Сравнение гринева и швабрина в рассказе капитанская дочка

Сочинение на тему капитанская дочка здесь вы можете ознакомиться с примером хорошего сочинения на тему капитанская дочка. сочинение написано по

Сочинение на тему капитанская дочка

Здесь вы можете ознакомиться с примером хорошего сочинения на тему «Капитанская дочка». Сочинение написано по одноименной повести А. С. Пушкина специально для посетителей этого сайта и нигде более не публиковалось. Обычно это сочинение пишут в 8 классе школы.

Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин — величайший, известнейший и самый читаемый русский поэт, писатель, драматург. За всю свою небольшую жизнь он написал очень много стихотворений, повестей и романов, которые являются актуальными и по сей день. Одним из лучших, по моему мнению, является его произведение «Капитанская дочка».

«Капитанскую дочку» многие называют повестью, но на самом деле это исторический роман, охватывающий очень трагический промежуток времени. Действие происходит в семидесятых годах восемнадцатого века в период народного бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Тема восстания в этом произведении не особо важна, ведь Александр Сергеевич старается показать нам те чувства и ощущения, которые испытывали люди, принимающие участие в этой трагедии.

Основной сюжет крутится вокруг одного из главных героев — Петра Гринева. Это молодой семнадцатилетний офицер, которого отправили на службу в Белогорскую крепость. На его долю выпало очень много сложных испытаний. Но Гринев — это честный, добрый и благородный человек. Именно эти качества помогли ему преодолеть все трудности. Несмотря на то, что он — дворянин, отдать свой заячий тулуп крестьянину, который вывел их кибитку из бурана, Петр не отказывается. Также наш молодой офицер — патриот. Когда Белогорскую крепость захватывают и всех пленных ведут на присягу к Пугачеву, Гринев отказывается ее принять, так как он «присягал государыне императрице».

Ко всему прочему главный герой еще умеет любить. Он признается «в сердечной склонности» дочке капитана крепости — Маше Мироновой. И несмотря на то, что получает отказ в родительском благословении, продолжает испытывать к ней сильные чувства. Когда Маша заболевает, Гринев, рискуя своей жизнью ради любимой, едет в Оренбург, чтобы просить помощи.

Сама капитанская дочка тоже всем сердцем любит Петра. Эта благоразумная и чувствительная девушка предпочитает смерть замужеству с поручиком Швабриным — полной противоположностью Гринева. И также именно она после конца восстания едет к самой императрице, для того чтобы спасти своего возлюбленного от клеветы, позора и вечной ссылки в Сибирь. И у нее получается это сделать, благодаря своей любви и верности Петру. На протяжении всего романа мы видим, как Маша Миронова из хрупкой, неуверенной в себе девушки превращается в эмоционально сильную личность, которая ради любимого человека готова отправиться хоть на край света. И это заслуживает уважения.

Думаю, не стоит объяснять почему для меня произведение «Капитанская дочка» — одно из лучших. Когда его читаешь, невольно хочется во всем быть похожим на главных героев. Пушкин хотел показать нам, что в какой бы ситуации не находился человек, крайне важно не терять честь и достоинство. Все эти качества делают из нас «Гриневых», а не «Швабриных». Именно поэтому это не просто повесть или исторический роман, это история о морали и нравственности, о долге перед Родиной и патриотизме, о настоящей любви и благородстве.

Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Сочинения Сочинения по произведениям Пушкин А.С. Капитанская дочка Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Сочинения по роману «Капитанская дочка» Пушкин А.С.

Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает о крестьянском восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Можно сказать, что все основные события произведения происходят в одном месте – в Белогорской крепости, которая находилась в Оренбургской губернии. Именно эту крепость захватывает Пугачев, именно там он устанавливает свою власть, именно там он планирует свои дальнейшие действия.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина – главных героев повести «Капитанская дочка»

В основе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» представлены столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур.
Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства.
Гринев представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле, благородным и честным.

Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)

Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Не так давно я прочла произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которое стало моим самым любимым.

Береги честь смолоду. (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого.

Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — одна из самых известных исторических повестей А.С. Пушкина. Она рассказывает о сложном периоде в жизни России, связанном с крестьянским бунтом под предводительством Е. Пугачева.
Основные события в произведении связаны с Петром Гриневым – молодым дворянином.

Характеристика Маши Мироновой и Гринева

Роман написан в виде мемуаров Петра Андреича Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь.

Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке»

В конце двадцатых – начале тридцатых годов А.С. Пушкин обращается к изучению русской истории. Его интересуют великие личности, их роль в становлении государства. Писатель обращается к актуальной теме крестьянских выступлений. Результатом его трудов стали произведения – «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник».
«Капитанская дочка» — итоговое произведение Пушкина.

Судьба Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Самый романтический образ повести — образ дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине.
Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости.

Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.

Сочинение на тему Капитанская дочка

GyicUIv.jpeg

«Капитанская дочка» одно из самых замечательных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Оно написано в 1836 году и до сих пор передает те события так красочно и не забываемо.

Читая повесть, невозможно не восхищаться характером Петра Андреевича Гринева. Будучи взрослым человеком он честно признавался в том, что в отроческие годы жил как босый пацан, бегал за птицами и играл в игры с другими босыми мальчишками. В семнадцать лет по велению родного отца поехал в Белогорскую крепость. По пути Петруша с своим слугой Савельичем заехали в Симбирск. Там, будучи чрезмерно самоуверенным и легкомысленным, Петруша проиграл 100 рублей в снукер Зурину. Усвоив, что долг платежом красен, он грубо разговаривает с Савельичем, чтоб тот выдал ему нужную сумму. Но Петр умеет прислушиваться к совести и признавать себя неправым; поэтому он позже извиняется перед Савельичем. Молодежный, с отсутствием мало хоть маломальского опыта и наивный, он страшно мечтает поскорей повзрослеть. Однако для этого он часто выбирает не те способы. И хотя в душе он добр и стыдиться плохих поступков, которые совершает по неопытности, все равно не перестает экспериментировать со своим поведением.

Встретившись во время бурана с путником, который вывел их к настоящему двору, Петруша одаривает его заячьим тулупом, поступая благородно.

Первые впечатления Петруши от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Он скучает. Он начал увлекаться написанием стихов и постепенно влюбляется в Машу Миронову. Из-за любви к Маше он решается на дуэль с Швабриным. Ну и Петруша показывает себя с другой стороны как защитник, благодетель и отважный человек. Он уже не дворянский мальчишка, он умеет постоять за свою честь, умеет обращаться со оружием.

Большое влияние на характер Петруши сыграла любовь его к Марии. Мы видим, что Петруша не просто влюблен, он готов сделать все для своей возлюбленной. Взросление Петра и готовность к самопожертвованию проявляются во время казни Петруши, когда он вел себя спокойно и смело смотрел в глаза Пугачеву.

Предложение Пугачева перейти к нему Петруша отверг и остался верен присяге, не изменил своей чести.

Любовь к Маше заставила Петрушу нарушить воинскую дисциплину. Спасая Савельича, Петруша вновь проявляет доброту и смелость. Смело и правдиво он разговаривает с Пугачевым, чем вызывает доверие и тем самым спасает и себя и свою возлюбленную Марию.

Петруша все же не задумывается как со стороны он выглядит, когда принимает помощь Пугачева. Но все же попав в тюрьму, Петруша даже и не пытался защищать себя, не желая впутывать в судебный процесс Марию.

В повести мы видим постепенно взрослеющего Петра, свято соблюдающего данную присягу и завет отца. Его характер, порой юношеский, но добрый и стойкий. Умение платить добром за добро и быть благородным не может не вызывать восхищение.

На чтение 20 мин. Просмотров 184 Опубликовано

Опубликовано 09.12.2014 — 19:40 —

Матариал может помочь учащимся в подготовке к сочинению.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnggrinyov_i_shvabrin.docx 12.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе

Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

picture-360753-1386164922.jpg

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

Пример сочинения » Гринёв и Швабрин»

Материал может помочь в ходе подготовки к сочинению….

таблица к сочинению » Гринёв и Швабрин»

помощь в подготовке к сочинению…

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и…

Конспект урока литературы в 7 классе «Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»

Данный конспект можно применить в системе уроков по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка&quot…

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва….

  • Мне нравится

Характеристика семьи Мироновых из повести «Капитанская дочка» показывает нравственные ценности их членов, взаимоотношение и судьбу. 

То, как была воспитана Маша, какими родителями, что было основой воспитания, как формировался характер ребенка — все это проанализируем ниже. Материал подходит для написания сочинения школьниками старших классов.

Описание семьи Мироновых из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Данная семья состоит из Мироновой Марии и ее родителей. Отца зовут Миронов Иван Кузьмич. 

Он работал комендантом в крепости, простой, но добрый и честный человек, из-за чего и не является превосходным руководителем. До конца был верен своей родине и присяге, из-за чего был казнен Пугачевым. Но даже на смертном одре высказал все, что думает о злодее. 

Мать зовут Миронова Василиса Егоровна. Добрая и хозяйственная женщина, которая следит не только за своим хозяйством, но и за крепостью. Между родителями сразу видна любовь и взаимопонимание. Они очень дорожат друг другом, и конечно, своей дочерью. 

Сама Маша является прототипом Борисовой Марии Васильевны, она обладает не только внешней красотой, но и внутренней. Добра, умна, воспитанна. Все, кто с ней встречался, говорили, что она «Божий ангел».

Цитаты, характеризующие Марию Миронову:

  • «…со всею доверчивостью молодости и любви…»;

  • «…Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку…»;

  • «…в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью…».

Руководствуется моральными принципами, поэтому во всем советуется с родителями, даже в том, чтобы выйти замуж за человека, которого благословят родители.

Воспитание Маши Мироновой

Также влияние на нее оказывают и другие персонажи. Например, Швабрин. Отношение его с Машей не сложились, он хотел на ней жениться, но Маша отказалась. Поэтому он начинает распускать различные слухи о ней и говорить, какая она дурочка. 

После того, как он переходит на сторону Пугачева, переманивает ее на свою сторону, держа в плену. У Маши к нему только неприязнь и некоторый гнев.

Отношение Гринева же совсем противоположное. Он очень полюбил Марию и готов на все ради нее. Он отстаивает ее честь на дуэли и в разговорах. 

Возможно, именно он поспособствовал тому, что Маша обрела смелость, силу и чувство, что тебя любят, так как ради его спасения Маша отправляется к царице, прося милости: «Я пришла просить милости, а не правосудия». Даже императрица подмечает, что девушка честна и смела.

Роль семьи в жизни человека

Семья играет огромную роль в жизни человека. В первую очередь ребенок смотрит, что делается в семье, как строятся взаимоотношения. Смотря на все это, он понимает, как нужно вести себя, берет пример. 

Также в семье происходит становление ценностей, характера и мышления. Во многом это заслуга родителей, бабушек и дедушек, а также сестер и братьев. Все они взаимосвязаны морально. Это первые, с кем ребенок начинает контактировать, общаться, взаимодействовать. 

Семья является домом, в который хочется возвращаться, а он в свою очередь примет тебя. «Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни». В более взрослом возрасте человек уже сам создает свою семью, начиная все с начала. 

Важно, чтобы всегда была любовь, верность, понимание и помощь. Все заслуживают понимания и помощи, так как семья это то, что мы ставим на первое место.

Краткая характеристика героев с цитатами помогает понять их намерения и мысли. Тема семьи является одной из основных тем данного произведения. Семья Мироновых внесла большой вклад в эту историю.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Сочинение на тему семья гриневых и семья мироновых

Историческая повесть «Капитанская дочка» – последнее сочинение А.С.Пушкина, написанное в прозе. В нем нашли отражение все наиболее важные темы позднего пушкинского творчества – место «маленького» человека в великих исторических событиях, нравственный выбор в жестоких социальных обстоятельствах, народ и власть, закон и милосердие, «мысль семейная». С нравственной проблематикой произведения связаны образы капитана Ивана Кузьмича Миронова, его жены Василисы Егоровны и их дочери Маши. Комендант Белогорской крепости – офицер, выходец «из солдатских детей». Миронов проявил мужество в прусском походе и в сражениях с турками. Именно за это он получил офицерское звание. Это человек необразованный и простой, но честный и добрый. Его крестьянское происхождение сказывается в поведении и в быту, обращении с солдатами. Домашний и семейный уклад Мироновых, как и Гриневых, патриархален и прост, поэтому скоро Гринев стал для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом… привязался к доброму семейству». Гринев так описывает убранство деревянного домика Мироновых: «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский и в рамке; около него красовались лубочные картинки…» Мироновы – бедная, скромная семья. У них, по словам Василисы Егоровны, «всего-то душ одна девка Палашка», а за Машей приданое – «частый гребень, да веник, да алтын денег». Речь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны обильна простонародными словами и выражениями: «солдатушек учил», «небось», «негоже». Она крайне эмоциональна, отличается простотой построения, часто начинается разговорными зачинами: «А слышь ты». Автор дал героям самые распространенные в народе имена. В семье Мироновых следуют законам крестьянского мира, веруя в Бога и царя. В словах жены капитана заключена житейская мудрость: «Вместе жить, вместе и умирать». Мироновы живут в мире и согласии, хотя Василиса Егоровна полностью «управляла» своим супругом «и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домиком». Для этой простой женщины воинская служба мужа – такое же «привычное дело», как соление грибов. «Комендантша», как называют ее в крепости, растворена в маленьком мирке их общих забот. Однако Василиса Егоровна – это не сварливая, грубая старуха из народных и литературных сказок, у которой муж «под каблуком». Союз Мироновых освящен истинной любовью и согрет чувством нравственного долга. В критический момент, перед осадой крепости, Василиса Егоровна подчинилась воле мужа. Комендант решил выслать Машу в Оренбург и заметил, что на жену «слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни». Миронов верен присяге, до конца исполняет свой воинский долг. Его учили смолоду – служить императрице и карать ее врагов. Поэтому добродушный отец семейства, незлобивый Иван Кузьмич в эпизоде допроса башкирца не останавливается перед жестокой пыткой. Пушкин показывает, что есть власть, стоящая над человеком, которая заставляет его идти против натуры и совершать негуманные поступки.его идти против натуры и совершать негуманные поступки. И все же образ добрейшего по сути Ивана Кузьмича так убедителен, что нет сомнения: в иных обстоятельствах он не применил бы жестокие меры. Герой не способен ценой подлости и предательства сохранить жизнь себе и своим близким. Комендант защищал крепость до конца, пытался воодушевить свой «оробелый гарнизон»: «Что ж, вы, детушки, стоите? – закричал Иван Кузьмич. – Умирать так умирать: дело служивое!» В этом проявляется его русская натура, истинно народный характер. И все-таки Пушкин не идеализирует героя. Автор показывает, что комендант храбр, деятелен, но он не способен оценить происходящие события. Иван Кузьмич – образцовый исполнитель приказов. В сцене казни Иван Кузьмич проявляет настоящий героизм. Он не присягнул самозванцу. «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Эпиграф к главе «Приступ» поясняет, чем дорог капитан Миронов автору: бескорыстием, скромностью, честностью: Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого… Василиса Егоровна разделила со своим мужем трагическую участь. Увидев Ивана Кузьмича на виселице, она «закричала в исступлении». В своем плаче Василиса Егоровна оплакивает мужа по народному обряду, провожает его в последний путь солдатским причитанием. Смерть капитана и капитанши от своих подчеркивает драматизм судьбы человека из народа. На таких, как Миронов, держится государство. Его храбрость, верность долгу и присяге, истинный героизм, повседневный труд и удивительное терпение, глубокая человечность есть черты русского национального характера. Семья Мироновых – простые, но сердечные люди. Их дочь впитала все лучшее от родителей. Маша внешне не представляет собой ничего необычного: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». Однако она привлекает скромностью, добротой, чуткостью, естественностью. Гринев нашел в дочери капитана Миронова «благоразумную и чувствительную девушку». Она нравится всем, кто ее встречает; Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» – так называет ее Савельич. Маша проницательно почувствовала в Швабрине опасного человека: «он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтобы и я ему так не нравилась. Это меня беспокоило бы страх». Швабрин сватался к ней, он «человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние», но вместе с тем «ни за какие благополучия» Маша не хотела бы связать с ним жизнь, хотя ей по всему уготована судьба остаться в девках. «Хорошо, коли найдется добрый человек, – говорит Василиса Егоровна, – а то сиди себе в девках вековечной невестою». Маша в Швабрине не обманулась. Когда девушка оказывается в его власти, он обходится с ней жестоко, принуждая к замужеству, в противном случае угрожая увезти ее «в лагерь к злодею». Маша спасает Гринева от позора и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели. Чувствуя себя «виновницей» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости».й» случившегося несчастья, она едет к царице «просить милости». Непросто далось Маше это решение. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность: не только за себя, но и за будущее, за честь Гринева и его семьи. Честность и искренность Маши помогли растопить холодное сердце величественной императрицы и получить прощение для Гринева. Добиться этого Маше было едва ли не труднее, чем Гриневу убедить Пугачева в необходимости помочь самой Маше, пленнице Швабрина. Маша Миронова в конце концов смогла преодолеть все преграды и устроить свою судьбу, свое счастье. Тихая и робкая «капитанская дочка» в сложных обстоятельствах сумела справиться не только с внешними препятствиями. Она преодолела саму себя, сердцем почувствовав, что честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Капитан Миронов и Василиса Егоровна погибли в кровавом водовороте истории. Но Маша вопреки всему осталась в живых; Пушкин «спасает» капитанскую дочку и других своих любимых героев – Гринева и Савельича. Это не просто счастливая случайность. Пушкин дарит Гриневу и Маше простое человеческое счастье, потому что они поступают так, как их родители, – в согласии с нравственной логикой. Судьба Маши – вымысел. События, о которых пишет Пушкин, не происходили в реальности, но возможны в ней. Пушкин считал, что история дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто человечен, кто выполняет неписаные правила долга и чести. Именно так поступали в семье Мироновых. Каждый должен стремиться к добру, тогда в будущем не приведется видеть «бунт бессмысленный и беспощадный».

Лаврентьева Ольга

Алексей Иванович попадает в крепость после дуэли. Семья Мироновых приняла его как родного человека. Особенные отношения у героя складываются с Марией. Он испытывает к ней чувство любви. Однако персонаж — настоящий эгоист. Девушка не смогла ответить взаимностью на его чувства, и он решает отомстить ей. Для этого он всячески портит её честное имя, говорит, что украшения и деньги для неё важнее всего. Во время восстания Швабрин предаёт эту семью, товарищей и родину. Ради сохранения собственной жизни, он переходит на сторону врага. 

Пожаловаться

illjustracija-Kapitanskaja-dochka-Grinev-Marja-S-Gerasimov.jpg

Семьи Мироновых и Гриневых представляют собой группы центральных персонажей романа «Дубровский» Пушкина.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»

Сравнительная характеристика семей Гриневых и Мироновых: сравнение, сходство и различия (таблицы с цитатами)

Различия семей

Сравнительная характеристика <o>семьи Гриневых и семьи Мироновых <o>
Гриневы<o> Мироновы<o>
Гриневы – богатые дворяне. Они владеют 300 крепостными:<o>«…у батюшки триста душ крестьян…»<o> Мироновы – бедные дворяне. Они владеют одной крепостной крестьянкой Палашкой:<o>«…ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всегото душ одна девка Палашка…»<o>
Живут в своем имении:<o>«С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился…»<o> Живут в Белогорской крепости, где отец семейства служит начальником:<o>«…Господину коменданту Белогорской крепости капитану Миронову…»<o>
Супруги Гриневы (родители Петра) – потомственные дворяне:<o>«…Я природный дворянин…» (Петр о себе)<o> Господин Миронов вышел из крестьянского сословия и, судя по всему, получил дворянство за долгую службу в армии:<o>«…Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей…»<o>
Господин Гринев (отец семейства) является военным в отставке. Он вышел в отставку в звании премьер-майора:<o>«…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьермайором в 17… году.»<o> Господин Миронов (отец семейства) носит звание капитана и уже 40 лет служит в армии. Из них 22 года – в Белогорской крепости:<o>«…в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова…»<o>«…мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?..»<o>«…Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем.»<o>
В семье Гриневых есть только один ребенок – сын Петр:<o>«…Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…»<o> В семье Мироновых есть только один ребенок – дочь Марья:<o>«…Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!)…»<o>
Отец семейства Андрей Петрович – строгий, твердый мужчина:<o>«…жестокосердые гордецы…» (Петр о своем отце)<o>«У него расправа была коротка.»<o>«…Он лишился обыкновенной своей твердости…» (старик Гринев)<o> Отец семейства Иван Кузьмич – добрый, ласковый, но беспечный мужчина. Его жена управляет и им, и всей крепостью:<o>«Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…»<o>«…капитана Миронова, доброго и честного человека…» <o>«…он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать…»<o>
Старик Гринев и его жена, судя по всему, являются хорошо образованными людьми. <o> Капитан Миронов – необразованный и простой человек. Об образовании Василисы Егоровны нет данным:<o>«…был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…»<o>
Андрей Петрович Гринев не злоупотребляет спиртными напитками:<o>«…ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали…» (об отце и деде Петра Гринева)<o> Капитан Миронов любит выпить:<o>«…стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом…»<o>
Мать семейства Авдотья Васильевна – тихая, мягкая женщина, которая, судя по всему, привыкла подчиняться мужу и угождать ему:<o>«…В нежности матушкиной я не сумневался…»<o>«Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье…» (мать плачет, провожая сына в армию)<o>«Испуганная его отчаянием матушка не смела при нем плакать…» (о супругах Гриневых)<o> Мать семейства Василиса Егоровна – добрая, умная, энергичная женщина. Она управляет крепостью больше, чем ее муж:<o>«…И мадам Миронов добрая была дама…» <o>«…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…»<o>
Старик Гринев ведет себя строго и сурово со своим сыном Петром. Он намеренно отправляет его служить в Белогорскую крепость вместо престижной гвардии:<o>«…еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку…» (отец – Петру)<o> Супруги Мироновы, судя по всему, не очень строги к своей дочери Марье. Девушка знает, что может выбирать жениха сама и что родители ее поддержат:<o>«…сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию.» (о возможном браке к Гриневым)<o>
Отец Петра Гринева плохо относятся к Марье Мироновой, еще не зная ее лично, и отказывается благословлять сына на брак с ней. После личного знакомства супруги Гриневы хорошо относятся к Маше:<o>«…не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен…»<o>«Пренебрежение, с каким он упоминал о Марье Ивановне…» (об отце Гринева)<o>«Родные ваши не хотят меня в свою семью.» (Марья о семье Гриневых)<o>«Вскоре они к ней искренно привязались…»<o> Семья Мироновых хорошо относится к Петру Гриневу, который служит в крепости, когда тот еще не является женихом их дочери:<o>«…Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын…»<o>
Супруги Гриневы остаются в живых после Пугачевского бунта. Их сын попадает в тюрьму, но вскоре его освобождают. Супруги Мироновы погибают от рук бандита Пугачева и его соратников. Их дочь Маша остается сиротой:<o>«…Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…»<o>

Сходство семей Гриневых и Мироновых

Сходство <o>Семей Мироновых и Гриневых<o>(общие черты, качества)<o>
Обе семьи – хорошие, почтенные люди:<o>
О Гриневых:<o>«Жаль, что такой почтенный человек имеет такого недостойного сына!» (генерал – Петру Гриневу)<o>О Мироновых:<o>«Муж и жена были люди самые почтенные…»<o>
Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе занимаются рукоделием на досуге:<o>
О госпоже Гриневой:<o>«…Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу…»<o>О госпоже Мироновой:<o>«…Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу…»<o>
Госпожа Гринева и госпожа Миронова обе являются хорошими хозяйками:<o>
Госпожа Гринева:<o>«…Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки…»<o>Госпожа Миронова:<o>«…какая майстерица грибы солить!..»<o>«…Я вошел в чистенькую комнатку, убранную постаринному…» (о доме Мироновых)<o>

Это была сравнительная характеристика семей Гриневых и Мироновых в таблицах: сравнение двух семейств, сходство и различия, таблицы с цитатами.Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Капитанская дочка»Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/09/tablitsa-grinyov-i-shvabrin
  • https://nauka.club/literatura/semya-mironovykh.html
  • https://storylists.ru/vsya-literatura/otnoshenie-k-seme-mironovyh.html
  • https://vashurok.ru/questions/kakie-bili-otnosheniya-u-shvabrina-s-semey-mironovih-v-romane-kapitanskaya-dochka
  • https://www.literaturus.ru/2020/01/sravnitelnaja-harakteristika-grinevy-mironovy-sravnenie-shodstvo-razlichija-tablicy.html

КГУ
«Физико-математический лицей»

Поурочный план

Раздел

Любовь и
честь

ФИО
педагога

Литау Е.Н.

Дата

8 А

8 Б

8 В

Класс

Количество
присутствующих:

Количество
отсутствующих:

8 А

8 Б

8 В

8 А

8 Б

8 В

Тема урока
№ 26

Гринев и
его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

Цели
обучения в соответствии
с учебной программой

8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать
наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения

8.2.7.1 определять
способы выражения авторского отношения к героям;

8.2.8.1
анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные
средства, в том числе звукопись и цветопись,  фигуры поэтического
синтаксиса   (риторические фигуры, антитезы, перифразы, инверсии,  анафоры,
градация), литературные приемы (символ, психологический параллелизм,
автобиографизм).

Цели урока

-узнать о пути духовного становления Петра Гринева; научиться
объяснять характер героя по его поступкам и
взаимоотношениям с другими персонажами, видеть изменения в образе героя под
влиянием событий жизни, оформлять свое представление с помощью различных
способов свертывания информации

Ход урока

Этап урока/
Время

Действия
педагога

Действия
ученика

Оценивание

Ресурсы

1.  Начало
урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний

Кто
и что может повлиять на формирование характера человека?

Как вы понимаете, что такое выбор жизненного пути?
Согласны ли вы с мыслью высказывания?
Трусость спрашивает — безопасно ли это?
Целесообразность спрашивает — благоразумно ли это?
Тщеславие спрашивает — популярно ли это?
Но совесть спрашивает — правильно ли это?
И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не
является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но
ее нужно занять, потому что она правильная.
Мартин Лютер Кинг, американский общественный деятель

Записывают
свои мысли

Комментарии
учащихся

2.  Середина
урока

«Вдумчивый
читатель»

Задание: Прочитайте статью учебника «Образ Гринева», стр.131-132

Дополнительно: изучите информацию в приложении

Г.
«Разберёмся в прочитанном»

Задание: изобразите
в форме кластера информацию о детстве  и воспитании Гринева

Анализ главы «Поединок»

Вспомните содержание
главы «Поединок», сделайте вывод о том, какую роль сыграла дуэль в сюжете
повести. Ответ аргументируйте.

Дуэль
Гринёва и Швабрина играет особую роль в сюжете повести «Капитанская дочка».
Все помнят эпиграф к этому произведению. Главному герою пушкинской повести,
как и наставлял его отец, удалось сберечь честь. Его противник к этому
никогда не стремился. Дуэль Гринёва и Швабрина в «Капитанской дочке» –
поединок, в котором сразились герои, противопоставленные друг другу.

 Этот
эпизод является важным элементом для дальнейшего развития событий повести,
так как он раскрывает сущность героев: о Гринёве читатель узнаёт, что он
отличается благородством и смелостью, готов пожертвовать жизнью ради чести
любимой, «чрезвычайная бледность» Маши выдаёт её чувства к Гринёву,
а Швабрин показывает свою низкую натуру.

Приём «Концептуальная таблица».

Задание: заполните таблицу, сравнив Гринёва и Швабрина по
критериям
, данным в учебнике на стр  132
и докажите
, что герои являются антиподами.

Гринёв

Критерии
сравнения

Швабрин

Отношение
к семье Мироновых

Отношение
к Маше

Поведение
на поединке

Поведение
во время захвата крепости

Поведение
с Пугачевым

«Цитатная
характеристика»

Задание: Определите
по цитатам из повести, какие черты характера проявил Гринев во время захвата
крепости
Пугачевым. Сделай вывод, какие противоречия терзают душу героя, какое решение
он принимает?

Цитаты из главы «Приступ»

Черты  характера

«… Сердце
мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин
ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты»

«В эту
минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость…Я бросился было к
нему (коменданту) на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и
связали кушаками…»

Он готов
«повторить ответ великодушных своих товарищей» и оказаться на виселице.

«Я
предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

«Оставаться
в крепости, подвластной злодею,

или
следовать за его шайкою было неприлично офицеру. Долг требовал , чтоб я
явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству… Но любовь сильно
советовала мне остаться при Марье Ивановне…»

«Три
встречи»

Вспомните
и расскажите о 3 встречах (во время бурана, во время захвата Белогорской
крепости, во время обращения с просьбой о защите Маши) Гринева и Пугачева по
плану: обстоятельства встречи, какие черты характера Гринева раскрываются в
этих встречах. Представьте свои выводы в виде схемы.

Оформляют
кластер.

Отвечают
на вопросы;

Обсуждают
содержание главы;

Перечитывают
эпизод дуэли;

Отвечают
на вопрос о роли эпизода.

Сопоствляют
героев
;

Делают
вывод
.  

Определяют
черты характера героя

Пересказывают
содержание эпизодов

Раскрывают
черты характера Гринева

Презентационная
площадка

Делегат

Комментарии
учителя.

Скажу
словечко

Презентация

3.  Конец 
урока

Итог урока.
Возвращение к целям урока.

Рефлексия

image001

Домашнее
задание.
Подготовить сообщение о Маше Мироновой

См. вопросы
на стр.133-134

Петр Гринев — молодой человек семнадцати лет. Его с ранних лет
записали в лейб-гвардии Семеновский полк, что предопределило жизненный путь
героя. Недоросль — то есть молодой дворянин, у которого нет необходимого
образования, подтвержденного соответствующим письменным удостоверением от
преподавателя. Такие юноши не могли поступить на гражданскую службу или
получить документы, подтверждающие право вступать в брак. Петруша
бездельничает, развлекается, не читает, не учится, грамоту освоил лишь к 12
годам, а из географической карты предпочел сделать змея. Но что же тогда
сделало его добрым, благородным, честным человеком? Ведь предпосылки к
формированию личности закладываются в детстве. Прежде всего, это теплая
атмосфера в семье. Отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости
служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией),
и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики,
владельцы 300 душ. Оба – представители наиболее интеллигентной части общества,
люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца
– чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать,
прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи»,
старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь
бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение
Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего
доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа
своего супруга. В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы
семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама
увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской
кухни, варила варенье. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в
живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы,
теплоты и взаимоуважения. И Петруша любит родителей, особенно матушку. Когда
позже он получил письмо от отца, более всего Петр Андреевич был огорчен
болезнью матери. Самое большое влияние в детстве и юности на Гринева оказал
отец. Это был человек чести. Гринев-отец отправляет сына служить не в блестящий
Петербург, где у него были связи, а в захолустный Оренбург, чтобы тот прошел
настоящую службу, а не развлекался в столице. «Береги честь смолоду» – с таким
напутствием выпускает он сына в жизнь. Гринёв-старший хотел видеть сына
настоящим офицером, воином. Он изменяет «пункт приписки» к Семеновскому полку,
расквартированному в Петербурге, и отправляет юношу в глушь, чтобы «пороху
понюхал». «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…» Француз Бопре сыграл
свою роль в становлении героя – мальчик был предоставлен самому себе. Это пошло
ему на пользу: у мальчика было время, чтобы думать и самому познавать
окружающий мир. Кроме того, Бопре обучил Петрушу французскому языку, а также
фехтованию, что сделало Гринева «опасным противником» для Швабрина. У Петруши в
«дядьках» был удивительный Савельич. Благодаря стремянному Савельичу, Петруша
«мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Под надзором Савельича
Петруша также выучился русской грамоте. Однако самое главное – это то, что
возле него всегда был преданный и любящий его человек. Таким образом, на формирование
взглядов и характера Петра самое непосредственное влияние оказали строгое
отцовское воспитание, нежная любовь матери, близость к природе, общение со
справедливым и толковым Архипом Савельичем. По желанию батюшки, воспитание
Гринёва предполагало привитие ему высоких морально-волевых качеств и почти не
касалось освоения наук. Заветы отца: «береги платье снову, а честь смолоду»
«служи верно, кому присягнешь», «на службу не напрашивайся, от службы не
отговаривайся», «слушайся начальников; за их лаской не гоняйся».

  • Сравнение двух мальчиков из рассказа дубровский
  • Сравнение как пишется и почему
  • Сравнение в рассказе буран
  • Сравнение в сказке царевна лягушка 5 класс
  • Сравнение в сказке сивка бурка