Срамные рассказы 19 века

У большинства россиян есть любимый советский фильм 82, любимая советская песня 61 и любимая советская книга 55, свидетельствуют данные вциом,

У большинства россиян есть любимый советский фильм (82%), любимая советская песня (61%) и любимая советская книга (55%), свидетельствуют данные ВЦИОМ, собранные в рамках совместного проекта с РБК «30 лет без СССР». Всего в ходе открытого опроса (респонденту нужно было самому назвать произведение, а не выбирать из списка) участники перечислили по несколько десятков кинолент, музыкальных и литературных произведений времен СССР. Абсолютных лидеров по предпочтениям среди них нет: самые популярные произведения набрали максимум 6% приверженцев.

Среди советских фильмов планку в 1% преодолели 25 картин, среди книг — 19 произведений, среди песен — 23 (с учетом таких сборных ответов, как песни Аллы Пугачевой, песни Муслима Магомаева, песни Виктора Цоя, песни Анны Герман). Не обошлось и без курьезов: по 1% опрошенных назвали своей самой любимой советской книгой «Войну и мир» Льва Толстого, написанную более чем за полвека до создания СССР, а также «Три мушкетера» Александра Дюма, изданную еще раньше.

Опрос ВЦИОМа был проведен 24 ноября среди 1,6 тыс. россиян в возрасте от 18 лет методом телефонного интервью. Для выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%, отмечает ВЦИОМ.

Список самых любимых кинолент россиян возглавили две мелодрамы — «Москва слезам не верит» (6%) и «Девчата» (5%). Женщины их упоминали чаще (8%), чем мужчины (3 и 1% соответственно), а люди старше 25 лет — чаще, чем более молодые. На третьем месте по числу голосов — комедия «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (4%), фильм, который оказался самым популярным среди молодежи: его назвали любимым 11% людей в возрасте от 18 до 24 лет. Мужчины вспоминали о нем чаще, чем женщины (5 и 2% соответственно). По 4% голосов набрали военные фильмы «В бой идут одни старики» и «А зори здесь тихие».

В число любимых также вошла знаменитая новогодняя кинолента «Ирония судьбы, или С легким паром!» с 3% голосов (ее одинаково любят и мужчины, и женщины, а среди молодежи за нее высказались 7% опрошенных). Столько же голосов получили комедия «Бриллиантовая рука», многосерийный фильм «17 мгновений весны» (особенно популярен на Северном Кавказе, 10% голосов) и военная драма «Офицеры» (чаще ее называли люди от 45 лет и старше).

Выбор россиян нельзя назвать неожиданным, сказал РБК доцент кафедры драматургии кино ВГИКа Всеволод Коршунов. «“Москва слезам не верит” — одна из любимых мелодрам в истории советского кино, и плюс ко всему у [фильма] самая высокая посещаемость в истории советского проката», — напомнил он.

Среди песен больше всего голосов опрошенных — по 4% — набрали гимн Советского Союза и песня «Катюша», показал опрос ВЦИОМ. Гимн СССР — самый популярный ответ у представителей среднего возраста от 34 до 59 лет (5−7%), у «Катюши» почитатели более молодые: ее назвали любимой 5% респондентов в возрасте до 25 лет, 7% — в возрасте до 34 лет и 6% — в возрасте до 45 лет, среди старшего поколения ее выбрали лишь по 2−3% опрошенных. Если исходить из географии, то гимн СССР лидирует на Дальнем Востоке с 11% голосов, а «Катюша» — на Северном Кавказе с 14% голосов. Ни в одном из других федеральных округов ярко выраженных лидеров нет.

Самой популярной у возрастной категории от 18 до 25 лет оказалась песня «Прекрасное далеко» из подросткового фильма «Гостья из будущего» (ее назвали 7% в этой категории, тогда как в целом она набрала 1% почитателей). Впрочем именно среди молодежи велика доля тех, кто ответил, что среди советских песен любимых нет: так сказала почти треть опрошенных в группах от 18 до 34 лет (32−33%).

Больше 1% также набрали песни, связанные с Великой Отечественной войной: «День Победы» (3%), «Священная война» (2%), «Смуглянка» (2%), а также песня «Надежда» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова (2%).

Любимые книги времен СССР назвали 55% опрошенных. Среди самых популярных оказались «Как закалялась сталь» Николая Островского (5%), «Тихий Дон» Михаила Шолохова (4%) и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (3%). Роман Булгакова оказался популярен среди молодежи: в возрастной группе до 25 лет его назвали 7% опрошенных. К романам Островского и Шолохова молодые люди, напротив, оказались равнодушны: среди любимых их назвали менее 1% россиян этого возраста. Роман Островского наиболее популярен в Южном (8% проживающих там) и Северо-Кавказском (6%) федеральных округах, роман Шолохова предпочитают на Дальнем Востоке (9%) и не очень ценят на Урале (1%). Булгакова больше всего любят в Южном ФО (7%) и в Северо-Западном ФО (5%).

svg+xml;uft 8,%3Csvg%20width%3D%22117%22%20height%3D%2228%22%20fill%3D%22none%22%20xmlns%3D%22http%3A%2F%2Fwww.w3.org%2F2000%2Fsvg%22%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M46.939%207.84h 9.846l.001.005c.002.517 .127%206.472 .217%208.185 .083%201.579 .396%202.123 2.081%202.235 .145.003 .29.004 .436.003l .012%202.341c.04.008%201.924.29%203.16 .447%201.585 .945%201.9 2.638%201.972 3.995.054 1.039.125 3.864.171 5.816h4.683l .003%2010.258h2.608V7.84Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M61.843%2018.399c .04.046 .082.094 .125.139 2.036%202.144 4.13%202.428 5.718%202.428a6.714%206.714%200%200%201 6.712 6.712A6.715%206.715%200%200%201%2056%207.542c2.625%200%204.9%201.51%206.003%203.709.163.335.815%201.858.583%204.3H52.101c.491%201.648%202.07%202.837%203.899%202.837%201.914 .001%203.263 .819%204.172 1.679l1.671%201.69Zm 1.874 5.359c .415 1.589 1.92 2.886 3.969 2.886 2.05%200 3.542%201.27 3.937%202.886h7.906Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M73.428%2018.098h 5.831c1.044 .953%201.354 2.86%201.335 4.959l .001 .225h.001v 2.563h4.496v7.747Zm4.316%200h 1.707V7.84h 9.713v5.074h.001v.005l.004.698c.007%201.172 .004%204.461 2.463%204.475l .484.006v5.371h2.608v 2.86h9.146v2.86h2.608v 5.371Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20fill rule%3D%22evenodd%22%20clip rule%3D%22evenodd%22%20d%3D%22M82.318%2020.609H80.15V7.84h2.609v8.525l7.409 8.525h2.168v12.769h 2.609v 8.348l 7.409%208.348Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M18.211%2014A4.216%204.216%200%200%201%2014%2018.211%204.216%204.216%200%200%201%209.789%2014%204.216%204.216%200%200%201%2014%209.789%204.216%204.216%200%200%201%2018.211%2014ZM14%200C6.28%200%200%206.28%200%2014s6.28%2014%2014%2014a13.92%2013.92%200%200%200%207.886 2.435l.04 .028 1.886 2.192 .032.02A11.077%2011.077%200%200%201%2014%2025.13C7.863%2025.13%202.87%2020.137%202.87%2014%202.87%207.863%207.863%202.87%2014%202.87c6.137%200%2011.13%204.993%2011.13%2011.13%200%20.795 .089%201.6 .262%202.392 .352%201.445 1.364%201.887 2.123%201.829 .764 .062 1.658 .606 1.664 1.938V14A7.088%207.088%200%200%200%2014%206.919%207.088%207.088%200%200%200%206.919%2014a7.088%207.088%200%200%200%209.8%206.541%207.022%207.022%200%200%200%202.298 1.55%204.55%204.55%200%200%200%203.498%202.091%204.733%204.733%200%200%200%203.218 .943c.839 .638%201.466 1.559%201.812 2.666.055 .179.157 .588.157 .591l.003 .015c.204 .888.295 1.773.295 2.867%200 7.72 6.28 14 14 14%22%20fill%3D%22%23FF9E00%22%2F%3E%0A%20%20%3Cpath%20d%3D%22M110.51%2017.091c 3.159%200 5.074 2.19 5.147 5.83h1.602c.05%202.672%201.265%203.809%202.201%204.038v 4.037h1.534v2.307c.902 .101%201.842 1.148%202.156 2.307h1.506c .24%201.422 1.265%202.475 1.988%202.906.723.347%201.893%201.266%202.341%202.923h 1.657c .348 1.109 1.21 1.965 2.358 2.083v2.083h .19ZM109.714%2021h.583c3.164%200%204.749%200%205.729 .98.974 .986.974 2.57.974 5.723v .594c0 3.158%200 4.737 .974 5.723 .98 .98 2.565 .98 5.729 .98h .583c 3.164%200 4.748%200 5.734.98 .986.98 .98%202.57 .98%205.723v.594c0%203.158%200%204.737.98%205.723.98.986%202.57.98%205.734.98Z%22%20fill%3D%22%23fff%22%20fill opacity%3D%22

По 2% голосов, согласно опросу ВЦИОМ, набрали еще всего две книги — еще один роман Шолохова «Поднятая целина» и роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Про «Поднятую целину» чаще вспоминали люди старше 60 лет (4% голосов в этой возрастной группе), а «Молодую гвардию» чаще называли женщины, чем мужчины (3 против 1%). По 1% приверженцев набрали еще 12 произведений, а также общие категории «Книги Валентина Пикуля» и «Детские сказки, рассказы».

Относительно популярным среди молодежи стал «Пикник на обочине» братьев Стругацких (3% голосов людей моложе 25 лет), а снятый по мотивам этой повести «Сталкер» Андрея Тарковского не получил поддержку среди молодежи, собрав менее 1% голосов. Также по 3% голосов среди молодежи получило еще одно произведение Булгакова — повесть «Собачье сердце».

Профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой литературы и лингвистики, проректор МГИК Александр Ужанков в разговоре с РБК назвал тройку любимых россиянами советских книг предсказуемой. «Все три книги являются знаковыми для XX века, — пояснил он. — Если мы посмотрим на русскую литературу XIX века, то увидим, что в ней не было идеальных героев, а вот Островский создает идеального героя советской эпохи — Павла Корчагина, который готов пожертвовать своей жизнью ради строительства будущего коммунизма».

«Тихий Дон», по мнению Ужанкова, привлекает внимание не только читателей, но и экспертов — ведь благодаря нему Шолохов стал одним из немногочисленных россиян — лауреатов Нобелевской премии по литературе.

«“Мастер и Маргарита” — это совершенно иного плана роман, но тоже актуальный для XX века, — считает филолог. — Булгаков закончил его в 1940 году, но опубликован он был в конце 60-х, а это время гонения на РПЦ, так что русский человек, который принадлежит русской культуре, в этом романе увидел духовную наполняемость». Все перечисленные романы были изданы огромными тиражами, напомнил Ужанков.

Сейчас то, как будет восприниматься советская эпоха будущими поколениями, зависит от восприятия этого периода российской истории современной молодежью, отметила в разговоре с РБК советник гендиректора ВЦИОМ Елена Михайлова.

«Через призму новой системы приоритетов и ценностных ориентаций постепенно происходит переосмысление событий, уходят на второй план знаковые фигуры и отдельные культурные символические элементы», — отмечает она.

В рамках опроса ВЦИОМ также выяснилось, что только каждый пятый россиянин не смог правильно расшифровать аббервиатуру СССР и что главным антигероем советской эпохи в России считают Михаила Горбачева.

Евгения Кузнецова при участии Анастасии Серовой

Во время загрузки произошла ошибка.

В Бишкеке 12 декабря облачно. Температура воздуха ожидается +9 градусов. День уменьшился до 9 часов 4 минут.

У кого намечается той

Назирбек Борубаев

Родился 12 декабря 1952 года. Специальный представитель правительства по приграничным вопросам в ранге первого заместителя руководителя аппарата кабмина КР.

Улугбек Календеров

Родился 12 декабря 1979 года. Заместитель министра финансов КР.

Дастан Дюшекеев

Родился 12 декабря 1987 года. Посол Кыргызстана в Казахстане.

Памятные даты

День национальной литературы Кыргызстана

из интернета

Фото из интернета

День национальной литературы Кыргызстана отмечается в республике ежегодно 12 декабря, начиная с 2011 года по решению правительства.

Праздник посвящается памяти выдающегося классика литературы Чингиза Айтматова, родившегося 12 декабря 1928-го.

Решение о праздновании Дня национальной литературы Кыргызстана, как говорится в официальных документах, было принято в целях сохранения, развития и популяризации произведений кыргызской литературы.

Открыто первое среднее учебное заведение в Кыргызстане

из интернета

Фото из интернета. Пишпекская мужская гимназия, 1920-е годы

12 декабря 1912 года в Пишпеке открыли мужскую гимназию — единственное в дореволюционном Кыргызстане среднее общеобразовательное учебное заведение. Открыта благодаря денежным пожертвованиям населения и субсидиям городского управления.

Учащиеся набирались в основном из привилегированных городских и байманапских семей. В 1915-м было 122 ученика, из них кыргызов — 13.

Люди, которые меняли мир

Срамные рассказы 19 века

Родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Таласской области.

Выдающийся кыргызский писатель внес огромный вклад в советскую литературу. Все произведения Чингиза Айтматова (в целом реалистические) полны мифологических и эпических мотивов, из-за чего его стиль называют «магическим соцреализмом». Писал на кыргызском и русском языках.

В 1952-м начал публиковать в периодической печати рассказы на кыргызском языке.

По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства старшим зоотехником, одновременно продолжая писать и печатать рассказы.

В 1956 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958-м). В год окончания курсов вышла в свет повесть «Джамиля», принесшая Чингизу Айтматову известность.

Срамные рассказы 19 века

По окончании Высших литературных курсов он работал журналистом во Фрунзе (с 1991 года — Бишкек), редактором журнала «Литературный Кыргызстан» и одновременно собкором газеты «Правда» по Киргизской ССР (1959-1965). Был членом КПСС с 1959-го. Избирался членом ЦК КП Киргизии.

В 1963 году издан сборник Чингиза Айтматова «Повести гор и степей», за который он удостоен Ленинской премии.

До 1965-го писал на кыргызском языке. Первая повесть, написанная на русском, — «Прощай, Гульсары!»

В 1968 году присвоено звание «Народный писатель Киргизской ССР», а в 1974-м избран действительным членом (академиком) Академии наук Киргизской ССР.

В 1980 году Чингиз Айтматов написал свой первый роман «И дольше века длится день». Второй центральный роман «Плаха» написан в 1986-м.

В 1988-1990 годах был главным редактором журнала «Иностранная литература».

Срамные рассказы 19 века

В 1990-1994 годах был послом СССР и России в Люксембурге. В 1994-2008 годах — послом КР в странах Бенилюкса, НАТО и Европейском союзе.

Слово «манкурт» из романа «И дольше века длится день» стало нарицательным.

Чингиз Айтматов являлся основателем международного движения «Иссык-Кульский форум», вице-президентом Академии творчества, попечителем фонда «Вечная память солдатам», президентом Ассамблеи народов Центральной Азии, академиком Академии российской словесности, членом Римского клуба, действительным членом Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств.

Срамные рассказы 19 века

По произведениям писателя снято свыше 20 фильмов. Первой картиной по Чингизу Айтматову стала кинолента «Перевал», снятая в 1961-м режиссером Алексеем Сахаровым.

Награжден 46 государственными наградами разных стран. Свою первую награду (медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов») получил в 17 лет.

Произведения писателя издавались в мире более 650 раз на 150 языках.

Умер Чингиз Айтматов 10 июня 2008 года в больнице Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Родилась биохимик Бюбюля Ахунбаева

из книги Кульбюбю Бектургановой «Дочери земли кыргызской»

Фото из книги Кульбюбю Бектургановой «Дочери земли кыргызской». Бюбюля Ахунбаева

Родилась 12 декабря 1929 года в селе Тору-Айгыр Иссык-Кульской области.

Жила и воспитывалась у дяди — Исы Ахунбаева.

Бюбюля Ахунбаева — одна из первых представительниц кыргызской интеллигенции, формировавшей науку и образование в республике.

Первая кыргызка — биохимик, кандидат биологических наук.

Провела научные исследования по биохимии ржавчинных заболеваний злаковых культур и углеводному обмену у разноустойчивых к ржавчине пшениц. Ее исследования представляли значительный интерес для науки и практики. После перехода в Институт органической химии развернула исследования по углеводному обмену озимых и яровых пшениц.

Плодотворные научные исследования Бюбюля Осмоновна совмещала с активной педагогической и общественной деятельностью. Она избиралась депутатом Фрунзенского горсовета, членом Ленинского райкома партии, членом парткома Академии наук, секретарем партийной организации Института
органической химии.

Умерла 26 августа 1966-го.

Умер поэт Алыкул Осмонов

Срамные рассказы 19 века

12 декабря 1950 года во Фрунзе в возрасте 35 лет из-за болезни легких умер поэт, драматург, переводчик Алыкул Осмонов.

Рано лишившись родителей, воспитывался в детдомах. Печатался с 1930 года. В 1933-м окончил педагогический техникум во Фрунзе, работал журналистом. До 1936 года работал в редакциях журнала «Чабуул», газеты «Ленинчил Жаш».

В 1935-м опубликовал первый сборник стихов «Песни рассвета».

Автор сборников «Звездная молодость», «Чолпонстан», «Любовь», «Новые песни». Много писал и переводил для детей.

Срамные рассказы 19 века

Поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели в переводе Алыкула Осмонова выдержала шесть переизданий. Перевел произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Ивана Крылова.

Алыкулу Осмонову посмертно присуждена первая премия Ленинского комсомола республики.

Союзом писателей Кыргызстана учреждена литературная премия его имени. Премия Алыкула Осмонова — третья по значимости среди писателей после Ленинской премии и Государственной премии имени Токтогула Сатылганова.

В целях изучения жизни и творчества поэта в 1994 году создан республиканский общественно-литературный фонд.

Куда сходить

  • в Государственном национальном русском театре драмы имени Чингиза Айтматова российские актеры покажут трагикомедию «В поисках счастья»;
  • «Мастерская 705» представит экспериментальный спектакль «10 ненаписанных пьес»;
  • Бишкекский городской драматический театр имени Арсена Умуралиева — спектакль «Кызыл алма» («Красное яблоко»);
  • в Немецком доме состоится праздничная ярмарка;
  • Кыргызский государственный театр кукол имени Мусы Жангазиева порадует зрителей спектаклями спектакли «Кот в сапогах» и «Кыялкеч Егор».

Куда сходить сегодня, смотрите в «Афише».

О важных и интересных мероприятиях и событиях вы можете сообщить на наш номер WhatsApp 0555312024 или на почту info@24.kg. Также пишите нам в Facebook.

Ближайшие концерты ансамбля из серии «Открытия» под руководством дирижера Жолта Надя и при участки солистки меццо-сопрано Ноа Френкель пройдут 11 декабря в Тель-Авивском музее искусств и 12 декабря в Иерусалиме в Центре музыки в Мишкенот Шеананим. В программе, посвященной современной еврейской музыке: «Благословения и проклятия» для 14 музыкантов Ицхака Йедида (Kiddushim Ve-Killulim) , «Arras» Кейко Дево и «Estro Poetico: Armonico III» Йотама Хабера. Этот концерт – особенный, так как в нем принимают участие призеры международного конкурса «Фонда Азриэли» – канадского музыкального фонда по развитию еврейской, академической и канадской музыки.

Израильский ансамбль современной музыки — «Ансамбль 21 века» открыл свой 3й-й сезон в свойственной ему манере , предлагая сочинения как классического репертуара, так и новые произведения. На сей раз – новые произведения современной еврейской музыки. «Ансамбль 21 века» считается группой-новатором в израильском музыкальном мире, став первым, кто начал регулярно исполнять современную академическую музыку в концертных залах. «Ансамбль 21 века» внес большой вклад в знакомство израильских меломанов с современной музыкой, исполняя премьеры сочинений израильских композиторов и сотрудничая со многими дирижерами и композиторами из разных стран.

Как и в предыдущие сезоны, «Ансамбль 21-го века» продолжает делать «моментальные снимки» музыкального разнообразия, предлагая слушателям широкую музыкальную панораму в данном случае творчества современных композиторов, работающих в совершенно разных стилях. Миссия, которую «Ансамбль 21-го века» взял на себя с момента своего основания 31 год назад, состоит в том, чтобы продвигать и развивать израильскую и современную еврейскую музыку, показывая произведения и исполнение на самом высоком уровне. Надо отметить, что ансамбль достаточно часто заказывает сочинения у композиторов, которые несправедливо редко появляются на израильской сцене, несмотря на их успехи за рубежом.

Одна из наиболее престижных международных наград, вручаемых современным композиторам — Премия Фонда Азриэли (Канада), основавшего конкурс, фокусирующийся на еврейской художественной академической музыке и обращающийся к композиторам всего мира с целью продвигать музыку, основанную на еврейских корнях, и не обязательно на уровне мгновенного узнавания, но в более глубоких контекстах. Стоимость приза — одна из самых высоких в мире — около 200.000 канадских долларов, что включает в себя не только денежный приз победителю, но и обязательство фонда о том, что сочинение будет исполнено на различных сценах мира, записано и издано. Параллельно с конкурсом еврейской музыки Фонд Азриэли проводится конкурс среди канадских композиторов.

Программа концерта, который прозвучит в декабре в Тель-Авиве и Иерусалиме, была уже исполнена в Монреале ансамблем Nouvel Ensemble Moderne, в Нью-Йорке — ансамблем Talea Ensemble, а в Израиле будет исполнена «Ансамблем 21 века».

Йотам Хабер — http://www.yotamhaber.com/

Йотам Хабер родился в Нидерландах, рос в Израиле, Нигерии и США, получил престижную премию Кусевицкого и почти все важные награды для композиторов в США. Los Angeles Times назвала его одним из самых многообещающих молодых композиторов, да и критики New York Times дали высокую оценку его творчеству.

В его сочинении «Estro Poetico: Armonico III» для меццо-сопрано используются аранжировки барочных мелодий итальянского композитора, поэта и крупной политической фигуры Венецианской республики начала 18 века Бенедетто Марчелло – мелодий, которые тот слышал в синагогах Венеции — но, естественно, в призме современной музыки. Йотам Хабер использует также архивные записи этно-музыковеда Лео Леви, записи библейской музыки («та’амей ха-микра») — систему масоретского музыкального письма, применяемую в литургии примерно с 12 века. Йотам Хабер использовал для своего произведения «Estro Poetico: Armonico III» стихи четырех израильских поэтов: Ури Бернштейна, Эли Элиягу, Исраэля Бар-Кохава и Аарона Шабтая.

Ицхак Йедид — https://www.yedidmusic.com/

Израило-австралийский композитор и пианист Ицхак Йедид родился в Иерусалиме и живет в Австралии. Лауреат премии премьер-министра и премию Ландау. В своих произведениях он комбинирует арабскую и еврейско-восточную музыку с западной музыкальной традицией и техникой. Ицхак Йедид пишет музыку в основном для камерных групп, стремясь сочетать классические жанры с сефардскими и арабскими мотивами.

Ицхак Йедид был объявлен лауреатом премии Фонда Азриэли в области еврейской музыки 2020 года. Его композиция «Киддушим ве-Киллулим» («Благословения и проклятия») была единогласно признана жюри Фонда Азриэли лучшим новым произведением еврейской музыки. Йедид получил общий призовой пакет на сумму более 200.000 канадских долларов, включая денежное вознаграждение в размере 50.000 канадских долларов; мировая премьера его произведений в исполнении Le Nouvel Ensemble Moderne и два международных выступления. Одно из них – как раз в декабре в Израиле в исполнении «Ансамбля 21 века»; и запись, выпущенная на лейбле Analekta.

Источником вдохновения для создания «Благословений и проклятий» стала Храмовая гора в Иерусалиме — святое место, которое является причиной постоянных конфликтов. В этом сочинении 24 части, написанные под влиянием арабской музыки, псалмов, восточных мелодий и современных принципов композиции.

Ицхак Йедид — выпускник Музыкальной академии Рубина в Иерусалиме, Консерватории Новой Англии в Бостоне и Университета Джона Монаша в Мельбурне. Йедид пишет и исполняет музыку с глубоким эмоциональным смыслом, исследуя и разрабатывая оригинальный музыкальный стиль, сочетающий современные нарративы с древними стилями, импровизацию с элементами классической арабской музыки и пиютим, а также с идеями, берущими начало в современной западной музыке и соответствующими духу нашего времени. Исконно сирийские и иракско-еврейские кантиляции, встречи Востока и Запада в Израиле, европейские и американские авангардные композиционные техники, смешанные с техниками фри-джаза и австралийские влияния, фольклорные влияния и меланхолические специфические темы — все это его стиль, экспериментальный, очень выразительный, проникнутый проницательностью концертного пианиста и импровизатора. Вдохновленные литературой, философией, искусством и пейзажами, композиции Йедида представляют собой повествование из картин, текстур и цветов. Его сочинения — это «разноцветные» рассказы на языке музыки со множеством образов и с увлекательным сочетанием культур и стилей.

Ицхак Йедид выступает в престижных залах, в том числе в Карнеги-холл в Нью-Йорке; его произведения исполнялись многими оркестрами и ансамблями в самых разных странах — от Австралии и Африки до Северной Америки. Его работы представлены на 12 компакт-дисках, выпущенных такими крупными звукозаписывающими компаниями, как Sony, Challenge, BTL и Nexus и получили теплую критику в мировой музыкальной прессе. Один из его альбомов был номинирован на премию «Самый оригинальный австралийский джазовый альбом» на премии Australian Jazz Bell Awards 2013.

С 2007 года Йедид преподает музыку в Австралии, в настоящее время преподает композицию в консерватории Университета Гриффита в Брисбене.

Кейко Дево — https://keikodevaux.com

Кейко Дево — лауреат Фонда Азриэли в области канадской музыки. Она живет в Монреале и в своих произведениях ищет особый электронный и акустический звук. Название ее работы Arras намекает на яркий цветной ковер (Аррас – город во Франции, известный центр производства гобеленов в Средние века)

Кейко Дево регулярно сочиняет музыку для различных ансамблей, а также сотрудничает с хореографами и режиссерами. Ее подход включает интерес к электроакустике, к искажению акустического звука с помощью цифровых методов. Можно сказать, что она «размывает» акустику дигитальным шумом. В ее музыке находят отражение эмоциональные переживания и аффекты, природа , а также «размывание жанров» путем наложения и сопоставления контрастных мелодических элементов.

Кейко Дево получила множество призов и наград, а 2019 году выиграла приз Фонда Азриэли по в области канадской музыки.

«Ансамбль 21 века» был основан в 1991 году Даном Юхасом и Замирой Луцки с целью исполнения лучших камерных произведений 20 и 21 столетия, большинство из которых до этого не звучало в Израиле. В состав ансамбля входят 14 музыкантов. Ансамбль, регулярно выступает и делает записи на Израильском радио, участвует во многих европейских фестивалях. Он также занимается популяризацией современной музыки в общеобразовательных школах Израиля. Ансамбль, считающийся ведущим в Израиле ансамблем современной музыки, поддерживают многие фонды и Министерство культуры Израиля, он сотрудничает с Израильским музыкальным центром. С ансамблем выступают лучшие зарубежные солисты и дирижеры. Сам ансамбль часто приглашают выступить на различных международных фестивалях.

В 2005 году ансамбль открыл в Яффо свой центр современной музыки и искусства – зал «ха-Тейва» («Шкатулка») в «Хацрот Яффо» на бульваре Иерушалаим, 19 (https://www.hateiva.com/). «Ха-Тейва» – место для исполнения современной академической музыки различных стилей и представлений в других жанров – кино, танца, видео, компьютерных технологий и др. «Ха-Тейва» сотрудничает со многими европейскими центрами – такими, как парижский Центр Помпиду, центр электронной экспериментальной музыки во Фрайбурге и другими. В центре «Ха-Тейва» инициировали немало творческих встреч между художниками разных направлений и он стал заметным и важным фокусом художественной жизни Израиля. В последние годы «Ха-Тейва», помимо зала для выступлений, также стал центром электронной и дигитальной музыки».

Жолт Надь — венгерский дирижер и педагог

Окончил Будапештскую академию музыки. По завершении курса на протяжении ряда лет участвовал в мастер-классах Петера Этвёша, затем в 1990-1995 годах работал помощником Этвеша в Институте новой музыки Высшей школы музыки Карлсруэ. В дальнейшем также участвовал в различных международных мастер-классах и других проектах Этвеша.

В 1999 году Надь начинает сотрудничать в Израиле с «Ансамблем 21 века», специализирующемся на исполнении современной академической музыки. В своей работе с другими музыкальными коллективами по всему миру Надь также предпочитает современный репертуар. С 2002 года он стал профессором Парижской консерватории по классу дирижирования.

Ансамбль 21 века. 31-й сезон. Второй концерт серии «Открытия». Современная еврейская музыка.

Специальный концерт победителей Международного конкурса еврейской и канадской музыки, организованного Фондом Азриэли.

Дирижер – Жолт Надь

Солистка – Ноа Френкель, меццо-сопрано

Ицхак Йедид. «Благословения и проклятия»

Кейко Дебо. Arras

Йотам Хабер. Estro Poetico: Armonico III

Тель-Авив — 11 декабря 2021 года, суббота, Тель-Авивский музей искусств, 20:30

Иерусалим — 12 декабря 2021 года, воскресенье, Мишкенот Шаананим, 20:30.

Подробности и билеты: http://ensamble21.tagonet-ltd.com/shows.php

Сайт «Ансамбля 21 века» — https://www.ensemble21.org.il/

Страница в фейсбуке — https://www.facebook.com/ICP21/

Страница мероприятия — https://www.facebook.com/events/1062991194456598/

Фотография предоставлена пресс-службой ансамбля

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    https://ria.ru/20211219/rozhdestvo-1764298961.html

    «Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник

    «Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник — РИА Новости, 19.12.2021

    «Веселее Рождества». Почему Никола Зимний — самый любимый в народе праздник

    Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых РИА Новости, 19.12.2021

    2021-12-19T08:00

    2021-12-19T08:00

    2021-12-19T08:14

    религия

    бари

    санта-клаус

    аналитика — религия и мировоззрение

    николай чудотворец

    мир

    россия

    /html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

    /html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764189094_0:239:3072:1967_1920x0_80_0_0_2a8b6060f9ed6b58c09e21d6657d31b6.jpg

    МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.Праздник посреди постаЗа столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.Однако с принятием христианства «Житие святителя Николая» быстро распространилось по русским землям. Оно звучало в храмах на богослужении, его передавали изустно от дома в дом. Больше всего простые верующие любили красочные рассказы о чудесах, которые совершал святой.По одному из них в городе Миры, где служил Угодник, жил нищий вдовец с тремя дочерями. Никто не брал их замуж без приданого. В отчаянии старик решил отдать девушек в блудницы, чтобы хоть немного заработать.Об этом узнал святитель Николай. Три ночи подряд он незаметно приходил к их дому и бросал в окно по мешочку с золотом. Вдовец, желая выяснить, кто благодетель, подкараулил святого. Но тот уговорил сохранить все в тайне.Народная любовьОт этого предания пошло поверье, что Чудотворец приносит каждому подарки. В Средние века образ «Николы с мешочком» стал одним из самых популярных в иконографии.»В Западной Европе, например, он со временем превратился в культ знаменитого Санта-Клауса — главного рождественского персонажа», — говорит известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш).На Руси существовала такая же легенда. Кое-где начало зимних Святок (окончание Рождественского поста) приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николиному дню.Некоторые даже считали Угодника одним из Святой Троицы. «Поверье пошло от тройных иконок, на которых изображены вместе Спаситель, Богородица и Чудотворец», — поясняет отец Макарий.А в отдаленных губерниях простые люди и вовсе называли святого самим Христом. Русский писатель и собиратель фольклора Аполлон Коринфский описывал такое предание: 19 декабря Никола Зимний, как Спаситель, «спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы».»Это, конечно, невежество, — отмечает иеромонах Макарий (Маркиш). — Но оно укоренено в привязанности к образу Николая Чудотворца. Чем-то он, видимо, себя зарекомендовал в земной жизни. И осталась о нем добрая память у народа».На широкую ногуПоэтому-то люди со спокойной душой и нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Общее веселье — никольщина — длилось полнедели.Из-за чрезвычайной популярности святого, помимо зимних гуляний, устраивали и весенние — 22 мая. Тогда в Церкви праздновали перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе торжество называли Никола Вешний.»Но весна — период напряженных полевых работ. Не до праздника. Зимой у крестьян было свободное время, чтобы отметить», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.Никола Зимний — один из немногих дней, когда в деревнях и селах устраивали братчины — пиры, на которые собирался и стар, и млад. Центральное событие — обряд «сучить свечу»: на стол подавали сотовый мед, а после трапезы из воска делали свечку.»На русско-белорусском пограничье был и другой обычай, — рассказывает Дорохова. — Там в любой деревне с незапамятных времен хранили большую толстую свечу из грубого воска. В течение года она стояла в доме у одной хозяйки. А на Николу Зимнего ее торжественно передавали в другую избу».По словам фольклориста, процесс передачи был очень похож на свадебный обряд: для свечи шили платье, как для невесты. Прежние хозяева несли ее новым, как на выданье. А на месте встречи устраивали нечто вроде свадебного пиршества.Не обходился праздник без пива, считавшегося постным напитком. Его варили в большом котле, собрав нужные ингредиенты с каждого крестьянина. Угощали тоже всех желающих. С приходом советской власти веселые традиции Николы Зимнего быстро забылись. Однако, по словам ученых, жители отдаленных деревень и сел по-прежнему его отмечают. Поэтому не исключено, что некогда самый популярный на Руси праздник возродится.

    https://ria.ru/20211128/khristiane-1760961218.html

    бари

    мир

    россия

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    2021

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    Новости

    ru-RU

    https://ria.ru/docs/about/copyright.html

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/11/1764189094_313:0:3044:2048_1920x0_80_0_0_ebce5cafe7a377939aabf09e6ecde954.jpg

    РИА Новости

    internet-group@rian.ru

    7 495 645-6601

    ФГУП МИА «Россия сегодня»

    https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

    бари, санта-клаус, аналитика — религия и мировоззрение, николай чудотворец, мир, россия

    МОСКВА, 19 дек — РИА Новости, Никита Бизин. Православные христиане 19 декабря чтут память святителя Николая Чудотворца. С Николой Зимним — так называют этот праздник в народе — связано много почти забытых обычаев и традиций. О самых интересных — в материале РИА Новости.

    Праздник посреди поста

    За столом, ломящимся от угощений, — вся семья. С песнями-плясками, пробираясь сквозь сугробы, от дома к дому ходит молодежь. Дети с трепетом заглядывают под подушки в надежде найти подарки. И все это — три, а то и четыре дня.

    Так сегодня справляют Рождество или Новый год. А полтора-два века назад с таким же размахом в России праздновали Николу Зимнего.

    В церковном календаре он называется Днем памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Отмечают в самый разгар Рождественского поста, когда устав предписывает воздерживаться от скоромной пищи и всякого веселья.

    Церковные правила даже «в продолжение святок, праздничный период от Рождества до Крещения Господня, запрещали заводить игрища, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». Так почему же строгое предписание не работало 19 декабря?

    Ответ прост: в Русской церкви, пожалуй, нет более популярного святого, чем Николай Чудотворец. Именно ему посвящено больше всего храмов.

    Хотя, казалось бы, он так далек от наших краев — жил в Малой Азии в IV веке, когда Руси не было и в помине.

    Однако с принятием христианства «Житие святителя Николая» быстро распространилось по русским землям. Оно звучало в храмах на богослужении, его передавали изустно от дома в дом. Больше всего простые верующие любили красочные рассказы о чудесах, которые совершал святой.

    По одному из них в городе Миры, где служил Угодник, жил нищий вдовец с тремя дочерями. Никто не брал их замуж без приданого. В отчаянии старик решил отдать девушек в блудницы, чтобы хоть немного заработать.

    Об этом узнал святитель Николай. Три ночи подряд он незаметно приходил к их дому и бросал в окно по мешочку с золотом. Вдовец, желая выяснить, кто благодетель, подкараулил святого. Но тот уговорил сохранить все в тайне.

    Народная любовь

    От этого предания пошло поверье, что Чудотворец приносит каждому подарки. В Средние века образ «Николы с мешочком» стал одним из самых популярных в иконографии.

    «В Западной Европе, например, он со временем превратился в культ знаменитого Санта-Клауса — главного рождественского персонажа», — говорит известный церковный публицист, клирик Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш).

    На Руси существовала такая же легенда. Кое-где начало зимних Святок (окончание Рождественского поста) приурочивали не к Рождеству Христову, а к Николиному дню.

    Некоторые даже считали Угодника одним из Святой Троицы. «Поверье пошло от тройных иконок, на которых изображены вместе Спаситель, Богородица и Чудотворец», — поясняет отец Макарий.

    А в отдаленных губерниях простые люди и вовсе называли святого самим Христом. Русский писатель и собиратель фольклора Аполлон Коринфский описывал такое предание: 19 декабря Никола Зимний, как Спаситель, «спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу земли Русской, обходя ее — обыденкой (в один день) — из конца в конец. И убегают от него, еще загодя, все духи тьмы».

    «Это, конечно, невежество, — отмечает иеромонах Макарий (Маркиш). — Но оно укоренено в привязанности к образу Николая Чудотворца. Чем-то он, видимо, себя зарекомендовал в земной жизни. И осталась о нем добрая память у народа».

    На широкую ногу

    Поэтому-то люди со спокойной душой и нарушали Рождественский пост, чтобы отметить Николу Зимнего. Общее веселье — никольщина — длилось полнедели.

    Из-за чрезвычайной популярности святого, помимо зимних гуляний, устраивали и весенние — 22 мая. Тогда в Церкви праздновали перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В народе торжество называли Никола Вешний.

    «Но весна — период напряженных полевых работ. Не до праздника. Зимой у крестьян было свободное время, чтобы отметить», — объясняет фольклорист Екатерина Дорохова.

    Никола Зимний — один из немногих дней, когда в деревнях и селах устраивали братчины — пиры, на которые собирался и стар, и млад. Центральное событие — обряд «сучить свечу»: на стол подавали сотовый мед, а после трапезы из воска делали свечку.

    «На русско-белорусском пограничье был и другой обычай, — рассказывает Дорохова. — Там в любой деревне с незапамятных времен хранили большую толстую свечу из грубого воска. В течение года она стояла в доме у одной хозяйки. А на Николу Зимнего ее торжественно передавали в другую избу».

    По словам фольклориста, процесс передачи был очень похож на свадебный обряд: для свечи шили платье, как для невесты. Прежние хозяева несли ее новым, как на выданье. А на месте встречи устраивали нечто вроде свадебного пиршества.

    Не обходился праздник без пива, считавшегося постным напитком. Его варили в большом котле, собрав нужные ингредиенты с каждого крестьянина. Угощали тоже всех желающих.

    С приходом советской власти веселые традиции Николы Зимнего быстро забылись. Однако, по словам ученых, жители отдаленных деревень и сел по-прежнему его отмечают. Поэтому не исключено, что некогда самый популярный на Руси праздник возродится.

  • Сравняться с землей как пишется
  • Сравняться в росте как пишется
  • Сразить наповал как пишется
  • Сравнить сказки пушкина и жуковского 5 класс литература
  • Сравнить царевну и царицу в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс