Сравнение русской и турецкой сказки ашик кериб 4 класс

Михаил юрьевич лермонтов создавал не только русские сказки. писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. он нередко писал произведения, основанные на

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Другие персонажи

  • Магуль-Мегери — прекрасная дочь богатого турка, верная своему любимому. Она умна и изобретательна, придумала, как напомнить Ашику, что пора вернуться домой.
  • Куршуд-бек — знатный человек, коварный, лживый. Хочет жениться на Магуль-Мегери.
  • Аяк-Ага — отец Магуль-Мегери, богатый турок.
  • Хадерилиаз (Святой Георгий) — великодушный всадник на белом коне, помог Ашик-Керибу добраться домой в срок.
  • Брат Куршуд-бека — неумный, яростный человек.

Развязка

Между тем бедный странник ходил по чужой земле и пел людям за кусок хлеба. Но однажды в городе Халафе ему повезло. Когда он сладкоголосо пел в кофейном доме, прославляя свою прекрасную Мегуль-Мегери, его услышал великий паша, который был вдохновлен его пением и пригласил его к себе. С этого момента изо дня в день к нему сыпались золото и серебро. Он стал жить весело и богато. И наверное, забыл он свою Мегуль-Мегери, а может и нет, но срок подходил к концу, а он и не собирался в дорогу. И Магуль-Мегери решила о себе напомнить. Она отправляет золотое блюдо с купцом из Тифлиса (у того было сорок верблюдов и 80 невольников), чтобы он ездил по восточным городам и выставлял это блюдо напоказ, пока не найдется его хозяин. И хозяин наконец нашелся. Ашик-Кериб, увидев блюдо, вспомнил о Мегуль-Мегери и срочно засобирался в дорогу. Но вдруг понял, что не успеет, и от отчаяния взмолился Аллаху и захотел сброситься со скалы. Но вдруг увидел чудесного всадника на белом коне, который решил помочь ему и вовремя переправил его в родные места. Как оказалось потом, это был сам Хадерилиаз (Георгий Победоносец).

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бедняк Ашик-Кериб, живший в Тифлисе, играл на саазе (турецкой балалайке) и этим зарабатывал на жизнь. Он полюбил дочь богатого турка, которую звали Магуль-Мегери. Юноша решил, что будет странствовать 7 лет, наживёт богатство и тогда женится на любимой. Девушка согласилась его ждать.

В пути бедняка догнал Куршуд-бек, который давно сватался к Магуль-Мегери. Хитростью завладел он его одеждой, привёз её матери Ашика и сказал, что сын её утонул. Мать сказала об этом Магуль-Мегери, но девушка не поверила Куршуд-беку.

Ашик-Кериб, странствуя, пришёл в Халаф. Там он стал придворным музыкантом паши и разбогател.

Когда близился срок возвращения Ашика в Тифлис, Магуль-Мегери передала уезжавшему купцу золотое блюдо, чтобы он выставлял его в лавках, где будет торговать. В Халафе блюдо увидел Ашик и вспомнил, что до окончания срока осталось 3 дня.

Когда он дошёл до Арзинган-горы, до Тифлиса оставалось идти 2 месяца. Но юноше помог Хадерилиаз (Святой Георгий). Ашик-Кериб вмиг очутился в Тифлисе. А перед этим Хадерилиаз дал ему комок земли из-под копыта коня, чтобы он помазал им глаза женщине, ослепшей 7 лет назад. После этого все должны были поверить, что он за короткий срок добрался из Халафа в Тифлис.

Мать и сестра не узнали Ашика. Он попросил у них свой сааз и пошёл к Магуль-Мегери. В этот вечер была её свадьба с Куршуд-беком.

Когда юноша стал петь, невеста узнала его голос и бросилась к нему. Ашик исцелил свою мать от слепоты, женился на Магуль-Мегери, а своей сестре дал богатое приданое и выдал замуж за Куршуд-бека.

Части текста

Практически все народные сказки имеют свои философски-религиозные особенности, которые дают общую характеристику. Ашик-Кериб из сказки «Ашик-Кериб» является человеком, в котором заложены все лучшие качества. Произведение можно разделить на несколько разделов, например:

  • Описание жизни главного героя.
  • Развитие любовной линии.
  • Мистическое возвращение и исцеление.
  • В анализируемой турецкой сказке любовь считается главной движущей силой и смыслом жизни героев. Благодаря его чистой душе он получил в награду чудеса. Все действия, происходящие в сказке, закончились торжеством, которое устроил посланник свыше.

    Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

    В городе Тифлисе жила красавица Магуль-Мегери. Она была дочерью богатого турка. Там же жил и Ашик-Кериб. Он ходил по свадьбам и увеселял людей, играя на саазе (турецкой балалайке).

    Однажды на свадьбе увидел Ашик Магуль-Мегери, и они полюбили друг друга.

    Юноша грустил, потому что думал, что они никогда не поженятся — ведь отец её богат, а он беден.

    Девушка уверяла, что отец даст ей много денег, но Ашик-Кериб боялся, что потом Магуль-Мегери будет упрекать его в том, что он богатством обязан ей.

    Ашик хотел 7 лет странствовать, чтобы накопить богатство, и спросил девушку, будет ли она ждать его. Магуль-Мегери согласилась, но предупредила, что если в назначенный день он не вернётся, придётся ей стать женой Куршуд-бека, который давно сватается за неё.

    Простился юноша с матерью и маленькой сестрой и пошёл странствовать. Его догнал на коне Куршуд-бек и сказал, что будет ему товарищем в странствиях.

    Когда нужно было переплыть реку, Ашик снял верхнюю одежду и поплыл. Куршуд-бек схватил её, ускакал в Тифлис и отдал одежду матери Ашика, сказав, что сын её утонул. Мать заплакала, потом пошла к Магуль-Мегери и рассказала о горе. Но девушка поняла, что Куршуд-бек солгал.

    Ашик пришёл в одну из деревень, там добрые люди дали ему одежду и еду. Стал он ходить по деревням, играть на саазе и петь песни.

    Дошёл юноша до Халафа. Там жил паша, который очень любил песни. Его слуги приказали Ашику идти с ними к великому паше. Ашик сказал, что он вольный человек и ему паша не господин. Тогда его схватили и доставили к паше. Тот сказал, чтобы юноша пел. Пение паше очень понравилось, и он оставил Ашика у себя и осыпал его золотом и серебром.

    Скоро должен был закончиться седьмой год, как он ушёл из дома. Магуль-Мегери попросила одного купца, который отправлялся из Тифлиса с караваном, взять у неё золотое блюдо. Попросила она, чтобы в тех городах, где будет торговать, выставлял он это блюдо в лавке. И ещё сказала, что тот, кто признает блюдо своим, получит его да ещё золото, по весу равное этому блюду. Так и делал купец, но никто не признавался хозяином блюду. Только в Халафе Ашик-Кериб признал его за своё. Купец узнал юношу и сказал скорее ступать в Тифлис, так как, если не прибудет туда в назначенный день, Магуль-Мегери выйдет замуж за другого.

    Оставалось только 3 дня, и Ашик поскакал на коне в Тифлис. Измученный конь упал замертво на Арзинган-горе, которая находилась между Арзиньяном и Арзерумом. До Тифлиса оставалось 2 месяца езды, а до срока — только 2 дня.

    Хотел юноша с горя броситься в пропасть, но всадник на белом коне велел ему спуститься с утёса и следовать за ним. Но Ашик сказал, что он не догонит его коня. Тогда всадник велел юноше сесть на коня сзади и спросил, куда ему нужно ехать.

    Ашик сказал, что желал хотя бы успеть сегодня в Арзерум. Всадник велел ему закрыть глаза, а когда юноша их открыл, то увидел, что очутился в Арзеруме. Сказал он тогда, что хотел сказать, что ему нужно в Карс, закрыл и открыл глаза и увидел себя в Карсе. Тогда сказал Ашик, что на самом-то деле ему надо в Тифлис. Через минуту был он в родном городе. Поблагодарил он всадника и попросил у него какое-нибудь доказательство, которое свидетельствовало бы, что он за 1 день прибыл из Арзиньяна в Тифлис.

    Всадник велел ему взять из-под копыта коня комок земли. Если не будут верить, что он в 1 день достиг Тифлиса, пусть приведут к нему женщину, ослепшую 7 лет назад. Нужно намазать этой землёй ей глаза — и она прозреет. Послушался этих слов всадник Ашик и взял комок земли. А когда поднял он голову, всадник исчез вместе с конём. Понял юноша, что это был Хадерилиаз (Святой Георгий).

    Вечером постучался Ашик в свой дом. Сестра его впустила, но не узнала в нём брата, а мать уже 7 лет была слепой. Ашик попросил взять висящую на стене сааз и стал петь о своей судьбе. Мать спросила, как его зовут, он ответил, что имя его — Рашид (храбрый).

    Попросил Ашик у матери разрешения взять сааз, чтобы играть на ней на свадьбе. Пообещал он награду за игру и пение принести в её дом. Получив разрешение, он пошёл на свадьбу.

    Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека, но не хотела она этого и поклялась убить себя.

    Когда жених спросил Ашика, как его зовут, тот ответил: «Шинды Гёрурсез (скоро узнаете)». Стал петь Ашик о том, как он из Халафа за день попал в Тифлис. Магуль-Мегери узнала голос любимого и бросилась к нему. Брат Куршуд-бека хотел их заколоть кинжалом, но жених остановил его и спросил Ашика, как же он смог быстро преодолеть такое большое расстояние. Ашик сказал, что в доказательство этого он возвратит зрение женщине, которая ослепла 7 лет назад.

    Его сестра привела мать на свадебный пир. Ашик развёл водой комок земли из-под копыта коня Хадрилиаза, и намазал матери глаза. Мать прозрела, и все поверили словам Ашик-Кериба, а Куршуд-бек уступил ему Магуль-Мегери.

    Ашик-Кериб, чтобы утешить Куршуд-бека, предложил ему жениться на своей сестре, обещал дать им серебро и золото и пожелал им счастья.

    Мудрости мироустройства

    Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

    «Ашуг-Гариб»

    Жанр произведения «Ашик-Кериб» представляется как очередная фольклорная обработка Лермонтовым народных легенд и мифов, которыми он в то время очень сильно увлекался. Вполне вероятно, что она является разновидностью азербайджанского дастана — особенного искусства рассказывания эпических историй. Предположительно, «Ашик-Кериб» — турецкая сказка, во всяком случае, так ее определил сам поэт. И первоначально, скорее всего, она имела название «Ашуг-Гариб». Слово «ашик-ашуг» означает «народный певец», сааз — музыкальный инструмент, а вот слово «кериб-гариб» имеет значение «бедняк-странник». Михаил Лермонтов «Ашик-Кериб» превратил в прекрасное творение русской сказочной литературы, которое и по сей день читают потомки.

    Жанр произведения «Ашик-Кериб»

    Ну что же можно обо всем этом сказать? Радует то, что «Ашик-Кериб» — сказка со счастливым концом, где мать заново обрела сына, сестра — брата, невеста — жениха. А Куршуду-беку Ашик-Кериб предложил жениться на младшей сестре Магуль-Мегери, которая была не менее красива, чем старшая. И в одно мгновение все герои этой красивой сказки стали счастливыми. Сказочный жанр произведения «Ашик-Кериб» уже говорит сам за себя.

    Взяв в основу подобного рода сюжет, Лермонтов вписывает в него очень характерные для сказки компоненты. Здесь есть положительные и отрицательные герои, дарители и помощники, чудеса и приключения. Лермонтов сохранил все сказочные каноны, и получилось великолепное с тонким восточным колоритом произведение «Ашик-Кериб». Сказка эта была опубликована уже после смерти поэта в сборнике «Вчера и сегодня» В. А. Сологуба в 1846 году. Потом ею очень сильно заинтересовались деятели культуры кавказских народов. Им очень понравился легкий повествовательный жанр произведения «Ашик-Кериб», и тогда было решено перевести его на разные языки: азербайджанский, армянский, грузинский, кабардинский и другие.

    Характеристика

    Герои «Ашик-Кериба» предстают перед читателем данной сказки довольно реалистичными. Главный персонаж — это человек, имеющий как положительные, так и отрицательные качества. Заслуживая уважение как виртуозный музыкант, он вместе с тем обладает таким не самым лучшим качеством, как чрезмерная осторожность, которая проявляется в том, что он попросил перенести его не сразу в Тифлис, а сначала в ближайший населенный пункт.

    Немаловажной деталью является то, что он на какое-то время забыл о своей невесте, наслаждаясь благами обеспеченной жизни. Вместе с тем, характеристика героя Ашик-Кериба будет неполной, если не упомянуть о его сильной любви к невесте, ради которой он преодолевает все неприятности и трудности.

    Восточная повесть

    Мало кому известна такая грань творчества Лермонтова, как сказки. В «кавказский период» поэт живо интересуется местным фольклором и, услышав в Тифлисе народную сказку «Ашик Кериб», делает авторскую обработку прозаической турецкой сказки, а в 1838 году создает свою версию. Однако обнаружена рукопись произведения, не подготовленная к печати, была лишь в 1841 году после гибели поэта на дуэли, а спустя пять лет была впервые опубликована. Такова краткая история создания сказки «Ашик Кериб».

    Гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, обладающего огромным литературным талантом и незаурядным чутьем языка, интересовали разнородные языковые пласты и культурные традиции. Примером служит поэма «Демон», созданная в жанре «восточной повести». Произведение, которое он писал в течение 10 лет, является визитной карточкой поэта, его главным замыслом, итогом многолетних рассуждений о вселенском противостоянии Добра и Зла.

    Центральный персонаж — «печальный демон, дух изгнанья», падший ангел, отверженный дух, веками блуждающий «в пустыне мира без приюта», ненавидящий и презирающий весь мир «творенье Бога». В христианстве демон — сатана, полное противопоставление Богу, в мусульманстве — Аллаху. В произведении сделан акцент на двойственном восприятии мира, где человеческая душа находится в постоянной борьбе между Добром и Злом. Ведь человек двойственен по своей натуре — Ангел и Демон — две стороны одной души.

    Автор придает человеческие черты романтическому образу демона, который желает исправиться, но жажда наслаждения и гордыня мучают его. И этот образ, и вся демоническая традиция романтизма, соответствующие философии мусульманских канонов и понятий, в разные периоды оказали влияние на российскую и европейскую литературную культуру.

    В турецкой сказке четко вычерчивается линия трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Предвосхищая Достоевского, Лермонтов размышлял над антитезой между мечтой о счастье и о несчастье в реальной жизни, между возвышенной любовью и единением душ с жестокой действительностью современного мира. К ключевым проблемам в истории относятся переживаемые героями потери, недостаток денег и бедность.

    Жанр и композиция

    Жанр произведения — авторская сказка. А также она относится к группе волшебных сказок. На это указывают характерные особенности:

    • присутствие чудес;
    • наличие волшебных предметов;
    • троекратные повторения.

    Композиция:

    1. Экспозиция: как живёт в Тифлизе бедный музыкант и чем он занимается.
    2. Завязка: он отправляется в долгий путь, чтобы разбогатеть.
    3. Развитие действия: скитания Кериба.
    4. Кульминация: герой оказывается в тяжёлом положении, и лишь внезапно возникший покровитель может помочь ему.
    5. Развязка: он возвращается к возлюбленной и воссоединяется с ней.

    План для пересказа

    Это увлекательная история, в которой происходит немало сказочных событий и приключений главных героев. Для удобства можно кратко составить план для пересказа:

    1. Взаимная любовь Ашика и Магуль-Мегери.
    2. Мысль отправиться в путь и нажить богатство.
    3. Обещание возлюбленной ждать.
    4. Обман Куршуд-бека.
    5. Долгие скитания и обретение богатства в Халафе.
    6. Напоминание о возвращении при помощи золотого блюда.
    7. Помощь Хадерилиаза.
    8. Прибытие на свадьбу.
    9. Счастливый финал.

    Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

    Восточная повесть

    М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

    В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

    В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

    Мусульманские мотивы

    Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

    Жанр сказки «Ашик-Кериб»

    На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

    И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

    Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

    Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

    «Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

    Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

    Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

    На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

    Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

    Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

    Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

    Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

    Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

    Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

    Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

    Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

    В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

    В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

    Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

    Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

    Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

    Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

    В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

    Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

    Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

    Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

    Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

    «Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

    Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

    В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

    Краткое содержание

    Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

    Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

    Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

    Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

    Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

    После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

    Анализ

    В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

    При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

    И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

    И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

    Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

    Основа задумки

    Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

    Это произведение имеет 2 основных мысли:

    • Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
    • Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
    • В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

      Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

    Мудрости мироустройства

    Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

    2. Актуализация опорных знаний

    Организует работу над пройденным материалом.

    Вспомните, с произведением, какого автора вы познакомились на предыдущем уроке?

    -Ребята, что вы знаете о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

    — Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

    — Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашиб – Кериб»

    — Мы познакомились с автором М. Ю. Лермонтовым. С его стихотворением «Дары Терека» и сказкой «Ашик – Кериб»

    — Он был русским писателем, который очень любил Кавказ, уважал А. С. Пушкина и учился на его произведениях. Он был отличным живописцем и умел играть на музыкальных инструментах.

    — Мы говорили о М. Ю. Лермонтове и о его сказке «Ашиб – Кериб».

    РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

    ПУУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

    Подводящая беседа.

    3.Организация познавательной деятельности

    3.1. целеполагание

    3.2.Обобщение затруднений во внешней речи

    Физминутка.

    3.3.Самостоятельная работа.

    3.4. Повторение

    -Хорошо, а с каким произведением вы познакомились?

    — Какой жанр у этого произведения?

    — Хорошо. Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю выполнить тест на листочках (Приложение 1)

    Сравните свои ответы с ответами на слайде. Если вы ответили не верно – поставьте минус. Если верно – поставьте плюс. У кого нет ошибок – поднимите руку. У кого одна ошибка, поднимите руку. У кого две?
    — Кладите карточки на край стола.

    — Скажите, а на какие 2 группы делятся сказки?

    — Но они тоже делятся на группы. На бытовые, сказки о животных и волшебные.

    — Как вы думаете, к какому виду сказок относится произведение «Ашиб – Кериб».

    — Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Что особенного в этой сказке?

    — Мы с вами определили, что это сказка. А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

    — Посмотрите на первую картинку. Какой отрывок из сказки подходит этой иллюстрации? Предлагаю выразительно зачитать отрывок.

    (Показывает 3 картинки)

    — Какое задание мы выполняли?

    — Что же мы с вами повторили?

    — Хорошо. Назовите главную особенность сказок. Верно. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!

    И мы можем научиться чему-то у главных героев. Кто же в сказке положительный герой? А кто отрицательный?

    — Почему вы считаете, что Ашик- Кериб, Святой Хадерималиаз, Магуль-Мегери – положительные герои?

    — А что еще вы можете сказать о Магуль-Мегери?

    — С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней подруга?

    — Как вы думаете, почему подруга ее сравнила с газелью?

    Посмотрите на слайд. Даны пословицы. Прочитаем их.

    — О каких чертах женского характера упоминается в пословицах?

    — Что больше всего ценит народ в женщине?

    Мы сказали о положительных героях, а почему Куршуд – бек отрицательный герой?

    — Как вы думаете, почему он совершил такой поступок? А это может быть оправданием?

    — Вы немного устали, поэтому выполним физминутку.

    — Сказка «Ашиб – Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов. И я предлагаю создать свой словарик восточных слов. Работаем в парах. Находим слово и выписываем его в тетрадь. (Приложение 2)

    -Предлагаю прочитать слова, которые вы нашли.

    — Ребята, вернемся к сказке. Скажите, какая важная мысль содержится в сказке об Ашик – Керибе? Чему же учит нас эта сказка?

    — Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

    -На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему

    — Что нового мы узнали на уроке?

    — Что повторили на уроке?

    — Какое задание показалось вам самым трудным? Какое самым интересным?

    — «Ашик — Кериб».

    — Сказка.

    Выполняют тест на листочках.

    Сравнивают ответы с слайдом.

    Поднимают руку в соответствии с количеством ошибок.

    — На народные и авторские.

    Слушают учителя.

    — Она авторская и волшебная.

    — Ашик- Кериб три раза просил Святого Хадерилиаза помочь ему и чудесное исцеление матери с помощью комочка земли.

    Слушают задание учителя.

    Учащиеся выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

    — Мы соотносили иллюстрации и отрывки из сказки.

    — Некоторые важные моменты из сказки.

    — Она чему-то учит.

    — Положительные герои: Ашик- Кериб, Святой Хадерималиаз, Магуль-Мегери. А отрицательный герой – Куршуд – бек.

    — Ашик – Кериб талантливый, честный, храбрый. Святой Хадерималиаз помогает людям. , Магуль-Мегери верная. Она ждала 7 лет Ашик – Кериба.

    — Она добрая, верная, слушает только свое сердце.

    — Красота сравнивается с газелью.

    Подруга пела, что его газель идет мимо.

    — Потому что она очень красива и грациозна. А так же стройная.

    Читают пословицы.

    — Доброта, хозяйственность, трудолюбие.

    — Верность, доброту, трудолюбие.

    — Он совершил подлый поступок и из-за него мама Ашир – Кериба думала, что ее сын погиб.

    — Он любил Магуль – Мегери.

    — Нет.

    Слушают задание учителя.

    Работают в парах. Находят восточные слова и выписывают их.

    Читают слова, которые выписали.

    — Добро всегда побеждает. Нужно всегда быть верными своему слову и идти до конца, к своей цели.

    Ответы учащихся.

    КУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

    ПУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, построение рассуждений.

    ЛУУД: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    ЛУУД: развитие знания основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.

    ЛУУД: развитие навыков сравнения поступков героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

    КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

    РУУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

    Беседа.

    Тестирование.

    Самопроверка по эталону.

    Демонстрация.

    Работа с учебником.

    Диалог.

    Фронтальный опрос.

    Беседа.

    Демонстрация.

    Снятие общего напряжения.

    Самостоятельная работа.

    Самопроверка по эталону.

    Фронтальный опрос.

    — Ребята, на прошлом уроке вы знакомились со сказкой «Ашик-Кериб».

    — Ребята, а вы знаете что означает Ашик-Кериб? (бедный балалаечник)

    — Кто автор данной сказки? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

    — Где происходят действия, описанные в сказке? (на Кавказе)

    — Эту сказку Лермонтов написал, находясь в ссылке на Кавказе.

    — Кавказ занимает важное место в жизни Лермонтова. С Кавказом связаны первые поэтические опыты. Он посвятил Кавказу много произведений. И одно из таких произведений это «Ашик-Кериб».

    Кавказом Лермонтов заинтересовался ещё в детстве. Причиной стала реальная болезнь маленького Лермонтова. Заботливая бабушка Михаила Юрьевича три раза возила его на минеральные курорты Северного Кавказа.

    Он изучал обычаи местных народов, даже пытался изучать азербайджанский язык, который тогда называли на Кавказе турецким языком.

    — Ребята, а какой жанр у произведения «Ашик-Кериб»? (сказка)

    — Верно.

    Сказка «Ашик-Кериб», считается авторской, так как автор этой сказки Михаил Лермонтов, но написана она по мотивам народной турецкой сказки.

    Но Лермонтов не был сказочником. Скорее, это запись достаточного известного текста, который бытовал на широких просторах Азии, Армении.

    Так как Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык и однажды он услышал эту сказку и записал её как запомнил.

    -А поскольку мы определили жанр – сказка, давайте вспомним виды сказок.

    — Какие бывают сказки? (волшебные, бытовые, о животных)

    — Для того, чтобы вспомнить, какие виды сказок бывают, я буду читать вам их определения, а ваша задача определить вид сказки.

    Первое определение – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи, а главный герой преодолевает все трудности и в конце он счастлив.

    — Как называется данный вид сказки? (волшебная)

    — Верно, выходи, прикрепляй (аншлаг)

    Второе определение — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность.

    — Как называется данный вид сказки? (бытовая)

    — Верно, выходи, прикрепляй.

    Последнее определение — это сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. (о животных)

    — Верно, выходи, прикрепляй.

    Как вы думаете, сказка Лермонтова по сюжету к какому виду сказок относится? (волшебные)

    — Верно, сказка Лермонтова относится к волшебным.

    — Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, какую сказку мы продолжим изучать? (М. Лермонтов «Ашик-Кериб»)

    — Верно, но это только первая часть темы урока.

    — Вторую часть темы я предлагаю прочитать на карточке. Обратите внимание, что слова написаны в зеркальном отражении, поэтому мы читаем не слева на право, а справа налево.

    (козаксйокцерут и йокссур вовитом еиненварс)

    — Что получилось? (сравнение мотивов русской и турецкой сказок)

    — Молодцы!

    — Исходя из темы урока, какую цель можем поставить? (сравнить мотивы русской и турецкой сказок)

    — Верно.

    — Предлагаю составить задачи, с помощью которых мы достигнем цель.

    — Прежде чем нам сравнить волшебную русскую и турецкую сказки, что нам необходимо вспомнить? (особенности волшебных сказок)

    — Первая зада звучит так: вспомнить особенности волшебной сказки (прикрепляю на доску)

    — Какую сказку вы изучали на прошлом уроке? («Ашик-Кериб»)

    — Верно, значит второй задачей будет: вспомнить сказку «Ашик-Кериб»

    — И что нам останется сделать в последней задаче? (Сравнить русскую и турецкую сказки) – прикрепляю на доску

    — Верно, третья задача звучит так: Сравнить русскую и турецкую сказки. (прикрепляю на доску)

    Задачи:

    1. Вспомнить особенности волшебной сказки.

    2. Вспомнить сказку «Ашик-Кериб».

    3. Сравнить русскую и турецкую сказки. (прикрепляю на доску)

    — Поскольку нам нужно сравнить русскую и турецкую сказку, давайте вспомним элементы композиции волшебной сказки.

    — Какие элементы композиции волшебной сказки вы знаете? (присказка, зачин, концовка)

    — Как называется вводное слово к русской сказке, ее цель — настроить читателя на нужный лад, заинтересовать слушателя. Обычно это написано перед началом сказки. Что это? (присказка)

    — С чего обычно начинается русская сказка? (зачин)

    — А чем обычно заканчивается русская сказка? (концовкой)

    — Верно.

    — Сейчас я вам раздам карточки, на которых три высказывания, но у первого ряда — присказки, у второго – зачины и у третьего ряда – концовки волшебных сказок.

    — Ваша задача найти композиции волшебных сказок и вычеркнуть лишнее. То есть первому варианту – найти то, что является присказкой и вычеркнуть лишнее – что не относится к присказке, второму – что является зачином и вычеркнуть лишнее, третьему – найти то, что является концовкой волшебных сказок и вычеркнуть лишнее.

    phpM2ROIp Konstrukt Ashik Kerib html 6ce96595fefdad29

    — На выполнение задания 2 минуты.

    — Вижу, что уже все готовы.

    — (Имя), какие присказки волшебной сказки ты нашёл? (1.Будет сказка занимательная. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоил. 2.Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.)

    — Ребята, вы согласны?

    — (Имя), какой зачин ты нашёл? (1. Жили-были… 2.В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был славный царь…)

    — Кто согласен – поднимите руку.

    — (Имя), какую концовку ты нашёл? (1. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! 2.И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)

    — Кто согласен — поднимите руку.

    — Молодцы!

    — Теперь я предлагаю вспомнить сюжет русских сказок.

    — Обратите внимание на доску, здесь представлены особенности сюжета русских волшебных сказок, но они перепутались. Давайте их соберём.

    — (Имя), прочитай все особенности сюжета, представленные на доске.

    — Как вы думаете, что происходит сначала в русских сказках? (исходное существование запрета)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Что герои делают с этим запретом? (герои нарушаю запрет)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Когда герои нарушают запрет, что появляется? (последствия нарушения)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Что далее делают герои? (герои уходят из дома, чтобы всё исправить)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Чтобы всё исправить, что ищут герои? (поиск спасительной магии)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Что происходит дальше? (добрые герои борются со злыми)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Что происходит далее? Что приходит к главному герою? (герою приходят на помощь)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — Герою приходят на помощь и что происходит? (спасение)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    — И что происходит в конце сказки? (герой возвращается домой с наградой)

    — Верно, выходи прикрепляй.

    Исходное существование запрета.

    Герои нарушают запрет.

    Последствия нарушения.

    Герои уходят из дома, чтобы всё исправить.

    Поиск спасительной магии.

    Добрые герои борются со злыми.

    Герою приходят на помощь.

    Спасение.

    Герой возвращается домой с наградой.

    — (Имя), прочитай их.

    — В русских волшебных сказках всегда есть герой, который нарушает запрет. Далее герой уходит из дома, чтобы всё исправить. Им помогают волшебные помощники. Добрые герои борются со злом. Герою приходят на помощь волшебные помощники и спасают его. И в конце герой возвращается домой с наградой.

    — Молодцы! Мы с вами вспомнили сюжет русских сказок и выстроили его.

    — Обратите внимание мы решили первую задачу? (да)

    — Что мы для этого сделали? (выполняли задание на карточке – находили присказки, зачин и концовки)

    — (Имя), прочитай вторую задачу. (вспомнить сказку «Ашик-Кериб»)

    — Для решения второй задачи предлагаю поиграть в игру «Верю – не верю»

    — Я буду задавать вам вопросы, если вы верите в это, то поднимаете руку.

    — Итак, первый вопрос: верите ли вы, что бедный Ашик-Кериб был нищим балалаечником? (да)

    — Верно, Ашик-Кериб был нищим балалаечником. Ашик-Кериб трудное для нас слово, поэтому давайте хором прочитаем это слово, для этого откройте учебники на стр. 97.

    — На три, четыре читаем хором Ашик-Кериб. Три, четыре. (читают хором)

    — Верите ли вы, что Ашик-Кериб не женился на своей возлюбленной и уехал от неё на семь лет, потому что решил проверить её чувства? (нет)

    — Почему тогда он уехал? (потому что хотел разбогатеть прежде чем жениться)

    — Давайте найдём в тексте доказательства, что Ашик-Кериб хотел разбогатеть прежде чем жениться.

    — Откройте учебники на стр. 98 и найдите.

    — (Имя), прочитай.

    phpM2ROIp Konstrukt Ashik Kerib html ae8b7b766d809226

    — Здесь нам встретилось трудное слово Магуль-Мегери. Давайте хором прочитаем, на три четыре. Три, четыре (читают хором)

    — А кто помнит, кто такая Магуль-Мегери? (возлюбленная Ашик-Кериба)

    — Верите ли вы, что Куршуд-бек хотел убедить мать и возлюбленную Ашик-Кериба в его смерти, принеся им его одежду и сказав, что тот утонул? (да)

    — Верите ли вы, что Ашик-Кериб нажил своё богатство, путём женитьбы на знатной девушке? (нет)

    — Как разбогател Ашик-Кериб? (он стал придворным певцом)

    — Верите ли вы, что Магуль-Мегери напомнила Ашик-Керибу о том, что истекает срок его отсутствия, выслав ему золотое блюдце, которому он был хозяином? (да)

    — Верите ли вы, что Ашик-Керибу помог добраться до Тифлиса Святой Георгий (Хадерилиаз)? (да)

    — Давайте найдём в тексте доказательства, что Ашик-Керибу помог добраться до Тефлиса Святой Георгий. Откройте 104 стр. и найдите доказательства.

    — (Имя), прочитай.

    phpM2ROIp Konstrukt Ashik Kerib html 9f168500ca5d28b5

    — Здесь нам встретилось ещё одно трудное слово – Хадерилиаз, давайте хором прочитаем его, на три, четыре. Три, четыре. (читают хором)

    — Вот мы с вами выполнили вторую задачу и вспомнили сказку «Ашик-Кериб», играя в игру «Верю-не верю».

    Урок литературного чтения в 4 классе

    Тема:
    Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

     Задачи:

    1.
    Дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки)

    2.
    Закрепить особенности волшебных сказок

    3.
    Обогатить словарь учащихся восточными словами

    4.
    Отрабатывать навык выразительного чтения

    5.
    Учить определять тему, идею произведения, героев положительных и отрицательных

     Оборудование
    – учебник, карточки.

    Ход
    урока

    1.Организационный
    момент

    Речевая
    разминка

    Чтение для
    ума – то же, что физические упражнения для тела (Джозеф Аддисон)

    Нет таких
    книг, у которых нельзя было бы чему-нибудь научиться.

    Назовите тему урока, над
    которой мы сейчас работаем.

     Произведения М.Ю.Лермонтова. Появление портрета.

     Что
    вы знаете об этом писателе? Назовите жанры произведений М.Ю. Лермонтова. Приведите
    примеры.

    М.Ю.Лермонтов
    писал стихи («Парус», «Утёс», «Горные вершины», «Москва, Москва!..») и сказки
    («Ашик –Кериб»).

    Сегодня
    мы продолжаем работу над сказкой М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».

    Вспомните
    на какие 2 группы делятся все сказки?

    Сказки
    авторские и народные.

    Каждая
    из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
    К какому виду сказок относится сказка «Ашик –Кериб»?  

    Какие
    особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Троекратность
    (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой
    матери комочком земли)

     2.
    Каким было домашнее задание?

     Прочитать
    текст сказки «Ашик-Кериб»

    А
    проверим, как вы выполнили задание, мы с помощью теста.

    Дети
    отвечают на вопросы учителя на листочках.

    1)
    Кем был Ашик-Кериб ?

     а)
    богатый турок

    б) бедный певец

    в) великий паша

    2)
    В каком городе жила Магуль-Мегери?

    а) Карс

    б) Тифлиз

    в) Арзерум

    3)
    Кто помог Ашик-Керибу?

    а)
    Куршуд-бек

    б) Св. Хадерилиаз             в) мать

    4)
    Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?

    а) сказал волшебные слова

    б) помазал глаза комком земли      в) спел свою
    лучшую песню

    6.
    Работа в паре

    Задание:
    Восстанови последовательность событий (Карточки) проверка слайд № 6

    2
    Зарок Ашик-Кериба

    4
    Ложь Куршуд-бека

    5
    Знакомство с Пашой

    1
    Первая встреча с Магуль-Мегери

    7
    Чудесный помощник Ашик-Кериба

    8
    Ашик-Кериб возвращается домой

    3
    Отъезд Ашик-Кериба

    9
    Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери

    6
    Наказ Магуль-Мегери купцу

     Назовите
    главных героев сказки. (Ашик-Кериб, Святой Хадерилиаз, Магуль-Мегери,
    Куршуд-бек).

    Кто
    из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему?

      Положительный
    герой Ашик –Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый,
    великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям;
    Магуль-Мегери, так как она верная. А отрицательные герой – Куршуд-бек, так как
    он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика,
    ведь от слёз она потеряла зрение.

              Почему он совершил
    такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

    Может
    ли это служить ему оправданием?

    Какие
    географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Турция
    удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии,
    омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, средиземным и Эгейским.
    Столица Турции – город Анкара.

    Давайте
    посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в
    сказке, или похожие названия?

    Карс
    – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян –
    Эрджиньян

    А
    теперь покажите путь Ашик-Кериба.

    Видно,
    что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

      РАБОТА В
    ГРУППЕ Дать характеристику героев по плану. Раздать листочки с именами героев и
    план характеристики героя

    ПЛАН:

    1.                   
    Где живёт герой?

    2.                   
    Внешний облик героя.

    3.                   
    Какие поступки совершает?

    4.                   
    Какой характер у героя?

    5.                   
    Как к герою относится автор?

    6.                   
    Своё отношение к герою.

    ПРОВЕРКА

    Итоги урока

    Сказку
    какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

    -На
    кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

     Домашнее
    задание

    1.                   
    К понравившемуся
    отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

    Словарик
    восточных слов

    Аян- Ага— знатный
    господин.

    Ана— мать.

    Ашик— музыкант, балалаечник.

    Аллах— бог.

    Газель— родственное антилопе полорогое
    млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

    Зарок- клятвенное обещание.

    Караван— сарай-
    постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

    Маулям— создатель.

    Минарет— башня у
    мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

    Намаз— ежедневное пятикратное моление
    у мусульман.

    Оглан— юноша.

    Пророк— истолкователь воли божества,
    богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

    Паша- в старой Турции титул
    генералов.

    Сааз— турецкая балалайка.

    Салям-алейкум— здравствуйте.

    Чауши— слуги.

    Словарик
    восточных слов

    Аян- Ага— знатный
    господин.

    Ана— мать.

    Ашик— музыкант, балалаечник.

    Аллах— бог.

    Газель— родственное антилопе полорогое
    млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

    Зарок- клятвенное обещание.

    Караван— сарай-
    постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

    Маулям— создатель.

    Минарет— башня у
    мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

    Намаз— ежедневное пятикратное моление
    у мусульман.

    Оглан— юноша.

    Пророк— истолкователь воли божества,
    богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

    Паша- в старой Турции титул
    генералов.

    Сааз— турецкая баладайка.

    Салям-алейкум— здравствуйте.

    Чауши— слуги

    Тест

    1) Кем был Ашик-Кериб

    а) богатый турок

    б) бедный певец

    в) великий паша

    2) Какой зарок
    Ашик-Кериб положил на свою душу?

    а) семь лет странствовать по
    свету;

    б) шесть лет странствовать по
    свету;

    в) восемь лет странствовать
    по свету.

    3) В каком городе
    жила Магуль-Мегери?

    а) Карс

    б) Тифлиз

    в) Арзерум

    4) Кто помог Ашик-Керибу
    вернуться в Тифлиз?

    а) Куршуд-бек

    б) Св. Хадерилиаз

    в) мать

    5) Как Ашик-Кериб
    вернул матери зрение?

    а) сказал волшебные слова

    б) помазал глаза комком земли

    в) спел свою лучшую песню

    Тест

    1) Кем был Ашик-Кериб

    а) богатый турок

    б) бедный певец

    в) великий паша

    2) Какой зарок
    Ашик-Кериб положил на свою душу?

    а) семь лет странствовать по
    свету;

    б) шесть лет странствовать по
    свету;

    в) восемь лет странствовать
    по свету.

    3) В каком городе
    жила Магуль-Мегери?

    а) Карс

    б) Тифлиз

    в) Арзерум

    4) Кто помог Ашик-Керибу
    вернуться в Тифлиз?

    а) Куршуд-бек

    б) Св. Хадерилиаз

    в) мать

    5) Как Ашик-Кериб
    вернул матери зрение?

    а) сказал волшебные слова

    б) помазал глаза комком земли

    в) спел свою лучшую песню

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    Зарок Ашик-Кериба

    Ложь Куршуд-бека

    Знакомство с Пашой

    Первая встреча с
    Магуль-Мегери

    Чудесный помощник
    Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб возвращается
    домой

    Отъезд Ашик-Кериба

    Ашик-Кериб в доме
    Магуль-Мегери

    Наказ Магуль-Мегери купцу

    ПЛАН:

    1.                            
    Где живёт герой?

    2.                            
    Внешний облик героя.

    3.                            
    Какие поступки совершает?

    4.                            
    Какой характер у героя?

    5.                            
    Как к герою относится автор?

    6.                            
    Своё отношение к герою.

    ПЛАН:

    1.                            
    Где живёт герой?

    2.                            
    Внешний облик героя.

    3.                            
    Какие поступки совершает?

    4.                            
    Какой характер у героя?

    5.                            
    Как к герою относится автор?

    6.                            
    Своё отношение к герою.

    ПЛАН:

    1.                            
    Где живёт герой?

    2.                            
    Внешний облик героя.

    3.                            
    Какие поступки совершает?

    4.                            
    Какой характер у героя?

    5.                            
    Как к герою относится автор?

    6.                            
    Своё отношение к герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

    ПЛАН:

    1.      Где живёт герой?

    2.      Внешний облик
    героя.

    3.      Какие поступки
    совершает?

    4.      Какой характер у
    героя?

    5.      Как к герою
    относится автор?

    6.      Своё отношение к
    герою.

  • Сравнение семей гриневых и мироновых в рассказе капитанская дочка
  • Сравнение русской народной сказки и сказки салтыкова щедрина
  • Сравнение сказки жуковского спящая царевна и пушкина сказка о мертвой 5 класс
  • Сравнение русской народной сказки и литературной сказки
  • Сравнение обломовки и города калинова сочинение