Сравнение сказок кукушка и айога

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихсямуниципальных образовательных учреждений.номинация соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования я исследовательобраз мамы

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся

муниципальных образовательных учреждений.

Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»

 «Я – исследователь»

«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».

Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс

Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,

Учитель первой квалификационной категории,

Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,

МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

2019

Аннотация

Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать  у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению  оценить характеры героев.

Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.

Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме,  основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и  отношение к матери является  кирпичиком семейного счастья  и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.

(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и  культура поведения.  Необходимость сохранения русской речи,  уважения к своим родителям.)

         Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди,  во все времена, очень сильно любят маму и  относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.

Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.

Содержание

                                                                                                            Стр.

  1. Введение                                                                                                           4
  2. Описание работы                                                                                             5
  3. Заключение                                                                                                      10
  4. Список литературы                                                                  11
  5. Приложения                                                                                                    12
  1. Введение

Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме  на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в  жизни ребенка  и  семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:

  • найти информацию в произведениях русской литературы о маме;

изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;

  • на основе произведений русской литературы исследовать во все ли времена люди относились к маме с особым трепетом и любовью;
  •  установить, как сверстники относятся к своей маме;
  • воспитание заботливого, чуткого отношения к матери, ее просьбам;
  • побудить детей выражать благодарность своим матерям за заботу, привить любовь и уважение к своим родителям;
  • представить собранную информацию;

Ожидаемые результаты исследования:

Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и  популяризации чтения книг.

 Объект, предмет и база исследования.

  • объект исследования: изучить произведения русской литературы о маме, опрос сверстников.
  • предмет исследования: изучение влияния мамы на нравственное воспитание ребенка, через сказки и другие художественные произведения.  

 Гипотеза исследования:

Я предположила, что мама  — самое главное на свете.

 Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.

 Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая?  И в памяти  всплыл мультфильм, который  нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много  книг и мама на ночь мне всегда читает  сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.

Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем——. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека  у разных народов.

  1. Описание работы            

В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки  и другие.  И  в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).

Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская  сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».

Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» — аннотации ,

  Нашли произведения русских писателей о маме, это  Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».

   Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай.  И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.»  Сделать выводы  ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…

  1. Заключение.

 В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия — ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь — это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.

У всех народов и во все времена – отношение  мамы к   своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.

И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.

4. Список литературы

1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д.  Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014  

2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина.  Издательство: Ленинград. Детская литература 1983

3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988

4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004                                                                

5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»

6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990

7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990

5.   Интернет – ресурсы:  

Приложение 1

Список книг детям  о маме  для прочтения.

●  

Приложение 2

Высказывания русских писателей о маме.

● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские  -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский

                                                                                                                                    Приложение 2

                                                         Памятка для детей

О том как нужно проявлять внимание к маме.

                                   Памятка для родителей

Совет  родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Не нужно принуждать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
  10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение 4

Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?

1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.

2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.

3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.

 4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.

5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.

6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.

7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.

8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.

9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.

10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.

О вреде чтения  книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении  можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.  

Приложение 5

Интересные факты из истории  

У индейцев —-

              
1. Цель урока:
познакомить учащихся с содержанием ненецкой
сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки
литературного чтении.

              
формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно
работать с текстом;

           
   развивать умение осмысливать поступки персонажей и давать им оценку;

способствовать
осознанию особой значимости матери, как самого дорого и близкого человека;

формировать
осознание нравственного долга перед родителями.

3. Тип урока: «открытие»
нового знания.

4. Формы
работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, парная, групповая,
самоконтроль, взаимоконтроль.

5.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства:
компьютер, проектор, экран.

Тема: Жизненные
уроки сказки «Кукушка» Ненецкая сказка

Цель:
познакомить
учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать
текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.

Тип
урока:
«открытие»
нового знания.

Задачи:

формировать
навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с
текстом;

закрепить
и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки.

Планируемые результаты:

Предметные:

·       
читать
выразительно, осознанно, без ошибок;

·       
описывать
героев, их действия, поступки;

·       
работать
с толковым словарём.

Метапредметные:

·       
понимать
и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

·       
планировать
действия в соответствии с поставленной задачей;

·       
определять
тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

·       
адекватно
взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.

Личностные:

проявлять:

·       
интерес
к народной сказке и её героям;

·       
позитивное
отношение к чтению;

·       
интерес
к созданию творческой работы по теме.

Метапредметные
связи:
окружающий
мир.

Ресурсы
урока:

2.
Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.

3.
Раздаточный материал: речевая разминка, для работы в паре, для работы в
группе.

4.
Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва. Просвещение. 2000.

Формы
работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.

7. Технологическая карта урока

Этапы урока (мин.)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организаци-онный
момент

(1 мин.)

Учитель:

Вот
звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работу начинаем.

Мотивация
на настрой урока

Слушают,
настраиваются на  работу.

Регулятивные:
формировать
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

II. Проверка
домашнего задания (4 мин.)

Домашнее
задание выполняли по выбору. Первая группа подготовила пересказ сказки
«Айога». Вторая группа подбирала пословицы, объясняющие главную мысль сказки
«Айога».

Организует
проверку домашнего задания.

Представляют
домаш-нее задание, дополняют отвечающих, помогают объяснить смысл пословиц

Коммуникативные:

Включаются
в диа-лог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з

III.Актуализация
знаний

(4 мин.)

1.
Беседа:

— Кто
автор сказки «Айога»?

— Что вы
узнали о нанайцах?

— Какова
главная мысль сказки?

2. Работа
с пословицей. Слайд № 1


Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе, нет, матери,
друга.

Организует
деятельность обучающихся.

Вывешивает
табличку с пословицей на доску.

1.Отвечают
на вопросы:

— Автор
сказки- нанайцы. Это северный народ.

2.
Составляют из слов пословицу. Проверка (Слайд № 2)

Познавательные:

Логический
анализ объектов с целью выделения признаков.

3.
Речевая разминка (раздаточный материал):

Она
всегда тебя поддержит.
Повеселит или утешит.
Тебя заботой окружит.
На помощь быстро поспешит.
Подарит светлый луч надежды,
И будет милой, доброй, нежной.
Красивой будет самой-самой…
Её зовут все дети мамой.

-Прочитайте
медленно, потом  ускоряя темп.

-Прочитайте
скороговоркой.

-Прочитайте
выразительно.

-Как
связаны пословица и стихотворение?

Организует
деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением.

Создаёт
проблемную ситуацию:

— Как в
народе называют мать, которая бросает своих детей?… Отгадайте загадку.

Отрабатывают
выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по
рядам).

Отвечают
на вопросы.

Личностные:

Морально-этическая
ориентация; формирование нравственной позиции.

Коммуникативные:

Включаются
в диа-лог со сверстниками.

4.
Работа с загадкой.

Что за
птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

5.
Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»

-Отгадайте
загадку.

-Расскажите,
что вы знаете об этой птице.

-Почему
птицу так назвали?

Отгадывают
загадку. Рассказывают, что знают о кукушке.

Слайд №
3.

Познавательные:

Высказывают
предположения, обсуждают проблемные вопросы.

6.
Работа со скороговоркой.

Кукушка
кукушонку купила капюшон.

Надел
кукушонок капюшон.

Как в
капюшоне он смешон!

-Работа
в парах: чтение скороговорки.

Читают
скороговорку, убыстряя темп. Слайд № 4.

Коммуникативные:

Воспринимают
текст с учётом поставленной задачи.

IV.
Постановка целей урока

(2 мин.)

Самоопределение
к деятельности.

Беседа:


Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

-Сегодня
на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка». Попробуйте определить цели
урока.


Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: ср.
82)


Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?

— Кто
автор?

— Что вы
знаете о нанайцах?

Предлагает
озвучить тему и цель урока.

Создаёт
проблемную ситуацию.

Определяют
тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: узнать ещё об
одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта
сказка. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают
предположение о содержании.

Регулятивные:

Планирование,
целеполагание. Познавательные:

Высказывают
предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают
проблемные вопросы.

V.
Организация познавательной деятельности

(12
мин.)

1.
Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение
сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек».

Вдоль
берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето
очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут
там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты,
ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством,
охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца
длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.

-Каковы
условия жизни нанайского народа?

-Почему
рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек?

Воспринимают
информацию, обсуждают увиденное.

Слайды №
5, 6.

Познавательные:

Выявляют
особенности объектов в процессе рассматривания.

Личностные:

Выдвигают
гипотезы и их обоснование.

Воспринимать
речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания.

2.
Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7.

Организует
деятельность обучающихся.

Следят
за двигающимися фигурками на экране.

Личностные:

Формирование
личного, эмоционального отношения к себе своему здоровью

3.
Знакомство со сказкой. (Чтение текста хорошо читающими учениками)

4.
Словарная работа: малица, чум.  (Работа со словарём с опорой на фото
презентации)

Слайд №
8.

5.
Первичное закрепление.

Анализ
содержания сказки.


Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).


Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).


Назовите персонажей сказки.

— Что
для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери?

-Охарактеризуйте
детей.

-Почему
сказка так называется?

— Какие
чувства испытала больная мать?

— Какова
главная мысль этой сказки?

— Чему
учит сказка?

-Какие
чувства вы испытали во время чтения?

-Что вас
особенно тронуло в сказке?

-Все ли
слова вам понятны?

Предлагает
вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный
настрой сказки

Отвечают
на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства.

Читают в
словаре толкование незнакомых слов.

Отвечают
на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из
собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки.

Личностные:

Эмоциональное
осознание окружающего мира.

Познавательные:

Поиск и
выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.

Регулятивные:

Учатся
находить и объяснять непонятные слова.

Коммуникативные:

Сотрудничают
в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию
собеседника.

6.
Работа над выразительным чтением.

а)
Подготовительный этап (работа над трудными для чтения словами). Слайд № 9.

На-щат-та 
(натащат)

Ло-пе-сох-ре
(пересохло)

Рну-обе-лась
(обернулась)

Ли-из-ра-ни
(изранили)

Все-на-гда
(навсегда)

б) Работа
над интонацией.

в)
Чтение по ролям.

Предлагает
составить из слогов слова.

— С
какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей?

-Как
распределить роли в сказке?

Составляют
из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10

Объясняют,
с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям.

Коммуникативные:

Стремятся
к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.

Личностные:

Проявляют
позитивное отношение.

Предметные:

Формирование
умения читать по ролям.

VI. Физминутка
(2 мин.)

   «Без
мамы мы скучаем».

   Слайд
№ 11.

Организует
деятельность обучающихся.

Выполняют
упражнения, танцуют в парах.

Личностные:

формирование
эмоционального отношения к себе и своему здоровью.

VII.
Включение нового знания в систему знаний и повторений

(14 мин.)

1.
Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»

2.
Проверка выполнения теста.

3.
Работа в группах. На партах таблички с названиями групп: «Театр», «Географы»,
«Аналитики», «Литераторы».

Задания
для групп

Задание
для группы «Аналитики»:
какие признаки сказки есть в ненецкой
сказке «Кукушка», каких признаков нет?

Задание
для группы «Географы»:
выпишите всё, что узнали о жизни и
быте ненцев из сказки «Кукушка».

Задание
для группы «Театр»:
инсценировать сказку «Кукушка».

Задание
для группы «Литераторы»:
придумайте продолжение сказки так,
чтобы конец сказки был счастливым.

4.
Презентация выступлений групп. Обсуждение работы групп.

-Посмотрим,
внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста
в трёх вариантах.

Предлагает
поработать в группах. Помогает группам выполнять задания. Организовывает
обсуждение выступления каждой группы.

Выполняют
тест, проверяют по образцу. Слайды № 12, 13, 14.

Работают
в группах: ведущий распределяет задания и назначает ответственных. Группы
готовят выступления и презентуют классу. Обсуждают выступления групп,
дополняют, корректируют по необходимости.

Коммуникативные:

Стремятся
к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для
партнёра высказывания.

Личностные:

Проявлять
эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других
народов.

Познавательные:

Анализировать
содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения.

Регулятивные:

Осуществлять
самопроверку.

Оценивать
результаты своей и чужой деятельности.

VIII.
Подведение итогов

(2 мин.)

— Что
вас удивило сегодня больше всего?

— Что
понравилось на уроке?

— Что
нового узнали?

— О чём
пришлось задуматься?

-Возвратимся
к началу урока, добились ли мы поставленных целей?

Отвечают
на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.

Регулятивные:

Анализируют
работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.

IX.
Рефлексия «Букет для мамы»

(2 мин.)


Оцените работу класса.

Вспомните
пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга
нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный
человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть
оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете
на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было
не интересно или тяжело.

Благодарит
обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно рефлексии
«Букет для мамы»

Осуществляют
оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.

Слайд №
15.

Личностные:

Оценивать
собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.

X. Домашнее
задание (2 мин.)

— Каким
может быть домашнее задание?

Задание
на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или
подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять.

Предлагает
домашнее задание выбрать по желанию.

Слушают
учителя, задают вопросы для уточнения.

Личностные:

Выражать
положительное отношение к процессу познания.

ИНСТРУКЦИЯ

ПРАВИЛА
РАБОТЫ В ГРУППАХ

1. 
Группа  подчиняется  ведущему.

2. 
Задание  читает  ведущий.

3. 
Обсуждение или выполнение задания проводится шёпотом.

4. 
В  группе  заслушиваются  мнения  всех  —   по  очереди.

5. 
Обсуждение  в  группах  заканчивается  по  команде  учителя.

6. 
Ведущий назначает презентующего или презентует задание сам.

7. 
Все ученики заслушивают презентации других групп.

8. 
После  выступления  каждой группы  класс  обсуждает правильность решения.

1
уровень

2
уровень

3
уровень

Сравни
сказки «Айога» и «Кукушка» и результаты запиши в таблицу.

Напиши,
из каких сказок эти предложения.

1.
«Не один, не два раза просила мать».

   
_________________

2.
«Вот однажды говорит ей мать».

   
_________________

3.
«И рыбу мать сама на реке ловила».

   
_________________

4.
«Я в воду упаду».

   
_________________

5.
«И вдруг малица перьями покрылась».

   
_________________

6.
«Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила»,

    
________________

Обведи
правильный ответ.

1.
Нанайцы и ненцы живут-

   
а) на юге,

   
б) на востоке,

   
в) на севере.

2.
В сказках говорится —

   
а) о мамах и их детях,

   
б) о животных,

   
в) о животных и детях.

3.
Окончание сказок «Айога» и «Кукушка»

   
а) весёлое,

   
б) грустное

   
в) не знаю.

План
сравнения

«Айога»

«Кукушка»

Жанр

Название
народа

Тема
сказки

Герои

Поступки
героев

26.02.2021

Гнедкова Яна Вячеславовна

Учитель начальных классов

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
с учетом НРЭО
(национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области)
Обучающийся научится:
– читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и де-кламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки, в том числе С. Школьниковой, Р. Шагалеева, С. Гершуни;
– для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные об-разы и картины жизни, изображённые автором, в том числе южноуральских писателей Ю. Подко-рытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;
– участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста: задавать вопросы, высказы-вать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе, опираясь на текст или собственный опыт (для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
– воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
– понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте-ния, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
– ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, в том числе текстов южноуральских авторов: Ю. Подкорытова, Н. Ваторопиной, П. Бажова, Н. Цуприк, Н. Глебова;
– понимать смысл произведения (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
– для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, воспроизво-дить в воображении словесные (художественные) образы и картины жизни, изображённые авто-ром, соотносить их с жизнью народа Южного Урала;
– этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведе-ния;
– определять основные события и устанавливать их последовательность;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), за-данную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст;
– для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
– находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде;
– задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
– объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справоч-ной литературы;
– для художественных текстов: составлять характеристику персонажа;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде полного или краткого пересказа (для художественных текстов, в том числе уральских авторов: Г. Трейлиба, Н.

Оценить



344

Содержимое разработки

Календарно — тематическое планирование

по учебному предмету «Литературное чтение»

Автор / авторский коллектив Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А.,

Горецкий В. Г.

Наименование учебника «Литературное чтение»

Издательство«Просвещение»

2 класс (136 ч)

Дата

Тема раздела / тема урока

Количество часов

Формы текущего

контроля

успеваемости

Содержание НРЭО

Вводный урок по курсу «Литературное чтение».

1

«Любите книгу» (9 часов)

Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация.

1

Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель…

1

Произведения уральских авторов

Г.Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Наизусть

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.

1

Произведения уральских авторов

Н. Кончаловская. « В монастырской келье…»

1

Техника чтения

Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

Художники-иллюстраторы.В.Лебедев. А. Пахомов.Е. Чарушин.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения.

1

Наизусть

По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

Тест

Произведения уральских авторов А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер».

«Краски осени» (13 часов)

Вводный урок по курсу содержания раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

Осень в художественных произведениях А. Пушкина, С. Аксакова. Входной мониторинг.

1

Тематическая работа.

Произведения уральских авторов

Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи.

1

Наизусть

А. Майков. «Осень», С. Есенин. «Закружилась листва золотая…», Ф. Васильев. «Болото в лесу». Эпитет и сравнение — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

И. Токмакова. «Опустел скворечник..»; А. Плещеев. «Осень наступила…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Н. Шилов. «Лето».

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Осени приметы».

Народные приметы. Осенние загадки.

1

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

Произведения уральских авторов Н. Ваторопина. «Лепёшка Нурии».

По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. «Сентябрь», «Октябрь». Л. Яхнин. «Осень в лесу», Н. Сладков. «Сентябрь».

1

По следам семейного чтния. С.Образцов. «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.

1

Произведения уральских авторов

Наш театр. Инсценирование произведения. Н. Сладков «Осень».

1

Тест

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов

Обобщение по разделу «Краски осени». Тест

1

Тест

« Мир народной сказки» (17ч)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: «сказка, сказочный персонаж, вымысел».

1

Произведения уральских авторов

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.

1

Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ сказки по серии иллюстраций.

1

Произведения уральских авторов Л. Преображенская. «Тяп-ляп».

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий сказки по рисункам.

1

Корякская сказка. «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

Русская народная сказка. «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

Русская народная сказка. «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Белорусская сказка. «Пых». Сравнение сказок.

1

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Произведения уральских авторов

По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. «Идэ». Главная мысль сказки.

1

Семейное чтение. Русская народная сказка. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Анализ сказки по вопросам учебника

1

Нанайская сказка. «Айога». Выразительное чтение диалога

1

Ненецкая сказка. «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

Наш театр. «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Произведения уральских авторов П. Бажов. «Таюткино зеркальце».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление описания лисы на основе опорных слов.

1

Обобщение по разделу « Мир народной сказки».

1

Тест

«Веселый хоровод » (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

Наизусть

Б. Кустодиев. «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

Произведения уральских авторов

Мы идём в музей народного творчества. Подготовка экскурсии.

1

Проект

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

Наизусть

Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Приём создания авторских произведений на основе народных.

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Загадки».

Справочная литература для детей.

1

Самостоятельное чтение. Д. Хармс. «Весёлый старичок», «Небывальщина».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов:

Гроссман. «Вот какой он мой дружок».

Семейное чтение. К. Чуковский. «Путаница». Небылица.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов

Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод».

1

Проект

« Мы- друзья» (10ч.)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: пословицы о дружбе.

1

Произведения уральских авторов А. Борченко. «Обновка».

Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг», В. Орлов. «Я и мы».

1

Наизусть

Сочинение на основе рисунков.

1

Н. Носов. «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Произведения уральских авторов М. Гроссман. «Весёлый человек».

Самостоятельное чтение. С. Михалков. «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

Семейное чтение. А. Гайдар. «Чук и Гек». Обсуждение проблемы рассказы на уроке и в семье.

1

Наш театр. И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Техника чтения

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Здравствуй, матушка зима! » (11 ч.)

Готовимся к новогоднему празднику.

1

Проект.

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. Промежуточный мониторинг.

1

Тематическая работа

Лирические стихотворения о зиме: А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов

С. Есенин. «Берёза», «Поёт зима — аукает…». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

Наизусть

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный. «Рождественское», К. Фофанов. «Ещё те звёзды не погасли…». Рассказ о празднике.

1

К. Бальмонт. «К зиме». Выразительного чтение

1

С. Маршак. «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

А. Барто. «Дело было в январе…». Сказочное в литературном стихотворении. С. Дрожжин. «Улицей гуляет…».

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Северные гости».

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Тест

Праздник начинается, конкурс предлагается…

1

Проект

Обобщение по разделу

1

« Чудеса случаются » (16ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: литературная сказка.

1

Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина.

1

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Сказы П. П.Бажова.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбки». Чему учит сказка?

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Выставка книг

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Чему учит сказка?

1

Дж. Харрис. «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Э. Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Два брата».

1

Произведения уральских авторов Г. Трейлиб. «Доверие – вещь хрупкая».

Наш театр. К. Чуковский. «Краденое солнце».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу « Чудеса случаются »

Тест

«Весна, весна! И все ей радо!» (10ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение.

1

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». Приём контраста в лирическом стихотворении.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов: С. Школьникова. «Сосулька» .

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

Тест

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. Придумывание вопросов на основе прочитанных произведений

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Наизусть

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.

1

Устное сочинение по картине. И. Левитан. «Ранняя весна».

1

Семейное чтение. А. Майков. «Христос воскрес!», К. Крыжицкий. «Ранняя весна».

1

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Ветер».

Наш театр. С. Маршак. «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Обобщение по разделу.

1

Тест

Произведения уральских авторов Е. Ховив. «Слон в тапочках».

Е.Ховив. «Несчастливая примета».

« Мои самые близкие и дорогие » ( 8ч. )

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность. Техника чтения.

1

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

Наизусть

Произведения уральских авторов Л. Татьяничева. «Берегите старых людей».

А. Барто. «Перед сном», Р. Сеф. «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме», Дж. Родари. «Кто командует?».

1

Наизусть

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Техника чтения

Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Б.Заходер. Разгром.

1

Семейное чтение. Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек».

1

Произведения уральских авторов Н. Глебов. «Колокольчик в тайге».

Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование

1

Произведения уральских авторов Н. Цуприк. «Опять двойка»!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

« Люблю всё живое » ( 16ч.)

Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание. Саша Чёрный. «Жеребёнок».

1

Саша Чёрный. «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

С .Михалков. «Мой щенок». Дополнение содержания текста

1

Произведения уральских авторов: Н. Шилов. « Божья коровка».

Г. Снегирёв. «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

М. Пришвин. «Ребята и утята». Составление плана.

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Тест

Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Н. Рубцов. «Про зайца». Заяц.

1

Наизусть.

Создание фотоальбома о природе. В.Берестов. «С фотоаппаратом».

1

Проект

Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Мои любимые писатели. В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии картинок.

1

Семейное чтение. В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?».

1

Г. Снегирёв. «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Наш театр. В. Бианки. «Лесной колобок – колючий бок». Инсценирование. Шутки-минутки. В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Комплексная работа

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Обобщение по разделу.

1

Тест

Жизнь дана на добрые дела (16часов)

Вводный урок. Освоение основных нравственных понятий: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

Важные дела. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах.

1

Наизусть

Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи». Заголовок

1

В. Осеева. «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим. «Не смей!»

1

А. Гайдар. «Совесть», Е. Григорьева. «Во мне сидит два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей

1

Работа со словом. Дискуссия: «Что значит поступать по совести». В. Осеева. «Три товарища».

1

И. Пивоварова. «Сочинение».

1

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Техника чтения.

Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Затейники». Подбор заголовка Итоговый мониторинг

1

Тематическая работа

Н. Носов. «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Семейное чтение. И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».

1

Наизусть

Наш театр. С. Михалков. «Не стоит благодарности».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Тест

Обобщение по разделу.

1

Чтение рассказов детских писателей.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/443515-ktp-po-literaturnomu-chteniju-2-klass-umk-per

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Хаяо Миядзаки абсолютно уникален: его мультфильмы смотрят и любят даже противники аниме, которых передергивает от одного упоминания о «Наруто» или «Атаке на титанов». Поэтому и уйти на заслуженную пенсию автору непросто: кажется, он главный мостик между западными зрителями и японской анимацией. Совсем недавно визионер объявил (уже не впервые) о том, что готов прервать свой отдых ради еще одной картины. По такому случаю вместе с VOKA вспоминаем карьеру мультипликатора и его главные хиты.

Мечты о небе среди бомбардировок Второй мировой

Вокруг картин Миядзаки сформировался самый настоящий культ. Их смотрят люди вне зависимости от возраста, и мало у кого язык повернется назвать эти ленты уделом младшей аудитории. Тем не менее сам автор всегда снимал мультфильмы в первую очередь для детей, в том числе своих сыновей.

«Мне очень трудно — почти невозможно — делать мультфильм, не представляя себе заранее лиц зрителей, для которых я его рисую. Обычно мне помогает детский сад студии „Гибли“, который находится рядом с моей рабочей студией: выйду на улицу, посмотрю на детей — и сразу понимаю, что нужно делать».

Интересно, что отчасти с юной аудиторией своих картин Хаяо делится собственным детством — мечтами, фантазиями и увлечениями. Например, сквозная тема авиации и полета в принципе в творчестве Миядзаки не пришла из ниоткуда: будущая легенда японской анимации родился в 1941 году в семье директора фабрики Miyazaki Airplane, которая выпускала детали для самолетов.

Юный Хаяо и представить себе не мог, что ждет его в будущем, но мечтал о том, чтобы подняться в небо. Увы, стать пилотом или хотя бы конструктором самолетов у него не вышло, однако все грезы воплотились в одном из последних мультфильмов Миядзаки под названием «Ветер крепчает».

Главный герой ленты перенял мечты от автора и с его помощью реализовал их, не представляя, что созданные его руками машины в будущем принесут смерть тысячам невинных представителей человечества. Сам же Хаяо осознал оборотную сторону технологического прогресса еще в юном возрасте: в 1944 году он вместе с семьей был вынужден эвакуироваться из Токио из-за регулярных бомбардировок, что надолго отложилась в его худших кошмарах и отзывалось эхом в последующих мультфильмах.

Картина «Ветер крепчает», вышедшая в 2013 году, оказалась в принципе весьма биографичной и полной рефлексии. Она вдохновлена историей семейства Миядзаки, в частности болезнью его матери и борьбой с недугом. Женщина из-за туберкулеза позвоночника была прикована к кровати, а ее печальный диагноз достался сразу двум персонажам мультфильма. При этом в нем нашлось место и для героев, не участвовавших в детстве Миядзаки: главное лицо картины, например, переняло черты реального японского изобретателя истребителей Дзиро Хорикоси.

Первые учителя, друзья и мультфильмы

Пока мечты о небе оставались мечтами, Хаяо нашел еще одно увлечение, более приземленное и имеющее шансы на реализацию. Уже в школе будущий гранд рисовал мангу и задумывался о том, как превратить ее в полноценные мультфильмы. Правда, когда пришло время определяться с дальнейшим образованием, подросток засомневался в своих силах и отправился изучать политику и экономику в Университет Гакусюин. И хотя ни одного дня по специальности выпускник не отработал, во время учебы он был участником клуба, посвященного мировой детской литературе, — эти знания помогли ему стать тем человеком, которым его знает весь мир.

В своих будущих работах Хаяо неизменно использовал обширный багаж весьма трагичных воспоминаний. Понимая, что он не в силах оставить это в прошлом, аниматор с головой погрузился в фантастические миры. С самых первых своих мультфильмов Миядзаки проповедовал волшебный эскапизм, способный облегчить любые тяготы реальной жизни.

«Родиться — значит быть принужденным к эпохе, месту, жизни. Это означает потерю возможности быть бесчисленным множеством других потенциальных „я“. Назад дороги нет, и я думаю, что именно поэтому фантастические миры мультфильмов так сильно отражают наши надежды и стремления. Они иллюстрируют нам мир упущенных возможностей».

Первым шагом в индустрию для Миядзаки стало сотрудничество с компанией Toei Animation, где в 1963 году молодой человек взял на себя обязанности «промежуточного художника». Ему (метафорически) предстояло носить мольберт и краски за основным автором мультфильма и создавать кадры между ключевыми сценами.

Так Хаяо нашел первоклассного наставника по имени Ясуо Оцука — звезду японской мультипликации и автора революционного подхода, сэкономившего аниматорам уйму времени, усилий и краски: его ноу-хау делало ставку на те самые ключевые кадры, одновременно уменьшая детализацию кадров промежуточных. Вместе с Миядзаки в студии работал и Исао Такахата — лучший друг нашего героя и будущий сооснователь Studio Ghibli. Там же Хаяо нашел и любовь всей своей жизни — аниматоршу по имени Акеми Ота, с которой они сыграли свадьбу в 1966 году и вместе по сей день.

В профессиональной среде юный художник блистал. Несмотря на то что занимался он достаточно утилитарным делом, его талант привлекал боссов студии. К молодому человеку начали прислушиваться: например, ему позволили переписать финал мультфильма «Приключения Гулливера», в котором он всего-навсего отвечал за промежуточные сцены. К 1968 году он впервые стал главным раскадровщиком в ленте «Принц Севера», продюсером которой выступил его друг Исао Такахата. Правда, студия быстро сняла проект с проката, ссылаясь на стыдную кассу, хотя на самом деле хотела скорее проучить зарвавшихся юнцов, которые успели организовать профсоюз и знатно потрепать нервы боссам в борьбе за лучшие условия труда.

К 1971 году Хаяо попрощался со студией, но продолжал участвовать в разного рода телевизионных проектах, разрабатывал сериалы, вместе с Исао даже предпринял первую попытку организовать собственную студию. Амбициозное предприятие под названием A Pro планировало, например, снять адаптацию повести «Пеппи Длинныйчулок» от Астрид Линдгрен, но энтузиасты не смогли получить от автора разрешение.

А пока сам Хаяо был известен в исключительно узких кругах, ему приходилось откликаться на те предложения, которые попадали в его поле зрения, и извлекать из них максимальную пользу. В конце концов самым результативным с творческой точки зрения для Хаяо стало сотрудничество со студией TMS Entertainment. Там аниматор корпел над сериалами франшизы «Люпен», а в 1979 году выпустил под крылом компании свой первый полнометражный мультфильм — «Замок Калиостро».

Вместе с большой силой приходит большая ответственность

Миядзаки вряд ли мог назвать себя счастливым, выступая в роли наемного рабочего, который делает то, что ему скажут. В качестве режиссера он мог бы позволить себе больше — по крайней мере, определял бы, что и как должен донести его фильм до аудитории. Но вот незадача: самому Хаяо не то чтобы сильно нравилась работа режиссера.

Он любил рисовать. И его первый большой успех связан напрямую с этим детским увлечением. Дело в том, что в начале восьмидесятых Миядзаки некоторое время сидел без дела, но его характер не оставлял шансов провести даже один день без цели. Поэтому мужчина взял карандаш, сел за стол и начал превращать идеи из своей головы в мангу под названием «Навсикая из Долины ветров».

Так родилась одна из лучших повестей в истории Японии, которая концентрировалась на тревожном постапокалиптическом мире с иссякающими природными ресурсами. Кажется, в манге Хаяо воплотил все наблюдения за человеческой природой и толику персонального пессимизма: в его представлении, Земле было бы лучше без людей или как минимум без технологий и потребительского отношения к окружающей среде.

Комикс, который выходил в журнале Animage, очень быстро стал безусловным хитом — настолько, что его популярность вылилась в целый полнометражный фильм, режиссером которого стал Миядзаки. Так об аниматоре заговорили по всей Японии, что позволило ему перейти на следующий уровень, пусть это не далось малой кровью.

«Да, я снял фильм, но растерял всех своих друзей, — позже комментировал первый режиссерский опыт Хаяо. — Я не хочу такой жизни. Я хочу вернуться назад и снова работать аниматором».

Увы, пути назад уже не было. В 1985 году Миядзаки и Такахата снова объединились ради открытия студии Studio Ghibli — здесь Хаяо снова обратился к своей любви к авиации, ссылаясь на итальянский самолет Caproni Ca.309 Ghibli. Избавившись от давления боссов сверху, аниматор получил возможность рассказывать взрослым и детям истории, которые считал нужными, но при этом взвалил на себя и ответственность за результат, из-за чего избежать режиссерского кресла стало еще сложнее.

Дебютным фильмом друзей стала лента «Небесный замок Лапута», вдохновленная историей о Гулливере. В нем пара юных героев противостояла воздушным пиратам и тайным агентам: первые хотели обогатиться с помощью магической летающей громадины, а другие видели в ней потенциал разрушительного оружия. Безукоризненная авантюрная фантастика с роботами, охотой за сокровищами и удивительными полетами, вдохновленная эстетикой стимпанка и дизельпанка, быстро стала одним из образцов для подражания.

К этому времени Хаяо выработал свой уникальный старомодный подход к разработке истории картины. Он всегда подчеркивал, что не рассказчик, а художник, поэтому каждый его продукт был в той или иной степени экспромтом.

Studio Ghibli двигалась к культовому статусу решительно быстро, при этом позволяя себе экспериментировать в совершенно разных направлениях. Пока Миядзаки как режиссер рассказывал историю жизни девочек в деревне, населенной загадочными лесными духами, в ленте «Мой сосед Тоторо», Такахата обращался к драме Акиюки Носаки в экранизации картины «Могила светлячков», посвященной жизни подростка и его младшей сестрички в последние дни Второй мировой войны.

Друзья не боялись изучать совсем взрослые темы (в лоб или иносказательно), что эффектно выделяло их на фоне других мультипликаторов, что вскоре помогло им стать главным флагманом аниме, благодаря которому этот анимационный жанр полюбил весь мир.

Аниме шагает по планете

В 1995 году студия выпустила первый фильм с компьютерной анимацией в своей истории — «Принцесса Мононоке», ради которого пришлось здорово расширить штат художников с нужным техническим уровнем. Сам Хаяо в поздних интервью признавался, что не справляется даже со смартфоном, а рисует исключительно по старинке, — свежие таланты не были лишними.

История девушки, выращенной волками и защищающей природу от посягательства людей, закономерно стала самой желанной картиной в японских кинотеатрах, а вскоре была и вовсе признана фильмом года. Такой чести анимационная работа удостоилась впервые, и на этой волне успеха мультфильм отправился кочевать по свету, в том числе влюбил в себя Америку. Вместе с «Принцессой Мононоке» в турне уехали и другие фильмы студии.

Аниме 2001 года под названием «Унесенные призраками» стало еще бо́льшим хитом: история о человеческой жадности и традиционном для Миядзаки столкновении мира реального и потустороннего влюбляла в себя с первого кадра. Японская касса проекта превзошла кассу «Титаника», картина, в принципе, собрала $200 млн в прокате еще до дебюта в кинотеатрах Северной Америки — раньше такого не случалась. Добавьте к этому награду Берлинского кинофестиваля и «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм — так выглядит безоговорочный успех.

К моменту выхода на пенсию Миядзаки только как представитель Studio Ghibli выпустил десятки фильмов, а его полка с наградами пополнилась еще одним эксклюзивным «Оскаром» —за то, что «оказал глубокое влияние на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая ее безграничный потенциал».

Рецепт уникального стиля

Впрочем, ворчливый дедушка не любит ездить на пышные церемонии, давать интервью и просиживать штаны на пресс-конференциях. Ему куда интереснее помогать с инсталляциями Музея Studio Ghibli и путешествовать. Экспедиции по всему миру в принципе всегда были одним из главных увлечений Хаяо наряду с авиацией и рисованием.

Из них он традиционно привозит идеи и даже готовые кадры. Так, например, поездка в Казахстан ожила в пейзажах мультфильма «Ходячий замок», а свой образ архитектурное чудо из ленты получило от Избушки на курьих ножках из русских сказок. С другой стороны, «Небесный замок Лапута» был вдохновлен живописными панорамами Уэльса.

«У меня есть много образов повседневной жизни в мире, которые я хочу изобразить, — делился опытом Хаяо. — Сцена в бане, как в „Унесенных призраками“, — это то, о чем я думал с детства, когда сам ходил в общественные бани. Я думал о лесных декорациях Тоторо 13 лет, прежде чем начать фильм. Как и в случае с Лапутой, за годы до того, как я снял фильм, я впервые подумал об использовании этого места».

Во время работы над своими картинами маэстро полагается не только на собственные впечатления и ностальгию, но и на произведения других больших авторов. «Навсикая из Долины ветров», например, отдавала должное французскому комиксисту и другу Миядзаки Жану Мебиусу Жиро. А еще создатель Studio Ghibli уважительно относится к французскому аниматору Полю Гримо, советскому фильму «Снежная королева» и современным режиссерам Юрию Норштейну из России и Фредерику Баху из Канады. Современные авторы аниме и манги, кстати говоря, Миядзаки не очень привлекают: главный популяризатор японского визуального искусства привык до мелочей продумывать образы даже самых второстепенных героев, что в массовой культуре почти не встречается.

А вот сравнения с американскими мультипликаторами и статус «японского Уолта Диснея» Хаяо откровенно претят: ему не нравится суматошность западной школы анимации, в которой нет момента остановить повествование и насладиться статичной минутой покоя. Миядзаки раздражает и то, как коллеги из США относятся к природе, которая в их картинах остается фоном и только. Отсюда экология как ключевая тема в мультфильмах Studio Ghibli — наряду с пацифизмом и феминизмом.

«Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей».

Мультфильмы Миядзаки не из простых. Зачастую фантастический сюжет нужен только для того, чтобы как можно изящнее и тоньше донести до аудитории практически философские размышления автора. Поэтому на Западе принято считать, что они не столько для детей, сколько для более «осознанных» людей постарше. Нередко этот скрытый сюжет навевает не самые веселые мысли, хотя сам Хаяо с этим борется.

«На самом деле я пессимист. Но когда я снимаю фильм, не хочу переносить свой пессимизм на детей. Я не верю, что взрослые должны навязывать детям свое видение мира, ребята могут формировать свое собственное».

На пенсию Миядзаки порывался уйти несколько раз. Впервые — в 1997 году, когда ощутил проблемы со зрением. Правда, мировой успех помешал планам о спокойном отдыхе. В 2013 году, после выпуска ленты «Ветер крепчает» Хаяо снова решил повесить мольберт на гвоздь, но вернулся ради своей первой работы с трехмерной анимацией в «Гусенице Боро». А прямо сейчас он корпит над мультфильмом «Как поживаете?» и, кажется, еще найдет случай остаться на слуху.

В крайнем случае фамилию японского классика мы будем встречать еще долго благодаря старшему сыну Хаяо, Горо, который пошел по стопам отца вопреки его воле и успел поработать над мультфильмами «Сказания Земноморья» и «Со склонов Кокурико», а также над многосерийным проектом «Рони, дочь разбойника», который объединил эстетику аниме с детской повестью от Астрид Линдгрен. И только младший Миядзаки, Кэйсукэ, решил не трепать нервы родителя и занимается резьбой по дереву.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Сравнение сказок кукушка и айога

20210413 vu tg sbscrb2

Цель: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.

Тема

В.Росин «Друзья познаются в беде»

Цель

Знакомство с авторской сказкой В.Росина «Друзья познаются в беде»

Задачи

  • организовать деятельность учащихся по изучению произведения В.Росина «Друзья познаются в беде», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе с текстовой информацией;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства;
  • подвести школьников к осознанию нравственной ценности «взаимовыручка».

УУД

Личностные:

положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания; участвовать в творческом процессе; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.

Познавательные:

читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить заголовок с содержанием текста; понимать информацию, представленную в виде модели; осуществлять операции анализ, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 1 класс О.В.Кубасова,

ТПО №2 О.В.Кубасова, цветныекарандаши, пословицы, толковый словарь

Форма урока

Фронтальная, групповая

Сравнение сказок кукушка и айога

Содержимое разработки

Урок литературного чтения в 1 классе

по программе «Гармония»

Тема урока: В. Росин «Друзья познаются в беде»

Учитель начальных классов : Тишичкина Т.В

Урок литературного чтения в 1 классепо программе «Гармония»

Тема урока: В. Росин «Друзья познаются в беде»

Цель: создать условия для развития читательского интереса, речевых умений, творческих способностей, памяти и мышления.
Тип урока: комбинированный.

Тема

В.Росин «Друзья познаются в беде»

Цель

Знакомство с авторской сказкой В.Росина «Друзья познаются в беде»

Задачи

  • организовать деятельность учащихся по изучению произведения В.Росина «Друзья познаются в беде», уяснению его нравственного смысла, формированию навыков смыслового чтения и работе с текстовой информацией;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, доказательства;

  • подвести школьников к осознанию нравственной ценности «взаимовыручка».

УУД

Личностные:

положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания; участвовать в творческом процессе; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями и внимательно относиться к нравственному содержанию поступков.

Познавательные:

читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить заголовок с содержанием текста; понимать информацию, представленную в виде модели; осуществлять операции анализ, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 1 класс О.В.Кубасова,

ТПО №2 О.В.Кубасова, цветныекарандаши, пословицы, толковый словарь

Форма урока

Фронтальная, групповая

№п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

  1. Организационно – мотивационный этап

1

Эмоциональный настрой на урок

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

— Каким вы хотите видеть наш урок?

Настраиваются на работу

Личностные:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности

2

3.Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка).

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Выполняют упражнения для развития голоса (речевую разминку)

II

Актуализация опорных знаний

— Как называется раздел учебника, который мы читаем?

— О чем мы читаем в этом разделе?

— Какие произведения запомнились вам?

Сегодня мы продолжим читать произведения из этого раздела.

— «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ответы детей

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и одноклассниками

III

Этап усвоения знаний и способа действий

1

Введение в тему урока

— Послушайте куплет из песни…

«Дружба»

— Предположите, о чем мы сегодня будем читать в новом произведении?

— А что такое дружба?

Прочитаем определение. Вы согласны с ним?

— Давайте откроем с. 96 и прочитаем фамилию автора произведения. Показ портрета автора.

— А название?

— Давайте поставим задачи на урок

Учащиеся слушают песню

— О дружбе, о друзьях

Объясняют смысл слова…

— В.Росин

— Его нет, значит, мы должны узнать, как называется это произведение.

— Познакомиться с новым произведением о дружбе, узнать, как оно называется, учиться читать целыми словами, выразительно, правильно

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем и одноклассниками

Познавательные:

осуществлять анализ, делать вывод

2

Подготовка к чтению с. 96

Речевая разминка.

  1. Прочитать по слогам.

  2. «Цепочки слов»

Учащиеся читают в учебнике слова из сказки

Читать самостоятельно (П)

3

Первичное чтение сказки

— Понравилась сказка?

— Назовите героев сказки.

Физкультминутка для глаз

Читает учитель, остальные слушают, отвечают на вопросы

— Белка, кукушка и дрозд.

Ученики делают гимнастику для глаз

Уметь слушать товарища, отвечать на вопросы(К)

IY

Этап первичной проверки понимания изученного

1

2

3

4

5

Работа с текстом.

  1. Повторное чтение текста

  2. Ответы на 1 – 2вопрос

— Кто из персонажей тебе понравился? Чем?

— Кто тебе неприятен? Почему?

  1. Сравнение кукушки и дрозда

  2. 3 задание выбор заголовка

— Как проверить, правы ли вы?

6. 4- задание повышенной сложности –дать название рисунку

Физкультминутка

Выполняют движения под музыку.

— Чему мы можем научиться у героев этой сказки?

Работа в паре

— Составь пословицы….

Всем вручаем символ дружбыv99682667 0 1

Работа в ТПО с. 49

Задание1. Прочитайте.

Скажите, какое незнакомое слово вам встретилось?

— Что нам делать, если мы не знаем значения слова?

Выполняйте задание

Работа в группе по 3 человека

  1. Готовимся в группе читать комикс по ролям, подумайте какие чувства, эмоции вы будете выражать при чтении

  2. Чтение вслух по ролям

Дети перечитывают текст сказки и отвечают на вопросы.

Сравнивают кукушку и дрозда, приходят к выводу, что кукушка только говорит, она плохой друг, а дрозд он молча делает, он настоящий друг.

Выбирают из трех названий заголовок ,который больше всего подходит к сказке. «Друзья познаются в беде».

Дают название рисунку «Дрозд спасает белку», «Дрозд идет на помощь»

Выполняют физкультминутку

Составляют пословицы и прочитывают во время проверки.

Уч-ся ищут значение слова КОМИКС в интернете и словаре.

Открывают тетради, находят задание.

— Комикс

— Посмотреть в толковом словаре

Выполняют задание, вырезают картинки, приклеивают их к нужным словам.

Готовятся в группе читать по ролям выразительно

Читают вслух по ролям

читать самостоятельно текст; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить заголовок с содержанием текста; понимать информацию, представленную в виде модели; осуществлять операции анализ, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы (П)

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

(К)

слушать и отвечать на вопросы; формулировать собственные мысли; осуществлять совместную деятельность в группе.

(К)

Y

Этап подведения итогов

— Как называется сказка, с которой мы познакомились?

— Чему учит нас сказка?

— Какие цели ставили в начале урока?

Отвечают на вопросы.

YI

Этап рефлексии

— На лисах изобразите ваши ладошки. Обведите их красным, зеленым или желтым цветом.

Показ ладошек у доски с комментированием .

Изображают ладошки- символ дружбы на доске

адекватно оценивать свои достижения(Р)

Нет друга — ищи,

а нашёл -береги.

Недруг поддакивает,

а друг спорит.

Не имей сто рублей,

а имей сто друзей.

Один за всех

и все за одного.

Человек без друзей,

что дерево без корней.

Старый друг

лучше новых двух.

Содержимое разработки


чистоговорки Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у Раи новое ведро. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

чистоговорки

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.


Что такое хорошо и что такое плохо?

Что такое хорошо и что такое плохо?


Дружба – это… когда люди хотят быть вместе, когда они интересны и доверяют друг другу.

Дружба – это…

когда люди хотят быть вместе,

когда они интересны и доверяют

друг другу.


Вениамин Росин Рассказы Сказки Басни

Вениамин Росин

Рассказы

Сказки

Басни


Сравнение сказок кукушка и айога


Сравнение сказок кукушка и айога


Сравнение сказок кукушка и айога


Пословицы о дружбе: а нашёл - береги. Нет друга ищи,

Пословицы о дружбе:

а нашёл — береги.

Нет друга ищи,


Пословицы о дружбе: Недруг поддакивает, а друг спорит.

Пословицы о дружбе:

Недруг поддакивает,

а друг спорит.


Пословицы о дружбе: а имей сто друзей. Не имей сто рублей,

Пословицы о дружбе:

а имей сто друзей.

Не имей сто рублей,


Пословицы о дружбе: Один за всех и все за одного

Пословицы о дружбе:

Один за всех

и все за одного


Пословицы о дружбе:

Пословицы о дружбе:

  • Человек без друзей
  • что дерево без корней


Пословицы о дружбе: Старый друг лучше новых двух

Пословицы о дружбе:

Старый друг лучше

новых двух


Сравнение сказок кукушка и айога


Оцени свою работу на уроке?

Оцени свою работу на уроке?


Сравнение сказок кукушка и айога


Законы дружбы

Законы дружбы

  • Дружба начинается с улыбки.
  • Не спорь с другом по пустякам, не обзывайся.
  • Один за всех и все за одного
  • Помогай другу в трудную минуту.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.
  • Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось .
  • В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
  • Будь честным и правдивым.
  • Первым прощай ошибки друга.
  • Выбирай друзей по душевным качествам.
  • Будь достоин своего друга.
  • Извинись, если ты не прав.


Спасибо, что ты рядом !

Спасибо, что ты рядом !

143659 59a7f4db2ac72

-75%

Сохранить у себя:

Сравнение сказок кукушка и айога Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония» Тема урока: В. Росин «Друзья познаются в беде» (1.41 MB)

icon visionoff

icon visionon

  • Сравнение сказок нехитер немудер и о царе салтане по плану 3 класс
  • Сравнение сказок и басен о животных
  • Сравнение сказки пушкина о мертвой царевне и жуковского спящая царевна 5 класс
  • Сравнение русской и турецкой сказки ашик кериб 4 класс
  • Сравнение семей гриневых и мироновых в рассказе капитанская дочка