Спящая красавица кто автор этой сказки

Автор на чтение 7 мин. просмотров 81 опубликовано 08.03.2021 картина в. васнецова спящая царевна спящая царевна сказка в. а.

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

Урок
музыки в 3 классе.  Раздел «В музыкальном театре».

«Балет «Спящая красавица».

Цель урока: Создание условий
для формирования  
представления о балете. как о
музыкально-хореографическом спектакле, знакомство с балетом «Спящая
красавица» П.И.Чайковского.

Задачи урока:

 1) обучающие

 -расширить представление
о средствах музыкальной выразительности;

 — сформировать
представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

 — учить работать на
уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие

 -развитие творческого
воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через
цветовосприятие, а также пластическое интонирование;

3) воспитательные

 — посредством музыки
воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к
чужому горю;

 — воспитывать у младших
школьников интерес к балетной классической музыке;

 -напомнить о книге,
источнике мудрости, знаний и радости;

УД предметные

-понимать значение
вступления к балету, контраста как способа развития музыки.

-понимать, что
балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой,
хореографией, изобразительным искусством.

УУД
метапредметные

-передавать свои
впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

-соотносить
иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения

-строить свои
рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные:

-определять цель
учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

-эмоционально
откликаться на музыкальную характеристику образов героев  балета

воспринимать
мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых

Коммуникативные:

-высказывать свою
точку зрения, слушать и понимать других.

-сотрудничать в
совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе

-Принимать
активное участие в различных видах музыкальной деятельности

Личностные:

-научиться 
оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения
общечеловеческих норм, нравственных ценностей

-Приобрести
первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности

3)
воспитательные

-посредством музыки воспитывать
такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

Тип урока:  Урок
изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные
пособия: 
Учебник «Музыка» для 3 класса авторы: Критская Е.Д.,
Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.

Используемое оборудование: Компьютер,
мультимедийный проектор

Ход урока:

1.                 
Организационный
этап

Песня
«В гостях у сказке»

-Здравствуйте,
дети! Мы с вами начали урок с песни о сказке не просто.

-Как вы думаете почему?

-Сегодня мы окунёмся в прекрасный мир сказки! Но для
этого нам необходимо взять с собой внимание, дисциплину, память,
любознательность и воображение! Готовы?

2.                 
Актуализация
знаний

Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса,
и все дети любят отгадывать загадки. 

— Первая загадка.

Отгадайте, о какой сказке идёт
речь.

— Итак, события
происходят  в  замке короля Флорестана. На крестины принцессы 
приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. 
Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно
злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец. Что происходит?
Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить на крестины фею
Карабос.  От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та
умрет от укола веретеном, когда её исполнится 16 лет.

Дети: «Спящая красавица»

Учитель: Вторая загадка.  Кто
автор этой сказки?

Дети: автор Шарль Перро.

Щарль Перро французский
писатель. Для детей он писал мало. Всего известно 8 сказок, которые вошли в
«Сборник сказок матушки Гусыни»

3.                 
Целеполагание

Сегодня мы не будем читать эту сказку. Мы будем ее слушать и смотреть
в новом музыкальном жанре. Третья загадка. Чтобы узнать этот жанр мы послушаем
девочек.  

Девочки нам расскажут об этом
жанре. Вы внимательно слушаете и думаете, какие слова вам не были понятны.

  Расскажу я вам
секрет

  Мы ходили на балет!

Там артисты все молчат,

не поют, не говорят

Как же мы про всё узнали?

  Мы либретто
прочитали.

Балет из танцев состоит,

из ямы музыка звучит!

Балерины в пачках белых

                   На носочках ходят
смело,

                   Грациозно ввысь
взлетают,

                  Словно бабочки порхают.

                   Помогают им партнёры,

                   Фуэте там крутят скоро.

                   А на сцене все солисты

                    Исполняли танец чисто.

                   Двое, трое… Весь
секрет.

                   С ними был кордебалет.

                   Декорации меняют,

                   Представленье
продолжают.

                   Не свожу я глаз с
артистов!

                  Время пролетает быстро.

                   Вот уже финал, поклон,

                   Крики «Бис!» со всех
сторон,

                   Публика с цветами
мчится,

                   Плавно занавес
струится…

                   Мне понравился балет.

                   В нём есть ВСЁ!

                   …лишь песен нет.

-Догадались, о каком музыкальном жанре
идёт речь? ( Балет)

4. Первичное восприятие знаний

Учитель:  Правильно балет.
Кто знает, что такое балет?

Балет — музыкальный
спектакль, в котором артисты танцуют.

Учитель: Какие слова вам
были непонятны?

Словарная работа.  Прочитайте эти слова.
Вместе. Я читаю, повторяют.

Разбираем.

Либретто-краткое содержание спектакля
(«книжечка») .

Оркестровая яма –место для оркестра в
балете и опере.

Пачка-юбка балерины.

Пуанты -обувь балерины.

Фуэте — повторяющиеся движения в быстром
темпе на одном месте.

Кардебалет — массовый танец

Бис – возглас публики, означающий
«повторно, ещё раз»

Учитель:  Давайте ещё раз
повторим понятия, относящиеся к балету. Я называю слова, вы объясняете.

— Что такое балет?

— С каким балетом мы сегодня будем
знакомиться?

— Назовите тему нашего урока?

— Балет «Спящая красавица»

Учитель: Тема нашего урока
прозвучит так: «Сказочный  балет “Спящая Красавица»

— Какие учебные цели нашего урока мы можем
поставить?

(-познакомиться с музыкальным спектаклем –
балет,

— узнать как создаётся балет,

-научиться слушать и смотреть балет )

Учитель: Правильно.

Но балет невозможен без музыки. Музыку к
этой сказке написал великий композитор и талантливый человек П. И.  Чайковский.
Сюжет сказки «Спящая красавица» вдохновил П.И.Чайковского . Яркие образы этого
произведения воплотились в такой спектакль как балет. Премьера  этого балета
состоялась очень давно, в конце 19в, 3 января 1890г на сцене  Мариинского
театра (Санкт-Петербург),130 лет назад.

Композитор к каждой строчке литературного
произведения сочиняет музыку

Учитель: — Давайте
посмотрим отрывок из балета «Спящая красавица». 1 мин


Какое событие сказки показано? (замок, рождение принцессы)


Как вы поняли это?

-Автор
написал сказку, композитор сочинил музыку. Только ли  автор и композитор
участвует в создании балета. ( Нет)

Учитель: Одному
композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный
спектакль.

— Что для этого нужно?

 Для его музыки нужны
исполнители – танцоры , музыканты, хореографы, костюмеры, гримёры, художники
. Эскизы
костюмов и декорации создают художники. Без этого спектакль не будет таким
красочным и интересным для зрителей.

— Что они делают?

Балет создаётся многими людьми
и это очень увлекательный и интересный труд.

Ребята,
композитор,  задумавший этот балет, П. И. Чайковский, был большим мастером. Для
каждого главного героя он сочинил свою выразительную и неповторимую музыкальную
тему. 

— Мы сегодня с вами будем рассматривать
двух главных героев.

— Это 2 феи. Фея  Карабос  злая, а фея 
Сирени добрая (на доску)

Как вы думаете почему?

Т.к.главная идея сказки  заключена в роли
этих фей. Что эта за идея вы мне скажете позже.

— Вспомните, что называется увертюрой? Увертюра
вступление к опере.

Вступление к балету называется другим
словом- интродукцией.(на доску)

Повторите. Интродукция – это вступление к
балету, в корой, раскроется главная идея балета

Сейчас вы услышите музыкальную интродукцию
к балету «Спящая красавица».

Главные героини 2 феи.     Фея  Карабос 
злая, а фея  Сирени добрая и нежна

Вы должны не только послушать
вступление к балету и выполните задания по рядам. 

 1 ряд  (танцоры) расскажут
после слушания музыки о характере движений главных героев музыки.(резкие или
плавные, нежные или грубые, быстрые или медленные )

2 ряд (музыканты) следят
за развитием музыки в оркестре, за тем, какие преобладают инструменты, темп,
динамика в характеристике главных образов;

3 ряд (художники) придумают
костюмы для героев музыки, какие бы цвета использовали.

Интродукция «Две феи»   (слушаем) 1мин 40
сек

Учитель: Сколько  разных
по характеру мелодий вы услышали?  Две. 

Учитель: Почему две? Фея 
Карабосс  злая, а фея  Сирени добрая.

Учитель: Что
вы поняли из интродукции вступления 1 части?

  Кто появился первым? Почему?

Д: Первой появляется
фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет  злоба и ненависть, 
оттого, что её не позвали на королевский бал.

Учитель:  Ждем
ответа от «танцоров». (У феи Карабосс – линии движений резкие , ломанные)

Учитель: Что
расскажут нам «музыканты»? Какими средствами выразительности
пользуется композитор, чтобы передать образ злой феи Карабос? (громкая
динамика, быстрый темп,обрывистые фразы мелодии, преобладание медно-духовых
инструментов, более короткие длительности и т.д

 Учитель: Теперь
послушаем «художников». Какие костюмы вы придумали для главных
героев?

(В костюме феи Карабосс
преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил.
Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой
палец, заснула на долгие сто лет.

Учитель: Что
вы поняли из интродукции вступления 2 части?

  Кто появился вторым? Почему?

     Д: Второй
появляется фея Сирени – она добрая.

Учитель: Ждем
ответа от «танцоров». (У феи Сирени движения плавные и мягкие )

Учитель: Что
расскажут нам «музыканты»? Какими средствами выразительности
пользуется композитор, чтобы передать образ доброй  феи Сирени? (певучая
мелодия у струнных, динамика более тихая, музыка нежная, плавная, добрая и
т.д.)

(фея Сирени, напротив, вся
очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.)

Учитель: Теперь
послушаем «художников». Какие костюмы вы придумали для главных
героев?

Учитель: Такое сочетание
делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием  называется контраст.

— Что значит контраст? (разница, антонимы)

 Им
пользуются не только музыканты, но и художники.

— Послушайте концовку интродуции двух фей.
Что главное хотел показать П.И.Чайковский.

Слушаем 30 сек.

— Какая главная тема в ней? Борьбу добра и
зла.

 Учитель: Верно,
ребята! Два действующих лица:  одна добрая фея, другая злая фея Карабос,
между ними — борьба. Значит, вступление вводит нас в круг образов балета, в основную
идею его содержания.

Физкульминутка

Картинка 2 феи. Вам нужно раскрасит их и
вокруг них.

 (Покажите нам и расскажите) (по рядам
выходят и показывают)

 Учитель: А теперь
давайте посмотрим видеофрагмент «Две феи» как зрители.

— Что увидели. Как выражена злость феи
(движение, цвета, музыка)

Видеофрагмент 4 мин

Беседа по фрагментам.

— Оправдались наши предположения?

Фея Карабос – какие движения, музыка, цвет
костюма и декорации.

Фея Сирени- какие движения, музыка, цвет
костюма и декорации.

Сравните ваши рисунки и фрагменты балета
двух фей. Есть сходство?

 Работа по содержанию сказки.

Давайте вспомним сказку. Я показываю кадры
из балета, вы помогаете рассказать сказку.

Учитель: Финал сказки
добрый. Рухнули злые чары колдовства. Принцесса аврора и принц сыграли свадьбу
и были счастливы. Наш урок тоже близится к финалу.

6) Итог урока

Учитель: Как вы думаете,
достигли мы своей цели? (вспоминают цель: доказать, что в каждом балетном
спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства, и если что-то исключить,
то спектакля не получится)  Значит какой вывод мы можем сделать?

Итог урока:

-С каким жанром музыкального
искусства познакомились?

— С каким балетом начали
знакомство?

— Кто написал музыку к этому
балету?

— Кто участвует в создании
балета?

-С какими героями балета
«Спящая красавица мы познакомились?»

— Почему именно с них мы
начали знакомство с этим балетом? (любая сказка-это борьба добра и зла)

— Какие новые слова узнали?

— Достигли мы целей, которые
ставили в начале урока?

1.Балет-спектакль, где

А) танцуют

Б) поют

В) поют и танцуют

2. Как называется балет?

А) Щелкунчик

Б)Спящая красавица

В) Золушка

3. Кто автор музыки?

А) Шарль Перро

Б) П.И.Чайковский

В)А.С.Пушкин

4. Как называется вступление к
балету?

А) либретто

Б) оркестр

В) интродукция

5. Что такое либретто?

А) книжечка с кратким
описанием

Б) вступление

В) одежда балерины

6. Сирени – это

А) добрая фея

Б) принцесса

В)  злая фея

7.  Как называют группу танцоров,
которые сопровождают танец солистов?

А) танцоры

Б) либретто

В) кардебалет

Щелкунчик и Мышиный король / Nußknacker und Mausekönig

Щелкунчик и Мышиный король / Nußknacker und Mausekönig

Эрнст Гофман, О. С. Беляева

Добрая сказка немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» незначительно сокращена, дополнена комментарием и словарем.

После каждой главы даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики. Издание предназначено для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1).

зарубежная классика, немецкий язык, сказки

задания по немецкому языку, книги для чтения на немецком языке, лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, Случай дамы среднего возраста, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Сказки

Сказки

Братья Гримм, Пётр Полевой, Герман Фогель, Джонни Груэлл

Кто нашёл приют у семи гномов: Снегурочка или Белоснежка? Как звали девушку, потерявшую на балу туфельку: Золушка или Замарашка? Кто заснул на сто лет, уколовшись о веретено: Шиповничек или Спящая Красавица? Зачастую по воле переводчика мы принимаем то или иное имя персонажа.

Сказки братьев Гримм начали переводить на европейские языки ещё при жизни авторов. В Россию они впервые попали из Франции: в 1826 году поэт Василий Жуковский опубликовал свои переводы с французского двух сказок – «Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник». Первый русский перевод всех сказок братьев Гримм был осуществлён сорок лет спустя.

Самый известный и любимый перевод сказок принадлежит перу писателя и историка мировой литературы Петра Николаевича Полевого. Впервые «Детские и семейные сказки» братьев Гримм в его переводе увидели свет ещё в 1893 году.

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

иллюстрированное издание, немецкая классика, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Читать фрагмент

Король Дроздобород. Любимые сказки

Король Дроздобород. Любимые сказки

Братья Гримм, Вильгельм Гауф, Игорь Егунов

В книгу вошли два произведения известных сказочников мира: В. Гауфа «Карлик Нос» и братьев Гримм «Король Дроздобород».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Книги – мои друзья

Читать фрагмент

Беляночка и Розочка. Сказки

Беляночка и Розочка. Сказки

Братья Гримм, Григорий Петников, Игорь Егунов

В сборник вошли известные сказки братьев Гримм «Беляночка и Розочка», «Три пряхи», «Настоящая невеста» и «Ослик».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Книги – мои друзья

Читать фрагмент

Рапунцель. Сказки

Рапунцель. Сказки

Братья Гримм, Пётр Полевой, Игорь Егунов

В сборник вошли наиболее известные сказки братьев Гримм в классическом переводе П. Н. Полевого: «Рапунцель», «Гензель и Гретель», «Храбрый портняжка», «Бременские музыканты», «Шиповничек», «Король Дроздовик», «Золотой гусь».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, литература 19 века, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкая классика, немецкие сказки, сказки народов мира, школьная программа

Правильное чтение

Читать фрагмент

Волшебные немецкие сказки / Die deutschen Wundermärchen

Волшебные немецкие сказки / Die deutschen Wundermärchen

Братья Гримм, Е. М. Смирнова

В этой книге подобраны волшебные немецкие сказки братьев Гримм, которые превратят изучение немецкого в увлекательное занятие. Чтение коротких сказочных историй поможет легко и без напряжения погрузиться в мир классического немецкого языка и пополнить словарный запас.

После каждой сказки даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики. Издание сопровождается словарем. Книга предназначается для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1).

зарубежная классика, немецкий язык, сказки

задания по немецкому языку, лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Бременские музыканты и другие сказки / Die Bremer Stadtmusikanten und andere Märchen

Бременские музыканты и другие сказки / Die Bremer Stadtmusikanten und andere Märchen

Братья Гримм, Е. А. Нестерова

Помимо всеми любимых «Бременских музыкантов», в книгу вошли потрясающие сказки «Спящая красавица», «Рапунцель», «Король Дроздобород». Тот, кто любит мрачные истории со счастливым концом, в этой книге найдет сказки: «Румпельштильцхен», «Семь воронов», «Гензель и Гретель».

Для удобства читателя сказки незначительно сокращены, снабжены комментарием и словарем. В конце каждой сказки даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики.

Предназначается для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1 – Для начинающих).

зарубежная классика, зарубежные детские книги, немецкий язык, сказки

лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Немецкие сказки

Немецкие сказки

Сборник, Редакция «Седьмая книга»

В немецких волшебных сказках чудесное, фантастическое тесным образом переплетается с обыденным, житейским, реальным. Мы встретим описания подлинных событий, городов, островов, королевств, лесов, провинций. Из этих «нитей» можно соткать облик старой Германии, её истории и природы…

Здесь много приключений, путешествий, жутковатых историй, чудес. А как же иначе: ведь эти сказки – волшебные! И ещё – во всех немецких сказках невероятные события и подвиги совершаются во имя Любви!

зарубежные детские книги, сказки

немецкие сказки, поучительные истории, семейное чтение, сказки народов мира

Читать фрагмент

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

  
средняя общеобразовательная школа № 45 города Ставрополя

Урок
музыки в 3 Д классе

Тема: «Балет
П.И.Чайковского

«Спящая
красавица»

Учитель:
Черебилова Светлана Викторовна

Тема урокаБалет П.И.Чайковского«Спящая красавица».

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урокаСюжетно-ролевая игра.

Место урока в темеурок музыки в 3 классе

Цель урока:

Формирование эмоционально-осознанного
восприятия художественных образов балета.

Задачи урока:

Образовательные:


уметь анализировать, используя эти средства;

расширить представление о средствах музыкальной выразительностисформировать представление
о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

Развивающие:


развитие ассоциативного образного мышления, познавательных умений и
художественного воображения.

Воспитательные:


воспитание гуманности, умения сопереживать, сочувствовать;

— усвоение важных жизненных категорий «добро» и «зло»;

— воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут
обучающиеся в ходе урока:

Планируемые результаты:

Предметные:

— продолжить
знакомство с творчеством П. И. Чайковского.

— понимать понятийный аппарат и композиционные особенности балетного спектакля;

Личностные:

— эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое
впечатление;


участвовать в коллективно-творческой деятельности, реализовывать собственные
творческие замыслы в хоровом пении;


ощущать радость творчества.

Метапредметные
результаты
:

Познавательные УУД:


делать выводы, строить суждения.


ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД:

— самостоятельно формулировать тему и цель урока;


ставить совместно с учителем конкретную учебную задачу;

— строить речевые высказывания о музыке в устной форме;

— формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные УУД:

— стремиться к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных задач;


быть терпимыми к мнениям других, учитывать их в совместной работе.

Основная педагогическая
технология
: технология развивающего обучения с направленностью на развитие
творческих качеств личности.

игровая
технология.

Методические методы и приемы, использованные учителем на уроке: сингапурская
методика, метод эмоциональной драматургии, метод «забегание вперед»,
цветовосприятие.

Межпредметные связимузыка,
изобразительное искусство, литература.

Музыкальный репертуар:

Вальс из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского.

Фрагмент балета «Спящая красавица» — Интродукция «Две феи».

Сцена борьбы  Карабос и Сирени.

Песни «Весенняя капель»

Оборудование:
проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, презентация.

Краткое описание структуры урока:

Организационно-мотивационный момент урока.

Определение темы урока.

Целеполагание.

Открытие новых знаний:

— первичное слушание музыки;

— «музыкальная палитра»;

— повторное слушание музыки и дифференцированные задания;

— первичная проверка понимания музыки.

Закрепление
новых знаний.

Вокально-хоровая
работа.

Итог урока.

Домашнее
задание.

Рефлексия деятельности на уроке.

 цель:
доказать, что в балетном спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства,
и если что-то исключить, то спектакля не получится)

Ход
урока

1. Организационно-мотивационный момент урока.

Приветствие «Дин-дон»

2.
Актуализация знаний.

Уч. Ребята, вспомним материал прошлых уроков. Как наз
раздел программы, который мы изучали.
«В музыкальном театре»
слайд 1

На столе карточки с вопросами. Нужно дать правильный ответ. Я
даю вам время подумать.  Звучит музыка. Если вы знаете ответ, то пригласите
друга, чтобы задать ему этот вопрос, а если не знаете, то тоже пригласите
друга, он вам поможет. 

Блиц-опрос по карточкам

Что такое опера?

Что такое либретто?

Русский композитор, сочинивший музыку к французской сказке.

Что такое увертюра?

Назови оперу  К. Глюка

Композитор оперы «Руслан и Людмила»

Что такое лира?

Из какого произведения Орфей?

Из какого произведения фея Карабос?

Как называется музыкальный спектакль, в котором нет слов, только
танец?

 Что
такое оркестр и кто ним руководит?

На какие вопросы не смогли ответить?

Нам предстоит разгадать эту загадку. Это и будет темой урока.

Уч.
Я думаю.нам поможет ее величество Музыка.

Давайте сейчас послушаем музыкальный фрагмент и представим, где мы
находимся и что делаем.

(Звучит небольшой отрывок вальса из балета П. И. Слайд
2
Чайковского «Спящая красавица»).

Девочки в нарядных платьях танцуют.

— И
что же вы вообразили и представили? Д. Как будто мы на балу и
танцуем.                                                                                                                   
Уч. Правильно. А какой танец звучит?            Д. Танец вальс.

Уч.
Совершенно верно. А куда нас может привести танец?                           Д.
В музыкальный
спектакль – балет
                                                          
Уч. Правильно. Танец нас приведёт в балет.Знаете ли вы, что такое балет?

Д. Балет – музыкальный спектакль, где
танцуют.   Слайд 3-4

Уч. А какой балет?, мы продолжаем разгадывать
загадку.                Для этого мы пригласим французского сказочника 17 века.

Выходит Миша Ч.с книгой «Сказки Ш. Перро», но не показывает
название.

Я сочинил свою сказку очень давно. В 1697
году. -324 года  назад. Я рад.что ее до сих пор читают. Я взял ее в вашей
библиотеке.

По моей сказке  130 лет назад в 1890 году 
директором  императорских театров России Иваном  Всеволожским   и великим 
балетмейстером Мариусом Петипа было написано либретто -краткое содержание с
описанием действий.    Итак…

В королевском дворце короля Флорестана
родилась маленькая принцесса- Аврора. На ее крестины были приглашены 5
прекрасных фей, которые одарили ее добрыми качествами-добродетелями…….

1.
Одна из фей пожелала принцессе прекрасного.(цветы сирени)

 2.
Вторая — наградила её нежным и добрым сердцем.(сердечко)              3. Третья
–пожелала научиться  играть на муз. инструментах.
(лира)                                                                                                                       4.
Четвертая фея пожелала научиться превосходно танцевать .(кружит.)

5.
Пятая – прекрасно петь.(нотка)

Вдруг раздался гром. Это приехала старая
злая фея, которую не пригласили на бал. Все думали, что она уже
умерла…..                                                              
6. Старая фея рассердилась и пожелала принцессе уснуть навечно!.

Уч.
Отрывок из какой сказки у нас с вами получился?

Д. Из сказки «Спящая красавица» Слайд 5-6

Уч.
А кто автор этой сказки? Д. Шарль Перо

Уч. Ребята, значит с каким балетом, мы будем сегодня знакомиться?

Д. С балетом «Спящая красавица»

Уч. Правильно. А кто композитор этого балета, вам хорошо
известен. Давайте посмотрим на экран. Кто это?

 П. И. Чайковский.

 4.
Целеполагание

Уч.
Молодцы. Ребята, это, действительно, Петр Ильич Чайковский.

А теперь нам нужно правильно сформулировать тему нашего урока. Кто попробует?

Д. «Балет П. И.Чайковского «Спящая красавица» . Слайд 7

Уч. Совершенно верно. Сейчас мы откроем тетради и запишем
тему урока.
Под темой приклеим портрет композитора.

(Учащиеся записывают
тему в тетрадь)

П. И. Чайковский.(приклеивают маленький  портрет в тетр.)

Цель:
познакомиться  с либретто и героями балета, узнать  приемы, которые используют
композиторы.

доказать,
что в балетном спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства, и если
что-то исключить, то спектакля не получится)

4.
Открытие новых знаний.

Уч.
А сейчас мы встанем около своих стульев и поиграем в актёров, которые набрали в
рот воды и не могут говорить.

Вы
должны молча всё изображать. Готовы? Выходят к доске 3-5 детей, ост. на месте.

Уч.
Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко,
ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень!

Сели
на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И
вдруг. что это? Кто-то ползет по вашим ногам. Ой, это муравьи! Вы сели на
пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьёв. И осторожно, чтобы не подавить
их, отпрыгивайте в сторону.

Уч.
Понравилось быть актёрами без слов? А где используют такой приём?    Д. В балете.

Уч.
Ребята, а может быть, кто-то знает, как называется такое искусство, когда
показывают только мимикой и жестами?

Д.
Пантомима Слайд 8

Уч. Правильно. Вот такое интересное искусство используется
в музыкальном
спектакле — балет
.

Уч. А  какие ещё искусства есть в балете, попробуете
определить сами
.  Слайд 9

 Кластер:

Д. В балете есть и танец, и музыка, и живопись, и пантомима.

Уч. Ребята,
а в сказке какие силы всегда борются между собой?

Д.
Добро и зло.

Уч. И если мы будем сегодня говорить про сказочный балет, значит,
каких героях пойдёт речь?   Д. О добрых и злых героях.

Уч.
Ребята, возьмите карточки с солнышком и тучкой,

Я
буду называть слово, а вы – поднимать карточку, которая, как вам кажется,
подходит к этому слову.

день
– ночь  нежно – грубо мир – война  добро – зло

Уч.
Молодцы! Замечательно справились с заданием. А чем отличаются эти слова?   Д.
Они противоположные.

Уч.
Конечно. И эта противоположность называется – контраст. Значит эти образы
какие? — Д.
Контрастные
образы

Уч.
Правильно. Это ещё один прием,  который используют в музыке. Давайте его
запишем.

 Контраст-противопоставление
(в тетрадь)

 Приклеим
солнышко и тучку. поставим между ними стрелку.

Прием
контраста работает в разных видах искусства: музыке,  в живописи

Какая музыка показала нам добрый образ, а какая злой?
Представьте героинь сказки. Вам подскажет музыка.

На доске будут слова. Вам надо выбрать характеристику музыки и
записать под
картинки.                                                                                             
1 вариант под  солнышком .

2
вариант –под тучкой (можно по 2 слова в столбике) Ребята выбирают слова-эмоции на экране).

В это же время 6 уч-ся (по 3 уч.) создают костюмы — выбирают
цвет для костюмов героинь из нарезанных кусочков цветной бумаги и ткани.

Итак.
Как звучит музыка? Как оденут художники-костюмеры артистов балета? Как
двигаются балерины?

 6.
Слушание музыки.  
Слайд 11 Интродукция(Звучит «Интродукция
из балета «Спящая красавица» «Две
феи»
)
                                              Слайд 12      Слова
-эмоции

сердито         
напевно

резко              
мелодично

грубо            
светло

страшно         
спокойно

злобно         
лирически

жестоко         
ласково

трагично         
изящно

( зачитывают ответы)

Уч. Каких героев этой сказки вы себе представили

Похожи они или различны? Д. Различны.

Уч. Как же зовут этих фей?

Уч. Фея Карабос – злая, а фея Сирени – добрая.
(
в столбики в тетрадь) Слайд 13  Карабос и
Сирень

Повторное
слушание ИНТРОДУКЦИИ

Сейчас
девочки  нам помогут
 сравнить мелодические линии  двух
музыкальных 
тем.                                                                                         
Группа детей с лентами изображают линии

Все встали, когда
зазвучит музыка. пробуем
движениями рук передать характер волшебниц-фей, нарисовать рукой мелодические
линии.

Какие жесты хочется делать в музыке феи Карабос, а какие – в музыке феи Сирени?

Д. У
феи Карабос — линии резкие, ломанные, а у феи Сирени, они плавные и мягкие
.(зарисовать
в тетрадь линии )
Значит,и в движениях, в пластике тоже контраст?

Давайте
посмотрим отрывок из балета «Спящая красавица» где идет борьба за жизнь 
принцессы Авроры.

Видео «Сирень и Карабос» (30)  А
что же было дальше?

Миша
-Фея Сирени противостояла злым чарам Карабос, и поэтому принцесса  Аврора не
умерла, просто уснула на много лет. Уснуло и все королевство.

Уч.
Да.ребята.Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Оставим
героев. пусть спят.       И нам пора отдохнуть.

Хотите 
чувствовать ритм музыки быть гибкими? Проведем физминутку «Лесенка»  3 уч-ся
показывают и все делают
музразминку.                                                                                

Уч. Тема добра и
зла вечная. Даже природу наделяют поэты и художники силами добра и зла. 
Помните у Ф Тютчева «Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя, пустила, убегая
,в прекрасное дитя

-Что это за
ведьма? Зима. -А прекрасное дитя? Весна. А вы чувствуете, что она идет к нам?
Как называется весеннее явление, когда капают сосульки с крыш? Весенняя капель.

 Представляю вам
песенку Т. Морозовой «Весенняя капель»

Видео
«Весенняя капель» прикл слова в тетр.

Разучивание песни

Какие картины
природы вы представили.исполняя песню? Можно ли образ Весны из песни сравнить с
образом феи Сирени? В чем их сходство? Цветы сирени. Знаете ли вы, что цветение
сирени происходит в конце весны и открывает лето? А знаете ли вы, что есть на
свете место,где в это время нет черных ночей. Свет победил тьму. Какие же там
ночи? Белые ночи. Люди всю ночь гуляют по светлым набережным и аллеям. вдыхают
аромат сирени и считают балет «Спящая красавица» визитной карточкой города. Что
же это за город? Санкт-Петербург.

Да. А еще именно в
С-П в Мариинском театре был впервые поставлен балет П.И.Чайковского «Спящая
Красавица» в 1890 году.

Да.кстати, как же
сказка закончилась? Расскажет нам об этом принц Дезире.

Прошло 100 лет.
Однажды я -принц Дезире охотился в дремучих лесах и увидел старинный
заброшенный замок. Он был весь покрыт пылью и паутиной, зарос травой и колючими
кустарниками. Я  вошел в замок и  вдруг  увидел фею Карабос. Я сразился с нею и
победил. Тот час колдовские чары пали. Туман развеялся, и я увидел спящую
Аврору, Она была так прекрасна. Я не удержался и поцеловал ее. Она проснулась.

Сказка
заканчивается свадьбой героев. .Посмотрите сцену-апофеоз.

Слайд 14

11.
Закрепление нового материала.

Уч. Мы сегодня на уроке узнали много нового и интересного. А теперь
надо это закрепить. группа получает карточку с вопросом, который должны
закончить сами и прочитать классу. Если вы согласны, то встаём.

Вариант:

1.
Верите ли вы, что музыку балета «Спящая красавица» написал…?

2. Верите ли вы, что
искусство жестов и мимики это…. ?

3. Верите ли вы, балет объединяет литературу, музыку, танец, пантомиму и
…. ? изо- живопись

Докажите-Соберите макет сцены  для спектакля.

4. Верите ли вы что контрастные образы в этом балете…….?

5.
Верите ли вы, что в сказках всегда побеждает …. ?

Стихи Слайд
ЦЕЛИ

Учитель: Как
вы думаете, достигли мы своей цели? (вспоминают цель: доказать, что в каждом
балетном спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства, и если что-то
исключить, то спектакля не получится)  Значит какой вывод мы можем сделать? (Балет
– синтетический вид искусства)

12.
Оценка деятельности. Все артисты, декораторы, музыканты  и помощники
заслуживают аплодисменты и нескончаемые овации.и конечно 5. Ребята 2 ряда
сдайте тетр. для оценивания. самые активные ребята-5

Благодарю вас за урок!

13.
Домашнее задание.

Уч. Вспомните самый добрый эпизод сказки и изобразите его красками.

14. Рефлексия деятельности на уроке.

В
конце спектакля принято аплодировать и дарить цветы. Кому понравился
сегодняшний урок, прикрепите цветочек на сцену.

  • Спускаться организовано как пишется
  • Спрашивать по одиночке как пишется
  • Способна ли книга сделать человека лучше сочинение аргументы
  • Справа сверху как пишется
  • Справа слева как пишутся слова