Сравните сказки умная внучка и елена премудрая заполните таблицу

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 3 класс, бойкина, виноградская, страницы 15-31.укм школа россииответы на вопросы раздела устное народное творчество1. что

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

На чтение 10 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Дополнительное чтение

Ответы к стр. 18

1. Поиск Запишите первое предложение сказки “Умная внучка”. Подчеркните слова, которыми обычно начинаются сказки.

Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила.

2. Поиск Что было причиной спора дедушки и богатого соседа? Отметьте ответ .

√ рождение жеребёнка

3. Соответствие Исправьте ошибку в плане. Расставьте эпизоды по порядку. 

Семья Дуни Поездка в город  Рождение жеребёнка  Загадки царя-судьи  Справедливый суд  Месть царя

4. Поиск Найдите в сказке “Умная внучка” загадки. Запишите ту, которая вам понравилась. 

Что всего на свете милее? Сон.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.

Скачать:

Вложение Размер

Вариант 1

По горизонтали:

  1. Какая это сказка: бытовая или волшебная  
  2. То, из чего нужно было сделать, по просьбе девочки, кросна
  3. Хорошая, солнечная погода
  4. Конь у богатого соседа
  5. Она была в руках у девочки, когда та поехала к царю
  6. Жанр произведения «Умная внучка»

По вертикали:

  1. Имя девочки
  2. Оно должно быть однодневным
  3. Тот, из-за кого произошёл спор между соседями
  4. Что нужно было девочке сделать из ниточки
  5. Сколько дней дал царь на решение загадок
  6. Он побежал вдогонку дедушки и внучки

Ответы. Вариант 1:

   По горизонтали:

         1. бытовая

         2. прутик

         3. вёдро

         4. мерин

         5. перепёлка

         6. сказка

   По вертикали:

          1. Дуня

          2. пшено

          3. жеребёнок

          4. полотенце

          5. три

          6. пёс

Кроссворд по  литературному чтению

Русская народная сказка в пересказе А.П. Платонова «Умная внучка»

Вариант 2

По горизонтали:

  1. Какая это сказка: бытовая или волшебная  
  2. Тот, из-за кого произошёл спор между соседями
  3. Она была в руках у девочки, когда та поехала к царю
  4. Что нужно было девочке сделать из ниточки
  5. Сколько дней дал царь на решение загадок

По вертикали:

  1. Хорошая, солнечная погода
  2. Имя девочки
  3. Оно должно быть однодневным
  4. Он побежал вдогонку дедушки и внучки
  5. То, из чего нужно было сделать, по просьбе девочки, кросна
  6. Конь у богатого соседа
  7. Жанр произведения «Умная внучка»

Ответы. Вариант 2:

   По горизонтали:

         1. бытовая

         2. жеребёнок

         3. перепёлка

         4. полотенце

         5. три

   По вертикали:

          1. вёдро

          2. Дуня

          3. пшено

          4. пёс

          5. прутик

          6. мерин

          7. сказка

Кроссворд по  литературному чтению

Русская народная сказка в пересказе А.П. Платонова «Умная внучка»

Вариант  3

По горизонтали:

  1. Какая это сказка: бытовая или волшебная  
  2. Он побежал вдогонку дедушки и внучки
  3. То, из чего нужно было сделать, по просьбе девочки, кросна
  4. Она была в руках у девочки, когда та поехала к царю
  5. Тот, из-за кого произошёл спор между соседями

По вертикали:

  1. Имя девочки
  2. Что нужно было девочке сделать из ниточки
  3. Оно должно быть однодневным
  4. Сколько дней дал царь на решение загадок
  5. Жанр произведения «Умная внучка»
  6. Конь у богатого соседа
  7. Хорошая, солнечная погода

Ответы. Вариант 3:

   По горизонтали:

         1. бытовая

         2. пёс

         3. прутик

         4. перепёлка

         5. жеребёнок

   По вертикали:

          1. Дуня

          2. полотенце

          3. пшено

          4. три

          5. сказка

          6. мерин

          7. вёдро

Кроссворд по  литературному чтению

Русская народная сказка в пересказе А.П. Платонова «Умная внучка»

Вариант  4

По горизонтали:

  1. То, из чего нужно было сделать, по просьбе девочки, кросна
  2. Тот, из-за кого произошёл спор между соседями
  3. Конь у богатого соседа
  4. Что нужно было девочке сделать из ниточки
  5. Он побежал вдогонку дедушки и внучки
  6. Имя девочки
  7. Какая это сказка: бытовая или волшебная  

По вертикали:

  1. Жанр произведения «Умная внучка»
  2. Она была в руках у девочки, когда та поехала к царю
  3. Хорошая, солнечная погода
  4. Оно должно быть однодневным
  5. Сколько дней дал царь на решение загадок

Ответы. Вариант 4:

   По горизонтали:

         1. прутик

         2. жеребёнок

         3. мерин

         4. полотенце

         5. пёс

         6. Дуня

         7. бытовая

   По вертикали:

          1. сказка

          2. перепёлка

          3. вёдро

          4. пшено

          5. три

Кроссворд по  литературному чтению

Русская народная сказка в пересказе А.П. Платонова «Умная внучка»

Вариант  5

По горизонтали:

  1. Сколько дней дал царь на решение загадок
  2. Тот, из-за кого произошёл спор между соседями
  3. Она была в руках у девочки, когда та поехала к царю
  4. Хорошая, солнечная погода
  5. Оно должно быть однодневным
  6. Имя девочки
  7. Какая это сказка: бытовая или волшебная  

По вертикали:

  1. Конь у богатого соседа
  2. Жанр произведения «Умная внучка»
  3. Что нужно было девочке сделать из ниточки
  4. То, из чего нужно было сделать, по просьбе девочки, кросна
  5. Он побежал вдогонку дедушки и внучки

Ответы. Вариант 5:

   По горизонтали:

         1. три

         2. жеребёнок

         3. перепёлка

         4. вёдро

         5. пшено

         6. Дуня

         7. бытовая

   По вертикали:

          1. мерин

          2. сказка

          3. полотенце

          4. прутик

          5. пёс

Умная внучка Очень краткое содержание

Герои сказки: дедушка, бабушка, их внучка Дуня, богатый сосед, царь.

Дуня росла умной девочкой и многое делала по дому. Однажды между дедушкой и богатым соседом возник спор, чья лошадь ночью родила жеребёнка. С этим спором они приехали в город и пришли к царю. Дуня выполнила все задания, которые давал царь дедушке и ей. По предложению Дуни царь устроил суд, в результате которого жеребёнок побежал к своей матери, дедушкиной лошади. Жеребёнок остался у дедушки. В конце сказки дедушка защитил себя и внучку от царского пса.

Краткое содержание сказки Умная внучка

Главная героиня сказки Андрея Платонова «Умная внучка» — девочка по имени Дуня. Ей было семь лет, и она жила с дедушкой и бабушкой. Дуня была умной и работящей, помогала по хозяйству.

Случилось так, что бабушка у Дуни умерла и остались они вдвоем с дедом. Поехал как-то раз дедушка Дуни в город, а по пути богатого купца встретил. Ночевали путешественники в придорожной избе. В ту ночь кобыла дедушки родила жеребенка и тот забрался под телегу купца.

Утром купец увидел жеребенка и заявил, что он родился от его мерина. Старик стал возмущаться, говоря, что такое невозможно, но купец стоял на своем и тогда спорщики отправились к царю.

Царь сразу понял, чей это жеребенок, но ему было скучно и хотелось развлечься. Он задал дедушке и купцу четыре загадки и велел через три дня дать ему ответ. Кто ответит правильно, тому и достанется жеребенок.

Старик вернулся домой грустный, потому что не знал ответов на эти загадки. Но умная внучка его научила, как правильно ответить царю. Когда через три дня ее ответы услышал царь, он спросил, кто старика научил таким отгадкам? Старик честно ответил, что подсказки ему дала внучка.

Царю еще захотелось потешиться и он передал через старика задание умной внучке, чтобы она из одной ниточки полотенце ему соткала. Внучка, услышав от дедушки такое задание, не растерялась. Она сломала прутик и велела дедушке передать царю, что из этого прутика необходимо сначала сделать кросны, на которых она сможет соткать полотенце из одной ниточки.

Тогда царь задал умной внучке еще одну задачку. Потребовал он, чтобы та за один день из яиц цыплят вывела. Внучка снова не растерялась и попросила, чтобы царь дал ей для цыплят пшена, которое выращено всего за один день. Царю нечего было возразить на такой ответ.

Но ему понравилось состязаться в остроте ума с Дуней и он придумал новую задачку для нее. Царь потребовал, чтобы Дуня прибыла к нему ни пешком, ни верхом, ни раздетая, ни одетая, ни с подарком, ни без подарка.

Дуня поначалу задумалась над такой загадкой, но потом нашла решение и отправилась вместе с дедушкой к царю. Поехала она верхом на зайце, в руках держала перепелку, а надела она вместо платья рыбацкую сеть.

Царь очень удивился внешнему виду Дуни, а когда она стала ему вручать перепелку, та улетела и царь остался без подарка. Стал царь расспрашивать Дуню, чем они с дедом занимаются и та ответила, что дедушка на сухом берегу рыбу ловит, а она уху в горсти варит.

Царь рассердился и сказал, что такого быть не может. А Дуня ему в ответ сказала, что и мерин жеребенка родить не может. Тогда царь спросил, как же рассудить старика и купца? Дуня ответила, что ее дедушка и купец должны поехать в разные стороны, а за кем жеребенок побежит, у того он и останется.

Так и сделали. Старик поехал на своей лошади в одну сторону, а купец на мерине – в другую. Жеребенок побежал за лошадью, и царь присудил его дедушке Дуни.

Стал царь спрашивать, кем Дуня станет, когда вырастет? Дуня сказала, что станет судьей. Царь спросил, зачем ей становиться судьей, если суд он, царь, вершает? Дуня ответила, что хочет быть судьей, чтобы самого царя судить.

Старик, услышав дерзкие слова внучки, схватил ее, посадил в телегу и поехал поскорее прочь. А царь пустил им вдогонку злого пса. Но старик сумел справиться с собакой. Потом он обнял внучку и назвал ее «умницей».

  • Сравнительная таблица литературная и народная сказка
  • Сравните русскую народную сказку царевич нехитер немудер и сказку о царе салтане а с пушкин
  • Сравните сказки жуковского и пушкина чем они похожи чем различаются как читаются чем похожи герои
  • Сравните превращение с рассказом чехова человек в футляре каковы сходства и различия
  • Сравните несколько близких но разных тем сочинений