Сравнить сказка о мертвой царевне и семи богатырях со сказкой белоснежка и семь гномов

Тема. сказка а.с. пушкина сказки о мертвой царевне и семи богатырях цель: раскрыть смысловую нагрузку сказки о мертвой царевне и

Тема. Сказка А.С. Пушкина «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях»

Цель: раскрыть смысловую нагрузку «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»,

приблизиться к пониманию авторского замысла;
раскрыть близость сказки Пушкина к устной

народного творчества и ее новаторскую
сущность; развивать умение учащихся выражать свое

впечатления о произведении, подбирать из
текста важные фрагменты и цитаты для понимания как всего

текста, так и отдельных образов; учить
пятиклассников воспринимать художественный текст как целостную

единство, видеть в нем роль языковых средств
изображения, использованных автором; развивать

логику и образность мышления, умение видеть
главное (доминанту) и художественную деталь; закладывать

основы литературоведческого анализа текста на
основе учебного диалога; способствовать умению

разграничивать добро и зло, несмотря на то,
какой вид оно имеет.

Оборудование: портреты А. Пушкина в детском и
зрелом возрасте; выставка книг, представляющая

различные издания великого русского поэта;
фагменты мультфильмов » Сказка о мертвой царевне и

семерых богатырей»и «Белоснежка и семеро
гномов».

Течение урока

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А. Пушкин

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сказки детства навсегда вошли в жизнь А. С.
Пушкина.  Удивительные рассказчицы,

Арина Родионовна-нянечка-та Мария
Алексеевна-бабушка, перелили в душу ребенка

свою любовь к древнему миру сказочной мечты.
Став взрослым человеком, почувствовав

в себе талант творца, Александр Сергеевич
Пушкин с увлечением работал над

созданием собственных сказок, используя
народные сюжеты и мотивы, творчески их

перерабатывая, наполняя новым содержанием.
(Обращается внимание на портрет

Пушкина работы Тропинина или Крамского.)
Обратившись к сказке, великий поэт

стремился показать в идеальной художественной
форме свое представление о добре и зле, о

мечтаю, о высоком и низменном, об искренности
и коварстве, о зависти и

бескорыстие, о любви и ненависти. Ведь все эти
понятия с древнейших времен

волнуют человеческую душу.

Работа с эпиграфом

— Что же имел в виду великий Пушкин, написав
слова: «Сказка ложь. Да в ней

намек, добрым молодцам урок!»? (создание
проблемной ситуации).

«Интрига». Сложив пазлы, познакомитесь с
героями нашего урока.

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=223c667b6653

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=34536c942d1d

Итак, тема урока-А. Пушкин. Система образов
«сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»

III. Работа над темой урока

Сегодня мы имеем необычайную возможность
приблизиться к пониманию

литературной сказки именно в том виде, в
котором создал ее автор.

Вопросы для выяснения восприятия сказки:

— Была ли вам знакома эта сказка раньше?
Откуда?

— Чем понравилась сказка?

— Назовите героев сказки. Кто из них вам
понравился и почему, а кто не понравился и

Почему?

— Что в сказке показалось непонятным? На
вопросы по содержанию сказки вы

хотели бы получить ответы?

Словарная работа

«инда» — (устар.) даже «сочельник» — канун
Рождества «царица» — жена

царя «царевна» — дочь царя «персты» — (устар.)
пальцы «нрав» — характер

«терем» — высокий, богатый дом

«девичник» — обряд накануне свадьбы, вечеринка
в доме невесты с подружками,

прощание с девичеством

«сенная девушка» — прислуга, которая
постоянно находится рядом с комнатами своих

хозяев, в сенях (коридорчике)

«не кручинься — не грусти

«молва трезвонить стала» — распространились
сведения

«горница» — самая большая и светлая
комната в доме

«полаты» — место для спанья,
устраивались в русских зданиях под потолком

(вверху теплее)

Аналитическое исследование текста «Сказки о
мертвой царевне и семи

богатырей»

— Где и когда происходят события в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях»?

Почему автор не называет конкретного места и
времени действия?

— Что, по-вашему, стало причиной смерти
молодой царицы? Разве от радости

умирают?

— Расскажите, как началась жизнь царевны.

— Объясните значение выражения «долго царь был
неутешен». Какую роль в дальнейшем

у развития событий есть вопрос » но как
быть? », кому оно принадлежит?

— Как вы воспринимаете новую жену царя?
Зачитайте, какой она представлена в

тексте? Выделите ключевые характеристики.
Объясните их.

— Каким было отношение мачехи к осиротевшей
царевне? Почему?

— Какую роль в характеристике образа мачехи
играют ее разговоры с

зеркальцем? Какую функцию народной сказки
выполняет зеркальце? (Волшебный

предмет, раскрывающий перед читателем истинную
ситуацию и истинную сущность

образов сказки.)

— Какой художественный прием использует
Пушкин, изображая царицу и царевну?

С какой целью? (Контраст, противопоставление.)
Приведите примеры.

— Найдите в тексте фрагмент, в котором это
противопоставление разрастается до

конфликта. Сформулируйте, в чем заключается
главный конфликт сказки Пушкина. Для

какого типа народной сказки характерен такой
же конфликт? (Это конфликт,

характерный для социально-бытовой народной
сказки — конфликт между злой

мачехой и доброй падчерицей.) Почему,
по-вашему, царица решила сжить со свету

Царевну не сама, а руками Чернавки?

— Почему Чернавка отпустила царевну?

— Какой была реакция окружающих на
исчезновение царевны? Кто стал ее искать?

Почему царь не искал свою дочь?

— Перескажите эпизод, в котором царевна попала
к богатырям. Объясните, почему

богатыри сразу догадались, кто их неожиданная
гостья? Каковы черты царевны

раскрываются в этом эпизоде?

Царица (мачеха): «своенравна», «ломлива»,
«высока, стройна, бела», «черной

зависти полна», «и умом, и всем взяла»,
«гордая», «ревнивая», жестокая, злая, считает

себя самой красивой, мстительная,
безжалостная, властная.

Вывод: прекрасная внешность царицы не
соответствует ее черной душе.

Царевна (падчерица): «белолица, черноброва,
нраву кроткого такого», «милая»,

добра, искренняя, любит своего жениха. .

Вывод: Царевна красива и прекрасна душой.

— Какова роль в сказке королевича Елисея?
Кратко передайте, каким был его путь

к потерянной невесте? Как вы думаете, почему
он опоздал? Почему никто из людей не

помог королевичу в его поисках?

— Какую роль имеют обращения Елисея к силам
природы? Просмотрите фрагмент

мультфильма, изображающего поиски королевичем
Елисеем царевны. Что вам

открылось благодаря просмотру фрагмента?

-Что, по-вашему, вернуло царевну к жизни?

— Докажите, что финал сказки Пушкина построен
в соответствии с традициями

народной сказки. Какие черты фольклорной
сказки имеются в произведении? Выводы аргументируйте

примерами из текста.

— Почему Пушкин назвал свое произведение
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

ведь царевна осталась живой?

Задача. Подобрать цитату к каждому
изображению.

IV. Подведение итогов урока

— Как вы считаете, какой урок имеет

вынести читатель из » сказки о мертвой

царевну и семерых богатырей» О. С.

Пушкина?

— Докажите, что сказка Пушкина

близка к народной. Сюжет которой

народной сказки напоминает вам история

«мертвой» царевны? (Сюжет немецкого

народной сказки «» Белоснежка и
семеро

гномов.)

— Известно ли вам, откуда О. С.

Пушкин брал сюжеты своих сказок вообще и
«Сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»» (Известно, что сюжет «Сказки
о мертвой царевне и семи богатырях»,

написанной Пушкиным в 1833 году, связан с
записью народной сказки » Волшебное

зеркальце», сделанного Александром Сергеевичем
со слов няни Арины Родионовны.

Сюжет о мертвой царевне, королеву был очень
популярным в европейском

фольклоре. Подобные сказки есть в народном
творчестве французов, итальянцев, немцев.

Особое сходство есть между сказкой Пушкина и
немецкой сказкой » Белоснежка и

семеро гномов», вошедшей в сборник
сказок, заключенный братьями Гримм.)

Просмотр отрывка мультфильма, сравнение двух
видов искусства.

V. Домашнее задание

Прочитать с. 91-95, пересказывать сказку
«стойкий оловянный солдатик»

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С.
Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель: 
продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев;
обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие
творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение);
обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование:
учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е.
Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со
сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                    
                                                                           Сказка
ложь, да в ней намек!

  
Добрым молодцам урок.

А.С.
Пушкин

I Слово
учителя.

Трудно найти в
нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его
называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а
наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и
нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и
сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из
русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и
сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки
Пушкина

— Чтение учеником
наизусть «Пролога»

Это собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

— Какие народные 
и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

— Ребята, чем
литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было
много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была
простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих
суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку.
От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе
Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в
ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки.
Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный
мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь
с царицею простился,

В
путь дорогу снарядился

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

II Просмотр
отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 — Есть ли в «Сказке»
зачин?

— О каких событиях
узнаем в начале?

— Какой предстает
родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

— Обратите
внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями,
прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему?
(Подчеркивает одиночество)

б) Сбор
материала о мачехе.

— Кто такая
мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи
(«Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

— Как описана
Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый,
сварливый характер)

— С кем была
приветлива?

— Как отомстила
царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

— В чем
проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор
материала о царевне.

— Можно ли  их
сравнить?

— Почему
повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

— С чем
сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин
показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий,
спокойный, кроткий нрав)

— Какие поступки
говорят о трудолюбии царевны?

— В чем проявилась
ее благовоспитанность, сдержанность?

— В чем выразилось
ее чувство верности жениху?

III Составление
учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского
происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ
учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

1.      Описание
внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.      Отношение
к ней других персонажей сказки:

а)
Чернавки;

б) пса
Соколки;

в) семи
богатырей;

г)
королевича Елисея.

3.      Поведение
царевны:

а) в
тереме богатырей;

б) по
отношению к окружающим ее людям.

4.      Отношение
автора к героине.

V Инсценирование
учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3;
обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка
д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные
слова

путь-дорога

месяц
ясный

правду
молвить

ждет-пождет

дева
красная

издалече

красавица-девица

красно
солнце

тяжелешенько

нет как
нет

молодцы
честные

белешенька

черная
зависть

спознали

люди
добрые

воротился

яблочко
наливное

сыскался

злая
мачеха

снарядился

величать
(звать)

перемолвилась

тужит

VIII Подведение
итогов урока

а) Чему
учит сказка? (обращение к эпиграфу)

 
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится
королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа
в тетрадях. Дополните записанное на доске

— Сказки
Пушкина похожи на……….

— Они
полны………..

— Сказки
Пушкина учат нас………..

В)
Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее
отметить сердечком).

г)
Выставление оценок.

Вывод:  Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на
выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

Интегрированный
урок с элементами компаративного анализа (русская литература – мировая
литература)

5
класс

А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Поэтические
размышления о добре и зле в произведении.

Разработка
учителя русского языка и литературы 

МОУ
«Школа №4 города Докучаевска»

Ведериной
Татьяны Николаевны

image001

2021

Тема. А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поэтические размышления о
добре и зле в произведении.

Цель: продолжить
знакомство с творчеством поэта, в котором сказки занимают особое место,
являются источником силы, добра, любви; помочь усвоить идейно-художественную
ценность произведения; учить выразительному и осознанному чтению сказки в
стихах; развивать умение проводить сравнительны анализ произведений; находить и
объяснять художественные средства. Воспитывать доброту, чувство дружбы, взаимовыручки,
осуждение самоуверенности злобы, зависти.

Тип урока: усвоение и
закрепление полученных знаний.

Оборудование: портрет
А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, материал для работы в группах, музыкальное
сопровождение.

Формы работы: фронтальная,
работа в группах.

Методы и приемы: слово
учителя, выразительное чтение, анализ произведения, стратегия «Круги Венна»,
компаративный анализ.

Ход урока

I.                  
Мотивация учебной деятельности.

Вступительное
слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях». Будем учиться выразительному и осознанному
чтению, выполним сравнительный  анализ сказки с произведением мировой
литературы.

На
фоне музыки к передаче «В гостях у сказки» слово учителя.

Каждый
человек хотя бы изредка верит сказочным историям. Хочет, чтобы в реальном мире
было так, как в сказках, и все заканчивалось хорошо. Не надо остерегаться таких
желаний. Жизнь от этого только станет интереснее и радостнее. Сказочные истории
можно представить или придумать, как это сделал А.С.Пушкин.  В его сказках мы
видим разных героев с их радостью и печалью, с хорошими и плохими чертами
характера, с желанием изменить свою судьбу. С начала сказки поэта
предназначались для взрослых, а со временем их начали читать и дети. Мы тоже
прочли эту сказку.

II.               
Активизация мышления учеников.

Дома
вы ознакомились с некоторыми моментами жизни поэта. Вспомните, как оно
складывалось.

image002

Дополнить
предложения:

А.С.Пушкин
родился в _______ году, в городе _______. Учился в _______. Няню звали _______.
Сочинял для домашнего театра _______.

III.            
Восприятие и усвоение материала.

1.    
Работа с высказыванием «Лишь добро одно
бессмертно, зло подолгу не живет» Ш.Руставели.

 –
Как вы понимаете это высказывание?

2.    
Создать ассоциативный ряд из слов,
отвечающих на вопрос какое?

Добро
– (честное, убедительное, полезное)

Зло
– (худое,  лихое, пагубное, вредное).

3.    
Постановка проблемного вопроса:


Что нужно делать, чтобы добро победило зло?

Предполагаемые
ответы учеников.

(Быть
добрым – значит любить людей, хорошо учиться, быть послушным, не ссориться с
родителями).


Как тема красоты людей, дружбы, взаимопомощи переплетается со сказкой
А.С.Пушкина?


Переплетается ли она с высказыванием Руставели.

4.    
Работа над текстом произведения.

А)
Выборочное выразительное чтение отрывков из сказки, согласно иллюстрациям на
экране.

Б)
Работа в группах.

Задание.
Найти художественные средства в  диалогах:

1
гр.  Елисея с Солнцем.

2
гр. Елисея с Месяцем.

3
гр. Елисея с Ветром.

Предполагаемые
ответы учеников:

 1
гр. Эпитеты: красно солнышко, теплая весна.

         
Метафоры: горько плачет, обратился к Солнцу, оно не видало.

2
гр. Эпитеты: темная ночка, позолоченный рожок, тьма глубокая,      круглолицый,
светлоокий, ясный месяц.

        
Метафоры: звезды смотрят, месяц отвечал.

3
гр. Эпитеты: могуч, буйный, речка тихоструйная. Тьма печальная, гроб
хрустальный, пустое место.

           
Метафоры: гоняешь стаи туч, волнуешь сине море, веешь на просторе, не боишься
никого, ветер побежал.

В)
Отчет работы в группах.

image009image010image011Каждая
группа создает цветок добра на основе найденных художественных средств: красные
лепестки – эпитеты, синие – метафоры. Определить какой цветок самый пышный.

image017image018

Это немецкая
народная сказка в обработке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

2.     Работа
над диаграммой «Круги Венна».

Основа сравнения:
1. Автор произведения.    

                                 2.Страна.

                               
3.Жанр произведения.

                               
4. Форма изложения.

                                
5.Имя главного героя.

                               
6. Развязка произведения.

Овал: Пушкин Россия Стихотворное Царевна

Овал: Братья Гримм Германия Прозовая форма Белоснежка

Надпись: Сказка Семь гномов Семь богатырей Царица-мачеха Зло наказано

3.    
Итоги сравнения.

Герои
сказок перекликаются с героями произведений разных народов. В этих сказках противопоставляются
две вечные силы добра и зла. Добро побеждает зло – это главное в произведениях.

V
Рефлексия.

 Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.  

Какой
урок следует извлечь из сказки А.С.Пушкина?

VI.
Оценивание работы в группах с помощью смайликов.

VII.
Домашнее задание.

Выучить
наизусть отрывок из сказки.

На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?

Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Белоснежка и семь гномов

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».

Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

  • Сравнительная характеристика ларры и данко в рассказе старуха изергиль
  • Сравнительная характеристика царевны и царицы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях в таблице
  • Сравните рассказы глобовой и спицына какую характеристику дубровского дает каждый из них
  • Сравните рассказы глобовой и спицына какую характеристику дубровскому дает каждый из них кратко
  • Сравните рассказы глобовой и спицына какую характеристику дубровскому дает каждый из них бьюсь