С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 5, 6, 7, 8 и 9 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 5, 6, 7, 8, 9 класс за 2021 год
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
«Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
5 класс
1 — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
2 — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Ответ: И прославилось его имя во всех странах…
3 — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
4 — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
6 и 7 классы (всё тоже самое, как и в 5 классе и добавилось ещё одно)
5 — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Ответ: Князь Александр был непобедим.
8 и 9 классы (всё тоже самое, как и в 5 и 6 классах и добавилось ещё одно)
6 — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет
Ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
Антитеза — противопоставление.
Гипербола — художественное преувеличение.
Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
Литота — художественное преуменьшение.
Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
5 и 6 классы
1 — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола
2 — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет
3 — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение
4 — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
7 класс (из предыдущих взяли Л.Н. Толстой, «После бала», остальные новые)
5 — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония
6 — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота
7 — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение
8 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
8 класс (из предыдущих взяли А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский» добавили два новых)
9 — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола
10 — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс (из предыдущих взяли A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
A. С. Пушкин — Медный всадник
A. П. Чехов — Каштанка
Л. Н. Толстой — Анна Каренина
М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
И. С. Тургенев — Бежин луг
A. И. Куприн — Гранатовый браслет
K. И. Чуковский — Телефон
H. В. Гоголь — Нос
И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
5, 6 и 7 классы
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
8 и 9 классы (как в 5, 6 классах, только вместо богатыря другой персонаж)
Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
5 класс
Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Ответ: Толстой «Детство»
Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Ответ: Грин «Алые паруса»
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
6 класс (из предыдущего остались Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», добавились два новых)
Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Ответ: Гоголь «Шинель»
Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Ответ: Чехов «Хамелеон»
7 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», остальные новые)
Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Ответ: Лесков «Левша»
Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Ответ: Чехов «Человек в футляре»
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
8 класс (из предыдущего остался Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», остальные новые)
Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Ответ: Горький «Детство»
9 класс (Тоже самое, как и в 8 классе, но ещё одно добавили)
После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
5 и 6 классы
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
7, 8 и 9 классы (всё тоже самое, как в предыдущих, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
5 класс
1 — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
3 — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
4 — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
5 — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
6 и 7 классы (с 5 класса остаются 2, 4, 5, остальные новые)
6 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
7 — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
5, 6, 7, 8 и 9 классы
слон — вагон
слива — ива
капель — газель
сигнал — канал
журнал — пенал
торты — коты
Собери героя
5 и 6 классы
Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
7, 8 и 9 классы
Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
5 класс
@push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
@ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
6 класс (остался @ne_krasov с 5 класса)
@lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
7 класс
@push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
8 класс
@mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
@iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
9 класс
@push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
@gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Тест «Средства художественной выразительности в поэзии
М. Ю. Лермонтова»
№
1.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»: «За то,
что лава вдохновенья / Клокочет на груди моей…»:
а) эпитет; б) метафора; в)
сравнение; г) олицетворение.
№
2.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет
парус одинокой…»:
а) эпитет;
б) метафора; в) сравнение; г) олицетворение.
№
3.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»: «Играют
волны – ветер свищет…»:
а) эпитет; б)
метафора; в) сравнение; г) олицетворение.
№
4.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поцелуями прежде
считал…»: «И я счет своих лет потерял, / И крылья забвенья ловлю…»:
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
5.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»:
«Поникнув гордой головой…»:
а) эпитет;
б) метафора; в) олицетворение; г) олицетворение.
№
6.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон,
я другой…»: «В душе моей, как в океане, / Надежд разбитых груз лежит»:
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
7.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»:
«Угас, как светоч, дивный гений…»:
а) эпитет; б)
метафора; в)
сравнение; г) олицетворение.
№
8.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»:
«Погиб поэт! – невольник чести…»:
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
9.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»: «Но я
люблю – за что, не знаю сам — / Ее степей холодное молчанье…»:
а) эпитет;
б) метафора; в) олицетворение; г) олицетворение.
№
10.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Я жить хочу!…»:
«Он покупает неба звуки, / Он даром славы не берет»:
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
11. Определите,
как называется выделенное средство художественной выразительности в
строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина»: «Ее лесов безбрежных
колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям».
а) эпитет; б)
метафора; в)
сравнение; г) олицетворение.
№
12.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума: «Перед
опасностью позорно-малодушны / И перед властию – позорные рабы»:
а) эпитет;
б) метафора; в) олицетворение; г) олицетворение.
№
13.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон,
я другой…»: «Кто может, океан угрюмый, / Твои изведать тайны?»
а) эпитет;
б) метафора; в) сравнение; г) олицетворение.
№
14.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума: «И жизнь уж
нас томит, как ровный путь без цели, / Как пир на празднике чужом»:
а) эпитет; б) метафора;
в)
сравнение; г) олицетворение.
№
15.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума: «И
царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови»:
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
16.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»:
«Провозглашать я стал любви / И правды чистые ученья…»:
а) эпитет;
б) метафора; в) олицетворение; г) олицетворение.
№
17.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»: «И вот в
пустыне я живу, / Как птицы, даром Божьей пищи»:
а) эпитет; б)
метафора; в)
сравнение; г) олицетворение.
№
18.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»: «И звезды
слушают меня, / Лучами радостно играя…»:
а)
эпитет; б) метафора; в) сравнение; г) олицетворение.
№
19.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»: «Булат его
хранит таинственный закал — / Наследье бранного востока».
а) эпитет;
б) метафора; в) сравнение; г) олицетворение.
№
20.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»: «Он нужен
был толпе, как чаша для пиров, / Как фимиам в часы молитвы».
а) эпитет; б)
метафора; в)
сравнение; г) олицетворение.
№
21.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт»: «Из
золотых ножон не вырвешь свой клинок, / Покрытый ржавчиной презренья?..»
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
22.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя я
пылко так люблю…»: «Когда порой я на тебя смотрю, / В твои глаза вникая долгим
взором…»:
а) эпитет;
б) метафора; в) олицетворение; г) олицетворение.
№
23.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя я
пылко так люблю…»: «Но не с тобой я сердцем говорю»:
а) эпитет; б) метафора;
в) сравнение; г) олицетворение.
№
24.
Определите, как называется выделенное средство художественной
выразительности в строчке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и
грустно»: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг…»:
а) эпитет;
б) метафора; в) сравнение; г) олицетворение.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
б | а | г | б | а | б | в | б | а | б | в | а | а | в | б | а | в | г | а | в | б | а | б | а |
Тест «Средства художественной выразительности в поэзии
М. Ю. Лермонтова»
Общее
задание:
определите,
как называются выделенные средства художественной выразительности в
строках из стихотворений М. Ю. Лермонтова (в скобках указано
название произведения).
Варианты
ответов
для всех номеров:
а) эпитет; б) метафора; в) сравнение; г)
олицетворение.
№
1. «За то,
что лава вдохновенья / Клокочет на груди моей…» («Молитва») № 2. «Белеет парус одинокой…»
(«Парус») № 3. «Играют волны – ветер
свищет…» («Парус»)
№ 4. «И я счет своих лет
потерял, / И крылья забвенья ловлю…» («Поцелуями прежде
считал…») №
5.
«Поникнув гордой головой…» («Смерть поэта») № 6. «В душе моей, как в океане,
/ Надежд разбитых груз лежит» («Нет, я не Байрон,
я другой…») №
7. «Угас, как
светоч, дивный гений…» («Смерть поэта») № 8. «Погиб поэт! – невольник
чести…» («Смерть
поэта») №
9. «Но я
люблю – за что, не знаю сам — / Ее степей холодное молчанье…» («Родина») № 10. «Он покупает неба звуки,
/ Он даром славы не берет» («Я жить хочу!…») № 11. «Ее лесов безбрежных
колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям» («Родина») № 12. «Перед опасностью позорно-малодушны
/ И перед властию – позорные рабы» («Дума») № 13. «Кто может, океан угрюмый,
/ Твои изведать тайны?» («Нет, я не Байрон, я другой…») № 14. «И жизнь уж нас томит, как
ровный путь без цели, / Как пир на празднике чужом» («Дума») № 15. «И царствует в душе
какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови» («Дума») № 16. «Провозглашать я стал
любви / И правды чистые ученья…» («Пророк») № 17. «И вот в пустыне я живу, /
Как птицы, даром Божьей пищи» («Пророк») № 18. «И звезды слушают
меня, / Лучами радостно играя…» («Пророк») № 19. «Булат его хранит таинственный
закал — / Наследье бранного востока» («Поэт») № 20. «Он нужен был толпе, как
чаша для пиров, / Как фимиам в часы молитвы» («Поэт») № 21. «Из золотых ножон не
вырвешь свой клинок, / Покрытый ржавчиной презренья?..» («Поэт») № 22. «Когда порой я на тебя
смотрю, / В твои глаза вникая долгим взором…» («Нет, не тебя я
пылко так люблю…») №
23. «Но не
с тобой я сердцем говорю» («Нет, не тебя я пылко так люблю…») № 24. «И жизнь, как посмотришь с
холодным вниманьем вокруг…» («И скучно и грустно»)
Многомудрый Литрекон как никто другой знает, как написать самое выразительное произведение. Часами и днями напролет он анализирует лирические и прозаические тексты, где авторы используют самые изысканные средства художественной выразительности. Знание всех этих приемов поможет Вам разнообразить и украсить свою речь, а ведь именно она позволяет нам добиваться намеченных целей и находить общий язык с людьми. Также тропы фигурируют в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Даже технарю важно знать, чем эпитет отличается от метафоры. Специально для Вас Многомудрый Литрекон составил список языковых средств выразительности, в котором Вы найдете известные примеры из литературы и понятные определения тропов. В финале Вас ждет таблица, где будет обобщение всего сказанного. Приятного просвещения!
Фонетические средства выразительности
Данные языковые средства отличает принцип выразительности — они красивы по звучанию, а не по контексту. Поэтому чаще всего фонетические средства выразительности используются в поэзии. Современный слушатель постоянно находит их в рэпе: чем выше мастерство автора, тем интереснее и благозвучнее звучит его куплет. Научно доказано, что человек выделяет для себя приятные и неприятные акустические явления. В русском языке особенно много приятных. И это не пустые слова. Если сравнить звучание, например, финского и русского языка, то Вы сами поймете, что последний сравнительно благозвучен и легок в произношении. Поэтому в нашей речи много фонетических средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое из них.
Аллитерация
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных звуков в тексте, чаще всего поэтическом:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. (К. Бальмонт)
Вот более современный пример из песни Оксимирона:
Где нас нет, услышь меня и вытащи из омута
Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом
Менее распространена скандинавская аллитерация. Этот прием заключается в том, что каждое новое слово начинается с одной и той же буквы. Например, в серии романов о Гарри Поттере мы неспроста встречаем Салазара Слизерина и Минерву Макгонагал.
Ассонанс
Ассонанс – это повторение одинаковых гласных звуков (не букв!) в тексте. Такие звуковые эффекты делают поэтическое произведение более выразительным и изящным.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М. Лермонтов)
Звукоподражание
Звукоподражание — это описание какого-либо явления имитацией звуков, характеризующих его. Например, Вы хотите описать шум ветра, поэтому используете как можно больше звуков, напоминающих этот шум. Вот Сергей Есенин вышел из положения следующим образом:
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума…
В этих строках много шелестящих звуков, как будто между ними действительно ветрено и шумно.
Лексические средства выразительности
В отличие от фонетических, лексические языковые средства выразительности опираются не на красоту звучания, а на значение слов. Наиболее распространенный тип — тропы. Это слова, которые употребляются в переносном значении. «Ну ты вообще красавчик!» — говорим мы и тут же добавляем: «В переносном смысле, конечно же». Такие слова встречаются сплошь и рядом, из них состоит образная и богатая речь развитого человека. Также в этот обширный раздел входят средства выразительности, для которых определяющими являются контекст и окружение из слов. Например, оксюморон не может состоять из одного слова. Чтобы он проявился, нужно хотя бы два. Все многообразие лексических средств выразительности отражено в этом списке.
Неологизм
Авторский (индивидуальный) неологизм (окказионализм) – новое слово, придуманное автором в соответствии с законами словообразования данного языка. Неологизмами пестрит поэзия футуристов, ведь они жаждали сделать что-то новое в литературе. Сейчас словотворчеством может заняться любой желающий, а некоторые самые удачные выражения находят свое место в словарях и народной памяти. Например, слово «скомуниздил» — это весьма удачная замена нецензурной лексики, образованная от слова «коммунизм». Еще более современный пример — название песни исполнителя RAM «Технокамикадзе». Это неологизм чистой воды.
Арфеет ветер, далеет Нарва,
Синеет море, златеет тишь. (И. Северянин)
Диалектизм
Диалектизмы – слова из разных диалектов. В языке художественной литературы используются со стилистической целью, например, для создания местного колорита, речевой характеристики персонажа и т.п.: дивчина, векша, гутарить и др. Многообразие диалектизмов мы можем встретить в романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон».
Фразеологизм
Фразеологизм – устойчивое выражение, воспроизводимое в речи в качестве целой лексической единицы: кривить душой, ход конём, сесть в лужу и др. Крылатые фразы и выражения мы часто встречаем в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Их же используют современные исполнители. Например, тот же Оксимирон написал: «Мэр – лишь серый кардинал». Это тоже фразеологизм.
Эпитет
Эпитет – образное определение предмета, явления или действия. Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные (тяжёлый взгляд, тихая старость), реже – наречия:
«Гордо веет буревестник» (М. Горький «Песня о буревестнике»).
«Люто хочется весны» (Оксимирон, «Все переплетено»).
Главное отличие эпитета от простого прилагательного — это именно переносное значение слова. Трава зеленая, это ее прямая характеристика. Но она же изумрудная — это уже эпитет, ведь трава не состоит из драгоценных камней, а лишь имеет похожий цвет и блеск.
Сравнение
Сравнение – сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему для них признаку. «Эта девка просто пуля» — вот классический сравнительный оборот в известной песне ЛСП. Сравнение может выражаться следующими способами:
- Сравнительный оборот с союзами как, точно, словно, будто, как будто. «Дни бегут надо мной, словно тучи над лесом…» (И. Бродский).
- Форма творительного падежа. «Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе» (Б. Пастернак).
- Сравнительная степень имени прилагательного. «Но когда замираю, смирённая, На груди твоей снега белей…» (А. Ахматова).
Метафора
Метафора – скрытое сравнение, заключающееся в перенесении свойств одного предмета на другой на основании сходства или общих признаков. Именно такие игры с речью позволяют сделать речь образной и нетривиальной. Метафоры — это визитная карточка каждого произведения. Поэтому критики часто оценивают «метафоричность» текста.
Простая метафора строится на сближении двух предметов по одному признаку:
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин)
Такие приемы мы часто встречаем в текстах современных исполнителей. «Она вышла из пены» — пишет Оксимирон, сравнивая лирическую героиню с богиней красоты Афродитой, которая, как известно, произошла из пены морской (трек «Накануне»).
Развёрнутая метафора основана на нескольких ассоциациях по сходству и включает более двух слов:
На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И чётки мудрости златой. (А. Пушкин)
А вот этот пример развернутой метафоры будет более знаком молодому читателю:
«Ваша картина мира – сетка
Полотно, текстильная салфетка
Будто работала ткачиха или швейка
Но все переплетено, само собою, чёрт-те с чем, наискосок» (Оксимирон, «Все переплетено»)
Олицетворение
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы. В общении друг с другом мы всегда используем этот прием, даже не замечая его. «Оскорбительно намекая на её тяжесть, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков). А вот такой пример олицетворения мы нашли в песне группы Грот «Неповторимым»:
И та сила, что через тебя работает
Всегда способна отыскать себе еще кого-то.
Сила наделяется способностями выбирать людей, то есть приобретает человеческие свойства.
В прекрасном яростном мире
Где ходят за руку жизнь и смерть…
В этом примере живыми становятся такие абстрактные понятия, как жизнь и смерть. «Живая смерть» — это, кстати, уже оксюморон.
Оксюморон
Оксюморон – объединение противоречащих понятий в одно целое: живой труп, горячий снег и др. В песне Оксимирона «Накануне» мы тоже видим подобный пример:
«Завтра злой и весёлый восход».
Метонимия
Метонимия – перенос свойств предмета или названия на другой на основании их смежности: «Я три тарелки съел» (И. Крылов). Несмотря на громоздкое и сложное название, этот прием часто используется нами в повседневной жизни. И мы даже не задумываемся об этом, говоря, что «зимой речка блестит». Но блестит не речка, а лед на ней, значит, перед нами метонимия. «Лес чернеет вдалеке» — это не лес, а конкретные деревья чернеют вдалеке, ведь весь лес мы не видим.
Метонимия более занудна и конкретна, чем та же метафора. Она основывается на реально существующей связи. Например, спортсмены получили золото. Не золото они получили, а медаль из золота, значит, комментатор употребил метонимию: заменил предмет на материал, из которого предмет создан.
Синекдоха
Синекдоха – это разновидность метонимии, замена множественного числа на единственное, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот: «Зайкин прощается с рыжими панталонами [попутчиком] и идет к себе на дачу» (А. Чехов). Вспомним и песню Луперкаля «Гонзо»:
«Встретились на кольцевой, а разошлись на радиальной» (ветке метро).
«Встретимся на Горшина 1 через час» — вот и бытовой пример синекдохи. Чтобы сократить послание, мы часто прибегаем к этому приему.
Гипербола
Гипербола – преувеличение свойств или значения какого-либо предмета или явления: «шаровары шириной в Чёрное море» (Н. Гоголь). Когда человек что-либо преувеличивает, это смело можно отнести к гиперболе. Очень часто гипербола встречается в творчестве Маяковского. Этот прием стал частью его мышления, как будто поэт смотрит на мир через лупу:
Солнце
Померкло б,
Увидев
Наших душ золотые россыпи. («Облако в штанах»)
Здесь же стоит упомянуть гротеск — это прием, создающий фантастическое преувеличение, невозможное в реальной жизни и несущее сатирический смысл. Гротеск — это не одно слово или выражение, это целый текст. Например, на основе гротеска Гофман написал сказку «Крошка Цахес», а Салтыков-Щедрин — сказку «Дикий помещик».
Литота
Литота – преуменьшение свойств или значения какого-либо предмета: «Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка» (А. Грибоедов). А вот и снова пример литоты из репертуара Маяковского:
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.
Книжная лексика
Книжная лексика – слова, которые употребляются преимущественно в книжной речи: поприще, поработитель, возликовать, низвергнуть и др. Прислушайтесь к своим собеседникам: чтобы подчеркнуть значение сказанного или, напротив, пошутить, люди используют книжные слова. «И так ли уж нужны теперь тиары, кубки, горы денег?» — вопрошает Хорус в песне «Убить дракона». В данном случае книжные слова погружают слушателя в атмосферу древней героической поэмы.
Разговорная лексика
Разговорная лексика – слова, которые употребляются преимущественно в разговорной речи: красотка, неказистый, присобачить, попугайничать и др. «Тут уж сам решай — в пятках ли душа» — это цитата из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона», демонстрирующая преимущества разговорной лексики в художественном произведении. Она делает посыл понятным для аудитории, сближает читателя и автора.
Просторечия
Просторечные слова – слова, не являющиеся нормой литературного языка, но употребляющиеся в обиходной речи. В художественной речи используются как стилистическое средство для придания произведению шутливого, иронического, пренебрежительного, грубого и т.п. оттенка: враньё, рожа, обалдеть, дрыхнуть и др. В той же песне «Убить дракона» мы видим и просторечные выражения:
«Ну, валяй, герой
Докажи, что не холуй».
В данном случае автор хочет снизить значимость героя, показать его уязвимость.
Перифраз
Перифраз — образное описательное высказывание, которое заменяет прямое название предмета или явления. Например, в песне Окссимирона «Накануне» город заменяется «муравейником» и приобретает враждебный смысл:
Там, под нами, копошась, муравейник разевает пасть, как ротвейлер.
Представители власти в этой же песне именуются так: «Те, кто наверху». Этот прием сразу же отделяет обычного человека от того, кто им управляет, разделяя город на уровни.
Любил перифразы и А.С. Пушкин. В «Медном всаднике» он называет морской путь в Европу «окном», подчеркивая главные функции нового порта (наблюдение за границами России и их неприкосновенностью, а также возможность увидеть инновации западного мира). Город он часто называет «младшею столицей», «Петра творением» и т.д., чтобы обогатить свою речь и не повторяться.
В серии книг о Гарри Поттере перифраз и вовсе спас жителей волшебного мира. «Того, кого нельзя называть» действительно нельзя было назвать иначе.
Ирония
Ирония — это прием на основе отождествления предметов или явлений по контрасту. Когда мы хотим высмеять глупого человека, мы саркастически отвечаем ему: «Ну это, конечно, очень умно, никто так еще не делал!». Мы отождествили явления на основе полной их несхожести: глупого назвали умным. Один из самых ярких образцов этого приема — песня «Гоша Рубчинский» Славы КПСС, Монеточки, СД, Замая и других резидентов «Антихайп». «Сам Троцкий носил пару его макасин» — эта фраза высмеивает устаревший стиль дизайнера и его попытку получить известность за счет громких имен. А вот классический пример, ставший уже народным:
А может, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?! (И. Ильф и Е. Петров);
Лексический повтор
Лексический повтор — это повторение слов с целью усиления эффекта и художественной выразительности. Это очень тонкая грань: бездумное повторение от недостатка словарного запаса — это ошибка — тавтология, а намеренное повторение с целью подчеркнуть сказанное, расставить смысловые акценты — это лексический повтор.
Пример: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С. А. Не напрасно дули ветры)
Так автор нагнетает обстановку, акцентирует внимание на том, что все непроста, чтобы подогреть интерес читателя.
Плеоназм
Плеоназм — это ошибка, когда человек дублирует смысл сказанного в другом слове: окружен со всех сторон, мертвый труп и т.д. Но иногда авторы намеренно используют этот прием для передачи характера персонажа или для усиления эмоционального эффекта. Часто такое явление встречается в сказках: «скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», «жизнь прожить – не поле перейти» и пр. Нередко сказовой манере повествования подражал А.С. Пушкин:
«Грусть-тоска меня снедает» (Сказка о царе Салтане).
Аллегория
Аллегория — это попытка представить отвлеченную идею в конкретном художественном образе. Этот пример наиболее часто встречается в рекламе, так как позволяет сократить сообщение до минимума и сделать его понятным для всех. В нашей культуре уже сформировался язык аллегорий. Например, все знают, что голубь — это аллегория мира во всем мире, старуха с косой — это смерть, а туманный Альбион — это Лондон. Более того, басни и притчи — это жанры, построенные целиком и полностью на аллегории. Примеров в русской литературе очень много. Так, в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» за рыбкой скрывается умеренный либерал, который ничего не способен поменять в мире, потому что всего боится. Не менее аллегорична песня Хоруса и Ка-тета «Убить дракона». «Что ты скажешь дракону, оказавшись перед ним» — это явная отсылка к знаменитому вопросу Юрия Дудя на интервью: «Что ты скажешь президенту, оказавшись перед ним?». Образ дракона во многих деталях напоминает нынешнюю власть, а рыцарь — это несостоятельный оппозиционер, который «не хочет сжимать рукоять», то есть не хочет прилагать усилий для решения проблем в стране. Есть одна литературная закономерность: чем строже цензура, тем больше в литературе появляется аллегорий.
Символ
Символ — слово, условно отражающее суть явления или предмета. В отличие от метафоры, он совсем не очевиден и очень многогранен. Далеко не все люди различат значение символа. Например, в стихотворении Шарля Бодлера «Падаль» за мертвой лошадью скрывается главный закон мироздания: плоть бренна, и каждому живому существу придет свой черед. Но и труп становится средой для новой жизни, и получается, что энергия перетекает из одной формы в другую. Но есть и простые, всем уже знакомые образы. Например, Береза — это устоявшийся символ Родины. Читатель часто встречает его в поэзии С.А. Есенина:
Злой октябрь осыпает перстни
С коричневых рук берез
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез
Взбрезжи, полночь. Луны кувшин
Зачерпнуть молока берез
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.
Антитеза
Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.
«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!» (В. Маяковский»)
Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:
«Либо трон, либо яма с дерьмом, либо принц, либо раб…».
Инверсия
Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.
«А для рабов не поёт золотистый восход, не зовёт серебристый закат» (Оксимирон, «Накануне»).
Эллипсис
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:
Гора как на ладони под нами, смог с дымом над ней.
Может вина? У меня вполне сносный виноградник.
Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.
Риторические фигуры
Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
«Какой же русский не любит быстрой езды?» (Н. Гоголь).
В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:
Допустим всё так, но что будет, если уйду?
Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений:
«Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла» (А. Блок).
Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем».
Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.
Градация
Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака:
«Все грани чувств, все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах» (А. Белый).
Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.
Анафора
Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково:
«Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке» (М. Цветаева).
Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.
Эпифора
Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов:
«Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат…» (М. Шолохов)
Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:
«…Ну а дураков не жаль.
Мудрецов не жаль.
Никого не жаль»
Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.
Парцелляция
Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации:
«Флёров – всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже» (М. Горький).
Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»
Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.
Таблица
Многомудрый Литрекон объединил все языковые средства художественной выразительности в таблицу:
Название | Пример | Простое определение |
Фонетические: | ||
Аллитерация | Выходила к ним горилла, Им горилла говорила, Говорила им горилла, Приговаривала. (К. Чуковский) | Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении. |
Ассонанс | У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (М. Лермонтов) | Повторение однородных гласных звуков в стихотворении. |
Звукоподражение | Волны скачут лата-тах! Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников) | Имитация акустических эффектов звуками. |
Лексические: | ||
Метафора | Сонное озеро города (А.Блок). | Переносное значение слова, основанное на сходстве. |
Синекдоха | «Отсель грозить мы будем шведу» (А. Пушкин) — не одному шведу, а всем шведам — то есть замена множественного числа на единственное. | Замена количественных и материальных отношений, использование единственного числа вместо множественного, материала изготовления вместо предмета и т.д. |
Метонимия | Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Представители всех стран приравнены к флагам по принципу смежности этих понятий — представительской функции. | Перенос значения по принципу смежности. |
Эпитет | «Весна золотая» (Н. Некрасов) | Образное определение, характеризующее свойство предмета. |
Олицетворение | «Отговорила роща золотая» (С. Есенин) | Перенесение человеческих свойств на неодушевленный предмет или явление |
Сравнение | Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) | Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, по общему признаку. |
Гипербола | И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) | Художественное преувеличение. |
Оксюморон | Туристы в родном городе. (Тэффи) | Сочетание противоположных по значению слов. |
Литота | «Мальчик с пальчик» (Г. Андерсен) | Художественное преуменьшение |
Перифраз | «Люблю тебя, Петра творенье!» (А. Пушкин) | Замена слова описательным оборотом. |
Аллегория | «Вагоны шли привычной линией, Вздрагивали и скрипели; Молчали жёлтые и синие, В зелёных плакали и пели». (А. Блок) | Описание отвлеченной идеи через конкретный образ. |
Фразеологизм | Дама приятная во всех отношениях (Н. Гоголь) | Устойчивый оборот в речи. |
Ирония | «Ты все пела? Это — дело…» (И. Крылов) | Скрытая насмешка, когда слова употребляются в противоположном значении. |
Символ | Не осенний частый дождичек Брызжет, брызжет сквозь туман: То слезы горькие льет молодец На свой бархатный кафтан. (А.Дельвиг) | Слово, условно выражающее суть какого-либо явления. |
Синтаксические: | ||
Анафора | Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… (А. Пушкин) | Повторение сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов. |
Эпифора | «Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.» (Н. Гоголь) | Повторение сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов. |
Инверсия | «стояла зима», «дул ветер из степи» (Б. Пастернак) | Нарушение обычного порядка слов в предложении. |
Градация | «Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне.» (Б. Пастернак) | Стилистический прием с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим. |
Парцелляция | «Пришли соседи…Женщина с ребенком. Уже никто меня не узнает» (С. Есенин). | Разделение одного предложения на несколько самостоятельных с целью усиления выразительности текста. |
Синтаксический параллелизм | «Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов) | Сходное построение смежных фраз. |
Эллипсис | «нам вехой — наша тень», «уходим. За спиной — стеною лес недвижный» (Б. Пастернак) | Намеренный пропуск слов. |
Риторический вопрос | «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — пройдет, зайдет и вновь оставит дом» (С. Есенин). | Вопрос-утверждение, не требующий ответа. |
Риторическое обращение | Meчты, мeчты! Гдe вaшa cлaдocть? (Пyшкин). | Высказывание в адрес неодушевленного предмета. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
$«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»
Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кери$б.»
Подготовила
учитель начальных классов
Чахоткина Галина Петровна
г. Новоалтайск
2011
$
Урок чтения в 4 классе по традиционной программе
Автор учебника:
Тема: Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка.
$Цели урока:
Познавательный аспект
-
Создать условия, для ознакомления детей с
турецкой культурой: архитектурой, музыкой
-
Совершенствование осознанного чтения
Развивающий аспект
-
Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, гр$уппе
-
Развивать творческие способности
Воспитательный аспект
-
Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения
-
Воспитывать уважение к людям другой национальности
Оборудование
-
Проектор
-
Экран
-
Компьютер
$
-
Диск с презентацией урока
Методическое обеспечение: книга чтения для 4 класса
Тип урока: изучение нового материала
Планируемая результативность: $
-
достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного
-
пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
-Какое задание выполняли дома по чтению?
(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова
«Дары Терека»)
-О чём это стихотворение?
( О реке Терек.)
-Какая это была река?
(Быстрая, шумная, горная.)
-Кто хочет выразительно прочитать нам стих$отворение?
(Дети по желанию выходят и читают стихотворение.
После чтения одноклассники обмениваются
мнениями: что понравилось, задают
дополнительные вопросы по содержанию.)
III. Подготовка к познавательной деятельности
-Что вдохновило$ Лермонтова на написание этого
стихотворения?
(Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу…)
-Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз?
(В детские годы.)
-Почему и зачем он туда приезжал?
(Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве
был очень болезненным мальчиком.)
Слайд № 1
-Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел
Кавказ в детстве.
-В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служи$л и
одновременно писал стихи, поэмы, занимался
творчеством.
IV. Изучение нового материала
1. Работа над заглавием.
-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение
Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе.
-Прочитайте, как она называется ?
( «Ашик-Кериб».)
— Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она?
( По названию трудно определить.
Дети высказывают разные предположения.)
Слайд № 2
— А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить
о чём эта сказка?
(Дети высказываю$т разные предположения.)
2. Создание условий для благоприятного эмоционального
настроения на чтение сказки.
-Лермонтов был русским поэтом и писателем.
-Почему сказка турецкая?
( Дети высказывают своё мнение…)
$
— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал
язык местных жителей, сам изучал азербайджанский
язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.
-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая,
можно догадаться, что действие происходит в другой
стране?
( Мнения детей…)
— Просмотрите содержание 1 страницы сказки.
-Где происходит действие?
( В городе Тифлизе.)
-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом
месте расположен город Тбилиси. Город находится
между гор.
-Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз.$
Обратите внимание на городские постройки, природу
Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того
времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись ска$зки «Ашик- Кериб».
Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10
– Детям демонстрируют особенности архитектуры,
природы, музыки народов востока.
( После просмотра дети высказывают своё мнение об
увиденном и услышанном.)
-Хотели бы вы услышать сказку и почему?
3.Художественное восприятие текста.
3.1.Установка на чтение
-Начало сказки мы сейчас прочитаем:
-
Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка
-
По ходу чт$ения выделяйте непонятные слова.
-
Как поняли задание? ( Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)
3.2.Чтение сказки (учеником из класса)
Физкультурная пауза
4.Ра$бота с текстом после чтения.
-Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок
прочитанной сказки?
(Мнения детей)
-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?
4.1..Словарная работа.
Индивидуальная работа
$ -Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны.
(Дети называют слова Пророк,
витязь,
газель,
Аян-Ага,
зарок,
благословение,
Ашик-Кериб,
наречённая невеста.)
Работа у парах
-Попробуйте сами найти значение этих слов.
(Детям раздаются карточки с непонятными словами и
Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение)
Проверка (фронтально)
Слайд № 11
$( На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает,
Затем на слайде показывается точное значение этого слова
4.2. Уровень понимания текста
Фронтально
-Назовите действующих лиц в сказке.
— Какие события там происходят?
-Для чего автор описал нам эти события?
— Может ли для тебя это быть ценным?
— Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная?
-Чем вызвана печаль Ашик-Кериба?
-Можно ли было поступить по другому? Почему?
-Все ли были рады пом$очь?
4.3. Анализ поступков героев
Работа в группах
-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.
-Для этого можно использовать план (работа в группах).
-
Как звали героя?
-
Чем занимался?
-
Возраст.
-
Бедный или богатый.
-
В какой семье воспитывался?
-
Кто его друзья?
-
Черты характера.
Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек
$ Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый
бедный красивая жестокий
музыкант приветливая дружелюбный добрая
приветливый
Проверка.
1 группа отвечает, 2 дополняет
3 группа отвечает, 4 дополняет,
5 группа отвечает, 6 дополняет.
-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба,
почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека)
—Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)
Слайд $№ 12
-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)
V. Итог урока
-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в
друзья? Почему?
( Мнения детей)
-Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?
IV. Домашнее задание
$Слайд № 13
-
Дочитать сказку.
-
Выделить непонятные слова.
-
К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.
БЛАНК СЦЕНАРИЯ УРОКА
МБОУ «СОШ с. ТАНГИ-ЧУ»
4 «Б» класс Учитель:
Арсамикова М.Л.
Модуль (раздел)
Тема
урока:
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка.
Цель
ученика: познакомить с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;
дать представление о разнообразии жанров произведений автора (стихи,
сказки); учить чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности
(метафоры, эпитеты, сравнения);
Цель
учителя : познакомить
с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; дать представление о разнообразии
жанров произведений автора (стихи, сказки); учить чувствовать и понимать
образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной
выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения);отрабатывать навыки
выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух, воображение
и образное мышление, речь, творческие способности; учить определять тему,
идею произведения, анализировать поступки героев, правильно отвечать на
вопросы; воспитывать уважительное отношение к природе.
Задачи
учителя: предметные: прогнозирование содержания произведения,
умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев
произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения
моральных ценностей; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи
урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности,
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
оценивание своей работы на уроке,
Опорные
понятия, термины
Новые понятия, термины
Домашнее задание
Перечитать
сказку.
Этапы урока
(определяет
учитель
Деятельность учащихся
Дидактическое оснащение каждого этапа
Формы и виды учебной деятельности
Какие УУД развиваются
Мотивация,
актуализация, организация
Орг.
Момент
Проверяют
готовность к уроку
Личностные
регулятивные
Речевая разминка
карточки
Регулятивные
Самоопределение к деятельности
— Разгадайте
кроссворд и поймете, хорошо ли знаете сказки. (Учащиеся работают
самостоятельно.)
1. Имя девушки,
потерявшей хрустальный башмачок. (Золушка.) 2. Она плела рубашки из
крапивы ради спасения своих братьев. (Эльза.) 3. Девочка, попавшая в
странное место, где правила шахматная королева. (Алиса.) 4. Лучший
друг Винни – Пуха (Пятачок.) 5. Знаменитый доктор-ветеринар. (Айболит).
6. Имя царевича, который взял в жены лягушку. (Иван.) 7.
Яльмару рассказывал сказки Оле-… . (Лукойе.) 8. Имя мальчика,
попавшего в плен к Снежной королеве. (Кай.) 9. Богатырь, победивший
Черномора. (Руслан.) 10. Кто сделал Буратино? (Карло.) 11.
Купец, побывавший в гостях у морского царя. (Садко.)
— Вы узнали имена сказочных героев. На какие группы можно разделить сказки? (Литературные и народные.)
— По какому признаку вы их разделили? (По авторству.)
— Прочитайте на с. 97 учебника название сказки, которую мы будем
сегодня читать. Знаете ли вы, что оно означает? (Ашик — в переводе «народный певец, музыкант». Кериб — бедный
человек, бедняк.)
— Какая это сказка? (Турецкая.)
— Почему она
помещена в наш раздел «Чудесный мир классики»? (Ее написал М.Ю.
Лермонтов.)
Регулятивные
Познавательные
Учебник
Работа по теме урока
— Предположите, о
чем эта сказка.
— Объясните значение
слов.
ПРОРОК
— 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает
что-нибудь.
ГАЗЕЛЬ
— родственное антилопе полорогое млекопитающее отличающееся
стройностью и быстротой бега. Здесь стройная как газель.
ЗАРОК—
клятвенное обещание не делать что-либо
СААЗ
— турецкая балалайка.
ПАША
— в старой Турции и некоторых других мусульманских странах:
титул высших сановников и генералов, а также лицо, носящее этот титул.
НАМАЗ
— (ислам.) ежедневная пятикратная молитва из стихов Корана.
АЛЛАХ-
Бог.
AHA — мать.
ХАДЕРИЛИАЗ
— святой Георгий.
РАШЙД-
храбрый.
ЧАПРА
— занавес.
ШИНДЫ-ГЕРУРСЁЗ
— скоро узнаете.
МАУЛЯМ
— создатель.
АГА — господин.
ОГЛАН-
юноша.
КАРАВАН-САРАЙ
— постоялый и торговый дом в городе, на дороге.
МИНАРЕТ
— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.
СЕЛЯМ
АЛЁЙКЮМ — здравствуйте.
— Объясните
выражения «нам вдвоем достанет», «высокое сердце».
— Подберите синонимы
к словам.
УПРЕКАТЬ
— (укорять, шпынять, пилить, точить).
СТРАНСТВОВАТЬ
— (скитаться, странничать).
ВОСКЛИКНУТЬ
— (возгласить, вскричать).
УСПОКОЙСЯ
— (остынь, утихомирься, угомонись).
— Подберите антонимы
к словам.
БЛЕЩУТ-
(гаснут).
ИСТИНА
— (ложь, обман, заблуждение).
ДРОЖАЩАЯ
(рука) — (спокойная).
ПРОЗРЕТЬ
— (ослепнуть).
— Найдите и прочитайте объяснение выделенных в тексте слов в
словаре учебника. (Аяп-ага — знатный господин, чауш — сторож, рассыльный,
оглан — мальчик, парень.)
Работа
по учебнику
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Физкультминутка
Продолжение
работы по теме урока
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися. Можно
использовать аудиозапись сказки или диафильм.)
— Каковы ваши
впечатления от прочитанного? (Учащиеся делятся своими впечатлениями.)
Отвечают на вопросы
Коммуникативные
Личностные
Учебник
Рефлексия
Оцените
свою работу на уроке
Оценивают
свою работа на уроке
Личностные
Диагностика
результатов:
Итог
— С каким произведением
вы познакомились на уроке?
— Если бы не было
подзаголовка к сказке, можно ли догадаться, что действие в ней происходит в
другой стране?
Регулятивные
Коммуникативные