Сравнения в сказке о царе салтане 3 класс примеры

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 128-129. укм школа россии1. если бы тебя

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о царе Салтане

Анализ произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

В 1831 году Александр Сергеевич написал сказку, а чуть позже, через год, она была напечатана. Сюжет истории прост, именно поэтому читатели частенько считают ее русской народной. Как и любой сказке, произведению Пушкина присущи особые черты: волшебство (прослеживается на протяжении всей сказки; деление героев на главных, помощников и злодеев; троекратные повторы и победа, которую добро одерживает над злом.

Как и для любой сказки, для «Сказки о царе Салтане, …» свойственны именно троекратные повторы. Цифра три считается волшебной для сказок. Например, князь Гвидон превращался в различных насекомых, летал к Салтану именно три раза; князь три раза приходил за помощью к царевне-лебедь и т.д.

В сказке можно выделить четыре центральных персонажа: царь Салтан и царица-мать — они представляют собой историю одного поколения, а князь Гвидон и царица-лебедь — другое. На протяжении всей сказки происходит раскрытие героев, она показываются читателю с новых сторон. Например, в самом начале младшая сестра показалась слегка наивной и доброй девушкой, но чуть позже она предстает пред нами в роли терпеливой и упорной матери.

Язык произведения ярок. Текст насыщен эпитетами, метафорами, сравнениям, олицетворениями и т. д. Благодаря парной рифмовке и четырехстопному хорею ритмика сказки максимально совпадает с той, что обычно присуща русским народным сказкам.

«Сказка о царе Салтане, …» как и другие произведения Александра Сергеевича напрочь лишена заимствованных слов. Пушкин был безумно горд тем, что способен обходиться без заимствований (он использовал лишь одно иностранное слово в сказке — флот). Жуковский ни раз говорил о том, что сказки Пушкина можно назвать русскими народными. А ведь действительно: Александр Сергеевич записывал истории, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна, а уже на основе историй записывал сказки.

Сказка учит нас тому, что любая ложь, какой бы продуманной и хорошей не была, рано или поздно раскроется, а то, кто решился на нее, будет непременно наказан. Учит тому, что искренность способна помочь попросить прощения, а добро всегда будет торжествовать над злом, также как и правда над обманом. Сказка учит никогда не сдаваться, ведь чем упорнее мы стараемся чего-то достичь, тем большая вероятность, что там и будет.

Читательский дневник

Подслушав разговор трех сестер, царь взял в жену младшую сестрицу, а сам отправился на войну. Царица родила сына, но сестры из зависти оклеветали ее перед царем, подменили его указ, и царицу с сыном в бочке скинули в океан. Бочку прибило к острову. Гвидон спас царевну-лебедь от коршуна. Лебедь в благодарность построила для него город, сделала его князем и выполняла все его желания. В итоге она превратилась в прекрасную царевну, и они поженились. Царь Салтан приехал на остров, узнал свою жену и сына. На радостях они простили завистниц и устроили пир.

План сказки

  1. Вступление. Беседа трех сестриц. Женитьба царя. Зависть сестер.
  2. Завязка. Отъезд Салтана. Рождение царевича. Старшие сестры подменили указ царя. Царицу с сыном выбросили в море.
  3. Развитие действия. Гвидон с матерью на острове. Приключения князя Гвидона. Чудеса, воплощенные царевной-лебедь.
  4. Кульминация. Лебедь превращается в прекрасную царевну. Царь Салтан отправляется к князю Гвидону.
  5. Развязка. Счастливое воссоединение и примирение царского семейства.

Самоанализ урока по чтению 3 класс «Сказка о царе Салтане»

Организационный момент

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку, сотрудничать с одноклассниками.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Были активизированы требования к ученику со стороны учебной деятельности, осуществлен визуальный контроль готовности учащихся и эмоциональный настрой на урок.

Речевая разминка

Научить выразительному чтению отрывка; умению видеть и выделять в тексте изученные части речи.

Формирование умения выразительного чтения текста, распознавания различных частей речи при чтении. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

Выразительное чтение отрывка сказки дало возможность детям психологически настроиться на урок. Формой организации явилась групповая работа, что дало возможность каждому ребенку раскрыться, почувствовать себя частью единого целого.

Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения и понимания смысла задания

П- владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах. Р- владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. К- слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют познавательный интерес к предмету, осознают границы своего знания и «незнания»

Формами организации работы явился фронтальный опрос и индивидуальная работа. Ожидалось участие в работе всех детей в классе, т.к. при составлении предложения с заданными словами вероятность одинаковых ответов детей была минимальной.

При проверке домашнего задания был выявлен уровень овладения логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов в соответствии с поставленной задачей. Ребята показали степень осознанности в построении речевого высказывания и способность составлять предложения в устной и письменной формах.

При проверке домашнего задания ребята показали уровень умения справляться с учебной задачей. Степень познавательного интереса к предмету проявился в желании всех детей ответить на поставленный вопрос.

IV. Вступительная беседа

Повторение изученного ранее. Умение применять полученные знания на практике.

Умеют слушать и отвечать на поставленный вопрос. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

На данном этапе был выбран метод беседы. Считаю, что это позволило более эффективно способствовать формированию внутренней позиции учащихся, учебно-познавательного интереса к произведению, поиску и выделению необходимой информации. Способствовало формированию логических действий. В ходе вступительной беседы ребята показали свои знания жанров литературных произведений.

Дополнительный материал о писателе

Прослушивание дополнительной информации об А. С. Пушкине. Поиск ответов на поставленные вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой и отвечать на поставленный вопрос. Умеют искать и выделять необходимую информацию; производить логические действия, такие как анализ и сравнение. Формирование умения объяснять свой выбор ответа, логически строить высказывания и аргументировать ответ.

На данном этапе велась индивидуальная подготовка учащейся к выступлению перед классом. Родители ребенка и сам ребенок выразили желание подготовиться к выступлению. Презентация готовилась ученицей совместно с учителем и корректировалась родителями. У ребенка наблюдается стертая форма дизартрии, девочка перед этим провела неделю на обследовании в больнице. Дополнительное задание позволило ребенку почувствовать себя частью детского коллектива.

Подключение класса к ответу на вопрос дало возможность плавно перейти к постановке учебной задачи и мотивации учащихся.

V. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивация учебной деятельности детей. Объявление темы научного исследования.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Проявляют познавательный интерес к предмету

На данном этапе урока с детьми была построена научно-исследовательская работа. Целью данной работы стало формирование эвристического подхода к решению проблемы.

Гипотезой исследования стали слова детского писателя С. Я. Маршака, произведения которого дети хорошо знают и любят. Благодаря выбранной форме работы у ребят появилась возможность почувствовать преемственность и единство писателей разных эпох. Это позволило и самим детям стать преемниками великого наследия писателей.

VI. Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации

Закрепление, повторение пройденного. Применение полученных знаний на практике.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу, поиск и выделение необходимой информации, умение аргументировано отвечать на поставленные учителем вопросы

Оба этапа урока: первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации и творческое применение знаний в новой ситуации, гармонично сплелись. При сравнении авторской и народной сказки дети учились самостоятельно выделять существенные жанровые черты произведений, анализировать, сравнивать и делать собственные умозаключения. Новой для ребят была ситуация научно-исследовательской работы, но мягкий переход от одного этапа урока к другому позволил детям почувствовать себя полноценными исследователями.

В начальной школе работа над жанровыми особенностями произведений, как правило, дается нелегко. Подобный выбор форм работы с детьми позволил ребятам в непринужденной обстановке каждому показать свою компетентность.

Динамическая пауза

Здоровьесберегающий компонент урока. Восстановление работоспособности детей.

Применение знаний в новой обстановке. Нетрадиционный подход к изучаемому произведению.

Для динамической паузы был выбран отрывок из сказки, чтобы дать возможность ребятам не только отдохнуть, но и почувствовать себя в некоторой степени актерами, играющими сказку.

И. Я. Билибин- русский художник- иллюстратор

Познакомить учащихся с творчеством И. Я. Билибина, воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию.

Желание подготовить дополнительный материал выразил сам ребенок. Была проведена работа по корректировке презентации, принесенной ученицей и адаптацией текста для пересказа. На данном этапе была проведена индивидуальная работа с сильным ребенком, что имело целью заинтересовать и дать возможность поделиться собственными знаниями со всем классом.

Грамотно подобранный и адаптированный текст, а также связный рассказ позволили провести патриотическую беседу с детьми.

На данном этапе можно проследить связь с воспитательной деятельностью, уроками окружающего мира и изобразительного искусства.

VIII.

Итог урока

Рефлексия

Подведение итогов урока. Самооценка деятельности.

Осуществление самоанализа учебной деятельности. Самооценка.

Подведение итогов урока выразилось к короткой беседе с учащимися на тему «Что нужно для того, чтобы быть хорошим русским писателем, художником и просто человеком?» Данная форма работы позволила ребятам почувствовать единство друг с другом, чувство гордости за родную страну и соотечественников.

Считаю, что чувство патриотизма необходимо воспитывать у детей, поэтому данная форма работы является наиболее приемлемой.

Рефлексия проявилась в разукрашивании смайликов в цвета собственного настроения.

VII

.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина»

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Написание мини-сочинения, по моему мнению, является логическим завершением научно-исследовательской работы детей. Это позволит им почувствовать себя писателями и проявить свои способности.

Вывод:

На всех этапах урока использовала смену деятельности, проявившуюся в компьютерной презентации, работе с доской и тетрадями. Это позволило охватить всех учащихся, осуществить индивидуальный подход с учетом психологических особенностей детей и прививать интерес к предмету.

В ходе подготовки к уроку была проведена индивидуальная работа с двумя учащимися, подготовившими выступление по теме. Это дало возможность самим ребятам проявить свои ораторские способности и стимулировало весь класс последовать их примеру.

В течение урока все ответы контролировались с учетом их правильности, полноты, допущенные ошибки исправлялись. Воспитывала культуру слушания и слышания ответов одноклассников. Обращала внимание на умение анализировать и делать выводы. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно больше выводов делали сами дети, формулировали свои мысли логично.

На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении.

На данном уроке использованы следующие методы:

  • Частично — поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на изученное правило.
  • Коучинг – наставничество (при подготовке дополнительных презентаций);
  • Метод рефлексии

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт.

Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны. Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.

В течение всего урока знания не давались в готовом виде, ребята получали их самостоятельно, путем исследовательской работы. На уроке формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия. Считаю, что возможности учебного кабинета, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах стимулировали познавательные интересы детей.

За урок удалось сделать все запланированное, благодаря слаженной работе детей и точным ответам. По этому фактору можно судить о качестве усвоенных детьми знаний. Практически все дети работали в меру своих сил и способностей.

Считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. На протяжении всего урока удалось удерживать внимание учащихся. Целью данного урока было дать сравнительную характеристику авторской и народной сказки и доказать, что сказки Пушкина перекликаются с народными сказками. Эта цель преследовалась на протяжении всего урока, все учащиеся были вовлечены в научно-исследовательскую работу и проявляли живой интерес.

Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для учителя.

  • Сравнение сравните русскую народную сказку царевич нехитер немудер и сказку о царе салтане по плану
  • Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица
  • Сравнение царицы и царевны в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс таблица
  • Сравнение характеров швабрина и гринева сочинение
  • Сравнение тютчева и фета сочинение 10 класс