Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 2 класс, бойкина, виноградская, страницы 35-41.укм школа россиираздел русские писатели1. тема выставки русские писатели. какие

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 35-41.

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели»

1. Тема выставки «Русские писатели». Какие книги на выставке соответствуют этой теме? Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?

Теме выставки соответствуют книги Л. Толстой «Лев и собачка» и А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Я бы дополнила выставку книгами:

И. Крылов «Басни»

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Л. Толстой «Рассказы и сказки»

А. Чехов «Каштанка»

К. Ушинский «Рассказы»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

2. Запиши название твоей любимой сказки Пушкина.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

3. Прочитай стихотворение «Вот север, тучи нагоняя» ещё раз. Выпиши слова, которые рассказывают о зиме.

Волшебница, идёт, пришла, рассыпалась клоками, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла, проказам матушки.

4. Какие чудеса творит волшебница зима?

Она рассыпается клоками, висит на ветках, лежит коврами, равняет берега реки.

5. Подчеркни олицетворения.

Подчёркиваем слова: воет ветер, скребётся под крышей ветер, завывает вьюга.

6. Используя выбранные слова придумай рассказ «А вот и зима».

Рассказ «А вот и зима» для 2 класса

Весь день шёл холодный дождь, а вечером мы услышали, как в трубе воет ветер.

Мы легли спать и часто просыпались, слыша, как скребётся под крышей ветер. 

Утром непогода продолжилась. Мы смотрели, как завывает за окном вьюга, наметая целые горы снега.

Теперь можно было смело сказать: «А вот и зима пришла!»

7. Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке.

  1. Старик забрасывает невод.
  2. Старик разговаривает с рыбкой.
  3. Старуха бранит старика.
  4. Новое корыто.
  5. Новый дом.
  6. Старуха становится дворянкой
  7. Старуха стала царицей.
  8. На море буря.
  9. Снова у разбитого корыта.

8. Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта».

Я буду писать о себе и моём брате.

Главными героями будут я и мой брат Игорь.

В основе рассказа будет лежать история про грибы.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» можно прочитать, перейдя по ссылке.

9. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками Пушкина. Сделай самостоятельный вывод, используя опорные слова.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но литературные сказки могут заканчиваться иначе, чем народные и не иметь счастливого финала.

10. О каким событии рассказывается в басне «Лебедь, рак и щука»?

В ней рассказывается о том, как лебедь, рак и щука тянули в разные стороны воз и не могли сдвинуть его с места.

11. Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Если каждый будет пытаться сделать одну работу по-своему, то она так и останется не сделанной.

12. Сравни басню и сказку и животных. Данные занеси в таблицу.

Герои: и там, и там животные, звери, птицы и рыбы.

События: могут быть одинаковыми и там, и там.

Выводы: в басне — мораль, в сказке — основная мысль, урок молодцам.

13. В чём причина неудачи лебедя, рака и щуки? Объясни словами басни.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

14. Обсудите с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у лебедя, рака и щуки?

В басне не выполнялись условия выполнения совместной работы, не было главного — согласованности действий.

Чтобы не вышло как у героев басни, нужно сперва обо всём договориться, выслушать всех, составить план действий, распределить обязанности, и только потом начинать работу.

15. Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу «Котёнок». Что на них изображено? Сделай подписи к ним, используя слова из рассказа.

На первом рисунке Вася и Катя любуются котёнком. Подпись: Дети кормили его, играли с ним.

Ниже показано, как они пошли с ним гулять. Подпись: Пошли играть на дорогу и взяли котёнка.

Справа вверху изображены охотник и бегущие к котёнку собаки. Подпись: Скачет охотник, а впереди его две собаки.

Внизу Вася закрывает своим телом котёнка. Подпись: Вася закрыл его от собак.

16. Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера.

Правильный порядок пунктов плана:

  1. Кошка пропала.
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами.
  3. На прогулке с котёнком.
  4. Чуть не случилась беда.

17. К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

  1. Весной пропала, искали везде.
  2. Мяучит, крышу амбара, котят было пять, серого, с белыми пятнами.
  3. На дорогу, играл с соломой, щавель, забыли.
  4. Охотник, две собаки, Катя испугалась, упал животом на котёнка.

Проверим себя и оценим свои достижения.

18. С какими произведениями ты познакомился в этом разделе?

Со сказками, стихотворениями, баснями.

19. Что общего у русской сказки и сказки Пушкина? Запиши, используя опорные слова.

Общими являются герои, язык, события, прозаическая или стихотворная форма, вывод или основная мысль.

20. Какие образные выражения ты знаешь и можешь объяснить их смысл? Посмотри в словаре или найди в интернете, откуда, из каких произведений эти крылатые фразы:

Примеры образных выражений из произведений раздела и их объяснение можно посмотреть, перейдя по ссылке в ответах на вопросы учебника к этой теме.

«А Васька слушает и ест» из басни Крылова «Кот и повар».

«А ларчик просто открывался» из басни Крылова «Ларчик».

«Всё своё ношу с собой» из древнегреческого предания.

«Делу — время, потехе — час» из «Урядника» царя Алексея Михайловича.

1

I. Самоопределение к деятельности.

  • Актуализация знаний учащегося
  • Мотивация обучающихся к изучению темы

Учитель выбирает способ подстановки темы, проблемы урока. Организовывает подготовку учащихся к чтению басни, прогнозирование его содержания и тематической эмоциональности в соответствии с возрастом учащегося. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Учитель: — Ребята, тему  урока мы определим вместе с вами. (На экране фотография памятника И.А.Крылову). – Посмотрите на памятник человеку, очень известному в русской литературе. Памятник находится в Летнем саду в Санкт-Петербурге, на детской площадке. Статуя высокая – 3 метра, а пьедестал не велик. С четырех сторон на нем размещены бронзовые фигуры различных животных. Как вы думаете, кто этот человек? И почему скульптор Петр Карлович Клодт изобразил его в окружении животных.  

— Рассматривая бронзовый зверинец, вы узнали баснописца И.А. Крылова, вспомнили знакомые с детства басни. «Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов.
— О чем же говорят его звери? Что скрыто за ними?

— На эти вопросы мы будем находить ответы, читая басню «Стрекоза и Муравей».

— Скажите ребята, в каких еще  произведениях героями являются животные?

— Произведения этих жанров так не похожи друг на друга. Любой грамотный читатель должен уметь отличить их. Сегодня будем учиться строить работу по плану.

План

1. Кого в литературе называют баснописцем? Как образовано это слово?

2. Почему И.А. Крылов обратился к жанру басни?

3. Как надо читать басни? В чем особенность их чтения вслух?

4. Каковы характеры героев басни «Стрекоза и Муравей»? Почему они говорят по-человечьи?

5. Что такое басня? Что такое мораль басни?

6. В чем сходство басни и сказки?

7. Чем басня отличается от сказки о  животных?

8. Оцени себя.

Умение со стороны учащихся зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению басни. Дети обсуждают вопросы учителя, высказывают возможные ответы. Учатся работать по праву, предложенному учителем.

Личностные:

проявление интереса к жанру басни.

Регулятивные:

умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

II этап:

Изучение нового содержания.

  • Формирование восприятия басни как особого литературного жанра.

Учитель предлагает учебные задания и методы работы с информацией. Выбирает вид первичного чтения басни с учетом специфики текста. В ходе беседы выявляет первичное восприятие. Вносит необходимые коррективы, соотнеся качество первичного восприятия с содержанием последующей работы. Учитель предлагает вопросы разной смысловой направленности. Использует фронтальные формы работы. Организовывает коллективную дискуссию. Подводит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией.  Формулирование основной идеи текста.

Задание 1

Учитель:- Прочитайте первый вопрос плана. Кого называют баснописцем? Проверьте правильность своего ответа по толковому словарю.

Задание 2

Учитель:- Самым известным баснописцем в русской литературе был И.А. Крылов. Познакомьтесь с фактами из жизни Крылова (дети получают листы  с нужной информацией)

— Что нового узнали о баснописце?

— Послушайте басню «Стрекоза и  Муравей» в исполнении артиста В. Гафта. Что удалось передать чтецу голосом, интонациями?

— Кто главные персонажи этой басни?

— Какой вы увидели Стрекозу?

-Как автор передает настроение и чувства Стрекозы? Какими словами он выражает свое отношение к ней?

— Что изменилось в жизни Стрекозы  с наступлением зимы? Прочитайте строки из басни. Как Муравей отнесся к беде Стрекозы? Почему он отказал ей в уюте, доме, назвал просьбу Стрекозы странной?

— Бывает ли так у людей? Что осуждает Крылов?

— Автор через образы животных показывает человеческие характеры, он осуждает лень, беспечность, хорошую жизнь нужно заслужить честным трудом.

Задание 3

Проведите маленький эксперимент. В своих опорных конспектах подчеркните карандашом те строки текста басни, в которых автор говорит о Стрекозе.

— Почему вы подчеркнули почти весь текст басни?

-Через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью. Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям, он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости.

— Ребята, на какой вопрос плана мы сейчас дали ответ?

 — Найдите вывод в басне, работая в парах.

— Вывод в басне называется моралью, в ней содержится урок людям.

Задание 4

— На опорных листах имеются слова и словосочетания, которые помогут вам выделить признаки басни. Дайте ответ на вопрос «Что такое басня», работая в парах.

  • Небольшое произведение по размеру.
  • Веселое, смешное произведение.
  • Заставляет задуматься.
  • В стихах.
  • Содержит вывод – мораль басни.
  • Героями являются люди.
  • Героями обычно являются животные.
  • Высмеиваются пороки людей.
  • Волшебные герои и события.

Задание 5 

— Снова обратимся к плану и ответим на вопрос: Что общего у басни со сказкой? Поработайте в парах и дайте ответ.

Задание 6

 А теперь выясним, чем басня отличается от сказки. Все вместе будем выделять основания для сравнения и говорить об отличиях басни и сказки.

Сравнительная таблица.

Признаки сравнения

Сказка

Басня

Автор

Сказки бывают и авторскими и народными

Как правило, басни сочиняют поэты

Объем, размер

Сказки больше басен

Басни меньше сказок

Герои, события

В сказках есть волшебные герои и события;  герои  в сказках преодолевают трудности

В баснях нет

Финал, концовка произведения

Сказки имеют счастливый конец,  в сказках нет вывода

Басни, как правило, содержат в конце мораль

Построение произведения

В сказках есть зачины, присказки, повторы эпизодов

В баснях нет

Задание 7

 Чтение басни по ролям

Учитель:- Разделите между собой роли. Представьте себе, что это событие происходит сейчас. Читайте от лица персонажа, роль которого исполняете, «добивайтесь» того, чего хочет этот персонаж. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, о чём они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чём он говорит, помогают понять то, чего он добивается своими словами. Читающий за автора как бы наблюдает за участниками диалога и рассказывает о том, что происходит.

— Оцените самое удачное чтение на уроке.

Дети учатся проверять правильность своих ответов по толковому словарю. Слушают басню в исполнении артиста В. Гафта. Проявляют наличие первичной эмоциональной реакции на текст, умение выразить свои чувства, мысли. Анализирует текст басни. Показывает умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявляет внимание к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Участвуют  в коллективной дискуссии, проявляют умение работать в парах, группах. Показывают умение формулировать аргументы, корректировать свою точку зрения. Дети оценивают качество чтения своих одноклассников.

Личностные:

проявление интереса к жанру басни.

Регулятивные:

умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, слушать мнения других.

Предметные:

усвоение литературного понятия «басня», умение определять характерные признаки басни, сравнивать басню со сказкой, находить общие отличительные признаки, читать по ролям, передавать голосом, интонациями характер героя.

III этап.

Диагностика качества освоения темы. Установить степень усвоения темы: «Басня «Стрекоза и Муравей»

Детям предлагаются задания, основанные на работе с  флеш-анимацией:

http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=38761 

Задание 1 «Отгадай слова»

Откройте слайд «Отгадай слова». Нажмите на надпись «Инструкция» и внимательно прочитайте ее. Выполните задание.

Задание 2 «В гостях у Стрекозы»

Откройте слайд «Молодец!». Нажмите на изображение Стрекозы. Прочитайте интересные факты о стрекозе и выполните предложенное задание.

Задание 3 «В гостях у Муравья»

Откройте слайд «Молодец!» Нажмите на изображение Муравья, прочитайте интересные факты о муравьях и выполните предложенные задания.

Умение работать по инструкции на персональном компьютере. Дети перерабатывают полученную информацию, делают выводы, работая в парах.

Личностные:

Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Регулятивные:

Умение выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Умение слушать других, сформулировать свои мысли всегда.

Предметные:

Знание автора басни, ее содержания, героев.

IV этап

Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

  • Стимулировать интерес учащихся к выполнению заданий частично-поискового и эврического характера: учить школьников ориентироваться в разных вариантах выполняя задания и планировать свои действия в соответствии  с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.

Учитель предлагает творческие задания, направленные на эмоциональную сферу, сферу воображения  читательской деятельности.

Задание 1

Посмотрите м/ф «Стрекоза и Муравей». Послушайте джазовую импровизацию в исполнении Людмилы Гурченко. Обратите внимание на экранных героев.

http://www.youtube.com/watch?v=MCgISTU7cvo

— Изменил ли м/ф ваши представления о героях басни ? если да, то каким образом?

Задание 2

Придумайте другое завершение событий в басне. Что изменилось бы? Почему?

Задание 3

Найдите темы школьной жизни, которые могли бы быть описаны в басне. Сформулируйте их. Кто из животных мог бы быть героями таких басен?

Выполнение творческих заданий под руководством учителя. Интерпретация басни, ответ на проблемный вопрос.

Личностные:

Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий

Предметные:

Умение:

  • Формировать понятия «басня»
  • Называть признаки басни

Регулятивные

  • Умение выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные:  

Умение оформлять  свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание.

V этап

Рефлексивная деятельность

  • Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Организация подведения итогов урока, повторения того нового, что узнали. Организация самоанализа и самооценки ученика.

Для оценивания результата деятельности обучающихся  можно задать следующие вопросы:

  • По каким признакам мы узнаем басню?
  • Нужно ли знать эти признаки?
  • Почему мы должны их знать?

Заполните анкету. Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре.

  • На уроке я работал активно/пассивно
  • Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  • Урок для меня показался коротким/длинным; интересным/скучным
  • За урок я не устал/устал
  • Мое настроение стало лучше/хуже
  • Материал урока мне был понятен/непонятен
  • Кому из ребят можно сказать особое «спасибо» за активность на уроке и помощь в нашей работе?

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Перечисление своих действий.

Коммуникативные

умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения

Регулятивные:

Оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс


1

<h2>»Лебедь, рак и щука» Какие ответы на вопросы 2 класс литературное чтение Бойкина?</h2>

1 О каком событии рассказывается?

2 Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

3 Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу.

4 В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

5 Обсудите с другом , выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Крылов «Лебедь, рак и щука» стр. 38 — 39

10 ответов:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



9



0

<h2>Правильные ответы к басне «Лебедь, рак и щука»</h2>

1 Прочитав басню, вы должны ответить на первый вопрос и кратко изложить описываемое в ней событие:

В басне Крылов описывает трудную ситуацию, когда Лебедь, Рак и Щука вместе решали задачу, чтобы сдвинуть воз с места, но каждый из них по-разному понимал свою задачу и тянул воз только в свою сторону в противовес своим партнёрам, таким образом, образовалось явное несогласие между участниками этой операции по перемещению воза и воз так и не мог сдвинуться с места.

2 Найдём те слова из текста басни, которые представляют собой мораль басни, а потом объясним своими словами суть этой морали:

a5rnvbOvuN7YJyZ8ZNol5FC2lYZ66hP.png

Смысл морали представленной выше:

aHuNEDiGd7pUdi5S3LLxAlgkOEHM9teh.png

3 Теперь, согласно третьему вопросу, найдём все отличия между басней и сказкой о животных и затем запишем все наши размышления в таблицу:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

4 Объясним причину неудачной работы всех трёх товарищей из басни своими словами, а так же словами басни:

Три товарища выполняя одну задачу не договорились между собой как действовать для лучшего выполнения задачи — они не составили план действий, поэтому их усилия потерпели крах:

a5rnvbOvuN7YJyZ8ZNol5FC2lYZ66hP.png

5 Теперь запишем ответ на пятый вопрос, который заключается в обсуждении с другом и вот как выглядит такое обсуждение:

WTaGWV8lIBnilNz6ysBiYBjcELc36wxm.png

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



5



0

1) Лебедь, рак и щука»- это знаменитая басня И. А. Крылова. В этом произведении автор повествует про животных, которые собрали силы, направили свою энергию, чтобы сдвинуть воз, только каждый из всех животных тянул в свою сторону. А если бы действовали в одном направлении, то сдвинули бы с места. Так и людям надо делать сообща все вместе, а не только «тянуть» каждый в свою сторону.

2) Нравоучительными являются слова, которые подчеркивают, что все надо делать в ладу друг с другом.

GVhdFQ2GZFBo9lk0Npf3plq6l5JOYoQ.png

Если же действовать каждому в своих интересах, то ни к чему общему усилия никогда не придут.

3) В баснях автор всегда на примере животных показывает, что люди ведут себя подобным образом и показывает поступки людей. Так он раскрывает мораль.

"басня лебедь рак и щука", ответы по литературному чтению, таблица

4) Причину неудачи выражают следующие слова:

AaFkD3b3N848UFaPlwVHAlgR8e2pwy8.png

5) Чтобы делать какое-то дело с успехом, надо договориться друг с другом заранее, кто и какую работу выполняет. Иначе усилия, направленные в разные стороны, обесцениваются, результат будет отрицательным. Поэтому у животных из басни ничего не вышло, но люди могут учиться на их примере.

"басня лебедь рак и щука", ответы по литературному чтению

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



2



0

Выполним задания, которые предлагаются в рабочей тетради Бойкиной по литературному чтению, для басни Крылова «лебедь, рак и щука».

  1. В басне рассказывается о попытке утащить найденный возок с дороги. Эту попытку предприняли три главных героя басни — Лебедь, Рак и Щука. Но попытка оказалась неудачной, возок остался стоять на том же самом месте, сдвинуть его не удалось. Это основное событие басни.
  2. Мораль басни мы находим в самом начале басни:

qRBZNZr1RdB1JFPoeaCuiZ4QAkwbUBpw.png

Смысл этих слов в том, отсутствие согласия в действиях приводит к провалу. Нельзя выполнить какую-то работу, если каждый норовит сделать по-своему.

3.Сравнение басни и сказки о животных выполнено в этом вопросе.

4.Если нет согласия с действиях товарищей, то нет и результата. Хоть из кожи вон лезь, но воз останется там, где стоял.

5.Условия успешной совместной работы в басне конечно же не выполнялись. Труженики действовали каждый за себя, а потому результат был плачевным. А вот стоило им просто договориться и тянуть в одном направлении и можно было бы возок утопить. В небо они его все равно бы не подняли. А назад его тянут смысла нет.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



2



0

Басня «Лебедь, рак и щука» очень коротенькая, так что её можно быстро выучить наизусть. И полезна она может быть не только детям, но и взрослым.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

SolxjXYhGssi1Mb3d4SZBjNcoNuuEG.png

Первый пункт: Басня Крылова «Лебедь, рак и щука» рассказывает, как трое разных животных взялись вместе за одно дело. Но каждый из них по-разному представлял, что нужно делать, и у них ничего не вышло.

Второй пункт: Это очень легко, так как вообще-то эта басня начинается словно бы с развязки, с морали:

QAsNln4d9KW7k95Lb4iTmoeg6HULh.png

если вы не смогли между собой договориться, то ничего хорошего не получится. Важно, чтобы дело делалось сообща.

Третий пункт: сравнивать надо в таблице, но боюсь, тут не очень удобно приводить такую таблицу. Так что я просто напишу:

  1. И в сказке, и в басне главные герои — звери. Но в сказке это просто животные, а в басне под зверьми подразумеваются люди;
  2. В сказке события преподносятся как история, у которой есть начало и развязка. В басне часто истории нет: есть только само событие. Мы не знаем, куда хотели утащить воз, и почему вообще собрались звери. Для басни это всё неважно, значение имеет только факт, что дело не удалось.
  3. Выводы в сказке условно можно свести к победе добра над злом: там всегда есть развязка, есть победители. В басне мораль является одновременно описание самой басни и служит изобличению какого-то порока. Мораль басни более однобока: если сказка говорит «зло проигрывает, а добро побеждает», то в басне только «зло проигрывает».

Четвертый пункт: проблема лебедя, рака и щуки была в том, что они судили только каждый сам по себе. Каждый из них по умолчанию решил, что именно его видение ситуации — единственно верное, и что остальные должны просто последовать за ним.

Пятый пункт: везде, где задача выполняется группой людей, надо чтобы каждый хорошо понимал, что надо сделать и, главное, как именно этого добиться. Общее понимание пути решения — основное условие выполнения любых задач. В басне показана ситуация, когда это условие не выполнено: каждый участник имеет своё представление. Чтобы такого не случалось, надо научиться общаться с людьми, прямо и четко высказывать им свои мысли, и вместе уметь внимательно слушать чужое мнение.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



2



0

Ответы на вопросы по Литературному чтению для 2 класса на тему «Лебедь, рак и щука»:

1) В басне мы узнаем историю о том, как главные герои — лебедь, щука и рак нашли на дороге воз и решили его перевести. Они впряглись в него втроем и каждый тащил его в свою сторону, таким образм воз остался стоять на месте.

2) Найдем в тексте слова, которые являются моралью басни «Лебедь, рак и щука»:

4TVg2cSeSohrLPT6pAudi793YprBC8.png

Мораль в том, что в каждом деле нужно согласие или иначе ничего не выйдет.

3) Теперь найдем отличия сказки о животных от басни и занесем их в таблицу следующим образом:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

4) Причина неудачи Лебедя, рака и щуки заключается в том, что они взялись за дело недружно, без согласия. То есть каждый делал то, что считает нужным и поэтому противоположные действия товарищей не дали результатов.

5) В басне не были выполнены условия совместной работы потому, что каждый тащил воз в свою сторону. Чтобы не вышло так же как у Лебедя, Рака и Щуки нужно договориться заранее и решить как нужно делать дело всем вместе.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



2



0

Басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука» интересна и поучительна. В ней содержится важный урок, поэтому к ее изучению стоит отнестись серьезно и ответственно. Для начала стоит прочитать весь текст, далее проанализировать его смысл. Выделить главных героев. А также подумать над тем, какой важный урок в ней содержится, и как можно применить его в своей жизни.

На вопросы можно ответить следующим образом:

1) В басне мы узнаем о трех героях, которые являются животными. Они решили сдвинуть воз, впряглись в него, но не смогли передвинуть его. Почему? Дело в том, что среди них не было согласья. Каждый тянул в свою сторону. Их усилия оказались напрасными.

2) Мораль басни можно увидеть в следующих ее строках:

22M1PWHoQImbd5bElhiEIJfBWC0JVulN.png

3) Если сравнить басню и сказку о животных, то может получиться следующая таблица:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

4) Неудача героев басни состояла в том, что среди них не было согласья. Они не договорились между собой. Каждый тянул в свою сторону.

Слова басни, которые показывают причину их неудачи:

22M1PWHoQImbd5bElhiEIJfBWC0JVulN.png

Также можно выделить эти слова басни:

ZhoRz2ZWoYyURNmzObAPyzqNdTtChVHw.png

5) Условия совместной работы не выполнялись. Чтобы избеджать подобного результата, нужно для начала определить общую цель. Далее решить, как ее достичь. Спланировать совместные действия, решить, кто какую роль будет выполнять. Договорившись, можно приступить к выполнению дела. Нужно делать все дружно, не отступая от плана.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



1



0

Ответим на вопросы по басне «Лебедь, рак и щука»:

  1. В басне рассказывается случай, когда Лебедю, Раку и Щуке нужно было тянуть воз. Им нужно было действовать сообща, но каждый тянул в свою сторону, в результате воз так и остался на месте.
  2. Мораль басни отражена в таких строчках:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Если товарищи не могут договориться между собой, то они не смогут ничего сделать. В любом деле важно прислушиваться к мнению других людей, тогда и процесс будет более эффективным.

  1. Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

  2. Причина неудачи в том, что между ними не было согласия, никто не хотел другого слушать, каждый действовал по своему, результат плачевный, воз и ныне там.
  3. Нужно всегда прислушиваться, самому тоже давать советы. Обсуждать с другом, не упрямиться и не настаивать на своем, если товарищ предлагает вариант получше.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



1



0

Кто не знает знаменитой басни «Лебедь, рак и щука»?

Наш великий баснописец Крылов ее автор.

Крылов высмеивает животных, которые не могут сдвинуть с места воз.

А все почему? Да потому, что нет в их действиях слаженности. Каждый пытается тянуть в свою сторону.

Как часто такое можно увидеть и среди людей.

Нет, чтобы собраться, направить энергию в одно русло, каждый тянет одеяло на себя.

Крылов в аллегоричной форме, на примере животных, высмеивает людские пороки. В этом мораль басни.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Приложи все вместе силы, глядишь, и воз бы с места сдвинули.Ведь дело не в том, что их всего трое, а в том, что нет слаженности в их действии.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

В этом и причина, что не могут договориться, не слушают друг друга. Вот и стоит воз на одном месте, вместо того, чтобы двигаться вперед.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



1



0

1) «Лебедь, рак и щука» — это басня, в которой Крылов рассказывает, как животные собрались вместе, чтобы сдвинуть воз. Но у них ничего не вышло, потому как усилия были направлены в разные стороны, а не в одну.

2) Мораль заключена в словах:

M9RzAIpM8KFNrNAsprIO9CwidCcDO1L.png

3) Смысл в том, что надо во всем друг другу помогать, быть опорой, усиливать действия друг друга, чтобы добиться единого и лучшего результата общими усилиями.

b1OgE6uuj1bj9WEn7g58h5tNR09CI8.png

4) Таблица — как ее нужно правильно заполнять. На самом деле, это несложно сделать.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

5) С другом можно заранее обговорить, как действовать, тогда все усилия не будут напрасными, разъяснить роль каждого человека.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс



1



0

Отвечаем на вопросы по басне «Лебедь рак и щука».

1) В басне рассказывается, как лебедь, рак и щука собрались сделать вместе одно важное дело, но не смогли договориться друг с другом и в итоге ничего сделать не смогли.

2) Мораль:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Смысл морали в том, что если между собой не договориться, что и кто делает, то дело не пойдет на лад, будет только хуже. Надо уметь договариваться.

3) Заполняем предложенную нам таблицу, сравнив животных из басни и сказок:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

И в сказке и в басне животные, но в сказке это просто звери, а в басне — это прообраз человека, высмеиваются люди с их характерами.

4) Если говорить словами басни, то стоит прочесть мораль:

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Причина неудач в том, что друзья не могли договориться кто и что делает.

5) Совместной работы не наблюдается. Если не хотите повторить такую ситуацию, следует с людььми обговаривать что и кто делает, тогда работа будет ладиться.

Читайте также

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Крылатые выражения появляются в русском языке постоянно, они приходят к нам из книг, фильмов.

  • Выражение «А Васька кушает да ест» пришло из произведения, написал которое Крылов.

В образном смысле её можно применить к ситуации, где один человек пытается донести до другого нечто важное, но все тщетно — тот поступает по своей воле, никакие аргументы не действуют.

  • Выражение «Все свое ношу с собой» в наш язык пришло из латыни, от мудреца который увидел как несет свое имущество народ из захваченного греческого города. Имя философа известно — Бриант. Смысл данной фразы закючается в том, что главное что мы носим — наши умственные способности, знания, опыт, навыки. Эти ценности всегда с нами и их не потерять и не отобрать.
  • Фраза «Делу время — потехе час» принадлежит русскому царю Алексею Михайловичу. В 17 веке когда он жил была весьма популярна охота на соколов, особенно у высокопоставленных государственных деятелей. В связи с этим русский правитель создал некий свод правил, регламентирующий данное развлечение. Это выражение он вписал туда собственноручно. Его смысл достаточно прост: если захотелось отдохнуть, то выдели на это определенное ограниченное время, а делам нужно отводить большую часть своей жизни.
  • Выражение «А ларчик просто открывался» появилась в нашем лексиконе опять же из басни Крылова. Смысл фразы в том, что все не всегда нужно искать сложное решение. Бывают такие ситуации когда следует взглянуть на вопрос под другим углом и найдется простой ответ, который удивит своей очевидностью.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Потешки и прибаутки про щенка я предлагаю почитать прямо здесь. Предлагаю несколько примеров придуманных мной.

Кто это такой смешной,

Лает у нас в комнате,

Это маленький щенок,

По Кличке: кто придумает?

Пёсик шустрый, заводной,

Машет своим хвостиком,

Только как его мы назовём,

Подскажи хороший мой.

<hr />

У нас дома новый друг

Маленький и шустрый,

Бобиком его зовут,

А был комочек грустный.

Как нашёл новых друзей,

Бегает резвиться,

Дома лучше у людей,

Лает, веселиться.

<hr />

На полу сидит комок

Радостный, весёлый,

Это новый наш Дружок,

Это шустренький щенок.

<hr />

Теперь у нас малыш-щенок,

Очень радостный дружок,

Неуклюжий и весёлый,

Он встречает меня со школы.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Фраза по отсутствие согласия в действиях друзей и коллег является строкой из известной басни знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Она уже давным давно стало крылатой.

<hr />

Пример рассказа.

Как-то раз в 3 «Б» ученики решили поставить спектакль про Красную шапочку. Собрались ребята после уроков и стали репетировать. Маша сказала, что она будет Красной шапочкой. Вера настаивала, что эта роль ей больше подходит. Света утверждала, что именно из нее получится лучшая главная героиня. Дима, играющий Серого волка, с точки зрения остальных ребят, совсем не старался. А на роль мамы Красной шапочки вообще не было желающих, слишком уж роль маленькая была.

Не удалось ребятам в тот день ничего отрепетировать. Не учли они, что

YI22Y1CtG00QPnQvsXXg8kuHbxF6fZE.png

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Люблю животных и с большим интересом сочиню потешку про задиристого щенка, который громко косточку грызет. Только учтите, что я далеко не поэт, а школьникам помочь хочу.

Веселый щенок громко косточку грызет,

А потом ее кладет на диван, то на кровать.

Прям не знает куда ее девать.

Подошла к нему хозяйка и давай его ругать.

Ты запачкал все в квартире, уходи скорей во двор.

Всё поняв, щенок ушел. А хозяйка подошла, новых косточек дала!

По-моему получилось со смыслом и стихотворно.

Сравни басни крылова и народные сказки о животных заполни таблицу 2 класс

Для того, чтобы составить план к рассказу под названием «Ребята и утята» М. Пришвина, конечно необходимо его прочитать. Рассказ очень интересный и поучительный его проходят во втором классе на литературном чтении. В крации расскажем. Мама утка вышла на прогулку со своими утятами, им повстречались мальчишки, которые захотели поймать утят, но в итоге все благополучно закончилось.

Начнем составлять план к рассказу «Ребята и утята».

  • 1. Выход утки с утятами на прогулку.
  • 2. Путь в обход, к озеру.
  • 3. Встреча с мальчишками, которые ловят утят.
  • 4. Волнение мамы утки.
  • 5. Рассказик пристыдил мальчишек и они отпускают утят.
  • 6. Мальчишки провожают маму утку с утятами к озеру.

Урок
литературного чтения во 2 классе

Урок
35. Тема. И. Крылов. Герой басенного текста. Сравнение басни и сказки.
 Характеристика
героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы.

Цель: создание
благоприятных условий для воспитания сочувствия и отрицательного отношения к
лени через содержание басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению
познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И.
А. Крылова «Стрекоза и муравей»; формированию первоначальных представлений о
жизни и творчестве И. А. Крылова.

Развивающие: способствовать развитию познавательной
активности обучающихся посредством работы с содержанием басни; развитию связной
речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять
главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка
осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением
особенностей текста, смысловых пауз; развивать умения самостоятельно делать
выводы, развитию интереса к басням, к детской литературе, развитию читательской
самостоятельности.

Воспитательные: способствовать формированию воспитания
сочувствия и отрицательного отношения к лени, любознательности; бережное
отношение к родному слову, формирование жизненно необходимых
качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности,
внимательности, честности, воли, уважения к другим, доброго отношения ко всему
живому, воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова, воспитание
вдумчивого чтеца.

Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата
(позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение
физминуток, применение на уроке ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности,
способствовать формированию воспитания сочувствия и отрицательного отношения к
лени, мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности,
ориентация в нравственном содержании поступков, формирование положительного
отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с
позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в
группе.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных
действий: 
умение осознавать
познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать
смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; строить
логическое рассуждение, включающее установление исследовательских связей;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной
форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Формирование регулятивных универсальных учебных
действий: 
умение планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом
характера сделанных ошибок, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
 и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на
заданную тему; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и
сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию; задавать
вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.

Предметные: умение
анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), научатся
отличать басню от стихотворения, видеть структуру басни; понимать нравственный
смысл басен, соотносить поступки героев с нравственными нормами; характер
героев; соотносить смысл басни и пословицы,  выделять жанровые
особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять
вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие
высказанное суждение, выделять жанровые особенности басни.

Тип урока: открытие
новых знаний

Формы работы: фронтальная,
парная, групповая, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока:  проектор, презентация, учебник.

Методы: словесные,
наглядные, практические.

Оборудование: 
проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки «Светофор», карточки для
работы в парах, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» для
работы в группах, маски для инсценирования басни. Учебник: Литературное чтение.
Литературное чтение для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2014 год, стр.
106-107.
Аудиозапись. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Ход
урока.

I.         
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Загадка.

Есть у
радости подруга

В виде
полукруга.

На
лице она живёт,

То
куда-то вдруг уйдёт,

То
внезапно возвратится,

Грусть-тоска
её боится. (улыбка)


Давай, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

II.    
Проверка домашнего задания

а) Выразительное чтение басни «Лебедь, рак
и щука»

б) -Какова мораль басни?

-Подберите синоним к слову «поклажа» (груз,
багаж)

-Что означает выражение «из кожи лезут вон»
(Стараться изо всех си)

.-Почему героям не удалось сдвинуть воз с
места? (не умеют договариваться,  прежде чем выполнять какую-то
работу следует хорошо продумать, как ее делать.)

— Ребята, продолжаем знакомиться с
произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
III. Актуализация знаний. 
Литературная разминка.

-Начнем наш урок с литературной разминки.
Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому
жанру относится данный текст?

-А этот текст?

-Прочитайте следующий текст. Определите
жанр.  (Басня)

— Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта
ответов. Выберите правильный ответ.

-А кто является героями басен? (Животные,
растения, люди, предметы.)

-Значит, басня-это короткие нравоучительные
рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы.

— Что такое мораль басни?

(Мораль – вывод, поучение, где объясняется
смысл басни)

IV. Постановка учебной задачи.
Формулирование проблемы
— Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А.
Крылова.

— А вот как называется басня, вы узнаете
после речевой разминки.
Речевая разминка: 

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения:
«жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с
ускорением, с замедлением).

— А почему именно эти
персонажи?

-Герои разминки пришли к
нам сегодня в гости.( Появляются Стрекоза и Муравей —

 подготовленные
учащиеся.)

Сообщение
учащихся о стрекозе и муравье

— Вы внимательно их послушайте. Вполне
возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы
и не знали.

Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни,
тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то
торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из
муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым.
В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками.
Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по
красоте. Не возможно не любить мной!

V. Изучение нового материала.

1. (портрет И.Крылова) вспомнить знакомые детям басни.

-Откройте учебники на странице 106.

2. Работа над басней «Стрекоза и
Муравей»

1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

— Сейчас я приглашаю вас на сеанс
воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А
прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова,
возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.

3) Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в
басне?

Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и
насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда –
недостаток чего-либо.

Удручена –
огорчена.

Вешних 
весенних.

Мурава –
молодая трава.

Физминутка-чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для
дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)

4.Работа с иллюстрацией

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

— Сравнить описание Стрекозы летом и зимой.

5) Первичное чтение басни учениками.

5.Этап применения нового знания:

1).Самостоятельная работа в группах. 
— Работа по вопросам, которые вы обсудите в группах. За каждый правильный ответ
на вопрос команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением
сцены из басни. Задание: собрать пазлы в группах, пересказать эпизод по
составленной картинке.

— Из частичек пазлов, собранных командой,
составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором?
(заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте
названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.

Мораль басни. Ты всё пела? Это
дело: Так поди же, попляши!

 2) Работа с пословицами.

-Соберите пословицы.

-Какие пословицы выражают главную мысль
басни?

Пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

3) Делу время… ….людей насмешишь.

— Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето
пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

Физминутка.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело — ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.

VI. Процесс осмысления текста.

-Кто из героев вам понравился больше и
почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу?
Почему?

— Какими вы их представляете?
Работа в парах: (на парте лежат карточки, выберите слова, которые
определяют 
черты характера главных героев. (о стрекозе:
красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,о муравье:
труженик, коллективист, умный и т.д.)
VII. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям.
Самостоятельное чтение
.

-Прочитайте текст самостоятельно,
подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по
ролям?Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются
– начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям.

— Сколько действующих лиц в басне?

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья,
чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает
1 пара учеников
.)

— А теперь прочитаем по ролям отрывок очень
выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они
принадлежат?

— Как будем их читать? (Читает 2 пара
учеников
.)

3) Инсценирование басни (ролевая игра)

4) Работа в
парах. Выразительное чтение учащимися.

5) Работа над крылатыми выражениями
И.А.Крылова.

— Посмотрите на иллюстрации и вспомните
крылатые выражения из басен И.А.Крылова

1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит
он Кукушку.

2)А вы, друзья, как не садитесь, все в
музыкунты не годитесь.

3)У сильного, всегда бессильный виноват.

4)Видит око, да зуб неймет.

4) Приём
«Задай вопрос
«. На доске был ответ (словосочетание), а учащимся нужно
догадаться, какой вопрос нужно задать к этому ответу
.

VIII. Рефлексия. Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».

IX. Итог урока.

-С какой басней Крылова мы сегодня
познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность,
леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать
вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом
этой басни? (Делу время, потехе час)

— Иван Андреевич Крылов написал много
басен.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить.
Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали
умнее, добрее, лучше.

Урок сегодня
был удачный,

Не прошёл
для вас он зря.

Вы все очень
постарались.

Вам
понравилось, друзья?

X. Выставление
оценок
.

XI. Домашнее задание. Выучить басню наизусть, с.106.

«Лебедь, рак и щука» Ответы на вопросы 2 класс литературное чтение

2 класс Сравнение басни и сказки о животных. Таблица-где найти?

1 О каком событии рассказывается?

2 Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

3 Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу

4 В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

5 Обсудите с другом , выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс Крылов «Лебедь, рак и щука» стр. 38 — 39

lady v [632K]

3 года назад

Как сравнить басню Крылова «Лебедь, рак и щука» и сказку о животных.

Сравнение можно выполнить в виде таблицы, но можно и просто выписать Сходства и Различия отдельными абзацами.

Сходства:

  1. Герои басни и сказки — животные. Человек в этих произведениях не участвует.
  2. Герои разговаривают и ведут себя как люди. Это аллегорическое представление людей.
  3. Герои производят действия, вполне обычные и реальные, которые они могли бы производить в настоящей жизни, но только если бы они были людьми.
  4. В басне и сказке есть некий урок, они чему-то учат своих читателей.

Различия:

  1. В басне нет зачина и концовки. Не указано место действия, все абстрактно.
  2. В басне отдельно выделена мораль, а в сказке мораль приходится додумывать самому читателю
  3. Басня является литературным жанром, ее написал автор, сказки написал народ
  4. Басня часто написана стихами, а сказка почти всегда прозой.

система выбрала этот ответ лучшим

Corel­paint­er [158K]

3 года назад

Все нужные вам ответы на пять вопросов по басне «Лебедь, рак и щука» опубликованы по этой ссылке. Там вы можете прочитать подробные ответы на каждый из пяти заданных вопросов по басне.

А что касается конкретно таблицы, о которой спрашивается в этом вопросе, то её вы можете видеть ниже, а так же по указанной выше ссылке вместе с другими ответами.

В данной таблице записано сравнение басни и сказки о животных и, как мы видим, что при сравнении героев, событий и выводов существуют некоторые различия между басней и сказкой о животных.

Ander­t [84K]

более года назад

Давайте попробуем составить сравнение сказки и басни о животных, а так же ответить на данные вопросы. Это домашнее задание по литературному чтению, 2 класс.

Начнем с того, что в басне «Лебедь, рак и щука» рассказывается о событии, когда лебедь, рак и щука тянули обоз на себя, из-за чего он не сдвинулся с мест.

Я бы привел следующие слова, являющиеся моралью и нравоучением

Мораль этой басни такова, что нужно действовать сообща, иначе ничего не получится — если каждый будет тянуть «Обоз» в свою сторону.

Чтобы не вышло все так, как у Лебедя, рака и щуки нужно действовать сообща.

Заполненную таблицу посмотреть Вы можете ниже

Элени­я [440K]

более года назад

1) Событие, которое описывает басня — это совместные действия лебедя, рака и щуки, направленные, чтобы сдвинуть воз, которые, однако, ни к чему не привели

2) Какие слова являются смыслом и моралью? Думаю, это следующий эпизод из басни

Суть сказанного в том, что необходимо действовать сообща, договариваться о роли каждого, полагаться друг на друга, а не тянуть в свою сторону

3) Приводим данные из таблицы при сравнении басни и сказки, смотрим таблицу здесь на этом сайте, данные ниже

4) Удачи невозможно достигнуть, когда каждый действует так, как надо только ему, не обращая внимания, что творят другие. Надо учиться уступать, быть вежливыми, договариваться, идти на компромисс. У людей тоже разные характеры, но всегда надо приходить общими усилиями к чему-то одному, что устраивает всех и каждого

5) Нет, совместные условия никакие не соблюдались. Каждый думал только о себе, а об общем результате никто не думал.

Go Green [522K]

более года назад

Если говорить о сходстве и различии сказок о животных и басен о животных, то здесь можно выделить несколько пунктов:

  1. Сказки о животных могут быть фольклерными, народными, а также могут сочиняться писателями. Басни же — это чисто писательское творчество.
  2. В сказках животные могут помогать друг другу, они помогают друг другу, проходят испытания. В баснях животные выступают как олицетворение тех или иных черт характера людей, действуют как люди.
  3. Сказки обычно намного длиннее басен, басни кратки.
  4. В сказке читателю нужно на основе прочитанного или услышанного сделать самостоятельные выводы. В басне автор сразу высказывает мораль.
  5. В сказке всегда добро побеждает зло, в том числе и в сказках о животных, в басне это не так.

Можно посмотреть краткую сравнительную таблицу сказок и басен о животных ниже:

Марин­а Волог­да [226K]

более года назад

Заполняем тетрадь по теме «И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

1) В басне говорится о том, что лебедь, рак и щука решили сделать общее дело, но не договорились, что и кто делает. Итог — воз остался на своем месте, у животных ничего не получилось.

2) Мораль в басне следующая:

Объяснить ее модно так: только если между товарищами есть договоренность кто и чем занимается, в этом случае выйдет толк, работа сдвинется с места. Без взаимовыручки дела не сдвинется.

3) Теперь заполняем таблицу:

Вписываем из слайда:

4) Приведем пример все тот же, вместе с моралью:

5) В басне не выполнены условия совместной работы. Чтобы не получилось, как в басне, следует договариваться с друзьями, каждый должен выполнять свою работу, но которая бы не мешала и не противоречила другим.

maksi­menko [292K]

более года назад

В баснях и сказках наличествуют как общие черты, т.е сходство, так и различия имеются.

Это хорошо показано вот в этой таблице, приведенной ниже.

В басне обязательно присутствует мораль. Так в басне Крылова «Лебедь, рак и щука» мораль заключается в том, что к любому делу нужно подходить сообща. А если нет согласия, то и браться за дело нечего.

А в сказке так и говорится, сказка есть, да в ней намек. А догадаться какой, читатель должен сам.

Басню в отличие от сказки пишет автор. А вот сказки могут быть народными.

Басня идет цельным произведением. Так как в сказке есть зачин и концовка.

Общее между этим двумя жанрами заключается в том, что главными персонажами являются животные.

Таблицу сравнения басни и сказки можно посмотреть здесь.

88Sky­Walke­r88 [345K]

2 года назад

Между басней и сказкой можно провести следующие различия:

во-первых, в басне в самом конце всегда присутствует мораль, а в сказке читатель должен сам додуматься.

во-вторых, сказки могут быть авторские, могут быть и народные. А вот басня всегда авторская.

в-третьих, в сказке присутствует зачин, концовка. В басне, как правило, этого нет.

Какие же есть сходства между басней и сказкой:

во-первых, главные персонажи — это животные.

во-вторых, в сказках и баснях используется такой прием как аллегория: животные ведут себя как люди.

в-третьих, и сказка, и басня учит чему-либо, есть определенный урок.

в-четвертый, и басня, и сказка могут быть написаны как в прозе, так и в стихах.

-Irink­a- [213K]

2 года назад

Басни и сказки о животных схожи тем, что и там и там главными героями являются животные. При этом они ведут себя разумно, как люди, рассуждают и разговаривают, совершают какие-либо поступки. Стоит так же отметить тот факт, что басня, как и сказка несёт в себе поучительный урок — учит чему-то.

Басня призвана показать пороки и недостатки людей.

В басне героями так же могут быть деревья, предметы природы.

Автором басен является определенный человек, в то время, как у сказка зачастую автором является народ.

Басня написана в стихотворной форме.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Текст сказки почти всегда это проза.

Ответы на вопросы можно найти в этом вопросе.

-Lava- [23.3K]

более года назад

Басня «Лебедь, раки и щука» со сказкой для животных имеет как сходства, так и различия.

Прежде всего, басню и сказку о животных объединяет то, что героями являются животные, которые умеют говорить, ведут себя, как люди. Общим является и то, что в басне, как и в сказке присутствует мораль, она учит чему-то.

Отличиями является то, что басня всегда имеет автора, в отличие от сказки. Сказка может быть народной.

Более подробная информация, сравнения басни и сказки о животных приведена ниже в таблице.

Проанализировав таблицу становится понятно, что басня имеет ряд отличий от сказки, но вместе с тем и много общего.

Знаете ответ?

Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.

Урок:

Тема: Басня, как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок.

Цель: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об басне, познакомить с особенностями басни. Обобщить знания, полученные на предыдущих занятиях (особенности жанра, композиция басен); развивать умение выразительного чтения басен.

Тип урока: урок новых знаний.

МТО: учебник, тексты басен, иллюстрации к басням.

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.

______________________________________________________________________________________

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).

Что такое мораль басни?

Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

_______________________________________________________________________________________

Слово учителя:

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса — синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю

Следует выделить такие особенности басни:

а) Мораль;

б) Аллегорический (иносказательный) смысл;

в) Типичность описываемой ситуации;

г) Характеры-персонажи;

д) Осмеяние человеческих пороков и недостатков.

В.А.Жуковский в статье «О басне и баснях Крылова» указал четыре главные особенности басни.

Первая черта басни — особенности характера, то, чем одно животное отличается от другого: «Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение, как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка — я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу — я вижу льстеца или обманщика…». Так, Осел олицетворяет глупость, Свинья — невежество, Слон — неповоротливость, Стрекоза — легкомыслие. По мнению Жуковского, задача басни — помочь читателю на простом примере разобраться в сложной житейской ситуации

Вторая особенность басни, пишет Жуковский, заключается в том, что «перенося воображение читателя в новый мечтательный мир, вы доставляете ему удовольствие сравнивать вымышленное с существующим (которому первое служит подобием), а удовольствие сравнения делает и самую мораль привлекательною». То есть читатель может оказаться в незнакомой ситуации и прожить ее вместе с героями.

Третья особенность басни — нравственный урок, мораль, осуждающая отрицательное качество персонажа. «Басня есть нравственный урок, который с помощью скотов и вещей неодушевленных даете вы человеку; представляя ему в пример существа, отличные от него натурою и совершенно для него чуждые, вы щадите его самолюбие, вы заставляете его судить беспристрастно, и он нечувствительно произносит строгий приговор над самим собою», — пишет Жуковский.

Четвертая особенность — вместо людей в басне действуют предметы и животные. «На ту сцену, на которой привыкли мы видеть действующим человека, выводите вы могуществом поэзии такие творения, которые в существенности удалены от нее природою, чудесность, столь же для нас приятная, как и в эпической поэме действие сверхъестественных сил, духов, сильфов, гномов и им подобных. Разительность чудесного сообщается некоторым образом и той морали, которая сокрыта под ним стихотворцем; а читатель, чтобы достигнуть до этой морали, согласен и самую чудесность принимать за естественное.»

Мораль и нравоучения

Нравственные характеристики людей и их качества в басне показаны через аллегории. Но важно понять, какой главный замысел автора, что он хотел сказать этим небольшим иносказанием, чему он хотел научить? Недаром басни обязательны для изучения в школе, и особенно — для маленьких детей.

В басне всегда есть мораль, которую автор определяет в конце басни, когда становится понятно, чем разрешилась поднятая в басне проблема. Нравоучение в басне — это ее основа, в этом и состоит ее главное назначение. Через нравоучение дети получают полезный жизненный урок, который помогает им взрослеть правильно и вовремя. Но нравоучения в басне полезны не только детям, взрослым есть тоже чему поучиться.

Олицетворение

Олицетворение означает приписывание определенных свойств и характеристик одушевленных предметов неодушевленным. И чаще всего олицетворение относят к изображению природы, которую специально наделяют человеческими чертами. Олицетворение присуще не только басням и иносказанием, оно встречается и в других литературных жанрах.

Юмор и сатира

Юмор определяется, как способность подмечать в разных явлениях их комические стороны, и зачастую это происходит через противоречия окружающего мира. Как средство выражения авторского отношения и как художественный прием, юмор относится не только к басням и иносказаниям, но и ко многим другим литературным формам.

Например, зачастую юмор используют в сатире для того, чтобы разбавить откровенную критику произведения, и для того, чтобы сатира не выглядела исключительно как нравоучение и проповедь. А сатира представляет собой унизительное обличение явлений при помощи разных комических средств. Это может быть сарказм, гротеск, ирония, гипербола, пародия, аллегория.

Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

Чтение басни детьми.

Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)

2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.

Домашнее задание_________________________________________________

Басня Крылова

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

_________________________________

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

  • Сравни басню и сказку о животных данные занеси в таблицу 2 класс ответы стр 38
  • Сравни князя гвидона из сказки о царе салтане с царевичем елисеем из другого произведения пушкина
  • Сравни басни и сказки если у них что то общее выполни задание в рабочей тетради
  • Сравнение элен и наташи ростовой сочинение
  • Сравнение чацкого и молчалина сочинение по плану