Сравнительная характеристика чацкого и молчалина сочинение с цитатами из текста

Автор: самый зелный опубликовано 01.07.2021 обновлено 01.07.2021 598 слов одним из выдающихся произведений александра сергеевича грибоедова является комедия

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

(598 слов) Одним из выдающихся произведений Александра Сергеевича Грибоедова является комедия «Горе от ума». Здесь автор поставил очень важные и актуальные на все времена проблемы, а также высмеял общественные пороки. Он продемонстрировал читателю столкновение представителей традиционного уклада жизни и приверженца новых прогрессивных идей. Сущность противопоставления может показать сравнение Чацкого и Молчалина. Рассмотрим сравнительную характеристику данных персонажей подробнее.

Чацкий и Молчалин существенно отличаются по своему характеру, взглядам на жизнь, положению  в обществе. Они во всем являются антиподами. Чацкий открыто презирает Молчалина, а Алексей верен своим привычкам и не выражает своего мнения: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Почему же Александр так негативно относится к Алексею? Автор показывает, как Молчалин, чтобы добиться карьерного роста, стремится потакать выше стоящим. Чацкий, в свою очередь, категорически против такого поведения: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Молчалин, судя по его говорящей фамилии, всегда старается либо соглашаться, либо отмалчиваться. А Чацкий, в отличие от него, всегда говорит правду. Если Молчалин стремится у успеху в обществе Фамусова, играет по его правилам, то Чацкий хочет изменить это общество коренным образом.

В образе Молчалина Александр Сергеевич воплотил типичного подхалима. Герой символизирует чинопочитание. Молчалин готов пойти на любые ухищрения ради осуществления собственных желаний, ведь он не может преуспеть честным путем. Основным средствами Молчалина являются услужничество, обман и лесть, но сам он называет эти качества «уверенностью и аккуратностью». Самой заветной мечтой данного персонажа является повышение по службе. Ради своей цели Молчалин ведет себя очень подло и низко. Герой обманывает Софью, что влюблен в нее, чтобы приблизиться к Фамусову.

Александр Чацкий, напротив, искренне полюбил Софью. Его любовь к девушке является самой чистой и преданной. Главный герой не может понять, чем Софью привлек такой подхалим, как Молчалин. Чацкий отказывается от службы, потому что полагает, что только люди, подобные Молчалину, в состоянии добиться карьерного роста. Главный герой возмущен, Молчалин хочет незаслуженно добиться повышения по службе, и всячески подшучивает над героем. Чацкий отличается прямолинейностью, он не боится выражать вслух свои убеждения. В образе Александра Чацкого писатель показал читателю очень образованного и рассудительного человека. Не секрет, что главный герой знает немало успешных и богатых людей, но не льстит им ради денег и влияния. Хотя бы потому, что ему это не нужно. Главным идеалом Чацкого является процветание России. Поэтому он жертвует репутацией и карьерой, чтобы изменить правящий класс и убедить его начать в стране реформы. Он осуждает фамусовское общество из-за его духовной нищеты, пошлости и ничтожных предрассудков.

В образе Молчалина Александра Грибоедов показал типичного сторонника традиционного уклада жизни. Это яркий представитель «века минувшего». Алексей смирился, что он не сможет себе построить успешное будущее без поддержки влиятельных людей. Его, в отличие от Чацкого, устраивает мир застоя, если он будет иметь доступ к кормушке для паразитов в виде казны. Для этого героя главными жизненными ценностями являются богатство, высокое положение в обществе и успешная карьера. Ради этого персонаж готов лицемерить и унижаться. А Чацкий не готов, потому что он сильнее и умнее. Чацкий — представитель «века нынешнего». В отличие от Молчалина, он понимает, что нет чести в том, чтобы быть богатым в нищей и отсталой стране. Герой хочет поменять ее, освободившись от таких застойных явлений, как крепостное право, блат в высших сферах управления, преклонение перед иностранной культурой. Он хочет жить в обществе, где не нужно унижаться, чтобы жить достойно. А Молчалин, будучи более трусливым и менее одаренным человеком, готов смириться с тем, что есть, лишь бы ничего не делать.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов продемонстрировал читателю всю суть противостояния двух противоположных взглядов на жизнь. Автор показал борьбу «века минувшего» в лице Молчалина и «века нынешнего» в лице Чацкого. Читатель видит, как пустое и безнравственное общество симпатизирует Молчалину и не признает Чацкого. Александр становится «лишним человеком» в этом бездуховном обществе.

Различия Чацкого и Молчалина Цитаты про Чацкого Цитаты про Молчалина
Главные черты характера «Остёр, умён, красноречив…»  «Услужлив, скромненький…»

«Еще ли не сломил безмолвия печати?..

Наличие и отсутствие гордости «Вот то-то, все вы гордецы!..»  «Мне завещал отец:  Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»  
Конфликтность и компромиссность «Зачем же быть, скажу вам напрямик,   Так невоздержну на язык?   В презреньи к людям так нескрыту?»   Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!  Там моську вовремя погладит,  Тут в пору карточку вотрёт…»
Искренность и неискренность в любви к Софье «И всё-таки я вас без памяти люблю…»   «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?..»  
Наличие и отсутствие способностей «Жаль, очень жаль, он малый с головой   И славно пишет, переводит.  Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»  «…Молчалин прежде был так глуп!..  Жалчайшее созданье!  Уж разве поумнел?..»  
Показное смирение и искренность «Кто так чувствителен, и весел, и остёр,  Как Александр Андреич Чацкий!» 

«Да! грозный взгляд, и резкий тон,  И этих в вас особенностей бездна…»

«Молчит, когда его бранят!..» «А он?.. смолчит и голову повесит. Конечно, смирён, все такие не резвы…» 
Наличие и отсутствие собственного мнения «Помилуйте, мы с вами не ребяты,  Зачем же мнения чужие только святы?»  «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь.» 
Честное и бесчестное отношение к карьере «Служить бы рад, прислуживаться тошно…»  «Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий: Зачем же надобно? Молчалин: В чинах мы небольших.» 
Чувствительность и бесчувственность «Кто так чувствителен, и весел, и остёр,  Как Александр Андреич Чацкий!»  «Вы, сударь, камень, сударь, лед…»  

Метки: 9 классАлександр ГрибоедовГоре от умасравнениетаблица

Читайте также:

Характеристика Чацкого

Чацкий – молодой свободный человек; можно сказать, путешественник, искатель нового. Не богат, никакого чина не имеет, да и не нужен он ему ни к чему: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит он Фамусову, когда тот призывает послужить Чацкого, если желает жениться на Софье. Чацкий умен, остроумен, говорит лишь то, что у него в сердце – и это его отличительная черта. Дерзну даже сравнить его с Хлестаковым: «Что на уме, то и на языке».

Чацкий – это человек нового времени, передовых взглядов, человек иного пошиба:

«Ваш век бранил я беспощадно!» –

Он изобличает нынешний век, то время, в которое он живет и, самое главное, не боится этого делать. В связи с этим возникает вопрос: «Кто же еще, если не он?». «Один в поле не воин» гласит народная мудрость. Но в этом случае воин – воин, если он Чацкий!

Так и есть; он лекарь, лекарь свободы. Он пытается добиться того, чтобы его поняли – он не приемлет нынешний строй, как я уже говорил. Но дело в том, что его никто не понимает, и не может понять, и принимают его за сумасшедшего. Сам же Чацкий говорит Фамусову и Скалозубу:

«Дома новы, но предрассудки стары;
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары» –

Вот она, проблема! Но понимает ли сам Чацкий, что все его призывы, все увещевания, все силы, весь тот язвительный ум, кой он вложил в свои слова, – понимает ли он, что все это… как бы зря? Он знает, что не зря, ибо его поймут не нынешний век, не эти люди, но поймут обязательно другие.

В комедии Чацкий – наиболее значимый по своей функции персонаж, ибо без него ничего бы и не было: фамусовское общество так бы и осталось фамусовским, или же незначительно изменилось в связи с новыми веяньями, как это обычно бывает.

На протяжении всей комедии Чацкий заслужил множество характеристик о себе. Вот некоторые из них.

I. Лиза о Чацком:

1) «Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!»

II. Софья Павловна о Чацком:

«…Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким может смех».

2) (Тоже Д., тоже я.)

«Остер, умен, красноречив.
В друзьях особенно счастлив».

3) (Тоже Д., Я 6) Софья, разгневанная словами Чацкого о Молчалине:

«Не человек, змея!»

«Убийственны холодностью своею!
Смотреть на вас, вас слушать нету сил».

5) (Тоже Д., тоже Я.)

«На что вы мне?
Да, правда, не свои бедЫ – для вас забавы,
Отец родной убейся – все равно».

«Ах, Александр Андреич, вот,
ЯвИтесь вы вполне великодушны:
К несчастью ближнего вы так неравнодушны».

«…Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда бог Чацкого принес!»

8) Основательную характеристику от Софьи Чацкий получает в III Д., 1 явлении:

«Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова,
А сами вы…»

«…грозный взгляд и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна,
А над собой гроза куда не бесполезна» –

Этим Софья упрекает Чацкого в излишней откровенности. Она, быть может, считает, что Чацкий сам не видит этих «особенностей бездну» – этих, по мнению Софьи, сильнейших недостатков. Она призывает Чацкого с ними бороться. Но разве же это недостатки? Только по мнению фамусовского общества, но не по мнению Чацкого.

«Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь».

«Зачем же быть, скажу вам напрямик,
Так невоздержну на язык,
В презреньи к людям так нескрыту,
Что и смирнейшему пощады нет. Чего?
Случись кому назвать его:
Град колкостей и шуток ваших грянет.
Шутить! и век шутить! как вас на это станет!»

Намекая на Чацкого:

«Конечно, нет в нем этого ума
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал,
Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал,
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»

«Ах, этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!»

«Он не в своем уме»

«Не то, чтоб уж совсем…»

«А! Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?»

III. Чацкий о себе самом:

«Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так, – ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду…»

«Ах! нет, надеждами я мало избалован»

«Я не отгадчик снов»

«Я верю собственным глазам»

«Длить споры не мое желанье…»

«Я сам? не правда ли, смешон?»

«Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…»

«Но есть ли в нем *(в Молчалине)* та страсть,
То чувство, пылкость та,
Чтоб кроме вас ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем и всем его делам
Душою – вы, вам угожденье. »

«Ах! боже мой! неужли я из тех,
Которым цель всей жизни – смех?
Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю».

«Не впрямь ли я сошел с ума?»

«Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!»

IV. Фамусов о Чацком

«…этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель
Быть взрослой дочери отцом!»

«Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя…»

«Ах! боже мой! он карбонари!»

«Что говорит! и говорит, как пишет!»

«Он вольность хочет проповедать!»

«Да он властей не признает!»

«И знать вас не хочу, разврата не терплю».

«Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди».

«Тебя уж упекут
Под суд, как пить дадут».

«…Андрея Ильича покойного сынок:
Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит».

«Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, и нИ весть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монашеским лицом,
Так назовет он подлецом. »

«По матери пошел, по Анне Алексевне:
Покойница с ума сходила восемь раз».

«Безумный! что он тут за чепуху молол!
Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!»

V. Прочие лица о Чацком:

1) (Д. III, Я. 10), Хлестова:

«…Чему он рад? Какой тут смех?
Над старостью смеяться грех…»
«Я за уши его дирала, только мало».

2) (Д. III, Я. 15 и 16), Г. N. и Г. D.:

3) (Д. III, Я. 16), Загорецкий:

«…Его в безумные упрятал дядя-плут…
Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.
Так с цепи, стало быть, спустили»,

«Представьте, я заметила сама;
И хоть пари держать, со мной в одно вы слово».

(Я. 19) Загорецкий:

«В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны».

(Я. 20) Графиня бабушка:

«Да. в пусурманах он!
Ах! окаянный вольтерьянец!»

«Шампанское стаканами тянул».

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина…»

4) (Д. IV, Я. 7), Княгиня:

«… с ними говорить опасно,
Давно бы запретить пора…

Я думаю, он просто якобинец…»

По мнению Фамусова, да и, думаю, по мнению всего фамусовского общества, Чацкий – извращенная натура; и извращенность его в том и выражается: в речи, в действиях – во всем, и тем он извращен, что видит всю несправедливость, неправедность, именно самое извращенность фамусовского общества. Что смеет, к тому же, выразить свое мнение. «Он карбонари!» – восклицает Фамусов. «Он якобинец» – говорит княгиня. И как еще только не называют Чацкого, но все приходят к выводу… точнее, к выводу пришла Софья, и то в шутку, в месть, а остальное общество согласилось с этим выводом – в общем, Чацкий сошел с ума. Но это не так – и мы это прекрасно знаем. Он был просто-напросто умнее своего времени, он опередил его и воевал со старыми порядками, изощренно и хитроумно их изобличая… Он противопоставил себя целому обществу; он воевал с ним… в конце концов, он приходит к выводу, что только время изменит этих людей. Далее он уезжает странствовать – вновь:

«Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

Но что оставил после себя Чацкий, что изменил? Ведь фамусовское общество так и осталось фамусовским! Или же он заронил семя, семя свободы, которое вскоре принесет свои плоды?
Чацкий, будучи чувствительным и, к тому же, остроумным человеком, наговорил всяких «колкостей», обвинил фамусовское общество за то, что оно не смогло понять его, что не захотело меняться, и что оно надсмеялось над ним. Он примерил на себя особую роль – роль судьи, изобличителя пороков, всей этой несправедливости, громоздящейся и окружающей все это общество. Так разве что-то изменилось? Ответить на сей вопрос нельзя, так же как и нельзя ответить на вопрос: «А будет ли этот человек талантливым поэтом? – а человек-то еще и не родился; еще не вырос – он еще только в зародыше…

Александр Андреевич Чацкий — образ и характеристика героя комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Андреевич Чацкий — не только главный герой комедии А. Грибоедова, но и «герой своего времени» (первой четверти XIX в.). Характеристика образа Чацкого помогает понять особенности той эпохи.

Эпоха Чацкого

Пьеса была закончена автором в 1824 г. Но он начал работать над ней где-то между 1816–1821 гг. (точная дата исследователями не установлена). Что это было за время?

Победоносно закончилась Отечественная война 1812 г. Ожидалось, что героизм народа будет поощрён отменой крепостного права, но этого не произошло. Появились первые признаки зреющего недовольства внутренней политикой государства. В 1816 г. была создана первая тайная организация будущих декабристов «Союз спасения», и её создание стало первым шагом на пути ограничения авторитарной власти абсолютной монархии в России. В 1818 г. на Европейском сейме прозвучало требование ограничить самодержавие, введя его в рамки закона и конституции, но император Александр I, присутствовавший на нём, страшно боялся проникновения в страну «французской заразы», т. е. революционных идей. На Европейском сейме он поддержал эти требования, но в стране их не реализовывал.

В комедии «Горе от ума» только Чацкий говорит о новой морали, новых идеях и стремлениях к духовной и политической свободе. Именно он несёт в себе «дух времени». Но за его трёхлетнее отсутствие в России утихла радость по поводу победы над Наполеоном, проза жизни с её насущными проблемами захватила общество. В Москве жизнь вошла в обычную колею, и лишь вернувшийся Чацкий всё ещё не расстался с иллюзиями близких перемен. В то время передовые люди не стремились к революционным преобразованиям, к свержению монархии и т. п. Они мечтали об исполнении своего долга перед Отечеством, который заключался в честной службе ему. Поэтому Чацкий отправился в Петербург, но скоро понял, что государству не нужны честные патриоты, ему нужно прислуживание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». И он возвращается в Москву. Но тут он встречает ещё более рьяных противников каких-либо преобразований — «фамусовское общество».

Итак, эпоха Чацкого отличалась непримиримой враждой между защитниками старого мировоззрения и представителями нового мышления.

Происхождение Чацкого и его предшествующая биография

Чацкий — дворянин, помещик. У него 300–400 душ крепостных крестьян. Он член Английского клуба, в который входили богатые и знатные дворяне. Чацкий не женат.

Отца и мать он потерял ещё в детстве и воспитывался в семье Фамусова, друга отца, и с детства дружил с Софьей Фамусовой. Именно Софья больше всех делает замечаний о его характере и особенностях личности.

Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Три года он провёл в путешествиях.

Софья говорит о Чацком, что он умён и красноречив, а Фамусов при этом добавляет, что он «славно пишет, переводит» … Его остроумие не всегда воспринимают правильно даже те, кто знает молодого человека с детства. Например, Софья за эту способность называет его «змеёй», но сам он не соглашается с такой оценкой и удивляется: «… ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду. ». Кроме того, Софья осуждает его за резкость в разговоре с людьми: «Да! грозный взгляд, и резкий тон, //И этих в вас особенностей бездна…»

А вот Лиза восхищается тем, что Чацкий «весел и остёр».

По словам той же Софьи, герой невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей. А Фамусов добавляет, что он слишком гордый, к тому же франт и сорванец.

Конфликт Чацкого с фамусовским обществом

Свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность», Чацкий не может быть понят в фамусовском обществе. Фамусов называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова: «Он вольность хочет проповедать. », «Да он властей не признает. » и т. д.

На пути преобразований, о которых мечтает Чацкий, плотной стеной стоит этот фамусовский мир с преобладанием тех нравов, против которых он всей душой восстаёт. К ним относятся: услужливость, подхалимство, кумовство, погоня за чинами, взяточничество, родственные связи при получении должности и т. д. Но отсутствовавший три года герой не понимает, что за это время появился новый тип людей — Молчалин и ему подобные. Чацкий видит пока только его ничтожность и не воспринимает человека такого типа как опасность для общества, хотя она реально существует.

Молчалин не только счастливый соперник Чацкого, но и личность безнравственная, беспринципная, хитрая, изворотливая. Он полностью противостоит идеям и идеалам Чацкого, расчётливо набирает силу и в дальнейшем не потерпит на своём пути таких людей, как Чацкий. В дальнейшем писатель М. Салтыков-Щедрин указывал на то, что укоренившиеся в русской жизни молчалины станут самыми страшными фигурами русской жизни.

Итак, Чацкий нигде не служит, т. к. не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого сложно сделать карьеру. Но он считает, что можно найти себя в творчестве или науке. Его страстность, пылкость и чувствительность являются свидетельством творческой натуры и художественного вкуса. Он имеет собственное мнение обо всем и не читает глупых книг, которые пользуются успехом в обществе: «Я глупостей не чтец, //А пуще образцовых…»

Он возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде принимаются только заграничные модные тенденции: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Китайцы, по его мнению, поступают мудро, когда не увлекаются всем иностранным: «Ах! если рождены мы всё перенимать, //Хоть у китайцев бы нам несколько занять //Премудрого у них незнанья иноземцев».

О «сумасшествии» Чацкого

В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов. Но первой эту мысль в общество вбросила Софья, а затем её подхватили другие. Слухи о сумасшествии героя быстро распространились среди гостей Фамусова, и через некоторое время все начали его сторониться и в его словах находить признаки безумия, предполагая разные причины этого, в том числе пьянство. Но Фамусов причиной сумасшествия Чацкого считает его образование: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче, пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Чацкий и фамусовское общество живут как будто в разных измерениях, они не совместимы. Представители старого московского дворянства считают себя вполне разумными и нормальными. Те же, кто им противостоит, не согласен с их жизненными установками, вполне подходят под определение сумасшедших. Поэтому все разговоры сторон можно назвать разговорами глухих — никто не слышит друг друга и не желает понимать.

Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. Но он разочаровывается в ней, когда узнаёт, что она влюблена в Молчалина и что именно она распустила слух о его сумасшествии. Больше в Москве его уже ничего не держит: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».

Горе от ума: умён ли был Чацкий?

Впервые этот вопрос поставил Пушкин и в письме к П. Вяземскому ответил на него отрицательно: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен…». Пушкин считал, что главный герой комедии «благородный и добрый малый», но непростительно то, что все свои умные речи он направляет недостойным людям: Фамусову, Скалозубу и т.д. А первым признаком умного человека, по мнению Пушкина, является понимание того, с кем имеешь дело, чтобы «не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».

Этой оценки образа Чацкого придерживались и другие современники Грибоедова и Пушкина: П. Вяземский, Н. Надеждин. Некоторые высказывались ещё резче: Чацкий жалок и смешон своей глупой влюблённостью в Софью, вовсе не достойной его любви и не имеющей женской прелести. Обвиняют этого героя и в том, что он желчен и раздражителен, но неясно, чего бы он хотел, а в его обличениях низкопоклонства, господства французского языка в русском обществе нет ничего нового. Оригинального же в воззрениях Чацкого нет ничего.

Можно соглашаться или не соглашаться с такими оценками образа Чацкого, но знать о них надо.

Значение образа Чацкого

Образ Чацкого с первых дней появления «Горя от ума» вызвал больше всего споров. Это новый тип человека в русском обществе. И его столкновение с миром фамусовых — не частное явление, это потребность в изменении общества.

Но в сложившейся ситуации он бессилен что-либо изменить, отсюда его раздражительность и некоторая несдержанность. Чацкий — первый «лишний человек» и в русской литературе, и в русском обществе. И дальнейшая его судьба непредсказуема: он или станет декабристом и выйдет на Сенатскую площадь в 1825 г., или разочаруется в «мерзостях русской жизни» и навсегда покинет Россию, став эмигрантом.

Характеристика образа Чацкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Чацкого — героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.

Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.

Значение фамилии, прототип

Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».

Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).

Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе

Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.

Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.

3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).

Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).

Внешность Чацкого

Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.

Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).

Характеристика речи Чацкого

Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.

Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.

Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.

Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.

Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».

Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей

Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.

Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).

Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).

Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).

Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).

Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.

Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.

Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.

Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии

В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.

Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками

Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.

А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:

  • П. А. Катенин полагал, что он слишком много и часто некстати всё бранит и проповедует.
  • П. А. Вяземский согласен с этим. По его мнению, Чацкий разражается обличительными монологами очень уж часто, поэтому хотя умён, но скучен.
  • М. А. Дмитриев отрицательно отозвался о главном герое комедии, считая, что он сумасброд, умничающий перед людьми, хотя и менее его образованными, но не глупыми.
  • О. М. Сомов заметил, что Грибоедов вовсе не хотел показать своего героя идеальным. Чацкий сам знает о своих недостатках — заносчивости и нетерпеливости. Он понимает, что зря говорит людям об их невежестве и пороках. Но иногда его негодование от предрассудков так велико, что он разражается обличительной речью.

В более поздней критике интересны следующие мнения:

  • В. Г. Белинский определил главного героя комедии как крикуна и шута. Он не считал, что умный человек — это тот, кто в глаза ругает всех дураками.
  • А. П. Григорьев полагал, что Чацкий — честный деятельный борец, а не «новый Дон-Кихот», как называл его Белинский.
  • Д. Л. Быков — современный литературный критик. Он обращает внимание на то, что «ум взыскует диалога», «надеясь хоть что-то доказать», надеясь на отклик. Горе героя комедии от его ума — в поиске понимания, которое он не находит в окружающих людях. Поэтому он и произносит свои монологи перед «Фамусовыми и Скалозубами».

Заключение

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Сочинение: Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (+ таблица с цитатами)

(706 слов) Александра Сергеевича Грибоедова неспроста называют выдающейся личностью. Ведь он был не только литератором, но и композитором, пианистом и дипломатом. Самым известным его произведением стала комедия «Горе от ума». В центре повествования автор показал конфликт поколений, который заключается в столкновении представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Сторонником «века минувшего» является Павел Фамусов, а «века нынешнего» – Александр Чацкий. Рассмотрим поподробнее сравнительную характеристику данных персонажей.

В своих дневниках Александр Грибоедов писал, что в произведении «Горе от ума» есть только один здравомыслящий человек. Безусловно, таковым является Александр Чацкий. Не секрет, что писатель создавал этот образ, исходя из собственных убеждений и взглядов. В образе персонажа автор изобразил образованного человека, который все время стремился к развитию и прогрессу. Для Чацкого главными жизненными ценностями являлись честь, благородство, разум, самоуважение, совесть. Поэтому он не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные убеждения. Кроме того, Александр стремился к образованию, что было чуждо его окружению. Александр терпеть не мог такие отрицательные качества, как лицемерие, эгоизм и ложь. Чацкий не мог принять старых устоев жизни, в соответствии с которыми они играли главную роль в карьере. В образе Чацкого перед читателем предстает представитель «нового» времени, который выступает за демократизацию государственного строя России и отмену крепостного права. Чацкий утверждал, что для человека важнее ум, честность, разумность, нежели деньги, слава и нажива. Читатель замечает, что все мысли этого героя устремлены в будущее. Ему до глубины души обидно, что окружение не разделяет его прогрессивных и полезных взглядов.

Представители фамусовского общества были сторонниками консервативных идей и старых устоев жизни. Для них образование, просвещение и разум не имели особой значимости в жизни. Для людей, подобных Павлу Фамусову, превыше всего богатство, статус и признание общества. Истинные человеческие добродетели также не важны для фамусовского окружения. Павел Афанасьевич даже зятя ищет не доброго или умного, а богатого и знатного. Все остальное для него вторично. Фамусов не только не ценит образование, он еще и считает его вредным. Оценивая Чацкого, он отмечает, что обучение ему повредило. Его принципиальность он считает неуместной гордостью. Зато сам он кичится многим, только вот поводы для хвастовства всегда лживые. Так, говоря о своем «монашеском поведении», Фамусов пристает к служанке, пока его никто не видит. Заботы Чацкого о крестьянах Фамусов тоже понять не может, ведь называет их только «дураками» и «петрушками», то есть в уважении им отказывает. По его мнению, крепостное право отменять не следует, ведь оно является главным источником богатства помещиков. Если Чацкий нацелен на честный труд, то Фамусов лишь делает вид, что трудится, а по факту за него все делает секретарь. Если Чацкий хочет искренней любви, то Фамусов в браке видит лишь расчет. Так, по мнению Фамусова, чувства не имеют значения при заключении союза. Фамусов считает, что у его дочери будет счастливый брак, если у ее избранника будет достойное материальное положение. По мнению Чацкого, любовь является основой счастливого брака. Деньги же не имеют никакой значимости в создании семьи. И так в каждой сфере: герои ни в чем не находят компромисса.

Сравнивая Чацкого и Фамусова, можно сказать, что оба по своему происхождению дворяне, их связывает общая биография: Александр часто гостил у Фамусовых в детстве, его отец был другом Павла Афанасьевича. Но отличаются эти герои по своим жизненным ценностям и убеждениям. Так, например, Фамусов очень боится перемен, считает вредной образованность, а все демократические рассуждения Чацкого приравнивает чуть ли не к измене. Александр Чацкий, напротив, выступает за прогресс и просвещение. Павел Фамусов очень опасается того, что такие прогрессивные люди, как Чацкий, изменят его комфортный уклад жизни.

Спор между двумя героями становится кульминацией пьесы. Александр утверждает, что служба ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в лицемерие. Ведь настоящий дворянин обязан честно служить своему делу. Совсем не удивительно, что Павел Афанасьевич отмахивается от собеседника. Он приводит в пример Максима Петровича, который путем приспособленчества и раболепства получил выгодные назначения. Вот его идеал!

Таким образом, Александр Грибоедов очень наглядно продемонстрировал читателю столкновение двух противоположных взглядов. Писатель показывает всю ничтожность и подлость фамусовского общества. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение, ведь упорно борется с ними. Герой был готов во что бы то ни стало отстаивать свои идеалы. Но Грибоедов показал, что время Чацкого ещё не наступило. Он был чужим среди фамусовского окружения, именно поэтому его и назвали сумасшедшим. Но новое время неизбежно придёт, а это значит, что правда Чацкого одержит победу.

Цитатная характеристика Чацкого. А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

А. С. Грибоедов решил написать свое сатирическое произведение «Горе от ума» по разным причинам, и разные люди из его же общества стали стереотипами выдуманных им героев. Так вот, что касается главного героя Чацкого, то некоторые утверждали, что этот персонаж уж очень сильно напоминал друга Грибоедова – Петра Чаадаева, который резко критиковал государственный строй и которого тоже когда-то из-за различий во взглядах с обществом объявили сумасшедшим. Но есть мнение, что этот герой стал прототипом самого автора, на которого тоже легла тень сумасшествия, и тоже из-за того, что он пошел вразрез мнению устоявшихся взглядов в обществе, поэтому его и отправили служить в Восточную Азию. Теперь с большим интересом хочется разобраться с темой «Цитатная характеристика Чацкого» и узнать, что это был за человек, которого общество приняло за умалишенного. Может, в этом и есть доля правды.

841126

Цитатная характеристика Чацкого. Появление героя

Все гениальные люди немного сумасшедшие, так как зачастую по-другому смотрят на, казалось бы, самые привычные вещи и обстоятельства. К таким сумасшедшим наверняка приписывали и Пушкина, и Лермонтова с их вольнолюбивой поэзией, обличавшей современные нравы и правителей.

Что же касается нашей темы «Цитатная характеристика Чацкого» («Горе от ума», 1 действие), то ее можно начинать раскрывать с того пояснения, что Чацкий – дворянин, который возвращается в Москву из-за границы, чтобы поскорее встретиться с Софьей Фамусовой. Он не виделся с ней почти три года. В детстве они дружили, потом их отношения переросли в любовь, но Чацкий неожиданно уехал, даже не предупредив об этом Софью. И вот в первом действии он появляется в доме Фамусовых и торопится повидаться с Софьей, но она встречает его очень холодно, так как не простила его и теперь уже очень сильно увлечена Молчалиным.

841289

Молчалин — антипод

Любит Грибоедов противопоставлять героев, и, конечно же, полная противоположность Чацкому, особенно если сравнивать их по характерам, мировоззрению и положению в обществе, это Молчалин. Он является типичным представителем постепенно изживающей себя фамусовской эпохи. Молчалин в произведении в общении с людьми сама кротость и воспитание, однако он является олицетворением эгоизма, чинопочитания и лести. Этот герой — безликий тихоня, про которых принято говорить, что он может дойти до степеней известных, «ведь нынче любят бессловесных». Он готов заискивать и преклоняться перед кем угодно, лишь бы в угоду своих корыстных целей. Карьера и получение высокого чина для него превыше всего. Понятия чести и гордости у него отсутствуют. Он всегда готов подстраиваться под сильных мира сего, и даже сам отмечает, что уже в его года «не должно сметь свое суждение иметь».

Молчалин — двуличный молодой человек, он обманывает Софью и, когда никто не видит, ухлестывает за служанкой Лизой. Однако Грибоедов все же разбавил его многочисленные пороки умеренностью и аккуратностью.

841325

Новое поколение

Цитатная характеристика Чацкого очень сильно отличается от характеристики Молчалина. Чацкий — представитель нового зарождающегося общества и, напротив, очень открытый и уверенный в себе молодой человек. Он самый настоящий патриот, но ушедший со службы, потому как не видел в ней проку. Чацкий в службе не находит пользы для государства и народа, но если бы он только захотел, то мог бы сделать хорошую карьеру, «он малый с головой», «и славно пишет, переводит», то есть знает языки. Как видно, цитатная характеристика Чацкого и Молчалина говорит сама за себя.

Чацкий — декабристского плана человек, он верит, что Россия стоит на пороге рассвета, где не будет несчастного и угнетенного народа, и резко осуждает крепостное право. Он уверен, что общество рано или поздно очнется. А насчет службы он кидает реплику, что готов служить государству, а не отдельным лицам. Или другая известная его фраза: «служить бы рад», но, как говорится дальше, «прислуживаться тошно».

Цитатная характеристика Чацкого («Горе от ума») — философия нового образа жизни

Очень жаль, но у таких людей, как Чацкий, почти не бывает друзей, он одинок, даже человек, которого он любил, стал к нему равнодушен. Общение его с окружающими построено на беседах и монологах, вызывающих споры и конфликты, и обращены они в первую очередь не к оппоненту, а к обществу в целом.

Грибоедов специально противопоставляет этих двух героев, чтобы ярче раскрыть их сущность и характер. Он преподносит их как две философии и две науки жизни веков нынешних и минувших, но симпатизирует и полностью одобряет взгляды и суждения Чацкого — умного, образованного и честного человека.

841290

Заключение

Светское общество в то время в большом количестве имело таких, как Молчалин и Фамусов, но и оно уже не имеет силы зажимать уши и уходить от правдивых речей таких людей, как Чацкий, который все-таки сумел растормошить соразмеренную жизнь московских господ. А это значит, что он вышел победителем.

Вот так примерно можно открыть тему сочинения «Цитатная характеристика Чацкого». Но рассуждения могут быть совершенно разными, ведь у каждого имеется своя точка зрения.

  • Сравнительная характеристика чацкого и молчалина сочинение по литературе 9 класс
  • Сравнительный указатель сюжетов восточнославянская сказка л 1979
  • Сравнить как пишется правильно и почему
  • Сравнительно исторический как пишется
  • Сравнительная характеристика чацкого и молчалина сочинение 9 класс кратко