Средства художественной выразительности в рассказе бежин луг

Иван алексеевич бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом нобелевской премии по литературе. в своих произведениях бунин

Иван Алексеевич Бунин был известным русским поэтом, писателем, переводчиком, а также лауреатом Нобелевской премии по литературе. В своих произведениях Бунин мастерски создавал психологические портреты. Иван Алексеевич интересовался мировоззрением различных слоев общества. Особую значимость для известного писателя имел внутренний мир личности, ее эмоции и переживания. В своем знаменитом произведении «Кукушка» автор пытался понять внутренний мир крестьянина, который не смог реализоваться в жизни и найти свое место. Многомудрый Литрекон предлагает Вам рассмотреть анализ рассказа «Кукушка» по плану. 

История создания 

Иван Алексеевич создал рассказ «Кукушка» в 1898 году. Это произведение автор написал в ранний период своего творчества. Бунину было очень интересно анализировать непростую судьбу русского человека, а также быт простого крестьянина. Известно, что произведение «Кукушка» стало частью сборника, посвященного творческой деятельности Бунина в период с 1887 по 1909 год. 

Не секрет, что Иван Алексеевич очень любил путешествовать по огромной стране и беседовать с разными людьми. Именно один душевный разговор и послужил поводом для создания рассказа. При этом, как подмечали современники Бунина, писателю гораздо интереснее было общаться с обычными людьми, чем с представителями своего окружения. 

Бунин и сам рос в деревне, где сословные различия не были так болезненно очевидны и гипертрофированны. В условиях патриархального быта и господа, и работники сближались, ведь имели одни и те же интересы и зависели от одних и тех же явлений природы. Именно поэтому писатель многие произведения посвятил описанию жизни простого русского человека, неразрывно связанного с Родиной и ее природой. Именно таким стал Кукушка. 

Жанр и направление 

Произведение «Кукушка» является рассказом. На это указывают такие признаки, как…

  1. Краткость.
  2. Одна сюжетная линия.
  3. Ограниченное количество героев.

В произведении можно заметить не только черты реализма. Творчество Ивана Сергеевича относили к направлению «неореализма». В «Большой российской энциклопедии» можно встретить такое описание этого явления в искусстве: 

Поэтика неореализма отмечена сочетанием описательной конкретности и предметной точности с экспрессивно-лирическим, нередко символизированным, словом; характерны ослабление фабульных связей за счёт усиления лирического начала и углублённый психологизм.

В рассказе выдающийся писатель старался объективно воссоздать действительность. Прозаические произведения Ивана Бунина очень схожи с текстами, созданными в период золотого века отечественной литературы. В них основным является классический язык, лишенный неологизмов и опирающийся на народный мотив. 

Смысл названия 

Как известно, Кукушка является символом свободы и вольности. Эта птица все время стремится к одиночеству. Кукушка не имеет постоянного жилья, она не строит гнезд. Эти птицы подбрасывают птенцов в жилище чужих птиц. Именно таким бесхозяйственным и легкомысленным является новый хозяин караулки. Даже биография подходит: Кукушка был подкидышем и с детства ходил по чужим углам.

Героя произведения с одноимённой птицей связывает абсолютное одиночество. Автор не раз подчеркивает, что Кукушка является совершенно одиноким. У героя нет дома, семьи, жены, детей. Кукушка имеет лишь Мурзика, кошку и петуха. Когда персонаж потерял Мурзика, он сильно не расстроился. Для Кукушки это не является огромной потерей. По таким же принципам живёт и сама птица, ведь она оставляет даже собственных детей. Смело можно сказать, что в названии своего произведения писатель отобразил не только прозвище своего персонажа, но также и его образ жизни и принципы. 

Суть: о чем рассказ?

Пожилой солдат в отставке находит новую работу с проживанием. Теперь он стал лесником и был обязан охранять деревья барина от вырубки. Герой всю жизнь скитался по чужим углам и был рад обрести это тихое пристанище.

История жизни Кукушки не из легких: он был подкидышем, рос в чужих семьях, с детства работал. Он привык к одиночеству и жизни в свое удовольствие, поэтому его брак не был удачным. Жена его бросила. Потом Кукушка скитался по разным местам: был солдатом, разнорабочим, пастухом, а теперь и лесником. Жилья не нажил, семьи не завел. Так и жил бобылем.

С новыми обязанностями герой не очень хорошо справлялся. Деревья у него крали, а он не мог поспевать всюду. Однажды он пообещал детям барина поймать для них волчат. Пока он был занят, а лесу украли деревья. И Кукушке вновь досталось от приказчика.

Барин искал нового человека на его место, но дети горячо вступились за старика. Он получил от барина старую одежду и право пожить в сторожке, пока не придет замена. Кукушка прожил так недолго: его нашли зимой замерзшим насмерть. Он так и не нашел угла. 

Подробнее о содержании рассказа «Кукушка» Вы можете прочитать в кратком пересказе по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Кукушка» перечислены в данном списке:

  1. В образе главного героя изображен отставной солдат, прозвище которого Кукушка. Перед читателем предстаёт достаточно уравновешенный человек, который уже давно смирился со своей участью. Персонаж не стремится к созданию собственной семьи. Герой является приемышем, именно поэтому его называли Кукушкой. Главный персонаж был лишён материнской ласки. Это во многом объясняет его равнодушие ко всему окружающему. В образе Кукушки Иван Бунин показал лишнего человека, который не предпринимает никаких попыток, чтобы найти собственное место. 
  2. Барин — человек хозяйственный и деловитый. Он не проникается сочувствием к бедняку, потому что ему нужен работник, а бродяга. Как только он понимает, что старик не справляется со своими обязанностями, барин тут же решает найти другую кандидатуру. Однако и ему свойственна человечность. Он не выгоняет Кукушку сразу же, а дозволяет пожить еще немного.
  3. Дети барина — легкомысленные и веселые мальчики. Они любят жестокие развлечения. Из-за их каприза гибнет волчонок, а о втором они вскоре забывают. Однако дети проникаются отзывчивостью, когда узнают историю Кукушки. Они настаивают на том, чтобы ему дали одежду и немного еды.
  4. Очень важное значение в произведении «Кукушка» имеет образ рассказчика. Благодаря ему читатель может увидеть персонажа с различных ракурсов. Рассказчик говорит о безрадостной и одинокой жизни главного героя. Даже ветхое жилище было способно согреть сердце Кукушки. Автор также не забывает упомянуть о фактах из жизни персонажа. Благодаря ему читатель осознает все переживания и эмоции Кукушки. 

Темы

Тематика рассказа «Кукушка» достойна нашего внимания:

  1. Тема лишнего человека. Мы привыкли к тому, что лишние люди — это умные и богатые дворяне, которым скучно жить. Однако в данном рассказе перед нами предстает бедняк, который не может найти своего места в жизни. За годы скитаний герой не смог нажить не только своего угла, но и любимого дела, семьи, цели в жизни. Он плывет по течению и ничего не может с собой поделать. Все валится у него из рук, и возраст не тот, но тяжелое материальное положение вынуждает его работать и искать теплое место для ночлега. И никому на свете нет до него дела.
  2. Тема семьи. Герой был подкидышем и не имел перед глазами положительного примера семьи. Поэтому он не смог построить свой брак, свою крепость. Больше всего он ценил свой комфорт, поэтому жена покинула его.
  3. Тема беспомощности. Кукушка сравнивает себя с маленьким волчонком, который умирает в неволе. Герой тоже чувствует беспомощность и тоску, но не знает, как выбраться из ямы, куда его загнали все обстоятельства нелегкой жизни.
  4. Тема отзывчивости. Автор показывает, что даже такой неприкаянный человек, как Кукушка, нуждается в сочувствии и понимании. Барину ничего не стоило отдать ему старую одежду. А для бедняка это была огромная радость.
  5. Тема доброты. Кукушка проявил доброту по отношению к детям барина и развлек их, принеся в подарок волчат. А дети в ответ одарили старика благодарностью и щедрыми дарами. Именно к такому круговороту добра нам нужно стремиться.

Проблемы

В центре повествования рассказа «Кукушка» находится социальная проблематика. Автор затронул тему непосильного труда, бедности и неравенства. Писатель проанализировал непростую судьбу обычного русского человека. На его долю выпадают очень тяжкие испытания, которые он должен пережить. 

  1. Проблема бедности. Старик работал всю жизнь, но так и не смог накопить на жилье и встретить старость достойно.
  2. Проблема неравенства. Приказчик ударил старика и не понес наказания, потому что статус дает ему распускать руки.
  3. Не менее важное значение в рассказе имеет проблема одиночества. Писатель подчеркивает, что нередко человек сам стремится к полному уединению. Бунин также объясняет причины подобного поведения. В данном случае это воспитание, горький опыт и особенность характера.
  4. В рассказе также поднята нравственная проблематика. Иван Алексеевич размышляет о жизни и смерти, а также о судьбе бедного человека в этом злом мире. Без семьи мы обречены на изгнание и одинокую старость, когда некому будет помочь и посочувствовать.

Если нужно что-нибудь добавить, расскажите, что именно? Многомудрый Литрекон доработает анализ по плану специально для Вас.

Основная идея 

Смысл рассказа «Кукушка» заключается в том, что человек с менталитетом кукушки обречен на жалкое мытарство по чужим углам. По мнению писателя, человек становится полноценным, когда у него есть семья, кров, призвание. Благодаря этим жизненным ценностям человек способен найти правильные ориентиры. Печальная участь старика — это трагедия одиночества, которое он избрал.

Иван Алексеевич акцентирует внимание на внутренних переживаниях главного персонажа. Автор наглядно показал, насколько заметно меняется состояние человека в зависимости от того, имеется у него семья и дом или нет. При этом, отношение писателя к своему герою меняется. Сначала Бунин выражает сочувствие и жалость к персонажу, а затем недоумение, так как Кукушка ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. 

Мы видим, что старика тянет к детям, тянет к дому и уюту, но он слишком слаб и эгоистичен, чтобы построить свое гнездо. Главная мысль рассказа «Кукушка» состоит в том, что необходимо вовремя взять на себя ответственность за свое будущее и строить полноценную жизнь, а не довольствоваться плаванием по течению.

Средства художественной выразительности 

В рассказе писатель использует большое количество эпитетов: «глухие луга», «бедная местность» и так далее. Кроме того, Иван Алексеевич, чтобы  как можно точнее продемонстрировать происходящее вокруг события, использует изображение цвета и звукопись. 

В начале повествования особенно заметным является олицетворение: 

«Свет от угольев медленно умирал в тихой, темнеющей избе». 

Чему учит? 

Рассказ «Кукушка» учит читателя тому, что нельзя оставаться одиноким, ведь человек не сможет прожить без семьи и крова. Каждому человеку необходимы забота, ласка, любовь и домашний очаг.

Рассказ «Кукушка» заставляет задуматься о том, как важно стараться изменить свою жизнь к лучшему. Персонаж получает от автора ещё один шанс на обретение относительно достойной жизни. У главного героя появляется возможность заработать, быть сытым и жить в тепле. Но читатель осознает, что природу человека невозможно изменить. Кукушка не смог обрести лучшую жизнь. Главный герой не выполняет свои обязанности и снова превращается в одинокого бродягу, каким он был в начале рассказа. 

Автор: Виктория Комарова

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, приветствие, вступление, актуализация
опорных знаний, эпиграф, работа по теме, изучение нового, биография Тургенева, физкультминутка,
закрепление, работа со средствами художественной выразительности, итог,
домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: И. С. Тургенев

Цель
урока:
знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей
очерка «Бежин луг».

Задачи: показать
взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину
нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе
«Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и
выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка
И.С. Тургенев; воспитывать  трепетное отношение к природе.
 

  • Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

                Их 
с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже
звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

II.
Актуализация знаний учащихся.

  Вся
моя биография в моих  сочинениях…

   
                                                                                      
                     И.
С. Тургенев. 

Слово
учителя. 
Сегодня  наш  урок посвящён
творчеству И.С.Тургенева.  Сегодня мы продолжим изучение
творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не
только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека,
тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное,
гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.
Давайте послушаем, как прошло его детство.

III.
Изучение нового материала

Иван
Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена
его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана
Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на
Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в
кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика.
Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской
губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское
было в руках матери Варвары Петровны.  Мальчик рано стал замечать, что все
вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого
омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о
жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его
рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В
домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но
большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями
постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего
писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало
его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её
проявлениях.

      Но вот пришла пора
расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву,
чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

 Тургеневу не
исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский
университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано
пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов,
Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители
переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского
факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать
драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На
первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился
с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и
восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты
слайд 6)

        Впоследствии
впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых
«Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую
картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех,
кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от
начального периода творчества И. С. Тургенева,  к новому этапу творчества,
к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения
к рассказам-очеркам.( сост. из 25 рассказов слайд7  )

           
             Доклад 4

 «Записки охотника» состоят из
двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные
произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В
основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика
(охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает
непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения
к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда
вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая
читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом
сборнике.

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки
привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

IV. Закрепление

Беседа.
(
Выявление читательского восприятия учеников.)

  С
каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева?
 (рассказ
«Муму»)


Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?
(принести
сборник «Зап.охотника»)


Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин
луг».

— Дома
вы прочитали этот рассказ.
 Чем он вам запомнился?


С чего начинается рассказ? (
с описания природы).
Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) 
Всё
это окрестности Бежина луга.


Может быть
вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и
живописи в том   числе)?
 (Пейзаж)


Запишем определение в тетради:
   
     Пейзаж – картина природы  в 
художественном произведении.  
Описание природы
помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.
 – А
теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?


Жанровая
 необычность произведения была отмечена первыми 
читателями:
  «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть
не повесть, путешествие не путешествие…».  Очень трудно было определить
жанр произведений этого сборника.
*** В этом
направлении у нас работал Ямушев Федя.

 –
Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое
очерк?

 
  Очерк – разновидность малой формы эпической литературы,
чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям.
Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом
очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?  Потому, что автор
описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись
определения в тетради.
       
               

 
   Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь,
неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кониТихо, уютно. У
костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети
позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая
разные  интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят
?

 (Активизация 
читательского восприятия)
 

 Инсценировка Стр180-184. 
(Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что
придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё
совсем по-другому выглядит утром.

Работа
с текстом.    
-Давайте
попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется
Тургенев при описании  картин природы? Приведите
примеры.   

 Эпитеты: 
«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,
 «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд
20)

Сравнение: 
«блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как
небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как
бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя
заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно
всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения:
«ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по
дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»

 
    — Как вы считаете, как человек связан с природой в
рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный
вопрос) 
           —   Почему
повествователь заблудился?
  
Стр
172
Кто он? 

 
        — Почему герой не поддается панике, и кто
ему в этом помогает?
 

(слайд
24)

 (Недоумение»,
«жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам –
наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать
– и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из
всех четвероногих тварей»)

 
      —Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд
25) 
Стр 175

 
     — Кто  же эти люди, которых встретил охотник?
(Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

 
     — Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для
рассказа крестьянских ребятишек?
    (Хотел раскрыть мир
крестьянского детства).

 
    —  Как относится к своим героям автор? (Он
добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет
много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

 
    —  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша,
Костя, Ваня)
  (слайд27)(
Стр
177)

5.
Закрепление.


Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе
Тургенева?

 (В
начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью.
Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков),
восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа
пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его
водит какая-то нечистая сила)

 
— Что такое природа для писателя? (природа —  высшая сила)

Итоги
урока:  


Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 


Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?

2.
Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать
его.

Перед
вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и
принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока,
не забудьте индивидуальную подготовку
 дома.

ФИ ученика

Оценка

1

2

3

4

5

6

Домашнее
задание:

Рисунок
с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание
его внешнего вида (цитаты из текста);

История,
которую рассказал герой;

Ваше
отношение к герою.

Ключевые слова:

И.С.Тургенев
,
И.С.Тургенев «Бежин луг»
,
В.М.Песков «Бежин луг»
,
очерк

Цели:

Обучающая:

  • Дать представление об очерке.
  • Сравнить художественное произведение (рассказ) с
    публицистическим произведением (очерком).
  • Совершенствовать навыки анализа текста.

Развивающая:

  • Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
  • Формировать информационную культуру обучающихся через
    работу с текстами художественного и публицистического стилей.

Воспитательная:

  • Воспитывать духовные ценности на основе личностного
    осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация

Эпиграф

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться:

Н.Рыленков

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Приветствие. Обращение внимания ребят на оформление класса
(портреты И.С.Тургенева, В.М.Пескова, тексты очерка В.М.Пескова
«Бежин луг»/распечатанный материал на партах
обучающихся/,эпиграф, запись на доске «Очерк»). Определение
учениками цели, задач урока.

Работа с ключевым понятием «очерк».

2. Работа со словарной статьей (в парах)

Выбор главной информации. Записи в тетради (тезисно).

Знакомство с жанром публицистики —
очерком. (слайд).

Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы
— рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием
единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей
развитостью описательного изображения. Это полухудожественный,
полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события
и реальные люди.

Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором
сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы
отражения действительности.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления
характера личности в её, а проблемы гражданского и
нравственного состояния «среды» — проблемы «нравоописательные.
Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной
литературы и публицистики.

В художественной литературе очерком называется одна из
разновидностей рассказа, отличается большей описательностью,
затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и
анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как
правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Основной признак очерка — писание с натуры. Очеркист
художественно воплощает в слове реальные исторические лица и
события, составляя о них мнение на основании системного
исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а
заключение и вывод являются логическим его завершением.

Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и
композиционное его построение. В очерке может совсем
отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор
очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или
его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их
зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров,
вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.

Это возможность более свободной группировки материала,
возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе,
имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения.

Словом, очерк — одновременно и документально-научное осмысление
действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же
очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с
живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то
очерк — графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на
грани между документом и обобщенным художественным образом.

Путевой очерк.

Путевой очерк — один из самых старых видов. Его особенности
заключаются в том, что объект изучения развертывается для
автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист
всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события,
отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче
личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм
жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается
специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы
портретного и проблемного очерков.

Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая
иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист
становится глазами своей аудитории, используя для этого
репортажные приемы.

Стилистическая языковая структура очерка полностью
соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка,
избранному им для художественно-публицистического осмысления
действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме
сказать о многом, создать многогранную картину — один из
основных признаков высокого профессионального мастерства
очеркиста.

Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает
раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и
эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого
очеркиста.

Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные
речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы
способствуют большей выразительности и
художественно-публицистическому отображению действительности.

Одним из эффективных методов построения очерка является
ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого
служат авторские размышления.

Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации
представляли единое целое, подчинялись единой цели — разработке
темы, избранной очеркистом. Поэтому, работая над очерком,
пишущий фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие
сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные
эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы
потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее.
Ведь композиция жанра требует непременного соединения,
столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.

— Что же такое очерк?

— Выделите из определения признаки очерка.

— Путевой очерк — каковы его особенности?

— Примером художественного очерка служит рассказ И.С.Тургенева
«Бежин луг».

Примером публицистического жанра — путевого очерка — служит
очерк В. М. Пескова «Бежин луг».

3. Слово о В.М.Пескове

— Имя И.С.Тургенева вам известно, рассказ писателя «Бежин луг»
прочитан (слайд «Портрет И.С.Тургенева»), а вот имя журналиста
В.М.Пескова вам, наверное, неизвестно, как неизвестен и его
очерк «Бежин луг».

(Сообщение о В.М.Пескове заранее подготовлено одним
учеником) — слайды (портрет писателя, фото Бежина луга).

— Василий Песков (1930-2013) — известный писатель, публицист,
спецкор газеты «Комсомольская правда». Он долгое время был
телеведущим в популярной телепередаче «В мире животных».
Необычные рассказы фотоохотника опубликованы в книгах: «Птицы
на проводах», «Странствия», «Просёлки», «Окно в природу».
Василий Михайлович за долгие годы репортёрской работы стал
мастерским фотоснайпером. Щёлк-щёлк — и на плёнке навсегда
остаётся какой-нибудь редкий зверь или пичуга. Его фотографии
являются не иллюстрациями к текстам, а их составной частью.
Каждый из очерков Василия Пескова ценен и интересен.

Для писателя всякое путешествие было радостью. Впечатления о
памятных местах, любопытных географических точках и природных
уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много
пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж
литературных материалов. Старое, вечное, новое — всё
переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних,
по мнению Пескова. Из всех путешествий хождение по деревенской
России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича.
Писатель обращает своё внимание главным образом на то, что
исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. Читая очерки
и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как
выглядит Куликово поле, Бежин луг, как работают люди. Всё
интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием
Михайловичем Песковым, читая его очерки, такие живые и
запоминающиеся.

Первая книга писателя вышла в 1960 году. За книгу «Шаги по
росе» (1963) он получил Ленинскую премию (1964). Очерк «Бежин
луг» написан В.М.Песковым в 1968 году, напечатан впервые в
журнале «Пионер». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV
степени В.М.Песков получил за большой вклад в развитие
отечественной журналистики 5 мая 2003.

4. Выразительное чтение очерка В.М.Пескова «Бежин
луг»

Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни
деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу
других российских лугов. И все-таки луг не­обычный…

Пятеро ребятишек сто пятьдесят лет назад ночевали на этом лугу
у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно
кричала ночная птица. На огонек вышел заблудившийся в
перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над
лугом, о чем говорили мальчишки. Мы помним по именам этих
мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов
давнего разговора.

«- А ведь вот и здесь должны быть русалки…

— Нет… здесь место чистое, вольное. Одно — река близко…»

Уже много лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек… Оказалось,
без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного
поколесили по перелескам на краю Тульской области, и наконец
встречный сказал: «А вот сразу за ржаным полем…»

Почти по Тургеневу «был прекрасный день… один из тех дней,
которые случаются только тогда, когда погода установилась
надолго». Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с
крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле
кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить: тот ли луг?

— Да. Бежин луг, — сказал пастух, потянувшись после дремоты. —
Деревня тоже называется Бежин Луг…

Мы огляделись и увидели: стоим на краю большой зеленой равнины.
Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы
лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину
зелеными, довольно крутыми обрывами. Прохладная, сырая равнина
была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и
вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.

А внизу были лозняк и трава. Темно-зеленый вблизи лозняк,
разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в
бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и
даже лошадь с маленьким жеребенком. К синеве добавлялся
солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только-только
угадывался.

Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину
прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и
обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные
завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по
лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.

Желтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков,
пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети
луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска — все
перепутано, перемешано, и все вместе образует плотное душистое
разнотравье — идешь, и за тобой остается сыроватый и темный
брод.

Бежин луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и желтые трясогузки со
стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего.
Кричит потревоженный чибис. Два коростеля — один близко, в
кустах, другой где-то у самых бугров — то ли зовут, то ли
пугают друг друга: крэкс, крэкс…

Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел луг сто
лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и
ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка течет по
прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной
костер. А ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под
крики чибиса бредем по траве… Я делал на лугу снимки на память
и чувствовал: не хватает самого главного — нынешних ребятишек.
И вдруг (везенье фотографа!) к реке сбежали мальчишки.
Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую
автомобильную шину…

Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь;
деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в
этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах «по
телевизору» видят Москву: четверо из ребят умеют ездить на
лошади, а у двоих — отцы шоферы и дают сыновьям иногда посидеть
за рулем…

— Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…

Мальчишки переглянулись и прыснули.

Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они
местных ребят: Федю, Павла, Костю, Илюшу…

— Это кто же? — насторожился старший. И тут же сообразил: —
А-а, знаю! «Бежин луг», да?

И все остальные догадались, в чем дело.

Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину.
Они деловито по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И
потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы
и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.

Я подумал: тургеневские мальчишки стали ведь взрослыми, у них
были дети и внуки. Этим нынешним ребятишкам они приходятся
прадедами… А луг все тот же. Большой предвечерний луг дымился в
долине. По-прежнему кричали два коростеля, лениво наклонялись к
траве телята. Вечно молодой луг…

5. Беседа по вопросам

-О чем этот очерк?

-Что заставило журналиста побывать на этом знаменитом лугу?

-Что увидел автор очерка?

-О каких чувствах пишет автор рассказа?

-Как создается настроение?

-Над какими вопросами заставляет задуматься автор очерка?

-Какие признаки очерка присутствуют в тексте?

-Докажите, что это путевой очерк?

6. Сравнительный анализ художественного очерка и
публицистического очерка

-Что общего между двумя произведениями?

-Чем они отличаются?

Два очерка — один публицистический, другой художественный.

Работа с таблицей.

Рассказ Бежин луг»

Очерк «Бежин луг»

тема

Бежин луг

цель

передать скромную красоту средней полосы России

стиль

художественный

публицистический

герои,

обстановка

реальная действительность,

художественный вымысел

реальные люди,

реальная действительность

время

19 век

20 век

задача текста

образная картина мира

задуматься над вечными

вопросами

тип речи

смешение типов речи,

большая часть-описание

смешение типов речи,

большая часть-описание

композиция

соответствует рассказу

свободная

позиция

автора

герой-повествователь-охотник

(повествование от 1 лица)

открытая

(повествование от 1 лица)

языковые

средства

эмоциональность, тропы,

худ. приемы, диалог детей

эмоциональность, тропы,

худ. приемы, диалог

крестьянские

дети

Разное отношение к жизни.

Общее: любовь к своей земле

Работа с текстом. Заполнение таблицы

В.М.Песков использует разные изобразительные средства,
чтобы передать свое восхищение увиденным.
Он использует
прием цветописи — синий цвет упоминается во фрагменте 5 раз,
желтый — 2 раза, золотой — 2 раза, черный, белый-2 раза,
темно-зеленый …, например: в 1 абзаце фрагмента «лозняк синий»;
«все было синим»; «к синему добавлялся солнечный». Возникает
ощущение чистоты, легкости. Автор использует и звукопись —
«гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли
пугают друг — друга: крэкс, крэкс…», «тревожно кричала птица».
В.М.Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и
раньше, много лет назад.
Читая описание луга, мы чувствуем
и запахи — «душистый колосок», «плотное душистое разнотравье В
описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все
это создает образную картину летнего дня
(«солнечный
золотистый туман»; «лоснящиеся травы»; «узорные
завитки облаков»), но преобладают метафоры и олицетворения
(«облако кинуло на равнину тень»; «завитки облаков»; «дубы и
вязы в одиночку бежали»; «деревья не решились опуститься»;
«царство лозняка»; «трава упиралась в бугры».

Цель — показать полнокровную жизнь Бежина луга, его
незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического,
все просто, но в этой-то простоте, скромности заключается
Вечное — красота земли.

Мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту
— Бежину лугу. И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой
русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое
незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в
разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У каждого писателя
свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского
края, разная стилевая манера, но цель одна — передать скромную
красоту средней полосы России через художественное слово. В
двух произведениях появляются крестьянские дети, но у детей
разное отношение к этому месту. Если дети из

«Бежина луга» И.С. Тургенева верят в легенды о домовых,
русалках…, то у детей, живущих в конце 20 века, уже нет этих
суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной
образ жизни. И все же они, как и те их сверстники, тоже любят
свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и
почувствовать свободу.

Оба произведения посвящены Вечному — красоте природы. Так было
всегда. Этот мир, эта речка…, «и так же, как 100 лет назад,
плескалась рыба в ночной воде, тревожно кричала птица и фыркали
в темноте лошади». «Я подумал: тургеневские мальчишки ведь
стали взрослыми, у них были дети и внуки. Этим, нынешним
ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же…». «
По-прежнему кричали два коростеля… Вечно молодой луг…» Автор
В.М.Песков не случайно употребляет наречие по-прежнему
несколько раз; подчеркивает «вечно молодой луг». Вечна не
только природа, но и вечна любовь человека к родной земле, к
своей стране.

Подведение итогов

Учитель: Итак, в ходе проведенного
исследования мы пришли к следующему выводу:

— благодаря силе и выразительности художественного слова, и
И.С.Тургеневу, и В.М.Пескову удалось показать, как прекрасна
природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном,
ощутили величие тишины и шума окружающего нам мира. И,
наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы,
куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом
сердцу месте вы напишете сочинение в жанре путевого очерка по
одной из предложенных тем: «Признание в любви к малой родине»,
«Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться…» (Н.Рыленков),
«Прогулки по родному краю»…

7. Рефлексия

А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам
цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на
слайде.

Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное.

Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем многоцветье!
А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию
нарисовать или Бежин луг, о котором писали Мастера слова, или
любимый вами уголок природы.

Спасибо за урок, за плодотворную работу .

8. Домашнее задание

Написать путевой очерк по одной из предложенных тем: «Признание
в любви к малой родине», «Здесь мало увидеть, Здесь нужно
всмотреться…» (Н.Рыленков), «Прогулки по родному краю»…

Николай Алексеевич Некрасов, будучи довольно значительной фигурой в русской литературе и поэтом-новатором, в своем творчестве стремился охватить как можно больше волновавших его тем. В частности, ему удалось создать так называемую «прозу любви» – рассказ об обратной, не поэтизированной, стороне отношений между мужчиной и женщиной. К числу произведений, посвященных данной тематике, относится его известное стихотворение «Я не люблю иронии твоей…»

История создания

По предположениям исследователей, стихотворение «Я не люблю иронии твоей» было написано Некрасовым в 1850 г. Однако опубликовали его лишь в 1855 г. в журнале «Современник» №11.

Оно входит в «панаевский цикл» и обращено к возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой, которая по совместительству была супругой его товарища, возрождавшего вместе с ним «Современник», Ивана Панаева. Отличаясь легкомысленностью, тот позволил паре сойтись в гражданском браке.

Некрасов почти никогда не чувствовал себя счастливым на протяжении всех этих отношений, продлившихся без малого двадцать лет. Уже спустя шесть лет после их начала он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», в котором пытается установить причины семейных неурядиц и предрекает будущую трагедию.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Я не люблю иронии твоей» – любовное послание. На это указывает наличие местоимений второго лица, а также обращений к возлюбленной, образ которой известен читателю по «панаевскому циклу».

Литературное произведение, в рамках которого развивалось творчество Некрасова и к которому относится его стихотворение «Я не люблю иронии твоей…» – реализм.

Стихотворный размер «Я не люблю иронии твоей» – пятистопный ямб, часто переходящий на пиррихий. Эта особенность ритмического рисунка позволяет создавать впечатление неравномерности дыхания лирического героя, который вне себя от волнения. Рифмовка кольцевая.

Смысл названия

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» неспроста имеет именно такое название. Некрасов стремится сразу же посвятить читателя в происходящее, избегая излишних прелюдий. Так он пытается показать, что описываемая ситуация является лишь одной репликой лирического героя в длинном разговоре, фрагментом целого. 

Возникает ощущение будничности, что в очередной раз позволяет говорить о совершенстве «прозы любви» Некрасова.

Образы и символы

Лирический герой и его возлюбленная – центральные образы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей». На самом деле, можно сказать, что они сливаются в коллективный образ любящей пары, чувство которых все еще переживает не самые ужасные времена, о чем говорится во второй строфе:

«Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!»

В последней строке уже дается намек на скорую гибель отношений. Автор не возвышает образы героев, как это часто бывает в любовной лирике, напротив, он стремится избегать поэтизации ситуации.

В финале стихотворения автор создает символ – река, которая «осенью бурливее», но вместе с тем и холоднее. Этот символ демонстрирует тщетность волнений, когда за ними не кроется искренних чувств.

Темы

Тематика произведения «Я не люблю иронии твоей…» не столь разнообразна. Автор говорит главным образом о ссоре между влюбленными, являющейся, по всей видимости, частью гораздо более сложных взаимоотношений. 

Также он говорит о хрупкости чувств и неотвратимости трагедии. Любви суждено закончиться рано или поздно. Оба героя понимают это, но растягивают осень взаимности и получают последние лучи тепла.

Проблемы

Будучи реалистом, Некрасов стремился к объективности изображения действительности. Именно поэтому в его произведениях можно отчетливо выделить главные проблемы. Что касается разбираемого нами стихотворения, то его проблематика сводится к следующему вопросу: «Как совладать над страстями и направить их таким образом, чтобы сохранить любовь?».

Главная проблема — это неизбежность расставания. В душе уже поселился тайный холод, который делает отношения безнадежными. И лирический герой жаждет притормозить ход времени, пока от любви осталось хоть что-то. Но он понимает, что все усилия тщетны.

Смысл

В своем стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» Некрасов стремится найти способ выхода из ситуации постоянных ссор. Основная идея произведения заключается в том, что необходимо уметь избегать иронии во взаимоотношениях даже в самые трудные периоды, нужно стремиться сохранять искренние и живые чувства. Иначе отношения увянут раньше времени и принесут больше боли.

Главная мысль стихотворения «Я не люблю иронии твоей» – даже когда трагичная развязка в любви неизбежна, нельзя относиться к ней как к чему-то оставленному позади, необходимо пользоваться каждым шансом для поддержания чувств.

Чему учит?

Произведение Некрасова несет в себе назидание по отношению ко всем любящим. Описывая ситуацию, которая близка каждому человеку, поэт показывает, что из нее есть единственный выход – продолжать оставаться чутким, отвергать иронию и оберегать оставшиеся чувства.

В то же время автор учит читателя не обманываться по поводу происходящего. Необходимо подмечать признаки приближающегося разрыва.

Средства художественной выразительности

Перечислим тропы, использованные в стихотворении Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»:

  1. Эпитеты: «последняя жажда», «бушующие волны».
  2. Метафоры: «кипят… ревнивые тревоги и мечты», «последней жаждой полны».
  3. Сравнения: «так осенью бурливее река».
  4. Инверсия: «иронии твоей», «остаток чувства сохранившим».

Автор: Ромазан Самодинов

На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!

Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 5 — 9 классов

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».

Задания 5 класс

  • — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
  • — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
    Правильный ответ: И прославилось его имя во всех странах…
  • — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
    Правильный ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
  • — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
    Правильный ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

Задания 6 и 7 классов (всё 5 класса, плюс одно)

  • — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Князь Александр был непобедим.

Задание 8 и 9 классов (что и в предыдущих классах, плюс одно)

  • — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет        Правильный ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».

Средства выразительности

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
  • Эпитет — красочное определение.

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

Задание 5 и 6 классов

  • — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
    Ответ: гипербола
  • — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
    Ответ: эпитет
  • — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
    Ответ: сравнение
  • — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
    Ответ: антитеза

Задание 7 класса ( Л.Н. Толстой, «После бала», и новые)

  • — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
    Ответ: ирония
  • — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
    Ответ: литота
  • — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
    Ответ: сравнение
  • — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
    Ответ: метафора

Задание 8 класса (А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский», плюс два новых)

  • — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
    Ответ: гипербола
  • — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
    Ответ: метафора

9 класс ( A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)

Правильные ответы в прошлых классах

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

Задания для 5, 6, 7, 8 и 9 классов

  • A. С. Пушкин — Медный всадник
  • A. П. Чехов — Каштанка
  • Л. Н. Толстой — Анна Каренина
  • М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
  • И. С. Тургенев — Бежин луг
  • A. И. Куприн — Гранатовый браслет
  • K. И. Чуковский — Телефон
  • H. В. Гоголь — Нос
  • И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

  • Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
  • Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
  • Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
  • Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

Задание 5, 6 и 7 классов

  • Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
  • Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
  • Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
  • Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

Задание 8 и 9 классов (5, 6 класс, плюс один персонаж)

  • Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

Задание 5 класса

  • Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
    Правильный ответ: Толстой «Детство»
  • Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
    Правильный ответ: Грин «Алые паруса»
  • Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
    Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Задание 6 класса ( Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса»,  два новых)

  • Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
    Правильный ответ: Гоголь «Шинель»
  • Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
    Правильный ответ: Чехов «Хамелеон»

Задание 7 класса ( Гоголь «Шинель», много новых)

  • Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
    Правильный ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
  • Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
    Правильный ответ: Лесков «Левша»
  • Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
    Правильный ответ: Чехов «Человек в футляре»
  • После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
    Правильный ответ: Толстой «После бала»

Задание 8 класса ( Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре»,  новые)

  • Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
    Правильный ответ: Горький «Детство»

Задание 9 класса (8 класс, плюс одно)

  • После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
    Правильный ответ: Толстой «После бала»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

Задание 5 и 6 классов

  • Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
  • Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
  • Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
  • Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
  • Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

Задание 7, 8 и 9 классов (как и в предыдущих, плюс один автор)

  • Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задание 5 класса

  • — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
    Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
    Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
  • — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
    Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
  • — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
    Правильный ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
  • — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
    Правильный ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.

Задание 6 и 7 классов (5 класс остаются 2, 4, 5, новые)

  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
    Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
    Правильный ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

Задание 5, 6, 7, 8 и 9 классов

  • слон — вагон
  • слива — ива
  • капель — газель
  • сигнал — канал
  • журнал — пенал
  • торты — коты

Собери героя

Задание 5 и 6 классов

  • Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
    Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
    Род занятий — Врач
    Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде

Задание 7, 8 и 9 классов

  • Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
    Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
    Род занятий — Крестьянин
    Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

Задание 5 класса

  • @push_kin
    «Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
  • @ne_krasov
    «Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!

Задание 6 класса (остался @ne_krasov с 5 класса)

  • @lermont_off
    «Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!

Задание 7 класса

  • @push_kin
    «Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
  • @gogol
    «Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

Задание 8 класса

  • @mayakoff_sky
    «Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
  • @iturgenev
    «Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!

Задание 9 класса

  • @push_kin
    «Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
  • @gogol
    «Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

  • Средства художественной выразительности в сказке мороз иванович
  • Средства выразительности в сказке цветик семицветик
  • Средства художественной выразительности в литературе 3 класс сказка о царе салтане примеры
  • Средства испытаны как пишется
  • Средства выразительности в сочинении описании