Муниципальное казенное дошкольное
Образовательное учреждение
Девицкий детский сад «Улыбка»
Общеразвивающего вида
Семилукского муниципального района
Воронежской области
Конспект НОД
По формированию математических представлений
По произведению А.С.Пушкина
«Сказка о царе Салтане»
Разновозрастная группа
Воспитатель: Киреева Л.М.
2019г.
Цель: усвоение и закрепление математических представлений посредствам игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Закрепления умения ориентироваться на плоскости, активизировать знание геометрических фигур (подг.гр.);
Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте и длине (подг.гр., ст.гр.);
Упражнять в выполнении порядкового и количественного счета;
Развивающие:
Развивать логическое мышление и мелкую моторику рук, умение решать проблемную ситуацию.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения, самостоятельность, интерес к познавательной деятельности.
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация»
Материал: набор карточек с изображением предметов и цифр, геометрических фигур, счетные палочки, листы бумаги с математическими заданиями, рабочие тетради, карандаши, иллюстрации с изображением сюжетов сказки, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Дети становятся в круг.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем на право 1, 2, 3,
А потом свернем на лево 1, 2. 3,
В центре круга соберемся 1, 2, 3,
И на месте повернемся 1, 2, 3,
Улыбнемся, подмигнем и занятие начнем.
Дети проходят, садятся на стульчики.
Воспитатель: -Дети, вы любите сказки? Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке А .С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». На чем можно путешествовать? Коль путешествовать мы будем по сказке, и транспорт наш будет сказочным. На чем летают сказочные герои?
Воспитатель: -Вот ковер-самолет, но он давно никем не использовался, и в нем появились дыры, надо его залатать. На что похожи дыры? Подберите подходящие геометрические фигуры. Где находится квадрат? Круг? Прямоугольник? Ромб? Треугольник? Овал?
Воспитатель: Ковер- самолет исправлен, можно отправляться в путь. Садимся на ковер- самолет, закрываем глаза и представляем:
Мы с вами уже в полете на ковре- самолете,
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключится?
Сядем мы в вот этом месте, будет точно интересно.
Воспитатель: Ой. ребята, посмотрите, мы прилетели на волшебный остров! А это кто?
Быстрый маленький зверек по деревьям скок, да скок (белка).
Инна М. Ель в лесу, под елью белка
Диво. Право, не безделка-
Белка песенки поет
Да орешки все грызет
А орешки не простые.
Все скорлупки золотые
Ядра — чистый изумруд.
Воспитатель: Здесь орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд
И для детей заданья тут.
Дети открывают орешки, внутри номера заданий: — состав числа; — обведи и раскрась; — предыдущее и последующее число; -таблица с пропущенными цифрами.
Физкультурная минутка: Мы летаем высоко, — руки вверх
Мы летаем низко, – руки вниз
Мы летаем далеко, — руки от себя
Мы летаем близко, — руки к себе
Будет нужно – долетим мы туда, куда хотим – показывают кто куда летит
Воспитатель: Посмотрите ребята, вокруг волшебного острова раскинулся океан и говорят, что здесь происходит диво! А какое же это диво?
Кирилл Л. Где- то вздуется бурливо
Окиян, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге-
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
В чешуе как жар горя,
Великаны удалые
Все красавцы молодые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор
Воспитатель: вот вам , ребята, задания от дядьки Черномора.
Задания: — прямой и обратный счет до 33, 20, 10; математический диктант, математический пазл.
Воспитатель: Продолжаем путешествие и посмотрим, что же еще диво есть на волшебном острове.
Катя Б. Говорят царевна есть
Что не можно глаз отвесть
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама- то величава
Выступает, будто пава
Сладку речь- то говорит
Словно реченька журчит.
Воспитатель: Это Царевна Лебедь. Она тоже приготовила нам задания.
Задания: — целое и части;- геометрический пазл;- веселые задачки.
Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться из сказки обратно в детский сад. Садимся на волшебный ковер- самолет, закрываем глаза и летим.
Мы с вами уже в полете на ковре- самолете
И вот мы уже снижаемся, домой возвращаемся.
Воспитатель: Путешествие подошло к концу, в какой сказке мы побывали и что делали? (Ответы детей). От героев сказки вы все получаете угощение.
Чем литературная сказка похожа на народную?
Прежде всего скажу об основном отличии народной и авторской сказок — есди народные написаны коллективно и изначально устно, то авторские сказки определенным автором и в письменной форме. В остальном и та и другая сказка может быть практически идентичными, что хорошо показывают сказки Пушкина или «Конек Горбунок» Ершова.
Остановлюсь подробней на сходстве. Прежде всего обязательное наличие героя, сказочность сюжета, приключения и борьба со злодеем. Это волшебные или магические предметы, описание реального мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному путешествию. Хотя этот пункт необязателен в авторской сказке. Там часто развитие сюжета происходит свободной волей героев, как в «Приключениях Незнайки» или действием непредсказуемых сил, как например в «Волшебнике Изумрудного города». Ну и конечно главным сходством этих типов сказок является победа добра в финале.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
девушка-загадка [133K]
5 лет назад
Если бы вопрос относился к конкретной сказке, ответ дать было бы проще. У литературной сказки есть автор, у народной автор — народ. Некоторые авторы пишут сказки, похожие на народные по каким -то признакам. Например, что-то повторяется троекратно , употребляются слова, характерные для народных сказок.
Violet a [216K]
5 лет назад
Не зависимо от того, кто является автором сказки, народ или писатель, сказка всегда остаётся сказкой. В обоих случаях для неё характерен сказочный сюжет, сказочные герои, волшебные предметы и ситуации, и конечно же доброта сюжета.
Сказка имеет всегда определенную структуру- а действующие лица имеют определенную функцию-как в народных так и в авторских сказках есть подготовительная часть(запрет- не ходи в эту комнату..)завязка (царевич отправился в путь) основная часть и финал…
и автор литературной сказки придерживается примерно такой же структуры произведения…
reparcam [11.7K]
5 лет назад
Да практически ни чем, если только автор литературной сказки не почерпнул её (сплагиатил) из народной сказки. Народная сказка — это история, которая передаётся из уст в уста, ну сейчас в книжках и то разные издательства по своему перекладывают. А литературная сказка — собственного сочинения произведение.
Viki1112 [111]
5 лет назад
Начнем с того чем отличается народная сказка от литературной. Главное отличие: народная сказка устная и не имеет автора в отличие от литературной сказки. В обеих сказках есть вымышленные герои, есть добро и зло. Ну и конечно же добро побеждает зло, а также сказка учит хорошему.
ananasnya [375]
6 лет назад
Литературная сказка похожа на народную тем, что это оба произведения искусства, в них происходит нечто сказочное, может, магическое. Сюжет, как правило, может быть похожим, к примеру, есть главный герои и тд
jumangy [1.9K]
5 лет назад
У литературной сказки есть определенный автор. Текст сказки — не изменен, тогда, как народная сказка имеет множество вариантов повествования.
В народной сказке образы героев — собирательные. В литературной сказке автор четко описывает облики главных героев. При этом, мы всегда можем догадаться об отношении автора к этому герою.Автор ярче описывает чувства и переживания персонажей.
В народной сказке важнее поступки героев, а не их мотивы. События обусловлены традициями народа.
Oleg74 [196K]
5 лет назад
На мой взгляд, народная сказка — это сказка, так сказать, из народа, то есть имеет народные корни, не имеющие конкретного автора, а тем более слаженного текста сказки, так как каждый может рассказать эту сказку по разному. А вот литературная сказка — это уже сказка с автором, который повествование сказки доносит до читателя литературно и с правильным, а главное неизменяемым текстом.
неугомонная [10.8K]
5 лет назад
Сравнивая народную и литературную сказку видим сходство в изложении событий. Сказки народов и сказки автора в конце повествования определяют главную мысль. В сказках народа и автора употребляются простонародные выражения, пословицы, поговорки. В обоих случаях победу одерживает главный герой и силы добра.
Стрымбрым [337K]
5 лет назад
По сути, литературная сказка, как правило, представляет собой ту же народную сказку, только зафиксированную в письменной форме. Похожи эти формы своими сюжетами, героями, волшебными ситуациями. Основные отличия заключаются в наличии конкретного автора и неизменяемости текста.
Знаете ответ?
Методическая разработка урока чтения на тему «Сравнение народной и литературной сказок»(УМК «Школа России»)
Урок литературного чтения в 3 классе 17.11.2016 г. Молчанова Татьяна Юрьевна
Тема: Сравнение народной и литературной сказок.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: cравнение русской народной и литературной сказок
Задачи: Предметные : рассмотреть схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений
Личностные: формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы
эмоционального сопереживания прочитанному.
Метапредметные:
-
регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности
2) коммуникативные: принимать участие в работе группами , используя речевые средства, строить
монологические высказывания, развивать монологическую речь
3)познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию,
работать с текстом сказки
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация
План-конспект урока
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок — Слушаем, запоминаем,
Начинается урок. Ни минуты, не теряем.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
II. Проверка домашнего задания
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
-Скажите с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на прошлом уроке?
— Назовите героев сказки.
-Ребята, кто рассказывал А.С. Пушкину сказки?
III. Работа по теме урока
1.Актуализация знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для повторения изученного материала.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку
-Как вы понимаете слово «наследница»?
— Исходя из эпиграфа урока , как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Настрой на урок
Авторские и народные
«Сказка о царе Салтане…»
няня Арина Родионовна
Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С.Я.Маршак
Высказывания детей
Регулятивные (саморегуляция)
Коммуникативные (умение строить высказывание, работать в сотрудничестве
Познавательные (структурирование знаний)
2.Постановка цели урока
-Что берет А.С. Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер — Немудер», с которой мы знакомились на внеурочных занятиях.
-Работать будем по плану. ( План на доске)
3.Сопоставительный анализ сказок.
б) занятие мужчин.
г) зло в царстве
д)где оказались?
е) кто их замечает?
5. Кто мешает главному герою?
6. Кто помогает?
7.Чудеса, превращения
8. Троекратность (повторы)
9. Фразеологизмы
10.Чем заканчивается сказка?
11.Концовка
-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)
-Какие присказки вы знаете?
-Сравните сказки. Имеют ли они присказку?
— Какие сказочные зачины вы знаете?
(сравнение сказки по плану в группах)
Учитель оценивает работу групп
Физминутка
4. Продолжение работы над темой урока
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)
-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий)
-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.
Мы видим, что А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.
IV. Домашнее задание
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания
Найти в тексте сказки Пушкина волшебства (отметить отрывки)
Этап подведения итогов занятия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
— Какие задачи мы ставили для себя вначале урока? Удалось ли нам их решить?
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.
(выслушиваются мнения детей)
-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
предположения детей
Высказывания детей
(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)
(Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)
Работа в группах
Отчёт групп
(да, простил)
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
Регулятивные (прогнозирование)
Познавательные (логический анализ)
Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание)
Познавательные
(выбор основания)
Коммуникативные ( умение работать в сотрудничестве)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (умение работать с информацией)
Монологические высказывания детей.
Познавательные ( умение анализировать, делать выводы)
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Регулятивные (оценка деятельности на уроке)