Урок литературного чтения в 3 классе 17.11.2016 г. Молчанова Татьяна Юрьевна
Тема: Сравнение народной и литературной сказок.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: cравнение русской народной и литературной сказок
Задачи: Предметные : рассмотреть схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений
Личностные: формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы
эмоционального сопереживания прочитанному.
Метапредметные:
-
регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности
2) коммуникативные: принимать участие в работе группами , используя речевые средства, строить
монологические высказывания, развивать монологическую речь
3)познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию,
работать с текстом сказки
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация
План-конспект урока
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок — Слушаем, запоминаем,
Начинается урок. Ни минуты, не теряем.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
II. Проверка домашнего задания
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
-Скажите с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на прошлом уроке?
— Назовите героев сказки.
-Ребята, кто рассказывал А.С. Пушкину сказки?
III. Работа по теме урока
1.Актуализация знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для повторения изученного материала.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку
-Как вы понимаете слово «наследница»?
— Исходя из эпиграфа урока , как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Настрой на урок
Авторские и народные
«Сказка о царе Салтане…»
няня Арина Родионовна
Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С.Я.Маршак
Высказывания детей
Регулятивные (саморегуляция)
Коммуникативные (умение строить высказывание, работать в сотрудничестве
Познавательные (структурирование знаний)
2.Постановка цели урока
-Что берет А.С. Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер — Немудер», с которой мы знакомились на внеурочных занятиях.
-Работать будем по плану. ( План на доске)
3.Сопоставительный анализ сказок.
б) занятие мужчин.
г) зло в царстве
д)где оказались?
е) кто их замечает?
5. Кто мешает главному герою?
6. Кто помогает?
7.Чудеса, превращения
8. Троекратность (повторы)
9. Фразеологизмы
10.Чем заканчивается сказка?
11.Концовка
-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)
-Какие присказки вы знаете?
-Сравните сказки. Имеют ли они присказку?
— Какие сказочные зачины вы знаете?
(сравнение сказки по плану в группах)
Учитель оценивает работу групп
Физминутка
4. Продолжение работы над темой урока
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)
-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий)
-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.
Мы видим, что А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.
IV. Домашнее задание
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания
Найти в тексте сказки Пушкина волшебства (отметить отрывки)
Этап подведения итогов занятия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
— Какие задачи мы ставили для себя вначале урока? Удалось ли нам их решить?
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.
(выслушиваются мнения детей)
-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
предположения детей
Высказывания детей
(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)
(Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)
Работа в группах
Отчёт групп
(да, простил)
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
Регулятивные (прогнозирование)
Познавательные (логический анализ)
Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание)
Познавательные
(выбор основания)
Коммуникативные ( умение работать в сотрудничестве)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (умение работать с информацией)
Монологические высказывания детей.
Познавательные ( умение анализировать, делать выводы)
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Регулятивные (оценка деятельности на уроке)
Проект «Сходство и различие народной и литературной сказок»
МКОУ Добринская СОШ
Проект 5 класса
«Сходство и различие народной и литературной сказок»
Авторы:
Хайдурова Арина
Цыганок Данил
Руководитель:
Кононенко Ю.М.
2014
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы.
Введение
Сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства. И чем старше становишься, тем сильнее желание окунуться в более глубокий сказочный мир, чтобы открыть для себя новое, неизвестное, неизведанное…
«Сходство и различие народной и литературной сказок» — это тема нашего исследования. Новые сведения, небольшие открытия для нас и желание донести их до окружающих побудили нас к созданию проекта.
Целью нашей работы является не только сравнение сказок, но и желание показать вековую мудрость народную, обличённую в красоту пушкинских строк.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что сказки, подвергшиеся литературной обработке лучше знакомы и взрослым, и детям любых возрастов.
Объекты исследования:
Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Задачи:
1. Прочитать сказки;
1.1. Выявить сходства (сюжет, композиция, герои);
1.2. Найти различия (сюжет, жанр, герои).
2. Подготовить публичное выступление;
3. Создать презентацию;
3.1. Продемонстрировать разным возрастным группам;
4. Провести опрос;
4.1. Обобщить результаты.
5. Сделать выводы.
Методы исследования:
изучение и анализ произведений;
выдвижение гипотезы;
поиск и работа с материалом.
Основная часть
На примере народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и созданной на её основе сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», мы попытались проследить сходства и различия устного народного творчества и его литературной обработки.
Композиция сказок похожа, в них есть зачин:
«В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был царь…»,- так начинается народная сказка, и продолжается: «…Видит на крылечке сидят три сестры красавицы и между собой разговаривают…»
И у Пушкина:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица…»
Далее следует завязка:
…И завидуют оне
Государевой жене…
И в народной сказке тоже:
… Женился Иван-царевич на меньшей сестре…
… А старшие стали ей завидовать, да зло творить…
Затем прослеживается развитие сюжета, в котором описываются злоключения героев,
коварство их врагов и помощь друзей обладающих волшебной силой.
В финале сказок — кульминация, где добро побеждает зло:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь на радости такой
Отпустил всех трёх домой…
«…Очнулся там, глянул на детей, глянул на жену — узнал, и душа его просветлела!..» и сказочная концовка. Вот как завершается повествование у Пушкина:
…И я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
«…В это время я там была, мёд пила, всё видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре», — заканчивает народ.
Прочитав обе сказки, мы сделали выводы:
роднит их волшебство,
борьба добра и зла,
наличие положительных и отрицательных героев,
есть зачин и концовка.
Но нашлись и отличия:
«Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а Пушкин наделил такой красотой Царевну-Лебедь.
В литературной обработке сказки появляются новые герои — Черномор с богатырями, злодей-коршун, белочка и другие.
При этом пропадает подкидышек, которого в народном варианте засмолили в бочку, (вместо царских сыновей). Мне кажется, простой люд даже в мыслях не мог так поступить с царскими детьми, но зато с царицей в народной сказке обходятся очень жестоко: «…Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море…»
Разная форма произведения. Литературная сказка написана в стихах, народная — в прозе, что ближе к устному творчеству. Известно, что первоначально Пушкин хотел при написании сказки чередовать стихи с прозой, но впоследствии отказался от этой идеи и написал сказку четырёхстопным хореем с парной рифмовкой: в те времена, таким образом, часто писались «подражания» народной поэзии.
И последнее, мы считаем, главное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
…Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит…
Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Но зная народный фольклор, он ввел в композицию обращение-заклинание к силам природы:
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Подражая устному творчеству, он использовал народные эпитеты — красна девица, море-окиян.
Новаторство же пушкинской сказки в том, что в ней существует интрига, она не просто повествует, она захватывает:
…Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…
…Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
И в первый и во второй раз, зло оказалось не наказанным. И дальше:
…А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить…
Но в русских народных сказках, добрых сказках обычно счастливый конец. И в течение всего повествования мы ждём, когда же восторжествует справедливость.
На протяжении всего времени работы над проектом мы проводили опрос. Результаты его показали, что строчки великого поэта хорошо знают и любят люди разного возраста, многие помнят их наизусть, часто цитируют строки:
…Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
…Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь…
…Белка песенки поет
И орешки все грызет…
Народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по боком звёзды» известна немногим участвующим в опросе. Взрослые высказали единодушное мнение, что сказка великого поэта добрее, ярче, динамичнее. Поэтому она лучше запоминается и легче цитируется.
Заключение
Мы думаем, что нам удалось решить поставленную задачу — сравнить две сказки и показать как простой, незамысловатый сюжет приобретает красоту и утончённость, попав в поле зрения великого мастера.
Проведённый нами опрос подтверждает выдвинутую гипотезу, что литературная обработка делает сказку не только богаче по форме и содержанию, но и более узнаваемой.
Знаете ли вы сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды»?
Знаете ли вы « Сказку о царе Салтане»?
Можете назвать автора сказки?
Можете процитировать текст?
Работая над проектом, мы узнали что:
ГИПОТЕЗА — научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
ЗАЧИН — традиционное начало сказки, былины.
СЮЖЕТ — это художественное изложение последовательных событий, и поступков персонажей, которые приводят через борьбу двух противостоящих сил (конфликт) к кульминации и развязке.
КУЛЬМИНАЦИЯ — вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
КОМПОЗИЦИЯ — построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.
Мы научились создавать презентации, проводить опрос, систематизировать полученные данные.
В следующем году, возможно, мы вернемся к теме сказок. Следующий этап письменного бытования сказки — сказка авторская. Ее не всегда отличают от сказки литературной (порой оба слова выступают в качестве синонимов), что неверно. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми.
Надо отметить, что граница между сказкой литературной и сказкой авторской подвижна. Часто обработка народных сказок превращает их в полной мере в сказки авторские. Также следует помнить, что принцип обработки зависит не только от авторского намерения, но и от того, какой аудитории предназначается текст.
Сравнение литературной и народной сказок план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Задачи урока:
1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.
3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Оборудование: тексты произведений
Приемы ТРКМ, используемые на уроке:
— на стадии вызова: «работа в парах»;
— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;
— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .
Ход урока.
I Стадия вызова.
1. Настрой на урок. Работа в парах.
— Составить пословицы:
Вариант №1:
- за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
- он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).
Вариант №2:
Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).
- пословица [1]
- пословица [2]
2.Постановка цели и задач урока.
II Стадия осмысления
(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).
1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».
2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске
•Почему названия сказок размещены в три колонки?
Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
? | ? | ? |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)
3. Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов
•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?
(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи — Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня — сирота).
•Как заканчивается сказка «Морозко»?
Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
•Почему так трагически заканчивается народная сказка?
Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
5 Работа по произведению «Мороз Иванович»
•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».
•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
•Работа по тексту.
•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?
В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
•волшебный персонаж -Морозко и Мороз Иванович
•героини — резко противопоставляются по характеру
•финал — одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?
Работа со сводной таблицей.
«Морозко» | «Мороз Иванович» | |
1. Падчерица и родная дочь | 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья | |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее | 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама | |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность | |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность | |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость | |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает. | 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.
Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.
«Морозко» | Линия сравнения | «Мороз Иванович» |
……. | Автор | |
……. | Сюжет | ……. |
……. | Жанр произведения | ……. |
……. | Место действия | ……. |
……. | Характеры героинь | ……. |
……. | Волшебный персоонаж | …… |
……. | Концовка | ……. |
•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?
Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.
Вопросы викторины:
•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
•«Почему вода в колодце и летом студеная?»
•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
III Рефлексия деятельности
Какие произведения сравнивали?
Какие жанры произведений?
Что нового вы узнали?
Что было трудно?
IV Оценивание учащихся.
V Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».
Литература:
1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук https://www.lit-studia.ru/
2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.
3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.
Урок литературного чтения в 3 классе 17.11.2016 г. Молчанова Татьяна Юрьевна
Тема: Сравнение народной и литературной сказок.
Тип урока: изучение нового материала
Цель: cравнение русской народной и литературной сказок
Задачи: Предметные : рассмотреть схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений
Личностные: формировать интерес к содержанию и форме художественных произведений; основы
эмоционального сопереживания прочитанному.
Метапредметные:
-
регулятивные : содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности
2) коммуникативные: принимать участие в работе группами , используя речевые средства, строить
монологические высказывания, развивать монологическую речь
3)познавательные: создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию,
работать с текстом сказки
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация
План-конспект урока
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Громко прозвенел звонок — Слушаем, запоминаем,
Начинается урок. Ни минуты, не теряем.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
II. Проверка домашнего задания
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
-Скажите с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на прошлом уроке?
— Назовите героев сказки.
-Ребята, кто рассказывал А.С. Пушкину сказки?
III. Работа по теме урока
1.Актуализация знаний
Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточных для повторения изученного материала.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь.
-Посмотрите, на доске записан эпиграф к нашему уроку
-Как вы понимаете слово «наследница»?
— Исходя из эпиграфа урока , как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Настрой на урок
Авторские и народные
«Сказка о царе Салтане…»
няня Арина Родионовна
Пушкинская сказка-
Прямая наследница народной.
С.Я.Маршак
Высказывания детей
Регулятивные (саморегуляция)
Коммуникативные (умение строить высказывание, работать в сотрудничестве
Познавательные (структурирование знаний)
2.Постановка цели урока
-Что берет А.С. Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер — Немудер», с которой мы знакомились на внеурочных занятиях.
-Работать будем по плану. ( План на доске)
3.Сопоставительный анализ сказок.
б) занятие мужчин.
г) зло в царстве
д)где оказались?
е) кто их замечает?
5. Кто мешает главному герою?
6. Кто помогает?
7.Чудеса, превращения
8. Троекратность (повторы)
9. Фразеологизмы
10.Чем заканчивается сказка?
11.Концовка
-Что такое присказка? (шутливое вступление или начало сказки)
-Какие присказки вы знаете?
-Сравните сказки. Имеют ли они присказку?
— Какие сказочные зачины вы знаете?
(сравнение сказки по плану в группах)
Учитель оценивает работу групп
Физминутка
4. Продолжение работы над темой урока
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да)
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу)
-Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий)
-Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма)
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку.
Мы видим, что А.С. Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку.
IV. Домашнее задание
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания
Найти в тексте сказки Пушкина волшебства (отметить отрывки)
Этап подведения итогов занятия.
Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
— В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
— Какие задачи мы ставили для себя вначале урока? Удалось ли нам их решить?
-У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось.
(выслушиваются мнения детей)
-Спасибо вам, ребята, за хорошую работу!
предположения детей
Высказывания детей
(«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,
«Это еще не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди…»)
(Жили-были… ; В некотором царстве, в тридесятом государстве…)
Работа в группах
Отчёт групп
(да, простил)
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
Регулятивные (прогнозирование)
Познавательные (логический анализ)
Коммуникативные
(умение строить речевое высказывание)
Познавательные
(выбор основания)
Коммуникативные ( умение работать в сотрудничестве)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли)
Познавательные (умение работать с информацией)
Монологические высказывания детей.
Познавательные ( умение анализировать, делать выводы)
Личностные (нравственно-этическая оценка)
Регулятивные (оценка деятельности на уроке)