Сравнение жилина и костылина из рассказа кавказский пленник

Конспект урока по литературе в 5 классе. тема: жилин и костылин два разных характера, две разные судьбы. странная дружба

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы. Странная дружба Жилина и Дины»

Цели: осмыслить содержание рассказа «Кавказский пленник»,
уметь находить основные проблемы, поднятые автором в произведении, сюжет и
композицию; приобщить детей к самостоятельной исследовательской деятельности,
развить навыки анализа художественного произведения; воспитать
духовно-нравственную личность, умение работать в группе, уважать мнение
товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и поддержки.

Планируемые
результаты:

Личностные: Знать понятия: «герой», «сопоставление»,
«противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки,
портрет, пейзаж, авторская оценка)

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством
учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для
сравнения произведений

Предметные: умение оперировать понятиями при создании
сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от
лица героя

Ход урока

1.     
Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

— Послушайте, пожалуйста, стихотворение
известного поэта 20 века Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для
себя

женщину, религию,
дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

— Свой выбор, причём не один раз,
приходится делать и героям рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилину и
Костылину.

— Почему же произведение, в котором в плен
попадают два русских офицера, называется «Кавказский пленник», а не «пленники»,
как вы считаете? (Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным:
по-настоящему пленником является только один из офицеров – Костылин, Жилин же и
в плену остаётся свободным (прежде всего духовно) человеком.)

— О героях рассказа Л.Н. Толстого, об их характерах
и судьбах и пойдёт речь сегодня на уроке.

 3Целеполагение.

Работу начнем с
выяснения впечатлений от рассказа.
      — Интересно ли вам было читать
рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам
хотелось бы перечитать?
      — Кто из героев вызвал уважение,
кто — неприязнь?
      — Почему рассказ называется
«Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? (Рассказ
назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное
внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои
рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.)

      — Как показана жизнь аула: глазами
Костылина или глазами Жилина? Почему?
      —  Найдите в тексте описания жизни аула,
прочитать и пересказать эти описания близко к тексту. (Татарская деревня
представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты
своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов
десять и церковь татарскую, с башенкой.

      Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что
стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры,
на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний
угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят
татары и угощаются.
      Жилин наблюдал, как одеваются
татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро.
В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а
в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют
руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают.)

 4. Изучение
нового материала.

      — Почему
старуха разбила первую куклу Дины? (Мусульманская традиция запрещает
изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.)
      — Как относились татары к Жилину?
Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
      (К Жилину татары относились с уважением
за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что
он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный
татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина
тоже.)
      — Расскажите об отношениях Дины и
Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
      (Жилин был благодарен Дине за помощь.
Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней
доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для
детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского
офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным.
Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно.
)

— Что хочет подчеркнуть
этой дружбой автор?  (Автор хочет сказать, что вражда между народами
бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и
подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.)

Сравнительная
характеристика героев. Работа в творческих группах.

– Теперь, когда мы
осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые
итоги.

– Какими же
предстали перед нами герои?

Работа с таблицей: составить характеристику героев.

Жилин        
                     
                     
              Костылин

Место жительства героев

горный татарский аул, сарай  
                     
 горный татарский аул, сарай

Чем питались пленные?

лепешка из просяной муки  
                     
     только лепешка, либо тесто

или тесто сырое да вода;  
                     
         сырое и вода

молоко, сырные лепешки,

кусок баранины

Чем занимались офицеры?

писем не писал, все    
                     
                писал еще раз домой,

высматривал,
выпытывал,              
                     
   скучал, ждал, когда

как ему устроить побег    
                     
          пришлют денег, считал дни,

         
                     
                     
                     
 спал

рукодельничал: лепил кукол;

плел корзинки из прутьев;

мастерил игрушечную

карусель на диво всему аулу;

чинил оружие, часы; учился

понимать татарский язык

Вывод: Жилин, в отличие от Костылина,
деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания
прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и
дела подчинены одной цели — освобождению.

Костылин же пассивен, ленив,
бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

5. Физминутка.

Вот мы
руки развели,

Словно
удивились.

И друг
другу до земли

В пояс
поклонились!

Наклонились,
выпрямились,

Наклонились,
выпрямились.

Ниже,
ниже, не ленись,

Поклонись
и улыбнись.

6. Закрепление
материала.

Л.Н. Толстой показывает,
что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть
возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные
усилия.

Костылин – не только в
татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена
он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так
как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам,
не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин
сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском
плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает,
каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется
только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену,
о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не
выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на
мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он
включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к
себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет
донести до нас автор.

7.  Итог урока.

– Пришло время
делать выводы:

– Почему удался
второй побег Жилина из плена? (Жилин стал своим, пользовался некоторой
свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала).

– Какое,
по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

– Как сложилась
судьба Костылина?

– Кто же
кавказский пленник?

– Один считает,
что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав?

8. Домашнее
задание. 
Ответить
на вопрос «Почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ “Кавказский пленникˮ»?

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

В рассказе Толстого «Кавказский пленник» нам встречаются два совершенно непохожих героя, два офицера: Жилин и Костылин. На протяжении всего произведения мужчины попадают в одинаковые ситуации, что даёт читателю право сравнивать, сопоставлять этих двух героев. Давайте рассмотрим, чем же отличаются Жилин и Костылин, и как автор демонстрирует нам это.

Начнём мы с фамилий героев, которые, несомненно, являются говорящими. Уже здесь мы видим, что Жилин – предприимчивый, изворотливый человек, а Костылин – слабый и беспомощный, нуждающийся в помощи. Продолжаются их различия и во внешнем виде: Жилин невысокий, удалой молодой человек, Костылин же грузный, толстый, высокий.

В своё опасное путешествие они отправляются каждый по своей причине: Жилин едет к матери, которая хочет проститься с сыном, а Костылин просто от скуки. Жилин – предусмотрительный и вместе с тем решительный  человек, Костылин, напротив, легкомысленный и трусливый.

Когда офицеры попадают в плен, Жилин не теряется и не робеет, он знает, что бедная мать не сможет выкупить его и потому пишет на письмах неверный адрес. Костылин же надеется, что богатая семья выкупит его. Находясь в плену, Жилин не сидит сложа руки, он учится понимать язык и быт татар, занимается рукоделием, тогда как Костылин просто «сидит в сарае и считает дни» в ожидании выкупа. В итоге Жилину удаётся даже поладить с местными жителями, и он устраивает побег, при этом офицер не бросает своего товарища и берёт Костылина с собой. Во время побега им обоим приходится нелегко, но, в отличие от Костылина, Жилин ни разу не пожаловался на усталость, боль и прочие невзгоды, напротив, он тащит на себе своего товарища.

Сбежать им не удаётся, татары ловят их, но Жилин не сдаётся, он упорный человек, привыкший достигать целей и помогать себе сам, он твёрдо решил спастись, а потому спланировал второй побег, и даже вновь позвал с собой Костылина, однако тот остался сидеть и ждать своей участи. В конце концов, Жилину удаётся сбежать, а измученного Костылина выкупает семья.

Таким образом, мы видим, что, оказавшись в одинаковой ситуации, герои рассказа ведут себя, тем не менее, совершенно по-разному. Жилина Толстой изображает решительным, целеустремлённым и смелым человеком, любящим сыном и верным товарищем, Костылина же – полной его противоположностью: трусливым, пассивным, эгоистичным и слабохарактерным человеком.

Вариант 2

Недавно я познакомился с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Он наглядно продемонстрировал мне то, как люди попадая в одинаковые сложные условия, поступают по-разному.

Главные герои произведения – офицеры русской армии Жилин и Костылин, принимающие участие в войне с горцами. 

Рассказ построен на противоречии между изображенными характерами.

Жилина Л.Н.Толстой характеризует так: «…хоть невелик ростом, а удал был».  Описывая Костылина, автор замечает: «…мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Это несходство во внешности усугубляется значением «говорящих» фамилий персонажей. Фамилия Жилина ассоциируется со словом «жила», и он в самом деле сухощав, крепок и вынослив.  Фамилия же Костылина  вызывает в памяти  образ костыля: этот человек, действительно, без  чьей-либо помощи ни на что не способен.

Такая непохожесть внешности и  характеров героев послужила тому, что и судьбы их сложились неодинаково. 

В начале произведения автор сводит этих двух офицеров в драматической ситуации. Жилин спешит к больной матери и поэтому совершает  рискованный маневр, а Косты­лин — оттого, что «есть хочется, да и жара».

Столкнувшись с горцами,  Жилин кричит: «Неси ружьё!». Но Костылин трусливо бежит, бросив товарища в опасности. И Жилин решает: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

Находясь в неволе у татар, Жилин сумел не только выжить, но и завоевать уважение своих противников. Он чинил вещи горцев, мастерил кукол и обдумывал план побега. Костылин же спал и бездельничал.

Жилин любит свою престарелую мать, жалеет ее и  не требует собрать непосильный выкуп. Он надеется только себя, и без устали ищет выход. Костылин – слабовольный эгоист. Он, смирившись с обстоятельствами, покорно ждет, когда за него внесут выкуп, считая это святой обязанностью его родственников.

Сообразительный и находчивый Жилин сумел бежать из плена и как верный товарищ не оставил  Костылина у татар. Несмотря на то, что у Жилина ноги «в крови и уморился», он упорно двигается вперед, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не оставляет его, а тащит на своей спине.

Снова очутившись в неволе у татар, Жилин по-прежнему не опускает руки и совершает новый побег.  Костылин же безучастно  ждёт выкуп и не стремиться к иному спасению. Таким образом, он остается не только в плену у татар, но и в плену своего малодушия, безволия и эгоизма.

В конце концов, главные герои оказываются на свободе. Но поступки Жилина вызывают у читателя  глубокое уважение, а трусливое и малодушное поведение  Костылина достойно лишь презрения и стыда за честь русского офицера.

Сочинение 3

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» занимает особое место среди шедевров отечественной литературы. Произведение отличается простым слогом и лаконичностью, но в то же время написано правдиво и содержательно.

Сюжет строится вокруг двух главных героев, которые по воле судьбы, наславшей на них несчастье, стали близкими товарищами. Жилин и Костыли, оба имеют офицерские звания и, непосредственно исполняя свой служебный долг, попадают в плен к горцам. На этом заканчивается перечисление общих знаменателей, объединяющих двух персонажей.

Далее автор излагает собственные убеждения относительно дружеских отношений и вопросов чести. Затем идет описание внешности каждого из героев, особенностей характера и социального положения. Наверняка известно, что Жилин человек небогатый, кроме того имеет на руках больную мать. По его нынешним и ранним поступкам можно сделать вывод о выносливости, изобретательности и ловкости этого человека. Костылин же, наоборот, очень грузный, неповоротливый, изнеженный, слабый. Внешность Жилина указывает на его простоту, но не отрицает благородства его происхождения. Душа его полна доброты и сострадания. Он дружелюбен даже по отношению к своим врагам, которые на его личный взгляд вовсе не кажутся враждебно настроенными. Точно так же он благожелателен  к Костылину. Вопреки столь мягкому, на первый взгляд, характеру, Жилин по своей сути человек иной породы – храбрый, с железной волей. Его честность и отвага, проявляющиеся в действиях и поступках героя не могут не вызывать симпатии у других персонажей, автора и читателей.

Костылин привык к богатой и беззаботной жизни, и в душе его отсутствуют такие качества как смелость, стойкость характера, сила воли. Малодушие героя проявилось в решающий момент, когда должен был состояться побег. Он не смог найти в себе силы, чтобы взять ответственность за собственную судьбу. Вместо этого он, не предпринимая никаких действий, ждал, пока за его свободу заплатят большой выкуп богатые родственники.

Жилин и Костылин олицетворяют собой два абсолютно разных подхода к пониманию жизни. В поступках первого выражалась настоящая дружба, второй же придерживался товарищеских отношений «по случаю» — когда обстоятельства вынуждают налаживать связь с человеком. Жилин понимает, что такое честь и строго придерживается ее принципов – но не потому что, так надо, а потому что, так велит поступать его сердце. У Костылина же нет подобных качеств.

Автор подчеркивает негативную сторону современного ему общества, заключающуюся в безмерной любви к деньгам и знатности. Ведь нередко жизнь поворачивается таким образом, что порой бедный и безвестный человек оказывается гораздо добрее, благороднее и великодушнее знатного вельможи. Данная проблема актуальна и по сей день, и поэтому рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» играет важную роль в нашей современной жизни.

Сочинение Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Жилин и Костылин – два  офицера, служившие в одном Кавказском полку. Одновременно они едут в отпуск.

С первого же момента видно различие их характеров. Случайно офицеры нарываются на татар, и Костылин, имея при себе ружьё, не задумываясь, поворачивает коня и мчится к русской крепости. Может быть, он и храбрый, как-то же он служил до этого времени, но храбрость его, наверное, была только в окружении всего полка, где среди большого скопления народа не заметна трусость одного человека.

Жилин и «один в поле воин». Несмотря на численное преимущество татар, он не струсил. Оставшись с одной шашкой, Жилин бросается в бой, решив не сдаваться живым. Но татары выстрелили по лошади, и навалившись толпой на зажатого тушей коня Жилина, скрутили его.

Так герои рассказа оказались захвачены татарами. И здесь у них разница в поведении.

Трусливый Костылин сразу опускает руки, он без сопротивления пишет письмо домой, просит денег, он боится за свою жизнь.

Жилин и тут ведёт себя  как настоящий русский офицер,  он пишет неправильный адрес, чтобы не доставлять своей бедной матери горя. Жилин надеется на свои силы, он уверен, что ему удастся вырваться из рук татар.

Костылин всё время спит и считает дни до своего освобождения с помощью выкупа.

Жилин, мастер на все руки, и в заточении ведёт активный образ жизни. Он лечит жителей аула, ремонтирует различные вещи, детям мастерит игрушки, и между делом высматривает дорогу, чтобы сбежать.

Целый месяц Жилин делает подкоп из сарая, и при первой же возможности собирается бежать, прихватив и Костылина.

По вине Костылина их побег не удался, изнеженный и слабый , он не выдержал дороги, и офицеры опять были схвачены татарами.

После неудачного побега их снова заставили написать домой и посадили в глубокую яму.

Костылин совсем размяк и разболелся, а Жилин ищет способ выбраться из ямы. В конце концов, ему с помощью девочки Дины, удалось вылезти из ямы и бежать. Его упорство и сила духа помогли выжить в заточении и вернуться в свою крепость.

Жилин – настоящий герой, смелый и решительный, человек, на которого можно положиться. Костылина всё-таки через некоторое время выкупили. Он трус и слабак, ему дорога только собственная жизнь.

В рассказе Толстого сравниваются два различных характера. Один из них достоин всяческого уважения, второй же вызывает чувство презрения и стыда за русского офицера, потерявшего свою честь.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Ионыч Чехова

    Рассказ начинается с того, что город С. может показаться скучным. Но местные жители с удовольствием расскажут вам о библиотеке, о театре и воспитанных и интеллигентных жителях. К таким относилось семейство Туркиных.

  • Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Пастернака

    Писатель в своём романе рассматривает революцию под углом обзора её как некой стихии глазами личности в отдельности от идеологий. Революция здесь – не поединок красных и белых, а взгляд человека

  • Анализ рассказа Усомнившийся Макар Платонова

    Свой рассказ «Усомнившийся Макар» Платонов написал в 1929 году. Произведение является сатирическим высмеиванием общества и коммунистических затей. Некоторые образы и замысел сближают рассказ с сатирическими творениями Салтыкова – Щедрина и Гоголя.

  • Сочинение по картине Стрекоза Репина 6 класс

    Свои многочисленные картины Илья Ефимович Репин посвящал простым людям, их жизни и быту. Он очень много экспериментировал с жанрами, темами, стилями и техникой. Отдельное место занимают портреты родных и любимых людей

  • Сочинение на тему Новогодняя елка

    Мне всегда говорили, что Новый год ассоциируется с подарками, снеговиком, речью президента и веселыми разговорами за общим столом. Конечно же именно так, все это и сопровождает столь чудесный праздник, но знаете, что создает столь сказочную атмосферу? Ель

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

Л.Н.
ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

Чтение
и изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе дает учителю
широкую возможность:


научить школьников эстетическому анализу художественного произведения;


соотнести детское прочтение с авторской позицией;


рассмотреть проблему соотношения мира художественного произведения с 
действительностью.

Следует
отметить, что сюжет и основное содержание рассказа Л.Н. Толстого порождает
множество ассоциаций с событиями новейшей отечественной истории. Но учитель должен
сознательно избегать возможных переходов от анализа текста рассказа к так
называемым сравнениям и «связи с жизнью», ибо в данном случае урок перестает
быть процессом обучения литературе со своими специфическими целями
(предметными) и становится «беседой по поводу…» Урок должен стать способом
приобщения к культуре.

Основные
знания и умения как предполагаемый результат изучения рассказа Л. Толстого
«Кавказский пленник»:

Освоение
теоретико-литературных знаний

Формирование
читательских умений

1.
Литературный герой 

Характеризовать
литературного героя на основе отбора элементов художественного текста,
пересказа и интерпретации поступков героя

2.
Главный и второстепенный герои

Отличать
главного героя от персонажа

3. Сюжет

Воспроизводить
основные события в их художественной логике

4.
Портрет, пейзаж

Находить
в тексте, использовать при характеристике героя и событий художественного
произведения портрет и пейзаж

Основные
виды учебной деятельности школьников на уроке:
выразительное
чтение; пересказ  фрагментов текста; составление плана содержания текста;
наблюдение над текстом; отбор  литературного материала в соответствии с учебной
задачей; составление характеристик героев с элементами сравнения.

Уроки
по изучению рассказа «Кавказский пленник» тематически можно представить так:

Урок
1. В мире «Кавказского пленника». Знакомство с содержанием произведения.

Урок
2. Война и мир как основные полюса содержания рассказа.

Урок
3. Жилин как главный герой рассказа.

Урок
4. Образ рассказчика. Способы создания образа рассказчика. Авторская позиция.

Урок
1. Знакомство с содержанием произведения. Сюжет и композиция рассказа

Цель.
Знакомство с сюжетно-композиционными особенностями рассказа на основе
составления плана.


Интересно ли было вам читать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?


Какие эпизоды вам хочется перечитать в классе?

Чтение
2-3-х эпизодов. Например, побег Жилина, пленение Жилина или спасение Диной
Жилина.


Избранные и прочитанные эпизоды характеризуют вас как эмоциональных читателей.
А теперь посмотрим, насколько вы внимательно читали рассказ. Вам предлагается
ответить на вопросы небольшой викторины.

1.
Сколько денег потребовал татарин за Жилина?

2.
Какое письмо написал Жилин матери?

3.
Почему Жилин стал собственностью Абдул-Мурата?

4.
Как звали собаку татарина?

5.
Что умел делать Жилин?

6.
Какие украшения были на Дине?

Можно
предложить самим учащимся продолжить викторину, задавая своим одноклассникам
«трудные» вопросы.

Некоторые
вопросы викторины заставили вас задуматься и вновь обратиться к тексту. Давайте
сделаем это вместе. Мы составим план, который поможет получить более глубокое
представление о содержании рассказа и особенностях его построения.

Предлагается
модель записи (на уроке 1 заполняется только левая колонка).

Развитие
событий в рассказе — сюжет

Особенности
построения рассказа — элементы композиции

1-я гл.
Письмо от матери. Переход из крепости в крепость. Решение Жилина и Костылина
оторваться от отряда. Пленение Жилина. Прибытие в аул.

Портрет
Костылина

Портрет
Жилина

2-я гл.
Татарский аул. В доме Абдул-Мурата. Договор о выкупе. Встреча с
Костылиным

Портрет
Дины

Пейзаж
аула

Интерьер
жилища

3-я гл.
Дружба Жилина с Диной. Мастеровитость Жилина. Рассказ о старом татарине
татарина

Портрет
старого татарина

Вставной
рассказ о судьбе старого

4-я гл.
Подготовка к побегу. «Разведка» Жилина. Гибель татарина. Похороны. Поминки.
Решение о побеге.

Пейзаж
окраины аула

5-я гл.
Побег. Дорога из аула к речке. «Путь» Жилина и «путь» Костылина. Погоня и
захват в плен. Споры горцев о судьбе пленников.

Ночной
пейзаж

Портрет
Жилина

Портрет
Костылина

6-я гл.
Житье после побега. Предупреждение Дины об опасности. Помощь Дины в побеге. Дорога
на свободу. У своих.

Портрет
Дины

Ночной
пейзаж

Заполнение
правой колонки осуществляется в процессе 2—4-х уроков как углубление
читательских представлений об анализе художественного произведения.

Слово
учителя об авторе.
Учитель расширяет представление учащихся о личности
Л.Н. Толстого, об истории создания произведения. (Этот этап необходим, так как
дает возможность перейти к урокам, посвященным анализу художественного
произведения.) Рассказ «Кавказский пленник» вошел в четвертую книгу для чтения
из «Новой азбуки» Л. Толстого для учащихся яснополянской школы. В этом рассказе
автор воплотил свой опыт участия в кавказской войне, свои нравственные идеалы.
Учитель в этой части урока может подробнее рассказать о яснополянской школе, о
Толстом как боевом офицере.

Задается
вопрос, который может стать проблемным:


Чему намеревался научить Л. Толстой учеников яснополянской школы, предлагая им
для чтения рассказ «Кавказский пленник»? Глубоко и полно ответить на этот вопрос
мы сможем, изучив это художественное произведение.

Домашнее
задание

Уточнить
план, составленный в классе. Перечитать гл. 2, 3, 5.

Урок 2. Война и мир как основные полюса содержания
рассказа

Цель. Опираясь
на сформированные умения работы с художественным текстом, составления плана,
пересказ фрагментов текста, наблюдения за художественным текстом, дать
аспектный анализ произведения.


Попробуем определить, как развивается сюжет.

1-я
гл. — экспозиция и завязка действия.

2-я
гл. — развитие действия.

3-я
гл. — развитие действия.

4-я
гл. — развитие действия.

5-я
гл. — кульминация.

6-я
гл. — кульминация и развязка.

Делаем
вывод, что сюжет всегда развивается по следующей логике: экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация и развязка. Заметим, что в экспозиции характеры
главных героев только намечены (Жилин — активный, ведет себя героически,
Костылин — пассивный и трусливый), а в кульминации характеры раскрываются
наиболее глубоко.

Обращаемся
к композиции произведения.


Расскажите, каким образом можно было добраться из крепости в крепость и почему.

Шла
жестокая война, татары везде и всюду угрожали русским.

Работа
с портретом Дины.


Найдите портрет Дины во 2-й гл. Какая деталь в портрете вами замечена?

Монисто
из русских полтинников, на ленте рубль: это военные трофеи, немало русских
погубили татары. Глядит, как на зверя какого; прыгнет прочь, как дикая коза — русский
изначально для девочки враг, менее всего просто человек.

Работа
с пейзажем и интерьером, (гл. 2).


В каких деталях дан пейзаж и интерьер? Найдите их в тексте.

Коза
с козлятами ходит, церковь ихняя с башенкой; пол земляной чистый.


Какие представления о жизни аула складываются у читателя?

Дается
картина мирной жизни, но этот мир иной — другая культура. Здесь люди живут по
своим обычаям.


Почему изменилось отношение Дины и местных к Жилину?

Жилин
сделал Дине куклу, а она ему вместо воды стала носить молоко. Мастеровитость и
открытость пленника нравились татарам, и они отвечали за добро добром. Жилин
оказался в плену, в чужом для себя мире, но вскоре становится понятно, что и в этом
мире люди живут по общим человеческим законам добра и взаимовыручки.


Соберите портрет Дины, разбросанный по всей 6-й главе.

Глазенки
так и блестят, как звезды: вынула две сырные лепешки из рукава; тянет его изо
всех сил ручонками за рубаху. да ручонки тонкие такие, как прутики; побежала на
горку; как козочка прыгает.


Как в этом портрете выразилась авторская симпатия к девочке?

Характер
сравнений, слова с экспрессивно-эмоциональной окраской — все свидетельствует о
симпатии автора к девочке.


Попробуйте «достроить» сюжет. Представьте, что о поступке Дины узнает ее отец.


Как вы оцениваете поступки Дины, когда она помогла Жилину совершить побег (6-я
гл.)?

Предупредила
пленника о его скорой смерти, принесла шест, пыталась сбить с ног колодки. В
детском сознании русский «Иван» не  столько враг (это Дина хорошо понимает), сколько
человек, добрый человек. Она сама сделала это открытие (вспомните ее первую
реакцию — глядит, как на зверя какого). Девочка понимает, что ее ожидает, если
откроется ее участие в побеге врага. По страх уступает место более сильному
чувству: состраданию, соучастию в спасении человека от верной смерти. Война в
душе ребенка побеждена. Эта мысль — важнейшая для понимания гуманистического
пафоса произведения.

Задание.
Продолжите работу над составлением таблицы. Внесите в графы, относящиеся к гл.
2, 6, формулировки — портрет Дины, деревенский пейзаж, интерьер татарского
дома. Найдите портрет старого татарина (гл. 4), выявите опорные слова (нос,
как у ястреба; глаза злые, серые; храпит, как волк).


Как этот портрет помогает понять характер человека?

Образ
жестокости, зла.


Прочитайте историю жизни старого татарина.


Какую правду о жизни помогает понять этот текст?

Зло
рождает зло. Война лишила этого человека всего. В нем осталась только
ненависть.


Что помогают нам понять представленные в рассказе образы Дины и старика?

Жизнь
Жилина в татарской деревне представляет собой картину контрастную: добро и
жестокость — эмоциональные полюса этой жизни, понятия, раскрывающие антитезу
рассказа. Антитеза явлена и в образах — Дина и старик татарин. Автор
внимательно всматривается в жизнь другую, нерусскую. Становится понятно, что и
эти люди стремятся к миру, по-своему его защищают, но война, вражда,
жестокость, злоба — порождения войны — очень сильны.


Перескажите эпизод (гл. 4) — возвращение татар в аул с убитым товарищем. Как
этот эпизод помогает понять атмосферу войны?

Татарина
убили при очередной схватке с русскими. Сцена похорон и поминок говорит о горе,
постигшем аул, и во многом объясняет развитие дальнейших событий. На четвертый
день куда-то собираются. Привели лошадей, убрались и поехали человек десять, и
красный поехал.


Куда и зачем поехали десять татар?

Становится
более очевидной мысль  автора о «снежном коме» войны: гибель татарина от рук
русских солдат приводит к дальнейшему кровопролитию — татары отправляются
метить за своего единоверца.

Задание.
Продолжить работу над составлением таблицы. Внесение в графы, относящиеся к гл.
3, 4, формулировок: портрет старого татарина, история жизни татарина.

Домашнее
задание

Обратитесь
к основному вопросу: чему намеревался научить Л. Толстой своих учеников в
яснополянской школе, предлагая для чтения рассказ «Кавказский пленник»?
Составьте развернутый ответ на этот вопрос, опираясь на следующие
слова-понятия: война, мир, бесчеловечность войны, добро, ненависть.

Урок 3. Жилин как главный герой рассказа «Кавказский
пленник»

Цель. На основе
сопоставления дать характеристику Жилину как главному герою.


Обратимся к названию рассказа «Кавказский пленник». Прочитав рассказ и осмыслив
сюжет, мы поняли, что пленников два. Выявляется некое противоречие.


Как вы можете сформулировать проблемный вопрос, ответ на который мы должны  обязательно
дать, читая этот рассказ?


Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в рассказе два пленника — Жилин
и Костылин?

Это
и есть вопрос, на который мы должны ответить в ходе урока.


Обратимся к плану 1-й гл. Вспомните и кратко перескажите сцену нападения татар
на русских.


Что характерно для поведения Жилина и Костылина в момент опасности?

Жилин
вступает в поединок, несмотря на явный перевес сил. Костылин закатился что есть
духу в крепость.


Найдите портрет Костылина в 1-й гл. Какие черты характера героя выявляет автор?

Мужчина
грузный, толстый, весь красный, пот с него так и льет.
Автор
подчеркивает в Костылине его физическую слабость, неприспособленность к суровым
условиям войны.


Какие черты выявляются в портрете Жилина в 1-й гл.? (Он  «рассыпан» по тексту, поищите
повнимательнее детали портрета.)

Ростом
невысок, а удал был; рванулся он, скинул с себя татар; припустился Жилин под
кручь.

Жилин удал, решителен, чувствуется его физическая сила, ловкость.


Перечитайте сцену торга (гл. 2). Расскажите, какое письмо посылает домой Жилин,
а какое Костылин? Как эти письма характеризуют офицеров?

Жилин
самостоятелен, сам всего добился в жизни, из бедной семьи, любит мать. Костылин
слабохарактерный, избалованный, привык к опеке.


Как живут офицеры в плену?

Жилин
рукодельничает, копает в сарае, готовится к побегу — ему выкупа не пришлют.
Костылин лежит, спит — ждет выкупа. Один — активный, деятельный, другой — пассивный,
 инертный.


Пользуясь планом развития событий в рассказе, вспомните сцену побега Жилина и
Костылина. Почему ее можно считать кульминационной?

Сцена
побега (гл. 5) — кульминация рассказа, так как именно здесь оба героя раскрываются
наиболее ярко, их образы становятся наиболее выразительными.


Как ведут себя герои перед побегом?

Жилин
решителен, он понял, что ему грозит после гибели татарина. Время хорошее —
месяц только народился, ночи еще темные были. Костылин робеет, опасается.


На какие детали, подробности указывает рассказчик, описывая побег?

Неловкость
Костылина — заценил ногой камень; сноровку и ловкость Жилина — попрыгивает с
камушка на камушек, опытность Жилина — по звездам примечает, в какую сторону
идти; неприспособленность, слабость Костылина — не может идти ни в сапогах, ни
без сапог.


Как портрет Костылина (гл. 5) углубляет читательское представление о характере
героя?

Мужчина
грузный, пухлый, запотел, да как обхватило его в лесу туманным холодом, да ноги
ободраны — он и рассолодел. Портрет во многом повторяется (см. гл. 1), но просторечное
слово «рассолодел» даст возможность представить Костылина как образ целостный
(см. словарь Даля: «Рассолаживать (разг.) — раскиснуть в зной, ослабеть, размориться»).


Как ведет себя Жилин в момент опасности по отношению к Костылину?

Несет
Костылина на себе, несмотря на усталость.

Задание. Продолжить
работу над составлением таблицы. Внести в графы, относящиеся к гл. 1, 5, формулировки:
портрет Жилина, портрет Костылина.


Что позволяет считать именно Жилина главным героем рассказа?

Жилин
и Костылин — это антитеза не положительного  и отрицательного, а сильного и слабого.
Жилин силен духом и телом. Нравственность героя, его простая, но знаменательная
реакция на «рассолодевшего» Костылина во время побега говорят о многом. «Сам
погибай, а товарища выручай» — закон солдатского братства — для него нерушим. В
этом вся его нравственная суть.


Какую роль играет пейзаж в 4, 6 гл.?

4-я
гл. — разведка Жилина перед побегом. Сердцем понял, где родная сторона. Картины
природы как средство характеристики героя. Наше представление о герое углубляется
— Жилину свойственно теплое чувство Родины.

6-я
гл. — ночной пейзаж. Жилин «соревнуется» с месяцем, с рассветом. Картины природы
помогают понять психологическое состояние Жилина, динамику — он устремлен к
свободе, к Родине.

Задание.
Продолжить работу над составлением таблицы. Внести в графы, относящиеся к гл.
4, 6, формулировки — пейзаж окраины села, ночной пейзаж.


Подробно перескажите сцену долгожданной встречи Жилина с русскими солдатами. Объясните
внутреннее состояние героя в момент спасения.

Автор
в простых деталях (кто ему каши; кто колодку разбивает; кто шинелью прикрывает)
показывает великое счастье возвращения к своим. Создается образ единой семьи
(«Братцы!» — кричит Жилин.)


Какой еще урок дает Л. Толстой, предлагая этот рассказ своим ученикам в
яснополянской школе?

Опорные
слова: чувство родины, сила духа, героизм, свободолюбие.


Как вы думаете, случайны ли фамилии героев?

Фамилии
отражают суть, зерно характера.


Так почему же так назван рассказ?

Образ
Жилина, главного героя, — литературный характер, в котором раскрыто отношение
писателя к миру, его понимание жизненных ценностей. В главном герое раскрывается
авторский идеал понимания добра, чести, долга, свободолюбия.


Как создается литературный характер в художественном произведении?

Средствами
создания литературного характера являются сюжет, пейзаж, портрет.

Урок 4. Образ рассказчика. Авторская
позиция

Цель. На основе
сформированных умений работы с текстом — работа со словом как первоэлементом
текста, интерпретация отдельных частей композиции — раскрыть образ рассказчика
и представить авторскую позицию в художественном произведении.


Обратим внимание на подзаголовок — быль. Как вы понимаете значение этого
слова? (Справка в словаре.)


Почему Л. Толстой дает рассказу подзаголовок?

Это
свидетельствует о значимости для автора указания на достоверность событий, положенных
в основу произведения.


Если автор считает нужным указать читателю слово быль, давайте попробуем в
течение урока подумать над вопросом: кто рассказывает эту быль?


Обратимся к тексту гл. 1, 4, 5. Понаблюдайте за лексикой рассказчика, которая
составляет основу его речи. Какие слова он использует, характеризуя Жилина?

Обращаем
внимание учащихся на лексико-стилистические особенности речи рассказчика.
Жилина рассказчик называет барин. Герой, по словам рассказчика, выправил отпуск,
тычется в вонючую спину татарина, хотел примечать дорогу, слюни утирает, лег на
брюхо… и т.п.


К какой лексике относятся указанные слова?

Это
лексика разговорная, просторечная.


Какой вывод можно сделать о рассказчике?

Простой
человек, не барин. Свидетель этих событий. Бывалый солдат.


Уточним наши выводы. Найдите текст письма матери Жилина в 1-й гл. Могло ли это
письмо быть написано барыней? Почему?


Понаблюдайте за лексикой, построением предложений.

Приискала:
а там и с Богом; именье есть: полюбится тебе. В построении предложения
используется инверсия: стара я уже стала и т.д. В рассказе дается пересказ
письма барыни. Лексика и используемая инверсия указывают на близость к
просторечию, такой язык характерен для простого народа.


Жизненные устремления человека какого социального положения выражены в этом
письме?

Невесту
приискала; приезжай, похорони меня — выражены идеалы, близкие народным
представлениям о жизни: сыновний долг, любовь, благополучие в семье.


Как рассказывается о быте татар?

Татарская
деревня, поминки, похороны описаны очень подробно, детально, но без резко
выраженной эмоциональной оценки. Для рассказчика эти картины новы, не все он
может понять, но нет отрицания чужой культуры. Таким образом, рассказчику этот мир
не близок, но он к нему относится с уважением.


Вспомните последовательность развития сюжета (см. план) в гл.4 и 5. Случайно ли
рассказчик сначала говорит о старике татарине, его трагедии, гибели
односельчанина, а потом об угрозе жизни Жилина и Костылина?

Для
рассказчика эта связь очевидна. Гибель пленников объяснима взаимной жестокостью.


Мы узнали, что рассказчик простолюдин, очевидец событий, мудрый человек. Как мы
получили представление о рассказчике?

Читатель
формирует в своем сознании образ на основе особенностей сюжета, включения в
композицию внесюжетных элементов (рассказ о старике), на основе речевой характеристики
рассказчика.


Почему повествование о кавказской войне Л. Толстой ведет от лица солдата?

Автор
сопрягает свой взгляд на события и героев с нравственной оценкой человека из
народа. Нравственный идеал человека явлен через призму народного сознания, что для
Л. Толстого является принципом отражения действительности.

Домашнее
задание

Письменный
ответ на вопрос: «Чему намеревался научить Л. Толстой учеников яснополянской
школы, предлагая им рассказ “Кавказский пленник”?»

  • Сравнение двух русских народных волшебных сказок
  • Сравнение литературной и народной сказок таблица
  • Сравнение мачехи и царевны в сказке о мертвой царевне о семи богатырях
  • Сравнение катерины и ларисы в грозе и бесприданнице сочинение
  • Спящая царевна сходные и различные черты сказки жуковского и народной сказки 5 класс презентация