Сравнительная характеристика спящая царевна и сказка о мертвой царевне

сказка о мртвой царевне и о семи богатырях александра сергеевича пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. в ней поэт

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».

Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».

Характер, поступки

Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.

Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.

Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».

Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.

Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».

Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.

Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.

Отношение других персонажей к героиням



Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.

Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.

Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.

Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.

Отношение автора к героиням

В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.

О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».

О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Параметры сравнения Царевна Царица
Портрет Красива, «белолица, черноброва». Красива, «высока, стройна, бела».
Речь Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом.
Черты характера, поведение Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно).
Отношение к другим людям Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя.
Отношение других людей к героиням Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы.
Отношение автора к героиням Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой».
Вывод Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными.

Вывод

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.

Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.

Слайд 1

Василий Андреевич Александр Сергеевич Жуковский Пушкин

Слайд 2

?

Слайд 3

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского

Слайд 4

Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно , а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.

Слайд 5

Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения? В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего? Какая из сказок ближе к народной? ?

Слайд 6

Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»

Слайд 7

Разбивка на кластеры Народная сказка

Слайд 8

Разбивка на кластеры Народная сказка Написа-на в прозе Борьба добра и зла Есть зачин, концовка Герои делятся на положительных и отрицательных

Слайд 10

Название. «Спящая царевна» В.А.Жуковский Используем Таймд «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин структуру пэа шэа

Слайд 11

Название Сходство Различие 1. В названиях есть общее слово – царевна. Она главная героиня. 1. «Спящая» царевна – «мёртвая» царевна: Царевна В.А. Жуковского уснула, а у А.С. Пушкина умерла. 2. У Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья – семь богатырей.

Слайд 12

Сюжет Разложите понятия в виде цепочки-связи. Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка.

Слайд 13

Сюжет Совпадения в сюжете сказок Различия в сюжете сказок Используем структуру («подумай– запиши- Финк-райт-раунд робин обсуди в команде»)

Слайд 14

Сюжет Совпадения в сюжете сказок Различия в сюжете сказок 1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле. 2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида. 3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха. 4. Царевны пробуждаются – оживают. 5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени). 6. Царевны обе красавицы. 7. Женитьба спасителей на царевнах. 1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. 2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). 3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы). 4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала. 5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик. 6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома. 7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено. 8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). 9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.

Слайд 15

Физкультминутка Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись.

Слайд 16

Композиция кульминация зачин завязка развязка концовка

Слайд 17

Композиция В сказке В.А. Жуковского В сказке А.С. Пушкина Зачин Завязка Кульминация Развязка Концовка

Слайд 18

Форма произведения: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». — «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила… Сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне…» … Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей . Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово: Семь торговых городов, Да сто сорок теремов. На девичник собираясь, Вот царица наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?»….

Слайд 19

Удалось ли создать сказку, близкую к народной? Что же роднит сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского с народной сказкой? Что отличает эти сказки от народной? 1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка. 2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы — говорящие рак и зеркальце. 3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы. 4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов. 5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно — царевна спала 300 лет (3 века). 6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей ) 8. Герои делятся на положительных и отрицательных. Отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе. Народные сказки не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи.

Слайд 20

Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения? В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего? Какая из сказок ближе к народной? ?

Слайд 21

Домашнее задание Придумать свою небольшую сказку Написать мини – сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?

Слайд 22

Спасибо за урок!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПУШАНИНА

БЕЛИНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442258,
Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,

ИНН
5810004860   ОГРН 1025801070470

Тел. (84153) 3-53-49

Сравнительный анализ "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина и "Спящей царевны" Василия Андреевича Жуковского"

Научно —
исследовательская работа по литературе

ФИО автора: Мурзов
Павел Вячеславович

Место учебы: МОУ СОШ
с. Пушанина, 6 класс

Белинского района,
Пензенской области

ФИО научного
руководителя: Пучкова Наталья Александровна

Должность: учитель
русского языка и литературы

1 первой
квалификационной категории

ФИО руководителя
учебного заведения: Молофеева О. Г.

Телефон приемной:

3-53-49

Содержание

       Введение                                                                                                                   с.
4 — 5

1.     
Сравнительный анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А. Жуковского»                         
с. 6 — 21

           
 Название сказок                                                                                                 с.
6

           
 История создания                                                                                              с.
7

           
 Композиция                                               
                                                       с. 8 — 9

           
 Сюжет                                                                                                                с.
10

           
 Форма произведений                                                
                                       с. 11

           
 Герои сказок                                                                         
                             с. 12

           
 Средства художественной выразительности             
                                 с. 13 — 21

2.     
Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ
СОШ с. Пушанина по  сказкам Пушкина и Жуковского                                 
                                 
с. 22

3.     
Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с.
Пушанина           с. 23

 Заключение                                                                          
                                с. 24 — 25

        Список  литературы                                                       
                                 с. 26

        Приложение                                                                                              
с. 27 — 33

Цель: сравнить сказки Александра Пушкина и
Василия  Жуковского, выявить сходства и различия между ними.

Задачи:

1.
Прочитать сказки;

2.
Сравнить названия, время выхода произведений в свет, историю их создания,  
композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского;

3.
Сравнить средства художественной выразительности произведений.

4.
Сравнить рисунки по произведениям: «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» Александра Сергеевича Пушкина  и «Спящая  царевне» Василия
Андреевича Жуковского».

5.
Провести опрос среди учащихся школы по вопросу: какие сказки и каких авторов о
спящей царевне им известны?

Объект исследования — тексты: «Сказка о
мертвой царевне» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.

Предмет исследования: название сказок, истории
создания произведений, жанр, сюжеты, композиция, художественные средства
выразительности, герои произведений, совпадения и различия в них, рисунки
детей.

Гипотеза:

В
сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях» А. С. Пушкина больше различий, чем сходства.

Методы исследования: анализ художественной,
научной, критической литературы; сравнение произведений.

Введение

Изучая творчество Пушкина и Жуковского, нельзя оставить без
внимания самое главное — сферу художественного взаимодействия между поэтами. В
этой сфере соотношение «учитель—ученик» обретает более сложный психологический
рисунок. С одной стороны, влияние Жуковского на Пушкина очевидно
прослеживается. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и
разнообразии слогу его [Жуковского]», — писал Пушкин П.А. Вяземскому летом 1825
года. «Можно сказать положительно, что такое сближение действовало
могущественно на Пушкина и окрыляло его талант», — замечает известный биограф
Пушкина П.И. Бартенев. С другой стороны, процесс творческого обогащения был
взаимным, что подтверждают биографы, приводя историко-литературные факты и
сопоставляя их.

 «Жуковский <…> когда приходилось ему исправлять
стихи свои, уже перебеленные, чтобы не марать рукописи, наклеивал на
исправленном месте полосу бумаги с новыми стихами. Сам он редко читал вслух
свои произведения и обыкновенно поручал это другим. Раз кто-то из чтецов,
которому прежние стихи нравились лучше новых, сорвал бумажку и прочел
по-старому. В эту самую минуту Пушкин посреди общей тишины с ловкостью
пролезает под стол, достает бумажку и, кладя ее в карман, преважно говорит:
«Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится».

Известно, что Жуковский проверял реакцией Пушкина качество
своих стихов: если Пушкин забывал какой-либо стих из ранее прочитанных ему
Жуковским, то тот его исправлял или совсем вычеркивал.

 Пушкин определял качество того или иного литературного
критика или читателя его отношением к поэзии Жуковского. В письме Кюхельбекеру
он упрекает друга в недостаточно уважительном отношении к Жуковскому: «Не
понимаю, что у тебя за охота пародировать Жуковского: это простительно Цертелеву,
а не тебе».

 Таким образом, каждый из поэтов являлся неоспоримым
авторитетом для другого.?

    
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из
определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского –
вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на
провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и
борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в
поэтике, в стиле, в образной символике.

    
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у
Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать
оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни
велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов
он воспринимался только как переводчик.                                

  Лично
меня очень заинтересовал том факт биографии поэтов, что сказки «Спящая царевна»
и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате
шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Мне
стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у
них первоисточники и как они перекликаются с ними.  Я решил, что  темой моей  
научно – исследовательской работы будет: «Сравнительный анализ «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина  и «Спящей
царевны» Василия Андреевича Жуковского».

Считаю, что тема моей работы актуальна, так как на уроках
литературы в 5 классе, при изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», ребята моего класса вместе с учителем литературы
проводили сравнительный анализ данного произведения со сказкой В. А. Жуковского
«Спящая царевна». При изучении данной темы мы столкнулись с трудностями, так
как литературных статей по сравнению данных произведений нам удалось найти
очень мало. И тогда  мы решили сами  провести сравнительный анализ двух сказок
и выявить  их сходства и различия.

   Материал, полученный в результате нашего исследования,
поможет ученикам лучше понимать произведения и характеры героев.

 Я
решил сравнить эти произведения.

1. Сравнительный анализ сказок А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А.
Жуковского».

1.1 Название сказок

    
Свою исследовательскую работу я начал со сравнения названий сказок. У Александра Сергеевича Пушкина произведение называется
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а у Василия Андреевича
Жуковского  — «Спящая царевна». Уже в заглавии мы видим два совершенно разных
эпитета: мертвая и спящая. У Александра Сергеевича  в названии произведения
озвучено, что сказка не только о мертвой царевне, но еще  и о семи богатырях».
Но в обеих сказках одна и те же героиня — царевна.

Вывод:
у Александра Сергеевича  название произведения  более емкое и содержательное,
чем у Жуковского.

1.2 История создания

Затем
я изучил историю создания произведений. Изучая  литературные статьи,  выяснил,
что лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они
вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.

Таким
образом, Василий Андреевич написал «Спящую царевну»   в период с 26 августа по
12 сентября 1831 г. Впервые сказка была напечатана в журнале «Европеец», 1832
года, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана
была в Царском Селе. Источником для нее послужили немецкая сказка под 
названием «Шиповник» братьев Гримм, а Жуковский напечатал перевод,
озаглавленный «Царевна-шиповник» и французский вариант сказки «Красавица,
спящая в лесу», французского писателя Шарля Перро. Жуковский объединил оба
варианта сказки в одной — «Спящей царевне».

«Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С.
Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка,
записанная в селе Михайловском. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало»,
похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные
сказки Арины Родионовны.

Вывод: сказки написаны в разное время. Разница
между написанием сказок составляет 2 года. Жуковский писал свою сказку в
Царском  Селе, а Пушкин в Михайловском, в их основу были положены сюжеты разных
сказок и взяты они из разных источников.

1.3 Композиция

Затем
я приступил к чтению и исследованию текста.

В
обеих сказках есть зачин.

У Жуковского:

Жил-был
добрый царь Матвей;

Жил
с царицею своей.

Он
в согласье много лет;

А
детей все нет, как нет.

У Пушкина

Царь
с царицею простился,

В
путь-дорогу снарядился,

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

Завязка:

У Жуковского:

встреча
царицы с раком-пророком и рождение маленькой принцессы,

У Пушкина:

смерть
царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия:

У Жуковского:

Пир,
взросление царевны, царевна укололась веретеном и уснула, все придворные 
уснули, царский сын забрел во дворец; пробуждение ото сна царевны и всего
дворца.

У Пушкина:

Сватание
царевны, гнев и зависть мачехи. Чернавка уводит царевну в лес, жизнь царевны в
доме 7 богатырей, отравление царевны яблоком, погребение ее в горе, поиски
невесты королевичем Елисеем, спасение царевны, смерть царицы мачехи.

Кульминация:

У Жуковского:

На
колени ставши, к ней

Он
приблизился лицом:

Распалительным
огнем

Жарко
рдеющих ланит

И
дыханьем уст облит,

Он
души не удержал

И
ее поцеловал.

У Пушкина:

 Перед
ним, во мгле печальной,

Гроб
качается хрустальный,

И
в хрустальном гробе том

Спит
царевна вечным сном.

И
о гроб невесты милой

Он
ударился всей силой.

Гроб
разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка одинакова — свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба,
пир, и я там был

И
вино на свадьбе пил;

По
усам вино бежало,

В
рот ни капли не попало

У Пушкина

И
никто с начала мира

Не
видал такого пира;

Я
там был, мед, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Вывод:  я рассмотрел композицию произведений и
выяснил — композиция сказок похожа.

1.4 Сюжет

Рассмотрим
совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

Совпадения:

В
обеих сказках царевны прекрасны.

С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.

Зло
с царевнами совершают женщины.

Со
временем  с царевен снимается проклятие.

Обеих
героинь пробуждают женихи.

Обе
сказки заканчиваются свадьбами.

Различия.

Места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.

 Судьбу царевны Жуковского предсказала
12-я фея — злая колдунья – она все  подстроила так и отомстила за то, что ее не
пригласили на пир.

У
Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.

 У
Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.

У
Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет
спала.

 Королевичу Елисею помогают силы
природы  отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна
Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

У
Пушкина царевна умерла от  яблока – у Жуковского от  веретена.

Пушкинская
царевна пробудилась от того, что её жених ударился  о гроб от горя — у
Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.

У
Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья
исчезла.

1.5 Форма произведений

Форма
произведения: обе сказки написаны в стихотворной форме.

 Но
сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом

1.6 Герои сказок

  Рассмотрим
героев сказок.

  В
сказке Пушкина героями являются: царь с царицею, царица — мачеха, зеркальце,
царевна молодая, Королевич Елисей, Чернавка, 7 богатырей,

  В
сказке Жуковского: царь Матвей, царица, рак — предсказатель, царевна – дочь, 11
молодых Чародеек, ведьма,  царский сын, старик,

Вывод: в сказке Пушкина 13 героев, а
Жуковского  — 19. В обеих сказках есть царь, царица, молодые царевны и их
женихи. Перечисленные герои являются положительными в обеих сказках. Остальные
герои разные.

1.7 Средства художественной выразительности

Затем
я изучил средства художественной выразительности в сказках.

А. С. Пушнин «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Эпитеты:

1.С белой зари

2.Белёшенька земля

3.Сочельник самый 

4. Царица
высока,

5. Стройна

6. Бела

 7. Горда

8. Ломлива

9. Своенравна

10. Ревнива

11. Добродушна

12. Весела

13.  Всех милее

14. Румяней

 15. Белее

16 .Царевна молодая

17.
Белолица

 18.Черноброва

19.
Нраву кроткого

 20.
Торговых городов

 21.
Мерзкое стекло

 22.
Мать брюхатая

 23.
Зависти чёрной

 24.
Глушь лесная

 25.
С бабой гневной

26.
В такую даль

 27.
Красавица девица

28.
Дочка царская

29.
Бедный царь

 30.
Невеста молодая

 31.
В светлой горнице

32.
Лавки крытые

33.
Люди добрые

 34. Семь румяных

 35. Старый человек

 36. Парень румяный

 37. Красная девица

 38. Милая сестрица

  39. Зеленого вина

  40. Светлая светлица

  41.Утренней зарёй

 42. Руку правую

 43. Пятигорского черкеса

44. Молодцы честные 

45. Братья родные

 46. Царица злая

  47. Милых братьев

 48. Нищая черница

 49. Пёс проклятый

 50. Яблочко наливное

51. Молодое

52.  Золотое;

53. Сердце пёсье

54. Нежною рукой

55. Соку спелого

 56. Алым губкам

57. Белы руки

 58. Плод румяный

 59.
С молодецкого разбоя

 60.
В горести душевной

 61.
С молитвою святой

 62.
Обряд печальный 

63.
Гроб хрустальный

 64.
Мертвою сестрою

 65.
Твоя краса

 66. 
Доброй вести

 67.
Горько плачет

 68.
Круглый год

 69.
С тёплою весною

 70.
Тёмной ночки 

 71.
позолоченный дружок

72. 
Круглолицый

73. 
Светлоокий

 74. 
Месяц ясный 

75.
Девы красной

 76.
Сине море

 77.
Ветер буйный

 78.
Речкой тихоструйной

 79.
Высокая гора

 80.
Глубокая нора

 81.
Во тьме печальной

 82.
Гроб хрустальный

 83.
Прекрасную невесту

 84.
Гора крутая

 85.
Страна пустая

 86.
Тёмный вход

 87.
Тьма печальная 

88.
Изумлёнными глазами

 89.
Дочка царская

 90.
Злая мачеха.                                                                 

В. А. Жуковский  «Спящая царевна»

Эпитеты:

  1. Добрый
    царь
  2. Зеленый
    берег
  3. Добрый
    рак
  4. Знатный
    пир
  5. Чародейки
    молодые
  6. Хромоногая
  7. старая
  8. Злая
  9. Разумный
    царь
  10. Драгоценные
    блюда
  11. Золотые
    блюда
  12. Хлебосольный
    царь
  13. Званные
    гости
  14. Майский
    цвет
  15. Душная
    горница
  16. Пряжа
    тонкая
  17. Огромный
    дом
  18. Царский
    дом
  19. Глубокий
    сон
  20. Мухи
    сонные
  21. Дремучий
    лес
  22. Темный
    лес
  23. Страшный
    бор
  24. Царский
    сын.
  25. Чудесный
    бор
  26. Чудесный
    сон
  27. Сон
    волшебный
  28. Гробовая
    тишина
  29. Приворотный
    лай                                                                 (Приложение
    № 1)

Вывод: в сказке Пушкина эпитетов больше. Все
они различны.

Сравнения у Жуковского:

  1. Грудь,
    как свежий снег, бела
  2. Вспыхнул
    вдруг, как от огня;
  3.  Начал
    жить да поживать, Как дотоле, без забот.          

Сравнения у Пушкина:

1.Год прошел как сон пустой,

2.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее;

3. Всех я краше;

4. Он лесного зверя злей.

Вывод: сравнений у Пушкина больше.                                 
(Приложение № 2)

Олицетворение у Жуковского:

  1. Рак
    сказал царице так

Олицетворение у Пушкина

1

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.


2.

И
ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,

Всех
румяней и белее».

3.

Что
же зеркальце в ответ?

«Ты
прекрасна, спору нет;

Но
царевна всех милее,
Всех румяней и белее».


4.

Зеркальце
в ответ:
«А царевна всё ж милее,
 Всё ж румяней и белее».

5.

И
молва трезвонить стала:

6.

День
за днем идет, мелькая,

7

И
ей зеркальце в ответ:

«Ты
прекрасна, спору нет;
 Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей

Та,
что всё ж тебя милей».

8.
И услышала в ответ:
 «Ты, царица, спору нет,
 Ты на свете всех милее,
 Всех румяней и белее».

9
— 13

«Свет
наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?

14 —  18

Красно солнце отвечало,

 Я царевны не
видало
.
 Знать ее в живых уж нет.
 Разве месяц, мой сосед,
 Где-нибудь ее да встретил
 Или след ее заметил».

19
—  23

«Месяц,
месяц, мой дружок,
 Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И,
обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

Аль
откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете

Ты
царевны молодой?

24
—  29

«Братец
мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только
в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
 « Погоди; об ней, быть может,
  Ветер знает. Он поможет.
30 —  37

«Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный…
Вывод: олицетворений в сказке Пушкина значительно больше.   (Приложение № 3)

Анафора у Жуковского:

1. Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

2.Будешь
чудо красоты;

Будешь
всем на радость ты…

3.Начал
пить, и есть, и спать,

Начал
жить да поживать…

  1. Гостья
    жданная у нас.

Гостья званная вошла

  1. Кони
    корму не едят,

Кони сном глубоким спят.

  1. Что
    средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

  1. Как
    царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет.

  1. Как
    опасны в лес пути,

Как пыталася дойти…

  1. Тот
    как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;-

Тот стоит, раскрывши рот,

  1. Неподвижно
    смотрит он,
  2. Неподвижно
    спит она.

Анафора у Пушкина:

  1. И
    царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

  1. Да
    как руку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет.

3. И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя»!

4.За красавицей душой

За невестой молодой.

  1. Аль
    откажешь нам?

Аль товар не по купцам?

  1. Словно
    сердце песье ноет,

      
Словно хочет ей сказать.

  1. Так
    свежо и так душисто,

Так румяно- золотисто.

  1. Кто
    в глаза ему  смеется,

Кто скорее отвернется.

  1. Ты
    гоняешь стаи туч,

     
Ты волнуешь сине море.

Вывод: анафору чаще использует Жуковский.                               
(Приложение № 4)

2 Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ СОШ с. Пушанина
по сказкам Пушкина и Жуковского.

  Затем
я провел небольшой эксперимент, в котором приняли участие ребята 6 класса. Всех
учеников я поделил на две группы. Первая группа прочла сказку А. С. Пушкина
««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а вторая  «Спящую царевну»
Василия Андреевича Жуковского». После прочтения ребятам было предложено
нарисовать по сюжетам сказок рисунки.

Вывод: рисунки по своему содержанию тоже
различны.

3 Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с. Пушанина.

  Затем
я провел анкетирование среди учащихся нашей школы.  В анкетировании принимали
участие 126 человек.

  На
вопрос: «Какая сказка вам более известна: сказка В. А. Жуковского «Спящая
царевна» или А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?»

41
человек – назвали сказку Жуковского, 114 – сказку Пушкина.

На
вопрос: «На сюжеты каких сказок похожи данные  сказки?

«Белоснежка
и семь гномов» братья Гримм – 28.

«Спящая
красавица» Шарль Перро – 8.                                            
(Приложение № 5)

Заключение

Исследовав сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?», я пришел к выводу,
что в данных сказках больше различий, чем общего. Так как я нашел и доказал 20 различий
и 8 сходств.    

(Приложение № 6)

Различия.

 Данные произведения имеют разное название, разную история
создания, написаны они тоже в разное время и их источники тоже были различны.
Авторы используют разные средства художественной выразительности и в разных
количествах. В сюжете сказок тоже наблюдается много различий. Например,  места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.

 Судьбу царевны
Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все  подстроила так и
отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за
зависти.

 У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация)
— у Жуковского уснула.

У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у
Жуковского — 300 лет спала.

 Королевичу Елисею
помогают силы природы  отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у
Жуковского спит дома.

У Пушкина царевна умерла от  яблока – у Жуковского от 
веретена.

Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених
ударился  о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя
царевича.

У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у
Жуковского злая колдунья исчезла.

Рисунки, выполненные ребятами 6 класса по сказкам тоже
различны.

Сходств значительно меньше:

Похожа
композиция произведений.

В
обеих сказках царевны прекрасны.

С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.

Зло
с царевнами совершают женщины.

Со
временем  с царевен снимается проклятие.

Обеих
героинь пробуждают женихи.

Обе
сказки заканчиваются свадьбами.

Список литературы

1.     
Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. – М., 1991

        
2.   Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.

  
3. Ефимов Н. История русской литературы в годы революции, «Печать и революция»,
1922; кн. VII, гл. IV; «Литературное наследство», XVI—XVIII, М., 1934

  
4.  Ефремов П., Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях, СПБ, 1903;

         5. Жуковский
В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.

  
6 . Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М.,
1984.

       
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966

8.     
Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С.
Сказки. М.,1967

9.     
Покровский В. И., А. С. Пушкин. Его жизнь и
сочинения, Сборник историко-литературных статей, М., 1905;

     
10. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.:
Астрель АСТ, 2003 .

         11.  Сказки братьев Гримм. М. 1997.

  
12.. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.

  
13.Энциклопедический словарь юного литературоведа.  – М.:
Педагогика-пресс, 1998.

Интернет-ресурсы:

zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html

www.zhukovskiy.net.ru

www.a4format.ru

hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

на тему: Сравнение сказки «О мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина
и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

(«Перспектива»)

1.
Ф.И.О. учителя:

6.
Тема:
Сравнение «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

7.
Цель:
  создать условия
для ознакомления с фрагментами биографии творчества А.С.Пушкина и  В.А.
Жуковского и их произведениями
«Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях», «Спящая царевна».

8.
Цель для обучающихся:
познакомится с биографией
и творчеством
А.С.Пушкина и  В.А. Жуковского,
исследовательская работа.

1)Образовательная:
способствовать усвоению содержания произведения, идеи литературного
произведения, авторской позиции.

2)Развивающая:
содействовать развитию   навыков правильного, осознанного чтения, выразительно
чтение по ролям; формированию умений анализировать текст  и отбирать
выразительные средства, характеризовать образы; обогащению и уточнению словаря,
развитию монологической и диалогической речи, памяти, воображения

3)
Воспитательная:: способствовать воспитанию взаимопомощи, товарищества,
сопереживания, толерантности.

 для
учителя –учебник,4 класс (часть 2) ,  презентация, наглядный и раздаточный
материал (для исследовательской работы, для рефлексии)

11.
Форма работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.

Название этапа,

цель

Содержание
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин).

Цель для учителя: организует его мотивирование к учебной деятельности
на уроке, а именно:

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его
самостоятельное осуществление. 

Оргмомент

Приветствие.

Психологи-ческий настрой на учебную деятельность

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть
вас.

Друг на друга
посмотрели,

Улыбнулись! Тихо
сели .

— Ребята, меня зовут Анна Александровна  и сегодня я проведу у вас
урок литературного чтения.

Приветствие.

Настраиваются на учебную деятельность

Фронт

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.

(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать
актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и
познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному
учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Беседа

Словарная работа

Слайд

Слайд

Сказка ложьда в ней намек

Добрым молодцам урок

-Как вы понимаете это
высказывание?

-Кто автор?

Любая сказка-это вымысел, небылица,
но в каждой сказке есть поучение, совет .

-Почему говорят ,что сказка «ложь» ?

Отвечаем по поднятой руке

— А что такое намек?

– А что такое сказка?


Какие виды сказок вы знаете?

1)По авторству: народные, авторские

2)По содержанию: волшебные, бытовые, о животных

3)По форме: Сказка-рассказ, Сказка-стихоторение, сказка-пьеса

Давайте повторим средства выразительности: вам
нужно  соединить определение с понятием(олицетворение, сравнение, метафора,
эпитет)

-Что события сказки связаны с реальными
событиями.

А.С.Пушкин

-Потому что она вымышленная, придумана.
высказанная
мысль понятная  только по догадке
.

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и
приключения, с участием вымышленных персонажей.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от
неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи
причину затруднения.

Цель для обучающихся: выявить причину и
место затруднения

Работа по портрету

Мини- итог

(обобщающая беседа)

Выставка книг

слайд

-Посмотрите на портрет, кто изображен?

-Что вы знаете о биографии А.С.Пушкина?

-Что говорил о Пушкине Паустовский?

— Давайте, рассмотрим выставку книг, Какие произведения вы уже
читали?

-Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

(Вам нужно угадать, что это за сказка и продолжить ее полное
название)

-Ребята, с какой сказкой вы уже познакомились на протяжении последних
уроков?

А вы знали, что у Жуковского есть похожая сказка, которая называется «Спящая
царевна»?

-Я предлагаю вам сегодня на уроке провести
исследовательскую работу.  Сравнить эти две сказки.

-Предположите тему урока?

— Как вы думаете, какая цель? Какую работу будем выполнять?

Мы будем:

Сравнивать…..    (две сказки)

Выявлять……     (их сходства и различия)

Читать…..   (фрагменты сказок)

А.С.Пушкин

Ответы учащихся

«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
А.С. Пушкина

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт, индивид

Формирование УУД:

(Р) волеваясаморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Построение проекта выхода из затруднения

(15 мин) .

Цель: организовать фиксацию затруднения,
соответствие своих действий.

Цель для обучающихся: обдумать проект
будущих учебных действий

Два портрета

Физкультминутка

Видеоролик

История
создания сказок

Творческие и личные отношения А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского – важнейшая страница в истории русской литературы. В течение
всей жизни А.С. Пушкин питал к В.А. Жуковскому уважение и привязанность.

«Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили
в Царском селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше
напишет сказку, подобную народной».

При написании
своей сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки
«Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая красавица» Шарля
Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин написал
свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в
ссылке в Михайловском.  Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на
ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая
рассказы сказителей.

А сейчас, все встаем из-за парт, и повторяем  упражнения.

Тихо присаживаемся.

Выполняют упражнение

Фронт

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование
познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать
предположения и обосновывать их.

.

5.

Реализация построенного проекта(??).
Цель:
уточнить общий характер нового знания и
фиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Повторение  критериев работы в группе

Выполнение практической работы

Проверка по эталону

Разделить на 3 группы, дать названия командам

Правила работы в группе:

1)Распределите обязанности:

-командир(руководит, выступает)

-исследователи (поиск материала)

-оформители (записывает материал)

-защитники (выступают)

2) Умей выслушать собеседника, не перебивай,
будь вежливым

3)Выслушай мнение каждого и примите общее
решение

4)Будь внимательным при выполнении задания

5)Работать дружно, помогать друг другу

Я вам раздаю таблицы, вам нужно сравнить сказку Пушкина и Жуковского.

Заполнить пустые пробелы.

Фронт

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней ре)(10 мин)

Цель для учителя: создать условия для
уточнения обучающимися общего характера нового знания.

Цель для обучающихся: научиться в форме
коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Беседа,

Мини-итог

-Какой вывод можно сделать?

Проведя исследование, мы установили:

Несмотря на то, что между сказками о царевнах
есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий,
напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных
образов. Написанные по похожему сюжету, сказки Пушкина и Жуковского 
воспринимаются как совершенно разные произведения.

В пушкинской — русский дух, народные образы и
язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница
народной сказки.

 Хоть за основу взят похожий
сюжет, но сказки разные. Они имеют свои особенности.

Фронт,
Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности.

7.

Самостоятельная работа(5 мин)

Цель для учителя: создать условия для
организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся  к включению в
дальнейшую познавательную деятельность.

Цель для обучающихся: научиться применять
полученные знания при выполнении заданий нового типа.

 Сам. работа с проверкой по эталону

Составить из слов на карточках пословицу.

Сказка

намек

да

молодцам

ложь,

добрым

в

урок.

ней

— Прочитайте
 пословицу.

Сказка ложьда в ней

намек

Добрым молодцам урок

-Читают, проверяют.

Индивид

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

 (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.( 3 мин)

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебой

Итог

Самооценка

Рефлексия

Оценивание учителем с комментированием

-Домашнее задание

Завершение урок

-Подведем итог.

-Какая тема урока была?

-Что мы делали на уроке? Какое открытие мы сегодня сделали?

-У вас на парте лежит смайлик,  нарисуйте:

улыбочку  – если у вас все получилось на уроке, вы были активными,
все поняли

грустную рожицу , если были какие-то трудности

Открывайте дневники и ставим оценки.

-я  поставлю 5 (имя), потому что,
-я поставлю 4 (имя), потому что…

-Д.З.  стр ….

-Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали.

Урок окончен!

До свидания!

Сравнение
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина  и сказки «Спящая
царевна» В.А. Жуковского.

Фронт

Индивид

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной
деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

У Пушкина от красавицы царевны
избавляется злая мачеха из-за зависти

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

Зависть мачехи ,Чернавка уводит царевну в лес.

· 
Развитие действия

Жизнь
царевны в доме 7 богатырей , отравление царевны яблоком, погребение ее в
горе, поиски невесты королевичем Елисеем.

· 
Кульминация

Оживление царевны.

· 
Развязка

Возвращение, свадьба, пир.

Главная
героиня?

царевна

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

зеркальце

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

съела отравленное яблоко

Сколько спала
царевна?

триста лет

три дня

Что пробудило
царевну?

поцелуй

удар королевича о гроб

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Умерла

Троекратные повторы

Нет повторов

3 раза царица обращается к
зеркальцу,3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу
и ветру.

Магические
числа

царевна спала 300 лет (3 века)

7
богатырей,                                                   7 торговых
городов- приданое царевне,

3 силы природы — солнце, месяц,
ветер,        3 дня лежала мертвая царевна.

Название сказки

Сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского

Сказка  «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Кто является причиной бед царевны?

Судьбу царевны Жуковского
предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то,
что ее не пригласили на пир.

Композиция

·        
Завязка

Встреча царицы с раком, предсказание, рождение дочери,
смерть царицы, появление мачехи.

·        
Развитие действия

Пир, взросление царевны, укололась веретеном и уснула,
все уснули, царский сын забрел во дворец.

·        
Кульминация

Пробуждение царевны.

·        
развязка

Пробуждение, свадьба, пир.

· 
Завязка

· 
Развитие действия

· 
Кульминация

· 
Развязка

Главная
героиня?

царевна

Волшебные
герои и предметы

рак

Из-за чего уснула
царевна?

укололась веретеном

Сколько спала
царевна?

триста лет

Что пробудило
царевну?

поцелуй

                                                                                                                                               Что
произошло с колдуньей?

исчезла

Троекратные повторы

Нет повторов

Магические
числа

царевна
спала 300 лет (3 века)

Конспект урока литературы в 5 классе

Хижавская Наталья Ивановна

Тема: Сравнение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности.

(Цель урока: сопоставление сказок, выявление кто написал лучшую сказку, подобную народной?)

Цель деятельности учителя: создать условия для развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности через сравнение литературной и народной сказок.

Задачи:

Сравнить две литературные сказки с одинаковым сюжетом.

Подвести к формулированию вывода: чья сказка ближе к народной


Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.
Метапредметные УУД.

Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.( регулятивные логические)

Познавательные: понимает информацию, умеет свернуть информацию в схематичную форму и может развернуть обратно в текстовую, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока


1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, но и воображением.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап. Определение темы. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с видеоприглашения, посмотрите и попытайтесь ответить: кто нас приглашает и куда?

Видео «Приходите в гости к нам»

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока: « Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма»

-Кому принадлежат эти слова?

Ученики: А.С Пушкину

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики : о сказках

Учитель : О каких сказках? Какие мы с вами знаем сказки с похожим сюжетом?

Ученики: называют сказки

Учитель: Вспомните историю создания сказки « Спящая царевна»

Ученики: Василий Андреевич Жуковский и А.С.Пушкин вступили в шутливое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Сегодня мы с вами попробуем разрешить их спор и попытаемся ответить на вопросы:

  • Сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина похожи или отличаются?

  • Какая из сказок ближе к народной?

  • И все-таки «кто же лучше написал сказку, подобную народной

А что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопросы?

Сравнить две сказки« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

И так тема нашего сегодняшнего урока( формулируют учащиеся): Сравнение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)
Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет поможет вам лучше справиться с вашей задачей( сравнить сказки), он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы. 
(Книга — учебник литературы).
Сегодня моя волшебная книга, которой стал учебник литературы, будет служить нам справочником, где мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.


3 этап. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Давайте вспомним цель нашего с вами урока, это и будет цель нашего исследования
Цель: Сравнение сказок
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского и сказать, какая из них ближе к народной.
20 мин

Учитель : ребята, раз это исследование, то мы должны выдвинуть предположение ( научный термин: гипотезу) и ответить на вопрос: Чья сказка (как мы думаем) ближе к народной?

Предположим ( гипотеза)
, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского.

Попробуем это доказать.

4. Актуализация знаний

Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)

( метод)Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Чтоб вам было легче, давайте составим план исследования, т.е. что мы должны
сравнить. Что мы обычно рассматриваем когда изучаем сказки:

форму, название, сюжеты, композицию, устойчивые эпитеты, волшебные предметы,  троекратные повторы, магические числа, место действия, герои. (Т.Е ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ВОЛШЕБНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ)
сказок Пушкина и Жуковского.
Делимся на две группы, каждая из которых будет выявлять черты сходства и различия сказок по предложенному плану. В конце мы заполним сравнительную таблицу.


(Учитель крепит на доске в виде алгоритма)
«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне»

Форма

Название

Сюжет

Композиция: присказка, зачин, концовка

Волшебные предметы

Троекратные повторы

Магические числа

Место действия

Герои

Средства выразительности

А поделиться на группы вам поможет моя волшебная шкатулка, достаньте жетон, у кого написано 1, тот в первую группу, у кого 2, тот во вторую. У вас есть рабочие листы с вопросами, помогающими вам выполнить данное задание.

И еще не забываем о листочках самооценки, на этот раз это оценивание своей работы в группе. После каждого задания оцените себя. Посмотрите на критерии и работайте активно и творчески.

1 группа: Какова форма сказок?

Поэтическая

А в народных? — прозаическая

О чем нам говорит название?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника?

Как в названии отражается судьба героини и ее окружение? 
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

Композиция

Что особенно в композиции? 
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
— Какой из зачинов приближен к народной сказке?

— Есть ли в сказках концовка?
— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?
— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?

Сказочная концовка — свадьба, пир.
Сказочные герои ( выписать)

Место действия в обеих сказках ( назвать)

2 группа

: О чем нам расскажет сюжет?
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. 
Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.
Различия в сюжете сказок:
— Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

Кто является помощником?( старичок у Жуковского, силы природы у Пушкина)

Орудие зла, вредительства?
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?

Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите устойчивые эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?

Сказка Пушкина

Год прошел как сон пустой,

Люди добрые живут:

Коли красная девица,

Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

К алым губкам поднесла,

Доброй вести ожидая,

Зеленое вино

Сказка Жуковского

Расцвела, как майский цвет;

На дремучий, темный лес

Вся объята мертвым сном.

Губки алые горят;

Руки белые лежат.

В какой сказке вы увидели больше устойчивых эпитетов?

Волшебные предметы( выписать)

Магические числа ( выписать)

Троекратные повторы( выписать)

4 этап . Физкультминутка.

Ребята, вы изучили много материала, встаньте и пройдите в правый угол те, кто сейчас считает, что сказка Пушкина более похожа на народную, в левый те, кто считает, что это сказка Жуковского .Спасибо, садитесь на место.

5 этап. Представление результата. Отчет групп о проделанной работе. А расскажите о результатах вашего исследования.ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ

(готовая)

Отметка

сравнение с народной сказкой( похожа/непохожа).

П

Ж

  1. Название

  1. Форма

стихотворная

стихотворная

  1. Композиция

зачин, концовка

зачин, концовка

+

+

  1. Волшебные герои и предметы

зеркальце

говорящий рак

+

+

  1. Основа сюжета

Братья Гримм

«Белоснежка и семь гномов»

сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

     5. Сюжет

— от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

— судьбу царевны предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

+

— царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) 

—  300 лет спала.

+

— королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)

— царевичу помогает старик

+

— орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок)

веретено.

+

— царевичу помогают в поисках царевны: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина)

— 11 чародеек

+

Добро побеждает зло

+

+

6. Троекратный повтор

— 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

+

7. Магические числа

7 богатырей, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.

одно — царевна спала 300 лет (3 века)

+

8. Средства выразительности ( устойчивые эпитеты)

Постоянные эпитеты,

Постоянные эпитеты,

+

9. Язык

Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова

«Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи»

Чередуется просторечная лексика и возвышенная

+

10. Место действия

Упоминается терем

(чисто русское национальное жилище)

+

11. Герои

Падчерица, мачеха;

падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.

+

    Герои делятся на положительных и отрицательных.

+

+

12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям)

Вывод: Ребята, давайте сделаем вывод по нашей таблице. Кому мы поставили больше плюсов? Подтвердилась ли наша гипотеза, что сказка А.С.Пушкина ближе к народной?6 этап

Так кто же из авторов лучше справился? Кто сделал лучшую художественную обработку народной сказки? Дайте обоснованный ответ, пользуясь результатами нашей таблицей .

Итак, действительно, Пушкин сделал лучшую художественную обработку народной сказки, и подтверждается это еще и тем, что сам Жуковский признал в своем ученике победителя, подарив ему свой портрет с подписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

7 этап. Самооценка. ( листы самооценки) Рефлексия

Анализируем рабочие листы учащихся

8 этап. Домашнее задание. Написать поздравительное письмо на свадьбу Королевичу Елисею и Царевне.

  • Сравнительная характеристика русских народных сказок с детскими сказками
  • Сравнить аленький цветочек и красавица и чудовище 4 класс таблица сказки
  • Сравнительная характеристика царицы и царевны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Сравнительная характеристика мальчиков из рассказа бежин луг таблица
  • Сравнительная характеристика царевны и мачехи в сказке о мертвой царевне и семи богатырях пушкина