Сравнительная характеристика героев рассказа дубровский

В романе а.с. пушкина дубровский андрей дубровский и кирилл троекуров играют немаловажную роль они являются отцами главных героев: маши
  • В романе А.С. Пушкина «Дубровский» Андрей Дубровский и Кирилл Троекуров играют немаловажную роль – они являются отцами главных героев: Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. В старые времена они были товарищами по службе, и у них была похожая судьба: оба женились на любимых женщинах, которые вскоре погибли. Также их отпрыски приходились друг другу ровесниками. После службы у царя оба оставили это дело, ушли в отставку и стали жить в поместьях, которые располагались на близком расстоянии.
    Дубровский представляет собой личность крайне замкнутую, скрытную, не любящую быть у всех на виду. Он очень независим, решителен, смел и прямолинеен в высказываниях. В отличие от Троекурова, Андрей Гаврилович не очень богат, однако и не беден.
    Кирилл Петрович Троекуров – властный, заносчивый человек, любящий находиться в центре внимания общества. Может проявить хвастливость, если речь заходит о его достатке. Троекуров очень строго обращается со своими подчиненными, не терпит от посторонних, да и в принципе от кого-либо, дерзкого общения с ним.
    Но как два таких разных человека сумели подружиться? Троекурова привлекла независимость Андрея Гавриловича, а Дубровского – сильный темперамент соседа. Однако дружеские отношения разрушаются, когда Дубровский затрагивает самолюбие своего друга, который не может ему этого простить из-за своей вспыльчивости. Происходит конфликт, в результате чего Кирилл угрожает отомстить Андрею и лишить его всего, что у него есть. Дубровский, в свою очередь, не собирается мириться с товарищем, считая виноватым именно его. Осознание своей ошибки приходит к Троекурову слишком поздно – Дубровский умирает.
    В своем романе А.С. Пушкин наглядно показал, как легко лучшие друзья могут стать заклятыми врагами. Именно это событие помешает в будущем Владимиру Дубровскому и Маше Троекуровой быть вместе. К сожалению, данная ситуация может произойти и в наше время, делая произведение еще более актуальным. Читатель может лишь избежать этих ошибок, руководствуясь ярким примером.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Дубровский и Троекуров» (сравнительная характеристика)» читают:
    Сочинение на тему «Владимир Дубровский и Маша Троекурова»
    Сочинение на тему «Дубровский», 6 класс
    Сочинение на тему «Почему Дубровский стал разбойником?», 6 класс

  • Действие романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина происходит в 19 веке. Это время описано во многих произведениях русских классиков. Главной чертой названного периода считается крепостное право.
    Надменный знатный барин Кирила Петрович Троекуров обладал своенравным и властным характером. Ему подчинялись, его боялись, причем не только крепостная дворня, но и чиновники. Образ жизни Кирилы Петровича далек от совершенства: он часто выпивал и страдал от обжорства, не зная, чем себя занять, предавался праздному безделью или же устраивал жестокие забавы.
    Троекуров любил издеваться и надсмехаться над людьми ниже его по сословию и положению, а также над животными. Ярким примером подобного отношения является сцена с медведем. Зверь катал бочку с торчащими из нее гвоздями и постоянно испытывал боль, а барин лишь только смеялся, глядя на это зрелище. А чего стоят схватки с медведем, сидящим на цепи? Часто герои розыгрыша получали настоящие тяжелые увечья, а Кирилу Петровича забавлял человеческий страх и ярость животного, и подобные поединки были его излюбленным занятием.
    Два барина, Троекуров и Дубровский, – очень разные люди. Спокойный по характер, честный и благородный Андрей Гаврилович во всем отличался от своего друга и некогда сослуживца. Они и в службе повели себя по-разному: Кирила Петрович принял нового царя и тем самым получил высокое звание. А Дубровский остался верен прежнему правителю и имел в конце службы лишь скромный чин, в котором и вышел в отставку.
    Но, как говорится, противоположности притягиваются: Дубровский и Троекуров были очень дружны, частенько встречались, наносили друг другу визиты и вели задушевные беседы.
    При всей существенной разнице в характерах эти герои имели похожие судьбы: вместе поступали на службу, рано стали вдовцами и самостоятельно воспитывали детей, Троекуров – дочь, Дубровский – сына. Но вот только жизнь распорядилась несколько иначе и развела двух главных героев по разным сторонам.
    Виной всему стала обидная фраза крепостного, по мнению которого, холопы у Троекурова живут лучше некоторых дворян. Андрей Гаврилович, принявший эти слова на свой счет, покинул дом старого товарища и на все веления вернуться обратно отвечал отказом. Такая дерзость разозлила Троекурова, и злобный своевольный барин начал мстить.
    На гордого Дубровского Кирила Петрович не мог повлиять никакими уговорами и задумал страшное дело – отобрать родовое имение. Кистеневка принадлежала Андрею Гавриловичу по закону, и он спокойно ожидал решения суда в свою пользу. Но Троекуров вел себя далеко не благородно: подкупал чиновников, подделывал бумаги и в результате добился своего.
    От осознания несправедливости и невозможности изменить случившееся Дубровский пришел в ярость, а после впал в беспамятство и стал бредить. Такое состояние Дубровского заставило Кирилу Петровича пересмотреть свое поведение, он расстроился и не испытывал радости от одержанной победы. Только вот покаяться перед другом и товарищем случая так и не представилось.
    Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский, о сравнении характеров и судеб которых мы сегодня говорили, являются совершенно разными, можно даже сказать, противоположными героями. Троекуров хоть и был своенравным и жестоким человеком, все же не так ужасен, он понимает всю гнусность совершенного поступка, да только судьба не дает шанс повиниться и получить прощение.
    Андрей Гаврилович же – честолюбивый и благородный человек. Его уважают крепостные, а он относится к ним без притеснений и унижений.
    Александр Сергеевич Пушкин пытается показать на примере взаимоотношений этих двух героев то, что дружбой нужно уметь дорожить и никогда не доводить обстоятельства до крайних, непоправимых мер.

  • Дубровский Пушкина — это произведение, которое познакомило нас с судьбой бедного дворянина, лишенного имущества на незаконных основаниях. Причем этому поспособствовал, казалось бы друг, который вмиг превратился во врага. Роман интересный и с ним стоит познакомиться поближе, что мы и сделали на уроке литературы, а теперь сделаем сравнительную характеристику Дубровского и Троекурова.

    Сравнительная характеристика Дубровского и Троекурова

    Характеристику героев и их сравнение, начну пожалуй, из того, что сближало двух героев.
    Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров были знакомы давно. Их судьбы переплелись еще по службе, а дальше перешли в соседские дружественные отношения. Два разных человека, с почти одинаковой судьбой, ведь у одного и у второго рано умерла жена, оставив на руках ребенка. Так у Андрея Гавриловича был сын, а у Кирилла Петровича — дочь. К тому же они были одного возраста, но это наверное все, что было у них общего. Ведь Троекуров, в отличие от Дубровского, был богатым помещиком со связями. Его все боялись и старались ему не перечить.
    Груб был Троекуров и с теми, кто выше его по званию. Он любит демонстрировать свои владения, свою псарню. Это избалованный, тщеславный человек, был к тому же своенравным и самолюбивым. И никого он не уважает, если не считать Дубровского. Вот именно его Троекуров уважал. В соседе он увидел человека, который может постоять за себя, отстоять свою точку зрения. Он увидел в нем не только бедного дворянина, но и независимого человека, что не боится высказать свою позицию по самым разным вопросам.

  • Единственный, кто пользуется уважением Троеку­рова, — это Андрей Гаврилович Дубровский. Троеку­ров сумел разглядеть в этом бедном дворянине смело­го и независимого человека, способного горячо от­стаивать чувство собственного достоинства перед кем бы то ни было, умеющего свободно и прямо высказы­вать собственную точку зрения. Подобное поведе­ние — редкость в окружении Кирилы Петровича, по­этому иначе, чем с другими, сложились его отноше­ния с Дубровским.
    Правда, троекуровская милость быстро сменилась на гнев, когда Дубровский пошел наперекор Кириле Петровичу.
    Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек го­рячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы возлагать вину только на Кирилу Петровича.
    Троекуров, безусловно, неправильно повел себя, не только позволив псарю оскорбить Андрея Гаврилови­ча, но и поддержав слова своего дворового громким смехом. Не прав он был и когда рассердился на требо­вание соседа выдать Парамошку для наказания. Од­нако и Дубровский виноват. Он прутьями проучил пойманных покровских мужиков, ворующих у него лес, и отобрал у них лошадей. Подобное поведение, как утверждает автор, противоречило «всем поняти­ям о праве войны», а написанное несколько ранее письмо Троекурову по тогдашним понятиям об этике­те было «весьманеприлично9raquo;.
    Коса нашла на камень. Кирила Петрович выбирает самый страшный способ мести: он намеревается ли­шить соседа крыши над головой, пусть даже и непра­ведным путем, унизить, раздавить его, заставить по­виноваться. «В том-то и сила, — утверждает Троеку­ров, — чтобы безо всякого права отнять имение». Богатый барин подкупает суд, не задумываясь ни о нравственной стороне дела, ни о последствиях совер­шающегося беззакония. Своенравие и властолюбие, горячность и пылкий нрав в два счета разрушают дружбу соседей и жизнь Дубровского.
    Кирила Петрович отходчив, через некоторое время он решается на примирение, так как «от природы не корыстолюбив», но оказывается слишком поздно.
    Троекуров, по словам автора, всегда «выказывал все пороки человека необразованного» и «привык да­вать полную волю всем порывам своего пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Дубров­ский не захотел смириться с этим и понёс тяжелое на­казание, обрекая на нищету не только себя, но и собст­венного сына. Обостренное честолюбие и уязвленная гордость не позволили ему трезво взглянуть на сло­жившуюся ситуацию и пойти на компромисс, ища примирения с соседом. Будучи человеком глубоко порядочным, Андрей Гаврилович не мог предположить, как далеко Троекуров может зайти в желании отом­стить, как легко может быть подкуплен суд, как без законного основания могут выставить на улицу. Он мерил окружающих своей меркой, был уверен в собст­венной правоте, «не имел ни охоты, ни возможности сыпать около себя деньгами», а потому «мало беспо­коился9raquo; о возбужденном против него деле. Это сыгра­ло на руку его недоброжелателям.
    Обрисовав конфликт между Троекуровым и Дуб­ровским-старшим, А. С. Пушкин обличил жесткость и мстительность, показал цену горячности, остро по­ставил нравственные вопросы своего времени, кото­рые очень близки и сегодняшнему читателю.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров когда-то были товарищами по службе. Оба они женились по любви, но овдовели. У Дубровского остался сын Владимир, а у Троекурова — дочь Маша. Троекуров и Дубровский были ровесниками.
    Кирила Петрович был богат, имел связи, даже губернские чиновники трепетали при его имени. Никто не посмел бы не явиться «с должным почтением в село Покровское». Это мог позволить себе только один человек — Андрей Гаврилович Дубровский. Он был ближайшим соседом Троекурова. В свое время обстоятельства разлучили их надолго, а когда они увиделись, то обрадовались друг другу, и часто их видели вместе. Дубровский был человеком бедным, но независимым. Троекуров уважал его и с мнением его считался. Он даже предлагал поженить детей — Владимира и Машу, при условии, если в «Володьке будет путь». Однако и здесь проявилась независимость характера Андрея Гавриловича. Он говорил, что бедному дворянину лучше взять в жены равную ему по положению девушку, чтобы его в доме не попрекали.
    Однако согласию между Дубровским и Троекуровым пришел конец. В начале осени, когда Кирила Петрович собрался на охоту, он пригласил своих гостей на псарный двор. Все восхищались борзыми и гончими, один Дубровский хмурился. Он считал, что собакам друга живется лучше, чем его крепостным, на что один из псарей Кирилы Петровича обиделся и сказал, что у барина им живется хорошо, а иному дворянину не худо было бы променять усадьбу на здешнюю конуру — и светлее и теплее было бы… Троекуров остался доволен ответом своего холопа, что вывело Дубровского из себя. Так было положено начало вражде, которая закончилась тем, что Кирила Петрович лишил своего старого товарища поместья. Все эти переживания для Дубровского-старшего закончились смертью.
    Ссора двух приятелей отразилась и на их детях. Лишился всего сын Дубровского Владимир. Он поневоле стал главарем разбойников. Машу против ее воли отдали замуж за старого князя. Понятно, как сложилась дальнейшая судьба девушки. А о сыне Дубровского говорили, что он скрылся за границу.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  • Александр Сергеевич Пушкин – великий русский классик. Его произведения вдохновляли современников своей лаконичностью, удачно-подобранной рифмой и слогом, выразительными строчками. Всё в творчестве Пушкина прекрасно и смело. Но при всей своей смелости, поэта никогда не помещали в цензуру. Ещё Белинский отмечал, что стихотворные помыслы Александра Сергеевича чисты и не могут выдержать грубого и неуместного лестного слова. Хотя в годы жизни Пушкина, 1799-1837, Российская империя потерпела немало количество реформ, которая большая часть населения не поддерживала. Но Александр Сергеевич умел писать, совсем не подчеркивая проблемных основ.
    Встречаются произведения поэта с проблематикой «чинопочитания» и маленького человека, которые успешно проходили строгие пороги кабинета цензуры. Одно из таких произведений Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».
    Главный герой повести «Дубровский» – Владимир Андреевич Дубровский, сын русского барина и помещика Андрея Гавриловича. Но с другой стороны есть Троекуров Кирилла Петрович – старый знакомый Андрея Гавриловича. Пушкин представляет его в образе тщеславного человека, который не ценит дружбу и готов отобрать поместье у своего лучшего друга. Таким образом, умирает Андрей Гаврилович. Нелепая судьба, которая развернула злобную войну между младшим Дубровским и Троекуровым.
    Андрей Гаврилович Дубровский – человек высокой чести. С почитанием относится к своим придворным слугам и к жителям поместья с названием Кистенёвка. Жена давно умерла, и Дубровский остался один. Сын уехал учиться и очень редко посещал дом и родное поместье. Андрей Гаврилович получил прекрасное образование, много читает, неплохо знает французский, но душой был простым человеком. Отличался настойчивостью и поистине военной решительностью. Обладал глубокой верой. Всегда молился за сына, переживал, поддерживал финансовыми средствами.
    Кирилла Петрович Троекуров представлен Александром Сергеевичем, как полная противоположность старшему Дубровскому. Невежливый, иногда даже злой. К слугам и придворным относится тщеславно. Также овдовел. Об образовании писатель умалчивает. Но из повести видно, что генерал просвещен исключительно глубокими военными познаниями. Уважает людей – дворян 1, 2, 3 класса. Единственную дочь крепко любит свою дочь Марию Кирилловну, которую выдает замуж за своего приятеля 50 – летнего генерала. Троекурова уважают только за его богатства.

  • Несмотря на то, что оба героя – дворяне, их положение в обществе неравно. Троекуров – богатый “русский барин” и благодаря своим деньгам и связям обладает большой властью. Соседи и чиновники побаиваются его и всячески стремятся ему угодить. Дубровский же беден, не имеет веса в обществе. Образы их жизней также различаются: Троекуров проводит время за пирами и развлечениями, Андрей Гаврилович же ведет скромный образ жизни.
    Также различаются и характеры героев. Дубровский – честный, благородный дворянин. Несмотря на свое положение, он сохраняет чувство собственного достоинства. Особенно ярко выделяется его образ идеального дворянина на фоне невежественного, грубого и надменного Трубецкого.
    Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного.
    Троекуров позволяет себе многое по отношению к другим людям, зависящим от него. Он издевается над крепостными, жестоко шутит над гостями. Рассорившись с Дубровским, он без сомнений незаконным путем отбирает у него имение, воспользовавшись своими связями. Свою дочь Машу он против ее воли выдает за старика, руководствуясь расчетом. Андрей Гаврилович же относится к во всем одинаково, уважает крестьян и не раболепствует перед теми, кто богаче его. Грубое отношение Троекурова к своим слугам Дубровский осуждает:
    …псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам.

    Дворянское общество:

    Как уже было сказано, среди дворян Пушкин выделял два типа. Образ Дубровского – это представление автора об идеальном дворянине, просвещенном и образованном. Но в реальности того времени власть принадлежит представителям второго типа, таким деспотам, как Троекуров. Однако будущее страны, считал писатель, именно за благородными дворянами.

  • Троекуров Кирила Петрович – богатый дворянин-самодур, отец Маши.
    Т. – человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи – все обеспечивает ему вольготную жизнь. Т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.
    При всем этом Т. – не прирожденный злодей. Он очень долго дружил с отцом Дубровского. Поссорившись с ним на псарне, Т. мстит другу со всей силой своего самодурства. Он с помощью взяток отсудил у Дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и смерти. Но самодур Т. чувствует, что зашел слишком далеко. Сразу после суда он едет мириться с другом. Но опаздывает: отец Дубровский при смерти, а сын прогоняет его вон. Образом Т. Пушкин показывает, что беда не в самом помещике, а в социальном устройстве русской жизни (крепостное право, всесилие дворян) . Оно развивает в непросвещенном дворянине веру в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение») . Даже любовь к детям искажается в Т. до предела. Он обожает свою Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. Самодурство Т. отражается и на его крепостных. Они также спесивы, как и их хозяин. Троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.
    Дубровский Владимир Андреевич – главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник» .
    Он воспитывался в кадетском корпусе Петербурга. Позже, став офицером, Д. влезает в долги. В связи с этим герой мечтает о богатой невесте.
    Будучи в Петербурге, 23-летний Д. получает печальные известия из дома: о болезни отца и о беззаконном отнятии их имения Кистеневки в пользу богатого соседа Кириллы Троекурова. Герой отправляется домой. Проезжая мимо имения Троекурова, Д. с нежностью вспоминает о детской дружбе с его дочерью, Марьей Кирилловной.
    Дома Д. застает отца при смерти. Он берет ведение дел в свои руки. Разрывает все отношения с Троекуровым, после смерти отца приказывает сжечь свой дом, который по суду отошел врагу. Герой вместе с верными ему крестьянами делаются разбойниками, грабящими неправедных помещиков.
    Но Д. не может забыть Машу Троекурову – он по-прежнему влюблен в нее. Ради Маши герой даже простил своего врага – Троекурова.
    Но Троекуров сосватал дочь за богатого старика-князя Верейского. Маша просит Д. похитить ее. Д. очень переживает, ведь его любимая будет женой разбойника, хотя достойна намного большего. При всем этом в душе Д. нет чувства мести к Троекурову. Он давно простил его как дворянин и благородный человек. Вот только социальные условия, судьба по отношению к Д. бесчестна. Истинная трагедия Д. состоит в том, что честный русский дворянин, привязанный к родному дому, к мысли о семье, поставлен в безвыходное положение. Для него нет пути, где бы он мог быть счастлив. В финале Д. теряет Машу – разбойники опоздали, и девушку обвенчали с Верейским. В схватке с правительственными войсками, которые давно разыскивали Д. и его шайку, героя ранят. Он распускает своих крестьян, сам же «скрывается за границу» . Его отъезд – знак не только его личного поражения, но и поражения всей России. Все лучшее исчезает из страны, виновники их гонений остаются

  • В романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» в числе других тем освещается тема любви. Сравнительная характеристика Владимира Дубровского и Маши Троекуровой поможет выявить общие черты их характеров, а также покажет, как любовь в главном герое романа победила его враждебность к Троекурову.

    Возраст, социальное положение, воспитание

    Владимир Дубровский — 23-летний сын бедного помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Он дворянин, в детстве лишился матери. Отец, оставшийся вдовцом, отправил сына на восьмом году его жизни в Петербург воспитываться в Кадетском корпусе. Затем Владимир был выпущен в гвардию корнетом.

    Марья Троекурова — 17-летняя дочь богатого родовитого барина Кирила Петровича Троекурова, ближайшего соседа и товарища по военной службе. Маша, тоже в малолетстве оставшаяся без матери, росла и воспитывалась дома под руководством мамзель Мими.

    Когда Троекуров отослал мамзель Мими из своего дома, Маша сама стала выбирать себе для чтения книги и увлеклась французскими романами.

    Внешность

    Красота Маши в 17 лет «была в полном цвете». Её красота покорила и Дубровского, и Верейского. Владимир, первый раз после приезда из Петербурга увидевший её, сравнил эту девушку с небесным видением и решил не мстить Троекурову, отобравшему через суд имение у его отца. А Верейский, посетивший Троекурова, когда вернулся из-за границы, был поражён красотой Маши и посватался к ней.

    Владимир Дубровский был молодым человеком приятной наружности, среднего роста, русоволосый и кареглазый, с прямым носом. Читатель узнаёт о его внешности из слов исправника (тот читал гостям Троекурова описание примет Дубровского).

    Сходство характеров

    Сходство Владимира Дубровского и Марьи Троекуровой состоит в том, что у них чувствительная, романтическая натура. О чуткости и чистоте поэтической души Владимира свидетельствуют нежность отношений с отцом и волнение при встрече с родными местами. В поступках своих он чаще всего руководствуется чувствами, а не трезвым расчётом. Увидев больного отца, Владимир был очень огорчён. Он был так поглощён своими чувствами, что не подумал подать апелляцию, и из-за этого потерял права на владение Кистенёвкой.

    У Марьи Кириловны тоже романтическая душа. Знание света девушка черпала из французских романов. Чувства в ней развивались под действием чтения, уединения и свободы. В своих поступках Маша руководствовалась благородными чувствами и думала, что другие люди поступают так же. Поэтому она, рассчитывая на великодушие Верейского, написала ему письмо. В нём Маша призналась князю, что у неё нет к нему никакой привязанности, и просила его отказаться от её руки и защитить её от власти отца, настаивающего на свадьбе.

    Но Верейского чувства невесты мало интересовали, и он показал её письмо Троекурову, чтобы ускорить свадьбу. Чувствительная Маша, мечтавшая о настоящей романтической любви, подсознательно угадала в намерении князя жениться на ней не любовь, а только стремление обладать красивой вещью (ведь он относился к ней не как к человеку, а как к вещи).

    Романтичность и чувствительность натуры помешали Владимиру помочь отцу и сохранить имение, а Маше — твёрдо отстоять перед отцом своё право не выходить замуж за нелюбимого человека.

    Взаимоотношения героев

    Владимир Дубровский и Маша Троекурова в детстве дружили, играли вместе. С тех пор, как Андрей Гаврилович отвёз сына в Петербург воспитываться в Кадетском корпусе, Владимир свою подружку детства не видел. Когда он потерял отца и Кистенёвку, то хотел отомстить виновному в этом Троекурову и поджечь его дом. Но случайно увидев его красавицу дочь, которая была похожа в своём белом платье на небесное видение, он «отказался от мщения, как от безумства» и простил её отца.

    Чтобы быть рядом с любимой, Владимир представился учителем Дефоржем, выписанным Троекуровым из Москвы для своего сына Саши. При первой встрече с Дубровским Маша не обратила на него внимания, так как была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною». Она не заметила и то, произвела на Дефоржа такое сильное впечатление, что он был смущён, голос его изменился.

    То, что учитель не испугался разъярённого голодного медведя и застрелил его, произвело на романтическую девушку такое впечатление, что она стала уважать этого смелого человека. Услышав от Дефоржа, что он всегда носит пистолеты, так как не желает терпеть обиды, за которые, по его званью, не может вызвать обидчика на дуэль. Маша поняла, что гордое самолюбие и храбрость принадлежат не только дворянскому сословию.

    У Марьи были большие музыкальные способности и прекрасный голос, и Дефорж стал давать ей уроки. Девушка влюбилась в него, сама не признаваясь в этом себе. Она не могла смириться с мыслью, что её избранник — не дворянин, а простой учитель. Без Дефоржа Маша скучала, а в его присутствии «обо всём хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась».

    Когда Маша получила от учителя записку с просьбой о свидании, то подумала, что он хочет признаться ей в любви. Хоть ей это было бы приятно, но она сама не могла вполне отдаться чувству, так как учитель ей не ровня и не может по своему состоянию надеяться когда-нибудь стать её мужем.

    На этом свидании Маша услышала от учителя не только признание в любви, но и признание, что он не Дефорж, а Дубровский. Перед тем, как исчезнуть из дома Троекурова, Владимир добился от девушки обещания, что она обратится к нему за помощью, если когда-нибудь в несчастье она не найдёт ни в ком покровительства и помощи.

    Когда отец хотел насильно выдать дочь за князя Верейского, Дубровский узнал об этом и предложил избавить её от князя. Девушка запретила это делать, так как не хотела быть причиной смерти человека.

    Маша решилась, что если её насильно повезут под венец, позвать Дубровского, чтобы быть его женой. Об этом она сказала Владимиру, но он почувствовал, что ей очень трудно принять решение соединить свою судьбу с разбойником. Дубровский не желает пользоваться безвыходностью положения своей любимой и советует, если возможно, обойтись без его помощи. Владимир советует девушке броситься к ногам отца и умолять не выдавать её за нелюбимого человека. Если же не останется надежды избежать этого брака, то Дубровский готов был спасти Машу и жениться на ней. Но он понимал, что счастье невозможно, так как социальные условности сильнее чувств.

    Счастье Дубровского с Машей не состоялось и потому, что Владимир опоздал, Машу повенчали с Верейским, и она отказалась оставить мужа, так как дала ему клятву верности.

    Сравнительная характеристика Владимира Дубровского и Маши Троекуровой (таблица)

    Параметры сравнения Владимир Дубровский Маша Троекурова
    Происхождение Дворянин, сын обедневшего помещика, отставного поручика гвардии. Дворянка, дочь богатого помещика, генерал-аншефа в отставке.
    Возраст 23 года. 17 лет.
    Портрет Молодой человек среднего роста, русоволосый, кареглазый, с прямым носом. Красота Маши в 17 лет была в полном расцвете и покорила и Дубровского, и Верейского.
    Сходные черты характера Чувствительность, романтичность, поэтичность, чуткость.
    Отношение друг к другу Случайно увидев 17-летнюю Машу, с которой в детстве вместе играл, был поражён её красотой и влюбился в неё. Чтобы быть рядом с Машей, Владимир стал жить в доме Троекурова под видом учителя Дефоржа.

    Перед тем, как покинуть дом Троекурова, он взял с неё обещание прибегнуть к его помощи, если не к кому будет обратиться при возможном несчастье.

    Хотел освободить Машу от венчания с нелюбимым ею Верейским, но опоздал.

    Сначала не обращала внимания на учителя Дефоржа, которым представился Дубровский. После того, как он не испугался медведя и убил его, она стала его уважать, а потом и полюбила, но не признавалась в этом даже себе. Причиной этого были аристократические предрассудки, неравное социальное положение. Для неё учитель был то же самое, что слуга. Но она сблизилась с ним, когда он стал давать ей уроки музыки, скучала без него.

    Когда отец заставлял её выйти замуж против её воли за Верейского, она решила, хоть это решение далось ей трудно, выйти замуж за Дубровского, занимавшегося разбоем.

    После венчания с князем отказалась оставить его ради Дубровского, так как дала клятву верности.

    Вывод И Владимир, и Марья, столкнувшись с произволом, не смогли жить так, как хотели. Дубровский стал разбойником, лишившись имения, а Маша вышла замуж за нелюбимого человека, подчинившись воле отца.

    Вывод



    Герои романа А. С. Пушкина «Дубровский» Владимир Дубровский и Маша Троекурова пытались противостоять несправедливости, царящей в обществе. Но Маша не смогла отстоять своё право распоряжаться собственной судьбой. По принуждению отца она вышла замуж за нелюбимого человека. Марья не убежала от мужа с Дубровским, так как была уверена, что обязана хранить верность Верейскому.

    Блегородный, честный, добрый и смелый Дубровский не сумел отстоять имение отца и спасти Машу от брака с Верейским. Его желания и чувства столкнулись с произволом богатых и знатных людей и с законами общества, которые герой изменить не мог.

    На чтение 11 мин. Просмотров 15 Опубликовано

    Троекуров и Дубровский. Эти два героя повести А.С. Пушкина «Дубровский», были полными противоположностями друг другу. И как часто бывает, противоположности притягиваются и образуют единое целое. Они способны сосуществовать, пока не произойдет нечто, что вызовет отторжение, разрыв.

    У всяких противоположностей обязательно имеется связующее, объединяющее звено. Общего между ними было то, что оба рождены были в один год, принадлежали к одному, дворянскому сословию, оба служили, причем служили вместе. Оба женились по любви и любили своих жен. У обоих был один ребенок. У Троекурова дочь, у Дубровского – сын. По этому поводу Троекуров говаривал:

    Troekurov-Dubrovskij-tsitata.jpg

    Положение в обществе

    Кирила Петрович Троекуров был богатым и влиятельным помещиком. Его богатство внушало страх и уважение. Соседи готовы были угождать всем его прихотям, в надежде получить с этого хоть какую-то выгоду, хоть полой своего платья прикоснуться к богатствам своенравного барина.

    Андрей Гаврилович Дубровский был небогат. Он владел небольшой деревней, в которой жили 70 крестьян. Доход с крестьян был небольшой, да и те деньги Дубровский отправлял сыну в Петербург.

    Описание Андрея Дубровского и Троекурова и их характеры

    Троекуров был высоким, дородным мужчиной с огромным животом. Однако это не мешало ему обходить свои владения и доводить гостей до изнеможения. Дубровский тоже был высокого роста, но крепко сбитый, коренастый, средней комплекции.

    Кирила Петрович при своем богатстве и своенравии был человеком ограниченного ума, человеком, живущим инстинктами. Он держал в доме гарем из молоденьких девушек, за которыми присматривали две крепостные старухи. Некоторых он выдавал замуж, а другие, моложе и симпатичнее, занимали их место. Кирила Петрович не отказывал себе в удовольствии вкусно поесть и крепко выпить, и пару раз в неделю страдал от собственного обжорства.

    Дубровский был настоящим, благородным дворянином. Он был умен и начитан. Он всегда говорил то, что думал, и не склонялся перед богатством других, не лебезил и не лицемерил. Он был единственным человеком, от кого Троекуров мог стерпеть правду, какой бы горькой она ни была. В своей жизни и в быту он придерживался умеренности во всем.

    Хотя, привыкший говорить, что думает, Гаврила Андреевич не задумывался над тем, что своими словами может оскорбить присутствующих. Пушкин нигде не говорит, что Троекуров обдирал своих крестьян, кроме как в словах Дубровского, что собаки у Троекурова живут лучше, чем люди. Но эти слова были порождены завистью.

    Дубровский никогда не позволял себе унижать людей, равных по сословию, и не терпел унижений от других людей. Тем более он не был готов терпеть унижений от чужого холопа.

    Неспособный на коварство, Андрей Гаврилович не подозревал способности к коварству в других. Он верил в законность и справедливость. Поэтому, известие о решении суда подействовало на него столь болезненным образом.

    Дубровский был единственным, к кому Троекуров мог приехать запросто. Он никогда и ни к кому не ездил. Но все приезжали к нему. Он любил забавы, развлечения. Но его забавы были порой жестокими, можно сказать животными.

    Отношение помещиков к крестьянам

    Троекуров был своенравным барином, и с крестьянами обходился строго. Несмотря на его крутой нрав, они были преданы своему помещику: они превозносились тем, что принадлежат столь богатому и влиятельному барину и, в свою очередь, позволяли себе разбойничать в чужих имениях, полагаясь на сильное покровительство Троекурова.

    Дубровский не тянул с крестьян последнее, был справедлив. За то они любили своего барина и были преданы ему.

    Троекуров никогда не выезжал на охоту без Дубровского, который лучше других знал достоинства собак и безошибочно разрешал всякие охотничьи споры. В день случившегося конфликта Троекуров выехал в лес, но охота в этот день не задалась. Разозленный Кирила Петрович выместил свое раздражение на поваре и гостях, присутствовавших на охоте и обеде.

    Вместо заключения

    Троекуров, в глубине души страдал от ссоры. Низкая часть его натуры, живущая инстинктами, жаждала мщения и добилась ее. Но все же Троекуров хотел помириться с другом, потому что привык к нему, и жаждал видеть его рядом. И поэтому спустя несколько дней после суда, он отправился в Кистеневку. Оскорбленный же до глубины души несправедливостью недавнего приятеля, Дубровский не оценил порывов Кирилы Петровича, разнервничался, потребовал выгнать. Приезд Троекурова усугубил болезнь Андрея Гавриловича, ускорил его смерть.

    В зародившемся конфликте были виноваты оба. Зависть, гнев, оскорбленное самолюбие, жажда мщения послужили причиной случившейся трагедии. Пушкин замечает, что даже тон письма, отправленного Дубровским Троекурову, был оскорбительным. Вчерашние приятели не хотели слышать и слушать друг друга. Их честолюбие переросло в гордыню и стало причиной произошедшей трагедии.

    Филатов Данила

    Дубровский Андрей — ключевой персонаж одноименной повести Пушкина. Мелкий помещик, которого уважают крестьяне, за его честность, но социальное положение в обществе того времени, оставляет желать лучшего. Так как он не имеет много денежных средств, не очень-то котируется в обществе.

    Троекуров — некогда друг старшего Дубровского, но по стечению обстоятельств, они становятся врагами. Троекуров, имея множество земли и денег, имеет значительный статус в обществе, не смотря на скверный характер. 

    ПожаловатьсяСодержание:

    Характеристика Троекурова из романа Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» — это описание основных пороков людей высшего сословия 19 века. Этот отрицательный герой является родным отцом Марии, девушки, в которую влюблен Дубровский-младший из соседнего поместья. 

    По данному произведению школьники часто пишут сочинения на различные темы, потому необходимо тщательно вести читательский дневник, кратко помечая основные черты героев и выписывая понравившиеся цитаты.

    Образ Троекурова в романе «Дубровский»

    Кирилл Троекуров – один из центральных персонажей романа. Богатый и грозный барин, владеющий несколькими огромными имениями. 

    Автор описывает его как пожилого зажиточного помещика, который наводит ужас на своих крепостных.

    Вдовец имеет дочь Марию, которую оберегает, однако не считается с ее мнением и желаниями.

    У Троекурова есть большие связи в высшем обществе, которыми он без зазрения совести пользуется, чтобы сделать подлость окружающим, неугодным ему людям.

    Имя и происхождение

    Кирилл Петрович Троекуров – «старинный русский барин», выходец из благородного и уважаемого семейства. Богатый и знатный помещик, который часто приглашает к себе высокопоставленных и уважаемых людей. Делает он это в корыстных целях. 

    Сам Троекуров не посещает никого, так как высокомерен и привык, чтобы только ему угождали в обществе.

    Возраст и описание внешности

    Троекуров уже пожилой, его можно даже назвать стариком. У героя есть взрослая дочь, а жена умерла. 

    Несмотря на свой возраст, мужчина обладает крепким телосложением и имеет «необыкновенную силу физических способностей». У него угловатые черты лица, которые придают ему более грозный вид.

    Образование, чин, положение в обществе

    Молодые годы героя в основном прошли за рубежом в военных походах. Помещик – «отставной генерал-аншеф». Это очень высокая должность, в табели о рангах она относилась ко 2 классу. Отслужив, Троекуров решает посвятить свое время светской жизни и различным забавам.

    Несмотря на богатство семьи и знатное происхождение, Троекуров не имеет высоких достижений и успехов в карьере. У него наблюдается отсутствие нормального образования и воспитания, узкое мышление. 

    В обществе барина уважают, но недолюбливают. Однако делают это скрыто, так как побаиваются гнева грозного помещика.

    Любимые занятия

    В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.

    Помимо медведей у Троекурова огромная псарня, «где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле». Так как герой очень любил выезжать на охоту, то он держал около «пятисот охотничьих собак».

    Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.

    Характер

    Поведение барина можно описать такими словами, как властолюбивый, взрывной. Он часто бывает надменным, но способен уважать отдельных людей, как например своего соседа Дубровского-старшего.

    Однако чувство мстительности и самолюбие перекрывают в его описании все малочисленные положительные качества: «удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные».

    Помещик абсолютно не труслив, что доказывает его пренебрежительное и прямолинейное отношение «в сношениях с людьми самого высшего звания».

    Троекуров очень эмоционален, любая незначительная мелочь способна вывести его из себя. При этом он начинает громко кричать и оскорблять людей. Нередко такие ситуации доходят до рукоприкладства.

    Поступки Троекурова

    Практически все поступки Кирилла Петровича причиняют кому-то большие проблемы и боль. Часто из-за недобросовестного отношения к окружающим герой ссорится с окружающими, так как привык говорить свое мнение прямо и открыто человеку.

    Помещик подкупает судей и лишает своего соседа Андрея Гавриловича Дубровского единственного поместья. Вскоре Андрей Гаврилович заболевает на фоне переживаний от поступка барина и умирает.

    Но ссоры и разногласия с соседями лишь безобидная часть поступков Троекурова. Бывали времена, когда по своему хотению он мог сжечь и оставить без дома целую деревню. Абсолютно неверующий, он притворялся, что верит в Бога. 

    Показательно возводил церкви: «все потянулось к новой каменной церкви, построенной Кириллом Петровичем и ежегодно украшаемой его приношениями».

    Часто заставляет мужчин-крепостных воровать у соседей лес. Соседи знают, что троекуровские мужики их обворовывают, но считают бесполезным что-то предпринимать.

    Самодурство Троекурова

    Описывая портрет барина, следует указать его самодурство, которое распространяется абсолютно на все его окружение, а не только на крестьян. Он не тянется к самообразованию: «довольно ограниченного ума», «Кирилла Петрович по-французски не говорил».

    Выходец из знатной старинной семьи, он не знает, что такое этикет и порядочность. Всеми его поступками и мотивами движут только собственные желание и потребности. Он мог запереть все двери в усадьбе и не выпускать никого несколько дней, а мог наоборот всех выгнать.

    Отношение к окружающим людям

    Для Троекурова люди из низшего сословия не существуют. Они не достойны посещать его и разговаривать с ним. Себя он ставил выше других, только князь Верейский мог составить ему конкуренцию.

    Помещик знает, что все испытывают страх перед ним и всегда желают ему угодить. Этим он тешит свое самолюбие и часто устраивает пиры, на которых удовлетворяет свое самолюбие: «дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения».

    Отношение к своим крепостным

    Крепостных Троекуров может наказать за любую мелочь или по прихоти. Часто поколачивает мужчин и уединяется с крепостными девушками. Однако крестьяне не жалуются: «они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина».

    Часто девушки рожали от Троекурова детей, которые потом бегали оборванные по его двору и заглядывали в окна поместья. Всех девушек он держал в отдельном помещении.

    Взаимоотношения с Дубровским

    Андрей Гаврилович Дубровский был небогатым соседом Троекурова и не боялся его. В глубине души Кирилл Петрович уважал его за это. Их связывало одно горе – смерть любимых жен. Оба самостоятельно воспитывали своих детей.

    Однако после того, как Троекуров нечестным способом в обход закона отбирает единственное поместье соседа, тот тяжело заболевает. Когда барин все же понимает свою подлость и решает вернуть усадьбу обратно, узнает что Дубровский-старший умер.

    Наиболее полно отличие героев отражает сравнительная таблица:

    Троекуров

    Дубровский-старший

    Хитрый, корыстный и подлый

    Честный и добропорядочный

    Владеет богатством

    Ограничен в средствах, беден

    Отставной генерал

    Отставной поручик в гвардии

    Во владении героя более одного поместья и более 3000 крестьян, на которых он вымещает всю свою злобу

    Живет и владеет единственным поместьем и 70 крестьянами, с которым поддерживает хорошие отношения

    Отношение к дочери Маше

    Свою дочь Марию помещик очень любит и оберегает, однако у них нет взаимопонимания и доверия. Порой он бывает с ней суровым: «обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением».

    Отец не считается с мнением дочери и насильно выдает ее замуж за князя Верейского. Девушка не хочет этого замужества, ведь влюблена в сына Андрея Гавриловича Дубровского Владимира: «папенька: не принуждайте меня, я не хочу идти замуж». Однако Троекуров непреступен: «Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия».

    Заключение

    Троекуров обладает маленькой долей возможности любить, уважать и сострадать. Однако в той среде, в которой он вырос и воспитывался, эти качества перекрываются надменностью, властолюбием и упрямостью. 

    Пушкин сделал из Троекурова собирательный образ пороков высшего общества своей эпохи, этим он осуждает и высмеивает дурные поступки и поведение представителей тех времен.

    Еще материалы по роману А.C. Пушкина «Дубровский»:

    Еще тесты

    Читайте также

    Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

    Используемые источники:

    • https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/sravnitelnaya-harakteristika-troekurova-i-dubrovskogo.html
    • https://vashurok.ru/questions/sotsialnoe-polozhenie-troekurova-dubrovskogo
    • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-troekurova.html

    Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» можно отнести к так называемым «разбойничьим» романам. В этих романах обычно главный герой, возмущённый беззаконием (социальным или семейным) бросает обществу вызов и становится разбойником для восстановления справедливости.

    Таким героем в романе Пушкина является Владимир Дубровский, влюбившийся в дочь своего врага Машу Троекурову. Виновником их разлуки стал князь Верейский, сосед отца Маши по имению. Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского поможет полнее раскрыть характер главного героя романа.

    Социальное и материальное положение

    Владимир Дубровский — сын обедневшего помещика Андрея Гавриловича Дубровского. Он служил в гвардии корнетом. Узнав о сильной болезни отца, Владимир взял отпуск и приехал к нему. После смерти отца сын поджёг дом в Кистенёвке, чтобы он не достался Троекурову, отнявшему имение у Дубровских, и стал предводителем шайки разбойников.

    Верейский был богатым помещиком и носил титул князя. Его поместье Арбатово находилось в 30 верстах от Покровского, поместья старинного русского барина Кирилы Петровича Троекурова.

    У Верейского было 3000 душ крепостных, избы крестьян в Арбатове выглядели чистыми и весёлыми, а каменный господский дом был выстроен во вкусе английских замков. Всем имением князя управлял отставной майор, пока тот находился за границей.

    Портрет: возраст, внешность

    Когда Верейский приехал впервые в Арбатово, которого он до той поры не видел, ему было около 50 лет. Владимир Дубровский был вдвое младше его — ему 23 года. Рост у молодого человека средний, глаза карие, нос прямой, волосы русые.

    Верейский выглядел гораздо старее своего возраста, так как его здоровье было подорвано разного рода излишествами. Но всё же его наружность была приятна.

    Характер, поведение, поступки

    В обращении с людьми Верейский был любезен, особенно с женщинами. Он привык быть в светском обществе и, приехав в Арбатово, скучал, поэтому уже на третий день явился в гости к Троекурову в Покровское.

    Верейский был вежлив, но лишён искренности: хвалил старинный сад Троекурова, хотя он ему не нравился, так как не похож был на английские сады, которые любил князь.

    Несмотря на то, что Верейский умел быть любезным, разговорчивым, весёлым, особенно с понравившимися ему  женщинами, он был по натуре своей холоден, эгоистичен, расчётлив, действовал только в своих интересах.

    В отличие от Верейского Владимир Дубровский был чувствительным человеком с чистой, чуткой поэтической душой. Об этом свидетельствует его волнение при встрече с родными местами, нежность его отношений с отцом, романтическая привязанность к нему. Узнав о болезни отца, Владимир упрекал себя в том, что долго не писал ему, не осведомлялся о его здоровье. Он решил ехать в Кистенёвку, взяв отпуск, а если болезнь отца потребует его присутствия, решил выйти в отставку. Подлинная преданность Владимира отцу видна в том, что при встрече он «с жаром обнял» Андрея Гавриловича.

    В своих поступках Дубровский чаще всего руководствуется чувствами, а не трезвым расчётом, в этом видно его отличие от расчётливого Верейского. Владимир тяжело переживал болезнь отца и, поглощённый своими чувствами, бездействовал, не подал во время апелляцию. Поэтому он окончательно потерял права на владение своим имением Кистенёвкой, и оно перешло во владение Троекурова.

    Когда Андрей Гаврилович умер, его сын глубоко переживал горе. Во время похорон он опасался, что не сможет сохранить самообладание и обнаружит при всех свои чувства. Поэтому он первый подошёл проститься с телом и «поспешно удалился, всех опередил и скрылся в Кистенёвскую рощу». Герой полностью предался своему горю, поэтому не в силах был думать о поисках выхода. Он не проявил способность трезво оценивать обстоятельства, и это привело его к катастрофе: он не смог помочь отцу спасти имение.

    Чувство вновь одержало верх и лишило героя безопасности, когда Владимир разоблачил себя перед Спицыным, сказав, что он Дубровский. Молодой человек не смог простить подлость и захотел наказать Спицына за предательство и ложь.

    Дубровский — человек гордый, желая самоутвердиться, не быть одним из приспешников Троекурова, он решил стать разбойником. Его внутренний мир был для него более важным, чем законы общества. Владимир руководствовался чаще чувствами, чем соображениями пользы.

    Став предводителем разбойников, Дубровский остался верен идее чести, справедливости: «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Черты характера Дубровского остались неизменными: он был благороден, обладал выдержкой.

    Рассказ Анны Савишны Глобовой о том, как Дубровский разоблачил её приказчика-мошенника, свидетельствует о благородстве, храбрости, чувстве собственного достоинства, самообладании главного героя романа.

    Ещё Владимир обладал отличной способностью к перевоплощению. Судьбою было ему уготовано сыграть несколько ролей: гвардейского офицера, учителя-француза Дефоржа, благородного разбойника, а перед Глобовой он явился в образе генерала. Но в каждой своей роли Дубровский остаётся прежним — сыном бедного, но гордого дворянина (благородный разбойник, гордый учитель-слуга).

    Стоит отметить, что и Дубровский, и Верейский — люди смелые. Владимир, представившийся Дефоржем, не растерялся, когда слуги Троекурова втолкнули его в комнату к привязанному голодному медведю и заперли дверь на ключ. Он спокойно ждал нападения, и когда медведь приблизился, убил его из пистолета.

    А Верейский, когда вооружённые разбойники остановили карету, в которой он ехал с Машей в Арбатово после венчания, не потерял присутствия духа. Узнав от своей молодой жены, что человек, сказавший ей, что она свободна, Дубровский, Верейский выстрелил в него из пистолета и ранил в плечо. Он хотел выстрелить из другого пистолета, но разбойники вытащили его из кареты и хотели зарезать, но их атаман закричал: «Не трогать его!»

    Отношение других людей к Дубровскому

    Отец Владимира Андрей Гаврилович очень любил своего единственного сына и, хоть был бедным помещиком, не скупился посылать сыну, служащему в гвардии, столько денег, что тот позволял себе роскошные прихоти и играл в карты.

    Троекурову, у которого Дубровский жил под видом учителя-француза его сына Саши, он нравился простым обращением, приятной внешностью и смелым проворством на охоте. Маше, которой он стал давать уроки музыки, молодой учитель нравился за робкую внимательность и неограниченное усердие, а её брату Саше — за то, что был снисходителен к его шалостям и что не строго спрашивал уроки. Дворовые люди Троекурова любили Дефоржа за щедрость и доброту.

    Крестьяне Кистенёвки были преданы своим помещикам Дубровским и не хотели быть крепостными Троекурова. Поэтому, когда после смерти Андрея Гавриловича Владимир поджог дом и уехал навсегда из Кистенёвки, некоторые из крестьян стали состоять в шайке разбойников, которую организовал Дубровский.

    Маша, узнав, что Дефорж — это Владимир Дубровский, была поражена. В конце романа девушка ещё любит Владимира, но она при венчании с Верейским дала клятву верности и не могла её нарушить.

    Отношение других персонажей к Верейскому

    Когда Верейский приехал в своё поместье Арбатово, он стал скучать и поэтому отправился к Троекурову, с которым когда-то был знаком. Кирила Петрович был очень доволен его посещением, приняв его за знак уважения от богатого светского человека. Он до некоторой степени считал Верейского равным себе, так как у того был княжеский титул, два ордена и 3000 крепостных душ. Когда князь попросил руки его дочери, Троекуров согласился, хотя тот был почти в три раза старше Маши.

    Маша при первой и второй встрече с Верейским, беседуя с ним, не чувствовала замешательства, так как этот светский человек был очень любезен. Она с удовольствием слушала его рассказы о картинах из его галереи, так как он говорил о них «с чувством и воображением».

    Но всё же решение отца выдать её замуж за князя, Машу поразило и огорчило — ведь она Верейского не любила. Она написала ему письмо, в котором призналась, «что не имеет к нему ни малейшей привязанности» и умоляла отказаться от её руки, но всё было напрасно. Когда после венчания Дубровский остановил карету с Верейским и Машей и сказал, что девушка свободна, она заявила, что Верейский — её муж, и она должна быть ему верна, так как дала клятву.

    Владимир, узнав, что к Маше сватался Верейский и что отец хочет её выдать за него замуж против её воли, сказал девушке, что должен бы ненавидеть князя, но ненависти у него к нему нет. Дубровский благородно отнёсся к князю, ранившему его. Он крикнул разбойникам: «Не трогайте его!» Этим Владимир спас Верейского от расправы, которую хотели над ним учинить разбойники.

    Отношение героев к Маше Троекуровой

    Владимир Дубровский перед тем, как скрыться из дома Троекурова, где он жил под видом учителя Дефоржа, признался в любви Маше. Он сказал, что хотел поджечь дом Троекурова, выгнавшего его из отеческого дома, но увидев её, понял, что дом, где она живёт, священен, а её отец не подлежит его проклятию. Владимир сказал, что он простил Троекурова и «отказался от мщения, как от безумства». Любовь Дубровского к Маше спасла Троекурова.

    Он открылся девушке для того, чтобы она его не проклинала и не презирала его, узнав, что он не Дефорж, а разбойник. Дубровский заставил её пообещать, что она, если её постигнет несчастье и никто не сможет ей помочь, прибегнет к его помощи.

    Когда Владимир узнал, что отец хочет отдать Машу насильно замуж за Верейского, то предложил ей избавить её от князя, но она сказала, что не хочет быть причиной смерти князя.

    Дубровский не хотел, чтобы Маша только от безвыходности положения вышла замуж за него, разбойника. Поэтому он советует ей постараться обойтись без его помощи, постараться уговорить отца не выдавать её за Верейского. Узнав, что Машу всё же повезли венчаться с князем, Дубровский поспешил к ней на помощь, но опоздал и не смог спасти свою возлюбленную от ненавистного брака.

    Верейский, в отличие от Дубровского, ведёт себя с Машей так, как привык вести себя со светскими женщинами: любезно, но не испытывая тёплых чувств. Его решение жениться на молоденькой красавице было похоже на стремление обладать красивой вещью.

    Этот любезный человек с аристократическими манерами, умеющий с чувством и вдохновением рассказывать о картинах живописцев, на самом деле холоден, эгоистичен, циничен и жесток. Он не пожалел молоденькую девушку, которая рассчитывала на его великодушие и просила его отказаться от намерения жениться на ней, так как не чувствует к нему ни малейшей привязанности. Но Верейского не волновали чувства девушки, и он показал письмо Троекурову для того, чтобы тот ускорил свадьбу.

    Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского (таблица)

    Параметры сравнения Дубровский Верейский
    Социальное и материальное положение Дворянин, сын обедневшего помещика, имевшего 70 душ. У его отца сосед Троекуров отнял имение, Владимир остался, по сути, нищим и стал разбойником. Богатый помещик, в его владении находятся 3000 душ. Носит титул князя.
    Портрет (возраст, внешность) 23 года. Молодой человек приятной наружности, среднего роста, русоволосый, кареглазый, с прямым носом. Около 50 лет. Князь казался гораздо старее своих лет. «Наружность его была приятна», несмотря на то, что «излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать».
    Черты характера, манера поведения Чувствительность, преданность отцу, гордость, благородство, способность к перевоплощению, храбрость, развито чувство собственного достоинства. В обращении с другими людьми прост. Вежливость, неискренность, холодная расчётливость, эгоизм, самовлюблённость. Обладает аристократическими манерами, умеет вести себя в светском обществе, любезен с дамами. Смело вёл себя при нападении разбойников.
    Отношение к Маше Полюбил её, поэтому пощадил Троекурова, не став ему мстить. Он предлагает Маше избавить её от ненавистного жениха, но она не хотела быть причиной смерти человека. Дубровский опоздал, и Машу обвенчали с Верейским. Владимир был в отчаянии, но понял Машу, которая отказалась покинуть Верейского, так как дала ему клятву верности. Ведёт себя с Машей любезно, его поразила её красота, и ему захотелось, чтобы эта девушка досталась ему. Его не волнуют чувства Маши, так как у него под маской любезности скрывается холодный эгоизм.
    Вывод Дубровский и Верейский — антагонисты. Ведущая черта морального облика Владимира — чувство собственного достоинства, а князя — эгоистичность.

    Вывод



    На фоне князя Верейского черты характера главного героя романа А. С. Пушкина «Дубровский» раскрываются полнее. Верейский — типичный самовлюблённый светский человек, привыкший руководствоваться эгоистическими соображениями и расчётливостью. Ведущая черта его морального облика — холодный эгоизм. Дубровский же — человек, лишённый самовлюблённости, руководствующийся чувствами. Ведущая черта его морального облика — чувство собственного достоинства. Сравнительная характеристика Дубровского и Верейского поможет полнее уяснить разницу в мировоззрениях этих героев.

    На чтение 13 мин. Просмотров 83 Опубликовано

    Художник Б. М. Кустодиев

    Помещики Кирила Троекуров и Андрей Дубровский являются центральными персонажами романа «Дубровский» Пушкина.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Дубровский»

    Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова в романе «Дубровский»

    Сходство Троекурова и Андрея ДубровскогоУ Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского есть много общих качеств. Сходство героев заключается в том, что они:

    • оба пожилые мужчины
    • оба принадлежат к дворянскому сословию
    • оба живут в деревне
    • оба отставные офицеры
    • оба вдовцы
    • их дети являются почти ровесниками

    В доказательство этому приводим цитату из романа:

    «…Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку.»

    Также у героев есть общие яркие черты характера, как например:

    • гордость
    • пылкость, горячность

    Действительно, Кирила Троекуров и Андрей Дубровский оба — гордые мужчины:

    «…на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.»

    Андрея Дубровского считают горячим, нетерпеливым и решительным человеком:

    «…Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.» (о Дубровском)

    «…человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.»  (о Дубровском)

    О характере Кирилы Троекурова также известно, что он — человек пылкого нрава:

    «…порывам пылкого своего нрава…» (о Троекурове)

    К сожалению, именно гордостью и пылкость героев приводит к тому, что между ними разгорается ссора, которая имеет трагические последствия.Различия Кирилы Троекуров и Андрея Дубровского

    Сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова (различия героев)<o>
    Андрей Дубровский<o> Кирила Троекуров<o>
    Андрей Дубровский – бедный дворянин:<o>«…бедным его соседом…» <o> Троекуров – богатый дворянин:<o>«…Его богатство, знатный род и связи…»<o>«…они тщеславились богатством  и славою своего господина…»<o>
    Андрей Дубровский – поручик гвардии в отставке:<o>«Сей Дубровский, отставной поручик  гвардии…»  <o> Троекуров – генерал-аншеф в отставке: <o>«…Троекуров, отставной генерал-аншеф…»<o>
    Андрей Дубровский владеет одним поместьем с 70 крепостными:<o>«…владел семидесятью  душами…»<o> Троекуров владеет 3000 крепостными и несколькими поместьями:<o>«…в разных селениях, всего до 3 000 душ…»<o>«…в одном из своих  поместий жил…»<o>
    Андрей Дубровский содержит несколько охотничьих собак:<o>«Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых…»<o> Троекуров содержит более 500 охотничьих собак:<o>«…более пяти сот гончих и борзых…»<o>
    Андрей Дубровский и его сын хорошо относятся к своим крестьянам, и те искренне преданы им:<o>«Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не  выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем.»<o> Троекуров строго обращается со своими крестьянами:<o>«С крестьянами и дворовыми обходился он строго и  своенравно; не  смотря на то, они были ему преданы…»<o>

    Это была сравнительная характеристика Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова в романе «Дубровский», описание сходств и различий персонажей (в таблице).Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»

    Троекуров и Дубровский. Эти два героя повести А.С. Пушкина «Дубровский», были полными противоположностями друг другу. И как часто бывает, противоположности притягиваются и образуют единое целое. Они способны сосуществовать, пока не произойдет нечто, что вызовет отторжение, разрыв.

    У всяких противоположностей обязательно имеется связующее, объединяющее звено. Общего между ними было то, что оба рождены были в один год, принадлежали к одному, дворянскому сословию, оба служили, причем служили вместе. Оба женились по любви и любили своих жен. У обоих был один ребенок. У Троекурова дочь, у Дубровского – сын. По этому поводу Троекуров говаривал:

    Troekurov-Dubrovskij-tsitata.jpg

    Положение в обществе

    Кирила Петрович Троекуров был богатым и влиятельным помещиком. Его богатство внушало страх и уважение. Соседи готовы были угождать всем его прихотям, в надежде получить с этого хоть какую-то выгоду, хоть полой своего платья прикоснуться к богатствам своенравного барина.

    Андрей Гаврилович Дубровский был небогат. Он владел небольшой деревней, в которой жили 70 крестьян. Доход с крестьян был небольшой, да и те деньги Дубровский отправлял сыну в Петербург.

    Описание Андрея Дубровского и Троекурова и их характеры

    Троекуров был высоким, дородным мужчиной с огромным животом. Однако это не мешало ему обходить свои владения и доводить гостей до изнеможения. Дубровский тоже был высокого роста, но крепко сбитый, коренастый, средней комплекции.

    Кирила Петрович при своем богатстве и своенравии был человеком ограниченного ума, человеком, живущим инстинктами. Он держал в доме гарем из молоденьких девушек, за которыми присматривали две крепостные старухи. Некоторых он выдавал замуж, а другие, моложе и симпатичнее, занимали их место. Кирила Петрович не отказывал себе в удовольствии вкусно поесть и крепко выпить, и пару раз в неделю страдал от собственного обжорства.

    Дубровский был настоящим, благородным дворянином. Он был умен и начитан. Он всегда говорил то, что думал, и не склонялся перед богатством других, не лебезил и не лицемерил. Он был единственным человеком, от кого Троекуров мог стерпеть правду, какой бы горькой она ни была. В своей жизни и в быту он придерживался умеренности во всем.

    Хотя, привыкший говорить, что думает, Гаврила Андреевич не задумывался над тем, что своими словами может оскорбить присутствующих. Пушкин нигде не говорит, что Троекуров обдирал своих крестьян, кроме как в словах Дубровского, что собаки у Троекурова живут лучше, чем люди. Но эти слова были порождены завистью.

    Дубровский никогда не позволял себе унижать людей, равных по сословию, и не терпел унижений от других людей. Тем более он не был готов терпеть унижений от чужого холопа.

    Неспособный на коварство, Андрей Гаврилович не подозревал способности к коварству в других. Он верил в законность и справедливость. Поэтому, известие о решении суда подействовало на него столь болезненным образом.

    Дубровский был единственным, к кому Троекуров мог приехать запросто. Он никогда и ни к кому не ездил. Но все приезжали к нему. Он любил забавы, развлечения. Но его забавы были порой жестокими, можно сказать животными.

    Отношение помещиков к крестьянам

    Троекуров был своенравным барином, и с крестьянами обходился строго. Несмотря на его крутой нрав, они были преданы своему помещику: они превозносились тем, что принадлежат столь богатому и влиятельному барину и, в свою очередь, позволяли себе разбойничать в чужих имениях, полагаясь на сильное покровительство Троекурова.

    Дубровский не тянул с крестьян последнее, был справедлив. За то они любили своего барина и были преданы ему.

    Троекуров никогда не выезжал на охоту без Дубровского, который лучше других знал достоинства собак и безошибочно разрешал всякие охотничьи споры. В день случившегося конфликта Троекуров выехал в лес, но охота в этот день не задалась. Разозленный Кирила Петрович выместил свое раздражение на поваре и гостях, присутствовавших на охоте и обеде.

    Вместо заключения

    Троекуров, в глубине души страдал от ссоры. Низкая часть его натуры, живущая инстинктами, жаждала мщения и добилась ее. Но все же Троекуров хотел помириться с другом, потому что привык к нему, и жаждал видеть его рядом. И поэтому спустя несколько дней после суда, он отправился в Кистеневку. Оскорбленный же до глубины души несправедливостью недавнего приятеля, Дубровский не оценил порывов Кирилы Петровича, разнервничался, потребовал выгнать. Приезд Троекурова усугубил болезнь Андрея Гавриловича, ускорил его смерть.

    В зародившемся конфликте были виноваты оба. Зависть, гнев, оскорбленное самолюбие, жажда мщения послужили причиной случившейся трагедии. Пушкин замечает, что даже тон письма, отправленного Дубровским Троекурову, был оскорбительным. Вчерашние приятели не хотели слышать и слушать друг друга. Их честолюбие переросло в гордыню и стало причиной произошедшей трагедии.

    «Дубровский» – роман о столкновении идеалов. Уже в самом начале в романе сталкиваются взгляды двух героев. Именно на этом конфликте и зарождается весь сюжет произведения. Почему же появился конфликт между героями? Возможно, из-за разницы харкатеров и взглядов на жизнь этих персонажей. Характеристика Дубровского и Троекурова поможет разобраться в вопросах столкновения взглядов.

    Характеристика Дубровского

    Андрей Дубровский является потомком старого дворянского рода, но при этом он довольно беден. Имение – это все, что у него есть. Но богат человек не этим. Главное достоинство Дубровского – это его честность, прямота смелость. Он не уронил свою честь в конфликтной ситуации. Он горд и независим. Но при этом он является немного вспыльчивым, горячим, неосмотрительным.

    По роману, Андрей Дубровский является вдовцом. У него есть сын, для которого он ничего не жалеет, готов на все ради него. Хотя они с Владимиром знают друг друга мало, отношения между ними очень хорошие.

    Ситуация ссоры с Троекуровым подкашивает его, выжимает из него силы. Когда Троекуров отсудил у него имение, здоровье совсем подвело старика. Он заболевает и умирает.

    Характеристика Троекурова

    Троекуров – самодур и распущенный человек. Он опьянен сознанием собственного величия, могущества. Он абсолютно неуважительно относится к людям, чье сословие ниже его статуса. Он проводит свою жизнь в пьянстве, обжорстве, праздности. Ему присущи черты жестокости. Например, одним из любимых развлечений является травля зазевавшегося гостя Медведем. Для него это действительно является веселым и смешным развлечением, хотя речь идет о жизни людей.

    Поссорившись с другом, он не просто перестает с ним общаться, он делает все, чтобы его уничтожить. Он отсуживает у него имение, причем делает это совершенно нечестным путем, просто чтобы отомстить, ведь как таковое это имение не принадлежит ему по закону и в нем нет особой надобности.

    Сравнительная характеристика в таблице

    Таблица характеристика Дубровского и Троекурова позволяет наглядно увидеть сходства и различия персонажей. Сравнительная таблица дает возможность сопоставить черты персонажей,

    Дубровский

    Троекуров

    Беден

    Богат

    Старик

    Старик

    Поручик гвардии в отставке

    Генерал в отставке

    Владеет одним поместьем

    Владеет несколькими поместьями

    В подчинении 70 крепостных

    В подчинении больше 3000 крепостных

    Хорошо относится к крестьянам

    Жестокий самодур

    Сравнения двух героев дают читателю понять, насколько важно быть честным перед собой, сохранять честь и достоинство в любой ситуации. Дубровский умирает, но его жизнь продолжается сыне. Он готов мстить за загубленную жизнь отца, так как честь и достоинство должны оставаться в выигрыше всегда. Для Владимира честь и любовь оказываются превыше всего, и в этом сказывается воспитание отца.

    Данная статья поможет грамотно написать сочинение для 6 класса на тему «Характеристика Дубровского и Троекурова», описать схожие и различные черты в их жизни, мировоззрении, взглядах.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    1. Вопрос 1 из 16

      В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?</h3>

      • <label>1830;</label>
      • <label>1833;</label>
      • <label>1836;</label>
      • <label>1842.</label>

    (новая вкладка)

    Троекуров Дубровский
    Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой
    Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души.
    Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как Троекуров незаконно отобрал имение у Дубровского старшего, становится разбойником.
    Положение в обществе Состоятельный дворянин с большими связями и деньгами. Благородный разбойник, бывший дворянин.
    Отношение к ссоре с отцом Дубровского Не смог простить друга и начинает мстить с полной силой. Имея деньги, сумел с  помощью взяток отсудить имение у Дубровских. Считает нанесения вреда своему обидчику крайней низостью. Полюбив дочь Троекурова Марию, отказывается от «кровавой» мести.
    Цель посещения Андрея Дубровского перед его смертью Желание извиниться за содеянное и загладить вину. Проститься с отцом и отправить в последний путь.
    Отношение к Маше Троекуров обожает свою дочь, но делает ее несчастной, отдав замуж за богатого старика князя Верейского. Несмотря на то что Маша является дочью Троекурова – злейшего врага Дубровских, Андрей влюбляется в нее и решает на ней жениться.
    Отношение к возможному союзу Владимира с Машей Крайне негативное. Дубровский очень переживает. Он любит Марию, но ведь она станет женой разбойника. А такой муж недостоин ее.
    Отношение к крепостным крестьянам Считает их всего лишь рабами, материальным предметом, который легко поменять. Понимать, что крепостные – тоже люди. В конце отпускает своих крестьян на волю.
    Жизненная полоса Троекурову все сходит с рук. Это неудивительно, ведь с большими связями и богатством можно свернуть и горы. Зло побеждает добро. Благородный Дубровский проигрывает «схватку» из-за более сильного врага. Дубровский не может найти такое место в этой жизни, где бы он был счастлив.
    Отношение к медведю Миши После убийства Миши, нисколько не жалеет о его смерти. Даже восхищается юным Дубровским. Не выражает особой симпатии к зверю. В результате пробирается в дом к Т. и убивает Мишу.
    Концовка Маша замужем за богатым дворянином, жизнь Троекурова течет хорошо. Его отъезд означает не только его проигрыш, но и символизирует поражение всей России. Все хорошие качества людей исчезают из России, остается только худшее и продолжает   жить припеваючи.

    Предложения интернет-магазинов

    Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Речь Дубровского и Троекурова …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеАвтор с большой симпатией относится к?Ответы (1)Подготовить сочинение на тему «Чем меня научила повесть В. Г Распутин Век живи-век люби»Ответы (1)Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась» описание в 1-2 предложениях и моральОтветы (1)Наиболее яркие моменты поэмы А. Твардовского — » Василий Тёркин «Ответы (1)Что одровременно удивила девочку? Повесть слепой музикантОтветы (1)Используемые источники:

    • https://www.literaturus.ru/2016/10/sravnitelnaja-harakteristika-andreja-dubrovskogo-troekurova-tablica.html
    • https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij/sravnitelnaya-harakteristika-troekurova-i-dubrovskogo.html
    • https://obrazovaka.ru/sochinenie/dubrovskiy/harakteristika-dubrovskogo-i-troekurova-tablica-sravnenie-6-klass.html
    • https://shollsoch.ru/2018/03/04/сравнительная-характеристика-троеку/
    • https://urokam.net/literatura/1710844.html

  • Сравнительная характеристика ларисы и катерины островского сочинение
  • Сравнительная характеристика базарова и аркадия кирсанова сочинение
  • Сравнительная характеристика гринева и швабрина капитанская дочка сочинение краткое
  • Сравните портреты илюши кости и павлуши сопоставьте их рассказы
  • Сравните сказки про ленивую и радивую и лиса и котофей иванович заполните таблицу