Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
Источник
Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс
Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.
Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.
Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.
Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.
Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.
Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.
Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.
Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.
Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.
Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.
Какие бывают сказки
Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:
Сказки о животных
Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.
То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.
К чему снится тигр: толкование по разным сонникам
Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC
В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).
Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.
Сон с субботы на воскресенье: чего от него ждать
Волшебные сказки
Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).
В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).
Стихи и сказки В.А Жуковского. Художественное своеобразие стихотворений и сказок В.А.Жуковского.
Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, в селе МишенскомБелеевского уезда Тульской губернии.
Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.
В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.
Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник Н.М. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой «разговорный» язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 гг. — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 гг. и редактор) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 г. он бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», куда входил К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, лицеист А.С.Пушкин и многие другие. Литературный труд долго был для Жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола Александра II.
Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать всё для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной мере и на его мать). Благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами.
Придворная служба отнимала много времени. Только в 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника Е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни Жуковский с семьёй решил переехать в Россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить «Агасферу», «Илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
Василий Андреевич Жуковский — «Это Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии» (Белинский) — представлял и в литературе для детей романтическое направление. В журналах и сборниках, предназначенный детям, печатать его баллады, поэмы элегии, отличавшиеся романтической настроенностью.
Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев Гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «Детский собеседник». Перевод «Одиссеи» Гомера поэт предназначал для юношества.
Создавая стихи для детей, Жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «Котик и козлик» и «Птичка» напоминают народные потешки и песенки.
Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу.
Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья — основные мотивы его сказок.
Сказки Жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок Жуковского.
Творчество Жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими западноевропейскими тенденциями в поэзии.
В.А. Жуковским была создана — «педагогическая поэма» — книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.
Детские стихотворения Жуковского впервые увидели свет в 1852 г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги. Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, Жуковский не мог в своём творчестве пройти мимо сказок.
Своеобразие творческой манер Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «Сказка о царе Берендее» написана гектамером — античным размером, размером «Илиады» и «Одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев Гримм и французских сказок Перро Жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения.
Популярность сказок В.А. Жуковского была в своё время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет преимущественно историко-литературный интерес. Многие из его оригинальных и переводных вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течении всей жизни, нашли отражение и в его литературной деятельности.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
1.
Орг. момент
На доске портреты А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.
— Кто догадался, глядя на
портреты писателей , о чем пойдет речь на уроке?
Ответ: В 1831 году на даче
в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший
пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
Что говорил Николай
Васильевич Гоголь об этой стороне жизни двух поэтов? ( стр 78)
Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под
пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские
народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Сегодня на уроке мы будем
исследователями. Мы сравним две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина . Мы должны доказать, какая
из сказок ближе к народной.
Дальнейший ход урока сопровождается презентацией
Презентация сопоставление сказки
2.
Актуализация
знаний учащихся
Кроссворд — выполнение кроссворда направлено на проверку знаний текста сказки А.С.Пушкина.
— Ребята, я неоднократно
повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка?
(ответы учащихся)
(Сказка- занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
— Молодцы, хорошо
ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают виды сказок?
(сказка о животных,
волшебная и бытовая)
-Очень хорошо! А какие
они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной?
(В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
— Давайте вспомним, какими признаками отличается волшебная
сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное
царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда
им помогают волшебные предметы или волшебные слова).
— Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной сказки, но среди сказок
есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?
(Литературная сказка —
произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее,
принадлежащее конкретному автору).
3.
Речевая разминка
Игра «Найди пару» — задание отображается на интерактивной доске. Один ребёнок читает строку из сказки Пушкина или Жуковского, другой подбирает продолжение к этой строке.
4.
Работа со
словарем
Так как мы будем сравнивать сказки, давайте
найдем в словаре, что такое сравнение
(Сравнить – это значит сопоставитъ в равных
условиях, найти сходства и различия)
( слайд 2)
При сравнении мы прежде
всего будем работать с сюжетом произведений, сравним композицию, художественные средства и героев .
Найдем в словаре, что
такое сюжет и композиция.
(Сюжет – ряд событий,
описанных в произведении)
(Композиция – построение
произведения)
(слайд 3)
5. Работа с таблицей
Оформим это в виде таблицы – в таблицу заносим
только отличия сказок.
А)
сопоставление названий сказок
Для начала давайте обратим
внимание на название сказок, что общего и что их отличает.
(обсуждаем и заполняем
таблицу)
Б)
сопоставление героев
Кто является героями
сказки Жуковского?
Кто является героями
сказки А.С.Пушкина?
В) сравнения
композиций произведений
А сейчас давайте
рассмотрим композицию произведений.
Давайте вспомним, из каких
частей состоит композиция произведения ( завязка, кульминация, развязка)
Что такое завязка
произведения? (Завязка – событие, знаменующее начало произведения).(слайд 4)
Чтение наизусть начала
сказки Жуковского и Пушкина.(заполнение таблицы) (слайд 5-6)
Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении)(слайд 7)
Чтение наизусть отрывка из
сказки Пушкина и сказки Жуковского.(заполнение таблицы)(слайд 8-11)
Чем отличается концовка
произведений?
Вывод – концовки не
отличаются.
Г)сравнения сюжетов произведения
Заполнить таблицу, ответив на вопросы в таблице.(индивидуальная
работа)
— Кто виноват
в бедах молодых царевен?
Ответ: в сказке Пушкина –
злая мачеха, а в сказке Жуковского — злая колдунья.(заполняем таблицу)
— Отчего уснула царевна в
сказке Жуковского?
Ответ: укололась о веретено.(записываем в таблицу)
Отчего умерла царевна в сказке Пушкина?
Ответ: съела яблоко
(записываем в таблицу)
— Сколько спала царевна в
сказке Жуковского?
Ответ: триста лет (запись
в таблицу)
Сколько дней лежала
мертвая царевна?
Ответ: три дня (запись в
таблицу)
Кто помогает царскому сыну
в сказке Жуковского?
Ответ: старик (запись в
таблицу)
Кто помогает королевичу
Елисею из сказки Пушкина?
Ответ: природа (запись в
таблицу)
Как очнулись царевны?
Ответ: в сказке Пушкина –
от удара королевича о гроб, в сказке Жуковского – от поцелуя (запись в таблицу)
Что произошло с мачехой в
сказке Пушкина?
Ответ: умерла(запись в
таблицу)
Что произошло с злой
колдуньей в сказке Жуковского?
Ответ : исчезла(запись в
таблицу)
Чтение
наизусть отрывка из сказки Пушкина и
Жуковского(слайд 11-14)
Д)Сравнение формы произведений и художественных
средств выразительности
Обратите, пожалуйста, на
форму произведения.
Вывод: у Жуковского
сплошной текст, у Пушкина – разделение на строфы.(запись в таблицу)
Работа в
группах – найти эпитеты, повторы,
сказочные выражения (одна группа работает со сказкой Пушкина, другая со сказкой
Жуковского)
Жуковский:
Повторы – жил-был (стр.68)
Сказочные выражения – Что
ни в сказке сказать, ни пером описать (стр.68); по усам вино бежало, в рот же
капли не попало (стр.78)
Пушкин:
Повторы – в путь-дорогу
(стр.91); ждет-пождет (стр.91); царь-отец (стр. 91); росла, росла (стр. 92); шла
да шла (стр.95); месяц, месяц (стр.105); ветер, ветер (стр.106);
Сказочные выражения – стали
жить да поживать (стр. 99);благодарствуй за обед (стр.101); я там был, мед,
пиво пил, да усы лишь обмочил (стр. 108)
(Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове,
влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным
6.
7.
Сравнение сказки Пушкина и Жуковского с народной
сказкой
С самого раннего детства А. С. Пушкин
проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного
творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью
слушал он сказки, которые рассказывала
Арина Родионовна — няня поэта
Арина Родионовна была искусной рассказчицей,
знала множество сказок, пословиц и поговорок.(слайд 15)
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины,—
вспоминал о ней поэт.
Став взрослым, Александр
Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал
чудесные сказки.
За гипотезу возьмем слова
детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».(слайд 16)
Нам нужно доказать: либо
это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
— Какие вы знаете признаки
фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные
герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает
зло)
— Какая сказка – «Спящая
царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царквне и о семи богатырях» Пушкина –
ближе к народной?
Вывод: сказка Пушкина
ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает
не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных
сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к 7
богатырям, Елисей 3 раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно,
что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в
сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин
чаще использует повторы, например: «путь-дорога», «царь-отец»,
«красавица-девица».
— Какие еще сказки
А.С.Пушкина вы знаете?
Работа с иллюстрациями на
стр 115.(учебник)
1.
«Сказка о рыбаке
и рыбке»
2.
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»
3.
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
4.
«Сказка о золотом
петушке»
Итоговый тест
8.
Итог урока
Мы провели исследовательскую работу, сравнили
две сказки. Мы доказали, что сказка Пушкина ближе к народной.
Жуковский взял за основу
сказку Шарля Перро «Спящая красавица», а Пушкин – русскую народную сказку
«Самоглядное зеркало»
– Как вы думаете, ребята, сказка
Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою
неповторимую, литературную сказку.)
Рефлексивная деятельность: (слайд 17)
На уроке:
Я приобрел …
Я научился …
Я понял, что …
Было трудно …
Было интересно …
Хочу похвалить …
План – конспект урока литературы в 5 классе
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях» А.С. Пушкина и
«Спящей царевны» В.А. Жуковского»
Автор: Сиякина Нафиса Равиловна
Организация: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели:
Деятельностная: Формировать умения сравнивать, обобщать выводы о сходствах и об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Содержательная: изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассмотреть сходства и отличительные особенности авторских сказок на примере произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро» и «зло», «долг», «совесть»; воспитание любви к авторским и народным сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;
Ученик получит возможность осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД: развивать умения анализировать и сравнивать изученные сказки между собой, соотносить их с народной сказкой; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике и словаре; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.
Коммуникативные УУД: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме;
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Предметные: знать содержание сказок; владеть литературоведческими терминами «сравнение», «народная и литературная сказка»; уметь воспринимать, анализировать и сопоставлять авторские сказки; уметь формулировать идею, проблематику произведений и давать характеристику героям.
Необходимое оборудование: Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. – ООО «ТИД «Русское слово», 2011
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?
Всякое уменье трудом дается
Ученик. Я думаю, эта пословица гласит: чтобы уметь выполнять разные дела, нужно этому учиться.
Ученик. А я считаю, что для этого мы в школе должны хорошо учиться, много трудиться.
Ученик. Я хочу добавить, что только благодаря упорному труду можно научиться всему.
Учитель. Вы готовы трудиться? Готовы начать урок?
Ученик. Готовы.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. Проверим домашнее задание. Вам было дано задание на выбор: Составить цитатный план сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» или ответить на вопросы. Ребята, составившие цитатный план, садятся по правую руку от меня, а те, кто подготовил ответы на вопросы – по левую руку. Слово предоставляется группе, которая составила цитатный план. Отвечает капитан группы.
Ученик. Мы составили следующий план:
«Царь с царицею простился…»
«Царь женился на другой…»
«Но царевна молодая, тихомолком расцветая…»
«А царевна все ж милее…»
«Вот Чернавка в лес пошла…»
«Будь нам милая сестрица…»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«…Нищая черница ходит по двору с клюкой…»
«В руки яблочко взяла»
«…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»
«Свадьбу тотчас учинили…»
Учитель. Прослушаем ответы тех, кто отвечал на вопросы. Слово предоставляется второй группе. Первый вопрос: Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
Ученик. Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования. В сказке Пушкина мы ещё и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс не спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названую. Но потом нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.
Учитель. Послушаем ответ на второй вопрос. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Ученик.
Как герой этой сказки, нам больше всего понравилась сама царевна. Она красивая, нежная, добрая, хозяйственная и красивая.
Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства, потому что она коварная, сварливая и мстительная. Ведьма отличается от всех героев этой сказки.
Учитель. Молодцы, все выполнили домашнее задание. А теперь скажите, на какое произведение похожа эта сказка?
Ученик. Мы затрудняемся ответить.
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1.Выполнил домашнее задание | ||
2. Активно работал в группе | ||
3. Выполнял свои обязанности | ||
4. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился — у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился — у тебя не получилось работать в группе | |
5.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Обратимся к изображениям на экране. Кого видите? Слайд №2.
Ученик. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель. А что изображено ниже?
Ученик. Это кадры из мультфильмов по мотивам сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Учитель. Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?
Ученик. Будем говорить о сказках В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Слайд №3.
Учитель. А теперь прочитайте вопросы на экране. Слайд №4.
Ученик. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
Ученик. В данных сказках больше различий, чем общего?
Ученик. Какая из сказок ближе к народной?
Учитель. Мы можем с вами ответить на вопросы, которые выведены на экран?
Ученик. Нет, мы затрудняемся.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы? Ученик. Мы будем анализировать текст, сравнивать образы героев.
Ученик. Будем учиться находить сходства и различия народных и авторских сказок.
Ученик. Мы узнаем какая из этих сказок ближе к народной.
Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – сопоставить «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящую царевну» В.А. Жуковского». Слайд № 5
V. Реализация построения проекта.
Словарная работа
Учитель. Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение?
Ученик. Сравнивать – значит находить различия и схожесть.
Учитель. Правильно ребята. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и запишем новое определение в словарик.
Ученик. Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия. Слайд №6.
Учитель. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина сказки — русские народные, у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело!»
Да, именно сказку, подобную народной должен был написать каждый из великих поэтов. Слайд №7.
Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. Слайды № 8,9.
Эталон
Ученик. Мы составили кластер, где указали такие отличительные черты народных сказок: борьба добра и зла, бывают положительные и отрицательные герои, есть зачин и концовка, написана в прозе.
Учитель. А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. (На экране слайд № 10)
Учитель. Ребята, что входит в предмет сравнения?
Ученик. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.
Парная работа. Слайды №11,12.
Учитель. Сравнение названия сказки проводим по структуре «Таймд пэа шэа» в парах. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок.
Ученик. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).
Ученик. У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (свое название).
Ученик. В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Учитель. А какие различия есть в названии?
Ученик. Царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
Учитель. Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Из каких сказок брали сюжеты В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Слайд №13
Ученик. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Ученик. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах.
Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.
Учитель. Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? Чтобы ответить на этот вопрос составьте схему из предложенных карточек с понятиями.
Карточка №1.
Разложите понятия в виде цепочки-связи.
Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Эталон к карточке №1.
Прослушивание народной сказки — запись сказки — обработка сказки — авторская литературная сказка.
Учитель. Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде») и заполняем таблицу. Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.
Карточка №2. Слайд №14
Совпадения в сюжете сказок | Различия в сюжете сказок |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Слайд №15.
Эталон к карточке №2.
Совпадения в сюжете сказок | Различия в сюжете сказок |
3. Зло совершают женщины: старуха-чародейка и царица-мачеха. 4. Царевны пробуждаются – оживают. 5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени). 6. Царевны обе красавицы. 7. Женитьба спасителей на царевнах. | 1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я чародейка — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. 2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). 3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), у Жуковского – уснула (романтические мотивы). 4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю), у Жуковского — 300 лет спала. 5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку), царевичу Жуковского помогает старик. 6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте, у Жуковского – спит дома. 7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок), у Жуковского — веретено. 8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). 9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла, у Жуковского злая колдунья исчезла. |
Физкультминутка. Слайд № 16.
Учитель. Ребята, а место действия в сказках разные или одинаковые?
Ученик. Разные, у Жуковского – дворец, бор, у Пушкина – дворец, терем в лесу, пустая гора.
Учитель. Правильно, молодцы. Теперь оцените свою работу на данном этапе.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Какой следующий аспект сравнения?
Ученик. Композиция.
Учитель. Назовите основные элементы композиции.
Ученик. Завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. Слайд №17.
Учитель. Давайте сравним сказки по этому аспекту. Слайд №18.
Для этого проведем групповую работу. 1 группа работает с текстом сказки В.А. Жуковского (стр.71), вторая – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)
Ученик. Композиция сказок похожа: в обеих, как и в народных есть зачин.
Учитель. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. (1 группа)
Ученик. (читает)
Жил-был добрый царь Матвей,
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет,
А детей все нет, как нет. (стр. 71)
Учитель. А теперь его найдём в сказке А. С. Пушкина. (2 вариант)
Ученик. (читает)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (стр. 95)
Учитель. Давайте найдем в сказках завязку.
Ученик. У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (чтение стр. 71).
Ученик. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. (чтение стр. 96)
Учитель. Ребята, а как развиваются действия в сказках?
Ученик. У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.
Ученик. У Пушкина: сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Учитель. Зачитайте то место, которое является ключевым моментом – кульминацию в сказке Жуковского.
Ученик. На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал. (стр. 80)
Ученик. У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила. (стр. 110)
Учитель. Молодцы, все правильно. А какие строчки зачитаете в качестве концовок сказок?
Ученик. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало. (стр. 81)
Ученик. У Пушкина: И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил. (стр. 112)
Учитель. Ребята, а что общего вы видите в форме произведений? Слайд № 19.
Ученик. Сказки написаны в стихотворной форме.
Учитель. Что различного?
Ученик. Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Давайте проверим полученные знания. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «Да-нет».
Вы ставите знак + если согласны с утверждением.
Вы ставите знак — если не согласны с утверждением в таблицу.
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского литературные сказки.
- В этих сказках главной героиней является царица.
- Главная мысль сказок выражена пословицей: «Добро не умрет, а зло пропадет».
- В основе создания характеров героинь лежит прием сравнения.
- В данных сказках есть композиционные части: присказка, зачин, кульминация, концовка.
- Царица придумала расправиться с Царевной с помощью отравленного персика.
- Чародейка предсказала, что Царевна заснет, вкусив яблоко.
- Житие – жанр литературы, в котором рассказывается о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.
Учитель. Проверьте себя по эталону.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+ | — | + | — | + | — | — | Не знаем |
Учитель. Почему вас затруднило последнее утверждение?
Ученик. Мы не знаем, что такое житие.
Учитель. Правильно. Это мы будем рассматривать на следующем уроке. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
- балла — нет ошибок; 1 балл — 1-2 ошибки; 0,5 балл — 3 ошибки; 0 баллов — 3 ошибки
VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Ребята, какую учебную задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? Слайд №20
Ученик. Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты.
Ученик. Мы выяснили, какая из сказок ближе к народной, это сказка А.С. Пушкина. Во-первых, троекратный повтор. Царица 3 раза обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.
Ученик. Во-вторых, как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей, королевич Елисей). Учитель. Слайд №21. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.
- . Предлагаю составить синквейн, связанный с главными образами двух сказок.
Ученик. (А.С. Пушкин)
Царевна
Добрая, скромная.
Любит, ждет, помогает.
Познакомилась с семью богатырями.
Сказка.
Ученик. (В.А. Жуковский)
Царевна
Добрая, кроткая.
Покоряется, верит, надеется.
Прекрасный образ невесты и дочери.
Красавица.
Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.
1 б. – если активно работали на этом этапе урока,
0,5 б. – если отвечали, но не на все вопросы,
0 – если не участвовали в беседе.
IX этап. Этап рефлексии
Учитель. Я хочу узнать ваши впечатления от урока и чему сегодня вы научились. Для этого продолжите фразы:
Я научился…
Я узнал на уроке….
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
Ученик. Я научился сравнивать героев произведения.
Ученик. Мне было трудно, когда писали графический диктант.
Ученик. Я узнал, как анализировать произведение.
Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу, особенно, когда нужно было по тексту найти информацию о сходстве и различии в сюжетах сказок.
Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?
Учитель. Слайд №22. Запишите домашнее задание:
1. Придумайте свою небольшую сказку;
2. Выучите наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (25-30 строк).
3. Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?»
Учитель. Слайд №23. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Список используемой литературы
1. Меркин Г.С. Литература. 5 класс. — М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.
2. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3. Мультимедийное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» Г.С. Меркина.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
5. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс». — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
6. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс».
Приложения:
- file0.pptx.zip.. 4,3 МБ
Опубликовано: 01.12.2019
Цель: Провести сравнительный анализ литературных сказок А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского.
Задачи: Выявить сходные и различные черты литературных сказок.
Уяснить, кто из двух авторов лучше написал сказку, подобную народной.
Оборудование: Портреты писателей, изображения волшебных предметов,
раздаточный материал (отрывки из произведений).
Ход урока:
1. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, мы с вами прочитали сказки Василия Андреевича Жуковского “Спящая
царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Александра Сергеевича
Пушкина.
– Какая жизненная история послужила “толчком” для создания этих сказок?
(Спор авторов.)
Сегодня, сравнив обе сказки, мы постараемся понять, кто из двух авторов,
лучше справился с обработкой народной сказки.
– Как называется сказка, у которой есть автор? (Авторская сказка.)
– Если бы эти сказки бы русскими народными, к какому виду сказок мы бы их
отнесли? (Волшебные.)
Для удобства нашей работы мы разделимся на две команды.
1 команда (1 и ½ 2 ряда) В.А. Жуковский “Спящая царевна” | 2 команда (12 2 ряда и 3) А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” |
Сравнивая, мы будем отталкиваться от особенностей русских народных сказок:
1) Композиция (построение произведения):
Какие части русской народной сказки мы встречаем в этих произведениях?
(Зачин, кульминация, концовка.)
Что такое зачин? Кульминация? Концовка?
– Зачин (Цитирование):
Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. | Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. |
– Кульминация (цитирование):
На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; | Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг |
– Концовка (Цитирование):
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. | И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. |
2) Художественные средства выразительности:
Какие еще отличительные черты русских народных сказок нам здесь встретились?
(Проверка домашнего задания.)
Каждый пункт поясняется, дается определение.
– Постоянные эпитеты:
Мертвым сном; дикий бор; дремучий лес; губки алые; гробовая тишина; | Красная девица; черной зависти; злая мачеха; алым губкам; доброй вести; люди добрые; красну солнцу. |
– Сравнения:
Вспыхнул он, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела. |
– Книжные выражения / народная речь:
Чтобы сказка была подобна народной, в ней должна звучать народная речь.
Давайте посмотрим справились ли с этим наши авторы.
Блещут розы по кустам. Зданье – чудо старины. Молод цвет ее ланит. народная речь: Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит. . Начал жить да поживать. | Свойство зеркальце имело. Восхищенья не снесла. Глядючи, белешенька земля, Что-де в гости к ним зашла. |
– Какие волшебные силы действуют в сказке?
12 чародеек. | Солнце, месяц, ветер; зеркальце. |
– Игра “ Распредели предметы по сказкам и найди лишние”
На доске перемешаны листы, на которых изображены волшебные предметы из разных
сказок. Учащиеся сопоставляют предметы и сказки и находят лишние.
– Магические цифры (3, 7, 9):
Три века | Семь богатырей, семь торговых Городов –приданое, три силы Природы (солнце, месяц, ветер). |
– Троекратные повторы:
Отсутствуют. | Трижды Елисей обращается к Силам природы. Царица обращается к зеркальцу |
(Цитирование, либо инсценировка заранее подготовленными учениками.)
Такое уважительное отношение к природе, вера в ее могущество характерна для
русского народа, что прочувствовал А.С. Пушкин и отразил в своем произведении.
– Олицетворение:
После каждого пункта идет подсчет баллов, чтобы в конце прийти к выводу, кто
победил в споре.
– Сравнение описания внешности героинь.
Мы сопоставим, какие слова находят поэты, чтобы описать персонажей. Например,
царевну. Найдите эти строки в тексте.
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет. | Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. |
Какое из описаний дает нам больше информации, более образное, яркое?
2. Исходя из этих особенностей, определите перу, какого автора принадлежат
эти отрывки?
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Собралися пировать Гости, званые царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить. (Жуковский В.А.) | Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом. (Жуковский В.А.) |
На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет. (Жуковский В.А.) | Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Пушкин А.С.) |
Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. (Пушкин А.С.) | Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили – толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили… (Пушкин А.С.) |
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
(Пушкин А.С.)
3. Игра “Вставь пропущенный эпитет”
А.С. Пушкин:
(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Год прошел как сон _________, Царь женился на другой. Видит девица, что тут Коль старушка, будь нам мать, | Делать нечего. Она . _____ зависти полна, Бросив зеркало под лавку, Позвала к себе Чернавку. В руки яблочко взяла, В тот же день царица злая, |
В.А. Жуковский:
Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как ________ цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Даже облака небес | И окрестность со дворцом Вся объята _______ сном. Губки _____ горят; |
4. Подведение итогов.
– Кто же на самом деле, по вашему мнению, написал сказку подобную народной?
Дайте письменный ответ.
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
5. Домашнее задание
Задание “Будьте внимательны к слову”, страница 102 (письменно).
Приложение.