Разница между мифом и сказкой
Увлекательное чтение мифов и сказок доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Более того: их историю, содержание, образный строй, поэтику изучают серьезные ученые, в трудах которых исследуются законы развития общества, возникновения религий, расцвета и упадка цивилизаций. Мифы и сказки – неисчерпаемый источник информации, позволяющий проникнуть в тайны прошлого и будущего. Мифические и сказочные сюжеты, дополняя друг друга, дают возможность воссоздать целостную картину мира и определить в ней место человека.
Мифы – это древнейшие предания, отражавшие в коллективном сознании обобщенный образ окружающего мира. В античной мифологической литературе сложился особый эпический жанр, который позволял в форме образного повествования создать цельную систему мифических героев, определявшую, по мнению древних, судьбу человека и развитие исторических событий.
Наши предки воспринимали мифы как реальность, персонифицируя божественные силы и наделяя их чертами земных людей. В мифах с особой торжественностью описывались деяния богов и подвиги героев, от которых зависела жизнь простых смертных. Катаклизмы природы, войны, смену правления – все значимые события в мифах находили простое и убедительное объяснение.
Мифотворчество было неотъемлемой частью развития большинства этнических культур. Об этом свидетельствуют известные литературные памятники «Одиссея», «Илиада», «Махабхарата», «Рамаяна», «Эдда».
Сказка также относятся к древнейшим видам коллективного народного творчества. Сказочный вымысел – способ переосмыслить закономерности человеческой жизни и объяснить прядок вещей, который определен волей свыше. В сказках разных народов нашли отражение фрагменты этнических культовых обрядов и языческих ритуалов. С ними связаны волшебные превращения героев, мотив колдовства, смерти и воскрешения, чудодейственной силы амулетов.
Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.
Реклама
Мифы, в отличие от сказок, населены богами и героями. Структура мифа строится на основе сюжетной линии, которая может иметь многократные повторы в других сюжетах. Сказка имеет строго определенную композицию. Сохранять ее помогают устойчивые формообразующие элементы: троекратные повторы, ситуации испытания героев, обилие постоянных эпитетов.
Стиль сказок определяет обычная разговорная речь с включением пословиц, поговорок, загадок. Описание жизни богов и героев требует торжественности и особой ритмической организации речи.
Мифы о Геракле
Выводы TheDifference.ru
- В отличие от сказок, передающих представление наших предков об окружающем мире на бытовом уровне, мифы отражают обобщенный образ действительности как упорядоченную систему взаимодействия высших сил.
- Содержание сказок воспринимается как вымысел, мифы создавались как общенародная интерпретация реально происходивших событий.
- В сказке человек вступает в противоборство с силами зла, чтобы достичь желаемого, в мифе повествуется о богах и героях, которые вершат судьбы простых смертных.
- Сюжеты отдельных мифов связаны между собой, но развиваются свободно, без строгих канонов повествования. В сказках выдерживается строго определенная композиция с устойчивыми формообразующими элементами.
- Язык сказок максимально приближен к народному, мифы отличает особая торжественность речи.
Сравнение, общие черты и отличия мифов, сказок и легенд.
Многие из нас мифы и легенды, а также сказки, считают разновидностями народного творчества, и мало понимают, чем они отличаются между собой. На самом деле разница между этими понятиями огромная.
Чем миф отличается от сказки и легенды: сравнение
Если обратиться к переводу слов, то миф переводится как «слово». Сказка в переводе означает «сказание или рассказ рассказывать». Мифы были созданы еще до появления религий и первых упоминаний о богах и их существовании. Изначально в древности, мифы создавались для того, чтобы объяснить разнообразные явления природы, такие как снег, туман, бури и ураганы.
Чуть позже стали появляться мифы о разнообразных богах и их действиях. Таким образом люди пытались объяснить те же действия природы, но объясняли их несколько другими способами. Если долго не было дождя, и наблюдалось сильная засуха, во всем винили богов. И говорили, что люди провинились, и таким образом боги их наказывают.
Сказка в отличие от мифа, это жанр народного творчества, который рассказывает о каком-то герое. Сказки могут быть разнообразного характера, они могут быть как поучительными, так и высмеивающими. Цель сказки не что-то объяснить. Главной целью сказки является научить и предостеречь от повторения определенных ошибок.
Легенды — это отдельный вид, который рассказывает вам о каком-то определенном герое. Чаще всего в основе легенд лежат не вымышленные персонажи, а те кто когда-то давно жил. Конечно, легенда это несколько искаженное отображение реальности, но на основе вполне реальных событий. Героями легенд являются вполне реальные персонажи.
Отличия:
- Разные временные рамки
- Различные задачи
- Отличия в реальности событий
Мифические существа
О чем рассказывают мифы в сравнении со сказками и легендами?
Все персонажи сказок являются вымышленными. Сказки могут быть вымышленными как народом, так и определенными авторами. Прежде всего сказка — это литературный жанр. Задача сказки — вам рассказать о каком-то вымышленном герое и поведать о его ошибках. Это делается для того, чтобы научить людей и детей не повторять ошибок конкретного героя.
Особенности сказок, мифов и легенд:
- Мифы захватывают собой очень большой временной интервал. Это могут быть как столетия, так и тысячелетия. И вообще не содержать привязки к времени.
- В сказке чаще всего не указывается, когда происходили события. Обычно они начинаются со слов «давным давно». Когда-то возможно это было на самом деле. Но все персонажи сказки вымышленные, события в ней тоже вымышленные. Одним из примеров мифов являются рассказы богах Древнего Рима или Древней Греции.
- Сказка является не только народным творчеством, но еще существует как жанр литературного произведения, который может полностью придумать писатель или автор. Миф в отличие от сказки не имеет авторства и складывается на протяжении многих веков. Задача сказки развлечь и предостеречь, предупредить, научить. Задача мифа — объяснить определенные явления и мир.
- Если речь идет о легенде, то в ней идет сказание о том, что было когда-то. Описывает конкретный исторический период, который может в принципе никак не объяснять историю.
Герои легенд
Может ли миф, легенда стать сказкой?
Стоит отметить, что и миф и легенда со временем могут становиться сказками. Это происходит в том случае, если народ берет за основу какое-то определенное событие и добавляют в него свои краски. То есть добавляет какие-то детали и вымышленных персонажей. Чаще всего сказки основываются на каких-то реальных событиях. В основе выдуманных персонажей все же лежат обычные люди, которые совершают ошибки по каким-то причинам.
То есть со временем легенда или миф может превратиться в сказку. Это произойдет в том случае, если в легенду или миф добавят вымышленных персонажей и события, но в основе оставят сказания о реальном человеке.
Как видите, миф сказка и легенда — это не одно и то же. Это жанры народного творчества, которые существенно отличаются друг от друга не только задачами, но и способами построения. Основная задача сказки — предостеречь, рассказать, предупредить и научить. Миф и легенда ничему не учат. Они просто описывают какие-то события, действие или поведение конкретных героев.
Мифическое существо
Еще одним существенным отличием легенды от мифа является то, что чаще всего в основе мифа выступают какие-то неживые существа. Такие как боги, а в основе легенд — обычные смертные люди.
Чем миф отличается от сказки: особенности и отличия
Изучая давно исчезнувшие культуры, рассматривая памятники народного творчества, которые дошли до нас, ученые заметили, что у всех народов земного шара есть рассказы о неких фантастических персонажах и всяких чудесах. Но так как эти рассказы считались вымыслом, художественной фантазией, то они стали называться мифологией, а каждый отдельный такой рассказ получил название мифа, что в переводе с греческого означает не что иное, как слово.
Сейчас уже достоверно установлено, что мифологическая стадия существовала в культурном развитии каждого народа. Ведь мифы подменяли собой литературу и историю, а также служили примером подрастающему поколению, а подражание определенной мифологии давала человеку чувство единства с другими людьми.
Именно мифы, в которых рассказывалось о богах и других божественных героях давали людям образцы поведения. Модели, которые прошли проверку временем, помогли многим народам выжить, превратившись затем в моральные нормы.
Ученые-филологи еще в 19 веке начали сравнивать мифы, какие были у народов разных стран и пришли к однозначному выводу, что их тематика не отличалась большим разнообразием. К примеру, почти у всех народов есть мифические рассказы о происхождении земли и неба, о культурных предках и о различных катаклизмах в природе. Это могло означать, что люди, которые принадлежали к разным культурам, размышляли о мире и о себе весьма похожим образом, что в свою очередь указывало на общие предпосылки для взаимопонимания и общения.
Общие понятия о сказке
Ученые сказку толкуют по-разному. Одни из них характеризуют сказочный вымысел как оторванный от реальности, другие же пытаются понять, каким образом в сказочной фантазии преломляется отношение сказочников к действительности, которая их окружает. У сказки существует не только много толкований, но и много определений. Так ряд ученых, занимающихся фольклором, сказкой называли каждый устный рассказ. Другие же считали, что сказка содержит занимательный, но не лишенный фантастики вымысел. Но одно, несомненно, сказка является прекрасным творением искусства, так как с необычной щедростью в сказках воплощены сокровища разговорной речи простого народа.
В сказках присутствует беспредельное воображение и выдумка, которая внушает уверенность в победе над злыми силами. Сказки не знают непоправимых несчастий и бед. Они советуют не мириться со злом, а вступать с ним в борьбу, осуждают наживу, корысть и жадность, учат добру и справедливости. Сказки наполнены чудесами, особенно сказки волшебные.
Таким образом, сказки представляют собой устные художественные повествования прозаического характера с содержанием, которое требует при изображении реальности фантастических приемов.
Фантастика сказок
Фантастика сказок создается коллективными усилиями народа. В ней как в зеркале находит свое отражение его жизнь. Именно благодаря сказкам раскрывается многовековая история народа.
Сказочная фантастика имеет под собой реальное основание, так как любое изменение в жизни народа обязательно приводит к изменению фантастических образов, присутствующих в той или иной сказке. Сказочный вымысел, возникнув однажды, развивается в связи с существующими представлениями народа и их понятий, подвергаясь затем новой переработке, а изменения на протяжении столетий объясняют особенности того или иного вымысла, который положен в основу сказок.
Разновидности сказок
Сказки бывают о животных, волшебные и сказки-новеллы. У каждой такой разновидности имеются не только свои особенности, но и ряд весьма специфических черт, которые отличают каждую разновидность сказок одну от другой. Сложились эти черты в результате творчества народа, его художественной практики, складывающейся на протяжении нескольких веков.
Значение сказок
Сказки никогда не отличались голословной фантазией. Воспроизведение в сказках реальности всегда сочеталась с мыслью ее авторов. Поэтому и сегодня, в век технического прогресса сказка по-прежнему нужна людям. Ведь человеческая душа, как и в давние времена, открыта для очарований и чем ошеломительнее технические открытия, тем сильнее человеческие чувства, которые утверждают людей в величии жизни и бесконечности ее красоты.
«ПОСМОТРИМ НА МИФ ИЗ МИФА», ИЛИ ФОРМИРУЕМ У
ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ О МИФЕ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме
формирования у школьни- ков начального понятия о мифе на вводном уроке по теме
«Мифология» в 5— 6 классах. Методика формирования начального понятия
рассмотрена в кон- тексте системы работы по формированию понятия о мифе в
средней школе. Ключевые слова: формирование понятий, начальное понятие, вводный
урок, миф.
Abstract. This article is about the
problem of forming students initial concept about the myth at a first lesson on
Mythology in 5—6th Grades.
Keywords: forming the concept, initial concept, entry level,
myth.
Культурологическое понятие «миф» вве- дено в
систему понятий, изучаемых на уроках литературы, в 90-е годы ХХ века.
Знакомство на уроках литературы в 5—6 классах с содер- жанием мифологии,
которая имеет мировоз- зренческое и эстетическое значение, призвано не только
удовлетворить читательские потреб- ности школьников в выразительных образах и
приключенческих сюжетах, наполненных фан- тазией, но и одновременно существенно
рас- ширить их кругозор и горизонты личностного развития. Учащиеся открывают
для себя уни- кальный способ познания мира, возникший и являющийся
господствующим на древнейшей стадии культурного самоопределения каждого народа
и сохранившийся до сих пор в сознании современного человека в качестве «некоего
фрагмента» (Е.М.Мелетинский). Более того, их понимание происходящего в наши дни
будет глубже, если рассматривать его через призму прошедшего и опыт других
народов. Мифоло- гия помогает увидеть генезис культурных и ментальных традиций,
даёт ключ к пониманию значительных произведений литературы и ис- кусства, а её
нравственно-эстетический по- тенциал формирует личность подростка. Без знания
мифологии и мировых образов, со- ставляющих её, немыслимо основательное гу-
манитарное образование.
Надо признать, что общепринятой теории мифа до
сих пор нет, объём и содержание поня- тия «миф» по сей день находятся в центре
вни- мания учёных. Однако уже установлен тот бес- спорный минимум, который
позволяет сделать важнейшее культурологическое понятие пред- метом изучения на
школьных уроках литературы. Формируя понятие о мифе у школьников, учи- тель
призван решить двуединую задачу: с одной стороны, сообщить детям научные
определения, а с другой — научить их видеть за формулами и теоретическими
обобщениями многообразие и богатство живых явлений, применять получен- ные
знания в практической деятельности.
Нами разработана и апробирована мето- дика
формирования понятия о мифе, в основу которой положены следующие методические
условия:
1) миф в курсе литературы должен
рас-
Г.Ф.Фюгер. Прометей, несущий огонь. 1817
сматриваться в его эстетической функции.
Благодаря такому подходу к осмыслению понятия
удаётся показать учащимся, что вся
система мифологических персонажей и сюже- тов
в силу своего образного характера высту- пает аналогом художественного
произведения;
2) формирование понятия о мифе
должно происходить с соблюдением системности и целенаправленной этапности.
Рекомендуем придерживаться следующе- го
порядка в работе над понятием «миф»:
I этап (начальный): подготовка к
восприятию понятия, ввод начального понятия, представле- ние его центра,
существенных признаков.
II этап (основной, аналитический):
много- аспектное предъявление понятия, характери- стика его специфических
признаков; конкре- тизация и развитие понятия на примере клас- сической
древнегреческой мифологии и родной славянской.
III этап (обобщающий): закрепление
понятия на примере материала, «родственного» изучае- мому, то есть мифологий
других народов.
IV этап (интеграционный): «перенос»,
то есть применение понятия в новых условиях, при анализе фольклорных и
литературных про- изведений;
3) раскрытие понятия «миф» должно
осу- ществляться с опорой на имеющиеся у уча- щихся знания о мифе и сказке, в
процессе вос- приятия и осмысления конкретного мифоло- гического материала.
Важная роль при этом отводится разбору и
анализу отдельных мифологических пове- ствований, представлений, образности
мифа, сопоставлению различных переложений мифа, сюжетов, мотивов и персонажей
как внутри одной мифологической системы, так и внутри разных, сравнению мифа и
сказки.
Мифологические тексты, привлекаемые на уроках,
целесообразно отбирать в соответ- ствии со следующим критериями: а) значи-
мость сюжета, мотива, персонажа для литера- туры; б) адаптированность
сакрального текста к восприятию современного ребёнка; в) бли- зость текста к
первоисточнику;
4) невозможность рассмотрения
большого количества мифов в условиях, заявленных дей- ствующими программами по
литературе для средней школы, должна быть компенсирована тщательным
исследованием хотя бы некоторых из них, позволяющим прийти к научно обосно-
ванным выводам и обобщениям. Другими сло- вами, к процессу формирования понятия
о мифе нужно привлекать индукцию и аналогию. Индуктивный путь (от конкретного к
аб- страктному) применяется как основной, так как именно он, на наш взгляд,
даёт возмож- ность выработать несхоластическое понятие. С помощью аналогии
обнажаются параллели и соответствия в обширном мифологическом
материале;
5) в работе над понятием «миф»
следует гармонично сочетать логическое и эмоцио- нальное, обобщение и
конкретизацию.
Формирование понятия осуществляется таким
образом, что размышления о мифе тео- ретического характера не разрушают
конкрет- но-чувственного, эмоционально-эстетическо- го отношения учащихся к
нему;
6) в процесс формирования понятия о
мифе должны включаться межпредметные свя- зи, способствующие более полному и
скорому раскрытию этого понятия.
Большое значение придаётся искусствам:
живописи, музыке, скульптуре, архитектуре. Очевидно, что чем глубже и ярче
восприятие мифологических образов, тем богаче пред-
ставления учащихся, а следовательно, быстрее и
эффективнее идёт усвоение материала. По- нятие о мифе расширяется также за счёт
при- влечения информации из истории, географии, биологии, русского языка и т.
п. Так, знания из истории древнего мира используются для ха- рактеристики
эпохи, в которой зародился миф, и причин появления мифологического мышле- ния.
Благодаря сведениям из географии школь- ники узнают о природно-климатических
усло- виях той или иной страны, предопределяющих национальные особенности
мифологической образности. При проведении словарной рабо- ты делается расчёт на
осведомлённость школь- ников в области русского языка;
7) при изучении понятия «миф» нужно
при- менять различные методы, формы и приёмы обучения, активизирующие
мыслительную дея- тельность и творческие способности школьни- ков, исключающие
возможность схематизации в знаниях учащихся. Особое внимание в усло- виях
внедрения ФГОС II поколения следует об- ратить на разнообразные виды
деятельности учащихся. Необходимо согласовывать методы, формы и приёмы с
логикой и спецификой про- цесса формирования понятия о мифе и с воз- растными
возможностями учащихся. Например, слово учителя лучше избрать для сообщения
новой и неизвестной информации, для прове- дения систематизации. У детей при
этом совер- шенствуются навыки аудирования. Чаще следу- ет обращаться к беседе,
с помощью которой удаётся восстановить в памяти учащихся прой- денное, прийти к
необходимым выводам и об- общениям, обсудить значимые для осознания понятия
вопросы, разрешить проблемные си- туации, целенаправленно проанализировать
текст, совершенствовать речь учащихся и т. д. В средней школе по-прежнему
остаются актуаль- ными выразительное чтение учащихся и раз- личные виды
пересказов художественного текс- та. Сопоставительный анализ произведений,
поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов не
только раз- вивает аналитические умения школьников, но и формирует их
способность структурировать по- лученную информацию, включать её в разнооб-
разные связи, укрепляя тем самым целостность и фундаментальность знаний. Велика
роль са- мостоятельной работы, так как она развивает навыки приобретения
знаний, мыслительные способности школьников, усиливает интерес к изучаемому
материалу, раскрывает творческие способности учащихся, позволяет проверить
уровень усвоения понятия. Дети готовят к уроку сообщения, выполняют письменные
работы, связанные с анализом художественных текстов и обдумыванием проблемных
вопросов и зада- ний, изучают справочную литературу, работают со словарями,
занимаются иллюстрированием, составлением и разгадыванием кроссвордов и
мини-викторин, пишут сочинения, придумывают мифы, работают над коллективными и
индиви- дуальными проектами и т. д. Содержание работы над понятием «миф»
охватывается различными формами обучения. На ранних этапах формиро- вания
понятия о мифе уместны будут уроки, позволяющие соблюсти разумный баланс эври-
стики и запоминания, а на этапе закрепления
полученных знаний — игровой семинар, аук-
цион, КВН, путешествие и т. д. Полезно разно- образить занятия привнесением в
них интерес- ных заданий типа: зарисовать модель мира в виде мирового древа,
мировой горы, выявить на основании прочитанных мифов атрибуты бо- гов,
разгадать образ, нарисовать словесный портрет мифологического персонажа,
спроек- тировать памятник мифологическому герою или богу, инсценировать миф,
сопоставить трактов- ки одного мифологического сюжета у разных художников и т.
д. С помощью образно-терми- нологического диктанта, тестов, контрольных работ
можно проверить знания детей о мифе.
На вводном уроке по теме «Мифология» учащиеся
должны получить начальное понятие о мифе. Начальное понятие, по мнению
М.А.Снежневской, «это простейшая форма об- общения», оно «опирается на два, три
суще- ственных признака отображаемого явления, его отдельные связи с другими
понятиями. Не- смотря на некоторую незавершённость началь- ного понятия, оно
всё же даёт возможность от- ветить на вопрос, “что это за предмет и в чём его
сущность…”»1. Считаем, что для решения намеченной задачи целесообразно: 1)
обозна- чить проблемный вопрос, нацеливающий на выяснение различий между мифом
и сказкой, которые чаще всего детьми отождествляются;
2) смоделировать в детском воображении си-
туацию «древний человек наедине с окружаю- щим миром»; 3) сопоставить логику
мифологи- ческого и научного мышления, сравнивая два взгляда на одно и то же
явление действитель- ности. Покажем, как все это может бытьосу- ществлено
непосредственно на уроке, который мы назвали «Посмотрим на мир из мифа».
Дети слышали слово «миф», но раскрыть его
смысл затрудняются. И миф, и сказка воз- никли давным-давно, создала их
человеческая фантазия. Их можно спутать. Но древние их различали. Значит, миф —
не совсем сказка.
Итак, что же такое миф? Этот вопрос, по-
ставленный в начале урока, создаёт проблем- ную ситуацию. Помочь детям
разрешить её — главная методическая задача учителя на ввод- ном занятии.
Обострить эстетическую восприимчивость
школьников можно посредством музыки. В ка- честве музыкальной заставки
используем вступление «Океан — море синее» к опере Н.И.Римского-Корсакова
«Садко».
Предлагаем детям с помощью воображе- ния
перенестись в далёкое прошлое. Затем просим школьников поделиться своими впе-
чатлениями и ответить на вопросы: что вы представили, слушая музыку? Какие
чувства и мысли она рождала в вас?
Конечно же, дети заметят, как меняется
мелодия: сначала умиротворяюще спокойная, она вдруг становится напряжённой,
громкой, даже тревожной. Музыка рождает ощущение пребывания в мире,
подверженном переме- нам. «Вообразите, — говорим учащимся, — что вы находитесь
в центре этого мира, кото- рый то радует, то страшит и пугает. Вы оказа- лись
наедине с могучей природой… Что вам скажут органы чувств?»
Ребята отмечают, что взору открывается
окружающий мир с его великолепием, суро- востью и загадочностью: горы, леса,
озёра, звёздное небо или яркое солнце, буря, ливень или радуга на небосклоне…
Этот мир наполнен множеством разнообразных звуков: пением птиц, раскатами
грома, шелестом листвы, шу- мом ветра…
Далее скажем о том, что весь мир пред-
ставлялся первобытному человеку творением всемогущей стихии. А стихия может
быть как благосклонной к человеку, так и разрушитель- ной, вызывая тем самым
разные чувства в его душе: то страх, тревогу и даже ужас, а то спо- койствие,
радость и умиротворённость. И как много непонятного в этой могучей природе! И
как много вопросов появляется у человека!
Вновь предлагаем ребятам перевопло- титься в
первобытных людей и назвать некото- рые из вопросов, которые мог бы задать «ди-
карь», ощущающий свою неразрывную связь и даже слитность с природным миром.
Интерес вызывает очень многое: откуда дует ветер и почему льёт дождь? Почему
гремит гром? По чьей воле происходят наводнения и землетря- сения? Куда
прячется солнце? Кто рисует и украшает землю? Почему не падает небо? От- куда
появились первые люди? Как загорелся огонь на земле? И т. д.
Объясним, что чем внимательнее вгляды- вался
человек в окружающую действитель- ность, тем больше таких вопросов возникло у
него. Древний человек отличался любознатель- ностью, у него было горячее
желание разгадать тайны мира, в котором он живёт. Люди только начали
осваиваться на земле, ещё не знали наук, не обладали теми знаниями, которыми
вооружён современный человек. Как тогда они могли объяснить непонятное,
выразить свое представление о мире? (Спросим, что по этому поводу думают дети.)
На помощь пришла фан- тазия. Так появился миф — представление древних о мире,
рождённое фантазией.
На доске делается соответствующая за- пись:
миф = представление древних о мире. (Всё записываемое на доске дети переносят в
тетрадь.)
Далее скажем учащимся:
— Миф для древнего человека был всем: и
наукой, и искусством, и религией. Пожалуй, самая известная, богатая и
интересная мифо- логия (совокупность мифов) у древних греков. В Древней Греции
появилось и само слово
«миф», которое в переводе означает «слово».
Однако слово это особенное.
Предлагаем детям задуматься над вопро- сами: в
чём особенность этого слова? О чём оно? О ком оно? И знакомим их с мифом, соз-
данным древними греками.
«Вначале существовал лишь вечный, без-
граничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Все возникало из
безгранич- ного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и
богиня Земля — Гея. Ши- роко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что
живёт и растёт на ней. Далеко же под землей, так далеко, как далеко от нас не-
объятное, светлое небо, в неизмеримой глу- бине родился мрачный Тартар —
ужасная безд-
на, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и
могучая сила, всё оживляющая Любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил вечный
Мрак — Эреб и тёмную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет —
Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять
друг друга ночь и день. Могучая, благодатная Земля по- родила беспредельное
голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землёй. Гордо подня- лись к нему
высокие Горы, рождённые Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море»2.
Возникший из Хаоса мир греки назвали Кос- мосом. Это слово означает «порядок»,
«красо- та», «наряд».
Напомним детям вопросы:
— О чём прозвучавшее «слово»? (О
про- исхождении мира, об установлении порядка, космоса в нём.)
— О ком это «слово»? (О богах,
участвую- щих в создании мира.)
Значит, миф — это «слово», повествова- ние о
богах (+ героях), участвующих в соз- дании мира.
Добавим к информации, имеющейся в
определении-формуле, новую:
Миф = представление + повествование древних о
мире, о богах и героях.
Теперь спросим: кто был автором мифов? В
беседе выясняем, что сочинял мифы весь на- род, они передавались из уст в уста,
от отцов детям. Поначалу их никто не записывал, это стали делать позже, да и то
не всюду. Например, в Древней Греции были мифографы, а вот за- писей славянской
мифологии не сохранилось, поэтому приходится искать её элементы в уст- ном
народном творчестве народа, его поверьях, обычаях и обрядах. Значит, мифы имели
не только словесное выражение. Воззрения древ- них на мир нашли разнообразное
воплощение. Продолжая знакомство с новым понятием, предлагаем детям подумать,
почему представ- ления и повествования древнего человека о мире были столь
необычными и причудливы- ми, очень далёкими от научных. В процессе обсуждения
вопроса приходим к следующему выводу: наши далёкие предки обладали иным уровнем
сознания. Это были люди с наивным
мышлением.
Сделать доступным для школьников мате- риал о
специфике мышления, развёрнутого в мифе, можно путём сопоставления различных
осмыслений (а именно: научного и мифологи- ческого) одних и тех же явлений
действитель- ности. Этому будет посвящена вторая часть вводного урока. По ходу
беседы вместе со школьниками целесообразно составить таб- лицу, которая отразит
новую для них инфор- мацию. (Полностью таблица приводится ниже.) Сначала
сообщим, что миф и наука по- разному осмысляют мир. Убедимся в этом. Здесь в
работу должны активно включиться дети. Дома из справочной литературы, энцик-
лопедий они отобрали необходимые научные сведения и записали их в тетрадь. Им
нужно было найти ответы на следующие вопросы: как наука объясняет: а) смену
времён года; б) по- явление огня у людей; в) сущность зари как
природного явления?
Учитель организует беседу и задаёт пер- вый из
вопросов домашнего задания. Дети го- ворят, что, согласно научным
представлениям, смена времён года связана с движением Зем- ли вокруг Солнца.
Земля обращается не только вокруг Солнца, но и вокруг воображаемой оси (линии,
проходящей через Северный и Южный полюсы). Но эта ось наклонена по отношению к
Солнцу (на 23°27’). В результате Земля вра- щается вокруг Солнца в наклонном
положении. Данное положение сохраняется круглый год, а ось Земли всегда
направлена в одну точку — на Полярную звезду. Когда солнечные лучи па- дают на
земную поверхность отвесно, прямо, она прогревается сильнее, а когда под углом
— слабее. В разное время года Земля по-раз-
ному подставляет солнечным лучам свою по- верхность; одно полушарие всегда к
Солнцу ближе, а второе дальше от него. Когда Север- ное полушарие повернуто к
Солнцу, в странах к северу от экватора — лето и день длинный, а к югу — зима и
день короткий. Когда прямые лучи Солнца падают на Южное полушарие — здесь
наступает лето, а в Северном — зима. На экваторе всегда лето, потому что
расстояние до Солнца здесь не меняется, падающие на Землю лучи всегда прямые,
они и обеспечи- вают жару. Зато солнечные лучи очень редко попадают под прямым
углом на полюсы Земли, поэтому здесь постоянно зима: скользящие лучи не могут
растопить лёд, они только осве- щают Землю3.
Очевидно, что научный взгляд на мир по- рождён
разумом человека, он является ре- зультатом мыслительной деятельности.
Затем предлагаем на то же природное яв- ление
«взглянуть» из мифа. Древние греки так объясняли смену времён года. Персефону,
лю- бимую дочь богини плодородия и земледелия Деметры, похитил мрачный Аид и
спрятал глу- боко в бездне подземного царства. Безутеш- ная Деметра отправилась
на поиски дочери. Но они не увенчались успехом. Горе Деметры было так глубоко,
что на земле всё перестало расти, засохли деревья, виноградники и травы,
погибли стада, начался голод. Тогда решил Зевс договориться с Аидом о том,
чтобы Пер- сефона две трети года жила с матерью, а оставшееся время — с мужем.
Так и получи- лось. Всякий раз, когда мать и дочь воссоеди- няются, земля
плодоносит; когда же Персефо- на возвращается в царство Аида, Деметра сно- ва
начинает горевать — жизнь на земле замирает.
Как видим, древний человек объяснил сме- ну
времён года с помощью фантазии, вообра- жения, руководствуясь прежде всего
своими чувствами и первыми впечатлениями. Не слу- чайно мир явился ему
творением могучих, все- сильных богов.
Помогаем детям сделать вывод. Итак, нау- ка
опирается на разум человека, а миф — на чувства. Запишем это в таблицу.
Предваряя разговор о втором принципи- альном
отличии мифологического осмысления мира от научного, отмечаем, что дикарь и че-
ловек, вооружённый научными знаниями, уста- навливают различные отношения между
ре- альным и фантастическим.
Обратимся сначала к науке. Что она гово- рит о
появлении огня у людей? Наукой доказа- но, что огонь очень рано стал спутником
чело- века. Но как он вошёл в жизнь людей, можно только предполагать.
Первобытный человек, вероятно, сначала научился использовать огонь, а затем уже
узнал, как его добывать. Вполне возможно, что он мог увидеть, как мол- ния
зажгла сухое дерево и древесина стала тлеть. Благодаря этому человек сумел
разжечь костёр, который поддерживал потом долгое время. Со временем учёные
нашли способ до- казать, как древние люди научились добывать огонь.
Исследователями были обнаружены племена, находящиеся на такой стадии разви-
тия, на которой пребывали наши далёкие пред- ки. Наблюдения за действиями
современных примитивных людей позволили выявить неко- торые древнейшие способы
получения огня. Так, «на Аляске индейцы некоторых племён на- тирают серой два
камня и ударяют один о дру- гой. Когда сера загорается, они бросают горя- щий
камень в сухую траву или другой сухой ма- териал. В Китае и в Индии кусок
разбитой глиняной посуды ударяют о бамбуковую па- лочку. Внешняя оболочка
бамбука очень твёр- дая и имеет все свойства фитиля. Эскимосы ударяют обычным
куском кварца о кусок пири- та (железного колчедана), который очень рас-
пространён в местах, где они живут. Индейцы Северной Америки обычно трут две
палочки вместе, чтобы получить огонь. В Древней Гре- ции и Древнем Риме был
совсем иной способ. Там использовали специальные линзы, кото- рые назывались
«сжигающее стекло», чтобы собрать в одну точку лучи солнца. Когда жар лучей
собирался в одну точку, он зажигал сухую древесину»4.
Как видим, научные доводы отвергают вся- кое
фантастическое объяснение появления огня у людей. Древний человек сам открыл
его, «приручил» и «поставил» себе на службу.
А теперь обратимся к мифу, например
древнегреческому.
Миф сообщает, что гордый и могучий титан
Прометей, желая помочь людям и сделать их жизнь счастливее, похитил огонь у
богов и принёс его в дар смертным.
Как видим, для древних людей в мире нет ничего
невозможного. Боги и люди (сверхъес- тественное и естественное, фантастическое
и реальное) существуют в одном пространстве, боги вмешиваются в жизнь людей.
Кроме того, в мифе не разделяются мир живых и
мир мёртвых. К примеру, известно, что знаменитый древнегреческий герой Геракл
совершил схождение в царство умерших, что- бы добыть подземного стража, пса
Кербера, и благополучно возвратился на землю.
Древний человек также был убеждён в том, что
всё может превращаться во всё. Приведём
— Зевс оборачивается быком, чтобы
похи- тить Европу (из древнегреческой мифологии);
— потерявшая своих детей смертная
жен- щина Ниоба превратилась в каменное извая- ние, льющее слёзы скорби (из
древнегрече- ской мифологии) и т. д.
(Здесь к работе можно подключить детей. Если
они читали мифы, то сумеют привести и другие примеры оборотничества.)
Итак, следующий вывод будет таков: на- учное
мышление разделяет реальное и фанта- стическое, а мифологическое — нет. Отразим
его в таблице.
Третье существенное отличие между ми-
фологическим мышлением и научным доста- точно очевидно. Мы предлагаем учащимся
сравнить язык науки и язык мифа на примере описаний зари. Научный стиль сух и
строг, его образуют понятия и термины. Дети подтвердят эту мысль определением
из «Толкового слова- ря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шве- довой: «Заря —
яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца»5.
Знакомим школьников с мифологическими
представлениями греков и индийцев, в которых воплощён образ юной богини зари.
«Всё ближе утро… Всё ярче разгорается
восток. Вот открыла розоперстая богиня Заря
— Эос ворота, из которых скоро выедет луче-
зарный бог Солнце — Гелиос. В ярко-шафра- новой одежде, на розовых крыльях
взлетает богиня Заря на просветлевшее небо, залитое розовым светом. Льёт богиня
из золотого со- суда на землю росу, и роса осыпает траву и цветы сверкающими,
как алмазы, каплями. Благоухает всё на земле, всюду курятся аро- маты»6.
Древнеиндийское божество утренней зари носит
имя Ушас. «Она изображается в виде прекрасной девицы, одетой в сверкающий на-
ряд; Ушас показывает себя… как танцовщица; её называют сияющей, блестящей,
яркой, зо- лотистой, одетой в свет, красующейся и т. д. Ушас выезжает перед
восходом солнца на ослепительной колеснице, запряжённой алы- ми конями или
быками, открывает небесные врата (врата тьмы), наполняет вселенную све- том…
производит на свет солнце, готовит ему путь… появляется с лучами солнца»7.
Задаём вопрос: чем же отличается язык мифа от
языка науки? — Язык мифа образный. Мы подвели учащихся к пониманию того,
что в мифах люди мыслят образами, а в науке
используют понятия и термины. Закрепляем важный вывод в таблице.
При всех своих различиях мифы о богине
утренней зари не могли не иметь общих черт. Спросим у детей: почему? Они
скажут, что в восприятии людей всего мира одни и те же
природные явления были похожими. Учитель
подчёркивает: похожими, но не одинаковыми. Школьникам предлагается словесно
«наря- дить» греческую Эос и индийскую Ушас. Уча- щиеся должны обязательно
обосновать вы- бор цветовой гаммы одежды. Разница заклю- чается в том, что
индийская богиня носит более яркие, сверкающие наряды, а грече- ская
предпочитает мягкие тона: розовый, шафрановый. Спешить с объяснением этого
факта не надо. Дети должны сами высказать свои предположения.
Затем спросим школьников, как они отно- сятся
к такому представлению о заре, дове- ряют ли ему? А древний человек?
Выясняется, что эти описания для нас — прекраснейший поэтический вымысел, а для
наших предков — неоспоримая правда. Для древних людей бо- гиня утренней зари —
существо, о котором они знали много счастливых и трагических историй и в
реальность которого верили.
Завершаем работу на уроке определением понятия
«миф», выработанным коллективными усилиями. Записываем формулу: миф — это
представление древних о мире и повество- вание о богах и героях, в которых
отрази- лась вера в сверхъестественное.
Даём задание на дом: ответить на вопрос,
поставленный в начале урока: чем миф отли- чается от сказки?
Итак, на вводном уроке по теме «Мифоло- гия»
на основании наблюдений, сравнений и первоначальных обобщений формулируется
начальное понятие о мифе, которое будет раз- виваться на последующих занятиях.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 СНЕЖЕВСКАЯ М.А. Теория литературы в IV—VI
классах средней школы. —
М., 1978. — С. 6.
2 КУН Н.А. Легенды и мифы Древней Гре- ции. —
Йошкар-Ола, 1997. — С. 13.
3 Как происходит смена времен года? Ре- жим
доступа: http://elhow.ru/ucheba/geo- grafija/pochemu-proishodit-smena-vremen-
goda
Почему наступают зима, весна, лето, осень?
Режим доступа: http://allforchildren.ru/why/why52.php
4 Как появился огонь? // Потому.ру: энцик-
лопедия для детей и родителей. Режим доступа: http://potomy.ru/begin/575.html
5 ОЖЕГОВ С.И., ШВЕДОВА Н.Ю. Толко- вый словарь
русского языка. —
М., 1997. — С. 218.
6 КУН Н.А. Легенды и мифы Древней Гре- ции. —
Йошкар-Ола, 1997. — С. 69.
7 ТОПОРОВ В.Н. Ушас // Мифы народов мира:
Энциклопедия: В 2 т. — М., 2000. — Т. 2. — С. 553.
примеры магической перемены облика:
— прекрасный, но гордый и холодный юноша
Нарцисс, увидев в воде собственное отражение, влюбился в него и, терзаемый не-
утолимой страстью, умер, превратившись в красивый благоухающий цветок с
наклонен- ным книзу венчиком (из древнегреческой ми- фологии);
Отличие мифа от сказки неочевидно. Для современного человека оба типа повествования рассказывают о чудесах, приключениях героев (людей, животных или богов), наделенных сверхъестественными качествами. Однако, если приглядеться, отличие мифа от сказки заметить не так уж и сложно. Это касается и легенды. Миф можно назвать прародителем обоих жанров. У каждого из них есть что-то от предка, но и сказка, и легенда отличаются от него целым набором особенностей.
Исток
Миф — результат переосмысления людьми всех явлений, происходящих на их глазах, определяющих или сопровождающих жизнь. Изначально он выполнял функции, которые сегодня взяла на себя наука. Миф объяснял, что, откуда и почему берется, по каким правилам живет Вселенная, с чего все началось. Сегодня мы воспринимаем его как красивое повествование о космических процессах или несколько наивное представление наших предков об этиологии (происхождении) отдельных предметов и явлений. В древности же мифы выступали в качестве концентрации мировоззренческих истин, противопоставляемых обыденному пониманию.
Сюжеты
Мифы разных народов всегда рассказывают о далеких, доисторических временах. Одна из главнейших их функций — объяснять возникновение вещей, живых существ и природных явлений. Самые распространенные мифологические сюжеты — происхождение мира, богов и героев, появление первых людей и так далее.
Реальность изложенных в мифе событий не подвергалась сомнению. Показательный в этом смысле пример — труды античных философов. Для Геродота, Тита Ливия и других историков древности именно мифы служили главным источником информации о прошлом.
В основе сюжетов лежит тесная взаимосвязь реального и невидимого миров. Причем второй почти всегда определяется первым. Мифы рассказывают о потусторонних существах, их особенностях и способах взаимодействия с ними. Они объясняют, как нужно поклоняться богам, чем их можно задобрить или прогневить.
Преемница
Сходства и отличия мифов и сказок, по крайней мере, их суть, становятся интуитивно понятными после определения более древнего компонента этой пары как концентрированной формы мировоззрения и основных мыслей далеких предков современных народов. Обозначим их более конкретно.
Сказки из мифа произрастают. Это положение поддерживается большинством исследователей вопроса. Они заимствуют многие сюжеты, некоторых героев. Сказки всегда имеют в своем составе волшебный, фантастический компонент. В этом их сходство со своим «предком».
Быль и небыль
Для того чтобы понять, как отличить миф от сказки, необходимо обратить внимание на содержание повествования, а также на его цель. Если вспомнить Золушку, девочку со спичками или любую историю с участием Бабы-Яги, ни в одном из примеров не удастся найти объяснения природных или космических процессов. Сказки не излагают устройство мира и не рассказывают о происхождении живых существ или предметов. Более того, они и в самые древние времена никому, за исключением разве что совсем маленьких детей, не казались рассказом о реальных событиях. Отличие мифа от сказки в том, что события, описанные в первом, не подвергались сомнению. Сказка же и повествователем, и слушателем изначально определялась как вымысел.
Сказка — ложь, да в ней намек
Одна из целей существования всем известных повествований о Красной Шапочке или Иванушке-дурачке — развлечение слушателей. Однако этим роль сказок в нашей жизни не исчерпывается. Они не описывают законы космические, но объясняют многие социальные, семейные, племенные, общественные принципы и нормы. Распространенный сюжет — притеснение героини со стороны мачехи и ее дочерей. Исследователи часто интерпретируют его как повествование о вероятных последствиях брака с представителями слишком дальнего племени.
Многие сказки повествуют о перипетиях героев, находящихся на невысоких ступенях социальной лестницы (и это еще одно отличие мифа от сказки: в первом герои чаще изначально имеют ряд преимуществ по отношению к другим персонажам). Иванушка-дурачок, сироты, обиженные и обделенные по ходу истории после испытаний и встреч с чудесными помощниками получают богатства, царевну и полцарства в придачу. Многие сюжеты, описывающие события в конкретной семье, на самом деле повествуют о процессах племенного или народного масштаба. Некоторые же представляют слушателю личную историю, из которой каждый может вычленить нечто полезное для себя.
Профанное и сакральное
Отличие мифа от сказки кратко можно сформулировать следующим образом:
- сказка — вымысел, миф — реальность для наших далеких предков;
- сказка создается, читается и слушается для развлечения, миф принадлежит области сакрального, в некоторых случаях даже не каждому позволялось его знать;
- сказка повествует о личном горе или счастье персонажей, семейной или племенной истории, в мифе в центре внимания — события глобальные, его герои всегда наделены сверхчеловеческими свойствами;
- сказка поучает, описывает социальные процессы, миф объясняет устройство мира.
Отличие мифа от сказки на примере историй, изложенных братьями Гримм, и античных сюжетов увидеть достаточно просто. Однако так бывает не всегда. Архаические сказки, появившиеся первыми, вырастают непосредственно из мифа и часто заимствуют у него героев и логику сюжета. Но и в этом случае при детальном рассмотрении можно выделить элементы, превращающие священное повествование в просто интересную историю со смыслом.
Легенда
Отличие мифа от сказки кроется и во времени описываемых событий. Первый повествует о древнейшей эпохе. Сюжет сказки, как правило, вне времени: практически невозможно определить, когда происходили те или иные события. Это же касается и места действия. Характерным признаком легенды — еще одного жанра, который в сознании многих идентичен мифу, — является именно время. Описываемые события происходят в определенную историческую эпоху. Точность датировки редко у кого вызывает сомнения. И тут кроется сходство мифов и легенд: они мыслятся как описание реальных событий. Общим у двух жанров является и наличие фантастического компонента.
Отличие мифа от легенды и сказки кроется и в сюжете. Первый, как уже было сказано, повествует о деяниях героев и богов, которые отражаются на всей Вселенной и объясняют те или иные ее законы. В легенде излагаются исторические события, происходившие с людьми, причем часто действительно имевшие место в реальности. Они нередко приукрашиваются и дополняются эффектными деталями, мистическими и фантастическими элементами.
Предания
Легенда, как и сказка, теряет элемент сакральности. Ее герои действуют в более позднее, чем в мифе, время. Часто их существование в реальности доказывается многими другими источниками. При этом в европейской традиции в легендах рассказывалось о деяниях персонажей священной истории. Повествования же о событиях мирской жизни назывались преданиями. Часто такое описание не сопровождалось фантастическими дополнениями.
Предания и легенды отличимы друг от друга далеко не во всех культурах. Границу между ними можно провести только в том обществе, где на смену ранним мифологическим системам пришла новая единая религия (христианство или ислам).
Мифология и религия
Если отличие мифа от сказки в литературе для многих неочевидно, то еще более незаметна для неискушенного в вопросе человека граница, разделяющая миф и религию. На протяжении истории этой темой занимались многие ученые. Некоторые пытались очистить религию от примеси мифологии, другие превозносили вторую и недоверчиво относились к первой. Сегодня для исследователей очевидна глубокая связь двух этих понятий и систем.
Как уже говорилось, мифы выступают в качестве эквивалента современной науки на определенном этапе развития человечества. Они объясняют устройство мира и в этой своей функции далеки от религии. В то же время мифы обосновывают нормы поведения, обычаи. Они обосновывают непреложность многих социальных обрядов и запретов, наделяют их сакральностью. Так из мифов вырастают религиозные обычаи. Последовательность обрядовых действий, необходимость запретов обусловлены тем, что именно так поступали боги или герои, запечатленные в мифе. Однако религию нельзя назвать вторичным образованием. Для многих последователей того или иного культа мифология не имела большого значения. В ее повествования необязательно было верить. Важным при этом считалось поклонение богам и знание ритуала. Таким образом, религия и мифология сохраняли определенную независимость друг от друга и на ранних этапах развития общества. И в большинстве случае невозможно определить первенство одного по отношению к другому.
Отличие мифа от сказки и религии, от легенды и предания становится понятным только после детального рассмотрения каждой категории отдельно. Миф можно назвать родоначальником практически всех литературных жанров и даже самого искусства повествования. Несколько иначе дело обстоит с религией. Мифология тесно с ней связана, но не является ее источником. Она объясняет многие религиозные обряды, но часто оказывается и ненужным, отягощающим компонентом.
Почему на Российских банкнотах нет Российского герба?
Почему на Российских банкнотах нет Российского герба?
Почему на Российских банкнотах нет Российского герба?
Большую полемику среди населения России вызывает вопрос почему на Российских банкнотах нет Российского герба? Пожалуй, одна из главных претензий от Россиян, которую можно услышать не только от Россиян, но и от иностранных граждан в отношении Российских рублей, это то, что на них нет изображения герба России. Почему на Российских банкнотах нет Российского герба?
Почему на Российских банкнотах нет Российского герба? Риторический вопрос, поскольку двуглавый орёл, который можно увидеть и на монетах и банкнотах, — это эмблема Банка России. А кому принадлежит Банк России, история конечно умалчивает, но мы все догадываемся об этом…
В частности, можем констатировать факт, что особо пытливые умы видят тут подтверждение распространённого мифа о том, что Банк России не принадлежит России, а является филиалом не то МВФ не то ФРС. И схожесть эмблемы банка России с гербом Временного правительства их только убеждает в этом.
Почему на Российских банкнотах нет Российского герба?, Герб Временного правительства на современных рублях?!
Действительно, при внимательном рассмотрении денежных купюр Банка России эмблема Банка России очень похожа на изображение двуглавого орла, выполненное в 1917 г. художником Билибиным И.Я. для государственного символа Временного правительства России.
При этом в Центральный Банк России отмечают, что эмблема банка и герб отличаются. Более того, в 2014 году Александр Юров, бывший тогда директором департамента наличного денежного обращения Банка России, в интервью «Радио России» рассказал, это совсем другое изображение:
Александр Юров:
«Могу открыть небольшую тайну, что наша эмблема — действительно тоже изображение художника Билибина, но которое он рисовал для оформления русских народных сказок».
Действительно Иван Билибин рисовал замечательные иллюстрации к детским сказкам, но помните ли вы сказку с упоминанием двуглавого орла? Лично я не помню таких сказок, а может у меня старческий маразм?
Рассмотрим денежную купюру поближе, что на ней изображено: слева эмблема Банка России, изображённая на банкнотах. Справа на купюре герб Временного правительства.
Я попытался найти исходное изображение, долго его искал, но не смог найти. Возможно, художник нарисовал и какой-то из них в итоге стал эмблемой Банка России.
Будем считать, что с происхождением эмблемы разобрались. Но тогда остаётся главный вопрос:
Почему на Российских банкнотах не изображён российский герб?
Почему на Российских банкнотах не изображён Российский герб?
Если обратиться к относительно недавней истории, то можно вспомнить, что первые российские монеты и банкноты (после распада СССР) появились в 1992 г.
Монета 100 рублей 1992 г.
Тогда на монетах и появилось изображение эмблемы Банка России. На банкнотах, кстати, его не было. Банкноты номиналом 5 000 и 10 000 рублей были вообще без какой-то эмблемы или герба, а банкноты от 50 рублей до 1 000 были ещё оформлены в стиле советских рублей, на них был нанесён портрет Ленина и герб СССР. Это что сохранился пережиток старых советских времен?
В то время, в 1992 году ещё не было официальной Государственной символики — герб России был утверждён только в 1993 году, поэтому на монетах и было использовано изображение Банка России.
Образцы монет были утверждены Постановлением Президиума Верховного Совета РФ.
На новых банкнотах 1995 г. было тоже использовано изображение эмблемы Банка России. Каких-то официальных разъяснений, почему поступили так — нет. Можно предположить, что при разработке дизайна просто опирались на тот факт, что на монетах уже использовалось изображение эмблемы Банка России, и банкноты Банка Росси оформили по аналогии. Печатную машину запустили, и она печатает не останавливаясь до сего времени.
С точки зрения законодательства — это допустимо. В законе о Государственном гербе сказано «Государственный герб Российской Федерации может помещаться на: денежных знаках» — т.е. нет указания на его обязательное использование. А отсюда следует, что он может размещаться, но размещать его на денежных купюрах Банка России не обязаны. Вот и не заморачиваются.
При этом необходимо отметить, что в 2001 году изображение эмблемы Банка России было внесено в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Т.е. статус эмблемы, как одного из символов Государства, был закреплён официально.
Герб России уже есть на новых деньгах, и будет в скором времени на всех купюрах вместо эмблемы Банка России
Одно радует, что в дальнейшем Российский герб будет использован на новых банкнотах. И даже уже используется сейчас. Это хорошая новость!
Начиная с 2016 года монеты чеканятся с изображением герба России, также герб России изображен на банкнотах 200 и 2 000 рублей, выпущенных в 2017 году Банком России.
Банкноты обновлённого дизайна, которые будут вводиться в оборот в течение 2022 – 2024 годов, будут выполнены в стиле банкнот 200 и 2 000 рублей, и на них также будет изображен герб России, а не эмблема Банка России.
Спасибо дорогие читатели что дочитали до конца, кто конечно прочитал данную статью. Писал я её конечно с учётом SEO понятным для машин, и старался чтобы было понятно вам. Понравилась публикация ставим класс, подписываемся на автора и делимся своими мыслями в комментариях! За Все огромное спасибо! Всех поздравляю с наступившим 2022 годом, и наступающим Рождеством! Всего вам хорошего!
Источник публикации: Подробнее ➤
Вот так книга!
78 сказок, дом с монстрами и замок королевы линдвормов
1 декабря 2021
252 просмотра
Екатерина Ушахина
Когда сказка распахивает двери, все вокруг замирает и чудеса превращаются в реальность. Русалочка, Алладин и Фея Крестная прячутся под одной обложкой и мечтают, чтобы дети поскорее прочитали их истории. А находчивая девочка Индиго с Мармеладной улицы кормит завтраком зубастых маргариток и стрижет когти дракону.
У сказки не бывает выходных и плохого настроения. И ей всегда хочется, чтобы ее прочли. Приготовили для вас сразу три сказочных новинки — все разные, но замечательные.
Сказки подлунного мира
Веками люди рассказывают друг другу удивительные истории: о героях и чудовищах, о запретных краях и обетованных землях, о влюбленных и злодеях.
Автор этой книги художница Йоши Йошитани предлагает вглядеться в сказочные сюжеты и увидеть в них то, что связывает людей сквозь время и пространство, а значит, помогает познать себя и свое место в мире. Сказки, легенды и предания напоминают о том, какие мы разные и сколько у нас общего.
Здесь вы встретите Русалочку и богиню Мохини, Рапунцель и Аладдина, Эдипа и Грифона, а также множество других героев, божеств и фантастических существ. Их истории объединяют повторяющиеся темы победы над злом, преодоления невзгод и обретения любви.
Фея-крестная, которая помогла Золушке
Автор, создавая эту книгу, хотела показать, как разнообразен и прекрасен наш мир. Ведь каждая история из книги — это отражение богатой истории и человеческой фантазии.
«Надеюсь, этот сборник понравится вам и вызовет желание еще больше узнать о мире, где все мы живем под одной и той же луной», — говорит Йоши Йошитани.
Одни сюжеты из книги давно знакомы, другие окажутся в диковинку. Кто-то из читателей найдет в книге собственное отражение. У многих появятся новые любимые герои. В книге 78 сказок, мифов и легенд со всего мира. Хватит на много-много вечеров. И каждая — с великолепной иллюстрацией.
Индиго с мармеладной улицы и ее чудовищные питомцы
Индиго Уайлд — девочка как девочка. Любит пончики, младшего брата Квигли и свой дом на Мармеладной улице. А вот жизнь её не назовёшь обыкновенной: кормить завтраком зубастых маргариток? Стричь когти дракону? Для Индиго это в порядке вещей.
Она живет в доме № 47 на Мармеладной улице. Он всегда полон удивительных существ — монстров, драконов, йети. Родители Индиго, большие любители приключений, много лет собирали в экспедициях необычайных существ, и теперь бок о бок с ними живут разноцветные йети, гоблины, тролли, цветы-людоеды и не только.
Но однажды появляется кое-то уж совсем неуловимый и опасный. Сумеют ли Индиго и Квигли найти его и приручить? И при чем тут шоколадные обертки?
Родители Индиго собирают в доме существ, которых не признают в природе из-за их непохожести, например, голубого и розового йети
«Индиго с Мармеладной улицы и её чудовищные питомцы» — это первая книга новой фантастической серии Пиппы Карник о невероятном доме и приключениях семейства Уайлд. Она уже переведена на 5 языков.
«Свой дом Индиго любила до мурашек. Ей нравилось наблюдать, как он переливается по настроению то синим и оранжевым, то розовым и изумрудным, аж глаза слезятся. Остальные-то дома как скучные коробочки — и цвет вроде сухих хлебных крошек. А ещё у дома все окна разные: тут и круглые, и звёздчатые, и в форме банана — в общем, на любой вкус».
В доме № 47 монстры и чудики на каждом шагу, но они совсем не страшные, а смешные и добрые
Издатели сравнивают Индиго с Пеппи Длинныйчулок и Амелией Клык. А саму ситуацию очаровательного абсурда, происходящего в книге, с атмосферой Алисы в Стране чудес.
В стране линдвормов
Еще одна сказочная история — от шведской писательницы Фриды Нильсон, которую мы полюбили за «Пиратов Ледового моря» и «Тонкий меч». Сем и его младший брат Иммер — сироты. Мальчики живут у злобной тетки Тюры, которая заставляет их работать в мастерской с утра до ночи.
Однажды братья встречают говорящую крысу по имени Чернокрыс. Он рассказывает им про прекрасную страну линдвормов, которой правит добрая королева Индра. Всю свою жизнь королева мечтает стать матерью и была бы рада усыновить Сема и Иммера. Мальчики соглашаются пожить в замке.
Днями напролет они играют, едят сладости. Но вскоре Сем понимает, что Индре нравится его младший брат, а вот к нему королева не питает нежных материнских чувств.
Да и слуги-звери ведут себя подозрительно: мечтают вернуться в лес и не очень-то рады угождать Индре. А еще удивительно, что в этой стране не живут люди. Какую же тайну скрывает королева Индра?
Это история о взаимовыручке и поддержке, о смелости и отстаивании своего мнения, о том, как оставаться человеком даже в самые трудные времена. Пронзительная и глубокая сказка, где вымысел и реальность тесно переплетены между собой.
Знакомиться с монстрами с Мармеладной улицы, путешествовать по стране линдворомов, перечитывать любимые сказки и мифы — выбирайте, что больше по душе.
P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.