Сравнение повести и рассказа

Чем отличается повесть от рассказа в русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в

Чем отличается повесть от рассказа

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

9b4971173b18d3ef4490c10f639700da

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.

9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

Поделиться советом: “Чем отличается повесть от рассказа”

Чем отличается ПОВЕСТЬ от РАССКАЗА

Неискушенному читателю бывает сложно отличить один литературный жанр от другого. Разницу между романом и рассказом, например, на бытовом уровне понять нетрудно: рассказ меньше, чем роман. А выделить четкие различия между рассказом и повестью не всегда удается даже литературоведам.

Повесть − жанр эпической поэзии, по объему находится между рассказом и романом. Для повести, в отличие от рассказа, характерно описание ряда фактов, объединенных общим сюжетом. В действительности, в литературоведении нет четких критериев повести. Термина «повесть» не существует в других языках, таким образом, повесть является только жанром русской литературы.

Повесть берет свое начало в древней русской литературе. Под повестью тогда понималось то, что повествуется. В Древней Руси повестью назывались агиографические, житийные, хроникальные, эпические, воинские, летописные произведения.

«Слово о полку Игореве», которое является одним из древнейших текстов (предположительно было написано неизвестным автором в 1085 году), можно отнести к жанру воинской повести, которая несет в себе сильную лирическую струю, отличительную особенность воинских повестей Древней Руси. К жанру древней воинской повести можно отнести «Задонщину», произведение о мамаевом побоище, на которое значительное влияние оказало «Слово о полку Игореве». А также «Повесть об Азовском сидении» и многие другие.

В силу того, что житийная литература не могла удовлетворить все потребности общества по причине своей узкой тематики, появился жанр, который отвечал запросам реальной, мирской жизни – светская повесть. Она появилась только в XVII веке с ослаблением влияния церкви и усилением роли купечества. Таковыми являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Савве Грудцине». Древнерусская светская повесть стала прообразом современной повести.

Letopis

Позже повесть становится излюбленным жанром Н.М. Карамзина, сентименталиста, который призывает к простоте и красоте. Далее повесть находит свое место и в творчестве Н.В. Гоголя, А.С Пушкина. С развитием русской литературы большую популярность приобретает роман, а к повести обращаются писатели-реалисты, такие как И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. Жанр повести развивают и советские писатели: В.П. Астафьев, Р.П. Погодин, А.П. Гайдар. Для повести нашлось место не только в творчестве писателей-классиков, но и в современной российской литературе этот жанр довольно распространен.

Для повести, в отличие от рассказа, характерно равномерное, неторопливое развитие действия, простота композиции, персонажей в повести больше, чем в рассказе, также в повести можно проследить развитие характера героя.

Рассказ, как и повесть, является жанром эпической поэзии. Обычно рассказ представляет собой небольшое реалистическое произведение, повествующее об отдельном событии. Обычно рассказ соотносят с западноевропейской новеллой, но некоторые литературоведы выделяют ряд особенностей, которые отличают новеллу от рассказа: острый напряженный сюжет, неожиданная развязка.

Рассказ в русской литературе появился в XVII−XVIII вв. в стилях низшего сословия. Рассказ внес в литературу бытовое, повседневное содержание. Рассказ отличается простотой языка и лаконичностью формы. Мастером короткого психологического рассказа является А.П. Чехов, социального – М. Горький, народного – Л.Н. Толстой.

Рассказ – это всегда законченное повествование, развитие действия в рассказе может быть обусловлено психологическими, социальными противоречиями. Таким образом, рассказ может быть бытовым, сатирическим, психологическим, авантюрным, фантастическим.

В рассказе, в отличие от повести, ограничено число персонажей, обычно отсутствует предыстория, действие сконцентрировано вокруг одного события. Также рассказ отличает небольшой объем.

Выводы:

  1. Повесть по объему больше, чем рассказ.
  2. В повести больше персонажей, можно проследить развитие героя на протяжении сюжета; в рассказе персонажей немного.
  3. Для жанра повести характерно описание нескольких событий, объединенных общим сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.
  4. Повесть как жанр русской литературы уникальна: ее аналогов нет в литературах других стран. Рассказ имеет соответствующие формы в литературе разных народов.
  5. Развитие сюжета в повести равномерное, неторопливое; в рассказе показан отдельный эпизод, обычно нет предыстории.
  6. Повесть отличается от рассказа простотой композиции, в рассказе же может быть обратная композиция.

Чем отличаются друг от друга повесть, рассказ, и сказка? А фантастическая повесть и повесть-сказка?

50bf2

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

К сказочным повестям относятся произведения Эно Рауда, Туве Янссон, Владимира Сутеева, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского (о Чебурашке и крокодиле Гене, «Вниз по волшебной реке» , «Меховой интернат» , «Гарантийные человечки» , «Господин АУ») .

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Господи ! .молодежь! вы что вообще ничего не читаете . отличить не можете вымысел (сказку) от повествования ( повесть ). пересказ события от первого лица (рассказ ). наукообразную литературу ( фантастическая повесть ). и длинное изложение выдуманной истории с несуществующими на планете Земля персонажами (повесть-сказка) ?

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

К сказочным повестям относятся произведения Эно Рауда, Туве Янссон, Владимира Сутеева, Ирины Токмаковой, Эдуарда Успенского (о Чебурашке и крокодиле Гене, «Вниз по волшебной реке» , «Меховой интернат» , «Гарантийные человечки» , «Господин АУ») .

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Ска́зка — жанр литературного творчества. Сказка:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка) .
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казаL9;ть» . Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.
ФАНТАСТИКА В ЛИТЕРАТУРЕ. Определение фантастики — задача, вызвавшая колоссальное количество дискуссий. Основой для не меньшего числа споров стал вопрос о том, из чего состоит фантастика, как она классифицируется.

Вопрос о выделении фантастики в самостоятельное понятие встал в результате развития во второй половине 19 и начале 20 вв. литературы, прочно связанной с научно-техническим прогрессом. Сюжетную основу фантастических произведений составляли научные открытия, изобретения, технические предвидения… Признанными авторитетами фантастики тех десятилетий стали Герберт Уэллс и Жюль Верн. До середины 20 в. фантастика держалась несколько особняком от остальной литературы: слишком сильно она была связана с наукой. Теоретикам литературного процесса это дало основание утверждать, будто фантастика — совершенно особый род литературы, существующий по правилам, присущим только ему, и ставящий перед собой особые задачи.

Ска́зочная по́весть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяжённость действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях, и скрытый смысл.

Чем отличается рассказ от сказки?

Сказки есть у многих народов мира, но ближе всего нам, конечно, русские народные. Наверняка каждый сможет отличить, например, поэму от других жанров по ряду признаков. Разобраться, чем сказка отличается от рассказа, уже сложнее.

Что такое сказка?

Сказка – это разновидность фольклорного или литературного жанра. Чаще всего в ней рассказывается о событиях, произошедших в прошлом (эпос). Сюжет имеет бытовой, героический либо волшебный характер. При этом вымышленность событий или действующих лиц не скрывается от читателя. Большинство сказок написано прозой.

Термин «сказка» впервые зафиксирован в источниках 17-го века, но современное значение он приобрел только ближе к 19-му веку, а прежде подобные произведения назывались баснями.

В зависимости от принадлежности к жанру, сказки бывают:

  • литературные;
  • фольклорные.

Литературные сказки в отличие от народных принадлежат определенному автору и не были распространены в устной форме до момента публикации. Они могут быть поучительными или просто содержать рассказ в народном стиле.

Фольклорная сказка представляет собой жанр устного и письменного народного творчества, который свойственен разным народам. Следует отличать сказку от так называемых «достоверных» повествований, например: мифа, предания, легенды и т.п. В историческом плане фольклорные сказки появились раньше, чем литературные.

3 главных признака фольклорной сказки: анонимность, устность, коллективность. В народных произведениях часто присутствуют специальные «формулы», которые используются в начале, середине и в конце, например, фразы «жили-были…» или «в некотором царстве…». Также события могут разворачиваться в одних и тех же местах, а по отношению к персонажам используются одинаковые эпитеты: «добрый молодец».

Среди фольклорных сказок также выделяют множество жанровых разновидностей: о животных, волшебные, бытовые, анекдотические и др. Первым собирателем русских народных сказок называют А. Афанасьева, который в 1870 г. выпустил сборник для детей.

Что такое рассказ?

Рассказ – то же самое, что и новелла – жанр малой повествовательной прозы. Рассказам предшествовали устные фольклорные пересказы и притчи. Они характеризуются наличием одной проблемы, небольшим числом действующих лиц, одной-двумя сюжетными линиями.

tsiodnnch Сказки и новеллы часто переплетаются, например, в собрании “Тысяча и одна ночь”

Традиционная структура рассказа состоит из завязки, развития событий (кульминации) и развязки, но все зависит от автора. К слову, его правильно называть не рассказчиком, а новеллистом. Обычно новые рассказы одного и того же автора публикуются в периодических изданиях, а когда их становится довольно много, выпускается сборник.

Интересно, что до середины 19-го века в России не выделяли рассказы в отдельный жанр, поскольку все крупные произведения считались романами, а небольшие – повестями. Но затем появилось мнение, что в рассказе описывается небольшой период из жизни героя, все события разворачиваются медленно. А в повести может быть охвачен огромный временной промежуток.

Отличия между сказкой и рассказом

Единственные особенности, объединяющие рассказ и сказку: наличие сюжета, главного героя, повествовательный стиль и прозаическая форма. Однако основой сюжета в рассказе является один короткий эпизод из жизни главного героя, который каким-то образом повлиял на него. В сказке же все завязано на приключениях персонажа, и выделить какое-то одно событие сложно – каждый момент имеет значение для сюжетной линии.

В рассказах редко говорится о чем-то неправдивом, а действие имеет четко установленные временные рамки. Сказка без вымышленных событий была бы просто-напросто скучной, поэтому в ней всегда присутствует элемент волшебства, а время и пространство не имеют границ.

Также автор рассказа имеет свою манеру изложения, показывает собственное отношение к событиям, персонажам и предлагает читателю уникальный сюжет. В сказках присутствует много повторяющихся речевых оборотов, сюжетных линий, а читателю необходимо самому понять главную суть.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое повесть

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В многообразии литературных жанров порой бывает трудно провести чёткие границы между одним и другим видом словесного творчества.

Повесть – это один из примеров сложно определимого жанра. Он имеет специфическую «русскую» историю и получил распространение преимущественно в России.

povesti chto takoe

Повесть — это сложно определимый жанр со своей историей

Любопытно, что аналоги жанра повести есть за рубежом, но его название не прижилось ни в европейской, ни в восточной традиции. В зарубежной литературе существуют следующие термины:

  1. tale (англ.) – история, короткое или среднее по длине произведение повествовательного характера с такими подвидами, как fairytale (сказка), history, short novell;
  2. conte (франц.) – сжатое изложение занимательных событий в прозе (что это?) или стихах (в этом значении воспринял жанр повести юный Пушкин, с детства знакомый с лучшими образцами французской изящной словесности);
  3. моногатари (яп.) – «рассказ о вещах», повествование (что это?) с историческим, любовным или фантастическим сюжетом.

В латинском мире были распространены философские притчи, предшественницы романа. Позже появились средневековые фаблио – короткие истории, близкие к житейским побасёнкам. Они стали «прабабушками» итальянской и французской новеллы, главной особенностью которой считалась острота и новизна сюжета.

В России этот эпический жанр пошёл оригинальным путём развития. Термин «повесть» впервые упоминается ещё в древнерусских летописях. Он не имеет жанровых признаков, а лишь обозначает повествование, протяжённое во времени.

Знаменитая «Повесть временных лет» — это беспристрастное историческое летописание, созданное с установкой на достоверность, свод событий прошлого, образующих историю Киевского княжества и шире – древнерусского государства.

В дидактической церковной литературе появились такие произведения, как «Повесть о Законе и Благодати», напоминающая по форме небольшой философский очерк. Позднее под влиянием фольклора функции повести упростились. Рассказчиком и фиксатором истории мог стать не только монах-книжник, просвещённый человек, но и любой обыватель.

Появились бытовые и житейские образчики жанра («Повесть о Фроле Скобееве», «Шемякин суд» и другие).

В собственно авторской литературе, оформившейся у нас на рубеже XVIII-XIX веков, повесть стала жанром беллетристики и закрепила за собой канонические черты, по которым её можно распознать сегодня.

Определение повести — что же это за жанр

В современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ (что это?), но уступающий роману. Как видите, границы её подвижны.

povest eto

Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С.Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, тяготеющую к роману.

povesti belkina

Как же отличить повесть от других видов словесного искусства? Попробуем разобраться.

Жанровые признаки повести

  1. Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста.
  2. Второе — это склонность к хроникальному изображению событий.
  3. Третье – сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе.
  4. Четвёртое — время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах).
  5. Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ.

» alt=»»>

Виды повестей

В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть.

Современные литературоведы называют следующие разновидности:

  1. сентиментальная (это какая?) (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»);
  2. романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»);
  3. реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н.Толстой «Смерть Ивана Ильича»);
  4. фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»);
    povest vii
  5. сатирическая (повесть Н.В.Гоголя «Шинель»);
  6. приключенческая (повести А.Н.Рыбакова, А.Грина);
  7. детективная;
  8. сказочная.

Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине».

Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.

Выводы

В середине ХIХ века В. Г. Белинский назвал повесть одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила свои позиции до середины ХХ столетия, но не исчезла и потом.

Сегодня можно говорить о модернистской и постмодернистской повести, вобравшей в себя черты других литературных жанров.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Это как раз то, что я с мая 2013 года никак не могу завершить. Уже на 180 тысяч слов раздул, скоро больше «Тихого Дона» будет.

И кстати, при всей своей любви к русскому языку и русской литературе — я не знал всех тонкостей, чем повесть отличается от рассказа. Рассказом я мог назвать и махину страниц на 200 машинописного мелкого текста. Так что спасибо за разъяснения.

Скажу по-чесноку, я вообще не могла до сегодняшнего дня отличить повесть от рассказа. А роман в моем представлении — это была какая-то красиво изложенная на бумаге любовная история.

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

Произведение «Господин из Сан-Франциско» стало одним из лучших в творчестве Ивана Бунина. Оно получило высокую оценку критиков. Даже тех, кто ранее весьма неприязненно относился к работам Бунина (например, Абрам Дерман).

История создания

Сам автор писал, что идея создания произведения возникла под влиянием двух обстоятельств. Первое – обложка книги со схожим произведением, которую он увидел в 1915 году. Второе – смерть какого-то американца на острове в Европе.

Произведение Бунин написал в короткий срок. В нем вымышлено все, за исключением того, что смерть произошла в упомянутой гостинице. Но потом заглавие автор зачеркнул и написал другое – «Господин из Сан-Франциско». Сделал он это по первой написанной им строчки.

Темы и проблемы

В произведении поднимаются темы жизненных ценностей, семьи, любви, счастья и судьбы.

У господина не было ценностей в жизни, кроме денег. Бунин показывает всю тщетность бытия с такими ценностями. Они не настоящие.

В семье все хорошо, пока она связана финансовой составляющей. Но стоит появится проблемам как лезут все внутренние противоречия. Семья не настоящая.

Любви в произведении нет. Ей просто не может быть там места. Если только, любовь к деньгам и материальным ценностям. Нет денег – нет любви.

Счастья господин так и не обрел. Он связывал его с тем, что наконец-то может отдохнуть. Благо денег было достаточно. Но не успел воспользоваться ими. Кроме того, не может быть счастья посреди лжи и фальши.

У господина были планы, но судьба распорядилась иначе. Никто не знает когда оборвется жизнь человека, нужно обретать настоящие ценности пока это возможно. Хозяин жизни оказался бессилен перед судьбой.

Проблематика произведения разнообразна: жизнь и смерть, равнодушие, жестокость, эгоизм, отсутствие духовных ценностей.

Жизнь показана тленной и короткой. Пустота жизни господина определяется его ценностями. Смерть же неизбежна и уравнивает всех.

Все герои рассказа равнодушны, жестоки и эгоистичны. Каждый думает лишь о себе, другие ему не важны. Это особенно проявилось после смерти господина.

Духовных ценностей нет ни у кого в рассказе. Существуют лишь материальные ценности. Но не один из героев рассказа не понимает как он беден, на самом деле.

Композиция

С точки зрения художественной композиции рассказа можно выделить две части. Первая часть – то, когда господин плывет к берегам Европы. Вторая часть – это когда труп того же господина отправляют обратно в Америку.

Описание путешествие на остров Капри ведется достаточно сухим языком. Сам господин не имеет даже имени, он обезличен. Но он богат. На заработанные миллионы планирует отдохнуть на райском острове. Кажется, что он заслужил этот отдых. Но судьба распоряжается иначе.

По прибытию на остров господин умирает, едва успевает заселиться в отель. Сразу становится никому не нужным. Хозяин гостиницы даже не разрешает оставить гроб с телом в номере. И на дне трюма его отправляют туда, откуда он приплыл.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к литературному направлению реализма, поскольку автор стремится к достоверности изображения событий. Присутствуют настоящие названия мест и сюжет достаточно реален.

В то же время, присутствует еще одно направление – модернизм. В тексте достаточно много скрытого сравнения и метафор.

Жанр произведения – рассказ.

По своему размеру произведение небольшое, всего около 30 страниц стандартного печатного текста. Но несмотря на это нельзя не отметить многообразие тем и проблематики, затронутых автором.

Средства выразительности, образы и символы

Несмотря на небольшой объём рассказа, в нем немало различных образов и символов. Бунин создает их так, что они говорят сами за себя.

В первой части главные символы – это деньги, предметы роскоши, драгоценности. Это общество, помешанное на материальном, но лишенное духовности. Господин без имени плывет на роскошном корабле в райский уголок острова Капри.

Во второй части рассказа дорогие побрякушки исчезают. Остаются лишь темнота, сырой трюм и никому ненужный господин. Люди на верхних палубах живут той же жизнью, что и прежде. Отсутствие господина никто не замечает.

Образы людей, как и самого господина, обезличены. На передний план выступают их денежные состояния, материальные ценности. На фоне этого выделяется совершенно иной мир природы и бедных людей на острове. Писатель подчеркивает, что только такой мир настоящий.

Средство выражения в рассказе – море, океан. По нему господин в роскоши плыл на остров, по нему же труп господина отправляется обратно. Мир природы и бедных людей тоже на берегу океана, но он счастливый по-настоящему. Кому как жить, каждый выбирает сам.

Проблематика и основная идея произведения

Основная идея произведения – тленность и быстротечность жизни. Не нужно тратить ее на ненастоящие вещи.

Казалось бы, господина все уважают, да и сам он выглядит как как хозяин жизни. И вроде бы все хорошо. Но это лживо. Вторая часть произведения отчетливо доказало это. И хозяин жизни уже лежит на дне сырого трюма, никому не нужный.

Он так и не узнал, что такое настоящая дружба, любовь, семья. Омерзительная лживость капиталистического общества – это еще одна идея произведения. В таком обществе, помешанном на деньгах, действительно трудно обрести, что-то настоящее.

Получается, что деньги извращают человеческую сущность. А истинные качества, присущие человеку, отмирают. В этом болоте людям типа господина хорошо и комфортно. Вот только в трюме ему от этого не легче.

От сюда и проблематика произведения. Семья – ненастоящая у господина. Пока все хорошо – все довольны. Появляются проблемы – весь негатив лезит наружу. Общество – лживое. Умер господин и стал никому не нужен.

Да и, вообще, куда не сунься везде проблемы. Деньги есть, но они его не спасли. Жизнь прошла, а жизни то господин не увидел. Счастье? Тоже нет, есть только фальшь и лицемерие.

Если честно, господину не позавидуешь. Ни при жизни, ни тем более тогда, когда его не стало.

Заключение

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве писателя. Думающий и внимательный читатель поймет, что передал автор в этом произведении.

Мы знакомились с несколькими рассказами Толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их объединяет вне зависимости от возраста и развития сюжета.

Прежде всего герои Толстого очень храбрые и решительные мальчики, которые рано начали проявлять свою самостоятельность, но которым не терпится начать взрослую жизнь. Таковы герои рассказов “Акула”, “Филипок”, “Прыжок”.

Несколько особняком здесь стоит Николенька из рассказ “Детство”, который показан как очень тихий и спокойный мальчик, который настолько сильно любит родителей, что молится по вечерам об их благополучии и любуется их лицами.

Но в остальном герои Толстого способны совершать самостоятельные поступки, у них есть цель, они пытаются этой цели добиться, и иногда из-за этого попадают в очень опасные ситуации.

Вот например рассказ “Прыжок”, который мне особенно запомнился. Составим план этого рассказа:

  1. Обезьяна срывает шляпу с головы мальчика
  2. Мальчик лезет на мачту за обезьяной
  3. Матросы смеются снизу
  4. Обезьяна поднимается все выше.
  5. Мальчик выпускает вервеку и вступает на тонкую перекладину
  6. Внизу все испугались, а мальчик зашатался
  7. Появляется капитан, отце мальчика и угрожая ружьем приказывает мальчику прыгать
  8. Мальчик прыгает в воду, он спасен.

Все рассказы Толстого носят поучительный характер. Его герои могут быть совсем маленькими как мальчик Филипок или детьми постарше, но при этом они уже начинают проявлять самостоятельность, учатся совершать взрослые поступки, учатся ответственности за свои действия.

Им приходится покидать семью отправляясь учиться в город, они плывут на корабле вокруг Африки, они самостоятельно идут в школу мимо страшной собаки.

Герои Толстого очень храбрые мальчики и автор учит читателя быть разумно храбрым, различать какая храбрость оправдана, а какая нет.

Составим план пересказа рассказа “Акула”:

  1. Жаркий день у берегов Африки
  2. Капитан разрешает купаться в парусе
  3. Мальчики устраивают соревнование
  4. Отец мальчика подгоняет его криками
  5. Появляется акула
  6. Шлюпка с матросами не успевает
  7. Бледный артиллерист стреляет из пушки
  8. Мальчики спасены, всеобщая радость.

Сказка “Жаба и роза” Гаршина мне кажется печальной, потому что в ней речь идет о трагических по своей сути событиях. Но обратим внимание на то, что и смерть мальчика была легкой, он умер с желанным цветком в руках, он был счастлив в последние минуты своей жизни. И смерть розы оказалась наполненной смысла – она спаслась от ужасной жабы, и умерла делая доброе дело.

Образы мальчика и розы во многом похожи. Они оба романтичные и мечтательные натуры, их манит к себе красота этого мира и им уготована очень короткая жизнь.Это печально, но такова правда жизни.

Отдельно истории эти смотрелись бы совсем иначе, потому что так получилось, что мальчик сумел помочь розе, а роза помогла мальчику.

Стихотворение Тютчева “Как неожиданно и ярко” проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко” Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

Сочинение: Сравнение двух произведений: повести «Детство» Л.Н. Толстого и рассказа «Мальчики» А.П. Чехова

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

В самом начале своей сказки “О жабе и розе” писатель Гаршин дает два последовательных описания – сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

  • Делая это описание Гаршин использует олицетворение – роза живая, метафору – роса сравнивается со слезой.
  • Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
  • Роза в этой сказке – идеал чистоты и красоты,жаба – идеал безобразия.

В стихотворении “Бабочка” Фет использует своеобразный рваный ритм стихотворения, с укороченной второй строкой. Этот необычный ритм стихотворения преследует в моем понимании две цели. Прежде всего показать легкомысленность бабочки, которая не задумывается куда и зачем ей лететь, зачем она дышит, долго ли ей дышать, она не думает ни о чем.

Вторая цель рваного ритма сымитировать полет бабочки, ее порхание, когда бабочка то легко взлетает на несколько сантиметров, то опускается, то прянет вправо, то повернет в обратную сторону. И ведь действительно часто создается впечатление, что бабочка кружит совершенно бесцельно.

Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей.

Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие.

В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям – сиротам приходится тяжело работать в чужом доме.

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг.

не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче.

Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети – часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети – герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка – это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность.

Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни.

Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого.

Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.

И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого – несправедливость, у третьего – жестокость.

У Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально… и людей, одиноких среди близких…

Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять.

Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»).

Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.

289]

Произведения Чехова о детях – пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен.

Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа.

«Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», – писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю.

Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события.

С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «…

Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность…» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова – одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством.

Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.

И в то же время – это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

Детство Чехова. Анализ рассказа «Певчие» и повести «Степь» – Чехов А.П. Литература 19 века

В прозе Чехова большое место занимает тема детства. Всем нам памятны такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчики», повесть «Степь» и многие другие произведения, в которых писатель рисует мир глазами ребенка.

Часто картины детства в них далеки от идиллических воспоминаний, которыми обычно сознание человека наделяет свое далекое прошлое. Но в других удивительный мир детства, наоборот, кажется прекрасной страной, куда писателю так хотелось бы вернуться.

И как бы ни рисовал Чехов эти картины, нас всегда поражает то, как точно он передает взгляд ребенка, его чувства и мысли: веселые и грустные, серьезные и шутливые, в которых ощущается радость открытия мира или же боль от столкновения с его жестокостью и лишениями.

Конечно, в этом чувствуется влияние давней традиции русской литературы, которая всегда очень тонко и глубоко исследовала внутренний мир ребенка, стараясь увидеть окружающую жизнь его чистым и непредвзятым взглядом. Среди таких произведений в первую очередь вспоминаются автобиографические произведения Л.Н.

Толстого, Н.Е. Гарина-Михайловского, С.Т. Аксакова. Мы знаем также об особом отношении Ф.М. Достоевского к детям как самой чистой и в то же время уязвимой части человеческого сообщества. Но, вероятно, тема детства в творчестве Чехова появляется не только как дань литературной традиции.

По-видимому, определенную роль должны были сыграть и те впечатления, которые Чехов получил в детстве, сохранив их в своих воспоминаниях.

Чем же была наполнена жизнь будущего писателя в то время, когда он сам был еще ребенком, в каких условиях проходило его формирование и что из воспоминаний тех лет он отразил в своем творчестве?

Детство Чехова

Известно, что детство Чехова прошло на юге России в небольшом провинциальном городе Таганроге, который находился вдали от основных культурно-политических центров страны. Но тем не менее здесь достаточно интенсивно развивалась не только торговля, но и культурная жизнь.

Поразительно, что в таком небольшом городе была итальянская опера, очень неплохой драматический театр, хорошая гимназия. Даже на улицах слышны были звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, соло и дуэты из «Травиаты» и «Трубадура», которые доносились из окон домов, особенно тех, где жили состоятельные люди.

Можно сказать, что увлечение музыкой в Таганроге было всеобщим.

Особым событием в жизни города были гастроли весной 1879 года русской оперной труппы, которая привезла такие оперы, как «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Фауста» Гуно и многие другие знаменитые произведения. С концертами из произведений П.И. Чайковского здесь выступали знаменитые певцы-гастролеры.

Но был ли Чехов в детские и юношеские годы приобщен к этой культурной жизни родного города? Имеются свидетельства о том, что он бывал в опере, часто присутствовал на спектаклях в драматическом театре, посещал симфонические концерты, которые устраивались в городском саду, на музыкальных вечерах, которые нередко бывали в домах его друзей по гимназии.

Так, в марте 1876 года в письме к брату Александру шестнадцатилетний Антон пишет: «Я был вчера в доме Алфераки на концерте… Билет на концерт профессора Ауэра дал мне директор гимназии». Известно, что это был концерт знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра, которому П.И.

Чайковский посвятил свою «Меланхолическую серенаду». Вместе с ним тогда в Таганроге выступал и молодой пианист и композитор Сергей Иванович Танеев. И все же остается не совсем ясным, откуда у мальчика, родившегося в семье простого лавочника, появились столь широкие и серьезные культурно-музыкальные интересы.

Было ли это только влиянием общей культурной атмосферы города или же определенную роль сыграла в этом семья?

Семья Чехова

Семья купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, отца писателя, была большая, детям с раннего детства приходилось помогать отцу в делах торговли, работая в его лавке. Часто им надо было очень рано вставать, чтобы успеть потом в школу, а спать ложились поздно.

Об этой ранней трудовой жизни Чехов потом напишет во многих своих произведениях, например в повести «Моя жизнь».

И многие его маленькие герои, как Ванька Жуков, Пашка из рассказа «Беглец» или героиня рассказа «Спать хочется», тоже вынуждены рано познать тяжелые испытания, которые так не вяжутся в нашем сознании с картинами беззаботного детства.

Но все же в прозе Чехова о детях и детстве много и светлых моментов, которые мы также можем связать с какими-то эпизодами из детства писателя.

Особенно поражает то, что сам он вырос высококультурным, прекрасно образованным человеком, наделенным особым чувством прекрасного и поразительной музыкальностью, которая проявляется даже в стиле его произведений.

И определенная заслуга в этом также связана с его семьей, в которой действительно было что-то не совсем обычное для той среды — речь идет прежде всего о разнообразных культурных интересах, характерных для семьи, казалось бы, вполне обычного таганрогского лавочника.

На самом деле, отец Чехова мало уделял внимания торговле — не случайно он потом полностью разорился, из-за чего семье пришлось срочно уехать из города. Павел Егорович увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

И детям в этой семье родители старались не только дать хорошее образование (почти все они затем окончили высшие учебные заведения), но привить художественный вкус, интерес к творчеству.

Не зря потом один из братьев Чеховых — Николай Павлович — стал художником, а Антон Павлович прославил свою фамилию на литературном поприще. Как говорил писатель: «Талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Особое внимание в семье Чеховых уделялось музыкальному воспитанию детей: все они брали уроки у местного музыканта-любителя.

Особенно хорошие способности к музыке обнаружились у Николая, который стал учиться не только игре на фортепьяно, но и на скрипке, причем уроки ему давал итальянский скрипач Рокко. Один из товарищей Чехова по гимназии П.А.

Сергиенко вспоминал, что и Антон начинал учиться играть на скрипке. Но больше он любил слушать музыку. Она звучала часто в доме Чеховых.

Известно, что Чехов вместе с братьями пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя.

Нельзя сказать, что Антоша был сильно увлечен этим занятием: часто нужно было идти в церковь очень рано, в любую погоду, стоять там во время долгой службы.

Да еще отец был очень строгим и требовательным, мог наказать детей за шалости и несерьезное отношение к занятиям в хоре. Об этом вспоминает брат писателя Александр Павлович.

Очевидно, эта часть детства писателя, по-видимому, очень ярко запечатлелась в его памяти. Не раз в его произведениях описывается церковная служба с пением, рассказывается о жизни хористов. Одним из первых таких рассказов был появившийся в 1884 году рассказ «Певчие».

Анализ рассказа “Певчие” Чехова

В нем хорошо заметна автобиографическая основа, и в то же время здесь мир детства как бы «очищен» от всего наносного, показан так, как он мог бы быть увиден именно глазами ребенка, которому, с одной стороны, не очень хочется проводить время на репетиции в хоре, а с другой — очень нравится то, что он делает. Красота музыки захватывает маленьких исполнителей и их слушателей.

В этом небольшом рассказе сходятся две контрастные образно-стилистические струи. Он написан в ранний «осколочный» период творчества Чехова и имеет форму юморески, а потому здесь много ярких комических эпизодов. Сатирически изображен приехавший в провинциальный город петербургский «либерал».

Он якобы стремится к просвещению народа, заботится о его нуждах, но на деле оказывается, что это сухой и бесчувственный человек, которого не волнует ничего, кроме его собственных интересов.

Это проявляется в его отношении хору, состоящему из учеников городской гимназии, которые старательно готовились к встрече столичного гостя.

Кульминация рассказа — описание репетиции хора под руководством «маленького, седенького попика в лиловой ряске» отца Кузьмы. Он нарисован с добрым юмором, но в изображении участников хора, их пения чувствуется глубоко сочувственное отношение автора.

После пропетого «для проформы» начала литургии хор всерьез готовится к исполнению «Херувимской» — в музыкальном отношении очень важном и сложном разделе церковной службы.

«Херувимская» поется по-настоящему хорошо, настолько, что даже школьники, не участвующие в хоре, «оставляют свое чистописание и начинают следить за движениями Алексея Алексеевича» (регента).

Даже под окнами школы, где происходит репетиция, останавливается народ, а сторож Василий входит в класс «в фартуке, со столовым ножом в руке, и заслушивается». И только столичный гость оказывается равнодушен к этому замечательному самодеятельному хору, в котором не видит настоящих исполнителей.

Анализ повести “Степь” Чехова

В детстве Чехов соприкоснулся и со стихией народной песни, тесно связанной с природой.

Летом вся большая семья отправлялась в дальние поездки по приазовской степи — они ехали в гости к бабушке и дедушке, который был управляющим в имении богатого помещика. По пути останавливались на ночлег в селах и деревнях.

Здесь и в усадьбе Княжой, где жил дед, слушали пение крестьян. Прекрасные мелодии народных песен — русских и украинских — сливались в сознании будущего писателя с поэтическим образом вечерней степи.

Много лет спустя — в 1888 году — он напишет свою знаменитую повесть «Степь», в которой мир открывается через взгляд на него маленького героя — Егорушки, который впервые отправляется из дому через степь, чтобы в городе поступить в гимназию. Его дорожные впечатления, порой наивные, а иногда очень точные и наблюдательные, составляют основу повести.

Особенно поэтично увидена глазами ребенка степь, бескрайняя, как море, и наделенная, как ему кажется мыслями и чувствами. Иногда она пугает ребенка, особенно во время грозы, которая представляется ему как страшная игра великанов.

Сказочной кажется мальчику и та дорога, по которой он едет: «Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-Разбойника…». Вот так по-новому зазвучали гоголевские темы у Чехова — ведь для ребенка мир открыт, и все невозможное кажется в нем возможным. А порой Егорушка как будто даже слышит голоса степи.

Кто знает, может, именно так и думал маленький Антоша, когда он тоже ехал через степь в дальнюю поездку, а жизнь еще была вся впереди — неизвестная, огромная, пугающая и манящая к себе, как и его маленького героя.

Вот так в произведениях писателя преображались детские впечатления, которые помогли автору не только показать мир детства, но и то глубинное, что составляет основу детской души, близкой и понятной ему.

Читая эта повести и рассказы, еще раз поражаешься удивительному мастерству писателя, способному проникать в человеческую душу с помощью таких скупых художественных средств, благодаря которым детские впечатления «переплавлялись» в творчестве Чехова в совершенную художественную форму.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

«Лото сказок» — Питер Пен. Наступила поздняя осень. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Лягушка – путешественница. Кто сказал «Мяу». Два жадных медвежонка. Кот в сапогах. Крокодил. Крокодил Гена и его друзья. Каша из топора. Ты продолжаешь игру. Прикинулась сиротой. Петя–петушок. Щенок. Гуси – лебеди. Пьёт с Алёнушкой из одной чашки.

«Игры по сказкам для детей» — Сказка, в гости приходи! Сказки, в которых Ваш ребенок является главным героем. Сказочные пожелания. Правила игры. И умной мамы нежный взгляд. Нужна ли сказке присказка? Отзывчивость – готовность помочь другим людям. Принцесса сказочной страны. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.

«Конкурс Сказка» — Конкурс. Н.В.Гоголь. Старик из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» всего 6 раз ходил к морю. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Какого фрагмента не хватает?». «Черный ящик». Собаку семи богатырей в сказке о мертвой царевне звали Соколко. Л.Н. Толстой. «Творческий». И.С.Тургенев. Четвертый конкурс. Седьмой конкурс.

«Игры со сказочными героями» — Викторина. Буду служить тебе славно. Петушок. Вещи. Сказки зарубежных писателей. Дерево. Разминка. Русские народные сказки. Золотое яичко. Книжкины именины. Приключения Незнайки. Дележ. Товарищ. В стране сказочных героев. Фантазер. Пушкиниана. Сказки русских писателей.

«Игра по сказкам» — Великий путешественник. «Руслан и Людмила»; «Евгении Онегин»; «Сказка о рыбаке и рыбке». С.Я.Маршак; К.И.Чуковский П.П.Ершов. Интеллектуальная игра. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Кто хочет стать знатоком литературы». Следопыты. Сказка «Колобок». «Ерш»; «Караси»; «Акула». К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль?

«Детские игры по сказкам» — Фея. Узнай героя сказки. Портрет. По щучьему велению. Птица. Сказка о рыбаке и рыбке. Разминка. Неопознанный объект. Гуси-лебеди. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Сивка-бурка. Маша и медведь. Сколько героев было в сказке «Репка». Волшебные помощники. Снежная Королева. Имена семи гномов. Аленький цветочек.

Всего в теме 12 презентаций

Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».

Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Сказки о животных

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?

Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?

С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.

Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.

Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?

Видео: Серебряное копытце

Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?

Видео: Осенний Вальс. Фильм. StarMedia. Мелодрама

Видео: Сюжеты программы «Неделя»

С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.

Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.

  • Сравнение пирогова и пискарева сочинение
  • Сравнение русских и английских сказок
  • Сравнение обломова и штольца сочинение с цитатами
  • Сравнение оренбургской и белогорской крепости в рассказе капитанская дочка
  • Сравнение онегина и ленского сочинение