Тема. Сказка А.С. Пушкина «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях»
Цель: раскрыть смысловую нагрузку «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»,
приблизиться к пониманию авторского замысла;
раскрыть близость сказки Пушкина к устной
народного творчества и ее новаторскую
сущность; развивать умение учащихся выражать свое
впечатления о произведении, подбирать из
текста важные фрагменты и цитаты для понимания как всего
текста, так и отдельных образов; учить
пятиклассников воспринимать художественный текст как целостную
единство, видеть в нем роль языковых средств
изображения, использованных автором; развивать
логику и образность мышления, умение видеть
главное (доминанту) и художественную деталь; закладывать
основы литературоведческого анализа текста на
основе учебного диалога; способствовать умению
разграничивать добро и зло, несмотря на то,
какой вид оно имеет.
Оборудование: портреты А. Пушкина в детском и
зрелом возрасте; выставка книг, представляющая
различные издания великого русского поэта;
фагменты мультфильмов » Сказка о мертвой царевне и
семерых богатырей»и «Белоснежка и семеро
гномов».
Течение урока
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
А. Пушкин
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сказки детства навсегда вошли в жизнь А. С.
Пушкина. Удивительные рассказчицы,
Арина Родионовна-нянечка-та Мария
Алексеевна-бабушка, перелили в душу ребенка
свою любовь к древнему миру сказочной мечты.
Став взрослым человеком, почувствовав
в себе талант творца, Александр Сергеевич
Пушкин с увлечением работал над
созданием собственных сказок, используя
народные сюжеты и мотивы, творчески их
перерабатывая, наполняя новым содержанием.
(Обращается внимание на портрет
Пушкина работы Тропинина или Крамского.)
Обратившись к сказке, великий поэт
стремился показать в идеальной художественной
форме свое представление о добре и зле, о
мечтаю, о высоком и низменном, об искренности
и коварстве, о зависти и
бескорыстие, о любви и ненависти. Ведь все эти
понятия с древнейших времен
волнуют человеческую душу.
Работа с эпиграфом
— Что же имел в виду великий Пушкин, написав
слова: «Сказка ложь. Да в ней
намек, добрым молодцам урок!»? (создание
проблемной ситуации).
«Интрига». Сложив пазлы, познакомитесь с
героями нашего урока.
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=223c667b6653
https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=34536c942d1d
Итак, тема урока-А. Пушкин. Система образов
«сказки о мертвой царевне и семи
богатырей»
III. Работа над темой урока
Сегодня мы имеем необычайную возможность
приблизиться к пониманию
литературной сказки именно в том виде, в
котором создал ее автор.
Вопросы для выяснения восприятия сказки:
— Была ли вам знакома эта сказка раньше?
Откуда?
— Чем понравилась сказка?
— Назовите героев сказки. Кто из них вам
понравился и почему, а кто не понравился и
Почему?
— Что в сказке показалось непонятным? На
вопросы по содержанию сказки вы
хотели бы получить ответы?
Словарная работа
«инда» — (устар.) даже «сочельник» — канун
Рождества «царица» — жена
царя «царевна» — дочь царя «персты» — (устар.)
пальцы «нрав» — характер
«терем» — высокий, богатый дом
«девичник» — обряд накануне свадьбы, вечеринка
в доме невесты с подружками,
прощание с девичеством
«сенная девушка» — прислуга, которая
постоянно находится рядом с комнатами своих
хозяев, в сенях (коридорчике)
«не кручинься — не грусти
«молва трезвонить стала» — распространились
сведения
«горница» — самая большая и светлая
комната в доме
«полаты» — место для спанья,
устраивались в русских зданиях под потолком
(вверху теплее)
Аналитическое исследование текста «Сказки о
мертвой царевне и семи
богатырей»
— Где и когда происходят события в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях»?
Почему автор не называет конкретного места и
времени действия?
— Что, по-вашему, стало причиной смерти
молодой царицы? Разве от радости
умирают?
— Расскажите, как началась жизнь царевны.
— Объясните значение выражения «долго царь был
неутешен». Какую роль в дальнейшем
у развития событий есть вопрос » но как
быть? », кому оно принадлежит?
— Как вы воспринимаете новую жену царя?
Зачитайте, какой она представлена в
тексте? Выделите ключевые характеристики.
Объясните их.
— Каким было отношение мачехи к осиротевшей
царевне? Почему?
— Какую роль в характеристике образа мачехи
играют ее разговоры с
зеркальцем? Какую функцию народной сказки
выполняет зеркальце? (Волшебный
предмет, раскрывающий перед читателем истинную
ситуацию и истинную сущность
образов сказки.)
— Какой художественный прием использует
Пушкин, изображая царицу и царевну?
С какой целью? (Контраст, противопоставление.)
Приведите примеры.
— Найдите в тексте фрагмент, в котором это
противопоставление разрастается до
конфликта. Сформулируйте, в чем заключается
главный конфликт сказки Пушкина. Для
какого типа народной сказки характерен такой
же конфликт? (Это конфликт,
характерный для социально-бытовой народной
сказки — конфликт между злой
мачехой и доброй падчерицей.) Почему,
по-вашему, царица решила сжить со свету
Царевну не сама, а руками Чернавки?
— Почему Чернавка отпустила царевну?
— Какой была реакция окружающих на
исчезновение царевны? Кто стал ее искать?
Почему царь не искал свою дочь?
— Перескажите эпизод, в котором царевна попала
к богатырям. Объясните, почему
богатыри сразу догадались, кто их неожиданная
гостья? Каковы черты царевны
раскрываются в этом эпизоде?
Царица (мачеха): «своенравна», «ломлива»,
«высока, стройна, бела», «черной
зависти полна», «и умом, и всем взяла»,
«гордая», «ревнивая», жестокая, злая, считает
себя самой красивой, мстительная,
безжалостная, властная.
Вывод: прекрасная внешность царицы не
соответствует ее черной душе.
Царевна (падчерица): «белолица, черноброва,
нраву кроткого такого», «милая»,
добра, искренняя, любит своего жениха. .
Вывод: Царевна красива и прекрасна душой.
— Какова роль в сказке королевича Елисея?
Кратко передайте, каким был его путь
к потерянной невесте? Как вы думаете, почему
он опоздал? Почему никто из людей не
помог королевичу в его поисках?
— Какую роль имеют обращения Елисея к силам
природы? Просмотрите фрагмент
мультфильма, изображающего поиски королевичем
Елисеем царевны. Что вам
открылось благодаря просмотру фрагмента?
-Что, по-вашему, вернуло царевну к жизни?
— Докажите, что финал сказки Пушкина построен
в соответствии с традициями
народной сказки. Какие черты фольклорной
сказки имеются в произведении? Выводы аргументируйте
примерами из текста.
— Почему Пушкин назвал свое произведение
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
ведь царевна осталась живой?
Задача. Подобрать цитату к каждому
изображению.
IV. Подведение итогов урока
— Как вы считаете, какой урок имеет
вынести читатель из » сказки о мертвой
царевну и семерых богатырей» О. С.
Пушкина?
— Докажите, что сказка Пушкина
близка к народной. Сюжет которой
народной сказки напоминает вам история
«мертвой» царевны? (Сюжет немецкого
народной сказки «» Белоснежка и
семеро
гномов.)
— Известно ли вам, откуда О. С.
Пушкин брал сюжеты своих сказок вообще и
«Сказки о мертвой царевне и семи
богатырей»» (Известно, что сюжет «Сказки
о мертвой царевне и семи богатырях»,
написанной Пушкиным в 1833 году, связан с
записью народной сказки » Волшебное
зеркальце», сделанного Александром Сергеевичем
со слов няни Арины Родионовны.
Сюжет о мертвой царевне, королеву был очень
популярным в европейском
фольклоре. Подобные сказки есть в народном
творчестве французов, итальянцев, немцев.
Особое сходство есть между сказкой Пушкина и
немецкой сказкой » Белоснежка и
семеро гномов», вошедшей в сборник
сказок, заключенный братьями Гримм.)
Просмотр отрывка мультфильма, сравнение двух
видов искусства.
V. Домашнее задание
Прочитать с. 91-95, пересказывать сказку
«стойкий оловянный солдатик»
Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: А.С.
Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.
Цель:
продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев;
обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие
творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение);
обучение составлению характеристики главной героини по плану.
Оборудование:
учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е.
Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со
сказкой; эпиграф.
Ход урока:
Сказка
ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А.С.
Пушкин
I Слово
учителя.
Трудно найти в
нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его
называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а
наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и
нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и
сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»
Пушкин первый из
русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и
сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки
Пушкина
— Чтение учеником
наизусть «Пролога»
Это собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок.
— Какие народные
и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?
— Ребята, чем
литературная сказка отличается от народной?
У Пушкина было
много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была
простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих
суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку.
От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
В селе
Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в
ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки.
Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный
мир расцветал вокруг Пушкина.
Царь
с царицею простился,
В
путь дорогу снарядился
И
царица у окна
Села
ждать его одна.
II Просмотр
отрывка из мультфильма «Сказка…»
III Анализ
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
Беседа
а)
— Есть ли в «Сказке»
зачин?
— О каких событиях
узнаем в начале?
— Какой предстает
родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)
— Обратите
внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями,
прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему?
(Подчеркивает одиночество)
б) Сбор
материала о мачехе.
— Кто такая
мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи
(«Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)
— Как описана
Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый,
сварливый характер)
— С кем была
приветлива?
— Как отомстила
царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)
— В чем
проявляется жестокость? Как называет Пушкин в этом эпизоде злою царевну
( «Баба гневная»)
в) Сбор
материала о царевне.
— Можно ли их
сравнить?
— Почему
повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?
— С чем
сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?
Вывод: Пушкин
показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий,
спокойный, кроткий нрав)
— Какие поступки
говорят о трудолюбии царевны?
— В чем проявилась
ее благовоспитанность, сдержанность?
— В чем выразилось
ее чувство верности жениху?
III Составление
учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.
Царица | Царевна |
царского | |
Злая | добрая |
завистливая | бескорыстная |
гордая | скромная |
своенравная | кроткая |
жестокосердная | добродетельная |
ленивая | трудолюбивая |
грубая | вежливая |
надменная | простая |
IV Рассказ
учеников о царевне по плану.
План рассказа о царевне.
1. Описание
внешности царевны и ее внутренних качеств.
2. Отношение
к ней других персонажей сказки:
а)
Чернавки;
б) пса
Соколки;
в) семи
богатырей;
г)
королевича Елисея.
3. Поведение
царевны:
а) в
тереме богатырей;
б) по
отношению к окружающим ее людям.
4. Отношение
автора к героине.
V Инсценирование
учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.
VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3;
обращение к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.
VII Словарная работа. Проверка
д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:
повторы | эпитеты | простонародные |
путь-дорога | месяц | правду |
ждет-пождет | дева | издалече |
красавица-девица | красно | тяжелешенько |
нет как | молодцы | белешенька |
черная | спознали | |
люди | воротился | |
яблочко | сыскался | |
злая | снарядился | |
величать | ||
перемолвилась | ||
тужит |
VIII Подведение
итогов урока
а) Чему
учит сказка? (обращение к эпиграфу)
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится
королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.
б) Работа
в тетрадях. Дополните записанное на доске
— Сказки
Пушкина похожи на……….
— Они
полны………..
— Сказки
Пушкина учат нас………..
В)
Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее
отметить сердечком).
г)
Выставление оценок.
Вывод: Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!
Д/з на
выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.
Интегрированный
урок с элементами компаративного анализа (русская литература – мировая
литература)
5
класс
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Поэтические
размышления о добре и зле в произведении.
Разработка
учителя русского языка и литературы
МОУ
«Школа №4 города Докучаевска»
Ведериной
Татьяны Николаевны
2021
Тема. А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поэтические размышления о
добре и зле в произведении.
Цель: продолжить
знакомство с творчеством поэта, в котором сказки занимают особое место,
являются источником силы, добра, любви; помочь усвоить идейно-художественную
ценность произведения; учить выразительному и осознанному чтению сказки в
стихах; развивать умение проводить сравнительны анализ произведений; находить и
объяснять художественные средства. Воспитывать доброту, чувство дружбы, взаимовыручки,
осуждение самоуверенности злобы, зависти.
Тип урока: усвоение и
закрепление полученных знаний.
Оборудование: портрет
А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, материал для работы в группах, музыкальное
сопровождение.
Формы работы: фронтальная,
работа в группах.
Методы и приемы: слово
учителя, выразительное чтение, анализ произведения, стратегия «Круги Венна»,
компаративный анализ.
Ход урока
I.
Мотивация учебной деятельности.
Вступительное
слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях». Будем учиться выразительному и осознанному
чтению, выполним сравнительный анализ сказки с произведением мировой
литературы.
На
фоне музыки к передаче «В гостях у сказки» слово учителя.
Каждый
человек хотя бы изредка верит сказочным историям. Хочет, чтобы в реальном мире
было так, как в сказках, и все заканчивалось хорошо. Не надо остерегаться таких
желаний. Жизнь от этого только станет интереснее и радостнее. Сказочные истории
можно представить или придумать, как это сделал А.С.Пушкин. В его сказках мы
видим разных героев с их радостью и печалью, с хорошими и плохими чертами
характера, с желанием изменить свою судьбу. С начала сказки поэта
предназначались для взрослых, а со временем их начали читать и дети. Мы тоже
прочли эту сказку.
II.
Активизация мышления учеников.
Дома
вы ознакомились с некоторыми моментами жизни поэта. Вспомните, как оно
складывалось.
Дополнить
предложения:
А.С.Пушкин
родился в _______ году, в городе _______. Учился в _______. Няню звали _______.
Сочинял для домашнего театра _______.
III.
Восприятие и усвоение материала.
1.
Работа с высказыванием «Лишь добро одно
бессмертно, зло подолгу не живет» Ш.Руставели.
–
Как вы понимаете это высказывание?
2.
Создать ассоциативный ряд из слов,
отвечающих на вопрос какое?
Добро
– (честное, убедительное, полезное)
Зло
– (худое, лихое, пагубное, вредное).
3.
Постановка проблемного вопроса:
—
Что нужно делать, чтобы добро победило зло?
Предполагаемые
ответы учеников.
(Быть
добрым – значит любить людей, хорошо учиться, быть послушным, не ссориться с
родителями).
—
Как тема красоты людей, дружбы, взаимопомощи переплетается со сказкой
А.С.Пушкина?
—
Переплетается ли она с высказыванием Руставели.
4.
Работа над текстом произведения.
А)
Выборочное выразительное чтение отрывков из сказки, согласно иллюстрациям на
экране.
Б)
Работа в группах.
Задание.
Найти художественные средства в диалогах:
1
гр. Елисея с Солнцем.
2
гр. Елисея с Месяцем.
3
гр. Елисея с Ветром.
Предполагаемые
ответы учеников:
1
гр. Эпитеты: красно солнышко, теплая весна.
Метафоры: горько плачет, обратился к Солнцу, оно не видало.
2
гр. Эпитеты: темная ночка, позолоченный рожок, тьма глубокая, круглолицый,
светлоокий, ясный месяц.
Метафоры: звезды смотрят, месяц отвечал.
3
гр. Эпитеты: могуч, буйный, речка тихоструйная. Тьма печальная, гроб
хрустальный, пустое место.
Метафоры: гоняешь стаи туч, волнуешь сине море, веешь на просторе, не боишься
никого, ветер побежал.
В)
Отчет работы в группах.
Каждая
группа создает цветок добра на основе найденных художественных средств: красные
лепестки – эпитеты, синие – метафоры. Определить какой цветок самый пышный.
Это немецкая
народная сказка в обработке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
2. Работа
над диаграммой «Круги Венна».
Основа сравнения:
1. Автор произведения.
2.Страна.
3.Жанр произведения.
4. Форма изложения.
5.Имя главного героя.
6. Развязка произведения.
3.
Итоги сравнения.
Герои
сказок перекликаются с героями произведений разных народов. В этих сказках противопоставляются
две вечные силы добра и зла. Добро побеждает зло – это главное в произведениях.
V.
Рефлексия.
Сказка
– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Какой
урок следует извлечь из сказки А.С.Пушкина?
VI.
Оценивание работы в группах с помощью смайликов.
VII.
Домашнее задание.
Выучить
наизусть отрывок из сказки.
Автор Андрей Измаилов На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Анализ стихотворения Пушкина «Жених»
Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.
После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.
В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.
Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.
У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.
Жених
Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.
Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.
Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.
«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».
Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.
Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.
Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.
«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»
Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»
«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».
«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».
«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »
«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».
«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.
Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».
«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.
«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?
Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Задачи урока:
- рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
- раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
- формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
- совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.
Ход работы
В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.
Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?
Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:
- дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
- в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
- учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях | Белоснежка и семь гномов |
Слово учителя
Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.
Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.
Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.
Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.
Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».
Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».
Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.
После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.
I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?
Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.
Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?
1. Герои: _________________________________________
2. События: _______________________________________
Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:
г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;
с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.
II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?
Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.
Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.
Сказка братьев Гримм
1. Семь богатырей.
2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.
2. Черница приходит один раз с яблочком.
3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.
3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.
4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.
4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.
5. Написана в прозе.
5. Написана в стихах, красивым литературным языком.
После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.
Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?
Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.
Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.
Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?
Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:
- образы богатырей, взятые из русских былин;
- терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
- троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
- язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.
Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.
В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.