Средства художественной выразительности 3 класс литературное чтение сказка о царе салтане ответы

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 128-129. укм школа россии1. если бы тебя

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы:

 анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность

: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»

Ход урока:

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция». 

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство

  2. Странствия, приключения героев

  3. Кто-то мешает или помогает

  4. Герой воюет с нечистой силой

  5. Эпизоды повторяются по 3раза

  6. Есть зачин, концовка

  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, — 

Говорит одна девица, — 

То на весь крещенный мир 

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, — 

Третья молвила сестрица, — 

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой 

Около царя сидят – 

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз, 

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия? 

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)

IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки. 

Перечислим их (см.план)

  1. Синонимы

  2. Сравнения

  3. Эпитеты

  4. Противопоставления

  5. Ондокоренные слова

  6. Сложные слова

  7. Славянизмы

  8. Определение после определяемого слова стоит 

  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам, 

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,

В колокольнях зазвонили, 

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором. 

А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция? 

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения


На этом урок закончен 



Базовый учебник и рабочая тетрадь: Литературное
чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
Виноградская. Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

Цель  урока: Познакомить с
содержанием «Сказки о царе Салтане»;
раскрыть идейно-художественное своеобразие
пушкинской сказки. Провести сопоставительный
анализ литературной сказки Пушкина с народной.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить с понятием
    литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и
    русскую народную сказку «По колено ноги в
    золоте»; показать детям, что «Пушкинская сказка
    – прямая наследница сказки народной» (Самуил
    Яковлевич Маршак). 
  • Развивающая: развивать навыки
    выразительного чтения (определять задачу чтения,
    выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за
    употреблением знаков препинания, указывать
    паузы и выделять логические ударения)
  • Воспитательная: воспитывать непримиримое
    отношение к зависти, хитрости, злобе.
    Способствовать воспитанию чувства любви к
    ближнему, незлобливости, добросердечности и
    умению прощать.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная.

Необходимое техническое оборудование Книга
«Русские народные сказки», Сказки русских
писателей. Текст  сказки А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане…», портрет А.С. Пушкина, выставка
книг А.С.Пушкина, рисунки учащихся с любимыми
героями сказок А.С. Пушкина

Подготовительная работа: Чтение
сказок А.С. Пушкина; знакомство с отдельными
моментами жизни поэта; конкурсы рисунков:
«Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»;

Оформление доски:

img1

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел звонок. Встали красиво,  спинки
прямые, с хорошим настроением начнём  наш 
урок. Жалею вам удачи.

2. Объявление темы урока

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали
«Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я
предлагаю провести исследование,  то есть
научную работу. В любом исследовании  есть гипотеза
 
(слово ГИПОТЕЗА на доске)

3.  Словарная работа

– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза
– предположение)

– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что 
сказал Самуил Яковлевич Маршак. 

Прочитайте

На доске:«Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной».

4. Постановка цели  урока

– Нам с вами нужно будет доказать , что это так,
или опровергнуть, то есть доказать, что это
высказывание не верно.

5. Основная часть урока

Учитель: Ни в одной стране мира за
столь короткий период времени не возникло такое
ярчайшее созвездие блистательных имён, как в
русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина
мы по праву считаем родоначальником нашей
классической литературы.

Докладчик выйдет к доске,  и расскажет нам
немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни Пушкина

Вывешиваю на доску  портрет Пушкина и
табличку с датами жизни

Александр Сергеевич Пушкин – русский
поэт, родоначальник русской литературы

Родился  6 июня 1799 года в Москве. Здесь  он
жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью,
Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией
Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того
времени, пока его не определили в 
Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже
известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи
против царского самодержавия  ссылался в
Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое
имение Пушкиных.  В ссылке в Михайловском жил
вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал
нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37
лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом.
Похоронили поэта в Святогорском монастыре
Псковской  губернии, недалеко от
Михайловского.

Учитель: Пушкин был настолько
многогранным, что, практически во всех
существующих литературных  жанрах  сумел
создать замечательные классические
произведения,  а в некоторых настоящие шедевры
(обращение к выставке книг.)

 К которым мы по праву относим его сказки

– Сколько сказок написал Пушкин ?    ( (5)

– Давайте перечислим их.

Дети:

  • 1830 г.      «Сказка о попе и работнике
    его Балде»
  • 1831 г.      «Сказка о царе Салтане, о
    сыне его славном и могучем богатыре князе
    Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
  • 1833 г.      «Сказка о мертвой царевне
    и о семи богатырях»
  • 1833 г.      «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1834 г.      «Сказка о золотом
    петушке».

Учитель:Кстати сказать, «Сказка о Попе
и работнике его Балде» в этом году  отметила
юбилей так как была написана  ( 1830 году) С
момента написания прошло 180 лет!
Пушкин создал мир сказки, подобный существовал
на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете 
сказки Пушкина.

Викторина

1. Сколько лет жил старик со своею старухой?   (
33 года).

2. О ком написан отрывок?

«Что и  жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне  «Сказка
о Золотом петушке»)

3. Кого испугался герой сказки Пушкина?

«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»

 (Балду.   Из «Сказки о попе и
работнике его Балде»)

4. Послушайте отрывок  и сказки:

« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

– О ком идёт речь?  Из какой сказки?
Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)

5. Посмотрите на этот предмет и скажите,  из
какой сказки? (Яблоко  из  «Сказки  о
мёртвой царевне и семи богатырях)

6. Что грызла белочка под высокой елью? И  в
какой сказке это происходило? (Золотой орех в
«Сказке о царе Салтане)

7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой
сказкой и как их можно соотнести? (Князь
Гвидон  в «Сказке о царе Салтане…»
превращается в комара, муху, шмеля)

Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы
знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую
работу.
Но прежде чем мы начнём говорить о
народных сказках, ответьте

– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина
Родионовна) 

(Портрет появляется на доске)

– Любимая  нянюшка – Арина Родионовна.
 Простой русской женщине  посвятил Пушкин
такие строки

Ученица рассказывает отрывок.

               НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…

                                                                          
А.С. Пушкин

Учитель: Она знала великое множество
русских народных песен,  сказок и была
замечательной рассказчицей. Именно от няни
Пушкин услышал много сказок. 
Мы с вами говорили о русских народных сказках.

– Что характерно для них?

Троекратные
повторы                 
на доске

– Какие повторы встречаются в народных
сказках? (Три сына,  дочери,  три задания,
 три чуда)

Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях
 в народных сказках  говорят одними и теми
же словами.

  • «Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
  • «Сивка Бурка»  заклинание тоже повторяется
  • Емеля  «По щучьему велению, по моему
    хотению»…

Учитель: Итак, для русской народной
сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из
сказки в сказку повторяются устойчивые
выражения, помните

Устойчивые выражения                
   на доске

– Что такое устойчивые выражения ? (Это
выражения, которые встречаются ,  повторяются
во многих сказках)

  • Близко ли, далёко ли
  • Долго ли коротко
  • Я там пил, мёд пиво пил
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
    делается
  • И стали они жить поживать да добра наживать

– Зачем   использовались в сказках 
устойчивые выражения? (Чтобы было лучше
запомнить текст сказки)

Учитель: В  русских народных
сказках встречаются  устойчивые эпитеты

Устойчивые
эпитеты             
на доске

– Ответьте, что такое эпитеты? (Ответы детей)

Эпитеты – это образные 
художественные определения, чаще всего
выраженные прилагательными.

– Приведите примеры эпитетов  из сказок
русских народных

Учащиеся приводят примеры

  • Терем высокий
  • Сети шелковы
  • Буйна голова
  • Земля сыра

и т.д.

Учитель: А теперь будем работать со
сказкой  Пушкина. Давайте прочитаем, каким
словами начинается сказка А.С. Пушкина.

(Дети читают)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица

– Смотрите, как и в  русских народных
сказках:  «три девицы», «кабы я была царица».
 Давайте сравним.  Какие слова говорят
сестрицы в русской народной сказке «По колено в
золоте» (Дети читают)

«…Взял бы меня царь замуж, я бы весь мир
накормила одним караваем
А вторая говорит:
А меня бы царь замуж взял, я бы всё войско его
одним куском холста одела…»

– Похожи эти две сказки?
–  Которая на ваш взгляд интереснее?
– Почему?
– А в сказке Пушкина  есть повторы? Найдите.
– Гвидон три раза превращается в насекомое,
найдите это в тексте.
– В кого первый раз?  (Комар)
– Второй раз (Муха)
– Третий раз (Шмель)
– Сто ещё неоднократно повторяется? (Царевна
Лебедь выполняет три раза по просьбе Гвидона
чудеса)

– Найдите и прочитайте.

Выборочное чтение.

1. Сначала появляется на острове белка

Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.

2. В чешуе как жар горя тридцать три богатыря»

3. Третье  чудо, когда лебедь превращается в
царевну.

«Встрепенулась, отряхнулась
и царевной обернулась,

Учитель: В народных сказках о сходных
ситуациях рассказывается одними и теми же
словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке
Пушкина (троекратные повторы у
Пушкина)

– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем
это.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»

– Да, одними и теми же  словами Пушкин пишет о
прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики
плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются
одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом , что
он  говорит Лебеди? Найдите и прочитайте.
(Выборочное чтение)

Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»

– Как вы думаете, почему же  царевич Гвидон
попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он
хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)

– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а
так  царевичу приходится превращаться то в
комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно
не узнал бы  его и не поверил, что это его сын.
Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите
и прочитайте  (Выборочное чтение)

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.

– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него
есть сын.

Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.

Учитель:  А теперь я предлагаю вам
ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей
сказке устойчивые  эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица,
голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный,
лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)

Учитель: Пушкин использует в своей
сказке, троерактные повторы, устойчивые
выражения, эпитеты, так же как и народные
сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную
речь.

Выборочное чтение в книге, когда дети
зачитывают на доске появляются записи.

На доске:

  • Наступает срок родин
  • В гневе начал он чудесить
  •  Глядь по верх текучих вод
  • Лебедь белая плывёт

– Как вы понимаете смысл этих выражений

  • Срок родин – значит, что царица должна
    родить ребёнка.
  • Начал чудесить – разозлился,
    разгневался
  • Плывёт по воде, а в народе говорили раньше «поверх
    текучих вод»

– Приведите  свои примеры простонародных
выражений:

1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»

Учитель: Народная сказка не знает
подробностей, она рисует всё общим планом. В
народной сказке обычно царевна такой красоты…

Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать

– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь?
 (Ответы детей)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…

– И он подробно описывает город, который
принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем
(выборочное чтение)

Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

– Давайте вспомним, чем похожи сказки 
Пушкина и русская народная «По колено ноги в
золоте»

1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую
засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с
третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по
часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.

Учитель: А какая сказка вам
понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее,
глубже народной сказки, подробнее описания.
Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)

– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным,
внимательным
. Он очень любил своих
родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым,
придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он
даже маме не говорил, что видел отца, что тот
скоро приедет.

Князь Гвидон гостеприимный.)

– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная,
отзывчивая
. Она скромная, только в
последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь –
царевна, а  не птица. Хоть она и сказочная
птица, она этим не гордится. Не показывает своего
превосходства над князем и его матушкой. Князь
Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на
которых стремились быть похожими люди.)

На доске: Сказка ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.

– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как
себя вести и общаться с другими людьми.)

6. Итог урока

– Мы с вами провели большую исследовательскую
работу. К какому же выводу мы пришли? Мы
высказывали ГИПОТИЗУ

Дети сами формулируют вывод.

Вывод: Так как в сказке Пушкин
 использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также
элементы народного поэтического языка – 
повторы, постоянные эпитеты, народную
разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина –
прямая наследница сказки народной.

Учитель: Вы согласны с высказыванием
Самуила Яковлевича Маршака? .

Дети высказывают своё мнение

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я
предлагаю написать вам  в тетради небольшое
сочинение, которым вы попытаетесь ответить на
вопрос:

  • Чему нас учит князь Гвидон?
  • Чему нас учит царевна Лебедь?

Или выучить наизусть понравившийся отрывок
сказки,

9. Рефлексия

– Ребята по кругу высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы из
ниже перечисленных:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

– Спасибо всем за работу! Молодцы!

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон –  доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.

Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Ткачиха, Повариха, Бабриха  – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.

Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.

3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!

Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].

4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.

В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Князь превращается в трех насекомых: в  комара, шмеля и муху.

Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:

Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.

5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди. 

Богатыри:

В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Город:

Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Царевна-лебедь:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».

В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.

Сравнения: будто пава, словно реченька.

7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».

Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми,  завидовали главным героям?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.

9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.

Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.

Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.

10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».

Правильная последовательность событий:

1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
8) приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец

11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.

Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.

12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.

13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».

Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнения:

Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…

А сама-то величава,
Выступает, будто пава

Будто реченька журчит.

И царица над ребенком,
Как орлица над орленком

Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,

Все равны, как на подбор

Олицетворения:

Белка песенки поет

Лебедь молвит

Море вдруг

Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Я бы сказал, что данное произведение о справедливости, любви, доверии, вере и стремлении.

А также об исполнении желаний.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Князь Гвидон – он добрый, сильный, мужественный, целеустремлённый, любит близких и способен на прощение.

То есть этот герой объединил в себе самые лучшие черты.

Благодаря этому, он преодолел все многочисленные преграды, которые встречались на его пути.

Князь никогда не опускал руки, а уверенно шагал к цели.

Это и привело его к ней.

Царь Салтан – мужественный, сильный, добрый герой с мягким характером.

Но также ему присуща наивность, доверчивость.

Он был обманут злыми людьми и лишён семьи.

Но благодаря целеустремлённости своего сына, вновь повстречался с ней.

Поражает, что виновные даже не понесли наказание – настолько царь был добродушный и незлопамятный.

Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая и честная.

Ещё она очень красивая.

Она оказывала Гвидону незаменимую помощь.

Именно ей он обязан большей частью своих достижений.

А в конце произведения героиня стала его женой.

_______

Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.

Это первая девушка, с которой знакомится читатель.

Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.

К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.

Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.

Она являлась сестрой Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Повариха – также является негативным персонажем произведения.

Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.

Это ещё одна сестра Царицы.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.

Она способна на жестокость и месть.

Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Это произведение наполнено чудесами.

Это и трёхразовое перевоплощение князя в насекомых (комар, шмель, муха), и необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь.

Но также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки.

И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.

Царевна наделила Гвидона способностью превращаться в трёх насекомых.

Именно это помогло герою преодолеть многие из трудностей, что были на его жизненном пути.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев — богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны-лебеди. Найди сравнения в описании царевны.

Представить богатырей мне помогают такие строчки из произведения:

«В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

Представить город мне помогают следующие строки:

«Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей».

А прекрасную девицу я представляю, когда читаю следующее:

 «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

Сравнения: будто пава, словно реченька.

5. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?

«Плачет, бьётся в ней царица;

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

День прошёл — царица вопит…»

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна?

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Звуки: [б], [п], [у], [и], [о].

6. Как царевна-лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.

Обращение прекрасной лебеди к князю:

 «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?» —

Говорит она ему.

«Вот что, князь, тебя смущает?

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай».

С этих строк мы видим, что она называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Произведение заканчивается победой добра.

Салтан отправился на остров, который был окружён чудесными рассказами, и там узнал своих родных.

Негативных героев наказывать не стали.

Всё потому, что добродушие сильнее злопамятности.

Главное, что все остались счастливы.

Последние строчки звучат так:

«Я там был; мёд-пиво пил —

И усы лишь обмочил».

Это типичный конец для многих народных сказок.

Ведь все они имеют счастливый финал, в котором говорится о свадьбе либо о долгой и счастливой жизни героев.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

Общее у сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

  1. Наличие чудесных событий.
  2. Наличие перевоплощений.
  3. Зачин и концовка.
  4. Наличие повторов.
  5. Разделение героев на позитивных и негативных.
  6. Победа добра.
  7. Типичный финал.

Различие сказки Пушкина и народной волшебной сказки:

1) Александр Сергеевич пишет в стихотворной форме, а народ – в прозе.

2) Поэт задействует героев, которые не встречаются в других произведениях, у Пушкина имена героев являются их частичной характеристикой.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

Правильная последовательность событий:

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царицы и Гвидона.
  4. Избавление царевны от злого коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

10. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.

Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.

Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.

Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.

При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.

Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.

А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.

Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.

На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.

Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.

Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.

Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.

И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.

Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.

На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.

У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.

В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.

Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Сказка о царе Салтане…»
  • Краткая биография Александра Пушкина и презентация

_______

  • Средства изысканы как пишется
  • Среднеспециальное как пишется в трудовой
  • Среднее русский как пишется
  • Среднесуточный как пишется и почему
  • Средняя группа авторские сказки