Сравнение семей гриневых и мироновых в рассказе капитанская дочка

Глава 3 - крепость капитанская дочкабелогорская крепость находилась в сорока верстах от оренбурга. белогорская крепость напоминала деревню, обнесенную простым бревенчатым

Глава 3 — Крепость (Капитанская дочка)

«Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга». Белогорская крепость напоминала деревню, обнесенную простым бревенчатым забором. Петр весьма удивился, что эти накрытые сеном домишки и кривые улочки являются крепостью.  Кажется, будто Гринёв приехал не на службу, а в гости.И описание крепости подтверждает это предположение. Всё здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту.В первый же день Гринев познакомился с комендантом и его женой. На следующий день Петр Андреич познакомился с офицером Алексеем Иванычем Швабриным. Его отправили сюда «за смертоубийство» – «заколол поручика» во время поединка. Швабрин постоянно подшучивал над семейством коменданта. Дочь Миронова Марью Ивановну Швабрин описывал как «совершенную дурочку», поэтому сначала Петруша относился к ней с предубеждением. Однако через некоторое время она очень понравилась Петру Андреичу.

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Старинные люди, мой батюшка.           («Недоросль» Фонвизина)

Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев. Также эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.
Мироновы, с которыми мы знакомимся в этой главе, – действительно люди старого образца (верно преданные царю, монархии, присяге). Они по духу настоящие русские солдаты, живущие бедно, но имеющие истинно патриотический дух и не боящиеся даже самого лютого врага. Именно благодаря людям такого склада Отечество выигрывает битвы, на них все и держится. Верность, преданность и отвага – это качества характера, которые накрепко породнят Мироновых с натурой Петра Гринева, хотя в этой главе мы еще не знакомы именно с этими чертами всех названных персонажей. Однако эпиграф уже предсказывает многое про Мироновых.

Эпитет «старинный», присутствующий в эпиграфе, имеет в данной главе несколько отголосков. Например:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному»

(описание дома коменданта Миронова).

Итак, смысл этой главы – знакомство с Мироновыми, у которых будет проходить службу Петр Гринев. Как прошло знакомство с Василисой Егоровной, женой коменданта, она была старушкой-хозяйкой, женщиной активной, бойкой и прямой:

Женщина приняла его по-родственному, представилась хозяйкой крепости, нисколько не смущаясь и не прерывая своего занятия — распутывания ниток. В нем ей помогал какой-то военный. Она призвала гостя не расстраиваться за перевод в эдакое захолустье. Здесь же коротал пятилетний срок еще один молодой дворянин — Алексей Швабрин  (его перевели за то, что он убил человека на дуэли). Вдвоем им будет не скучно, думала сердобольная хозяйка. Она позвала урядника и велела определить Петру жилье. Ему досталось половина горницы в избе на отшибе. Расстроившись от вида необъятной и пустой степи, Петр лег, не ужиная.

На другой день к нему без церемоний зашел Швабрин — познакомиться. Это был человек с некрасивым, но живым лицом, небольшого роста. Он был неглуп и язвителен, чрезвычайно смешно описал семью и окружение коменданта. Они вместе отправились отобедать у него.

Комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате» встретил их и проводил к жене. Она позвала дочь Марью. Автор описал ее так:

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 

Сели обедать. Жена коменданта фамильярно заметила ему, что он зря учит солдат, ибо сам ничего не понимает в службе. Услышав о состоянии Гринева (300 душ), она сказала, что ее дочь — бесприданница, и вряд ли выйдет замуж:  «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою. Гринев:  «Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор». Василиса Егоровна любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое уней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…» Марья заплакала, и Петру стало ее жаль. Гринев решил переменить тему и спросил, не боятся ли они нападения на крепость, на что Василиса Егоровна ответила, что и с места не сдвинется, если увидит злодеев. Однако Марья, в отличие от нее, «трусиха», и выстрелов боится как огня. 

Из этого эпизода видно, что Гринев искренне сочувствует любому встречному человеку, ведь он еще не знает Маши и даже настроен предосудительно по отношению к ней (новый товарищ, здешний офицер Швабрин успел наговорить дурное на ее счет).

А Маша была, конечно, благодарна Гриневу за смену темы разговора. Об этом автор не пишет, но мы можем догадаться, что, как и в предыдущем случае с «вожатым», естественная доброта Гринева будет встречена большой признательностью и дальнейшей дружбой.

Образ коменданта

Сам капитан Миронов, Иван Кузмич, имеет вид простой и даже комичный:

«Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. Мы остановились было смотреть на учение; но он просил нас идти к Василисе Егоровне, обещаясь быть вслед за нами. «А здесь, — прибавил он, — нечего вам смотреть».

Из этого первого портрета Миронов мы заключаем, что описан он с юмором. Его солдаты имеют вид такой же старинный, по моде полувековой давности: с косами и в треугольных шляпах, как в начале 17 века. Сам он одет по-домашнему, что говорит нам о том, что этот человек придает мало значения формальностям. Солдаты слушаются его не потому, что он был бы в форме и напускал бы на себя жесткий вид, а слушаются его даже в халате и позволяющего себе спокойные ласковые разговоры на учении. Это говорит о наличии у человека истинного авторитета, который основан не на страхе, а на уважении.

Глава заканчивается тем, что после обеда Гринев проводит время со Швабриным. Этот молодой офицер пока производит на него благоприятное впечатление, поскольку он кажется умным, общительным, да и служил в столице, что само по себе интересно для наивного Петруши.

Вывод: — Итак, воспитание жизнью продолжается. Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, непреступных бастионов — деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника — комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска — инвалиды; вместо смертоносного оружия — старая чугунная пушка.

Гринёв находит себе единственного товарища — Швабрина.

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.

analiz kapitanskaya dochka pushkin 49632

kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

«Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» Пушкина А.С.»

При определении жанра «Капитанской дочки» (1836) исследователи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что «Капитанской дочке» присущи жанровые особенности и повести, и романа, а сам Пушкин называл своё произведение то повестью, то романом. Поэтому не будет принципиальной ошибкой назвать «Капитанскую дочку» романом. Жанровое своеобразие пушкинского романа в том, что, с одной стороны, он представляет собой хронику дворянской семьи Гринёвых, а с другой — историческое произведение. Иначе говоря, «Капитанская дочка» — социально-исторический роман.

В романе описывается история любви Петра Гринёва и Маши Мироновой, вначале она тесно переплелась с событиями Пугачёвского восстания (1773 — 1775). Пушкин придал произведению форму мемуаров, или «семейственных записок» (X), сочинённых Петром Андреевичем Гринёвым в зрелом возрасте для внуков. В семейной хронике Пушкина интересуют не бытовые подробности, а проблема нравственного выбора молодых людей в критические моменты их жизни. В романе даны портреты двух семей: Гринёвых (включая Савельича) и Мироновых (включая Палашку). Быт обоих семейств рисуется явно с оглядкой на фонвизинского «Недоросля», что подчёркивает и эпиграф к третьей главе — реплика госпожи Простаковой: «Старинные люди, мой батюшка».Однако острая сатира, свойственная Д.И.Фонвизину при обрисовке «плохих помещиков», у Пушкина смягчена: быт двух провинциальных семейств изображается в связи с лучшими традициями передовой дворянской культуры XVIII века — сбережением своего человеческого достоинства, неукоснительным следованием законам долга и чести.

В этих героях Пушкин показал «простое величие простых людей» (Н.В.Гоголь «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность» 1846): они, при всех недостатках, которых автор не скрывает, живут по совести, в семейном ладу, верны традициям, а поэтому могут стоически и даже героически преодолеть самые серьёзные жизненные испытания. Яркий пример тому —спасение Маши, в котором принимают участие: попадья Акулина Памфиловна (прячет девушку во время штурма Белогорской крепости), бойкая служанка Палашка (не покидает свою барышню, когда та живёт в домашней тюрьме под властью Швабрина), Гринёв (отправляется с риском для жизни в лагерь бунтовщиков просить помощи у Пугачёва). Простодушные, чистосердечные, нравственные герои противопоставлены Швабрину, который в своём эгоистическом самоутверждении не останавливается ни перед подлостью (намеренно клевещет на Машу; на дуэли ранит Гринёва в тот момент, когда тот отворачивается), ни перед предательством (переходит на сторону бунтовщиков из корыстных соображений).

Исторические события — эпизоды крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва — привлекают внимание писателя не сами по себе (три года назад Пушкин уже написал «Историю Пугачёва»), а в связи с раздумьями о ситуации в современном русском обществе, точнее в связи с вопросом о взаимоотношениях между дворянством, к которому принадлежал сам Пушкин, и народом. Социальная идея «Капитанской дочки» может быть сформулирована следующим образом: в рамках одной нации дворянство и простой народ разошлись так далеко, что их представители перестали понимать друг друга. Данная идея давно занимала Пушкина. В частности, она нашла отражение в неоконченной повести «Дубровский» (1833).

Главный герой этой повести, Владимир Дубровский, чтобы отомстить за смерть отца и своё разорение, собирает разбойничью шайку из крепостных крестьян. Дубровский наказывает своих обидчиков (судебных заседателей, лжесвидетелей), но в пушкинской истории о благородном разбойнике (произведения подобного рода были очень популярны в европейской литературе начала XIX века) важное место занимает проблема об отношениях дворянина и его крестьян. Она проясняется в заключительной сцене повести: Дубровский, понимая, что его шайка будет разгромлена правительственными войсками, собирает в последний раз всех разбойников и объявляет им, что распускает банду. Он советует им переменить образ жизни: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдалённую губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и изобилии. Но все вы мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» (XIX). Эта фраза показывает, что Дубровский совершенно не понимал своих крестьян: по его мнению, они вступили в шайку только для того, чтобы освободиться от тяжёлой крестьянской работы и иметь лёгкую наживу от разбоя. Пушкин же, изображая крестьян, показывает, что их поступками двигали совсем другие мотивы. Они присоединились к молодому барину, потому что так хотели выразить свой протест против несправедливости, которую учинил Кирила Петрович Троекуров над помещиками Дубровскими. Следовательно, Пушкин подчёркивает непонимание, которое разделяет дворянина и его крестьян.

Эту же идею автор раскрывает в «Капитанской дочке». Она подтверждается не только фактом крестьянской войны против дворянского государства, но и историей личных взаимоотношений двух главных героев романа. Дворянская честь, важнейшая нравственная основа для Гринёва, не позволяет ему служить в пугачёвском войске, хотя Пугачёв как человек вызывает в молодом дворянине искреннюю симпатию.

В романе Пушкин описывает самый успешный период крестьянской войны, когда пугачёвское войско пыталось овладеть Оренбургом. В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей.

Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Гринёв, как и должно порядочному «природному дворянину» XVIII века, презрительно называет Пугачёва «злодеем» (VIII, X, XII), «мошенником» (VIII, IX), «самозванцем» (VII, X), «пьяницей» (VIII), «извергом» (XII), но на всём протяжении романа Пугачёв ведёт себя по отношению к молодому герою очень великодушно. Самозванец и бунтовщик в отношениях с Гринёвым предстаёт как памятливый на добро человек. Несколько раз, решая, как поступить с Гринёвым, самозванец произносит свою любимую поговорку: казнить так казнить, жаловать так жаловать (VIII, XII) — и каждый раз помогает молодому офицеру. Фактически великодушным поступкам Пугачёва Гринёв и Маша обязаны своим счастьем. Пушкинский образ «крестьянского царя» нарушал литературную традицию, когда самозванец изображался «мрачным злодеем», «бешеным псом», «извергом естества» (А. П. Сумароков).

По «Капитанской дочке» можно судить о взглядах Пушкина-историка на народную войну под предводительством Пугачёва. Писатель признаёт серьёзность причин восстания (в первую очередь крепостное право, доведшее крестьян до отчаяния, и неразумное управление казацкими областями), но называет восстание «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (XIII).

Подводя итог, следует отметить, что роман «Капитанская дочка», как всегда бывает у Пушкина, отличается глубоким содержанием. В нём тесно переплетены и одинаково важны семейные и исторические проблемы, поэтому было бы неправильно сводить его содержание только к семейной хронике или только к историческому повествованию. В романе историческое содержание является «обширнейшей рамой» (А.С.Пушкин «Сочинение г. М.Н.Загоскина «Юрий Милославский»») для вымышленной семейной истории.

Автор в своём социально-историческом произведении на первый план выдвигает образы вымышленных героев (частных людей), волею судьбы втянутых в водоворот исторических событий. Именно в них Пушкин видит истинное величие: простота их жизни, искренность отношений, незыблемость моральных принципов делают их, с точки зрения автора, положительными героями. Так в романе ставятся и решаются философские нравственные вопросы о целях и смысле человеческой жизни.

Положительные герои романа, будучи цельными людьми, не разделяют в себе общественное (государственную службу) и частное (семейный долг, честь и отношения к людям). Порядок службы в Бело-горской крепости, по остроумным наблюдениям Гринёва, имеет признаки семейного быта: распоряжение об аресте Гринёва и Швабрина за несостоявшуюся дуэль отдаёт Василиса Егоровна, Палашка уносит шпаги в чулан; перед штурмом капитан Миронов, обращаясь к солдатам, говорит: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню» (VII). Даже образ Пугачёва представлен в произведении, так сказать, «по-домашнему». Если в «Истории Пугачёва» Пушкин изображает предводителя народного восстания как исторического деятеля, то в «Капитанской дочке» — как частного человека, проявляющего по отношению к молодому Гринёву милосердие в ответ на его доброту (дворянский недоросль подарил в начале романа будущему самозванцу заячий тулуп да назвал «братом»). Стремление, может быть даже неосознанное, «семейных» героев к порядку, гармонии в собственной жизни и вокруг себя Пушкин противопоставляет безграничному эгоизму отдельных персонажей (Швабрин) и жестокости окружающего мира вообще.

Исторические же персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.

Презентация по литературе «А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания. Жанровое своеобразие» (8 класс)

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

img0

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания. Композиция и жанр повести.

О том, что Пушкин – гениальный русский поэт, знают все. Но Пушкин-историк – это особенной явление. Поэт ещё в свои лицейские годы был слушателем Н.М.Карамзина, а вскоре после выхода из Лицея он с восторгом прочитал первые восемь томов «Истории государства Российского». Книга потрясла поэта, в ней впервые история России предстала как история могучего и самобытного народа, имевшего ярких государственных деятелей, воинов и полководцев. Этой историей можно было гордиться. Царскосельский лицей

Исторический труд «История Пугачёва»

Проверим домашнее задание Каким предстал перед нами Пугачёв в историческом труде писателя? Происхождение Внешность Семья Черты характера

Роман А. С. Пушкина, посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Впервые был опубликован в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора.

Созданию романа предшествовала большая подготовительная работа. Первые свидетельства о замысле романа относятся к 1833 г.

В этом же году у Пушкина, в связи с работой над романом, возникла мысль написать историческое исследование о восстании Пугачева. Получив разрешение ознакомиться со следственным делом о Пугачеве, Пушкин глубоко изучает архивные материалы, а затем едет в местности, где развернулось восстание [Поволжье, Оренбургский край), осматривает места событий, расспрашивает стариков, очевидцев восстания. В результате этой работы в 1834 г. появилась «История Пугачева», а двумя годами позже — «Капитанская дочка». Вспомним

Замысел «Капитанской дочки» возник у Пушкина еще до начала работы над «Историей Пугачева», в то время, когда он писал «Дубровского».. Какая тема затрагивалась в этом произведении? В «Дубровском» тема борьбы крепостного крестьянства против феодально-помещичьего государства и его порядков затрагивается, но не развивается. Вождем взбунтовавшихся крестьян становится молодой дворянин Дубровский. В главе XIX романа, как мы помним, Дубровский распускает свою «шайку». Он не может быть настоящим руководителем крестьян в их борьбе против господ, понять до конца мотивы «бунта» крепостных крестьян против помещиков ему не дано.

Пушкин оставляет «Дубровского» незаконченным. На материале современности он не мог изобразить подлинного крестьянского восстания. Не закончив «разбойничий» роман, он обращается к грандиозному освободительному движению огромных масс крестьянства, казачества и малых угнетенных народов Поволжья и Урала, потрясшему самые основы империи Екатерины II. В ходе борьбы народ выдвинул из своей среды яркую и самобытную фигуру настоящего крестьянского вождя, деятеля большого исторического масштаба.

Работа над повестью продолжается несколько лет. Меняется план, сюжетное построение, имена действующих лиц. Сначала героем был дворянин, перешедший на сторону Пугачева. Пушкин изучил подлинные дела родовитого офицера Шванвича(или Швановича), добровольно перешедшего к Пугачеву, офицера Башарина, взятого Пугачевым в плен. Наконец определились два действующих лица — офицеры, так или иначе связанные с Пугачевым. Шванович в известной степени послужил для передачи истории Швабрина, а имя Гринева поэтом было взято из действительной истории офицера, арестованного по подозрению в связях с Пугачевым, но потом оправданного. О чём говорят множество изменений в плане повести? Многочисленные изменения плана повести говорят о том, насколько сложным и трудным было для Пушкина освещение острой политической темы о борьбе двух классов, злободневной и в 30-е годы XIX века.

Повесть? Роман? Повесть- прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, воспроизводящий естественное течение жизни. Роман – это развернутое повествование о жизни и развитии личности главных героев в определенный период их жизни.

Жанровое своеобразие произведения До сих пор нет единства в определении жанра этого произведения. Что это: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроника или мемуары? Но «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, т.к. в произведении есть художественный вымысел. Однако она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (Е. Пугачёв и Екатерина II), а потому произведение содержит в себе особенности всех названных жанров. Но основным жанром принято считать повесть.

Сам Пушкин, направив первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть. Повесть Роман 1. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью. 2. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть. 1. А первый пушкинский биограф П.В. Анненков — романом. 2. М. Горький был убежден, что Пушкин написал исторический роман

1. Формирование личности рассказчика

2. Появление Пугачева

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении — это принцип историзма. Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. Историзм – это…

Исторические прототипы: Екатерина II Емельян Пугачев Сподвижники Пугачева: капрал Белобородов, Афанасий Соколов (Хлопуша)

Писателя В. Ф. Одоевского поразила и лаконичность прозы Пушкина, и быстрота сюжетных поворотов, и композиционная динамичность. Но проза А. С. Пушкина уже была другой прозой — прозой реалистической, пушкинской прозой. Реализм (от лат. realis — вещественный) — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах; это верность изображения характеров персонажей, их психологии, психологии их среды, времени и места обитания.

«Капитанская дочка» имеет несколько сюжетных линий, главная из которых — сюжетная линия «Пугачев — Гринев». Но при сравнительно малом объеме все сюжетные линии глубоко и полно раскрывают перед нами картину жизни России XVIII столетия в переломный для нее период — период проверки на жизнестойкость существующей государственной системы, абсолютной монархии. Лишь на втором плане произведения проходит любовная сюжетная линия «Маша Миронова —Петр Гринев», хотя название вроде бы говорит об ином. Кроме проблем нравственных и духовных, эта линия раскрывает «мысль семейную», как это позднее назвал Лев Толстой, — показывает не только и не столько быт мелкопоместных дворян, сколько их миропонимание, жизненные устои, на которых и держится государство, с точки зрения автора. Все остальные сюжетные линии лишь дополняют, как бы отсвечивают главную, чтобы полнее и ярче раскрыть авторский замысел. Отсюда и лаконизм пушкинского слога.

В чем вы видите связь «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

Анализ «Капитанской дочки» А. С. Пушкина — жанровая модификация русского романа

Вы будете перенаправлены на Автор24

Роман – это жанр литературы, эпическое произведение крупной формы, где повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к миру, на становлении самосознания и характера.

Жанровое своеобразие произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Исследователи при определении жанра «Капитанской дочки» А. С. Пушкина сталкиваются с некоторыми сложностями. Произведению Пушкина присущи жанровые особенности и романа, и повести. Сам же поэт называл «Капитанскую дочку» то романом, то повестью. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что он, с одной стороны, представляет собой хронику семьи Гриневых, а с другой стороны – является историческим произведением. Поэтому «Капитанскую дочку» можно назвать социально-историческим романом.

В произведении описывается история любви молодого офицера Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта история тесно переплетается с событиями Пугачевского восстания. А. С. Пушкин придал своему произведению форму «семейственных записок», мемуаров, сочиненных Гриневым в зрелом возрасте для своих внуков. Поэта в семейной хронике интересует не бытовые подробности жизни, а вопросы нравственного выбора молодых людей в переломные моменты их жизни.

В «Капитанской дочке» Пушкин дает портреты двух семей – Гриневых и Мироновых. Писатель рисует быт обоих семей с оглядкой на фонвизинского «Недоросля». Это подчеркивается и эпиграфом к третьей главе: «Старинные люди, мой батюшка».

Но свойственная Д. И. Фонвизину острая сатира при изображении «плохих помещиков» у А.С.Пушкина несколько смягчена. Быт семейств в романе изображается в связи с лучшими традициями культуры дворянства 18 века – сбережением человеческого достоинства, следованием законам чести и долга.

В своих героях писатель показывает величие простых людей. При всех недостатках, эти люди живут в семейном ладу, по совести, они верны традициям и поэтому могут стоически преодолевать жизненные испытания.

Готовые работы на аналогичную тему

Ярким примером этому является спасение Маши, в котором участие принимают:

  • Попадья Акулина Памфиловна, которая прячет девушку во время штурма крепости;
  • Палашка – служанка не покидает барышню, когда та вынуждена жить в домашней тюрьме под властью Швабрина;
  • Петр Гринев, который с риском для жизни отправляется лагерь бунтовщиков, чтобы просить у Пугачева помощи.

Чистосердечные, простодушные, нравственные герои в романе противопоставлены Швабрину. Он в эгоистическом самоутверждении идет на подлость и предательство. А исторические события, описываемые в романе, привлекают внимание автора не сами по себе, а в связи с размышлениями о ситуации в русском обществе, с вопросом о взаимоотношениях между народом и дворянством, к которому относился и сам Пушкин. Социальную идею романа можно сформулировать так: в рамках нации народ и дворянство настолько отдалились друг от друга, что их представители совсем перестали друг друга понимать. Эта идея давно занимала писателя, и нашла отражение в неоконченном произведении «Дубровский».

Исторические события в романе

В этой повести Пушкин подчеркивает непонимание, разделяющее дворянина и его крестьян. И эту же идею он раскрывает в романе «Капитанская дочка». Идея подтверждается не только фактом крестьянских восстаний против дворянского государства, но и личной историей двух главных героев. Важнейшей нравственной основе для Петра Гринева является дворянская честь. Именно она не позволяет ему служить в войске Пугачева, хоть он и вызывает симпатию у молодого дворянина.

В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин показал наиболее успешный период крестьянской войны, когда войско Е. Пугачева попыталось взять Оренбург. В романе присутствуют и исторические персонажи (Емельян Пугачев, Екатерина II) и вымышленные герои (Мироновы, Гриневы, Швабрин). Для писателя было интересно показать критический момент истории России, когда в полной мере проявились характеры русских людей.

Одной из важнейших задач автора в произведении было показать Пугачева как историческую личность.

Пушкин, создавая образ народного вождя, использует разные способы изображения – речь, портрет, поступки Пугачева, его сравнение с императрицей, сложное восприятие Гриневым. Однако Пугачев на всем протяжении повествования ведет себя по отношению к Гриневу очень великодушно. Этот бунтовщик и самозванец в отношениях с главным героем предстает как человек, помнящий добро. Фактически, Гринев и Маша своим счастьем обязаны великодушным поступкам Пугачева. Образ «крестьянского царя», созданный Пушкиным, нарушал литературную традицию, в которой самозванцев изображали «мрачным злодеем».

По роману «Капитанская дочка» можно судить и о взглядах Пушкина на народные восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Он признает всю серьезность причин восстания, но называет его «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Роман отличается глубоким содержанием. В произведении тесно переплетаются одинаково значимые семейные и исторические проблемы, поэтому содержание романа нельзя сводить только к историческому повествованию или семейной хронике. историческое содержание произведения является «рамой» для семейной истории.

В социально-историческом произведении Пушкин выдвигает на первый план образы вымышленных персонажей, которые волей судьбы оказались втянуты в водоворот исторических событий. И именно в них автор видит настоящее величие. Искренность их отношений, простота жизни, незыблемость нравственных и моральных принципов с точки зрения писателя делают их положительными героями. В романе автор ставит и решает философские вопросы о смысле и цели человеческой жизни.

Исторические персонажи произведения включаются в исторический фон – в события, когда главные герои наиболее полно проявляют свои характеры. Благодаря изображению в романе исторических событий автор получает возможность выразить собственное понимание важнейших проблем философии истории: роли личности в событии, оправданности и целесообразности насильственных действий в исторических процессах, справедливого государственного устройства.

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

Творчество А.С. Пушкина изучено давно, основательно и в разных аспектах. Ему посвящены статьи и монографии таких исследователей, как В.И. Коровин, Г.П. Макогоненко, С.М. Бонди, Г.А. Гуковский и многие другие. Разными жанрами творчества Пушкина занимался известный литературовед Ю.М. Лотман. В последние годы появился целый ряд исследований

В. Непомнящего: цикл статей к юбилею поэта, монография.

Достаточно много исследований посвящено и произведению «Капитанская дочка», в том числе его жанровой специфике.

Тем не менее мы решили ещё раз обратиться к этой теме, и сделали это по нескольким причинам.

Во-первых, существующие суждения о жанре «Капитанской дочки» достаточно противоречивы. Это касается как основного жанрового определения (повесть или роман), так и жанровых «составляющих» (если это роман, то что в нём доминирует: историческое? семейное? любовное?).

Во-вторых, исследователи не всегда показывают жанровые особенности «Капитанской дочки» на примере конкретного анализа текста.

Цель нашей работы — показать сложность, синтетичность жанра «Капитанской дочки», исследовать то, как сочетаются в произведении различные жанровые признаки. Мы не претендуем на принципиальную новизну, но считаем, что именно в конкретном текстуальном исследовании «Капитанской дочки» в выяснении того, как проявляются в ней различные жанровые признаки и как они сочетаются, заключаются элементы нашего новаторства.

Поскольку проблема жанра – это сложная теоретико-литературная проблема, то мы будем сочетать историко-литературный анализ текста с теоретико-литературным .

Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи этого произведения, заключается в том, к какому жанру его отнести: к повести или к роману. Обычно сторонники первого определения руководствуются тем, что «Капитанская дочка» — небольшое по объёму произведение, основное действие которого охватывает не такой уж большой период времени (с сентября 1773 по февраль 1774 года). Например, А.С. Дегожская, автор книги «Повесть Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении» так объясняет свой взгляд на жанровую принадлежность произведения: «Повесть посвящена, казалось бы, небольшому эпизоду в большой, полной бурных событий жизни предводителя народного восстания: нескольким встречам его с Гринёвым».

Традиция считать «Капитанскую дочку» повестью идёт от

В.Г. Белинского. Процитируем строчки из 11 статьи «Сочинений Александра Пушкина»: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы».

Нам кажется, что кроме двойного указания на жанр повести здесь содержится и важный аргумент в пользу того, почему Белинский не хотел относить это произведение к роману. Он считает неудачей изображение как Петра Александровича Гринёва, так и его окружения: возлюбленной и соперника. А мы знаем, что центром романа является человеческая личность, индивидуальность, характер, данный в формировании и становлении. Нам кажется, что представление Белинского о неудаче характера Гринёва является ошибочным. Это герой не слишком яркий, он обычный человек, в нём нет исключительности, неординарности, например, Евгения Онегина, но он человек честный, искренний, благородный, вызывающий симпатию читателя. И как обычный человек он показан достаточно убедительно. Мы даже считаем, что Гринёв поднимается над собственной обычностью. Он демонстрирует мужество и благородство, на которые способен не каждый человек. Попадая в исключительные обстоятельства, он проходит испытания опасностью, даже смертью, которые его закаляют и изменяют.

Мы считаем, что «Капитанскую дочку» можно назвать романом воспитания , так как герой не просто формируется, взрослеет, но радикально меняется на протяжении довольно небольшого промежутка времени. Учителем Гринева выступает исключительная действительность, полная опасностей и приключений. Отметим кстати, что авантюрное, приключенческое начало вообще очень характерно для романа воспитания. Также для него характерен мотив дороги, которая является аллегорией жизненного пути. Не случайно Гринев значительную часть романа находится в пути (уезжает из родительского дома, едет в Белогорскую крепость, отправляется из Оренбурга в Бердскую слободу и так далее).

Обратимся к другому жанровому определению, имеющему отношение к «Капитанской дочке» — любовный роман. Надо сказать, что любовная интрига, наличие любовного треугольника — неизменная черта классического романа. Формально в «Капитанской дочке» есть признаки любовного романа: показана история зарождения и развития чувства Маши и Гринёва, есть борьба за возлюбленную, приводящая к дуэли, есть разлука (причина её — сначала отказ в родительском благословении, затем пугачёвщина), есть счастливое соединение влюблённых в финале. Но любовная тема не является в произведении ведущей, определяющей. В этом мы согласны с Макогоненко, который пишет в работе «Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы»: «Художественное исследование грозного времени народной войны за свободу открыло Пушкину иные силы, которые определяли и поступки героев, и их жизнь, поэтому любовный сюжет не мог быть организатором судеб героев исторического романа «Капитанская дочка».

Макогоненко в процитированных строках даёт то определение, которое многие литературоведы считают центральным: «исторический роман». Нетрудно перечислить признаки, которые позволяют отнести «Капитанскую дочку» к этому жанру. Произведение посвящено реальному историческому событию – восстанию под руководством Емельяна Пугачёва 1773-1775 годов. В нём изображены исторические лица: Пугачев и Екатерина II . Пушкин работал над романом именно как историк, тщательно изучал документы, беседовал с немногими очевидцами той эпохи, оставшимися в живых, параллельно с «Капитанской дочкой» писал исторический труд «История Пугачёвского бунта». Он сумел передать атмосферу той эпохи, её нравы.

Однако нам важнее отметить то, в чём заключается новаторство «Капитанской дочки» как исторического романа. По словам Б.Томашевского, автора книги «Пушкин», «история для Пушкина – источник понимания настоящего и ключ к предугадыванию будущего». Комментируя эти слова, можно сказать, что Пушкин писал о прошлом под впечатлением настоящего, пытался увидеть общее в своей эпохе 30-х годов XIX века и в 70-х годах XVIII века. Потом это стало характерно и для других писателей. Параллелизм эпох встречается, например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Однако есть ещё одна не менее важная особенность пушкинского исторического романа, которая повлияла на историзм романа-эпопеи Толстого. Прежде чем говорить о ней, напомним, что Пушкин выбирает для повествования об исторических событиях мемуарную форму, то есть форму воспоминаний от лица свидетеля событий. Исследователи расходятся в понимании того, почему Пушкин выбирает повествование от лица дворянина Гринёва. Главой причиной обычно считают попытку обойти цензуру.

В.И. Лаврецкая, например, пишет в работе «Произведения А.С.Пушкина на темы русской истории»: «Такая форма диктовалась Пушкину стремлением замаскировать своё личное отношение к столь щекотливому предмету, как восстание Пугачёва, и в значительной степени определялась цензурными соображениями». Макогоненко в уже названной работе дополняет подобную позицию: «Но дело не только в цензуре. Пушкин ставил более важную задачу – показать двойственность позиции Гринёва». То есть, иными словами, показав Пугачёва глазами дворянина Гринёва, с которым у него завязались «странные приятельские» отношения, Пушкин смог раскрыть сложность личности вождя крестьянского восстания, подчеркнуть не только его жестокость, но и благородство, великодушие, искренность. И, наконец, третья причина для выбора мемуарной формы, которую отмечает Лотман и которая кажется нам самой важной: «Пушкин считал, что, в отличие от учёного, писатель должен рисовать историю «домашним образом», показывать героев в буднях жизни и тем самым делать их близкими, доступными и понятными читателю». Добавим к этому, что подобный взгляд на задачи художника сказывается не только в выборе мемуарной формы, но и в самих ситуациях, в которые включены исторические лица. Императрица показана как дама «в ночном чепце и душегрейке». «Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую». Это портрет миловидной женщины, но отнюдь не ангела и не богини. Пугачева мы тоже наблюдаем не только на военном совете, но и в непринужденном общении с Гринёвым. И надо сказать, что в частной жизни, в быту герои Пушкина проявляются ярче, чем на поле сражения или при исполнении государственных обязанностей.

Мемуарная форма имеет отношение не только к историческому повествованию, но и к особенностям раскрытия частной жизни Петра Гринева. Дело в том, что в историю воспитания героя включены элементы семейной хроники. Однако мы считаем, что первая глава, посвящённая жизни Петруши Гринева в родительском доме, не позволяет отнести произведение к жанру семейной хроники, потому что здесь содержатся лишь элементы истории семьи. Но бытовой колорит первой главы, описание быта семьи Мироновых в третьей и четвёртой главах, внесение бытовых элементов в образы Пугачёва и Екатерины II позволяют утверждать, что Пушкин соединяет традиции социально-бытового и исторического романа и придаёт повествованию об исторических событиях бытовой колорит.

Таким образом, анализируя роман, мы пришли к следующим выводам:

«Капитанская дочка» — не повесть, как считает целый ряд исследователей, а роман, так как в нём показано становление и развитие личности главного героя на фоне исторических событий.

На чтение 20 мин. Просмотров 184 Опубликовано

Опубликовано 09.12.2014 — 19:40 —

Матариал может помочь учащимся в подготовке к сочинению.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnggrinyov_i_shvabrin.docx 12.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе

Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

picture-360753-1386164922.jpg

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

Пример сочинения » Гринёв и Швабрин»

Материал может помочь в ходе подготовки к сочинению….

таблица к сочинению » Гринёв и Швабрин»

помощь в подготовке к сочинению…

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и…

Конспект урока литературы в 7 классе «Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»

Данный конспект можно применить в системе уроков по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка&quot…

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва….

  • Мне нравится

Характеристика семьи Мироновых из повести «Капитанская дочка» показывает нравственные ценности их членов, взаимоотношение и судьбу. 

То, как была воспитана Маша, какими родителями, что было основой воспитания, как формировался характер ребенка — все это проанализируем ниже. Материал подходит для написания сочинения школьниками старших классов.

Описание семьи Мироновых из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Данная семья состоит из Мироновой Марии и ее родителей. Отца зовут Миронов Иван Кузьмич. 

Он работал комендантом в крепости, простой, но добрый и честный человек, из-за чего и не является превосходным руководителем. До конца был верен своей родине и присяге, из-за чего был казнен Пугачевым. Но даже на смертном одре высказал все, что думает о злодее. 

Мать зовут Миронова Василиса Егоровна. Добрая и хозяйственная женщина, которая следит не только за своим хозяйством, но и за крепостью. Между родителями сразу видна любовь и взаимопонимание. Они очень дорожат друг другом, и конечно, своей дочерью. 

Сама Маша является прототипом Борисовой Марии Васильевны, она обладает не только внешней красотой, но и внутренней. Добра, умна, воспитанна. Все, кто с ней встречался, говорили, что она «Божий ангел».

Цитаты, характеризующие Марию Миронову:

  • «…со всею доверчивостью молодости и любви…»;

  • «…Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку…»;

  • «…в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью…».

Руководствуется моральными принципами, поэтому во всем советуется с родителями, даже в том, чтобы выйти замуж за человека, которого благословят родители.

Воспитание Маши Мироновой

Также влияние на нее оказывают и другие персонажи. Например, Швабрин. Отношение его с Машей не сложились, он хотел на ней жениться, но Маша отказалась. Поэтому он начинает распускать различные слухи о ней и говорить, какая она дурочка. 

После того, как он переходит на сторону Пугачева, переманивает ее на свою сторону, держа в плену. У Маши к нему только неприязнь и некоторый гнев.

Отношение Гринева же совсем противоположное. Он очень полюбил Марию и готов на все ради нее. Он отстаивает ее честь на дуэли и в разговорах. 

Возможно, именно он поспособствовал тому, что Маша обрела смелость, силу и чувство, что тебя любят, так как ради его спасения Маша отправляется к царице, прося милости: «Я пришла просить милости, а не правосудия». Даже императрица подмечает, что девушка честна и смела.

Роль семьи в жизни человека

Семья играет огромную роль в жизни человека. В первую очередь ребенок смотрит, что делается в семье, как строятся взаимоотношения. Смотря на все это, он понимает, как нужно вести себя, берет пример. 

Также в семье происходит становление ценностей, характера и мышления. Во многом это заслуга родителей, бабушек и дедушек, а также сестер и братьев. Все они взаимосвязаны морально. Это первые, с кем ребенок начинает контактировать, общаться, взаимодействовать. 

Семья является домом, в который хочется возвращаться, а он в свою очередь примет тебя. «Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни». В более взрослом возрасте человек уже сам создает свою семью, начиная все с начала. 

Важно, чтобы всегда была любовь, верность, понимание и помощь. Все заслуживают понимания и помощи, так как семья это то, что мы ставим на первое место.

Краткая характеристика героев с цитатами помогает понять их намерения и мысли. Тема семьи является одной из основных тем данного произведения. Семья Мироновых внесла большой вклад в эту историю.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Сочинение на тему семья гриневых и семья мироновых

Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее сочинение А.С.Пушкина, написанное в прозе. В нем нашли отражение все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества – место «маленького» человека в великих исторических событиях, нравственный выбор в жестоких социальных обстоятельствах, народ и власть, закон и милосердие, «мысль семейная». С нравственной проблематикой произведения связаны образы капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, обращении с солдатами. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом… привязался к доброму семейству». Гринев так описывает убранство деревянного домика Мироновых: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Мироновы – бедная, скромная семья. У них, по словам Василисы Егоровны, «всего-то душ одна девка Палашка», а за Машей приданое – «частый гребень, да веник, да алтын денег». Речь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны обильна простонародными словами и выражениями: «солдатушек учил», «небось», «негоже». Она крайне эмоциональна, отличается простотой построения, часто начинается разговорными зачинами: «А слышь ты». Автор дал героям самые распространенные в народе имена. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Мироновы живут в мире и согласии, хотя Василиса Егоровна полностью «управляла» своим супругом «и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домиком». Для этой простой женщины воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. «Комендантша», как называют ее в крепости, растворена в маленьком мирке их общих забот. Однако Василиса Егоровна – это не сварливая, грубая старуха из народных и литературных сказок, у которой муж «под каблуком». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент, перед осадой крепости, Василиса Егоровна подчинилась воле мужа. Комендант решил выслать Машу в Оренбург и заметил, что на жену «слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни». Миронов верен присяге, до конца исполняет свой воинский долг. Его учили смолоду – служить императрице и карать ее врагов. Поэтому добродушный отец семейства, незлобивый Иван Кузьмич в эпизоде допроса башкирца не останавливается перед жестокой пыткой. Пушкин показывает, что есть власть, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против натуры и совершать негуманные поступки.его идти против натуры и совершать негуманные поступки. И все же образ добрейшего по сути Ивана Кузьмича так убедителен, что нет сомнения: в иных обстоятельствах он не применил бы жестокие меры. Герой не способен ценой подлости и предательства сохранить жизнь себе и своим близким. Комендант защищал крепость до конца, пытался воодушевить свой «оробелый гарнизон»: «Что ж, вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В этом проявляется его русская натура, истинно народный характер. И все-таки Пушкин не идеализирует героя. Автор показывает, что комендант храбр, деятелен, но он не способен оценить происходящие события. Иван Кузьмич – образцовый исполнитель приказов. В сцене казни Иван Кузьмич проявляет настоящий героизм. Он не присягнул самозванцу. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Эпиграф к главе «Приступ» поясняет, чем дорог капитан Миронов автору: бескорыстием, скромностью, честностью: Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого… Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Смерть капитана и капитанши от своих подчеркивает драматизм судьбы человека из народа. На таких, как Миронов, держится государство. Его храбрость, верность долгу и присяге, истинный героизм, повседневный труд и удивительное терпение, глубокая человечность есть черты русского национального характера. Семья Мироновых – простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает; Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» – так называет ее Савельич. Маша проницательно почувствовала в Швабрине опасного человека: «он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так не нравилась. Это меня беспокоило бы страх». Швабрин сватался к ней, он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но вместе с тем «ни за какие благополучия» Маша не хотела бы связать с ним жизнь, хотя ей по всему уготована судьба остаться в девках. «Хорошо, коли найдется добрый человек, – говорит Василиса Егоровна, – а то сиди себе в девках вековечной невестою». Маша в Швабрине не обманулась. Когда девушка оказывается в его власти, он обходится с ней жестоко, принуждая к замужеству, в противном случае угрожая увезти ее «в лагерь к злодею». Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости».й» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев – Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, – в согласии с нравственной логикой. Судьба Маши – вымысел. События, о которых пишет Пушкин, не происходили в реальности, но возможны в ней. Пушкин считал, что история дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто человечен, кто выполняет неписаные правила долга и чести. Именно так поступали в семье Мироновых. Каждый должен стремиться к добру, тогда в будущем не приведется видеть «бунт бессмысленный и беспощадный».

Лаврентьева Ольга

Алексей Иванович попадает в крепость после дуэли. Семья Мироновых приняла его как родного человека. Особенные отношения у героя складываются с Марией. Он испытывает к ней чувство любви. Однако персонаж — настоящий эгоист. Девушка не смогла ответить взаимностью на его чувства, и он решает отомстить ей. Для этого он всячески портит её честное имя, говорит, что украшения и деньги для неё важнее всего. Во время восстания Швабрин предаёт эту семью, товарищей и родину. Ради сохранения собственной жизни, он переходит на сторону врага. 

Пожаловаться

illjustracija-Kapitanskaja-dochka-Grinev-Marja-S-Gerasimov.jpg

Семьи Мироновых и Гриневых представляют собой группы центральных персонажей романа «Дубровский» Пушкина.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»

Сравнительная характеристика семей Гриневых и Мироновых: сравнение, сходство и различия (таблицы с цитатами)

Различия семей

Сравнительная характеристика <o>семьи Гриневых и семьи Мироновых <o>
Гриневы<o> Мироновы<o>
Гриневы – богатые дворяне. Они владеют 300 крепостными:<o>«…у батюшки триста душ крестьян…»<o> Мироновы – бедные дворяне. Они владеют одной крепостной крестьянкой Палашкой:<o>«…ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всегото душ одна девка Палашка…»<o>
Живут в своем имении:<o>«С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился…»<o> Живут в Белогорской крепости, где отец семейства служит начальником:<o>«…Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову…»<o>
Супруги Гриневы (родители Петра) – потомственные дворяне:<o>«…Я природный дворянин…» (Петр о себе)<o> Господин Миронов вышел из крестьянского сословия и, судя по всему, получил дворянство за долгую службу в армии:<o>«…Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей…»<o>
Господин Гринев (отец семейства) является военным в отставке. Он вышел в отставку в звании премьер-майора:<o>«…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьермайором в 17… году.»<o> Господин Миронов (отец семейства) носит звание капитана и уже 40 лет служит в армии. Из них 22 года – в Белогорской крепости:<o>«…в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова…»<o>«…мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?..»<o>«…Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем.»<o>
В семье Гриневых есть только один ребенок – сын Петр:<o>«…Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…»<o> В семье Мироновых есть только один ребенок – дочь Марья:<o>«…Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!)…»<o>
Отец семейства Андрей Петрович – строгий, твердый мужчина:<o>«…жестокосердые гордецы…» (Петр о своем отце)<o>«У него расправа была коротка.»<o>«…Он лишился обыкновенной своей твердости…» (старик Гринев)<o> Отец семейства Иван Кузьмич – добрый, ласковый, но беспечный мужчина. Его жена управляет и им, и всей крепостью:<o>«Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…»<o>«…капитана Миронова, доброго и честного человека…» <o>«…он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать…»<o>
Старик Гринев и его жена, судя по всему, являются хорошо образованными людьми. <o> Капитан Миронов – необразованный и простой человек. Об образовании Василисы Егоровны нет данным:<o>«…был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…»<o>
Андрей Петрович Гринев не злоупотребляет спиртными напитками:<o>«…ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали…» (об отце и деде Петра Гринева)<o> Капитан Миронов любит выпить:<o>«…стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом…»<o>
Мать семейства Авдотья Васильевна – тихая, мягкая женщина, которая, судя по всему, привыкла подчиняться мужу и угождать ему:<o>«…В нежности матушкиной я не сумневался…»<o>«Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье…» (мать плачет, провожая сына в армию)<o>«Испуганная его отчаянием матушка не смела при нем плакать…» (о супругах Гриневых)<o> Мать семейства Василиса Егоровна – добрая, умная, энергичная женщина. Она управляет крепостью больше, чем ее муж:<o>«…И мадам Миронов добрая была дама…» <o>«…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…»<o>
Старик Гринев ведет себя строго и сурово со своим сыном Петром. Он намеренно отправляет его служить в Белогорскую крепость вместо престижной гвардии:<o>«…еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку…» (отец – Петру)<o> Супруги Мироновы, судя по всему, не очень строги к своей дочери Марье. Девушка знает, что может выбирать жениха сама и что родители ее поддержат:<o>«…сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию.» (о возможном браке к Гриневым)<o>
Отец Петра Гринева плохо относятся к Марье Мироновой, еще не зная ее лично, и отказывается благословлять сына на брак с ней. После личного знакомства супруги Гриневы хорошо относятся к Маше:<o>«…не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен…»<o>«Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне…» (об отце Гринева)<o>«Родные ваши не хотят меня в свою семью.» (Марья о семье Гриневых)<o>«Вскоре они к ней искренно привязались…»<o> Семья Мироновых хорошо относится к Петру Гриневу, который служит в крепости, когда тот еще не является женихом их дочери:<o>«…Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын…»<o>
Супруги Гриневы остаются в живых после Пугачевского бунта. Их сын попадает в тюрьму, но вскоре его освобождают. Супруги Мироновы погибают от рук бандита Пугачева и его соратников. Их дочь Маша остается сиротой:<o>«…Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…»<o>

Сходство семей Гриневых и Мироновых

Сходство <o>Семей Мироновых и Гриневых<o>(общие черты, качества)<o>
Обе семьи – хорошие, почтенные люди:<o>
О Гриневых:<o>«Жаль, что такой почтенный человек имеет такого недостойного сына!» (генерал – Петру Гриневу)<o>О Мироновых:<o>«Муж и жена были люди самые почтенные…»<o>
Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе занимаются рукоделием на досуге:<o>
О госпоже Гриневой:<o>«…Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу…»<o>О госпоже Мироновой:<o>«…Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу…»<o>
Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе являются хорошими хозяйками:<o>
Госпожа Гринева:<o>«…Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки…»<o>Госпожа Миронова:<o>«…какая майстерица грибы солить!..»<o>«…Я вошел в чистенькую комнатку, убранную постаринному…» (о доме Мироновых)<o>

Это была сравнительная характеристика семей Гриневых и Мироновых в таблицах: сравнение двух семейств, сходство и различия, таблицы с цитатами.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/09/tablitsa-grinyov-i-shvabrin
  • https://nauka.club/literatura/semya-mironovykh.html
  • https://storylists.ru/vsya-literatura/otnoshenie-k-seme-mironovyh.html
  • https://vashurok.ru/questions/kakie-bili-otnosheniya-u-shvabrina-s-semey-mironovih-v-romane-kapitanskaya-dochka
  • https://www.literaturus.ru/2020/01/sravnitelnaja-harakteristika-grinevy-mironovy-sravnenie-shodstvo-razlichija-tablicy.html

  • Сравнение русской народной сказки и сказки салтыкова щедрина
  • Сравнение сказки жуковского спящая царевна и пушкина сказка о мертвой 5 класс
  • Сравнение русской народной сказки и литературной сказки
  • Сравнение обломовки и города калинова сочинение
  • Сравнение повести и рассказа