Сравнительная таблица литературная и народная сказка

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий к сказке в. одоевского мороз иванович, страницы 207-208укм

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Технологическая карта урока

Учебный
предмет:
 

литературное
чтение

Класс: 

2 б

Тема урока

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и
рыбке». Сравнение литературной и народной сказки
«Сказки о рыбаке и его жене» Братьев Гримм

Учитель: 

Красковская
А.Е.

Цели урока

Сформировать умение
сравнивать литературное произведение и народную сказку,
формирование ценностного
отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых
знаний о сходстве и различии сказок А.С.Пушкина и братьев Гримм из различных
источников информации.

Задачи

 — знакомство обучающихся с творчеством А.С. Пушкина;
знакомство с творчеством  Братьев Гримм


обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

Тип урока

урок открытия нового знания

Формируемые УУД

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности
учебной деятельности.

Предметные:

воспринимать
на слух текст в исполнении учителя и учащихся;

 осознанно,
правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия
произведения; анализировать характер героев.

Метапредметные:

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике, в словаре;

находить  ответы на вопросы в тексте;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Понимать информацию, представленную разными
способами: словесно и в виде таблицы

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; работать по коллективно составленному плану в парах;
планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с текстом сказки;

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться
о правилах поведения и общения в паре и следовать им.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический,
индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Основные понятия

Ветхая землянка, невод,
забранила, простофиля, корыто.

Образовательные
ресурсы

1.Учебник
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий « Литературное чтение»

2.Презентация
к уроку.

3.
Индивидуальные карточки.

4. текст сказки «Рыбак и его жена» Братьев Гримм

Оборудование

Проектор, компьютер; карточки с текстом, таблицы для заполнения

Ход урока.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Мотивация учащихся на достижение цели

Проверяет готовность учащихся к уроку.

 Какой у нас
урок?

-Всё ли готово к
уроку?

Проверьте.

Проверяют рабочее место, наличие всех необходимых
принадлежностей к уроку.

Личностные: ответственно относятся к учебе.

2.Актуализация
знаний.

Скажите, ребята, какую сказку мы изучали на прошлом уроке?

Домой что вам было  задано?

А кто мне скажет, к каким сказкам относится
«Сказка о рыбке и рыбке»? Мы совсем недавно начали такие изучать?

А что это значит?

И кто её автор?

Сказка «О рыбаке и  рыбке»

Дочитать сказку до конца

авторская

  у неё есть автор

А.С. Пушкин

3.Открытие
нового знания

Сейчас я
прочитаю вам одну сказку.

Можете положить голову на руки на парту, но глаза закрывать
не стоит.

Чтение учителем.

ЧТЕНИЕ «Сказки о рыбаке и его жене»

Выявление первичного восприятия.

-Ребята, вам понравилась сказка?

— Что вы почувствовали в начале сказки? А что в конце?

-Может что-то вам запомнилось особенно?

Вы знаете кто написал эту сказку? Хотите узнать?

Ребята, хочу вам рассказать еще об одних очень интересных
авторах книг.

Братья Гримм.

-Слышал, кто-нибудь когда-нибудь о них, может кто-то читал
их произведения? (Бременские музыканты, Храбрый портняжка, Мальчик с
–пальчик, Шиповничек,)

Братьев Гримм звали Якоб и Вильгельм, были старше
Александра Сергеевича Пушкина примерно на 15 лет. Они были немецкими
собирателями народного фольклора. Они опубликовали несколько сборников с теми
сказками, которые записали с рассказов людей. Братья Гримм назвали эти
сборники «Сказки Братьев Грим». Братья Гримм сами не писали сказки, а только
лишь собирали их ( т.е. слушали и записывали с рассказов людей).

-Так какая же тема сегодняшнего урока?

 -А похож ли сюжет этой сказки на сюжет какой-нибудь
знакомой вам сказки?

-А как вы считаете, как такое могло произойти?

— Действительно сегодня мы с вами сравним эти две сказки и
попробуем разобраться, как могло произойти, что совершенно незнакомые
писатели из разных стран написали такие похожие сказки.

Слушают учителя

Высказывают свое мнение

Формулирование темы и
задач урока

Физми

нутка

 Имитирование руками движения рыбок в
соответствии с текстом

«Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке»

Выполняют движения за
учителем

Регулятивные:
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ
движений учителем.

4.Применение
полученных знаний на практике

Составление сравнительной таблицы и анализ.

-Мы составим сравнительную таблицу. А чтобы узнать какие
пункты (т е сравнительные критерии) будут в этой таблице, вам потребуется
выполнить задание. показываю ребусы/ задания. По очереди
в определенном порядке спрашиваю ответы детей, прикрепляю
критерии в таблицу на доску.( Ответы 1. Народная/авторская. 2. Главные
герои.3. Быт. 4. Идея.)

-Итак, ребята, посмотрите на первый пункт нашей таблицы
(Народная или авторская)? Кто меня внимательно слушал?

 Переходим к пункту №2

-Давайте начнём с волшебного героя. Кто был в сказке
Пушкина волшебным героем?

-Ребята, а каким необычными качествами наделил Пушкин свою
рыбку? (говорящая, золотая). А в каких сказках мы с вами сталкивались с
говорящими животными? (в русских народных про животных).

-Подумайте, почему именно золотой рыбкой Пушкин сделал свою
рыбку, ведь он мог сделать её, и алмазной, и рубиновой. (Золото –драгоценный
металл, металл царей).

-Прочитайте слова старика , обращенные к рыбке сверху на
стр 97.

-А помимо того, что рыбка была говорящая и золотая, кем она
была в подводном мире? (была государыней)

-Как старик разговаривает с рыбкой? (почтительно, с
уважением)

-Давайте посмотри на героев сказке Братьев Гримм. (читают выделенные
части)

-Кто в сказке Братьев Гримм был волшебным героем (рыба
-камбала).

-А может кто-нибудь из вас ребята знает, как выглядит рыба
камбала? (если да ,слушаем ученика). Смотрим на доску (презентация)- сведения
о рыбе камбале. (Тело камбал сплющено, длиной до 50 см, массой до 3 кг. Оба
глаза помещаются на одной, верхней, стороне тела. У большинства камбал глаза
расположены на правой стороне. Верхняя сторона тела организована лучше
имеются 
плавники, более яркая окраска. Грудные плавники камбал
расположены по обе стороны тела, один из них направлен вверх, а другой —
вниз.).

-Вот такая необычная это рыба.

-А кто-нибудь запомнил, кем раньше была рыба-камбала, кто
она на самом деле? (заколдованный принц).

-Какой еще герои были в сказке Пушкина. (Старуха и старик)

-А в сказке Братьев Гримм, как называют героев? (рыбак и
его жена Ильзебиль)

-Ребята они отличаются чем-то от героев сказки Пушкина. (не
говорится, что они старики).

-Мы с вами вчера давали характеристику старику старухе из
сказки Пушкина.

-А какая же была старуха в сказке у Пушкина? (Чит. Стр 96)(злая,
грубая, жестокая, жадная, ворчливая, и тд.

-Скажите пожалуйста, как менялось отношение старухи к
старику (сначала просто ругала, отправила служить на конюшню, потом ударила
«пощечина»).

-А в народной сказке отношение жены рыбака к мужу
(рассердилась, потом толкнула локтем в бок, потом ногой оттолкнула).

-Почему же они так поступают? (она зазналась, забыла кто
она есть на самом деле).

— А вспомните, что мы говорили о старике? (автор наказал и
старика, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?) (Старик был
бесхарактерным, не мог образумить старуху и не подчиняться её воле)

Давайте теперь поговорим о быте в этих сказках

Кем был старик в сказке Пушкина? А его жена? .Чем они
занимались, каким ремеслом? (рыбачил и пряла).  А какие предметы быта, были
нужны им для этого? (невод, прялка). А что впервые попросила старуха?
(корыто). А где они жили? (в землянке). Может кто-то помнит ,какие еще
необычные дома попадались в сказке? На прошлом уроке м ы с вами знакомились с
этими предметами.

Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или
округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Изба́
 — деревянный 
срубный (бревенчатый) жилой дом в
сельской 
лесистой местности России. Терема, мн. терема,
м. (от греч. teremnon) (истор., поэт.). В древней Руси – жилое помещение
в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. Палата
–большое богатое здание.

-А кем побыла за всё время сказки старуха? (Столбовая
дворянка-Вольная царица).

-Обратимся теперь к сказке Братьев Гримм.

-Кем был главный герой? (рыбаком), а его жена? (не
сказано).

-Что сказано про их жильё? (лачуга).

Лачуга — примитивное жилище человека или строение для
животных.

-А как дальше менялось их жилище? (домик –замок, дворец,
собор ).

 -Какие необычные предметы в сказке? (Алебастровы стулья
–мягкие стулья.)

-А в кого менялась жена рыбака по ходу сказки?
(Императрица, Папа Римский)

Папа Римский- это самый главные священник для всех
заграницей, у нас в России похожую функцию выполняет патриарх, он главный над
священниками и над всеми церквями в государстве, Папа Римский живёт в
отдельном государстве, которое называется Ватикан, и правит в нём.
Ватикан-это самое маленькое государство на свете, общая длина её границы примерно
3 км, то есть вокруг Ватикана можно обойти пешком примерно за час).

-Посмотрите, какой вывод мы можем сделать, посмотрев на быт
в этих сказках? (Он абсолютно разный в сказках, героев окружают разные
предметы и они перевоплощаются в разных людей, характерных для их
государства).

Идея : чем
закончилась сказка Пушкина? (старуха осталась у разбитого корыта). Как вы
считаете, почему автор решил именно так закончить свою сказку? (жадность
должна быть наказана).  А каков конец народной сказки? (так и сидит она у
лачуги по сей день). Что вы заметили (они вернулись к тому, с чего начали,
стали снова самими собой).

А разве
для рыбки было сложно выполнить их желания? Почему их рыбка не выполнила?
(потому что они хотели, быть главнее всех на свете, выше всех, чтобы рыбка им
прислуживала).

Как вы
думаете, идеи эти сказок будут одинаковыми? (да в них будет одна и та же
идея).

Как бы вы
сформулировали идею? (…)

Обобщаю:

Не стоит мечтать выше своих возможностей, а уж если ты
чего-то добился, то всегда помнить, кем ты был до этого и как тебе далось
достижение. Помни, кто ты есть на самом деле.

Слушают
учителя, выполняют творческую работу.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной
художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в
процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их
устранения.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями.

Итог урока

Молодцы, нашли чем они похожи и чем отличаются.

Может у кого-то есть предположение, как такое могло
произойти? 

На самом деле:

Многие сказочники заимствовали идеи для своих сказок в
народных сказках.  Сказки, услышанные А.С. Пушкиным еще в колыбели от любимой
нянюшки Арины Родионовны, сохранились в его памяти на всю жизни. И он по
мотивам уже известных ему сказок, решил сочинить свою. Сам сюжет сказки не
является точным пересказом народных произведений. Многие исследователи
утверждают, что большая часть сказок поэта, в том числе и сказка про золотую
рыбку была заимствована из немецких сказок, собранных братьями Гримм.

-Поразмышляйте, почему и для чего Пушкин решил сочинить
свою сказку на этот сюжет? (Потому что хотел, чтобы она рыба интересна
русским людям, она была написана для русских, чтобы она была им близка).

Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, находят недочеты,
оценивают свою работу.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные:оценивают
свою работу.

Рефлексия:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дз:

Обязательное:
написать мини-сочинение, которое начиналось бы так «Если бы я встретил
золотую рыбку или рыбу-камбалу…» (4-6 предл.)

Приложение 1

Жил-был рыбак со своею женой.

А жили они у самого моря в низкой и тесной лачуге, похожей на
старый глиняный горшок. И каждый день ловил рыбак удочкой рыбу, ловил да ловил.
Однажды смотрит рыбак, а на крючке большая рыба камбала. И вдруг заговорила
рыба и сказала: «Послушай, рыбак, отпусти меня, я ведь не простая камбала, а
заколдованный принц».

«Ну, камбала, раз ты умеешь говорить, конечно, я тебя
отпущу». С этими словами бросил он чудо-рыбину в чистую воду, и поплыла она к
себе на дно. А рыбак пошёл домой, и встретила его жена, и спросила: «Неужели ты
сегодня ничего не поймал? »

«Нет, поймать-то я поймал большую камбалу, но оказалось, что
она – заколдованный принц, вот я её и отпустил».

«Просто так отпустил и ничего у неё не выпросил? Да ведь наша
лачуга – точь-в-точь старый горшок, здесь так душно и скверно. Ты бы мог
попросить для нас домик. Поди и позови камбалу-принца, скажи: нам нужен
новенький домик. Он тебе не откажет».

Не хотел муж идти, но перечить жене не стал и всё же
отправился к морю. Было море прозрачное, стало мутно-зелёное. Встал он на берегу
и крикнул:

Рыба-камбала, ты где?

Помоги моей беде!

Ильзебиль, моя жена,

Звать велит тебя со дна.

Камбала-принц приплыл и спросил: «Ну, чего же она хочет? »
«Ах, – сказал муж, – я ведь тебя поймал, и теперь моя жена говорит, что я
должен у тебя чего-нибудь выпросить. Не желает она больше жить в старой лачуге,
она хочет новенький домик».

«Ступай, – сказал ему камбала-принц, – есть у неё уже домик».

Вернулся муж. И видит – новенький домик, а в нём – и горница,
и столовая, и кухня, и кладовка с оловянной и латунной посудой. А за домиком
дворик с курами и утками, и огородик с овощами, и садик с фруктами.

«Да, – сказал муж, – теперь заживём на славу, лучше уж не
бывает».

Но жена сказала: «Посмотрим…»

Прошло то ли восемь, то ли четырнадцать дней, и сказала жена:
«Послушай, муженёк, домик-то тесноват и двор маловат. Иди к камбале-принцу,
пусть он подарит нам замок».

Пришёл муж к морю, была вода мутно-зелёная, а стала
тёмно-серая. Встал он на берегу и крикнул:

Рыба-камбала, ты где?

Помоги моей беде!

Ильзебиль, моя жена,

Звать велит тебя со дна.

«Ну, чего же ещё твоя жена хочет?» – спросил камбала-принц.

«Ах, – сказал печально рыбак, – она хочет жить в большом
замке».

«Ступай, она уже стоит у его дверей», – сказал камбала-принц.

Отправился муж домой и видит большой каменный замок, и его
жена стоит на ступенях. Вошли они, а там гостиная с мраморным полом, на стенах
красивые обои, а в комнатах столы и стулья золотые, с потолка свисают
хрустальные люстры, и повсюду расстелены ковры. А за домом большой двор с
конюшней и коровником, а дальше роскошный сад с прекраснейшими цветами и
плодовыми деревьями, и роща чуть не с полмили длиной, а в ней – олени, и лани,
и зайцы – всё, что ни пожелаешь.

«О, – сказал муж, – теперь-то заживём на славу, лучше уж не
бывает». Но жена сказала: «Посмотрим…» Поутру поглядела жена в окно, и
открылись перед ней прекрасные дали.

«Муженёк, вставай и погляди в окно! Хочу, чтоб вся страна
была нашей. Иди к камбале, скажи: я хочу стать императрицей!»

Пошёл муж, и страшно ему было, и думал он про себя: ох, это
всё не к добру!

Пришёл к морю, а море уже стало чёрным, и бурлит оно так, как
будто вскипает. Встал он на берегу и крикнул:

Рыба-камбала, ты где?

Помоги моей беде!

Ильзебиль, моя жена,

Звать велит тебя со дна.

«Ну, чего же ещё твоя жена хочет?» – спросил камбала-принц.

«Ах, – сказал рыбак, – хочет она стать императрицей».

«Ступай, – сказал камбала-принц, – она уже императрица».

Воротился муж и увидел дворец из полированного мрамора с
алебастровыми статуями и золотыми украшениями. Перед воротами солдаты
маршируют, в трубы трубят, в барабаны бьют. Отворились двери из чистого золота,
вошёл он, а там жена его сидит на золотом троне, в золотой короне, бриллиантами
и рубинами украшенной. В одной руке у неё скипетр, в другой держава. И стоят
перед ней и прислуживают всё князья да герцоги.

И он стоял и глядел на неё, и, насмотревшись» сказал:

«Ах, жена, а ведь к лицу тебе быть императрицей!»

«Муж, – сказала она, – ну что ты стоишь? Теперь хочу я стать
папой римским! Иди к камбале-принцу!»

«Ах, жена, – удивился муж, – да разве женщина может стать
папой?»

«Муж, что ты болтаешь, – рассердилась жена, – если смог он
меня сделать императрицей – сможет сделать и папой. Я императрица, а ты всего
лишь мой муж. Отправляйся сейчас же!»

Испугался он и пошёл к морю, и было ему совсем худо, и
поджилки тряслись от страха. Вдруг пронёсся над морем ветер и стало темно, как
ночью, волны бились о берег, и корабли взывали о помощи залпами пушек. И застыл
рыбак в ужасе и произнёс:

Рыба-камбала, ты где?

Помоги моей беде!

Илъзебиль, моя жена,

Звать велит тебя со дна.

«Ну чего же ещё твоя жена хочет?» – спросил принц-камбала.

«Ах, – сказал рыбак, – она хочет стать папой римским».

«Ступай, она уже папа», – сказал камбала-принц.

Воротился он – а там стоит большой собор, окруженный
прекрасными дворцами. А в соборе жена его сидит на троне, и на ней три большие
золотые короны, а вокруг неё люди духовного сана, а по обе стороны стоят свечи
в два ряда от самой большой, что размером с башню, до самой маленькой –
кухонной свечки, и все императоры и короли падают ниц и целуют ей туфлю.

Стоял он так, смотрел, и казалось ему, будто он глядит на
яркое солнце. Насмотревшись, сказал он: «Жена, ну теперь-то ты довольна, став
папой?»

Но жена сказала: «Посмотрим…»

Наутро, перед самым восходом солнца, увидела жена в окне зарю
и подумала: «Разве я не могу повелевать восходом солнца и луны?» «Муж, –
сказала она и толкнула его локтем в бок, – вставай, иди к камбале-принцу,
скажи, я хочу быть равной Господу Богу». Муж ещё глаз не открыл, но так
испугался, что упал с кровати.

«Ах, жена, – вскричал он, похолодев от страха, –
камбала-принц не сможет выполнить это желание, прошу тебя, образумься и
останься папой!»

Тут она пришла в такую ярость, что волосы у неё встали дыбом.
Она оттолкнула его ногой и закричала: «С кем ты споришь, с самим римским папой?
Я терпеть это больше не стану!»

Натянул он штаны и побежал сломя голову.

Бушевала такая гроза, что дома и деревья сносило ветром, и
горы дрожали, и рушились скалы, на море перекатывались чёрные волны, огромные,
как колокольни. И крикнул он, но собственных слов не расслышал:

Рыба-камбала, ты где?

Помоги моей беде!

Ильзебиль, моя жена,

Звать велит тебя со дна!

«Ну, чего она хочет?» – спросил принц-камбала.

«Ах, – сказал он, – она хочет быть равной Господу Богу».

«Ступай, она снова сидит в своей старой лачуге».

И сидит она так по сей день.

Приложение
2

А.С. Пушки
«Сказка о рыбаке и рыке»

Братья Гримм «Сказка
о рыбаке и его жене»

Народная/
авторская

Герои

Быт

Идея

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович (стр. 47-49) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович (стр. 47-49) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

трудолюбивая заботливая добрая ласковая

отзывчивая грубая скромная самонадеянная

невнимательная неблагодарная капризная

Рукодельница была трудолюбивой, заботливой, доброй, ласковой, скромной и отзывчивой.

Ленивица была грубой, самонадеянной, невнимательной, капризной и неблагодарной.

В.Ф.Одоевский описывает свою героиню Рукодельницу с большой симпатией, называет ее умной, трудолюбивой и затейницей. Он ставит Рукодельницу в пример, трудолюбивым людям почет и уважение, а ленивые — остаются ни с чем.

Автор недолюбливает Ленивицу за ее лень, скуку, жадность и неблагодарность.

План сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Автор: у литературной (авторской) сказки есть конкретный автор (или несколько авторов), а у народной сказки автор — народ. Народная сказка передавалась из уст в уста, каждый рассказчик мог добавить в сказку что-то свое.

Герои: Герои народных сказок небольшой круг персонажей, а у литературных сказок в выборе героев больший простор для фантазии.

Характеристика героев: В народной сказке характеры и внешность героев описана схематично, общими словами. В литературной сказке при описании героев присутствует большая детализация, характеры описаны ярче.

События: В народной сказке события связаны с бытом народа, возможны несколько вариантов развития событий в разных версиях сказки. В литературной сказке события могут быть не связаны с народным бытом, существует только один авторских вариант развития событий.

Конец сказки: В народной сказке конец счастливый, добро побеждает зло. В литературной сказке конец может быть разным.

Язык сказки: Народная сказка создана в устной форме, есть зачин, присказки, концовка, может быть несколько вариантов сказки. Литературные сказки записаны, неизменно их содержание. В литературных сказках описания героев и событий более красочные, яркие, используются средства художественной выразительности.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

В сказках животные изображаются по-особому, наделены человеческими качествами (о животных), происходят чудеса, смелые, добрые и трудолюбивые герои проходят испытания (волшебные сказки), сказках происходят необычные, часто смешные ситуации (бытовые сказки).

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

У народной сказки автор народ, литературные сказки сочиняют авторы. В основе народных сказок лежит вера народа в счастье и справедливость. В литературных сказках чувствуется отношение автора к героям и событиям.

Источник

Сравнение литературной и народной сказок

план-конспект урока по чтению (3 класс)

В.Одоевский, Мороз Иванович и Морозко. Сравнительный анализ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».

2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.

3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Оборудование: тексты произведений

Приемы ТРКМ, используемые на уроке:

— на стадии вызова: «работа в парах»;

— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;

1. Настрой на урок. Работа в парах.

Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).

2.Постановка цели и задач урока.

II Стадия осмысления

1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».

2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске

•Почему названия сказок размещены в три колонки?

Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

«Как мужик гусей делил»

«Иван-царевич и серый волк»

«Как мужик гусей делил»

«Иван-царевич и серый волк»

•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)

•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)

•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)

•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Сделаем большой круг.

4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов

•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи — Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня — сирота).

•Как заканчивается сказка «Морозко»?

Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

•Почему так трагически заканчивается народная сказка?

Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

5 Работа по произведению «Мороз Иванович»

•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».

•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)

•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух

•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

•волшебный персонаж -Морозко и Мороз Иванович

•героини — резко противопоставляются по характеру

•финал — одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа со сводной таблицей.

1. Падчерица и родная дочь

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана

Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.

Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).

2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).

3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.

4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.

Источник

Сравнительная таблица «Сходства и различия народных и авторских сказок».

Сходство и различие народных и литературных сказок

Часто встречающаяся тема.

Противостояние добра и зла.

Противостояние добра и зла.

Литературные обороты и выражения.

Троекратные повторы, эпитеты.

Троекратные повторы, эпитеты.

Деление героев на положительных и отрицательных.

Деление героев на положительных и отрицательных.

Волшебные вещи и помощники.

Волшебные вещи и помощники.

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

Есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.

Есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.

Нет одного автора, писалась целыми поколениями.

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Простое, с использованием общепринятых эпитетов, нет подробного описания предметов.

Бывает сложное, детальное, неповторимое. Подробное описание предметов, событий.

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элементов.

Время создания узнать невозможно.

В создания известно.

Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

Внесение изменений недопустимо.

Может быть в прозе и в стихах.

Сюжет, мораль, поучение может быть на любую тему.

Сказочный язык, с характерными выражениями и оборотами.

Язык повествования -любой.

Небольшой, так как тяжело запомнить большой текст.

Размер литературной сказки может быть любым.

Типизирован: характеризуется его функцией в сказке (герой, вредитель, даритель).

Только с точки зрения общенародной, нравственной морали.

Прямая или косвенная оценка героя.

Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных героев.

Речь героя как средство как средство создания характеристики персонажа.

Очень простая, ограниченный набор выразительных средств.

Определяется стилем автора.

Малое количество сюжетных линий.

Много сюжетных линий, которые переплетены между собой.

Реальный и волшебный.

Реальный, волшебный или фантастический.

Номер материала: ДБ-1265135

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Неделя 4: Литературная (авторская) и народная сказка: сходство и отличие

Задания практического занятия 4:

Заполните таблицу «Сходство и отличие литературной и народной сказки»:

Прочитайте литературную сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», проанализируйте сказку, ответив на вопросы:

1. Выделите экспозицию произведения. Чем экспозиция авторской сказки отличается от зачина народной сказки?

предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения

Где происходит действие сказки? Когда оно происходит? Зачем автору потребовалось так подробно описывать «Петербург тогдашний»? «Дом, которого теперь вы не найдете»? Какая особенность поэтики авторской сказки проявляется в описаниях?

2. Как представлен читателю будущий главный герой произведения?

Обратите внимание на возраст, место проживания, нравственные качества и состояние души мальчика. Чем вызвано такое состояние? Что отличает представление героя читателям в авторской сказке от такого же представления в народной сказке?

Алеша до получения конопляного семечка — умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

3. Что оказывало воздействие на формирование характера мальчика? Обратите внимание на одиночество Алеши, круг его чтения, любимые занятия, степень развития воображения, окружающий мальчика мир, тех взрослых, с которыми Алеше приходилось быть рядом.

4.Каким складывался характер Алеши? Как характер мальчика воздействовал на его представления о действительности?

Проведите сравнительный анализ народной сказки «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Оформите в виде сравнительной таблицы

Ответьте на вопросы:

1. Почему народная сказка называется «Морозко», а сказка Одоевского «Мороз Иванович»?

Писатель Одоевский придал своему справедливому герою Морозу Ивановичу достоинство и солидность, назвав его уважительно по имени-отчеству, как было принято на Руси называть достойных людей.

2. Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко».

Источник

Пушкин сделал!

  • Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова.

трудолюбивая заботливая добрая ласковая

отзывчивая грубая скромная самонадеянная

невнимательная неблагодарная капризная

Рукодельница была трудолюбивой, заботливой, доброй, ласковой, скромной и отзывчивой.

Ленивица была грубой, самонадеянной, невнимательной, капризной и неблагодарной.

  • Как автор относиться к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

В.Ф.Одоевский описывает свою героиню Рукодельницу с большой симпатией, называет ее умной, трудолюбивой и затейницей. Он ставит Рукодельницу в пример, трудолюбивым людям почет и уважение, а ленивые — остаются ни с чем.

Автор недолюбливает Ленивицу за ее лень, скуку, жадность и неблагодарность.

  • Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

План сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

  1. Рукодельница трудолюбивая, Ленивица — ленивая.
  2. Рукодельница спускается в колодец за ведерком и попадает в гости к Морозу Ивановичу.
  3. За хорошую работу Мороз Иванович возвращает Рукодельнице ведерко, полное серебряных пятаков.
  4. Ленивица спустилась в Колодец и тоже пришла в гости к Морозу Ивановичу.
  5. Ленивица ничего не умела, ленилась и плохо работала, Мороз Иванович подарил ей сосульку. Какова работа, такова и награда.
  • Чем отличается народная сказка от литературной? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.

Автор: у литературной (авторской) сказки есть конкретный автор (или несколько авторов), а у народной сказки автор — народ. Народная сказка передавалась из уст в уста, каждый рассказчик мог добавить в сказку что-то свое.

Герои: Герои народных сказок небольшой круг персонажей, а у литературных сказок в выборе героев больший простор для фантазии.

Характеристика героев: В народной сказке характеры и внешность героев описана схематично, общими словами. В литературной сказке при описании героев присутствует большая детализация, характеры описаны ярче.

События: В народной сказке события связаны с бытом народа, возможны несколько вариантов развития событий в разных версиях сказки. В литературной сказке события могут быть не связаны с народным бытом, существует только один авторских вариант развития событий.

Конец сказки: В народной сказке конец счастливый, добро побеждает зло. В литературной сказке конец может быть разным.

Язык сказки: Народная сказка создана в устной форме, есть зачин, присказки, концовка, может быть несколько вариантов сказки. Литературные сказки записаны, неизменно их содержание. В литературных сказках описания героев и событий более красочные, яркие, используются средства художественной выразительности.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

В сказках животные изображаются по-особому, наделены человеческими качествами (о животных), происходят чудеса, смелые, добрые и трудолюбивые герои проходят испытания (волшебные сказки), сказках происходят необычные, часто смешные ситуации (бытовые сказки).

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

У народной сказки автор народ, литературные сказки сочиняют авторы. В основе народных сказок лежит вера народа в счастье и справедливость. В литературных сказках чувствуется отношение автора к героям и событиям.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

  • Сравните русскую народную сказку царевич нехитер немудер и сказку о царе салтане а с пушкин
  • Сравните сказки жуковского и пушкина чем они похожи чем различаются как читаются чем похожи герои
  • Сравните превращение с рассказом чехова человек в футляре каковы сходства и различия
  • Сравните несколько близких но разных тем сочинений
  • Сравни солдат из сказок каша из топора и находчивый солдат