Сравнение обломова и штольца сочинение вывод

736 слов одним из наиболее весомых и значимых творений ивана андреевича гончарова является его роман обломов. с момента издания книги

(736 слов) Одним из наиболее весомых и значимых творений Ивана Андреевича Гончарова является его роман «Обломов». С момента издания книги и до наших дней, она заслуживает большое внимание и признание разновозрастной читательской аудитории. Писатель мастерски выстроил вокруг героев 3 истории сюжета: любовь и романтические отношения между персонажами, афера с поместьем Ильи Обломова, сравнение судеб двух героев – Ильи Обломова и Андрея Штольца, их противопоставление.

Также писатель смог интересно и ярко изобразить всех героев романа, с личностями которых на протяжении всего текста знакомится  читатель. Особенно его внимание привлекает героиня Агафья Пшеницына, настоящая русская женщина. Образ Агафьи представлен Гончаровым довольно подробно и детально, и является цельным и законченным.

Пшеницына – истинная русская женщина, надежная, сильная, бесстрашная. О таких, как она, говорят: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  У Агафьи крепкое, ладное тело, сильные, привыкшие к труду руки, она имеет пышные формы и обладает кротким и незлобивым нравом. Женщина она религиозная, послушная, скромная, отличная хозяйка. Ее отличают практичность и трудолюбие. Она работает, не покладая рук, ей нравятся домашний уют и чистота.

Эта женщина – идеальная кандидатура в супруги  главному персонажу Илье Ильичу Обломову, так как она может воссоздать картину детства Ильи Ильича в его Обломовке, окружить мужчину вниманием и заботой.

Жизнь Агафьи складывалась совсем не просто.  Женщина рано стала вдовой,  и ей не на что было содержать двух своих детей. Она старалась прокормить семью за счет своего труда, что женщине в то время сделать было очень сложно.  И они жили в основном на средства, получаемые от сдачи дома, да вырученные с яиц и цыплят.

Агафья не смогла получить достойное образование, как Ольга Ильинская, она не разбирается во многих житейских вопросах, ее кругозор узок и ограничен. Но свою некомпетентность героиня научилась скрывать либо за молчанием в определенный момент, либо за милой улыбкой.

В круг интересов Агафьи входили ведение домашнего хозяйства,  кухонные работы, распоряжение прислугой. Позже  круг интересов пополнился заботами о муже и сыне.

Гончаров  подчеркивает положительные качества этой женщины. Она оберегает своего супруга от всяких проблем и волнений. В их доме всегда уют и спокойствие, он полон еды, душевной теплоты и гостеприимства. Женившись на Агафье Пшеницыной, главный герой, наконец, дождался исполнения мечты всей его жизни – обретения желанного покоя, умиротворения и счастья.

В своем романе автор дает понять, что любовь бывает разной, это он показывает на примерах отношений Обломова с Пшеницыной и Обломова с Ильинской. В первом случае Агафья искренне любит Илью Ильича, просто так, ничего не требуя взамен за то, что он рядом. Она не пытается его перевоспитать, изменить, подстроить под себя. Ей радостно чувствовать его благодарность, видеть, что он ценит ее самопожертвование и внимание. Пшеницыну устраивает Обломов такой, какой он есть. В их семейном союзе лидирует женщина. Супруга занимается бытом, домом, улаживанием проблем и решением финансовых вопросов. Обломова изрядно измучили отношения с Ольгой Ильинской, и в союзе с Агафьей он просто отдыхает душой рядом с ней, обретает покой, живет в мире своих грез, отгородившись от реальной жизни.

Образ этой героини Гончаров наделяет набором всех жизненных  установок главного героя. Ей не надо соответствовать, ее не надо завоевывать, носить на руках, поддерживать, она Обломова понесет сама, станет ему надежной поддержкой и опорой, да еще и будет благодарна. Связав свою жизнь с этой женщиной, Обломов больше не пытался себя изменить, стать настоящим мужем, его устраивала в семье роль ребенка. Такой бесцельный и безмятежный образ жизни  Обломова наносит вред его здоровью. Но герой не хочет следовать советам докторов и умирает, едва дожив до сорокалетия.

Агафья очень любит их сына, но после смерти Обломова отдает мальчика в семью Штольц на воспитание, считая, что именно Андрей и Ольга смогут правильно воспитать ребенка и дать ему достойное образование. В этом решении прослеживаются основные положительные качества Пшеницыной: практическое мышление, бескорыстие, жертвенность материнской любви, сила духа.

Нужно отметить, что на протяжении романа писатель проводит сравнение Агафьи  с Ольгой. И зачастую эта простая русская женщина, набожная и недостаточно образованная, по многим своим душевным качествам и  чертам характера превосходит образованную и воспитанную карьеристку Ильинскую. Пшеницыну делает счастливой бескорыстная и безвозмездная любовь, но здесь есть и отрицательная сторона отношений: мирясь со всеми слабостями супруга и потакая ему в них, она же таким своим поведением и губит его, позволив Обломову окончательно облениться.

Создавая образ Агафьи Пшеницыной, Гончаров наделил его всеми позитивными чертами и качествами истинно русской женщины: бескорыстием, искренней любовью к сыну и супругу, к окружающему миру, надежностью, силой духа, самопожертвованием.  Героиня не ставила жизненной целью материальное благополучие, выстраивание карьеры, личные интересы, и это отличает ее от других героев романа. Но, не будучи эгоисткой, обладая добротой, открытостью, самоотдачей, искренностью, женщине удается обрести настоящее счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Введение
Портретные характеристики героев
Различия в воспитании героев
Образование и карьера героев
Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

Введение

Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

Портретные характеристики героев

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам.
Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.
Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов». Его жизнь – стремительная гонка вперед, важным атрибутом которой являются постоянное саморазвитие личности и непрерывный труд. Образы Обломова и Штольца словно являются зеркальным отражением друг друга: деятельный, экстравертный, успешный в обществе и на карьерном поприще Штольц противопоставляется ленивому, апатичному, не желающему ни с кем общаться, а уж тем более снова выходить на службу, Обломовым.

Различия в воспитании героев

При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.
Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе». Юноше не хватало любви, душевного тепла и мягкости, так как его преимущественно растил отец, не считающий, что мужчине нужно прививать чувствительность. Однако русские корни Штольца до конца жизни искали это душевное тепло, находя его в Обломове, а затем и в отрицаемой им идее Обломовки.

Образование и карьера героев

Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.
Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.
Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова – сочинение | источник

  • Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.
    Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

    Заключение

    Штольц и Обломов – фигуры противопоставляемые автором как рациональное, активное, новое начало и мечтательное, пассивное, всеми силами держащееся за устаревшие ценности. Однако их антитетичность проявляется только внешне, на самом деле они гармонично дополняют друг друга – без непрерывной помощи Андрея Ивановича Обломов давно потерял бы родное поместье и оказался на улице, а без душевной, теплой поддержки Ильи Ильича Штольц полностью бы закрылся от пугающего и непонятного ему мира чувств и внутренних переживаний.
    Смысл противопоставления Обломова и Штольца состоит в том, чтобы показать, что человек не может быть счастливым и гармоничным, развивая в себе только одну сторону своей личности. Важно уметь уверенно идти в будущее, не забывая о ценностях и опыте прошлого.

  • Роман «Обломов» был написан И.А. Гончаровым в 1859 году. После публикации произведения , оно захватило всё внимание общества. Критики и писатели назвали роман «знамением времени» (Н.А.Добролюбов), «капитальнейшей вещью, которой давно не было» (Л.Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И.С. Тургенев однажды заметил: «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова»»
    «В этом романе герою, ленивому и ничем не интере­сующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассу­дительный человек. Он, получивший строгое, трудо­вое и практичное воспитание от немца-отца, честолю­бив, целеустремлен и энергичен. Для него… важен ра­циональный подход к жизни, ему чужды страсти.. Немец в романе организован, трудолюбив, экономен серьезно относится к своему делу, педантичен…».
    Илью Обломова и Андрея Штольца судьба свела еще в детстве. Илья рос в Обломовке. Няньки и мамки оберегали Илюшу от забот и труда. Родители его безмерно любили и ограждали его от любых самостоятельных действий. Обломовка была наполнена покоем и тишиной, а маленький барин жил в атмосфере няниных сказок. Сонливость, безграмотность и лень царили в имении Обломовых. А Илюшу никто и ничто не побуждало к умственным, физическим или моральным усилиям. В тринадцать лет Илья Обломов отправляется в Верхлево – это соседнее село, где управляющий Штольц организовал небольшой пансион для дворянских детей из ближайших мест. Там он и подружился с сыном Штольца, Андреем, который помогал ему в учебе. Но это не помогло Илье освоить науки, ведь он был частью сонной Обломовки, в которой люди жили от праздника до праздника.
    Верхлево сильно отличалось от Обломовки. Управляющий Штольц – немец, с немецкой педантичностью подходил ко всем делам, в том числе и к воспитанию сына. Очень рано Андрюша столкнулся с самостоятельным решением проблем, как своих детских, так и отцовских поручений. Андрей Штольц — немец только по отцу, мама у него русская. С раннего детства Андрей тянулся к наукам. Учился всегда с интересом и рвением. Мама воспитала в сыне любовь к поэзии, а отец давал много практических познаний. С ранних лет Андрей выполнял различные поручения отца и всегда делал это аккуратно и точно. Отец даже платил ему жалованье мастерового и требовал расписываться в книге. Отец только направлял Андрея, предлагая ключевые моменты решать самому и принимать на себя ответственность за свои решения и свою жизнь. Мать же много времени и сил уделяла эстетическому воспитанию сына, чтобы тот вырос утонченным дворянином.
    Штольц и Обломов выросли в разной среде, а потому сильно отличались друг от друга. Но их тянуло друг к другу именно из-за того, что в другом было то, чего самому недоставало. Андрея привлекало в друге спокойствие, размеренность, умиротворенность. А Илье нравилась выдержка, активность, энергичность Штольца.
    Отношения двух друзей претерпели много ударов, но их дружба была прочна. Хотя с годами они все больше и больше отличались друг от друга.
    Безусловно. Обломов и Штольц – противоположности. Но в тоже время они удивительно дополняли друг друга, оттого и питали друг к другу нежные дружеские чувства.

  • Знаменитому роману Ивана Гончарова «Обломов» уже более 100 лет, но образы, представленные им в произведении, актуальны и по сей день. Главными мужскими героями здесь выступают Илья Обломов и Андрей Штольц. Несмотря на дружескую связь, они являются друг другу полными противоположностями, начиная с внешности, заканчивая отношением к жизни.
    Обломов – пухлый мужчина, изнеженный с самого детства. Штольц, напротив, худощав, выглядит мужественно и серьёзно.
    Илью всё его детство и отрочество баловали мама и нянюшки, не позволяя перетруждать себя лишний раз. Он рос избалованным и не приспособленным к жизни ребенком, и в этом есть определенная вина родителей, которые слишком уж опекали сына. У него не было никакой цели, и в учебе он отставал из-за своей лени.
    Андрей наоборот рос очень умным мальчиком, схватывал всё на лету, усердно учился, а всё благодаря своему отцу, который держал его в ежовых рукавицах и желал, чтобы сын чего-то достиг в жизни.
    Обломов ни к чему не стремится, не пытается что-то исправить, у него элементарно отсутствует вкус к жизни. Единственное его желание – лежать на диване и мечтать.
    Штольц – человек работящий, своими усилиями заработал дом, хороший достаток и хорошее положение в обществе.
    И что касается любви и отношения к женщине – здесь герои также проявляют себя по-разному.
    Андрей очень галантен и учтив к героине Ольге Ильинской. Он уважает женщину и готов сделать для неё всё. Штольц – это один из тех мужчин, которые всегда добиваются цели. И он её добился – женился на любимой даме.
    Илья также хорошо относится к женщинам. Он любил Ольгу, испытывал к ней чувства, но не смог действовать и бороться за неё. Его волновало то, что если он свяжется с Ольгой, то его спокойная, размеренная жизнь придет к концу, и ему таки придется встать с дивана. В итоге он женился на другой, которая ничего от него не требовала.
    По жизни Штольц реалист. Он ставит перед собой четкие задачи и выполняет их. Не строит себе фантазий и не живет грезами. Обломов же предпочел бы всю вечность проспать на диване. Он способен лишь мечтать, представляя себе идеальную жизнь.

  • Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.
    Илья Обломов и Андрей Штольц — главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Штольц, в отличие от Обломова, показан писателем деятельным человеком, у которого разум преобладает над чувством. Гончаров делает попытки разобраться в том, почему эти люди столь различны, и истоки этого он ищет в происхождении, воспитании и образовании, так как это закладывает основы характеров.
    Автор показывает родителей героев.
    Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать — русская дворянка. Мы видим, что все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, то есть воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, “и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах”. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.
    А что же Обломов? Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, “какие блюда будут в обед или ужин”. А после обеда весь дом засыпал, погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Но мы видим, что родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы только освободить обожаемое чадо от учебы, мечтали получить справку, доказывающую, что “Илья прошел все науки и искусства”. Его даже не выпускали лишний раз на улицу, потому что боялись, как бы он не покалечился, не заболел. Поэтому Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.
    Штольц на первый взгляд новый, прогрессивный, почти идеальный человек. Труд для него — часть жизни, удовольствие. Он не гнушается даже самой черной работы, ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом, благодаря чему стал богатым и известным широкому кругу людей.
    Идеал счастья Штольца — материальный достаток, комфорт, личное благополучие. И он добивается своего упорным трудом. Его жизнь кипит действием. Но несмотря на внешнее благополучие, она скучна и однообразна.
    А теперь давайте обратимся к Обломову. Труд для него — это бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен был уделять ни капли времени. И я не говорю уже о физическом труде, ведь ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрали. Он проводит всю свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется Идеал счастья Обломова — полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг своего идеала. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. И перед нами раскрывается еще одна трагедия — нравственная смерть героя. На наших глазах внутренний мир этого человека беднеет, из доброго, чистого человека Обломов превращается в нравственного калеку.
    Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека.
    Может длинновато но 350 слов точно есть

  • Каждая личность уникальна. Очень редко люди встречают людей, схожих с ними во многом. А как часто можно увидеть в жизни дружбу между людьми, абсолютно разными по характеру и жизненным целям? На самом деле – это не такая уж редкость. Литературные герои Гончарова – Обломов и Штольц как раз такая пара друзей.
    Илью Обломова и Андрея Штольца судьба свела еще в детстве. Илья рос в тепличных условиях. Няньки и мамки оберегали Илюшу от забот и любого труда. Родители его безмерно любили и ограждали его от любых самостоятельных деяний. Обломовка была наполнена покоем и тишиной, а маленький барин жил в атмосфере волшебных няниных сказок. Сонливость, безграмотность и лень царили в имении Обломовых. А Илюшу никто и ничто не побуждало к умственным, физическим или моральным усилиям. В тринадцать лет Илья Обломов отправляется в Верхлево – это соседнее село, где управляющий Штольц организовал небольшой пансион для дворянских детей из ближайших мест. Там он и сдружился с сыном Штольца, Андреем, который помогал ему в учебе. Но это не помогло Илье освоить науки, ведь он был частью сонной и размеренной Обломовки, в которой люди жили от праздника до праздника.
    Верхлево сильно отличалось от Обломовки. Управляющий Штольц – немец, с настоящей немецкой педантичностью подходил ко всем делам, в том числе и к воспитанию сына. Очень рано Андрюша столкнулся с самостоятельным решением проблем, как своих детских, например, уличная драка, так и отцовских поручений. Андрей Штольц — немец только по отцу, мама у него русская. С раннего детства Андрей тянулся к наукам. Учился всегда с интересом и рвением. Мама воспитала в сыне любовь к поэзии, а отец давал много практических познаний. С ранних лет Андрей выполнял различные поручения отца и всегда делал это аккуратно и точно до мелочей. Отец даже платил ему жалованье мастерового и даже требовал расписываться в книге. Отец только направлял Андрея, предлагая ключевые моменты решать самому и принимать на себя ответственность за свои решения и свою жизнь. Мать же много времени и сил уделяла эстетическому воспитанию сына, чтобы тот вырос утонченным дворянином. И маленький Штольц впитывал все эти уроки с жадностью.
    Штольц и Обломов выросли в разной среде, а потому сильно отличались друг от друга. Но их тянуло друг к другу именно из-за того, что в другом было то, что самому недоставало. Андрея привлекало в друге спокойствие, размеренность, умиротворенность. А Илье нравилась выдержка, активность, энергичность Штольца.
    Каждый покинул по-своему места детства. Обломовка провожала юного барина со слезами и причитаниями, снабдив его всем для комфортной дороги: провизией, перинами и напутствиями. Андрей же сухо простился со Штольцем старшим и быстро отправился в путь.
    Отношения двух друзей претерпели много ударов, но их дружба была прочна. Хотя с годами они все больше и больше отличались друг от друга.
    Безусловно. Обломов и Штольц – противоположности. Но в тоже время они удивительно дополняли друг друга, оттого и питали друг к другу нежные дружеские чувства.

  • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа.
    Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге”. По своей натуре Обломов — человек мягкий и спокойный, старающийся ничем не нарушить привычный образ жизни. “Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенной своего рода грации ленью”. Целые дни проводит Обломов дома, лежа на своем диване и размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на лице его часто отсутствовала всякая определенная идея. “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности”. Даже у себя дома “он терялся в приливе житейских забот и все лежал, ворочаясь с боку на бок”. Обломов чуждается светского общества и вообще старается не выходить на улицу. Его безмятежное состояние нарушают лишь визитеры, приходящие к Обломову только с корыстными целями. Тарантьев, например, просто обворовывает Обломова, постоянно занимая у него деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается жертвой
    своих посетителей, не понимая настоящей цели их визитов. Обломов так отдален от реальной жизни, что свет для него представляет вечную суету без всякой цели. “Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии… что ж это за жизнь?” — восклицает Обломов, считая общение со светским обществом пустым времяпрепровождением. Но вдруг спокойное и размеренное житье Ильи Ильича прерывается. Что же произошло? Приезжает его друг юности Штольц, с которым Обломов связывает надежды на улучшение своего положения.
    “Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги”. Сына бюргера, Штольца можно считать антиподом праздному русскому барину XIX века Обломову. С самого раннего детства он воспитывался в суровых условиях, постепенно привыкая к трудностям и невзгодам жизни. Его отец — немец, мать — русская, однако Штольц практически ничего не унаследовал от нее. Его воспитанием полностью занимался отец, поэтому и сын вырос таким же практичным и целеустремленным. “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. В отличие от Обломова, Штольц “боялся всякой мечты”, “загадочному, таинственному не было места в его душе”. Если у Обломова нормальным состоянием можно назвать лежание, то у Штольца — движение. Главной задачей Штольца был “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь”. Но что же тогда связывает Обломова и Штольца? Детство и школа — вот что на всю жизнь связало таких разных по характеру и по взглядам людей. Однако в юности и Обломов был так же деятелен и увлечен знаниями, как и Штольц. Долгие часы проводили они вместе за чтением книг и изучением различных наук. Но воспитание и мягкий характер все-таки сыграли свою роль, и Обломов вскоре отходит от Штольца. Впоследствии Штольц пытается вернуть к жизни своего друга, но его попытки безрезультатны: “обломовщина” поглотила Обломова.
    Таким образом, прием антитезы является одним из основных приемов в романе И. А. Гончарова “Обломов”. При помощи антитезы Гончаров сравнивает не только образы Обломова и Штольца, он сравнивает также окружающие их предметы и действительность. Используя прием антитезы, Гончаров продолжает традицию многих русских писателей. Например, Н. А. Островский в своем произведении “Гроза” противопоставляет Кабаниху и Катерину. Если для Кабанихи идеалом жизни служит “Домострой”, то для Катерины превыше всего любовь, честность и взаимопонимание. А, С. Грибоедов в бессмертном произведении “Горе от ума”, используя прием антитезы, сопоставляет Чацкого и Фамусова.

  • 1 Сочинение по теме обломов и штольц сопоставление или противопоставление Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по Темы сочинений по типу сравнительной характеристики Жизненные. Темы: 1.Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление. 2.Роль женских образов в романе И.А.Гончарова Обломов. 3.Жизнь моя. Весь роман строится на противопоставлении двух героев: Обломова и и Штольц:сопоставление или противопоставление Сочинение на тему. Тема крестьянской доли в творчестве татарских поэтов 19 века. 22, Р.Р. Сочинение по произведениям русской литературы 1 половины XIX века, 1, Контроль Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? Работая над сочинением, участник очного тура имеет возможность проявить процессе раскрытия темы участник олимпиады должен проявить навыки анализа семьи и сопоставление их и их взаимоотношений с братьями и посещение оперы Волковым, Штольцем, Ольгой и даже Обломовым. Сочинение письмо Писателю Сочинение по картине васнецова В.м Иван-Царевич на Сером Волке Сочинение на тему человек на которого я хочу Сочинение Обломов и Штольц Сопоставление или противопоставление. Сочинение по теме обломов и штольц сопоставление или противопоставление >>>Перейти

  • Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.
    Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.
    Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

  • Обломов и Штольц — центральны персонажи романа А. И. Гончарова «Обломов». Они разные по характеру и мировосприятию. От этого роман получается насыщенным, виден конфликт, столкновение образов, их контраст и различие. Понять основные схожие и различные черты главных персонажей поможет таблица «сравнительная характеристика Обломова и Штольца».

    Данная таблица наглядно показывает различия между двумя главными персонажами произведения.

    Несмотря на такую разницу, Обломова и Штольца все же объединяют некоторые вещи. Они находятся в одинаково возрасте — обоим по 30 лет. В детстве они вместе учились, а потом каждый из них работал чиновником. Это образованные люди, добрые и отзывчивые по своей природе. Они честные и искренние, их объединяет любовь к музыке.

    Получается, что в одном возрасте, с одними и теми же исходными данными люди могут быть настолько разными, и совершенно по-разному относится к жизни. Обломов превратил собственную жизнь в затворничество, спрятался от мира и сам от себя. Штольц же жил полноценной и интересной жизнью, любил все новое и был открыт миру.

    Сравнение персонажей помогает читателю понять, что каждый — сам хозяин собственной жизни. Каким быть, что брать и получать от жизни, что в нее вкладывать каждый должен решить для себя сам. Можно безвольно закрыться в себе и прожить свою жизнь зря, а можно любить жизнь, быть активным и делать что-то для достижения собственных целей и для общественного блага.

    Данная статья поможет грамотно написать сочинение-таблицу «Сравнительная характеристика Штольца и Обломова», сравнить их образ жизни, отношение к различным вещам, найти различные и схожие черты меду персонажами.

    Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца — героев романа И. А. Гончарова «Обломов»

    В романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» рассказывается о судьбе главного героя, Ильи Ильича Обломова. Автор проследил его жизнь от младенчества до смерти, рассказал о его дружбе с Андреем Штольцем, человеком, совсем не похожим на Илью Ильича ни характером, ни образом жизни, ни целями — это ясно показывает сравнительная характеристика Обломова и Штольца.

    Внешность Обломова и Штольца

    Илья Ильич Обломов — человек 32-33 лет, приятной внешности, среднего роста. На его лице почти всегда было выражение мягкости, покоя, отсутствия сосредоточенности. В тёмно-серых глазах и в улыбке ясно светилась его добрая душа.

    От недостатка свежего воздуха и движения у Обломова не совсем свежий цвет лица, он не по летам обрюзг и был изнежен. Движения его ленивы, даже когда он встревожен.

    Любимой одеждой Обломова был мягкий, удобный восточный халат, потому что Илья Ильич любил, чтобы телу было просторно. Поэтому и туфли у него были широкие и мягкие.

    Андрей Иванович Штольц — ровесник Обломова и его друг. Он худощав, «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Его немного зеленоватые глаза выразительны, цвет лица смугловатый, ровный.

    Происхождение, воспитание, образование

    Обломов по происхождению дворянин. Он барин, у него есть имение и 300 крепостных людей.

    С детства ему внушали, что сидеть, ничего не делая, почётнее, чем трудиться. Для его родных идеалом в жизни был покой и бездействие.

    Любимыми его сказками были сказки о добрых волшебницах, медовых да молочных реках, Емеле. Слушая их, мальчик мечтал, что волшебница одарит его, а он будет только наряжаться да кушать, а потом женится на «неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне».

    До 15 лет Обломов учился в пансионе у управляющего имением в Верхлёве Ивана Богдановича Штольца, сын которого, Андрей, был почти одних лет с Ильёй. Домой Илюша приезжал только раз в неделю. Родители рады были оставить сына дома под любыми предлогами: праздники, холод, жара, дождь. Они понимали, что без просвещения сейчас не получить чинов, наград и денег, но хотели, чтобы их сын не утруждал себя в учении.

    Андрей тоже баловал Илью, делая за него переводы и подсказывая на уроках.

    После пансиона родители послали сына в Москву, чтобы продолжил образование. У Ильи был робкий характер, поэтому он старался не обнаруживать свою лень перед учителями, но учил только то, что было задано и, даже если чего-то не понимал, не просил учителя объяснить это.

    С неохотой он читал книги, которые ему приносил Штольц. Чтение серьёзных книг Илью утомляло, но поэзию он любил. Андрей, пользуясь любовью своего друга к поэзии, увлекал его мечтами о будущей деятельности, полезной для общества. Но года через полтора Обломов охладел к этим мечтам и чтению стихов и только изредка лениво прочитывал какую-нибудь книгу, которую советовал прочесть Штольц.

    После получения аттестата Обломов не применял свои знания на практике. Хотя прошёл курс судопроизводства, он не мог написать, в случае какой-нибудь кражи в доме, заявление в милицию и посылал за писарем. Счёты в имении он сам не сводил — это делал староста. Илья Ильич не понимал, как применять к жизни науки, которые он изучал.

    Друг Обломова, Андрей Штольц, был немец по отцу, а мать его была русская дворянка. Отец, Иван Богданович, был управляющим в селе Верхлёве, агрономом, технологом, учителем. Он постарался научить сына не только наукам, но и практическим делам. Привил ему упорство, трудолюбие.

    Мать, боясь, что сын вырастет грубым, бесчувственным, научила его любить книги и музыку.

    После учёбы в пансионе, который учредил его отец, Андрей учился в университете, затем продолжил образование в Европе.

    Карьера

    Обломов был не подготовлен к практической деятельности, у него не было привычки к труду. После учёбы он прослужил в канцелярии года 2, имел чин коллежского секретаря, выполнял мелкую, не творческую работу.

    Обломов не хотел «тратить мысль, душу на мелочи». Он до того боялся начальника, что когда провинился, отправив какой-то документ в Архангельск вместо Астрахани, так испугался, что подал в отставку.

    Штольц, закончив учёбу, прожил 3 месяца дома. Затем его отец решил, что сын должен сам проложить себе жизненный путь, и отправил его в Петербург.

    Там Штольц служил и, выйдя в отставку, стал участвовать в компании, отправляющей за границу товары. Он «нажил дом и деньги», ездил по делам за границу, писал проекты и ещё успевал читать и ездить в свет.

    Отношение к жизни, обществу

    После того, как Обломов перестал служить, он ещё некоторое время посещал дома, где собиралось общество, навещал друзей. Но скоро ему лень стало ходить в гости, «он не привык к движению, к жизни, к многолюдству и суете». Из-за отсутствия разнообразия в жизни Илья Ильич стал робок, многого боялся (например, ездить в карете).

    Штольц попытался внести разнообразие и движение в жизнь Обломова и стал возить его в гости, вместе с ним ездить по делам. Но через неделю Обломов «восстал от этой суеты». Он уже ясно видел низость светского общества: зависть, жадность, сплетни, отсутствие интересов сердца и ума, приверженность к игре в карты.

    На вопрос Штольца, как бы он хотел жить, Илья Ильич ответил, что уехал бы в деревню, но только тогда когда закончит план улучшений в управлении имением. Там он хотел зажить беззаботной семейной жизнью, как жили его предки. Он так прекрасно передал картины жизни, о которой мечтал, что Штольц воскликнул: «Да ты поэт, Илья!»

    Для осуществления своего идеала жизни Обломов оказался так же не пригоден, как и к службе.

    Штольц противопоставляет идеалу друга свой идеал. Он говорит, что содержание и цель его жизни — труд, что он никогда не перестанет трудиться.

    По жизни «он шёл твёрдо, бодро», контролируя и радости, и печали. Воображения, мечты Штольц боялся, доверял только тому, что подвергается «анализу опыта».

    Он никогда не терялся в сложных ситуациях, «не болел душой», а если хотел успокоить встревоженную душу, ехал к Обломову. Общение с доверчивым, добрым Ильёй Ильичом прогоняло усталость от дел и светской жизни с её балами и вечерами.

    Любовь к женщине

    В первые годы жизни в Петербурге Обломов иногда бывал влюблён в женщин, но ненадолго, так как влюблённость никогда не переходила в любовь. Он больше ограничивался поклонением издали, так как не хотел больших хлопот, к которым ведёт сближение с женщинами. Но однажды всё же сблизился с одной из них, Миной, воображал, что её любит, и платил ей больше половины своего дохода. Но сейчас он понял, что просто губил с ней силы своей души, гаснул. Об этом увлечении читатель узнаёт из его разговора со Штольцем (часть 2, глава 4).

    Любовь к Ольге Ильинской воскресила душу Обломова, дала ему силы жить, а не существовать. Когда она согласилась стать его женой, в уме Ильи Ильича рядом с поэзией любви стало вырисовываться другая сторона семейной жизни — множество обязанностей, необходимость уже до женитьбы устроить свои имущественные дела. Первые хлопоты на этом пути были тяжелы для Обломова, и стали охлаждать его любовь к Ольге. Девушка поняла, что ей не удалось воскресить Илью Ильича к активной жизни, и рассталась с ним, потому что сама не могла жить так как он.

    Вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, у которой Обломов снимал квартиру, была доброй, простодушной, хозяйственной женщиной. Она полюбила Илью Ильича, стала заботиться о нём, и вызвала в нём ответное чувство. Выйдя замуж за Обломова, Агафья Матвеевна подарила ему счастье умиротворения, более нужное его душе, строю его характера, чем счастье активной жизни.

    Отношение Штольца к женщинам было ровное, спокойное. Он не ослеплялся их очарованием, поэтому не унижал достоинства мужчины, не был рабом красавиц. Некоторые ему говорили, что зря он в своём эгоизме бережётся от страстей.

    Случайно встретив в Париже Ольгу Ильинскую, Штольц был поражён тем, как она повзрослела, как развился её ум, а душа её просит «опыта и жизни». Общаясь с ней, Штольц понял, что без Ольги ему жить нельзя, но догадался, что она боится отвечать на его любовь, так как раньше уже любила.

    Узнав, что девушка раньше любила Обломова, Штольц объяснил ей, что это была не любовь, а ожидание любви. Ольга была благодарна своему другу, что он этими словами прогнал её горечь и раскаяние, и согласилась выйти замуж за Штольца. В семейной жизни они были счастливы, понимали друг друга, «всё было у них гармония и тишина».

    Положительные и отрицательные черты Обломова и Штольца

    Обломов и Штольц — друзья, не похожие друг на друга, но ценящие свою дружбу. У каждого из них есть и положительные, и отрицательные черты характера.

    Илья Ильич Обломов — человек с добрым сердцем, чистой, ясной душой. Он совестлив, хорошо относится к людям, но слишком доверчив, беспечен, робок. Главная отрицательная черта его характера — лень.

    Андрей Иванович Штольц — человек трудолюбивый, упорный в достижении цели, с бодрым, деятельным умом. Он понимает искусство, глубоко чувствует, но старается не терять почвы под ногами из-за мечтаний.

    Штольц шёл по жизни твёрдо и бодро. Мечте, воображению не было места в его душе — он их боялся, а ведь без них жизнь всё же неполна.

    Оба они, и Обломов, и Штольц, верны своей дружбе и ценят друг друга.

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (таблица)

    Черты характера

    Илья Обломов Андрей Штольц
    Созерцательный характер натуры. Активный, деятельный склад характера.
    Робок, скромен, видит свои недостатки. Смел, знает сильные стороны своей натуры.
    Склонен к лени, беззаботности. Беспечен, безволен, вял. Деятелен, трудолюбив, активен, бодр, обладает твёрдостью характера, сильной волей, упорством в достижении цели.
    Идеал счастья — беззаботная семейная жизнь в поместье. Идеал счастья — активная, деятельная жизнь.
    Равнодушен к учёбе, к тому, что делается в мире, инертен. Увлечён знаниями, интересуется тем, что делается на свете.
    Не способен применять на практике знания, полученные во время учёбы. Старается развивать свой кругозор и применять знания с пользой.
    Не любит светскую жизнь, суету, многолюдство. Считает, что человеку необходимо общение, поэтому посещает светское общество.
    Поэтичен, любит музыку, мечтателен. Не доверяет мечтам, воображению, контролирует свои чувства. Понимает прекрасное, но излишне рационален.
    Добр по отношению к людям, верен дружбе. Ценит дружбу с Ильёй Ильичом, старается склонить его к активной жизни.
    Излишне доверчив к малознакомым людям. Видит недостатки людей, понимает, кому из них нельзя доверять.

    Вывод

    Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» и его друг — очень разные люди. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

    Смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе Гончарова

    Введение

    Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря — тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.

    Различия в воспитании Обломова и Штольца

    Воспитание Обломова

    Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников — жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам — от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались — этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

    Воспитание Штольца

    Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).

    В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев — источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи — типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть — стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

    Такое разное чувство любви

    Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая — стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая — тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной. Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга — каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале. Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, — именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.

    Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца — между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

    Заключение

    Штольц и Обломов — фигуры противопоставляемые автором как рациональное, активное, новое начало и мечтательное, пассивное, всеми силами держащееся за устаревшие ценности. Однако их антитетичность проявляется только внешне, на самом деле они гармонично дополняют друг друга — без непрерывной помощи Андрея Ивановича Обломов давно потерял бы родное поместье и оказался на улице, а без душевной, теплой поддержки Ильи Ильича Штольц полностью бы закрылся от пугающего и непонятного ему мира чувств и внутренних переживаний.

    Смысл противопоставления Обломова и Штольца состоит в том, чтобы показать, что человек не может быть счастливым и гармоничным, развивая в себе только одну сторону своей личности. Важно уметь уверенно идти в будущее, не забывая о ценностях и опыте прошлого.

    Данное подробное противопоставление противопоставления двух главных героев романа Гончарова поможет учащимся 10 классов во время написания сочинения на тему «Смысл противопоставления Обломова и Штольца».

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    Тест по произведению

    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    • Ольга Баздникина

      17/19

    • Диана-Михайловна Шевцова

      18/19

    • Евгения Парфёнова

      18/19

    • Наталия Семушкина

      19/19

    • Владимир Волков

      16/19

    • Илья Степанов

      18/19

    • Наталья Садовская

      18/19

    • Александр Токарев

      17/19

    • Светлана Иноземцева

      15/19

    • Олег Уфимцев

      19/19

    Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова «Обломов»

    Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

    В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: «То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни». Исторической эпохой, взрастившей творчество этого писателя, были 40-60-е годы XIX века, время глубокого кризиса феодально-крепостнического строя, период ликвидации крепостного права и подъема демократического движения в России.

    Первый роман Гончарова — «Обыкновенная история» (1847) — принес ему громкую известность и всеобщее признание.

    С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. «Обыкновенная история » — первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 году вышел роман «Обломов», справедливо считающийся вершиной творчества писателя, а еще через десять лет была напечатана третья часть трилогии — роман «Обрыв».

    У главного героя «вершинного» романа — Обломова — ярко проявляются черты «естественного человека», удивительным образом сохранившиеся в середине XIX века. Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством. «Нет, — восклицает он, — это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека». Но по своей наивности он не задумывается над тем, что все это возможно для него — барина, так как у него есть «Захар и еще триста Захаров», обеспечивающих ему такое беззаботное существование. Илья Ильич радуется своей неподвижности и независимости, не отдавая себе отчета в том, что сам является частью ненавистного ему мира. Лишь иногда прозрение озаряет его, и тогда он с гнетущим беспокойством начинает задумываться над своей жизнью и над причинами, которые погубили все то доброе, что было в нем заложено: «Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения. » Ответ на мучивший героя вопрос приходит в «Сне Обломова», где Гончаров рисует картину патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой являются «сон, вечная тишина, вялая жизнь и отсутствие движения». Таким образом, тем врагом, который погубил все 1 доброе в Илье Ильиче, явился сам способ его жизни, все то, что впоследствии приобрело определение — обломовщина.

    В образе Обломова критик Н.А. Добролюбов увидел отражение русского национального характера, назвал его «коренным типом» русской жизни, а литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский характеризовал свойства Обломова как «черту национального психического склада». Исследователь А. Г. Цейтлин считал, что герой романа соединяет в себе черты национально-исторические, рожденные и обусловленные конкретной крепостнической эпохой русской жизни, и свойства общечеловеческие, по-своему проявляющиеся в соответствующих социально-исторических ситуациях различных стран. А сам автор подчеркивал, что его герой воплощает «элементарные свойства русского человека «. Таков, например, слуга Захар, которого отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, косность и неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Вот отчего он уподоблен своему барину. «Обломовская» жизнь Захара закончилась таким же драматическим финалом, как и судьба его барина: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов. Крепостнический уклад жизни сформировал их обоих, лишил уважения к труду, воспитал безделье и праздность. В одном из откликов на роман верно говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

    Таким образом, в Обломове воплотились черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ — крупнейшее мировое обобщение, он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.

    Обломовское начало живет не только в Захаре, но и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Оно распространилось по деревням и селам крепостнической России, укоренилось в ее столице, оно проявляется не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентных профессий.

    Типичность созданного образа подтверждается еще и тем, что у главного героя романа «Обломов» было несколько реальных прототипов. В своих воспоминаниях «На родине» Гончаров рассказывал о трех из них: Козыреве, не вылезавшем из халата, никуда не выезжавшем из имения и не желавшем знать о своих доходах; Гастурине, отличавшемся теми же свойствами; о Якубове, своем крестном, весь день лежавшем в постели, где его и заставали гости. Кроме того, в беседе с издателем М.О. Вольфом Гончаров и в себе признал черты своего героя. «Обломов — это я . я рисовал Обломова с себя», — говорил он. Но если вся страна будет состоять из одних «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».

    Друг главного героя, Андрей Штольц, олицетворяет еще одну сторону русской действительности. В его характере преобладают воспитанная с детства привычка к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Он кипит жаждой знаний, жаждой деятельности, жаждой живого общения. В его характере удивительным образом переплелись унаследованные от отца-бюргера деловитость и аккуратность, унаследованные от матери высокая духовность и тонкая душевность. Идеалом для него является осмысленный труд, который он определяет как «образ, содержание, стихию и цель жизни». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Этот герой «нового века» по-своему симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему семейное счастье с Ольгой Ильинской. Штольц выходит победителем из всех жизненных ситуаций, обретает комфорт, изобилие, благоденствие среди картин и цветов в крымском доме, но почему-то Гончаров не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что практичность, холодный расчет часто получают у него перевес над трепетностью чувства — ум Штольца преобладает над его сердцем.

    Главное качество Штольца — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина». Но, к сожалению, иногда в нем самом проглядывает то, что можно было бы назвать «отсветом обломовщины». Кипучая деятельность Штольца направлена на узкопрактические цели, лишена интереса к реальности, в нем нет тяги к деятельности на благо общества, к искусству. «Мы не Титаны с тобой, — говорит он Ольге, — мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. » Успокоение для себя он находит в тихой и комфортной семейной жизни. И потому вовсе не он положительный герой романа.

    Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинство из них соглашались с Н.А. Добролюбовым, считавшим, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

    По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга Ильинская. Это живое лицо, также непосредственно взятое писателем из жизни. Воспоминания современников Гончарова и исследование О.М. Чеменной называют в качестве прототипа Ольги Екатерину Майкову, которой был увлечен писатель и которая была самым близким ему человеком в 50-е годы. Образ Ольги Ильинской — образ красивой, молодой и энергичной женщины, обладающей необыкновенной простотой и естественностью, женщины, которую влечет к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл, — воплотил лучшие свойства передовой русской женщины 50-х годов. Это образ тонко чувствующего, духовно одаренного человека, обладающего гармонией ума, воли и сердца. Именно такие как Ольга способны выступить на «трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод» путь и в любом забытом уголке сохранить заветы своей молодости.

    Продолжатель реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Гончаров прежде всего ценил в литературе объективность и глубину изображения жизни. Он исходил из убеждения, что «действительность, какая бы она ни была, нуждается в эпически спокойном изображении». Именно поэтому он выбрал для своего творчества жанр романа, как жанр, наиболее полно отвечающий этим требованиям. Все картины и образы, созданные писателем в романе «Обломов», — удивительно яркие, полные, содержащие в себе характерные черты общества и людей его времени. Этому роману, а также его героям, суждено не просто оставаться понятными и современными для читателей всех поколений и времен. Они прочно вошли в саму нашу жизнь, их имена стали нарицательными, а слово «обломовщина» даже вошло в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

    Гончаров И.А. «Обломов». Сравнительная характеристика Обломова и Штольца (Сравнительный анализ)

    Согласно расхожей фразе, основанной на одном из многочисленных законов физики, противоположности притягиваются. Именно это взаимодействие положило начало дружбе Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца. По большому счёту, другом главного героя мог бы стать любой человек, хоть чем-то отличающийся от него самого, благо таких персонажей в романе достаточно. Штольц же является полным антиподом Обломова. Это добавляет некую иронию в произведение Гончарова.

    Действительно, Илья и Андрей похожи только по возрасту и полу, в остальном… Обломов – дворянин, помещик, домосед, любит поспать и поесть, безвольный, добрый, ленивый и мягкий человек.

    Штольц – надворный советник, много путешествует, упорный, трудолюбивый, энергичный, «составлен из костей, мускулов и нервов». То есть, Обломов и Штольц — абсолютно разные люди.

    Несмотря на то, что роман называется «Обломов», в нём два главных героя: Илья Ильич и Штольц. Второй введён автором специально, чтобы усилить впечатление читателя от Ильи Ильича, для контраста. Автор, понимая, что Обломов сам по себе, за счёт своей лености и безвольности, не может создать сюжет произведения, добавляет в свой роман человека, который привнёс деятельность, жизнь в бессмысленное существование Ильи Ильича. И благодаря появлению которого начинает происходить череда событий, собственно и составляющих сюжет.

    Каждый из этих двух героев пытается изменить другого. Попытки Штольца растормошить Обломова привели к некоему результату, но ненадолго. Как только Штольца не стало рядом, Обломов снова погрузился в вязкую трясину «обломовщины», куда в своё время, пытаясь остудить пыл друга, пытался затянуть и Штольца.

    В принципе сравнение Штольца и Обломова можно уместить в одно слово – противоположности или антиподы. Взаимодействие двух крайностей всегда ведёт либо к разрушению, либо, наоборот — к созиданию. В конце романа мы видим, и то, и другое. Благополучие Штольца – брак по любви, сложившаяся семья и карьера. Чем не созидание? Что касается Обломова, то нельзя сказать, что его жизнь была разрушена. Он прожил её достаточно комфортно в своём понимании, но по общим меркам, жизнь его прошла бездарно.

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

    Роман «Обломов» является одним из знаковых произведений 19 века, охватывающим многие социальные и философские темы. Важную роль при раскрытии идейного смысла произведения играет анализ соотношения в книге двух главных мужских персонажей. В романе «Обломов» характеристика Обломова и Штольца отражает их абсолютно разную, противопоставляемую автором природу.
    По сюжету произведения герои являются лучшими друзьями еще с малых лет, по возможности помогая друг другу даже в зрелом возрасте: Штольц Обломову – решением многих его насущных проблем, а Илья Ильич Андрею Ивановичу – приятными беседами, позволяющими вернуть Штольцу душевное равновесие.

    Портретные характеристики героев

    Сравнительная характеристика Обломова и Штольца в романе Гончарова «Обломов» дается самим автором и наиболее примечательна при сопоставлении их портретных характеристик, а также характеров. Илья Ильич – мягкий, тихий, добрый, мечтательный, рефлексирующий увалень, который любое свое решение принимает по велению сердца, даже если разум приводит героя к обратным выводам. Внешность интровертного Обломова полностью соответствует его характеру – его движения мягкие, ленивые, округлые, а образу присуща чрезмерная изнеженность, не характерная для мужчины.

    Штольц же, как внутренне, так и внешне, совершенно не похож на Обломова. Главным в жизни Андрея Ивановича является рациональное зерно, во всех делах он полагается только на разум, тогда как веления сердца, интуиция и сфера чувств для героя не только представляют собой нечто второстепенное, но и недоступны, непонятны его рациональным размышлениям. В отличие от «обрюзгшего не по годам» Обломова, Штольц словно состоит из «костей, мускулов и нервов».

    Различия в воспитании героев

    При сравнении Ильи Обломова и Андрея Штольца, а также для лучшего понимания образов героев, важно кратко описать атмосферу, в которой рос каждый из персонажей. Несмотря на «затягивающую», словно укрывающую пеленой полудремы и лени, среду Обломовки маленький Илья был жизнерадостным, активным и любопытным ребенком, чем вначале очень похож на Штольца. Ему хотелось как можно больше узнать об окружающем мире, но чрезмерная забота родителей, «тепличное» воспитание, прививание устаревших, отживающих себя и направленных на идеалы прошлого ценностей, сделали из ребенка достойного продолжателя традиций «обломовщины», носителя «обломовского» мировоззрения – ленивого, интровертного, живущего в собственном иллюзорном мире.

    Однако Штольц также не вырос таким, каким бы мог вырасти. На первый взгляд, соединение в его воспитании строгого подхода отца-немца и нежности матери-дворянки русского происхождения позволили бы стать Андрею гармоничной, всесторонне развитой личностью. Тем не менее, как указывает автор, Штольц рос «кактусом, привыкшим к засухе».

    Образование и карьера героев

    Противоречивость характеров Штольца и Обломова проявляется уже в юношеские годы, когда Андрей Иванович, стараясь узнавать как можно больше об окружающем мире, пытался привить Илье Ильичу любовь к книгам, зажечь в нем пламя, которое заставило бы его стремиться вперед. И Штольцу это удавалось, но совсем на небольшое время – как только Обломов оставался сам, книга для него становилась менее важной, чем, например, сон. Кое-как, скорее, для родителей, Илья Ильич оканчивает школу, а затем и университет, где ему было абсолютно не интересно, так как герой не понимал, чем ему может в жизни пригодиться математика и другие науки. Даже единственная неудача на службе стала для него концом его карьеры – слишком тяжело было чувствительному, мягкому Обломову перестраиваться под жесткие правила столичного мира, далекие от норм жизни в Обломовке.

    Штольцу же, с его рациональным, активным взглядом на мир намного легче продвигаться по карьерной лестнице, ведь любая неудача была для него скорее очередным стимулом, чем поражением. Непрерывная деятельность Андрея Ивановича, высокая работоспособность, умение нравиться другим делали его полезным человеком на любом рабочем месте и приятным гостем в любом обществе, а все благодаря заложенной отцом целеустремленности и непрерывной жажде к знаниям, которую в Штольце его родители развили еще в детстве.

    Характеристика Обломова и Штольца как носителей двух противоположных начал

    В критической литературе при сопоставлении Обломова и Штольца распространено мнение, что персонажи представляют собой две противоположности, два типа «лишних» героев, которые в «чистом» виде не могут встречаться в реальной жизни, даже несмотря на то, что «Обломов» – реалистичный роман, а, следовательно, и описываемые образы должны быть образами типичными. Однако при анализе воспитания и становления каждого из персонажей становятся понятны причины апатичности, лености и мечтательности Обломова, как и чрезмерная сухость, рациональность, даже схожесть с неким механизмом Штольца.

    Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять, что оба героя – личности не только типичные для своего времени, но и являются образами, тенденциозными для любых времен. Обломов – типичный сын богатых родителей, воспитанный в атмосфере любви и усиленной заботы, ограждаемый семьей от необходимости работать, что-то решать и активно действовать, ведь всегда будет «Захар», который все сделает за него. Штольц же – человек, которого с малых лет приучают к необходимости работать и трудиться, при этом обделяют любовью и заботой, что приводит к некой внутренней черствости такой личности, к непониманию природы чувств и эмоциональной обделенности.

  • Сравнение ларисы огудаловой и катерины кабановой сочинение
  • Сравнение лизы и эраста таблица по рассказу бедная лиза
  • Сравнение классицизма и сентиментализма сочинение
  • Сравнение обломова и штольца сочинение 10 класс
  • Сравнение картин герасимова и баулина церковь покрова на нерли сочинение кратко