Сравните темы сочинений что между ними общего а в чем их различие улица моего детства

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий к сказке в. одоевского мороз иванович, страницы 207-208укм

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Презентации книг, спектакли и экскурсии, интерактивные игры и выставки: горожанам предложили принять участие в серии мероприятий к юбилею писателя.

11 ноября этого года исполняется 200 лет со дня рождения известного всему миру великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, который родился в Москве и прожил в ней до 16 лет. Мероприятия, посвященные празднованию юбилея писателя, идут с начала 2021 года, но именно в ноябре, в месяце, когда Федор Михайлович появился на свет, состоится несколько знаковых.

Большую праздничную программу к юбилею русского гения подготовили Библиотеки центра Москвы. Она является частью сетевого проекта «Московский Достоевский: семейное путешествие». Всего это более 30 событий: экскурсии, спектакли, киновечера и художественные читки. Одной из главных площадок и «идейным вдохновителем» проекта является библиотека №19 имени Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бульвар, дом 23 строение 1).

11 ноября в 15:00 в библиотеке №19 имени Ф.М. Достоевского пройдет презентация книги Александра Левинтова «Достоевский в Библиотеке имени Ф.М. Достоевского. Человек, давший душе язык». Этот небольшой сборник — несколько театральных, литературных и путевых заметок, связанных с личностью Фëдора Михайловича Достоевского и его творчеством. Затем, в 19:00 поклонники великого писателя смогут посетить спектакль «Сны о Преступлении и наказании» — взгляд на роман Достоевского с точки зрения инобытия. Действие разворачивается словно в тонком сне, где переплетается объективная и мистическая реальность. На сцене только двое — актер-Раскольников-автор и актриса — воплощение иного мира — появляется в образе остальных персонажей, предметов, материализовавшихся мыслей, демонов подсознания.

12 ноября в 19:00 программу в библиотеке продолжит премьера фильма «Близкий Достоевский», который записывался в течение юбилейного года. Жители Москвы читали на камеру любимые фрагменты из произведений писателя и рассказывали о том, почему он важен лично для них. Видеопроект организован Библиотекой имени Ф.М. Достоевского и творческим объединением «Станция Дно».

14 ноября пройдет программа «Детский Достоевский». В 11:00 от станции метро Достоевская стартует экскурсия «Достоевский в Москве: Детство на Божедомке», участники экскурсии узнают, каким было московское детство маленького Феди, где он родился, где жил, что за семья у него была, чем они занимались, как отдыхали и многое другое. Экскурсию проведет историк Москвы, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов. В этот же день в библиотеке №19 имени Ф.М. Достоевского пройдут экскурсии в «Музей уникальных кукол» и интерактивные мероприятия и, на которых участники смогут попрактиковаться в чистописании настоящим гусиным пером, познакомиться с куклами начала XIX века, проверить свои знания в викторине. Приятным завершением дня станет спектакль «Детский Достоевский» — это лёгкий, весёлый, временами трогательный спектакль для детей среднего и старшего школьного возраста, позволяющей в увлекательной не энциклопедичной форме познакомить детей с московским периодом Федора Михайловича Достоевского, а именно с его детством и юностью. Зрители узнают о семье писателя, об их доме и быте, чем занимались дети времён Федора Михайловича, как они проводили свой досуг, играли, учились. Детям будет интересно сравнить себя с ровесниками из прошлого, свой мир и мир детства великого писателя. Спектакль составлен из писем и дневников самого близкого окружения Федора Михайловича и конечно же из его собственных воспоминаний о московском детстве. В спектакле играют: Неля Гаряева, Роман Огурцов, Алёна Коннова.

15 ноября откроется выставка «Московский Достоевский: семейное путешествие» на улице Арбат напротив дома 23, подготовленная Библиотеками центра Москвы совместно с Дирекцией массовых мероприятий. Посетители выставки познакомятся с памятными местами и событиями, связанными с Достоевским в Москве, людьми, которые играли важную роль в его детстве, а также традициями, которые потом прошли через всю жизнь писателя. Наиболее значимым памятным местом в Москве является район Божедомки, где родился и жил со своей семьей Достоевский. Также много связывает писателя с районом Басманный, здесь он учился в пансионе Чермака, посещал любимые церкви Успения и Косьмы и Дамиана, дом тетушки семейства Куманиных и другие. Особенно любимыми традициями в семье Достоевских было чтение книг от русского лубка до «Истории государства Российского» Карамзина, чаепитие в семейном кругу, где по-особому заваривался чай или посещение с дедушкой В.М. Котельницким «Подновицких гуляний». Много впечатлений связывает великого писателя с Москвой, даже вторая жена А.Г. Достоевского отмечала: «Федор Михайлович, москвич по рождению, был отличным чичероне и рассказывал мне много интересного про особенности первопрестольной». Выставка продлится до 30 ноября 2021 г., а посетители смогут стать участниками других мероприятий проекта «Московский Достоевский: семейное путешествие», который продлится до 8 июля 2022 года. Необходима регистрация. 

Кроме того, культурный центр «Меридиан» (улица Профсоюзная, дом 61) подготовил проект «Пять дней с Достоевским». Для «Меридиана» важной целью остаётся объединение разных жанров, направлений и поколений. Феномен Достоевского заключается в том числе в невероятной способности его творчества объединять людей разных политических взглядов и культур. Неслучайно великолепные экранизации его произведений создавались как западными, так и восточными кинематографистами. Благодаря литературному замыслу, узнаваемым темам и глубоким идеям писателя мы можем точнее видеть разницу и сходство культур.

11 ноября в 19:00 гостей культурного центра ожидает встреча с Сергеем Яковлевым, историком культуры, автором цикла лекций «Кино и книга: экранизации произведений отечественной литературы». Спикер расскажет интересные и малоизвестные подробности об экранизациях романа «Преступление и наказание».

13 ноября в 19:00 пройдет спектакль «Играем и читаем Достоевского». Драматический театр имени Сергея Есенина выступит с фрагментом иммерсивного спектакля «Карамазовы». Актёры театра Ad Astra исполнят отрывок из повести Ф.М. Достоевского «Кроткая».

18 ноября в 19:00 пройдет встреча с москвоведом и экскурсоводом Катериной Слеповой. Многие считают Достоевского исключительно петербургским писателем, а между тем, в Москве есть немало исторических мест, которые напрямую связаны с его жизнью и творчеством. Наиболее известное из них – музей-квартира Достоевского. Катерина Слепова проведёт лекцию-экскурсию и расскажет гостям «Меридиана» о том, какие ещё места в Москве тесно связаны с именем великого русского писателя.

19 ноября в 19:00 выступит Николай Рябчинский, сотрудник международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ ВШЭ. Чем уникально творчество Достоевского? Какие открытия писатель совершил в области человеческого духа, и почему так важно читать и изучать его книги сегодня? На лекции обсудят эти и другие интересные вопросы.

25 ноября в 19:00 состоится показ и обсуждение игрового полнометражного фильма «Клетка» (2015, режиссёр Элла Архангельская). Картина была снята по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Кроткая», роли в ней исполняют известные актёры – Даниил Спиваковский, Елена Радевич, Дмитриев Нагиев, Ирина Рахманова и другие. Обсуждение проведёт киновед Алёна Сычёва. После показа можно будет пообщаться с участниками съёмочной группы фильма.

Вход на все события бесплатный, необходима предварительная регистрация на сайте культурного центра «Меридиан».

12 ноября в 20:00 Библиотеки Юга Москвы проведут БИБЛИОQUIZ по жизни и произведениям писателя. Игра пройдёт в гибридном формате: принять участие можно как непосредственно в библиотеке №164 (улица Шаболовка, дом 36), так и в прямом эфире на YouTube-канале «Соседний стеллаж». Это уже пятый квиз от Библиотек Юга Москвы. Механика игры отработана: команды на протяжении нескольких раундов набирают очки правильно отвечая на вопросы ведущих. В некоторых раундах можно делать ставки, увеличивая свои шансы на победу, но вместе с тем и рискуя потерять своё преимущество перед соперниками. Игроков ожидают пять тематических раундов — от фактов личной жизни до японских экранизаций. Полное погружение в биографию Достоевского обеспечат мультимедийные раунды, благодаря которым получится раскрыть неожиданные факты об авторе и о тех, кто ими вдохновлялся.  БиблиоQUIZ — командная игра. Вопросы составлены таким образом, что даже не зная ответы наверняка, правильный вариант можно найти в ходе обсуждения со своими партнёрами. Внимательно слушайте подводки ведущих и вчитывайтесь в формулировки.  Победившие команды получат призы от партнёров: книги, промокоды на лекции и другие подарки.  Зарегистрироваться на квиз можно на сайте.

Непосредственно в день рождения автора в кассы ГУП «Московский метрополитен» поступит в продажу лимитированная серия карт «Тройка» тиражом 10 000 экземпляров, выпущенная ГБУК города Москвы «Мосразвитие» при поддержке Департамента транспорта города Москвы и ГУП «Московский метрополитен».

– Елена, исландская детская литература воспринимается у нас как нечто экзотическое. Мне кажется, в ХХ веке ее и не переводили на русский язык. По крайней мере, я ничего не смогла вспомнить, кроме пары «народных» сказок, которые были опубликованы в 80-е годы в сборнике произведений скандинавских писателей «Подарок тролля».

– Да, это так. Исландскую авторскую литературу стали переводить на русский язык не так давно.

– Но можно, тем не менее, говорить о существовании развитой детской литературы в Исландии?

– Безусловно. И это очень интересная и разнообразная литература.

– А когда она возникла именно как литература для детей?

– Филологи-скандинависты считают, что это произошло в начале ХХ века. Конечно, и в предыдущие два столетия существовали тексты, адресованные детям. Первые детские стихи датируются XVIII веком. А до этого детям рассказывали сказки. Исландия – уникальная страна с точки зрения сохранения культурных традиций. Ее жители, особенно среднего и пожилого возраста, до сих пор могут читать без словаря и комментариев исландские саги. Многие знают довольно большие фрагменты наизусть. Исландский язык за последние несколько столетий практически не изменился. В нем очень мало заимствований, мало англицизмов.

– Можно ли сказать, что исландская детская литература выросла из фольклора?

– Наверное, да. По крайней мере, первые сказки, адресованные детям. Известные персонажи исландского фольклора – тролли – изначально были невероятно страшными, с ними были связаны разного рода ужасы. Троллями было принято детей пугать. Не просто пугать – запугивать. Но уже в 1746 году король Дании (а Исландия была в те времена частью Дании) официально запретил запугивать детей. И после этого тролли «подобрели». Появились сюжеты, в которых они действуют на благо детей. В том числе – рождественские сюжеты, когда тролли (или как их называют в Исландии, «рождественские парни») выступают в качестве дарителей. Они напоминают нашего Деда Мороза. Их мать – злая троллиха Грила. Но сами «парни» не злые. Их тринадцать, у каждого – свое имя и свой характер. В течение тринадцати дней до Рождества они приходят к детям (каждый – в определенный день) и кладут подарочки в башмачки, которые дети ставят в назначенное место. (Сейчас, конечно, роль башмачков выполняет современная детская обувь: например, какая-нибудь нарядная туфелька.) Тот, кто вел себя хорошо, получает хорошие подарки. А тот, кто вел себя плохо, может вместо подарка получить овощ – картофелину или морковку.

– Картошку – совсем обидно. Морковку хоть съесть можно. То есть сюжеты, связанные с этими «тринадцатью парнями» и положили начало детской литературе?

– Возможно, что и так. Но современная исландская детская литература очень разнообразна. Большая часть новых изданий появляется на рынке за месяц-полтора до Рождества – примерно 90% всего, что издается за год. У исландских книгоиздателей даже есть такой термин – «рождественский книжный потоп». Информация о новых книгах публикуется в ежегодном Рождественском каталоге. В 2020 году детские книги составили 35% от общего числа книг. 46% произведений для детей написаны исландскими авторами, остальные – переводные.

Catalog

– Можно ли считать исландскую детскую литературу частью скандинавской литературы, или это отдельное ни на что непохожее явление?

– Думаю, да, можно. Исландских авторов, как и авторов других скандинавских стран, отличает интерес к сложным темам. Они признают, что в жизни ребенка существует много проблем: пишут и о разводе, и о болезнях, и даже о смерти. Ничего не боятся. Но при этом исландские книги исполнены оптимизма. Проблемы проблемами, но жизнь ребенка все-таки, по большей части, интересная. В ней много радости, приключений. А еще все исландские книги обладают особым колоритом, связанным со свободой ребенка. Это меня поражает. Исландский ребенок и в жизни, и в книгах ощущает себя совершенно свободным. У него по любому поводу есть свое мнение. Он не испытывает никакого пиетета перед взрослыми, не боится говорить то, что думает. Это меня, в первую очередь, привлекло в книгах исландской писательницы Кристин Хельги Гуннарсдоухтир о девочке по имени Фиасоль. Эта девочка все время что-то придумывает, ставит какие-то «эксперименты». Например, берет и уходит куда-то «погулять», потому что ей интересно что-то посмотреть, у нее есть какие-то свои «дела». Я думаю, это вполне реалистичная ситуация. Конечно, Фиасоль живет в маленьком городке, где все друг друга знают. Исландия вообще маленькая страна с населением 365 тысяч человек. Поэтому неудивительно, что в магазине можно запросто встретить президента (как это и описано в одной из историй: президент приходит в магазин покупать зубную пасту, и мама Фиасоль запросто вступает с ним в разговор). Но я представляю реакцию российских родителей, которые обнаруживают, что ребенок шести лет куда-то самостоятельно отправился…

Исландские родители вообще реагируют на поведение детей нехарактерным для нас образом. Та же Фиасоль, например, взяла из магазина конфетку, за которую никто не заплатил. Что бы сделал российский родитель? Скорее всего, набросился бы на ребенка с обвинениями. А мама Фиасоль даже не ругает дочку – просто спокойно ей все объясняет. И девочка оказывается перед необходимостью самостоятельно исправить ситуацию – вернуться в магазин, объясниться и заплатить.

– Знаете, я думаю, интересно сравнить ситуацию из книги про Фиасоль с классическим рассказом Николая Носова «Огурцы». Вроде бы там ситуация похожая. Мальчик набирает на колхозном поле огурцов и приносит домой. Мать отправляет его обратно. У читателей не возникает ни тени сомнения, что мать поступает справедливо. (Я, например, в детстве полностью соглашалась с ее решением.) Но теперь я вдруг подумала, что мальчик несет обратно сворованные огурцы с чувством уличенного преступника. Он испытывает чувство унижения. Это и есть наказание, хотя в конце концов сторож его прощает… Почему-то этот рассказ сейчас воспринимается как архаичный. Может, из-за того, что никаких колхозных полей нет. А может, потому что воровать огурцы сейчас нормальному ребенку в голову не придет. Конфетка – наверное, более понятная и соблазнительная реалия.

– В любом случае, мама совершенно не собирается в чем-то уличать девочку. Никаких нравоучений, никакого демонстративного поведения. Возникла неправильная ситуация, и ее надо исправить. Ребенок имеет право на ошибку. И взрослый должен показать, что он это понимает и сочувствует ребенку.

– Наверное, взрослый настолько уверен в человеческой доброкачественности ребенка, с таким уважением к нему относится, что это и есть основа всего, основа решения любых сложных конфликтов. Может, книги про Фиасоль — не только для детей, но и для российских родителей?

– Взрослым тоже должно быть интересно. Когда я только начинала знакомиться с этими книгами, меня многое в них удивляло. Что-то я так и не смогла принять. Один маленький фрагмент даже пришлось сократить. Это касается «туалетной темы». Для российского читателя она табуирована. А в исландской книжке ребенок на эту тему свободно шутит, фантазирует, какой-то стишок сочиняет. Мы с переводчиком и редактором так и не смогли это перевести.

– Это звучало грубо?

– Как-то грубовато. И там еще использовалось много синонимов, словесная игра была. У нас и слов-то таких в русском языке нет… В общем, мы решили опустить этот маленький эпизод. Российские родители нас бы не поняли. А в Исландии к подобным вещам относятся совершенно иначе: табуированных тем не должно быть! Запреты только комплексы формируют. Пусть ребенок в детстве тему «проговорит», пусть повеселится. Перерастет – и забудет.

– Это единственный эпизод, на котором вы споткнулись?

– Не то чтобы споткнулись, а не смогли с ним справиться. Больше мы ничего не сокращали. Но были другие моменты, заставившие меня задуматься. Фиасоль, например, по любому поводу высказывает свое мнение, но иногда это звучит резковато. В нашем обществе не принято так говорить. Особенно – девочкам ее возраста. Приходилось это учитывать.

– Смягчать?

– Немного смягчать, немного приглаживать. Но совсем чуть-чуть. Колорит, мне кажется, нам удалось сохранить. И много разных интересных реалий.

– Когда вы стали рассказывать про отношение исландских родителей к детям, мне вдруг стал понятен зачин другой книги, выпущенной вашим издательством, ‒ «История Голубой планеты» Андри Снайра Магнасона. Она начинается с сообщения, что существует планета, на которой живут только дети. В отличие от других произведений, дети не оказались там в результате какой-то катастрофы или наказания. Нет. Просто тут все так «устроено». Должна признаться, это меня поразило даже больше, чем возникшие у вас проблемы с «туалетной темой». Никто даже не обсуждает, насколько это правомерно. Детям можно доверить их собственную жизнь. Это такая доведенная до абсолюта детская свобода, которая не ставится под вопрос. Такой зачин и такой сюжет действительно могут возникнуть только в обществе, где к детям относятся с предельным доверием и позволяют им учиться на своих ошибках. И еще у меня возникло ощущение, что исландцы до сих пор ощущает себя охотниками и рыболовами.

– Так оно и есть. Рыболовство – главный промысел Исландии. И к охоте исландцы относятся иначе, чем российские городские жители. У них это вписано в программы выживания. А природные условия страны довольно суровы. Исландия – страна льдов. В прежние времена, чтобы обезопасить себя на случай голода, исландские рыбаки закапывали мясо пойманной акулы в мерзлую землю. Это мясо не раз спасало жителей от неминуемого, казалось бы, вымирания. В трудный момент его откапывали и ели. И до сих пор ежегодно в память об этом отмечают праздник Торраблот, главным блюдом на этом празднике всегда было мясо акулы, долгое время выдержанной в земле и обладающей неповторимым запахом и вкусом. Несколько раз мне доводилось пробовать это блюдо в посольстве Исландии. Надо сказать, что привкус у тухлой акулы «специфический». Но это способ сохранить память о тяготах прошлого. И, думаю, современные городские дети в Исландии знают о выживании больше, чем наши городские дети.

– То есть вы считаете, что российского городского ребенка полезно знакомить с книгами исландских писателей еще и поэтому?

– Мне кажется, да. Это расширяет культурные горизонты, помогает по-другому взглянуть на вопросы экологии. Для автора «Истории Голубой планеты» Андри Снайра Магнасона очень важна экологическая тема. Сейчас во всем мире очень популярна его книга «О времени и воде», скоро она выйдет и в России. Там затронута тема таяния ледников. Для Исландии это чрезвычайно актуально и болезненно. Магнасон пытается объяснить, что это означает – таяние ледников, как это изменит мир и жизнь исландцев. Он вообще необычный и очень интересный писатель. Любит говорить притчами.

Мы сейчас готовим к печати еще одну его книгу – «Ящик времени». В ней тоже речь идет об экономической и экологической катастрофе, спасаясь от которой люди попрятались в загадочные чёрные ящики и отказались выходить из них до тех пор, пока не настанут лучшие времена. Что же такое время, как его измерить и оценить? Поиск ответа заставляет героев обратиться к событиям далёкого прошлого, больше похожим на легенду или чудесную сказку.

– Сюжет в «Истории Голубой планеты» действительно держит внимание читателя. Скажите, а насколько детская литература Исландии востребована за рубежом?

– В последние годы количество переводов с исландского языка на разные языки мира сильно возросло. И в большинстве своем это именно детские книги. Исландия умеет продвигать свою литературу – в том числе с помощью грантовой поддержки переводчиков и издателей. Больше всего книг переводится на языки других скандинавских стран. На втором месте по заинтересованности – Германия. Теперь исландские книги появились и в России, причем в 2020 году их издано рекордное количество – восемь книг (для детей и взрослых), и половина из них – в нашем издательстве.

– А как обстоят дела с переводчиками на русский?

– Переводчиков с исландского очень мало. Их можно по пальцам пересчитать. Серию книг о Фиасоль переводил Борис Жаров, «Историю Голубой планеты» ‒ Игорь Мокин, «Ящик времени» ‒ Ольга Маркелова. Это очень сильные переводчики, настоящие профессионалы. Но переводчику нужен редактор. А редактора для исландских книг найти еще труднее, чем переводчика. Все-таки нужно, чтобы редактор мог сверять перевод с оригиналом. Поэтому часто один и тот же человек может выступать в роли переводчика одной книги и в роли редактора другой книги. Но, мне кажется, у нас все впереди. В феврале мы отметили годовщину запуска нашего проекта. И пока дела идут хорошо. Много планов и много прекрасных книг уже в работе!

Беседу вела Марина Аромштам

В оформлении статьи использована иллюстрация Ауслёйг Йоунсдоухтир к книге Андри Снайра Магнасона «История Голубой планеты»

_________________________________________________

Исландские книги проекта «Скандинавская линия» (НордБук):

История Голубой планеты »

Итоговое сочинение 2020-2021 – всё о нём

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

Материалы для подготовки к ИС: Итоговое сочинение 2020-2021

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению
ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:
1

«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2
«Каковы источники формирования исторической памяти?»
3
«Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?»
4
«Культура – это память человечества»
5
«Что, по вашему мнению, не подлежит забвению?»

Примеры сочинений по направлению
Я И ДРУГИЕ:
1

«Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
2
«В чем причины межличностных конфликтов?»
3
«Может ли человек жить вне общества?»
4
«Что объединяет людей?»

Примеры сочинений по направлению
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:
1

«Почему люди боятся перемен?»
2
«Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 1)
3
«Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?» (пример 2)
4
«В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»
5
«Можно ли меняться, оставаясь собой? »

Примеры сочинений по направлению
РАЗГОВОР С СОБОЙ:
1

«Что значит быть самим собой?»(пример 1)
2
«Что значит быть самим собой?» (пример 2)
3
«В чем состоит опасность душевного разлада?»
4
«Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? »

Примеры сочинений по направлению
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
1

«Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»
2
«Как формируются нравственные ориентиры современного человека?»
3
«Кого можно назвать героем XXI века? »
4
«Каков он: портрет современного человека?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению
ВОЙНА И МИР
1

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2
«Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5
«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6
«Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7
«Какова роль личности в истории?»
8
«Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Тостого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

«Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2
«Какова роль надежды в жизни человека?»
3
«Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4
«Бывают ли надежды напрасными?»
5
«Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6
«Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7
«К чему может привести отчаяние?»
8
«Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9
«Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2
«Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3
«Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4
«Высшая мудрость — различать добро и зло»
5
«Делать добро легче, чем быть добрым «
6
«Что помогает человеку верить в добро? «
7
«Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8
«Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:

«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?» Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

«Гордость без смирения — тщеславие, смирение без горддости — униженность»
2
«Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3
«Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4
«Чем отличается гордость от гордыни»
5
«Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6
«К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7
«В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8
«Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2
Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4
«Может ли любовь быть эгоистичной?»
5
«Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6
«Может ли любовь изменить человека?»
7
«Как связаны понятия любовь и прощение?»

Итоговое сочинение. Направления 2018-2019 года

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность» Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?» Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?» Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит челвоеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?» Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?» Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?» Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»
Направление «Месть и великодушие»
Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

Направление 2017-2018 года

Направление «Верность и измена»

Тема сочинения: «Что значит быть верным?»

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

Экспресс-материал (шпаргалка) для подготовки к Итоговому сочинению по литературе

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

Материалы для подготовки к ИС: Итоговое сочинение 2020-2021

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению
ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:
1

«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2
«Каковы источники формирования исторической памяти?»

Примеры сочинений по направлению
Я И ДРУГИЕ:
1

«Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
2
«В чем причины межличностных конфликтов?»

Примеры сочинений по направлению
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:
1

«Почему люди боятся перемен?»
2
«Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?»
3
«В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»

Примеры сочинений по направлению
РАЗГОВОР С СОБОЙ:
1

«Что значит быть самим собой?»
2
«В чем состоит опасность душевного разлада?»

Примеры сочинений по направлению
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
1

«Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению
ВОЙНА И МИР
1

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2
«Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5
«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6
«Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7
«Какова роль личности в истории?»
8
«Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Тостого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

«Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2
«Какова роль надежды в жизни человека?»
3
«Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4
«Бывают ли надежды напрасными?»
5
«Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6
«Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7
«К чему может привести отчаяние?»
8
«Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9
«Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2
«Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3
«Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4
«Высшая мудрость — различать добро и зло»
5
«Делать добро легче, чем быть добрым «
6
«Что помогает человеку верить в добро? «
7
«Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8
«Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:

«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?» Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

«Гордость без смирения — тщеславие, смирение без горддости — униженность»
2
«Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3
«Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4
«Чем отличается гордость от гордыни»
5
«Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6
«К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7
«В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8
«Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2
Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4
«Может ли любовь быть эгоистичной?»
5
«Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6
«Может ли любовь изменить человека?»
7
«Как связаны понятия любовь и прощение?»

Итоговое сочинение. Направления 2018-2019 года

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность» Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?» Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?» Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит челвоеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?» Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?» Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?» Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»
Направление «Месть и великодушие»
Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

Направление 2017-2018 года

Направление «Верность и измена»

Тема сочинения: «Что значит быть верным?»

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

Направление 2016-2017 года

Направление «Разум и чувства»

Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»

Шпаргалка с аргументами к итоговому сочинению

«ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» ИВАН БУНИН

Направление «Он и она» Героиня рассказа — это загадочная, странная девушка, в которую влюблен главный герой: «…она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем; она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, — совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании…»

Героиня богата и молода, так же как и главный герой: «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами.» Молодой человек ухаживает за девушкой, возит ее в рестораны, театры, дарит цветы, конфеты: «…каждый вечер я возил ее обедать в “Прагу”, в “Эрмитаж”, в “Метрополь”, после обеда в театры, на концерты, а там к “Яру”, в “Стрельну”…» «…говорила: “Спасибо за цветы…” Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги — Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского…» Между главным героем и его возлюбленной существует какая-то «странная любовь». Эти отношения мучают молодого человека, но одновременно приносят ему счастье: «“Странная любовь!” — думал я…»

+ направление «Надежда и отчаяние» — главный герой до последнего верит, что его возлюбленная все же будет с ним и женится на нем

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

Проблема дружбы / Способна ли дружба сохраниться через многие годы? («Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с. — Ну, полно! — поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!»)

Проблема угодничества / чинопочитания («- Ну, полно! — поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание! — Помилуйте… Что вы-с…- захихикал тонкий, еще более съеживаясь. Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…»)

Направление «Гордость и смирение»: Через долгие годы встретившись вновь, друзья узнают, что в их жизни многое поменялось, каждый достиг чего-то своего, у одного из них, тонкого, уже появилась семья, однако с финансами не все хорошо, другой же, толстый, дослужил до тайного чина, и имеет две звезды. Услышав это, его старый друг меняет манеру общения и начинает угождать толстому, даже называя его «ваше превосходительство».

«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Гордость и смирение. Гордыня Ларры привела к тому, что он остался один, никому не нужный

Добро и зло. Ради людей Данко готов пожертвовать своим сердцем

Гордость в данном произведении рассматривается двух сторон. У Ларры гордость является синонимом самовлюбленности, эгоизма, который перерождается в гордыню. Будучи сыном орла, Ларра считает себя выше остальных, поэтому правила и законы общества он вправе не соблюдать. Убив девушку за то, что та его оттолкнула, община долго думает о смертной казни Ларры. Но решает, что лучшее наказание — дать свободу герою, оставить его в одиночестве навечно. Ларра лишь посмеялся. Но через многие годы он не может терпеть мучений, хочет умереть. И как бы он ни просил о смерти, никто не хотел облегчать ему ношу.

Второе понятие гордости мы видим на примере Данко. В его случае гордость — положительное качество, которое придаёт уверенность человеку в своих силах, дарит веру в себя. Данко понимает, что он может принести людям добро, помочь им. Но не отвергает их принципы, и не ставит себя выше окружающих, а наоборот, готов пожертвовать собой на благо людям. Отчаявшихся людей, загнанных в лес, Данко выводит из страшного места. Люди начали злиться на Данко, ведь они шли довольно долго, а выхода все не было. Герой понимал свою ответственность, осознавал, что людям нужна его помощь: без неё они погибнут. Поэтому вырвал из груди своё сердце, чтобы оно освежило дорогу и указало путь на выход. Данко — пример для подражания.

ГОЛДИНГ «ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ»

Направление «добро и зло». С виду человек может быть добрым, прилежным и воспитанным, но нет никакой гарантии того, что в экстремальной ситуации он не превратится в жестокого дикаря. В романе Голдинга «Повелитель мух» мальчики оказываются на необитаемом острове. Все они из хороших семей, в которых ребят никак не могли научить жестокости. Однако на острове некоторые герои становятся настоящими монстрами, готовыми пойти на убийство товарищей. В мире не так много людей, которые, оказавшись в чрезвычайном положении, смогут ставить добро превыше жестокости, моральные устои — выше эгоизма. К сожалению, иногда порядочность и милосердие – это лишь маска, под которой спит настоящее зло.

Л. АНДРЕЕВ » МОЛОДЕЖЬ»

-Любовь между Шурочкой и Шарыгином -Отношения в классе. Шарыгин высказал мнение класса директору, а в итоге виноватым оказался он один -Он пожертвовал собой ради других. Сказал, что он был во всем виноват, потом его наказали. Но так он заслужил уважение одноклассников

БУНИН » ГРАММАТИКА ЛЮБВИ»

-Направление «он и она» ( помещик и его возлюбленная) -проблема неразделенной любви -проблема непонимания со стороны общества

«ДРУГ» ЛЕОНИД АНДРЕЕВ

Проблема взаимоотношения людей и животных ( взаимоотношения Владимира Михайловича и его собаки изначально были таким тёплыми , доверительными , что он считал его своим единственным другом: «Друг ты мой единственный!»

Проблема эгоизма ( когда к Владимиру Михайловичу пришла слава , он забыл про свою больную собаку ,а лишь думал о своём будущем)

«Добро и зло». В данном произведении поднимается проблема благодарности. (Например, собака поддерживает своего хозяина в один из тяжелейших периодов его жизни. Даже несмотря на то, что герой бьет её, не перестает любить хозяина и всегда прощает. А Владимир Михайлович забывает о больной собаке, наслаждается жизнью и славой и даже уезжает на свидание, зная, что в болезни собаки наступил кризис.)

«Надежда и отчаяние» (Владимир Михайлович верит, что придут счастье, слава, признание. Но друг умирает, а слава уходит, герой впадает в отчаяние, он остается один, совсем один)

Проблема отношения к животным (Владимир Михайлович считал пса Васюка своим единственным другом, однако порой не уделял ему достаточно внимания, в итоге из-за этого он потерял его).

Направление ДОБРО И ЗЛО, так как отношение главного героя к собаке и его эгоизм можно рассматривать как зло, а любовь Васюка — как добро.

РИЧАРД МАТЕСОН «ПЕРВАЯ ГОДОВЩИНА»

Проблема любви, как светлого чувства (женщина хотела красивой жизни, и делала всё для этого: она думала лишь о своём счастье, а не о счастье их с мужем; муж же любил её безумно и винил во всех «случайностях» себя), отсюда же проблема взаимоотношений супругов. Все эти проблемы складываются в направление ОН И ОНА.

Ричард Матесон «Призраки прошлого»

Проблема осознания человеком прошлого (прогуливаясь по городу Джонсон понимал, что ему не вернуть былые годы, какими бы прекрасными они не казались),

проблема принятия действительности (да, герой видел прекрасную жизнь только в своём прошлом, реальность казалась ему блеклой).

Направление «ОН И ОНА»: Джонсон вспоминал об отношениях с Мэри и жалел, что женился на другой женщине.

ВЕРСАЕВ «МАТЬ»

Проблема понимания истинного материнства (рассказчик на примере Богоматери выделяет черты, которые должна иметь настоящая мать: дающая шанс проявить себя, какая бы судьба нм была предначертана её ребёнку), проблема воздействия искусства на сознание человека (картина Рафаэля так глубоко проникла в сознание рассказчика, который не особо был увлечён искусством (он выбирал произведения только по путеводителю), что он обомлел перед ней).

Подойдёт под направление ДОБРО И ЗЛО, где матерь божья олицетворяет абсолютное добро, святого человека.

А.П.ЧЕХОВА «ЧЕРНЫЙ МОНАХ»

Направления для итогового сочинения:

1)Болезнь человеческой души (воображение Андрея создает странную, ни с чем не связанную легенду о чёрном монахе) 2)гордость и ложное убеждение (монах убеждает Коврина в том, что Андрей – гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию.) 3)любовь к своему делу (Герой до безумия любит свой сад. Он является смыслом его жизни)

Шпаргалка с аргументами к итоговому сочинению

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса.

Материалы для подготовки к ИС: Итоговое сочинение 2020-2021

НАПРАВЛЕНИЯ 2020-2021 ГОДА

Примеры сочинений по направлению
ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ:
1

«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»
2
«Каковы источники формирования исторической памяти?»

Примеры сочинений по направлению
Я И ДРУГИЕ:
1

«Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»
2
«В чем причины межличностных конфликтов?»

Примеры сочинений по направлению
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН:
1

«Почему люди боятся перемен?»
2
«Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?»
3
«В чем причины изменений, происходящих в душе человека?»

Примеры сочинений по направлению
РАЗГОВОР С СОБОЙ:
1

«Что значит быть самим собой?»
2
«В чем состоит опасность душевного разлада?»

Примеры сочинений по направлению
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ: ПОРТРЕТ МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
1

«Может ли классическая литература дать ответы на вопросы, волнующие современного подростка?»

НАПРАВЛЕНИЯ 2019-2020 ГОДА

Примеры сочинений по направлению
ВОЙНА И МИР
1

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»
2
«Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.»
3
«Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было…»
4
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
5
«Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей»
6
«Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть»
7
«Какова роль личности в истории?»
8
«Что объединяет людей в годы войны?»

Другие литературные сочинения по роману «Война и мир»

«Роль народа и личности в истории по роману Тостого «Война и мир»

Примеры сочинений по направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

«Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?»
2
«Какова роль надежды в жизни человека?»
3
«Надежда — лучший врач из всех, какие известны»
4
«Бывают ли надежды напрасными?»
5
«Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»
6
«Надежда — это единственное, что нельзя отнять у человека»
7
«К чему может привести отчаяние?»
8
«Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни»
9
«Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, — самые опасные люди на свете»

Примеры сочинений по направлению ДОБРО И ЗЛО

«Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые»
2
«Когда Добро бессильно, оно — Зло»
3
«Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
4
«Высшая мудрость — различать добро и зло»
5
«Делать добро легче, чем быть добрым «
6
«Что помогает человеку верить в добро? «
7
«Кто не пресекает зло — дает ему свершиться»
8
«Может ли добро существовать без зла?»

Сочинения и анализы на тему: ДОБРО И ЗЛО в разных произведениях:

«Зло в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско?» Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Добро и зло в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Примеры сочинений по направлению ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

«Гордость без смирения — тщеславие, смирение без горддости — униженность»
2
«Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость»
3
«Гордость — это положительное или отрицательное чувство?»
4
«Чем отличается гордость от гордыни»
5
«Когда лучше проявить гордость, а когда смирение?»
6
«К чему может привести «непомерная гордыня»?»
7
«В каких ситуациях смирение – отрицательное чувство?»
8
«Можно ли научиться смирению?»

Примеры сочинений по направлению ОН И ОНА

Могут ли любящие друг друга люди быть несчастны?
2
Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
3
«Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»
4
«Может ли любовь быть эгоистичной?»
5
«Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить»
6
«Может ли любовь изменить человека?»
7
«Как связаны понятия любовь и прощение?»

Итоговое сочинение. Направления 2018-2019 года

Направление «Доброта и жестокость»

Тема сочинения: «Кого можно назвать идеально добрым человеком?»

Направление «Мечта и реальность»

Тема сочинения: «Как связаны между собой мечта и реальность» Тема сочинения: «Всегда ли мечта становится реальностью?» Тема сочинения: «Что происходит, когда мечта сталкивается с реальностью?» Тема сочинения: «Всегда ли достижение мечты приносит челвоеку счастье?»

Направление «Отцы и дети»

Тема сочинения: «Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?» Тема сочинения: «Кого называют «отцами» и «детьми» в науке и искусстве?» Тема сочинения: «Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?»

Направление «Искусство и ремесло»

Тема сочинения: «Что такое истинное искусство?» Тема сочинения: «Как отношение к искусству и ремеслу раскрывает внутренний мир человека?»
Направление «Месть и великодушие»
Тема сочинения: «Может ли отмщение принести счастье»

Направление 2017-2018 года

Направление «Верность и измена»

Тема сочинения: «Что значит быть верным?»

Направление «Смелость и трусость»

Тема сочинения: «Может ли смелый человек бояться?»

Направление «Цель и средства»

Тема сочинения: «Можно ли утверждать, что цель оправдывает средства»

Направление «Равнодушие и отзывчивость»

Тема сочинения: «Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?»

Направление 2016-2017 года

Направление «Разум и чувства»

Тема сочинения: «Должен ли разумный человек жить чувствами?»

Итоговое сочинение 2020

Итоговое сочинение по литературе 2020 года
Направления, Разбор всех направлений, Примерные темы, Списки литературы, Аргументы, Цитаты

В этом разделе вы можете ознакомиться с описанием и подробным разбором направлений, цитатами, пословицами и поговорками, списками литературы и аргументами. Чтобы подготовиться к «декабрьскому сочинению» и получить допуск к ЕГЭ, мы рекомендуем изучить следующие разделы:

  • ОТЦЫ И ДЕТИ
  • МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • МЕСТЬ И ВЕЛИКОДУШИЕ
  • ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
  • ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ

КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 2019

Полезные материалы для подготовки к написанию итогового сочинения 2018-2019 учебного года:

  • ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
  • ПЛАН
  • ВСТУПЛЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • АРГУМЕНТЫ
  • ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»:

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

В этом году даты написания итогового сочинения определены так:

  • 19 декабря 2020 года (основная дата)
  • 6 февраля 2020 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2020 года (дополнительные сроки)

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Какова роль надежды в жизни человека? закончить сочинение. вывод.

Какова роль надежды в жизни человека?
закончить сочинение. вывод.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

а счастье было так возможно,

в романе «евгений онегин» а. с. пушкин обращается к теме судьбы молодого человека 20-х годов xix века. поэта интересуют не только вопросы выбора жизненного пути, общественного служения, но и проблема личного счастья героя. рассказывая о юности онегина, автор уже в первой главе задается вопросом:

но был ли счастлив мой евгений,

свободный, в цвете лучших лет,

среди блистательных побед,

среди вседневных наслаждений?

наверное, многие молодые люди мечтают о такой жизни, какую вел онегин в юности:

бывало, он еще в постеле:

к нему записочки несут.

что? приглашенья? в самом деле,

три дома на вечер

вся жизнь онегина заполнена развлечениями: , рестораны, театр, дружеские пирушки, светские что еще нужно для счастья молодому, богатому и свободному человеку, познавшему «науку страсти нежной» и все премудрости светской жизни? я думаю, что онегин тоже так считал какое-то время. пока он покорял свет, у него не было ни времени, ни поводов для того, чтобы чувствовать себя несчастливым или хотя бы задумываться об этом. хотя пушкин на вопрос «был ли счастлив евгений? » отвечает отрицательно. но это пушкин. он мудрее и старше. и он раньше своего героя понимает, что развлечения и удовольствия быстро и утомляют. тем более, что онегин не легкомысленный, пустой человек, который довольствовался бы забавами и роскошью. и вскоре онегину действительно «наскучил света шум», « хандра им овладела понемногу». покинув свет, онегин пытается занять себя делом. унаследовав от дяди заводы, земли и леса, онегин рад был «прежний путь переменить на что-нибудь».

первое время в деревне евгений увлечен был хозяйственными преобразованиями, но потом «увидел ясно он, что и в деревне скука та же». онегин скучает, но не страдает от одиночества и однообразия жизни. чувства его дремлют. он не знает, что может быть другая жизнь. поэтому, встретив татьяну, онегин, хотя и «живо тронут был», «привычке милой не дал ходу, свою постылую свободу» он потерять не захотел. позже, в письме татьяне, он скажет: «я думал: вольность и покой — замена » свою ошибку он поймет только тогда, когда узнает настоящее чувство. любовь к татьяне откроет ему иную жизнь, наполненную чувствами, желаниями, . , этот период жизни героя можно назвать счастливым. по крайней мере, онегин узнал, что оно есть в жизни. в его жизни появился смысл, цель:

повсюду следовать за вами,

улыбку уст, движенье глаз

в письме к татьяне онегин признается ей, что любовь заполнила всю его душу, стала смыслом его жизни.

но чтоб продлилась жизнь моя,

я утром должен быть уверен,

что с вами днем увижусь

но прозрение пришло к онегину поздно. выслушав ответ татьяны, онегин понимает, что «счастье было так возможно, так » в этот момент он по-настоящему несчастлив, потому что, только узнав счастье, можно оценить его потерю, осознать всю пустоту и никчемность жизни.

пушкин оставляет своего героя в минуту «злую для него».

сумеет ли онегин заполнить образовавшуюся пустоту служением общественному благу, высокой целью, мы не знаем. «что сталось с онегиным потом? воскресила его страсть для нового более сообразного с человеческим достоинством не силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца», — пишет в. г. белинский.

единственное, что нам известно: онегин успел узнать, что счастье есть, что даже ожидание его наполняет жизнь смыслом. и это лучше, чем вечный покой, праздность и скука.

Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и проводится для экстернов и обучающихся, которые завершают освоение образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.

Выпускники прошлых лет, имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (среднего (полного) общего образования), в том числе граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, могут участвовать в итоговом сочинении по желанию и использовать его результаты при приеме в образовательные организации высшего образования.
Министерство образования Республики Мордовия информирует, о том, что итоговое сочинение в 2018/2019 учебном году проводится 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.
Участие в сочинении для вышеуказанной категории лиц не является обязательным. Дату участия в итоговом сочинении необходимо выбрать самостоятельно из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения.
Заявление на участие в итоговом сочинении подается не позднее чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения.
Заявление на участие в написании итогового сочинения 4 декабря 2019 года можно подать до 20 ноября 2019 года; 5 февраля 2019 года – до 21 января 2020 года (включительно); 6 мая 2020 года – до 21 апреля 2019 года (включительно).

Места регистрации на участие в итоговом сочинении:

для выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства (приложение 1);

для обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях – Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия «Центр оценки качества образования – «Перспектива» (430001, Республика Мордовия, г.Саранск, ул Федосеенко, д. 19).

Подача заявления осуществляется лицом, планирующим принять участие в итоговом сочинении, на основании документа, удостоверяющего его личность, или его родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
При подаче заявления необходимо предоставить:
выпускникам прошлых лет – оригинал документа об образовании или заверенную копию документа об образовании; оригинал (копию) иностранного документа об образовании с заверенным переводом с иностранного языка.
обучающимся СПО и обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, – справку из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они проходят обучение, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году.
Оригинал справки предъявляется обучающимся, получающим среднее общее образование в иностранной ОО, с заверенным переводом с иностранного языка.
При подаче заявления предоставляются документы, подтверждающие право на создание особых условий (при наличии).

ВНИМАНИЕ! Для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, желающим участвовать в государственной итоговой аттестации экстерном для получения аттестата о среднем общем образовании, сочинение является обязательным. Регистрация таких обучающихся для участия в итоговом сочинении на основании их заявлений проводится в школах, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения государственной итоговой аттестации.

Определены пять направлений для тем выпускных сочинений в 2019/2020 учебном году:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
2. Надежда и отчаяние
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

3. Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.
4. Гордость и смирение
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.
5. Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

Образец заявления для выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам СПО (приложение 2);

Образец заявления для обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях (приложение 3);

Согласие на обработку персональных данных (приложение 4).

Начало проведения итогового сочинения (изложения): 10:00 по московскому времени
Продолжительность проведения: 235 минут (3 часа 55 минут)

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.

http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

  • Сравни матерей из сказок кукушка и три дочери расскажи как они относились к детям
  • Сравните данные ниже темы сочинений какие из них требуют выразить личное отношение
  • Сравни сказку жуковского с народными в какой форме написана сказка
  • Сравнение сказок жуковского и пушкина спящая царевна и сказка о мертвой царевне и 7 богатырях
  • Сравнение сказок пых и у страха глаза велики таблица