Сравнение сказок царевич нехитер немудер и сказка о царе салтане 3 класс

7 чел. помогло. скачатьурок литературного чтения 3 класспо программе школа россии тема урока: сопоставительный анализ литературной сказки а.с.пушкина сказка о

starstarstarstarstar
iui7 чел. помогло.

скачать
Урок литературного чтения 3 класс

(по программе Школа России)

Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич Нехитер – Немудер»

Цели урока: 1. Сравнение сказок, рассмотрение схожести сюжетов, героев, чудес и превращений

2. Развитие речи учащихся, логического мышления;

3. Раскрытие красоты поэтического слова, эмоциональной силы поэзии, изобразительного и музыкального искусства;

4. Воспитание чувства прекрасного.

Оборудование: иллюстрации с персонажами сказок, выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина, выставка книг, презентация «Иллюстрации И.Билибина»

Эпиграф: «Пушкинская сказка-прямая наследница народной» /С.Я.Маршак/

Ход урока

^ .Организационный момент.

Слышите – звенит звонок,

Добро пожаловать к нам урок

( слайд «Добро пожаловать»)

II.Психологическая минутка.

1.Упражнение для кистей рук «Приветствие»

Сложите кисти рук ладонь на ладонь.

Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.

Потрите ладони, почувствуйте тепло.

Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко.

Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости — подарите им улыбки и тепло своих сердец.

III. Введение в тему урока.

1.Опреденление темы урока.

-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный)

-Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила»)

-Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока.

Узнать её нам поможет речевая разминка.

(слайд «Речевая разминка»

«У лукоморья дуб зеленый…»)

-Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении.

-Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки)

-Какую же тему урока он принес с собой?

^

-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?

-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?

Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.

-Скажите, какие виды сказок вы знаете?

а)виды сказок (обращение к схеме №1 — слайд).

-О чем бывают сказки? (обращение к схеме №2 — слайд)

-Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо — чудное и диво — дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке заложен глубокий смысл.

(обращение к портрету и высказыванию на доске)

А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек.

Добрым молодцам урок!»

-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)

б) жанры произведений А.С.Пушкина.

-Ребята, скажите, только сказки писал А.С.Пушкин?

-Давайте вспомним изученные нами жанры, в которых писал А.С.Пушкин.

(обращение к схеме №3 — слайды)

-Ребята, кто рассказывал А.С.Пушкину сказки? (няня Арина Родионовна)

-Сколько сказок он взял за основу? (7)

— На вн. чтении мы познакомились с 5-ю.

-Посмотрите: на выставке представлены книги, с которыми вы знакомились на вн. чтении. Насколько внимательно вы их читали, я сейчас проверю.

в) «Бюро литературных находок»

-Ребята, вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

(Учитель показывает предметы, дети называют из каких они сказок)

Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка «Сказка о царе Салтане…»

Петушок «Сказка о золотом петушке»

Месяц «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне…»

Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц «Сказка о попе…»

Лошадь «Сказка о мертвой царевне…», «Сказка о попе…»

Кораблик «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь «Сказка о царе Салтане…»

-Молодцы! Вы очень внимательно читали сказки.

^ . Тема урока.

1.Вступительное слово учителя.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родио­новна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку

^

Пушкинская сказка-

Прямая наследница народной.

С.Я.Маршак

-Как вы понимаете слово «наследница»?

-Что берет А.С.Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер – Немудер»

-Работать будем по плану. ( План на доске)

^

Русская народная сказка

«Царевич Нехитер – Немудер»

Сказка А.С.Пушкина «Сказка

о царе Салтане, о сыне его славном

и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

царевне Лебеди»

1.Присказка

-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)

-Какие присказки вы знаете?

(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)

есть

А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на луну;

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

Долго ли они жили-

Мне старики не говорили.

Знал про то один кот – колоброд,

Что сидел у ворот.

Да убежал кот в овес,

Конец сказки на хвосте унес!

Нет
^

-Какие сказочные зачины вы знаете? (Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)

есть

Жили-были царь да царица.

нет
^
Царь и царица, Сын Иван-царевич

Три девицы

Царевич Нехитер – Немудер

Ягища

Царь

Три девицы

Гвидон

Сватья баба Бабариха

^
а) выбор жены
Три девицы:

1девица — тремя калачами весь город накормила бы

2 девица – вышила бы платок

7 разными шелками,

7 разными иглами

3 девица – родила бы ему 7 сыновей

и царевича Нехитера — Немудера

Три девицы:

1девица- на весь крещенный мир приготовила бы пир

2 девица – на весь мир наткала бы полотна

3 девица – родила бы богатыря

б) занятие мужчин.
Были на войне Были на войне
г) зло в царстве
Ягища подкладывает в золотые люльки собачьих щенят, перехватывает гонца с письмом и подменяет его.

Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море

Повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха перехватывают гонца и подменяют письмо

Молодую царицу с сыном сажают в бочку и выбрасывают в море

д)где оказались?
На острове На острове Буяне
е) кто их замечает?
Корабельщики

Нехитер-Немудер кричит: «Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!

Корабельщики

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

^ Кто мешает главному герою?
Мачеха Ягища Сестры: повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха.
6. Кто помогает?
Волшебные предметы

(ковер – самолет)

Волшебные герои

(лебедь)

^
1.Из трав и цветов колыбель большая – мать качает

2.Баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня.

3.Корова: день доится молоком, день – жемчугом

4.Семь молодцев:

руки по локоть в золоте,

ноги по колено в серебре,

во лбу звезда, под кудрями месяц,

по кудрям часты звезды рассыпаются,

уши зорькой замыкаются.

1. Город: Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

2. Белка : Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

3. 33 богатыря:

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

4. Царевна:

За морем царевна есть,

Что на можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

-Кто же из девочек не мечтает быть похожей на прекрасную лебедь?

^

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, посидели,

Снова полетели.

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

^

3 дня ходил в сад, 3 девицы,

3 раза хотел дно выбить,

3 раза корабельщики проплывали,

3 чуда ;

7 сынов, 7 шелков, 7 игл, 7 щенков

3 девицы,3 превращения (в комара, в муху, в шмеля),

3 чуда трижды повторяются(сестры-Гвидон-Лебедь)

4 раза корабельщики проплывали,

4 раза отцу посылал поклон,

9. Эпитеты
В описании платка:

на одном углу – красно солнце

со лучами, со алыми со зорями,

на другом углу – светел месяц

со звездами, со небесными лунами,

на третьем – черно море с кораблями,

на четвертом – темны леса со зверями

Красно солнышко

Светлый месяц

Алые зори

Черное море

Темные леса

Частые звезды

Красная девица

Добрый конь

Синее небо

Синее море

Широкое поле

Добрый ужин

Шнурок шелковый

Лук дубовый

Лук тугой

10. Фразеологизмы
Растет не по дням, а по часам…

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Растет не по дням, а по часам…
^
Встреча Иван — царевича с семьей Встреча Салтана со своей семьей
12.Концовка
есть

Стали жить да поживать,

медовые пряники жевать.

Есть

Я там был; мед-пиво пил-

И усы лишь обмочил.

V.^

Ребята, закройте глаза. Начертите «глазами» линию горизонта

слева-направо, справа-налево.

Чертим «лодочку» (дуга книзу) слева-направо, справа-налево.

Чертим «мачту» (прямая вверх – вниз)

Чертим «парус» (дуга вверх- вниз)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

Набираем побольше в легкие воздуха и дуем на наш кораблик.

На море солнышко – чертим «солнышко» (круг вправо-влево)

Яркое солнышко – «солнышко ослепило» (сильно зажмуриться)

Теплое солнышко – потереть ладони и положить на глаза

Открыть глаза и поморгать.

^ . Продолжение работы над темой урока.

-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)

-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)

-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?

-Как называется такой сюжет? (бродячий)

-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фан­тазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.

Мы видим, что А.С.Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.

В свою очередь на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы

Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (И.Билибина)

  1. Обращение к творчеству И.Я.Билибина

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942)- один из лучших иллюстраторов русской сказки конца XIX -начала XX века.

Книги, оформленные им, навсегда запоминаются роскошью страниц, своеобразием и яркостью рисунков, богато украшенных декоративными деталями. Билибинские иллюстрации насыщены этнографическими подробностями, они пробуждают любовь к национальной старине, формируют определенные эстетические интересы.

И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.

(показ слайдов с иллюстрациями И.Я.Билибина; для каждого слайда выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…»)

2. Обращение к творчеству Н.А. Римского – Корсакова

(учитель музыки)

Не только художники обращали внимание на поэзию А.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера «Сказка о царе Салтане…».Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Среди них- «Полет шмеля».

-Если бы вы были композитором, какую музыку написали для изображения шмеля? ( темп — быстрый, динамика – не очень громко, лад – мажорный, регистр – средний)

-Какой бы вы выбрали инструмент для изображения шмеля? (показ инструментов)

-Труба может изобразить не только призывные, но и звуки мягкие, бархатистые.

(прослушивание, эмоциональное восприятие)

-Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля?

-Какой инструмент вам помог?

( в роли солиста – труба, аккомпанемент – пианино)

3. Обращение к выставке рисунков.

-Многих из вас, ребята, сказки А.С.Пушкина тоже вдохновили и вы нарисовали такие прекрасные рисунки.

-Что вы изобразили? Какой эпизод сказки запечатлели?

^ . Итог урока и релаксация.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

(да, простил)

-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

-Чему научила нас эта сказка?

(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)

-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.

(выслушиваются мнения детей)

-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Как сравнить сказку «Царевич Нехитер-Немудер» и «Сказку о царе Салтане»?

Сравним две сказки, «О царе Салтане» и «Царевич Нехитер-Немудер».

Прежде всего хотелось бы отметить, что первая сказка авторская, а вторая — народная.

О чем сказка

Сюжет этих сказок имеет много общего. Молодую царевну вместе с сыном в отсутствии отца помещают в бочку и отправляют по морю. Они спасаются на острове, а в конце приплывает/прилетает царь-отец и семья воссоединяется.

Форма сказки.

«Сказка о царе Салтане» написана в стихотворной форме, сказка «Царевич Нехитер-Немудер» — в прозаической. По жанру обе сказки волшебные.

Главные герои.

«Сказка о царе Салтане»: Царь Салтан, молодая царица, князь Гвидон, принцесса Лебедь, ткачиха, повариха,баба Бабариха.

Сказка «Царевич Нехитер-Немудер»: Иван-царевич, молодая царевна — его жена, мачеха Ивана-царевича, царевич Нехитер-Немудер.

Отзыв о «Сказке о царе Салтане»:

Сказка Пушкина написана очень простым языком, обладает захватывающим сюжетом. В ней продуманы различные сюжетные линии, введен образ царевны-Лебедя, которая помогает Гвидону и становится его женой. В сказке много волшебных превращений. Читается на одном дыхании и многие строчки сразу же запоминается, благодаря стихотворной форме.

Отзыв на сказку «Царевич Нехетер-Немудер».

Сказка описывает приключение молодого царевича Нехитера-Немудера, который из-за происков мачехи своего отца чуть не лишился братьев, но вместе с матерью-царевной спасется на далеком острове. Царевич использует ковер-самолет, с помощью которого узнает планы мачехи и добывает волшебных животных, а также находит своих братьев. В итоге семья счастливо соединяется, а мачехе рубят голову. Сказка обладает интересным и захватывающим сюжетом, но сильно упрощенным, по сравнению со сказкой Пушкина.

Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер»
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Царевич Нехитер-Немудер» и их характеристика

  1. Нехитер-Немудер, восьмой сын царевны, очень умный и очень красивый, находчивый, решительный, умелый.
  2. Иван-царевич, отец, умный, доверчивый, властный.
  3. Царевна, добрая, верная, красивая
  4. Ягища, злая мачеха, жестокая обманщица.

План пересказа сказки «Царевич Нехитер-Немудер»

  1. Иван-царевич надумал жениться
  2. Три девицы в саду
  3. Злая Ягища
  4. Подмена детей
  5. Подмена письма
  6. Царевна и Нехитер-Немудер в бочке
  7. Мать в колыбельной
  8. Ковер-самолет
  9. Баран с церковью на рогах
  10. Корова с жемчугом
  11. Братья в поле
  12. Нехитер-Немудер и отец
  13. Казнь Ягищи.

Кратчайшее содержание сказки «Царевич Нехитер-Немудер» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Иван-царевич решил жениться на девице, которая обещала ему родить восемь сыновей.
  2. Ягища подменила детей и велела бросить царевну в бочку.
  3. Нехитер-Немудер и царевна живут на острове и отправляют к царю корабельщиков.
  4. Нахитер-Немудер летает на ковре-самолете и привозит на остров волшебного барана, а потом корову.
  5. Нехитер-Немудер привозит на остров братьев и открывается отцу Ивану-царевичу.
  6. Иван-царевич встречается с женой и сыновьями, а Ягищу казнят.

Главная мысль сказки «Царевич Нехитер-Немудер»
Каждый из нас сам кузнец своего счастья.
Чему учит сказка «Царевич Нехитер-Немудер»
Сказка учит быть добрым, честным, находчивым. Учит тому, что добро все равно победит, а зло будет наказано. Учит проявлять смелость, решительность. Учит всего добиваться своим трудом. Учит не унывать и не впадать в отчаяние. Учит верить в лучшее.
Отзыв на сказку «Царевич Нехитер-Немудер»
Мне очень понравилась эта сказка, и особенно царевич Нехитер-Немудер. Судьба оказалась жестока к молодому царевичу, но он не стал плакать, а нашел способ восстановить справедливость. В сказке много волшебства и приключений.
Пословицы к сказке «Царевич Нехитер-Немудер»
От судьбы не уйдешь.
Как веревочке не виться, а конец будет.
Все что не делается — к лучшему.
Делая зло, на добро не надейся.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевич Нехитер-Немудер»
Жили-были царь и царица, и был у них сын Иван-Царевич. Вот вырос Иван-царевич, а мать его к тому времени умерла и царь на другой женился. Объявил Иван-царевич отцу и мачехе, что женится хочет и пошел невесту искать.
Зашел в сад, там три девицы гуляют. Одна говорит, что если бы на ней Иван-царевич женился, она бы тремя калачами весь город накормила. Не понравилась это Ивану-царевичу, ушел он.
На следующий день снова в сад приходит. Вторая девица обещает, если Иван-царевич на ней женится, сшить ему платок и всякими узорами украсить. Опять остался недоволен Иван-царевич, ушел из сада.
Приходит на третий день, а третья девица обещает ему семь сыновей родить, руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, а восьмого царевича Нехитера-Немудера.
Женился на этой девице Иван-царевич. Вскоре пришлось ему и царю на войну ехать и наказали они мачехе беречь молодую царевну.
А мачеха злющая была, за что ее Ягища звали. Вот родила царевна как обещала семь красавцев сыновей, а восьмого еще красивей. Злость взяла Ягищу, велела она семерых сыновей в поле отнести и бросить, чтобы они пропали. А Нехитера-Немудера царевна спрятать успела.
И посылает мачеха письмо Ивану-царевичу, что родила царевна щенков. Иван-царевич ответ пишет, говорит его дожидаться. Но Ягища письмо подменила и написала, чтобы царевну в море бросили.
Погоревали слуги, посадили царевну в бочку, да не заметили, что она с собой Нехитера-Немудера взяла. Бросили бочку в море.
Плывет бочка по морю, а Нехитер-Немудер и предлагает дно у бочки выбить. Но царевна его останавливает, говорит, что утонут они.
Плывут дальше. Снова Нехитер-Немудер предлагает дно выбить Опять мать его останавливает. А на третий раз остановить не успела. Выбил Нехитер-Немудер дно у бочки. Хорошо, что плыли они у самого берега. Вышли на берег, сплел Нехитер-Немудер колыбельку, мать в ней качает. Видит, корабельщики плывут. Стал Нехитер-Немудер грозить, что море заморозит, пристали корабельщики к берегу. Сказал им Нехитер-Немудер к царю плыть, рассказать, что видели.
А сам ковер-самолет сплел и следом полетел.
Приплыли корабельщики к царю, рассказывают про остров, где сын мать в колыбели качает. А Ягища говорит, что вот есть баран, на рогах у барана церковь, на хребте баня. Вот это чудо.

Нашел Нехитер-Немудер в поле такого барана, к себе на остров привез. Снова корабельщики плывут. Опять их Нехитер-Немудер зазывает и велит к царю плыть и все рассказать.
Корабельщики рассказали царю про чудесного барана, а Ягища говорит, что это еще не главное чудо. Вот есть корова, которая день жемчугом доится, а день молоком.
Подслушал это Нехитер-Немудер, нашел корову, на остров привез, снова корабельщиков подзывает.
Удивились корабельщики, к царю плывут, про корову рассказывают. А Ягища не унимается. Говорит, что в поле бродят семь красавцев, руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре.
Услышал это Нехитер-Немсудер, полетел в поле, нашел братьев, к матери привез. То-то радости было.
Долго ли коротко ли, опять плывут корабельщики. Зазвал их Нехитер-Немудер, велел к царю плыть. Поплыли корабельщики к царю, стали про чудеса рассказывать, а Нехитер-Немудер ковер во дворе оставил и прямо к царю идет.
-Здорово, — говорит, — отец.
Царь удивляется, а Нехитер-Немудер садит его на ковер и на остров везет. Увидел Иван-царевич царевну, сыновей руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре и все понял.
Полетел на ковре-самолете обратно, рассказал все старику-отцу, и отрубили голову Ягище.
И стали все жить счастливо.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Царевич Нехитер-Немудер»


Сравните русскую народную сказку царевич нехитер-немудер и сказку о царе Салтане по плану 1. о чем сказка 2. форма сказки 3. главные герои 4. отзыв о сказке

ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Сравните народную сказку царевич нехитер немудер и сказку о царе салтане а с пушкин(героев, чудеса, отношение к матери, семье).

прачынаюся я як-то раніцай ад галаўнога болю (учора добра адзначылі свята) і настойлівага патрабаванні сына — тат, ну тат, нам ўчора складанне выдалі і мне за яго настаўнік нічога не паставіў. усім паставіў, а мне няма. давай я табе яго прачытаю. тат, ну тат саш, з цяжкасцю кажу — давай потым (галава трашчыць), усе равносейчас нічога не разумею, нават слухаць не магу ўламаць ён усё-ткі меня.тема-то хоць якая была — пытаюся.- пра прыроду — кажа трэба было напісаць, я і напісаў па лес і зайцоў. — ну давай ..зараз паспрабую даслоўна пераказаць само складанне — ледзь больш за палову школьнай старонкі ў лінейку.такім чынам ў адным лесе — пачаў сашка, — пабудавалі завод, дзе з зайцоў шылі футры (пасля першых слоў, вочы мае сталі самі сабой павольна адчыняцца і вось, калі на завод прывялі чарговую партыю зайцоў яны вырашылі арганізаваць уцёкі(передглазами сталі ўсплываць кадры з асвенціма доўгая чарада няшчасных зайцоў перад велізарнымі завадскімі варотамі на фоне чадящихтруб. свядомасць стала распагоджвацца некалькі зайцоў сабраліся вкучку і сталі абмяркоўваць план уцёкаў. было вырашана зрабіць падкоп подколючей дротам і ўцячы ў лес (нягледзячы на пульсавалую галаўны боль я стаў павольна складацца напалову падпольшчыкі блін ивот, калі падкоп быў гатовы, некалькі зайцаў вырваліся на свабоду ибыстро пабеглі ў лес. па іх сталі страляць, але зайцы уворачивались отпуль. тады ў пагоню кінуліся ахоўнікі з сабакамі натуральна — столькі футраў без дазволу ўцякае. ціхая істэрыка, ржаць не магу, баюся галава расколецца, слёзы з вачэй адзін заяц доўга пятляў па лесе і яму ўдалося адарвацца ад пагоні (лёс астатніх невядомы, магчыма, што футра з іх насіў хто-небудзь з чытачоў дадзенага ліста. ўсхліпы — сын — не працягвай — літасці нарэшце-то выматаны пагоняй заяц ўляцеў на лясную палянку і ўпаў на траву, цяжка дыхаючы (дзякуй табе зайцаў бог, збярог, не даў згінуць на заводзе .. мыканне ў падушку).і тут зайцу на нос з дрэва зваліўся восеньскі жоўты лісцік, заяц паглядзеў на яго (вы гэта ўяўі сказаў: — прыгажосць-то !

Русская народная сказка про сына Ивана-царевича Нехитера-Немудера, который перехитрил Ягищу, спас своих братьев и вернулся к отцу во дворец.

Глава 1

Ну вот, жили-были царь да царица. Был у них один сын — Иван-царевич. Сперва маленький был, потом в рост пошёл. А царица-то на ту пору и померла, и царь на другой жене женился.

Растёт Иван-царевич не по дням, а по часам. Вырос он и говорит отцу да мачехе:

— Я, — говорит, — жениться хочу.

— Ну что же, сынок, — царь отвечает, — дело хорошее, женись.

Вот поехал Иван-царевич со слугами в город. Пошёл он там в сад, будто гуляет. А сам за куст сел. И видит — гуляют в саду девицы, между собой речи разговаривают. Одна и говорит:

— Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы тремя калачами весь город накормила.

Подумал-подумал Иван-царевич, да только ничего в этом такого хорошего не увидел, не польстился на такую невесту, из сада вон пошёл. Назавтра опять под куст приходит. Опять девицы гуляют. Говорит одна:

— Кабы Иван-царевич на мне женился, я бы ему платок вышила семью разными шелками, семью разными иглами: на одном углу — красно солнце со лучами, со алыми со зарями, на другом углу — светел месяц со звёздами, со небесными лунами, на третьем — черно море с кораблями, на четвёртом — темны леса со зверями.

А Ивану-царевичу и это не шибко понравилось. Опять домой ни с чем пошёл. Назавтра снова в сад идёт, девичьи разговоры слушает. И говорит одна девица:

— Кабы Иван-царевич на мне женился, родилось бы у нас с ним семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. А восьмой был бы царевич Не-хитёр-Немудёр.

Ну, вот это Ивану-царевичу понравилось. Вернулся он домой, отцу-царю говорит:

— Вот эту девицу в жёны хочу.

Заслали сватов, сговорились, сыграли свадьбу. Я там во дворе была, так в окошко видала немножко…

Стали они жить-поживать, сыновей обещанных поджидать. На ту пору Ивану-царевичу со старым царём уезжать на войну надо было. Вот поехали они, а мачехе приказали молодую царицу пуще глаза беречь.

А мачеха-то злющая-презлющая баба была, так и звали её по имени — Ягища. Пришло время, родились у царицы семь сыновей: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются. А восьмой — царевич Нехитёр-Немудёр, такой красавец — ни в сказке сказать, ни пером описать.

Разозлилась Ягшца, себя от гнева не помнит.

Подложила она царице в золотые люльки щенков собачьих, а слугам наказала семерых царевичей в поле унести, бросить там, чтоб пропали. И не видела она, что царица молодая царевича Нехитёра-Немудёра под подушкой укрыла.

А к Ивану-царевичу гонца послали; написала Ягища: так, мол, и так, родилось у царицы семеро щенков, что с ними делать?

Иван-царевич письмо прочитал и ответ написал: «Что бы ни родилось, меня ждите».

А Ягища гонца с письмом перехватила, напоила вином заморским да записку и переменила. Написала: «Бросить царицу со щенками в синее море».

Глава 2

Получили во дворце такое приказание, погоревали, потужили, да что станешь делать? Взяли бочку да в неё царицу молодую и посадили. А того не усмотрели, что она царевича Нехитёра-Немудёра с собой взяла.

Вот плывут они в бочке по морю. А Нехитёр-Немудёр и говорит:

— Я, мамонька, дно-то у бочки выбью, а?

— Что ты, дитятко! Ведь мы по синему морю плывем, дно выбьешь — мы и потонем. Подожди

Вот ещё время проходит. Скучно Нехитёру-Немудёру в бочке, он опять говорит:

— Мамонька, я дно, однако, выбью!

Мать опять его уняла. Послушался он. А на третий раз слушать не стал, взял да и выбил. А они тут уж у самого берега плыли. Вышли из бочки, на берег взошли. А это не земля была — остров: кругом море, а на острове камни, лес растёт, грибов, ягод, птицы разной в нём полно. Нашли они себе местечко хорошее и стали жить.

Сплел Нехитёр-Немудёр из трав да цветов колыбель большую, стал в ней мать на берегу качать. А той порой едут по морю корабельщики. Кричит им Нехитёр-Немудёр:

— Приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!

Ну, корабельщики к камешкам пристали, на берег взошли. Царевич Нехитёр-Немудёр их про всё расспросил да и говорит:

— Поезжайте к царю, расскажите, что видели.

Поехали корабельщики. А царевич Нехитёр-Немудёр взял верёвочки, связал себе ковёр-самолёт и на нём за корабельщиками к отцу полетел.

Прилетает ко дворцу да и слушает тайком под окошком, как корабельщики царю рассказывают: «Плыли мы до морю, видели чудо: стоит остров, на острове мать с сыном живут, сын мать в колыбели качает».

Глава 3

Все дивятся, а Ягища и говорит: «Это что за чудо! А вот есть в чистом поле баран: на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня. В бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё!»

Вылез Нехитёр-Немудёр из-под окошка, сел на свой ковёр-самолёт, в поле полетел. Нашёл он барана чудного, забрал и на остров к матушке вернулся.

Вот живут они дальше, поживают. Только опять корабельщики едут. Нехитёр-Немудёр выходит на берег, кричит:

— Стойте, приворачивайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!

Корабельщики пристали, на берег взошли, видят — чудо чудное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё!

Поплыли корабельщики домой к царю. А Нехитёр-Немудёр за ними на коврике на своём, вослед несётся. Опять под окошком слушать приладился. Рассказывают царю корабельщики, что видели: так, мол, и так, плыли по морю, на остров попали, видали диво дивное: сын мать в колыбели качает, по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё.

Царь дивится, верить не хочет, а Ягища говорит: «Это ещё не чудо! А вот в чистом поле корова есть — день доится молоком, день доится жемчугом. Это почуднее будет!»

Нехитёр-Немудёр тайком из-под окошка выбрался, на ковёр-самолёт взобрался — в поле полетел. Нашёл корову чудесную, с собой забрал, на остров вернулся. Вот живут они с матушкой дальше. Только глядят опять корабельщики мимо едут. Взобрался Нехитёр-Немудёр на гору, кричит:

— Приставайте к берегу! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!

Корабельщики выходят на берег, глядят — что за чудеса: на берегу сын мать в колыбели качает; по горам баран ходит, на рогах церковь, на хребте озеро, на хвосте баня — в бане помоешься, в озере покупаешься, в церкви помолишься — то и житьё! А под горой корова стоит: день доится молоком, день доится жемчугом.

Вот поехали они домой, а Нехитёр-Немудёр за ними летит. Корабельщики к царю входят, ему про чудной остров рассказывают, царь дивится, а Ягища говорит: «То ещё не чудо! А вот ходят у нас в поле семь молодцов — руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звезды рассыпаются, уши зорькой замыкаются».

Глава 4

Услышал это Нехитёр-Немудёр, из-под окна выбрался и — в поле. Нашёл братьев, обнял крепко-накрепко, на свой ковёр посадил, к матушке повез. То-то царица обрадовалась! Сыновья на неё не наглядятся, она — на них. Разговоров-то, радости-то сколько!

Вот живут они все вместе — весело, счастливо. Только долго ли, коротко ли — снова корабли в море виднеются. Нехитёр-Немудёр на гору бежит, руками машет:

— Эй, корабельщики, приворачивайте сюда, да поживее! Не то я море заморожу, вас всех перетревожу!

Не смеют ослушаться корабельщики, к берегу пристают. Идут, видят — диво дивное: сын мать в колыбели качает, по горам чудной баран ходит, под горой корова стоит — день доится молоком, день доится жемчугом, а вокруг семь молодцов гуляют: руки по локоть в золоте, ноги по колено в серебре, во лбу звезда, под кудрями месяц, по кудрям часты звёзды рассыпаются, уши зорькой замыкаются.

Поспешили корабельщики на всех парусах домой, рассказывают царю, что видели. А царевич Нехитёр-Немудёр ковёр свой на дворе оставил, прямо к царю в горницу идёт.

— Здорово, — говорит, — батюшка! Иван-царевич понять не может:

— Какой я тебе батюшка, добрый молодец! Кто ты таков?

— А вот, — говорит Нехитёр-Немудёр, — полезай на мой ковёр, полетам — и сам всё поймёшь.

Полетели они с царём прямо на остров. Видит Иван-царевич — диво дивное: на берегу царица сидит, вокруг семеро молодцов гуляют и баран с коровой тут же стоят, ухмыляются.

Ну, тут всё и открылось. Сели все вместе на ковёр-самолёт, во дворец полетели.

Идут ко дворцу — колокола звонят, пушки палят, старый царь-дедушка понять не может, что такое творится.

Пришли во дворец, старику всё рассказали. Ягищу из дворца вывели и скорым часом ей голову срубили. Да и гонцу тому, что вина заморского напился и записку перепутал, тоже…

А все прочие стали жить да поживать, медовые пряники жевать.

  • Сравнения в сказках пушкина примеры
  • Сравнение стихотворений памятник пушкина и державина сочинение
  • Сравнение сюжета сказки о мертвой царевне и семи богатырях и сказки спящая царевна
  • Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе а п чехова мальчики
  • Сравнение фольклорной и литературной сказки