Сравнение былины и сказки таблица 4 класс

Сказки, былины. они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. в древней руси, к примеру, первостепенное значение

Сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепенное значение в устном творчестве народа имеют сказка и былина. Сходства и различия между формами, безусловно, обнаруживаются, хотя и та, и другая первоначально воспринимаются как устные произведения, автор которых — народ. В чем же разница? Давайте разбираться!

Сказка и былина. Сходства и различия

Согласно классификации исследователей они охватывают и заключают в себе различные области культуры, разнятся в эстетике потребностей и восприятия. Разберем сходства и различия более подробно.

Определение В. Г. Белинского

Классик российской литературной критики очень тонко определил в своих высказываниях, и былина, сходства и различия данных форм в литературе. В поэме (былине) автор как бы высказывает уважение к предмету описания. Он всегда ставит его на некий высокий пьедестал и желает пробудить у слушателей такое же благоговение. В сказке же поэт преследует цель занять внимание читателя или слушателя, позабавить, развлечь. Так, в первом случае мы имеем важность повествования, отсутствие иронии и шуточек, иногда — пафос. Во втором — рассказчик внутренне смеется над своим повествованием, как бы не веря в то, о чем говорит, что особо характерно для многих русских сказок.

1073176

В чем разница?

Сходство и различие между сказкой и былиной могут быть определены в нескольких ключевых узлах. Сказка в большинстве своем основана на вымыслах. В эпосе совсем иное отображение. Уже само название «былина» выдает отношение автора к описываемому, как к реалиям. То есть это то, что происходило, но в стародавние незапамятные времена (характерно еще одно народное название подобных произведений — старина, то есть то, что было в старину глубокую).

Где происходят события?

В классической былине действия практически всегда происходят на Руси. В сказке события могут осуществляться в некотором царстве, тридесятом государстве (но это необязательно).

Сходство

Сказка отображает облик русского человека с точки зрения морали, его быт и идеалы, борьбу со злом во всех его проявлениях: реальных и фантастических. Рассматривая такие формы устного народного творчества, как сказка и былина, сходства и различия между ними, нужно сказать, что тема борьбы со злом объединяет обе литературные формы, хотя иногда подразумеваются различные ее виды. и справедливость, их восстановление — основная идея многих былин и сказок. При всем различии произведений между ними может происходить сближение в среде народа. Этим можно объяснить и тот факт, что среди былин имеются произведения, имеющие сказочную окраску и характер. Но некоторые былины еще ближе подходят к сказкам по своей сути, так как имеют иронический или шуточный тон повествования, где от близости к сказке былина обретает уже развлекающий характер. Но и при этом былины такого рода (скорее нетипичные для русского эпоса) не были чисто развлекательными по своему жанру. В них высказывались мораль и народная мысль, оценка поступков и характеров персонажей.

1073174

Былина и сказка: сходство и различие. Таблица

Чтобы лучше понять обсуждаемую тему, можно привести небольшую таблицу.

Сходства

Различия

Форма русского устного народного творчества

Фантастическое повествование бытового или волшебного характера

Описание героических подвигов богатырей

Оба жанра существуют с давних времен

Прозаическое произведение

Песенно-стиховая форма

Их сказывали, рассказывали, пели

Обобщенная передача событий глубокой старины

Изначально существовали только в устной форме

Отображали борьбу со злом и нравственные ценности

Она отображает основные сходства и различия литературных форм народного творчества.


slide 3

Сходство: 1.И сказка, и былина существовали в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времен. 1.Сказка – прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта сказки – вымысел. 3.Сказки создаются в прозаической форме. 4.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей (былины называют героическим эпосом). 2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах. 3.Былины обладают песенно- стихотворной формой. 4.Былины «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей. Сказка Былина

slide 4


slide 5


slide 6


slide 7


slide 8


slide 9


slide 11


slide 12


slide 13

Своеобразие художественного мира былин: Былина включает в себя определённого типа «формулы» («поле чистое», «шатры белые», «копьё острое», «конь добрый», «башня наугольная», «скатерти браные», «тетивочка шелковая», «облакоходячее»), на основе которых во многом строится былинный стих: Зачин (указывает на время и место действия) Концовка Повторы Преувеличения (гипербола) Рифма отсутствует (затрудняет естественное течение речи)

slide 14


slide 15


slide 16


slide 17
1. Ответьте на вопросы предложенного вам теста (см. раздаточный материал). 2. Напишите мини сочинение (по картине В.М. Васнецова «Богатыри») «Былинные богатыри как выражение национального представления о героях». 3. Составьте цитатный план былины «Илья Муромец и Соловей — разбойник», опираясь на её структурные части. Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике Встреча с Соловьём-разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-разбойнику Расправа с Соловьём-разбойником


slide 20

Былина
– особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.

В сказке
персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.

Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.

Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.

Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнутьторжественность и сохранить сюжетную линию. Например, однотипные ситуации в богатырских былинах киевского цикла имеют троекратные повторы; «молодецкая сила» «славного»
богатыря Ильи Муромца противостоит коварству «царища поганого»;
в новгородских былинах Василий Буслаевич обладает невероятной силой, а Садко способен опуститься на дно морское и выйти сухим из воды.

Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.

Былина про прекрасную Василису Микулишну

Выводы сайт

  1. Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
  2. Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
  3. В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.
  4. Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
  5. Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.

К числу популярных жанров фольклора относятся сказки и былины. Несмотря на то что они очень похожи, эти жанры имеют каждый свою специфику и были написаны с различными целями. Рассмотрим, в чем сходство и различие сказки и былины.

Краткое знакомство с жанром сказка

К числу популярных жанров русского фольклора следует отнести сказки. Сначала появились сказки о животных, потом — волшебные и социально-бытовые. В чем специфические особенности жанра?

  • Изложенные в ней события воспринимались как вымысел.
  • Цель написания — поучительная, реже — развлекательная.
  • Форма изложения — проза.

Чаще всего сказки передавались «из уст в уста», вот почему конкретных авторов не имеют. Каждый рассказчик мог что-то подзабыть или, наоборот, добавить, поэтому тексты имели множество вариантов.

Описание былины как жанра

Еще один интересный народный жанр — былина, эпическая песня, главными героями были богатыри, князья и прочие защитники простого народа. Противники их нередко наделялись могучей силой. Так, Змей Горыныч — трехголовое чудовище, изрыгающее огонь из своих ненасытных пастей, брал в плен целые деревни русичей.

Выделим коротко ключевые черты жанра:

  • Поэтическая форма повествования, чаще всего тексты писались тоническим стихом с четным числом ударений (2-4).
  • Наличие четкой структуры: запев — зачин — экспозиция — концовка.
  • Герои нередко имели реальные прототипы или воспринимались народным сознанием как воплощение зла.

В целом жанр этот был любим русским народом, ведь в текстах добро всегда одолевало зло.

Общие черты

Рассмотрим сходства и различия сказки и былины. Прежде всего выделим общие черты, присущие обоим жанрам:

  • Отсутствие авторства.
  • Первоначально существовала лишь устная форма изложения.
  • Использование традиционных формулировок и шаблонов.
  • Отображали особенности жизни и быта людей своей эпохи.

Таковы основные сходства сказки и былины. Различия будут описаны ниже. Также отметим, что оба жанра использовали образы фантастических персонажей, которые чаще всего воплощали собой зло (Змей Горыныч в былинах, Баба-яга и Кощей — в сказках).

2132351

Различия

Рассматривая, какие сходства и различия сказки и былины выделяют, отметим, что они были созданы с различными целями:

  • Сказка — для поучения и увеселения слушателей.
  • Былина — для воспевания подвигов богатырей.

Далее, говоря о сходствах и отличиях былины и сказки, следует отметить, что в них действовали различные персонажи. На первый взгляд и те, и другие — объекты вымысла. Однако в сказках герои изначально воспринимались как придуманные. В былинах они нередко имели реальную историческую основу и воплощали в себе идеальные качества народных защитников.

Следующее сходство и различие сказки и былины — в сюжете текста. В былине воспевались подвиги, какие-то исторические события, важные для всего народа, чего не было в сказочных текстах. Последние нередко посвящались конкретному персонажу и его судьбе.

2132350

Пример сравнения

Чтобы еще лучше понять, в чем сходство и различия сказки и былины, сравним два текста — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» и «Марья Моревна». Оба произведения очень интересны и имеют увлекательный сюжет, знакомство с которым будет полезно и детям, и взрослым.

В глаза бросается первый признак, отличающий тексты: сказка изложена прозой, былина — особым стихом.

Далее рассмотрим другие сходства и различия сказки и былины. В начале текстов присутствует указание на место действия. «В некотором царстве, в некотором государстве» — так начинается «Марья Моревна», формула для жанра традиционна и лишена конкретики. А «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» прямо говорит о том, где разворачиваются события — город Чернигов.

Следующее сходство и различие сказки и былины — главные герои. Вроде они оба — и Иван-царевич, и богатырь Илья — смелы, решительны и отважны, но главной целью Ильи является бескорыстный подвиг ради спасения родного народа, а Иван при всех своих положительных качествах все же действует в собственных интересах — желая вернуть себе утраченную супругу.

2132396

Особенности изложения

Рассматривая сходство и различия былины и сказки как жанров русского фольклора, следует отметить, что обе они использовали устойчивые обороты, переходящие из текста в текст:

  • «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
  • «Черным-черно», «серый зверь да не прорыскиват».

Их применение не только создавало особую поэтику, но и помогало запомнить довольно объемные произведения.

Также часто применялись постоянные эпитеты: «добрый молодец», «силушка богатырская», «дорожка прямоезжая».

Сходства и различия сказок и былин говорят о том, что это различные фольклорные жанры, но имеющие много общих черт.

Дата 13.12.13 Класс 2 «В» Предмет Литературное чтение Учитель Пономарева Ирина Юрьевна

Диагностическая цель урока: Систематизация и обобщение знаний по теме: жанровые особенности богатырской сказки и былины.

1. Учить детей обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходимые выводы.

2. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, используя материалы учебника.

3. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при работе в группах.

4. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Этапы урока

Деятельность педагога

УУД

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой

I. Организационный момент

Цель этапа:

— настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

— создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Обращение к обучающимся:

— Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться (слайд 1).

— Каждый урок начинается словами ТЕМА УРОКА… А что значит тема урока….

Тема – это то, о чем будет говориться на уроке, чем будем заниматься.

Поможет определить сегодняшнюю тему поговорка (2 слайд).

Задание 1.

Прочитайте поговорку.

Славна земля богатырями русскими.

— Определите, какое слово будет определять тему урока? (Богатыри).

О ком пойдёт речь сегодня на уроке?

(3 слайд)

Коммуникативные. Слушание собеседника.

Построение понятных для собеседника высказываний.

Познавательные.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Активное слушание.

Рассматривание картины на слайде.

Эмоциональный настрой на урок.

Дети высказывают свои предположения.

Слушание собеседника.

Выдвижение предположений о теме урока.

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

— организовать актуализацию изученных знаний, достаточных для проблемного изложения нового материала

— актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

— зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

III. Постановка учебной задачи

Цель этапа:

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Задание 2.

-Кто такой богатырь?

-Где можно найти значение слова?

Прочитайте, как слово объясняется:

Богатырь 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

— Сколько значений у этого слова?

— Что можем о нём сказать? (Многозначное)-4 слайд.

Задание 3.

— Какой раздел устного народного творчества мы изучаем?

-С какими произведениями познакомились?

Мы прочитали 2 произведения.

Назовите 1 произведение.

Назовите 2 произведение (5 слайд).

Определение темы урока и целей (В ходе обсуждения учитель вывешивает карточки на доску).

Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.

Цели для детей:

1) будем учиться сравнивать сказки и былины;

2) учиться доказывать свою точку зрения;

3) делать выводы;

4) находить нужную информацию из разных источников

Личностные.

Проявление эмоционального отношения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Познавательные.

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Слушают вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Дети отвечают на вопросы учителя, актуализируют полученные знания.

«Сказка про Илью Муромца» и былина «Илья Муромец и Святогор»

Осмысление темы и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Практический этап

IV. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

— организовать уточнение и согласование темы урока

— организовать усвоение учащимися нового материала в группах

Задание 4.

-Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке готовы были встать на ее защиту. В стихах, песнях, пословицах прославляли любимую Родину.

Интеллектуальная разминка

(Учитель делит класс на 5 групп, дает каждой группе по 1 первой части пословицы и 5 вариантов концовок).

-У вас листочки с половинками пословиц. Соберите пословицы. Дайте свое толкование пословицы (слайд 6, 7)

Своя земля и

Чужбина – калина

На чужой сторонушке

Для Родины своей

Родина мать

Родина – малина

Умей за неё постоять

Ни сил ни жизни не жалей

И в горести мила

Рад своей воронушке

Что мы учились делать, какую цель решали?

Задание 5.

Но не только песни, стихи, пословицы слагал народ, но и сказки и былины.

— Как это всё называется? (слайд 8)

Это устное народное творчество.

Динамическая пауза

Познавательные.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные.

Удержание учебной задачи.

Контролирование правильности ответов обучающихся.

Дети размещаются поудобнее для совместной работы.

Обсуждают в каждой группе варианты ответов, выбирают одного из группы, кто будет озвучивать ответ. Дают свое толкование пословице.

Дети акцентируют внимание на поставленных вначале урока целях. Выбирают нужную карточку, объясняют свой выбор.

Дети участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

V. Практическая работа по заполнению таблицы с взаимопроверкой и проверкой учителя

Цель этапа:

— организовать самостоятельную работу учащих

— организовать по результатам самостоятельной работы выявление и исправление допущенных ошибок

— организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

Задание 6.

— Ну а теперь главный вопрос. Как отличить где сказка, а где былина? (слайд 9).

Сейчас приступят к работе 5 групп лингвистов. Каждая группа получает листочек с заданиями, ответы на которые нужно найти при обсуждении в группе или поделившись своими знаниями, или из учебника: тексты произведений или из комментарий перед ними.

Объяснение заданий по группам.

Консультативная помощь группам при затруднениях.

Ответы детей фиксируются в сводной таблице «Сравнения сказки и былины»

Проверка (слайд 10) работы групп.

-Что мы учились делать, какую цель решали?

Познавательные.

Поиск и выделение необходимой информации , с использованием различных источников.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи.

Коммуникативные.

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Обучающиеся работают в группах.

Дети активно обсуждают варианты ответов, доказывая свою точку зрения с помощью примеров из произведений.

Представитель от каждой группы озвучивает решение группы. Остальные активно слушают, дополняют ответы.

Дети акцентируют внимание на поставленных вначале урока целях. Выбирают нужную карточку, объясняют свой выбор.

Рефлексивно оценочный

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

— организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

— организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели в начале урока

— организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

Задание 7.

Подведем итог деятельности, сделаем вывод.

1. Чего больше общего или различного в богатырских сказках и былинах?

2. Чем они отличаются? (тем, что лежит в основе; песенный характер; языковые особенности).

3. А для чего мы это изучаем? (11 слайд)

-Чему учились сегодня на уроке?

-С какими трудностями встретились?

-Удалось ли их преодолеть?

-Над чем надо поработать?

-Как вы оцениваете свою работу в классе?

-Чьи ответы вам сегодня на уроке помогали?

Д/з (12 слайд) Подобрать и прочитать книгу по теме.

Регулятивные.

Взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.

Осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные.

Обобщение и систематизация знаний.

Личностные.

Оценка и самооценка учебной деятельности.

Установление связи между целями и мотивами учебной деятельности.

Дети активно участвуют в диалоге. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.

(Былина «было», но давно и о героях рассказывали с преувеличением. Как называется такой приём? А в сказках сюжеты и действия, как правило, выдуманные). Особое исполнение былин, языковые особенности.

Приложение.

Карточки для работы в группах.

Заполните таблицу, докажите свою точку зрения (при ответе на 3 вопрос) с помощью отрывков из текстов сказки и былины в учебнике (найдите и прочитайте).

Вспомните, перечислите и запишите какие волшебные силы и волшебные персонажи встречались в прочитанных произведениях.

Заполните таблицу, докажите свою точку зрения с помощью отрывков из текстов сказки и былины из учебника (найдите и прочитайте).

Заполните таблицу, перечислите случаи преувеличения, докажите свою точку зрения с помощью отрывков из текстов сказки и былины из учебника (найдите и прочитайте).

Заполните таблицу. Отметьте знаком «+», если в произведении есть песенный характер или знаком «-» ,если он отсутствует. Объясните, почему вы так считаете. Определите особенности языка былины и сказки (наличие устаревших слов, повторов, долгих гласных),докажите свою точку зрения с помощью отрывков из текстов сказки и былины из учебника (найдите и прочитайте).

Заполните таблицу. Встречается ли троекратный повтор в былине, в сказке. Докажите свою точку зрения с помощью отрывков из текстов сказки и былины в учебнике (найдите и прочитайте).

Объясните кто является автором этих произведений, кто их рассказывал и где.

Былина и сказка представляют собой разные виды народного творчества. Мы неоднократно имели случай убедиться, что эпос обладает свойствами, сразу отличающими его от всех других видов народной поэзии, и в том числе от сказки. Сказка и былина охватывают разные области народной культуры, отвечают разным эстетическим потребностям. Лучше многих других разницу между сказкой и эпосом определил В. Г. Белинский. Белинский пишет: «Есть большая разница между поэмою или рапсодом и между сказкою. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет в других возбудить к нему благоговение; в сказке поэт себе на уме: цель его — занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом — важность, увлечение, иногда возвышающееся до пафоса, отсутствие иронии, а тем более — пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль; заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренне смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам».

Это определение Белинского следует признать чрезвычайно тонким и проницательным. Сказка определяется тем, что ее эстетика основана на вымысле, нарочито подчеркнутом именно как вымысел. В этом вся прелесть сказки. М. Горький подчеркивал значение ее как «выдумки». Сам народ определяет это поговоркой: «Сказка — складка, песня — быль». В действительность происходящих в сказке событий не верят, и они никогда не выдаются за действительность. Из этого проистекает добродушный юмор, легкая насмешка, столь характерная, как отметил Белинский, именно для русской сказки. Это, конечно, не значит, что сказка оторвана от действительности. В ней вымысел именно как вымысел определяется исторической действительностью, и задача исследователя сказки состоит в том, чтобы эту связь установить. Юмор и насмешка, свойственные сказке, делают ее прекрасным средством сатиры.

В эпосе отношение к изображаемому иное. Если спросить певца, верит ли он в то, о чем поет, большинство из певцов ответит непоколебимой уверенностью в действительности воспеваемых событий. «Песня — быль». Самое слово «былина» выдает это отношение, равно как и слово «старина», которым народ обозначает былины и которое означает, что все, о чем поется, действительно было, хотя и в глубокую старину.

Правда, исследователь не может всецело доверять всем показаниям певцов. Когда собиратели или исследователи спрашивают исполнителя, верит ли он в действительность воспеваемых событий, то вопрос поставлен неправильно. Исполнитель верит в жизненную и художественную правду исполняемого, в то, что песня не лжет. Это он и выражает словами — «все было так, как поется».

По этой причине сказка лучше сохраняет доисторическую старину, чем былина, она архаичнее ее. То, что уже невозможно как действительность, возможно как интересная выдумка. Поэтому, например, в эпосе змей сменяется историческими врагами Руси, в сказке этого не происходит. По этой же причине в сказке сохраняются древнейшие тотемические представления (супруг-животное, талисманы и пр.), в эпосе эти представления исчезают.

Но Белинский подчеркивает еще другое различие между сказкой и эпосом: различие в содержании. В былине поэт «благоговеет перед предметом своих песен». Эпос выражает высочайшие идеалы народа и стремится эти идеалы передать слушателям: певец «хочет в других возбудить благоговение».

Выше мы уже видели, что идейным содержанием эпоса является кровная связь человека с родиной, служение ей. В сказке, преимущественно в волшебной сказке, содержание может быть иным. Если в эпосе герой побивает змея и тем спасает Киев от бедствия, то сказочный герой побеждает змея, чтобы жениться на освобожденной им девушке.

События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве». И хотя в конечном итоге события русской волшебной сказки также происходят на Руси, не это подчеркивается в ней. Идейное содержание сказки — моральный облик русского человека, его жизненные, бытовые идеалы, его борьба не только с врагами родины, но со злом во всех его видах. Художественными воплощениями этого зла служат как самые фантастические существа, вроде ведьм, кощеев, змей, так и самые реалистические, как поп, помещик и царь. Но борьба со злом, борьба за правду, справедливость, составляет также и содержание эпоса, хотя в основном сказка и былина охватывают разные виды борьбы. Из этого следует, что при всем различии между сказкой и былиной между ними может иметься близость, может происходить сближение в народной среде, и этим объясняется, что в числе былин русского эпоса имеются такие, которым свойственна сказочная окраска, которые имеют сказочный характер.

Степень близости между былиной и сказкой может быть различной. Рассмотренные нами былины, в особенности ранние, как песни о Садко или о Потыке, до некоторой степени тоже имели сказочный характер. Но есть группа былин, которые стоят к сказке еще ближе, чем былины, уже рассмотренные нами. Со сказкой их сближает то, что тон большинства из них — полушуточный, слегка иронический. В рассмотренных нами былинах торжествовала идея Киевского государства, Киевской Руси; в былинах рассматриваемой группы вопрос так не стоит. Киевской Руси в них не угрожают ни змей, ни Тугарин, ни Идолище, герои не подвергаются опасности со стороны разных чаровниц. Колдуний на Руси уже нет, и они туда не проникают. Но такие «отравщицы» есть еще в далеких странах, куда едет, например, Глеб Володьевич. В былинах этой группы часто разрешаются сложные вопросы семейного и личного порядка, как в былине об Илье Муромце и сыне, о Ставре Годиновиче и его жене и г. д. В них как и в сказке, герой проявляет свои высокие моральные качества, свою находчивость, силу и смелость. От близости со сказкой былина приобретает развлекательный характер. Исполнение ее давало отдых от тяжелого крестьянского труда, вносило в трудную жизнь струю праздничности и иногда веселья. Но и в этих случаях былина не служила развлечением для развлечения. В ней высказана народная мысль и мораль, народная оценка человеческих характеров и поступков.

Все это показывает, что такие былины, хотя они и прекрасны в художественном отношении, все же не типичны для собственно героического эпоса. Из них только одна отличается суровостью и монументальностью: это былина о бое Ильи с сыном. Она из всех былин промежуточного характера наиболее близка к собственно героическим песням, хотя не менее близка она и к сказкам. Сказочный характер остальных выражен более ярко. Все это дает исследователю героического эпоса право рассматривать их менее обстоятельно, чем собственно героические былины.

Былины сказочного характера в меньшей степени подвержены изменениям, чем собственно героические былины.

Вследствие указанных свойств былин данной группы датировка их, даже в том условном смысле, в каком это оговорено выше, весьма трудна. В огромном большинстве случаев сюжеты таких былин весьма древние. Часто они восходят еще к общинно-родовому строю. Такие сюжеты, как сюжет мужа на свадьбе своей жены («Добрыня и Алеша»), боя отца с сыном («Илья и Сокольник») относятся к древнейшим русским сюжетам. Это дает право утверждать, что они имелись в русской народной поэзии уже в самом начале образования Киевской Руси. Та же можно сказать и о других былинно-сказочных сюжетах. Все они чрезвычайно древние и с этой стороны относятся к ранним русским былинам. Обработка же их и некоторые детали относятся к более позднему времени, что должно устанавливаться в каждом случае отдельно. Но все это не колеблет утверждения о раннем образовании этих былин в репертуаре русского эпоса. Наряду с этими ранними сказочными былинами имеется ряд поздних былин сказочного содержания, представляющих, собственно, уже не столько былины, сколько сказки в былинной метрической форме.

  • Сравнение бесприданницы и жестокого романса сочинение
  • Спящая царевна чья сказка
  • Сравнение базарова и павла петровича сочинение
  • Сравнение авторских сказок и народных сказок
  • Спящая царевна точный перевод сказки шарля перро красавица спящая в лесу