Рейтинг публикации: популярно (0), полезно (0)
Автор: Побокова Анастасия Михайловна
Содержание
1. Введение
2. Сопоставление сказки Пушкина и сказки Жуковского
2.1. Из истории создания сказок.
2.2. Сравнительный анализ сказок.
2.3. Родственность с народными сказками.
3. Заключение.
4. Список литературы.
1. Введение
Мы знаем, что сказка «Спящая царевна» и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Нам стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у них первоисточники и как они перекликаются с ними. Мы решили сравнить эти произведения.
Цель: сравнить сказки А.Пушкина и В. Жуковского, выявить сходства и различия между ними и первоисточниками.
Задачи:
1. Прочитать сказки;
2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского;
3. Установить их первоисточники;
4. Выявить родство этих сказок с народными;
5. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях;
Объект исследования — тексты: «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро.
Предмет исследования: сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.
Актуальность. В литературе есть статьи литературоведов, исследователей об источниках сказок А.С.Пушкина и В.А. Жуковского (М.К. Азадовский, Ю.М. Соколов, В. Непомнящий), но не рассматривается сравнение этих сказок (или мы не нашли). Эту работу предлагают обучающимся учителя на уроках литературы. М.К. Азадовский утверждает, что в статьях, исследованиях проводится источниковедческое сопоставление, а стилистическое рассматривается мало. И мы провели сравнительный анализ двух сказок и выяснили их близость к народным. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях и новаторстве в народной и литературной сказке.
Методы исследования: анализ художественной, научной, критической литературы; сравнение произведений.
2. Сопоставление сказки Пушкина и сказки Жуковского.
2.1. Из истории создания сказок.
Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин – гениальные русские поэты. Жуковский больше известен как поэт и переводчик, а Пушкин – как поэт, писатель, сказочник. Творческие и личные отношения поэтов – важная страница в истории русской литературы. В течение всей своей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение и привязанность, считал его своим учителем. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал критик В.Г. Белинский. Именно Жуковский предсказал гениальность Пушкина. В 1815 году, прослушав пушкинское «Воспоминание в Царском Селе», в письме к Вяземскому он писал: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти будущему гиганту, который всех нас перерастет». И позже, в 1820 году, в знак признания этого факта, высоко оценив сказочную поэму «Руслан и Людмила», подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…»… Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мертвой царевне…»
2.2. Сравнительный анализ сказок.
Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Предметы сравнения
1. Название.
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
2. Сюжет.
В основу сказок положен сюжет народной сказки.
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А М.К. Азадовский указывает на западно — европейские источники, в частности, на сказку «Белоснежка» братьев Гримм. Но это совпадение только внешнее. Пушкинское творение более поэтичное, выражающее идеи и идеалы русского народа.
Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
Совпадения: Различия:
— беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле;
— причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида;
— зло совершают женщины: старуха-фея и царица (чернавка) — мачеха. Они губят царевен;
— с царевен снимается проклятие;
— царевен пробуждают царские сыновья: царевич Елисей и царский сын (без имени);
— царевны обе красавицы;
— царевичам помогают в поисках царевен: 11 чародеек — 7 богатырей (чисто русские, национальные персонажи у Пушкина);
— царевны пробуждаются — оживают;
— женитьба спасителей на царевнах;
— колдунья-фея и царица- мачеха превращаются в старушек, идя на злое дело;
— Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
— Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
— Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
— Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.
— Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
-У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
В сказках разные места действия: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
3. Композиция
Композиция сказок похожа: как в народных, в них есть зачин.
У Жуковского: У Пушкина:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет. Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Завязка:
У Жуковского: У Пушкина:
встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери. смерть царицы, появление во дворце мачехи.
Развитие действия:
У Жуковского: У Пушкина:
пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца. Сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме 7 богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Кульминация:
У Жуковского: У Пушкина:
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал. Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила.
Сказочная концовка — свадьба, пир.
У Жуковского: У Пушкина:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
4. Форма произведения: сказки написаны в стихотворной форме. Но сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.
5. Художественные средства выразительности
Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях
У Жуковского: У Пушкина:
мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина и др. красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море и др.
Сравнения:
У Жуковского: У Пушкина:
Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор И стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.
Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?; Всех я краше; Он лесного зверя злей.
6. Финал сказок. Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир.
2.3.Родственность с народными сказками.
Как отмечается в литературе, условием шутливого соревнования Пушкина и Жуковского было написать сказку, подобную народной. Рассмотрим, насколько они близки к народным, насколько сохранили их черты и особенности
Отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У стихов есть мерный ритм, т.е. своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуко. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.
Что же роднит их с народной сказкой?
1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.
2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы — говорящие рак и зеркальце.
3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.
4. Троекратный повтор:
У Жуковского: У Пушкина:
нет троекратных повторов.
3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.
5. Магические числа:
У Жуковского: У Пушкина:
одно — царевна спала 300 лет (3 века) 7 богатырей, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.
6. Используются лексические повторы — анафора:
У Жуковского: У Пушкина:
Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо-красоты;
Будешь всем на радость ты
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят
Тот как вкопанный сидит;
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотист
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами
7. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей)
8. Герои делятся на положительных и отрицательных.
9. У Пушкина сохранены мотив верности, поиска возлюбленной, тема преданности и верности.
10. Падчерица у Пушкина, как в фольклоре, трудолюбивая, кроткая, ласковая, религиозная.
11. Авторское отношение только у Пушкина — оно передается через описание героев — это признак литературной сказки. Кроме этого, Пушкин передает собственное отношение к царевне словами «моя душа», к мачехе — через цвет: «на черное дело посылает чернавку, черницу», она «черной зависти полна».
3. Заключение.
Проведя исследование, мы установили, что Жуковский взял за основу литературные сказки – «Шиповник» братьев Гримм (в его переводе «Царевна-шиповник») и «Спящая красавица» французского писателя Шарля Перро, объединил оба варианта и переложил стихом. Он русифицировал сказку, введя некоторые русские народные черты. Но все же в ней чувствуется стилистическая близость к французскому источнику: во-первых, образ феи-колдуньи не характерен для русских сказок; во-вторых, рак-предсказатель вообще не русский образ; в- третьих, преобладают романтические мотивы и элементы.
А Пушкин написал свою, неповторимую литературную сказку. Она отличается сюжетом, героями, языком. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство:
1. Поэт использует устойчивые повторяющиеся формулы. Экспрессивная лексика
3. В тексте обилие глаголов, придающих событиям динамизм
4. Есть авторская оценка героев
5. Ввел в композицию народные обращения-заклинания к силам природы
6. Вводит в сказку реалистические картины жизни царского двора
Мы видим, Пушкин создал истинно народную сказку, она вобрала все традиции русской народной сказки. Обратясь к народным сказкам, он творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство. Несмотря на то, что между сказками о царевнах есть сходства, различий все-таки больше. В пушкинской сказке больше событий, напряженнее сюжет, народный язык, обилие народных выражений, традиционных образов. Написанные по похожему сюжету, они воспринимаются как совершенно разные произведения. В пушкинской — русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига, зависть. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Многие слова пушкинской сказки как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи». С.Я. Маршак говорил: «В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание». Пушкин воспринял от народных сказок гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости.
4. Литература:
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.
Сходства сказок Пушкина и Жуковского
Особенность | Примеры |
1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. | Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона. |
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. | «…Я там был, там мёд я и пиво пил; По усам текло, да в рот не попало». (В. А. Жуковский «Сказка о Берендее») «Я там был; мёд, пиво пил — |
3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. | Например: Спящая красавица – злая фея Царевна – Мачеха |
4. Оборотничество. | Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой. Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц. |
5. Поэтическая форма | В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой. |
Различия между сказками Пушкина и Жуковского
Особенность | У Пушкина | У Жуковского |
1. Мировоззрение авторов | Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу. Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела. Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет. Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта. Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива. | Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя. Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное. Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба. Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы. |
2. Национальный колорит | Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю. Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей. Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни. | Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк). Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой. Для Жуковского человек интернационален. |
3. Отношения героев с миром природы | Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство. Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии. | Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно. Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны. |
4. Стилистическое новаторство | Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных. Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком). Используется психологическая деталь. | Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями. |
5. Авторское отношение | Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный». Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц. | Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица. |
Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.
Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.
Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.
Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.
План – конспект урока литературы в 5 классе
«Сопоставление «Сказки о мертвой царевне
и семи богатырях» А.С. Пушкина и
«Спящей царевны» В.А. Жуковского»
Автор: Сиякина Нафиса Равиловна
Организация: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Тетюши
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цели:
Деятельностная: Формировать умения сравнивать, обобщать выводы о сходствах и об отличительных особенностях авторских сказок на примере произведений А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Содержательная: изучить сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», рассмотреть сходства и отличительные особенности авторских сказок на примере произведений А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностной сферы ученика в ходе работы с ценностными понятиями «добро» и «зло», «долг», «совесть»; воспитание любви к авторским и народным сказкам; научить готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: ученик научится: целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных ориентиров действий в новом учебном материале;
Ученик получит возможность осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД: развивать умения анализировать и сравнивать изученные сказки между собой, соотносить их с народной сказкой; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в учебнике и словаре; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме.
Коммуникативные УУД: ученик научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме;
ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.
Предметные: знать содержание сказок; владеть литературоведческими терминами «сравнение», «народная и литературная сказка»; уметь воспринимать, анализировать и сопоставлять авторские сказки; уметь формулировать идею, проблематику произведений и давать характеристику героям.
Необходимое оборудование: Литература. 5 класс. Г.С. Меркин. – ООО «ТИД «Русское слово», 2011
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?
Всякое уменье трудом дается
Ученик. Я думаю, эта пословица гласит: чтобы уметь выполнять разные дела, нужно этому учиться.
Ученик. А я считаю, что для этого мы в школе должны хорошо учиться, много трудиться.
Ученик. Я хочу добавить, что только благодаря упорному труду можно научиться всему.
Учитель. Вы готовы трудиться? Готовы начать урок?
Ученик. Готовы.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. Проверим домашнее задание. Вам было дано задание на выбор: Составить цитатный план сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» или ответить на вопросы. Ребята, составившие цитатный план, садятся по правую руку от меня, а те, кто подготовил ответы на вопросы – по левую руку. Слово предоставляется группе, которая составила цитатный план. Отвечает капитан группы.
Ученик. Мы составили следующий план:
«Царь с царицею простился…»
«Царь женился на другой…»
«Но царевна молодая, тихомолком расцветая…»
«А царевна все ж милее…»
«Вот Чернавка в лес пошла…»
«Будь нам милая сестрица…»
«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
«…Нищая черница ходит по двору с клюкой…»
«В руки яблочко взяла»
«…Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»
«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
«Гроб разбился. Дева вдруг ожила…»
«Свадьбу тотчас учинили…»
Учитель. Прослушаем ответы тех, кто отвечал на вопросы. Слово предоставляется второй группе. Первый вопрос: Какое настроение вызвала у вас сказка А.С. Пушкина?
Ученик. Читая сказку, мы приобщаемся к волшебству, забываем о неприятностях, переносимся в чудесный мир. Начиная с присказки, мы ждём развития событий, а потом спешим дочитать до конца, когда зло наказано, а герои празднуют победу. Испытания персонажей заставляют нас переживать за них, злобные выходки отрицательных героев будят чувство справедливости, негодования. В сказке Пушкина мы ещё и окунаемся в мир поэзии, легко читая необыкновенно красивые стихи. Настроение меняется по мере происходящих событий. Жалость к сироте царевне сменяет возмущение поступками злобной мачехи. Переживая, отправляемся на поиски вместе с королевичем Елисеем, благодарим ветер за помощь, солнышко и месяц-за наблюдательность. Опечаливает гибель Соколко, пёс не спас царевну, горюем с богатырями, потерявшими сестру названую. Но потом нас охватывает радость, Елисей спас царевну. Наступает время веселья-пир на весь мир. Настроение замечательное, добро торжествует. Нас наполняет оптимизм, жизнь полна чудес и волшебства.
Учитель. Послушаем ответ на второй вопрос. Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?
Ученик.
Как герой этой сказки, нам больше всего понравилась сама царевна. Она красивая, нежная, добрая, хозяйственная и красивая.
Злая ведьма у меня вызывала плохие чувства, потому что она коварная, сварливая и мстительная. Ведьма отличается от всех героев этой сказки.
Учитель. Молодцы, все выполнили домашнее задание. А теперь скажите, на какое произведение похожа эта сказка?
Ученик. Мы затрудняемся ответить.
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1.Выполнил домашнее задание | ||
2. Активно работал в группе | ||
3. Выполнял свои обязанности | ||
4. Соблюдал культуру общения | ||
++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился — у меня не получилось работать в группе | ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, но ты справился — у тебя не получилось работать в группе | |
5.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель. Обратимся к изображениям на экране. Кого видите? Слайд №2.
Ученик. Мы видим, что здесь изображены гениальные русские поэты – Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель. А что изображено ниже?
Ученик. Это кадры из мультфильмов по мотивам сказок «Спящая царевна» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Учитель. Итак, давайте вместе попробуем обозначить тему нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить?
Ученик. Будем говорить о сказках В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях». Слайд №3.
Учитель. А теперь прочитайте вопросы на экране. Слайд №4.
Ученик. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
Ученик. В данных сказках больше различий, чем общего?
Ученик. Какая из сказок ближе к народной?
Учитель. Мы можем с вами ответить на вопросы, которые выведены на экран?
Ученик. Нет, мы затрудняемся.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы? Ученик. Мы будем анализировать текст, сравнивать образы героев.
Ученик. Будем учиться находить сходства и различия народных и авторских сказок.
Ученик. Мы узнаем какая из этих сказок ближе к народной.
Учитель. Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – сопоставить «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящую царевну» В.А. Жуковского». Слайд № 5
V. Реализация построения проекта.
Словарная работа
Учитель. Прежде чем мы перейдём к дальнейшей работе, давайте рассмотрим новое определение. Итак, сегодня мы будем сопоставлять, сравнивать сказки. Что же такое сравнение?
Ученик. Сравнивать – значит находить различия и схожесть.
Учитель. Правильно ребята. Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов и запишем новое определение в словарик.
Ученик. Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия. Слайд №6.
Учитель. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина сказки — русские народные, у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело!»
Да, именно сказку, подобную народной должен был написать каждый из великих поэтов. Слайд №7.
Давайте произведём разбивку на кластеры и вспомним, какие отличительные черты имеет у нас народная сказка. Слайды № 8,9.
Эталон
Ученик. Мы составили кластер, где указали такие отличительные черты народных сказок: борьба добра и зла, бывают положительные и отрицательные герои, есть зачин и концовка, написана в прозе.
Учитель. А теперь посмотрим те аспекты, по которым мы будем с вами сравнивать сказки. (На экране слайд № 10)
Учитель. Ребята, что входит в предмет сравнения?
Ученик. Предметы сравнения: название, сюжет, композиция, форма написания произведения.
Парная работа. Слайды №11,12.
Учитель. Сравнение названия сказки проводим по структуре «Таймд пэа шэа» в парах. Вам даётся ровно минута, чтобы поделиться с соседом по парте мнением о сходстве и различии в названии сказок.
Ученик. У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник).
Ученик. У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (свое название).
Ученик. В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Учитель. А какие различия есть в названии?
Ученик. Царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
Учитель. Перейдём к рассмотрению сюжетной линии. В основу сказок положен сюжет народной сказки. Из каких сказок брали сюжеты В.А. Жуковский и А.С. Пушкин? Слайд №13
Ученик. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Ученик. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах.
Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны.
Учитель. Как же можно проследить путь от сказки народной до рождения авторской? Чтобы ответить на этот вопрос составьте схему из предложенных карточек с понятиями.
Карточка №1.
Разложите понятия в виде цепочки-связи.
Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Эталон к карточке №1.
Прослушивание народной сказки — запись сказки — обработка сказки — авторская литературная сказка.
Учитель. Итак, сначала рассмотрим совпадения и различия в сюжетных линиях обеих сказок. Используем структуру «Финк-райт-раунд робин» («подумай-запиши-обсуди в команде») и заполняем таблицу. Сначала обдумайте, запишите совпадения в тетради. На это вам отводится три минуты. Обсудите свои записи с соседом по парте. Время – 1 минута.
Карточка №2. Слайд №14
Совпадения в сюжете сказок | Различия в сюжете сказок |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Слайд №15.
Эталон к карточке №2.
Совпадения в сюжете сказок | Различия в сюжете сказок |
3. Зло совершают женщины: старуха-чародейка и царица-мачеха. 4. Царевны пробуждаются – оживают. 5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени). 6. Царевны обе красавицы. 7. Женитьба спасителей на царевнах. | 1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я чародейка — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир. 2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок). 3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), у Жуковского – уснула (романтические мотивы). 4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю), у Жуковского — 300 лет спала. 5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку), царевичу Жуковского помогает старик. 6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте, у Жуковского – спит дома. 7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок), у Жуковского — веретено. 8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы). 9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла, у Жуковского злая колдунья исчезла. |
Физкультминутка. Слайд № 16.
Учитель. Ребята, а место действия в сказках разные или одинаковые?
Ученик. Разные, у Жуковского – дворец, бор, у Пушкина – дворец, терем в лесу, пустая гора.
Учитель. Правильно, молодцы. Теперь оцените свою работу на данном этапе.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Какой следующий аспект сравнения?
Ученик. Композиция.
Учитель. Назовите основные элементы композиции.
Ученик. Завязка, кульминация, развязка. Но в сказках ещё выделяют зачин и концовку. Слайд №17.
Учитель. Давайте сравним сказки по этому аспекту. Слайд №18.
Для этого проведем групповую работу. 1 группа работает с текстом сказки В.А. Жуковского (стр.71), вторая – с текстом сказки А.С. Пушкина (стр. 95)
Ученик. Композиция сказок похожа: в обеих, как и в народных есть зачин.
Учитель. Давайте его найдём в сказке В.А. Жуковского. (1 группа)
Ученик. (читает)
Жил-был добрый царь Матвей,
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет,
А детей все нет, как нет. (стр. 71)
Учитель. А теперь его найдём в сказке А. С. Пушкина. (2 вариант)
Ученик. (читает)
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна. (стр. 95)
Учитель. Давайте найдем в сказках завязку.
Ученик. У Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери (чтение стр. 71).
Ученик. У Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи. (чтение стр. 96)
Учитель. Ребята, а как развиваются действия в сказках?
Ученик. У Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.
Ученик. У Пушкина: сватание царевны — девичник- гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме семи богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Учитель. Зачитайте то место, которое является ключевым моментом – кульминацию в сказке Жуковского.
Ученик. На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал. (стр. 80)
Ученик. У Пушкина: Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила. (стр. 110)
Учитель. Молодцы, все правильно. А какие строчки зачитаете в качестве концовок сказок?
Ученик. У Жуковского: Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало. (стр. 81)
Ученик. У Пушкина: И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил. (стр. 112)
Учитель. Ребята, а что общего вы видите в форме произведений? Слайд № 19.
Ученик. Сказки написаны в стихотворной форме.
Учитель. Что различного?
Ученик. Сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом.
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Давайте проверим полученные знания. Я предлагаю вам выполнить графический диктант «Да-нет».
Вы ставите знак + если согласны с утверждением.
Вы ставите знак — если не согласны с утверждением в таблицу.
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А. Жуковского литературные сказки.
- В этих сказках главной героиней является царица.
- Главная мысль сказок выражена пословицей: «Добро не умрет, а зло пропадет».
- В основе создания характеров героинь лежит прием сравнения.
- В данных сказках есть композиционные части: присказка, зачин, кульминация, концовка.
- Царица придумала расправиться с Царевной с помощью отравленного персика.
- Чародейка предсказала, что Царевна заснет, вкусив яблоко.
- Житие – жанр литературы, в котором рассказывается о жизни людей, причисленных Церковью к лику святых.
Учитель. Проверьте себя по эталону.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
+ | — | + | — | + | — | — | Не знаем |
Учитель. Почему вас затруднило последнее утверждение?
Ученик. Мы не знаем, что такое житие.
Учитель. Правильно. Это мы будем рассматривать на следующем уроке. А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.
- балла — нет ошибок; 1 балл — 1-2 ошибки; 0,5 балл — 3 ошибки; 0 баллов — 3 ошибки
VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Ребята, какую учебную задачу мы с вами ставили? Удалось ли ее решить? Слайд №20
Ученик. Итак, на сегодняшнем уроке мы выяснили, что сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – собственно авторские литературные произведения, рассмотрели их сходные и различные черты.
Ученик. Мы выяснили, какая из сказок ближе к народной, это сказка А.С. Пушкина. Во-первых, троекратный повтор. Царица 3 раза обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.
Ученик. Во-вторых, как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей, королевич Елисей). Учитель. Слайд №21. Нужно отметить стилистическое своеобразие сказки Пушкина и его новаторство: экспрессивную лексику, обилие глаголов, придающих событиям динамизм, народные обращения-заклинания к силам природы.
- . Предлагаю составить синквейн, связанный с главными образами двух сказок.
Ученик. (А.С. Пушкин)
Царевна
Добрая, скромная.
Любит, ждет, помогает.
Познакомилась с семью богатырями.
Сказка.
Ученик. (В.А. Жуковский)
Царевна
Добрая, кроткая.
Покоряется, верит, надеется.
Прекрасный образ невесты и дочери.
Красавица.
Учитель. Оцените свою работу, поставьте баллы.
1 б. – если активно работали на этом этапе урока,
0,5 б. – если отвечали, но не на все вопросы,
0 – если не участвовали в беседе.
IX этап. Этап рефлексии
Учитель. Я хочу узнать ваши впечатления от урока и чему сегодня вы научились. Для этого продолжите фразы:
Я научился…
Я узнал на уроке….
Мне было трудно, когда…
Мне было интересно…
Ученик. Я научился сравнивать героев произведения.
Ученик. Мне было трудно, когда писали графический диктант.
Ученик. Я узнал, как анализировать произведение.
Ученик. Мне было интересно заполнять таблицу, особенно, когда нужно было по тексту найти информацию о сходстве и различии в сюжетах сказок.
Учитель. Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?
Учитель. Слайд №22. Запишите домашнее задание:
1. Придумайте свою небольшую сказку;
2. Выучите наизусть понравившийся отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (25-30 строк).
3. Напишите мини-сочинение «Как вы думаете, нужна ли сказка современному человеку?»
Учитель. Слайд №23. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Список используемой литературы
1. Меркин Г.С. Литература. 5 класс. — М.: ООО ТИД «Русское слово», 2011.
2. Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
3. Мультимедийное приложение к учебнику «Литература. 5 класс» Г.С. Меркина.
4. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
5. Соловьева Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс». — М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
6. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс».
Приложения:
- file0.pptx.zip.. 4,3 МБ
Опубликовано: 01.12.2019
Кто изображен на картинах?
Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич П ушкин
Из каких сказок эти иллюстрации? Кто их написал?
Какая тема урока?
?
Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского
Литературоведческий словарь дает определение:
Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно , а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.
Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»
Понравилась Вам сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»? Почему?
Какие герои встречаются в сказке? Опишите их.
Назовите сходства и различия в названиях сказок «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящая царевна» В.А.Жуковского
Сходство
Различие
1. «Спящая» царевна – «мёртвая» царевна: Царевна В.А. Жуковского уснула, а у А.С. Пушкина умерла.
2. У Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья – семь богатырей.
1. В названиях есть общее слово – царевна. Она главная героиня.
Разложите понятия по порядку в виде
цепочки-связи .
Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.
Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка.
Сравните сюжеты сказок
Совпадения
Различия
1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.
5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.
6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.
8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).
9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.
2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.
3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха.
4. Царевны пробуждаются – оживают.
5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).
6. Царевны обе красавицы.
7. Женитьба спасителей на царевнах.
Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон,
Приседание, хлопок.
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Прочитайте и сравните
В сказке
В.А. Жуковского
Зачин
В сказке
А.С. Пушкина
Завязка
Кульминация
Развязка
Концовка
В какой форме написаны произведения?
В стихотворной форме .
Удалось ли авторам создать сказку, близкую к народной?
Что же роднит сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского с народной сказкой?
Что отличает эти сказки от народной?
1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.
2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы — говорящие рак и зеркальце.
3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.
4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.
5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно — царевна спала 300 лет (3 века).
6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей)
8. Герои делятся на положительных и отрицательных.
1. Отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе.
2. Народные сказки не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи.
Повторим.
Тест по сказкам
Домашнее задание
Ответь на вопросы в тетради.
1. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
2. В чем схожесть и различие сказок «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина?
3. Какая из сказок ближе к народной? Почему?
Урок литературы в 5 классе
СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО
Вспомнить всю информацию о сказках
-
В результате чего были написаны «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна»?
(Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной).
-
К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)
-
Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна» похожи или отличаются?
-
Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)
Сравнить — значит найти черты различия, выявить лучшую художественную обработку народной сказки.
-
В чем же будет заключаться наша с вами задача? (выявить черты различия между сказками и лучшую художественную обработку сказки). Для этого мы должны: сравнить название, сюжеты, композицию, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) сказок Пушкина и Жуковского.
— О чем нам говорит название?
У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника? Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?
У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.
— О чем нам расскажет сюжет?
Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.
Различия в сюжете сказок:
-
Кто является причиной бед царевны?
Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).
2. В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?
— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).
— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) — у Жуковского — 300 лет спала.
— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
3. Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите эпитеты. Эпитет — средство речевой выразительности, главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику. Какие из них рисуют предмет более ярко?
Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Делать нечего. Она
Черной зависти полна,
Бросив зеркало под лавку,
Позвала к себе Чернавку.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.
Сказка Жуковского
Дни проходят; дочь растет;
Расцвела, как майский цвет;
Вот уж ей пятнадцать лет…
Что-то, что-то будет с ней!
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном.
Губки алые горят;
Руки белые лежат.
4. Что особенного в художественных средствах выразительности?
— Выпишите сравнения. Сравнение — это литературный прием, помогающий раскрыть образ героя или описать природу, обстановку, место действия с целью создания художественного образа. При сравнении происходит сопоставление предметов друг с другом.Какие из них рисуют предмет более ярко?Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?
Сказка Пушкина
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей.
Сказка Жуковского
От сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой пустился в бор.
Вдруг глядит; отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом.
Вывод:
Что же роднит их с народной сказкой?
1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.
2. В обоих — сюжет волшебной сказки, волшебные ϲᴎлы и предметы — говорящие рак и зеркальце.
3. В ᴏϲʜове сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные ϲᴎлы.
4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к ϲᴎлам природы: солнцу, месяцу и ветру.
У Жуковскᴏᴦᴏ нет троекратных повторов.