Как сравнить сказку «Царевич Нехитер-Немудер» и «Сказку о царе Салтане»?
Сравним две сказки, «О царе Салтане» и «Царевич Нехитер-Немудер».
Прежде всего хотелось бы отметить, что первая сказка авторская, а вторая — народная.
О чем сказка
Сюжет этих сказок имеет много общего. Молодую царевну вместе с сыном в отсутствии отца помещают в бочку и отправляют по морю. Они спасаются на острове, а в конце приплывает/прилетает царь-отец и семья воссоединяется.
Форма сказки.
«Сказка о царе Салтане» написана в стихотворной форме, сказка «Царевич Нехитер-Немудер» — в прозаической. По жанру обе сказки волшебные.
Главные герои.
«Сказка о царе Салтане»: Царь Салтан, молодая царица, князь Гвидон, принцесса Лебедь, ткачиха, повариха,баба Бабариха.
Сказка «Царевич Нехитер-Немудер»: Иван-царевич, молодая царевна — его жена, мачеха Ивана-царевича, царевич Нехитер-Немудер.
Отзыв о «Сказке о царе Салтане»:
Сказка Пушкина написана очень простым языком, обладает захватывающим сюжетом. В ней продуманы различные сюжетные линии, введен образ царевны-Лебедя, которая помогает Гвидону и становится его женой. В сказке много волшебных превращений. Читается на одном дыхании и многие строчки сразу же запоминается, благодаря стихотворной форме.
Отзыв на сказку «Царевич Нехетер-Немудер».
Сказка описывает приключение молодого царевича Нехитера-Немудера, который из-за происков мачехи своего отца чуть не лишился братьев, но вместе с матерью-царевной спасется на далеком острове. Царевич использует ковер-самолет, с помощью которого узнает планы мачехи и добывает волшебных животных, а также находит своих братьев. В итоге семья счастливо соединяется, а мачехе рубят голову. Сказка обладает интересным и захватывающим сюжетом, но сильно упрощенным, по сравнению со сказкой Пушкина.
Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Царевич Нехитер-Немудер» и их характеристика
- Нехитер-Немудер, восьмой сын царевны, очень умный и очень красивый, находчивый, решительный, умелый.
- Иван-царевич, отец, умный, доверчивый, властный.
- Царевна, добрая, верная, красивая
- Ягища, злая мачеха, жестокая обманщица.
План пересказа сказки «Царевич Нехитер-Немудер»
- Иван-царевич надумал жениться
- Три девицы в саду
- Злая Ягища
- Подмена детей
- Подмена письма
- Царевна и Нехитер-Немудер в бочке
- Мать в колыбельной
- Ковер-самолет
- Баран с церковью на рогах
- Корова с жемчугом
- Братья в поле
- Нехитер-Немудер и отец
- Казнь Ягищи.
Кратчайшее содержание сказки «Царевич Нехитер-Немудер» для читательского дневника в 6 предложений
- Иван-царевич решил жениться на девице, которая обещала ему родить восемь сыновей.
- Ягища подменила детей и велела бросить царевну в бочку.
- Нехитер-Немудер и царевна живут на острове и отправляют к царю корабельщиков.
- Нахитер-Немудер летает на ковре-самолете и привозит на остров волшебного барана, а потом корову.
- Нехитер-Немудер привозит на остров братьев и открывается отцу Ивану-царевичу.
- Иван-царевич встречается с женой и сыновьями, а Ягищу казнят.
Главная мысль сказки «Царевич Нехитер-Немудер»
Каждый из нас сам кузнец своего счастья.
Чему учит сказка «Царевич Нехитер-Немудер»
Сказка учит быть добрым, честным, находчивым. Учит тому, что добро все равно победит, а зло будет наказано. Учит проявлять смелость, решительность. Учит всего добиваться своим трудом. Учит не унывать и не впадать в отчаяние. Учит верить в лучшее.
Отзыв на сказку «Царевич Нехитер-Немудер»
Мне очень понравилась эта сказка, и особенно царевич Нехитер-Немудер. Судьба оказалась жестока к молодому царевичу, но он не стал плакать, а нашел способ восстановить справедливость. В сказке много волшебства и приключений.
Пословицы к сказке «Царевич Нехитер-Немудер»
От судьбы не уйдешь.
Как веревочке не виться, а конец будет.
Все что не делается — к лучшему.
Делая зло, на добро не надейся.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевич Нехитер-Немудер»
Жили-были царь и царица, и был у них сын Иван-Царевич. Вот вырос Иван-царевич, а мать его к тому времени умерла и царь на другой женился. Объявил Иван-царевич отцу и мачехе, что женится хочет и пошел невесту искать.
Зашел в сад, там три девицы гуляют. Одна говорит, что если бы на ней Иван-царевич женился, она бы тремя калачами весь город накормила. Не понравилась это Ивану-царевичу, ушел он.
На следующий день снова в сад приходит. Вторая девица обещает, если Иван-царевич на ней женится, сшить ему платок и всякими узорами украсить. Опять остался недоволен Иван-царевич, ушел из сада.
Приходит на третий день, а третья девица обещает ему семь сыновей родить, руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, а восьмого царевича Нехитера-Немудера.
Женился на этой девице Иван-царевич. Вскоре пришлось ему и царю на войну ехать и наказали они мачехе беречь молодую царевну.
А мачеха злющая была, за что ее Ягища звали. Вот родила царевна как обещала семь красавцев сыновей, а восьмого еще красивей. Злость взяла Ягищу, велела она семерых сыновей в поле отнести и бросить, чтобы они пропали. А Нехитера-Немудера царевна спрятать успела.
И посылает мачеха письмо Ивану-царевичу, что родила царевна щенков. Иван-царевич ответ пишет, говорит его дожидаться. Но Ягища письмо подменила и написала, чтобы царевну в море бросили.
Погоревали слуги, посадили царевну в бочку, да не заметили, что она с собой Нехитера-Немудера взяла. Бросили бочку в море.
Плывет бочка по морю, а Нехитер-Немудер и предлагает дно у бочки выбить. Но царевна его останавливает, говорит, что утонут они.
Плывут дальше. Снова Нехитер-Немудер предлагает дно выбить Опять мать его останавливает. А на третий раз остановить не успела. Выбил Нехитер-Немудер дно у бочки. Хорошо, что плыли они у самого берега. Вышли на берег, сплел Нехитер-Немудер колыбельку, мать в ней качает. Видит, корабельщики плывут. Стал Нехитер-Немудер грозить, что море заморозит, пристали корабельщики к берегу. Сказал им Нехитер-Немудер к царю плыть, рассказать, что видели.
А сам ковер-самолет сплел и следом полетел.
Приплыли корабельщики к царю, рассказывают про остров, где сын мать в колыбели качает. А Ягища говорит, что вот есть баран, на рогах у барана церковь, на хребте баня. Вот это чудо.
Нашел Нехитер-Немудер в поле такого барана, к себе на остров привез. Снова корабельщики плывут. Опять их Нехитер-Немудер зазывает и велит к царю плыть и все рассказать.
Корабельщики рассказали царю про чудесного барана, а Ягища говорит, что это еще не главное чудо. Вот есть корова, которая день жемчугом доится, а день молоком.
Подслушал это Нехитер-Немудер, нашел корову, на остров привез, снова корабельщиков подзывает.
Удивились корабельщики, к царю плывут, про корову рассказывают. А Ягища не унимается. Говорит, что в поле бродят семь красавцев, руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре.
Услышал это Нехитер-Немсудер, полетел в поле, нашел братьев, к матери привез. То-то радости было.
Долго ли коротко ли, опять плывут корабельщики. Зазвал их Нехитер-Немудер, велел к царю плыть. Поплыли корабельщики к царю, стали про чудеса рассказывать, а Нехитер-Немудер ковер во дворе оставил и прямо к царю идет.
-Здорово, — говорит, — отец.
Царь удивляется, а Нехитер-Немудер садит его на ковер и на остров везет. Увидел Иван-царевич царевну, сыновей руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре и все понял.
Полетел на ковре-самолете обратно, рассказал все старику-отцу, и отрубили голову Ягище.
И стали все жить счастливо.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Царевич Нехитер-Немудер»
Сравните русскую народную сказку царевич нехитер-немудер и сказку о царе Салтане по плану 1. о чем сказка 2. форма сказки 3. главные герои 4. отзыв о сказке
ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.
Сравните народную сказку царевич нехитер немудер и сказку о царе салтане а с пушкин(героев, чудеса, отношение к матери, семье).
прачынаюся я як-то раніцай ад галаўнога болю (учора добра адзначылі свята) і настойлівага патрабаванні сына — тат, ну тат, нам ўчора складанне выдалі і мне за яго настаўнік нічога не паставіў. усім паставіў, а мне няма. давай я табе яго прачытаю. тат, ну тат саш, з цяжкасцю кажу — давай потым (галава трашчыць), усе равносейчас нічога не разумею, нават слухаць не магу ўламаць ён усё-ткі меня.тема-то хоць якая была — пытаюся.- пра прыроду — кажа трэба было напісаць, я і напісаў па лес і зайцоў. — ну давай ..зараз паспрабую даслоўна пераказаць само складанне — ледзь больш за палову школьнай старонкі ў лінейку.такім чынам ў адным лесе — пачаў сашка, — пабудавалі завод, дзе з зайцоў шылі футры (пасля першых слоў, вочы мае сталі самі сабой павольна адчыняцца і вось, калі на завод прывялі чарговую партыю зайцоў яны вырашылі арганізаваць уцёкі(передглазами сталі ўсплываць кадры з асвенціма доўгая чарада няшчасных зайцоў перад велізарнымі завадскімі варотамі на фоне чадящихтруб. свядомасць стала распагоджвацца некалькі зайцоў сабраліся вкучку і сталі абмяркоўваць план уцёкаў. было вырашана зрабіць падкоп подколючей дротам і ўцячы ў лес (нягледзячы на пульсавалую галаўны боль я стаў павольна складацца напалову падпольшчыкі блін ивот, калі падкоп быў гатовы, некалькі зайцаў вырваліся на свабоду ибыстро пабеглі ў лес. па іх сталі страляць, але зайцы уворачивались отпуль. тады ў пагоню кінуліся ахоўнікі з сабакамі натуральна — столькі футраў без дазволу ўцякае. ціхая істэрыка, ржаць не магу, баюся галава расколецца, слёзы з вачэй адзін заяц доўга пятляў па лесе і яму ўдалося адарвацца ад пагоні (лёс астатніх невядомы, магчыма, што футра з іх насіў хто-небудзь з чытачоў дадзенага ліста. ўсхліпы — сын — не працягвай — літасці нарэшце-то выматаны пагоняй заяц ўляцеў на лясную палянку і ўпаў на траву, цяжка дыхаючы (дзякуй табе зайцаў бог, збярог, не даў згінуць на заводзе .. мыканне ў падушку).і тут зайцу на нос з дрэва зваліўся восеньскі жоўты лісцік, заяц паглядзеў на яго (вы гэта ўяўі сказаў: — прыгажосць-то !
Русская народная сказка про сына Ивана-царевича Нехитера-Немудера, который перехитрил Ягищу, спас своих братьев и вернулся к отцу во дворец.
Глава 1
Ну вот, жили-были царь да царица. Был у них один сын — Иван-царевич. Сперва маленький был, потом в рост пошёл. А царица-то на ту пору и померла, и царь на другой жене женился.
Растёт Иван-царевич не по дням, а по часам. Вырос он и говорит отцу да мачехе:
— Я, — говорит, — жениться хочу.
— Ну что же, сынок, — царь отвечает, — дело хорошее, женись.
Вот поехал Иван-царевич со слугами в город. Пошёл он там в сад, будто гуляет. А сам за куст сел. И видит — гуляют в саду девицы, между собой речи разговаривают. Одна и говорит:
— Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.
Подумал-подумал Иван-царевич, да только ничего в этом такого хорошего не увидел, не польстился на такую невесту, из сада вон пошёл. Назавтра опять под куст приходит. Опять девицы гуляют. Говорит одна:
— Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы ему платок вышила семью разными шелками, семью разными иглами: на одном углу — красно солнце со лучами, со алыми со зарями, на другом углу — светел месяц со звёздами, со небесными лунами, на третьем — черно море с кораблями, на четвёртом — темны леса со зверями.
А Ивану-царевичу и это не шибко понравилось. Опять домой ни с чем пошёл. Назавтра снова в сад идёт, девичьи разговоры слушает. И говорит одна девица:
— Кабы Иван-царевич на мне женился, родилось бы у нас с ним семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. А восьмой был бы царевич Не-хитёр-Немудёр.
Ну, вот это Ивану-царевичу понравилось. Вернулся он домой, отцу-царю говорит:
— Вот эту девицу в жёны хочу.
Заслали сватов, сговорились, сыграли свадьбу. Я там во дворе была, так в окошко видала немножко…
Стали они жить-поживать, сыновей обещанных поджидать. На ту пору Ивану-царевичу со старым царём уезжать на войну надо было. Вот поехали они, а мачехе приказали молодую царицу пуще глаза беречь.
А мачеха-то злющая-презлющая баба была, так и звали её по имени — Ягища. Пришло время, родились у царицы семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. А восьмой — царевич Нехитёр-Немудёр, такой красавец — ни в сказке сказать, ни пером описать.
Разозлилась Ягшца, себя от гнева не помнит.
Подложила она царице в золотые люльки щенков собачьих, а слугам наказала семерых царевичей в поле унести, бросить там, чтоб пропали. И не видела она, что царица молодая царевича Нехитёра-Немудёра под подушкой укрыла.
А к Ивану-царевичу гонца послали; написала Ягища: так, мол, и так, родилось у царицы семеро щенков, что с ними делать?
Иван-царевич письмо прочитал и ответ написал: «Что бы ни родилось, меня ждите».
А Ягища гонца с письмом перехватила, напоила вином заморским да записку и переменила. Написала: «Бросить царицу со щенками в синее море».
Глава 2
Получили во дворце такое приказание, погоревали, потужили, да что станешь делать? Взяли бочку да в неё царицу молодую и посадили. А того не усмотрели, что она царевича Нехитёра-Немудёра с собой взяла.
Вот плывут они в бочке по морю. А Нехитёр-Немудёр и говорит:
— Я, мамонька, дно-то у бочки выбью, а?
— Что ты, дитятко! Ведь мы по синему морю плывем, дно выбьешь — мы и потонем. Подожди
Вот ещё время проходит. Скучно Нехитёру-Немудёру в бочке, он опять говорит:
— Мамонька, я дно, однако, выбью!
Мать опять его уняла. Послушался он. А на третий раз слушать не стал, взял да и выбил. А они тут уж у самого берега плыли. Вышли из бочки, на берег взошли. А это не земля была — остров: кругом море, а на острове камни, лес растёт, грибов, ягод, птицы разной в нём полно. Нашли они себе местечко хорошее и стали жить.
Сплел Нехитёр-Немудёр из трав да цветов колыбель большую, стал в ней мать на берегу качать. А той порой едут по морю корабельщики. Кричит им Нехитёр-Немудёр:
— Приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Ну, корабельщики к камешкам пристали, на берег взошли. Царевич Нехитёр-Немудёр их про всё расспросил да и говорит:
— Поезжайте к царю, расскажите, что видели.
Поехали корабельщики. А царевич Нехитёр-Немудёр взял верёвочки, связал себе ковёр-самолёт и на нём за корабельщиками к отцу полетел.
Прилетает ко дворцу да и слушает тайком под окошком, как корабельщики царю рассказывают: «Плыли мы до морю, видели чудо: стоит остров, на острове мать с сыном живут, сын мать в колыбели качает».
Глава 3
Все дивятся, а Ягища и говорит: «Это что за чудо! А вот есть в чистом поле баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня. В бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё!»
Вылез Нехитёр-Немудёр из-под окошка, сел на свой ковёр-самолёт, в поле полетел. Нашёл он барана чудного, забрал и на остров к матушке вернулся.
Вот живут они дальше, поживают. Только опять корабельщики едут. Нехитёр-Немудёр выходит на берег, кричит:
— Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Корабельщики пристали, на берег взошли, видят — чудо чудное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё!
Поплыли корабельщики домой к царю. А Нехитёр-Немудёр за ними на коврике на своём, вослед несётся. Опять под окошком слушать приладился. Рассказывают царю корабельщики, что видели: так, мол, и так, плыли по морю, на остров попали, видали диво дивное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё.
Царь дивится, верить не хочет, а Ягища говорит: «Это ещё не чудо! А вот в чистом поле корова есть — день доится молоком, день доится жемчугом. Это почуднее будет!»
Нехитёр-Немудёр тайком из-под окошка выбрался, на ковёр-самолёт взобрался — в поле полетел. Нашёл корову чудесную, с собой забрал, на остров вернулся. Вот живут они с матушкой дальше. Только глядят опять корабельщики мимо едут. Взобрался Нехитёр-Немудёр на гору, кричит:
— Приставайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Корабельщики выходят на берег, глядят — что за чудеса: на берегу сын мать в колыбели качает; по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё! А под горой корова стоит: день доится молоком, день доится жемчугом.
Вот поехали они домой, а Нехитёр-Немудёр за ними летит. Корабельщики к царю входят, ему про чудной остров рассказывают, царь дивится, а Ягища говорит: «То ещё не чудо! А вот ходят у нас в поле семь молодцов — руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются».
Глава 4
Услышал это Нехитёр-Немудёр, из-под окна выбрался и — в поле. Нашёл братьев, обнял крепко-накрепко, на свой ковёр посадил, к матушке повез. То-то царица обрадовалась! Сыновья на неё не наглядятся, она — на них. Разговоров-то, радости-то сколько!
Вот живут они все вместе — весело, счастливо. Только долго ли, коротко ли — снова корабли в море виднеются. Нехитёр-Немудёр на гору бежит, руками машет:
— Эй, корабельщики, приворачивайте сюда, да поживее! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!
Не смеют ослушаться корабельщики, к берегу пристают. Идут, видят — диво дивное: сын мать в колыбели качает, по горам чудной баран ходит, под горой корова стоит — день доится молоком, день доится жемчугом, а вокруг семь молодцов гуляют: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.
Поспешили корабельщики на всех парусах домой, рассказывают царю, что видели. А царевич Нехитёр-Немудёр ковёр свой на дворе оставил, прямо к царю в горницу идёт.
— Здорово, — говорит, — батюшка! Иван-царевич понять не может:
— Какой я тебе батюшка, добрый молодец! Кто ты таков?
— А вот, — говорит Нехитёр-Немудёр, — полезай на мой ковёр, полетам — и сам всё поймёшь.
Полетели они с царём прямо на остров. Видит Иван-царевич — диво дивное: на берегу царица сидит, вокруг семеро молодцов гуляют и баран с коровой тут же стоят, ухмыляются.
Ну, тут всё и открылось. Сели все вместе на ковёр-самолёт, во дворец полетели.
Идут ко дворцу — колокола звонят, пушки палят, старый царь-дедушка понять не может, что такое творится.
Пришли во дворец, старику всё рассказали. Ягищу из дворца вывели и скорым часом ей голову срубили. Да и гонцу тому, что вина заморского напился и записку перепутал, тоже…
А все прочие стали жить да поживать, медовые пряники жевать.
7 чел. помогло.
Урок литературного чтения 3 класс
(по программе Школа России)
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер – Немудер»
Цели урока: 1. Сравнение сказок, рассмотрение схожести сюжетов, героев, чудес и превращений
2. Развитие речи учащихся, логического мышления;
3. Раскрытие красоты поэтического слова, эмоциональной силы поэзии, изобразительного и музыкального искусства;
4. Воспитание чувства прекрасного.
Оборудование: иллюстрации с персонажами сказок, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, выставка книг, презентация «Иллюстрации И.Билибина»
Эпиграф: «Пушкинская сказка-прямая наследница народной» /С.Я.Маршак/
Ход урока
^ .Организационный момент.
Слышите – звенит звонок,
Добро пожаловать к нам урок
( слайд «Добро пожаловать»)
II.Психологическая минутка.
1.Упражнение для кистей рук «Приветствие»
Сложите кисти рук ладонь на ладонь.
Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
Потрите ладони, почувствуйте тепло.
Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко.
Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра.
Ребята, у нас сегодня на уроке гости — подарите им улыбки и тепло своих сердец.
III. Введение в тему урока.
1.Опреденление темы урока.
-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный)
-Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила»)
-Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока.
Узнать её нам поможет речевая разминка.
(слайд «Речевая разминка»
«У лукоморья дуб зеленый…»)
-Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении.
-Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки)
-Какую же тему урока он принес с собой?
^
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
а)виды сказок (обращение к схеме №1 — слайд).
-О чем бывают сказки? (обращение к схеме №2 — слайд)
-Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо — чудное и диво — дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке заложен глубокий смысл.
(обращение к портрету и высказыванию на доске)
А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок!»
-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)
б) жанры произведений А.С.Пушкина.
-Ребята, скажите, только сказки писал А.С.Пушкин?
-Давайте вспомним изученные нами жанры, в которых писал А.С.Пушкин.
(обращение к схеме №3 — слайды)
-Ребята, кто рассказывал А.С.Пушкину сказки? (няня Арина Родионовна)
-Сколько сказок он взял за основу? (7)
— На вн. чтении мы познакомились с 5-ю.
-Посмотрите: на выставке представлены книги, с которыми вы знакомились на вн. чтении. Насколько внимательно вы их читали, я сейчас проверю.
в) «Бюро литературных находок»
-Ребята, вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.
(Учитель показывает предметы, дети называют из каких они сказок)
Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Белка «Сказка о царе Салтане…»
Петушок «Сказка о золотом петушке»
Месяц «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне…»
Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»
Заяц «Сказка о попе…»
Лошадь «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе…»
Кораблик «Сказка о царе Салтане…»
Лебедь «Сказка о царе Салтане…»
-Молодцы! Вы очень внимательно читали сказки.
^ . Тема урока.
1.Вступительное слово учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку
^
Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С.Я.Маршак
-Как вы понимаете слово «наследница»?
-Что берет А.С.Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер – Немудер»
-Работать будем по плану. ( План на доске)
^
Русская народная сказка «Царевич Нехитер – Немудер» | Сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | |
1.Присказка -Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки) -Какие присказки вы знаете? («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…») | ||
есть А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на луну; Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакала Да в мешок эти сказки собирала. Долго ли они жили- Мне старики не говорили. Знал про то один кот – колоброд, Что сидел у ворот. Да убежал кот в овес, Конец сказки на хвосте унес! | Нет | |
^ -Какие сказочные зачины вы знаете? (Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…) | ||
есть Жили-были царь да царица. | нет | |
^ | ||
Царь и царица, Сын Иван-царевич Три девицы Царевич Нехитер – Немудер Ягища | Царь Три девицы Гвидон Сватья баба Бабариха | |
^ | ||
а) выбор жены | ||
Три девицы: 1девица — тремя калачами весь город накормила бы 2 девица – вышила бы платок 7 разными шелками, 7 разными иглами 3 девица – родила бы ему 7 сыновей и царевича Нехитера — Немудера | Три девицы: 1девица- на весь крещенный мир приготовила бы пир 2 девица – на весь мир наткала бы полотна 3 девица – родила бы богатыря | |
б) занятие мужчин. | ||
Были на войне | Были на войне | |
г) зло в царстве | ||
Ягища подкладывает в золотые люльки собачьих щенят, перехватывает гонца с письмом и подменяет его. Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море | Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха перехватывают гонца и подменяют письмо Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море | |
д)где оказались? | ||
На острове | На острове Буяне | |
е) кто их замечает? | ||
Корабельщики Нехитер-Немудер кричит: «Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу! | Корабельщики Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. | |
^ Кто мешает главному герою? | ||
Мачеха Ягища | Сестры: повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха. | |
6. Кто помогает? | ||
Волшебные предметы (ковер – самолет) | Волшебные герои (лебедь) | |
^ | ||
1.Из трав и цветов колыбель большая – мать качает 2.Баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня. 3.Корова: день доится молоком, день – жемчугом 4.Семь молодцев: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. | 1. Город: Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей. 2. Белка : Белка песенки поет И орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд. 3. 33 богатыря: В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. 4. Царевна: За морем царевна есть, Что на можно глаз отвесть: Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. | |
-Кто же из девочек не мечтает быть похожей на прекрасную лебедь? ^ Белые лебеди, Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. | ||
^ | ||
3 дня ходил в сад, 3 девицы, 3 раза хотел дно выбить, 3 раза корабельщики проплывали, 3 чуда ; 7 сынов, 7 шелков, 7 игл, 7 щенков | 3 девицы,3 превращения (в комара, в муху, в шмеля), 3 чуда трижды повторяются(сестры-Гвидон-Лебедь) 4 раза корабельщики проплывали, 4 раза отцу посылал поклон, | |
9. Эпитеты | ||
В описании платка: на одном углу – красно солнце со лучами, со алыми со зорями, на другом углу – светел месяц со звездами, со небесными лунами, на третьем – черно море с кораблями, на четвертом – темны леса со зверями Красно солнышко Светлый месяц Алые зори Черное море Темные леса Частые звезды | Красная девица Добрый конь Синее небо Синее море Широкое поле Добрый ужин Шнурок шелковый Лук дубовый Лук тугой | |
10. Фразеологизмы | ||
Растет не по дням, а по часам… Ни в сказке сказать, ни пером описать. | Растет не по дням, а по часам… | |
^ | ||
Встреча Иван — царевича с семьей | Встреча Салтана со своей семьей | |
12.Концовка | ||
есть Стали жить да поживать, медовые пряники жевать. | Есть Я там был; мед-пиво пил- И усы лишь обмочил. |
V.^
Ребята, закройте глаза. Начертите «глазами» линию горизонта
слева-направо, справа-налево.
Чертим «лодочку» (дуга книзу) слева-направо, справа-налево.
Чертим «мачту» (прямая вверх – вниз)
Чертим «парус» (дуга вверх- вниз)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Набираем побольше в легкие воздуха и дуем на наш кораблик.
На море солнышко – чертим «солнышко» (круг вправо-влево)
Яркое солнышко – «солнышко ослепило» (сильно зажмуриться)
Теплое солнышко – потереть ладони и положить на глаза
Открыть глаза и поморгать.
^ . Продолжение работы над темой урока.
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)
-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий)
-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.
Мы видим, что А.С.Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.
В свою очередь на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы
Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И.Билибина)
- Обращение к творчеству И.Я.Билибина
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)- один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX -начала XX века.
Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Билибинские иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы.
И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.
(показ слайдов с иллюстрациями И.Я.Билибина; для каждого слайда выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…»)
2. Обращение к творчеству Н.А. Римского – Корсакова
(учитель музыки)
Не только художники обращали внимание на поэзию А.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера «Сказка о царе Салтане…».Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Среди них- «Полет шмеля».
-Если бы вы были композитором, какую музыку написали для изображения шмеля? ( темп — быстрый, динамика – не очень громко, лад – мажорный, регистр – средний)
-Какой бы вы выбрали инструмент для изображения шмеля? (показ инструментов)
-Труба может изобразить не только призывные, но и звуки мягкие, бархатистые.
(прослушивание, эмоциональное восприятие)
-Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля?
-Какой инструмент вам помог?
( в роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино)
3. Обращение к выставке рисунков.
-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.
-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?
^ . Итог урока и релаксация.
В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
(да, простил)
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.
(выслушиваются мнения детей)
-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
Добавить документ в свой блог или на сайт