Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

Урок литературного чтения во 2 классе урок 35. тема. и. крылов. герой басенного текста. сравнение басни и сказки. характеристика героев

Урок
литературного чтения во 2 классе

Урок
35. Тема. И. Крылов. Герой басенного текста. Сравнение басни и сказки.
 Характеристика
героев басни. Соотнесение смысла басни со смыслом пословицы.

Цель: создание
благоприятных условий для воспитания сочувствия и отрицательного отношения к
лени через содержание басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению
познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И.
А. Крылова «Стрекоза и муравей»; формированию первоначальных представлений о
жизни и творчестве И. А. Крылова.

Развивающие: способствовать развитию познавательной
активности обучающихся посредством работы с содержанием басни; развитию связной
речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять
главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка
осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением
особенностей текста, смысловых пауз; развивать умения самостоятельно делать
выводы, развитию интереса к басням, к детской литературе, развитию читательской
самостоятельности.

Воспитательные: способствовать формированию воспитания
сочувствия и отрицательного отношения к лени, любознательности; бережное
отношение к родному слову, формирование жизненно необходимых
качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности,
внимательности, честности, воли, уважения к другим, доброго отношения ко всему
живому, воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова, воспитание
вдумчивого чтеца.

Здоровьесберегающие: соблюдение гигиенических условий, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата
(позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение
физминуток, применение на уроке ИКТ.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование
устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности,
способствовать формированию воспитания сочувствия и отрицательного отношения к
лени, мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности,
ориентация в нравственном содержании поступков, формирование положительного
отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с
позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в
группе.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных
действий: 
умение осознавать
познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать
смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; строить
логическое рассуждение, включающее установление исследовательских связей;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной
форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Формирование регулятивных универсальных учебных
действий: 
умение планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом
характера сделанных ошибок, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные
задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
 и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на
заданную тему; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и
сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию; задавать
вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.

Предметные: умение
анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), научатся
отличать басню от стихотворения, видеть структуру басни; понимать нравственный
смысл басен, соотносить поступки героев с нравственными нормами; характер
героев; соотносить смысл басни и пословицы,  выделять жанровые
особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять
вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие
высказанное суждение, выделять жанровые особенности басни.

Тип урока: открытие
новых знаний

Формы работы: фронтальная,
парная, групповая, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока:  проектор, презентация, учебник.

Методы: словесные,
наглядные, практические.

Оборудование: 
проектор, презентация к уроку, сигнальные карточки «Светофор», карточки для
работы в парах, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей» для
работы в группах, маски для инсценирования басни. Учебник: Литературное чтение.
Литературное чтение для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2014 год, стр.
106-107.
Аудиозапись. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Ход
урока.

I.         
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Загадка.

Есть у
радости подруга

В виде
полукруга.

На
лице она живёт,

То
куда-то вдруг уйдёт,

То
внезапно возвратится,

Грусть-тоска
её боится. (улыбка)


Давай, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

II.    
Проверка домашнего задания

а) Выразительное чтение басни «Лебедь, рак
и щука»

б) -Какова мораль басни?

-Подберите синоним к слову «поклажа» (груз,
багаж)

-Что означает выражение «из кожи лезут вон»
(Стараться изо всех си)

.-Почему героям не удалось сдвинуть воз с
места? (не умеют договариваться,  прежде чем выполнять какую-то
работу следует хорошо продумать, как ее делать.)

— Ребята, продолжаем знакомиться с
произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
III. Актуализация знаний. 
Литературная разминка.

-Начнем наш урок с литературной разминки.
Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому
жанру относится данный текст?

-А этот текст?

-Прочитайте следующий текст. Определите
жанр.  (Басня)

— Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта
ответов. Выберите правильный ответ.

-А кто является героями басен? (Животные,
растения, люди, предметы.)

-Значит, басня-это короткие нравоучительные
рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы.

— Что такое мораль басни?

(Мораль – вывод, поучение, где объясняется
смысл басни)

IV. Постановка учебной задачи.
Формулирование проблемы
— Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А.
Крылова.

— А вот как называется басня, вы узнаете
после речевой разминки.
Речевая разминка: 

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

(Разные способы чтения:
«жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с
ускорением, с замедлением).

— А почему именно эти
персонажи?

-Герои разминки пришли к
нам сегодня в гости.( Появляются Стрекоза и Муравей —

 подготовленные
учащиеся.)

Сообщение
учащихся о стрекозе и муравье

— Вы внимательно их послушайте. Вполне
возможно, стрекоза и муравей расскажут вам о себе такие сведения, о которых вы
и не знали.

Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни,
тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то
торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из
муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

Стрекоза -я отношусь к самым необычным насекомым.
В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками.
Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по
красоте. Не возможно не любить мной!

V. Изучение нового материала.

1. (портрет И.Крылова) вспомнить знакомые детям басни.

-Откройте учебники на странице 106.

2. Работа над басней «Стрекоза и
Муравей»

1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

— Сейчас я приглашаю вас на сеанс
воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А
прочитает её профессиональный актёр. Слушайте внимательно, какие-то слова,
возможно, вам покажутся непонятными. После попробуем объяснить их значение.

3) Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в
басне?

Зима катит в глаза — неожиданно наступает зима.

Помертвело чисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные и
насекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.

Нужда –
недостаток чего-либо.

Удручена –
огорчена.

Вешних 
весенних.

Мурава –
молодая трава.

Физминутка-чистоговорка.

Нёс однажды муравей две травинки для
дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо)
Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись. (приседания)

4.Работа с иллюстрацией

-Какой мы видим Стрекозу на рисунке?

-Каким мы видим Муравья?

— Сравнить описание Стрекозы летом и зимой.

5) Первичное чтение басни учениками.

5.Этап применения нового знания:

1).Самостоятельная работа в группах. 
— Работа по вопросам, которые вы обсудите в группах. За каждый правильный ответ
на вопрос команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением
сцены из басни. Задание: собрать пазлы в группах, пересказать эпизод по
составленной картинке.

— Из частичек пазлов, собранных командой,
составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором?
(заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте
названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.

Мораль басни. Ты всё пела? Это
дело: Так поди же, попляши!

 2) Работа с пословицами.

-Соберите пословицы.

-Какие пословицы выражают главную мысль
басни?

Пословицы.

1) Поспешишь … …один отрежь.

2) Семь раз примерь… …потехе час.

3) Делу время… ….людей насмешишь.

— Какие еще пословицы о труде вы знаете?

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Лето
пролежишь, зимой с сумой побежишь. Кто веселится летом, тот плачет зимой.)

Физминутка.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело — ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 — начинаем приседать.

VI. Процесс осмысления текста.

-Кто из героев вам понравился больше и
почему?

-Как в басне Крылов называет Стрекозу?
Почему?

— Какими вы их представляете?
Работа в парах: (на парте лежат карточки, выберите слова, которые
определяют 
черты характера главных героев. (о стрекозе:
красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,о муравье:
труженик, коллективист, умный и т.д.)
VII. Закрепление изученного материала.

1) Подготовка к чтению по ролям.
Самостоятельное чтение
.

-Прочитайте текст самостоятельно,
подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Как надо читать этот текст по
ролям?Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются
– начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.

2) Чтение по ролям.

— Сколько действующих лиц в басне?

— Как надо читать слова Стрекозы и Муравья,
чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает
1 пара учеников
.)

— А теперь прочитаем по ролям отрывок очень
выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они
принадлежат?

— Как будем их читать? (Читает 2 пара
учеников
.)

3) Инсценирование басни (ролевая игра)

4) Работа в
парах. Выразительное чтение учащимися.

5) Работа над крылатыми выражениями
И.А.Крылова.

— Посмотрите на иллюстрации и вспомните
крылатые выражения из басен И.А.Крылова

1)Кукушка хвалит Петуха, за то, что хвалит
он Кукушку.

2)А вы, друзья, как не садитесь, все в
музыкунты не годитесь.

3)У сильного, всегда бессильный виноват.

4)Видит око, да зуб неймет.

4) Приём
«Задай вопрос
«. На доске был ответ (словосочетание), а учащимся нужно
догадаться, какой вопрос нужно задать к этому ответу
.

VIII. Рефлексия. Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».

IX. Итог урока.

-С какой басней Крылова мы сегодня
познакомились?

-Кого подразумевает под животными Крылов?

-Что осуждается в этой басне? (Беспечность,
леность, черствость, эгоизм)

-Какова мораль басни? (Нужно все делать
вовремя).

-Какая пословица перекликается с сюжетом
этой басни? (Делу время, потехе час)

— Иван Андреевич Крылов написал много
басен.

В своих баснях он даёт нам советы, как жить.
Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали
умнее, добрее, лучше.

Урок сегодня
был удачный,

Не прошёл
для вас он зря.

Вы все очень
постарались.

Вам
понравилось, друзья?

X. Выставление
оценок
.

XI. Домашнее задание. Выучить басню наизусть, с.106.

Басня и сказка - что это такое и отличия

Басни и сказки знакомы всем людям без исключения. Подобные истории содержат в себе определенный сюжет, частью которого являются герои. Несмотря на то, что со сказками и баснями человек начинает знакомиться с раннего детства, сказать, чем отличается одно понятие от другого, могут не все. Связано это с целым рядом особенностей. Выяснить, какие же компоненты принадлежат сказке, а что характерно для басни можно, проведя сравнение. Это поможет с легкостью ориентироваться в этих жанрах литературы и никогда их не путать.

Определение понятий

Басня – особый жанр в литературе и творчестве. Это направление относится к малым эпическим. Появление связано с сложением частей мифотворчества и народных культур в единую конструкцию.

Сказка – особый вид повествования, появившийся в древние времена. Первоначально характер сказки не был исключительно развлекательным. Содержание текстов носило поучительный характер, а сам жанр являлся предупреждением. В нем на примере сказочных героев (людей или животных) демонстрировались последствия различного поведения, нарушающего родовое табу (действующие запреты и строгие ограничения) перечислялись особенности языческих ритуалов.

Сравнение

Басня и сказка являются жанрами народного творчества. В текстах содержится определенный сюжет, история и в конце предусмотрен вывод, мораль, указывающая на то, что за всяким поступком или действием стоят последствия. Басня возникла из различных элементов мифических сказаний. Появление первых басен относится к античной культуре. Заимствованные сюжетов или образов взято из мифов. Персонажи переработаны и представлены в аллегорической форме. Такой подход позволяет им приобрести новый смысл, быстрее донести до слушателя основной смысл повествования. Басни стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств, хороших и плохих качества и пороков, которые проявляются в действиях, отношениях, различных бытовых и житейских ситуациях. Басня по своей сути является коротким рассказом, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения. Они действуют по сюжету так, что становится видно, как они отклоняются от установленных общественных или моральных правил. В конце рассказа в обязательном порядке будет дана оценка всем действиям. Это происходит в коротком отрезке истории. Концовка басни является выводом обобщающего характера. Иногда основная мысль может даваться в самом начале истории.  В этом случае основной задачей является нравоучение, требующее для лучшего восприятия сатирической иллюстрации. Сказка не всегда может иметь  нравоучительную концовку в формате текста. Иногда она преподносится в форме пословицы, поговорки или короткой, но запоминающейся присказки.

Главные особенности между сказкой и басней имеются в жанрах. В басне будут выделены несколько частей:

  • Событие.
  • Нравоучение.
  • Вывод.

Все они неразрывно связаны между собой, представляют единое целое, являясь гармоничной частью композиции. В случае со сказкой подобного разделения не существует.

Все события следуют друг за другом последовательно, цепочкой. В результате  происходящих изменений, герой,  с помощью других добрых сил, справляется с невыполнимой задачей, достигает поставленной перед ними цели. В завершении он также получает определенную награду.

В 90% случаев персонажи, которые присутствуют в басне, являются заимствованными из мифов, сказаний или легенд. Все герои – животные, в чьих чертах и характере легко угадываются определенные люди. Также всем животным приписываются определенные черты:

  • Волк – алчность.
  • Лиса – хитрость.
  • Сова – мудрость.
  • Медведь – грубость или сила.
  • Лев – храбрость.
  • Заяц – трусость или нерешительность.

В сказках о животных эти качества имеют символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, а на протяжении всего повествования. Басня является произведением, которое носит выраженный сатирический характер. В большинстве случае текст представлен в виде стихотворения. Сказка представлена в прозаическом жанре. Сатирические моменты используются в ней редко, в определенные моменты или вставляются в сюжет 1-2 раза. Для сказки являются нормой многочисленные повторы. В тексте применяются устойчивые обороты речи, эпитеты, сравнение и метафоры. Басня отличается от сказки сжатым характером изложения. В тексте присутствует динамика, сюжет развивается быстро и затягивает читателя.

Выводы

Басня представляет собой короткий интересный, но обязательно нравоучительный рассказ. Он состоит из описания, концовки. Сказка не имеет явного посыла к воспитанию и нравоучению. Ее основной задачей является предупреждение, назидание, рассказ о том, что может случиться в результате совершения определенных действий. Содержание текстов будет подробным, развернутым, проработанным. В завершении герой получает награду за свои действия и совершенные поступки. Басня является сатирическим произведением. Сказка же относится к повествованию. В ней применяются метафоры и эпитеты для выражения художественного стиля. Басня пользуется для этого аллегориями. В сказках героями являются мифические существа и люди, в редких случаях животные. В басне же основные персонажи – представители животного мира.

Главное отличие басни от сказки в том, что У басни обычно есть моральный урок в конце, тогда как сказка по существу для развлечения. Басни и сказки можно отнести к жанрам народной литературы. Это выду

Главное отличие басни от сказки в том, что У басни обычно есть моральный урок в конце, тогда как сказка по существу для развлечения.

Басни и сказки можно отнести к жанрам народной литературы. Это выдумки, передаваемые из поколения в поколение через устную традицию. Сказка — прекрасное проявление творческой силы рассказчика. Более того, они в основном изготовлены для развлечения зрителей, особенно детей.

Ключевые области покрыты

1. Что такое басня
— определения, символы, примеры
2. Что такое сказка
— определения, символы, примеры
3. В чем сходство басни и сказки
— Краткое описание общих черт
4. В чем разница между басней и сказкой
— Сравнение основных различий

Основные условия

Развлечения, Фантастика, Фольклор, Басни, Сказки

Что такое басня

Басня — это короткая история, в которой обычно фигурируют такие персонажи, как животные, неодушевленные предметы, силы природы и т. Д. Однако все эти персонажи персонифицированы; учитывая человеческие особенности. Эти разнообразные персонажи делают истории интересными для аудитории (читателей или слушателей).

Басни часто дают ценный моральный урок читателю или аудитории, который даст им советы по социальной и поведенческой морали. Следовательно, они учат аудиторию о достоинствах и недостатках в жизни и о том, как отличить их, чтобы вести плодотворную и добродетельную жизнь.Таким образом, каждая культура имеет свои уникальные басни.

Рисунок 1: Лиса и журавль из басен Эзопа

Несмотря на то, что в баснях есть элемент фантазии, поскольку его неодушевленные и звериные персонажи обладают человеческими качествами, в основном они имеют реалистичные элементы и проблемы в мире смертных. Поэтому легко связать истории в баснях с реальными человеческими делами. Более того, басни могут быть написаны как в прозе, так и в поэзии. Некоторые известные басни — басни Эзопа, которые состоят из более чем 600 историй.

Что такое сказка

Сказки — это хорошие истории, часто написанные для детей. В первую очередь в них присутствуют сверхъестественные персонажи, такие как эльфы, феи, гномы, гоблины, великаны, ведьмы и т. Д., Обладающие магическими свойствами. Поэтому основной фокус сказок — перенести зрителей в прекрасное фэнтезийное царство, наполненное развлечениями.

Аспект магии является неотъемлемой частью сказки. У них обычно нет никакого морального сообщения, чтобы быть изученным. Следовательно, они написаны в основном развлекать читателей или слушателей. Однако в сказках часто возникает конфликт между добром и злом. Но у сказок всегда счастливый конец.

Более того, сказки не основаны на элементах реальной жизни, поскольку содержат нереальные и часто невероятные вещи, такие как магические зелья, чары и т. Д. В мире существуют разные сказки в соответствии с различными культурами.

Рисунок 2: Сказка — Румпельштильцкин

Сравнительно, сказки моложе басен; самое первое появление сказки, восходящей к 17го времена века Новаторская фигура сказок — мадам д’Аулной и два брата Вильгельм и Якоб Гримм. Мадам д’Ольной, как полагают, придумал термин сказка в конце 17го века. Вильгельм и Якоб Гримм посвятили всю свою жизнь путешествию по Германии и собиранию сказок из разных уголков, чтобы собрать их в одну коллекцию.

Сходство между басней и сказкой

  • И басни, и сказки доставляют удовольствие зрителям.
  • Оба жанра фольклора.

Разница между басней и сказкой

Определение

Басня — это короткая художественная литература, в конце которой преподается моральный урок, а сказка — воображаемая художественная литература, созданная в первую очередь для развлечения, особенно для детей.

Персонажи

Персонажи в баснях — животные, неодушевленные предметы или силы природы, а персонажи в сказках — магические; например, эльфы, великаны, гномы, гномы, гоблины, феи, ведьмы, драконы и т. д.

цель

Основная цель басен состоит в том, чтобы предоставить развлечение наряду с моральным уроком для аудитории, в то время как главная цель сказок состоит в том, чтобы вывести зрителей в прекрасный мир фантазий, предоставляя развлечения. Это также способствует увеличению творческой силы аудитории.

Примеры

Хорошо известными примерами басен являются коллекции басен Эзопа, буддийские басни, такие как «Панча Тантрайя» и т. Д. Некоторые примеры сказок: «Золушка», «Красавица и чудовище», «Гензель и Гретель», «Принц-лягушка», «Румпельштиль», «Русалочка», лебедь Озеро и др.

Заключение

И басни, и сказки относятся к литературе фольклора. Они доставляют удовольствие всем, независимо от их возраста. Однако сказки специально созданы для детей, и они создают для них целый волшебный мир. В то время как басня обычно имеет моральный урок в конце, сказка по существу для развлечения. В этом разница между басней и сказкой.

Ссылка:

1. «Сказка». Википедия, Фонд Викимедиа, 27 июня 2018 г.,

Дата: 22.10.18 лит.чтение

Тема. Сравнение басни и сказки. Выразительное чтение по ролям.

Цель: формирование навыка чтения по ролям, умения различать речь автора и героев басни, находить мораль, подбирать пословицы.

Задачи:

— совершенствование навыков правильной и выразительной речи, умения слушать, анализировать, сравнивать.

— воспитывать интерес к чтению басен, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Ход урока:

I. Организационное начало урока

— Здравствуйте, дети, садитесь.

II. Проверка домашнего задания

— С творчеством, какого писателя вы начали знакомиться на прошлом уроке?

— Что интересного вы запомнили из биографии автора?

— Какую басню читали дома?

— Назовите главных героев басни.

— Куда тянул воз Лебедь?

— А что делали его товарищи?

— Как сказано, что они очень старались?

— Какими словами можно заменить выражение а возу всё нет ходу?

— Как вы понимаете выражение а воз и ныне там?

— В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответьте словами басни.

— Были ли настоящими товарищами Лебедь, Щука и Рак?

— Как же нужно работать, чтобы дело шло на лад?

— Проверим, как вы научились выразительно читать басню «Лебедь, Рак и Щука». Но сначала скажите, что значит читать или рассказывать выразительно?

  • Читать без ошибок, громко,

  • чётко проговаривая все слова,

  • соблюдая знаки препинания,

  • делая паузы,

  • выбирая нужную интонацию,

  • передавать при чтении чувства и настроение автора и своё отношение к тому, что читаешь.

— Кто хочет прочитать басню?

— Давайте проанализируем, как читал(а) … (Выставление и комментирование оценки)

Обобщение по д/з (как подготовились к уроку, достаточно ли выразительно, безошибочно читали и т.п.)

III. Определение темы урока

— Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями И.А.Крылова.

— К какому жанру относятся его произведения?

— Вспомним, что такое басня?

— Кто главные герои басни?

— Что такое мораль басни?

— Вы уже знаете, что героями басен И.А.Крылова являются животные. Чтобы узнать героев басни, которую мы будем изучать сегодня, отгадайте загадки.

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята!

Вся жизнь их связана с трудом.

Кто это? (Муравьи)

— Что вы знаете о муравьях?

— Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.

Яркий мини-вертолёт

Отправляется в полет.

Но зачем ему глаза?

Да он просто…(стрекоза)

— Что вы знаете о стрекозах?

— Стрекозы – очень красивые насекомые! Редко кто знает, что стрекозы — хищники. Они очень быстро летают и хватают добычу на лету. Лакомиться стрекозы предпочитают комарами или мошками. Стрекозы — символ легкомысленности и пугливости.

— Итак, кто догадался, как называется басня, с которой нам предстоит работать?

IV. Изучение нового художественного произведения

1. Ознакомление с текстом – слушание аудиозаписи

— Откройте учебники на с.106. Сядьте правильно и приготовьтесь слушать басню. Возьмите в руки простой карандаш и во время прослушивания отметьте слова, которые вам будут непонятны.

2. Проверка восприятия

— Какие чувства вызвала у вас басня?

— Назовите героев басни.

— Кто из героев понравился? Почему?

3. Словарная работа

— Какие слова вы отметили?

Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима.

Нужда – недостаток, нехватка необходимого, бедность.

Удручена – огорчена.

До вешних  дней – до весенних дней.

Мурава — сочная, зеленая, густо растущая молодая трава.

V. Закрепление – работа над текстом

1. Самостоятельное чтение басни уч-ся про себя

— Прочитайте басню самостоятельно про себя.

2. Чтение басни учащимися «цепочкой» (3 раза)

— Сейчас вы будете читать текст «цепочкой». Помните: читать надо громко, не торопясь, выразительно и стараться передать характер героя.

3. Беседа по содержанию, сопровождающаяся выборочным чтением

— Как жила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.

— Что произошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.

— Почему она обратилась за помощью к Муравью?

— Как Муравей встретил Стрекозу? Прочитайте.

— Ребята, а вам жаль Стрекозу? Почему?

— Что он ответил на просьбу Стрекозы? Зачитайте.

— Как вы думаете, справедливо или нет поступил Муравей, отказав в помощи Стрекозе?

— Нужно ли помогать людям в беде, даже если они беспечны, легкомысленны? Даже если они совершают ошибки?

— Кто догадался, в каких строках басни содержится мораль басни? Зачитайте.

— Как вы понимаете эти слова?

— Соотнесите её с пословицей. Делу время – потехе час.

3.Чтение басни по ролям (2-3 раза)

— Сейчас прочитаем басню по ролям. К какому жанру устного народного творчества близка басня?

— Басня близка к сказке, поэтому действующие лица похожи на сказочных.

Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Действует так, как будто это событие, в котором он участвует, происходит сейчас. Поэтому необходимо очень внимательно слушать своих партнёров, представлять себе то, что они говорят, следить за выражением их лиц, вслушиваться не только в их слова, но и в их интонации, потому что именно интонации передают отношение партнёра к тому, о чём он говорил, помогают понять то, чего он добивается своими словами.

Читающий «от имени автора» как бы наблюдает за участниками диалога со стороны и рассказывает о том, что происходит.

— Сколько человек потребуется, чтобы прочитать басню по ролям?

— Как относится автор к Стрекозе?

— За что он осуждает её?

— Как относится автор к Муравью?

— За что он уважает его?

— Попробуйте почитать вполголоса, потренируйтесь.

— Итак, как нужно читать слова автора?

— Слова автора будет читать…

— Как нужно читать слова Стрекозы?

— Слова Стрекозы будет читать …

— Как нужно читать слова Муравья?

— Слова Муравья будет читать …

VI. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

— С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?

— Каких людей осуждает Крылов? (Беспечных, легкомысленных, не думающих о завтрашнем дне – таких, как Стрекоза. Чёрствых, бездушных, эгоистичных – таких, как Муравей.)

— Какова мораль басни?

— Когда так говорят: «Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши!»?

— Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?

— Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал своим читателям советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, милосерднее.

— Мне приятно было с вами работать: вы умеете выразительно читать, быстро ориентироваться в тексте, аргументировано отвечать на вопросы.

VII. Домашнее задание

— Откройте дневники, запишите домашнее задание: с. 106-107, выучить басню наизусть.

Организация на перемену

— Закройте дневники. Подготовьтесь к следующему уроку.

— Встаньте. Урок окончен. До свидания.

3

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

Задание по литературе для 2 класса Сравни басни и сказки. Есть ли у них что-то общее?

3 ответа:

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии



1



0

Я предлагаю сравнивать народные бытовые сказки и басни, или сказки о животных и басни, потому что именно с этими жанрами сказок у басни действительно есть много общих черт.

Прежде всего похожие герои, люди или животные, которые попадают в разные ситуации и находят или нет из них выход. В образах животных из басен или сказок мы с легкостью можем узнать своих знакомых или даже самих себя, точно так же как и в образах людей.

В каждой из сказок этих жанров имеется некая мораль, вывод, который должен сделать для себя читатель, но точно также мораль имеется и в басне.

Есть в сказках основная часть, есть концовка, и здесь также имеется общее с баснями.

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии



0



0

Главная задача у басни — это нравоучение и в конце мораль, вывод произведения. В басне автор использует образы зверей и животных, наделяет их людскими качествами, которые хочет высмеять.

Сказки на вымышленных примерах рассказывают о двойственности мира, о наличии добра и зла, о вечном их противостоянии. Учат добру, любви, сопереживанию, о неминуемом крахе зла.

Общее у басни и сказки — это поучительные истории, которые заставляют задуматься и сделать вывод.

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии



0



0

Сравним русские народные сказки и басни. Сказки сочиняет народ, басни всегда авторские. Сказки начинаются с зачина, у басни также есть начало-вступление. Далее идет основная часть сказки и основная часть басни. Сказка завершается концовкой, басня моралью-выводом.

Но концовка сказки обычно тоже несет в себе мораль — добро побеждает.

Поэтому и у сказки и у басни есть много общих черт. Вплоть до того, что героями басен могут бять животные, и они же могут стать героями сказок.

Читайте также

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

В небольшом рассказе «Осенне утро» Михаил Пришвин с восхищением описывает падающие листики, то как они по разному кружатся и как их уносит ветер. Автора восхищает листопад, который он считает одним из чудес природы.

В стихотворении Ивана Бунина «Листопад», отрывок из которого дан в учебнике, точно также автор описывает это явление природы, этот осенний карнавал листьев.

Поэтому можно сказать, что два писателя по своему описывают одну и ту же картину осени. Но и мы тогда можем нарисовать в качестве иллюстрации к двум произведениям одну картину — падающие разноцветные листья, гонимые ветром, устилающие дорожки и падающие на руки.

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

Я считаю в грибной охоте главное сам поиск, а не то, сколько в итоге тебе удается найти грибов. Вот и поэт Берестов видимо думает точно также. Он с иронией называет грибы хитрыми, но ни чуть не обижается на то, что они никак ему не попадаются. Он говорит, что вероятно напугал грибы большой корзиной и это вполне может быть правдой.

У грибников вообще много странных примет, и я например никогда не достаю ножик прежде чем не найду первый гриб.

Название же для своего стихотворения автор выбрал не случайно — грибы ему никак не попадались, они хитро прятались, хотя искал он их настойчиво. Правда искал автор немного странно, если уж идти в лес за грибами, то за определенными, а не искать все подряд. Под осинами растут одни грибы, бод елями — другие.

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

В «Сказке о рыбаке и рыбки» Пушкин показывает как излишняя жадность одного человека может лишить его всего, что он мог получить.

Золотая рыбка из сказки была выпущена стариком обратно в мор и в благодарность хотела сделать для старика что-то полезное. Однако старуха была недовольна всем, что только не давала ей рыбка. И под конец пожелала стать владычицей морской, а этого уже рыбка стерпеть не смогла и остались старик ос старухой снова у разбитого корыта.

Мораль или основная мысль сказки в том, что любая благодарность имеет свои пределы и не следует ею злоупотреблять.

Эту мораль можно соотнести с пословицей:

n2J3ID432eLAxyqoqrORCOCVihjK0GH.png

Из этой сказки часто употребляются два выражения:

QwFCjGRfQJ7z1PyPVyBLKDwhL37rLnj.png

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

Пушкин очень любил зиму и это видно по многим его стихотворениям. Он часто сравнивает зиму с волшебством, с чудесами. Вот и в отрывке из поэму «Евгений Онегин» он очень по доброму и любя описывает приход волшебницы-зимы.

Она в его описании занимается тем, что творит разные чудеса — клоками повисает на деревьях, ковром покрывает поля, сравнивает берега реки.

Что это за чудеса?

Зима засыпает поля снегом, снег ложится как ковер, на ветках деревьев образуются снежные шапки — клоками лежат, речка покрывается льдом, а сверху его также засыпает снег.

На первый взгляд ничего чудесного, но мечтательный взгляд поэта иначе воспринимает эту картину.

Сравнение басни и сказки 2 класс школа россии

Если сравнивать начало и конец сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» то может показаться, что между ними ничего и не происходило. Как описывается в начале сказки безрадостная картина — ветхая избушка и нехитрые занятия старика и старухи, так и в конце сказки мы вновь встречаем старуху у разбитого корыта, когда старик возвращается от синего моря.

Но между концом и началом сказки случилось много разных событий и после того, как старик поймал золотую рыбку, казалось удача повернулась к бедным людям. Вот только неумеренная жадность, внезапно проснувшаяся в старухе все испортила.

Начало сказки оставляет тяжелое впечатление описанием нищеты, и конец сказки описывает нищету, но при этом мы ощущаем чувство удовлетворения, от того, что справедливость восторжествовала.

  • Спящая царевна фото из сказки
  • Спящая царевна сравнить с народной сказкой
  • Спящая красавица читать сказку с картинками для детей
  • Спящая царевна жуковский рассказ о царевне
  • Спящая царевна жуковский и сказка о мертвой царевне пушкина сравнение