Сравнение фольклорной и литературной сказки

Тема: сказки а. с. пушкина. особенности фольклорной и литературной сказок. цели урока: обобщить знания учащихся по сказкам а. с. пушкина;

Тема: Сказки А. С. Пушкина. Особенности фольклорной и литературной сказок.

Цели урока: Обобщить знания учащихся по сказ­кам А. С. Пушкина; на основе сравнительного ана­лиза выявить особенности фольклорной и лит$ера­турной сказок; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»; развивать навыки осознанного чтения, расширять кругозор, формировать интерес и умение самос$тоятельно осмысливать прочитанное; прививать любовь к русской литературе.

Подготовительная работа: Чтение сказок и сти­хотворений А. С. Пушкина; знакомство с отдель­ными моментами жизни поэта; конкурсы рисун­ков: «Остров Буян», «Чудеса князя Гвидона»; кон­курс «Лучший чтец»; творческая работа «Я — князь Гвидон».

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

$ Ребята, сегодня у нас необычный урок. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы с вами проделали большую работу: прочитали его сказки и стихи, провели конкурсы рисунков, написали творческую работу: «Я$ князь Гвидон». Сегодня мы еще раз поговорим о сказках Александра Сергеевича, разберем особенности фольклорной и литературной сказок.

III. Проверка домашнего зада$ния.

  1. Беседа о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Что вы помните о жизни великого поэта? Используйте материал своих докладов.

2. Конкурс «Вспомним стихи А. С. Пушкина».

Ни в одной с$тране мира за столь короткий пе­риод времени не возникло такое ярчайшее созвез­дие блистательных имен, как в русской литературе XIX века. Но именно Александра Сергеевича Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы. Мы с вами знакомились с его стихами и сказками. Дома вы должны были вспомнить стихи А. С. Пушкина, которые вы учили на протяжении трех лет. Каждому ряду я предлагаю отрывки из стихотворений, вы должны вспомнить их названия, а одно из них прочитать наизусть.$

  1. «…Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!» ( «Няне»)

  1. «…Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет…» («Вурдала$к)»

  1. «…Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Доволно скучная пора…» ( «Уж небо осенью дышало…»)

  1. $ «Зима!.. Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь…» («Зима!»)

IV. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя о сказках А. С. Пушкина.

Пушкин не мог не написать свои сказки:$ то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарили Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна, — мудрость, заключен­ную в волшебных $образах. Он создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном на­родном $творчестве. Откройте учебники на стр. 113, прочитайте первый вопрос.

Сколько сказок написал А. С. Пушкин? Назовите их?

«Сказка о золотом петушке».

  • «Сказка о попе и о работнике его Балде».

  • «Сказка о золотой рыбке»

$- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

«Сказка о царе Салтане…»

  • А сейчас посмотрим, как хоро­шо вы знаете сказки Пушкина. Я вам предлагаю викторину.

2. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

— Первый вопрос; сколько лет жил старик со своей старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? ( Тридцать лет и три года).

  • О ком написан этот отрывок? Из ка$кой он сказки?

«Что и жизнь в такой тревоге?

Вот он с просьбой о подмоге

$

Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне. «Сказка о золотом петушке»).

  • Кого испугался герой сказки Пушкина? Из какой это сказки?

«Испугался бесенок и к деду

Пошел рассказывать про такую победу.

Черти стали в кружок,

Делать нечего — собрали полный оброк…» (Балду. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

  • Кто и из какой сказки говорит такие слова?

«Свет мой, зеркальце! скажи,

$ Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» ( Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)

$К кому обращался королевич Елисей в поис­ках своей невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (К солнцу, месяцу и ветру)

Послушайте отрывок из сказки:

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая $на маковке кичка,

Жемчуги сгрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки».

  • О ком идет речь? Из какой это сказки? ( О старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке)

  • Прочитайте задание учебника к сегодняшнему уроку на стр. 114.

  • Ребята приготовили зачин одной из сказок А. С. Пушкина. Догадайтесь из какой это сказки? (сценка).

  • $

— Мы с вами привыкли называть это произведение Пушкина «Сказка о царе Салта­не…». Кто сможет сказать полное название сказки? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

  • Какую же песню поет белочка, грызя золотые орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли в огороде»)

Учитель показывает рисунки комара, мухи, шмеля.

$— Кто это? С какой сказкой и как их можно со­отнести? ( Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» пре­вращался в комара, муху и шмеля)

3. Обобщение по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

— Ребята, мы с вами читали и разбирали «Сказ­ку о царе Салтане…». Что вам особенно запомни­лось в этой сказке?

— Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Поче$му?

— О каких чудесах говорится в сказке? Найдите в тексте сказки, как рас­сказывает автор об этих чудесах. (Три ученика читают соответствующие отрывки)

Недавно мы познакомились с таким поэтиче­ским приемом, как сравнение. Сравнения помогают нам ярче представить то, о чем мы читаем. Найдите сравнения в описании красоты царевны и прочи­тайте.

Дети выполняют задание.

$ — Я вам предлагаю прослушать музыкальный фрагмент из балета Петра Ильича Чайковского «Ле­бединое озеро». Какие картины, связанные со сказ­кой Пушкина, вы себе представляете?

— Кто является носителем зла в «Сказке о царе Салтане..»? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

$- Троекратные повторы — особенность народной сказки. Есть ли они в сказке Пушкина? ( Да. Князь три раза летает к отцу, у него есть три чуда)

. В чем главный смысл сказки? ( Добро и любовь побеждают зависть и зло)

Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, $корысть, зависть — все зло в мире — обречены на гибель. Первоначально в жизни

не зло, а материнская любовь, вообще любовь.

$4. Физкультминутка

Дети выполняют под музыку несколько упражнений.

6. Беседа о няне А. С. Пушкина — Арине Родионовне.

— К своей няне Арине Родионовне Пушкин ис­пытывал особую привя$занность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни ус­лышал Пушкин много сказок. Возможно, одна из них натолкнула его на создание известной нам сказ­ки. Сейчас мы познакомимся с фольклорным вари­антом «Сказки о царе Салтане…». Представим, что мы перенеслись с вами во времени и $попали в те далекие годы, когда поэт был маленьк$им.

7. Знакомство с фольклорным вариантом сказки.

Сегодня на уроке мы познакомимся с фольклорным вариантом сказки, сделанным Пушкиным со слов няни в 1824 году в селе Михайловском. Александр Сергеевич любил слушать сказки, будучи уже взрослым человеком. Воз­можно, эта сказка является источником «Сказки о царе Салтане…». На столах у вас запись фольклор­ного варианта сказки. Прочитайте текст вслух и подумайте похожа ли «Сказка о царе Салтане…» и этот текст? (Фольклорный вариант сказки дан в сокращении)

7.1. Словар$ная работа.

  • В тексте вам встретятся новые слова, объясним их до чтения.

Заволок –
Гонец –
Корабельщик –
Отрок –
Боров –
— Прочитаем фольклорный вариант сказки. После чтения мы проведем сравнительный анализ двух сказок.

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды раз­говор трех сестер. Старшая хвасталась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сук­на оденет, третья, что с первого года родит 33 сына.

Царь женился на меньшой. А через несколько дней уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить$. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 маль­чиками, 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звез­да, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пья­ным, подменила письмо, в коем написала, что ца­рица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неве­домой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дожидаться приезда его для раз­решения. Мачеха опять подменила приказ и напи­сала повеление, чтоб заготовить две бочки: одну для 33 царевичей, а другую — для царицы с чудесным сыном, и $бросить их в море. Так и сделано.

Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке, наконец, море выкинуло их на землю. Сын заме­тил это: «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет». «Господь благослови тебя, дитятко». Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Плывет мимо корабль. Царевич оста$новил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, об­ратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости — корабельщи­ки — рассказывают царю о новом государстве и о чудес­ном отроке — ноги серебряные. «Ах, — говорит царь, — поеду посмотреть на это чудо». «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря — лукоморья стоит дуб, на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот; вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет».

Царевич прилетел домой и с благословения матери пе­ренес перед дворц$ом чудный дуб. Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать. «Что это за чудо, — говорит опять мачеха, — вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро». Третий корабль так же. «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 33 отрока — точь-в-точь равны и голо­сом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час».

Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с ее благословения берется их отыскать: «Нацеди, матушка, своего молока, замеси 33 лепешечки». Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 33 юно­ши и с ними старик. Царевич спрятался и оставил одну лепешку. Один из них съел ее. «Ах, братцы, — говорит он, — до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали». Старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и $познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к матери. Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, уз­нает свою жену и детей и возвращается с ними до­мой, а мачеха умирает»

8. Сравнительный анализ фольклорного вари­анта сказки и «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пуш­кина

— А теперь, работая с текстом, сравните сюжеты двух сказок. Похожи ли они?

— Мы уже говорили о том, кто является носителем зла в сказке Пушкина. Кто выступает в этой роли в фольклорном варианте сказки? ( Мачеха)

— Меньшая из сестер обещала родить царю сына-богатыря. А что происходит в народной сказке? (33 сына, а 34-й – чудо)

  • Мы уже говорили о чудесах князя Гвидона. О каких чудесах расск$азывается в фольклорном вари­анте сказки? Совпадают ли эти описания?

1. «У моря-лукомория стоит дуб, а на том дубу зо­лотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет»

$ 2. «На горе два борова грызутся, а меж ними сып­лется золото да серебро».

3 «Из моря выходят 33 отрока — точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом»

— Послушайте фразу из фольклорной сказки: «Царь уехал воевать».

Сравните со сказкой Пуш­кина .

«В те поры война была

Царь Салтан, с женой простяся,

На добра-коня садяся,

Ей наказывал себя

Побе$речь, его любя».

— Здесь мы видим уже отношения между ге­роями, в сказке появляется романтическая лю­бовь, не характерная для русских народных ска­зок.

$

Послушайте:

«Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах».

Сравните с фольклорной записью.

— Едет мимо корабль… .

— Новый корабль…

— Третий корабль, так же.

— А теперь сделаем вывод.

$ — Мы увидели, что фольклорная запись сухо со­общает нам о событиях; никаких чувств, эмоций, переживаний, В сказке Пушкина появляются ро­мантическая любовь, описание природы. Многие слова и выражения показывают отношение автора к описываемым событиям.

— Ребята, а какой новый персонаж появляется в сказке Пушкина? (Царевна Лебедь)

— Все превращения и чудеса не подвластны простому человеку. Всю волшебную силу автор отдает Лебеди. Таким образом, мы видим, что сюжеты ска­зок различны. У литературной сказки есть конк­ретный автор, он — творец.

9. Выявление особенностей литературной и народной сказок$

На доске таблица.

Сказка народная

$

Сказка литературная

$1. Автор — народ

2. Существует в устной форме

3. Каждая сказка суще­ствует в нескольких вари­антах. (Создатель может вносить изменения.)

4. Время создания опре­делить невозможно

5. Народная сказка огра­ничивается опред$еленным жанром:

— волшебная,

— бытовая,

— о животных

  1. Автор – конкретное лицо ( он – творец).

  2. Создается в письменной форме.

    $

  3. Внесение изменений не допускается.

  4. Время создания сказки известно.

  5. Не ограничивается определенным жанром, включает в себя черты бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Далее дети работают$ по вопросам.

— Кто является создателем народной сказки; литературной?

— Прочитайте второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.

— Мы с вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить изменения в литературную (авторскую) сказку?

— Можно ли определить время создания народной (литера­турной) сказки?

— Мы познакомили$сь с жанрами народной сказки. Прочитай­те, что говорится о жанровой специфике литературной сказки.

— Конечно, это не все особенности сказок. Более под­робно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

V. Итог урока. Оценка работы детей

$ Учитель оценивает работу детей. Приглашает посмотреть выставку книг А. С. Пушкина с целью дальнейшего знаком­ства с его произведениями.

1

Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он, как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря поэт и критик Аполлон Григорьев утверждал: «Пуш­кин — это наше все».

VI. Домашнее задание.

  1. Вспомнить, в какой сказке А. С. Пушкина есть поговорка «Не садися не в свои сани».

  2. Прочитать отрывок из рассказа об А. С. Пушкине «Поступление в лицей», стр. 118-122. Решить задачи №1 и 2 на стр. 132.

Учитель русского языка и литературы Хачанова Наталья Борисовна Тема урока «Литературная сказка как особый жанр и ее отличия от фольклорной»(на примере произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Решаемые учебные проблемы:

— определить истоки литературной сказки А.С. Пушкина.

-раскрыть 3 гипотезы возникновения сказки

-раскрыть исконно русское в характерах главных и второстепенных героев

— формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению

-познакомить с авторской позицией в сказке

-уметь в процессе анализа сказки выделять языковые особенности

Задачи для учеников

— познакомиться с различными мнениями по поводу создания сказки А,С,Пушкина, определить, какие герои носят исконно русские черты и для каких целей А.С.Пушкин вводит в сказку второстепенных героев, раскрыть особенности литературного языка сказки.

Тип урока по форме: диалогический.

Тип урока по содержанию: поисковый , исследовательский.

Оборудование: интерактивная доска для сопоставления героев и сюжета сказки у Бр. Гримма и А.С.Пушкина ,прослушивание отрывка выразительного чтения сказки для обучения учеников выразительному чтению и более глубокому осмыслению.

Результаты изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»:

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(произведения других авторов русской и зарубежной литературы, интернет -ресурсов,)

Метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

Понимание ключевых проблем при изучении произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы, понимание связи сказки с фольклором и ее принципиальное отличие ,понимание темы, идеи, духовно-нравственных ценностей русской литературы с ценностями других народов, понимание авторской позиции, определение собственной интерпретации и своего отношения к ней, осмысленное чтение , умение отвечать на вопросы по прочитанному или услышанному тексту,

Перечисленные запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах изучения произведения «Сказка о мертвой царевне…»

Виды деятельности : самостоятельное чтение, нахождение изобразительно выразительных средств, художественных приемов создания и характеристики персонажей сказки, сопоставление авторского отношения действующим лицам и их поступкам, выполнение письменной работы в рабочей тетради, взаимопроверка, определение и нахождение исконно русского в быте ,характерах и в выборе героев автором, определение своего отношения к героям, аргументация своего выбора.

Ход урока

1.Организационный момент( проверка готовности к уроку)

Предтекстовой структурный элемент урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока:

Учитель объявляет тему урока, знакомит учеников с общими целями и задачами, с учебным материалом урока(вспоминаем прошлый урок ,где мы познакомились с биографией поэта и с самим текстом сказки).

Этап 2. Подготовка для вхождения в текст произведения, актуализация ранее полученных знаний, проверка (частичная) домашнего задания.

Актуализация раннее полученных знаний.

Текстовой структурный элемент урока:

Учитель информирует учеников об основных учебных проблемах, связанных с созданием сказки и о тех мнениях -гипотезах, которые имеют место быть.

Вхождение в тему:

Со сказкой А.С.Пушкина мы с вами познакомились на прошлом уроке, сегодня же мы обсудим более подробно происхождение сказки, поговорим о новом для нас жанре литературной сказки ,о ее характерных особенностях ,о языке .

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы раньше, чем сказка Пушкина . Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

Гипотезы о происхождении сказки:

1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — это обработанный повтор народной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западно-европейской культуры.

Давайте вспомним, какие черты, характерные сказке ,мы нашли в литературной сказке Пушкина

4. Мачеха умирает от зависти

5. Сказка написана в прозе

5. Написана в стихах, выразительным литературным языком

Учитель говорит о поставленных задачах урока, уточняет формы работы: что и как будут делать школьники на уроке, определяет форму обратной связи: в какой форме будут подводиться итоги деятельности ученик.

Вспомним особенности жанра сказок, тематику, композицию и сюжет и особенности языка.

Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё, что невозможно в реальности -чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения).

Но самая большая ценность сказки — это непременное торжество добра и справедливости в финале.

Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.

Восприятие и запоминание сказки облегчает и её построение: цепная композиция и троекратные повторы (троекратное обращение Елисея к силам природы). События следуют одно за другим в строгой последовательности, а напряжение с каждым повтором всё нарастает, приводя к кульминации и развязке — победе доброго начала.

Практикум

Чем же отличается литературная сказка от фольклорной ?

Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Работа с текстом

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна — добро, обратимся к эпизоду, в котором наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

1).Эпизод.»Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Найдите в тексте те художественные средства ,посредством которых Пушкин выражает исконно русское в своих персонажах ,вспомните , какие черты характера свойственны богатырям, прочитайте строки, где видно отношение братьев к царевне .

Язык персонажей сказки подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. Найдем строки_ «хозяюшкой она в терему меж тем одна уберёт и приготовит». При описании царевны очень часто употребляется эпитет «тихая»: «тихомолком расцветая», «тихо молвила она», «тихонько улеглась», «дверь тихонько заперла», «потихоньку прокусила», «тиха, недвижна стала», «тиха, свежа лежала». Царевна скромная, доброжелательная, ласковая девушка, красивая, соблюдающая правила народного этикета

(«честь хозяям отдала…»), трудолюбивой («все порядком убрала»), религиозной («засветила Богу свечку»), верной своему жениху («Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей «).Мы видим не просто сказочные персонах ,а истинно пушкинский идеал .

Заключение Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке? (предложены смайлики, дети делают свой выбор и прикрепляют на доску)

Исследовав текст и узнав много нового, мы можем сделать вывод ,что в пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героям, природе ,животным , здесь мы видим позицию автора ,чего нет в фольклорной . В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер своих героев .

Таким образом ,сохранив тесную связь со сказкой народной, в произведении гениального Пушкина она обрела самостоятельность и художественную неповторимость.

Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кластер .Оценивание -рефлексия.

Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке? (предложены смайлики, дети делают свой выбор и прикрепляют на доску)

Улыбочка

Домашнее задание .урок 26 в рабочей тетради, отрывок наизусть.

Сравнение и анализ жанра фольклорной и литературной сказки. статья по чтению на тему

Сравнение и анализ жанра фольклорной и литературной сказки.

Сказка — это один из древнейших видов словесного искусства.

Фольклорная сказка в, отличии от других жанров устного народного творчества — вид устной народной прозы с установкой на недостоверность повествования (вымысел).

Исследователями фольклора давно установлено ,что волшебные сказки разных народов имеют общую стереотипную структуру; стереотипность

сказки — это богатый и разнообразный материал , демонстрирующий удиви-

тельное сходство , иногда даже совпадения в сказках самых разных народов.

Поэтому открытым остаётся вопрос об её оригинальности . Исключает ли

стереотипность сказки её оригинальность? Разумеется, нет. Нельзя говорить

об оригинальности сказки не, зная её стереотипных элементов. Стереотип-

ность не относится к явлению схематического порядка, случайность состав-

ляет сущность сказки.

Выдающийся исследователь фольклора Владимир Яковлевич Пропп в своих трудах « Морфология волшебной сказки », « Исторические корни волшебной сказки и многих других изучил историческую базу и предпосылки ,вызвавшие к жизни волшебную сказку. Так же В. Я. Пропп, проанализировав структуру волшебной сказки, сформулировал её основные принципы и функции.

Принципы волшебной сказки по В.Я. Проппу:

  1. Постоянными, устойчивыми элементами являются функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
  2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.
  3. Последовательность функций всегда одинакова. [28, с. 8]

Функции волшебной сказки по В.Я. Проппу:

  1. отлучка кого-либо из членов семьи,
  2. запрет, обращение к герою,
  3. нарушение запрета,
  4. выведывание,
  5. выдача,
  6. подвох,
  7. невольное пособничество,
  8. вредительство или недостача,
  9. посредничество,
  10. начинающееся противостояние,
  11. герой покидает дом,
  12. даритель испытывает героя,
  13. герой реагирует на действия будущего дарителя,
  14. получение волшебного средства,
  15. герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения,

предмета поисков,

16. герой и антагонист вступают в борьбу,

17. героя метят,

18. антагонист побежден,

19. беда и недостача ликвидируются,

20. возвращение героя,

21. герой подвергается преследованиям,

22. герой спасается от преследования,

23. герой не узнанным прибывает домой или другую страну,

24. ложный герой предъявляет необоснованные притязания,

25. герою предлагается сложная задача,

26. задача решается,

27. героя узнают,

28 ложный герой и антагонист изобличаются,

29. герою даётся новый облик,

30. враг наказывается,

31. герой вступает в брак. [29. с.16].

Естественно, не во всех волшебных фольклорных сказках присутствуют все 31 функции, некоторые встречаются очень редко (например, подвох, мечение героя), а другие же встречаются несколько раз в одном произведении ( например, даритель испытывает героя, герою предлагается сложная задача).

Выделенные В.Я. Проппом мотивы признаются и современной фольклористикой.

Пропп изучал не только структуру фольклорной сказки, но и её исторические предпосылки. Исторической основой фольклорной сказки (по В.Я. Проппу) являются мифы, обряды, формы первобытного мышления и некоторые социальные институт. Особое внимание в его работах уделено области обрядов и мифов. Мифология есть отражение общественных сил и сил природы. Оно может быть двояким: познавательным и выливается в догматах или учениях или волевым и выливаться в акты или действия ,имеющих своей целью воздействовать на природу и подчинять её себе. Такие действия называются обрядами или обычаями. Между сказкой и обрядами имеются различные формы отношений, разные формы связи. Самый простой случай — это полное совпадение обряда или обычая со сказкой. Этот случай встречается редко. Чаще встречается переосмысление обряд, когда одним из элементов обряда, ставший в силу исторических изменений ненужным или непонятным, заменяется другим, более понятным. Например, в сказке « Ослиная шкура» героиня путешествует, завернувшись в ослиную шкуру. Пропп связывает это с древним обычаем, когда умерших заворачивали в шкуры животных. Обычай отмер, но его проявления остались в сказке.[ 28. с.25]. Особым случаем переосмысления считается сохранение всех форм обряда с придачей ему в сказке противоположного смысла, обратной трактовки. Сюжет иногда возникает из отрицательного отношения к некогда бывшей исторической действительности. Например, герой спасает девушку, приносимую в жертв , но в древности это была жертва чтобы боги послали хороший урожай . Спасая её, в действительности герой ставил под угрозу жизнь всего племени, и его, естественно не пощадили бы.[29. с.25].

Если связь сказки с мифом лишь обозначен в работах Проппа, то связь с обрядом описана очень подробно.

Компонентом волшебной фольклорной сказки являются параметры

внутреннего мира сказки, прежде всего пространственное (неопреде-

лённо удалённое, разделённое на два мир ). Сказка не знает описаний

внешности. Внутренние состояния и внешние качества передаются фо-

рмулами ( пошел невесел…. голову повесил , ни в сказке сказать, ни пе-

ром описать). То же относится к природно-предметному миру. Любая ха-

рактеристика (дремучий лес) присутствует лишь тогда, когда она функциональна (лес — препятствие для героя).

Беглый взгляд на фольклорную сказку показывает, что многие сказоч-

ные мотивы восходят к различным социальным институтам. Среди них

особое место занимает обряд инициации, а именно посвящение юношей во взрослые члены племени при наступлении половой зрелости. Например, сказки « Мальчик с пальчик», « Синяя Борода», « Кот в сапогах », « Рикке с хохолком» а также почти все остальные восходят к обряду посвящения. Что такое посвящение? В. Я. Пропп объяснял это как один из институтов, свойственных родовому строю .Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился его полноправным членом и получал право вступать в брак. Такова социальная функция этого обряда. Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал новым человеком. Обряд сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма пройденного обряда. Мальчик проходил строгую и длительную школу. В сказках к комплексу посвящения восходят следующие мотивы : увод или изгнание детей в лес, или похищение их лесными духами, избиение героев ягой, отрубание пальца , показывание оставшихся мнимых знаков смерти, разрубание и оживление, получение волшебного средства или помощника, лесной учитель, хитрая наука . Эти мотивы позволяют утверждать, что цикл инициации — древнейшая основа фольклорной сказки.

Все эти мотивы, взятые в целом, могут слагаться в бесчисленное множество самых разнообразных сказок.

Другим циклом мотивов, обнаруживающим связь со сказкой,

является цикл представлений о смерти. Его мотивы: чудесное рождение,

отправка в путь с железной обувью, лес как вход в иное царство,

угощение у яги, дальний путь на коне, орле или лодке. Это представление о смерти настолько тесно связано с обрядом посвящения, что в описании Проппа одно без другого не рассматривается. Например, сказочный лес, с одной стороны, отражает воспоминания о лесе, как о месте, где производился обряд посвящения, с другой стороны как о входе в царство мёртвых.

Сложение этих двух циклов мотивов даёт почти основные слагаемые сказки. Если представить себе всё то, что происходило с посвящённым и рассказать последовательно, то получится композиция, на которой строится волшебная сказка. Если рассказать последовательно всё то, что происходит с умершим, то получится тот же стержень. Оба эти цикла вместе дают почти все основные элементы сказки. То, что в обряде посвящения рассматривалось как реальное перевоплощение через временную смерть, в сказке предстаёт в переосмысленном виде — в виде чудесных событий, превращений и волшебства. В отличие от других фольклорных жанров (былины, лирической песни) сказка после исчезновения обряда инициации стала, не связана с отражением реальности.

Все исторические основы, принципы и функции волшебной сказки

В. Я. Пропп рассматривал относительно народной, фольклорной сказки, а литературная (авторская ) сказка имеет свои особенности. Литературная сказка тесно связана с народной: темой, сюжетом, мотивами, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность

и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей : в жанровых приёмах , в трактовке чудес. Следует отметить, что большинство литературных — сказок обработанные народные, которые будущие авторы записывали со слов фольклорных рассказчиков. С развитием общества стала изменяться и литературная сказка, она стала более современной. Пропали характерные для фольклорной сказки архаические элементы ( двоемирие , формулы внешнего и внутреннего состояния ), но с другой стороны они имеют хорошо знакомую детям структуру фольклорной сказки ( например, зачин , троекратные повторы ) . Внутренний мир сказки обрамляют не лес с Бабой Ягой , а город , квартира , магазин, детям более знакомые и понятные. Действие разворачивается не в неопределённо удалённом пространстве, а рядом с ними в такой же, как у них комнате, в таком же дворе. Герои литературной сказки — не лишенные внешности и психологизма образы, а образы их сверстников, реальных людей со своим прошлым и будущим. И этот вполне реальный мир становится для ребёнка сказочным. Герою литературной сказки не обязательно идти за тридевять земель, чтобы случилось чудо. Но от фольклорной сказки сохранились испытания героя — мальчика или девочки; борьба с антагонистами (злыми соседями) и победа над ними.

Таким образом, фольклорная сказка имеет жесткую структуру и генетически связана с обрядом посвящения и представлениями древних о смерти. Как фольклорный жанр сказка имеет особый отличительный признак — установку на вымысел.

Литературная сказка, взяв за основу основные положения народной

сказки, расширила её рамки, сделав содержание приближенным

к реальной жизни, но оставив неизменным наличие волшебства и фан-

тастики.

  1. Воробьёв В.В. Лингвокультурология. М., 2006

2. Мельман Л.А. Устное народное творчество в начальной школе. Н — Новгород, 1996.

3. Найдёнов Б.С. Значение русской народной сказки для воспитания и образования детей школьного возраста. М., 1972.

4. Пропп В.Я. Исторические корни сказки. Л., 2004.

5. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2011.

6. Турсунова И.А. Язык сказок. М., 1995.

В чём отличие литературной сказки от фольклорной? А в чём сходство?

) Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).

2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

В чем проявляются фольклорные традиции литературной сказки?

1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя, спасение волшебных животных-помощников и т. д.).

2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его помощник, отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.

3) Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).

4) В использовании народных средств поэтической речи:

•постоянные эпитеты (добрый молодец, ),

•троекратные повторы (у Пушкина: «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),

•словесные формулы,

•фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т. д.

Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.

Чем литературная сказка отличается от народной?

1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей

4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки — это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки

5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит

6) Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие

https://www.lit-studia.ru/articles/9.html

Инфоурок

› Литературное чтение ›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему » Отличие народной сказки от литературной»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Описание слайда:

    «Отличие народной сказки

    от литературной (авторской)»

    Презентация к уроку

    литературного чтения на тему:

    Выполнила

    Карельская И. Н.

    учитель начальных классов

    Приморского района

    города Санкт-Петербурга

  • 2 слайд

    Описание слайда:

    Что такое фольклор?

    1) Фольклор — это устное

    словесное и музыкальное

    народное творчество.

    2) Фольклор — это совокупность

    обычаев, обрядов, песен и других

    явлений быта народов.

  • 3 слайд

    Описание слайда:

    жанры

    календарные

    песни

    пестушки

    прибаутки

    сказки

    поговорки

    потешки

    колыбельные

    песни

    загадки

    частушки

    заклички

    игры

  • 4 слайд

    Описание слайда:

    Сказка — это жанр устного народного творчества,

    с вымышленным сюжетом

    и волшебными героями,

    со счастливым концом и поучением.

    Сказки делятся на авторские и народные, которые

    не имеют автора.

  • 5 слайд

    Описание слайда:

    Отличия литературной сказки от народной:

  • 6 слайд

  • 7 слайд

    Описание слайда:

    У литературной сказки есть автор, а у народной-автор неизвестен, это — сам народ!

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  • 10 слайд

    Описание слайда:

    Сходства литературной сказки и народной:

    1) Добро побеждает зло, герои сказок наказывают злодеев.

    2) В сказках есть сюжет, мораль, поучение.

    3) И литературные, и народные сказки делятся на три вида: волшебные, сказки о животных и бытовые.

  • 11 слайд

    Описание слайда:

    4) В обоих видах сказок есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.

    5) В обоих видах сказок есть герои и их помощники, злодеи-антиподы героев, и испытания, которые проходят герои.

  • 12 слайд

    Описание слайда:

    От сказки народной

    к сказке авторской…

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

  • Выберите категорию:
  • Выберите класс:
  • Выберите учебник:
  • Выберите тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Тема: Мир народной сказки

Похожие материалы

  • А.Барто «Разлука». «В театре»

  • Как научить школьников анализировать басню? Рабочий лист педагога.

  • Подготовка учащихся к подробному и краткому пересказу текста.Рабочий лист.

  • Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 класс УМК «Школа России»

  • Открытый урок по литературному чтению на тему «Матери» И. Бунин (технологическая карта)

  • Презентация по литературному чтению 1 класс Кривин «Почему А поётся, а Б нет.

  • Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «Мои самые близкие и дорогие»

  • Урок литературного чтения во 2 классе «Мои самые близкие и дорогие»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5102133 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Часть 2. ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА А.С.Пушкина И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

2.1. Авторская сказка.

Поскольку одной из задач работы является сравнение сказки фольклорной и литературной, определим, что такое литературная сказка и в чем ее особенности.

Литературная сказка возникла из сказки фольклорной, своими корнями она уходит в устное народное творчество, но и одновременно является произведением авторским, что определяет ряд жанровых особенностей литературной сказки.

В современном литературоведении нет определения литературной сказки. Словари литературоведческих терминов рассматривают сказку литературную как разновидность сказки фольклорной, отмечая, что авторская сказка имеет свои особенности.

«Литературная (авторская) сказка тесно связана с народной темой, сюжетом, мотивом, нередко и стилем. В творчестве писателей сказка обрела самостоятельность и художественную неповторимость, хотя и удержала в себе ряд фольклорных особенностей в жанровых приемах, в трактовке чудес. Возникновение авторских сказок ознаменовало высокий подъем профессиональной литературы и ее движение на пути народности к национальной самобытности.

Поэтика и стиль авторских сказок очень разнообразны: это сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-пьесы, сказки-притчи, сказки-басни, сказки-стихотворения и другие».3

Жизнь наших российских современников была так или иначе пронизана с детства поэзией, стихами Пушкина. Мы их с удовольствием или по школьной обязанности заучивали, запоминали, но мало задумывались об их

истинном содержании. До сих пор мы в лучшем случае были очарованны звуками пушкинской поэзии, не очень осознавая и умом и сердцем, что именно для этих звуков дивных он «жизни не щадил».

«Пушкин в сути своего народа, страны, ее уклада жизни, привычек и дел, темных и светлых, всегда хотел разобраться, а, поняв, оставил нам пророческое видение не только тогдашней, но и теперешней жизни.

Форма сказки привлекательнее, понятнее и сильнее, нежели, хотя и точное, но скучное описание реальной жизни. Сказка дает простор для явных обобщений, предсказаний и советов. К ней и прибегнул поэт.

У Пушкина сказка — жанр поэтического разговора с читателем, часто скрывающий наиболее опасные в политическом и социальном смысле слова и мысли. Мысли глубокие и, как правило, выражающие национальный характер русского человека.

Сказки Пушкина последних лет его жизни — это своеобразная образная модель поведения русского человека в соседстве ведомых ему и совсем неведомых сил».4

Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. Сегодня исследователи рассматривают сказки как один из циклов в творчестве А.С. Пушкина, наряду с «Маленькими трагедиями» и «Повестями Белкина». Связывают эти циклы «грозные вопросы морали».

Итак, Пушкин — «моралист», «пора уже произнести это слово», — говорила Ахматова. «Моралистом» и проповедником он выступает и в своих сказках. В них изложен тот нравственный кодекс, который Пушкин почитал, в который верил.

2.2. Понимание народности в сказках А.С. Пушкина

В произведениях Пушкина национальное содержание обозначилось

очень рано. В 1828 году молодой ученый И.В. Киреевский первым определил, что развитие творчества Пушкина состоит в стремлении «отражать в себе жизнь своего народа».5 На протяжении XIX века об этом много было сказано писателями и литературоведами.

Понимание народности литературы самим Пушкиным многогранно. Поэта волновали такие ее проявления, как популярность и всечеловечность (он отмечал это у Шекспира, Кальдерона, Расина и других европейских писателей). Важнейшим признаком народности Пушкин считал национальное своеобразие и демократизм. Поэт связывал народность не только с языком, историей и бытом, но главное — с внутренним миром, духовной сущностью народа. Он отмечал: «Один из наших критиков, кажется, полагает, что народность состоит в выборе предметов из отечественной истории, другие видят народность в словах, то есть радуются тем, что, изъясняясь по-русски, употребляют русские выражения. Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». И советовал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».6

В русской сказке Пушкин ценил многие черты, связанные с самовыражением народа, своеобразием его художественного мышления: «живописный способ выражаться» и «веселое лукавство ума», «здравомыслие» и «русское раздолье языка».

«Поэт тонко чувствовал стилевое отличие устной сказки от сказок лубочных — красочно иллюстрированных изданий на грубой бумаге (первоначальный материал — липовый луб), предназначенных для народного чтения. И не случайно, развивая эпические возможности отечественной

литературы, Пушкин выделил в русском фольклоре, прежде всего сказку».7

2.3. Социальная тема в сказках А.С. Пушкина

В фольклоре социальная тема прежде всего развита в сатирической сказке. Ученый Азадовский верно заметил о Пушкине: «Его влекла не только сказочная фантастика, но он остро чувствовал и социальную природу сказки и ее связь с реальной жизнью».8 Социальная проблематика ярко проявилась в первой и последней сказках Пушкина. Конфигурация повествовательных схем обеих однотипна, она соответствует очень распространенному типу сюжета: договор, заключенный между двумя неравноправными сторонами (у Пушкина между попом и работником, между царем Дадоном и волшебником), и стремление одной из сторон к невыполнению невыгодной для себя части этого договора («поп хочет лоб от расправы избавить и Балду-то без расплаты отправить»).

«Сатирические сказки о попах, и среди них сюжет о попе и наемном батраке, в том виде, в каком они существовали в XIX веке, выражали народную оценку наиболее поздних общественных отношений, порожденных крепостнической эпохой. Их критический смысл был самым актуальным во всей системе фольклора, а именно эту сторону Пушкин заострил в своей литературной сказке. Исследователи подчеркивали, что в первой сказке Пушкина народность содержания и формы приходят в едва ли не максимально возможное для сказки в стихах гармоническое соответствие,

однако позиция поэта в этой сказке не исполнительская (фольклорная), а авторская».9

Отмечая литературные признаки, нельзя забывать, что Пушкин в основном использовал в своих сказках уже готовые фольклорные сюжеты. Сказки-поэмы вместе с содержанием впитали и фольклорные особенности эпической формы.

2.4. Сказки А.С. Пушкина выражение национального характера.

Нетрудно уяснить для себя простую истину: пушкинские сказки — это быль о русском народе, о его исторических и психологических ценностях, о его слабостях и его упорстве, о его постоянстве и душевной целостности.

Социальное или иное общественное положение того или иного героя сказки не имеет значения. Все герои — люди нашей страны, нашего царства-государства. И потому их связь между собой, характер и манера поведения — узнаваемы всегда и во все времена.

В этих сказках собственно сказочны лишь стиль изложения и какие-то сюжетные повороты. Поведение же героев, их отношения между собой, их восприятие духовного и материального, их понятия о чести и совести, о жадности и алчности, о возмездии,которое неизбежно настигает всякого кто жаждет богатства и почестей любым путём, — пронизывают жизненные дороги каждого из нас. И будут ещё долго пронизывать.

Самым трудным для поэта, видимо, было понять самому и донести до нас мысль о том, каким образом люди, одни из которых исповедуют больше зла, нежели добра, могут соединяться, взаймодействовать и проживать совместно с теми, кто, наоборот, несёт собой в мир только добро и никакого зла?

Удивительно, но только, видимо, в России нет каких-то определённых традиционных нормативов поведентя людей, нет никаких вроде бы внешне закреплённых правил поведения, устойчивых обрядов и традиций. И нет почити никакой раницы в психологической ориентации человека — в его восприятии добра и зла. Такое, наверное, возможно не у всех народов. У нашего, русского, оказалось возможно. Поведенческая модель в пушкинских сказках выстроена вполне определённо. Лна как духовная основа, как тот внутренний стержень, на который наматываются все частные отклонения и срывы.

Неповторимый тип того национального характера, занимающий своё место среди других национальных характеров, сложившихся в течение сотен и тысяч лет шлифовки и становления — русский народ.

Из пушкинских сказок следует, что в характере каждого человека, а российского особенно, заложены три фундамента, сдвинуть, изменить или преобразовать которые не представляется возможности.

Первый — абсолютная привязанность к среде своего обитания, к среде своего проживания.

Второй — чувство личной свободы и дичного достоинства.

Третий фундамент, составляющий основу человеческого характера русского человека, — чувство веры.

В пушкинских сказках, как нигде в его произведениях, с наибольшей полнотой и яркостью выраженвы именно эти и производные от них свойства русского характера, русской души.

Отмечаются в сказках Пушкина и другие качества русского человека — его настойчивость и упорное стремление к ткм идеалам красоты, мечты, которые он несёт в своей душе или в сознании. При этом замечательная черта — умение постоять за себя, достоинство и независимость в своих действиях тогда, когда ты — хозяин своего положения.

Эти качества с поэтической выразительностью и изаществом поэт раскрыл пред нами в своей <<Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях>>.

Вся нежнлсть, надёжность и широта русского характера здесь предстала в обликах королевича Елисея и семи богатырей. Эти же мужество и настойчивость в достижении собственной цели видели мы и в поведении молодого князя Гвидона. Доброжелательность и трудолюбие в нелёгком труде моряков показал поэт через своих корабельщиков, плавающих и торгующих по морю-Окияну. Со знанием, достоинством делают они своё дело, знакомясь с жизнью заморских стран и предлагая там свои изделия, дорогие русские товары.

Трудолюбивым и находчивым, умным и лукавым одновременно, заботливым и непритязательным в быту показан Пушкиным его знаменитый работник Балда.

А рыбак из сказкт о рыбаке и рыбке? Человек добрый, незловредный, покорный в своей нужде, трудолюбивый и отзывчивый, с мудрой ясностью в голове и в серце.

И ещё одно удивительное свойство русского характера, внутренние <<закоулки>> его души сказочно убедительно, хотя и весьма скрытно, показал Пушкин — склонность русских к фантазии.

Буйность и широта воображения, как части духовной культуры русских людей, очень плохо соединяются по своим мотивам с размеренно-деловой и строгой организацией труда и быта. Духовная раскрепощённость русского характера — это та сила, которая помогает ему выдержать вековую порабощённость.

Сила художественного воображения, фантазии, веры в чудеса и приметы пышным цветом расцвела в русском характере. Почему? Возможно, всё благодаря той же фундаментальной связи русского человека с землёй. Вести среди простых людей в старину передавались прежде всего страниками, богомольцами, нищими, убогими и блаженными, исколесившими родные земли из края и видившими и слышащими уйму всякой всячины — и привычной, и фантастичной. И спать им приходилось в дороге на сырой земле, и слышать в ночи её вздохи и стоны, и в лесу нередко заставала ночь неутомимых путников. И говорил с ними из ночной тишины и леший, и русалка.

Вот — вполне реальная, каждодневная информация об окружающем мире, которая заполняла все поры, все духовные пустоты трудной жизни русского крестьянина богом забытого сельца или деревушки.

И вот из этих-то повествований и лепились образы живые и трепетные в головах и душах русских людей. <<Мир фантастических грёз не знал границ и пркдела. Он полон сказаний, суеверий, непридуманных былей-чудес, сказочных мечтаний о прекрасном и светлом, обязательно побеждающем злое и тёмное>>.

Таким образом, особенностями пушкинских сказок являются:

— выражение национального характера;

— социальная природа сказки и её связь с реальной жизнью;

Изображение развёрнутых картин быта, жизненной обстановки, которые наполняются глубоким художественным значением;

— отбор сюжетов, в центре которых стоит тема любви и семейного счастья;

— фольклорная типизация в изображении героев;

— понимание национального характера героя;

— композиция произведений, восходящая к композиции поэмы;

Всё это позволяет сделать вывод, что сказки Пушкина — литературные, переработанные автором народные сюжеты, в основе которых лежат сказки фольклорные.

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

  • Сравнение сказок о царе берендее и о царе салтане
  • Сравнение сказок конек горбунок и сивка бурка
  • Сравнение сказок пушкина и жуковского спящая царевна и мертвая царевна сходства и различия
  • Сравнение сказки царевна лягушка и жаба королева
  • Сравнение сказки пушкина о царе салтане с народной сказкой