Сравнение сказки спящая царевна и мертвая царевна и семь богатырей 5 класс

Конспект урока литературы в 5 классе хижавская наталья ивановна тема: сравнение сказки о мертвой царевне и семи богатырях а.с.

Конспект урока литературы в 5 классе

Хижавская Наталья Ивановна

Тема: Сравнение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

Тип урока: комбинированный с элементами исследовательской деятельности.

(Цель урока: сопоставление сказок, выявление кто написал лучшую сказку, подобную народной?)

Цель деятельности учителя: создать условия для развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности через сравнение литературной и народной сказок.

Задачи:

Сравнить две литературные сказки с одинаковым сюжетом.

Подвести к формулированию вывода: чья сказка ближе к народной


Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою, сравнивать сюжеты произведений, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом.
Метапредметные УУД.

Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого, выявляет взаимосвязь, выделяет свойства в объектах сравнения, выделять общие признаки и отличие

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.( регулятивные логические)

Познавательные: понимает информацию, умеет свернуть информацию в схематичную форму и может развернуть обратно в текстовую, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока


1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, но и воображением.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап. Определение темы. Постановка учебной задачи.

Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с видеоприглашения, посмотрите и попытайтесь ответить: кто нас приглашает и куда?

Видео «Приходите в гости к нам»

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока: « Что за прелесть эти сказки. Каждая есть поэма»

-Кому принадлежат эти слова?

Ученики: А.С Пушкину

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики : о сказках

Учитель : О каких сказках? Какие мы с вами знаем сказки с похожим сюжетом?

Ученики: называют сказки

Учитель: Вспомните историю создания сказки « Спящая царевна»

Ученики: Василий Андреевич Жуковский и А.С.Пушкин вступили в шутливое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Сегодня мы с вами попробуем разрешить их спор и попытаемся ответить на вопросы:

  • Сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина похожи или отличаются?

  • Какая из сказок ближе к народной?

  • И все-таки «кто же лучше написал сказку, подобную народной

А что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопросы?

Сравнить две сказки« Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

И так тема нашего сегодняшнего урока( формулируют учащиеся): Сравнение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского.

К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)
Поскольку сказка у нас волшебная, позвольте выступить мне в роли волшебника. Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет поможет вам лучше справиться с вашей задачей( сравнить сказки), он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы. 
(Книга — учебник литературы).
Сегодня моя волшебная книга, которой стал учебник литературы, будет служить нам справочником, где мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.


3 этап. Я предлагаю вам провести исследовательскую работу. Давайте вспомним цель нашего с вами урока, это и будет цель нашего исследования
Цель: Сравнение сказок
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского и сказать, какая из них ближе к народной.
20 мин

Учитель : ребята, раз это исследование, то мы должны выдвинуть предположение ( научный термин: гипотезу) и ответить на вопрос: Чья сказка (как мы думаем) ближе к народной?

Предположим ( гипотеза)
, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка Жуковского.

Попробуем это доказать.

4. Актуализация знаний

Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)

( метод)Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Чтоб вам было легче, давайте составим план исследования, т.е. что мы должны
сравнить. Что мы обычно рассматриваем когда изучаем сказки:

форму, название, сюжеты, композицию, устойчивые эпитеты, волшебные предметы,  троекратные повторы, магические числа, место действия, герои. (Т.Е ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ В ВОЛШЕБНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ)
сказок Пушкина и Жуковского.
Делимся на две группы, каждая из которых будет выявлять черты сходства и различия сказок по предложенному плану. В конце мы заполним сравнительную таблицу.


(Учитель крепит на доске в виде алгоритма)
«Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне»

Форма

Название

Сюжет

Композиция: присказка, зачин, концовка

Волшебные предметы

Троекратные повторы

Магические числа

Место действия

Герои

Средства выразительности

А поделиться на группы вам поможет моя волшебная шкатулка, достаньте жетон, у кого написано 1, тот в первую группу, у кого 2, тот во вторую. У вас есть рабочие листы с вопросами, помогающими вам выполнить данное задание.

И еще не забываем о листочках самооценки, на этот раз это оценивание своей работы в группе. После каждого задания оцените себя. Посмотрите на критерии и работайте активно и творчески.

1 группа: Какова форма сказок?

Поэтическая

А в народных? — прозаическая

О чем нам говорит название?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника?

Как в названии отражается судьба героини и ее окружение? 
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

Композиция

Что особенно в композиции? 
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
— Какой из зачинов приближен к народной сказке?

— Есть ли в сказках концовка?
— Почему оба автора закончили сказки в традиционном стиле народной сказки?
— В какой сказке автор предъявил читателю больше собственного вымысла?

Сказочная концовка — свадьба, пир.
Сказочные герои ( выписать)

Место действия в обеих сказках ( назвать)

2 группа

: О чем нам расскажет сюжет?
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро. 
Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.
Различия в сюжете сказок:
— Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

Кто является помощником?( старичок у Жуковского, силы природы у Пушкина)

Орудие зла, вредительства?
— Что вас больше привлекает в сказке: реалистичность или фантастичность?

Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите устойчивые эпитеты. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?

Сказка Пушкина

Год прошел как сон пустой,

Люди добрые живут:

Коли красная девица,

Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

К алым губкам поднесла,

Доброй вести ожидая,

Зеленое вино

Сказка Жуковского

Расцвела, как майский цвет;

На дремучий, темный лес

Вся объята мертвым сном.

Губки алые горят;

Руки белые лежат.

В какой сказке вы увидели больше устойчивых эпитетов?

Волшебные предметы( выписать)

Магические числа ( выписать)

Троекратные повторы( выписать)

4 этап . Физкультминутка.

Ребята, вы изучили много материала, встаньте и пройдите в правый угол те, кто сейчас считает, что сказка Пушкина более похожа на народную, в левый те, кто считает, что это сказка Жуковского .Спасибо, садитесь на место.

5 этап. Представление результата. Отчет групп о проделанной работе. А расскажите о результатах вашего исследования.ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЙ

(готовая)

Отметка

сравнение с народной сказкой( похожа/непохожа).

П

Ж

  1. Название

  1. Форма

стихотворная

стихотворная

  1. Композиция

зачин, концовка

зачин, концовка

+

+

  1. Волшебные герои и предметы

зеркальце

говорящий рак

+

+

  1. Основа сюжета

Братья Гримм

«Белоснежка и семь гномов»

сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро.

     5. Сюжет

— от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

— судьбу царевны предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

+

— царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) 

—  300 лет спала.

+

— королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку)

— царевичу помогает старик

+

— орудие зла – яблоко (предмет многих русских сказок)

веретено.

+

— царевичу помогают в поисках царевны: 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина)

— 11 чародеек

+

Добро побеждает зло

+

+

6. Троекратный повтор

— 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

+

7. Магические числа

7 богатырей, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.

одно — царевна спала 300 лет (3 века)

+

8. Средства выразительности ( устойчивые эпитеты)

Постоянные эпитеты,

Постоянные эпитеты,

+

9. Язык

Простой, доступный: слова и выражения, используемые в русских народных сказках, устаревшие слова

«Аль откажешь мне в ответе?», «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи»

Чередуется просторечная лексика и возвышенная

+

10. Место действия

Упоминается терем

(чисто русское национальное жилище)

+

11. Герои

Падчерица, мачеха;

падчерица, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.

+

    Герои делятся на положительных и отрицательных.

+

+

12. Народная популярность сказки (по вашим наблюдениям)

Вывод: Ребята, давайте сделаем вывод по нашей таблице. Кому мы поставили больше плюсов? Подтвердилась ли наша гипотеза, что сказка А.С.Пушкина ближе к народной?6 этап

Так кто же из авторов лучше справился? Кто сделал лучшую художественную обработку народной сказки? Дайте обоснованный ответ, пользуясь результатами нашей таблицей .

Итак, действительно, Пушкин сделал лучшую художественную обработку народной сказки, и подтверждается это еще и тем, что сам Жуковский признал в своем ученике победителя, подарив ему свой портрет с подписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

7 этап. Самооценка. ( листы самооценки) Рефлексия

Анализируем рабочие листы учащихся

8 этап. Домашнее задание. Написать поздравительное письмо на свадьбу Королевичу Елисею и Царевне.

Цель: Провести сравнительный анализ литературных сказок А.С. Пушкина и
В.А. Жуковского.

Задачи: Выявить сходные и различные черты литературных сказок.
Уяснить, кто из двух авторов лучше написал сказку, подобную народной.

Оборудование: Портреты писателей, изображения волшебных предметов,
раздаточный материал (отрывки из произведений).

Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, мы с вами прочитали сказки Василия Андреевича Жуковского “Спящая
царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Александра Сергеевича
Пушкина.

– Какая жизненная история послужила “толчком” для создания этих сказок?
(Спор авторов.)

Сегодня, сравнив обе сказки, мы постараемся понять, кто из двух авторов,
лучше справился с обработкой народной сказки.

– Как называется сказка, у которой есть автор? (Авторская сказка.)

– Если бы эти сказки бы русскими народными, к какому виду сказок мы бы их
отнесли? (Волшебные.)

Для удобства нашей работы мы разделимся на две команды.

1 команда (1 и ½ 2 ряда)
 В.А. Жуковский
“Спящая царевна”
 
2 команда (12 2 ряда и 3)
А.С. Пушкин
 “Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях”

Сравнивая, мы будем отталкиваться от особенностей русских народных сказок:

1) Композиция (построение произведения):

Какие части русской народной сказки мы встречаем в этих произведениях?
(Зачин, кульминация, концовка.)

Что такое зачин? Кульминация? Концовка?

– Зачин (Цитирование):

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

– Кульминация (цитирование):

На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
Вмиг проснулася она;
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг

– Концовка (Цитирование):

Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

2) Художественные средства выразительности:

Какие еще отличительные черты русских народных сказок нам здесь встретились?
(Проверка домашнего задания.)

Каждый пункт поясняется, дается определение.

– Постоянные эпитеты:

Мертвым сном;
дикий бор;
дремучий лес;
губки алые;
гробовая тишина; 
Красная девица;
черной зависти;
злая мачеха;
алым губкам; доброй вести;
люди добрые; красну солнцу.

– Сравнения:

Вспыхнул он, как от огня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой пустился в бор
 
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.

– Книжные выражения / народная речь:

Чтобы сказка была подобна народной, в ней должна звучать народная речь.
Давайте посмотрим справились ли с этим наши авторы.

Блещут розы по кустам.

Зданье – чудо старины.

Молод цвет ее ланит.

народная речь:

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит. .

Начал жить да поживать.

Свойство зеркальце имело.

 Восхищенья не снесла.

 Глядючи, белешенька земля,

Что-де в гости к ним зашла.

– Какие волшебные силы действуют в сказке?

12 чародеек. Солнце, месяц, ветер; зеркальце.

– Игра “ Распредели предметы по сказкам и найди лишние”

На доске перемешаны листы, на которых изображены волшебные предметы из разных
сказок. Учащиеся сопоставляют предметы и сказки и находят лишние.

– Магические цифры (3, 7, 9):

Три века Семь богатырей, семь торговых
Городов –приданое, три силы
Природы (солнце, месяц, ветер).

– Троекратные повторы:

Отсутствуют. Трижды Елисей обращается к
Силам природы. Царица
обращается к зеркальцу

(Цитирование, либо инсценировка заранее подготовленными учениками.)

Такое уважительное отношение к природе, вера в ее могущество характерна для
русского народа, что прочувствовал А.С. Пушкин и отразил в своем произведении.

– Олицетворение:

После каждого пункта идет подсчет баллов, чтобы в конце прийти к выводу, кто
победил в споре.

– Сравнение описания внешности героинь.

Мы сопоставим, какие слова находят поэты, чтобы описать персонажей. Например,
царевну. Найдите эти строки в тексте.

Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

Какое из описаний дает нам больше информации, более образное, яркое?

2. Исходя из этих особенностей, определите перу, какого автора принадлежат
эти отрывки?

(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)

Собралися пировать
Гости, званые царем;
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя
За прием благодаря,
Стали дочь его дарить.
(Жуковский В.А.)
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом.
(Жуковский В.А.)
 
На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет.
(Жуковский В.А.)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Пушкин А.С.)
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
(Пушкин А.С.)
 
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили – толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили…
(Пушкин А.С.)

Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
(Пушкин А.С.)

3. Игра “Вставь пропущенный эпитет”

А.С. Пушкин:

(Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)

Год прошел как сон _________,
Царь женился на другой.

Видит девица, что тут
Люди ______ живут.

Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли ______ девица,
Будь нам милая сестрица.

Делать нечего. Она
. _____ зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку.

 В руки яблочко взяла,
 К ______ губкам поднесла.

 В тот же день царица злая,
 _______ вести ожидая.

В.А. Жуковский:

Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как ________ цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…

Даже облака небес
На _______ , темный лес
Не навеет ветерок.

И окрестность со дворцом
Вся объята _______ сном.

Губки _____ горят;
Руки _____ лежат…
 

4. Подведение итогов.

– Кто же на самом деле, по вашему мнению, написал сказку подобную народной?
Дайте письменный ответ.

– Что вам понравилось сегодня на уроке?

5. Домашнее задание

Задание “Будьте внимательны к слову”, страница 102 (письменно).

Приложение.

Комментарии преподавателя

1. Создание «Сказки о мертвой царевне». Место и время

Се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях» Эта сказ­ка да­ти­ро­ва­на 4 но­яб­ря 1833 года. Ос­но­вой сю­же­та по­слу­жи­ла рус­ская сказ­ка, рас­ска­зан­ная Пуш­ки­ну няней, Ари­ной Ро­ди­о­нов­ной, когда он жил дол­гую зиму в ссыл­ке, в сель­це Ми­хай­лов­ском, в име­нии своих ро­ди­те­лей. Сель­цо Ми­хай­лов­ское было неко­гда ча­стью двор­цо­вых зе­мель, Ука­зом до­че­ри Петра 1  в 1742 году оно было по­жа­ло­ва­но в веч­ное вла­де­ние Аб­ра­му Пет­ро­ви­чу Ган­ни­ба­лу — «арапу Петра Ве­ли­ко­го», пра­де­ду Пуш­ки­на ,  в «воз­да­я­ние за­слуг, ока­зан­ных им оте­че­ству». «При­ютом спо­кой­ствия, тру­дов и вдох­но­ве­нья» на­зы­вал поэт Ми­хай­лов­ское. Два года он про­вел здесь в ссыл­ке – из­гнан­ни­ком.

Се­год­ня мы с вами по­про­бу­ем срав­нить ис­ход­ную на­род­ную сказ­ку , за­пись ко­то­рой оста­лась в бу­ма­гах поэта, со «Сказ­кой о мерт­вой ца­ревне…»

 2. Вступление

Мы уже го­во­рил о том, что в ос­но­ве ли­те­ра­тур­ной сказ­ки часто лежит сказ­ка на­род­ная, но из­ме­нен­ная, до­пол­нен­ная, при­об­рет­шее со­вер­шен­но новое зву­ча­ние, слу­жа­щее целям, ко­то­рые ста­вит перед собой автор.

Вот как, очень схе­ма­тич­но, вы­гля­дит   за­пись сю­же­та на­род­ной сказ­ки:

«Ца­рев­на за­блу­ди­лась в лесу.

Уже стран­но: сказ­ка без на­ча­ла.

Вы пом­ни­те на­ча­ло сказ­ки Пуш­ки­на:

«Царь с ца­ри­цею про­стил­ся, В путь-до­ро­гу сна­ря­дил­ся, И ца­ри­ца у окна Села ждать его одна.

Сказ­ка Пуш­ки­на на­чи­на­ет­ся с раз­лу­ки. Рас­сказ о то­ми­тель­ном ожи­да­нии «ми­лО­го друга» очень похож на на­род­ную песню, мы чув­ству­ем тре­во­гу, и она не на­прас­на.

Ждет-по­ждет с утра до ночи, Смот­рит в поле, инда очи Раз­бо­ле­лись гля­дю­чи С белой зори до ночи; Не ви­дать ми­ло­го друга! Толь­ко видит: вьет­ся вьюга, Снег ва­лит­ся на поля, Вся бе­ле­шень­ка земля. Де­вять ме­ся­цев про­хо­дит, С поля глаз она не сво­дит. Вот в со­чель­ник в самый, в ночь Бог дает ца­ри­це дочь.

Одна ра­дость вле­чет за собой дру­гую: воз­вра­ще­ние царя Рано утром гость же­лан­ный, День и ночь так долго ждан­ный, Из­да­ле­ча на­ко­нец Во­ро­тил­ся царь-отец.

Ка­за­лось бы : о чем даль­ше рас­ска­зы­вать – уже счаст­ли­вый конец? Но про­дол­же­ние самое неожи­дан­ное:

На него она взгля­ну­ла, Тя­же­ле­шень­ко вздох­ну­ла, Вос­хи­ще­нья не снес­ла, И к обедне умер­ла.

По­лу­ча­ет­ся ,что ца­ри­ца уми­ра­ет от ра­до­сти встре­чи. От этого про­ти­во­ре­чия:  ра­дость – смерть тре­во­га и бес­по­кой­ство чи­та­те­ля воз­рас­та­ют мно­го­крат­но.

 3. Язык сказки

Язык сказ­ки очень бли­зок на­род­но­му, осо­бен­но это за­мет­но во вступ­ле­нии: это со­зда­ет осо­бое на­стро­е­ние . Ис­поль­зо­ва­ны обо­ро­ты речи, ха­рак­тер­ные для ска­зок путь –до­ро­га, ждет по­ждет, царь-отец;  на­род­ные (уста­рев­шие уже в пуш­кин­ские вре­ме­на) формы речи : инда  очи раз­бо­ле­лись гля­дю­чи, из­да­ле­ча;  осо­бые суф­фик­сы, ко­то­рые до­бав­ля­ют сло­вам вы­ра­зи­тель­но­сти: лас­ко­во-пе­чаль­ное — бе­ле­шень­ка, тя­же­ле­шень­ко.

 4. Мачеха

В на­род­ной сказ­ке упо­ми­на­ет­ся ма­че­ха ца­рев­ны – новая жена царя. Вот как у Пуш­ки­на:  Долго царь был неуте­шен, Но как быть? и он был гре­шен; Год про­шел, как сон пу­стой, Царь же­нил­ся на дру­гой. Прав­ду мол­вить, мо­ло­ди­ца Уж и впрямь была ца­ри­ца: Вы­со­ка, строй­на, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, лом­ли­ва, Свое­нрав­на и рев­ни­ва.

За­ме­ча­тель­ная де­таль: уж и впрямь  была ца­ри­ца. Ви­ди­мо, пер­вая жена царя (по мне­нию кого, кста­ти?) дер­жа­ла себя не по-цар­ски?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние ,что в на­род­ных сказ­ках о ма­че­хе го­во­рит­ся обыч­но так: Злая ма­че­ха – и все. А тут ха­рак­тер ма­че­хи не ис­чер­пы­ва­ет­ся одним опре­де­ле­ни­ем , а очень по­дроб­но опи­сан. Мы еще вер­нем­ся к этим стро­кам.

Ис­то­рию вза­и­мо­от­но­ше­ний новой ца­ри­цы и зер­каль­ца: «Я ль на свете всех милее, всех ру­мя­ней и белее?» мы тоже не на­хо­дим в за­пи­си на­род­ной сказ­ки. А это очень важ­ная часть ис­то­рии. Имен­но зер­каль­це ,само того не желая, на­прав­ля­ет гнев ма­че­хи про­тив ца­рев­ны: «А ца­рев­на все ж милее ,все ж  ру­мя­ней и белее» «Ах ты, мерз­кое стек­ло! Это врешь ты мне назло. Как тя­гать­ся ей со мною? Я в ней дурь-то успо­кою.

 5. Царевна в лесу. Богатыри

Итак, ца­ри­ца от­прав­ля­ет ца­рев­ну в лес. Чер­ной за­ви­сти полна, Бро­сив зер­каль­це под лавку, По­зва­ла к себе Чер­нав­ку И на­ка­зы­ва­ет ей, Сен­ной де­вуш­ке своей, Весть ца­рев­ну в глушь лес­ную И, свя­зав ее, живую Под сос­ной оста­вить там На съе­де­ние вол­кам.  

В за­пи­си  на­род­ной сказ­ки ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся в лесу слу­чай­но – за­блу­ди­лась, у Пуш­ки­на  — злой волей ца­ри­цы , пом­ни­те – «чер­ной за­ви­сти полна»

На­род­ная сказ­ка между тем рас­ска­зы­ва­ет, что было даль­ше:

На­хо­дит дом  пу­стой, уби­ра­ет его. Две­на­дцать бра­тьев при­ез­жа­ют.»Ах ,го­во­рят ,тут был  кто -то — али муж­чи­на, али жен­щи­на: коли муж­чи­на, будь нам отец род­ной или брат на­зван­ный, коли жен­щи­на, будь нам мать или сест­ра»

По­хо­же у Пуш­ки­на? Очень, толь­ко бра­тьев ста­но­вит­ся 7 . «Вхо­дят семь бо­га­ты­рей, Семь ру­мя­ных уса­чей. Стар­ший мол­вил: «Что за диво! Все так чисто и кра­си­во. Кто-то терем при­би­рал Да хо­зя­ев под­жи­дал. Кто же? Выдь и по­ка­жи­ся, С нами чест­но по­дру­жи­ся. Коль ты ста­рый че­ло­век, Дядей бу­дешь нам навек. Коли па­рень ты ру­мя­ный, Бра­тец бу­дешь нам на­зва­ный. Коль ста­руш­ка, будь нам мать, Так и ста­нем ве­ли­чать. Коли крас­ная де­ви­ца, Будь нам милая сест­ри­ца».

А что было даль­ше?

Сии бра­тья враж­ду­ют с дру­ги­ми две­на­дца­тью бо­га­ты­ря­ми, уез­жая, они остав­ля­ют сест­ре пла­ток ,сапог и шапку: «Если кро­вию на­льют­ся ,не жди нас»

В сказ­ке Пуш­ки­на  не рас­ска­зы­ва­ет­ся об этом ,но эта ис­то­рия с вол­шеб­ны­ми ве­ща­ми до­воль­но рас­про­стра­не­на в на­род­ных вол­шеб­ных сказ­ках . По­че­му же Пуш­кин не вос­поль­зо­вал­ся таким по­во­ро­том?  Ви­ди­мо ,по­то­му что это от­влек­ло бы наше вни­ма­ние от ца­рев­ны?

Даль­ше сказ­ка рас­ска­зы­ва­ет о том, что никак не вя­жет­ся в нашем со­зна­нии с ца­рев­ной и ее ха­рак­те­ром: Бе­ло­ли­ца, чер­но­бро­ва, Нраву крот­ко­го та­ко­го.

При­ез­жая назад, спят они сном бо­га­тыр­ским. Пер­вый раз 12, вто­рой 24 ,тре­тий раз – 31. Про­тив­ни­ки при­ез­жа­ют и пи­ру­ют. Она под­но­сит  им сон­ных ка­пель итд.

Неспо­соб­на пуш­кин­ская ца­рев­на под­не­сти ко­му-то сон­ных ка­пель!!! Это  — к ма­че­хе.

2.5. Смерть ца­рев­ны.

Ма­че­ха ее при­хо­дит в лес под видом ни­щен­ки – со­ба­ки ходят на цепях и не под­пус­ка­ют ее.Она дарит ца­ревне ру­баш­ку, ко­то­рую та ,надев, уми­ра­ет

И у Пуш­ки­на так же, за ис­клю­че­ни­ем де­та­ли – не ру­баш­ка, а яб­ло­ко губит ца­рев­ну.

По­че­му так?

Оно Соку спе­ло­го полно, Так свежо и так ду­ши­сто, Так ру­мя­но-зо­ло­ти­сто, Будто медом на­ли­лось! Видны се­меч­ки на­сквозь… На­по­е­но было ядом, знать , оно. Опять на­ли­цо несо­от­вет­ствие между внеш­ней кра­со­той и внут­рен­ним со­дер­жи­мым. Это яб­ло­ко ни­ко­го вам  не на­по­ми­на­ет?

Кста­ти, в на­род­ной сказ­ке не объ­яс­ня­ет­ся, от­ку­да ма­че­ха узна­ла про ца­рев­ну и по­че­му ре­ши­ла ее по­гу­бить ( хотя в на­род­ной сказ­ке ма­че­ха губит пад­че­ри­цу прак­ти­че­ски все­гда), в сказ­ке Пуш­ки­на ца­рев­ну вы­да­ет зер­каль­це:

…живет без вся­кой славы, Средь зе­ле­ныя дуб­ра­вы, У семи бо­га­ты­рей Та, что все ж тебя милей.

Ца­рев­на уми­ра­ет

 Бра­тья хо­ро­нят ее в гроб­ни­це, на­тя­ну­той зо­ло­ты­ми це­пя­ми к двум сос­нам.

Пуш­кин­ские бра­тья бо­га­ты­ри по­сту­па­ют ровно также. Нами ты была лю­би­ма И для ми­ло­го хра­ни­ма — Не до­ста­лась ни­ко­му, Толь­ко гробу од­но­му».

 6. Королевич Елисей

Да ведь у пуш­кин­ской ца­рев­ны был жених – ко­ро­ле­вич Ели­сей. И беда слу­чи­лась на­ка­нуне сва­дьбы, ца­ри­ца-то на де­вич­ник ( де­ви­чьи по­си­дел­ки перед сва­дьбой) со­би­ра­лась.

И,  как по­ло­же­но в на­род­ной сказ­ке,  он от­прав­ля­ет­ся «за кра­са­ви­цей- женой, за неве­стой мо­ло­дой» и ищет ее по всему свету ,и об­ра­ща­ет­ся за по­мо­щью к силам при­ро­ды,  с той раз­ни­цей, что он –то , Ели­сей, ни­ка­ко­го за­пре­та не на­ру­шал – обя­за­тель­ное усло­вие, как мы пом­ним в на­род­ной сказ­ке.

В за­пи­си на­род­ной сказ­ки у ца­рев­ны нет же­ни­ха, Ца­ре­вич влюб­ля­ет­ся в ее труп

Уви­дел необык­но­вен­ную кра­со­ту (внеш­нюю!)  — по­лю­бил.   Что было даль­ше,  Пуш­кин не за­пи­сы­ва­ет.

Но со­чи­ня­ет:  И о гроб неве­сты милой Он уда­рил­ся всей силой. Гроб раз­бил­ся. Дева вдруг Ожила. Зачем уда­рил­ся? На­де­ясь ожи­вить? По-ви­ди­мо­му, нет. Тогда по­че­му?  По­че­му имен­но этот по­сту­пок ожи­вил деву? Счаст­ли­вые ца­ре­вич  и ца­рев­на «бе­се­дуя при­ят­но, В путь пус­ка­ют­ся об­рат­но, И тру­бит уже молва: Дочка цар­ская жива!»

По за­ко­нам жанра,  добро долж­но вос­тор­же­ство­вать  — сва­дьба  — обя­за­тель­на!!!

Сва­дьбу тот­час учи­ни­ли, И с неве­стою своей Об­вен­чал­ся Ели­сей; И никто с на­ча­ла мира Не видал та­ко­го пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь об­мо­чил.                         Но и зло долж­но быть на­ка­за­но: пом­ни­те, что злых се­стер могли вы­гнать из дому, а могли и ки­нуть на съе­де­ние диким зве­рям. У Пуш­ки­на ма­че­ху никто не на­ка­зы­ва­ет, она сама уми­ра­ет, от соб­ствен­ной зло­сти: Злая ма­че­ха, вско­чив, Об пол зер­каль­це раз­бив, В двери прямо по­бе­жа­ла И ца­рев­ну по­встре­ча­ла. Тут ее тоска взяла, И ца­ри­ца умер­ла.

И это  важ­ное от­ли­чие ли­те­ра­тур­ной сказ­ки от на­род­ной. 

 7. Выводы

Таким об­ра­зом мы видим, что Пуш­кин ис­поль­зо­вал де­та­ли сю­же­та на­род­ной сказ­ки, но ведут себя герои по-ино­му, и ру­ко­вод­ству­ют­ся не жест­ки­ми –пред­пи­сан­ны­ми пра­ви­ла­ми ( как дол­жен по­сту­пить герой в сказ­ке),  их по­ступ­ки ос­но­ва­ны на их ха­рак­те­рах, чув­ствах, прин­ци­пах))

Ма­че­ха нена­ви­дит пад­че­ри­цу «не по долж­но­сти» ,а из за­ви­сти,  ца­рев­на дер­жит дан­ное слово – но дру­го­му я на­веч­но от­да­на, Ели­сей бьет­ся об гроб не по­то­му что вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки ему от­кры­ли это – как вер­ное сред­ство спа­се­ния неве­сты – он в этот мо­мент точно знает ,что она мерт­ва.

Вот и по­лу­ча­ет­ся,  что сказ­ка Пуш­ки­на, ос­но­вы­ва­ясь на на­род­ной, рас­ска­зы­ва­ет со­всем о дру­гом.

На этом наш урок за­кон­чен, до сви­да­ния.

*******************************************

 1. Названия пушкинских сказок

Здрав­ствуй­те! Мы про­дол­жа­ем раз­го­вор о «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях» Пуш­ки­на. И пре­жде всего се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о ее на­зва­нии.

Вы на­вер­ня­ка об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как на­зва­ны сказ­ки Пуш­ки­на:

Осмот­рим их в по­ряд­ке на­пи­са­ния:

Сказ­ка «Жених» на­пи­са­на в 1825 году

«Сказ­ка о попе и его ра­бот­ни­ке Балде» —  в 1830г.

Неза­кон­чен­ная «Сказ­ка о мед­ве­ди­хе» —  пред­по­ло­жи­тель­но тоже в 1830г

«Сказ­ка о царе Сал­тане…» — в 1831г

«Сказ­ка о ры­ба­ке и рыбке» в 1833г, в том же году на­пи­са­на «Сказ­ка о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»

По­след­ней на­пи­са­на «Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке» — в 1834 году.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в на­зва­нии ,кроме самой пер­вой сказ­ки, фи­гу­ри­ру­ет на­зва­ние жанра – сказ­ка. Слу­чай­но ли это?

На­вер­ное, нет. Ве­ро­ят­но, Пуш­ки­ну было важно ука­зать жанр, об­ра­тить на него вни­ма­ние чи­та­те­ля. Сказ­ка как жанр была жан­ром для чи­та­те­лей (имен­но чи­та­те­лей, не слу­ша­те­лей) новым.

 2. Сказочное состязание с Жуковским

Имен­но на­ча­ло 30 годов 19 века можно на­звать вре­ме­нем «ска­зоч­но­го со­стя­за­ния» Пуш­ки­на с Жу­ков­ским, когда оба поэта со­зда­ют свои сказ­ки и чи­та­ют их друг другу.

Сказ­ки Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го:

В 30 годы 19 века Жу­ков­ским было на­пи­са­но несколь­ко ска­зок:

1. «Сказ­ка о царе Бе­рен­дее, о сыне его Иване-ца­ре­ви­че, о хит­ро­стях Кощея Бес­смерт­но­го и о пре­муд­ро­сти Ма­рьи-ца­рев­ны, Ко­ще­е­вой до­че­ри».  Сюжет сказ­ки был за­пи­сан А. С. Пуш­ки­ным в Ми­хай­лов­ском и по­да­рен В. А. Жу­ков­ско­му.

2. «Спя­щая ца­рев­на». В 1826 году Жу­ков­ский пе­ре­вел на рус­ский язык сказ­ку «Ко­лю­чая роза» из сбор­ни­ка бра­тьев Гримм. В 1831 году на ос­но­ве ее сю­же­та поэт со­зда­ет ори­ги­наль­ную сказ­ку, введя в нее эле­мен­ты рус­ской на­род­ной сказ­ки, обо­га­тив ее ре­аль­ны­ми при­ме­та­ми рус­ско­го быта, ис­поль­зуя тра­ди­ци­он­ные ска­зоч­ные фор­му­лы:

Сва­дьба, пир, и я там был И вино на сва­дьбе пил; По усам вино бе­жа­ло, В рот ни капли не по­па­ло.

3 «Война мышей и ля­гу­шек» яв­ля­ет­ся воль­ным пе­ре­ло­же­ни­ем древ­не­гре­че­ской поэмы. По со­ве­ту Пуш­ки­на, ис­поль­зуя ста­рый ли­те­ра­тур­ный сюжет, Жу­ков­ский со­зда­ет  сказ­ку, в ко­то­рой вы­сме­и­ва­ет  ли­те­ра­тур­ные споры сво­е­го вре­ме­ни.

 3. Противоречие в названии: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Итак: «Сказ­ка о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»  

Что ме­ша­ет,  «ца­ра­па­ет», ка­жет­ся стран­ным  в на­зва­нии?   Ко­неч­но, — мерт­вая ца­рев­на. Ка­за­лось бы, по­че­му не ска­зать спя­щая? «Сказ­ка о спя­щей ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»  — зву­ча­ло бы  от­лич­но? 

Ведь слово «мерт­вая» вну­ша­ет ужас, а «спя­щая» — на­деж­ду, даже уве­рен­ность в счаст­ли­вом конце. Зачем же в за­гла­вии по­ка­зы­вать чи­та­те­лю ,что дело – без­на­деж­но, ца­рев­на-то мерт­вая?

Осо­бен­но нелов­ко от со­сед­ства в на­зва­нии мерт­вой ца­рев­ны и целых семи! бо­га­ты­рей. Что  ж за бо­га­ты­ри такие, если они не могут за­щи­тить от смер­ти одну ца­рев­ну???

А дей­стви­тель­но, кто такие бо­га­ты­ри?

Бо­га­ты­ри — (от др. тюрк. ба­га­тур храб­рый воин) герои рус­ских былин, за­щит­ни­ки рус­скойземли, со­вер­ша­ю­щие во­ин­ские по­дви­ги, от­ли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой силой, удаль­ством, умом, са­мо­об­ла­да­ни­ем. Бо­га­тырь все­гда за­щи­ща­ет сла­бо­го, без­за­щит­но­го ,все­гда стоит за прав­ду.

По­смот­ри­те, ка­ки­ми  изоб­ра­же­ны бо­га­ты­ри на кар­тине Вас­не­цо­ва:          

Ведь невоз­мож­но пред­ста­вить, что такие ви­тя­зи не спа­сут, не убе­ре­гут, оста­вят без за­щи­ты и по­мо­щи.

 4. Почему богатыри не уберегли царевну?

Как так по­лу­чи­лось, что се­ме­ро  бо­га­ты­рей не смог­ли убе­речь одну  де­вуш­ку, ко­то­рую они  по­чи­та­ли за сест­ри­цу и даже лю­би­ли?

Но неве­ста мо­ло­дая, До зари в лесу блуж­дая, Между тем все шла да шла И на терем на­бре­ла. Ей нав­стре­чу пес, залая, При­бе­жал и смолк, играя; В во­ро­та вошла она, На по­дво­рье ти­ши­на. Пес бежит за ней, лас­ка­ясь, А ца­рев­на, под­би­ра­ясь, Под­ня­ла­ся на крыль­цо И взя­ла­ся за коль­цо; Дверь ти­хонь­ко от­во­ри­лась. И ца­рев­на очу­ти­лась В свет­лой гор­ни­це; кру­гом Лавки, кры­тые ков­ром, Под свя­ты­ми стол ду­бо­вый, Печь с ле­жан­кой из­раз­цо­вой. Видит де­ви­ца, что тут Люди доб­рые живут; Знать, не будет ей обид­но. Ни­ко­го меж тем не видно. Дом ца­рев­на обо­шла, Все по­ряд­ком убра­ла, За­све­ти­ла богу свеч­ку, За­то­пи­ла жарко печку, На по­ла­ти взо­бра­лась И ти­хонь­ко улег­лась. Час обеда при­бли­жал­ся, Топот по двору раз­дал­ся: Вхо­дят семь бо­га­ты­рей, Семь ру­мя­ных уса­чей. Стар­ший мол­вил: «Что за диво! Все так чисто и кра­си­во. Кто-то терем при­би­рал Да хо­зя­ев под­жи­дал. Кто же? Выдь и по­ка­жи­ся, С нами чест­но по­дру­жи­ся. Коль ты ста­рый че­ло­век, Дядей бу­дешь нам навек. Коли па­рень ты ру­мя­ный, Бра­тец бу­дешь нам на­зва­ный. Коль ста­руш­ка, будь нам мать, Так и ста­нем ве­ли­чать. Коли крас­ная де­ви­ца, Будь нам милая сест­ри­ца». И ца­рев­на к ним сошла, Честь хо­зя­ям от­да­ла, В пояс низко по­кло­ни­лась; За­крас­нев­шись, из­ви­ни­лась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опо­зна­ли, Что ца­рев­ну при­ни­ма­ли; Уса­ди­ли в уго­лок, Под­но­си­ли пи­ро­жок, Рюмку полну на­ли­ва­ли, На под­но­се по­да­ва­ли. От зе­ле­но­го вина От­ре­ка­ла­ся она; Пи­ро­жок лишь раз­ло­ми­ла, Да ку­со­чек при­ку­си­ла, И с до­ро­ги от­ды­хать От­про­си­лась на кро­вать. От­ве­ли они де­ви­цу Вверх во свет­лую свет­ли­цу И оста­ви­ли одну, От­хо­дя­щую ко сну.

Ца­рев­на при­хо­дит с доб­ром – убра­ла, за­то­пи­ла печку, при­го­то­ви­лась к встре­че с хо­зя­е­ва­ми, и Бо­га­ты­ри от­ве­ти­ли доб­ром, при­юти­ли ца­рев­ну, и стали они друж­но жить да по­жи­вать:

День за днем идет, мель­кая, А ца­рев­на мо­ло­дая Все в лесу, не скуч­но ей У семи бо­га­ты­рей…. Им она не пре­ко­сло­вит, Не пе­ре­чат ей они. Так идут за днями дни. Но такая идил­лия не может длить­ся вечно – ца­рев­на мо­ло­да и пре­крас­на. Бра­тья милую де­ви­цу По­лю­би­ли. К ней в свет­ли­цу Раз, лишь толь­ко рас­све­ло, Всех их се­ме­ро вошло. Стар­ший мол­вил ей: «Де­ви­ца, Зна­ешь: всем ты нам сест­ри­ца, Всех нас се­ме­ро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нель­зя, так бога ради По­ми­ри нас как-ни­будь: Од­но­му женою будь, Про­чим лас­ко­вой сест­рою. Что ж ка­ча­ешь го­ло­вою? Аль от­ка­зы­ва­ешь нам? Аль товар не по куп­цам?» Ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся в очень слож­ной си­ту­а­ции: от­ка­за при­ютив­шим ее людям. Она вол­ну­ет­ся, она не хочет их оби­деть, ведь она от­ка­зы­ва­ет не по­то­му что она  -ца­рев­на, но по­то­му что  – Дру­го­му я на­ве­ки от­да­на.Иначе по­сту­пить она не может. Тут за­ме­ча­тель­на ре­ак­ция бра­тьев : Бра­тья молча по­сто­я­ли Да в за­тыл­ке по­че­са­ли.

Так и ви­дишь этих огром­ных муж­чин, силь­ных, доб­рых, но немнож­ко неда­ле­ких  и уж со­всем неро­ман­ти­че­ских натур.

Отказ ца­рев­ны ни­че­го не из­ме­нил в их жизни:

Же­ни­хи ей по­кло­ни­лись, По­ти­хонь­ку уда­ли­лись, И со­глас­но все опять Стали жить да по­жи­вать.

Когда бра­тья об­на­ру­жи­ли, вер­нув­шись домой, ца­рев­ну мерт­вой, они очень опе­ча­ли­лись:

Перед мерт­вою ца­рев­ной Бра­тья в го­ре­сти ду­шев­ной Все по­ник­ли го­ло­вой. Им даже по­ка­за­лось ,что она не умер­ла, а спит. Она, Как под кры­лыш­ком у сна, Так тиха, свежа ле­жа­ла, Что лишь толь­ко не ды­ша­ла. Но все, что они пред­при­ня­ли – ждать. Это ров­ное спо­кой­ствие, сми­ре­ние и может ни­ко­го спа­сти. Пас­сив­ным ожи­да­ни­ем зло не по­бе­дишь, так ли долж­ны вести себя бо­га­ты­ри? А когда ца­рев­на сама собой «не вос­ста­ла ото сна»,они ее по­хо­ро­ни­ли. Со­тво­рив обряд пе­чаль­ный, Вот они во гроб хру­сталь­ный Труп ца­рев­ны мо­ло­дой По­ло­жи­ли Все, она для них умер­ла без­воз­врат­но, а ведь это сказ­ка, где все воз­мож­но!!! где мерт­вая и живая вода чу­де­са может со­тво­рить– труп ца­рев­ны мо­ло­дой, это их ощу­ще­ние про­ис­хо­дя­ще­го пе­ре­да­ет Пуш­кин. — и тол­пой По­нес­ли в пу­стую гору, И в по­лу­ноч­ную пору Гроб ее к шести стол­бам На цепях чу­гун­ных там Осто­рож­но при­вин­ти­ли, И ре­шет­кой огра­ди­ли;

По­лу­ча­ет­ся, что бо­га­ты­ри ни­че­го и не сде­ла­ли, чтоб вы­рвать ца­рев­ну из этого оча­ро­ван­но­го сна- смер­ти. По­че­му они сразу сми­ри­лись? Недо­ста­точ­но лю­би­ли?

А может, не это и не под силу было сде­лать бо­га­ты­рям, с их доб­ро­той и спо­кой­стви­ем, без от­ча­я­ния и тре­пе­та?

Как же один ко­ро­ле­вич Ели­сей смог? По­че­му один ока­зал­ся силь­нее всех бо­га­ты­рей, силь­нее даже смер­ти? И молва тре­зво­нить стала: Дочка цар­ская про­па­ла! Тужит бед­ный царь по ней. Ко­ро­ле­вич Ели­сей, По­мо­лясь усерд­но богу, От­прав­ля­ет­ся в до­ро­гу За кра­са­ви­цей-ду­шой, За неве­стой мо­ло­дой.

И тоже об­ра­ти­те вни­ма­ние – царь ту­жит-пе­ча­лит­ся, но ни­че­го не пред­при­ни­ма­ет ,чтоб найти дочь.

А Ели­сей между тем  отрав­ля­ет­ся ис­кать свою неве­сту и ни у кого не по­лу­ча­ет не толь­ко по­мо­щи, но даже про­сто­го че­ло­ве­че­ско­го со­чув­ствия:

За неве­стою своей Ко­ро­ле­вич Ели­сей Между тем по свету ска­чет. Нет как нет! Он горь­ко пла­чет, И кого ни спро­сит он, Всем во­прос его муд­рен; Кто в глаза ему сме­ет­ся, Кто ско­рее от­вер­нет­ся;

К силам вол­шеб­ным, силам при­ро­ды он об­ра­ща­ет­ся от безыс­ход­но­сти, но ни солн­це, ни месяц (кста­ти, об­ра­ти­те вни­ма­ние ,что к солн­цу и ме­ся­цу он об­ра­ща­ет­ся с раз­ной сте­пе­нью тор­же­ствен­но­сти) не могут ему по­мочь, толь­ко ветер по­мо­га­ет  и од­но­вре­мен­но от­би­ра­ет вся­кую на­деж­ду.  (Кста­ти, так чест­ность зер­каль­ца, пре­воз­но­ся­ще­го кра­со­ту ца­рев­ны,  ее же и губит)

Ко­ро­ле­вич за­ры­дал И пошел к пу­сто­му месту На пре­крас­ную неве­сту По­смот­реть еще хоть раз.   Ца­ре­вич, в от­ли­чие от бо­га­ты­рей, не видит, что ца­рев­на как будто спит, он знает ( ему ветер ска­зал),  что она умер­ла.  Он идет про­щать­ся на­все­гда. И   о гроб неве­сты милой Он уда­рил­ся всей силой. Какое чув­ство он ис­пы­тал?   Пол­ней­шее от­ча­я­ние. Пол­ную без­на­деж­ность. Без­гра­нич­ное горе.

И имен­но эта невоз­мож­ность сми­рить­ся с по­те­рей, имен­но край­нее от­ча­я­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ешь ,когда те­ря­ешь самое до­ро­гое( чув­ство, бо­га­ты­ря­ми не ис­пы­тан­ное)  и спа­са­ет –вос­кре­ша­ет-про­буж­да­ет ца­рев­ну.

Такой мотив не ха­рак­те­рен для на­род­ной сказ­ки: герой обя­за­тель­но спа­сет свою суже­ную, про­сто по­то­му что иного не дано, он вос­поль­зу­ет­ся вол­шеб­ным пред­ме­том или за­го­во­ром, но чтоб спа­сти, по­то­му что от­ча­ян­но го­рю­ешь, спа­сти силой са­мо­го чув­ства – та­ко­го на­род­ная сказ­ка не знает.

Итак, то, что ока­за­лось непод­власт­но бо­га­ты­рям – чудо спа­се­ния без­на­деж­но мерт­вой ца­рев­ны,  — воз­мож­но для лю­бя­ще­го и от­ча­яв­ше­го­ся Ели­сея. Спа­сти не толь­ко лю­бо­вью, но и силой стра­да­ния – еще одно из про­ти­во­ре­чий этой сказ­ки.

На этом наш се­го­дняш­ний урок за­кон­чен, за­гла­вие сказ­ки поз­во­ли­ло нам лучше по­нять ав­тор­ский за­мы­сел. Но нам еще есть о чем по­го­во­рить. До сви­да­ния.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/shodstvo-i-razlichie-literaturnoy-i-narodnoy-skazok?seconds=0

http://bigslide.ru/literatura/15342-literaturnaya-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-b.html

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/pochemu-bogatyri-ne-spasli-tsarevnu?seconds=0

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина по жанру является литературной стихотворной сказкой. В ней поэт использовал традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и доброй падчерице. В этой сказке, в отличие от народной сказки, даются авторские характеристики. Читатель видит отношение автора к главным героиням. В сравнительной характеристике царевны и царицы отмечены и различия в их речи, а также отношение других персонажей к этим героиням. Всё это является признаком литературной, а не книжной народной сказки.

Портрет: описание внешности, характеристика речи

Царевна сразу после рождения лишилась матери, а когда подросла, стала настоящей красавицей, белолицей и чернобровой. Говорила она так кротко, вежливо, ласково, тихо, выразительно, что богатыри сразу по её речи «спознали, что царевну принимали».

Царица, на которой царь женился через год после смерти матери царевны, тоже была красива: «высока, стройна, бела». Ласково она говорила только с зеркальцем, которое ей досталось в приданое. Оно было волшебное: умело говорить и всегда хвалило красоту своей хозяйки. Но когда зеркальце однажды сказало, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», царица закричала: «Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою».

Характер, поступки

Царевна была доброй, отзывчивой девушкой, её все любили за это, кроме злобной, завистливой мачехи. Поэтому сенная девушка Чернавка, которой царица приказала завести падчерицу в лесную глушь, связать и оставить на съеденье волкам, пожалела царевну. Она её увела в лес, но не связала и отпустила. Живя в тереме у семи богатырей, царевна пожалела нищую черницу (Чернавку, одетую, как монахиня) и дала ей хлеб. Она ласкова не только с людьми, но и с псом, которого зовут Соколко и который живёт у семи богатырей.

Царевна была робкой и догадливой. Догадавшись, что Чернавка завела её в лес, чтобы погубить, она сильно испугалась, попросила не губить её и пообещала пожаловать Чернавку, когда станет царицей.

Молодая царевна скромна, вежлива. Когда в лесной терем вернулись богатыри, она, низко поклонившись им и закрасневшись, извинилась, что зашла к ним в гости, «хоть звана и не была».

Царевна трудолюбива. Живя в лесном тереме у семи богатырей, она не сидела сложа руки: прибирала комнаты в тереме, топила печь, готовила еду, пряла.

Царевна — спокойная, вежливая, миролюбивая девушка. Она, живя у семи богатырей, вела себя скромно, им не перечила. Царевна верна своему жениху королевичу Елисею. Когда богатыри предложили ей выбрать среди них себе жениха, девушка тактично им отказала и сообщила, что она невеста королевича Елисея. И ещё сказала богатырям, что для неё они «все равны, все удалы, все умны», что она любит их сердечно, как родных братцев. Тактичный и вежливый отказ милой девицы не повлиял на отношение богатырей к ней, и все они вновь стали согласно, мирно «жить да поживать».

Царица — настоящий антагонист царевны (то есть её характер прямо противоположен характеру падчерицы). Царица злая, грубая, эгоистичная, любит только себя, считает себя самой красивой на свете, завидует красоте царквны. Ради того, чтобы избавиться от падчерицы, которую зеркало признало более красивой, чем она, царица 2 раза покушалась на её жизнь. Она велела Чернавке оставить царевну в лесу на съеденье волкам. Узнав от зеркала, что падчерица жива, она разозлилась на Чернавку, что та её не связала в лесу. Жестокая царица снова велела ей погубить царевну, иначе хотела надеть Чернавке на шею рогатку (железный ошейник с длинными шипами). Девушка в этом ошейнике погибла бы, так как не смогла бы спать. Чернавка не готова была пожертвовать собой. Поэтому она переоделась в монашеское одеяние, взяла клюку и под видом нищей старой черницы (то есть монахини) пришла к лесному терему и угостила царевну отравленным яблоком.

Читатель, видя как ревность царицы к красоте падчерицы и желание первенствовать привели её к преступлению, уже не считает её красивой, ведь её злобность как бы перечёркивает её внешнюю красоту.

Отношение других персонажей к героиням



Овдовевший царь выбрал себе новую жену по красоте, а когда узнал её характер, вряд ли он ему понравился.

Дочь свою царь любит. Когда ей сыскался жених королевич Елисей, царь обещал дать дочери богатое приданое: 7 торговых городов и 140 теремов. А когда дочка пропала, бедный царь сильно по ней тужил.

Царевну ненавидит только ревнивая и завистливая царица, другие люди её любят: и отец, и королевич Елисей, и семеро богатырей. Чернавка в душе её любила, но не осмелилась противиться распоряжениям царицы, решившей, во что бы то ни стало, погубить падчерицу. Даже пёс Соколко, живущий у богатырей, сразу понял, что царевна добра, и стал ласкаться к ней. Соколко хотел, чтобы она бросила яблоко. Он «жалко смотрит, грозно воет, //Словно сердце пёсье ноет, //Словно хочет ей сказать: //Брось!» Но девушка не поняла предупреждения пса, ведь она была доверчива к людям и не заподозрила, что черница хочет её отравить.

Сенная девушка Чернавка боится царицы, так как видит её злость и жестокость.

Отношение автора к героиням

В тексте сказки ясно видна оценка автора главных героинь.

О его отрицательном отношении к царице говорят такие слова, относящиеся к ней: «…горда, ломлива, своенравна и ревнива»; «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» Пушкин дважды называет её «царицей злой» и «злой мачехой».

О том, что автору нравится царевна молодая, свидетельствуют такие слова: «Братья милую девицу полюбили»; «Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша».

Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)

Параметры сравнения Царевна Царица
Портрет Красива, «белолица, черноброва». Красива, «высока, стройна, бела».
Речь Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом.
Черты характера, поведение Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно).
Отношение к другим людям Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя.
Отношение других людей к героиням Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы.
Отношение автора к героиням Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой».
Вывод Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными.

Вывод

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин показывает, что добро сильнее зла. Молодая царевна олицетворяет добро, а царица является её антагонистом и олицетворяет зло.

Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.

  • Сравнение деревни и города на английском сочинение
  • Спящая царевна жуковский мультик сказка смотреть
  • Сравнение в сказке черная курица или подземные жители
  • Спящая царевна жуковский слушать 5 класс аудио сказка
  • Сработано на совесть как пишется