Всего найдено: 30
В Республике Татарстан есть райцентры Верхний Услон, Камское Устье, Рыбная Слобода. Как правильно следует писать названия этих районов: слитно (Верхнеуслонский, Камскоустьинский, Рыбнослободский) или через дефис (Верхне-Услонский, Камско-Устьинский, Рыбно-Слободский)?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: Верхнеуслонский район, Камско-Устьинский район, Рыбно-Слободский район. Правила таковы: через дефис пишутся сложные производные микротопонимы – названия административно-территориальных единиц, образованные от сложных двухкомпонентных топонимов, пишущихся раздельно (Камское Устье – Камско-Устьинский). Однако названия, начинающиеся на Верхне-, Средне-, Нижне-, Дальне-, Ближне-, Горно- и др., пишутся слитно, этим объясняется слитное написание Верхнеуслонский.
Подскажите, пожалуйста, какое значение имеют слова, начинающиеся на «средне-» — среднегодовой, среднесуточный и т.д. — среднее значение за год (сутки) или несколько лет (суток)? Т.е. можно ли сказать: «среднегодовая температура в 2007 г. составила…» или же употребление слов со «средне-» уместно лишь в предложениях вроде «среднегодовая температура за последние десять лет составила…»
Большое спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Средне… – (первая часть сложных слов) составляющий среднюю величину для какого-л. отрезка времени: среднесуточный, среднегодовой (средний по каким-л. показателям за год) и т. д.
Подскажите, как правильно пишется: средне-специальное или среднеспециальное? Речь идет об учебном заведении. Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: среднее специальное учебное заведение.
Добрый день! Срочно в номер! Средне-эффективный или слитно? СПАСИБО!!!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание.
Здравствуйте!
Если ввести в окно поиска в вашей Службе слово «среднеспециальное», выпадет ряд ответов на вопросы о его написании. Все ответы однотипны: «Верно: среднее специальное образование», пишете вы.Вопрос: чем обоснованы эти ответы? Какими нормами и правилами языка? Сам я считаю, что есть слово «средне-специальный», которое пишется через дефис.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В словарях Ваш вариант не зафиксирован. Ответы основаны на рекомендациях словарей.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать:
средне-специальное/среднеспециальное (образование);
механо-сборочные/механосборочные (работы)?
Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _среднее специальное, механосборочные_.
Как правильно: средне-специальное или среднеспециальное образование?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: _среднее специальное образование_.
Здравствуйте, как правильно: работники средне-специальных учреждений или работники средних специальных учреждений?
Ответ справочной службы русского языка
Верен второй вариант.
среднее специальное или средне-специальное образование?
Ответ справочной службы русского языка
Верен первый вариант.
Очень срочно! Скажите, пожалуйста, как правильно писать: «средне-специальное образование» или «средне специальное образование»? Спасибо заранее
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ № 199699 .
1. Объясните, пожалуйста, как пишутся сложные прилагательные слитно или через дефис:
а. Конноспортивный
б. материально-правовой
в. средне-специальное (образование)2. Какой части речи является слово несудимый?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _конноспортивный, материально-правовой, среднее специальное образование_. Это слово может быть как причастием (при наличии пояснительного слова со значением действующего лица), так и прилагательным (в остальных случаях).
обращаюсь к вам уже не знаю в который раз…
расскажите пожалуйста, почему аббревиатура ПТУ (профтехучилище) пишется прописными буквами, а ссуз (средне-специальное учебное заведение) — строчными? какая между ними принципиальная разница, и как объяснить различное их написание, если две эти аббревиатуры в тексте находятся на одной строчке?
Ответ справочной службы русского языка
Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, _ссуз, загс, вуз_ явлются исключениями.
Как будет правильнее: среднее профессиональное образование или средне-профессиональное?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: _среднее профессиональное_.
Скажите, пожалуйста, правильно ли сказать об образовании «средне-теническое»? Или это всего лишь не совсем корректный вариант «среднее техническое»?
Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Правильно только: _среднее техническое образование_.
День добрый!
Как правильно написать: среднетяжелое течение заболевания или средне-тяжелое течение?
Заранее благодарю, Зимовкина Лариса
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: _среднетяжелое_.
Средний род существительных — это постоянный грамматический признак слов с окончанием -о, -е, сочетающихся с местоимениями «оно», «моё».
Узнаем, что такое средний род существительных в русском языке. Определим, как выяснить средний род существительных по морфологическим и синтаксическим признакам.
Что такое средний род существительных?
Средний род существительных — это чисто грамматическая категория, которая не соотносится по значению с половой принадлежностью лица, как например у одушевлённых имён существительных женского и мужского рода:
- девушка, тётя (ж. р.)
- мужчина, юноша (м.р.)
В русском языке средний род имеют слова с предметным значением, у которых в начальной форме именительного падежа единственного числа с твердой или мягкой основой можно выделить типичные окончания -о или -е:
- молоко
- озеро
- стадо
- счастье
- горе
- известие
Как правило, к существительным среднего рода принадлежат неодушевлённые имена существительные. Только небольшая группа слов являются одушевлёнными именами:
- существо
- насекомое
- животное
- дитя
Как определить существительное среднего рода?
У многих имен существительных категория среднего рода имеет грамматический характер. Средний род можно определить морфологически по окончанию и синтаксически по сочетаемости со словами других частей речи.
Категория среднего рода выявляется по грамматическим признакам слова в начальной форме именительного падежа единственного числа.
Помним, что в форме множественного числа существительного род не определяется.
1. Средний род выявим у слова с предметным значением, имеющим в форме единственного числа характерное окончание -о или -е:
- добро
- гнездо
- оконце
- ненастье
2. Средний род определяется с помощью слов-указателей — местоимений «оно», «моё»:
- оно, моё крыльцо
- оно, моё лукошко
- оно, моё побережье
- оно, моё сознание
Запомним!
Если имя существительное сочетается со словами «оно», «моё», оно имеет средний род в русском языке.
3. Средний род существительного можно выяснить по его согласованию с именами прилагательными, местоимениями, порядковыми числительными и причастиями, которые принимают грамматическую форму имени и имеют такие же окончания или -ое/-ее.
Понаблюдаем:
- полное ведро
- второе здание
- наше сообщение
- блестящее завершение
В предложении существительное среднего рода согласуется с глаголами прошедшего времени.
Знойное лето наступило.
Мне пришло сообщение от друга.
Разносклоняемые существительные среднего рода
В русском языке категорию среднего рода имеют разносклоняемые существительные с конечным буквосочетанием -мя и одушевлённое существительное «дитя».
- высокое пламя;
- быстротекущее время;
- незнакомое племя;
- веселое дитя.
Несклоняемые существительные среднего рода
В лексике русского языка великое множество заимствованных слов. Как определить их родовую принадлежность? Чтобы понять, какой род имеет заимствованное слово, и правильно употребить его в своей речи, сначала определяем, одушевлённое оно или неодушевлённое.
Одушевлённые имена существительные, как правило, называют лица мужского или женского пола, а также птиц и зверей, которые в общем значении безотносительно к самцу или самке имеют мужской род:
- атташе, конферансье, рефери (м. р.);
- леди, фрау, мадам (ж. р.);
- кенгуру, пони, какаду (м. р.).
Слово «жюри», хотя обозначает судей, как собирательное существительное имеет категорию среднего рода:
- справедливое жюри;
- наше жюри.
В русском языке большинство неодушевлённых заимствованных существительных имеют категорию среднего рода:
- красивое трюмо;
- модное пальто;
- важное коммюнике;
- оригинальное бра;
- свирепое цунами.
Хотя отметим, что существует ряд заимствованных лексем, род которых определяется по родовому слову:
- знойный сирокко (ветер);
- солёный сулугуни (сыр);
- полезная киви (ягода);
- оживлённая авеню (улица).
Поговорим о родовой принадлежности заимствованного слова «кофе». В литературном русском языке это неодушевлённое существительное имеет мужской род:
- ароматный кофе;
- бразильский кофе.
Это можно понять, если учесть, что рассматриваемое слово использовалось в устаревшей форме мужского рода «кофий», а также в сознании говорящих оно ассоциируется со словосочетанием «бодрящий напиток».
В разговорной речи допустимо его употребление как слова среднего рода.
В случае, если определение рода несклоняемого существительного вызывает затруднение, обращаемся к словарям.
С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.
Согласно новому закону определены следующие уровни образования:
Уровень образования | Что он означает |
Начальное общее образование | Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования) |
Основное общее образование | Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат |
Среднее общее образование | Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат |
Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) | Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом |
Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена | Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом |
Высшее образование – бакалавриат Высшее образование – специалитет или магистратура | Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом |
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки | Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом |
Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».
Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.
до 01.09.2013 | с 01.09.2013 |
Начальное (общее) образование | Начальное общее образование |
Основное (общее) образование | Основное общее образование |
Среднее (полное) общее образование | Среднее общее образование |
Начальное профессиональное образование | Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
Среднее профессиональное образование | Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена |
Высшее профессиональное образование — бакалавриат | Высшее образование — бакалавриат |
Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура | Высшее образование — специалитет или магистратура |
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) | Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) |
Послевузовское профессиональное образование в ординатуре | Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры |
Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки | Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки |
У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?
Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.
Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.
Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».
В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».
А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.
Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».
С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».
Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.