовное развитие (мысли об убытках, переживания насчет потраченных лет и др.). 

Из художественных средств выразительности можно выделить эпитеты, относящиеся к описанию внешности героев: «длинная, тощая спина», «рыжий тощий жид», «белокурые волосики». Это помогает читателю представить образы более точно и ярко.

Автор:
Самый Зелёный
·

Фёдор Иванович Тютчев — настоящий мастер пейзажной лирики. Особенностью его стихотворений является создание ярких, запоминающихся образов природы, высокая сила выразительности, глубина философских размышлений и непревзойдённая красота слога. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию разбор стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…». Анализ произведения осуществлён по плану.

История создания

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное..» было создано зимой 1865 года. На тот момент автору уже было 62 года. Впервые оно было опубликовано в газете «День». Редакция газеты внесла в него правки, поэту не понравилось такое отношение к произведению, поэтому он решил напечатать первоначальную версию этого стихотворения в газете «Русский вестник» в том же 1865 году. 

Стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» — это глубокое произведение, которое необходимо читать между строк: в нём выражается не только восхищение великолепной природой, в нём сокрыты чувства поэта. Данное стихотворение посвящено памяти Елены Александровны Денисьевой, которая была его любимой женщиной. 

В 1864 году возлюбленной Тютчева не стало, и это отразилось на творчестве автора, поражённого утратой. Сильные переживания, испытанные поэтом, горе, боль и опустошение, которые он чувствовал после потери Елены Денисьевой, выливались в стихотворения, в которых он говорил с ней. Так появилось и стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Известно, что поэт отождествлял свою любимую с морской волной. В произведении Тютчев обращается к водной стихии, с которой сравнивает свою любимую. 

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» — романтическая элегия. В нём присутствуют чувства и мысли поэта, философские вопросы и рассуждения, а также печальные мотивы. Всё это присуще данному жанру. Автор тоскует, пытаясь найти ответы на вопросы у великого и бескрайнего моря, жаждет узнать какую-то неразрешимую тайну для того, чтобы найти успокоение. Но великую загадку не дано разгадать поэту, поэтому он ощущает тоску и отчаяние, которые порождают желание броситься в морскую пучину, впасть в забытье.

Произведение «Как хорошо ты, о море ночное…» относится к философской и пейзажной лирике. Направление данного стихотворения — «чистое искусство». Стихотворение выражает преклонение перед великой и нерушимой природной стихией, а также чувства и болезненные переживания лирического героя, отчего произведение приобретает глубину: строки наполнены двойным смыслом, в котором отражена и величественная красота природы, философия, желание постичь тайну, ответить на вечные вопросы.

Размер стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» — трёхстопный дактиль. За счёт него стихотворение приобретает свободное звучание, при чтении произведения ощущаются пространство и воздушность. В стихотворении использована перекрёстная рифмовка с чередованием женской и мужской рифмы. 

Об особенностях лирики Тютчева Вы можете узнать здесь.

Композиция

В стихотворении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» предстаёт перед читателем описание моря, как живого, вечно дышащего и волнующегося организма. В произведении четыре рифмованные строфы. Все они объединены общим смыслом. Четверостишия, словно звенья, переходя из одного в другое, несут эмоциональный порыв лирического героя, его монолог, обращённый к морю. 

Условно стихотворение можно разделить на две части:

  1. Первые три строфы передают восхищение автора морским пейзажем, наблюдаемым с берега. Лирический герой находится в восторге от великолепия водной стихии. Он наблюдает море в ночное время, воодушевляясь его блеском и движением.
  2. В последней строфе автор выражает эмоции, растерянность от увиденной красоты. Лирический герой желает броситься в морские волны, чтобы слиться с природной стихией, растворить в ней свою раненую душу.

Образы и символы

Образы в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» перечислены в списке:

  1. Образ лирического героя — это центральный образ. Романтический герой трепетно отзывается о природной стихии, которая так прекрасна во тьме, изливает морю всю боль от вечной разлуки с возлюбленной, рассказывает о своём одиночестве. Герой желает, чтобы волны исцелили его от страданий, омыли его душу. 
  2. В стихотворении присутствует образ моря как живого существа, которое может слушать и сопереживать. Лирический герой испытывает одиночество, ему не с кем поделиться своими горестями, поэтому он изливает душу морю. В конце стихотворения он говорит, что хочет «потопить душу» в волнах моря, — эта фраза может иметь и прямое, и переносное значение: лирический герой хочет утонуть в морских волнах; лирический герой раскрывает своё сердце водной стихии, хочет слиться с ней душой. Но в стихотворении преобладает переносное значение: море для героя — друг, молчаливый слушатель, который даёт ему защиту и возможность на некоторое время почувствовать себя причастным к чему-то великому. 
  3. Морская волна символизирует возлюбленную поэта. Лирический герой обращается к водной стихии как к любимой, с которой ему не суждено больше встретиться на земле, и он находит её образ в движении моря, увековечивая тем самым облик возлюбленной. 
  4. Ночь предстаёт в стихотворении символом грусти, сновидений и одиночества. Ночное время в стихотворении символизирует грусть, которую испытывает лирический герой. Тёмные тона разбавляет лишь блеск моря от лунного света, а море становится надеждой на то, чтобы выбраться из тьмы. Не зря лирический герой чувствует себя «как во сне», ведь ночь — это и символ сна, время, когда всё живое находится в царстве Морфея. Лирический герой приходит к водной стихии в тёмное время суток, так как его успокаивает «безлюдье ночное», он хочет побыть с морем один на один.
  5. «Праздник», который празднует море, символизирует вечное биение морских волн, вечную жизнь. Лирический герой вопрошает у моря: что за праздник оно празднует, разливаясь волнами? Он пытается понять живое биение стихии, смысл этого биения, смысл жизни и природного могущества. Главный герой желает постичь вселенскую тайну, чтобы навсегда быть среди этого «праздника», не чувствовать боли и одиночества. 

Темы, проблемы, настроение

Тематика стихотворения Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» представлена в списке:

  1. Любовь к природе, к морю — главная тема произведения. Многие стихотворения Тютчева рассказывают нам о величии и волшебной красоте природы. Это произведение автора — не исключение. Поэт восхищается загадочным образом моря в ночное время. Его завораживает сиянье волн под звёздным небом. Автор замечает взаимосвязь всего сущего: волны переливаются, бушуют, а с неба на морскую воду смотрят звёзды. 
  2. Любовь к женщине. Волны олицетворяют душу любимой женщины поэта, которая покинула этот мир. Обращаясь к морю, он как бы говорит с возлюбленной, выражает свои глубокие и искренние чувства. Рядом с морем, как с любимой, он не одинок: волны наполняют его, как любовь к женщине.
  3. Одиночество, потерянность. Человеку, который испытывает одиночество, свойственно говорить с самим собой или с окружающими его предметами, растениями. В этом случае лирический герой читает монолог морским волнам — так он преодолевает свою печаль. Слыша всплески, герой ощущает, будто море отвечает ему. И это придаёт ему сил справляться со своим горем.
  4. Поиск смысла жизни. В риторических вопросах, прозвучавших в произведении Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» можно проследить философские мотивы: герой ищет правду о настоящем значении жизни, о котором много веков задумываются люди и не могут найти ответы. 

Проблематика произведения Тютчева не менее интересна:

  1. Слабость человеческой натуры. Человек, несмотря на его большой потенциал, в душе бывает очень слаб. В минуты душевных невзгод каждый ищет защиту и опору по-своему. Герой стихотворения нашёл спасение в созерцании моря. Видя бушующие волны, он вдохновляется, и душа его успокаивается. Водная стихия — это великая сила природы, она способна погубить и спасти. В данном случае она спасает романтического героя от разъедающей его скорби, даёт силу жить дальше. Находясь на берегу моря, герой сосуществует с ним, а волны уводят его в мир грёз.
  2. Душевная боль. В жизни бывают такие ситуации, когда человеку нелегко справиться со своей болью в душе. Для того чтобы в сердце стало легче, необходимо выговориться. Лирический герой испытывает тяжёлое потрясение от потери возлюбленной. Он открывает своё растерзанное горем сердце природе, чтобы хоть как-то облегчить свою скорбь. Он искренен, честен с морем, так как видит в волнах образ своей любимой. 
  3. Проблема отчуждённости и одиночества. Для многих людей одинокое существование является мучением, так как в сложной ситуации важна поддержка близких. В стихотворении показаны ночь, море и главный герой, который нашёл отдушину в наблюдении за ночной жизнью моря. Можно сделать вывод, что человека от одиночества спасает стремление к прекрасному. В стихотворение именно море оказывает поддержку, своим движением выражает понимание, помогает справиться с потерянностью лирического героя. 
  4. Неразрешимость вечных философских вопросов. Человек издревле задавался вопросами о смысле жизни, но ответ так и не был найден. В стихотворении Тютчева есть размышления об этой проблеме, они вплетены в раздумья поэта о непостижимой жизни моря, великолепии и таинственности его красоты.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» присутствует настроение грусти. Печаль обуревает лирического героя. Лишь в природе он видит истину и смысл, с ней он чувствует гармонию и утешение. Море становится для него лекарством от душевных ран, другом и защитником от боли, полученной от личной утраты.

Основная идея 

Главная мысль стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…» заключается в познании человеком природы, в слиянии с ней, в принятии и гармонии. Природа даёт человеку чувство покоя, приближая его к вечности своей завораживающей красотой и разнообразностью. Тютчев видит в природе великую тайну, которую невозможно открыть полностью, но приблизиться к ней возможно, созерцая окружающий мир, углубляясь в него всей душой. Романтический герой готов утонуть во всей этой красоте, чтобы почувствовать то, что никогда не ощутить невнимательному человеку. 

Тютчев заставляет нас задуматься о том, что человек и природа неделимы, и если поймать эту связь своей душой, можно почувствовать, что природа дышит, слышит и понимает каждого из нас, мы можем обратиться к ней в трудные минуты своей жизни. Таков смысл стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное…»

Средства выразительности

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» являет собой чувственное и проникновенное обращение к морю, откровенный разговор с могучей водной стихией. Для передачи эмоций лирического героя Тютчев в своём произведении использовал следующие тропы и средства выразительности: 

  1. Эпитеты. В первой строфе: море «лучезарно», море «сизо-темно». Во второй строфе: «тусклым сияньем», «в безлюдье ночном». В третьей строфе: «чуткие звёзды».
  2. Метафоры. Во второй строфе: «тусклым сияньем облитое море». В четвёртой строфе: «…в их обаянье // Всю потопил бы я душу свою».
  3. Олицетворения. В первой строфе: море «и ходит, и дышит, и блещет оно». В третьей строфе: «звёзды глядят с высоты».
  4. Сравнение. В первой строфе: море «словно живое».
  5. Аллитерация. Звучание раскатистых волн автор передал нам такими насыщенными и выразительными строками во второй строфе: «На бесконечном, на вольном просторе, // Блеск и движение, грохот и гром…».

Автор: Диана Танцур

Метки: Иван ТютчевКак хорошо ты о море ночноеразборстихотворение Море

Читайте также:

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ
«ЛАБИНСКИЙ  СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка урока внеклассного
чтения учебной дисциплины «Литература» на тему:

Материальное и
духовное в рассказе А. Грина «Зелёная лампа»

image001

                                                                                                
Автор:

                                                                         
преподаватель русского языка

                                               
                          и литературы
I категории

                                                                         
Савочкина Тамара Владимировна

г.Лабинск,
2020г

Рассмотрена

методическим
объединением

социально-экономического
профиля

Протокол
№    от «___» _____ 2020 г.

Руководитель
МО ____И.В. Силина

Аннотация

      
Классическая литература была, есть и будет основой духовно-нравственного
воспитания, на котором в современном обществе необходимо делать особый акцент.
Проблема духовно-нравственного воспитания – основная в методической разработке
урока учебной дисциплины «Литература» на тему: «Материальное и духовное в
рассказе А. Грина «Зелёная лампа».

             
В методической разработке изложен план урока, который включает в       себя:

1.     Организационный
этап: приветствие, знакомство с группой, оценка внешней и внутренней готовности
обучающихся к уроку.

2.     Вводный
этап: сообщается тема и цель занятия,  ставятся задачи (цель учащиеся
определяют самостоятельно, опираясь на озвученную тему и вид урока).

3.     Основной
этап:

Презентация
«Жизнь и творчество А. Грина»; анализ текста рассказа «Зелёная лампа», выводы.

4.     Заключительный
этап:

 подведение
итогов урока, выставление оценок, анализ ошибок и успешности (самоанализ своей
работы на уроке студентами).

    
5. Подача домашнего задания.

Данная
форма проведения урока (урок-исследование) включает в себя элементы технологии
создания ситуации выбора и успеха, элементы игры (работа в группах), а также
элементы  исследовательского метода и метода опережающего мышления.

Благодаря
выбранной технологии и названным методам студенты большее количество времени на
уроке работают самостоятельно по определенному плану (в соответствии с
инструкционной картой).

Уроки
такого типа стабильно вызывают со стороны студентов, даже слабоуспевающих,
положительные отклики.

Данная
методическая разработка может быть использована преподавателями среднего профессионального
образования на уроках внеклассного изучения литературных произведений.

Автор:
преподаватель русского языка и литературы лабинского социально-технического
техникума Савочкина Тамара Владимировна

Методическая
карта урока

Учебная
дисциплина ОУД.02(б) Литература

Преподаватель: Савочкина
Т.В.

Тема: «Материальное
и духовное в рассказе А. Грина «Зелёная лампа»

Продолжительность занятия:
45 минут

Место проведения:
Лабинский социально-технический техникум

Тип урока:
урок-размышление (с элементами исследования)

Форма организации урока:
работа в группах (в командах)

Технология:
технология исследовательского метода и метода опережающего мышления, а также
элементы игры

Мотивация темы:
формирование духовно-нравственных ценностей

Цель
занятия:

Дидактическая
: совершенствовать навыки анализа прозаического произведения.

Развивающая:
способствовать формированию у студентов интереса  к чтению произведений А.
Грина; развивать умение давать оценочные характеристики героям произведения,
определять
литературные приемы, толковать значения слов.

Воспитательная:
формировать морально-нравственные ценности, активную жизненную позицию,
воспитывать уважение к мнению и высказываниям своих товарищей.

Межпредметные
связи: Живопись, Музыка, ИКТ.

Обеспечение
занятия

Оборудование: Интерактивная доска, рабочие
листы

Наглядные пособия: мультимедийная
презентация, портреты А. Грина, иллюстрации к произведениям.

Раздаточный материал: каждый студент имеет
карту контроля, с которой работает в течение урока.

Критерии и методы диагностики уровня
готовности (обученности) студентов к занятию

Определение психологической готовности
студентов. Рабочие тетради (или листы).

Методическое обеспечение урока —  наличие
текстов рассказа А. Грина «Зелёная лампа», презентация, контрольные карточки.

Готовность обучающихся к занятию-
соблюдение требований дисциплины. Информация старосты о присутствии студентов
на уроке.

Критерии и методы диагностики эффективности
занятия

Эффективность урока определяется усвоением
знаний обучаемыми и их способность применять полученные знания в жизни. В ходе
урока преподаватель проводит мягкую коррекцию при изложении студентами
дидактических знаний.

Структура урока

Ориентировочное
время

Содержание
элемента занятий

Формы и методы
обучения

2 мин.

I.Организационный момент

-приветствие,
знакомство с группой, оценка внешней, внутренней(психологической) готовности
обучающихся к уроку.

Организационная
проверка готовности группы, беседа

3 мин.

II.Вводный этап

Вступительное
слово преподавателя, планирование деятельности

— сообщение темы и целей урока,

— планирование предстоящей деятельности

—  мотивация деятельности обучающихся.

Начальное
восприятие темы занятия

Репродуктивный
диалог

(личностные и
регулятивные УУД)

5 мин.

III.Основной этап урока (новый материал)

Преамбула:

1)презентация «Жизнь и творчество
А. Грина»

под музыкальное сопровождение
(мелодия из к/ф «Алые паруса)

2)сообщения студентов о
жизни и творчестве А. Грина (история происхождения литературного псевдонима,
зачитывание эпиграфа к уроку):

…Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт чужим, и кров ваш обречен,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

                                                            Б.Чичибабин
«Памяти Грина»

Начальное восприятие
темы занятия

(коммуникативные и
познавательные УУД)

25  мин.

Основная часть III этапа  урока

1. Разделить группу на 2 команды и
выбрать 2-х экспертов для оценивания работы участников каждой команды.

Раздать
карты контроля, которые учащиеся заполняют в процессе чтения текста
рассказа. Герой 1-й команды – Джон Ив; герой 2-й команды-Стильтон)

Детальный анализ текста рассказа

-работа
с текстом

(чтение
с остановками, ответы на вопросы, выводы);

-работа
с литературными понятиями ( оксюморон, антитеза),выводы;

 -символическое
значение образа зелёной лампы в судьбе героев рассказа (выводы)

-определение
роли Реймера в сюжете и в композиции  рассказа)-выводы;

чтение с остановками, применение метода критического
или опережающего мышления, работа со средствами выразительности (оксюморон,
антитеза), развитие умения делать выводы; развитие речи и культуры устного
ответа

(все УУД: коммуникативные личностные,
регулятивные, познавательные)

3мин.

IV. Заключительный этап

1)Подведение
итогов и результатов урока:

-оценка работы обучающихся, определение
команды победителя;

-заключительное слово преподавателя;

-анализ и самоанализ деятельности, рефлексия.

       Обсуждение

(личностные УУД)

 Работа экспертов и преподавателя

2
мин.

V.Домашнее
задание

Написать
сочинение-миниатюру.
Тему учащиеся выбирают по желанию
(ситуация выбора):

1. «…пороки
порой потому расцветают, что некому нас остановить.»

2.Если я
зажигаю лампу…

       Беседа

ХОД
УРОКА

I.Организационный
момент

Данный
элемент урока содержит приветствие преподавателя, приветствие обучающихся,
проверку внешнего состояния аудитории, проверку подготовленности обучающихся к
уроку, психологический настрой для создания благоприятной рабочей обстановки в
группе.

II.
Вводный этап

Вступительное слово преподавателя,
планирование
деятельности

Преподаватель
сообщает тему урока: «Материальное и духовное в рассказе А. Грина «Зелёная
лампа», а также цели урока (цели определяются вместе со студентами) :

— обзорное
знакомство  обучающихся с жизнью и творчеством А. Грина,

-провести 
детальный художественный анализ рассказа «Зеленая лампа»,

формировать
морально-нравственные ценности, воспитывать уважение к мнению и высказываниям
своих товарищей.

  Преподаватель:
Сегодня
на уроке мы познакомимся с удивительным писателем– Александром Степановичем
Гриневским – Александром Грином – и его рассказом «Зеленая лампа», написанным
11 июля 1930 года, поразмышляем над страницами рассказа.

III. Основной этап

 Сообщение новых знаний

1) презентация «Жизнь и
творчество А. Грина»

под музыкальное сопровождение (мелодия из к/ф «Алые паруса)

2)
Сообщения студентов о жизни и творчестве А. Грина

1-й
студент:

В 1985 г. Академия наук СССР назвала малую планету № 2786 Солнечной системы
Гриневия в честь Александра Грина. Он выдумал целую страну –Гринландию, в
которой есть необычные города: Лисс,Зурбаган; населил их смелыми, гордыми, целеустремлёнными
людьми, которые верили в мечту.

 «Человеком
светлой мечты» назвал А. Грина другой замечательный русский писатель К.Г. Паустовский.

 2-й
студент:

А. Грин (Александр Степанович Гриневский) – человек с тяжелой мучительной
жизнью – создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий,
прекрасных человеческих чувств. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун
и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных
цветов и свежие, печальные ветры.

 3-й
студент:

Грин провел почти всю свою жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном
труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком,
золотоискателем, но прежде всего – неудачником.

Но при
этом взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не
замечал настоящего и жил на облачных, веселых берегах. Грин – романтик. Его
романтика  возбуждает в людях желание разнообразной жизни, полной риска и
«чувства высокого», жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и
путешественникам. Она вызывает упрямую потребность увидеть и узнать весь земной
шар.

Писатель
верит в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей. Его
произведения наполнены шумом моря, свистом ветра и музыкой.

4-й
студент:
Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин
говорил, что «Грин!» — так коротко окликали ребята Гриневского в школе , а
«Грин-блин»- была одна из его детских кличек.

Посмотрите
на портрет А. Грина. Запишите кратко свои впечатления об этом человеке.
(Учащиеся зачитывают  варианты ответов):

image002

 Александр
Грин:

( варианты
ответов команд):

  А)
любящий жизнь и ищущий ее смысл; путешествует, переживает, сочиняет, он –
рыцарь светлой мечты, романтик.

Б)
Мечтающий, мужественный; искал, любил, писал, он «последний сказочник 20 века».

В)
Упорный, отважный, мечтал, странствовал, писал, создал романтический мир
Гринландии.

Г)
«Последний сказочник 20 века»

5-й
студент зачитывает эпиграф к уроку:

…Но если
станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт
чужим, и кров ваш обречен,

Послушайтесь
меня, перечитайте Грина,

Вам нечего
терять, не будьте дурачьём.

                                                           
Б.Чичибабин. «Памяти Грина»

— Обратимся к
названиям наиболее известных произведений А Грина:

image003image004image005

Как вы
заметили, во всех перечисленных названиях присутствует како-либо цвет. Каждый
цвет у нас обычно с чем-то ассоциирует.С чем у вас ассоциируется название
рассказа «Зелёная лампа»?

Участники
команд составляют ассоциативный ряд:

(Уют, дом,
семья, доброта, успокоенность

– надежда,
тайна, сигнал для людей…)

2) Художественный анализ
текста
рассказа «Зеленая лампа»


работе с текстом использован метод опережающего мышления)

1.Перед
тем, как перейти к чтению и анализу текста рассказа « Зелёная лампа»,
нам необходимо разделить группу на
2 команды и выбрать 2-х экспертов для оценивания работы участников каждой команды.
Раздать
карты контроля, которые учащиеся заполняют в процессе чтения текста
рассказа. Герой 1-й команды – Джон Ив; герой 2-й команды-Стильтон)

2.Слово
преподавателя:
Жизнь Грина была полна невзгод и лишений, и всё-таки в нём
сохранилась вера в справедливость и в безграничные возможности человека. Об
этом рассказ « Зелёная лампа».

3.Работа
с текстом. Применение метода опережающего мышления(или чтения с остановками).

Действие
рассказа переносит нас в Лондон начала 20 века на улицу Пикадилли …(запуск
презентации
)

(Во
время работы с текстом учащиеся заполняют карты контроля).

Текст
читается под «Вальс дождя» Ф Шопена
.

 В
начале произведения бродяга Ив лежит на земле (у него голодный обморок), а
Стильтон решил повеселиться: «Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить
можно только одним способом: делать из людей игрушки».


Что, по-вашему, значит «делать из людей игрушки»?
(ответы каждой
команды)

Чтение
части текста о предложении Стильтона Иву…

 -Что
в этот момент проявил Стильтон: жестокость или добродетель?
(ответы
каждой команды)

Кажется,
что может быть бесчеловечнее, чем потешаться над умирающим от голода человеком?
Но затея Стильтона не так уж жестока — он предлагает Джону ежемесячную плату в
десять фунтов стерлингов при условии: «вы завтра же наймёте комнату на одной из
центральных улиц, во втором этаже, с окном на улицу. Каждый вечер, точно от
пяти до двенадцати ночи, на подоконнике…одного окна должна стоять зажжённая
лампа, прикрытая зелёным абажуром». Совсем не кабала, правда? Ведь Джон не
должен заниматься непосильным физическим трудом. И тем не менее Стильтон
ограничивает его в свободе, с этого дня Джон не принадлежит себе. Но вместе с
этим у него появляется крыша над головой и деньги на еду. 

-Как
долго будет длиться это заточение?
(ответы каждой команды)

 Срок
добровольного затворничества не обозначен:

— Но скажите, пожалуйста,-  как долго будет длиться
моё благоденствие?

— Может быть, год, может быть, всю жизнь.

Так
Ив обрекает себя на бессрочное добровольное затворничество. Более того, для
Стильтона он «дурак, купленный дёшево, в рассрочку, надолго» .Всё-таки
Стильтон обозначает для себя срок сделки: НАДОЛГО-он ещё долго будет потешаться
живой игрушкой- и всё это всего лишь за десять фунтов в месяц. (На сегодняшний
день по курсу ЦБ РФ 10 фунтов стерлингов составляют 825,8 рублей).

Чем
же должен или мог заниматься Ив всё это время?
(ответы каждой команды)

Чем
бы он ни занимался, герой будет всегда находиться в плену у времени. По мнению
же Стильтона, «он сопьётся от скуки или сойдёт с ума…».

Во второй части
рассказа
Ив, ставший хирургом, делает операцию на сломанной ноге грязному,
скверно одетому человеку с истощённым лицом. К нашему изумлению, этот человек
был не кто иной, как Стильтон: «Я разорился…несколько
крупных проигрышей…паника на бирже…Вот уже три года, как я разорён».

А могло ли быть иначе?

Это
авторский замысел превратил пресыщенного богача в бродягу.


чём же хотел предупредить нас автор?
(ответы каждой команды)

(Не
сотвори зла ближнему, иначе оно к тебе же и вернётся. «Его упадёт на его темя» (из
Библии, псалом 7).

Когда
– то Стильтон решил позабавиться-сделать из голодного безработного Ива игрушку.
Этим он перешёл грань дозволенного. То есть свой капитал пустил не на благо, а
на унижение человека, никакие деньги не могут затмить моральной ценности. 

Как же Иву удалось стать врачом?

 Он
умело воспользовался своим «заточением» и мизерными деньгами в 10
фунтов стерлингов: много читал, поступил в медицинский колледж.., а через
какое-то время стал врачом. Потом, в больнице, Ив скажет Стильтону: «Благодаря
вашей издевательской щедрости я стал образованным человеком».

  «
Издевательская щедрость»- какое это средство выразительности?
(ответы
каждой команды):

 (оксюморон).

-Как
вы понимаете смысл выражения? ( В поступке Стильтона переплелись добро и зло.
Шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло).

Пришло
время обратиться к характеристикам главных героев рассказа (ответы каждой
команды)

Здесь
следует обратить внимание на основной художественный приём в
произведении-АНТИТЕЗУ (противопосталение). Причём противопоставлены не только
два героя друг другу, но и себе самим:

Джон
Ив в 1 части-нищий бездомный бродяга-во 2 части-известный хирург.

Стильтон
в 1 части-миллионер, во 2 части- нищий.

Обратим
внимание и на слова «человек»: в характеристике Ива оно  имеет место быть и в 1
части, во2. Почему? (ответы каждой команды)

Ведь
Ив стал хорошим врачом не только благодаря своей целеустремлённости, но и
благодаря своей человечности: было желание ударить-сдержался, отомстить- не
воспользовался; мало того, он предложил помощь тому, кто хотел сделать его
живой игрушкой.

А
в характеристике Стильтона Слово «человек» в 1 части не названо ни разу, а во 2
части оно появляется, когда Стильтон произнёс: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ»…

-Итак, чем стала зелёная лампа для Джона Ива?(она осветила
герою путь к жизненной цели)
(ответы каждой команды)

-А для Стильтона? (помогла выразить презрение к
людям, пресыщенность жизнью и её удовольствиями)
(ответы каждой
команды)

Зеленая
лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Свет поиска истины
озаряет путь одного героя и меркнет для другого.

аааааа

Так Грин,
словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым
можно идти и которые каждый выбирает для себя.


рассказе есть ещё один герой-это Реймер.

Какова
его роль в сюжете?

(Не
будьРеймера, возможно,не произошла бы эта история: ведь Стильтон Реймеру
демострирует свою богатую, с его точки зрения, фантазию, свою безграничную
власть над человеком.А сам Реймер потворствует этому злу, чего делать нельзя: «…пороки
порой потому расцветают, что некому нас остановить. И уже совсем страшно, если
мы окружены равнодушными людьми, молчаливо поощряющими наши дурные деяния. Не
без их помощи мы становимся порочнее».

4.Обобщение
учителя:
Зеленая лампа не просто деталь сюжета, знак, интригующий момент
развития действия, а символ веры в возможности человека, в его стремление к
исполнению мечты, символ надежды, преодоления, символ света и добра. Зеленая
лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Это многозначный,
метафоричный символ.

В конце
рассказа Джон Ив говорит Стильтону (а может, это Грин обращается к нам?): «А
спускаясь по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку». Что могут значить эти
слова?

Чтобы
всегда был свет надежды у каждого человека и в душе, и в жизни.

 «Прочитаешь
рассказ А. Грина, и ляжет на душу добро» (Б Ахмадулина)

Почему
рассказ «Зеленая лампа» можно считать притчей?

Рассказ «Зелёная лампа» определяется по
жанру ещё и как притча
(краткий
иносказательный и поучительный рассказ)
.
Притча об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и
обеспеченным человеком, и жизненном падении богача
Стильтона.    

IV. Заключительная
часть урока

Развитие
способности к рефлексии, само-и взаимооценке.

1.Итак, мы сегодня перечитали и обсудили
рассказ «Зеленая лампа». Каждому из вас что-то особенно в нем запомнилось.
Давайте ответим всего на несколько вопросов:

А) Каково
значение денег в нашей жизни? Всегда ли они делают нас счастливыми?

Б) Какова роль человека в его судьбе?

2.Подведение
итогов, выставление оценок (оценить ответы команд в процессе урока: активность,
умение строить монолог и диалог; умение определять средства выразительности,
делать выводы) —работа экспертов и мягкая коррекция оценивания преподавателем.

V. Домашнее
задание

Написать
сочинение-миниатюру. Тему учащиеся выбирают по желанию (ситуация выбора):

1. «…пороки
порой потому расцветают, что некому нас остановить.»

2.Если я
зажигаю лампу…

  • Средства выразительности в сказке морозко
  • Средства выразительности в рассказе семья пешеходовых
  • Средняя сестра по английски как пишется
  • Средняя полоса россии как пишется
  • Среднетехническое образование как пишется правильно и почему