Среднюю группу как пишется

Всего найдено: 30 в республике татарстан есть райцентры верхний услон, камское устье, рыбная слобода. как правильно следует писать названия этих

Всего найдено: 30

В Республике Татарстан есть райцентры Верхний Услон, Камское Устье, Рыбная Слобода. Как правильно следует писать названия этих районов: слитно (Верхнеуслонский, Камскоустьинский, Рыбнослободский) или через дефис (Верхне-Услонский, Камско-Устьинский, Рыбно-Слободский)?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Верхнеуслонский район, Камско-Устьинский район, Рыбно-Слободский район. Правила таковы: через дефис пишутся сложные производные микротопонимы – названия административно-территориальных единиц, образованные от сложных двухкомпонентных топонимов, пишущихся раздельно (Камское Устье – Камско-Устьинский). Однако названия, начинающиеся на Верхне-, Средне-, Нижне-, Дальне-, Ближне-, Горно- и др., пишутся слитно, этим объясняется слитное написание Верхнеуслонский.

Подскажите, пожалуйста, какое значение имеют слова, начинающиеся на «средне-» — среднегодовой, среднесуточный и т.д. — среднее значение за год (сутки) или несколько лет (суток)? Т.е. можно ли сказать: «среднегодовая температура в 2007 г. составила…» или же употребление слов со «средне-» уместно лишь в предложениях вроде «среднегодовая температура за последние десять лет составила…»

Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Средне… – (первая часть сложных слов) составляющий среднюю величину для какого-л. отрезка времени: среднесуточный, среднегодовой (средний по каким-л. показателям за год) и т. д.

Подскажите, как правильно пишется: средне-специальное или среднеспециальное? Речь идет об учебном заведении. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: среднее специальное учебное заведение.

Добрый день! Срочно в номер! Средне-эффективный или слитно? СПАСИБО!!!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

Здравствуйте!
Если ввести в окно поиска в вашей Службе слово «среднеспециальное», выпадет ряд ответов на вопросы о его написании. Все ответы однотипны: «Верно: среднее специальное образование», пишете вы.

Вопрос: чем обоснованы эти ответы? Какими нормами и правилами языка? Сам я считаю, что есть слово «средне-специальный», которое пишется через дефис.

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В словарях Ваш вариант не зафиксирован. Ответы основаны на рекомендациях словарей.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать:
средне-специальное/среднеспециальное (образование);
механо-сборочные/механосборочные (работы)?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _среднее специальное, механосборочные_.

Как правильно: средне-специальное или среднеспециальное образование?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _среднее специальное образование_.

Здравствуйте, как правильно: работники средне-специальных учреждений или работники средних специальных учреждений?

Ответ справочной службы русского языка

Верен второй вариант.

среднее специальное или средне-специальное образование?

Ответ справочной службы русского языка

Верен первый вариант.

Очень срочно! Скажите, пожалуйста, как правильно писать: «средне-специальное образование» или «средне специальное образование»? Спасибо заранее

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 199699 .

1. Объясните, пожалуйста, как пишутся сложные прилагательные слитно или через дефис:
а. Конноспортивный
б. материально-правовой
в. средне-специальное (образование)

2. Какой части речи является слово несудимый?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _конноспортивный, материально-правовой, среднее специальное образование_. Это слово может быть как причастием (при наличии пояснительного слова со значением действующего лица), так и прилагательным (в остальных случаях).

обращаюсь к вам уже не знаю в который раз…
расскажите пожалуйста, почему аббревиатура ПТУ (профтехучилище) пишется прописными буквами, а ссуз (средне-специальное учебное заведение) — строчными? какая между ними принципиальная разница, и как объяснить различное их написание, если две эти аббревиатуры в тексте находятся на одной строчке?

Ответ справочной службы русского языка

Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, _ссуз, загс, вуз_ явлются исключениями.

Как будет правильнее: среднее профессиональное образование или средне-профессиональное?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _среднее профессиональное_.

Скажите, пожалуйста, правильно ли сказать об образовании «средне-теническое»? Или это всего лишь не совсем корректный вариант «среднее техническое»?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно только: _среднее техническое образование_.

День добрый!
Как правильно написать: среднетяжелое течение заболевания или средне-тяжелое течение?
Заранее благодарю, Зимовкина Лариса

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _среднетяжелое_.

Средний род суще­стви­тель­ных — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов с окон­ча­ни­ем , , соче­та­ю­щих­ся с место­име­ни­я­ми «оно», «моё».

Узнаем, что такое сред­ний род суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке. Определим, как выяс­нить сред­ний род суще­стви­тель­ных по мор­фо­ло­ги­че­ским и син­так­си­че­ским признакам.

Что такое средний род существительных?

Средний род суще­стви­тель­ных — это чисто грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рая не соот­но­сит­ся по зна­че­нию с поло­вой при­над­леж­но­стью лица, как напри­мер у оду­шев­лён­ных имён суще­стви­тель­ных жен­ско­го и муж­ско­го рода:

  • девушка, тётя (ж. р.)
  • муж­чина, юно­ша (м.р.)

В рус­ском язы­ке сред­ний род име­ют сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, у кото­рых в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла с твер­дой или мяг­кой осно­вой мож­но выде­лить типич­ные окон­ча­ния или :

  • молоко
  • озеро
  • стадо
  • счастье
  • горе
  • изве­стие

Как пра­ви­ло, к суще­стви­тель­ным сред­не­го рода при­над­ле­жат неоду­шев­лён­ные име­на суще­стви­тель­ные. Только неболь­шая груп­па слов явля­ют­ся оду­шев­лён­ны­ми именами:

  • суще­ство
  • насе­ко­мое
  • живот­ное
  • дитя

Как определить существительное среднего рода?

У мно­гих имен суще­стви­тель­ных кате­го­рия сред­не­го рода име­ет грам­ма­ти­че­ский харак­тер. Средний род мож­но опре­де­лить мор­фо­ло­ги­че­ски по окон­ча­нию и син­так­си­че­ски по соче­та­е­мо­сти со сло­ва­ми дру­гих частей речи.

Категория сред­не­го рода выяв­ля­ет­ся по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам сло­ва в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Помним, что в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го род не определяется.

1. Средний род выявим у сло­ва с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, име­ю­щим в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла харак­тер­ное окон­ча­ние или :

  • добро
  • гнездо
  • оконце
  • ненастье

2. Средний род опре­де­ля­ет­ся с помо­щью слов-указателей — место­име­ний «оно», «моё»:

  • оно, моё крыльцо
  • оно, моё лукошко
  • оно, моё побе­режье
  • оно, моё созна­ние

Запомним!

Если имя суще­стви­тель­ное соче­та­ет­ся со сло­ва­ми «оно», «моё», оно име­ет сред­ний род в рус­ском языке.

3. Средний род суще­стви­тель­но­го мож­но выяс­нить по его согла­со­ва­нию с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми и при­ча­сти­я­ми, кото­рые при­ни­ма­ют грам­ма­ти­че­скую фор­му име­ни и име­ют такие же окон­ча­ния или -ое/-ее.

Понаблюдаем:

  • полное ведро
  • второе зда­ние
  • наше сооб­ще­ние
  • бле­стящее завер­ше­ние

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ное сред­не­го рода согла­су­ет­ся с гла­го­ла­ми про­шед­ше­го времени.

Знойное лето насту­пило.

Мне при­шло сооб­ще­ние от друга.

Разносклоняемые существительные среднего рода

В рус­ском язы­ке кате­го­рию сред­не­го рода име­ют раз­но­скло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя и оду­шев­лён­ное суще­стви­тель­ное «дитя».

  • высо­кое пламя;
  • быст­ро­те­ку­щее время;
  • незна­ко­мое племя;
  • весе­лое дитя.

Несклоняемые существительные среднего рода

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка вели­кое мно­же­ство заим­ство­ван­ных слов. Как опре­де­лить их родо­вую при­над­леж­ность? Чтобы понять, какой род име­ет заим­ство­ван­ное сло­во, и пра­виль­но упо­тре­бить его в сво­ей речи, сна­ча­ла опре­де­ля­ем, оду­шев­лён­ное оно или неодушевлённое.

Одушевлённые име­на суще­стви­тель­ные, как пра­ви­ло, назы­ва­ют лица муж­ско­го или жен­ско­го пола, а так­же птиц и зве­рей, кото­рые в общем зна­че­нии без­от­но­си­тель­но к сам­цу или сам­ке име­ют муж­ской род:

  • атта­ше, кон­фе­ран­сье, рефе­ри (м. р.);
  • леди, фрау, мадам (ж. р.);
  • кен­гу­ру, пони, кака­ду (м. р.).

Слово «жюри», хотя обо­зна­ча­ет судей, как соби­ра­тель­ное суще­стви­тель­ное име­ет кате­го­рию сред­не­го рода:

  • спра­вед­ли­вое жюри;
  • наше жюри.

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство неоду­шев­лён­ных заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных име­ют кате­го­рию сред­не­го рода:

  • кра­си­вое трюмо;
  • мод­ное пальто;
  • важ­ное коммюнике;
  • ори­ги­наль­ное бра;
  • сви­ре­пое цунами.

Хотя отме­тим, что суще­ству­ет ряд заим­ство­ван­ных лек­сем, род кото­рых опре­де­ля­ет­ся по родо­во­му слову:

  • знойный сирок­ко (ветер);
  • солёный сулу­гу­ни (сыр);
  • полезная киви (яго­да);
  • ожив­лённая аве­ню (ули­ца).

Поговорим о родо­вой при­над­леж­но­сти заим­ство­ван­но­го сло­ва «кофе». В лите­ра­тур­ном рус­ском язы­ке это неоду­шев­лён­ное суще­стви­тель­ное име­ет муж­ской род:

  • аро­матный кофе;
  • бра­зильский кофе.

Это мож­но понять, если учесть, что рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во исполь­зо­ва­лось в уста­рев­шей фор­ме муж­ско­го рода «кофий», а так­же в созна­нии гово­ря­щих оно ассо­ци­и­ру­ет­ся со сло­во­со­че­та­ни­ем «бод­ря­щий напи­ток».

В раз­го­вор­ной речи допу­сти­мо его упо­треб­ле­ние как сло­ва сред­не­го рода.

В слу­чае, если опре­де­ле­ние рода нескло­ня­е­мо­го суще­стви­тель­но­го вызы­ва­ет затруд­не­ние, обра­ща­ем­ся к словарям.

ava author

С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.

Согласно новому закону определены следующие уровни образования:

Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.

Что он означает

Начальное общее образование

Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)

Основное общее образование

Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат

Среднее общее образование

Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат

Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом

Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена

Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом

Высшее образование – бакалавриат

Высшее образование – специалитет или магистратура

Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки

Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом

Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».

Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.

до 01.09.2013

с 01.09.2013

Начальное (общее) образование Начальное общее образование
Основное (общее) образование Основное общее образование
Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
Высшее профессиональное образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат
Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура Высшее образование — специалитет или магистратура
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
Послевузовское профессиональное образование в ординатуре Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?

Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.

Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.

Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».

В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».

А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.

Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».

С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».

Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»

Услуги Правовой защиты

Услуги Правовой защиты

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

  • Среднячок или среднячек как пишется
  • Среднее поволжье как пишется
  • Среднеобразовательная школа как пишется
  • Среднерусская возвышенность как пишется
  • Средневековье как пишется с большой буквы или с маленькой