Сравнение сказки о царе салтане с русской народной сказкой

Конспект урока по предмету: литературное чтение по теме: сказка о царе салтане, сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных сказок,

Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»

По теме: «Сказка о царе
Салтане», сравнение народной и литературной сказок, особенности волшебных
сказок, и спользованием техники ментальных карт.

Автор: Хибабаева
Лейла Гюльметовна.

Место и роль урока в изучаемой теме: Комбинированный урок

Цели: Провести сопоставительный анализ
литературной сказки Пушкина с народной.

Планируемы результаты:  

·        
определять
отличительные особенности литературной сказки;

·        
совершенствовать
навыки чтения;

·        
развивать
умение анализировать художественное произведение;

·        
содействовать
воспитанию любви к поэтическому слову;

·        
воспитания
милосердия, ответственности, доброты, правдивости;

·        
развивать
чувства прекрасного посредством художественного слова;

·        
развивать
умение взаимодействовать с одноклассниками.

Оборудование: Учебник Литературное чтение. 3 класс 1
частьКлиманова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России, презентация, карточки.

1.    Орг.
момент:

Встали ребята,
повернулись к гостям. (Приветствие гостей).

2.    Ход.
Урока
.

3.    Мы
с вами начинаем урок литературного чтения, урок который развивает не только
нашу память, не только нашу речь, наше внимание и мышление; но и развивает
самое главное; наши эмоции, нашу фантазию, наше сердце и душу.

За что мы любим урок литературного
чтения?
(Ответы детей: 1) Узнаём много нового; 2)
Узнаем новых писателей, 3) читаем разные, интересные произведения).

Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (Новых
знаний)

А что необходимо, чтоб у нас урок
получился?
Внимательно слушать учителя.

Я желаю вам настроиться на рабочий лад, и
конечно же у вас всё получиться.

И так, посмотрите пожалуйста на модели
которые лежат перед вами, возьмите модели, прочитайте, что нужно выполнить?
(Заполнить модель чтения). Даю вам ровно одну минуту для заполнения этих
моделей самостоятельно. Кто уже выполнил?  а)С
помощью моделей мы узнаем                        какой раздел мы изучаем? (Великие русские писатели.)б) Биографию какого великого писателя
мы изучали на прошлом уроке?
(Биографию
А.С. Пушкина.)
в)
Какие стихотворения А.С. Пушкина мы изучили с вами? Кто
нам прочитает фрагмент из любого стихотворения?Какое произведение А.С. Пушкина
мы изучаем?
(Сказка о царе Салтане.) Что
было задано на дом? (Выучить наизусть любой фрагмент из сказки.)
Кто прочитает фрагмент из сказки? Красиво с вырожением.

Скажите пожалуйста,
понравилось ли Вам читать данное произведение? Ответьте почему? (Сказа о Царе
Салтане очень интересно читать, потому что автор показал нам волшебный
сказочный мир, где есть настоящие богатыри, есть лебедь белая, исполняющая
желания.Но больше всего мне понравилась, то что добро побеждает зло).

Я сегодня предлагаю вам,
провести сравнение данной сказки на наличие авторских признаков, а за основу мы
с вами возьмём слова Самуила Яковлевича Маршака
сказал, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной

Но для
начала нам необходимо вспомнить:

1.    Что такое сказка?

2.    Какие бывают сказки по написанию?

3.    Структура сказки?(Зачин, основная часть,
концовка).

После этого
мы приступим к сравнению; и так,

1.               
Что такое
сказка? 

2.               
Какие
бывают сказки по написанию? (Авторские и народные)

3.
Напомните мне признаки авторской сказки: 1.  Наличие автора. 2. Известен год
написания. 3. Письменная форма. 4. Жанр смешанный.

4.
Напомните мне признаки народной сказки: 1. Автор народ. 2. Год написания не
известен. 3. Устная форма (из уст в уста). 4. Каждая сказка имеет определённый
жанр. 

      5. Виды
сказок? а) О животных. (Главные герои животные? б) Волшебные сказки(Фантастический
мир).в) Бытовые сказки. (Описывается обыденная жизнь).

К какому
виду относится сказка о царе Салтане?

А теперь
давайте проанализируем сказку на сравнение её признаки из сказки о царе Салтане
авторской сказки и народной сказки:

Скажите
пожалуйста, сказка о ЦС авторская или народная, есть автор у сказки? (А.С.Пушкин),
а так же есть год написания 1831 г. есть ли в данной сказке зачин? Здесь
авторский зачин, «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком», Это говорит о
том, что события существуют не где-то там далеко, а здесь рядом с нами, на
русской земле.

Фома
написания какая? Письменная форма.(Ребята, в авторской сказке реалистично
описаны или предметы или герои, пейзажи) есть в этой сказке реалистичные
описания?

А знаете ли
вы, что, сюжет ко многим сказкам А.С. Пушкин  позаимствовал из  тех народных
сказок, которые в детстве рассказывала ему его няня, кто помнит, как звали няню?
(Полина Родионовна)

Сказка о
царе С. Это вольная обработка народной сказки, автор свободно изменял и
дополнял сюжет, сохраняя при этом, народный характер содержания.

Ребята мы с
вами выделили основные признаки авторской сказки из изучаемой нами сказки, а
теперь давайте выделим признаки народной волшебной сказки, какая же ВОЛШЕБНАЯ
СКАЗКА БЕЗ ВОЛШЕБНЫХ ГЕРОЕВ И Предмет… (Есть ли в этой      сказке волшебные
герои и предметы?) ДА, Например: волшебная лебедь, 33 богатыря, дядька
Черномор, белка. Предметы золотые орешки, какие орешки «ядра чистый изумруд»

Не одна
волшебная сказка не обходится без волшебных превращений, Какие превращения были
в этой сказке, давайте вспомним; (Лебедь превращение в прекрасную
принцессу
) князь Гвидон рос не по дням, а по часам), т. е. в данной
сказке очень много превращений верно?

В народных
сказках есть чёткое разделение на добрых и злых персонажей, назовите мне их: (Добрые
Гвидон, царевна –лебедь, царица).Злые- ткачиха, повариха, коршун.)

В волшебных
сказках обязательно должны быть троекратные повторы, т.е. действия повторяются
3 раза есть ли в этой сказке такие повторы.      (Князь Гвидон превращается
в муху, в комара, в шмель;царевна-лебедь трижды исполняет желания
князя-Гвидона.)

Поработайте
в парах с соседом по парте. Создайте
синквейн к данному произведению. Но прежде чем начать
работать, давайте мы вспомним что такое
синквейн?

image001

Синквейн
это не рифмованноерифма это?стихотворенье
состоящее из 5 строк, появился синквейн
в начале 20 века в Америке, с 1997 года, синквейнстал
популярен и в России.

Как
заканчивается изучаемая нами произведение?

Подведём итоги урока…

— Чем занимались на уроке?
— Решили мы те задачи, которые ставили перед собой?
— Что нового узнали на уроке?

Рефлексия…

— Оцените свою работу. Если вам понравился урок, покажите мне
солнышко.

— Если урок не понравился, покажите тучку.

Дом. зад.: нарисовать иллюстрацию к одному из чудес «Сказки о царе
Салтане»

и «Перевёрнутый урок»

Урок окончен! Спасибо за работу!

Перевёрнутый урок –
метод, по которому учащиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома,
самостоятельно.

Урок литературного чтения 3 классПодготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературного чтения 3 классПодготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных

    Описание слайда:

    Урок литературного чтения
    3 класс
    Подготовила: О.В.Кожемяко, учитель начальных классов
    МБОУ СОШ 1 г. Чехов

  • 2 слайд

    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Са

    Описание слайда:

    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди

  • 3 слайд

    ИсследованиеС.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народно

    Описание слайда:

    Исследование
    С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки»
    ?

  • 4 слайд

    Цели урока:Развивать умение находить необходимые доказательства в тексте. Най

    Описание слайда:

    Цели урока:
    Развивать умение находить необходимые доказательства в тексте.

    Найти признаки волшебной сказки.
    Сравнить с народной сказкой.

  • 5 слайд

    Речевая разминкаА.С.Пушкин о своих детских впечатлениях: « И шёпотом рассказы

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    А.С.Пушкин о своих детских впечатлениях:
    « И шёпотом рассказывать мне станет о мертвецах, о подвигах Бовы… От ужаса не шелохнусь, бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы».
    О ком говорит автор?
    Няня – Яковлева Арина Родионовна

  • 6 слайд

    Словарная работапридворные, ближайшие к царю или князю.Зыбей - Клив - Град -

    Описание слайда:

    Словарная работа
    придворные, ближайшие к царю или князю.
    Зыбей —
    Клив —
    Град —
    Колымага —
    Двор —
    Венец —
    зыбь- лёгкая волна.
    клюв.
    город.
    большая старинная телега.
    драгоценный головной убор.

  • 7 слайд

    Жанр – это вид литературного произведения.СКАЗКА

    Описание слайда:

    Жанр – это вид литературного произведения.
    СКАЗКА

  • 8 слайд

    Признаки сказкиЗачинСчастливая концовкаПревращенияГерои - помощникиБорьба доб

    Описание слайда:

    Признаки сказки
    Зачин
    Счастливая концовка
    Превращения
    Герои — помощники
    Борьба добра и зла
    Троекратные повторы
    Испытания
    Волшебные предметы

  • 9 слайд

    Композиция– это построение произведения, зачин, троекратность повторения, вол

    Описание слайда:

    Композиция
    – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

  • 10 слайд

    Сказочные приметы Зачин отсутствует

    Описание слайда:

    Сказочные приметы

    Зачин
    отсутствует

  • 11 слайд

    Троекратное повторение

    Описание слайда:

    Троекратное повторение

  • 12 слайд

    Троекратное повторениеТри раза князь Гвидон превращался в насекомое.

    Описание слайда:

    Троекратное повторение
    Три раза князь Гвидон превращался в насекомое.

  • 13 слайд

    Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844 – 1904 г.г.)

    Описание слайда:

    Николай Андреевич Римский – Корсаков
    (1844 – 1904 г.г.)

  • 14 слайд

    «Полет шмеля»Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие л

    Описание слайда:

    «Полет шмеля»

    Опера
    – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

  • 15 слайд

    Троекратное повторениеЦаревна Лебедь выполняет три чуда

    Описание слайда:

    Троекратное повторение
    Царевна Лебедь выполняет три чуда

  • 16 слайд

    Сказочные героиДобрые Злые

    Описание слайда:

    Сказочные герои
    Добрые Злые

  • 17 слайд

    Что делает сказку волшебной?волшебные героиволшебные превращенияповторы

    Описание слайда:

    Что делает сказку волшебной?
    волшебные герои
    волшебные превращения
    повторы

  • 18 слайд

    Волшебные события, герои, предметы

    Описание слайда:

    Волшебные события, герои, предметы

  • 19 слайд

    Сказочная концовка-есть. Я там был; мёд-пиво пил- И усы лишь обмочил.Зло нака

    Описание слайда:

    Сказочная концовка-есть.
    Я там был; мёд-пиво пил-
    И усы лишь обмочил.
    Зло наказано?
    А у А.С.Пушкина прощено

  • 20 слайд

    Средства художественной выразительностиГипербола – это преувеличение.

    Описание слайда:

    Средства художественной выразительности
    Гипербола – это преувеличение.

  • 21 слайд

    Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?Постоянный эпитет-

    Описание слайда:

    Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?
    Постоянный эпитет- синее море…
    Лебедь белая
    Князь ты мой прекрасный
    славного Салтана
    желанная страна
    терем высокий

  • 22 слайд

    Подумаем вместе!Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной сказкой ?

    Описание слайда:

    Подумаем вместе!
    Можно ли «Сказку о царе Салтане…» сравнить с народной сказкой ?

  • 23 слайд

    «Сказка о царе Салтане….»Народная сказкаНачинается с зачина.Зачина нет.Троекр

    Описание слайда:

    «Сказка о царе Салтане….»
    Народная сказка
    Начинается с зачина.
    Зачина нет.
    Троекратное повторение.
    Троекратное повторение.
    Волшебные герои.
    Волшебные предметы, события.
    Волшебные герои.
    Волшебные события (превращения).
    Добро побеждает зло.
    Добро побеждает зло.
    Зло наказано.
    Зло прощено.
    Сказочная концовка.
    Сказочная концовка.
    Сказочный язык.
    Сказочный язык.

  • 24 слайд

    ВЫВОД:С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказ

    Описание слайда:

    ВЫВОД:
    С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки»
    ?

  • 25 слайд

    Замысел сказки А.С.ПушкинаЧему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством ск

    Описание слайда:

    Замысел сказки А.С.Пушкина
    Чему нас, читателей, учит А.С.Пушкин посредством сказки о царе Салтане?…

  • 26 слайд

    Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений, Пре

    Описание слайда:

    Люблю я Пушкина творенья,
    И это вовсе не секрет.
    Его поэм, стихотворений,
    Прекрасней не было и нет!
    С мальства его читаем сказки,
    В них жар души, природы краски.
    Добро цветов, в них злоба чахнет.
    В них русский дух,
    В них Русью пахнет!
    За Пушкина Руси спасибо,
    От имени всего народа!
    Ведь мы стихи его читаем,
    Как он писал – без перевода.

  • 27 слайд

    Молодцы!Спасибо за урок!

    Описание слайда:

    Молодцы!
    Спасибо за урок!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Похожие материалы

  • Вопросы по книге С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» с ответами

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь»

  • Технологическая карта урока Литературное чтение Тема: КВН по сказкам пушкина Класс: 3

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Тема: А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»»

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: К. Г. Паустовский «Барсучий нос» Класс: 3

  • Рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл

  • Конспект урока по литературному чтению :»В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.» 3 класс (УМК Перспектива)

  • Конспект урока на тему «Согласная буква М»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449146 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

Чем литературная сказка похожа на народную?

Прежде всего скажу об основном отличии народной и авторской сказок — есди народные написаны коллективно и изначально устно, то авторские сказки определенным автором и в письменной форме. В остальном и та и другая сказка может быть практически идентичными, что хорошо показывают сказки Пушкина или «Конек Горбунок» Ершова.

Остановлюсь подробней на сходстве. Прежде всего обязательное наличие героя, сказочность сюжета, приключения и борьба со злодеем. Это волшебные или магические предметы, описание реального мира, это нарушение героем каких-либо запретов, которое приводит к длительному путешествию. Хотя этот пункт необязателен в авторской сказке. Там часто развитие сюжета происходит свободной волей героев, как в «Приключениях Незнайки» или действием непредсказуемых сил, как например в «Волшебнике Изумрудного города». Ну и конечно главным сходством этих типов сказок является победа добра в финале.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

девуш­ка-загад­ка [133K]

5 лет назад

Если бы вопрос относился к конкретной сказке, ответ дать было бы проще. У литературной сказки есть автор, у народной автор — народ. Некоторые авторы пишут сказки, похожие на народные по каким -то признакам. Например, что-то повторяется троекратно , употребляются слова, характерные для народных сказок.

Viole­t a [216K]

5 лет назад

Не зависимо от того, кто является автором сказки, народ или писатель, сказка всегда остаётся сказкой. В обоих случаях для неё характерен сказочный сюжет, сказочные герои, волшебные предметы и ситуации, и конечно же доброта сюжета.

Сказка имеет всегда определенную структуру- а действующие лица имеют определенную функцию-как в народных так и в авторских сказках есть подготовительная часть(запрет- не ходи в эту комнату..)завязка (царевич отправился в путь) основная часть и финал…

и автор литературной сказки придерживается примерно такой же структуры произведения…

repar­cam [11.7K]

5 лет назад

Да практически ни чем, если только автор литературной сказки не почерпнул её (сплагиатил) из народной сказки. Народная сказка — это история, которая передаётся из уст в уста, ну сейчас в книжках и то разные издательства по своему перекладывают. А литературная сказка — собственного сочинения произведение.

Viki1­112 [111]

5 лет назад

Начнем с того чем отличается народная сказка от литературной. Главное отличие: народная сказка устная и не имеет автора в отличие от литературной сказки. В обеих сказках есть вымышленные герои, есть добро и зло. Ну и конечно же добро побеждает зло, а также сказка учит хорошему.

anana­snya [375]

6 лет назад

Литературная сказка похожа на народную тем, что это оба произведения искусства, в них происходит нечто сказочное, может, магическое. Сюжет, как правило, может быть похожим, к примеру, есть главный герои и тд

juman­gy [1.9K]

5 лет назад

У литературной сказки есть определенный автор. Текст сказки — не изменен, тогда, как народная сказка имеет множество вариантов повествования.

В народной сказке образы героев — собирательные. В литературной сказке автор четко описывает облики главных героев. При этом, мы всегда можем догадаться об отношении автора к этому герою.Автор ярче описывает чувства и переживания персонажей.

В народной сказке важнее поступки героев, а не их мотивы. События обусловлены традициями народа.

Oleg7­4 [196K]

5 лет назад

На мой взгляд, народная сказка — это сказка, так сказать, из народа, то есть имеет народные корни, не имеющие конкретного автора, а тем более слаженного текста сказки, так как каждый может рассказать эту сказку по разному. А вот литературная сказка — это уже сказка с автором, который повествование сказки доносит до читателя литературно и с правильным, а главное неизменяемым текстом.

неуго­монна­я [10.8K]

5 лет назад

Сравнивая народную и литературную сказку видим сходство в изложении событий. Сказки народов и сказки автора в конце повествования определяют главную мысль. В сказках народа и автора употребляются простонародные выражения, пословицы, поговорки. В обоих случаях победу одерживает главный герой и силы добра.

Стрым­брым [337K]

5 лет назад

По сути, литературная сказка, как правило, представляет собой ту же народную сказку, только зафиксированную в письменной форме. Похожи эти формы своими сюжетами, героями, волшебными ситуациями. Основные отличия заключаются в наличии конкретного автора и неизменяемости текста.

Знаете ответ?

Методическая разработка урока чтения на тему «Сравнение народной и литературной сказок»(УМК «Школа России»)

Урок литературного чтения в 3 классе 17.11.2016 г. Молчанова Татьяна Юрьевна

Тема: Сравнение народной и литературной сказок.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: cравнение русской народной и литературной сказок

Задачи: Предметные : рассмотреть схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений

Личностные: формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы

эмоционального сопереживания прочитанному.

Метапредметные:

  1. регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности

2) коммуникативные: принимать участие в работе группами , используя речевые средства, строить

монологические высказывания, развивать монологическую речь

3)познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию,

работать с текстом сказки

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

План-конспект урока

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Громко прозвенел звонок — Слушаем, запоминаем,

Начинается урок. Ни минуты, не теряем.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

II. Проверка домашнего задания

-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?

-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?

Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.

-Скажите, какие виды сказок вы знаете?

-Скажите с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на прошлом уроке?

— Назовите героев сказки.

-Ребята, кто рассказывал А.С. Пушкину сказки?

III. Работа по теме урока

1.Актуализация знаний

Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для повторения изученного материала.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родио­новна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.

-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку

-Как вы понимаете слово «наследница»?

— Исходя из эпиграфа урока , как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Настрой на урок

Авторские и народные

«Сказка о царе Салтане…»

няня Арина Родионовна

Пушкинская сказка-

Прямая наследница народной.

С.Я.Маршак

Высказывания детей

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение строить высказывание, работать в сотрудничестве

Познавательные (структурирование знаний)

2.Постановка цели урока

-Что берет А.С. Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер — Немудер», с которой мы знакомились на внеурочных занятиях.

-Работать будем по плану. ( План на доске)

3.Сопоставительный анализ сказок.

б) занятие мужчин.

г) зло в царстве

д)где оказались?

е) кто их замечает?

5. Кто мешает главному герою?

6. Кто помогает?

7.Чудеса, превращения

8. Троекратность (повторы)

9. Фразеологизмы

10.Чем заканчивается сказка?

11.Концовка

-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)

-Какие присказки вы знаете?

-Сравните сказки. Имеют ли они присказку?

— Какие сказочные зачины вы знаете?

(сравнение сказки по плану в группах)

Учитель оценивает работу групп

Физминутка

4. Продолжение работы над темой урока

-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)

-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)

-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?

-Как называется такой сюжет? (бродячий)

-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фан­тазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.

Мы видим, что А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.

IV. Домашнее задание

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания

Найти в тексте сказки Пушкина волшебства (отметить отрывки)

Этап подведения итогов занятия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

-Чему научила нас эта сказка?

(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)

— Какие задачи мы ставили для себя вначале урока? Удалось ли нам их решить?

-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.

(выслушиваются мнения детей)

-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!

предположения детей

Высказывания детей

(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)

(Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)

Работа в группах

Отчёт групп

(да, простил)

(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)

Регулятивные (прогнозирование)

Познавательные (логический анализ)

Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание)

Познавательные

(выбор основания)

Коммуникативные ( умение работать в сотрудничестве)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

Познавательные (умение работать с информацией)

Монологические высказывания детей.

Познавательные ( умение анализировать, делать выводы)

Личностные (нравственно-этическая оценка)

Регулятивные (оценка деятельности на уроке)

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

  • Сравнение сказок кукушка и айога
  • Сравнение сказок морозко и мороз иванович в таблице 3 класс
  • Сравнение сказок нехитер немудер и о царе салтане по плану 3 класс
  • Сравнение сказок и басен о животных
  • Сравнение сказки пушкина о мертвой царевне и жуковского спящая царевна 5 класс