Спящая красавица отрывок сказки

Инфоурок литература презентациисравнительный анализ сказок в.а. жуковского спящая царевна и ш. перро спящая красавица. описание презентации по отдельным слайдам:

Инфоурок

Литература
ПрезентацииСравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица».

Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «

    Описание слайда:

    Сравнительный анализ сказок
    В.А. Жуковского «Спящая царевна» и
    Ш. Перро «Спящая красавица»

    Шацкая Анна, ученица 5 «А» класса
    МБОУ СОШ №10 г. Апатиты

    Шацкая В.И., учитель

  • 2 слайд

    Спящая красавица отрывок сказки

  • 3 слайд

    ВведениеВ детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а не

    Описание слайда:

    Введение
    В детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а недавно на литературе мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
    Обсуждая произведение на уроке, я отметила, что эти сказки с похожим сюжетом. И было решено найти общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.

  • 4 слайд

    Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия. Для

    Описание слайда:

    Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия.
    Для достижения цели определила задачи:
    узнать историю создания сказок
    провести сравнительный анализ текстов
    Объект исследования: сказки о спящих девушках.
    Предмет исследования: анализ сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица».

  • 5 слайд

    Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить текст

    Описание слайда:

    Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить тексты разных авторов по некоторым пунктам:
    год написания,
    герои и сюжет,
    а также обратиться к истории написания сказки.

  • 6 слайд

    Спящая красавица отрывок сказки

  • 7 слайд

    Спящая красавица отрывок сказки

  • 8 слайд

    Спящая красавица отрывок сказки

  • 9 слайд

    Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что источником вдохновения

    Описание слайда:

    Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что источником вдохновения при создании текстов служили поверья.
    Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира. Веретено, прялка— символы жизни и времени.
    Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии.
    «Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни.
    На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
     

  • 10 слайд

    ВЫВОД:  Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разн

    Описание слайда:

    ВЫВОД: 
    Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разными авторами.
    Сказка «Спящая красавица» более подробная, чем сказка «Спящая царевна».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Открытый урок по литературе «Васюткино озеро»

  • Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»

  • Проверочная работа по теме «А.С.Грин. Феерия «Алые паруса», 6 класс

  • Презентация Мадригал как жанр

  • Внеклассное чтение на тему: «Золотой арбуз»(5 класс)

  • Урок русской литературы. Тематический контроль по произведению А. С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

  • «Тебе, мой край, я посвящаю»

  • Презентация по эвенской литературе «Мне снилось — я был снег»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449146 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

«Спящая царевна» очень краткое содержание

В. Жуковский «Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: царевна, царь и царица, волшебницы.

У царской семьи родился долгожданный ребенок — замечательная девочка. По случаю этого событие был организован грандиозный пир. На него пригласили не только придворных и народ, но и 11 волшебниц, а 12-ую не пригласили из-за ее дурного нрава. Она разозлилась и сказала, что девочка умрет в 15 лет, поранившись о веретено.

11-ая волшебница, не успевшая пожелать царевне что-либо, сказала, что она не умрет, а заснет. Так и случилось — в назначенном возрасте девочка поранилась и заснула, заснуло все царство. Через 300 лет ее нашел царевич и пробудил целомудренным поцелуем. Проснулись и остальные. Жили они долго и счастливо.

Вывод:

Зло нужно отталкивать тем, что лучше: добром, терпением, верой, надеждой. Обиды и боль приносят страдания окружающим, если хочешь, чтобы тебя принимали в компанию, нужно работать над характером и постараться соответствовать хотя бы минимальным общественным нормам, иначе ты обречен на одиночестве и непринятие.

Сравните: Сказка «Спящая красавица» Перро была написана в 1697 году. Ее сюжет был позаимствован автором из традиционного европейского фольклора. Для читательского дневника и подготовки к уроку по литературе рекомендуем прочитать краткое содержание «Спящая красавица». Это история о прекрасной принцессе, которой пришлось спать сто лет, прежде чем развеялось колдовское заклятье.

Короткий пересказ «Спящая царевна»

Краткое содержание «Спящая царевна» Жуковский:

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась дочка. По этому случаю они закатили пир, пригласив на него 11 из 12 волшебниц, которые жили в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, очень обиделась.

Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась двенадцатая и сказала, что царевна умрет в пятнадцать лет, уколов палец веретеном. Тогда вперед вышла волшебница, которая не успела ничего пожелать, и сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся триста лет.

Царь, испугавшись, запретил в королевстве прясть. Но царевна в возрасте пятнадцати лет всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через триста лет царевну разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

Сравните: Для «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина характерно торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказка о мертвой царевне» для читательского дневника. Данное произведение является жемчужиной русской литературы в своём жанре.

Анализ произведения

Если школьникам дадут задание о написании сочинения по сказке, проведение анализа этого произведения поможет получить хорошую отметку. Также краткое содержание «Спящей царевны» Жуковского отлично подойдет для читательского дневника. Поначалу можно сравнивать сюжет произведения со сказками братьев Гримм, вспомнить, что их труд под названием «Спящая красавица» похож на стихотворение В. А. Жуковского, как и «Красавица в спящем лесу» писателя Шарля Перро. Своему же труду Жуковский дал название «Спящая царевна».

Большинство читателей интересует, что в этом стихотворении побеждают храбрые персонажи, победу получает добро и сказочная любовь.

Привычно проводить сравнение поэтического произведения Пушкина под названием «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» с произведением, написанным Жуковским.

У Жуковского сюжет произведения основан на европейских произведениях, рассказанных раньше братьями Гримм и Ш. Перро. Но он перевел сказку на русский лад, добавил немало русских черт народа. Произведение построено на событиях, происходящих последовательно, в которых говорится обо всех периодах из жизни персонажей.

Сюжет поэмы «Спящая царевна» Жуковский

«Спящая царевна» Жуковский краткое содержание произведения:

Сказка рассказывает юным читателям о добром царе Матвее и его царице. Жили они счастливо, душа в душу, но, к сожалению, не могли иметь потомство.

Однажды, солнечным светлым днем, бродила царица у ручья, плакала горькими слезами и повстречала рака. Он посмотрел на нее и предсказал, что все у нее будет хорошо, что родит она красавицу-дочку. Этот рак оказался волшебным, и все его предсказания сбылись: родила царица прекрасного ребенка.

В честь такого события царь с царицей решили устроить большое и богатое торжество. Кроме близкого люда, позвали они и одиннадцать из двенадцати чародеек. Так получилось, что у царя было только одиннадцать драгоценных блюд, и царь не захотел звать именно старую, злую и хромую чародейку, на что она очень сильно обиделась и пообещала отомстить.

В долгожданный день собрался весь люд праздновать день рождения юной дочери царя и царицы. Сидят гости, желают ей счастья и добра. Слово дали и чародейках. Одна пожелала малышке в золоте ходить, другая красотой необычайной обладать. Когда черед дошел до последней гости, в зал ворвалась двенадцатая злая чародейка и прокляла ее.

Она сказала, что как только девушке исполнится шестнадцать лет, она уколет свой палец веретеном и умрет навсегда. Одиннадцатая чародейка не могла такого предусмотреть и вмешалась, пожелав юной малышке вместо ужасной смерти уснуть глубоким сном на триста лет.

Родители пришли в ужас, когда поняли, что же суждено им пережить в будущем. Царь незамедлительно издал закон, в котором говорилось, чтобы в его царстве никогда не было больше веретен.

Пятнадцать лет прошло незаметно быстро, все жили мирно и спокойно. Одним днем царь с царицей отлучились на прогулку, в это время их дочь бродила по замку и забрела в заброшенную комнату. В ней она обнаружила пожилую женщину, которая молча сидела и пряла. Она увидела девушку и протянула ей веретено, об которое она и укололась. И все царство погрузилось в глубокий сон.

Прошло долгое время, весь замок покрылся терновником. Все ближайшие сады заросли, да так, что не подобраться было к замку. Все давно позабыли о царе и царевне. Ходили слухи о том, что спит в том замке молодая девушка, их дочь. Да так спит, что только любящий поцелуй может растопить заклятие и вернуть к жизни целое королевство.

Как-то раз вокруг заросшего замка бродил царевич, узнал об этой легенде и захотел, во что бы то ни стало найти спящую красавицу. Когда подбирался царевич к замку, то заросли послушно расступались перед ним, и все вокруг покрывалось свежими цветами. В замке он нашел царевну и подарил ей поцелуй, из-за которого заклятие снялось, и все вокруг, наконец, проснулись. Юноша женился на юной красавице, и жили они долго и счастливо.

Краткий пересказ

Начинается рассказ поэта с характеристики и описания царя по имени Матвей и его царицы. Царствовали они вместе долгие годы, все было отлично, но были они бездетными. В один прекрасный день пошла грустящая жена царя к ручью, присела на его красивый зеленый берег и начала душераздирающе реветь. Слезы царицы не остались без ответа, молодую девушку стало жалко раку. Он попросил, чтобы она не грустила, и этой ночью в ней зародится жизнь, а через некоторое время родится красавица-дочь.

Царица благодарствовала доброму раку за такую хорошую новость, но тот уже исчез из вида. Все его предсказания вскоре воплотились в жизнь. На этом позитивном моменте и началась сказка. Далее «Спящая царевна» Василия повествует о веселом событии — рождение прекрасной дочери у Царя Матвея и его царицы.

Затем сюжет произведений у двух известных писателей (Пушкина и Жуковского) различается. У Пушкина царица умерла при рождении дитя, а у Жуковского — выжила. Жуковский пишет, что счастливые новорожденным родители приняли решение вызвать на праздник чародеек.

Произведение Жуковского о «Спящей царевне» — великолепное стихотворение. Читать его будет занимательно не только маленьким детям, но и взрослым людям.

Предсказания чародеек

Поначалу царь Матвей планировал позвать 12 фей, так как было наготовлено такое же количество блюд. Но вскоре оказалось, что одно из них испарилось. Царь Матвей принял решение не приглашать злую старуху-чародейку. Гости отлично посидели, вкусно поели, вкусно попили, начали одаривать маленькую царевну различными позитивными предсказаниями. Так как они были волшебницами, все эти потрясающие моменты обязательно должны были в будущем сбыться. Но в итоге появились не только хорошие предсказания для царевны. По окончании празднования на пир появился незваный гость — злая чародейка. Она предсказала:

  • молодая царевна доживет только до 15 лет;
  • в 16 лет умрет из-за укола веретена;
  • царевну ждало печальное будущее и короткая жизнь.

Вот такое злостное пророчество огласила малютке злая колдунья. Но юной царевне повезло, потому что до этого 10 волшебниц успели напророчить ей все самое хорошее, а одиннадцатая колдунья все еще не сказала свой прогноз на будущее царевны.

Чтобы отменить проклятье злой чародейки, последняя из чародеек оставила свое слово:

  • девушка не погибнет, а будет спать 300 лет;
  • по окончании этого злостное колдовство развеется;
  • молодая девушка будет долго и благополучно жить до поздней старости.

Когда Матвей узнал пророчество для своей единственной дочери от злой колдуньи, он был очень расстроен. Ни днем, ни ночью царь не мог нормально ни спать, ни есть. В скором времени издал приказ, который запретил выращивать лен, изготавливать пряжу и плести ее на веретене. А иметь его у себя в доме было также строго под запретом. Царь Матвей успокоился после своего указа, и их жизнь стала по-прежнему беззаботной.

Шли годы, девушке исполнилось 15 лет, она становилась все краше, распустилась, как цветок в апреле. В один прекрасный день царь и царица ушли прогуляться, а молодая девушка осталась одна во дворце.

Прекрасной царевне стало скучно, и она приняла решение изучить весь свой замок. Ведь во многих комнатах царевна еще никогда не бывала.

Начала царевна гулять по дворцу и увидев высокую лестницу, решила пойти по ней к маленькой комнатке. Девочке было интересно, она открыла дверь и увидела старуху, которая пряжу прядет. Это была та самая злая чародейка. Старуха передала девушке веретено, в то же время царевна укололась и заснула.

Царство сновидений

В тот же момент весь дворец и его жители были охвачены общим сном. Царь и его царица заснули, прямо стоя в обнимку на крыльце. Царская охрана окаменела, даже не выпустив из рук сабли. Хорунжий заснул на своем коне, который тоже погрузился в долголетнюю царскую спячку. Даже комары замерзли и собаки. Как повариха готовила еду, так и застыла на кухне. И огонь заснул на века.

С тех времен в это царство сна не могла прилететь птица, всякий зверь тоже не пробрался бы туда. Так прошли 100 лет. За 100 лет храбрецы, услышав рассказы своих дедов, хотели найти милую царевну и замок, но ни один из них домой так и не возвратился, поэтому большинство бросили попытки приблизиться к спящей красавице.

Храбрый царский сын

Прошло 300 лет. Однажды молодой царский сын скакал по дремучему лесу со своей охраной и немного отстал от всех. Со временем он приблизился к бору и встретил старца. Он поведал царевичу, что слыхал еще от своих прадедов о царском дворце, где спит красивая девушка и вот уже 300 лет ожидает своего спасителя. Царевич направился в место, которое указал старец. Перед конем царевича даже дремучий лес расступился, вся живая природа была рада царскому появлению.

Снять проклятие с царевны было судьбой определено одному из основных главных героев «Спящей царевны» — юному царевичу. Он нашел царский замок быстро и был удивлен, что все обитатели и насекомые, и животные в многовековом сне. Царь Матвей спал на крыльце дворца. Молодой царевич перешагнул через царя, перекрестился и отправился к своей царевне.

Дальше Жуковский долгое время описывает, как девушка была красива. Юный царский сын был влюблен в нее с первого мгновенья, он поцеловал прекрасную девочку, и она освободилась от чар. Весь царский дворец в один момент проснулся, каждый стал продолжать выполнять свои обязанности. Естественно, царь благословил на брак свою прекрасную дочь, и она стала женой своего героя. Концовкой стал пир и гулянья на весь божий мир.

1. Спящая красавица

⠀Снилось что-то приятное, романтичное. Мишка, который гладил по волосам и тихонько приговаривал, как любит мои рыжие кудряшки. И именно из-за них называет Белочкой. А ещё потому что когда что-то не нравится, я смешно морщу носик.

  Я лежала рядом и слушала. Он так редко открывает свои эмоции, что боишься перебить. Например, все два года, что мы вместе, думала Белочка это переделанное имя. А оказывается – кудряшки. Приятно. Мишка присел, погладил меня по плечам и резко встряхнул.

— Проснись, красавица, я тебя пять раз поцеловал! И уже готов продолжать!

Сквозь сон пробивался очень мерзкий голос. Очень! Даже если это голос моего любимого мужчины. Ещё и тряска не останавливалась. Пришлось выплывать из дремы.

— Уйди, чудище, я легла пару часов назад. Всю ночь работала! — сладко зевнула и повернулась на правый бок.

Ради приличия открыла один глаз, чтоб показать Мишке, что на большее не способна. Даже после пяти поцелуев. Открыла, а он не закрывается. Хотя бы потому, что рядом был не мой парень. ⠀

  Один глаз не закрывается, второй спит за двоих. Рыжие кудри на голове всегда по утрам смотрят в разные стороны. Пижама с мопсом, и, как я догадываюсь, помятое, красное лицо. После двух часов сна. Вот так я и села, разглядывая гостя.

  Волосы жиденькие, светленькие, грязненькие и всё это безобразие до плеч. Меня слегка передернуло, а потом я посмотрела на лицо. И чем волосы не понравились? Глаза далеко посажены, или как это правильно, когда они смотрят почти в разные стороны. Нос орлиный, как у гордых, горных народов и маленький ротик. Вся эта прелесть на круглом, очень круглом лице. И сам молодой человек такой же круглый. Этакая камбала, только надутая, как шарик и с носом. ⠀

— Эээ, — выдавил парень и, подумав, спросил, — Красавица?

Он ещё моим внешним видом не доволен. А может его эталон красоты камбала с носом? Интересно, такие девушки существуют? Я сова по натуре, люблю работать по ночам. С утра, если рано разбудить, во мне просыпается монстр и начинает громко возмущаться.

— Угу! — выдал тот самый монстр в моём лице. Тут же пронеслась мысль, что стала разговаривать как сова, осталось начать жрать мышей. Утро, твою ж ети! — Ты кто?

— Прости, надо было с этого начать. Я принц Галондуэль Тристипин Фаринсказан третий. Примчался из южного государства Сартом. И раз ты, спустя сто лет, проснулась именно от моего поцелуя, должна выйти за меня замуж. – на последних, словах парня перекосило. Итак-то не красавец.

⠀Аааа, он меня целовал! Ужас. Фу, как теперь на мужчин смотреть? Надеюсь не отвечала?

— Угу, — сова во мне распустила крылья с готовностью валить подальше от этого Голодного Эльфа или как там его зовут.⠀

Меня даже не смутили сто лет сна, которые пронеслись как два часа. И то, что обстановка похожа на средневековый замок, это заметила мельком. Да и на принца не отреагировала. Хорошо, что мозг с утра не работает, а то билась бы в истерике.⠀

Так, если проводить аналогию со сказками, которые я так часто читаю племяшке, это «Спящая красавица». Теперь вопросы. Где сама красавица? Почему я здесь? И как попасть домой?

Хотя, если подумать, принцессу вполне можно понять. Придёт такая камбала, поцелует и всё, теперь ты жена. Может это то самое перемещение между мирами, о которых часто читает сестра? А наследница престола сейчас где-то вместо меня спит?

— Уважаемый Эльф, — решила начать издалека, но была тут же перебита. ⠀

-Вы так считаете? — мужчина подмигнул глазом, тем, который смотрел налево.

«Нет! — мысленно взорвалась, — Не считаю! Просто не помню все те буквы, которые ты назвал именем, принц, твою ж ети! Как такие принцы на свет появляются? Что за неправильная сказка?»

Выдохнула и продолжила:

— Ээээ, — это просто забыла, что хотела сказать. Напрягла мозг и выдала, — Я точно не ваша принцесса. Спала всего два часа, а не сто лет. — Мужчина окинул взглядом и кивнул, соглашаясь. Гад! — Поэтому и замуж выйти не могу.

— Вот и замечательно! — выдохнул этот козлина, хоть бы вид создал, что расстроился. — Может тебе помочь чем, немощная?

— Угук, — ответила внутренняя сова, старательно заугукивая маты. — Домой хочу, к жениху. Только, боюсь он в другом мире. В нашем такого дурдома точно нет.

Мозг уже заставили работать, поэтому он меня смог убедить, что это не Земля.

— У тебя и жених есть? — искренне удивился принц-самоубийца.

— Угук. — да что такое! Сейчас сама поверю, что немощная.

И, неожиданно вспомнила, что жениха-то нет. Ушёл, неделю назад, гордо хлопнув сначала крышкой ноутбука, затем шкафом, а после дверью. У меня тогда был выбор, или забиться в угол и рыдать с бутылкой наперевес, или работать, чтобы не было желания плакать. Ну и доработалась. До Эльфа. Тут же вспомнила сон и ласковое «Белочка».

Страдания прервал резкий порыв ветра. Дверь, которая находилась в углу, открылась и в комнату влетел невероятно красивый блондин. Посмотрела на Эльфа и очень пожалела, что он обогнал в дороге вновь вошедшего. Видимо всё не так плохо в этом мире с мужчинами, как мне показалось сначала.

Блондин носился по помещению и ногой отодвигал коричневую листву, непонятно как здесь появившуюся.

— Точно знаю, что где-то тут. — бормотал он. — Маг же сказал. О!

Парень резко наклонился, разворошил листья и начал целовать синий труп. Мы с Эльфом переглянулись и дружно стали пятиться к двери. Зря! Зря я подумала, что здесь всё нормально с мужчинами. Это надо же так ошибиться. Пока пятилась и занималась самоедством, не заметила главного.

— Кто ты? — звонким голосом спросил труп, который на глазах изменялся и становился прекрасной девушкой.

— Красавица, я освободил тебя от векового сна, будешь моей женой?

— Да!

Блондин помог подняться девушке, отряхнул её от налипшей грязи. Ещё раз поцеловал, не замечая свидетелей. Они взялись за руки и ушли. Причём девушка шла легко, как будто сто лет на холодном полу не валялась трупом. В прямом смысле.⠀

Урок
музыки в 3 классе.  Раздел «В музыкальном театре».

«Балет «Спящая красавица».

Цель урока: Создание условий
для формирования  
представления о балете. как о
музыкально-хореографическом спектакле, знакомство с балетом «Спящая
красавица» П.И.Чайковского.

Задачи урока:

 1) обучающие

 -расширить представление
о средствах музыкальной выразительности;

 — сформировать
представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

 — учить работать на
уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие

 -развитие творческого
воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через
цветовосприятие, а также пластическое интонирование;

3) воспитательные

 — посредством музыки
воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к
чужому горю;

 — воспитывать у младших
школьников интерес к балетной классической музыке;

 -напомнить о книге,
источнике мудрости, знаний и радости;

УД предметные

-понимать значение
вступления к балету, контраста как способа развития музыки.

-понимать, что
балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой,
хореографией, изобразительным искусством.

УУД
метапредметные

-передавать свои
впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

-соотносить
иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения

-строить свои
рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные:

-определять цель
учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

-эмоционально
откликаться на музыкальную характеристику образов героев  балета

воспринимать
мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых

Коммуникативные:

-высказывать свою
точку зрения, слушать и понимать других.

-сотрудничать в
совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе

-Принимать
активное участие в различных видах музыкальной деятельности

Личностные:

-научиться 
оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных ценностей

-Приобрести
первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности

3)
воспитательные

-посредством музыки воспитывать
такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

Тип урока:  Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные
пособия: 
Учебник «Музыка» для 3 класса авторы: Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.

Используемое оборудование: Компьютер,
мультимедийный проектор

Ход урока:

1.                 
Организационный
этап

Песня
«В гостях у сказке»

-Здравствуйте,
дети! Мы с вами начали урок с песни о сказке не просто.

-Как вы думаете почему?

-Сегодня мы окунёмся в прекрасный мир сказки! Но для
этого нам необходимо взять с собой внимание, дисциплину, память,
любознательность и воображение! Готовы?

2.                 
Актуализация
знаний

Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса,
и все дети любят отгадывать загадки. 

— Первая загадка.

Отгадайте, о какой сказке идёт
речь.

— Итак, события
происходят  в  замке короля Флорестана. На крестины принцессы 
приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. 
Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно
злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец. Что происходит?
Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить на крестины фею
Карабос.  От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та
умрет от укола веретеном, когда её исполнится 16 лет.

Дети: «Спящая красавица»

Учитель: Вторая загадка.  Кто
автор этой сказки?

Дети: автор Шарль Перро.

Щарль Перро французский
писатель. Для детей он писал мало. Всего известно 8 сказок, которые вошли в
«Сборник сказок матушки Гусыни»

3.                 
Целеполагание

Сегодня мы не будем читать эту сказку. Мы будем ее слушать и смотреть
в новом музыкальном жанре. Третья загадка. Чтобы узнать этот жанр мы послушаем
девочек.  

Девочки нам расскажут об этом
жанре. Вы внимательно слушаете и думаете, какие слова вам не были понятны.

  Расскажу я вам
секрет

  Мы ходили на балет!

Там артисты все молчат,

не поют, не говорят

Как же мы про всё узнали?

  Мы либретто
прочитали.

Балет из танцев состоит,

из ямы музыка звучит!

Балерины в пачках белых

                   На носочках ходят
смело,

                   Грациозно ввысь
взлетают,

                  Словно бабочки порхают.

                   Помогают им партнёры,

                   Фуэте там крутят скоро.

                   А на сцене все солисты

                    Исполняли танец чисто.

                   Двое, трое… Весь
секрет.

                   С ними был кордебалет.

                   Декорации меняют,

                   Представленье
продолжают.

                   Не свожу я глаз с
артистов!

                  Время пролетает быстро.

                   Вот уже финал, поклон,

                   Крики «Бис!» со всех
сторон,

                   Публика с цветами
мчится,

                   Плавно занавес
струится…

                   Мне понравился балет.

                   В нём есть ВСЁ!

                   …лишь песен нет.

-Догадались, о каком музыкальном жанре
идёт речь? ( Балет)

4. Первичное восприятие знаний

Учитель:  Правильно балет.
Кто знает, что такое балет?

Балет — музыкальный
спектакль, в котором артисты танцуют.

Учитель: Какие слова вам
были непонятны?

Словарная работа.  Прочитайте эти слова.
Вместе. Я читаю, повторяют.

Разбираем.

Либретто-краткое содержание спектакля
(«книжечка») .

Оркестровая яма –место для оркестра в
балете и опере.

Пачка-юбка балерины.

Пуанты -обувь балерины.

Фуэте — повторяющиеся движения в быстром
темпе на одном месте.

Кардебалет — массовый танец

Бис – возглас публики, означающий
«повторно, ещё раз»

Учитель:  Давайте ещё раз
повторим понятия, относящиеся к балету. Я называю слова, вы объясняете.

— Что такое балет?

— С каким балетом мы сегодня будем
знакомиться?

— Назовите тему нашего урока?

— Балет «Спящая красавица»

Учитель: Тема нашего урока
прозвучит так: «Сказочный  балет “Спящая Красавица»

— Какие учебные цели нашего урока мы можем
поставить?

(-познакомиться с музыкальным спектаклем –
балет,

— узнать как создаётся балет,

-научиться слушать и смотреть балет )

Учитель: Правильно.

Но балет невозможен без музыки. Музыку к
этой сказке написал великий композитор и талантливый человек П. И.  Чайковский.
Сюжет сказки «Спящая красавица» вдохновил П.И.Чайковского . Яркие образы этого
произведения воплотились в такой спектакль как балет. Премьера  этого балета
состоялась очень давно, в конце 19в, 3 января 1890г на сцене  Мариинского
театра (Санкт-Петербург),130 лет назад.

Композитор к каждой строчке литературного
произведения сочиняет музыку

Учитель: — Давайте
посмотрим отрывок из балета «Спящая красавица». 1 мин


Какое событие сказки показано? (замок, рождение принцессы)


Как вы поняли это?

-Автор
написал сказку, композитор сочинил музыку. Только ли  автор и композитор
участвует в создании балета. ( Нет)

Учитель: Одному
композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный
спектакль.

— Что для этого нужно?

 Для его музыки нужны
исполнители – танцоры , музыканты, хореографы, костюмеры, гримёры, художники
. Эскизы
костюмов и декорации создают художники. Без этого спектакль не будет таким
красочным и интересным для зрителей.

— Что они делают?

Балет создаётся многими людьми
и это очень увлекательный и интересный труд.

Ребята,
композитор,  задумавший этот балет, П. И. Чайковский, был большим мастером. Для
каждого главного героя он сочинил свою выразительную и неповторимую музыкальную
тему. 

— Мы сегодня с вами будем рассматривать
двух главных героев.

— Это 2 феи. Фея  Карабос  злая, а фея 
Сирени добрая (на доску)

Как вы думаете почему?

Т.к.главная идея сказки  заключена в роли
этих фей. Что эта за идея вы мне скажете позже.

— Вспомните, что называется увертюрой? Увертюра
вступление к опере.

Вступление к балету называется другим
словом- интродукцией.(на доску)

Повторите. Интродукция – это вступление к
балету, в корой, раскроется главная идея балета

Сейчас вы услышите музыкальную интродукцию
к балету «Спящая красавица».

Главные героини 2 феи.     Фея  Карабос 
злая, а фея  Сирени добрая и нежна

Вы должны не только послушать
вступление к балету и выполните задания по рядам. 

 1 ряд  (танцоры) расскажут
после слушания музыки о характере движений главных героев музыки.(резкие или
плавные, нежные или грубые, быстрые или медленные )

2 ряд (музыканты) следят
за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, темп,
динамика в характеристике главных образов;

3 ряд (художники) придумают
костюмы для героев музыки, какие бы цвета использовали.

Интродукция «Две феи»   (слушаем) 1мин 40
сек

Учитель: Сколько  разных
по характеру мелодий вы услышали?  Две. 

Учитель: Почему две? Фея 
Карабосс  злая, а фея  Сирени добрая.

Учитель: Что
вы поняли из интродукции вступления 1 части?

  Кто появился первым? Почему?

Д: Первой появляется
фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет  злоба и ненависть, 
оттого, что её не позвали на королевский бал.

Учитель:  Ждем
ответа от «танцоров». (У феи Карабосс – линии движений резкие , ломанные)

Учитель: Что
расскажут нам «музыканты»? Какими средствами выразительности
пользуется композитор, чтобы передать образ злой феи Карабос? (громкая
динамика, быстрый темп,обрывистые фразы мелодии, преобладание медно-духовых
инструментов, более короткие длительности и т.д

 Учитель: Теперь
послушаем «художников». Какие костюмы вы придумали для главных
героев?

(В костюме феи Карабосс
преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил.
Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой
палец, заснула на долгие сто лет.

Учитель: Что
вы поняли из интродукции вступления 2 части?

  Кто появился вторым? Почему?

     Д: Второй
появляется фея Сирени – она добрая.

Учитель: Ждем
ответа от «танцоров». (У феи Сирени движения плавные и мягкие )

Учитель: Что
расскажут нам «музыканты»? Какими средствами выразительности
пользуется композитор, чтобы передать образ доброй  феи Сирени? (певучая
мелодия у струнных, динамика более тихая, музыка нежная, плавная, добрая и
т.д.)

(фея Сирени, напротив, вся
очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.)

Учитель: Теперь
послушаем «художников». Какие костюмы вы придумали для главных
героев?

Учитель: Такое сочетание
делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием  называется контраст.

— Что значит контраст? (разница, антонимы)

 Им
пользуются не только музыканты, но и художники.

— Послушайте концовку интродуции двух фей.
Что главное хотел показать П.И.Чайковский.

Слушаем 30 сек.

— Какая главная тема в ней? Борьбу добра и
зла.

 Учитель: Верно,
ребята! Два действующих лица:  одна добрая фея, другая злая фея Карабос,
между ними — борьба. Значит, вступление вводит нас в круг образов балета, в основную
идею его содержания.

Физкульминутка

Картинка 2 феи. Вам нужно раскрасит их и
вокруг них.

 (Покажите нам и расскажите) (по рядам
выходят и показывают)

 Учитель: А теперь
давайте посмотрим видеофрагмент «Две феи» как зрители.

— Что увидели. Как выражена злость феи
(движение, цвета, музыка)

Видеофрагмент 4 мин

Беседа по фрагментам.

— Оправдались наши предположения?

Фея Карабос – какие движения, музыка, цвет
костюма и декорации.

Фея Сирени- какие движения, музыка, цвет
костюма и декорации.

Сравните ваши рисунки и фрагменты балета
двух фей. Есть сходство?

 Работа по содержанию сказки.

Давайте вспомним сказку. Я показываю кадры
из балета, вы помогаете рассказать сказку.

Учитель: Финал сказки
добрый. Рухнули злые чары колдовства. Принцесса аврора и принц сыграли свадьбу
и были счастливы. Наш урок тоже близится к финалу.

6) Итог урока

Учитель: Как вы думаете,
достигли мы своей цели? (вспоминают цель: доказать, что в каждом балетном
спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства, и если что-то исключить,
то спектакля не получится)  Значит какой вывод мы можем сделать?

Итог урока:

-С каким жанром музыкального
искусства познакомились?

— С каким балетом начали
знакомство?

— Кто написал музыку к этому
балету?

— Кто участвует в создании
балета?

-С какими героями балета
«Спящая красавица мы познакомились?»

— Почему именно с них мы
начали знакомство с этим балетом? (любая сказка-это борьба добра и зла)

— Какие новые слова узнали?

— Достигли мы целей, которые
ставили в начале урока?

1.Балет-спектакль, где

А) танцуют

Б) поют

В) поют и танцуют

2. Как называется балет?

А) Щелкунчик

Б)Спящая красавица

В) Золушка

3. Кто автор музыки?

А) Шарль Перро

Б) П.И.Чайковский

В)А.С.Пушкин

4. Как называется вступление к
балету?

А) либретто

Б) оркестр

В) интродукция

5. Что такое либретто?

А) книжечка с кратким
описанием

Б) вступление

В) одежда балерины

6. Сирени – это

А) добрая фея

Б) принцесса

В)  злая фея

7.  Как называют группу танцоров,
которые сопровождают танец солистов?

А) танцоры

Б) либретто

В) кардебалет

  • Спящая красавица сказка читать полностью текст
  • Спящая красавица сказка слушать аудиосказка
  • Спящая красавица сказка оригинальный текст
  • Спящая красавица оригинал сказки коротко
  • Спящая красавица сказка слушать женский голос