Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица

Инфоурок литература презентациипрезентация по литературе своя игра в мире сказок 5 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Своя игра «В мире сказок» 5 класс

Автор – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №77 с углублённым изучен...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Автор – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №77 с углублённым изучен

    Описание слайда:

    Автор – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №77 с углублённым изучением химии Петроградского района г. Санкт-Петербурга
    Крылова Наталья Николаевна
    Своя игра
    «В мире сказок»
    По произведениям:
    Братья Гримм «Шиповничек»,«Снегурочка»,
    Ш.Перро «Спящая красавица»,
    В.А. Жуковский «Спящая царевна»,
    А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • 2 слайд

    Правила игры2. Если ответ правильный, то команда зарабатывает баллы. 3. Побе

    Описание слайда:

    Правила игры
    2. Если ответ правильный, то команда зарабатывает баллы.

    3. Побеждает та команда, которая заработала больше всех баллов.
    1. Команда выбирает категорию и стоимость задания. На экране высвечивается задание, которое необходимо выполнить.

  • 3 слайд

    Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица

  • 4 слайд

    Кто автор? 10 Как звали няню автора «Сказки о мёртвой царевне и о семи бога

    Описание слайда:

    Кто автор? 10
    Как звали няню автора
    «Сказки о мёртвой царевне
    и о семи богатырях»?
    Арина Родионовна
    (няня А.С. Пушкина)

  • 5 слайд

    Кто автор? 20 Авторы этих сказок были профессиональными библиотекарями. Этой

    Описание слайда:

    Кто автор? 20
    Авторы этих сказок были профессиональными библиотекарями. Этой профессии они отдали несколько десятилетий своей жизни.
    Их самый грандиозный труд
    -«Словарь немецкого языка».
    Братья Гримм «Шиповничек»,
    «Снегурочка»

  • 6 слайд

    Кто автор? 30 Знаменитый сказочник, который занимал должность французской Ак

    Описание слайда:

    Кто автор? 30
    Знаменитый сказочник, который занимал должность французской
    Академии надписей и изящной словесности.
    Обладая влиянием в высшем свете,
    он имел вес в области политики французского короля Людовика XIV
    в отношении искусства.

    Шарль Перро

  • 7 слайд

    КОТ В МЕШКЕ40 б.Задание выполняют все команды (на листочках).

    Описание слайда:

    КОТ В МЕШКЕ
    40 б.
    Задание выполняют все команды (на листочках).

  • 8 слайд

    Угадай и запиши, кто изображён на портретах:21 34

    Описание слайда:

    Угадай и запиши,
    кто изображён на портретах:
    2
    1
    3
    4

  • 9 слайд

    21 34 А.С. ПушкинВ.А. ЖуковскийШарль ПерроБратья Гримм

    Описание слайда:

    2
    1
    3
    4
    А.С. Пушкин
    В.А. Жуковский
    Шарль Перро
    Братья Гримм

  • 10 слайд

    Кто автор? 50 Этот будущий поэт появился на свет в результате внебрачной связ

    Описание слайда:

    Кто автор? 50
    Этот будущий поэт появился на свет в результате внебрачной связи
    богатого помещика
    Афанасия Бунина
    и пленной турчанки Сальхи. 
    В.А. Жуковский

  • 11 слайд

    Портреты героев 10Назови героя и сказку: «Высока, стройна, бела,И умом и вс

    Описание слайда:

    Портреты героев 10
    Назови героя и сказку:

    «Высока, стройна, бела,
    И умом и всем взяла;
    Но зато горда, ломлива,
    Своенравна и ревнива».
    Царица, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • 12 слайд

    Портреты героев 20Назови героя и сказку: «…она происходила из породы людоедо

    Описание слайда:

    Портреты героев 20
    Назови героя и сказку:

    «…она происходила из породы людоедов, и король женился на ней только по причине ее несметных богатств. При дворе ходил даже слух, что она до сих пор сохраняет людоедские вкусы и, когда идут мимо нее малые дети, насилу удерживается, чтобы не броситься на них».
    Королева,
    «Спящая красавица»

  • 13 слайд

    Портреты героев 30Назови героя и сказку: «Молод цвет её ланит,Меж ресницами

    Описание слайда:

    Портреты героев 30
    Назови героя и сказку:

    «Молод цвет её ланит,
    Меж ресницами блестит
    Пламя сонное очей;
    Ночи тёмныя темней,
    Заплетённые косой
    Кудри чёрной полосой
    Обвились кругом чела…»
    Царевна,
    «Спящая царевна»

  • 14 слайд

    Портреты героев 40Назови героя и сказку: «…когда ей исполнилось семь лет, б

    Описание слайда:

    Портреты героев 40
    Назови героя и сказку:

    «…когда ей исполнилось семь лет,
    была она такая прекрасная, как ясный день,
    и красивей самой королевы».
    Снегурочка,
    «Снегурочка»

  • 15 слайд

    Портреты героев 50Назови героя и сказку: «…на вид лет 15-16, полная очарован

    Описание слайда:

    Портреты героев 50
    Назови героя и сказку:

    «…на вид лет 15-16, полная очарования,
    в котором было что-то
    лучезарное и небесное».
    Принцесса,
    «Шиповничек»

  • 16 слайд

    Детали в цифрах 10Какую по счёту ведунью не пригласили на пир в сказке «Шипо

    Описание слайда:

    Детали в цифрах 10
    Какую по счёту ведунью
    не пригласили на пир в сказке «Шиповничек»?
    13-ю

  • 17 слайд

    Детали в цифрах 20Сколько лет спала Спящая красавица в сказке Ш.Перро?100

    Описание слайда:

    Детали в цифрах 20
    Сколько лет спала
    Спящая красавица
    в сказке Ш.Перро?
    100

  • 18 слайд

    Детали в цифрах 30Сколько карликов жило в избушке в сказке Ш.Перро «Снегурочк

    Описание слайда:

    Детали в цифрах 30
    Сколько карликов жило в избушке в сказке Ш.Перро «Снегурочка»?
    7

  • 19 слайд

    Детали в цифрах 40Сколько лет было Снегурочке, когда королева велела отвести

    Описание слайда:

    Детали в цифрах 40
    Сколько лет было Снегурочке,
    когда королева велела отвести
    её в лес?
    7

  • 20 слайд

    Детали в цифрах 50Сколько лет было царевне, когда она уколола руку веретено

    Описание слайда:

    Детали в цифрах 50
    Сколько лет было царевне,
    когда она уколола руку веретеном в сказке «Спящая царевна»
    В.А. Жуковского?
    15

  • 21 слайд

    Угадай по рисунку 10Угадай, какая сказка зашифрована:А.С. Пушкин «Сказка о м

    Описание слайда:

    Угадай по рисунку 10
    Угадай, какая сказка зашифрована:
    А.С. Пушкин
    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

  • 22 слайд

    Угадай по рисунку 20Угадай, какая сказка зашифрована:«Снегурочка» Братья Гримм

    Описание слайда:

    Угадай по рисунку 20
    Угадай, какая сказка зашифрована:
    «Снегурочка»
    Братья Гримм

  • 23 слайд

    Угадай по рисунку 30Угадай, какая сказка зашифрована:«Шиповничек», Братья Гримм

    Описание слайда:

    Угадай по рисунку 30
    Угадай, какая сказка зашифрована:
    «Шиповничек»,
    Братья Гримм

  • 24 слайд

    Угадай по рисунку 40Угадай, какая сказка зашифрована:«Спящая царевна» В.А. Жу

    Описание слайда:

    Угадай по рисунку 40
    Угадай, какая сказка зашифрована:
    «Спящая царевна»
    В.А. Жуковский

  • 25 слайд

    Угадай по рисунку 50Угадай, какая сказка зашифрована:«Спящая красавица», Ш.Перро

    Описание слайда:

    Угадай по рисунку 50
    Угадай, какая сказка зашифрована:
    «Спящая красавица»,
    Ш.Перро

  • 26 слайд

    Литературные приёмы 10Назовите средство выразительности: «добрый царь», «вес

    Описание слайда:

    Литературные приёмы 10
    Назовите средство выразительности:

    «добрый царь», «весёлый пир»,
    «мёртвым сном», «воздушный стан».
    Эпитеты

  • 27 слайд

    Литературные приёмы 20Назовите средство выразительности: «…высокомерие и зав

    Описание слайда:

    Литературные приёмы 20
    Назовите средство выразительности:

    «…высокомерие и зависть разрастались, как сорные травы…»
    «…бела, как снег…»
    «…румяна, как кровь…»
    Сравнение

  • 28 слайд

    Литературные приёмы 30Назовите средство выразительности: «Звёзды смотрят на

    Описание слайда:

    Литературные приёмы 30
    Назовите средство выразительности:

    «Звёзды смотрят на тебя…»
    «…огонь замер и уснул…»
    «Ветер дале побежал».

    Олицетворение

  • 29 слайд

    КОТ В МЕШКЕ40 б.Задание выполняют все команды (на листочках).

    Описание слайда:

    КОТ В МЕШКЕ
    40 б.
    Задание выполняют все команды (на листочках).

  • 30 слайд

    Вставьте пропущенные слова:1.«Волшебница тотчас же пустилась в путь, а через

    Описание слайда:

    Вставьте пропущенные слова:
    1.«Волшебница тотчас же пустилась в путь, а через час уже подъезжала к замку на огромной колеснице, запряжённой _____________________»

    2.«Благодарствуй, добрый рак;
    Не ждала тебя никак…»
    Но уж рак уполз в ручей,
    Не слыхав её речей.
    Он, конечно, был _________
    Что сказал — сбылося в срок…»

    3. «Но были уже поставлены для нее на _______________
    _________________________, их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею…»

    4. «Девять месяцев проходит,
    С поля глаз она не сводит.
    Вот в ____________________
    в самый, в ночь
    Бог дает царице дочь».

  • 31 слайд

    Вставьте пропущенные слова:1.«Волшебница тотчас же пустилась в путь, а через

    Описание слайда:

    Вставьте пропущенные слова:
    1.«Волшебница тотчас же пустилась в путь, а через час уже подъезжала к замку на огромной колеснице, запряжённой драконами»

    2.«Благодарствуй, добрый рак;
    Не ждала тебя никак…»
    Но уж рак уполз в ручей,
    Не слыхав её речей.
    Он, конечно, был пророк
    Что сказал — сбылося в срок…»

    3. «Но были уже поставлены для нее на горящие угли
    железные туфли, их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею…»

    4. «Девять месяцев проходит,
    С поля глаз она не сводит.
    Вот в сочельник
    в самый, в ночь
    Бог дает царице дочь».

  • 32 слайд

    Литературные приёмы 50Назовите средство выразительности: «…губки… горят...» «

    Описание слайда:

    Литературные приёмы 50
    Назовите средство выразительности:
    «…губки… горят…»
    «…душа его кипит…»
    «Время всё ж текло, текло».

    Метафора

  • 33 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо
    за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данная презентация является подведением итогов изучаемого раздела «Литературная сказка». В игровой форме учащиеся анализируют и сравнивают следующие сказки: братья Гримм «Шиповничек», «Снегурочка», Ш.Перро «Спящая красавица», А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и В. А. Жуковский «Спящая царевна».

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.

Похожие материалы

  • Интеллект игра «Умники и умницы»

  • Литературная композиция «Пушкинский вечер»

  • Технологическая карта урока литературы

  • Рабочая карта № 23 для анализа текстов духовно-нравственной проблематики

  • Презентация по литературе: «А.К.Толстой и братья Жемчужниковы».

  • Презентация Фантастическая повесть как жанр

  • Презентация по литературе на тему «Данте Алигьери».

  • План мероприятий Недели русского языка и литературы

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449146 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Инфоурок

Литература
ПрезентацииСравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица».

Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «

    Описание слайда:

    Сравнительный анализ сказок
    В.А. Жуковского «Спящая царевна» и
    Ш. Перро «Спящая красавица»

    Шацкая Анна, ученица 5 «А» класса
    МБОУ СОШ №10 г. Апатиты

    Шацкая В.И., учитель

  • 2 слайд

    Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица

  • 3 слайд

    ВведениеВ детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а не

    Описание слайда:

    Введение
    В детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а недавно на литературе мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
    Обсуждая произведение на уроке, я отметила, что эти сказки с похожим сюжетом. И было решено найти общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.

  • 4 слайд

    Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия. Для

    Описание слайда:

    Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия.
    Для достижения цели определила задачи:
    узнать историю создания сказок
    провести сравнительный анализ текстов
    Объект исследования: сказки о спящих девушках.
    Предмет исследования: анализ сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица».

  • 5 слайд

    Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить текст

    Описание слайда:

    Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить тексты разных авторов по некоторым пунктам:
    год написания,
    герои и сюжет,
    а также обратиться к истории написания сказки.

  • 6 слайд

    Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица

  • 7 слайд

    Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица

  • 8 слайд

    Сравнение сказок шиповничек и спящая красавица

  • 9 слайд

    Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что источником вдохновения

    Описание слайда:

    Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что источником вдохновения при создании текстов служили поверья.
    Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира. Веретено, прялка— символы жизни и времени.
    Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии.
    «Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни.
    На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
     

  • 10 слайд

    ВЫВОД:  Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разн

    Описание слайда:

    ВЫВОД: 
    Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разными авторами.
    Сказка «Спящая красавица» более подробная, чем сказка «Спящая царевна».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Открытый урок по литературе «Васюткино озеро»

  • Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»

  • Проверочная работа по теме «А.С.Грин. Феерия «Алые паруса», 6 класс

  • Презентация Мадригал как жанр

  • Внеклассное чтение на тему: «Золотой арбуз»(5 класс)

  • Урок русской литературы. Тематический контроль по произведению А. С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

  • «Тебе, мой край, я посвящаю»

  • Презентация по эвенской литературе «Мне снилось — я был снег»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449146 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

Конспект урока.image001

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается…

Тема урока: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»

1. Актуализация знаний. Формулирование темы
урока.

Ребус (2слайд)

С каким литературным жанром нам предстоит
работать на уроке?

Вспомните, что вы знаете о сказках?

Обобщение ответов.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы.
Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера,
обычно со счастливым концом. Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Жанровые разновидности сказки.

v  Сказки о животных, растениях, неживой природе
и предметах.

v  Волшебные сказки.

v  Легендарные сказки.

v  Новеллистические (бытовые) сказки.

v  Сказки об одураченном чёрте.

v  Анекдоты.

v  Небылицы.

v  Кумулятивные сказки.

v  Докучные сказки.

О многих жанрах
сказки вы уже знаете, о некоторых только предстоит узнать.

(читает учитель или подготовленная ученица)(3
слайд)

.

Итак, продолжим. Сказки, как мы их любим.
Автор сказки, с которой мы познакомимся, тоже очень любил сказки. Вот как он
говорил в одном известном Вам споре: «В сказках видна душа народа русского, и
мудрость. Они – богатство наше, и надобно детям читать побольше сказок». (4
слайд)( Школа «2100» с 114)

Узнали?  (Это Жуковский В.А.)

2. Развитие умений.

 Факты из жизни. (5 слайд)

Жуковский Василий Андреевич (1783/1852) —
русский поэт, переводчик, критик. Жуковский перевел на русский язык «Одиссею»
Гомера, а также многочисленные произведения Ф. Шиллера, поэзию Дж. Байрона.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852),
крупнейший русский поэт-романтик, человек благородной и доброй души. Тесные
дружеские отношения связывали с ним Пушкина с самого поэтического
«младенчества» и буквально до последнего вздоха.

Первая из «русских сказок» В.А.Жуковского
возникла в ходе своеобразного состязания с А.С.Пушкиным. Оба поэта в 1831 году
взялись сочинить по сказке в русском фольклорном духе. Источником послужила
запись, сделанная Александром Сергеевичем со слов его няни Арины Родионовны.

Однажды, под прямым влиянием А.С.Пушкина,
Жуковский взялся за сочинение литературных сказок в народном стиле. Это было в
1831 году, когда оба поэта жили в Царском Селе. Состоялось своеобразное
состязание. Сюжеты разрабатывались сообща. Пушкин написал тогда “Сказку о попе
и о работнике его Балде” и “Сказку о царе Салтане”, Жуковский – “Сказку о царе
Берендее” и “Cпящую царевну”.

Свидетелем этого состязания стал ещё один
будущий гений русской литературы – Николай Гоголь.

Н. В. Гоголь, из письма к А. С. Данилевскому,
2 ноября 1831 г.:

«Все лето я прожил в Павловске и Царском
Селе… Почти каждый вечер собирались мы – Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты
знал, сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей. …Жуковского узнать нельзя.
Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский. Ничего германского
и прежнего…».(6 слайд)

Источником сказки «Спящая царевна» послужили
литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм,
«Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта
сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О
царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

Работа с текстом до чтения.

Учащиеся по иллюстрации прогнозируют сюжет
сказки.(7 слайд)

Работа с текстом во время чтения.

Чтение с объяснением слов и словесным
рисованием.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий
волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно,
неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого
нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Веретено — приспособление для ручного прядения
пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка,
оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая
прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский
чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг
главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался
из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий
труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.

Работа с текстом после чтения.

К какому виду сказок можно отнести сказку В.А.
Жуковского отнесли? (Волшебной)

Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной
сказки, приводя цитаты)

       
Наличие чуда

       
Столкновение с волшебной
силой

       
Существование какого-либо
запрета

       
Волшебные персонажи

       
Волшебные предметы

       
Символы

Повторное чтение учителем
с заменой слов.  (Задание на внимательность)

Например.

 «Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет».

Учитель читает: «А детей все нет
да нет»

Работа над техникой
чтения. 
(8,9,10,11,12
слайды)

Учитель показывает иллюстрации,
дети зачитывают соответствующие им отрывки.

1. «Повар спит перед огнем;

И огонь
объятый сном,

 Не пылает не горит,» (с150)

«Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;» (с 152)

2.«У царя двенадцать блюд

     Драгоценных, золотых,»
(с147)

3. «Даже облака небес

На дремучий,
темный лес

Не навеет ветерок.» (с151, с 152)

4. «Вдруг, глядит, ползёт к ней
рак;» (с146)

5. «Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том» (с149, 154)

Работа в группе.

1,2, группы. Придумать 2-3
вопроса по тексту сказки для своих одноклассников. (Страницы между группами
распределяет учитель)

Например.

Сколько чародеек пригласил царь
на пир?

Что предсказала ведьма царевне?

Сколько лет должен был длиться сон
царевны?

4,5 группа. Посчитать сколько
раз в тексте встречается слово «веретено».(4) Найти повторы. «Дверь в покой; в
покое том

Вьется лестница винтом»

6 группа. Найти в тексте
сравнения и эпитеты.

(Н/р Сравнения: «Пламя сонное
очей;

                              Ночи
тёмныя темней»

                            
«Расцвела, как майский цвет;»

Эпитеты: мертвым
сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др.)

3.Рефлексия:

Чтение стихотворения.

Обмен впечатлениями. (слайды 13,
14, 15,16)

Что понравилось, удивило на
уроке?

4.Домашняя работа.(12 слайд)

1. Выучить наизусть отрывок из
сказки.

* Проиллюстрировать любой
отрывок сказки.

Индивидуальные задания:

1. Сравнить сказку Б Гримм
«Шиповничек» и сказку В Жуковского.

2. Доклад на тему «Результат
спора Пушкина и Жуковского».

3. Доклад «Сказки, в которых
злые чары погружали главных героинь в сон».

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

Цели медиаобразовательного проекта:

  1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
  2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
  3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
  4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
  5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
  6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
  7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

  • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
  • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
  • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
  • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
  • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
  • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

2. Этап «приёма» новой информации

Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

  • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
  • обсуждение действий героев
  • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

При выделении мотива выполняются следующие операции:

  • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
  • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

3. Этап «переработки» новой информации

Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

М1 = у царя и царицы нет детей →

М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

М4 = дары чародеек →

М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

М12 = пробуждение царского двора →

М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

«Известное»:

жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
чудесное рождение дочери;
праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

«Противоречит известному»:

предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

«Новое»: 

Словно не жил царь Матвей —
Так из памяти людей
Он изгладился давно…

Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….

Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

4. Этап «передачи» информации

Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

Пути решения:

  • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
  • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
  • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
  • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
  • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
  • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
  • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
  • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
  • вёртка сборника сказок

Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
 

Автор: Любовь Леонтьева

Щелкунчик и Мышиный король / Nußknacker und Mausekönig

Щелкунчик и Мышиный король / Nußknacker und Mausekönig

Эрнст Гофман, О. С. Беляева

Добрая сказка немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» незначительно сокращена, дополнена комментарием и словарем.

После каждой главы даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики. Издание предназначено для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1).

зарубежная классика, немецкий язык, сказки

задания по немецкому языку, книги для чтения на немецком языке, лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, Случай дамы среднего возраста, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Сказки

Сказки

Братья Гримм, Пётр Полевой, Герман Фогель, Джонни Груэлл

Кто нашёл приют у семи гномов: Снегурочка или Белоснежка? Как звали девушку, потерявшую на балу туфельку: Золушка или Замарашка? Кто заснул на сто лет, уколовшись о веретено: Шиповничек или Спящая Красавица? Зачастую по воле переводчика мы принимаем то или иное имя персонажа.

Сказки братьев Гримм начали переводить на европейские языки ещё при жизни авторов. В Россию они впервые попали из Франции: в 1826 году поэт Василий Жуковский опубликовал свои переводы с французского двух сказок – «Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник». Первый русский перевод всех сказок братьев Гримм был осуществлён сорок лет спустя.

Самый известный и любимый перевод сказок принадлежит перу писателя и историка мировой литературы Петра Николаевича Полевого. Впервые «Детские и семейные сказки» братьев Гримм в его переводе увидели свет ещё в 1893 году.

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

иллюстрированное издание, немецкая классика, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Читать фрагмент

Король Дроздобород. Любимые сказки

Король Дроздобород. Любимые сказки

Братья Гримм, Вильгельм Гауф, Игорь Егунов

В книгу вошли два произведения известных сказочников мира: В. Гауфа «Карлик Нос» и братьев Гримм «Король Дроздобород».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Книги – мои друзья

Читать фрагмент

Беляночка и Розочка. Сказки

Беляночка и Розочка. Сказки

Братья Гримм, Григорий Петников, Игорь Егунов

В сборник вошли известные сказки братьев Гримм «Беляночка и Розочка», «Три пряхи», «Настоящая невеста» и «Ослик».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Книги – мои друзья

Читать фрагмент

Рапунцель. Сказки

Рапунцель. Сказки

Братья Гримм, Пётр Полевой, Игорь Егунов

В сборник вошли наиболее известные сказки братьев Гримм в классическом переводе П. Н. Полевого: «Рапунцель», «Гензель и Гретель», «Храбрый портняжка», «Бременские музыканты», «Шиповничек», «Король Дроздовик», «Золотой гусь».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, литература 19 века, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкая классика, немецкие сказки, сказки народов мира, школьная программа

Правильное чтение

Читать фрагмент

Волшебные немецкие сказки / Die deutschen Wundermärchen

Волшебные немецкие сказки / Die deutschen Wundermärchen

Братья Гримм, Е. М. Смирнова

В этой книге подобраны волшебные немецкие сказки братьев Гримм, которые превратят изучение немецкого в увлекательное занятие. Чтение коротких сказочных историй поможет легко и без напряжения погрузиться в мир классического немецкого языка и пополнить словарный запас.

После каждой сказки даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики. Издание сопровождается словарем. Книга предназначается для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1).

зарубежная классика, немецкий язык, сказки

задания по немецкому языку, лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Бременские музыканты и другие сказки / Die Bremer Stadtmusikanten und andere Märchen

Бременские музыканты и другие сказки / Die Bremer Stadtmusikanten und andere Märchen

Братья Гримм, Е. А. Нестерова

Помимо всеми любимых «Бременских музыкантов», в книгу вошли потрясающие сказки «Спящая красавица», «Рапунцель», «Король Дроздобород». Тот, кто любит мрачные истории со счастливым концом, в этой книге найдет сказки: «Румпельштильцхен», «Семь воронов», «Гензель и Гретель».

Для удобства читателя сказки незначительно сокращены, снабжены комментарием и словарем. В конце каждой сказки даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики.

Предназначается для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1 – Для начинающих).

зарубежная классика, зарубежные детские книги, немецкий язык, сказки

лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Немецкие сказки

Немецкие сказки

Сборник, Редакция «Седьмая книга»

В немецких волшебных сказках чудесное, фантастическое тесным образом переплетается с обыденным, житейским, реальным. Мы встретим описания подлинных событий, городов, островов, королевств, лесов, провинций. Из этих «нитей» можно соткать облик старой Германии, её истории и природы…

Здесь много приключений, путешествий, жутковатых историй, чудес. А как же иначе: ведь эти сказки – волшебные! И ещё – во всех немецких сказках невероятные события и подвиги совершаются во имя Любви!

зарубежные детские книги, сказки

немецкие сказки, поучительные истории, семейное чтение, сказки народов мира

Читать фрагмент

  • Сравнение характеров швабрина и гринева сочинение
  • Сравнение тютчева и фета сочинение 10 класс
  • Сравнение характеристик обломова и штольца сочинение
  • Сравнение троекурова и дубровского старшего 6 класс для сочинения
  • Сравнение стихотворения пророк пушкина и лермонтова сочинение